Современная избирательная система в россии. Избирательная система в рф

Если детально разбирать виды современных избирательных систем, то получится, что сколько в мире стран, столько и видов. Речь, конечно, о демократических государствах. Но основных видов избирательных систем всего три. Со своими достоинствами и недостатками.

Какие виды избирательных систем лучшие на сегодняшний день? На этот вопрос вам не ответит ни один серьезный политолог. Потому что это как в клинической медицине: «лечить нужно не болезнь вообще, а конкретного больного» - учитывать все, начиная с возраста и веса человека, заканчивая сложнейшими генетическими анализами. Так и с видами избирательных систем - роль играют многочисленные факторы: история страны, время, политическая ситуация, международные, экономические и национальные нюансы - в статье всего не перечислить. Зато в реальности, когда обсуждаются и утверждаются главнейшие базовые принципы политического устройства страны, связанных с избирательным правом, должно быть учтено абсолютно все. Только в таком случае можно будет говорить об адекватной избирательной системе «здесь и сейчас».

Формулировки и определения

Понятие и виды избирательных систем представлены в источниках в нескольких вариантах:

  1. Избирательная система в широком смысле - это

«совокупность правовых норм, образующих избирательное право. Избирательное право - совокупность юридических норм, регулирующих участие граждан в выборах».

  1. Избирательная система в узком смысле - это

«совокупность правовых норм, определяющих итоги голосования».

Если рассуждать с точки зрения организации и проведения выборов, то самой адекватной представляется следующая формулировка.

Избирательная система - это технология трансформации голосов избирателей в мандаты делегатов. Эта технология должна быть прозрачной и нейтральной, чтобы все партии и кандидаты находились в равных условиях.

Понятие и определение избирательного права и избирательной системы меняется от одного исторического этапа к другому и от одной страны к другой. Тем не менее главные виды выборных систем уже сложились в четкую единую классификацию, которую принимают во всем мире.

Виды избирательных систем

Классификация видов основана на механизме распределения мандатов по итогам голосования и правилам формирования властных структур и органов власти.

В мажоритарной системе побеждает кандидат или партия, у кого больше всего голосов. Виды мажоритарной избирательной системы:

  • В системе абсолютного большинства для победы нужен 50 %+1 голос.
  • В системе относительного большинства нужно простое большинство голосов, даже если оно меньше 50 %. Самая простая и понятная избирателю разновидность, которая очень популярна на местных выборах.
  • В системе нужно больше 50 % голосов по заранее оговоренной норме - 2/3 или ¾ голосов.

Пропорциональная система: органы власти избираются от партий или политических движений, которые предоставляют списки своих кандидатов. Голосование идет за тот или иной список. Партийные представители получают мандаты власти исходя из набранных голосов - пропорционально.

Смешанная система: мажоритарная и пропорциональная системы применяются одновременно. Часть мандатов получается через большинство голосов, другая часть - через партийные списки.

Гибридная система: сочетание мажоритарной и пропорциональной систем идет не параллельно, а последовательно: сначала партии выдвигают своих кандидатов по спискам (пропорциональная система), затем избиратели голосуют за каждого кандидата персонально (мажоритарная система).

Мажоритарная избирательная система

Система большинства - самая распространенная схема проведения выборов. Безальтернативный способ, если один человек избирается на одну позицию - президент, губернатор, мэр и т. д. В парламентских выборах ее также можно с успехом применять. В таких случаях формируются одномандатные округа, от которых избирается один депутат.

Виды мажоритарной избирательной системы с разными определениями большинства (абсолютного, относительного, квалифицированного) описаны выше. Детального описания требуют два дополнительных подвида системы большинства.

Выборы, проводимые по схеме абсолютного большинства, иногда не приносят результата. Это происходит при большом числе кандидатов: чем их больше, тем меньше шансов у любого из них получить 50 %+ 1 голос. Избежать такой ситуации можно с помощью альтернативного или мажоритарно-преференционального голосования. Этот метод апробирован на выборах в парламент Австралии. Вместо одного кандидата избиратель голосует за нескольких по принципу «желательности». Против имени самого предпочтительного кандидата ставится цифра «1», напротив второго по желательности - цифра «2», и далее по списку. Здесь необычен подсчет голосов: побеждает тот, кто набрал больше половины бюллетеней «первых предпочтений» - считают именно их. Если такое количество не набрал никто, из подсчета выключается кандидат, у которого меньше всего бюллетеней, в которых его отметили под первым номером, а его голоса отдаются другим кандидатам со «вторыми предпочтениями», и т. д. Серьезные достоинства метода - возможность избежать повторного голосования и максимальный учет воли электората. Недостатки - сложность подсчета бюллетеней и необходимость делать это только централизованно.

В мировой истории избирательного права одним из старейших является понятие о мажоритарной избирательной системе, виды же типа преференциальной избирательного процесса - новые форматы, которые подразумевают широкую разъяснительную работу и высокую политическую культуру как избирателей, так и членов избирательных комиссий.

Мажоритарные системы с повторным голосованием

Второй способ справиться с большим количеством кандидатов более привычен и широко распространен. Это повторное голосование. Обычная практика - перебаллотировка двух первых кандидатов (принята в Российской Федерации), но бывают и другие опции, например, во Франции в выборах в Национальное собрание перебаллотировку проходят все, кто набрал не меньше 12,5 % голосов избирателей из их округов.

В системе двух туров в последнем, втором туре для победы достаточно набрать относительное большинство голосов. В системе трех туров в повторном голосовании требуется абсолютное большинство голосов, поэтому иногда приходится проводить третий тур, в котором для победы допускается относительное большинство.

Мажоритарная система отлично подходит для избирательных процессов при двухпартийных системах, когда две доминирующие партии в зависимости от результатов голосования меняются друг с другом позициями - кто у власти, кто в оппозиции. Два классических примера - британские лейбористы и консерваторы или американские республиканцы и демократы.

Достоинства мажоритарной системы:


Недостатки мажоритарной системы:

  • Если кандидатов много, победить может человек с малым количеством голосов (10 % или меньше).
  • Если партии, участвующие в выборах, незрелые и не имеют серьезного авторитета в обществе, есть риск создания неэффективного законодательного органа.
  • Голоса, поданные за проигравших кандидатов, пропадают.
  • Нарушается принцип всеобщности.
  • Можно победить с помощью навыка под названием «ораторское мастерство», не имеющего отношения к, например, законодательной работе.

Пропорциональная избирательная система

Пропорциональная система возникла в начале 20-го века в Бельгии, Финляндии и Швеции. Технология выборов по партийным спискам отличается высокой вариативностью. Разновидности пропорциональных методов существуют и реализуются в зависимости от того, что важнее на текущий момент: четкая пропорциональность либо высокая определенность результатов голосования.

Виды пропорциональной избирательной системы:

  1. С открытыми или закрытыми партийными списками.
  2. С процентным барьером или без него.
  3. По единому многомандатному округу или по множеству многомандатных округов.
  4. С разрешенными избирательными блоками или с запрещенными.

