Пониженная концентрация внимания. Что такое рассеянность

Нарушение концентрации внимания возникает в разном возрасте. У меня эта проблема существовала всегда, насколько я могу себя помнить. Я объединил справочные данные и личный опыт по вопросу фокусировки в этой статье.

И начну я, пожалуй, с себя. Зовут меня Александр, мне 30 лет. С детства для меня были характерны такие проявления, как резкая перемена настроения, глупые мысли, медлительность. Никто не обращал должного внимания на моё поведение, а оно перенеслось во взрослую жизнь.

Это негативно сказывалось на всех сферах моей жизнедеятельности. Постоянно ошибался на работе, в компании друзей мог сказать что-нибудь невпопад. 2 года назад я окончательно решил поставить точку в этих проблемах. После долгих поисков причины своих неудач, я понял, что виной всему моя неспособность сконцентрироваться.

В одной из прочитанных мной статей было сказано, что сосредоточиться при плохой концентрации внимания вне зависимости от её причины, помогает только волевое решение. Нужно было думать только о работе вопреки своему внутреннему «Я». При появлении свободной минутки следовало продумывать дальнейшие шаги. После чтения я был настроен решительно, как никогда. Первый день по новой для меня методике прошёл на ура. Просто отгонял мысли в сторону.

Нарушение концентрации внимания

Казалось, проблема решена. Но уже на следующий день все попытки проявить силу воли терпели безоговорочное поражение. Концентрация внимания оставалась низкой. Я стал искать дальше. Ниже поделюсь с вами наиболее действенными упражнениями. Но для начала разберёмся с причинами и проявлениями.

Без внимания для духа ничего нет…

внимание образует, поэтому начало образования.

Георг Вильгельм Фридрих Гегель

Невнимательность проявляется в детском и зрелом возрасте. При этом для детей характерно писать с ошибками, бросать дела и игры на полпути. Ребёнок просит помощи даже в осуществлении простейших действий. Важно вовремя рассказать об этих проблемах психологу, чтобы провериться на отсутствие синдрома дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ).

Нарушение концентрации внимания у взрослых характеризуется следующими признаками:

  • проблемы с освоением новых знаний и навыков;
  • сложности с адекватной оценкой какой-либо ситуации, неумение исключить мелочи и посмотреть на случившееся в целом;
  • апатия;
  • невозможность сориентироваться во времени и (или) пространстве;
  • трудности при необходимости что-либо сказать – долгое формирование мысли.

Человек затрудняется представить и описать объекты. Процесс общения лишён удовольствия, так как быстро теряется нить повествования. То же происходит и при чтении книги, просмотре фильма. Вдруг забываются персонажи и их слова, действия. Приходиться перечитывать и пересматривать заново.


Вот только в разговоре переспрашивать собеседника как-то неловко. Приходиться молчаливо кивать в знак согласия непонятно чего. При важных диалогах потеря концентрации играет злую шутку.

Вы стараетесь слушать собеседника, но в это время постоянно на что-то отвлекаетесь. Вы спрашиваете у прохожего дорогу, но пока он вам её объясняет, размышляете о личных неприятностях. На работе вы консультируетесь с более опытным коллегой о выполнении операции, но вспоминаете свои прошлые неудачи.

В дальнейшем это сказывается на памяти и общем психическом состоянии. Взрослый человек становится заложником собственных переживаний, которые не в силах прогнать. На фоне этого развиваются психические и неврологические заболевания. Но есть и хорошая новость. Посторонние мысли – основная предпосылка плохой сосредоточенности. Научиться бороться с ними – значит нормализовать состояние своего здоровья. Правда иногда требуется консультация психолога или психиатра.

Проблемы с концентрацией: причины, виды, особенности проявления

Отсутствие концентрации у здорового человека возникают на фоне рабочих и информационных перегрузов, недосыпания, нервного перенапряжения. Но так же является симптомом психических и неврологических нарушений. Это условно нормальное проявление после сильного стресса.

Выделяют следующие виды невнимательности:

  1. Избирательная – низкая концентрация на привычные вещи. Нет причин замечать бой часов, сердцебиение или привычное положение вещей. Естественный процесс отбора разгружает мышление и помогает мозгу справляться с действительно важными задачами.
  2. Истинная – возникает в результате сбоев режима труда/отдыха, однообразной деятельности, головной боли. Сюда же относят так называемый дорожный гипноз – состояние водителя, долго двигающегося по пустынной дороге. Проявляется данный тип невнимательности в усталости, частом переключении с одной мысли на другую.
  3. Мнимая – неспособность сосредоточиться на разделении объектов. По сути этим страдает любой человек, увлечённый каким-либо делом. Потеря внимания и концентрации в данном случае носит ситуативный характер. К нему относят поэтическую мечтательность, профессорскую сосредоточенность на одном сложном вопросе. Когда задача решена, всё возвращается на круги своя.
  4. Ученическая – характеризуется неконтролируемым быстрым переключением с объекта на объект. При таких проявлениях следует беспокоиться о состоянии здоровья. Невнимательность свидетельствует о некоторых формах психопатологий или уже упомянутом СДВГ.
  5. Старческая – фокусировка происходит на чём-то одном, но выражается слабо, поэтому и толку с неё мало. Название говорит само за себя. Снижение внимания и его концентрации – это характерный признак возрастного изменения.
  6. Мотивационно-обусловленная – осознанная или бессознательная попытка бегства от людей, тем разговоров, мест, ситуаций. С одной стороны рассматривается как некий защитный механизм. Например, не даёт думать о суициде. Но с другой стороны негативно сказывается, если человек избегает новых знакомств.
  7. Напряжённая – снижение фокусировки на определённых действиях. Проявляется при всплеске чувств, таких как гнев, любовь или в состоянии эйфории.


Потеря концентрации внимания возникает по различным причинам. Проблема приобретается в процессе жизнедеятельности, и не передаётся по наследству. Феномен часто возникает на фоне шизофрении, олигофрении, неврозе навязчивых состояний, эпилепсии, церебральном атеросклерозе, неврастении. При этом проявляются другие признаки: безынициативность, апатия. Чтобы исключить развитие недугов, при нарушениях фокусировки и памяти следует обратиться к врачу.

Способы повышения концентрации внимания

Все методы повышения фиксации классифицируются на 5 основных группах:

  • ведение здорового образа жизни, нормализация режима сна и бодрствования;
  • освобождение от лишних мыслей – помогают медитация, спорт, прогулки;
  • любимое занятие – найдите для себя то дело, в которое вы готовы уйти с головой, забыв обо всём остальном;
  • тренировка мозга – решение кроссвордов, сканвордов, запоминание деталей различных объектов;
  • целенаправленные занятия по развитию внимания.

Лично мне помогали следующие упражнения. Нужно было удерживать перед собой наполовину наполненный прозрачный стакан с водой. Жидкость при этом должна находиться без движения в течение 3 минут. Угадайте, насколько меня хватило в первый раз? На 10 секунд!!! По факту практически полное отсутствие концентрации внимания. Сейчас я способен держать этот стакан 4 минуты.

