Поворот налево: правила выполнения маневра, где разрешен разворот, где запрещен поворот налево и разворот, наказание за нарушение. Какие знаки запрещают поворот налево

Нередко у водителей возникает множество вопросов по поводу применения и понимания некоторых правил дорожного движения.

Непонимание может спровоцировать возникновение аварийной ситуации на дороге или привести к наложению на водителя штрафов.

Одним из наиболее спорных и сложных моментов является выполнение поворота налево. Этот маневр обычно требует максимальной внимательности по отношению к другим участникам дорожного движения.

Вопрос о том, какие из указанных знаков запрещают поворот налево, встречается на экзаменах в ГИБДД, но нередко повторно возникает на практике. Чтобы избежать проблем, следует внимательно отнестись к их запоминанию и правильному толкованию.

Знание запрещающих обозначений на дороге поможет не только успешно и беспрепятственно сдать экзамен по теории и практике вождения, но и в дальнейшем избежать проблем на практике. Водителю следует внимательнее относиться именно к поворотам налево, так как их выполнять сложнее.

При совершении маневра сначала необходимо:

  • убедиться в отсутствии запрещающих знаков;
  • включить сигнал поворота;
  • принять соответствующее крайнее положение, выполнять маневр с другой полосы не только неправильно, но и опасно для всех участников движения;
  • убедиться в отсутствии помех.

Первым и одним из главных пунктов является необходимость убедиться в том, что повернуть налево действительно можно.

Существует ряд знаков, запрещающих этот маневр:

  • Напрямую запрещающий указанное действие – 3.18.2. Он изображается в виде черной стрелки в красном обрамлении, указывающей в сторону планируемого поворота и перечеркнутой красной линией. Он предельно понятен даже на интуитивном уровне и категорически запрещает поворачивать налево.
  • 4.1.1, 4.1.2 и 4.1.4 – знаки, изображенные в виде белых стрелок на синем фоне. Они относятся к группе разрешающих и позволяют водителю выполнить исключительно то действие, которое изображено на них. Соответственно, движение в левую сторону при этом запрещается, равно как и разворот.
  • 5.13.1 – знак, использующийся при наличии отдельной полосы для маршрутных транспортных средств, автобусов и т. д. При этом остальным водителям разрешено движение вправо, но запрещается в обратном направлении.
  • Белая, широкая, прямая стрелка на синем фоне – знак 5.7.1 устанавливается на перекрестке, когда возможно только одностороннее движение, причем направо.
  • 6.3.1 и 6.3.2. Между перекрестками на определенных участках пути устанавливаются знаки, разрешающие разворот в конкретном месте или на протяжении указанного на изображении промежутка. При этом поворачивать в таких местах нельзя. К таковым, например, относятся 6.3.1 и 6.3.2.

Знак, запрещающий движение с поворотом налево

В итоге не один, а несколько знаков прямо или косвенно запрещают поворачивать налево.

Следует внимательно относиться к таким обозначениям, так как маневр в неположенном месте может закончиться плачевно не только для нарушителя, но и для остальных участников движения.

Красный цвет = запрет

При рассмотрении обозначений, запрещающих поворачивать или разворачиваться, выделяются именно те, которые напрямую вносят запрет. Они обязательно выделены красным обрамлением, что привлекает внимание водителей. Кроме того, на таких обозначениях присутствует красная линия, которая перечеркивает предполагаемое действие водителя.

Знак 4.1.1 – движение прямо – запрещает поворот налево

Кроме обозначения, устанавливающего запрет на поворот, существует также аналогичное, запрещающее разворот . Последнее изображается в виде стрелки, развернутой на 180 градусов, черного цвета, перечеркнутой красной линией.

Они похожи по исполнению, но абсолютно понятны даже на интуитивном уровне. Кроме того, после прохождения обучения водитель должен различать все запрещающие, разрешающие и иные обозначения.

Поворот или разворот?

Сложность разграничения запрета или разрешения на выполнение поворота и разворота возникает часто.

Проблема заключается в неверном толковании понятий и применения правил относительно каждого из них.

В пути нередко водителей поджидают сложности применения некоторых запрещающих или обязывающих символов и их влияние на возможность развернуться или повернуть налево.

Среди наиболее часто возникающих спорных вопросов:

  • Возможность поворота налево означает ли автоматически разрешение на разворот. Если на участке дороги водителю разрешено повернуть влево, то и разворот он может выполнить совершенно беспрепятственно.
  • Запрет поворачивать означает ли запрет на разворот. Ситуация зависит от наличия знаков и разметки дороги. Часто знак 3.18.2 запрещает исключительно поворот, но при этом водитель вправе развернуться, если нет иных запрещающих это действие обозначений.
  • Разрешен ли разворот, если участок пути регулирует знак, разрешающий только определенное действие. Например, 4.1.1 разрешает исключительно движение вперед. Он часто устанавливается на промежутках пути, где остальные действия могут вызвать помехи и привести к частым ДТП. Очевидно, что повернуть налево или направо в таком случае не получится. Развернуться при этом также нельзя.

Дорожный знак 5.7.1 “Выезд на дорогу с односторонним движением

Между водителями нередко разворачивается дискуссия по поводу отношения между запретами на поворот или разворот.

Эти два действия не только технически реализуются по-разному, но и регулируются в отдельных ситуациях различными обозначениями.

Отсутствие возможности совершения одного действия не всегда предполагает аналогичный запрет на исполнение второго.

Пересечение с маршрутным транспортом

Существует несколько знаков, которые регулируют ПДД в области пересечения автомобилей с автобусами и иными транспортными средствами, следующими строго по маршруту.

В этом случае возможно два варианта регулирования в зависимости от ситуации:

  • 5.13.1, разрешающий поворот исключительно направо и не запрещающий разворот;
  • 5.13.2 имеет обратное значение – разрешает только движение в левую сторону, не запрещая водителям разворачиваться и продолжить движение в обратном направлении.

Знаки можно увидеть на перекрестках при выезде на пути с отдельной линией для ТС маршрутного следования. Нарушение таких обозначений и требований ПДД влечет наложение серьезных штрафов.

