Размеры (ширина) дорожной разметки

(утв. Постановлением Госстандарта РФ от 30.03.99 N 103)

Редакция от 30.03.1999 — Действует

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОРГАНИЗАЦИИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ. РАЗМЕТКА ДОРОЖНАЯ. ТИПЫ И ОСНОВНЫЕ ПАРАМЕТРЫ.
ОБЩИЕ ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ

Traffic control devices. Road markings. Types and basic parameters. General technical requirements

ГОСТ Р 51256-99

Принят
Постановлением Госстандарта РФ
от 30 марта 1999 г. N 103

Дата введения 2000-01-01
Введен впервые

1. Область применения

Настоящий стандарт устанавливает форму, цвет, размеры и технические требования к разметке строящихся и эксплуатируемых улиц и дорог (далее - дорог) независимо от их ведомственной принадлежности.

2. Нормативные ссылки

ГОСТ 9.403-80 Единая система защиты от коррозии и старения. Покрытия лакокрасочные. Методы испытаний на стойкость к статическому воздействию жидкостей

ГОСТ 7721-89 Источники света для измерений цвета. Типы. Технические требования. Маркировка

ГОСТ 10807-78 Знаки дорожные. Общие технические условия

ГОСТ 19007-73 Материалы лакокрасочные. Метод определения времени и степени высыхания

ГОСТ 23457-86 Технические средства организации дорожного движения. Правила применения

ГОСТ Р 50970-96 Технические средства организации дорожного движения. Столбики сигнальные дорожные. Общие технические требования. Правила применения

ГОСТ Р 50971-96 Технические средства организации дорожного движения. Световозвращатели дорожные. Общие технические требования. Правила применения

3. Типы и основные параметры

3.1 Разметкой следует считать линии, надписи и другие обозначения, применяемые самостоятельно, в сочетании с дорожными знаками или светофорами, на проезжей части дорог с усовершенствованным покрытием, бордюрах, элементах дорожных сооружений и обстановки дорог.

3.2 Установлено две группы разметки: горизонтальная и вертикальная. Каждому виду разметки присвоен номер, состоящий из цифр, означающих: первое число - номер группы, к которой принадлежит разметка (1 - горизонтальная, 2 - вертикальная); второе - порядковый номер разметки в группе; третье - разновидность разметки.

3.3 Номера, форма, цвет, размеры и назначение каждого типа разметки приведены в приложении А (таблицы А.1 и А.2). Размеры стрел, букв и цифр приведены в приложении Б (рисунки Б.1- Б.9).

3.4 Горизонтальная разметка может быть постоянной или временной. Функции временной дорожной разметки ограничиваются продолжительностью дорожных работ или событий, потребовавших ее введения.

Временная дорожная разметка, кроме 1.4, 1.10, 1.17, должна быть оранжевого цвета и выполняться материалами, допускающими ее быстрое устранение. При ее нанесении устранение постоянной разметки не обязательно.

3.5 Правила применения линий дорожной разметки даны в ГОСТ 23457.

4. Общие технические требования

4.1 Разметка может выполняться различными материалами (краской, термопластиком, холодным пластиком, полимерными лентами, штучными формами, световозвращателями и т.п.), соответствующими приведенным ниже техническим требованиям.

4.2 При нанесении линий разметки их отклонение от проектного положения не должно превышать 5 см.

Отклонение размеров линий разметки от установленных настоящим стандартом не должно превышать:

1 см - по ширине линии;

5 см - по длине штрихов и разрывов.

4.3 Разметка не должна выступать над проезжей частью более чем на 6 мм.

Световозвращатели (катафоты), используемые для оптической ориентации водителя в сочетании с линиями горизонтальной разметки или самостоятельно, не должны возвышаться более чем на 20 мм над проезжей частью.

4.4 Время отверждения разметки из пластичных разметочных материалов после их нанесения на покрытие не должно превышать 20 мин, а высыхания лакокрасочных материалов до степени 3 по ГОСТ 19007 - 30 мин при температуре (20+-5)°С и относительной влажности (65+-10)%.

4.5 Коэффициент сцепления горизонтальной разметки в любой период эксплуатации не должен отличаться более чем на 25% от значения коэффициента сцепления покрытия, на котором эта разметка нанесена.

4.6 Разметка, выполненная термопластиком, холодным пластиком или другими подобными материалами, должна обладать функциональной долговечностью не менее одного года, а лакокрасочными материалами - не менее 6 мес.

Функциональная долговечность разметки определяется периодом, в течение которого разметка отвечает требованиям настоящего стандарта, и на любом контрольном участке протяженностью 50 м разрушение разметки из термопластика или других долговечных материалов, кроме красок, не превышает 25%, а износ разметки из краски не превышает 50% ее площади.

4.7 При нанесении разметки по измененной схеме не должно оставаться видимых следов старой разметки.

4.8 Пластичные разметочные материалы должны иметь стойкость к статическому воздействию воды при температуре (20+-2)°С и насыщенного раствора хлористого натрия при температуре (0+-2)°С не менее 72 ч, лакокрасочные материалы - не менее 48 ч.

4.9 Координаты цветности х и у дорожной разметки, нанесенной на покрытие проезжей части дорог, определяемые в колориметрической системе МКО 1931 г. при источнике света D и геометрии измерения 45°/0° (см. рисунок В.1), должны соответствовать указанным в приложении В (таблице В.1).

4.10 Разметка автомобильных дорог, кроме дорог 4-й категории, должна выполняться с применением световозвращающих материалов.

На участках дорог, не имеющих искусственного освещения, белые полосы разметки 2.1-2.3 должны быть выполнены из световозвращающего материала (кроме тумб с внутренней подсветкой), а ограждающие и направляющие устройства, обозначенные разметкой 2.4-2.6, должны иметь световозвращающие элементы.