Другое упражнение известно под названием «Техника Фибоначчи». Оно направлено на развитие кратковременной памяти. Но отлично помогает при проблемах с концентрацией внимания у взрослых. Я выполнял его по утрам перед работой.

Это действительно очень сильный метод для тех, кому трудно сосредоточиться. К числам, начиная с нуля или единицы, приплюсовывают результат предыдущего сложения. Например, 0+1=1, 1+1=2, 2+1=3… 1597+987=2584. При этом концентрируешься настолько, что ничего остальное тебя уже не волнует. Для себя я выявил небольшой недостаток. Через 2 недели после первых тренировок методика перестала приносить свои плоды. Я стал искать дальше, но через месяц вернулся к этому упражнению. Эффект всегда только положительный. Сейчас так и тренируюсь с перерывами в один месяц.

Ко всем перечисленным причинам развития невнимательности так же относят вредные привычки. Спиртное, курение, наркотики негативно сказываются на деятельности мозга. От данных продуктов лучше отказаться или контролировать их количество. Необходимо увеличить употребление продуктов, содержащих витамины группы В.Настойки лимонника, женьшеня, элеутерококка стимулируют работу мозга и положительно влияют на уровень фокусировки.

Отсутствие концентрации внимания у взрослых и детей наблюдается всё чаще. Это связано, в том числе, с экологией и доступностью любой информации через интернет. Свежий воздух и день без компьютера – отличное средство для увеличения сосредоточенности.

Кроме того прислушивайтесь к себе. Меня преследовали навязчивые мысли. А что именно вам мешает сфокусироваться? Шум вокруг, навязчивая реклама, посторонние предметы? Проанализируйте себя, и поймёте, на какие органы восприятия вам нужно воздействовать, чтобы улучшить повысить мыслительную фиксацию.


В заключении

Итак, подведём итоги:

  1. Концентрация внимания – это способность человека сфокусироваться на том, что действительно важно для него сейчас.
  2. Нарушения сосредоточенности происходит по различным причинам. Вычисление этой причины – первый шаг на пути исправления ситуации.
  3. Начните повышать уровень фокусировки с упражнений, ешьте больше овощей и фруктов, откажитесь от вредных привычек, больше отдыхайте. Выполняйте упражнения и наблюдайте за собой. Как реагирует организм на те или иные занятия? Если вы всё делаете правильно, а изменений не происходит, то ищите другие способы тренировок.

Мозговая деятельность, способность человека мыслить – и есть то, от чего зависит концентрация внимания. Прежде чем принимать какие-либо лекарства следует убедиться в том, что причина является медицинской. А вот что поможет при любом раскладе, так это самопознание и самосовершенствование. Так расширяется кругозор, развивается мышление.

Помочь в саморазвитии всегда готов сайт Тренер Мозга, на котором есть статьи на разные психологические тематики, в том числе и о внимании. Я искренне надеюсь, что ваше неумение сосредоточиться – это не давняя проблема, а минутная слабость организма. Сейчас я жалею только о том, что не вник в суть своих препятствий раньше и долгое время не предпринимал никаких шагов на пути её решения. Если же моя история вам близка, не отчаивайтесь. Я вижу улучшения в своей жизни, и вы увидите. Главное – верить в себя!

Джеймс Клир

Блогер, предприниматель.

Концентрация внимания: что это и как работает

Начнём с самого основного: что представляет собой концентрация внимания? Согласно определению психологов, это акт направления интереса или действий на одну цель. Да, звучит скучновато, однако тут скрывается очень важная идея.

Что такое концентрация внимания

Чтобы сконцентрироваться на чём-то одном, придётся игнорировать всё остальное.

Концентрация появляется только тогда, когда мы говорим «да» одному варианту и «нет» - всем остальным. Другими словами, исключение - это необходимое условие для концентрации внимания.

От того, что вы не делаете, зависит то, что вы можете сделать.

Тим Феррис, писатель, оратор

Конечно, чтобы оставаться сосредоточенным, не требуется неизменное «нет», важно сказать «нет» сейчас, в данный момент. Позже вы можете заняться чем-то другим, но сейчас вы должны направить своё внимание только на одну вещь.

Концентрация внимания - это ключ к продуктивности. Говоря «нет» любым другим вариантам, вы открываете свою способность довести до конца одно оставшееся дело.

А теперь важный вопрос: что нужно сделать, чтобы сосредоточиться на вещах, которые имеют значение, и игнорировать бесполезные?

Почему не получается сосредоточиться

У большинства людей нет проблем с концентрацией внимания. У них трудности с принятием решения.

Мы можем убедить себя сосредоточиться на деле, если убрать с пути всё, что отвлекает. У вас когда-нибудь была задача, которую нужно было закончить во что бы то ни стало? Вы выполняли её, потому что дедлайн принимал решение вместо вас. Может, вы и , но, как только дело вынуждает вас принять решение, вы действуете.

Часто вместо того, чтобы принять трудное решение и выбрать одно дело, мы убеждаем себя, что лучше работать в многозадачном режиме. Но это неэффективный подход, и вот почему.

Почему многозадачность не работает

Технически мы можем делать два дела одновременно. К примеру, смотреть телевизор и готовить ужин или отвечать на входящие во время телефонного разговора.

Но сосредоточиться на двух делах одновременно невозможно. Вы либо смотрите телевизор, помешивая макароны в кастрюле в фоновом режиме, либо готовите макароны, а телевизор становится фоновым шумом. В каждый отдельный момент времени вы концентрируетесь или на одном, или на другом.

Но какой бы метод вы ни использовали и как бы серьёзно ни были настроены, в какой-то момент концентрация пропадает. Как дольше оставаться сосредоточенным? Для этого нужно выполнить два простых действия.

Измеряйте свои результаты

Внимательность часто пропадает из-за отсутствия обратной связи. Естественно, ваш мозг хочет знать, получается ли у вас достигать поставленных целей.

У всех нас есть сферы жизни, которые, как мы утверждаем, очень для нас важны, но которые мы не отслеживаем. Это в корне неверный подход. Только с помощью цифр и полного отслеживания мы можем что-то предпринять, когда становимся лучше или хуже.

  • Когда я начал считать, сколько сделал отжиманий, я стал сильнее.
  • Когда я начал следить за выполнением привычки читать по 20 страниц в день, я прочитал больше книг.
  • Когда я записал свои ценности, я стал более принципиальным.

Задачи, которые я отслеживал, оставались в центре моего внимания.

К сожалению, часто мы избегаем измерения результатов, потому что боимся, что цифры будут невпечатляющими. Поймите, измерение нужно не для того, чтобы осуждать себя. Это просто обратная связь, которая необходима для понимания, на каком этапе вы сейчас находитесь.

Измеряйте, чтобы открывать, узнавать, понимать. Измеряйте, чтобы лучше узнать себя. Измеряйте, потому что это поможет вам сосредоточиться на вещах, которые для вас важны.

Цените прогресс, а не показатели результата

Вторая вещь, которую вы можете сделать, чтобы дольше сохранять внимание, - сосредоточиться на процессе, а не событиях. Слишком часто мы представляем себе успех как некое событие, которое может быть достигнуто и завершено.

Вот несколько примеров.

