Основные атрибуты богини фемиды. Фемида – богиня правосудия

Изящная строгая женщина в мантии и с завязанными глазами, с весами в одной руке и мечом в другой - всем известный символ правосудия. Кто она такая и что означает столь экстравагантный ее вид?

Мифология

Согласно легенде, Фемида родилась от союза бога неба Урана и богини земли Геи. Иначе говоря, она была титанидой, то есть божеством второго поколения, к каким относились дети Геи и Урана. Среди шести своих сестер и шести братьев Фемида занимает особое место. Достигнув зрелости, умная Фемида стала второй женой Зевса и предсказала ему, что он будет свергнут своим же отпрыском, рожденным от нимфы Фетиды. Осторожный Зевс внял предсказанию и воздержался от брака с морской повелительницей.

Богиня Фемида известна еще и тем, что приняла активное участие в развязывании Троянской войны. Своему мужу она всегда во всем была поддержкой и опорой. Зевсу Фемида родила трех замечательных дочерей - справедливость, благозаконие и мир (Дике, Эвномию и Эйрену).

Практика прорицаний и божественных обрядов распространилась тоже благодаря Фемиде. Эта богиня не только умела предсказывать, она узаконила эту способность. Фемида руководила тринадцатимесячным циклом, поделенным на сезон летнего и зимнего солнцестояния. По некоторым мифологическим источникам, она родила Зевсу еще и богинь времен года и судьбы.

Почему она покровительствует правопорядку

Древнегреческие авторы приоткрывают завесу над тайнами жизни, какую вела богиня правосудия Фемида. Эсхил, к примеру, рассказывает нам о том, что она была матерью храбреца Прометея, подарившего людям огонь. Гомер писал о том, что она, как первый и значимый советник великого Зевса, созывает богов на совет и открывает им волю олимпийского правителя. Она же всегда готова поведать волю верховного божества и людям, учит их правильным нравственным нормам и устоям. Не удивительно, что Фемида отвечала за основы правопорядка и стала той, кого мы зовем сегодня «богиня правосудия». Нередко можно услышать, что здание суда именуют «храмом Фемиды», а судейских чиновников - «жрецами Фемиды». Латинским словом «юстиция» называют как саму судебную власть, так и систему органов, занимающихся этой деятельностью.

Ее необычный облик

Отчего богиня правосудия предстает пред нами с повязкой на глазах? Эта деталь как нельзя лучше демонстрирует беспристрастность, с какой, по мнению древних, необходимо принимать судебные решения. Судья не должен глядеть на людей, он должен внимать лишь фактам. Не усматривая различий между судящимися, он просто слепо принимает правые решения. Не будем спорить с тем, что такое понимание весьма предпочтительно и сегодня.

Слепа на правду или на ложь?

Тот факт, что глаза покровительницы правого суда завязаны, нередко воспринимают и с иронией. Оказывается, эта деталь может подчеркивать не только объективность и непредвзятость судейского племени, но, наоборот, восприниматься как пристрастность и субъективизм, владеющий людьми, призванными вершить праведный суд и не прельщаться на посулы. В том случае, если суд принял несправедливое решение в угоду кому-то или из страха, то, глядя на укрытые под платком глаза богини, говорят с горькой усмешкой, что богиня правосудия, увы, слепа.

Весы, меч, мантия

Весы, которые удерживает в левой руке богиня правосудия Фемида, означают, что вина и правота с точностью взвешены, справедливость торжествует. Меч, на который царственная Фемида возлагает правую руку, раньше был рогом изобилия, символом воздаяния за добро, совершенное при жизни. Таковой она была у греков. Повязки на глазах ее, кстати, тогда еще не было. Римская мифология, позаимствовав образ и атрибутику богини, назвала ее именем Юстиция, покрыла очи красавицы повязкой, а вместо рога изобилия вложила в ее руку карающий меч: пусть трепещут преступники и слуги зла! То, что богиня держит меч в правой руке, символизирует правоту решений. То, что меч заточен с обеих сторон, говорит о том, что закон не только карает, но и предостерегает от необдуманных поступков. Мантия - древнее ритуальное одеяние, которому приписывается символика духовного перехода в состояние, соответствующее церемонии совершения того или иного действия, в данном случае - правосудия.

От кого защищается российская Фемида?

Когда реконструировали здание Верховного суда России, над входом установили большую скульптуру Фемиды, на глазах которой почему-то не было повязки. В правой руке, вопреки традиции, богиня правосудия держит не рог или меч, а щит. Общественность была обескуражена.