Инструкция

Когда вы едете по трассе или по дороге с разделительной полосой, вы можете встретить знак, показывающий вам, где разворачиваться. Он так и называется «место для разворота». Чаще всего такие перемычки между потоками движения сделаны попарно: сначала вы проедете тот участок, по которому разворачиваются встречные машины, а потом увидите знак и для вас - 6.3.1. В большинстве случаев такое место для разворота имеет только одну полосу, поэтому вам необходимо придерживаться левой обочины.

Есть и другой знак, на котором нарисован непосредственно сам разворот. Он указывает не только место, где вы можете развернуться, но протяженность этой зоны. В правилах этот знак имеет номер 6.3.2. В этой ситуации данный участок дороги может иметь две или даже больше полос. Вам необходимо соблюдать осторожность, когда вы едете по самой левой полосе в данной ситуации. Те, кто едут правее вас, имеют по отношению к вам преимущество, то есть вы их должны пропустить. Если вы ездите быстро или не любите уступать, выбирайте самую правую траекторию движения.

Разворот вам выполнять можно также и при наличии любых знаков, разрешающих поворот налево. Это могут быть предписывающие знаки: синий круг с белой стрелкой, указывающей направление движения. Например, это может быть знак 4.1.3, который указывает вам лишь две возможности для дальнейшего движения: налево и обратно.

Если вы увидели на обочине знак 4.1.5, то вы можете ехать в указанных направлениях либо совершить разворот.

Знак 4.1.6 не позволяет вам ехать прямо. Но вы не обязательно должны поворачивать. Никто не ограничивает вас в желании развернуться и уехать в том направлении, откуда вы приехали. Перечисленные выше знаки действуют на том перекресте, перед которым вы их увидели.

Помимо круглых знаков на синем фоне перед совершением разворота вы также должны обращать внимание на знаки «направления движения по полосе». Такие знаки имеют квадратную или прямоугольную форму. На синем фоне нарисованы белые стрелки, показывающие вам, в каком направлении вы можете ехать по выбранной полосе. Принцип такой же, как и с предписывающими знаками: если разрешен поворот налево, то и разворот тоже делать можно. При этом если знак разрешает поворачиваться налево из второй полосы, то вот разворот выполнять можно только из крайнего левого ряда.

Источники:

  • Правила дорожного движения РФ 2014

На дорогах актуальны случаи, когда дорожные знаки и разметка противоречат друг другу. Тогда возникает вопрос: каким условиям будет правильно подчиниться?

Стоит отметить, что чаще всего дорожные знаки и разметка просто дублируют друг друга. В таком случае не возникает даже вопроса о том, что находится в приоритете. Вторым распространенным случаем на дорогах является дополнение знака дорожной разметкой. В таком случае, тоже нет лишних вопросов. Но есть и третий вариант, когда дорожный знак и разметка расходятся. Водителей иногда это приводит в ступор. Они не могут определить, что же важнее.

На дорогах размещаются 4 типа элементов:
- Постоянные знаки;
- Временные знаки;
- Постоянная разметка;
- Временная разметка.

Отличить как временные знаки, так и разметку от постоянных очень легко: временная разметка делается желтой краской и фон на временных знаках тоже желтый. Еще одной особенностью временных знаков можно назвать расположение их на переносной стойке.

Что в приоритете?

Для того, чтобы верно определить приоритет стоит обратиться к правилам дорожного движения. В 1 приложении к ПДД в последнем абзаце 8 главы говорится о том, что если происходит расхождение между временными и постоянными знаками, то движение транспорта нужно осуществлять, соблюдая условия временных знаков.

Тоже самое можно сказать и о разметке. В правилах указано, что в приоритете между постоянной и временной разметкой всегда является временная. Также в приложении 2 указано, что знаки имеют приоритет над любой разметкой.

Расстановка приоритетов

Исходя из выше написанного, можно составить следующий список приоритетов в порядке убывания:
- Временные дорожные знаки;
- Постоянные дорожные знаки;
- Временная дорожная разметка;
- Постоянная дорожная разметка.

Примеры

Для большего усвоения стоит рассмотреть самые распространенные случаи расхождения знака и разметки. При неправильно поставленных приоритетов водителем, сотрудники ДПС могут установить наказание либо в виде штрафа, либо в виде лишения прав.

Случай 1: обгон при знаке «обгон запрещен» (3.20) и прерывистой разметки (1.5)

Такое сочетание обозначает только одно: обгон на участке дороге запрещен, независимо от разметки. Но прерывистая разметка разрешает совершать другие маневры, не запрещенные знаком. То есть, на участке дороги, где установлены такие разметка и знак можно совершать поворот налево, разворот, водитель также может совершить объезд по встречной полосе, но обгон делать запрещено.

Случай 2: обгон при знаке «Конец зоны запрещения обгона» (3.21) и сплошной линии разметки (1.1)

Рассмотрев случай 1, кажется, что в данном случае не смотря на разметку обгон запрещен. Но если водитель совершит такой маневр, то сотрудники дорожной полиции тут же оштрафуют. И ДПС будут правы потому, что данный знак только лишь обозначает конец зоны, где запрещен обгон. Этот знак ничего не разрешает. А сплошная линия показывает, что обгон запрещен.

Добрый день, уважаемый читатель.

В этой статье будут рассматриваться предписывающие знаки дорожного движения , которым посвящена 4 часть приложения 1 к . Также как и рассмотренные ранее запрещающие дорожные знаки водитель может нарушить требования и предписывающих дорожных знаков, за что года предусматривает наказания, начиная от небольших штрафов и заканчивая .

Итак, сегодня будут рассмотрены следующие предписывающие знаки: движение прямо, движение направо, движение налево, движение прямо или направо, движение прямо или налево, движение направо или налево, объезд препятствия справа, объезд препятствия слева, объезд препятствия справа или слева.

Знак движение прямо

Предписывающий дорожный знак движение прямо разрешает водителю двигаться только в прямом направлении:

Обратите внимание, что движение во всех остальных направлениях этот знак запрещает.