Типы световозвращающих элементов, их размеры и правила установки должны соответствовать требованиям ГОСТ Р 50970 и ГОСТ Р 50971.

4.11 Световозвращающие элементы, применяемые совместно с разметкой 2.4-2.6 или без разметки на оцинкованных поверхностях дорожных ограждений, расположенные справа от проезжей части по направлению движения, должны быть красного цвета, а слева - белого или желтого цвета.

4.12 Коэффициент яркости дорожной разметки должен соответствовать значениям, указанным в приложении В (таблица В.2), с учетом характеристики дороги.

4.13 Коэффициент световозвращения дорожной разметки должен соответствовать значениям, указанным в приложении В (таблицы В.3, В.4), с учетом характеристики дороги.

4.14 Указанные в пунктах 4.12 и 4.13 требования к коэффициенту яркости и коэффициенту световозвращения дорожной разметки должны сохраняться:

Для разметки из лакокрасочных материалов - в течение первых 3 мес эксплуатации;

Для разметки из термопластика, холодного пластика и других долговечных материалов - в течение первых 6 мес эксплуатации.

При дальнейшей эксплуатации дорожной разметки допускается снижение значений коэффициентов яркости и световозвращения, приведенных в приложении В, не более чем на 25%.

5. Общие требования к методам контроля

5.1 Контроль свето- и цветотехнических характеристик следует проводить при температуре воздуха (20+-2)°С, относительной влажности 45-80% и атмосферном давлении 84-107 кПа (630-800 мм рт.ст.).

5.2 Измерения координат цветности х, у и коэффициента яркости дорожной разметки проводят в соответствии с методикой, изложенной в разделе Г.1 (приложение Г).

Допускается контроль цвета дорожной разметки проводить методом визуального сравнения с эталонными образцами, утвержденными в установленном порядке, при дневном рассеянном свете и наблюдении в направлении, перпендикулярном поверхности разметки.

5.3 Измерение коэффициента световозвращения для условий темного времени суток при освещении фарами автомобиля и сухом покрытии проводят в соответствии с методикой, изложенной в разделе Г.2 (приложение Г).

Измерение коэффициента световозвращения для условий темного времени суток при освещении фарами автомобиля для влажной разметки и при дожде проводят в соответствии с методиками, изложенными в разделах Г.3 и Г.4 (приложение Г).

5.4 Измерение коэффициента сцепления дорожной разметки проводят в соответствии с методикой, изложенной в разделе Г.5 (приложение Г).

5.5 Измерение времени отверждения разметки после ее нанесения на покрытие осуществляют по ГОСТ 19007.

5.6 Испытание разметки на стойкость к статическому воздействию воды и насыщенного раствора хлористого натрия осуществляют по ГОСТ 9.403.

Приложение А
(обязательное)

ФОРМА, ЦВЕТ, РАЗМЕРЫ ДОРОЖНОЙ РАЗМЕТКИ

Таблица А.1

1.1 Назначение: Разделение транспортных потоков противоположных направлений. Обозначение полос движения. Обозначение границ участков проезжей части, на которые въезд запрещен. Обозначение границ мест стоянки транспортных средств

Рис.1.1 Форма, цвет, размеры дорожной разметки

1.2.1 Назначение: Обозначение края проезжей части

Рис.1.2.1 Форма, цвет, размеры дорожной разметки

1.2.2 Назначение: Обозначение края проезжей части на двухполосных дорогах

Рис.1.2.2 Форма, цвет, размеры дорожной разметки

1.3 Назначение: Разделение транспортных потоков противоположных направлений

Рис. 1.3 Форма, цвет, размеры дорожной разметки

1.4 Назначение: Обозначение мест, где запрещена остановка транспортных средств

Рис. 1.4 Форма, цвет, размеры дорожной разметки

1.5 Назначение: Разделение транспортных потоков противоположных направлений. Обозначение полос движения

Рис. 1.5 Форма, цвет, размеры дорожной разметки

1.6 Назначение: Обозначение приближения к сплошной линии продольной разметки

Рис. 1.6 Форма, цвет, размеры дорожной разметки

1.7 Назначение: Обозначение полос движения в пределах перекрестка

Рис. 1.7 Форма, цвет, размеры дорожной разметки

1.8 Назначение: Обозначение границы между полосой разгона или торможения и основной полосой проезжей части

Рис. 1.8 Форма, цвет, размеры дорожной разметки

1.9 Назначение: Обозначение границ полос движения, на которых осуществляется реверсивное регулирование. Разделение транспортных потоков противоположных направлений на дорогах, где осуществляется реверсивное регулирование (при выключенных реверсивных светофорах)

Рис. 1.9 Форма, цвет, размеры дорожной разметки

1.10 Назначение: Обозначение мест, где запрещена стоянка транспортных средств

Рис. 1.10 Форма, цвет, размеры дорожной разметки

1.11 Назначение: разделение транспортных потоков противоположных или попутных направлений в местах, где необходимо ограничить маневрирование на проезжей части. Обозначение мест, где необходимо разрешить движение только со стороны прерывистой линии (в местах разворота, въезда и выезда со стояночных площадок, АЗС, остановочных пунктов маршрутных транспортных средств и т.п.)

