Украинцы русские или нет. Раз русские и украинцы по утверждению Президента России один народ, двух языков: русского и украинского, и двух государств: России и Украины не может быть

Что-то опять стал наблюдать всплеск укрославянского вЯличия,слишком часто из уст укропатриотов стали звучать утверждения о том,что они, чернобровые, и есть мегаславянский народ,а вот русские есть лишь болгароязычная чухна и смесь разных наций,а украинцы не в пример им просто образец этнической чистоты. Поскольку единственным свидетелем этнической частоты может быть только такая наука, как генетика, то давайте обратимся к ней и проверим насколько велика доля славянской и неславянской крови в двух наших этносах.


По Y-ДНК(мужской) главным славянским маркером является гаплогруппа R1a1 (мутации М-458 и Z-280), доставшаяся славянам от праиндоевропейских предков - из всех индоевропейских народов R1a1 чаще всего встречается именно у славян, причём именно у северных славян - южные славяне генетически ближе румынам и албанцам и R1a1 у них редок. Данные о распределении R1a1 среди славянских народов приводит Европедия:

Как мы видим,у украинцев представительство R1a1(43%) ниже,чем у поляков,белорусов и русских(46%), но выше,чем у чехов, словаков и южных славян. Таким образом, "генетических чистых" славянских народов вообще не существует, а украинцы по представительству славянской первоосновы немного уступают русским.

Это те данные,что нам даёт официальная генетика. Но если вы не доверяете выборке и выводам официальной науки,то каждый может самостоятельно проверить своё этническое происхождение через анализ ДНК,для этих целей существует международный проект в области молекулярной генеалогии и популяционной генетики -

В описании этого проекта сказано:"Привлекая к сотрудничеству специалистов различных наук (историков, генетиков, лингвистов, археологов), генетические генеалоги помогают подтвердить либо опровергнуть ту или иную гипотезу (этногненеза народов). Выводы и оценки во многом носят сравнительный характер, зависят от наличия и пополнения статистических данных. Данный проект призван способствовать этому(накоплению статистических данных)". И вот какие статистические данные,то есть гаплогруппы Y-ДНК,реальных людей из трёх славянских стран накопил проект:

Украина Россия Польша

R1a1 101(21,1%) 322(39,4%) 433(41,35%)

всего 478 819 1049 участников.

Изумительная статистика! Россия с её многочисленным неславянским населением - ещё раз напомню,что это данные по странам, а не по этническим группам - лишь немного отстала от Польши по представительству славянской гаплогруппы R1a1 и в два раза обогнала Украину, в которой 97% населения славяне. Почти насмешкой звучит утверждение, что украинцы в отличие от русских смогли сохранить чистоту этноса - практически все генетические маркеры, найденные у русских, найдены и у украинцев, причём наиболее экзотические гаплогруппы чаще находят именно на территории между Доном и Саном,и в большем количестве. А миф о якобы финно-угорском происхождении русских и вовсе при близком рассмотрении развеивается: основная гаплогруппа уралоязычных народов - N1 - найдена лишь у 14,7% россиян; для сравнения, одна только E1b - западнобалканская гаплогруппа африканского происхождения - найдена у 16,5% украинцев.

Вообще, генетические исследования показывают, что влияние Балкан на генофонд украинцев было просто огромно - в совокупности основные гаплогруппы Балкан - E1b,I2,Т и J2 - составляют 37,5% генофонда украинцев согласно официальной науке (см. таблицу Европедии) и 38,7% по статданным СЕМАРГЛ - в два-три раза больше,чем у русских и поляков; впрочем, J2 украинцы могли получить и из Кавказа, посредством тюркских племён - субклад J2a4b, характерный для вайнахских народов, часто находят на Украине.

(Карта представительства гаплогруппы I2 - Украина целиком лежит в ареале распространения этой характерной для Балкан гаплогруппы.)