Особенности знака движение прямо:

  • Если он установлен на перекрестке, то его действие распространяется только на то пересечение проезжих частей, перед которым он установлен.
  • Если знак установлен вне перекрестка, то его действие распространяется до ближайшего перекрестка. При этом не запрещается поворачивать направо для въезда на прилегающую территорию.
  • имеют право не соблюдать требования этого знака.

Обратите внимание, что знак движение только прямо может устанавливаться, например, в разрыве разделительной полосы, чтобы исключить поворот транспортных средств налево и их разворот.

Замечу, что нарушение требований этого знака может привести к тому, что Ваше транспортное средство окажется на и будет двигаться там во встречном направлении. Естественно, это довольно опасно, а за подобный маневр предусмотрено в том числе и наказание в виде лишения прав.

Знак движение направо

Знак 4.1.2 "Движение направо" разрешает водителю двигаться только направо:

Движение прямо, налево и разворот запрещены.

Предписывающий знак "Движение направо" часто устанавливается при выезде с прилегающих территорий (стоянок, АЗС) на четырех и более полосные дороги.

Знак движение налево

Знак 4.1.3 "Движение налево" разрешает водителю как поворачивать налево, так и выполнять разворот:

Движение направо и прямо при этом запрещено.

Знак движение прямо или направо

Знак 4.1.4 "Движение прямо или направо" позволяет водителю двигаться в одном из указанных стрелками направлений:

При этом поворот налево и разворот запрещены.

Предписывающий знак движение прямо или налево

Знак 4.1.5 "Движение прямо или налево" разрешает выполнять 3 маневра: разворот, поворот налево и движение прямо:

Поворот направо запрещается. Этот знак полностью дублирует рассмотренный ранее знак "Поворот направо запрещен":

Знак движение направо или налево

Знак 4.1.6 "Движение направо или налево" разрешает выполнять разворот, поворот налево и поворот направо:

Единственное направление, в котором двигаться нельзя, - прямо.

Рассмотрим характерные особенности всех вышеперечисленных предписывающих знаков (4.1.1 - 4.1.6):

  • Они распространяются лишь на то пересечение проезжих частей, перед которым установлены.
  • Они не распространяются на общественный транспорт.
  • На знаках могут использоваться иные конфигурации стрелок, соответствующие конкретному пересечению проезжих частей.

Наказания за нарушение знаков 4.1.1 - 4.1.6 полностью зависят от того, какие пункты правил дорожного движения будут нарушены дополнительно:

1. Если водитель просто нарушает требование дорожного знака, то на него будет наложен штраф в размере 500 рублей.

Например, при выезде из двора на двухполосную дорогу без разметки установлен знак "Движение налево", а водитель поворачивает направо.

2. Если водитель поворачивает налево или выполняет разворот в том месте, где это запрещено одним из вышеперечисленных знаков, на него будет наложен штраф 1 000 - 1 500 рублей.

Например, это может произойти при развороте на перекрестке, на котором установлен знак "Движение направо".

3. Если водитель, нарушив требования любого из вышеперечисленных знаков, окажется на полосе для маршрутных транспортных средств, то на него будет наложен штраф 1 500 рублей (3 000 рублей в Москве и Санкт-Петербурге).

4. Если же после нарушения дорожного знака произойдет выезд на дорогу с односторонним движением, то на водителя будет либо наложен штраф в размере 5 000 рублей, либо он будет лишен водительского удостоверения на срок от 4 до 6 месяцев.

Полный перечень штрафов за нарушение правил дорожного движения Вы можете найти на странице .

Каждый автомобилист должен хорошо знать, как нужно вести себя во время движения. В том числе он должен быт осведомлен о знаках, запрещаюющих поворот налево. Этот вопрос не такой уж и сложный, но он требует определенного времени на изучение. Хотя, в принципе, это касается всех правил дорожного движения. Нужно лишь выделить некоторое время на изучение правил, чтобы потом не возникало вопросов.

Среди знаков, которые не разрешают поворот налево, одним из распространенных является белый круг, который обведен красным и перечёркнут одной линией аналогичного цвета. Внутри него находится стрелка под углом 90 градусов, которая указывает налево. В книге правил у этого знака имеется свое обозначение — 3.18.2 . Встретив этот указатель, водителю запрещается осуществлять подобный маневр. Но при этом можно выполнять разворот или продолжать двигаться прямо. В то же время водитель может ехать вперед, вправо или производить разворот назад.

Указатели, требующие внимания

Помимо вышеперечисленных указателей, существуют знаки, разрешающие езду прямо и повороты направо, а также одновременно оба этих направления. Причем, встретив любой из перечисленных знаков, водитель должен понимать, что ему запрещен поворот налево. Вдобавок к этому они запрещают развороты . Но при этом нужно учитывать один нюанс: существует знак, обозначающий движение направо и прямо.

Его классический вид — синий круг, на котором изображены две стрелки, выходящие из одной линии. Он действует только до первого пересечения. Также нужно помнить о следующем: если вы встретите знак со стрелкой, которая направлена вперед, то поворачивать налево или направо разрешается.

Также существует еще один синий знак в виде прямоугольника, на котором указана направленная направо длинная стрела. В книге правил он обозначается номером 5.7.1 . Если водителю попадется на пути этот указатель, то он может выезжать на одностороннюю дорогу. Но при этом ему запрещается осуществлять развороты, повороты налево.

В то же время во избежание аварийных ситуаций необходимо знать, как действовать на перекрестке. Если во время движения у водителя возникла необходимость изменить направление, то автомобиль необходимо перестроить как можно ближе к нему. Поскольку в нашем случае речь идет о поворотах налево, то перестраиваться придется на полосу слева. Об этом нужно помнить всегда. Естественно, если на перекрестке присутствует регулировщик или светофор, то эта задача заметно упрощается, но рассчитывать только на это не стоит, поэтому вне зависимости от того, присутствует ли он, знать об этом правиле должен каждый.

Знак таможня

Этот указатель обозначает запрет на езду без остановки у таможенного поста.

