Предметная съёмка. Фотосъемка предметов

Предметная фотосъемка – одно из направлений деятельности фотографов Москвы, зарегистрированных на сервисе YouDo. Обратитесь к нашим исполнителям, если вам требуются качественные снимки товаров по невысокой стоимости.

Опытные специалисты выполняют съемку объектов с выездом по указанным адресам или в фотостудиях. Используя современную фотоаппаратуру, мастера сделают снимки, которые наилучшим образом подчеркнут выгодные черты товаров (высокое качество материалов, яркие цвета и т.д.) У наших исполнителей заказывают фотосъемку следующих объектов:

  • ювелирные украшения
  • мебель
  • одежда (шубы, головные уборы и др.)

Зарегистрированные на Юду специалисты располагают необходимым профессиональным оборудованием для проведения качественной фотосъемки. После согласования всех деталей выбранный вами фотограф примется за выполнение задания. В стоимость услуги будет включена обработка фотографий. Снимки будут качественными, независимо от сложности съемки.

Профессиональная помощь исполнителей Юду

Прежде чем приступить к работе, фотограф выяснит назначение фотографий - это необходимо, чтобы готовые снимки соответствовали вашей бизнес-задаче. Специалисты, зарегистрированные на Юду, делают фото для разных площадок:

Для создания качественных фотографий мастера подбирают фон, подчёркивающий преимущества товара, выбирают точку съёмки. Мастерам требуется современное профессиональное оборудование:

  • штатив
  • объектив с оптимальным фокусным расстоянием
  • профессиональная фотокамера
  • осветительные приборы
  • фотобоксы, специальные столы для предметных фотосессий

Профессиональные фотографы имеют большой опыт создания изображений различных предметов. Цена работы будет зависеть от объёма и сложности поставленной задачи.

Прежде чем заказать услуги специалиста, просмотрите его портфолио с примерами лучших работ - это поможет составить представление о квалификации специалиста. Также в этом помогут отзывы клиентов, размещённые в личных профилях исполнителей. Обсудите во внутреннем чате важные детали сотрудничества:

  • тарифы на съёмку для каталога продукции, меню, выставки
  • минимальная сумма заказа
  • объём услуг и др.

Специалисты, имеющие опыт студийных и выездных съёмок в Москве, на сайте YouDo найдутся в самые короткие сроки.

Преимущества сотрудничества с исполнителями Юду

Фотографы, зарегистрированные на сервисе, профессионально относятся к поставленным задачам. Важные особенности работы со специалистами YouDo:

  • удобное время проведения фотосъемки
  • качественный результат
  • невысокие цены

Вы можете заказать выезд исполнителя на любой адрес круглосуточно. Специалисты в любой день недели оперативно откликнутся на ваш заказ.

Цены на предметную фотосъемку складываются из следующих факторов:

  • длительность съёмки
  • специфика фотографируемых предметов
  • количество готовых снимков
  • объём художественной ретуши и др.

В профилях исполнителей YouDo указаны эти и другие факторы, влияющие на итоговую цену услуг. Задайте вопросы фотографу напрямую, если не нашли нужной информации на личной странице.

Выберите исполнителя, наиболее соответствующего вашим требованиям, просмотрев прайс-листы профессионалов на сайте Юду. Изучив прейскуранты, вы сориентируетесь в предложениях и быстро найдёте профессионалов, которые оказывают услуги по минимальным расценкам.

Оставьте заявку любым удобным способом:

  • для всех зарегистрированных на сервисе специалистов, которые профессионально занимаются проведением студийных и выездных фотосъемок (для этого заполните форму обратной связи на этой странице или позвоните по указанному телефону)
  • обратитесь за помощью к одному из понравившихся исполнителей в Москве, предварительно изучив его портфолио

Заказать помощь опытных специалистов, а также узнать, сколько стоит профессиональная обработка фотографий, вы можете в любое время.

Выбранный вами специалист сделает качественные снимки, независимо от сложности задачи. При съёмке на выезде или в фотостудии исполнитель оборудует место для работы, подберёт подходящий фон, установит осветительные приборы. Специалист создаст образ предмета, который будет наиболее привлекательным для целевой аудитории.