(Гаплогруппа E1b1b и её распространение в Африке, Европе и Азии)

Ещё более интересно изучать представительство восточноазиатских (монголоидных) гаплогрупп в генофонде славян. Миф о монгольском происхождении русских хоть уже и обветшал, но ещё сохраняет популярность среди некоторых непритязательных украинцев, но увы и ах, генетики свидетельствуют о другом - монголоидные гаплогруппы C, О и особенно Q чаще находят не в России, а на Украине; согласно Европедии именно Украина показывает наибольшее число находок гаплогруппы Q в Европе (4%, см.таблицу и карту):

Здесь следует отметить,что на Украине встречается почти только один субклад этой гаплогруппы -Q1b1, также найденный у уйгур, хазарейцев и у 5% евреев-ашкеназов - думается,только один народ мог наградить родственными восточноевразийскими генами сразу и евреев, и украинцев - то были тюрки-хазары.

Таким образом,по статистике СЕМАРГЛ восточноевразийский (монголоидный) компонент генофонда (по Y-ДНК) составляет у украинцев 5,64%, у русских - 3,17%, по данным Европедии - 4% у украинцев и 1,5% у русских. Также интересно,что у славян найдена и типично негроидная гаплогруппа E1a , причём на Украине опять-таки оную находят чаще. Западная и Южная Азия тоже оставили свой след в генетической истории славян - гаплогруппы J1, R2 и Н; по СЕМАРГЛ они в целом дают 12,34% украинского и 6,06% русского генофондов - и снова азиатское влияние более отчётливо проявляется у украинцев, а не у русских.

А вот русским зато больше досталось западноевропейских и североевропейских генов, гаплогруппы R1b и I1 в совокупности дают 11% русского и 7% украинского генофондов по данным Европедии, и 15,26% и 11,5% - по статданным СЕМАРГЛ.

(Распространённость гаплогруппы R1b в Европе).

Другим свидетельством североевропейского влияния на русский генофонд является гаплогруппа N1 - оная является родовым маркером финно-угорских народов, но также велико её присутствие в генофонде балтских народов (им она тоже досталась от финно-угров), найдена она и у скандинавов - изучение ДНК русских дворян из колена Рюрика показало,что легендарный варяг тоже был носителем гаплогруппы N1c1. Распределение гаплогруппы N1 среди русских неравномерно - наиболее густо оная представлена на Русском Севере, на землях бывших Новгородской и Псковской республик, в Центральной России встречается уже намного реже, а в Южной России встречается даже реже, чем на Украине. По сведениям Европедии N1 в сумме даёт 23% генофонда русских (в два раза меньше славянской гаплогруппы R1a1), по СЕМАРГЛ -14,7% (в 2.5 раза реже,чем R1a1). По мтДНК (женской) финно-угорское влияние чуть более заметно, но не более того:

Таблица Бориса Малярчука: русские региональные популяции по мтДНК (верхняя таблица) и Y-ДНК (нижняя) - как мы видим, по Y-ДНК только русские псковского региона близки финно-уграм и балтам, а остальные группы русских ближе к друг другу и другим славянским народам; по мтДНК генетическое расстояние русских популяций друг от друга шире. Восточноевразийское (монголоидное) влияние на русский генофонд по мтДНК тоже незначительно и связано не с татарским или монгольским, а с финно-угорским влиянием:

Даже на Русском Севере восточноевразийские гаплогруппы мтДНК в сумме дают только 4-5%, а у русских Центра и Юга монголоидных гаплогрупп мтДНК даже чуть меньше, чем у западных славян.Всего согласно исследованию Малярчука и К" восточноевразийский компонент мтДНК русских составляет 1,9%, украинцев - 2,3% (gentis.ru/info/mtdna -tutorial/freq). В целом мтДНК-генофонд русских и украинцев довольно близок и характеризуется преобладанием гаплогрупп H, U, V и J, типично европейских.

Итак, представительство славянской гаплогруппы R1a1 у русских выше, чем у украинцев, а представительство неславянских - ниже. Из посторонних влияний в русских наиболее заметно генетическое влияние финно-угров, а также Западной и Северной Европы, в то время как у украинцев более заметно влияние Балкан и Западной и Восточной Азии - скорее всего азиатские гены достались украинцам от тюркских народов, поскольку тюрки Черноморско-Каспийской степи сами есть генетическая смесь Восточной и Западной Азии, Кавказа и Европы. Вот и делайте вывод,какой из двух славянских народов более славянский. В завершении размещаю ещё одну таблицу - "среднестатистические" лица спортсменов из разных европейских стран;не кажется ли вам,что лица русского,белорусского и украинского атлетов удивительно похожи?