  • Многие люди представляют здоровье как событие («Если я смогу сбросить 10 килограммов, то буду в отличной форме»).
  • Многие люди представляют предпринимательство как событие («Если бы о нашем бизнесе написали в New York Times, мы бы пришли к успеху»).
  • Многие люди представляют искусство как событие («Если бы мои картины выставили в большой галерее, я бы стал известным»).

Это лишь несколько примеров из многих, когда мы определяем успех как единичное событие. Но если вы посмотрите на людей, которые сосредоточены на своих целях, то поймёте, что значение имеют не события или результаты, а концентрация на самом процессе. Эти люди любят то, чем занимаются.

И что самое забавное, концентрация на процессе в любом случае позволит вам наслаждаться результатами.

  • Если вы хотите быть хорошим писателем и выпустить бестселлер, это прекрасно. Но единственный способ достичь этого результата - любить писать.
  • Если вы хотите, чтобы весь мир узнал о вашем бизнесе, было бы неплохо, чтобы о вас написали в журнале Forbes. Но единственный способ этого достичь - любить процесс продвижения.
  • Если вы хотите быть в хорошей форме, возможно вам действительно необходимо потерять 10 лишних килограммов. Но единственный способ достичь этого результата - любить здоровое питание и делать упражнения.
  • Если вы хотите стать намного лучше в любом деле, вы должны полюбить сам процесс. Вы должны влюбиться в построение образа человека, который занимается делом, а не просто мечтать о желаемых результатах.

Концентрация внимания на целях и результатах - это наша естественная склонность, но концентрация на прогрессе приводит к в долгосрочной перспективе.

Лайфхаки для улучшения концентрации

Даже когда вы искренне влюблены в процесс и знаете, как оставаться сосредоточенным на своих целях, ежедневная практика может привнести хаос и навредить вашей внимательности. Вот несколько дополнительных способов повышения концентрации.

1. Выберите якорную задачу

Выбирайте один (и только один) приоритет на каждый рабочий день. Хотя я и планирую завершить другие задачи в течение дня, моей приоритетной задачей является одно не подлежащее обсуждению дело, которое я должен закончить. Я называю его «якорной задачей».

Благодаря единственному приоритету мы, не задумываясь, начинаем выстраивать жизнь вокруг этого обязательства.

2. Управляйте своей энергией, а не временем

Если задача требует от вас полной концентрации внимания, запланируйте её на определённое время дня, когда у вас есть для неё силы. Например, я заметил, что моя творческая энергия выше всего по утрам. Утром я бодрый, лучше пишу и лучше принимаю стратегические решения для своего бизнеса. Поэтому я планирую все творческие задачи на утро. А все остальные рабочие дела отодвигаю на вторую половину дня: встречи, ответы на входящие, телефонные звонки и чаты в Skype, анализ и обработку числовой информации.

Практически каждая стратегия продуктивности включает совет лучше . Но само по себе время бесполезно, если у вас нет сил, чтобы выполнить задачу.

3. Никогда не проверяйте электронную почту в первой половине дня

Концентрация - это устранение всего отвлекающего. А электронная почта может оказаться самым большим отвлекающим фактором.

Если я не проверяю почту в начале дня, я могу самостоятельно составить свой распорядок дня, а не подстраиваться под распорядок дня кого-то ещё.

Я понимаю, что многим людям нет смысла ждать второй половины дня, но я хочу бросить вам такой вызов. Можете ли вы потерпеть до 10 утра? Или до 9? До 8:30? Точное время ограничения не так уж важно. Суть в том, чтобы вы могли выкроить себе время утром, когда можно сосредоточиться на том, что для вас важнее всего.

4. Оставляйте телефон в другой комнате

5. Работайте в полноэкранном режиме

Каждый раз, когда я запускаю программу на компьютере, я использую её в полноэкранном режиме. Если я читаю статью в интернете, браузер занимает весь экран. Если я пишу заметки в Evernote, я использую полноэкранный режим. Если я редактирую изображения в Photoshop, окно программы - единственное, что я могу видеть. Я настроил рабочий стол так, чтобы строка меню автоматически пропадала. Когда я работаю, я не вижу время, иконки приложений и все остальные отвлекающие вещи.

Кажется, мелочь, но в плане концентрации внимания это очень важное действие. Если вы видите иконку приложения, то у вас время от времени появляется соблазн щёлкнуть по ней. Однако если убрать визуальный сигнал из поля зрения, то и желание отвлечься пропадает через несколько минут.

6. Удалите все задачи, которые мешают вашей концентрации с утра

Я люблю делать самые важные дела с самого утра, потому что в это время ещё не появляется спешка. Поэтому я перенёс первый завтрак на полдень, чтобы высвободить немного дополнительного времени с утра на работу, а не готовку.

Независимо от того, какой стратегии вы придерживаетесь, помните, что когда мир отвлекает вас, всё, что нужно сделать - придерживаться одного дела. Вначале у вас может не получаться. Но нужно просто начать.

,
врач-невролог, топ-блогер ЖЖ

Многие молодые люди приходят к врачу со странными жалобами, которые, казалось бы, должны беспокоить пожилых. Не получается ни на чем сосредоточиться. Серьезные книги читать невозможно: пока доходишь до конца абзаца, теряется мысль. Забываются имена новых знакомых, а иногда и важные дела вылетают из головы. Все это сильно ухудшает качество жизни и заставляет обратиться к неврологу с жалобами на «нарушение памяти». Однако эта проблема не имеет отношения к запоминанию. Дефицит внимания, который сегодня очень распространен среди взрослых, часто путают с «плохой памятью».

Интернет-серфинг – бездумное рассматривание картинок, чтение чужих словесных баталий и поглощение огромного количества ненужной информации – приводит к тому, что «мышца внимания» атрофируется. Привычка ни на чем не сосредотачиваться, переключать внимание с одного на другое, оставляя его при этом рассеянным, приводит к тому, что возникают проблемы с восприятием действительно важной и нужной информации.

Казалось бы, умение быстро переключаться с одного на другое – полезный навык? Однако с интернет-серфингом все обстоит наоборот, потому что человек не вникает в подробности и не углубляется в суть информации, а бездумно переходит от одной страницы к другой. На этом основано курьезное явление нелепых комментариев вроде «не читал, но осуждаю», которое хорошо известно популярным блогерам. Из сотни мнений лишь одно-два окажутся от людей, которые смогли прочитать текст до конца и уловить его суть; остальные комментаторы будут изливать свободные ассоциации, которые возникли от одной фразы, ухваченной в тексте краем глаза.

Дефицит внимания можно смело назвать приметой времени. И проблема эта имеет глобальный масштаб. Тотальная невнимательность может стать не только причиной раздражения всех вокруг. Иногда она приводит к серьезным ошибкам на работе и даже краху в личной жизни.

Многие развлекательные интернет-ресурсы рассчитаны на людей с дефицитом внимания: исследования показывают, что современный взрослый человек в среднем способен удерживать внимание на каком-либо новом тексте около 10 секунд – дальше он, вероятнее всего, напишет комментарий в стиле «Пастернака не читал, но осуждаю» и приступит к просмотру видео с котиками, напрочь забыв о той информации, что поступала в его мозг две секунды назад.

