Аполлон Григорьев – краткая биография. Аполлон Григорьев - русский поэт, литературный критик и переводчик

Аполлон Григорьев

Аполлон Григорьев - довольно странная личность в русской литературе. Он получил достаточного большую известность как поэт (на стихи Аполлона Григорьева, в частности, написан целый ряд популярных романсов). Но, возможно, даже более он известен как литературный критик и теоретик, продвигавший весьма странные, противоречивые и туманные идеи. Другой существенный вклад Григорьева в русскую культуру - многочисленные переводы: в последние годы Аполлон Григорьев стихи больше переводил, чем писал.

К сожалению, Аполлон Григорьев, как и многие выдающиеся творческие люди до и после него, вёл весьма разгульный образ жизни. Это и привело к его довольно ранней кончине - поэт прожил лишь 42 года, скончавшись в Санкт-Петербурге 24 сентября (7 октября по новому стилю) 1864 года. Постоянные запои подорвали его здоровье. Тем не менее, Аполлон Григорьев успел много сделать для русской литературы, хоть сегодня его имя и нечасто упоминается среди классиков той удивительной эпохи.

Рождение, молодость и раннее творчество Аполлона Григорьева
Аполлон Александрович родился в Москве, 16 (22 по новому стилю) июля 1822 года. Его отец являлся секретарём городского магистрата. Аполлон Григорьев получил очень хорошее образование: сначала домашнее, а затем - высшее юридическое, в Московском университете.

В университете он также некоторое время работал: с 1842 - заведовал библиотекой, а с 1843 был секретарём университетского Совета. В том же году стихи Аполлона Григорьева впервые были напечатаны под псевдонимом в журнале «Москвитянин» - позже с этим журналом будет связан большой пласт его творчества и значительный период жизни.

С 1844 года Григорьев активно занялся критикой, написал несколько повестей, работал над переводами Софокла и Мольера. В 1846 году Аполлон Григорьев стихи собственного сочинения впервые издал сборником, однако он не снискал большого успеха. В то же время переводы Байрона и особенного Шекспира (значительных произведений - «Сон в летнюю ночь», «Ромео и Джульетта», «Венецианский купец») принесли ему большую известность.

Работа Аполлона Григорьева в «Москвитянине»
В 1847 году Григорьев женился, вернулся в Москву (несколько предыдущих лет прошли в Санкт-Петербурге), и попытался остепениться. Впрочем, нормализовать образ жизни особенно не получилось - вскоре богемная жизнь в худшем её воплощении снова затянула поэта. Некоторое время он проработал учителем законоведения в различных учебных заведениях, а также сотрудничал с журналом «Отечественные записки».

В 1850 году Григорьев устроился работать в журнал «Москвитянин», с которого некогда началась его творческая карьера. Занимался критикой, и успешно, но популярность его была скорее негативного толка. Запутанные суждения Григорьева не были понятны публике и литературному сообществу, он нажил много противников и недоброжелателей в этой среде. Не улучшали образ Григорьева в глазах общественности и его эксцентричные выходки.

Последние годы жизни Аполлона Григорьева
В 1856 году журнал «Москвитянин» прекратил свою работу. Григорьев пытался сотрудничать со многими другими изданиями, включая «Библиотеку для чтения» и «Русскую беседу», был одним из редакторов «Русского слова». Но закрепиться ни в одном коллективе ему не удавалось вплоть до 1861 года, когда появился журнал «Время». Здесь Григорьев наконец пришёлся ко двору.

Впрочем, и эта стабильность пришла ненадолго - отношение к Григорьеву в литературных кругах было уж слишком прохладным. Какое-то время он проработал учителем в Оренбурге, затем вернулся в столицу. Журнал «Время» в 1863 году был закрыт, затем снова возродился, и странный стиль Григорьева в последние годы его недолгой жизни был весьма востребован.

Poembook, 2013
Все права защищены.

19 век недаром называют золотым веком русской поэзии. В это время творили многие великие художники слова, в числе которых был и Аполлон Григорьев. Биография его, изложенная в этой статье, даст вам общие представления об этом талантливом человеке. Аполлон Александрович Григорьев (годы жизни - 1822-1864) известен как русский поэт, переводчик, театральный и литературный критик, мемуарист.