Один из архитекторов американской политики в отношении Украины Збигнев Бжезинский в своей книге «Великая шахматная доска» утверждает, что вместе с Украиной Россия может быть великой державой, а без Украины – никогда .

Восстановление единства России и Украины жизненно необходимо обоим государствам. Без этого шага невозможно остановить разрушительные процессы, запущенные на всем постсоветском пространстве после краха СССР.

Для народов всех частей СССР глобализаторы сочинили сказку о вселенском счастье, что принесут с собой свободные рыночные отношения. России было предложено не кормить Украину, а Украине перестать кормить Россию. А в итоге от разделения единого целого на части выиграли США и Европа, но никак не русские и украинцы.

Большинство здравомыслящих граждан бывших братских республик давно сняли «оранжевые» очки и готовы к полному воссоединению и воссозданию великой державы. Одним из звеньев в цепочке интеграции является тесное взаимодействие общественных организаций «Профсоюз граждан России» и «Союз граждан Украины».

Официально СГУ был зарегистрирован в конце октября 2011 года. Уже 18 ноября 2011-го был подписан меморандум о сотрудничестве и совместной деятельности с ПГР, а также принято решение о создании межгосударственной общественной организации « ».

СГУ и ПГР преследует общие цели: свобода, стабильность и развитие частей Единого народа и Единой страны, разорванной на части беловежскими предателями.

Первая международная акция, проведенная членами Профсоюза граждан России и Союза граждан Украины, прошла уже 26 ноября 2011 года. Ее главной целью было ускорение вступления Украины в и .

Объективно, без Украины Таможенный союз не может быть полноценным образованием. Только объединение стран в культурной, экономической и геополитической плоскости может дать новый импульс развитию стран и созидательным процессам, направленных на восстановление державной мощи русского и украинского народа.

Плечом к плечу активисты СГУ и ПГР встали, защищая суверенитет Сирии. Череда пикетов с разницей в несколько дней прошла как на Украине, так и в России. 17 марта 2012 года активисты Профсоюза граждан России вышли к российскому МИДу, чтобы поддержать проводимый нашей страной курс . 21 марта 2012 года члены Союза граждан Украины вышли к дипмиссиии США, чтобы выразить свое , проводимой Соединенными штатами.

17-19 мая 2012 года в Воронеже состоялся Первый межгосударственный молодежный форум «Молодежь без границ», собравший лидеров молодежных движений из Украины и России. Организаторами выступили Молодёжный парламент Воронежской области, департамент образования, науки и молодёжной политики Воронежской области при поддержке Комитета Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по делам Содружества Независимых Государств и связям с соотечественниками. Активное участие в его работе приняли члены СГУ и ПГР. По итогам форума было принято решение создать Российско-Украинскую молодежную палату. Цель все та же – интеграция. Участники встречи прекрасно понимают: , чтобы не быть друг против друга.

Буквально через несколько дней очередная встреча союзников прошла уже в Москве. 24 мая 2012 года члены СГУ и ПГР , чтобы возложить – И.В. Сталина.

К подножию скромного бюста Сталина были возложены цветы и памятная лента «лента с надписью «Товарищу Сталину от благодарного русского народа » с двумя подписями: «Профсоюз граждан России и Союз граждан Украины».

Таким образом, мы еще раз напомнили либеральным кругам по обе стороны границы, что у наших народов общая история, общая память, общие ценности. И мы сделаем все возможное, чтобы не допустить предать их забвению. Мы – один народ, народ великой страны, которая рано или поздно будет соединена воедино.

Союз граждан Украины и Профсоюз граждан России делают все возможное, чтобы ускорить этот процесс.

Он уже запущен. Его не остановить.

P. S. Общение с нашими соратниками на Украине происходит на регулярной основе. Этим летом активисты дружественных организаций встречались на молодежном форуме в Домбае, в молодежном лагере Селигер – 2012. Проводили акции в поддержку русского языка на Украине и многие другие. В ближайшие дни я опубликую информацию о предстоящих совместных акциях СГУ и ПГР.

Только сообща мы можем сблизить два братских народа, которые, по Гоголю, «созданы друг для друга».