Дефицит внимания приводит к удивительному феномену: любому человеку сегодня в один клик доступны кокрановская библиотека и пабмед, с их помощью можно самостоятельно разобраться в интересующей проблеме здорового образа жизни; но большинство предпочитает пойти по простому пути, вбить в поисковик запрос «безглютеновая диета отзывы» и рассеянно скользить взглядом по антинаучному бреду, что генерируется воспаленным мозгом фанатиков диетического подхода. Все это происходит не от недостатка интеллекта, а от слабости внимания, невозможности сосредоточиться на тексте и вникнуть в его суть. Прочитать несколько статей на английском и сделать какой-то вывод – задача, для людей с дефицитом внимания невыполнимая.

Этим пользуются издательства, выпуская бессчетное количество псевдонаучных книг и журналов: в них масса ничем не обоснованных, кроме чрезмерной самоуверенности автора, сведений, но зато они снабжены красивыми картинками накачанного пресса. Все диеты, пользующиеся бешеной популярностью, будь то сыроедение или отказ от глютенсодержащих продуктов, ежедневно обретают множество новых сторонников. Это происходит не потому, что такие диеты работают, а потому, что их создатели вовремя уловили тренд: расскажи о еде в трех фразах и пяти картинках, как будто читатель обладает интеллектом дошкольника, – и диету ждет успех. Ибо разбираться в том, где подтасованы факты, большинство читателей не будет. У большинства из них дефицит внимания, о котором они не подозревают. Но читатели хотят новую диет-религию за пять минут, а потом будут смотреть видео со смешными енотами, с перерывами на очередной холивар в Сети. Правда, через месяц новый стиль питания наверняка будет заброшен в пользу очередной «революционной методики», потому что низкая концентрация внимания часто сопровождается повышенной отвлекаемостью и внушаемостью.

Внимание – важный «винтик» в работе психики. А потому его дефицит воспринимается как ощущение «мутной головы», трудностей с запоминанием и даже как сниженное настроение или отсутствие мотивации делать что-либо. Иными словами, работа ума без внимания невозможна, поэтому и его дефицит очень ощутим, хотя и с трудом опознается.

От остроты внимания, его объема и способности к переключению с сохранением концентрации зависит, насколько хорошо запоминается информация. Острое внимание нужно и для личных отношений – оно обеспечивает эмпатичность, способность идти на компромиссы, мирно и справедливо решать конфликтные ситуации.

Как улучшить внимание?

  1. Практики осознанности. Осознанность – навык, который помогает хотя бы на время выходить из режима «автопилота». Массу дел мы привыкли выполнять автоматически: умываться, чистить зубы, тренироваться на беговой дорожке, ужинать, глядя в телевизор. При этом человек как бы не присутствует в моменте, но и не занимается полезной мыслительной работой, потому что ум в такие моменты производит бесконечную «мыслительную жвачку», наращивает тревожные мысли и бесцельно блуждает от одного предмета к другому. Помогает с этим справиться медитация – любая из множества методик, которые сегодня можно найти по соответствующим хештегам в соцсетях: медитация дыхания, медитация движения и прочие. Отличный эффект дает йога-нидра – осознанное расслабление с перемещением внимания по телу. Осознанность можно практиковать во время еды, выключив телевизор и отложив в сторону смартфон. Сосредоточение на вкусе, текстуре и других характеристиках еды помогает наладить отношения с телом, иногда и снизить вес.
  2. Полноценный сон. Еще одна частая причина дефицита внимания – недостаток сна или некачественный сон. Частые пробуждения ночью, тревожные и депрессивные расстройства, нарушения пищевого поведения – все это может приводить к ухудшению качества сна. Простые правила гигиены сна, например проветривание комнаты, достаточное затемнение помещения, избегание переедания на ночь, иногда оказываются достаточными, чтобы сделать сон полноценным. Если это не помогает, нужна консультация специалистов – невролога или психиатра.
  3. Профилактика хронических болезней. У людей с невыявленной гипертонией, сахарным диабетом часто первым признаком болезни оказывается то самое ощущение «мутной головы», трудности сосредоточения и запоминания. Иногда такой, казалось бы, незначительный симптом, как невозможность ни на чем сосредоточиться, оказывается «первой ласточкой» серьезного неврологического недуга. Поэтому раз в год посетить терапевта и сдать некоторые анализы – хорошая идея для того, чтобы исключить определенные заболевания или вовремя выявить и начать их лечить.

Острое внимание – один из секретов . Оно помогает рассматривать предметы и явления с разных сторон, находить нестандартные решения задач. Поэтому тренировать свое внимание, подобно мышце, имеет смысл для того, чтобы стать интересным собеседником, хорошим профессионалом и всецело удовлетворенным жизнью человеком.

Невнимательность, синдром дефицита внимания (СДВГ): причины, симптомы, лечение

Рассеянность внимания или невнимательность в повседневной жизни даже затруднительно назвать симптомом, поскольку чаще это просто состояние человека по причине усталости или жизненных неурядиц. Когда «все как-то наваливается», трудно иметь ясную светлую голову, быстро переключаться с одной работы на другую и всюду поспевать, поэтому бывает рассеянность оправданной и объяснимой, и невнимательность, вызывающая подозрение.

Синдром дефицита внимания (СДВ) , о котором мы чаще слышим от педагогов и детских психологов, нежели от педиатров, касается преимущественно детей младшего школьного возраста, имеющих проблемы с обучением. Наряду с СДВ, нередко употребляется и такое понятие, как «гиперактивность». В таких случаях принято говорить о синдроме дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ), суть которого будет освещена ниже, в одном из разделов статьи.

Возраст, усталость или «всегда такой»

Рассеянность рассеянности – рознь . Но чаще все-таки мы воспринимаем ее как одну из особенностей или характерную черту темперамента человека. Есть люди невнимательные по жизни, они нередко раздражают сослуживцев и близких, поскольку до них трудно достучаться, с первого раза они не «въезжают», им приходиться повторять и повторять одни и те же фразы. Другие так ведут себя только на работе, погружаясь в нее с головой, а некоторые подобным образом отдыхают дома, отдав все силы профессиональной деятельности и не реагируя на просьбы близких помочь по хозяйству или позаниматься с ребенком.