Авторы проекта реконструкции пояснили, что решили не придерживаться древнегреческих канонов, потому что «наша Фемида все видит и все знает». А поскольку в руках ее отсутствует меч, она «никого не режет и не бьет». Такая вот интерпретация общезначимого символа. И здесь поневоле вспоминается древнерусская повесть о судье Шемяке, выносившем свои решения, глядя на завернутый в тряпицу камень за пазухой подсудимого и принимая этот камень за взятку или угрозы.

Согласно мифологии древней Греции, Фемида - богиня правосудия (римляне называли ее Юстицией). У греков использовались для нее разные имена: Темис, Темида. Фемида являлась титанидой, ее родителями были Уран и Гея, для Зевса она стала второй женой (первая супруга - богиня мудрости Метида).

Значение атрибутов Фемиды

Привычное изображение богини - повязка на глазах, весы и меч она держит в руках. Повязкой на глазах принято символизировать непредубежденность. Фемида не смотрит на мир глазами физически, а видит самую суть событий. Судья не должен видеть людей, участвующих в судебном споре, не видит их имущественных и социальных различий. Он учитывает лишь факты и выслушивает противоположные стороны. Весами и мечом богиня была награждена римлянами, образ был заимствован у греков, божество стали называть Юстицией.

Юстиция в религии римлян

В Римской империи во время правления Тиберия сложился культ этой небо жительницы. У нее был особый жрец. Рог изобилия римлянами был заменен мечом. Духовная сила и воздание символизировались им, в руке богини он означает также символ возмездия, кара за преступное деяние. Поднятое вверх острие у клинка показывает, какова была воля небес, готовность постоянно его применять. Острыми изображаются обе стороны меча, что показывает, что закон имеет не только карательную, но и предупреждающую функцию. Весами изображают символ меры и справедливого решения, на них взвешиваются добрые и злые деяния, которые совершают люди в земной жизни. Судьба человека после смерти подчинялась тому, какая из чаш прибора окажется более тяжелой.

Иносказательное значение Фемиды относится к правосудию и закону. Жрецами богини являются слуги закона, судьи. Ее жрецы – это юристов в целом.

Фемида в семье олимпийских богов

В супружестве с Зевсом она стала матерью большого количества детей - Ор: Эвномии (благозаконие), Дике (справедливость) и Эйрены (мир). Детьми Фемиды были мойры: Клото (Пряха), Лахесис (судьба), Атропос (неотвратимая).

Одну из Ор, Дике, почитали как богиню справедливости. Она информировала своего отца, Зевса про несправедливые деяния, что творятся на Земле. Период ее пребывания среди людей считался как счастливый «золотой век». Когда наступил железный век, богиня оставила планету Земля, теперь под названием Дева, она входит в созвездие Зодиака.

Согласно Эсхилу, Фемиду считают родительницей Прометея, она подобна Гее богине земли. Она являлась прорицательницей и открыла своему сыну тайну: в случае женитьбы Зевса на Фетиде, родится сын, которому суждено отстранить Зевса от власти. Это прорицание расстроило брак Зевса и Фетиды. Фемиде дарован от Геи Дельфийский оракул, она предсказывала судьбу, затем передала его сестре Фебе. Ее внук Аполлон, в свою очередь, также получил этот дар.

Как пишет Овидий, Фемида предостерегла Атланта о том, что сын громовержца совершит кражу яблок у Гесперид (дочерей Атланта).

Роль Фемиды в иерархии богов

Фемиду считали помощницей Зевса в развязывании войны с троянцами. Согласно поэмам Гомера она провозглашает волю верховного бога на Олимпе и передает его повеления, собирает небожителей на совет и возглавляет их пиршества.

Как советница главного божества Олимпа сидит рядом с его троном. Старания Фемиды приводят к соблюдению внешнего порядка в устройстве Олимпа, так и в земной жизни людей. Именем богини пользуются, чтобы обозначать общие понятия правовых норм, которые регулируют порядок в обществе.

Богиня покровительствует людям, нуждающимся в гостеприимности, притесняемым и испытавшим несправедливость. В древности греки в Олимпии алтари жертвоприношений для Зевса, Геи и Фемиды ставили рядом. Это показывало, насколько почиталась богиня, отвечающая за правопорядок.