Рис. 1.11 Форма, цвет, размеры дорожной разметки

1.12 Назначение: Обозначение места остановки транспортных средств - стоп-линия

Рис. 1.12 Форма, цвет, размеры дорожной разметки

1.13 Назначение: Обозначение места, где водитель обязан уступить дорогу

Рис.1.13 Форма, цвет, размеры дорожной разметки

1.14.1 Назначение: Обозначение пешеходного перехода при 6,00 больше или равно Р больше или равно 4,00

Рис. 1.14.1 Форма, цвет, размеры дорожной разметки

1.14.2 Назначение: Обозначение пешеходного перехода при Р > 6,00 (см. рисунок Б.1)

Рис.1.14.2 Форма, цвет, размеры дорожной разметки

1.15 Назначение: Обозначение переезда для велосипедистов

Рис. 1.15 Форма, цвет, размеры дорожной разметки

1.16.1 Назначение: Обозначение островков, разделяющих транспортные потоки противоположных направлений

Рис.1.16.1 Форма, цвет, размеры дорожной разметки

1.16.2 Назначение: Обозначение островков, разделяющих транспортные потоки одного направления

Рис. 1.16.2 Форма, цвет, размеры дорожной разметки

1.16.3 Назначение: Обозначение островков в местах слияния транспортных потоков

Рис. 1.16.3 Форма, цвет, размеры дорожной разметки

1.17 Назначение: Обозначение остановок маршрутных транспортных средств и стоянок автомобилей такси

Рис. 1.17 Форма, цвет, размеры дорожной разметки

1.18 Назначение: Обозначение направлений движения по полосам (см. рисунок Б.2)

Рис. 1.18 Форма, цвет, размеры дорожной разметки

1.19 Назначение: Обозначение приближения к сужению проезжей части или к сплошной линии продольной разметки 1.1 (см. рисунок Б.3)

Рис. 1.19 Форма, цвет, размеры дорожной разметки

1.20 Назначение: Обозначение приближения к поперечной линии разметки 1.13 (см. рисунок Б.4)

Рис. 1.20 Форма, цвет, размеры дорожной разметки

1.21 Назначение: Обозначение приближения к поперечной линии разметки 1.12 (см. рисунок Б.5)

Рис. 1.21 Форма, цвет, размеры дорожной разметки

1.22 Назначение: Обозначение номера дороги (см. рисунок Б.6 - Б.8)

Рис. 1.22 Форма, цвет, размеры дорожной разметки

1.23 Назначение: Обозначение полосы проезжей части, предназначенной исключительно для движения маршрутных транспортных средств (автобусы, троллейбусы) (см. рисунок Б.9)

Рис. 1.23 Форма, цвет, размеры дорожной разметки

1.24.1 Назначение: Дублирование предупреждающих дорожных знаков*

Рис. 1.24.1 Форма, цвет, размеры дорожной разметки

1.24.2 Назначение: Дублирование запрещающих дорожных знаков

Рис. 1.24.2 Форма, цвет, размеры дорожной разметки

1.24.3 Назначение: Дублирование дорожного знака "Инвалиды"

Рис. 1.24.3 Форма, цвет, размеры дорожной разметки

1.25 Назначение: Обозначение искусственных неровностей

Рис. 1.25 Форма, цвет, размеры дорожной разметки

Таблица А.2

2.1.1 - 2.1.3 Назначение: Обозначение вертикальных поверхностей дорожных сооружений (опор мостов, путепроводов, торцевых частей парапетов и т.п.):

2.1.1 - слева от проезжей части;

2.1.2 - на проезжей части;

2.1.3 - справа от проезжей части данного направления движения

Рис. 2.1.1 - 2.1.3 Форма, цвет, размеры дорожной разметки

2.2 Назначение: Обозначение нижнего края пролетного строения путепроводов, мостов, тоннелей

Рис. 2.2 Форма, цвет, размеры дорожной разметки

2.3 Назначение: Обозначение круглых тумб на островках безопасности

Рис. 2.3 Форма, цвет, размеры дорожной разметки

2.4 Назначение: Обозначение сигнальных столбиков, надолб, опор тросовых ограждений и т.п.

Рис. 2.4 Форма, цвет, размеры дорожной разметки

2.5 Назначение: Обозначение боковых поверхностей ограждений дорог на опасных участках

Рис. 2.5 Форма, цвет, размеры дорожной разметки

2.6 Назначение: Обозначение боковых поверхностей ограждений дорог

Рис. 2.6 Форма, цвет, размеры дорожной разметки

2.7 Назначение: Обозначение бордюра на опасных участках и боковых поверхностей возвышающихся островков безопасности

Рис. 2.7 Форма, цвет, размеры дорожной разметки

<*> Изображения символов знаков должны соответствовать приведенным в ГОСТ 10807 , увеличенным до необходимого размера.

Приложение Б
(обязательное)

ФОРМА И РАЗМЕРЫ СТРЕЛ, БУКВ И ЦИФР (В МЕТРАХ)

Рис. Б.1. Форма и размеры стрел, букв и цифр (в метрах)

Размеры в метрах

Рис. Б.2. Форма и размеры стрел, букв и цифр (в метрах)

Рис. Б.3. Форма и размеры стрел, букв и цифр (в метрах)

Рис. Б.4. Форма и размеры стрел, букв и цифр (в метрах)

Рис. Б.5. Форма и размеры стрел, букв и цифр (в метрах)

Рис. Б.6. Форма и размеры стрел, букв и цифр (в метрах)

Рис. Б.7. Форма и размеры стрел, букв и цифр (в метрах)

Рис. Б.8. Форма и размеры стрел, букв и цифр (в метрах)

Рис. Б.9. Форма и размеры стрел, букв и цифр (в метрах)

Приложение В
(обязательное)

ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К РАЗМЕТКЕ

Рис. В.1. График цветовых областей для дорожной разметки (МКО, 1931)

Таблица В.1

Цвет Обозначение координат Координаты угловых точек цветовых областей дорожной разметки
1 2 3 4
Белый х 0,355 0,305 0,285 0,335
у 0,355 0,305 0,325 0,375
Желтый х 0,443 0,545 0,465 0,389
у 0,399 0,455 0,535 0,431
Оранжевый х 0,506 0,570 0,610 0,585
у 0,404 0,429 0,390 0,375
Черный х 0,260 0,345 0,385 0,300
у 0,310 0,395 0,355 0,270