Специалисты имеют большой опыт в создании и цифровой обработке изображений. Готовые снимки будут гармонично смотреться в каталоге интернет-магазина, буклете или меню. Благодаря опытному исполнителю Юду предметная фотосъемка на выезде или в студии будет профессиональной и вполне доступной по стоимости.

Интернет магазину, который хотел бы перестать для каталожной предметной съемки приглашать сторонних фотографов, придется самостоятельно освоить азы предметной съемки для сайтов.

Для них я составил своего рода инструкцию, с помощью которой можно будет даже не очень сведующему в фотоделе человеку производить каталожную предметную съемку на сайт интернет магазина.

Прочитали? Ну, тогда поехали!

Шаг1.

В инструкции к фотоаппарату посмотрите, как настраивать следующие параметры:

Выдержку затвора

Диафрагму

Светочувствительность (ISO)

Баланс белого

Выбор точки фокусировки (если он предусмотрен конструктивно).

К сожалению, в этом вопросе производители камер проявляют просто редкостную изобретательность, предлагая оригинальные решения чуть ли ни на каждой новой камере. Я снимал на 6 разных фотоаппаратах. И не было ни одного случая, чтобы на двух машинках управление было одинаковым.

Кроме того, перед съемкой понадобится выполнить несколько желательных настроек, которые затем можно будет не менять (они поддерживаются не всеми камерами; поэтому если вы не знаете, как сделать эти настройки — ничего страшного, тем более что все они не критичны).

Выключите стабилизатор камеры или объектива;

Включите покадровый режим фокусировки;

Убедитесь, что работает автоматический режим фокусировки;

Выключите встроенную вспышку;

Выключите режим расширения динамического диапазона.

Шаг2.

Установите фотоаппарат на штатив.

Шаг3.

Выберите подходящее фокусное расстояние объектива. Оно должно находиться в диапазоне от 50-100 мм в 35-миллимитровом эквиваленте. Но в принципе достаточно просто выставить ЗУМ где-то в среднее положение.

Шаг4.

Включите весь свет и при необходимости установите правильный баланс белого. Большинство фото на самом деле отлично справляются с этим на автомате. Поэтому если у Вас нет серьезных претензий к цветопередаче камеры — на эту тему можно смело не беспокоиться. Если же что-то не нравится — придется все-таки настроить баланс. В этом случае помните, что настройка будет действительна только при том свете, при котором она производилась. Даже элементарное перемещение прибора может привести к необходимости заново определять баланс. Делается это так (описываю принцип, практически же он на разных камерах может осуществляться по-разному). Фотографируете белый фон во весь кадр. И каким-то описанным в инструкции образом сообщаете камере, что именно он, этот кадр, будет эталоном белого цвета.

Шаг5.

Если Вы снимаете на предметном столе — добейтесь того, чтобы фон был белым. Общий принцип был описан в статье Каталожная съемка для интернет-магазинов: как снимать предметку на сайты и для каталогов . Сейчас же поговорим о том, как регулировать экспозицию.

Этим словом принято обозначать комплекс настроек, отвечающих за яркость снимка. Таких настроек три, причем каждая из них кроме яркости влияет и на какие-то другие параметры.

Выдержка

Первая из них — выдержка.

Регулировать ее не сложно, но есть один момент, который вносит путаницу. Выдержка — это то, на какое время в момент съемки открывается затвор фотоаппарата. Чем дольше он открыт, тем больше света попадает на датчики и соответственно тем ярче получается снимок. Путаница же заключается вот в чем. В большинстве случае время открытия затвора (а значит и выдержка) измеряется долями секунды: 1/60, 1/125 и т. д. Такая выдержка устанавливается фотографами в подавляющем большинстве случаев. Поэтому не только у фотографов в обиходной речи, но даже и у некоторых производителей фотоаппаратов принято, говоря про выдержку, упускать то, что это дробь. Называют один только знаменатель: выдержка 125, выдержка 60. Но беда в том, что иногда все таки приходится оставлять затвор открытым на несколько секунд. Поэтому слова «выдержка 15» могут означать как выдержку 1/15 секунды, так и выдержку 15 секунд. В разговорной речи проблем не будет — всегда можно пояснить на словах. Но как быть, если в настройках фотоаппарата указано 15?