Фемида была великой богиней, управлявшей годом из 13 месяцев. Год был разделенным на сезоны (летний и зимний), что означало летнее и зимнее солнцестояние. Олицетворялись эти периоды божествами Телло и Карпо, что означало «цветение» и «зрелый плод».

Образ богини в искусстве

Образ богини изображался художниками. Французский живописец Прюдон написал картину «Фемида и Немезида».
Итальянскому живописцу Вазари удалось показать богиню в своей манере письма. Итальянец Лука написал картину, изображая Юстицию женщиной. Баттиста показал неразделимость правосудия и мужества.
Знаменитый Рафаэль также посвятил одну из картин этой теме под названием «Правосудие».
Именем Фемиды был назван астероид, открытый в 1853 году, а имя Юстиции получил астероид, обнаруженный в 1887 году.
Символом богини и сегодня олицетворяется правосудие. О божественном происхождении справедливости помнят и в наши дни. Статуя богини правосудия служит практически обязательным атрибутом многочисленных зданий суда.

ФЕМИДА - общепризнанный символправосудия; ее изображают на эмблемах, ее изваяния осеняют здания судебных присутствий. Теперь так называется и высшая национальная юридическая премия, одной из номинаций которой является "Нотариат". Слово Фемида стало нарицательным: когда, например, говорят "российская Фемида", мы понимаем, что речь идет о российском суде, правосудии.

Фемида - древнегреческая богиня права и законного порядка; в пантеоне божеств Фемида - титанида, дочь Урана и Геи; была первой женой Зевса, и от этого брака родились "горы" и "мойры". Одной из дочерей Фемиды была гора Дике - богиня справедливости. Зевс вершил правосудие только в присутствие Дике и Фемиды. Фемида никогда не восстает против Зевса, объявляет его решения, дает благие советы. Стоит она всегда по правую руку олимпийского владыки. Главными атрибутами Фемиды являются меч и весы, ныне повсеместно используемые судебными и правоохранительными органами в своих эмблемах. [b]Фемида - статная, достойная женщина, облеченная в мантию. В левой руке она держит весы, в правой - обоюдоострый меч. Глаза ее закрыты повязкой. Таким образом, атрибутами богини правосудия Фемиды являются весы, меч, мантия, повязка на глазах, причем первые два - главные атрибуты и притом настолько древние и фундаментальные.

Весы - древний символ меры и справедливости. На весах правосудия взвешиваются добро и зло, вина и невиновность. Строгость и справедливость правосудия предполагают и точное взвешивание деяний. В древних мифологиях владыки загробного мира взвешивали добрые и злые поступки людей, и посмертная их судьба зависела от того, какая чаша перевесит. Весы находятся в левой руке богини - левая сторона тела считается воспринимающей.

Меч - символ духовной силы, воздаяния; в руках Фемиды он символ возмездия. Меч держится острием вверх, что указывает на "волю небес", высшую справедливость, а также на постоянную готовность его применения. Меч богини - обоюдоострый, поскольку закон не только карает, но и предупреждает. Держащая его рука - правая: это сторона действия, символ силы, "правого дела".

Мантия - торжественное, ритуальное одеяние, предназначенное для совершения в нем определенной церемонии, действа, в данном случае правосудия. Переодевание призвано обеспечить духовный переход в соответствующее ритуалу состояние. Одеяние должно соответствовать характеру действа, поэтому так важно судье облачаться в мантию, оставляя цивильное платье для мирских дел. Повязка на глазах богини символизирует беспристрастность. Судья не взирает на самих тяжущихся, на их имущественное и социальное различие, а лишь внемлет фактам и правде, выслушивая обе стороны. Правосудие не видит различия между людьми, оно слепо в том смысле, что воздает лишь по праву.

С какого же возраста у человека появляются права?

Оказывается, только родившись, ребенок сразу приобретает право на гражданство, имеет право на имя, отчество, фамилию, имеет право жить и воспитываться в семье, знать своих родителей. На имя ребенка может быть открыт счет в банке. На каждом жизненном этапе у человека свои права и обязанности: [1,5 года - имеет право посещать ясли

3 года - идёт в детский сад

6 лет - вправе посещать школу

10 лет - может вступать в детские общественные объединения

14 лет - получает паспорт гражданина РФ

17 лет - подлежит первоначальной постановке на воинский учет

18 лет - становится полностью дееспособным и может своими действиями приобретать любые права и налагать на себя любые обязанности Имеет право принимать участие в выборах

21 год - имеет право быть избранным депутатом в Государственную Думу

25 лет - имеет право быть судьей

35 лет [- приобретает право быть избранными Президентом РФ

. В микенскую эпоху слово «фемис» (установление по обычаю) встречается в названиях местностей: ti-mi-to a-ke-e (Фемисто Агее?), te-mi-ti-ja (Фемистия?). Согласно Мусею, она вскормила (точнее, воспитала). Упомянута в « »

От союза с Зевсом она родила трёх : Клото́ («Пряха»), Ла́хесис («Судьба»), А́тропос («Неотвратимая»); и трех : («благозаконие»), («справедливость») и («Мир»).