Таблица В.2

Цвет Тип покрытия Характеристика дороги Коэффициент яркости дорожной разметки b_v,%, не менее
Белый Асфальтобетон 60
45
30
Не нормируется
Цементобетон Дороги I категории, магистральные улицы непрерывного движения 60
Дороги II категории, магистральные улицы 50
Дороги III категории, улицы местного значения 40
Дороги IV категории, местные проезды Не нормируется
Желтый Асфальтобетон или цементобетон Дороги I категории, магистральные улицы непрерывного движения 40
Дороги II категории, магистральные улицы 30
Дороги III категории, улицы местного значения 20
Дороги IV категории, местные проезды Не нормируется
Оранжевый Дороги I категории, магистральные улицы непрерывного движения 30
Дороги II категории, магистральные улицы 20
Дороги III категории, улицы местного значения 15
Дороги IV категории, местные проезды Не нормируется

Примечание - Для вертикальной разметки черного цвета величина коэффициента яркости не нормируется.

Таблица В.3

Цвет Характеристика дороги Коэффициент световозвращения дорожной разметки для условий темного времени суток R_L при сухом покрытии, мк x лк(-1) x м(-2), не менее
Белый Дороги I категории, магистральные улицы непрерывного движения 300
Дороги II категории, магистральные улицы 200
Дороги III категории, улицы местного значения 100
Дороги IV категории, местные проезды Не нормируется
Желтый Дороги I категории, магистральные улицы непрерывного движения 200
Дороги II категории, магистральные улицы 150
Дороги III категории, улицы местного значения 80
Дороги IV категории, местные проезды Не нормируется
Оранжевый Дороги I категории, магистральные улицы непрерывного движения 150
Дороги II категории, магистральные улицы 100
Дороги III категории, улицы местного значения 50
Дороги IV категории, местные проезды Не нормируется

Примечание - Для вертикальной разметки черного цвета величина коэффициента световозвращения не нормируется.

Дороги II категории, магистральные улицы 35 Дороги III категории, улицы местного значения 25 Дороги IV категории, местные проезды Не нормируется Желтый Дороги I категории, магистральные улицы непрерывного движения 40 Дороги II категории, магистральные улицы 25 Дороги III категории, улицы местного значения 15 Дороги IV категории, местные проезды Не нормируется Оранжевый Дороги I категории, магистральные улицы непрерывного движения 35 Дороги II категории, магистральные улицы 20 Дороги III категории, улицы местного значения 10 Дороги IV категории, местные проезды Не нормируется

Примечание - Для вертикальной разметки черного цвета величина коэффициента световозвращения не нормируется.

Приложение Г
(обязательное)

МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ ДОРОЖНОЙ РАЗМЕТКИ

Г.1 Методика измерения координат цветности и коэффициента яркости дорожной разметки

Г.1.1 Координаты цветности х и у и коэффициент яркости b_v разметки измеряют при спектральном распределении излучения стандартного источника света D65 по ГОСТ 7721.

Г.1.2 Измерение проводят при геометрии 45°/0°, когда источник света 3 расположен под углом 45°, а фотоприемник измерительного прибора 1 - перпендикулярно к поверхности 2 разметки (рисунок Г.1).

Г.1.3 Площадь поверхности дорожной разметки, на которой проводят измерение, должна быть не менее 5 см2.

Г.1.4. Измерения должны проводиться не менее чем на трех образцах. Окончательным результатом измерения является среднее значение.

Г.1.5 При помощи измерительного прибора определяют координаты цвета X, Y, Z исследуемого образца дорожной разметки и вычисляют координаты цветности по формулам:

X + Y + Z

Коэффициент яркости b_v дорожной разметки определяют координатой цвета Y. Он численно равен координате цвета Y, выраженной в процентах.

Возможно непосредственное измерение координат цветности при помощи колориметра.

Г.2 Методика измерения коэффициента световозвращения для условий темного времени суток при освещении фарами автомобиля и сухом покрытии

Г.2.1 Условия проведения измерения должны моделировать видимость разметки из автомобиля при ее освещении светом фар на расстоянии 30 м, при этом уровень расположения глаз водителя над дорожным покрытием должен быть равен 1,2 м.

Г.2.2 Коэффициент световозвращения разметки R_L, мкд x лк(-1) x м(-2), рассчитывают по формуле

R_L = L/E_L , (Г.3)

где L - яркость измеряемой поверхности образца дорожной разметки в условиях освещения и наблюдения, показанных на рисунке Г.2, мкд x м(-2);

Е_L - освещенность измеряемой поверхности образца дорожной разметки в плоскости, перпендикулярной направлению падающего света, лк.

Г.2.3 Фотоприемник и источник света должны находиться в одной плоскости, перпендикулярной поверхности разметки. Угол наблюдения альфа составляет 0,95°.

Угол между направлением освещения и поверхностью дорожной разметки эпсилон составляет 1,34° (рисунок Г.2)

Г.2.4 При измерениях следует использовать источник направленного света типа А [Т_цв = (2856+-50) К].

Г.2.5 Апертура измерительных устройств не должна превышать 0,33°.

Г.2.6 Измеряемая поверхность дорожной разметки должна быть не менее 50 см2. Вся поверхность измерения дорожной разметки должна иметь равномерную освещенность.

Г.3 Методика измерения коэффициента световозвращения для условий темного времени суток при освещении фарами автомобиля и влажном покрытии

Г.3.1 Методика измерения коэффициента световозвращения разметки аналогична изложенной в разделе Г.2.

Г.3.2 При проведении измерений в сухую погоду необходимо вылить с высоты 0,5 м на поверхность дороги горизонтального участка в зоне измерения около 10 л чистой воды. Через 1 мин должно быть проведено измерение величин L и Е для расчета величины R_L.

Г.4 Методика измерения коэффициента световозвращения для условий темного времени суток при освещении фарами автомобиля и дожде

Г.4.1 Методика измерения коэффициента световозвращения аналогична изложенной в разделе Г.3.

