Народное собрание в афинах. Народное собрание в Древней Греции: определение, место проведения, полномочия

  • Источники по истории Древней Греции
    • Источники по истории Крита и Ахейской Греции II тысячелетия до н. э.
    • Источники по истории архаической и классической Греции
      • Источники по истории архаической и классической Греции - страница 2
      • Источники по истории архаической и классической Греции - страница 3
      • Источники по истории архаической и классической Греции - страница 4
    • Источники по истории Греции эллинистического периода
      • Источники по истории Греции эллинистического периода - страница 2
  • Историография истории Древней Греции
    • Изучение истории Древней Греции в XIX - начале XX в.
      • Изучение истории Древней Греции в XIX - начале XX в. - страница 2
    • Русская историография XIX - начала XX в.
    • Зарубежная историография Древней Греции XX в.
      • Зарубежная историография Древней Греции XX в. - страница 2
      • Зарубежная историография Древней Греции XX в. - страница 3
    • Зарубежная историография 90-х годов
      • Зарубежная историография 90-х годов - страница 2
    • Отечественная историография античности (1917-1990)
      • Отечественная историография античности (1917-1990) - страница 2
      • Отечественная историография античности (1917-1990) - страница 3
    • Отечественная историография 90-х годов
  • Цивилизация минойского Крита
    • Предпосылки образования государства на Крите
    • Первые государственные образования
    • Создание объединенной общекритской державы
      • Создание объединенной общекритской державы - страница 2
    • Религиозные воззрения. Царская власть
    • Социально-экономические отношения
    • Критская морская держава и ее упадок
  • Ахейская Греция во II тысячелетии до н. э. Микенская цивилизация
    • Греция в раннеэлладский период (до конца III тысячелетия до н. э.).
    • Вторжение греков-ахейцев. Становление первых государств
    • Формирование микенской цивилизации
      • Формирование микенской цивилизации - страница 2
    • Социально-экономическая структура
    • Организация государственного управления
    • Взаимоотношения ахейских царств
      • Взаимоотношения ахейских царств - страница 2
    • Угасание микенской цивилизации
    • Заключение к разделу
  • Гомеровский (предполисный) период. Разложение родовых отношений и создание предпосылок полисного строя. XI-IX вв. до н. э.
    • Особенности развития гомеровского общества
    • Социально-экономические отношения. Рабство
      • Социально-экономические отношения. Рабство - страница 2
    • Родовые институты и гомеровский полис
    • Имущественное и социальное расслоение
      • Имущественное и социальное расслоение - страница 2
  • Социально-экономическое развитие Греции. Великая греческая колонизация
    • Состояние греческой экономики
      • Состояние греческой экономики - страница 2
    • Ранняя, или старшая, тирания
    • Великая греческая колонизация
      • Великая греческая колонизация - страница 2
    • Рождение новой греческой культуры
      • Рождение новой греческой культуры - страница 2
      • Рождение новой греческой культуры - страница 3
  • Пелопоннес в VIII-VI вв. до н. э.
    • Общие условия развития
    • Северный Пелопоннес в VIII-VI вв. до н. э.
      • Северный Пелопоннес в VIII-VI вв. до н. э. - страница 2
      • Северный Пелопоннес в VIII-VI вв. до н. э. - страница 3
    • Южный Пелопоннес в VIII-VI вв. до н. э. Ранняя Спарта
      • Южный Пелопоннес в VIII-VI вв. до н. э. Ранняя Спарта - страница 2
      • Южный Пелопоннес в VIII-VI вв. до н. э. Ранняя Спарта - страница 3
  • Формирование полисного строя в Аттике
    • Афины в VIII-VII вв. до н. э.
    • Реформы Солона. Формирование основ афинской демократии
      • Реформы Солона. Формирование основ афинской демократии - страница 2
    • Тирания Писистрата и Писистратидов в Афинах (560-510 гг. до н. э.)
    • Законодательство Клисфена. Организация полисной демократии
    • Греческий полис как социально-политический организм
      • Греческий полис как социально-политический организм - страница 2
      • Греческий полис как социально-политический организм - страница 3
  • Греко-персидские войны
    • Причины греко-персидских войн. Их периодизация
    • Восстание Милета и греческих городов Малой Азии
    • Первые вторжения персов в Балканскую Грецию (492-490 гг. до н. э.)
      • Первые вторжения персов в Балканскую Грецию (492-490 гг. до н. э.) - страница 2
    • Поход Ксеркса
      • Поход Ксеркса - страница 2
      • Поход Ксеркса - страница 3
    • Организация Делосской симмахии (Первого Афинского морского союза)
    • Нарастание напряженности между Афинами и Спартой. Военная экспедиция Афин в Египет и завершение греко-персидских войн
      • Нарастание напряженности между Афинами и Спартой. Военная экспедиция Афин в Египет и завершение греко-персидских войн - страница 2
  • Экономика Греции в V-IV вв. до н. э.
    • Общие особенности греческой экономики
    • Положение в сельском хозяйстве
    • Ремесла
      • Ремесла - страница 2
      • Ремесла - страница 3
    • Торговля
  • Социальная структура греческого общества
    • Социальная структура греческого общества
    • Характеристика классического рабства
      • Характеристика классического рабства - страница 2
      • Характеристика классического рабства - страница 3
    • Господствующий класс
    • Положение свободных мелких производителей
      • Положение свободных мелких производителей - страница 2
    • Прослойка деклассированных элементов
  • Афинская демократия и спартанская олигархия как политические системы
    • Общие особенности. Понятие афинского гражданства
    • Народное собрание в Афинах
    • Совет 500 и Ареопаг
    • Выборные должностные лица
    • Суд присяжных - гелиея
    • Социальная политика афинской демократии
  • Государственный строй Спарты
    • Общие особенности. Народное собрание (апелла)
    • Геруссия и коллегия эфоров
    • Институт царской власти. Военные должности
    • Система государственного воспитания спартиатов
  • Внутриполитическое положение Греции во второй половине V в. до н. э.
    • Характеристика Пелопоннесского союза
    • Первый Афинский морской союз
      • Первый Афинский морской союз - страница 2
      • Первый Афинский морской союз - страница 3
    • Внешняя политика Афинского морского союза в 40-30-х годах до н. э.
      • Внешняя политика Афинского морского союза в 40-30-х годах до н. э. - страница 2
  • Пелопоннесская война. 431-404 гг. до н. э.
    • Причины войны
    • Архидамова война 431-421 гг. до н. э.
      • Архидамова война 431-421 гг. до н. э. - страница 2
      • Архидамова война 431-421 гг. до н. э. - страница 3
    • Второй период Пелопоннесской войны (415-404 гг. до н. э.)
      • Второй период Пелопоннесской войны (415-404 гг. до н. э.) - страница 2
      • Второй период Пелопоннесской войны (415-404 гг. до н. э.) - страница 3
  • Греция в первой половине IV в. до н. э. Кризис греческого полиса
    • Социально-экономическое положение
      • Социально-экономическое положение - страница 2
      • Социально-экономическое положение - страница 3
      • Социально-экономическое положение - страница 4
    • Возрастание социальной напряженности в Греции IV в. до н. э.
      • Возрастание социальной напряженности в Греции IV в. до н. э. - страница 2
      • Возрастание социальной напряженности в Греции IV в. до н. э. - страница 3
      • Возрастание социальной напряженности в Греции IV в. до н. э. - страница 4
  • Военно-политическое положение Греции. Кризис полисной системы взаимоотношений
    • Гегемония Спарты в Греции (404-379 гг. до н. э.)
      • Гегемония Спарты в Греции (404-379 гг. до н. э.) - страница 2
      • Гегемония Спарты в Греции (404-379 гг. до н. э.) - страница 3
    • Второй Афинский морской союз. Возвышение и гегемония Фив. (379-355 гг. до н. э.)
      • Второй Афинский морской союз. Возвышение и гегемония Фив. (379-355 гг. до н. э.) - страница 2
      • Второй Афинский морской союз. Возвышение и гегемония Фив. (379-355 гг. до н. э.) - страница 3
      • Второй Афинский морской союз. Возвышение и гегемония Фив. (379-355 гг. до н. э.) - страница 4