Вариантов много, поэтому попробуем обозначить главные из них:

  • При истинной невнимательности человек настолько отвлекается от происходящего вокруг, что создает впечатление полного своего отсутствия в данный момент и в данном месте. Обычно в таких случаях ни мимика, ни глаза ничего не выражают. Подобное состояние может случиться с каждым после длительных нагрузок, усталости, бессонной ночи, однообразной деятельности. Сам человек определяет свое состояние как «затурканность», окружающие говорят, что «он не в теме», а специалисты называют это прострацией.
  • К мнимой рассеянности относят излишнюю концентрацию внимания на какой-то собственной проблеме, которая выходит на первый план, затмевая все остальные. Сосредоточенность на чем-то одном, неспособность слышать и понимать собеседника, решать другие задачи, кроме одной-единственной, называется мнимой рассеянностью. Она характерна людям, уходящим в себя для мечтаний и раздумий или преследующим какую-то конкретную цель в течение определенного времени («гипноз цели»), например, подобное происходит в профессиях, требующих особой бдительности и концентрации внимания (водители, пилоты, диспетчеры). Переключение умственной деятельности на посторонние объекты в подобных случаях может иметь негативные последствия, поэтому человек для качественного выполнения своих профессиональных обязанностей не имеет права отвлекаться на другие дела. Кстати, американские ученые считают, что вождение автомобиля подходит для профилактики болезни Альцгеймера – постоянная концентрация внимания тренирует мозг и улучшает память.
  • Ученическая рассеянность – знакома каждому, кто учился в школе. Не обязательно знать это по личному опыту, даже очень прилежных учеников могла касаться такая рассеянность соседа, который отвлекался от урока, занимался посторонними делами и мешал детям, тянущимся к знаниям.
  • Старческая рассеянность, которая настигает многих людей, давно пребывающих на пенсии. С возрастом ухудшается память, снижается способность концентрировать внимание на конкретных вещах, четко выстраивать планы и целенаправленно идти к намеченной цели. Нарушение памяти приводит к тому, что какие-то моменты из этой цепочки выпадают, забываются, теряются, отчего страдает продуктивность всей деятельности. Дела всякие у стариков двигаются медленнее и нередко с ошибками, вызывая дополнительные огорчения и еще большее рассеивание внимания.
  • Когнитивное и избирательное невнимание. Привыкая к каким-то постоянно присутствующим вещам, звукам, ситуациям, мы перестаем реагировать на них: не наблюдаем за ходом часов, не считаем удары своего сердца, не обращаем внимания, как расставлена мебель в собственной квартире. Зная наперед, где и что находится, мы в упор не видим предмет, на который смотрим ежедневно и не думаем о нем. Исчезновение его тоже заметим не сразу, хотя можем почувствовать: «что-то не так»…
  • Мотивационно-обусловленное невнимание – человек старается отогнать от себя мысли и воспоминания, связанные с неприятными событиями, избегать общения с отдельными людьми, игнорировать некоторые места или дороги.

Вряд ли кто-то не ловил себя на невнимании, многократно читая текст, заученный наизусть, или проверяя собственноручно написанную работу. Все знакомое, как правило, опускается и мысли уходят в сторону. Просто потому, что не очень интересно вникать в то, что давно известно.

Причины рассеянности

Рассеянность внимания в большинстве случаев имеет под собой причины, среди которых серьезные болезни можно поставить на последнее место:

  1. Физическая и умственная усталость.
  2. Недосыпание, .
  3. Профессия, требующая выполнения однотипных монотонных движений или сосредоточенности на одном объекте. В одинаковой мере ослабляет внимание работа за конвейером (монотонность) и за рулем (все внимание направлено на дорогу).
  4. Выработанная в процессе жизни привычка у представителей ученого мира сосредотачиваться на предмете своих научных изысканий и игнорирование «земных» проблем. Однако следует заметить, что память людей, занятых наукой, не подходит под общепринятые каноны (взаимосвязь внимания и памяти), она у них, как правило, хорошо тренированная (профессиональная память), просто человек что-то считает ненужным и умышленно опускает, удостаивая вниманием вещи, представляющие для него интерес – постепенно такой подход входит в привычку.
  5. Возраст. «Что старый, что малый» — дефицит внимания в обоих случаях: старики уже не могут подолгу концентрироваться на одной теме, а дети еще не умеют.
  6. Сильное волнение мешает сосредоточиваться многим людям, правда, есть хладнокровные индивиды, умеющие держать себя в руках в любых ситуациях.
  7. Заболевания ( , органические поражения, психические расстройства и др.).

Невнимательность и рассеянность, возникшие вроде бы беспричинно и имеющие тенденцию к прогрессированию, всегда требуют поиска причины, ведь неспособность сосредоточиваться, связанная с утомлением, всегда быстро проходит после отдыха, а нарушения концентрации внимания, которым нет объяснения, всегда настораживают, поскольку нередко идут совместно с симптомами и другими признаками психического нездоровья.

Дефицит внимания по причине болезни

Трудно представить себе человека невнимательного и рассеянного, но обладающего хорошей памятью. Как правило, эти категории взаимосвязаны — при дефиците внимания страдает память. Употребляемая специалистами терминология не всегда объясняет пациентам степень нарушений. Исходя из причин, потеря способностей к сосредоточенности на отдельных объектах может иметь различный характер:

  • Недостаточная концентрация внимания, а поэтому невысокая способность к запоминанию увиденного и услышанного, нередко характерна людям, про которых говорят, что они «на своей волне» или особо чувствительным к неблагоприятным факторам (усталость, волнение, недосыпание);
  • Ригидность (заторможенность – трудности в переключении с одной темы на другую) часто встречается у пациентов, страдающих , гипоманией, гебефренией.
  • Неустойчивость внимания, для которой характерно постоянное перескакивание с одного объекта на другой, поэтому ни один из них не остается в памяти. Неустойчивость внимания нередко наблюдается у детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) и является причиной проблем с памятью и плохой успеваемости.

В принципе, причины невнимательности и рассеянности такие же, как и причины нарушения памяти, это — различные патологические состояния организма:

  1. Затруднение кровоснабжения и питания головного мозга в результате сосудистых поражений ( , и др.);
  2. Опухолевые процессы, ;
  3. Психические расстройства (депрессивные состояния, шизофрения, эпилепсия);
  4. различного происхождения ( , );
  5. Нарушения сна (бессонница, синдром ночного апноэ);
  6. Гипоксия;
  7. Генетический фактор;
  8. Нарушение метаболических процессов ();
  9. Недостаток некоторых микроэлементов (железо, магний) или избыточное количество (свинец).

Однако если в большинстве перечисленных случаев дефицит внимания идет как второстепенный симптом (наряду с другими, более значимыми признаками), то касательно синдрома дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) у детей ему принадлежит роль, которая определяет диагноз.

Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) — беда родителей и педагогов

Синдромом дефицита внимания и гиперактивности неврологи называют нарушение функциональных способностей центральной нервной системы. Нетрудно догадаться, что в основе развития патологического состояния лежат преимущественно неврологические проблемы, причинами которых являются сложные и по большей части непонятные обычным людям, нарушения (дисбаланс в синтезе нейромедиаторов – катехоламинов, серотонина и пр., генетические мутации, дисфункция коры лобных долей и ретикулярной формации). Кроме этого, появление СДВГ могут провоцировать безобидные на первый взгляд факторы:

  • Ароматизаторы, консерванты и другие пищевые добавки, которыми в наше время изобилуют различные «деликатесы»;
  • Лекарственные препараты – производные салициловой кислоты;
  • Излишнее влечение к сладкому;
  • Нарушение углеводного обмена;
  • Аллергические реакции на продукты питания;
  • Дефицит очень необходимых детскому организму химических элементов (особенно, железо и магний);
  • Повышенный уровень такого, в принципе, чуждого организму представителя тяжелых металлов, как свинец – постоянный контакт с его соединениями, которые раньше были разрешены для улучшения характеристик автомобильного топлива, формирует у детей умственную отсталость и другую тяжелую патологию ЦНС.