Отдельного упоминания стоит вариант выборов по партийным спискам с дополнительными одномандатными округами, который объединяет два вида систем - пропорциональную и мажоритарную. Этот метод описан ниже как гибридный - разновидность смешанной избирательной системы.

Достоинства пропорциональной системы:

  • Возможность для меньшинств иметь своих депутатов в парламенте.
  • Развитие многопартийности и политического плюрализма.
  • Точная картина политических сил в стране.
  • Возможность входа во властные структуры мелким партиям.

Недостатки пропорциональной системы:

  • Депутаты утрачивают связь со своими избирателями.
  • Межпартийные распри.
  • Диктат партийных верхушек.
  • «Неустойчивое» правительство.
  • Метод «паровоза», когда известные личности во главе партийных списков после голосования отказываются от мандатов.

Панаширование

Чрезвычайно интересный метод, который заслуживает специального упоминания. Он может использоваться как при мажоритарных, так и при пропорциональных выборах. Это система, в которой избиратель обладает правом выбирать и отдавать свой голос за кандидатов из разных партий. Есть возможность даже вписывать в партийные списки новые имена кандидатов. Панаширование используется в ряде европейских стран, включая Францию, Данию и др. Достоинство метода - независимость избирателей от принадлежности кандидатов к той или иной партии - они могут голосовать по личным предпочтениям. Вместе с тем это же достоинство может вылиться в серьезный недостаток: избиратели могут выбрать «милых сердцу» кандидатов, которые не смогут найти общий язык из-за абсолютно противоположных политических взглядов.

Избирательное право и виды избирательных систем - понятия динамические, они развиваются вместе с меняющимся миром.

Смешанная избирательная система

Смешанные варианты выборных компаний - оптимальные виды для «сложных» стран с неоднородным населением по признакам самого разного толка: национальным, культурным, религиозным, географическим, социальным и т. д. К этой же группе относятся государства с большим населением. Для таких стран чрезвычайно важным является создание и сохранение баланса между региональными, местными и общенациональными интересами. Поэтому понятие и виды избирательных систем в таких странах всегда находились и находятся в фокусе повышенного внимания.

Европейские «лоскутные» страны, исторически собранные из княжеств, отдельных земель и вольных городов столетия назад, до сих пор формируют свои выборные органы власти по смешанному типу: это, например, Германия и Италия.

Самый старый классический пример - Великобритания с шотландским парламентом и уэльской законодательной ассамблеей в ее составе.

Российская Федерация - одна из самых «подходящих» стран для применения смешанных видов избирательных систем. Аргументы - огромная страна, большое и неоднородное практически по всем критериям население. Виды избирательных систем в РФ будут подробно описаны ниже.

В смешанной избирательной системе два вида:

  • Смешанная несвязанная система выборов, где мандаты распределяются по мажоритарной системе и не зависят от «пропорционального» голосования.
  • Смешанная связанные система выборов, в которой партии получают свои мандаты в мажоритарных округах, но распределяют их в зависимости от голосов в рамках пропорциональной системы.

Гибридная избирательная система

Вариант смешанной системы: интегрированная опция выборов с последовательными принципами выдвижения (пропорциональная система по спискам) и голосования (мажоритарная система с персональным голосованием). В гибридном типе две стадии:

  • Сначала выдвижение. Списки кандидатов формируются в партийных местных ячейках в каждом избирательном округе. Самовыдвижение внутри партии тоже возможно. Затем все списки утверждаются на съезде или конференции партии (это должен быть высший партийный орган по уставу).
  • Потом голосование. Выборы проводятся в одномандатных округах. Кандидаты могут быть выбраны как за персональные достоинства, так и за принадлежность к какой-либо партии.

Следует отметить, что гибридные виды выборов и избирательных систем в Российской Федерации не проводятся.

Достоинства смешанной системы:

  • Баланс федеральный и региональных интересов.
  • Состав власти адекватен соотношению политических сил.
  • Преемственность и стабильность законодательных органов.
  • Укрепление политических партий, стимулирование многопартийности.

Несмотря на то что смешанная система является по своей сути суммой достоинств мажоритарной и пропорциональной систем, у нее имеются свои минусы.

Недостатки смешанной системы:

  • Риск раздробления партийной системы (особенно в странах с молодой демократией).
  • Мелкие фракции в парламенте, «лоскутные» парламенты.
  • Возможные победы меньшинства над большинством.
  • Сложности с отзывом депутатов.

Выборы в зарубежных странах

Арена для политических боев - такой метафорой можно описать реализацию избирательного права в большинстве демократических странах. Вместе с тем основные виды избирательных систем в зарубежных странах - те же три базовых метода: мажоритарный, пропорциональный и смешанный.

Часто избирательные системы различаются по многочисленными цензами, входящими в понятие избирательного права в каждой стране. Примеры некоторых избирательных цензов:

  • Возрастной ценз (в большинстве стран можно голосовать с 18 лет).
  • Ценз оседлости и гражданства (можно избирать и быть избранным лишь после определенного срока проживания в стране).
  • Имущественный ценз (доказательства выплаты высоких налогов в Турции, Иране).
  • Моральный ценз (в Исландии нужно иметь «добрый нрав»).
  • Религиозный ценз (в Иране нужно быть мусульманином).
  • Гендерный ценз (запрет голосования женщинам).

Если большинство цензов легко доказать или определить (например, налоги или возраст), то некоторые цензы типа «доброго нрава» или «ведения достойного образа жизни» - понятия довольно размытые. К счастью, подобные экзотические моральные нормы встречаются в современных избирательных процессах очень редко.

Понятие и виды избирательных систем в России

В РФ представлены все виды избирательных систем: мажоритарная, пропорциональная, смешанная, которые описываются пятью федеральными законами. История российского парламентаризма - одна из самых трагических в мире: Всероссийское Учредительное собрание стало одной из первых жертв большевиков еще в 1917 году.

Можно сказать, что главный вид избирательной системы в России - мажоритарный. Президент России и высшие должностные лица избираются по мажоритарному абсолютному большинству.

Пропорциональная система с процентным барьером использовалась с 2007 по 2011 гг. при формировании Государственной Думы: один мандат имели те, кто набирал от 5 до 6 % голосов, два мандата имели партии, набравшие голоса в пределах 6 - 7 %.

Смешанная пропорционально - мажоритарная система применяется в выборах в Госдуму с 2016 года: половина депутатов избиралась в одномандатных округах по мажоритарному относительному большинству. Вторая половина избиралась по пропорциональному принципу в едином округе, барьер в этом случае был ниже - всего 5 %.

Несколько слов о едином дне голосования, который был установлен в рамках российской избирательной системы в 2006 году. Первое и второе воскресенье марта являются днями проведения региональных и местных выборов. Что же касается единого дня осенью, то с 2013 года он был назначен на второе воскресенье сентября. Но, учитывая относительно низкую явку в начале осени, когда многие избиратели еще отдыхают, сроки осеннего дня голосования могут обсуждаться и корректироваться.