По , Феми́да — мать , при этом она явно сближается с землёй — и мыслится одним божеством под разными именами.

Обладая даром прорицания, Фемида открывает тайну, что женитьба Зевса на Фетиде приведёт к рождению сына, который свергнет . От матери она получила , где давала предсказания, который передала своей сестре , та отдала его своему внуку .

Фемида помогает Зевсу развязать . Созывает богов на совет.

Фемида первой научила прорицаниям, жертвоприношениям и божественным обрядам. По некоторым, изобрела героический . Она воспитала благочестие индов

В Олимпии у Стомиона (Зев, Отверстие) вблизи алтаря с её оракулом и Зевса находился жертвенник Фемиды. Как богиня олимпийской мифологии Фемида уже не отождествляется с землёй, а является её порождением, а также супругой Зевса в качестве основы правопорядка.

Фемида была великой богиней, которая управляла 13-месячным годом, разделённым на два сезона летним и зимним солнцестоянием. В Афинах олицетворением этих времён года были и , что соответственно означает божества «цветения» и «зрелого плода».

Ей посвящен LXXIX орфический гимн.

Фемиду всегда изображают с повязкой на глазах, как символ беспристрастия, с рогом изобилия и весами в руках. Весы — древний символ меры и справедливости. На весах правосудия взвешиваются добро и зло, поступки, совершённые смертными при жизни. Посмертная судьба людей зависела от того, какая чаша перевесит. Рог изобилия в руке Фемиды — символ воздаяния или не воздаяния представшему перед её судом.

Иносказательно: Фемида — правосудие, закон; весы Фемиды — символ правосудия; слуги (жрецы) Фемиды — слуги закона, судьи. Римляне заимствовали у греков богиню правосудия в своём мире, но вместо рога изобилия вложили в правую руку меч.

Фемида - общепризнанный символ правосудия; ее изображают на эмблемах, ее изваяния осеняют здания судебных присутствий. Теперь так называется и юридическая премия, одной из номинаций которой является "Нотариат".

Слово Фемида стало нарицательным: когда, например, говорят "российская Фемида", мы понимаем, что речь идет о российском суде, правосудии.

Фемида - древнегреческая богиня права и законного порядка; в пантеоне божеств Фемида - титанида, дочь Урана и Геи; была первой женой Зевса, и от этого брака родились "горы" и "мойры". Одной из дочерей Фемиды была гора Дике - богиня справедливости. Зевс вершил правосудие только в присутствие Дике и Фемиды. Фемида никогда не восстает против Зевса, объявляет его решения, дает благие советы. Стоит она всегда по правую руку олимпийского владыки.

Главными атрибутами Фемиды являются меч и весы, ныне повсеместно используемые судебными и правоохранительными органами в своей эмблематике. Здесь необходимо отметить, что уже давно произошло смешение образов древнегреческой Фемиды и римской Юстиции, и справедливее называть облеченную в мантию женщину с весами, мечом и повязкой именно Юстицией, поскольку у Фемиды еще не было повязки и римская богиня ближе к современному образу. Однако учитывая традиционность представлений и тот факт, что Юстиция - усовершенствованная римская копия Фемиды, этими соображениями можно пренебречь.

В римской мифологии понятия справедливости и права не разделены так, как в древнегреческой, где соседствуют Дике и Фемида. Эти понятия здесь сливаются и персонифицируются в образе богини правосудия и справедливости Юстиции. Римляне добавили своей "юридической" богине повязку на глаза - это весьма существенное дополнение.

Фемида - статная, достойная женщина, облеченная в мантию. В левой руке она держит весы, в правой - обоюдоострый меч. Глаза ее закрыты повязкой.

Таким образом, атрибутами богини правосудия Фемиды являются весы, меч, мантия, повязка на глазах, причем первые два - главные атрибуты и притом настолько древние и фундаментальные, что было бы неверным приписывать их открытие в качестве символов древним грекам.