Г.4.2 При проведении измерений в сухую погоду необходимо при помощи специальной дождевальной установки (рисунок Г.3) имитировать дождь без тумана и испарений интенсивностью (20+-2) мм/ч на поверхности в два раза шире разметки, но не менее 0,3 м и на 25% длиннее, чем измеряемая поверхность разметки.

Г.4.3 Измерение величин L и Е для расчета величины R_L должно быть проведено через 5 мин после начала имитации дождя.

Г. 5 Методика измерения коэффициента сцепления колеса с дорожной разметкой

Г.5.1 Коэффициент сцепления следует измерять прибором ПКРС-2, ППК-МАДИ-ВНИИБД или другими приборами, показания которых приведены к показаниям ПКРС-2.

Г.5.2 Измеряемая поверхность дорожной разметки должна быть увлажнена, а при необходимости предварительно очищена.

Г.5.3 Измерение необходимо повторить не менее пяти раз. Когда измеряемые величины коэффициента сцепления не будут отличаться друг от друга более чем на 0,03, вычисляют среднее по результатам измерений, которое и будет искомой величиной. В ином случае измерение следует повторять до тех пор, пока три полученных величины не будут отличаться более чем на 0,03.

Скачать документ

ГОСТ Р 51256-99

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА
ОРГАНИЗАЦИИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ


1. РАЗРАБОТАН Государственным предприятием «РОСДОРНИИ» (ГП «РОСДОРНИИ») совместно с Научно-исследовательским центром Государственной инспекции безопасности дорожного движения (НИЦ ГИБДД) МВД России.

ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 278 «Безопасность дорожного движения»

2. ПРИНЯТ И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ постановлением Государственного комитета Российской Федерации по стандартизации и метрологии от 30 марта 1999 г. № 103

3. Стандарт соответствует требованиям Конвенции о дорожных знаках и сигналах (Вена 1968 г.) с учетом поправки 1 (1995 г.) и Протоколу о разметке дорог (1973 г.) к Европейскому соглашению (1971 г), дополняющему эту Конвенцию.

4. ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ


ГОСТ 9.403-80 Покрытия лакокрасочные. Методы испытаний на стойкость к статическому воздействию жидкостей.

ГОСТ 7721-89 Источники света для измерений цвета. Типы. Технические требования. Маркировка.

ГОСТ 10807-78 Знаки дорожные. Общие технические условия.

ГОСТ 19007-73 Материалы лакокрасочные. Метод определения времени и степени высыхания.


ГОСТ 23457-86 Технические средства организации дорожного движения. Правила применения.

ГОСТ Р 50970-96 Технические средства организации дорожного движения. Столбики сигнальные дорожные. Общие технические требования. Правила применения.

ГОСТ Р 50971-96 Технические средства организации дорожного движения. Световозвращатели дорожные. Общие технические требования. Правила применения.

3. Типы и основные параметры

3.1 Разметкой следует считать линии, надписи и другие обозначения, применяемые самостоятельно, в сочетании с дорожными знаками или светофорами, на проезжей части дорог с усовершенствованным покрытием, бордюрах, элементах дорожных сооружений и обстановки дорог.


3.2 Установлено две группы разметки горизонтальная и вертикальная. Каждому виду разметки присвоен номер, состоящий из цифр, означающих первое число - номер группы, к которой принадлежит разметка (1 - горизонтальная, 2 - вертикальная), второе - порядковый номер разметки в группе, третье - разновидность разметки.

3.3 Номера, форма, цвет, размеры и назначение каждого типа разметки приведены в приложении А (таблицы А1 и А2). Размеры стрел, букв и цифр приведены в приложении Б (рисунки Б1 - Б9).

3.4 Горизонтальная разметка может быть постоянной или временной. Функции временной дорожной разметки ограничиваются продолжительностью дорожных работ или событий, потребовавших ее введения.

Временная дорожная разметка, кроме 1.4, 1.10, 1.17, должна быть оранжевого цвета и выполнятся материалами, допускающими ее быстрое устранение. При ее нанесении устранение постоянной разметки не обязательно.

3.5 Правила применения линий дорожной разметки даны в ГОСТ 23457.


4. Общие технические требования

4.1 Разметка может выполняться различными материалами (краской, термопластиком, холодным пластиком, полимерными лентами, штучными формами, световозвращателями и т.п.), соответствующими приведенным ниже техническим требованиям.

4.2 При нанесении линий разметки их отклонение от проектного положения не должно превышать 5 см.

Отклонение размеров линий разметки от установленных настоящим стандартом не должно превышать:

1 см - по ширине линии;

5 см - по длине штрихов и разрывов.

4.3 Разметка не должна выступать над проезжей частью более чем на 6 мм.

Световозвращатели (катафоты), используемые для оптической ориентации водителя в сочетании с линиями горизонтальной разметки или самостоятельно, не должны возвышаться более чем на 15 мм над проезжей частью.

4.4 Время отверждения разметки из пластичных разметочных материалов после их нанесения на покрытие не должно превышать 20 мин, а высыхания лакокрасочных материалов до степени 3 по ГОСТ 19007 - 30 мин, при температуре (20 ± 5) °С и относительной влажности (65 ± 10) %.

4.5 Коэффициент сцепления горизонтальной разметки в любой период эксплуатации не должен отличаться более чем на 25 % от значения коэффициента сцепления покрытия, на котором эта разметка нанесена.

4.6 Разметка, выполненная термопластиком, холодным пластиком или другими подобными материалами, должна обладать функциональной долговечностью не менее одного года, а лакокрасочными материалами - не менее 6 мес.