Типы избирательных систем

Типы избирательных систем определяются принципами формирования представительного органа власти и соответствующим порядком распределения мандатов по итогам голосования, также предусмотренными в законодательстве о выборах. Так как в различных странах принципы формирования выборных органов власти и порядок распределения мандатов различны, то реально существует столько модификаций избирательных систем, сколько и государств, использующих выборы для формирования органов государственной власти. Однако многовековой историей развития представительной демократии выработано два базовых типа избирательных систем -мажоритарной и пропорциональной, элементы которых так или иначе проявляются в многообразных моделях избирательных систем в различных странах.

Мажоритарная избирательная система

Мажоритарная избирательная система основана на системе персонального представительства во власти. В качестве кандидата на ту или иную выборную должность в мажоритарной системе всегда выдвигается конкретный человек.

Механизм выдвижения кандидатов может быть различным: в одних странах допускается самовыдвижение наряду с выдвижением кандидатов от политических партий или общественных объединений, в других странах кандидаты могут быть выдвинуты только политическими партиями. Но в любом случае в мажоритарном избирательном округе баллотировка кандидатов происходит на персональной основе. Соответственно, избиратель в данном случае голосует за индивидуально определенного кандидата, который является самостоятельным субъектом избирательного процесса - гражданином, осуществляющим свое пассивное избирательное право. Другое дело, что данного конкретного кандидата может поддерживать какая-либо политическая партия. Однако формально гражданин избирается не от партии, а «сам по себе».

Как правило, в большинстве случаев, выборы при мажоритарной системе осуществляются по одномандатным избирательным округам. Количество избирательных округов в таком случае соответствует количеству мандатов. Победителем в каждом округе становится тот кандидат, который получил предусмотренное законом большинство голосов избирателей округа. Большинство в различных странах бывает разным: абсолютным, при котором кандидат для получения мандата должен набрать более 50% голосов; относительным, при котором победителем считается кандидат, получивший голосов больше, чем все другие кандидаты (при условии, что против всех кандидатов подано голосов меньше, чем за победившего кандидата); квалифицированным, при котором кандидат для того, чтобы победить на выборах, должен набрать более 2/3, 75% или 3/4 голосов избирателей. Рассчитываться большинство голосов может тоже по-разному - либо от общего числа избирателей округа, либо, чаще всего, от числа избирателей, пришедших на выборы и проголосовавших. Система абсолютного большинства предполагает голосование в два тура, если в первом туре ни один из кандидатов не набрал требуемого большинства. Во втором туре участвуют кандидаты, набравшие в первом туре относительное большинство голосов. Такая система затратна с финансовой точки зрения, но используется при выборах президентов в большинстве стран мира, в том числе и в России.

Аналогично определяются победившие кандидаты и в многомандатных мажоритарных округах с категорическим голосованием. Принципиальное отличие заключается лишь в том, что избиратель имеет столько голосов, сколько мандатов «разыгрывается» в округе. Каждый голос он может отдать только за одного из кандидатов.

Таким образом, мажоритарная избирательная система - система формирования выборных органов власти на основе персонального (индивидуального) представительства, в которой избранным считается кандидат, набравший предусмотренное законом большинство голосов.

Мажоритарная избирательная система является единственно возможной при выборах глав государств или государственных образований (например, субъектов федерации). Применяется она и при выборах в коллегиальные органы власти (законодательные собрания).

Пропорциональная избирательная система

В основе пропорциональной избирательной системы лежит принцип партийного представительства. При такой системе партии выдвигают ранжированные ими списки кандидатов, за которые и предлагается проголосовать избирателю.

Избиратель фактически голосует за политическую партию (предвыборный блок или коалицию партий, если их создание допускается законодательством), которая по его мнению наиболее адекватно и последовательно выражает и защищает его интересы в политической системе. Мандаты распределяются между партиями пропорционально числу поданных за них голосов в процентном выражении.

Места в представительном органе власти, которые получила политическая партия (избирательный блок), занимают кандидаты из партийного списка в соответствии с установленным партией приоритетом. К примеру, партия, получившая на выборах в парламент по единому общенациональному 450-мандатному избирательному округу 20% голосов, должна получить 90 депутатских мандатов.

Их получат первые 90 кандидатов из соответствующего партийного списка. Таким образом, пропорциональная избирательная система - система формирования выборных органов власти на основе партийного представительства, в которой депутатские места (мандаты) в представительном органе власти распределяются в соответствии с числом набранных партиями голосов в процентном выражении. Данная система обеспечивает адекватное представительство политических интересов в выборных органах власти. В пропорциональной избирательной системе, в отличие от мажоритарной, потери голосов избирателей минимальны и связаны, чаще всего, с так называемым «избирательным барьером» - минимальным количеством голосов, которое должна набрать на выборах партия, чтобы получить право участвовать в распределении мандатов. Избирательный барьер устанавливается для того, чтобы ограничить доступ в представительные органы власти мелких, зачастую маргинальных, невлиятельных партий. Не принесшие таким партиям мандатов голоса распределяются (также пропорционально) между партиями-победительницами. Как и мажоритарная, пропорциональная избирательная система имеет свои разновидности. Выделяют два вида пропорциональных систем:

Пропорциональная система с единым общенациональным многомандатным избирательным округом, число мандатов в котором соответствует числу мест в выборном органе власти: свои списки кандидатов выдвигают только общенациональные партии, избиратели голосуют за эти списки в масштабах всей страны; пропорциональная избирательная система с многомандатными округами. политические партии формируют списки кандидатов по избирательным округам, соответственно депутатские мандаты, «разыгрываемые» в округе распределяются на основе влияния партии в этом округе.

Основная претензия, предъявляемая к пропорциональной избирательной системе, заключается в том, что избиратель не имеет возможности влиять на персональный состав выборного органа власти. С целью преодоления этого недостатка в некоторых странах пропорциональная избирательная система предполагает преференциальное голосование. При таком голосовании избиратель не только голосует за тот или иной партийный список, но и имеет возможность с помощью определения своих предпочтений (рейтингового или ординального голосования) изменять приоритетность партийного списка. Еще одна существенная претензия к пропорциональной системе связана с относительной независимостью партийных депутатов от регионов и невозможностью в этой связи выражать региональные интересы во власти. Данный недостаток попытался преодолеть российский законодатель, предусмотрев разбивку федерального списка кандидатов от партии на региональные группы, соответствующие при определенных условиях части территории субъекта федерации, субъекту РФ, группе субъектов РФ. При этом в федеральном списке кандидатов от партии должна быть предусмотрена и общефедеральная часть . В законе о выборах депутатов Государственной Думы предусмотрено распределение мандатов с учетом региональных предпочтений по отношению к списку кандидатов от определенной партии. Для этого в законе разработана специальная методика. Представляется, что данный подход в сочетании с основными достоинствами пропорциональной избирательной системы является одним из наиболее эффективных в обеспечении адекватного представительства интересов гражданского общества во власти.

