Исторические и библейские факты о пасхе, яйцах и куличах. Что говорится в Библии о христианской Пасхе

Совсем скоро в нашем народе будут праздновать Пасху и все мы будем слышать слова "Христос воскрес!"...

Лет 10 назад мы выпустили брошюру, которую я и предлагаю вашему вниманию

ПАСХА ПО БИБЛИИ

Многие не знают того, что слово “Пасха” в Библии имеет 4 значения: (1) еврейский праздник избавления израильского народа от египетского рабства (Исход гл.12); (2) агнец (ягненок), закалаемый на еврейскую Пасху (Исход 12:21); (3) почитание страданий распятого Иисуса Христа (1 Кор. 5:7-8) и (4) сам Христос-Агнец Божий распятый за грехи наши (1 Кор. 5:7; Иоан. 1:29), но не означает празднование воскресения Христова и, тем более, не сдобное хлебобулочное изделие.
Нигде в Библии не сказано, что Пасха - это светлое Христово Воскресение. Если бы вы сказали апостолам или первым христианам, что Пасха - это “Христос воскресе”, то все они сказали бы вам, что вы путаете страдания Христа с Его воскресением из мертвых.
У людей есть много понятий и традиций, которые противоречат Слову Божьему. Тем более, многие люди смотрят на Пасху как на возможность заниматься пьянством и объедением. А пьянство и объедение по любому поводу - грех.
Библия - это Слово Божье. Она выражает волю Бога и строго запрещает что-либо добав-
лять к ее учению, убавлять или изменять (Откр. 22:18-19; 2 Кор. 2:17; Матф. 5:19).
Библия состоит из Ветхого Завета (39 книг) и Нового (27 книг), который еще называют Евангелием. Ветхий Завет писался на еврейском языке, а Новый - на греческом.
Греческое слово “Пасха” происходит от еврейского слова “пасах” (hsp) - “прохождение мимо” в значении “пощада”. Когда египтяне не отпускали евреев из рабства, Бог наказал их десятью различными наказаниями. Последнее наказание (смерть всех первенцев от ангела-губителя) должно было совершиться во время установления празднования еврейской Пасхи (1462 г. до н. э.). Чтобы никто из евреев не погиб, Бог повелел помазать кровью пасхального агнца (ягненка) косяки и перекладины дверей, чтобы для ангела-губителя был знак пощады, что в этот дом входить нельзя, так как вместо первенца кровь пролил агнец, и ангел пройдет мимо, то есть пощадит первенца в том доме. Вот почему слово “Пасха” означает “пощада”.
Ветхий Завет является прообразом (прототипом) Нового, поэтому еврейская Пасха является прообразом Пасхи Нового Завета. Сутью еврейской Пасхи был агнец, которого закалали, приготавливали и ели с горькими травами. Его кровью мазали косяки и перекладины
дверей, чтобы избежать гибели первенцев. Пасхальный агнец является прообразом Христа - Агнца Божия; косяк и перекладина - это прообраз креста, на котором был распят Господь наш; кровь на косяках и перекладинах - это прообраз крови, пролитой Христом за грехи наши. Как кровь ягненка служила знаком пощады для ангела, - так и кровь Христа, пролитая на кресте, служит знаком пощады от Бога для всякого, кто принимает жертву Сына Божьего для своего спасения от вечного наказания.
В Новом Завете в 1 Кор. 5:7-8 о правильном понимании Пасхи апостол Павел пишет: “...Пасха наша, Христос, заклан за нас. Поэтому станем праздновать не со старою закваскою... порока и лукавства, но с опресноками (пресными хлебами) чистоты и истины”. Обратите внимание, что Пасха - это Христос закланный, то есть распятый, а не воскресший. Что празднуют Пасху с духовной чистотой и истиной, а не со сдобными булками и спиртным.
Христос повелел почитать Его страдания до тех пор, пока Он снова придет (1 Кор. 11:26), чтобы взять достойных христиан от земли и судить этот мир. Он не повел отмечать Своего воскресения, а только почитать Его страдания и смерть. Как это делать, более подробно описано апостолом Павлом в 1 Кор. 11:23-34.
Итак, мы видим, что Библия говорит нам о значении Пасхи, как о пощаде грешного человека Богом через заместительную жертву агнца.
Всякий человек сам по себе грешен и поэтому нуждается в Божьей пощаде через Агнца Божьего Христа, то есть в прощении грехов и спасении. Если ты сердцем уверуешь в то, что Христос вместо тебя принял наказание за твои грехи на кресте, чтобы тебя спасти от вечных мучений; если ты осознаешь себя грешником, покаешься (переменишься, оставишь греховную самовольную жизнь и подчинишься Богу) и полным погружением в воду примешь крещение для того, чтобы духовно соединиться со Христом, Который ради тебя умер и воскрес, то получишь прощение грехов и спасение (Деян. 2:38; Марк. 16:16; Рим. 6:3-23). Далее необходимо точно исполнять волю Божью, записанную в Священном Писании. Спасай душу свою пока есть благоприятная возможность! Да благословит тебя в этом Господь!