Происхождение А. А. Григорьева

Аполлон Александрович появился на свет в Москве 20 июля 1822 года. Его дед был крестьянином, который приехал в Москву на заработки из глухой провинции. За усердный труд на чиновничьих должностях этот человек получил дворянство. Что касается отца он ослушался воли родителей и связал свою жизнь с дочерью крепостного кучера. Только через год после рождения сына родители Аполлона поженились, поэтому будущий поэт считался незаконнорожденным ребенком. Аполлону Григорьеву удалось получить личное дворянство лишь в 1850 году, когда он был в чине титулярного советника. Благородное звание, таким образом, было восстановлено.

Период обучения, канцелярская работа

Будущий поэт получил домашнее образование. Это позволило ему поступить сразу в Московский университет, минуя гимназию. Здесь, на юридическом факультете, он слушал лекции М. П. Погодина, Т. Н. Грановского, С. П. Шевырева и др. Сокурсниками нашего героя был и А. А. Фет. Вместе с ними он организовал литературный кружок, в котором молодые поэты читали свои произведения друг другу. В 1842 году Аполлон Александрович окончил университет. После этого он работал в библиотеке, а затем стал секретарем Совета. Однако Григорьеву не давалась канцелярская работа - протоколы он вел неаккуратно, при выдаче книг забывал их регистрировать.

Первые публикации

С 1843 года начал печататься Аполлон Григорьев. Стихи его очень активно появлялись в период с 1843 по 1845 г. Этому способствовало безответное чувство к А. Ф. Корш. Многие темы лирики Григорьева объясняются именно этой любовной драмой - стихийность и необузданность чувств, роковая страсть, любовь-борьба. К этому периоду относится стихотворение "Комета", где хаос любовных чувств сравнивается поэтом с космическими процессами. Эти же настроения присутствуют и в первом прозаическом сочинении Аполлона Александровича, выполненном в форме дневника. Произведение называется "Листки из рукописи скитающегося софиста" (написано в 1844, опубликовано в 1917 году).

Годы жизни в Петербурге

Отягощенный долгами, опустошенный после разочарования в любви, Григорьев решил начать новую жизнь. Он тайно отправился в Петербург, в котором у него не было знакомых. Григорьев в период с 1844 по 1845 год служил в Сенате и в Управе благочиния, однако затем решил оставить службу, чтобы посвятить все свое время литературному труду. Григорьев писал и драмы, и стихи, и прозу, и театральную и литературную критику. В 1844-1846 гг. Аполлон Александрович сотрудничал с "Репертуаром и Пантеоном". В этом журнале состоялось становление его как литератора. Он опубликовал критические статьи на тему театра, рецензии на спектакли, а также множество стихов и драму в стихах "Два эгоизма" (в 1845 году). Тогда же появилась и его трилогия, первая часть которой - "Человек будущего", вторая - "Мое знакомство с Виталиным" и заключительная - "Офелия". Аполлон Григорьев также занимался переводами (в 1846 году появились "Антигона Софокла", "Школа мужей Мольера" и другие произведения).

Возвращение в Москву

Григорьев обладал широкой натурой, что заставляло его менять убеждения, метаться из крайности в крайность, выискивать новые идеалы и привязанности. В 1847 году, разочаровавшись в Петербурге, он вернулся в Москву. Здесь он начал сотрудничать с газетой "Московский городской листок". Среди работ этого периода необходимо отметить 4 статьи Григорьева "Гоголь и его последняя книга", созданных в 1847 году.

Женитьба

В этом же году Аполлон Александрович связал себя узами брака. Жена Аполлона Григорьева была сестрой А. Ф. Корш. Однако вскоре из-за ее легкомысленного поведения брак был расторгнут. У Григорьева снова началась полоса душевных мук и разочарований. Многие произведения этого периода жизни поэта, вероятно, не были бы созданы, если бы не жена Аполлона Григорьева и ее легкомысленное поведение. В это время Аполлон Александрович опубликовал поэтический цикл под названием "Дневник любви и молитвы". В 1879 году был целиком издан этот цикл, уже после того, как умер Аполлон Григорьев. Стихи, помещенные в него, посвящены прекрасной незнакомке и безответной любви к ней.

Преподавательская деятельность, Григорьев-критик

В период с 1848 по 1857 год Аполлон Александрович был преподавателем. Он вел законоведение в нескольких учебных заведениях. Одновременно он сотрудничал с журналами и создавал новые сочинения. В 1850 году Григорьев сблизился с редакцией "Москвитянина". Он организовал "молодую редакцию" вместе с А. Н. Островским. По сути дела, это был отдел критики "Москвитянина".