Источник:

Оценка информации

GD Star Rating
a WordPress rating system


Записи на схожие темы

Русские , украинцы , белорусы - суть один народ , ибо рождены из одного русского корня, ...Русские , украинцы , белорусы: один язык, один род, одна кровь. Как легче всего ослабить, обескровить народ ...сами по себе, даже враждебные народы . Источник - Сила Правды...

Фонтана расположился гармонист – залихватские русско -белорусско-украинские мелодии были слышны... лицо. Объективно, большинство думающих украинцев справедливо полагают, что, не... акции «Белоруссия-Ураина-Россия – один народ ! Одна История! Одно Будущее!» ...

Тему статьи мне подсказала дискуссия, порожденная заявлениями некоторых российских официальных лиц о том, что русские и украинцы — один народ.

С данным утверждением не согласились многие. Проявилось это несогласие и в газете «2000». Главный редактор издания Сергей Кичигин во время интервью с председателем Комитета по делам СНГ и связям с соотечественниками Государственной думы РФ Алексеем Островским поинтересовался мнением собеседника по указанному вопросу. И получил ответ: «Русские — это русские, а украинцы — это украинцы. Это два разных народа».

Нужно признать: точка зрения, высказанная г-ном Островским, сегодня доминирует в обществе. Такого же взгляда придерживаются большинство людей как в Украине, так и в России. Именно поэтому хотелось бы напомнить читателям о некоторых исторических фактах, ныне замалчиваемых, забытых или просто малоизвестных.

Со времен существования Киевской Руси восточные славяне составляли этнически единую общность. Само наименование «Русь», первоначально обозначавшее сравнительно небольшую область Среднего Приднепровья, постепенно распространилось на все восточнославянские территории. Киев и Новгород, Галич и Суздаль, Чернигов и Полоцк, Переяслав и Смоленск, Владимир-Волынский и Владимир-на-Клязьме — все это Русская земля, населенная единым русским народом.

Это народное единство отчетливо сознавалось в разных концах Руси. Сознавалось даже тогда, когда Древнерусское государство раздробилось на отдельные княжества и юго-западная часть бывшей Киевской державы подверглась польско-литовскому завоеванию, а на северо-востоке началось объединение русских земель вокруг Москвы.

В документах и литературных памятниках того времени упоминаются земля Русская государства Литовского и земля Русская государства Московского. Но и та, и другая — Русская земля с русским народом.

Для наших летописцев в Великом княжестве Литовском — Москва, Тверь, Новгород, а для летописцев в Великом княжестве Московском — Киев, Чернигов, Полоцк оставались Русью наряду с городами и областями своих стран.

В 1561 г. из Юго-Западной (Литовской) в Северо-Восточную (Московскую) Русь отправился монах Исайя Камянчанин (уроженец Каменца-Подольского). Он ехал просить в царской библиотеке рукописный экземпляр Библии, чтобы (как сам потом писал) издать ее «тиснением печатным» на пользу «нашему народу христианскому рускому литовскому да и рускому московскому да и повсюду всем православным христианом».

В 1591 г. Львовское православное братство издало «Грамматику» в наставление «многоименитому российскому роду», под которым во Львове подразумевали народ и Юго-Западной, и Северо-Восточной Руси. В «Протестации», антиуниатском произведении, составленном в 1621 г. Киевским митрополитом Иовом Борецким при участии других православных иерархов, отмечалось: «Естественнее было и патриаху, и нам, и казакам действовать на стороне Москвы, с которой у нас одна вера и служба Божия, один род, один язык и общие обычаи». Спустя три года тот же митрополит выступил с инициативой воссоединения Юго-Западной и Северо-Восточной Руси, разработал совместно с запорожскими казаками план такого воссоединения, направил посольство в Москву и только слабость Русского государства (еще не оправившегося от потрясений Смутного времени) не позволила намерению митрополита воплотиться в жизнь. Любопытен и взгляд на русское единство автора Густынской летописи (составлена в 1-й пол. XVII в. в Густынском монастыре близ Прилук). Он сообщает, что «народ славенский или руский, от своего начала даже доселе неединого нарицаешеся». Далее перечисляются разные названия народа — древние (поляне, древляне, северяне, кривичи и др.) и современные летописцу (Москва, Белая Русь, Волынь, Подолье, Украйна, Подгорье и др.). «Но, — замечает автор летописи, — обаче еще и различие есть во именовании волостям, но вестно всем, яки сим все единокровны и единорастлны, се бо суть и ныне все общеединым именем Русь нарицаются».