Подробно пояснять этот знак нет необходимости - встретить его можно только на границе государства. А вот обычные водители сталкиваются с ним не так уж и часто.

Но если ваш путь будет лежать за границу, то вы должны знать, что, встретив этот знак, вы обязательно должны остановиться у контрольного пункта.

Дорожный знак опасность

Смысл этого знака заключается в запрете движения для каждого транспортного средства в зоне присутствия указателя.

Встретить этот указатель, водителю разрешается приостановить движение на непродолжительное время из-за возникшей чрезвычайной ситуации. Поэтому, если вы увидите подобный знак на дороге, то, как правило, он размещается на переносной стойке . Его принято относить к категории временных дорожных знаков.

Одной из ситуаций, в которой можно встретить подобный знак, может быть яма на проезжей части. Естественно, если водитель увидит такую установку, то она может ввести его в замешательство.

Если во время движения вы увидите знак опасности, то желательно изменить направление движения. Вполне возможно, что вы добрались до участка дороги, где возникла чрезвычайная ситуация, которая требует особого внимания водителя.

Знак контроль

Смысл этого знака заключается в запрете движения через контрольные пункты без остановки. Скажем, встретить подобный указатель можно на участках, где осуществляется въезд на платную автодорогу. Также его часто используют в качестве временного знака на постах полиции и иных служб, когда проводят специальные операции .

Знак поворот направо запрещен

Уже по названию этого указателя понятно, что он накладывает запрет на выполнение поворотов направо.

Но у этого дорожного указателя имеются свои нюансы:

  • Его действие не затрагивает маршрутные автомобили.
  • Его действие распространяется только на пересечениях проезжих частей, вначале которых размещен этот указатель.

Следует учесть, что нарушать требование этого дорожного указателя нежелательно. В противном случае водитель может выехать на дорогу с односторонним движением, двигаясь навстречу другим машинам. Если водитель будет себя вести подобным образом, то он рискует лишиться водительских прав на срок до шести месяцев .

Помимо этого, осуществлять подобный маневр не рекомендуется потому, что он создает большой риск для жизни водителя. Если пренебречь требованием указателя поворот направо запрещен, то водитель попадет на попутную полосу движения, и в этом случае ему будет грозить предупреждение или штраф в размере 500 р.

Дорожный знак поворот налево запрещен

В принципе этот указатель мало отличается от предыдущего. Разница между ними состоит в том, что в этом случае предусмотрен запрет на повороты налево .

Нужно учесть, что, встретив указатель поворот налево запрещен, водителю запрещается поворачивать налево, а разворачиваться можно в любой момент.

Также у этого указателя запрета есть свои особенности, которые мало отличаются от предыдущего:

  • Его действие не распространяется на общественный транспорт, которому разрешен поворот налево;
  • Его требование действует на пересечениях проезжих частей, перед которыми он установлен.

Нужно сказать, что санкции за нарушение требования этого указателя могут быть различными. Невзирая на то, намеренно ли водитель повернул налево, это грозит ему штрафом в размере 1000- 1500 р . Если же водитель попадет на дорогу с односторонним движением и продолжит движение во встречном направлении, то за этим последует штраф в размере 5 тыс. р. Может быть и более серьезное наказание - лишение прав на срок до шести месяцев.

Знак разворот запрещен

Смысл этого указателя предполагает запрет на выполнение разворота на пересеченных участках трассы.

Как и с двумя предыдущими знаками, указатель разворот запрещен:

  • разрешает любые повороты маршрутным транспортным средствам;
  • обязателен к соблюдению на пересечениях проезжих частей.

Чаще всего этот указатель можно встретить на перекрестках, где при осуществлении разворота транспортное средство может создать опасную ситуацию для едущих с других направлений автомобилей и пешеходов.

Если не соблюдать требование знака разворот запрещен, то за этим последует такое же наказание, как и в случае со знаком поворот налево запрещен. Водителю предстоит заплатить штраф в размере 1000-1500 р.

Пересечения с общественным транспортом

Водители с небольшим стажем должны хорошо ориентироваться в правилах дорожного движения, поэтому им необходимо узнать о видах указателей, которые запрещают поворот налево. Дать ответ на этот вопрос в двух словах не получится, поскольку подобные указатели представлены в большом количестве. Одна из затруднительных ситуаций - легковой автомобиль пересекается с транспортными средствами массой более 3,5 тонны или же он выезжает на перекресток.

Какие знаки не разрешают поворот налево? В соответствии с действующими правилами дорожного движения, при наличии на полосе для маршрутных автомобилей знака 5.13.1. совершение подобного маневра запрещено. Он представлен в виде двух частей. Верхняя имеет изображение маршрутки, от которой идет стрелка налево, а нижняя — то же самое, только стрелка смотрит направо. Из этого можно сделать вывод, что легковым автомобилям разрешен поворот только направо.

Также запретом может быть и указатель, который представлен в виде синего фона, на котором изображены стрелки с указанием места и зоны для разворота. С помощью этого знака можно проще осуществить необходимый маневр .

Также нужно учесть правило, которое будет полезно начинающим водителям: крайне редко знаки, на которых имеется какое-либо запрещение, предполагают не разрешают других действий. Если, скажем, встретить указатель движение прямо, то не стоит думать, что он запрещает поворачивать направо или налево. В принципе все правила в ходе практики быстро запоминаются. Человеку необходимо набираться опыта, и тогда он запомнит многие ситуации поведения на дороге, что поможет ему быстрее принимать решения.

В принципе освоить правила дорожного движения не так уж и сложно. Все указатели имеют четкое изображение, поэтому их легко запомнить. Но, прежде всего, необходимо освоить запрещающие знаки и понять, что они означают. А после ознакомления с теорией можно переходить к практике.

Заключение

Правила дорожного движения освещают множество важных моментов, которые помогают правильно вести себя на дороге . Одним из них являются знаки, запрещающие поворот налево. Выучить их должен каждый водитель, поскольку никогда не знаешь, какая возникает ситуация во время движения. А, зная эти знаки, можно быстро среагировать и избежать травмоопасных ситуаций.