Рассмотрим более подробно символизм атрибутов богини правосудия Фемиды.

Весы - древний символ меры и справедливости. На весах правосудия взвешиваются добро и зло, вина и невиновность. Строгость и справедливость правосудия предполагают и точное взвешивание деяний. В древних мифологиях владыки загробного мира взвешивали добрые и злые поступки людей, и посмертная их судьба зависела от того, какая чаша перевесит. Весы находятся в левой руке богини - левая сторона тела считается воспринимающей.

Меч - символ духовной силы, воздаяния; в руках Фемиды он символ возмездия. Меч держится острием вверх, что указывает на "волю небес", высшую справедливость, а также на постоянную готовность его применения. Меч богини - обоюдоострый, поскольку закон не только карает, но и предупреждает. Держащая его рука - правая: это сторона действия,символ силы, "правого дела".

Примечание: когда меч опущен, фигура выигрывает в композиционном смысле (проще говоря, выглядит лучше), однако символический смысл опущенного меча - оконченная борьба, возврат воина к миру. Победа одержана - оружие опущено. Таков, например, памятник советскому воину-освободителю в Трептов-парке (Германия).

Мантия - торжественное, ритуальное одеяние, предназначенное для совершения в нем определенной церемонии, действа, в данном случае правосудия. Переодевание призвано обеспечить духовный переход в соответствующее ритуалу состояние. Одеяние должно соответствовать характеру действа, поэтому так важно судье облачаться в мантию, оставляя цивильное платье для мирских дел.

Повязка на глазах богини символизирует беспристрастность. Судья не взирает на самих тяжущихся, на их имущественное и социальное различие, а лишь внемлет фактам и правде, выслушавая обе стороны. Правосудие не видит различия между людьми, оно слепо в том смысле, что воздает лишь по праву.

Архетипический образ правосудия в виде женщины с весами и мечом входит в колоду магических карт Таро, содержащих, как принято считать, символы главных действующих сил мироздания. Таким образом, символы правосудия являются очень древними.

«РОССИЙСКАЯ ФЕМИДА»