В свою очередь, в знаменитом «Синопсисе», первом учебнике по истории Руси, изданном в Киеве в 1674 г. (его автором предположительно был архимандрит Киево-Печерской лавры Иннокентий Гизель), подчеркивалось, что русские расселились по многим краям. «Иные над морем Черным Понтским Евксином; иные над Танаис или Доном и Волгою реками; иные над Дунайскими, Днестровыми, Днепрвыми, Десновыми берегами». Но все это, указывает «Синопсис», «един и тойжде народ».

Того же мнения придерживались западноевропейские ученые, писатели, путешественники, дипломаты. Они также отмечали этническое единство Руси. Иногда, впрочем, зарубежные авторы употребляли для обозначения русского населения иные наименования — росы, рутены, московиты. Но эти названия являлись лишь синонимами к слову «русские».

Так, Антонио Поссевино, находившийся на службе у Римского папы иезуит, возглавивший в 1581-1582 гг. дипломатическую миссию в Москву, сообщал затем в своем сочинении «Московия», что Русь приняла христианскую веру «500 лет назад при московитском князе Владимире». А журнал «Голландский Меркурий» опубликовал в номере за март 1656 г. статью о Львове, где указывалось, что живут в этом городе поляки, евреи, армяне и московиты. И уж, конечно, прекрасно известно было о единстве русского народа в Польше и (позднее) в Австрии — странах, во владении которых оказывались земли Юго-Западной Руси.

К примеру, после начала восстания Богдана Хмельницкого воевода Брацлавский Адам Кисиль (русин по происхождению, но действовавший на стороне поляков против собственного народа) 31 мая 1648 г. в письме к архиепископу Гнезненскому выражал опасение, что на помощь к «изменнику» (так он называл Хмельницкого) могут придти московиты. «Кто может поручиться за них? — вопрошал Кисиль. — Одна кровь, одна религия. Боже сохрани, чтоб они не замыслили чего-нибудь противного нашему отечеству».

О событиях того времени сохранились интересные мемуары еврея Натана Ганновера. Он свидетельствует, что сначала против польской власти восстали «русские, жившие в Малороссии», а затем к ним на подмогу явились «русские, жившие в Московском царстве». Как известно, воссоединить с Русским государством тогда удалось лишь Левобережье, Киев и Смоленщину. Польша временно удержала за собой Белоруссию и Правобережную Украину. Однако население этих областей явно тяготело к России. И польские магнаты, боясь потерять свои владения в еще остававшейся под их контролем части Руси, разработали специальный проект уничтожения тут русских. Он предусматривал множество различных мер — от недопущения представителей коренного населения к занятию государственных должностей до неприкрыто кровожадного: «переловить русских, истребить их, а оставшийся после них край можно будет заселить народом польским и мазовецким». Проект был обнародован в Варшаве в 1717 г., встретив бурное одобрение шляхты и католического духовенства.

Нелишним будет напомнить, что к тому времени Польша не включала в себя территорий, населенных великорусами. Но украинцев (малорусов) и белорусов поляки тоже считали русскими. Уместно привести и следующий пример, территориально далекий от Украины. В XVIII в. в составе Австрии находились обширные области, населенные сербами. Императрица Мария-Терезия, фанатичная католичка, мечтала обратить их в свою веру. Сербы же стойко держались православия, видя моральную опору в России. Чтобы сломить их упорство, в Вене решили переселить к сербам несколько тысяч семей униатов из Закарпатья (Угорской Руси).

«Униаты русские — этот факт, по расчетам правительства Марии-Терезии, на православных сербов должен был произвести магическое впечатление», — замечал описывавший те события историк. И хотя намеченной цели католические правители не достигли, для нас в данном историческом эпизоде важно другое: австрийские власти считали жителей Закарпатья, как, кстати, и Галиции (Червонной, или Галицкой Руси), и Буковины (Зеленой Руси), одним народом с великорусами.

Между прочим, сами галичане, буковинцы, закарпатцы считали так же. «Как славянин не могу в Москве не видеть русских людей, — говорил видный галицкий писатель, депутат австрийского парламента и галицкого сейма, священник Иоанн Наумович. — И хотя я малорусин, а там живут великорусы; хотя у меня выговор малорусский, а у них великорусский, но и я русский, и они русские».