Как критик Аполлон Григорьев в это время становится главной фигурой в театральных кругах. Он проповедовал естественность и реализм в актерской игре и драматургии. Многие постановки и пьесы оценил Аполлон Григорьев. О "Грозе" Островского он писал прежде всего как о произведении искусства. Основным достоинством пьесы критик посчитал способность автора поэтично и достоверно изобразить русскую национальную жизнь. Григорьев отметил прелесть провинциального быта и красоту русской природы, а трагизма событий, изображенных в произведении, практически не коснулся.

Аполлон Григорьев известен как автор фразы "Пушкин - это наше все". Творчество Александра Сергеевича, безусловно, он ставил очень высоко. Его рассуждения весьма интересны, в частности, то, что говорил Аполлон Григорьев о Евгении Онегине. Критик считал, что хандра Евгения связана с его природным врожденным критицизмом, который свойственен русскому здравому смыслу. Аполлон Александрович говорил, что общество не виновато в разочаровании и хандре, охвативших Онегина. Он отметил, что они проистекают не от скептицизма и озлобленности, как у Чайльд Гарольда, а от даровитости Евгения.

В 1856 году "Москвитянин" был закрыт. После этого Аполлона Александровича приглашали в другие журналы, такие как "Современник" и "Русская беседа". Однако он был готов принять предложение только при условии личного руководства критическим отделом. Поэтому переговоры заканчивались лишь публикациями поэм, статей и переводов Григорьева.

Новая любовь

В 1852-57 гг. Григорьев Аполлон Александрович вновь пережил безответную любовь, на сей раз к Л. Я. Визард. В 1857 году появился стихотворный цикл "Борьба", куда вошли наиболее известные стихи Григорьева "Цыганская венгерка" и "О, говори хоть ты со мной…". А. А. Блок назвал эти произведения перлами русской лирики.

Поездка в Европу

Аполлон Григорьев, став домашним учителем и воспитателем князя И. Ю. Трубецкого, отправился в Европу (Италия, Франция). В период с 1857 по 1858 год он жил во Флоренции и Париже, посещал музеи. Вернувшись на родину, Григорьев продолжил печататься, с 1861 года активно сотрудничая с журналами "Эпоха" и "Время", во главе которых стояли Ф. М. и М. М. Достоевские. М. Достоевский посоветовал Аполлону Александровичу создать мемуары о развитии современного поколения, что и осуществил Аполлон Григорьев. Творчество его включает в себя "Мои литературные и нравственные скитальчества" - результат осмысления предложенной темы.

Философско-эстетические взгляды Григорьева

Философско-эстетические взгляды Григорьева сложились под влиянием славянофильства (Хомякова) и романтизма (Эмерсона, Шеллинга, Карлейля). Он признавал определяющее значение религиозного и национально-патриархального начал в жизни народа. Однако в его творчестве это сочеталось с критикой абсолютизации общинного начала, пуританских суждений о литературе. Аполлон Александрович также отстаивал идею народного единства до- и послепетровского периодов. Он считал, что и для западничества, и для славянофильства характерно ограничение исторической жизни рамками схем, отвлеченное теоретизирование. Тем не менее, согласно Григорьеву, общинный идеал славянофилов несравненно лучше, чем программа западничества, признающая своим идеалом единообразие (мундирное человечество, казарменность).

Мировоззрение Григорьева наиболее полно отражено в теории органической критики, созданной им. Само понятие критики органической соответствует пониманию органичности искусства, в котором синтетически воплощаются различные органические начала жизни. По его мнению, искусство - часть жизни, ее идеальное выражение, а не просто копия действительности.

Особенности поэтического творчества

Поэтическое творчество Григорьева развивалось под влиянием Лермонтова. Аполлон Александрович сам называл себя последним романтиком. Мотивы дисгармонии мира и безысходного страдания являются главными в его творчестве. Они часто выплескиваются в стихию надрывного веселья, разгула. Многие стихотворения Григорьева (в особенности цикл о городе) из-за острой социальной направленности трудно было опубликовать. Это было возможно лишь в заграничной русской прессе. В целом поэтическое наследие интересующего нас автора очень неравноценно, однако лучшие его творения отличаются яркостью и необычайной эмоциональностью.