Фемида - в греческой мифологии богиня правосудия. Изображалась с повязкой на глазах (символ беспристрастия), с рогом изобилия и весами в руках.
Основа Фемиды - повязка на глазах. Это символ, что правосудие вершится непредвзято и беспристрастно.
А вот статуя Фемиды перед зданием Верховного Суда Российской Федерации почему-то без повязки на глазах, к чему бы это? Мало того, что глаза не завязаны, так еще и на весах почти равновесие. Если у оригинальной Фемиды с завязанными глазами, на весах, очевидно, перевешивает истина, то у этой в глазах читается "Сколько дашь?", и от ответа на этот вопрос зависит то, куда качнется чаша весов.
Кстати, ещё обратите внимание на герб Москвы, изображённый на щите. Это чтобы сразу стало ясно, кого это самое правосудие защищает и на чьей оно стороне. Никто не останется безнаказанным. Фемида - статная, достойная женщина, облеченная в мантию. В левой руке она держит весы, в правой - обоюдоострый меч. Глаза ее закрыты повязкой.
Правильная фемида Таким образом, атрибутами богини правосудия Фемиды являются весы, меч, повязка на глазах, причем первые два - главные атрибуты и притом настолько древние и фундаментальные.
Весы - древний символ меры и справедливости. На весах правосудия взвешиваются добро и зло, вина и невиновность. Строгость и справедливость правосудия предполагают и точное взвешивание деяний. В древних мифологиях владыки загробного мира взвешивали добрые и злые поступки людей, и посмертная их судьба зависела от того, какая чаша перевесит. Весы находятся в левой руке богини - левая сторона тела считается воспринимающей.
Меч - символ духовной силы, воздаяния; в руках Фемиды он символ возмездия. Меч богини - обоюдоострый, поскольку закон не только карает, но и предупреждает. Держащая его рука - правая: это сторона действия, символ силы, «правого дела».
Повязка на глазах богини символизирует беспристрастность. Судья не взирает на самих тяжущихся, на их имущественное и социальное различие, а лишь внемлет фактам и правде, выслушивая обе стороны. Правосудие не видит различия между людьми, оно слепо в том смысле, что воздает лишь по праву.
Вот что я нашел в интернете:
Как выяснилось, подобный имидж богини правосудия - вовсе не какое-нибудь супермодное веяние в ваянии скульптур и даже не плод буйной фантазии автора. В Верховном суде России придумали свою богиню правосудия! Когда готовили программу проектирования, в самом суде сказали, что «наша Фемида не может быть с закрытыми глазами, поскольку она все видит и все знает», - огорошил главный архитектор проекта реконструкции Верховного суда Юрий Милаев. - То есть древнегреческих канонов было решено не придерживаться». И на изумленный вопрос: а как же, собственно, беспристрастие? - архитектор невозмутимо пояснил: «Если вы заметили, наша Фемида без меча, то есть никого не режет и не бьет».
А возможно это вовсе и не Фемида, а Немези;да (Немеси;да, др.-греч. ;;;;;;;) - в древнегреческой мифологии крылатая богиня возмездия, карающая за нарушение общественных и моральных норм. Дочь Нюкты и Крона либо (по аттической версии) дочь Океана; или, по другим версиям, Фемиды и Зевса. Иногда считается нимфой. Упоминается в «Одиссее», но не персонифицируется.
Ряд мифов называет Немезиду матерью Елены от Зевса (либо также матерью Диоскуров). Согласно Стасину, ею пытался овладеть Зевс и преследовал её на суше и в воде (где она стала рыбой).
По рассказу же Еврипида, Афродита по просьбе Зевса стала орлом и преследовала верховного бога, превратившегося в лебедя (либо орлом стал Гермес, а укрыла лебедя Леда). Немезида укрыла лебедя, пожалев его, на коленях, и заснула, и во время сна Зевс овладел ею. Согласно мифографам, она стала гусыней и снесла яйцо, а лебедя и орла Зевс сделал созвездиями.
Это яйцо потом или нашла Леда, или оно было принесено ей пастухом, или, наконец, было подброшено Гермесом. Из этого яйца впоследствии и появились Елена и братья Диоскуры.
По некоторым вариантам мифа, по которым Зевс-лебедь разделил ложе с самой Ледой, Немезиду считают обожествлённой Ледой (Леда после смерти стала Немезидой). В мифологической традиции, считающей Немезиду дочерью Фемиды и Зевса, она отождествляется или, по крайней мере, сближается с Адрастеей.
Её храм в Рамнунте, Фидий создал её статую; либо это статуя работы Диодота или Агоракрита.
Изображалась с атрибутами контроля (весы, уздечка), наказания (меч или плеть) и быстроты (крылья, колесница, запряжённая грифонами), а также с согнутой у локтя рукой - мера длины в древние века - синоним неизбежной кары. Атрибут Немезиды весы часто считался прообразом зодиакального созвездия Весы.
В Смирне почитали двух Немезид - дочерей Никты. Ей посвящён LXI орфический гимн. Упоминается в любовных стихах. У Кратина была комедия «Немезида».
В Древнем Риме была почитаема в армии и считалась покровительницей гладиаторов.

«Фемида»

Люди честно трудиться обязаны
И законы блюсти непреложно,
Хоть глаза у Фемиды завязаны,
Но мы знаем: подглядывать можно.

На глаза накатила слеза.
Жизнь без веры в добро опостыла,
Развяжите Фемиде глаза,
Пусть посмотрит, чего натворила!