Функциональная долговечность разметки определяется периодом, в течение которого разметка отвечает требованиям настоящего стандарта, и на любом контрольном участке протяженностью 50 м разрушение разметки из термопластика или других долговечных материалов, кроме красок, не превышает 25 %, а износ разметки из краски не превышает 50 % ее площади.

4.7 При нанесении разметки по измененной схеме не должно оставаться видимых следов старой разметки.

4.8 Пластичные разметочные материалы должны иметь стойкость к статическому воздействию воды при температуре (20 ± 2) °С и насыщенного раствора хлористого натрия при температуре (0 ± 2) °С не менее 72 ч, лакокрасочные материалы - не менее 48 ч.

4.9 Координаты цветности х и у дорожной разметки, нанесенной на покрытие проезжей части дорог, определяемые в колориметрической системе МКО 1931 г. при источнике света D и геометрии измерения 45°/0° (см рисунок В.1), должны соответствовать указанным в приложении В (таблице В.1).

4.10 Разметка автомобильных дорог, кроме дорог 4-й категории, должна выполняться с применением световозвращающих материалов.

На участках дорог, не имеющих искусственного освещения, белые полосы разметки 2.1 - 2.3 должны быть выполнены из световозвращающего материала (кроме тумб с внутренней подсветкой), а ограждающие и направляющие устройства, обозначенные разметкой 2.4 - 2.6, должны иметь световозвращающие элементы.

Типы световозвращающих элементов, их размеры и правила установки должны соответствовать требованиям ГОСТ Р 50970 и ГОСТ Р 50971.

4.11 Световозвращающие элементы, применяемые совместно с разметкой 2.4 - 2.6 или без разметки на оцинкованных поверхностях дорожных ограждений, расположенные справа от проезжей части по направлению движения, должны быть красного цвета, а слева - белого или желтого цвета.

4.12 Коэффициент яркости дорожной разметки должен соответствовать значениям, указанным в приложении В (таблица В.2), с учетом характеристики дороги.

4.13 Коэффициент световозвращения дорожной разметки должен соответствовать значениям, указанным в приложении В (таблицы В.3, В.4), с учетом характеристики дороги.

4.14 Указанные в пунктах 4.12 и 4.13 требования к коэффициенту яркости и коэффициенту световозвращения дорожной разметки должны сохраняться:

Для разметки из лакокрасочных материалов - в течение первых 3 мес. эксплуатации;

Для разметки из термопластика, холодного пластикаи других долговечных материалов - в течение первых 6 мес. эксплуатации.

При дальнейшей эксплуатации дорожной разметки допускается снижение значений коэффициентов яркости и световозвращения, приведенных в приложении В, не более чем на 25 %.

5 Общие требования к методам контроля

5.1 Контроль свето- и цветотехнических характеристик следует проводить при температуре воздуха (20 ± 2) °С, относительной влажности 45 - 80 % и атмосферном давлении 84 - 107 кПа (630 - 800 мм рт. ст.).

5.2 Измерения координат цветности х , у и коэффициента яркости дорожной разметки проводят в соответствии с методикой, изложенной в разделе Г.1 (приложение Г). Допускается контроль цвета дорожной разметки проводить методом визуального сравнения с эталонными образцами, утвержденными в установленном порядке, при дневном рассеянном свете и наблюдении в направлении, перпендикулярном поверхности разметки.

5.3 Измерение коэффициента световозвращения для условий темного времени суток при освещении фарами автомобиля и сухом покрытии проводят в соответствии с методикой, изложенной в разделе Г.2 (приложение Г).

Измерение коэффициента световозвращения для условий темного времени суток при освещении фарами автомобиля для влажной разметки и при дожде проводят в соответствии с методиками, изложенными в разделах Г.3 и Г.4 (приложение Г).

5.4 Измерение коэффициента сцепления дорожной разметки проводят в соответствии с методикой, изложенной в разделе Г.5 (приложение Г).

5.5 Измерение времени отверждения разметки после ее нанесения на покрытие осуществляют по ГОСТ 19007.

5.6 Испытание разметки на стойкость к статическому воздействию воды и насыщенного раствора хлористого натрия осуществляют по ГОСТ 9.403

Приложение А

(обязательное)

Форма, цвет, размеры дорожной разметки

Таблица А.1

Форма, цвет, размеры в м

Назначение

Обозначение полос движения.

Обозначение границ участков проезжей части, на которые въезд запрещен.

Обозначение границ мест стоянки транспортных средств

Обозначение края проезжей части

v ? 60 км/ч, l 1 = 1,00 l 2 = 2,00;

v > 60 км/ч, l 1 = 2,00, l 2 = 4,00;

l 1:l 2 = 1:2.

v - скорость движения*

Обозначение края проезжей части на двухполосных дорогах

Разделение транспортных потоков противоположных направлений

Обозначение мест, где запрещена остановка транспортных средств

v ? 60 км/ч, l 1 = 1,00 - 3,00, l 2 = 3,00 - 9,00;

v > 60 км/ч, l 1 = 3,00 - 4,00, l 2 = 9,00 - 12,00.

l 1:l 2 = 1:3

Разделение транспортных потоков противоположных направлений.

Обозначение полос движения

v ? 60 км/ч, l 1 = 3,00 - 6,00, l 2 = 1,00 - 2,00;

v > 60 км/ч, l 1 = 6,00 - 9,00, l 2 = 2,00 - 3,00.

l 1:l 2 = 3:1

Обозначение приближения к сплошной линии продольной разметки

Обозначение полос движения в пределах перекрестка

P = 0,4 - на автомагистралях

Р = 0,2 - на прочих дорогах

Обозначение границы между полосой разгона или торможения и основной полосой проезжей части

v ? 60 км/ч, l 1 = 3,00 - 6,00, l 2 = 1,00 - 2,00;

v > 60 км/ч, l 1 = 6,00 - 9,00, l 2 = 2,00 - 3,00.

l 1:l 2 = 3:1

Обозначение границ полос движения, на которых осуществляете» реверсивное регулирование.