протоиерей Борис Пивоваров
Пасха в Библии. Воскресший Христос – наша Пасха и спасение

Пасха – одно из самых драгоценных слов христианина. С ним для нас связаны многочисленные священные воспоминания, им же мы выражаем и радость о нашем спасении по благодати Воскресшего Христа Бога нашего.

«Пасха наша за ны пожрен бысть Христос» ()

Богословское содержание слова Пасха раскрывает нам церковное песнопение Плотию уснув (эксапостиларий Пасхи), заканчивающееся словами Пасха нетления – мира спасение . Пасха – спасение мира, наше спасение, спасение, дарованное нам Иисусом Христом, Который умер за грехи наши, по Писанию, и воскрес в третий день, по Писанию (). А святой апостол Павел прямо говорит: Пасха наша, Христос, заклан за нас ().

Свидетельство апостола Павла о том, что Спаситель мира, Господь наш , умер за грехи наши и воскрес в третий день, по пророчествам, содержавшимся в Священных книгах Ветхого Завета, согласуется со свидетельством Самого Воскресшего Христа. На пути в Эммаус Воскресший Христос говорил двум скорбевшим после голгофских событий ученикам: О, несмысленные и медлительные сердцем, чтобы веровать всему, что предсказывали пророки! Не так ли надлежало пострадать Христу и войти в славу Свою? И, начав от Моисея, из всех пророков изъяснял им сказанное о Нем во всем Писании ().

И ближайшим ученикам Своим, явившись по Воскресении, Христос отверз ум к разумению Писаний: вот то, о чем Я вам говорил, еще быв с вами, что надлежит исполниться всему, написанному о Мне в законе Моисеевом и в пророках и псалмах (). Так написано, и так надлежало пострадать Христу, и воскреснуть из мертвых в третий день, и проповедану быть во имя Его покаянию и прощению грехов во всех народах, начиная с Иерусалима. Вы же свидетели сему ().

Получив в день новозаветной Пятидесятницы языкоогнеобразную Святого Духа благодать, ученики Христовы начиная с Иерусалима () стали непрестанно проповедовать о великих делах Божиих (), открывшихся миру Воскресением Христовым. Благовествуя о страданиях, крестной смерти и Воскресении Иисуса Христа, Апостолы постоянно ссылались на Божественные обетования, пророчества и прообразы Ветхого Завета, которые предуказывали и предуготовляли Пасху Нового Завета – Воскресение Христово.

Воскресение Христово – Пасху Нового Завета – мы всегда исповедуем и в Символе Веры, хотя в тексте самого Символа Веры нет слова Пасха . Читая или воспевая Символ Веры, мы исповедуем веру Церкви и вместе с тем свою веру во Единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия, распятого за нас при Понтийском Пилате и страдавша, и погребенна, и воскресшаго в третий день по Писанием .

Воскресение Христово неотделимо от искупительных страданий и крестной смерти Христа Спасителя: Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих (). И радость Воскресения к нам пришла через Крест Христов: Се бо прииде Крестом радость всему миру! – поем мы в пасхальной песни “Воскресение Христово видевше”.

Поэтому, празднуя ежегодно Светлое Христово Воскресение, мы прежде поклоняемся страданиям Христовым – совершаем Пасху Крестную, как говорили древние христиане, а затем переходим к пасхальному ликованию Пасхи Воскресения, или Пасхи Воскресной. К сожалению, для многих христиан утратилась богословская многозначимость слова Пасха . Некоторые в этом слове слышат только ликующие нотки величайшего церковного праздника Воскресения Христова и не чувствуют неотделимого от этого же слова ужаса Голгофы. В прежние же столетия, как свидетельствуют богослужебные книги, когда на всенощных бдениях согласно Уставу богослужебному читались избранные места из лучших богословских творений Святых Отцов Церкви, на ночной пасхальной службе кроме Огласительного Слова Святителя Иоанна Златоуста , которое читается повсеместно и в нынешнее время, перед 4-й песнью Пасхального канона читалось также “Слово на Пасху” (45-е) Святителя . Оно начиналось словами из книги пророка Аввакума На стражу мою стал я (), а после чтения этого Пасхального Слова следующая (4-я) песнь канона начиналась ирмосом: На Божественней стражи Богоглаголивый Аввакум…

В этом изумительном Пасхальном Слове раскрываются величайшие тайны Церковного Богословия, в нем же дается и этимология самого слова Пасха . Древнееврейское слово Пасха , означавшее «прохождение» или «перехождение», по словам святителя Григория Богослова , в греческой огласовке обогатилось новым смыслом, ибо стало созвучно греческому слову, означающему «страдание». Такому преображению слова, несомненно, содействовало то, что и в первом, и во втором случае оно означало спасение, пришедшее от Господа. В Ветхом Завете – это исход Израиля из Египта, переход через Чермное море, жертвенный пасхальный агнец и ежегодное празднование Пасхи ветхозаветной. В Новом Завете – это Воскресение Христа, Агнца Божия, Который берет на Себя мира (), это Сам Господь наш , Пасха наша (), принесший Себя в жертву на Кресте за спасение мира, это еженедельное (по воскресным дням) и ежегодное (на Пасху) воспоминание Светлого Христова Воскресения.