В качестве символа правосудия в России широко используется образ древнегреческой богини права и законного порядка - Фемиды, который осеняет не только здания судебных присутствий, но и кабинеты судей, сотрудников правоохранительных органов. Он используется и в качестве эмблемы на документах, печатях, с соответствующим названием также существует национальная юридическая премия. Подобное «поклонение» Фемиде вряд ли имеет религиозную окраску - скорее это дань моде, традиция.
А ведь у славян существовал свой символ правосудия - бог Прове, длинноухость которого подчеркивала, что он слышит все, обломок камня в одной руке олицетворял преступление и обвинение, а копье - в другой -неотвратимость наказания, цепь на шее - последовательность в распутывании деяния. Дубовый столб, на котором стоял Прове, символизировал власть, а окружавшие его многоликие идолы взирали во все стороны за поступками людей. По понятным причинам бог Прове как языческий символ малопривлекателен и несравним по значению с древнегреческим образом, прижившимся в Европе.
Главными атрибутами Фемиды являются меч как символ возмездия, который держится правой рукой острием вверх, что указывает на «волю небес», высшую справедливость, а также на постоянную готовность его применения, весы как символ меры и справедливости, на которых взвешиваются добро и зло, вина и невиновность. Меч без весов есть голое насилие, весы без меча - бессилие права. Фемида - статная, достойная женщина, облеченная в мантию - торжественное, ритуальное одеяние, предназначенное для совершения в нем правосудия. Повязка на глазах богини символизирует беспристрастность: правосудие слепо в том смысле, что оно не взирает на имущественное и социальное положение тяжущихся, воздает лишь по праву. Чрезвычайно символичным является облик богини правосудия, статуя которой помещена над входом в здание Верховного Суда РФ. Наша Фемида оказалась без повязки на глазах, в связи с чем можно услышать возгласы: «завяжите глаза Фемиде!». Неспециалистам вряд ли известно, что изначально Фемида не имела повязки на глазах, которая впервые возникла у римской богини Юстиции, поэтому справедливее называть облеченную в мантию женщину с весами, мечом и повязкой именно Юстицией. Но, произошло смешение образов, и случай здесь сыграл злую шутку, возник повод для насмешек над российской Фемидой.
Сила любого символа в его многозначности - это относится и к образу российской Фемиды. Так, своеобразием понимания образа богини правосудия, можно объяснять природу такого правового института как наказания, понимал меч как эмблему потребностей материального существования, женскую фигуру с повязкой на глазах как эмблему потребностей чувственных, весы как эмблему потребностей интеллектуальных. Таким образом, в удовлетворении потребностей индивида или общества он видел факты материального существования, чувственной стороны человеческой природы, умственные, интеллектуальные. Образ Фемиды можно понимать специфически, с учетом современного состояния судебной власти. т. е. проблема заключается не столько в форме образа, возведенного на вершину российской судебной системы, сколько в содержании судебной деятельности. Да, богиня правосудия в России – это женщина в мантии, поскольку около 70 % судей женщины. Не завязанные глаза и весы как признак пристрастия: имущий побеждает неимущего, государство побеждает в споре с гражданином, в отношении обвиняемого в большинстве случаев выносится обвинительный приговор – перечень можно продолжать бесконечно, и, конечно, нельзя не учитывать психологические особенности «правосудия с женским лицом». Мздоимство в судах стало одним из самых мощных коррупционных рынков в России. Щит в руке российской Фемиды – защита представителей судебной власти от многочисленных жалобщиков и ходатаев, т.е. от простых, рядовых граждан. Помните, как сказал поэт, народ «… Стонет в каждом глухом городишке у подъездов судов и палат»? Спустя столетие народ продолжает стонать оттого, что в судах отказывают в принятии заявлений, дела разрешают долго, жалобы удовлетворяют редко, оправдывают мало. В утвержденной Постановлением Правительства РФ от 21.09.2006 г. № 583 (в ред. От 14.02.2008 г.) Федеральной целевой программе «Развитие судебной власти в России на 2007 - 2011 г. г.» торжественно констатируется, что «… в целях повышения доступности правосудия существенно увеличена численность судейского корпуса, значительно повышена оплата труда судей». И в конце с сожалением отмечается, что «…многие проблемы, связанные с деятельностью судебной системы разрешить не удалось». Что же предполагает новая программа? Как указано в ней она «… предполагает комплексное решение проблем обеспечения доступности, открытости и прозрачности правосудия, повышения доверия общества к правосудию и эффективности рассмотрения дел». Однако мероприятия по реализации этой грандиозной задачи при нескромном финансировании сводятся к информатизации судебной системы, созданию в районных судах структурных подразделений по приему заявлений граждан, проведению общественного мониторинга качества работы судов, введению в эксплуатацию новых зданий судов, с оснащением судов техническими средствами охраны и обеспечение судей, и работников судебной системы жильем. Недостает лишь самого главного – внимания к качеству судейских кадров. Можно ли изменить образ российской Фемиды, лишь обязав судей декларировать свои доходы и сообщать до начала слушания дела о всех неформальных обращениях по этому делу, как предлагают разработчики Программы с многообещающим названием? Ответ очевиден. И здесь мы также приходим к выводу: дело не в форме, а в содержании. На протяжении многих лет, в России идёт активная реформа судебной системы. Многое меняется на глазах и очень стремительно. Но начатые преобразования ведутся не верно, лично я предлагаю вывести из разряда уголовных множество статей. Те, кто совершил незначительные преступления, должны иметь шанс исправиться и начать всё с чистого листа, а также экономические преступления.