Чтобы не запутаться, важно знать, какую систему обозначения выдержки используют на вашем фотоаппарате. Их может быть всего две. То, какая именно применяется у Вас, можно узнать, заглянув в инструкцию.

1 вариант

Выдержки короче одной секунды обозначаются простыми числами — 30, 60, 125. Чтобы не путать их с выдержками длиннее одной секунды, рядом с последними ставят какой-то условный знак — звездочку, один или два апострофа и пр. Что именно — опять же нужно смотреть по инструкции.

Если у вас именно такое обозначение, то при регулировке экспозиции надо руководствоваться следующим правилом: чтобы сделать фото светлее, надо увеличивать числа с апострофом или звездочкой и наоборот уменьшать числа без звездочек. При этом любая выдержка со звездочкой всегда «светлее» любой выдержки без звездочки.

2 вариант

Выдержка короче одной секунды обозначается дробями — 1/30, 1/60, 1/125. А выдержка длиннее секунды — целыми числами. В этом случае для того, чтобы сделать фото светлее, надо устанавливать выдержку с меньшим значением знаменателя (то есть того числа, которое находится под знаком дроби или правее него); если же выдержка обозначена числом, то более светлый кадр получится при выдержке, обозначенной большим числом. Выдержка «без дроби» всегда «светлее» любой выдержки с дробью.

Внимание!

При этом надо знать еще пару нюансов.

Если вы снимаете со вспышкой

Если вы снимаете со вспышкой, нельзя устанавливать выдержку короче («темнее») определенного уровня. Этот уровень указывается для каждого фотоаппарата. Называется он «Выдержкой синхронизации». Увидеть, что Вы забрались дальше порогового значения очень просто — при съемке со вспышкой у Вас будет получаться наполовину черный кадр. Если такое происходит, не выкидывайте фотоапарат — с ним все в порядке. Просто подкрутите выдержку в сторону осветления. Обычно пороговыми оказываются значения 160 (то есть 1/160) или 200 (1/200). Как уже говорил, это значение зависит от камеры и заложено ее производителем.

При съемке с рук

Второе. Я предполагаю, что вести предметную съемку вы будете со штатива. Если же все-таки нет — помните, нельзя делать выдержку длиннее (то есть изменять ее в сторону осветления) определенного уровня. Если перестараться — с большой долей вероятности будут получаться размытые кадры. На многих компактных камерах переход этого рубежа приводит к появлению предупреждающего сигнала на экране (какого — опять же надо смотреть в инструкции: он будет называться «Предупреждением о нерезком кадре» или как-то подобным образом. Обычно информация об этой опции содержится в разделе инструкции «Экспозиция»). Если он загорится (а обычно еще и замигает) на экране, изменяйте выдержку в направлении «затемнения» до тех пор, пока предупреждение не исчезнет. Если же такого предупреждения не будет — этот рубеж можно высчитать. Подробнее про то, как это сделать, вы можете почитать в статье Резкая фотография — как сделать .

Ограничения выдержки

В любом случае не рекомендовал бы залезать за ту зону, где начинаются выдержки со звездочками или целые числа вместо дробей. Если вы дойдете до этого уровня, а кадр все равно будет темным, попытайтесь поменять две другие установки, которые отвечают за свет.

Диафрагма

С диафрагмой все гораздо проще. Она обозначается числами от 1 до 16, 22, 32 и пр. — крайнее значение зависит от объектива или фотоаппарата. Чем выше диафрагма, тем темнее кадр, чем ниже, тем светлее. И все было бы очень хорошо, если бы не одно «но» — этот параметр тесно связан с несколькими другими характеристиками, определяющими качество снимка. Поэтому не вдаваясь в подробности просто порекомендую всегда держать его в диапазоне от 4 до 11.

ISO

ISO — светочувствительность. Измеряется в числах кратных 10, от 100 (на некоторых камерах от 50 или от 200) и бывает что до почти беспредельных значений. Логика тоже простая — чем ISO выше, тем светлее кадр. Но и тут не обошлось без подвоха. При росте светочувствительности быстро начинают нарастать шумы-что-то типа сильной зернистости, которая при предельных значениях может практически испортить фотографию. Причем высокий уровень шумов — это один из главных недостатков недорогих камер. Но Вас это не должно особо сильно пугать. Фотографии для сайта интернет-магазина делаются очень маленькими. А при уменьшении размера снимка шумы исчезают. Чтобы сделать шумным кадр размером 450х300 — нужно сильно постараться. Как? А установите ISO 25000. Шумы гарантированы. Если ж хотите их избежать — очень не рекомендовал бы задирать ISO выше 6400.