Прообразовательное значение Пасхи Ветхого Завета всегда выражает 1-я песнь канонов на утрени. Но самое замечательное выражение эта пасхальная связь Ветхого и Нового Завета находит в ирмосе 1-й песни канона Пасхи: Воскресения день, просветимся, людие! Пасха, Господня Пасха: от смерти бо к жизни и от земли к небеси Христос нас преведе, победную поющия. Преведе – это и есть наша Пасха! Воскресший Христос наш дарует нам жизнь вечную Воскресением Своим. Поэтому в конце каждого пасхального богослужения мы благодарно поем: И нам дарова живот вечный: покланяемся Его тридневному Воскресению .

Веру Церкви в то, что пострадавший за нас на Кресте и Воскресший в третий день Христос Господь – Новая Пасха, наша Пасха, то есть наше спасение и обновление, свидетельствует преподобный Иоанн Дамаскин в Пасхальном каноне, который поется на Светлой пасхальной заутрени. Этот канон иногда называется венцом, то есть вершиной церковных песнопений.

Мужеский убо пол, яко разверзый девственную утробу, явися Христос, яко человек же, Агнец наречеся, непорочен же, яко невкусен скверны, наша Пасха: и яко истинен, совершен речеся (первый тропарь 4-й песни канона Пасхи). В переложении на русский язык и на современный синтаксис этот тропарь читается так: “Наша Пасха – Христос явился мужским полом, как (Сын) разверзший девственную утробу; назван Агнцем как обреченный на смерть; непорочным как непричастный нечистоты; а как истинный Бог – наречен совершенным”.

Следующий тропарь этой же песни канона Пасхи: Яко единолетный агнец, благословенный нам венец Христос, волею за всех заклан бысть, Пасха чистительная: и паки из гроба красное правды нам возсия Солнце . Переложение: “Благословляемый нами венец – Христос, как однолетний агнец, добровольно принес Себя в жертву за всех, – Он – наша очистительная Пасха, и вот из гроба нам воссиял Он как прекрасное Солнце правды”.

В припеве на 9-й песни канона Пасхи поется: Христос – Новая Пасха, Жертва живая, Агнец Божий, вземляй грехи мира . Вот Агнец Божий, Который берет на Себя мира (), – свидетельствовал о Христе Спасителе Иоанн Креститель на Иордане. Агнцем, закланным от создания мира называет Воскресшего Христа Спасителя евангелист Иоанн Богослов в Откровении ().

В завершении канона Воскресший Христос вновь именуется нашей Пасхой: О Пасха велия, и священнейшая Христе! О мудросте и Слове Божий и сило, подавай нам истее Тебе причащатися, в невечернем дни Царствия Твоего . И в первой стихире Пасхи поется: Пасха – Христос избавитель . Так преподобный Иоанн Дамаскин раскрывает в своем богодухновенном каноне учение святого апостола Павла: Пасха наша за ны пожрен бысть Христос ().

Пасха Христова становится для нас спасительной только тогда, когда мы сами участвуем в ней. Как же человек может участвовать в Пасхе Христовой?

Начало этого участия полагается во Святом Крещении. Неужели не знаете, что все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в Его крестились? Итак мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни (). Крещением человек спогребается Христу и благодатно совоскресает со Христом силою Божиею (см. ). Об этом говорится во втором тропаре 3-й песни канона Пасхи: Вчера спогребохся Тебе, Христе, совосстаю днесь, воскресшу Тебе; сраспинахся Тебе вчера: Сам мя спрослави, Спасе, во Царствии Твоем. Переложение: “Вчера я погребался с Тобою, Христе, сегодня восстаю с Тобою Воскресшим; вчера я распинался с Тобою, прославь меня Сам Ты, Спаситель, в Царстве Твоем”. Крещение – это для греха и жизнь для Бога: если мы соединены с Ним (со Христом) подобием смерти Его, то должны быть соединены и подобием воскресения ().

Участие в Пасхе Христовой совершается и в Божественной Евхаристии. Об этом ясно свидетельствует святой апостол Павел: я от Самого Господа принял то, что и вам передал, что Господь Иисус в ту ночь, в которую предан был, взял хлеб и, возблагодарив, преломил и сказал: приимите, ядите, сие есть Тело Мое, за вас ломимое; сие творите в Мое воспоминание. Так же и чашу после вечери, и сказал: сия чаша есть новый завет в Моей Крови; сие творите, когда только будете пить, в Мое воспоминание. Ибо всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, Господню возвещаете, доколе Он придет ().

Обетование о нашем воскресении в жизнь вечную со Христом также связано с Божественным Причащением: Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день ().

Лишь участвуя в смерти Христовой (через покаяние, Крещение, добровольное крестоношение), мы становимся по благодати Божией участниками и жизни Христовой через Его Воскресение: Всегда носим в теле мертвость Господа Иисуса, чтобы и жизнь Иисусова открылась в теле нашем (). В этом таинство Пасхи Божией, спасительной для всех уверовавших в Воскресение Христово.