Смешанная избирательная система

Попытки максимально использовать достоинства базовых избирательных систем и нивелировать их недостатки приводят к возникновению смешанных избирательных систем. Суть смешанной избирательной системы заключается в том, что часть депутатов в один и тот же представительный орган власти избирается по мажоритарной системе, а другая часть - по пропорциональной системе. Предполагается при этом создание мажоритарных избирательных округов (чаще всего, одномандатных, реже -многомандатных) и избирательных округов (при пропорциональной системе с многомандатными округами) или единого общенационального многомандатного избирательного округа для голосования по партийным спискам кандидатов. Соответственно, избиратель получает право одновременно проголосовать за кандидата (кандидатов), баллотирующегося в мажоритарном округе на персональной основе и за политическую партию (список кандидатов от политической партии). В реальности при осуществлении процедуры голосования избиратель получает минимум два бюллетеня: один для голосования за конкретного кандидата по мажоритарному округу, другой - для голосования за партию.

Следовательно, смешанная избирательная система - это система формирования представительных органов власти, при которой часть депутатов избирается на персональной основе по мажоритарным округам, а другая часть - на партийной основе по пропорциональному принципу представительства.

Подобная система использовалась для выборов депутатов Государственной Думы РФ первых четырех созывов. Половина (225) депутатов Думы избиралась по мажоритарной системе в 225 одномандатных избирательных округах. Избрание происходило на основе относительного большинства: избранным считался кандидат, получивший голосов больше, чем другие кандидаты при условии, что голосов против всех кандидатов подано меньше, чем за победившего кандидата. При этом выборы признавались состоявшимися при условии явки более 25% избирателей округа.

Вторая половина депутатов ГД РФ избиралась по пропорциональной системе на основе партийного представительства в едином общефедеральном 225-мандатном избирательном округе. Политические партии выдвигали составленные в порядке приоритета (ранжированные) списки своих кандидатов, за которые предлагалось проголосовать избирателям всей страны. Соответственно, правом участвовать в таких выборах предоставлялось (на определенных условиях) только общефедеральным партиям или избирательным блокам, включающим в себя такие партии. Право участвовать в пропорциональном распределении мандатов получали партии (избирательные блоки), набравшие в целом по стране более 5% голосов избирателей. Выборы считались состоявшимися при условии 25%-ной явки избирателей, а также если по итогам голосования партии-победительницы получали в совокупности не менее 50% голосов проголосовавших избирателей. Смешанные избирательные системы принято различать по характеру взаимосвязи используемых в них элементов мажоритарной и пропорциональной систем. По этому основанию выделяется два вида смешанных систем:

Смешанная несвязанная система выборов, при которой распределение мандатов по мажоритарной системе никак не зависит от результатов выборов по пропорциональной системе (приведенные выше примеры - это как раз примеры смешанной несвязанной избирательной системы);

Смешанная связанная избирательная система, при которой распределение мест по мажоритарной системе зависит от результатов выборов по пропорциональной системе. В этом случае кандидаты в мажоритарных округах выдвигаются политическими партиями, участвующими в выборах по пропорциональной системе. Мандаты, полученные партиями в мажоритарных округах, распределяются в зависимости от результатов выборов по пропорциональной системе.

В научной литературе термин "избирательная система", в том числе и в российском правоведении, употребляется обычно в двух значениях - широком и узком.

В широком смысле избирательная система - это система общественных отношений, связанных с выборами органов публичной власти. Очевидно, что избирательная система в таком широком смысле регулируется не только правовыми нормами. Сфера этих отношений весьма широка. В нее входят вопросы и определения круга избирателей и избираемых, и инфраструктуры выборов (создание избирательных единиц, избирательных органов и др.), и отношений, складывающихся на каждой из стадий избирательного процесса вплоть до его завершения. Регулируется избирательная система нормами избирательного права, понимаемого как система правовых норм, представляющая собой подотрасль конституционного (государственного) права. Однако не вся избирательная система регулируется правовыми нормами. В ее состав входят также отношения, регулируемые корпоративными нормами (уставами политических общественных объединений и др.), а также обычаями и традициями данного общества.

Однако людей больше интересует избирательная система в так называемом узком смысле. Это способ определения того, кто из баллотировавшихся кандидатов избран на должность или в качестве депутата. В зависимости от того, какая будет использована избирательная система, результаты выборов при одних и тех же итогах голосования могут оказаться совершенно различными. Поэтому политические силы нередко борются между собой за более выгодную для себя избирательную систему (впрочем, оценивая ее выгодность, они могут и ошибиться).

Если попытаться дать определение термину «избирательная система», абстрагируясь от ее значения в узком или широком смысле, то, по-видимому, под избирательной системой следует понимать совокупность правил, приемов, процедур, процессов и институтов, обеспечивающих легитимное формирование выборных органов государственной власти и местного самоуправления на основе адекватного представительства многообразных интересов гражданского общества.

Избирательная система современной России, как явствует из вышеизложенного, претерпевала существенные изменения, что определялось во многом складывающейся политической ситуацией. Политическая элита находится в поиске наиболее эффективных избирательных технологий, эффективных в смысле реализации стоящих перед ней политических задач. Поэтому и на сегодняшний день говорить об окончательно сложившейся избирательной системе в России вряд ли правомерно.

На текущий момент в России действуют, по крайней мере, четыре избирательные системы, т.е. четыре способа организации прямых выборов: мажоритарная система абсолютного большинства в два тура (так мы избираем Президента РФ); мажоритарная система относительного большинства (при ней бывает только один тур), которая используется на выборах половины депутатов законодательных органов субъектов РФ и в некоторых муниципальных образованиях; смешанная избирательная система (места делятся пополам между партийными списками и кандидатами в одномандатных избирательных округах) и полностью пропорциональная система, которая будет применяться для выборов Государственной Думы по закону 2005 г.

В свое время наши советские законы были крайне скупы. Теперь количество слов приводит к ухудшению качества и степени знакомства населения с законами. Но ведь такие законы - это не государственный бюджет, они адресованы именно гражданам.

Однако, не смотря на существование ряда проблем, законодательство (федеральное и региональное) позволяет определить использование той или иной избирательной системы при формировании конкретных органов политической власти.

Естественно, выборы Президента РФ осуществляются по мажоритарной системе. Проводятся они по единому федеральному избирательному округу, включающему в себя всю территорию Российской Федерации. Избиратели, проживающие за пределами территории Российской Федерации, считаются приписанными к федеральному избирательному округу. Выборы Президента Российской Федерации назначает Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.

Кандидаты на должность Президента РФ могут быть выдвинуты политическими партиями, имеющими право принимать участие в выборах, избирательными блоками, а также в порядке самовыдвижения. Гражданин Российской Федерации может выдвинуть свою кандидатуру при условии поддержки его самовыдвижения группой избирателей в количестве не менее 500 человек, имеющих пассивное избирательное право. Кандидат, выдвинутый в порядке самовыдвижения, обязан собрать в свою поддержку, а политическая партия, избирательный блок - в поддержку выдвижения соответственно политической партией, избирательным блоком кандидата не менее двух миллионов подписей избирателей. При этом на один субъект Российской Федерации должно приходиться не более 50 тысяч подписей избирателей, место жительства которых находится на территории данного субъекта Российской Федерации. Если сбор подписей избирателей осуществляется среди избирателей, постоянно проживающих за пределами территории Российской Федерации, общее количество этих подписей не может быть более 50 тысяч. Политическая партия, федеральный список кандидатов которой допущен к распределению депутатских мандатов в Государственной Думе РФ, не собирают подписи избирателей в поддержку выдвинутых ими кандидатов. В случае проведения досрочных или повторных выборов Президента Российской Федерации количество подписей избирателей сокращается наполовину.