Наибольшее распространение имеет СДВГ в младшей школе, где путь к диагнозу начинается с крайней неусидчивости, невнимательности и рассеянности, которые становятся причиной плохой успеваемости.

При доскональном изучении поведения ребенка выясняются основные симптомы СДВГ:

  1. Неустойчивость внимания;
  2. Нарушение памяти;
  3. Низкая обучаемость;
  4. Избыточная двигательная активность;
  5. Несдержанность в поступках и желаниях;
  6. Бурное несогласие с личными поражениями.

Следует отметить, что дефицит внимания всегда имеет место при СДВГ, а вот повышенная подвижность не относится к обязательно присутствующим признакам синдрома (СДВ без гиперактивности). Кроме этого, иной раз встречается осложненный вариант СДВГ ( , неврозоподобная или сочетанная).

Проявления СДВГ заметны окружающим

Ввиду того, что при СДВГ нет значительных повреждений головного мозга, то и симптомы не будут отличаться яркостью клинических проявлений.

Речь

В некоторой степени (обычно незначительно) у детей, страдающих СДВГ, из-за повышенной отвлекаемости, затруднении в развитии интеллектуальных способностей отмечается задержка формирования языка и речевых навыков (нарушение речи). В разговоре такие дети проявляют несдержанность, они бестактны и развязны, легко вмешиваются в беседу своих одноклассников или учителя с другим учеником, вставляя нескромные замечания. Они не боятся обидеть кого-то и даже не думают о том, что может последовать за таким поведением.

Координация движений

Нарушение координации движений, в основном, ограничивается затруднением при выполнении тонкой работы:

  • Детям тяжело самостоятельно завязывать шнурки;
  • Они не любят раскрашивать и вырезать картинки, поскольку такие занятия требуют точных движений и даются с трудом;
  • О таких ребятах говорят, что они совсем не спортивны, им трудно следить за мячом (нарушение зрительно-пространственной координации), а попытки научиться кататься на велосипеде или освоить скейтборд особых успехов не имеют.

Гиперактивность

Избыточная активность, называемая гиперактивностью , как раз-таки не всегда имеет место при СДВГ. У некоторых малышей активность находится в нормальных пределах или вообще снижена, что является причиной ошибок в диагностике синдрома дефицита внимания и несвоевременного начала коррекции. Но если все же гиперактивность присутствует, то ребенка, обладающего ею, трудно не заметить: он постоянно вертится, не может усидеть на одном месте, во время школьных занятий поднимается на уроке из-за парты, ходит по классу. У детей с СДВГ двигательная активность, как правило, бесцельная: ребенок все время куда-то лезет, бегает, не может задержаться, чтобы поиграть, много говорит.

Казалось бы, безудержная подвижность не может сопровождаться сонливостью, но, тем не менее, таких «перпетуум мобиле» в течение дня несколько раз клонит ко сну – просто эти дети часто имеет проблемы с засыпанием, а у многих наблюдается еще и ночное недержание мочи.

Эмоции

Эмоции в случае СДВГ плохо управляемы: дети неуравновешенны, обидчивы, быстро впадают в гнев, не умеют достойно принимать даже мелкое поражение. Эмоциональные нарушения практически всегда влекут изменение не в лучшую сторону социальных отношений. Нездоровые дети, как правило, негативно влияют на ровесников, отчего возникают проблемы с их родителями и учителями – какого-то одного импульсивного ребенка с неуемной энергией становится слишком много, он ко всем лезет, мешает, задирает, все рушит на своем пути. Нередко дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивности проявляют агрессию по отношению к сверстникам и взрослым. Особенно, к агрессивному поведению склонны мальчики.

Невнимательность

Нарушение внимания при СВДГ заметно и в школе, и дома. Уроки в школе вызывают у ребенка скуку, которую он пытается подменить разговорами с соседом по парте (даже во время контрольной), какими-то играми или мечтаниями. Дневник такого ученика всегда пестрит записями, одинаковыми по смыслу: «на уроках отвлекается, мечтает», «мешает соседу по парте», «не способен сосредоточиться и самостоятельно работать», «не слушает учителя»…

Похожая картина наблюдается и при выполнении домашнего задания – самостоятельная деятельность дается с трудом, а иногда и вовсе не дается, поэтому дети отчаянно сопротивляются любой работе, требующей умственных усилий. Правда, на задания они реагируют быстро, даже не дослушав их суть, а затем также быстро бросают начатое дело. Однако здесь следует заметить, что, найдя подход к ребенку, сумев его заинтересовать и проявив максимум терпения, родители и педагоги вместе могут достичь немалых успехов в обучении, и показатели успеваемости такого ученика не будут отличаться от среднестатистических.

Импульсивность

При синдроме дефицита внимания и гиперактивности нарушению внимания практически всегда сопутствует импульсивность , которая значительно усложняет жизнь ребенку, а еще больше его родителям. Небрежность, легкомысленность, беспечность, неспособность рассчитать на шаг вперед последствия своих действий, и, вместе с тем, желание показать свою смелость, удаль, выдержку нередко оборачивается самым печальным образом (травмы, отравления и др.).

И все же синдром дефицита внимания и гиперактивности далеко не всегда диагностируется при расстройстве поведения – одного этого признака для диагноза недостаточно.

Всё начинается в детстве

СДВГ, как правило, привлекает к себе внимание окружающих и, хотя симптомы болезни, на которых основывается диагноз (снижение концентрации внимания, гиперактивность, импульсивность, плохо поддающаяся управлению), появляются до первого школьного звонка (7 лет), к врачу ребенок попадает обычно в восьми-десятилетнем возрасте. Родители в большинстве случаев считают свое чадо просто суперподвижным, хотя проблемы с поведением уже проявлялись в детском саду, и невнимательным по причине малолетства, надеясь, что школа поможет его дисциплинировать. В первом классе все списывается на трудности адаптации, но дальше от ребенка уже требуется некоторая самостоятельность, собранность, усидчивость. Этого всего нет, успеваемость «хромает», поведение – из рук вон плохо, общения со сверстниками не получается, учителя перед родителями ставят вопросы…

50% детей с диагнозом СДВГ, установленным в младших классах школы, вступают в подростковый период с теми же проблемами, хотя гиперактивность несколько идет на спад. В этом возрасте такие дети требуют особого внимания взрослых, поскольку чаще других (успешных) проявляют склонность к приему алкоголя, наркомании, токсикомании. Неспособные прижиться в детском коллективе, они легко поддаются негативному влиянию улицы и быстро пополняют ряды малолетних преступников.

К сожалению, не больше 50% проблемных подростков с помощью взрослых удается оставить свой диагноз в отрочестве, многие приходят с ним во взрослую жизнь плохо адаптированными, общественно не приспособленными, без нормального образования и профессии. Ввиду повышенной впечатлительности, вспыльчивости, импульсивности, а иногда и выраженной агрессии, направленной на окружающий мир, таким людям затруднительно заводить друзей и семью, поэтому при подобном раскладе у них нередко наблюдается ряд личностных нарушений и формирование асоциальной психопатии.