Разделение транспортных потоков противоположных направлений на дорогах, где осуществляется реверсивное регулирование (при выключенных реверсивных светофорах)

Обозначение мест, где запрещена стоянка транспортных средств

В местах разворота, въезда и выезда с прилегающей территории l 1 = 0,9, l 2 = 0,3

v ? 60 км/ч, l 1 = 3,00 - 6,00, l 2 = 1,00 - 2,00;

v > 60 км/ч, l 1 = 6,00 - 9,00, l 2 = 2,00 - 3,00;

l 1:l 2 = 3:1

Разделение транспортных потоков противоположных или попутных направлений в местах, где необходимо ограничить маневрирование на проезжей части.

Обозначение мест, где необходимо разрешить движение только со стороны прерывистой линии (в местах разворота, въезда и выезда со стояночных площадок, АЗС, остановочных пунктов маршрутных транспортных средств и т.п.)

Обозначение места остановки транспортных средств - стоп-линия

Обозначение места, где водитель обязан уступить дорогу

Обозначение пешеходного перехода при 6,00 ? Р? 4,00

Обозначение пешеходного перехода при Р > 6,00 (см. рисунок Б.1)

Обозначение переезда для велосипедистов

Обозначение островков, разделяющих транспортные потоки противоположных направлений

Обозначение островков, разделяющих транспортные потоки одного направления

Обозначение островков в местах слияния транспортных потоков

Обозначение остановок маршрутных транспортных средств и стоянок автомобилей такси

Обозначение направлений движения по полосам (см. рисунок Б.2)

Обозначение приближения к сужению проезжей части или к сплошной линии продольной разметки 1.1 (см. рисунок Б.3)

Обозначение приближения к поперечной линии разметки 1.13 (см. рисунок Б.4)

Обозначение приближения к поперечной линии разметки 1.12 (см. рисунок Б.5)

Обозначение номера дороги (см. рисунки Б.6 - Б.8)

Обозначение полосы проезжей части предназначенной исключительно для движения маршрутных транспортных средств (автобусы, троллейбусы) (см. рисунок Б.9)

Дублирование предупреждающих дорожных знаков*

* Изображения символов знаков должны соответствовать приведенным в ГОСТ 10807, увеличенным до необходимого размера

Дублирование запрещающих дорожных знаков

Дублирование дорожного знака «Инвалиды»

Обозначение искусственных неровностей

ТаблицаА.2

Форма, цвет, размеры в м

Назначение

Н < 2,00, В? 0,30, а = 0,10;

Н < 2,00, В > 0,30, а = 0,15;

Н? 2,00, В > 0,30, а = 0,20

Обозначение вертикальных поверхностей дорожных сооружений (опор мостов, путепроводов, торцевых частей парапетов и т.п.).

2.1.1 - слева от проезжей части;

2.1.2 - на проезжей части;

2.1.3 - справа от проезжей части данного направления движения

Обозначение нижнего края пролетного строения путепроводов, мостов, тоннелей

В? 0,30, а = 0,10;

В > 0,30, а = 0,15

Обозначение круглых тумб на островках безопасности

Обозначение сигнальных столбиков, надолб, опор тросовых ограждений и т.п.

Обозначение боковых поверхностей ограждений дорог на опасных участках

Обозначение боковых поверхностей ограждений дорог

l 1 = 0,20 - 1,00;

l 2 = 0,40 - 2,00;

l 1:l 2 = 1:2

Обозначение бордюра на опасных участках и боковых поверхностей возвышающихся островков безопасности

Приложение Б

(обязательное)

Форма и размеры стрел, букв и цифр (в метрах)

Рисунок Б.1

Размеры в метрах

В скобках даны размеры для V ? 60 км/ч

Рисунок Б.5

V > 60 км/ч

Рисунок Б.9

Приложение В

(обязательное)

Технические требования к разметке

Таблица B.1

Таблица В.2

Примечание - Для вертикальной разметки черного цвета величина коэффициента яркости не нормируется.

Рисунок B.1 График цветовых областей для дорожной разметки (МКО, 1931)

Таблица В.3

Таблица В.4

Примечание - Для вертикальной разметки черного цвета величина коэффициента световозвращения не нормируется.

Приложение Г

(обязательное)

Методы контроля дорожной разметки

Г.1 Методика измерения координат цветности и коэффициента яркости дорожной разметки

Г.1.1 Координаты цветности х и у и коэффициент яркости b v разметки измеряют при спектральном распределении излучения стандартного источника света D65 по ГОСТ 7721.

Г.1.2 Измерение проводят при геометрии 45°/0°, когда источник света 3 расположен под углом 45°, а фотоприемник измерительного прибора 1 перпендикулярно к поверхности 2 разметки (рисунок Г.1).

Г.1.3 Площадь поверхности дорожной разметки, на которой проводят измерение, должна быть не менее 5 см 2 .

Г.1.4 Измерения должны проводиться не менее чем на трех образцах. Окончательным результатом измерения является среднее значение.

Г.1.5 При помощи измерительного прибора определяют координаты цвета X, Y, Z исследуемого образца дорожной разметки и вычисляют координаты цветности по формулам:

(Г.1)

(Г.2)

Коэффициент яркости b v , дорожной разметки определяют координатой цвета Y. Он численно равен координате цвета Y, выраженной в процентах.

Возможно непосредственное измерение координат цветности при помощи колориметра.

Г.2 Методика измерения коэффициента световозвращения разметки для условий темного времени суток при освещении фарами автомобиля и сухом покрытии

Г.2.1 Условия проведения измерения должны моделировать видимость разметки из автомобиля при ее освещении светом фар на расстоянии 30 м, при этом уровень расположения глаз водителя над дорожным покрытием должен быть равен 1,2 м.