Информационные знаки информируют участников дорожного движения о расположении населённых пунктов и других объектов, а также об установленных или о рекомендуемых режимах движения.

Знак 6.1. Общие ограничения максимальной скорости.

Такой знак устанавливают на всех контрольно-пропускных пунктах при въезде на территорию Российской Федерации с тем, чтобы гости, въезжающие на автомобилях в нашу страну, были проинформированы – в России действуют следующие общие ограничения скорости движения:

– В населённых пунктах – 60 км/час.

– На дорогах вне населённых пунктов – 90 км/час.

– На автомагистралях – 110 км/час.

Знак 6.2 «Рекомендуемая скорость».

В отличие от круглых знаков 3.24 «Ограничение максимальной скорости» и4.6 «Ограничение минимальной скорости» , квадратный знак 6.1 не вносит жёстких ограничений в ваше движение.

Знак так и называется – «Рекомендуемая скорость». Вспомните – мы говорили с вами о том, что запрет или ограничение ассоциируется у человека с кругом, а информация – это либо лист бумаги, либо экран монитора, то есть прямоугольник или квадрат.

Интересно, что же такого должно быть на дороге, чтобы Правила, озаботившись нашей безопасностью, решили с помощью дорожных знаков давать водителям рекомендации.

Треугольный знак «Опасный поворот» предупреждает водителей о том, что скоро дорога обязательно «сломается». Поворот действительно будет крутой и опасный.

Любой грамотный водитель сейчас, конечно же, снизит скорость, но на сколько?

На этом участке дороги устроители дорожного движения рекомендуют водителям двигаться со скоростью не более 50 км/час. Но не всегда, а только если покрытие влажное.

Кстати, имейте в виду – влажное покрытие это не обязательно, когда идёт дождь. Проехала поливальная машина, помыла дорогу, и пока дорога не высохла – покрытие влажное!

Знак 6.3.1 «Место для разворота». Знак 6.3.2 «Зона для разворота».

Правила дают такую характеристику этим знакам:

– Знак 6.3.1 «Место для разворота». Поворот налево запрещается.

– Знак 6.3.2 «Зона для разворота». Поворот налево запрещается.

Как видим, в обоих случаях запрещается поворот налево. О каком повороте идёт речь?

Прежде всего, необходимо понимать, что на перекрёстке такой знак или такой знак вы никогда не увидите.

На перекрёстке разворот разрешён «по умолчанию», для этого перекрёсток и придуман.

Точно так же разворот разрешён «по умолчанию», и на всём протяжении двухполосной дороги с прерывистой осевой линией разметки. И здесь тоже эти знаки абсолютно неуместны.

(Заметим в скобках, что на такой дороге ещё и не запрещён поворот налево в прилегающие территории).

Другое дело – многополосная дорога, здесь разворот вне перекрёстка возможен только в том случае, если его специально организовать.

И организовать его можно только с помощью этих знаков.

Если установлен знак «Место для разворота», здесь можно разворачиваться только по очереди друг за другом.

Знак устанавливают над крайней левой полосой и виден он издалека.

«Зона для разворота» отличается от «Места для разворота» тем, что в зоне для разворота могут одновременно разворачиваться несколько транспортных средств – ровно столько, сколько способно поместиться в эту зону.

А протяженность зоны для разворота вам подскажут и цифрой на знаке, и длиной прерывистой линии разметки.

Но может так случится, что напротив места для разворота окажется въезд в прилегающую территорию. И вот тут вопрос – можно ли на многополосной дороге в месте для разворота свернуть ещё и во двор налево?

Ведь пересекать придётся, как минимум, две полосы движения, а то и три или четыре.

Вот как раз про этот случай Правила и высказались вполне категорично: «Поворот налево запрещён».

Эта задачка попадётся кому-нибудь из вас на экзамене, и теперь вам должно быть понятно, что правильный ответ такой:

Можно продолжить движение по любой траектории, кроме Б.

Знак 6.4 «Парковка».

Знак 6.4 информирует водителей о том, что в обозначенной зоне можно безнаказанно припарковаться.

Действие знака могут уточнить или дополнить различными табличками, например, на рисунке стоянка разрешена только легковым автомобилям и мотоциклам и только так, как показано на табличке.

В данном случае обозначенная зона – это от знака и до ближайшего перекрёстка.

В данном случае действие знака распространяется только на это местное уширение проезжей части.

Но может быть и так – для парковки выделят огороженную площадку или даже часть здания.

Знак 6.5 «Полоса для аварийной остановки».

Знаки информируют водителей о том, что впереди крутой спуск и этот спуск оборудован полосой для аварийной остановки. И, может быть, даже не одной, но ближайшая полоса для аварийной остановки через 300 метров.

Полоса для аварийной остановки потребуется вам в том случае, если на длительном спуске откажут тормоза. Вот тогда сворачивайте сюда направо! Кроме предварительного знака, установленного в начале спуска, этот знак будет стоять и непосредственно перед полосой для аварийной остановки.

И даже если этого будет недостаточно, в конце полосы стоит пластмассовый забор, так что остановитесь обязательно.

Знаки 6.8.1, 6.8.2, 6.8.3 «Тупик».

Это не «кирпич». Этот знак не запрещает въезд, он информирует водителей о том, что данная дорога не имеет сквозного проезда – далее тупик! Но если вам именно туда и надо, можете смело поворачивать.

И ещё важно понимать, что ни один из знаков «Тупик» никоим образом не умаляет статус дороги.

Это полноценный перекрёсток равнозначных дорог, и если поедете прямо, тогда по принципу «помехи справа» необходимо уступить дорогу грузовику.

Знак 6.16 «Стоп-линия».

Об этом знаке следует поговорить особо.

Начинающие водители частенько думают, что это не самостоятельный знак, а дополнительная табличка. И неудивительно – он и формой похож на табличку, и размером, и не цветной (как все знаки), а чёрно-белый (как все таблички). И, тем не менее, это именно знак, и он вовсе не дополняет и не уточняет действие каких-либо других знаков, у него своё, специальное назначение.