Диагноз: СДВГ

Маловероятно, что при отсутствии явной соматической патологии рассеянность внимания у взрослых станет поводом к посещению врача. Обычно и близкие, и сослуживцы привыкают к такому человеку, лишь изредка возмущаясь невнимательностью и рассеянностью, когда тот забывает о просьбе или не выполняет важное поручение.

Что касается детей, то у них основанием посетить психолога, а затем и невролога, является наличие следующих симптомов:

  1. Невнимательность, неспособность сосредотачиваться;
  2. Импульсивность;
  3. Нарушение координации движений;
  4. Гиперактивность;
  5. Эмоциональная лабильность;
  6. Нарушение памяти, трудности в обучении.

Первым этапом на пути к диагнозу является:

  • Осмотр невролога, который оценивает мелкую моторику и выявляет неврологическую симптоматику;
  • Анкетирование с заполнением диагностической карты;
  • Нейропсихологическое тестирование (оценка уровня внимания, интеллектуальных способностей, работоспособности в отношении длительной умственной деятельности и др.)
  1. Приемы коррекции поведения;
  2. Психотерапевтические методы;
  3. Нейропсихологическую коррекцию.

Очень важно участие в лечебном процессе родителей и учителей, которым прежде нужно объяснить, что такие дети ничего не делают «на зло», просто у них так получается.

Конечно, воспитывать трудного ребенка не просто, однако не следует впадать в крайности: в одинаковой мере не допускается вседозволенность по причине чрезмерной жалости к больному ребенку и завышенные требования, следовать которым маленький человек просто не в состоянии. Строить отношения с трудным малышом нужно всегда с позитивным, доброжелательным настроем. Ни в коем случае нельзя переносить свое плохое настроение и личные проблемы на ребенка, говорить с ним нужно мягко, спокойно, негромко, без окриков и запрещающих слов типа «нельзя», «нет», «никогда».

Родителям, имеющим проблемных детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности, придется:

  • Подстраиваться под режим дня своего малыша и его неукоснительно соблюдать:
  • Следить, чтобы день протекал без суеты, переутомления, длительных просиживаний перед экраном телевизора или компьютера;
  • Попытаться заинтересовать ребенка какими-либо спортивными играми, ходить с ним в бассейн и на прогулки по свежему воздуху;
  • Стараться не посещать мероприятий с большим скоплением народа, не приглашать к себе слишком шумных, веселых (или наоборот?) гостей.

Нельзя допустить, чтобы уже с начальных классов к маленькому человеку пристал ярлык неуправляемого, неспособного, неуспевающего – все поправимо, нужно только время, которое не следует торопить. От взрослых потребуется максимум терпения, веры в успех, поддержки везде и во всем, чтобы ребенок и сам поверит в свои силы. Если трудный ребенок будет получать помощь, понимание, доброе к себе отношение, то результаты , скорее всего, не разочаруют – здесь на родителях лежит особая ответственность.

Что касается лекарственной терапии, то ее стараются применять в последнюю очередь , если психотерапевтические мероприятия не дают должного эффекта. Показания к назначению лекарств – строго индивидуальны . Конечно, специалисты используют антидепрессанты, стимуляторы ЦНС, и другие фармацевтические группы препаратов, однако с лекарствами все же следует проявлять максимальную осторожность – детская психика чувствительна и уязвима.

Видео: синдром дефицита внимания — мнение специалиста

Видео: гиперактивность и дефицит внимания — доктор Комаровский

Видео: лекция по СДВГ и его лечению

Все мы когда-либо испытывали проблемы с концентрацией внимания. Она может снижаться как у взрослых, так и детей. В этой статье вы узнаете всё о проблемах с концентрацией : что это и почему они возникают, каковы признаки, симптомы, а также возможные причины низкой концентрации внимания. Нужно ли волноваться по этому поводу? Также мы дадим вам 11 советов, которые могут помочь повысить концентрацию.

Концентрация внимания и мозг. Рис. My SPECT study from Amen Clinic

Концентрация внимания может снизиться у людей в любом возрасте, это довольно распространённая проблема. У детей это проявляется в ухудшении оценок и школьной успеваемости в целом. У взрослых уменьшается работоспособность, также изменение концентрации внимания может отразиться на семейной жизни и в целом негативно влиять на повседневную жизнь. Даже может нарушить наши социальные, рабочие отношения и т.д. Поэтому крайне важно вовремя принять необходимые меры, чтобы решить проблемы с концентрацией и улучшить внимательность.

Что такое проблемы с концентрацией?

Концентрация – это способность эффективно фокусировать наше внимание на задании, которое мы выполняем. Кроме того, при хорошей концентрации внимания мы способны блокировать различные отвлекающие факторы, например, посторонние звуки или даже наши собственные мысли.

Когда уровень концентрации внимания оптимален, нам легче выполнять работу, мы делаем меньше ошибок и тратим на неё меньше времени, лучше запоминаем информацию.

Проблемы с концентрацией, снижение концентрации внимания – это неспособность сконцентрироваться и сосредоточиться на нужном стимуле. При этом нас может отвлекать шум, звук мобильного телефона, различные мысли и т.д., в результате чего мы перестаём выполнять задачу.

Уровень концентрации человека зависит от следующих факторов:

  • Вовлечённость, приверженность задаче
  • Интерес к задаче
  • Способность её выполнить
  • Физическое и эмоциональное состояние
  • Подходящие условия с минимумом отвлекающих факторов

При выполнении этих условий мозгу гораздо легче сфокусировать внимание на важных стимулах и блокировать все остальные нежелательные стимулы и отвлекающие мысли.

Проблемы с концентрацией внимания

Симптомы низкой концентрации внимания

Проблемы с концентрацией у детей

Способность к концентрации у детей не так высока как у взрослых, поскольку их мозг ещё недостаточно развит. Дети, как правило, не способны концентрироваться и удерживать внимание в течение часа, пока идёт скучный урок. Это происходит не потому, что с ними что-то не так. Очень часто мы слишком много требуем от детей. Ребёнку необходимо играть и экспериментировать, поэтому занятия должны быть динамичными и увлекательными. В этом случае дети будут способны внимательно слушать целый час. Узнайте о том, и .

Если ребёнок не может сконцентрироваться в классе и при этом не страдает какими-либо нарушениями и не испытывает трудностей в других ситуациях, обычно проблема заключается в структуре урока и манере преподавания учителя, которая не соответствует возрасту и потребностям учеников.

Можно говорить о проблемах с концентрацией у ребёнка если:

  • Ему трудно удерживать внимание на уроке.
  • Он не может сконцентрироваться на заданиях.
  • Вам кажется, что он вас не слышит, когда вы с ним говорите.
  • Не может внимательно смотреть фильм.
  • Ему трудно сконцентрироваться даже на тех занятиях, которые доставляют ему удовольствие.
  • Ребёнок рассеян.
  • Он отвлекается, не может структурировать процесс игры.
  • Ребёнок замечтался, “витает в облаках”.

Если у ребёнка присутствуют все эти симптомы, возможно, всё гораздо серьёзнее, и есть риск того, что он страдает СДВГ .