Как настроить камеру

Теперь — как понять, в каком случае какую установку делать. Рекомендации такие:

Шаг1

Да поставьте же Вы в конце-то концов фотоаппарат на штатив! Поставили? Ну и отлично. Пошли дальше.

Шаг2

Если фотоаппарат на штативе, Вы можете безбоязненно смещать выдержку в «светлую» сторону. При этом если Вы снимаете еще и с постоянным светом, то не будет ограничений и в другую, «темную», сторону. Таким образом выдержка становится одним из самых «свободных» параметров, который Вы можете подстраивать под любые Ваши нужды. Чего не скажешь про диафрагму. Ее желательно держать в том диапазоне, который был указан выше (4-11), причем чем более высокое значение она получит в рамках этого диапазона — тем лучше. С ISO — другая песня. С одной стороны, чем оно будет меньше — тем меньше шума, но при этом именно при каталожной съемке для интернет-магазина его повышение не столь критично. Поэтому при необходимости ISO можно сдвигать вверх (до тех пор, пока на уменьшенной фотографии не появится видимый шум (зернистость), либо же — проявится ярко выраженное ухудшение качества фотографии (она станет не резкой и «рыхлой» — результат деятельности встроенного шумодава фотоаппарата).

Исходя из всего этого, я бы посоветовал начать настройку фотоаппарата с установки диафрагмы.

Шаг3.

Дальше предлагаю простой и неспешный способ настройки фотоаппарата методом проб и ошибок. Начните с того, что настройте экран фотоаппарата на максимальную яркость. Кроме того, на большинстве фотоаппаратов можно включить режим отображения фотографий с выделением переэкспонированных и недосвеченных зон — в этом режиме если на фотографии будут слишком яркие или слишком темные участки, они будут мигать черным или каким-то еще цветом. После чего поставьте значение диафрагмы равным 8. Потом сделайте выдержку равной ну пусть 20 (1/20). ISO — пусть будет 100.Посмотрите на экран (в случае если Вы не пользуетесь вспышкой) или сделайте снимок и затем все равно посмотрите на экран (это в случае если все-таки пользуетесь). Темно? Светло?

Но гистограмма — это достаточно не простой инструмент. Поэтому тем, кто не освоится с ней, я бы предложил все-таки научиться определять яркость по экрану своего фотоаппарата. Для этого надо выставить его свечение на максимальную мощность, сделать несколько снимков, которые покажутся Вам достаточно яркими, и потом вывести их на экран компьютера. Если фото на компьютере будут выглядеть такими же яркими, как и на экране камеры — экрану вполне можно доверять. Если же окажутся более темными — сделайте экспозицию более яркой и добейтесь того, чтобы фото получилось нормальным и на компьютере. Постарайтесь запомнить то, как выглядит такая фотография на экране фотоаппарата. И в последствии при выставлении экспозиции добивайтесь такого же эффекта….

…Итак, смотрите на экран. Допустим, при такой экспозиции фотография оказалась очень темной. Изменяете выдержку в сторону света. Вплоть до 4 (1/4). Все еще темно? Увеличиваете ISO. До тех пор, пока фотография не окажется достаточно яркой. При этом следите за тем, чтобы на самом предмете съемки не было засветов (чтобы он не мигал черным светом при включенном режиме выделения переэкспонированных зон). Как только они появятся, уменьшите яркость любым удобным способом на один шаг — например, уменьшите чуть-чуть ISO. Засвет же фона наоборот приветствуется — для каталожной съемки на сайт интернет-магазина белый фон- это как раз то, к чему стоит стремиться.

В этой статье описаны основные принципы предметной съемки, необходимые для достижения профессионального уровня. Статья (в англоязычном варианте) опубликована для стоковых фотографов на сайте фотобанка Dreamstime.