Не смотря на строгое слово «стоп», этот знак вовсе не обязывает вас останавливаться. В данном случае «стоп» – это всего лишь первое слово полного названия знака – «Стоп-линия». Благодаря этому знаку водители ещё издалека видят, где на этом перекрёстке нанесена на проезжей части разметка «Стоп линия».

Знак может висеть над дорогой или стоять на правой стороне дороги, но в любом случае место его установки должно совпадать с местом нанесения разметки «Стоп-линия».

Если разметки «Стоп-линия» нет, или её не видно (например, из-за выпавшего снега), останавливаться на красный сигнал светофора нужно у знака – в этом случае он заменяет действие разметки.

Понятно, что если на светофоре «зелёный», проезжать перекрёсток можно (и нужно!) без остановки.

Знаки «Направление движения для грузовых автомобилей».

Знаки не круглые, а прямоугольные, к тому же относятся к группе информационных и, следовательно, не могут что-либо запрещать или предписывать. Эти знаки показывают рекомендуемое направление движения водителям грузовых автомобилей, а также водителям тракторов и прочих самоходных машин, если на перекрёстке их движение в одном из направлений запрещено.

Если вы управляете автомобилем категории «В», тогда в данной ситуации можете продолжить движение в любом направлении (эти знаки вас не касаются).

Эти знаки напрямую касаются водителя грузовика с разрешённой максимальной массой более 3,5 т. Ему нужно прямо, но прямо нельзя, там запрещающий знак. При этом устроители дорожного движения одновременно подсказали направление объезда запрещённого участка дороги, и если вы водитель такого грузовика, поворачивайте направо, как рекомендует знак.

Следуйте их указаниям и обязательно выберетесь на продолжение нужной вам дороги «прямо».

Знаки «Схема объезда» и «Направление объезда».

Может так случиться, что движение прямо на перекрёстке будет закрыто не только для грузовиков, а, вообще, для всех без исключения транспортных средств.

Тогда об этом водителей сначала проинформируют предварительным знаком 6.17 «Схема объезда».

Они, как и в предыдущем случае, будут расставлены на всех перекрёстках на протяжении всего маршрута объезда и, следуя их указаниям, вы обязательно выберетесь на продолжение нужной вам дороги «прямо».

Обращаю ваше внимание на жёлтый фон этих знаков. Так же, как зелёный фон – признак автомагистрали, а синий фон – признак прочих дорог, желтый фон – признак какого-нибудь объезда.

Знаки «Предварительный указатель перестроения на другую проезжую часть».

Фон знаков жёлтый, следовательно, нас опять информируют о предстоящем объезде. Обратите внимание на символику знаков – на них изображена дорога с разделительной полосой, причём конкретно тот участок, где разделительная полоса имеет разрыв. И в обоих случаях водителей как раз и приглашают сворачивать в этот разрыв.

Эти знаки устанавливают только на дорогах с разделительной полосой и только в тех случаях, когда необходимо временно перекрыть движение по одной из проезжих частей.

Такая необходимость, например, возникает всякий раз, когда на дороге производятся какие-нибудь ремонтные работы, и в этом случае, чтобы обеспечить надлежащую безопасность, крайне важно заранее проинформировать водителей – впереди опасный участок дороги!

И там, на этом участке, какое-то время придётся двигаться по проезжей части встречного направления!

Знак не зря называется «Предварительный указатель перестроения на другую проезжую часть» – на дорогах вне населённых пунктов его устанавливают на расстоянии 500 метров от предстоящего разрыва в разделительной полосе.

Когда до разрыва в разделительной полосе останется 50-100 метров знак обязательно повторят (в комбинации с табличкой «Расстояние до объекта»).

Не думаю, что здесь требуется какой- либо комментарий. Всё предельно понятно – знаками вас приглашают продолжить движение по проезжей части встречного направления.

Немного страшновато, но не сомневайтесь – водителей встречного направления также знаками предупредили о том, что на данном участке дороги на их проезжей части временно организовано двустороннее движение.

Протяжённость участка дороги с таким необычным режимом движения не может быть особо долгой и, как правило, заканчивается на следующем разрыве в разделительной полосе (где знаками вам предложат вернуться на свою проезжую часть).

Но сначала, за 50-100 метров до этого места на разделительной полосе будет стоять знак 6.19.2 «Предварительный указатель перестроения на другую проезжую часть».

Знаки «Аварийный выход» и «Направление движения к аварийному выходу».

Сейчас в тоннеле неминуемо образуется глухая пробка, и уже через полчаса, несмотря на вентиляцию, концентрация выхлопных газов в воздухе превысит все мыслимые пределы. Как выбраться отсюда на волю?

Так вот же он, знак 6.21.1 на стене тоннеля, подсказывающий, где спасительный выход.

А чтобы никто второпях не разминулся с выходом, над ним (или рядом с ним) будет установлен знак 6.20.1 «Аварийный выход».

Номер маршрута. Указатели направлений. Указатели расстояний.

Километровый знак. Схема движения. Наименование объекта.

Садясь за руль автомобиля, в подавляющем большинстве случаев мы ездим по одному и тому же маршруту – на работу и обратно (или на дачу и обратно). Понятно, что путь вы знаете, как свои пять пальцев, можете добраться, что называется, с закрытыми глазами и поэтому ни на какие знаки типа «Указатели направлений» не смотрите.

Другое дело, если доведётся поехать по незнакомому маршруту. Уверяю вас, в такой ситуации мы все ведём себя одинаково – жадно высматриваем на дороге хоть какие-нибудь указатели, боясь проскочить свой поворот и в итоге заблудиться.

Чтобы понять, как это бывает, давайте немного попутешествуем – съездим в деловую командировку ну, скажем, из Москвы в Тверь и Волоколамск. Путешествовать будем так же, как это делал Жуль Верн, то есть, не выходя из дома. Попробуем только представить, что нас может ждать на этом пути.