Последние годы жизни

Аполлон Григорьев за свою жизнь побывал атеистом и мистиком, славянофилом и масоном, врагом-полемистом и добрым товарищем, запойным пьяницей и нравственным человеком. В конце концов, все эти крайности сломили его. Аполлон Григорьев запутался в долгах. В 1861 году ему пришлось отсидеть в долговой тюрьме. После этого он в последний раз попробовал изменить свою жизнь, для чего отправился в Оренбург. Здесь Григорьев был преподавателем в кадетском корпусе. Однако эта поездка только усугубила состояние поэта. К тому же в очередной раз произошел разрыв с его супругой М. Ф. Дубровской. Аполлон Александрович все чаще искал забвения в вине. Возвратившись из Оренбурга, он работал, но с перерывами. Григорьев избегал сближения с литературными партиями, хотел служить лишь искусству.

Смерть А. А. Григорьева

В 1864 году Аполлону Александровичу пришлось еще дважды отсидеть в долговой тюрьме. Вконец опустошенный душевными переживаниями, в Петербурге от скончался Аполлон Григорьев. Биография его завершается 25 сентября 1864 года.

Аполло́н Алекса́ндрович Григо́рьев (16 июля 1822, Москва - 25 сентября 1864, Санкт-Петербург) - русский поэт, литературный и театральный критик, переводчик, мемуарист, автор ряда популярных песен и романсов.

Ранние годы

Аполлон Григорьев родился 16 (28) июля 1822 года в Москве, где отец его Александр Иванович Григорьев (1788-1863) был секретарём городского магистрата. Получив хорошее домашнее воспитание, он окончил Московский университет первым кандидатом юридического факультета (1842).

С декабря 1842 по август 1843 года заведовал библиотекой университета, с августа 1843 - служил секретарём Совета университета. В университете завязались близкие отношения с А. А. Фетом, Я. П. Полонским, С. М. Соловьёвым.

Потерпев неудачу в любви (к Антонине Фёдоровне Корш) и тяготясь своевольством родителей, Григорьев внезапно уехал в Петербург, где служил в Управе благочиния и Сенате. С лета 1845 года целиком посвятил себя литературным занятиям.

Начало творческого пути

Дебютировал в печати стихотворением «Доброй ночи!», опубликованной под псевдонимом А. Трисмегистов в журнале «Москвитянин» (1843, № 7). В 1844-1846 рецензии на драматические и оперные спектакли, статьи и очерки, стихи и стихотворную драму «Два эгоизма», повести «Человек будущего», «Моё знакомство с Виталиным», «Офелия» помещал в журнале «Репертуар и Пантеон». Одновременно переводил («Антигона» Софокла, «Школа мужей» Мольера), эпизодически участвовал в других изданиях.

В 1846 году Григорьев издал отдельной книжкой свои стихотворения, встреченные критикой не более как снисходительно. Впоследствии Григорьев не много уже писал оригинальных стихов, но много переводил: из Шекспира («Сон в летнюю ночь», «Венецианского купца», «Ромео и Джульетту») из Байрона («Паризину», отрывки из «Чайльд Гарольда» и др.), Мольера, Делавиня. Образ жизни Григорьева за все время пребывания в Петербурге был самый бурный, и пьянство, привитое студенческим разгулом, всё более и более его захватывало.

В 1847 Григорьев переселился в Москву и пробовал остепениться. Женитьба на Л. Ф. Корш, сестре известных литераторов Е. Ф. Корша и В. Ф. Корша, ненадолго сделала его человеком правильного образа жизни. Он деятельно сотрудничал в «Московском городском листке», был учителем законоведения в Александровском сиротском институте (1848), в 1850 был переведён в Московский воспитательный дом (до августа 1853), с марта 1851 до мая 1857 был учителем законоведения в 1-й московской гимназии.

Благодаря знакомству с А. Д. Галаховым завязались сношения с журналом «Отечественные записки», в котором Григорьев выступал в качестве театрального и литературного критика в 1849-1850 годах.

«Москвитянин»

В конце 1850 г. Григорьев устраивается в «Москвитянине» и становится во главе замечательного кружка, известного под именем «молодой редакции Москвитянина». Без всяких усилий со стороны представителей «старой редакции» - М. П. Погодина и С. П. Шевырёва, как-то сам собою вокруг их журнала собрался, по выражению Григорьева, «молодой, смелый, пьяный, но честный и блестящий дарованиями» дружеский кружок, в состав которого входили А. Н. Островский, Писемские, Б. Н. Алмазов, А. А. Потехин, Печерский-Мельников, Е. Н. Эдельсон, Л. А. Мей, Николай Берг, Горбунов и др. Никто из них не был славянофилом правоверного толка, но всех их «Москвитянин» привлекал тем, что здесь они могли свободно обосновывать свое общественно-политическое миросозерцание на фундаменте русской действительности.