Святитель Григорий Богослов в Слове на Пасху об этом говорит так: “Мы возымели нужду в Боге воплотившемся и умерщвленном, чтобы нам ожить. С Ним умерли мы, чтобы очиститься; с Ним воскресли, потому что с Ним умерли; с Ним прославились, потому что с Ним воскресли”.

Итак, Пасха Нового Завета – это Крест и Воскресение Христово, которые мы неразрывно почитаем и прославляем как основание нашего спасения. Пасха нетления – мира спасение! Наша Пасха – Спаситель Христос Бог, принесший Себя в жертву за наше спасение. Потому и Христова непрестанно воспевает в пасхальные святые дни: Воскресения день, просветимся людие! Пасха, Господня Пасха: от смерти бо к жизни, и от земли к небеси, Христос нас преведе победную поющия .

Как порой важно думать о том, во что мы верим и к чему стремимся. У всех нас, есть только один Бог Отец; но почему тот, кто рождается например в Израиле, чаще всего становится приверженцем иудаизма? Жители Ирана, становятся мусульманами? А те, кто в Китае, выбирают буддизм?.. Нередко, мы становимся приверженцами той христианской конфессии, в которой мы воспитывались с детства; или нам кто-то рассказал - и мы просто поверили?... Так что есть то, во что мы верим – ТРАДИЦИЯ? ИСТИНА?..

Так что есть то, во что мы верим – ТРАДИЦИЯ? ИСТИНА?..

Что такое Пасха? Традиция праздника Пасхи состоит в том, что подавляющее большинство из нас празднует его как светлый праздник воскресения Христова.

  • Стоит обратить внимание на то, что сам Христос, будучи в земном возрасте 12-ти лет, праздновал Пасху (Лук.2:41,42.).
  • Также во времена апостолов она отмечалась не так как это принято сегодня (1Кор.11:23-28; 5:7,8.).

Так что же в самом деле означает Пасха [по-еврейски Песах] ?.. Для того, чтобы прийти к истине и понять суть этого праздника, давайте исследуем историю Пасхи от начала.

Обратим внимание на место Писания из книги Исход.12:24,26,27. В стихе 27-м, даётся понять, что означает само название Пасха [Песах]:

"это пасхальная жертва Господу, Который прошел МИМО домов сынов Израилевых в Египте, когда поражал Египтян….

Если внимательно читать всю 12-ю главу книги Исход, становится заметно, что спасались первенцы тех семейств, где была кровь пасхального агнца, помазанная на косяках домов. Также немалую роль здесь играла сама жертва этого агнца – как принятие его в пищу.

Важно обратить внимание на Исход 12:24, где написано: "Храните сие, как закон для себя и для сынов своих на веки" (Исх. 12:24). Что означают эти слова?

  • Спустя примерно 1500 лет, Иоанн Креститель сказал о Христе: "вот Агнец Божий , Который берёт на Себя грех мира’’ (Иоан. 1:29).
  • Наш Господин, Он и был тем жертвенным "агнцем": "ибо Пасха наша, Христос, заклан за нас" (1Кор. 5:7)

.

Это означает, что суть Пасхи не изменилась; всё так же спасает жертва Агнца Христа [хлеб как образ плоти – Лук.22:19.] и Его кровь [вино из винограда, как образ – Матф.26:27-29.].

Также, чтобы понять суть Пасхи - нам нужно понять суть ещё двух последующих праздников, которые требовалось соблюдать по Моисееву Закону… Это были: 1) праздник первого урожая [Пятидесятница – Левит.23:9-12,15,16,21.]. 2) праздник второго урожая [Кущей – Левит.23:34.]. Какая связь существует между этими тремя праздниками?

Апостол Павел в 1Кор.11:23,24,26. указывал на то, что прототипом истинной Пасхи, являлась Вечеря Господня; на которой Господь дал наказ принимать хлеб – как жертву ломимую [убиваемую] за нас. И стих из 1Кор.11:26 говорит: ‘’ Ибо всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, СМЕРТЬ Господню возвещаете, доколе Он придет’’ (1Кор.11:26).

Также притча о пшеничном семени из Иоан.12:23,24 указывает на это:

‘’ Истинно, истинно говорю вам: если пшеничное зерно, пав в землю, не умрет, то останется одно; а если умрет, то принесет много плода’’ (Иоан.12:24).

Понимая смысл Пасхи – мы более ясно можем понять смысл трёх праздников Ветхого Завета (Левит.23 гл.):

  1. Пасха - образ жертвенной смерти Иисуха Христа, Агнца Божьего (Иоан. 1:29; 1Кор. 5:7).
  2. Семя – Христос, Своей смертью искупил в первую очередь первенцев, образом чего является праздник первого урожа - Пятидесятница – Деян.2:1-4,16-21. (1Кор.15:22,23. Откр.14:1,3,4; 20:4-6.).
  3. А также праздник сбора второго урожая - Праздник кущей , являлся образом сбора великого множества других спасённых из человечества – Захар.14:16-21. (Евр.11:32,39,40. Откр.20:5.). (Матф.25:31-36,40. Откр.7:9,14.). И всё это, благодаря ‘’Семени пшеницы’’ из Иоан.12:24.