Прежде, чем выезжать, надо бы посмотреть на карту и проложить маршрут. Можно, конечно, купить «Атлас автомобильных дорог», но сегодня вы, скорее всего, воспользуетесь Интернетом. Ну, что ж, нет ничего проще: заходим на www.rutrassa.ru , выбираем в меню опцию «Расстояние между городами», задаём начальный и конечный пункты (в нашем случае это будет Москва) и промежуточные пункты – Тверь и Волоколамск.

И вот он – искомый маршрут:

– Из Москвы до Твери поедем по дороге М-10.

– Из Твери в Волоколамск сначала поедем по дороге Р-90 до посёлка Лотошино.

– В районе посёлка Лотошино сворачиваем на дорогу Р-107, и по ней до населённого пункта Ярополец.

– В Яропольце поворот на дорогу Р-108, и по ней до Волоколамска.

– Ну а из Волоколамска до Москвы прямая трасса – М-9.

У вас, вполне вероятно, появился вопрос – что это за нумерация такая: дорога М-10, дорога Р-90? Ну, номер-то, понятно, он, скорее всего, просто порядковый. Но вот что означает буква в номере дороги.

Цифра – это действительно только порядковый номер, а вот буква (её ещё называют префикс) сообщает водителю весьма важную информацию.

Префикс «М» присваивают дорогам федерального значения. Причём не всем подряд, а только тем, которые соединяют Москву или Санкт-Петербург со столицами сопредельных государств и с административными центрами субъектов Российской Федерации. То есть, попав на такую дорогу, знайте – она (дорога) одним своим концом обязательно упирается в Москву (или в Петербург). Дорога М-10, в частности, связывает Москву с городами Тверь, Великий Новгород, Санкт-Петербург, Выборг и далее вплоть до границы с Финляндией.

Так это же попросту известное всем Ленинградское шоссе!

Ну, тогда в центр, на улицу Тверскую, которая, кстати, так называется потому, что именно отсюда когда-то ямщики отправлялись в Тверь. Только после Сокола не промахнуться – там развилка, и можно вместо Ленинградского угодить на Волоколамское шоссе.

Спасибо устроителям дорожного движения – за 150 метров до развилки установили знак «Предварительный указатель направлений». Теперь не промахнёмся – Ленинградское шоссе это прямо.

На развилке из правых рядов все пойдут на Волоколамку, и, значит, надо уже сейчас перестроиться в левые ряды.

Приближаемся к Московской кольцевой автомобильной дороге (МКАД). И опять развилка, и опять подсказка – знак «Предварительный указатель направлений».

Обратите внимание – МКАД и Дмитровское шоссе написаны чёрными буквами на белом фоне. Это ничего вам не напоминает? Именно такой «дизайн» у знаков, которыми обозначают серьёзные населённые пункты. И это не просто совпадение, тем самым водителей дополнительно информируют – указанные объекты находятся в том же населённом пункте, по которому вы сейчас едете (а МКАД – это Москва).

В то же время Санкт-Петербург написан белым цветом на синем фоне. И это тоже дополнительная информация для водителей – указанный объект находится за пределами населённого пункта, по которому вы сейчас едете.

И снова знак, и снова он указывает направление к объекту, только внешне выглядит несколько иначе.

Вообще, следует иметь в виду, что внешнее оформление «Указателей направлений» весьма разнообразно. И указывать направления они могут к самым разным объектам (помимо населённых пунктов это ещё и аэропорты, и вокзалы, и театры, и музеи, и торговые центры, и гостиницы, и т.д., и т.п.).

То есть «Указатель направлений» – знак универсальный и, в принципе, может быть применён к чему угодно. А цифра на знаке – это расстояние до указанного объекта (отсюда до аэропорта Шереметьево осталось 3 км, но нам туда не надо).

На этом знаке стрел нет, да они и ни к чему – здесь свернуть некуда. Этот знак называется «Указатель расстояний».

Стало быть, через 20 км будет Клин, а до Твери ещё не скоро – 103 километра.

И ещё два знака на нашем пути. Ближний к нам называется – «Номер маршрута». Его устанавливают через каждые 10-15 км с тем, чтобы лишний раз успокоить водителей – всё нормально, вы не сбились с пути, вы двигаетесь в правильном направлении.

До Твери осталось совсем немного, и опять спасибо устроителям дорожного движения – знак «Предварительный указатель направлений» установлен за 500 метров от предстоящей дорожной развязки. Символика знак проста и понятна – если нам в Тверь, значит, на развязке нам направо.

Ученики. Почему направление на Петербург обозначено двумя номерами: М-10 и Е-105? И почему М-10 на синем фоне, а Е-105 – на зелёном!

Учитель. Тут дело вот в чём. По нашей (российской) классификации этой дороге присвоен номер М-10. В то же время в Европейской классификации этой же дороге присвоен номер Е-105. И чтобы наши зарубежные гости не заблудились на Российских просторах, на знаке показана ещё и привычная для них нумерация (да и Санкт-Петербург написан по-английски).

Ученики. Но почему же, всё-таки, М-10 на синем фоне, а Е-105 на зелёном, ведь это одна и та же дорога?! Ведь зелёный фон – признак автомагистрали, а синий фон – признак прочих дорог! Ну не может же одна дорога одновременно и быть, и не быть автомагистралью?

Учитель. Зелёный фон – это же только признак автомагистрали и, сам по себе, он не делает дорогу автомагистралью. Автомагистралью дорога становится только в том случае, если она обозначена знаком 5.1 «Автомагистраль».

А во всей этой путанице с фоном «виновата», как обычно, Европа, точнее Европейская система классификации дорог. (Соответствующий документ в редакции 2002 года можно прочитать на официальном сайте UNECE в формате pdf на русском и английском языке).

Согласно этой классификации: «Знак, используемый для идентификации дорог категории «Е», должен представлять собой белую надпись на зелёном фоне».

К слову сказать, Европейская трасса Е-105 начинается в Норвегии (в городе Киркенес) и заканчивается в Крыму (в городе Ялта). Получается, что эта Международная Европейская магистраль собрана из Норвежских дорог, Финских дорог, Российских дорог и Украинских дорог. И Российская дорога М-10 от границы с Финляндией и до Москвы совпадает с Европейским маршрутом Е-105.