Григорьев был главным теоретиком кружка. В завязавшейся борьбе с петербургскими журналами «оружие» противников всего чаще направлялось именно против него. Борьба эта Григорьевым велась на принципиальной почве, но ему обыкновенно отвечали на почве насмешек: от того, что петербургская критика, в промежуток между Белинским и Чернышевским, не могла выставить людей способных к идейному спору, и оттого, что Григорьев своими преувеличениями и странностями сам давал повод к насмешкам. Особенные глумления вызывали его ни с чем несообразные восторги Островским, который был для него не простой талантливый писатель, а «глашатай правды новой». Островского Григорьев комментировал не только статьями, но и стихами, и при том очень плохими - например, «элегией-одой-сатирой» «Искусство и правда» (1854), вызванною представлением комедии «Бедность не порок». Любим Торцов не на шутку провозглашался здесь представителем «русской чистой души» и ставился в укор «Европе старой» и «Америке беззубо-молодой, собачьей старостью больной». Десять лет спустя сам Григорьев с ужасом вспоминал о своей выходке и единственное ей оправдание находил в «искренности чувства». Такого рода бестактные и крайне вредные для престижа идей, им защищаемых, выходки Григорьева были одним из характерных явлений всей его литературной деятельности и одною из причин малой его популярности.

Чем больше писал Григорьев, тем больше росла его непопулярность. В 1860-х годах она достигла своего апогея. Со своими туманнейшими и запутаннейшими рассуждениями об «органическом» методе и разных других абстракциях, он до такой степени был не ко двору в эпоху «соблазнительной ясности» задач и стремлений, что уже над ним и смеяться перестали, перестали даже и читать его. Большой поклонник таланта Григорьева и редактор «Времени», Достоевский, с негодованием заметивший, что статьи Григорьева прямо не разрезаются, дружески предложил ему раз подписаться псевдонимом и хоть таким контрабандным путем привлечь внимание к своим статьям.

Последние годы жизни

В «Москвитянине» Григорьев писал до его прекращения в 1856 г., после чего работал в «Русской Беседе», «Библиотеке для Чтения», первоначальном «Русском Слове», где был некоторое время одним из трёх редакторов, в «Русском мире», «Светоче», «Сыне Отечечества» Старчевского, «Русск. Вестнике» М. Н. Каткова - но устроиться прочно ему нигде не удавалось. В 1861 г. возникло «Время» братьев Достоевских и Григорьев как будто опять вошёл в прочную литературную пристань.

Как и в «Москвитянине», здесь группировался целый кружок писателей «почвенников» - Страхов, Аверкиев, Достоевские и др., - связанных между собою как общностью симпатий и антипатий, так и личною дружбою. К Григорьеву они все относились с искренним уважением. В журналах «Время» и «Эпоха» Григорьев публиковал литературно-критические статьи и рецензии, мемуары, вёл рубрику Русский театр.

Вскоре почувствовал и в этой среде какое-то холодное отношение к его мистическим вещаниям. В том же 1861 году уехал в Оренбург учителем русского языка и словесности в кадетском корпусе. Не без увлечения взялся Григорьев за дело, но весьма быстро остыл, и через год вернулся в Петербург и снова зажил беспорядочной жизнью литературной богемы, до сидения в долговой тюрьме включительно. В 1863 г. «Время» было запрещено. Григорьев перекочевал в еженедельный «Якорь». Он редактировал газету и писал театральные рецензии, неожиданно имевшие большой успех, благодаря необыкновенному одушевлению, которое Григорьев внес в репортерскую рутину и сушь театральных отметок. Игру актёров он разбирал с такою же тщательностью и с таким же страстным пафосом, с каким относился к явлениям остальных искусств. При этом он, кроме тонкого вкуса, проявлял и большое знакомство с немецкими и французскими теоретиками сценического искусства.