Важнейшую роль для съемки предметов играет освещение. Существует два основных вида съемки: на изолированном фоне (однородный, чаще белый фон) и на естественном фоне (стол, интерьер, другое окружение). Условия освещения для каждого из этих видов съемки могут сильно отличаться, возможны как применение одного источника света, так и сложные схемы, предусматривающие несколько источников света и разные фоны.

Мы остановимся на первом виде съемки, а именно, съемке предметов на изолированном фоне, поскольку это самый простой, самый эффективный и самый дешевый способ ознакомиться с этим направлением в фотографии.

Изолированные объекты могут быть освещены как сильным рассеянным светом (объект практически без теней или с минимально заметными тенями), так и прямым светом (у объекта могут быть глубокие тени, а фон останется белым).

Для первого варианта нет конкретных схем освещения, чем больше используется источников рассеянного света, тем лучше. Ниже будут даны некоторые советы, которые вы сможете использовать при съемке изолированных на фоне предметов. Постановка света может быть очень простой: белая картонная коробка с прикрепленным к ней сверху рассеянным источником света (софтбокс средних или больших размеров, свет падает на объект сверху), вспышку также можно отразить в потолок. Постановка света также может быть сложной: несколько источников света на стойках плюс световые панели.

Большинство приспособлений для предметной съемки можно смастерить самостоятельно. В изготовлении световой панели нет ничего сложного: вам понадобится органическое стекло, металлическая или деревянная рама либо картонная коробка, верхнюю часть которой нужно вырезать, оставив только ее грани. Поверх такой основы размещается оргстекло, а внутрь помещается источник света. Чтобы понять принцип создания панели, обратите внимание, как она выглядит в первозданном виде:

Из числа профессиональных установок для съемки предметов чаще всего используются предметные столы:

…и лайткубы:

Лайткуб можно также изготовить из подручных материалов:

Направление света выбирают в зависимости от предмета и необходимости. Хорошую фотографию можно получить и с одним источником света, здесь не работает принцип «чем больше, тем лучше». Свет нужен для того, чтобы придать предмету соответствующий вид на фотографии.

Простые схемы освещения:

Вне зависимости от того, что вы используете - стол или лайткуб, основной источник света (рисующий свет) должен падать со стороны камеры, сверху.

Если стоит задача снять предметы без теней, лучше всего использовать лайткуб с двумя источниками света. Можно также использовать контровый свет, один источник которого должен быть расположен под объектом, при условии, что поверхность для предмета прозрачна (оргстекло), и еще один источник должен быть размещен сзади объекта: он обрисует контуры предмета и высветлит тени, образованные основным источником света. Контровой свет также создает интересное отражение на поверхности, где установлен предмет, если эта поверхность отражающая.

Другой вариант: световая панель, на которую предмет поставлен сверху, и один источник света над предметом – лучше всего использовать софтбокс, чем больше его размер – тем лучше.

Более сложная схема освещения может выглядеть так: основные источники света (два) размещены по бокам от камеры на 70 градусов (положение можно менять в зависимости от нужд фотографа). Если съемка предметов происходит в комнате с белыми стенами, свет от этих источников можно отразить от стен комнаты, направив его в стены или в углы помещения: таким образом можно получить более рассеянный свет. Если у вас нет вспышки, которую можно было бы разместить под прозрачным столом, вместо нее можно использовать белый лист бумаги, но убедиться, что отраженный от стен свет достигает этой поверхности.

Освещение

Оборудование для освещения – важный выбор. Можно использовать либо студийные вспышки/головки, либо постоянный свет (лампы накаливания или люминисцентные лампы). Однако смешивать различные типы света не рекомендуется, поскольку у них различная температура света и, соответственно, разный баланс белого. Если вы используете несколько ламп накаливания, перед съемкой убедитесь, что они имеют одинаковую температуру по Кельвину.

Софтбоксы отлично заменяют лайткубы и позволяют использовать меньше источников света, потому они должны быть у каждого фотографа. Софтбоксы можно использовать как для съемки предметов на изолированном фоне, так и для съемки предметов в естественном окружении.

Виды света

Вне зависимости от вида предметной съемки: будь то съемка на изолированном фоне или в естественной среде, существует несколько типов света, каждый из которых используется в конкретных условиях.

Рисующий свет – это основной источник света, который обрисовывает форму объекта и задает основное направление света.