Кроме Международной Европейской дорожной сети существует ещё и Международная Азиатская дорожная сеть. Азиатским маршрутам присвоен префикс AH (Asian Highway). И, например, Азиатский маршрут АН-8 связывает Финляндию с Ираном и проходит через Санкт-Петербург, Москву, Волгоград, Астрахань, Махачкалу, Баку и Тегеран. Так что не удивляйтесь, если на перегоне между Москвой и Петербургом на информационных дорожных знаках вы увидите, кроме уже привычных М-10 и Е-105, ещё и АН-8.

И ещё. На знаке номер дороги написан без дефиса. Это не ошибка. Так уж повелось – в текстах и на картах номера дорог пишут с дефисом (М-10), а на дорожных знаках (в соответствие с Правилами) пишут без дефиса (М10).

Перемещаемся по улицам города Тверь.

Ещё один интересный знак «Наименование объекта» – применяется для обозначения объектов иных, чем населённые пункты (река, озеро, достопримечательность и т.д.).

Итак, впереди река Волга – значит, впереди мост.

Всё, что нужно было сделать в Твери, мы сделали, теперь в Волоколамск. И нам бы здесь надо налево, но перед перекрёстком установлен информационный знак 6.9.3 «Схема движения» – по каким-то причинам устроители дорожного движения запретили на этом перекрёстке обычный поворот налево.

Но предложили необычный, и даже схему движения на знаке показали. Ну, надо так надо, хотя и по такой замысловатой траектории, но в итоге поедем в нужном нам направлении.

Выехали из Твери, и через 500 метров очередная дорожная развязка. В Москву нам ещё рано, в Нижний Новгород не надо, а надо нам прямо – по дороге Р-90.

Правда, появилась некоторая неясность. Мы уже знаем, что префикс «М» присваивают важнейшим дорогам Федерального значения. А что означает префикс «Р» в номере дороги? Что это за дорога такая?

Префикс «Р» присваивают и дорогам федерального, и дорогам регионального значения, связывающими между собой административные центры субъектов Российской Федерации. Для водителей префикс «Р» означает, что по этой дороге непосредственно в Москву не приедешь. В лучшем случае она приведёт к другой дороге, и если эта другая дорога с префиксом «М», то вот уже по ней можно будет добраться до Москвы (или уехать за границу).

Однако мы отвлеклись, а между тем пора включать левые указатели поворота. Впереди перекрёсток, а перед ним знаки «Номер маршрута».

И опять спасибо организаторам дорожного движения – ну чтобы мы сейчас делали на этом перекрёстке, не будь этих знаков. А так всё понятно – нам надо на дорогу Р-107, значит, поворачиваем налево.

И снова спасибо устроителям дорожного движения – впереди перекрёсток, и там, на перекрёстке, нам направо, на дорогу Р-108, на Волоколамск.

Покидаем Волоколамск. Но пока мы ещё в городе – фон знака белый. Первый поворот направо это в Петербург, а наш, на Москву – следующий.

Санкт-Петербург на синем фоне, это и понятно – этот объект находиться за пределами населённого пункта, по которому мы сейчас едем.

Но вот, что интересно – Москва, естественно, тоже находится за пределами Волоколамска, но надпись не на синем, а на зелёном фоне, да ещё и пиктограмма рядом изображена – калька со знака 5.1 «Автомагистраль». Вот уж теперь никаких сомнений – в Москву поедем по автомагистрали.

И точно – стоило только выехать из города, и вот он знак 5.1 «Автомагистраль».

Надеюсь, вы не забыли – после знака 5.1 начнётся зона с особым режимом движения. Во-первых, как и на любой дороге вне населённого пункта, двигаться необходимо как можно правее, а если захочется остановиться, то только за пределами дороги на специально выделенных площадках для отдыха. Кроме того, запрещены разворот и движение задним ходом, но зато максимальная разрешённая скорость – 110 км/час.

Ну что ж, надавили на педаль акселератора и вперёд, в Москву.

Опять знак «Предварительный указатель направлений». Фон знака зелёный – ещё одно подтверждение того, что мы едем по автомагистрали. Вы уже знаете, что на автомагистралях пересечений на одном уровне не бывает, значит впереди многоуровневая дорожная развязка.

В Москву прямо и по-прежнему со скоростью до 110 км/час, но если повернём направо или налево, то там обычная дорога (номер дороги написан на синем фоне!). И, значит, там, на обычной дороге, скорость не более 90 км/час, но зато можно при желании остановиться на обочине.

У вас, вполне возможно, возник вопрос – как расшифровывается эта надпись: «а.д. М10 «РОССИЯ». Это всего лишь автомобильная дорога М-10, которой ещё и присвоили собственное имя «РОССИЯ». К слову сказать, собственные имена есть у всех важнейших дорог федерального значения (Беларусь, Украина, Дон, Урал и т. п.).

И ещё. Обратите внимание – и направо, и налево дорога с одним и тем же номером А-108. Префикс «А» мы ещё не встречали. Что он означает, и какую информацию из этого могут извлечь водители?

Префикс «А» присваивают дорогам регионального значения. Это, так называемые, подъездные и соединительные дороги. Подъездные, потому что по ним можно доехать до местного аэропорта, или крупной железнодорожной станции, или до какого-нибудь другого объекта специального назначения. А соединительные, потому что местные власти строят такие дороги для того, чтобы соединить свой районный центр с ближайшей дорогой федерального значения. Или для того, чтобы соединить между собой две или несколько дорог федерального значения.

В частности, дорога А-108 это общеизвестное Большое Московское кольцо – эта кольцевая дорога соединяет между собой все радиальные дороги, выходящие из Москвы. И если сейчас повернуть направо, то по кольцу А-108 доберёмся до трассы М-1 «Беларусь», а если налево, то по тому же кольцу А-108 попадём на трассу М-10 «Россия».

Loading...Loading...