В 1864 г. «Время» воскресло в форме «Эпохи». Григорьев опять берется за амплуа «первого критика», но уже ненадолго. Запой, перешедший прямо в физический, мучительный недуг, надломил могучий организм Григорьева. Поэт умер 25 сентября (7 октября) 1864 г. в Петербурге. Похоронен на Митрофаниевском кладбище, рядом с такой же жертвой вина - поэтом Меем; позднее перезахоронен на Волковом кладбище. Разбросанные по разным журналам статьи Григорьева были в 1876 г. собраны в один том Н. Н. Страховым.

С характеристикой творчества поэта можно ознакомиться

Художник Григорьев Сергей Алексеевич родился на Украине в городе Луганске 22 июня (по старому стилю 5 июля)и 1910 года в семье Алексея Васильевича Григорьева железнодорожного служащего. Годом позже позже семья Григорьевых переехала в Запорожье, где с 13 лет отроду учился в художественной школе Запорожья до 1926 года.

Юный художник проявлял большую любовь к рисованию и живописи, его мечтой было поступить в Ленинграде в академию художеств, но тамошние преподаватели не заметили в молодом парне талантливого художника. Покинув Ленинград позже в 1928 году он поступает в художественный институт В Киеве, где в последствии заслуживает специальность живописца-графика. Еще во время учебы в институте он вступает в студенческий творческое объединение под названием "Союз молодых художников Украины"

После окончания института в 1932 году художник переезжает в город Харьков, где его принимают на работу в издательстве "Мистецтво". Как мы знаем то был настоящий советский период и художники создавали свои работы под девизами советской власти. Вот некоторые работы молодого художника, в основном это были плакаты "Даешь стране хлеб" , "Передовики Донбаса", "Комсомолия" и другие.

Позже Григорьев работает педагогом, выставляет свои работы на выставках, одна из них в Польше в 1933 г. , ассистирует в факультете по живописи и графике в художественном институте в г. Харьков. Все эти годы прошли не зря, благодаря его заслугам в 1934 г. его принимают доцентом в Киевский художественный институт.

С 1938 г. по 1939 г. плодотворно участвует в различных выставках, где демонстрирует работы "Лыжник ", "Дети на пляже", "Баянист", "Маевка", Эпраздник молодежи" и другие.

В 1939 г. художник призван на военную службу, где частично занимается оформительской деятельностью и параллельно создает картину "Детская музыкальная школа" Во время войны был политработником. несмотря на то, что в армии он был до 1946 года, ему никогда не пришла мысль о создании картин на военную тематику.

В 1947 г. ему присваивается звание профессора, он работает заведуя кафедрой рисунка в Киевском художественном институте и создает такие свои произведения, как, "Портрет маршала Конева И. С". и "На собрании"

С 1950 г. в течении 3-х лет принимает участие во всесоюзной выставочной деятельности, работает в комитете назначений Сталинских премий в области изобразительного искусства, литературы и архитектуры. В этом же году создает картину "Обсуждение двойки"

В 1951 по 1955 г. Григорьева назначают ректором КГХИ, он руководит в мастерской жанровой живописи. Также его избирают депутатом, участвует в районном совете депутатов г. Киева.

С 1952 г. по 1957 г. исполняет обязанности руководителя живописи от УССР. В 1954 создает картину "Вернулся"

С 1953 г. член корреспондент. В 1958 году действительный член академии художеств Советского Сюза.

В 1960 году создана картина "Родительское собрание" в которой ему позировала его дочь для образа молодой учительницы. Также в 60-х годах им была оборудована мастерская в поселке Конча-Озерная, где живописец писал различные пейзажи и ряд портретов

В 1973 году открывается персональная выставка с работами художника в г. Киеве

В 1987 году Григорьев снова участвует в Республиканской выставке в г. Киеве

Как мы видим послужной список из биографии художника Сергея Григорьева довольно таки многогранный и плодотворный, благодаря заслугам и таланту художника он везде был в почете и уважаем и ему доверяли многие ответственные посты. Его карьерному росту могли позавидовать многие его коллеги.

Сергей Григорьев прожил свою творческую жизнь не зря, он создал немало живописных и графических работ, создано огромное количество монографий, плакатов, отражающих ту действительность в которой он жил и трудился на благо советских людей. Его картины сегодня находятся в различных музеях Украины, России, Болгарии и Японии.