Порог явки избирателей на избирательные участки должен быть выше 50% граждан, имеющих право голоса. Избранным считается кандидат, набравший более половины голосов от проголосовавших избирателей.

Совет Федерации Федерального собрания РФ не избирается, он формируется из представителей законодательной и исполнительной власти субъектов РФ (соответственно по два представителя от региона).

Выборы депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ, начиная с 2007 года, будут проводиться по пропорциональной системе. Выборы депутатов Государственной Думы нового созыва назначаются Президентом Российской Федерации. В Государственную Думу избирается 450 депутатов по единому федеральному избирательному округу.

Депутаты избираются пропорционально числу голосов, поданных за федеральные списки кандидатов в депутаты Государственной Думы от политических партий. Следовательно, кандидаты в депутаты Государственной Думы выдвигаются в составе федеральных списков от политических партий, имеющих в соответствии с законом право участвовать в выборах. А такое право предоставляется только федеральным партиям, зарегистрированным в установленном порядке не позднее 1 года до выборов, и имеющим свои региональные отделения в субъектах РФ.

Главы регионов назначаются путем представления Президентом РФ кандидатур законодательным собраниям соответствующих субъектов РФ, которые должны утвердить их в должности. Согласно Федеральному закону О внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и в Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, прямые губернаторские выборы заменены на утверждение глав регионов местными законодательными собраниями по представлению президента. Кандидатура главы региона вносится президентом за 35 дней до истечения срока полномочий действующего губернатора, и в течение 14 дней региональный парламент должен вынести свое решение. Если же законодательное собрание два раза отклонит предложенную кандидатуру, то президент имеет право распустить его.

В современной России на формирование избирательной системы влияют различные силы . Среди них есть те, кто искренне надеется отшлифовать демократические процедуры формирования реально представительной власти. Однако много и таких политических сил, которые пытаются сформировать избирательную систему «под себя», гарантируя себе победу в любом случае. В этом смысле совершенно не случайно в избирательном законодательстве России существует множество лазеек для недобросовестных участников избирательного процесса. К их числу, несомненно, относятся использование пресловутого «административного ресурса», снятие принципиальных соперников с выборов через суды иногда по надуманным причинам и непосредственно перед днем голосования, «выбросы» бюллетеней за не явившихся на избирательные участки лиц, откровенная подтасовка результатов выборов и т.д. Результат борьбы за формирование новой избирательной системы в России во многом будет предопределен общим направлением изменений, происходящих сейчас в России.

Основные избирательные системы оцениваются по трём критериям: 1) репрезентативность, то есть способность отразить в парламенте существующий спектр политических сил; 2) простота механизма выборов; 3) корректируемость результатов выборов в случае разочарования избирателей в депутатах.

Исторически первой избирательной системой стала мажоритарная система, в основе которой лежит принцип большинства (франц. majorite - большинство): избранными считаются те кандидаты, которые получили установленное большинство голосов. В зависимости от того, какое это большинство (относительное, абсолютное или квалифицированное), система имеет разновидности. Далее в работе, я подробнее рассмотрю эти разновидности.

Уже на заре становления конституционного строя стали выдвигаться идеи пропорционального представительства политических объединений , при котором число мандатов, получаемых таким объединением, соответствует числу поданных за его кандидатов голосов. Практически пропорциональная система впервые была применена в Бельгии в 1889 году. К началу ХХ века насчитывались 152 ее разновидности. Ныне она существует в более чем 60 странах.

Смешанная система предполагает сочетание элементов мажоритарной и пропорциональной систем в различных вариациях. Её становление началось в послевоенный период, она должна была вобрать в себя положительные характеристики мажоритарной и пропорциональной систем.

Мажоритарная избирательная система. При мажоритарной системе квалифицированного большинства закон устанавливает определенную долю голосов, которую должен получить кандидат (список кандидатов), чтобы быть избранным.

Эта доля больше абсолютного большинства, т.е. больше 50% плюс один голос. Если при мажоритарной системе квалифицированного большинства в первом туре никто не побеждает, следует второй тур, который обычно проводится через одну - две недели. Во втором туре на новое голосование избирателей при данной системе обычно выносятся две кандидатуры, набравшие наибольшее число голосов по сравнению с другими.

При мажоритарной системе относительного большинства для победы на выборах кандидату необходимо набрать больше голосов избирателей, чем каждый из остальных кандидатов, пусть даже за него проголосовало менее половины избирателей.

Она результативна: единственный случай, когда результата может не быть, это получение одинакового наибольшего числа голосов двумя или более кандидатами.

Такие случаи достаточно редки, и законодательным разрешением ситуации обычно бывает жребий. Такую систему применяли в качестве единственной для выборов какой-либо палаты парламента (или обеих палат) 43 государства, в том числе США и ряд государств - членов британского Содружества наций. Система (это относится ко всем разновидностям мажоритарной системы) может применятся как в одномандатных, так и в многомандатных избирательных округах.

Мажоритарная система относительного большинства является одной из наименее демократичных избирательных систем, основными пороками которой являются:

2) искажается картина реального соотношения политических сил в стране: партия, получившая меньшинство голосов избирателей, получает большинство депутатских мест. Преимуществом мажоритарной системы относительного большинства является то, что голосование проводится в один тур, т. к. победитель определяется сразу же. Это значительно удешевляет выборы. При мажоритарной системе абсолютного большинства, победителем считается кандидат, завоевавший 50% плюс 1 голос от числа всех участвовавших в голосовании избирателей. В том случае, если ни один кандидат не получает требуемое число голосов, назначается второй тур, в котором принимают участие два кандидата, завоевавшие наибольшее число голосов в первом туре. Во втором туре победителем становится уже кандидат, набравший относительное большинство голосов. Достоинство данной системы по сравнению с системой относительного большинства заключается в том, что избранными считаются кандидаты, поддержанные действительным большинством проголосовавших избирателей, хотя бы это большинство составляло один голос. Но сохраняется тот же дефект, который является главным у системы относительного большинства: пропадают голоса, поданные против победивших кандидатов. Мажоритарная избирательная система, как относительного, так и абсолютного большинства, не предполагают проведение выборов на чисто партийной основе. Наряду с кандидатами, выдвинутыми от политических партий, борьбу за мандаты ведут и независимые кандидаты. И избиратели, голосуя на выборах, зачастую отдают предпочтение тому или иному кандидату не как представителю определенной партии, а как заслуживающему доверия политику.

Пропорциональная избирательная система. Данная система предполагает распределение мест в парламенте в соответствии с количеством (процентной пропорцией голосов, полученных на выборах по партийным спискам в едином общенациональном избирательном округе или в нескольких больших региональных округах. Данная система применяется, как правило, при выборах парламентов (вся континентальная Западная Европа, за исключением Франции, половина депутатов ГД РФ и др.).