Также косвенным доказательством того, что сутью Пасхи является смерть – выкуп, может послужить место Писания из Неемия.6:15. То, что стена Иерусалима была отстроена именно за пятьдесят два дня , на первый взгляд может показаться чем-то обычным. Но обратите внимание на Песня Песней 8:10 и книгу Откровение (Откр.14:1,3,4; 21:9,10,12,17.).

Это указывает на то, что ‘’стена Иерусалима’’ является образом первенцев Христа. И место из Неем.6:15 является важной деталью, если учесть, что от смерти Христа – до праздника Пятидесятницы именно пятьдесят два дня .

Итак: мы не хотим спорить с устоявшимися традициями, мы лишь обратили ваше внимание на некоторые места из Слова Бога. А что для вас является истиной – решать вам…

Сергей Иаковлев (Бохан).

Почему вы красите яйца?
От чего такая форма пасхального кулича?
Что вы знаете про истоки Пасхи?
Что вы вообще знаете о Пасхе?

Пасха (песах) – важный еврейский праздник, установленный самим Богом (Исх. 12:1–14). В переводе с еврейского это слово означает «пройти мимо»: в самое первое празднование Пасхи ангел прошел мимо домов, где косяки были смазаны кровью ягненка, и пощадил в них первенцев. Еврейские праздники были частью Моисеева закона, которому Христос положил конец (Рим. 10:4). Этому нужно радоваться, ведь Моисеев закон осуждал человека как неисправимого грешника, неспособного оправдаться перед Богом (Рим. 3:19, 20). Зачем возвращаться к этому закону?
В Новом Завете нет ни единого упоминания о том, что христиане отмечали Пасху в любом виде. Само слово «пасха», если не считать упоминаний еврейского праздника, встречается только один раз: «Итак очистите старую закваску, чтобы быть вам новым тестом, так как вы бесквасны, ибо Пасха наша, Христос, заклан за нас» (1 Кор. 5:7).

Как видим, Павел не вводит новый праздник, а просто объясняет своим читателям, что еврейская пасха и вообще жертвоприношения животных были прообразами жертвы Христа – истинного жертвенного Агнца. Следовательно, после этой жертвы в жертвоприношениях и связанных с ними праздниках уже нет необходимости. Эпоха прообразов закончилась, началась эпоха реальности. Причем заметим, что Павел связывает с Пасхой прямо противоположное значение – не воскресение Христа, а его смерть. Эта связь не случайна, ведь Христос умер как раз в день Пасхи, 14 нисана по еврейскому календарю (Мат. 26:2).

Сам Иисус точно так же отмечал Пасху и указывал ученикам, что он и есть тот самый пасхальный ягненок. Но в последнюю свою Пасху (когда он должен был быть казнен чтобы исполнить пророчество), он для своих учеников ввел новое празднование, так как старое через несколько часов должно было исчерпать себя. Итак, христиане отныне должны были отмечать не старую традиционную еврейскую Пасху, а смерть их Господа Иисуса Христа, «…делайте это в воспоминание обо мне». (1 Кор. 11:24). Символами Вечери Господней стали продукты, оставшиеся от еврейской Пасхи — пресный хлеб и вино (ягненок к тому времени уже был съеден), а также молитва. Причем, обратите внимание, отмечали именно смерть Христа, а не его воскресение. И не было никаких яиц, куличей, сырных пасх. Эти традиции были привнесены из языческих религий позже.
Так почему же сегодня Пасха означает его воскресение?

Истоки Пасхи и её атрибутов

В принципе, вся так называемая христианская религия напичкана «копирками» из язычества, а всё потому, что изначально, язычников очень трудно было окрестить в другую веру. Вот «крестители» и стали языческие праздники и символы в христианской вере использовать, только под другим названием, чтоб народ к «истинной» новой вере легче привыкал.

Что же касается неотъемлемых атрибутов празднования современной христианской Пасхи, то стоит серьезно задуматься относится ли кулич к православию, к христианству, да и к празднику Пасхи вообще?

Ответ однозначный: НЕТ, НЕ ОТНОСИТСЯ…

Потому что, популярные пасхальные атрибуты – яйца и куличи – имеют языческое происхождение: в празднование христианской Пасхи проникли многие языческие обычаи, связанные с празднованием прихода весны.

Яйцо - это символ зарождения жизни ранней весной (The Catholic Encyclopedia).

Во 2-м номере журнала «Наука и жизнь» за 1999 год отмечалось: «Очевидно, что этот символ [яйцо], как и многие другие, перешел в христианство из языческих культов… Наши далекие предки почитали… яйцо как символ начала жизни, плодородия, весеннего возрождения».

О крашении яиц в книге «Мир русской культуры» говорится: «Корни этого обычая кроются в древних суевериях. […] Во время славянского праздника умилостивления духов им, наряду с другими дарами, приносили выкрашенные кровью яйца, так как кровь, по древним поверьям, считалась лакомой пищей. Впоследствии яйца стали окрашивать и в различные яркие цвета, чтобы духи обратили внимание на дары, принесенные им людьми».