Проблемы с концентрацией у взрослых

У взрослого нарушена концентрация внимания когда:

  • Он часто забывает. Что такое .
  • Долго не может сосредоточиться на выполнении задания.
  • Ему трудно продолжить чтение.
  • Ощущения, что голова “не соображает”, рассеянность.
  • Отвлекается, когда слышит чью-то речь.
  • Его легко “выбить из колеи”.
  • Слишком долго выполняет задание.

Причины проблем с концентрацией внимания

Очень важно понимать, почему нарушена концентрация, поскольку в ряде случаев, в первую очередь, необходимо лечить первопричину данной проблемы.

  • Усталось и эмоциональный стресс могут привести к ухудшению концентрации. .
  • Гормональные изменения , например, при менопаузе или беременности, могут влиять на наши когнитивные функции.
  • Проблемы с концентрацией связаны с определёнными физическими и психологическими расстройствами, такими, как, Синдром Дефицита Внимания и Гиперактивности (СДВГ) .
  • Недосып и недостаток отдыха. Когда мы не даём нашему мозгу необходимый и достаточный отдых из-за нехватки времени или стресса, он работает хуже. Недосып – одна из самых очевидных причин проблем с концентрацией.
  • Голод и неправильная диета также могут быть причинами ухудшения концентрации внимания. Голод – это очень неприятное ощущение в теле, с помощью которого наш организм предупреждает нас о нехватке питательных веществ и энергии. Это ощущение будет полностью поглощать наши когнитивные ресурсы, не позволяя сосредоточиться на чём-то ещё. Недостаток питательных веществ также нарушает корректную работу мозга.
  • Чрезмерное беспокойство. Всем нам хорошо знакомо, что если мы очень сильно о чём-то переживаем, нам сложно сконцентрироваться на других вещах. Как правило, это проходит. Однако есть люди, постоянно испытывающие повышенную тревожность и чрезмерное беспокойство, что не даёт им возможности концентрироваться на чём-то ещё. Узнайте каковы .
  • Физическая боль. Концентрация снижается при продолжительной физической боли, когда мы получаем травму или страдаем хронической болью или фибромиалгией.
  • Медикаменты и наркотики . Некоторые лекарства могут влиять на концентрацию и внимание. Наркотики нарушают работу мозга и когнитивные функции, при этом больше всего страдает внимание.
  • Среда , в который мы работаем, также может ухудшить наше внимание. При наличии большого количества отвлекающих факторов – шума, людей, гаджетов и т.д. – вероятнее всего, мы начнём отвлекаться и потеряем концентрацию.
  • Наша индивидуальная способность концентрироваться . Есть люди, способность к концентрации у которых выше, чем у других, ровно как и одни люди более “гибкие”, чем другие. Однако это не означает, что концентрацию нельзя развить. Концентрация как мышца, её тоже можно тренировать.

1. Для повышения концентрации не нужны никакие пищевые добавки

2. Используйте CogniFit (“КогниФит”), программу-лидер в области когнитивного тестирования и стимуляции для детей и взрослых

Как развить концентрацию внимания? Концентрация – это когнитивный процесс, который можно улучшить с помощью подходящей тренировки. Батарея клинических упражнений от CogniFit (“КогниФит”) – это профессиональный инструмент, доступный всем . С помощью простых и увлекательных онлайн игр CogniFit (“КогниФит”) позволяет протестировать и тренировать мозговые функции, которые нарушаются при снижении концентрации.

Программа когнитивной стимуляции от CogniFit (“КогниФит”) для улучшения концентрации была разработана опытной командой учёных, неврологов и когнитивных психологов. Программа сначала с точностью тестирует уровень концентрации внимания и другие основные когнитивные функции, а затем на основе полученных результатов автоматически предлагает комплексную персонализированную когнитивную тренировку . Программа CogniFit (“КогниФит”) рекомендована для детей от 6 лет и взрослых и доступна онлайн.

3. Планируйте отдых, чтобы избавиться от рассеянности и проблем с концентрацией

Концентрация часто ухудшается из-за усталости и умственного переутомления. После выполнения задач, требующих значительных усилий, таких, как работа или учёба, концентрация нарушается, если мы не отдыхаем. Необходимо отдыхать каждые полтора часа в течение 10 минут – это поможет вам взяться за задачу с новыми силами. Это время вы можете использовать для прогулки, растяжки, похода в туалет или приготовления себе чашки кофе…

4. Общайтесь с природой

Прогулка по парку или лесу может значительно улучшить уровень концентрации. Прогулка на природе помогает успокоиться и расслабиться, она не требует от нас повышенной концентрации и внимания. В отличие от города, когда мы должны постоянно следить за дорожным движением, окружающими людьми, что вынуждает нас постоянно быть настороже. Согласно данному исследованию , на природе мы можем отдохнуть, отключиться от проблем, улучшить свои когнитивные способности. Поэтому постарайтесь найти побольше времени для прогулки по парку и лесу – там, где много растительности. Заведите себе здоровые привычки!

5. Осознанная медитация “Mindfulness” повышает концентрацию

Как достигнуть 100% концентрации? Исследования показали, что помогает улучшить внимание, а также понижает уровень стресса, тревожности и депрессии. Поэтому это идеальное упражнение для повышения концентрации. С помощью медитации можно отогнать нежелательные мысли, она помогает нам сконцентрироваться на чём-то одном. Вы заметите улучшение даже если будете практиковать медитацию всего 5-10 минут в день или в перерывах между работой или учёбой. Программы осознанной медитации для детей также показали свою эффективность.

6. Исключите всё, что отвлекает вас

Если вы относитесь к тем людям, которые легко отвлекаются при выполнении заданий, лучше уберите всё то, что может вас отвлечь. Спрячьте гаджеты, а если вы работаете на компьютере – старайтесь не открывать страницы, не имеющие отношение к тому, над чем вы работаете. Если вас отвлекает шум, используйте наушники или беруши.

7. Расставьте приоритеты

Сложные задания выполняйте тогда, когда вы свежий и отдохнувший. В этом случае вы сможете эффективно решить их, а затем уделить внимания более простым. Если же наоборот, сначала вы выполните то, что попроще, при решении более сложных задач вы будете уставшим. Расставить приоритеты поможет список задач в порядке убывания их значимости и сложности.

8. Выделите время для ответов на звонки и сообщения

Зачастую мы ощущаем себя рабами электронной почты или телефонных звонков. Мы ошибочно считаем, что должны быть доступны 24 часа в сутки. Мало того, что это снижает нашу производительность, также ухудшается наша работоспособность и концентрация. Поэтому выделите определённое время в течение дня, когда вы доступны для телефонных звонков и ответов на сообщения.

9. Повышайте концентрацию внимания, заботясь о себе

Одна из самых больших инвестиций в улучшение ваших когнитивных способностей – это поддержание организма в отличной форме. Питайтесь правильно, не голодайте, ешьте здоровую пищу. Выделяйте время для сна и отдыха – 7-8 часов сна вполне достаточно. Посвящайте время досугу и релаксации, это поможет снизить уровень стресса и улучшить концентрацию.

10. Сосредоточьтесь на чём-то одном

Спасибо, что прочитали эту статью. Будем признательны за вопросы и комментарии.

Перевела с испанского Анна Иноземцева

Loading...Loading...