Распределение мест происходит либо по наибольшему остатку, либо по наивысшему среднему, или на основе избирательной квоты.

Избирательная квота вычисляется путем деления общего числа голосов избирателей, поданных в округе, на число мандатов, подлежащих распределению, т.е. определяется минимальное число голосов избирателей, которое необходимо набрать партии, чтобы получить один мандат.

По методу наибольшего остатка нераспределенные мандаты отдаются партиям, имеющим наибольшие остатки голосов избирателей.

Несколько сложнее идет распределение мандатов по методу наибольшей средней, когда оставшиеся мандаты распределяются между партиями, имеющими наибольшую среднюю. Чтобы вычислить среднюю каждого списка, необходимо число голосов избирателей, поданных за партию, разделить на число полученных ею мандатов плюс один.

Достоинством пропорциональной системы является репрезентативность, обеспечивающая наиболее адекватное представительство в парламенте различных партий и дающая избирателям возможность ранжировать свой выбор. Она обеспечивает обратную связь между государством и гражданским обществом, способствует развитию плюрализма и многопартийности.

Вместе с тем система не вполне отвечает критерию простоты, поскольку требует от рядового избирателя широкой осведомленности в позициях партий. Она может стать и источником дестабилизации общества в случае изменения ориентации партии, за которую проголосовали избиратели, а также в результате внутрипартийного раскола после выборов.

Достоинства пропорциональной системы выборов реализуются при устоявшейся многопартийности. В отсутствие же таковой эта система может привести к появлению фрагментарного депутатского корпуса и частой смене правительств, что ослабит эффективность демократического устройства.

Смешанная избирательная система. На основе смешанной избирательной системы проходят выборы в Германии и России. В ряде стран с целью соединить выгоды от различных систем и избежать их недостатков или хотя бы эти недостатки существенно смягчить создаются избирательные системы смешанного характера, в которых тем или иным образом сочетаются элементы как мажоритарной, так и пропорциональной систем.

Суть смешанной системы заключается в том, что часть депутатского корпуса избирается по мажоритарной системе, а часть - по пропорциональной. Один голос избиратель отдает за конкретного кандидата, баллотирующегося в данном избирательном округе, другой - за политическую партию.

В соответствии с реализованным в России смешанным типом избирательной системы, высший законодательный орган страны составляют: 225 депутатов Государственной Думы, представляющих влиятельные политические силы; 176 депутатов Совета Федерации - представителей от административно- территориальных единиц (по 2 от каждого субъекта).

В юридической литературе распространены два подхода к пониманию избирательной системы: широкий и узкий.

В широком смысле избирательная система понимается как совокупность общественных отношений, складывающихся по поводу формирования органов государственной власти и местного самоуправления посредством реализации избирательных прав граждан. При таком подходе избирательная система включает в себя принципы и условия участия граждан в выборах, порядок их назначения, подготовки и проведения, круг субъектов избирательного процесса, правила установления итогов голосования и определения результатов выборов. Избирательная система в широком смысле, по существу, отождествляется с избирательной кампанией, представляющей собой деятельность по подготовке выборов, осуществляемую в период со дня официального опубликования решения о назначении выборов до дня представления организующей выборы комиссией отчета о расходовании выделенных на их проведение бюджетных средств. По этой причине использование понятия избирательной системы в широком смысле вряд ли оправданно.

Узкое понимание избирательной системы связывается, как правило, с методами (приемами) установления итогов голосования и определения победителя на выборах и рассматривается в качестве своеобразной юридической формулы, при помощи которой определяются результаты избирательной кампании на заключительной стадии выборов. Так, в соответствии со ст. 23 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» под избирательной системой при проведении муниципальных выборов понимаются условия признания кандидата (кандидатов) избранным (избранными), списков кандидатов — допущенными к распределению депутатских мандатов, а также порядок распределения депутатских мандатов между списками кандидатов и внутри списков кандидатов. Вместе с тем не следует забывать, что правила подведения итогов голосования зависят, кроме способов определения результата, от ряда избирательных действий, которые оказывают непосредственное влияние на принятие решения об избрании того или иного кандидата. Исходя из этого в юридическом смысле узкое понимание избирательной системы предпочтительнее увязывать с совокупностью норм, закрепляющих правила:

  • образования избирательных округов;
  • выдвижения кандидатов (списков кандидатов);
  • определения роли политических партий (избирательных объединений) в выборах;
  • утверждения формы избирательного бюллетеня;
  • определения результатов выборов и установления победителей, включая распределение депутатских мандатов между политическими партиями (избирательными объединениями);
  • проведения в случае необходимости повторного голосования (второго тура выборов);
  • замещения вакантных мандатов.

Виды избирательных систем

В своей совокупности они дают наиболее полное представление об образующих избирательную систему элементах, различное сочетание и содержательное наполнение которых обусловливают выделение различных видов избирательных систем .

В истории развития законодательства о выборах сформировалось много подходов к конструированию избирательных систем. При этом выбор того или иного вида избирательной системы — один из ключевых вопросов политической жизни страны, на решение которого существенным образом влияет состояние демократического развития и соотношение политических сил. Не случайно именно к такому выводу пришел и Конституционный Суд РФ. В определении от 20 ноября 1995 г. об отказе в принятии к рассмотрению запроса группы депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ и запроса Верховного Суда РФ о проверке конституционности ряда положений Федерального закона от 21 июня 1995 г. «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» Суд подчеркнул, что выбор того или иного варианта избирательной системы и его закрепление в избирательном законе зависит от конкретных социально-политических условий и является вопросом политической целесообразности. В российских условиях этот выбор осуществляет Федеральное Собрание РФ в соответствии с правилами законодательной процедуры. Данное обстоятельство, однако, вовсе не означает, что вопрос об избирательной системе является сугубо политическим и лишен юридического смысла. Правовое значение избирательной системы состоит в надлежащем законодательном закреплении всей совокупности правил, регулирующих отношения, связанные с определением результатов выборов, и образующих юридическое оформление избирательной системы, включая закрепление различных ее видов.

Действующее законодательство о выборах предусматривает возможность использования следующий типов избирательных систем : мажоритарной, пропорциональной и смешанной (мажоритарно-пропорциональной) избирательной системы.

Мажоритарная избирательная система

Суть заключается в разделении территории, на которой проводятся выборы, на избирательные округа, в которых избиратели голосуют персонально за тех или иных кандидатов. Для избрания кандидату (кандидатам, если выборы проводятся по многомандатным избирательным округам) необходимо набрать большинство голосов избирателей, принявших участие в голосовании. С юридической точки зрения мажоритарную избирательную систему отличает универсальность применения, позволяющая использовать ее для выборов как коллегиальных органов, так и отдельных должностных лиц. Правом выдвижения кандидатов при этой избирательной системе наделяются как граждане в порядке самовыдвижения, гак и политические партии (избирательные объединения). При образовании вакантных мандатов, обусловленном в числе прочего досрочным прекращением полномочий депутатов (выборных должностных лиц), обязательным является проведение новых (дополнительных, досрочных или повторных) выборов.