Весенний языческий праздник дал христианской П[асхе] ее обряды (освящение куличей, изготовление сырной пасхи, крашение яиц и т.п.) (Большая советская энциклопедия).

…Почему яйца на пасху красят…?

Связать Христа с яйцами — нужна «богатая» фантазия…
И именно ТАКАЯ фантазия берёт лидерство над здравым смыслом в подобных культах.
К сожалению, подавляющее большинство даже и не задумалось бы, а ответ, скорее всего, был бы:
«Все красят и я крашу» или » Мои предки красили, я крашу и мои дети будут красить.»

Ярчайший пример того, как сбываются слова Иисуса: «Как было в дни Ноя, …люди ели, пили… И НЕ ЗАДУМЫВАЛИСЬ…Так будет и во время присутствия Сына человеческого.»

Мы бы сказали, что узнать правду, одним людям это НЕ НАДО, а другие просто ОБМАНУТЫ! Так сказать, являются ЖЕРТВОЙ языческих культов, преподносимых как христианские. Одним словом, жертвы религиозного обмана.
К сожалению, большинству правда действительно не нужна. Но среди них находятся ещё те, кто «достоин». У всех ЕСТЬ возможность УЗНАТЬ ПРАВДУ из Писания! Если вы один из них, то мы уверенны, что вы примите эти факты с интеллектуальной честностью.

Весенние культы урожая и плодородия соседствовали не только с яйцами, но и с фаллическими символами.

Историк А. Опарин пишет: Вторым большим праздником у тенгриан (древних монголов и тюрков – А.Ч.) считался приход весны. По традиции, корни которой уходят в Индию, он отмечался 25 марта. Известно, что к этому дню тенгриане пекли куличи. Кулич олицетворял мужское начало.

В Индии и во многих других странах его символом был фаллос. Тенгрианскому куличу придавалась соответствующая форма, рядом полагалось класть два крашеных яйца. В этом уже прослеживается связь с фаллистическими земледельческими культами Индии, но столь же очевидна связь этого обычая и с пасхальными традициями христианства.

Священник Олег Моленко (не РПЦ): «Пасхальный кулич не был известен в пасхе Ветхозаветной. Агнца пасхального вкушали с опресноками (пресными лепешками) и горькими травами. Происхождение пасхального кулича скорее языческое, чем христианское. Кулич, как высокий хлеб с яйцами, являет собой известный языческий символ бога плодоносия Фалосса или, что то же, мужского детородного уда».

Печь куличи — это древнейшая языческая традиция славян. Люди пекли и до сих пор продолжают печь куличи именно в форме мужского детородного органа, специальной формы, с коричневой шляпкой политой белым сахаром (излитым семенем) и посыпанным зерном — символом плодородия и начала весны, начала пробуждения природы. Для этой же цели раскрашивали и куриные яйца — как символ новой жизни, и как многие уже поняли подходящий к «куличу» по характерным параметрам.

Извиняюсь за пикантные подробности, но на что похож кулич – вертикально стоящий хлеб с белой помадкой сверху и яйцами снизу? Как говорится, лучше один раз увидеть, чем сто раз попробовать. Кое-где можно увидеть даже такое зрелище:

Возможно, Пасха – это самая злая шутка, которую Сатана сыграл с христианством.

Теперь, когда происхождение некоторых обычаев для нас не является секретом, мы можем честно спросить себя, хотел ли Иисус Христос — Сын Бога, чтобы мы приходили к нему на праздник, имея при себе священный фаллос, против поклонения которому всегда выступал его Отец Иегова Бог? А поскольку Бог не изменяет своим принципам, наивно полагать, что со временем изменился и его взгляд на эти традиции. И как бы не были дороги кому-то эти обряды, не забывайте, что все они пришли из нечистого источника.

Можно сказать: хорошо, но церковь не просто заимствовала языческие элементы, но и освятила их, и теперь они прославляют Христа.
Конечно, церкви никто не мешает освящать все, что ей хочется, но есть более важный вопрос: освящает ли это Бог?

В Библии мы не найдем случаев, чтобы Бог освятил и одобрил атрибуты ложной религии. Более того, когда люди пытались сделать это сами, они подвергались суровому наказанию. Самый известный пример произошел у горы Синай, когда евреи устроили «праздник Господу (Иегове)» с использованием элемента египетской религии – золотого тельца.

Праздник был посвящен не кому-то, а истинному Богу, ну а золотой телец – что в нем плохого? Красиво же. Его «освятил» не кто иной, а брат Моисея, оставшийся «за главного» в отсутствие самого Моисея. Однако на евреев воспылал гнев Бога, и тысячи из них расстались с жизнью (Исх. 32).
Об этой истории стоит вспоминать всегда, когда мы хотим что-то отпраздновать и в нашу голову закрадывается мысль: «Что в этом плохого?»

Библия требует удалить из жизни любую ложь, в том числе религиозную, а не «освящать» ее.