В 1863 г., после разгрома в России польского мятежа, поляки Тернополя облачились в траур по погибшим повстанцам. В ответ малорусское население города устроило «Русский бал» в честь победы своих (русских) войск. «Трехмиллионный народ наш русский, под скипетром австрийским живущий, есть одною только частью одного и того же народа русского, мало-, бело- и великорусского», — констатировалось в принятой в марте 1871 г. программе «Русской Рады», общественной организации, признаваемой тогда всеми слоями коренного населения Галиции в качестве защитницы их интересов.

А в 1914 г., когда началась Первая мировая война, главнокомандующий австро-венгерской армией эрцгерцог Фридрих доносил императору Францу-Иосифу, что среди населения Галиции, Буковины и Закарпатья существует «уверенность в том, что оно по расе, языку и религии принадлежит России». Таковы факты. На мой взгляд, они доказывают: украинцы имеют не меньше оснований считаться русскими, чем великорусы. Это один народ. Ветвями «нашей общей нации» называл «две русские народности» — великорусскую и малорусскую — известный украинский историк Николай Костомаров (белорусов он считал разновидностью великорусской ветви). Единым национальным организмом были Великороссия и Малороссия по мнению другого видного украинского ученого — Михаила Максимовича. Аналогичной точки зрения придерживался Пантелеймон Кулиш, написавший замечательную (и до сих пор замалчиваемую в Украине) книгу «История воссоединения Руси».

Вряд ли этих выдающихся деятелей можно упрекнуть в отсутствии украинского патриотизма. Но ведь любовь к той части Руси, которая называется теперь Украиной, совсем не исключает любви и ко всей Руси. «Опомнитесь, голубчики! Любите Украину, любите наш говор, наши песни, нашу историю, но полюбите целую Русь и не четвертуйте ее так немилосердно», — писал, обращаясь к украинским сепаратистам-русофобам, крупный общественный деятель, депутат галицкого сейма Николай Антоневич. С ним трудно не согласиться. Вплоть до начала ХХ в. отечественные и зарубежные этнографы, историки, филологи, специалисты по этнической психологии практически единодушно отмечали: малорусы и великорусы — единая нация, различий между ними гораздо меньше, чем, например, между немцами Верхней и Нижней Германии или итальянцами Северной и Южной Италии.

Иное утверждали лишь ярые враги Руси, стремившиеся к ослаблению русской нации путем ее расчленения. Из этих деятелей наиболее четко и откровенно высказался польский публицист Влодзимеж Бончковский. Он призывал всеми силами внушать коренному населению Украины, что оно не русское. «Для чего и почему? — риторически восклицал Бончковский и пояснял: - Потому, чтобы на востоке не иметь дела с 90 млн. великороссов плюс 40 млн. малороссов, неразделенных между собой, единых национально».

Но это была не наука. Это была политика. Причем политика, продиктованная ненавистью к Украине. И еще одно. Признание национального единства великорусов и малорусов (русских и украинцев) вовсе не обязательно должно ставить под сомнение логику существования независимой Украины (этого сегодня остерегаются многие). Сосуществуют же Германия и Австрия, две независимые страны, населенные одной немецкой нацией. Сосуществуют Греция и Кипр. Подобные примеры можно найти и за пределами Европы. Целесообразность существования самостоятельных государств — вопрос политический. Но не политикой единой жив человек.

В заключение приведу цитату из монографии выдающегося чешского славяноведа Любора Нидерле. Монография вышла в 1924 г. Ее автор наблюдал гибель Российской империи, распад великого государства и все усиливающиеся попытки разъединить великорусов и малорусов, натравить их друг на друга. Как видим, аналогия с современностью напрашивается сама собой. И нет ничего удивительного, что слова ученого с мировым именем кажутся написанными совсем недавно: «И Белоруссия, и Украина, и Великороссия — даже если каждая из них получит свою политическую самостоятельность, все же останутся частями единого народа... Слишком много общего еще и до сих пор связывает части русского народа между собой. И тот грешит против себя и славянства, кто насильно разбивает то, что сковали века».

Над этим стоит задуматься.