Мажоритарная избирательная система имеет разновидности . В зависимости от образуемых избирательных округов различаются мажоритарные избирательные системы, предполагающие голосование по единому избирательному округу, одномандатным и многомандатным избирательным округам. Мажоритарная система на базе единого избирательного округа используется только на выборах должностных лиц. При избрании депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти, представительных органов муниципальных образований применяются либо одномандатные, либо многомандатные избирательные округа. Причем максимальное число мандатов, приходящихся на один многомандатный избирательный округ, не может превышать пяти. Вместе с тем данное ограничение не применяется на выборах в органы местного самоуправления сельского поселения, а также иного муниципального образования, границы многомандатного избирательного округа которого совпадают с границами избирательного участка.

Выделяются мажоритарные системы относительного, абсолютного и квалифицированного большинства. Система относительного большинства исходит из того, что для избрания требуется набрать наибольшее число голосов избирателей по отношению к другим кандидатам. Она может применяться на выборах депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти, представительных органов муниципальных образований, а также на выборах глав муниципальных образований.

При системе абсолютного большинства для избрания кандидата необходимо, чтобы он набрал более половины голосов от числа избирателей, принявших участие в голосовании. Если ни одному из кандидатов не удается набрать такое количество голосов, проводится повторное голосование по двум кандидатам, за которых в первом туре выборов было подано наибольшее число голосов избирателей. Для победы во втором туре при использовании такой системы достаточно набрать относительное большинство голосов. Система абсолютного большинства применяется на выборах Президента РФ, а также, если это предусмотрено законом субъекта Федерации, на выборах глав муниципальных образований. В принципе нельзя исключать ее использование и на выборах депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти, представительных органов муниципальных образований, однако действующему избирательному законодательству такие случаи неизвестны.

Система квалифицированного большинства встречается достаточно редко. Она основывается на том, что для победы на выборах необходимо не просто набрать то или иное большинство голосов, а большинство, зафиксированное в законе (не менее 1/3, 2/3, 3/4), от числа проголосовавших избирателей. В настоящее время она практически не применяется, хотя прежде случаи ее использования имели место в некоторых субъектах Федерации. Так, ныне отмененный Закон Приморского края от 28 сентября 1999 г. «О выборах губернатора Приморского края» предусматривал, что избранным по результатам голосования признается кандидат, набравший наибольшее количество голосов при условии, что оно составляет не менее 35% от числа избирателей, принявших участие в голосовании.

Пропорциональная избирательная система

Для характерны следующие черты. Ее применение ограничено выборами депутатов законодательных (представительных) органов; она не применяется на выборах должностных лиц. Правом выдвижения кандидатов обладают исключительно политические партии (избирательные объединения). Избиратели при такой системе голосуют не персонально за кандидатов, а за выдвинутые избирательными объединениями списки кандидатов (партийные списки), а к распределению депутатских мандатов допускаются списки кандидатов, преодолевшие заградительный барьер, т. е. набравшие установленное в законе минимально необходимое число голосов, которое не может превышать 1% от числа избирателей, принявших участие в голосовании. Образовавшиеся вакансии замешаются следующими в порядке очередности кандидатами из списков кандидатов (партийных списков), допущенных к распределению мандатов, вследствие чего проведение дополнительных выборов не предусматривается.

Российскому законодательству известны две разновидности пропорциональной избирательной системы, обусловленные использованием закрытых (жестких) или открытых (мягких) списков кандидатов. При голосовании по закрытым спискам избиратель вправе отдать свой голос только за тот или иной список кандидатов в целом. Открытые списки позволяют избирателю проголосовать не только за определенный список кандидатов, но и за одного или нескольких кандидатов внутри этого списка. В нашей стране явное предпочтение отдается закрытым спискам. Голосование пооткрытым спискам предусмотрено только в нескольких субъектах Федерации (Республика Калмыкия, Тверская область, Ямало-Ненецкий автономный округ).

Пропорциональная избирательная система применяется на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ. В субъектах Федерации в чистом виде она встречается редко (Дагестан, Ингушетия, Амурская область, Свердловская область, г. Санкт- Петербург). Что касается муниципальных выборов, то для них пропорциональная избирательная система в целом нехарактерна. Редкое исключение в этом отношении представляет г. С пасс к-Дальний Приморского края, уставом которого предусмотрено избрание всех депутатов городского округа по партийным спискам.

Смешанная избирательная система

Смешанная (мажоритарно-пропорциональная) избирательная система является комбинацией мажоритарной и пропорциональной систем с законодательно установленным числом депутатских мандатов, распределяемых по каждой из них. Ее применение позволяет соединить достоинства и сгладить недостатки мажоритарной и пропорциональной систем. При этом политические партии (избирательные объединения) получают возможность выдвигать в качестве кандидатов одних и тех же лиц как в составе партийного списка, гак и по одномандатным (многомандатным) избирательным округам. Закон лишь требует, чтобы в случае одновременного выдвижения по одномандатному (многомандатному) избирательному округу и в составе списка кандидатов информация об этом обязательно указывалась в бюллетене, изготавливаемом для голосования по соответствующему одномандатному (многомандатному) округу

Смешанная система используется в настоящее время на выборах законодательных (представительных) органов государственной власти практически всех субъектов Федерации. Обусловлено это тем, что Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (ст. 35) требует, чтобы не менее половины депутатских мандатов в законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта Федерации либо в одной из его палат подлежало распределению между списками кандидатов, выдвинутыми избирательными объединениями, пропорционально числу голосов избирателей, полученных каждым из списков кандидатов.

При проведении выборов депутатов представительных органов муниципальных образований смешанная мажоритарно-пропорциональная система применяется гораздо реже. По всей вероятности, это связано с тем, что федеральное законодательство не требует обязательного использования элементов пропорциональной системы применительно к муниципальному уровню формирования представительных органов власти.

На текущий момент в России действуют, по крайней мере, четыре избирательные системы, т.е. четыре способы организации прямых выборов: мажоритарная система абсолютного большинства в два тура (так мы избираем Президента РФ); мажоритарная система относительного большинства (при ней бывает только один тур), которая используется на выборах половины депутатов законодательных органов субъектов РФ и в некоторых муниципальных образованиях; смешанная избирательная система (места делятся пополам между партийными списками и кандидатами в одномандатных избирательных округах) и полностью пропорциональная система, которая будет применяться для выборов Государственной Думы по закону 2005 г.

Ничего оригинального в этом нет. Такая ситуация существует во многих зарубежных странах, когда по-разному избираются разные органы, в том числе, во Франции, в Бразилии и некоторых других странах.

Выборы Президента РФ осуществляются по мажоритарной системе. Проводятся они по единому федеральному избирательному округу, включающему в себя всю территорию Российской Федерации. Избиратели, проживающие за пределами территории Российской Федерации, считаются приписанными к федеральному избирательному округу. Выборы Президента Российской Федерации назначает Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.