Заполняющий свет подсвечивает тени, которые остаются при освещении основным источником, снижает контраст и делает общее освещение более мягким – без резкого перехода между светом и тенью. Чаще всего для этого вида света используется софтбокс.

Контровой свет располагают сзади объекта, при этом предмет находится между камерой и источником света. Используется для подсветки контура предмета.

Фоновый свет используется для подсветки фона, позволяет отделить от него объект.

Представляем вашему вниманию перевод статьи Брея Саймона о первых шагах к предметной съемке в домашних условиях.
Фотография товаров и продуктов, на первый взгляд, кажется достаточно простым видом съемки. Недавно я поинтересовался у своего друга, работающего в электронной коммерции, как он работает с фотографиями продукции и это совершенно изменило мое представление.

Его задача, оптимизировать интернет магазин для привлечения потенциальных покупателей и качественной фотографии продукции – уделяется огромное внимание. Он предложил мне попробовать поснимать самому.

Концепция и подготовка

Шаг 1

Первым шагом было определение того, что фотографировать. Я вспомнил, что мой друг выполнял работу для интернет-магазина модной обуви, а у меня как раз была пара новых кроссовок, которые я еще не успел достать из коробки. Поэтому сделав снимки обуви, я мог получить от него хорошую обратную связь, чтобы оценить результат моего труда с точки зрения заказчика.
К тому же мне хотелось работать с чем-то современным и стильным, чтобы показать свою работу потенциальным клиентам.

Шаг 2

Решив, что буду фотографировать именно кроссовки, я посчитал целесообразным ознакомиться с уже существующими фотографиями. При этом уделяя внимание именно тем снимкам, которые заинтересовали бы меня в плане покупки предметов, изображенных на них.
Я нашел несколько разных студийных снимков, но они не впечатлили меня. После чего задался целью сфотографировать все стороны, детали и логотипы предмета моей съемки.
Потому что, когда я искал подобные снимки, я понял, что клиент хочет видеть столько фотографий, сколько это возможно.

Расположение, освещение, настройка.

Съемка, в некотором роде, стала испытанием для меня. А одной из целей – понять смогу ли я получить профессиональный результат в ограниченном домашнем пространстве. Местом съемки был выбран кухонный стол.

Шаг 1

Первым делом я придвинул массивный деревянный обеденный стол к белой стене.
Текстура древесины, контраст дерева и белой стены добавил глубину и интерес, не отвлекая внимание. Просто и стильно.

Шаг 2

В моей кухне нет достаточного естественного освещения, только маленькое окно в конце комнаты и большое справа. Кроме того, здание напротив окна – ограничивало попадающий в него свет. Тем не менее, естественный свет был хорошо распределен и давал неплохую основу.
Я не стал использовать дополнительный искусственный свет от потолочных светильников. Во-первых, он создавал тени, во-вторых, галогенные и старые лампы накаливания создают разные температуры, что добавило бы мне сложностей в настройке баланса белого.

Шаг 3

Тем не менее, естественного света было недостаточно, чтобы получить снимки более менее профессионального качества.
Чтобы добиться достаточного освещения я воспользовался своей верной вспышкой и после пары экспериментов, обнаружил, что отраженный от потолка свет способен правильно осветить объект.

Я не мог направить вспышку прямо на объект, потому что это создавало тени, давало ненужный отраженный свет от стены слева. Поэтому я поставил ее вертикально, что позволило создать яркое и сбалансированное изображение при помощи рассеянного света отраженного от потолка.

Также я использовал небольшой золотой отражатель, установленный сбоку, чтобы подчеркнуть детали и добавить теплый тон замше на кроссовках. Кроме того, на отражатель попадала часть естественного света от окна, добавляя его к освещению предмета.

Настройки

Я выставил приоритет диафрагмы в значении f/6.3, чтобы гарантировать, что весь объект на переднем плане будет в фокусе и слегка размытый фон. В результате настройки диафрагмы, после нескольких пробных снимков, значении выдержки установилось 1/160 и я поставил ISO 400.
Вспышка установлена на +2 и запись в формат RAW для возможности последующего регулирования баланса белого.

Съемка

Шаг 1

Поскольку я не фотографировал до этого обувь, то решил сделать максимально естественные снимки, без лишнего креатива, чтобы лучше представить их для покупателя. Ведь покупателя интересует сам продукт, а не мои творческие способности.