Александр Каревин "Еженедельник 2000"

То, что среди многих чиновников Российской Федерации, Украины и Белоруссии есть как бы единогласие о том, что русское население России, украинцы и белорусы — разные народы, не секрет. Это их мнение, которое противоречит и здравому смыслу и объективным данным истории, филологии и генетики, никак по другому не объяснить как политической конъюнктурой. Сначала большевики, чтобы ослабить единый русский народ, искусственно разделили три его ветви на отдельные «социалистические нации». А после искусственного развала СССР последователи большевиков, назвавшиеся "либерал-демократами", продолжили работу по ментальному разъединению Русского Мира. Видимо это как-то выгодно отдельным политикам в России, на Украины и в Белоруссии. Но выгодно ли это народу? Да, в сознание большинства уже создана установка, что русские, белорусы и украинцы — разные народы. Но это все наносное и пропагандистское, а не на уровне мировосприятия, и все это легко смывается из головы если людям донести правду.

Россия и Украина обменялись заочными предложениями относительно предоставления гражданства соседям. Президент РФ Владимир Путин издал указ об упрощенной процедуре получения паспортов РФ для жителей ДНР и ЛНР и заявил о возможном распространении этой практики на всех граждан Украины. В ответ победитель украинских выборов Владимир Зеленский на своей странице в Facebook разразился длинной тирадой с требованием «не соблазнять» украинцев российскими паспортами и с целым рядом претензий к РФ. Зеленский также предложил гражданам России подумать об украинском гражданстве.

Нелепость претензий Зеленского разъяснил президент РФ Владимир Путин, который в понедельник, 29 апреля, рассказал, почему у жителей России и Украины должно быть единое гражданство.

Путин: Мы - один народ

Жители Российской Федерации и Украины только выиграли бы от введения единого гражданства для обеих стран, заявил Владимир Путин , комментируя слова Владимира Зеленского о его готовности предоставлять украинское гражданство россиянам.

«Я много раз говорил, что украинцы и русские - братские народы, и даже более того. Я вообще считаю, что мы (русские и украинцы) по сути - один народ, - подчеркнул Путин в беседе с журналистами после вручения медалей Героя труда в Кремле. - Так что, если у нас будет общее гражданство, - и русские, и украинцы от этого только выиграют».

По словам президента РФ, перспективы, что это произойдет, вполне реальны.

«Мы договоримся, потому что у нас много общего, - отметил российский лидер. - С общим гражданством обе страны станут сильнее и успешнее».

Путин пояснил, что имеет в виду общность народов России и Украины. Прощаясь с журналистами, российский президент даже перешел на украинский язык.

«До побачення (до свидания. - Прим ФАН)!» - сказал на прощание Путин.

Саакашвили «разберется» с украинцами

Заочно отвечая Владимиру Зеленскому, президент России посоветовал новым властям Украины для начала вернуть украинское гражданство экс-президенту Грузии, бывшему главе Одесской области Михаилу Саакашвили , который считает себя украинцем.

По мнению Путина, возвращение Саакашвили украинского паспорта, которого он был лишен в ходе конфликта с действующим президентом Украины Петром Порошенко , - это и будет та самая свобода, о которой печется Зеленский.

«Свобода - это важный момент, - отметил российский лидер. - Но тут, наверно, лучше начать даже не с России и россиян, а, допустим, с Грузии или с бывших грузин. Например, было бы справедливым вернуть украинский паспорт человеку, который в прошлом был грузином, а сегодня считает себя украинцем. Я имею в виду Михаила Николаевича Саакашвили ».

По мнению Путина, это восстановило бы нарушенные права экс-губернатора Одесской области, которые были грубо нарушены при лишении его украинского гражданства и насильственной депортации с территории Украины.

«Саакашвили следовало бы вернуть [на Украину] и восстановить его в нарушенных правах, так же, как и некоторых других граждан Украины, которые были вынуждены покинуть территорию страны и уехать в земли обетованные, спасаясь от преследований нынешнего украинского режима», - подчеркнул Путин.

Саакашвили, узнав о словах Путина, использовал их как повод вступить в заочную перебранку с руководством России.

Саакашвили заявил, что с Украины его «выдавила» Россия: с «требованием» выдворить экс-губернатора к Порошенко якобы обратился в 2017 году лично Путин. Кроме того, по мнению Саакашвили, российские власти с 2014 года «чинили» ему препятствия в посещении не только Украины, но и Турции, Армении и Азербайджана.