Теперь же, ясно увидев всю неприглядную сторону этого мероприятия, никак не связанного с Христом, каждому нужно принять личное и сознательное решение принимать ли ему участие в праздниках пятнающих имя Бога и Христа? Которые ко всему прочему делают человека виновным перед Богом, так как делая это он продолжает поддерживать мерзкие обряды язычников и идолопоклонников.

Праздник – это не повод повеселиться (для этого повод не нужен), а способ вспомнить о чем-то важном. Праздник – это серьезно. Служители Бога никогда не подходили к праздникам легкомысленно, никогда не отмечали их для галочки или потому что «так принято». И вдвойне серьезен праздник религиозный, ведь он связан с поклонением Богу. В случае Пасхи мы имеем праздник, который:

1) не имеет календарной связи с днем воскресения Христа;
2) не упоминается в Новом Завете как христианский праздник;
3) является частью Моисеева закона, устраненного жертвой Христа (и потому обесценивает эту жертву);
4) наполнен языческой атрибутикой, оскорбляющей Творца.

Не отмечая Пасху, мы не согрешим (в силу пункта 2), а отмечая, мы можем вызвать неудовольствие Бога (в силу пунктов 3 и 4). Может быть, лучше перестраховаться?

Если кому-то нравится язычество — пожалуйста. Это личный выбор. Но если кто-то хочет быть христианином — пусть будет им. Но не следует забывать, что быть одновременно и тем и другим, так же невозможно.

Пасха (с евр. «прохождение мимо») в христианстве; также Воскресение Христово - древний христианский праздничек; важный праздничек богослужебного года. Установлен в честь воскресения Иисуса Христа. В текущее время его дата в каждый определенный год исчисляется по лунно-солнечному календарю (переходящий праздничек).

Что Библия говорит о Пасхе

Праздничек Пасхи своими корнями уходит далековато в прошедшее еврейского народа - те периоды, когда они находились в египетском рабстве, Бог произвёл трибунал над Египтом и вывел Собственный люд. До десятой экзекуции над Египтом Господь отдал веление еврейскому народу о праздничке Пасхи. Это был величайший из ветхозаветных праздничков (Исх. 13:3-16; Втор. 16:1-8 - тут и дальше указаны места Писания). Закон Моисея воспрещал во время праздничка Пасхи употреблять в еду квасное (Исх. 13:3; 23:15), потому Пасха называлась также «праздником опресноков» (Иез. 45:21; Ин. 12:1).

«И созвал Моисей всех старейшин [сынов] Израилевых и произнес им: изберите и возьмите для себя агнцев по семействам вашим и заколите пасху; и возьмите пучок иссопа, и обмочите в кровь, которая в сосуде, и помажьте перекладину и оба косяка дверей кровью, которая в сосуде; а вы никто не выходите за двери обители собственного до утра. И пойдет Господь поражать Египет, и увидит кровь на перекладине и на обоих косяках, и пройдет Господь мимо дверей, и не попустит губителю войти в домы ваши для поражения (Финал 12:21-23)».

Этот спасительный, пасхальный агнец считается в христианстве прототипом Иисуса Христа, а кровь агнца на косяках дверей являлась свидетельством того, что чья-то жизнь отдана взамен живущих в этом доме.

«Итак очистите старенькую закваску, чтоб быть вам новым тестом, потому что вы бесквасны, ибо Пасха наша, Христос, заклан за нас (1-е Коринфянам 5:7)».

Праздничек Воскресения Христова носит ветхозаветное заглавие «Пасха» не только поэтому, что Воскресение Иисуса хронологически совпало с иудейской Пасхой, однако, сначала, из-за того, что спасение евреев от египетского рабства является для христиан рообразом спасения людей от рабства греху и погибели.

Воскресение Христово - сущность христианской веры. «Если Христос не воскрес, то и проповедь наша напрасна, напрасна и вера ваша», - обращается к христианам апостол Павел. В один прекрасный момент он проповедовал в Афинах. Обитатели города, с древних времён славившиеся своим любопытством ко всему новенькому, казалось, готовы были слушать Павла… Он говорил им о Едином Боге, о сотворении мира, о необходимости покаяния, о явлении в мир Иисуса Христа.

Афиняне с энтузиазмом слушали апостола Павла до того времени, пока он не начал говорить о воскресении Иисуса Христа. Услышав об этом невероятном факте, они стали расходиться, с сарказмом бросив Павлу: «Мы послушаем тебя в последующий раз». Рассказ о воскресении Иисуса Христа показался им нелепостью. Однако в проповеди Павла основным было конкретно то, что Христос воскрес из мёртвых! Христос одолел погибель. Собственной гибелью и воскресением Он привёл к жизни каждого, для кого событие, произошедшее в погребальной пещере, является фактом бесспорным и воспринимается так близко, что становится фактом его собственного воскресения: «Если мы веруем, что Иисус погиб и воскрес, то и погибших в Иисусе Бог приведёт с Ним! (1 Фес. 4:14).