Народное собрание в Афинах

Главным и решающим органом власти в Афинах было Народное собрание. На Народное собрание собирались все граждане независимо от их имущественного положения, проживавшие в городе Афинах, Пирее, в Аттике, на других территориях, входивших в состав Афинского государства (например, жители островов). Женщины не имели права участвовать в политической и общественной жизни.

Народное собрание обладало широкими полномочиями. Здесь принимались государственные законы, утверждалось объявление войны и заключение мира, результаты переговоров с другими государствами, ратифицировались договоры с ними. На Народном собрании избирались должностные лица, магистраты Афинского государства, обсуждались отчеты после их годичного управления, решались дела по продовольственному снабжению города, контролировались сдача в аренду государственных имуществ, земель и рудников, утверждались наиболее крупные завещания.

Оно осуществляло контроль за воспитанием юношей, готовящихся к получению гражданских прав. В компетенцию Народного собрания входило проведение такого чрезвычайного мероприятия по охране государственного строя от происков знатных лиц, как остракизм, т. е. изгнание на 10 лет всякого лица, заподозренного в намерении свергнуть демократический строй.

Важнейшим делом Народного собрания было обсуждение и утверждение государственного бюджета, дарование прав гражданства иностранцам, хотя это случалось крайне редко. Оно выступало не только в качестве законодательного органа своего государства, но и контролировало ситуацию в сферах управления и администрации.