Закон и суд должен быть суров ко всем, кто сознательно пошел на тяжкое преступление, но гуманен к тем, кто оступился. Нужна гуманизация судебной системы, нельзя всех грести под одну гребёнку, это глупо и не профессионально. Ведь каждое второе уголовное дело, дошедшее до суда, связано с мелкими незначительными преступлениями. И от этой практики, по моему мнению, нужно отказываться. Посмотрите кто сидит в тюрьмах? Узбеки, Таджики и все те рабочие иностранцы, которых «кинули» на деньги работодатели, не заплатили зарплату и от голода они идут на мелкие кражи. Так что, надо из них делать профессиональных преступников? Пачками сажают сотрудников полиции и в целом силовиков. Но сажают не тех. «Рыба гниёт с головы». А семьи тем не менее разваливаются. И что получится из того или другого офицера, озлобленного на Российское правосудие? Ничего хорошего, профессиональный преступник и этого преступника вырастит государство. «Что посеешь то и пожнёшь».
Россияне, в том числе, совсем молодые попадают в места лишения свободы, в тюрьму. Пребывание там, сама судимость, как правило, негативно сказывается на их дальнейшей судьбе, и нередко приводит к последующим преступлениям и поэтому нашей Фемиде нужна декриминализации Уголовного кодекса и перевести преступления, не представляющие большой общественной опасности, в разряд административных правонарушений.
Качество следствия – еще один важный аспект правосудия. Следствие умышленно отделено от прокуратуры для его большей независимости. Но у надзирающего органа есть достаточно возможностей для контроля. У прокуратуры есть такие инструменты, как отмена постановления о возбуждении уголовного дела, отказ от утверждения обвинительного заключения или даже о поддержке обвинения в суде. Но за частую они не только не пользуются своим правом и справедливым законом, а наоборот, игнорируют Закон России и её Конституцию, чаще всего нарушают её сами или покрывают умышленно нарушителей в пагонах. Наглядный пример моё уголовное дело № 1-131\2012 Пушкинский районный суд г. Санкт-Петербурга, в дальнейшем судья Фомин В.Н. подозреваю, что по просьбе, по звонку прям в зале суда зам.ген.прокурора А.Гуцан, фальсифицировал и мой приговор, чему есть все юридические доказательства, но Верховный Суд даже не принял мою кассацию на рассмотрение, стандартно сославшись на какие-то не понятные для обывателя статьи. А таких как я сотни, тысячи. Надо активнее использовать то, что имеется, и только после этого мы сможем проанализировать, а что же происходит на практике. Кроме того, полагаю, что в ходе следствия по экономическим составам помещение под стражу нужно использовать, как крайнюю меру, а применять залог, подписку о невыезде, домашний арест, а не как меня арестовали по ст.159 через ст.30 приготовление к мошенничеству и до суда я просидел без одного доказательства, без заявлений потерпевших, без предметов преступлений, на голом обвинении, два с половиной года в двух тюрьмах и психушке. Подчеркну, роль правоохранительной и судебной системы состоит в том, чтобы оградить экономику, граждан от мошенничества и преступников и защитить права, собственность, достоинство всех, кто соблюдает закон, честно ведет свое дело.
Конвенция о защите прав человека и основоположных свобод в ч.1 ст. 6 устанавливает «Каждый имеет право на справедливое и публичное рассмотрение его дела на протяжении разумного срока независимым и беспристрастным судом, созданным согласно закону».
В Международном пакте о гражданских и политических правах от 16.12.96 г. установлено, что каждый имеет право «на основе полного равенства… быть судимым без неоправданной задержки» (п. «с» ч. 2 ст. 14). попытки прокуратуры найти и доставить (уже оформлен привод) потерпевших и свидетелей не являются «оправданной задержкой». При этом каждый арестованный или задержанный «имеет право на судебное разбирательство в течение разумного срока» (ч. 3 ст. 9). Международный свод принципов защиты всех лиц, подвергнутых задержанию или заключению в какой бы то ни было форме, принятый Генеральной Ассамблеей ООН 09.12.88 г., говорит о проведении судебных разбирательств в разумные сроки после ареста. Длительная неоправданная задержка процесса практически равнозначна отказу в правосудии. Правосудие должно быть скорым, ибо промедление есть вид отказа. В моём случае ряд Международных статей ООН, УК, УПК, Конституция России наглым образом была нарушена и следствием, и судом, а приговор грубо и не профессионально сфальсифицирован, что в этом даже школьник разберётся. И что нам Россиянам ждать от такой Фемиды?

Loading...Loading...