Я начал снимать с разных углов, чтобы посмотреть какой результат будет лучше.

Фотография под большим углом выглядела хорошо, но не совсем, так как нужно было.

Меньший угол съемки, показанный здесь, выглядел более естественно и лучше отражал мои представления о такой фотографии.

Шаг 2

Выставив настройки, освещение и определив угол съемки, я приступил к работе, фотографируя сначала один кроссовок, продолжая экспериментировать со светом и углом съемки чтобы получить наилучший результат

Чтобы добавить некоторую глубину изображению и позволять взгляду двигаться по нему, я сделал снимок ботинка, поставив его с небольшим наклоном

Обувь редко фотографируют с задней стороны, однако в данном случае я не хотел упустить даже такие важные детали как синие крапинки на подошве.

Я немного приподнял кроссовок, чтобы получить нужный угол и показать его во весь размер

Производитель, при изготовлении, уделил много внимания дизайну, поэтому я посчитал своей обязанностью отобразить все мельчайшие подробности.

Не самое важное изображение, но приятная мелочь, которую увидит покупатель


Еще один элемент для полной картины. Ведь то, что у обуви есть специальный логотип, говорящий о 25летней годовщине этой линейке обуви, может оказаться для кого то важным

Сфотографировать стельку обуви на самом деле сложнее, чем кажется из-за падающей тени, но после нескольких попыток, я увеличил угол вспышки и достиг нужного результата.

Обработка фотографий

Несмотря на то, что я снимал в неплохих условиях, я все же доработал некоторые детали фотографий. Сделал тон более теплым, а для того, чтобы привлечь внимание к центру изображения, я добавил небольшие виньетки по краям каждой фотографии и обрезал незадействованное пространство.

Кроме того отрегулировал баланс белого и немного поднял насыщенность красок и контраст, для более эффектного результата.

Финальный продукт

Завершением фотосессии стал общий снимок, который способен показать максимальное количество информации о продукте.
Фактически – именно он будет служить для привлечения внимания покупателя. А остальные снимки – дополнением, максимально подробно раскрывающие другие особенности и характеристики товара.

Заключение

Итак, вы познакомились с моей первой съемкой продукта, с учетом ограниченного пространства и оборудования, я очень доволен своими успехами.
Предметная съемка интересна тем, что потенциально может служить неплохим дополнением к заработку. Таким образом вы можете не только тратить время на свое хобби, но и зарабатывать на нем.

Результаты вашей работы могут привлечь покупателя и помочь сделать выбор в сторону этого товара, существуют сотни интернет-магазинов, нуждающихся в качественной и профессиональной съемке товаров.


Если вы собираетесь открыть интернет-магазин, вам несомненно понадобятся качественные изображения предлагаемых товаров для привлечения клиентов. Лучше всего, конечно же, доверить это задание профессиональному фотографу с богатым опытом предметной фотосъёмки, но далеко не у каждого есть такая финансовая возможность. Если вам нужно уложиться в ограниченный бюджет при , или же вы изначально увлекаетесь фотографией, почему бы не попробовать сделать профессиональные снимки самостоятельно? Следуйте этим советам и воплощайте мечту о профессиональной фотосессии в реальность!


Да будет свет

Естественный свет – залог успеха любой фотографии. Как правило, легче всего достичь наилучших результатов во время дневной съёмки. Важно не только общее количество света, но и его равномерное распределение. Для оптимального распределения света, стоит ознакомиться со значением понятий «тень» и «полутень».

Тень образуется когда размер объекта превышает размер источника света. Следовательно, полутень образуется, когда источник света больше, чем фотографируемый объект. Для получения качественного результата, желательно стремиться к образованию эффекта полутени.

На нижеприведенной фотографии видно, как диффузный (рассеянный) свет способствует равномерному распределению освещения по поверхности объекта, создавая более «мягкое» изображение. Для избежания образования плотной тени, воспользуйтесь диффузным фильтром: обмотайте окно вспышки белой липкой лентой или белым пакетом. При такой конструкции поверхность объекта получится равномерно и мягко освещенной и не станет отражать яркий источник освещения.