Г.2.2 Коэффициент световозвращения разметки R L , мкд? лк -1 ? м -2 , рассчитывают по формуле:

R L = L/E ^ , (Г.3)

где L - яркость измеряемой поверхности образца дорожной разметки в условиях освещения и наблюдения, показанных на рисунке Г.2, мкд? м -2 ,

E ^ - освещенность измеряемой поверхности образца дорожной разметки в плоскости, перпендикулярной направлению падающего света, лк.

Г.2.3 Фотоприемник и источник света должны находиться в одной плоскости, перпендикулярной поверхности разметки. Угол наблюдения a составляет 0,95°.

Угол между направлением освещения и поверхностью дорожной разметки? составляет 1,34° (рисунок Г.2).

Г.2.4 При измерениях следует использовать источник направленного света типа А [Т ЦВ = (2856 ± 50) К].

Г.2.5 Апертура измерительных устройств не должна превышать 0,33°.

Г.2.6 Измеряемая поверхность дорожной разметки должна быть не менее 50 см 2 . Вся поверхность измерения дорожной разметки должна иметь равномерную освещенность.

Г.3 Методика измерения коэффициента световозвращения разметки для условий темного времени суток при освещении фарами автомобиля и влажном покрытии

Г.3.1 Методика измерения коэффициента световозвращения разметки аналогична изложенной в разделе Г.2.

Г.3.2 При проведении измерений в сухую погоду необходимо вылить с высоты 0,5 м на поверхность дороги горизонтального участка в зоне измерения около 10 л чистой воды. Через 1 мин должно быть проведено измерение величин L и Е для расчета величины R L .

Г.4 Методика измерения коэффициента световозвращения для условий темного времени суток при освещении фарами автомобиля и дожде

Г.4.1 Методика измерения коэффициента световозвращения аналогична изложенной в разделе Г.3.

Г.4.2 При проведении измерений в сухую погоду необходимо при помощи специальной дождевальной установки (рисунок Г.3) имитировать дождь без тумана и испарений интенсивностью 20 ± 2 мм/ч на поверхности в два раза шире разметки, но не менее 0,3 м и на 25 % длиннее, чем измеряемая поверхность разметки.

Г.4.3 Измерение величин L и Е для расчета величины R L должно быть проведено через 5 мин после начала имитации дождя.

Г.5 Методика измерения коэффициента сцепления колеса с дорожной разметкой

Г.5.1 Коэффициент сцепления следует измерять прибором ПКРС-2, ППК-МАДИ-ВНИИБД или другими приборами, показания которых приведены к показаниям ПКРС-2.

Г.5.2 Измеряемая поверхность дорожной разметки должна быть увлажнена, а при необходимости предварительно очищена.

1 - фотоприемник, 2 - источник света, 3 - поверхность разметки b = 87,7°, ? = 0,95°, e = 1,34°

Рисунок Г.2 - Схема измерения коэффициента световозвращения дорожной разметки для условий темного времени суток при освещении фарами автомобиля и сухом покрытии

1 - яркомер, 2 - источник света, 3 - дождевальная установка, 4 - шланг, 5 - сетка, 6 - дорожная разметка (Расстояния в метрах)

Рисунок Г.3 - Схема измерения коэффициента световозвращения дорожной разметки для условия темного времени суток при освещении фарами автомобиля и дожде

Ключевые слова: разметка дорожная, типы линий, размеры, технические требования, методы контроля

Разметка дорожного покрытия подразделяется на два вида:

  • Горизонтальная разметка представляет собой нанесение на дорогу линий, надписей, стрелок и других обозначений ;
  • Вертикальная разметка - это сочетание черно - белых полос, которые наносят на проезжую часть, а также на дорожные сооружения, чтобы водители были информированы о габаритах этих сооружений .

Размеры дорожной разметки

Что касается разметки горизонтальной, то согласно государственному стандарту Российской Федерации, принятому в 1999 году, ее внешние границы должны быть в пределах нормы стандарта .

Размеры дорожной разметки подробно изложены в Государственном стандарте о технических средствах . Дорожная разметка, а именно стрелки, буквы и цифры приведены в приложении пункта Б (на рисунках Б.1 - Б.9).

Ширина дорожной разметки

Ширина дорожной разметки вычисляется согласно учету категории дорог. Ширина полос движения соответствует стандарту строительных норм и правил. Если элементы поперечного профиля не соответствуют требованиям строительных норм и правил, то ширина полосы должна быть равна 3,00 или более метров .

Также допускается уменьшение ширины дорожной разметки в том случае, если данная полоса предназначена для движения автомобилей. Уменьшить разметку можно до 2,75 м , однако должно соблюдаться ограничение режима движения автомобильного транспорта.

Ширина полосы определяется по расстоянию между линиями разметки , которые обозначают ее границы.

Нанесение разметки на дорожные покрытия

Цементобетонные покрытия окрашены продольной линией разметки , которая разделяет транспортный путь попутного движения около температурного шва по левой стороне движения, а разделяющая потоки встречного движения - любой стороны шва.

Что касается цвета покрытия, то оно бывает белым (желтым) или оранжевым. Это зависит от разновидности разметки - постоянной или временной . Постоянная - ограничена по времени действия, она бывает, как правило, белой, иногда желтой. Вторая разновидность дорожного покрытия - временная, она наносится на дорогу на определенное время. Временная разметка окрашена в оранжевый цвет.

Размеры дорожной разметки должны быть выполнены по стандарту - качественно. Правильно выполненная разметка при любых условиях будет направлять потоки транспорта, и дополнять информацию дорожных знаков. Наличие разметки на дорогах не только повышает безопасность всех участников транспортного движения, но и оптимизирует количество автомобилей на дороге . И не стоит забывать и о том, что во время парковки автомобиля, дорожная разметка играет немаловажную роль.

Loading...Loading...