«Мы с украинцами разберемся сами!» - резюмировал Саакашвили.

Россия протянула руку Донбассу

Президент России Владимир Путин 24 апреля подписал указ, упрощающий предоставление гражданства РФ жителям Донецкой и Луганской народных республик. Позже Путин заявил, что Москва рассматривает возможность распространить эти льготы на всех граждан Украины.

В ответ Владимир Зеленский пообещал снабдить украинскими паспортами граждан РФ, которые считают, что им грозит преследование на родине из-за их политической позиции.

Экс-президент Грузии Михаил Саакашвили в 2015 году был назначен губернатором Одесской области и сразу получил гражданство Украины. В 2017 году президент Украины Петр Порошенко отстранил Саакашвили от должности и лишил его украинского гражданства. В 2018 году Саакашвили был депортирован с Украины.

Для украинцев будет крайне обидно узнать, что с русскими они представялют одно целое. Или не обидно?

Однако в пользу этого говорит очередное исследование Балановских , теперь уже охватывающее всех славян и балтов.

Прежде всего, это преобладание в славянских популяциях дославянского субстрата - двух ассимилированных ими генетических компонентов – восточноевропейского для западных и восточных славян и южноевропейского для южных славян. (Слишком длинные названия «центрально-восточноевропейский» и» южно-восточноевропейский» для краткости удобнее называть восточноевропейский и южноевропейский, помня при этом, что на Западную Европу они не простираются, а находятся в восточной ее половине при дихотомическом делении Европы).

Но, несмотря на то, что в генофонде западных и восточных славян велик ассимилированный компонент их соседей по Восточно-Европейской равнине, эти славянские популяции формируют генетически довольно целостную группу, отличающуюся как от своих западных соседей (германоязычных популяций), так и от соседей восточных и северных (финно-угорских народов) . Конечно, из этого правила можно найти пару исключений, но они сосредоточены на периферии ареала западных и восточных славян. Например, у своеобразного генофонда чехов есть определенное генетическое сходство с их немецкими соседями на западе, однако другие западно-славянские популяции (поляки и сорбы) генетически четко отделяются от своих соседей-немцев. Аналогично, на другом конце славянского ареала, северные русские имеют ярко выраженное сходство с финно-угорскими и балтскими популяциями, но такого явного сходства не наблюдается для центральных или южных русских, не говоря уже о других славянских народах.

Поэтому можно предполагать, что после того как прошел основной этап распространения славянских языков и ассимиляции дославянского субстрата, началось формирование местных особенностей генофонда. Оно протекало по-разному для разных частей обширного ареала западных и восточных славян, но изначальное родство (общий субстрат плюс общий славянский суперстрат) и, вероятно, интенсивный последующий обмен генов внутри славянского ареала, сцементировали западных и восточных славян в единую генетическую общность .

В работе высказывается осторожное предположение, что ассимилированный субстрат мог быть представлен по преимуществу балтоязычными популяциями . Действительно, археологические данные указывают на очень широкое распространение балтских групп перед началом расселения славян. Балтский субстрат у славян (правда, наряду с финно-угорским) выявляли и антропологи. Полученные в этой работе генетические данные - и на графиках генетических взаимоотношений, и по доле общих фрагментов генома - указывают, что современные балтские народы являются ближайшими генетическими соседями восточных славян. При этом балты являются и лингвистически ближайшими родственниками славян. И можно полагать, что к моменту ассимиляции их генофонд не так сильно отличался от генофонда начавших свое широкое расселение славян. Поэтому если предположить, что расселяющиеся на восток славяне ассимилировали по преимуществу балтов, это может объяснить и сходство современных славянских и балтских народов друг с другом, и их отличия от окружающих их не балто-славянских групп Европы.

Что же касается южных славян, то история их генофонда могла протекать схожим образом, хотя и независимо от западных и восточных славян. Южные славяне ассимилировали значительную часть дославянского населения Балкан, которая обладала иным генофондом, чем ассимилированное восточными и западными славянами население Восточно-Европейской равнины. Потому южнославянские популяции и обнаруживают большее сходство с неславянскими популяциями Балкан (румынами и венграми), чем с другими славянскими народами .

Loading...Loading...