Кандидаты на должность Президента РФ могут быть выдвинуты политическими партиями, имеющими право принимать участие в выборах, избирательными блоками, а также в порядке самовыдвижения. Гражданин Российской Федерации может выдвинуть свою кандидатуру при условии поддержки его самовыдвижения группой избирателей в количестве не менее 500 человек, имеющих пассивное избирательное право. Кандидат, выдвинутый в порядке самовыдвижения, обязан собрать в свою поддержку, а политическая партия, избирательный блок - в поддержку выдвижения соответственно политической партией, избирательным блоком кандидата не менее двух миллионов подписей избирателей. При этом на один субъект Российской Федерации должно приходиться не более 50 тысяч подписей избирателей, место жительства которых находится на территории данного субъекта Российской Федерации. Если сбор подписей избирателей осуществляется среди избирателей, постоянно проживающих за пределами территории Российской Федерации, общее количество этих подписей не может быть более 50 тысяч. Политическая партия, федеральный список кандидатов которой допущен к распределению депутатских мандатов в Государственной Думе РФ, не собирают подписи избирателей в поддержку выдвинутых ими кандидатов. В случае проведения досрочных или повторных выборов Президента Российской Федерации количество подписей избирателей сокращается наполовину.



Совет Федерации Федерального собрания РФ не избирается, он формируется из представителей законодательной и исполнительной власти субъектов РФ (соответственно по два представителя от региона).

Выборы депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ, начиная с 2007 года проводятся по пропорциональной системе. Выборы депутатов Государственной Думы нового созыва назначаются Президентом Российской Федерации. В Государственную Думу избирается 450 депутатов по единому федеральному избирательному округу.

Депутаты избираются пропорционально числу голосов, поданных за федеральные списки кандидатов в депутаты Государственной Думы от политических партий. Следовательно, кандидаты в депутаты Государственной Думы выдвигаются в составе федеральных списков от политических партий, имеющих в соответствии с законом право участвовать в выборах. А такое право предоставляется только федеральным партиям, зарегистрированным в установленном порядке не позднее 1 года до выборов, и имеющим свои региональные отделения в субъектах РФ.

При этом политическая партия вправе выдвинуть в составе федерального списка кандидатов граждан Российской Федерации, не являющихся членами данной политической партии (но не более половины списка). Это важно иметь в виду, так как данное положение законодательства о выборах является предпосылкой, обеспечивающей в условиях пропорциональной системы пассивное избирательное право беспартийных граждан. Более того, в законе о выборах депутатов Государственной Думы есть статья, в которой указано, что каждый гражданин Российской Федерации, обладающий пассивным избирательным правом, не позднее чем через три дня со дня официального опубликования решения о назначении выборов депутатов Государственной Думы, вправе обратиться в любое региональное отделение любой политической партии с предложением включить его в федеральный список кандидатов, выдвигаемый этой политической партией.

Федеральный список кандидатов должен быть разбит (полностью или частично) на региональные группы кандидатов, соответствующие субъекту Российской Федерации, группе субъектов Российской Федерации или части территории субъекта Российской Федерации. Число региональных групп кандидатов не может составлять менее ста. Региональная часть федерального списка кандидатов должна охватывать все субъекты Российской Федерации.

А в общефедеральную часть федерального списка кандидатов может быть включено не более трех кандидатов. Это новое положение закона о выборах депутатов Государственной Думы гарантирует пропорциональное представительство в ГД РФ не только по партийному принципу, но и по территориальному, так как формирование окончательного списка депутатов от политической партии, если она будет допущена в соответствии с итогами выборов к распределению мандатов, будет осуществляться с учетом того, как голосовали за данную партию регионы. Если в одном регионе партия получает больше голосов, чем в другом, то соответственно от первого региона большее количество кандидатов из регионального списка партии получит депутатские мандаты.

Выдвижение федерального списка кандидатов должно быть поддержано избирателями путем внесения ими своих подписей в подписные листы (не менее 200 тысяч подписей, при этом на один субъект Российской Федерации должно приходиться не более 10 тысяч подписей), или обеспечено избирательным залогом, внесенным политической партией (6 миллионов рублей). Правда, это положение не распространяется на партии, федеральные списки кандидатов которых допущены к распределению депутатских мандатов на последних, предшествующих выборах депутатов Государственной Думы. То есть партии, уже представленные в ГД РФ по пропорциональной системе, вправе не собирать подписи избирателей и не вносить избирательный залог для регистрации выдвинутого ею федерального списка кандидатов.

Если федеральный список кандидатов партии, внесшей избирательный залог, получил по результатам голосования не менее 4 процентов голосов избирателей от общего числа избирателей, принявших участие в голосовании, или допущен к распределению депутатских мандатов, избирательный залог, внесенный выдвинувшей такой список политической партией, возвращается Центральной избирательной комиссией Российской Федерации в избирательный фонд этой политической партии не позднее чем через пять дней со дня официального опубликования результатов выборов депутатов Государственной Думы.

Главы регионов назначаются путем представления Президентом РФ кандидатур законодательным собраниям соответствующих субъектов РФ, которые должны утвердить их в должности. Согласно Федеральному закону О внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и в Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, прямые губернаторские выборы заменены на утверждение глав регионов местными законодательными собраниями по представлению президента. Кандидатура главы региона вносится президентом за 35 дней до истечения срока полномочий действующего губернатора, и в течение 14 дней региональный парламент должен вынести свое решение. Если же законодательное собрание два раза отклонит предложенную кандидатуру, то президент имеет право распустить его.

Существенным изменением в избирательном законодательстве РФ является исключение из избирательных бюллетеней графы «против всех», что по идее законодателя должно привести российских избирателей к более активной политической позиции, к повышению их ответственности за судьбу страны. Однако исключение данной графы во многом ограничивает избирательные возможности граждан. Голосование против всех кандидатов было легальной и достаточно эффективной возможностью для граждан показать политической элите, что при наличии политической активности (граждане участвуют в выборах), они не обнаруживают в политической системе сил, способных представлять их интересы. С исключением графы «против всех» такие сигналы политическая элита перестанет получать, или будет получать их в более радикальной форме.

В современной России на формирование избирательной системы влияют различные силы . Среди них есть те, кто искренне надеется отшлифовать демократические процедуры формирования реально представительной власти. Однако много и таких политических сил, которые пытаются сформировать избирательную систему «под себя», гарантируя себе победу в любом случае. В этом смысле совершенно не случайно в избирательном законодательстве России существует множество лазеек для недобросовестных участников избирательного процесса. К их числу, несомненно, относятся использование пресловутого «административного ресурса», снятие принципиальных соперников с выборов через суды иногда по надуманным причинам и непосредственно перед днем голосования, «вбросы» бюллетеней за не явившихся на избирательные участки лиц, откровенная подтасовка результатов выборов и т.д. Результат борьбы за формирование новой избирательной системы в России во многом будет предопределен общим направлением изменений, происходящих сейчас в России.

В этом смысле рассмотрение мирового опыта, различных схем избирательного процесса в тех или иных условиях, существующих типов избирательных систем, позволяет глубже понимать происходящие в России политические процессы, оценивать реальную репрезентативность российской политической власти, осознанно и компетентно участвовать в избирательном процессе, и тем самым по максимуму возможностей влиять на качество политической системы своей страны, а, значит, и на качество собственной жизни.

Loading...Loading...