Бесконечно белый фон

В предметной фотографии предпочтение часто отдается чистому белому фону, так как с его помощью взгляд зрителя легко фокусируется на фотографируемом объекте. Белый фон создаёт иллюзию бесконечности, где место горизонта занимает успокаивающий белый свет. Для создания белого фона в домашних условиях расположите листок белой бумаги или кусок ткани так, чтобы основная часть лежала на столе, а край плавно загибался кверху, опираясь на спинку стула или какую-нибудь коробку. Иллюзия бесконечного белого фона поможет поставить фотографируемый объект в центр внимания.


Неожиданный взгляд на вещи

Никто не знает ваш товар лучше, чем вы сами. При этом, фотосессия – отличная возможность увидеть фотографируемый объект в новом свете, который может удивить даже вас. Попытайтесь снимать товар с необычного ракурса, фотографируйте крупным планом и постоянно ищите уникальные углы съемки. Подчеркивайте различные углы объекта так, чтобы изображение передавало «историю» товара. Вы никогда не знаете, какой из ракурсов даст наиболее впечатлительный эффект, поэтому постарайтесь испробовать различные углы съёмки.


Пользуйтесь штативом и таймером

При малейшем дрожании фотокамеры, снимок может выйти не четким и размытым. Более того, чем меньше расстояние между камерой и объектом, тем выше степень размытия. Штатив поможет удержать камеру в неподвижном положении для получения более резкой и качественной фотографии. Даже самый простой и недорогой штатив поможет достичь желаемого результата. Вам также может пригодиться таймер, встроенный в камеру: он предотвращает дрожание камеры и максимизирует чёткость изображения.


Придайте правильное ощущение масштаба

Для повышения узнаваемости товара на фотографии, желательно придать посетителям правильное ощущение масштаба. Включите в кадр всем знакомый предмет, по сравнению с которым, пользователь сможет легко определить размер вашего товара. Например, если вы продаете миниатюрную куклу, вы можете сфотографировать её рядом с обычным карандашом, чтобы дать четкое представление о её размере.


Создайте естественную обстановку

Постарайтесь поместить объект съемки в естественные для него условия. Это поможет потенциальному покупателю мысленно представить ваш товар в своей повседневной жизни. Дополнительные предметы могут также помочь подчеркнуть преимущественные черты товара. Например, если вы продаёте часы, сделайте снимок часов на руке. Если вы фотографируете подарочную книгу, положите её на журнальный столик рядом с небольшой фруктовой вазой. Для съёмки украшений или предметов одежды в естественной обстановке, желательно сделать хотя бы один снимок предмета на модели. Таким образом, потенциальный покупатель сможет мысленно примерить предмет на себе, а вы получите возможность подчеркнуть характеристику вашей целевой аудитории.


«Доступно в цветах: зелёный, коричневый и синий»

Если товар доступен в различных цветовых вариантах, покажите его покупателям во всей красе! Во многих интернет-магазинах товар представлен в единственном экземпляре с надписью «также доступно в цветах: синий, красный и фиолетовый». Сочетание разноцветных продуктов на одной фотографии придаст изображению более насыщенный и оживлённый характер и поможет подчеркнуть привлекательность товара. Как говорится, одна картинка лучше тысячи слов.


Не удаляйте снимки с фотоаппарата

Не спешите критиковать свои снимки. Наберитесь терпения и загрузите все фотографии с фотосессии на компьютер, ведь они выглядят совершенно по-иному на крупном экране. Таким образом, вы сможете подобрать самые лучшие фотоснимки и отсеять те, что похуже.

Всё дело в деталях

Если вы хотите подчеркнуть ту или иную деталь товара, вам понадобится функция для съёмки крупного плана. Этот режим называется «макро» и в большинстве современных фотоаппаратов он обозначается иконкой цветка, напоминающего тюльпан. Функция «макро» часто применятся при съёмке маленьких предметов, как, например, украшений или цветов. Она придает изображению высокую глубину резкости и меняет масштабную перспективу. Таким образом, фон остается размытым, что делает многие фотографии более интересными.


Профессиональный совет: Если режима «макро» не достаточно для съёмки действительно миниатюрной детали, воспользуйтесь специальной удлиняющей трубкой. Этот профессиональный приём поможет сфокусировать объектив на самых мелких деталях.

Loading...Loading...