Христос воскрес на 2-ой день после иудейской Пасхи - праздничка, установленного в честь освобождения израильского народа из египетского рабства. Воскресение Христово стало новейшей Пасхой - радостью освобождения от рабства погибели. «Слово "Пасха", - пишет Амвросий Медиоланский, - значит "прехождение". Назван же так этот праздничек, торжественнейший из праздничков, в ветхозаветной Церкви - в воспоминание финала сынов Израилевых из Египта и совместно с тем избавления их от рабства, а в Церкви новозаветной - в ознаменование того, что Сам Отпрыск Божий, чрез Воскресение из мертвых, перебежал от мира этого к Папе Небесному, от земли на небо, освободив нас от нескончаемой погибели и рабства противнику, даровав нам "власть быть чадами Божиими" (Ин. 1:12)» .

Значение воскресения Иисуса Христа для населения земли делает Пасху самым значимым торжеством посреди всех других праздничков - Праздничком Праздничков и Торжеством из Торжеств. Иисус Христос одолел погибель, за катастрофой погибели следует триумф жизни. После Собственного воскресения Господь приветствовал всех словом: «Радуйтесь!». Погибели больше нет.

Эту удовлетворенность апостолы возвестили миру. Эту удовлетворенность они окрестили «Евангелием» - благой вестью о воскресении Христа. Эта же удовлетворенность переполняет сердечко человека, когда он слышит: «Христос воскрес!», и она же отзывается в нём главными словами его жизни: «Воистину воскрес!»

Предыстория празднования Пасхи

Празднички в честь воскресения божества существовали за длительное время до христианства. В канун апреля в Древнем Египте устраивались торжества в честь Осириса. Недруги растерзали умиротворенно дремавшего бога, а его супруга Изида по кускам восстанавливала усопшего супруга.

Древнейшие греки почитали богиню плодородия Деметру. Праздничек числился только дамским, и мужчинам не разрешалось находиться на праздничных собраниях.

Древнейшие славяне также праздновали Великдень. Это торжество было самым тесноватым образом связано с началом весны и просыпанием всего живого. Истосковавшийся по теплу люд, с удовольствием чествовал Царь-девицу (ипостась Весны) и с нетерпением ждал ее слияния с самим Солнцем… При всем этом не забывали и упокоившихся протцов - на заре люд шел на кладбище и разделял с усопшими классические яства.

Ритуалы праздничка были незамысловаты. Ими люди стремились пробудить к жизни все живое, вспахивая и орошая водой землю. По окончании праздничного мероприятия селянки и селяне ворачивались домой. Там они накрывали столы, доставали пасхальные куличи, расписанные яичка и мед. Пир начинался с битв на яичках - нетреснувшее сулило выполнение всех желаний.

Когда заканчивалась трапеза, люд с отчаливал играть во различные игры. Люди экзальтированно прыгали через костер, водили хороводы, окатывали друг друга водой, игрались в горелки и кегли. Кегли, кстати, были округленными, поэтому и ценилась эта игра больше других.

В тот период времени (как, вобщем, и сейчас) яйцо символизировало солнце, также - мир вокруг нас, снутри которого таится величавая актуальная сила.

После крещения Руси празднование Великодня не закончилось, невзирая на то, что место Царь-девицы заняло новое божество. Ритуалы, традиции и обычаи празднования остались похожими…

Новозаветная христианская Пасха

В период установления христианской Пасхи обычаи дополнились всенощной службой, также - крестным ходом и, естественно, - новым смыслом. Сейчас Пасха отождествлялась поздравляем победы жизни над гибелью.

До этого новозаветная Пасха числилась почитанием погибели Спасателя (тогда - примерно во II веке - чин празднества устанавливался христианской Церковью). Когда же - в 325 году - состоялся 1-ый Вселенский собор христианских церквей, было решено отмечать православный праздничек позднее еврейского. Также собор постановил, что Пасха обязательно должна праздноваться в 1-ый воскресный день, который следовал за первым полнолунием по окончании вешнего равноденствия. Вот поэтому дата Пасхи вышла «кочующей». Раз в год пасхальный день выпадает на различное время - с 22 марта по 25 апреля (по старенькому стилю).

Прошло еще много времени, до того как (в V веке) были упорядочены обычаи, ритуалы и пасхальные каноны, также - верно разработаны правила празднования Величавого Дня.

  • ru.wikipedia.org - определение Пасхи;
  • gotovim.ru - Пасха: история, традиции, ритуалы;
  • lita.ru - об истории празднования Пасхи;
  • chassidus.ru - информация об истории Пасхи;
  • vorcuta.ru - всё об истории Пасхи;
  • spektr.info - о праздничке Величавой Пасхи;
  • sr.artap.ru - статья «Пасха» в кн.: Новый словарь религиоведения / Авт.-сост. О.К. Садовников, Г.В. Згурский; под ред. С.Н. Смоленского. Ростов на дону н/Д: Феникс, 2010.
  • Дополнительно на сайт о Пасхе:

  • Что такое Пасха?
  • Как вычислить сроки Пасхи?
  • Как самому высчитать дату Пасхи?
  • Что такое Вербное воскресенье?
  • Где отыскать календарь православных церковных праздничков и постов на 2011 год?
  • Как красить яичка на Пасху?
  • Что есть возможность приготовить на Пасху?
  • Как выпечь творожную пасху?
  • Loading...Loading...