За время своего творчества и занимаемых должностей Григорьев награжден многими наградами советской эпохи, двумя Сталинскими премиями за картины "Вратарь ", "Прием в Комсомол " и "Обсуждение Двойки", ему присвоено почетное звание народного художника СССР и УССР, также его награды различные медали и 3 ордена. Им написаны мемуары о своем пройденном пути "Книга воспоминаний"

Аполлон Александрович Григорьев (1822 – 1864) – весьма неоднозначное явление в русской литературе. Поэт и переводчик, в свое время он был известен как талантливый театральный критик. Из-под его пера вышел ряд романсов, популярных и в наши дни.

Ранние годы

Будущий поэт появился на свет в 1822 году в Москве. Он был внебрачным сыном титулярного советника, который влюбился в дочь просто крепостного кучера. Первые месяцы своей жизни мальчик провел в Воспитательном доме. Однако спустя некоторое время его родителям все-таки удалось заключить брак и забрать сына.

Мальчик рос в атмосфере любви. Он получил прекрасное домашнее образование и легко поступил в Московский университет. Здесь он потрудился с Фетом, Соловьевым, Полонским. Совместные увлечения литературой сблизили их.

Окончив в 1942 году юридический факультет, будущий писатель остался работать в родном учебном заведении. Сначала был заведующим библиотекой, а затем секретарем университетского Совета.

Будучи человеком импульсивным, Григорьев однажды резко сорвался и уехал в Петербург. Считается, что толчком к этому стала неудачная влюбленность и желание вырваться из-под опеки родителей.

Первые творческие шаги

Первое свое стихотворение «Доброй ночи!» Григорьев опубликовал еще в 1843 году. Но всерьез посвятить себя писательству он решил лишь два года спустя.

Первый сборник его стихов, на который автор возлагал огромные надежды, не пришелся по вкусу ни зрителям, ни публике. Это невероятно задело Григорьева, однако он все-таки нашел в себе силы признать несовершенство своего творчества. В дальнейшем он предпочел заниматься переводами и преуспел в этом.

Между тем, разгульная жизнь в Петербурге совершенно не способствовала его самосовершенствованию. Поэтому Григорьев принял решение вернуться в Москву. Здесь он женился, начал работать учителем и театральным критиком в журнале «Отечественные записки».

«Москвитянин»

Вокруг журнала «Москвитянин» в начале 50-х годов сформировался кружок молодых авторов и людей самых различных слоев и профессий, во главе которого встал Григорьев. Несмотря на красивые слова о том, что кружок существует для обсуждения и выражения общих идей, по воспоминаниям современников он был лишь прикрытием для беспробудного пьянства.

Между тем, собственное творчество Григорьева читателей не привлекало. А его рассуждения о национальной культуре на фоне пьяных выходок настолько наскучили, что даже друзья, в конце концов, предпочли обходить бывшего товарища стороной.

Достоевский, который считал, что сочинения Григорьева достаточно интересны, даже порекомендовал ему воспользоваться псевдонимом. Это был единственный способ донести их до публики.

В 1856 году «Москвитянин» закрылся.

Дальнейшая жизнь и творчество

После закрытия журнала Григорьев работал в целом ряде других изданий. Постоянное пристанище он нашел во «Времени», редактором которого был его друг Достоевский.

Здесь также существовал определенный круг единомышленников. И они даже приняли Григоровича в свои ряды. Однако вскоре ему стало казаться, что его идеи не находят откликов в их сердцах. Он даже вообразил, что его держат при себе лишь из снисхождения.

Не желая с этим мириться, Григорьев все бросил и переехал в Оренбург. Здесь он с энтузиазмом принялся преподавать в кадетском корпусе, но надолго его не хватило. Писатель решил вернуться в Петербург, где богемная жизнь вновь засосала его в свою воронку.

В следующие годы большую популярность у читателей снискали его заметки о театральных постановках. Критика Григорьева была свежей, меткой и наполненной юмором. Благодаря близкому знакомству с мировой литературой, он разбирал постановки и игру актеров со знанием дела. Зрители чувствовали в нем профессионала и доверяли его суждениям. Пожалуй, впервые Григорьев ощутил себя на коне.

Смерть

К сожалению, продлился его триумф недолго. Организм писателя, сломленный многими годами беспробудного пьянства, все-таки сдался. В сентябре 1864 года Григорьев умер и был похоронен сначала на Митрофаниевском кладбище, а затем его прах перенесли на Волково.

После смерти писателя его друзья собрали многочисленные статьи, написанные им, в один сборник и издали его. Это была своеобразная дань памяти человеку, который так бездарно растратил данный ему талант.

Loading...Loading...