Народное собрание в Афинах собиралось в строго определенные сроки: раз в 9 дней или 4 раза в 36 дней, а вся годовая деятельность состояла из 10 циклов. Чтобы упорядочить работу Народного собрания, на каждое из них выносились свои важные вопросы. Скажем, на первом обсуждались военные, продовольственные, чрезвычайные заявления, проводилась проверка правильности избрания соответствующих магистратов. На втором - рассматривались ходатайства по личным и общественным делам и т. д. Повестка дня предварительно готовилась и обсуждалась Советом, председатели собрания избирались на один день по жребию.

В Народном собрании был принят довольно демократический порядок обсуждения повестки дня. Выступить по обсуждаемому вопросу мог каждый гражданин, однако не допускалось непристойное поведение на ораторской трибуне. Каждый афинский гражданин независимо от его имущественного положения имел право внести на обсуждение проект закона, который мог быть принят на Народном собрании. Афинские граждане, как сообщают источники, активно участвовали в рассмотрении всех вопросов, они тщательно проверяли отчеты должностных лиц и особенно расходование общественных денег.

Каждый афинский магистрат, какое бы высокое положение он ни занимал, со страхом ожидал дня, когда должен был отчитываться на собрании. Плутарх рассказывает, что самый уважаемый и самый авторитетный руководитель Афинского государства, первый стратег Перикл, так тщательно готовился к отчету перед гражданами, что в течение нескольких дней не допускал к себе никого из близких.

Участие в деятельности Народного собрания развивало ораторские навыки у многих афинян, формировало их мышление, гражданское самосознание. Аристофан в комедии «Ахарняне» хорошо передает общую атмосферу в афинском Народном собрании, показывает, как свободно и смело обсуждались там многие вопросы. Его герой - крестьянин Дикеополь, проживающий в деревне афинский гражданин, - решает пойти на очередное Народное собрание и добивается заключения мира со спартанцами (пьеса отражает войну между Афинами и Спартой).

Участвовать в работе Народного собрания имел право каждый афинский гражданин, в том числе и человек бедный, однако не все бедняки могли реально принимать участие в довольно многочисленных заседаниях, длившихся иногда целый день. Ведь им нужно было кормить семью, зарабатывать необходимые для этого средства. Чтобы привлечь к работе Народного собрания самый низший слой афинского гражданства, в начале IV века до н. э. был принят закон (по предложению Агиррия), устанавливающий вознаграждение за посещение Народного собрания в размере 3 оболов, средней заработной платы афинского ремесленника в день.

Однако, несмотря на принятые меры, далеко не все лица, имевшие гражданские права, могли принять участие в его работе. Ведь многие граждане жили вдали от Афин, где-нибудь в Элевсине, Марафоне или на мысе Суний, на островах, например Лемносе, Имбросе или Скиросе, и им было трудно приезжать в Афины.

Обычно завсегдатаями народных собраний были граждане, проживающие в Афинах, Пирее или их окрестностях, так что из общего количества граждан 30-40 тыс. обычно в народных собраниях присутствовало около 3-5 тыс. человек. Вот почему для решения особо важных дел, например для проведения остракизма, требовалось наличие кворума хотя бы в 6 тыс. человек, и это количество собиралось не без труда.

Главным и решающим органом власти в Афинах
было Народное собрание. На Народное собрание собирались все граждане независимо от их имущественного положения, проживавшие в городе Афинах, Пирее, в Аттике, на других территориях, входивших в состав Афинского государства (например, жители островов). Женщины не имели права участвовать в политической и общественной жизни.
Народное собрание обладало широкими полномочиями. Здесь принимались государственные законы, утверждалось объявление войны и заключение мира, результаты переговоров с другими государствами, ратифицировались договоры с ними. На Народном собрании избирались должностные лица, магистраты Афинского государства, обсуждались отчеты после их годичного управления, решались дела по продовольственному снабжению города, контролировались сдача в аренду государственных имуществ, земель и рудников, утверждались наиболее крупные завещания. Оно осуществляло контроль за воспитанием юношей, готовящихся к получению гражданских прав. В компетенцию Народного собрания входило проведение такого чрезвычайного мероприятия по охране государственного строя от происков знатных лиц, как остракизм, т. е. изгнание на 10 лет всякого лица, заподозренного в намерении свергнуть демократический строй.
Важнейшим делом Народного собрания было обсуждение и утверждение государственного бюджета, дарование прав гражданства иностранцам, хотя это случалось
крайне редко. Оно выступало не только в качестве законодательного органа своего государства, но и контролировало ситуацию в сферах управления и администрации.
Народное собрание в Афинах собиралось в строго определенные сроки: раз в 9 дней или 4 раза в 36 дней, а вся годовая деятельность состояла из 10 циклов. Чтобы упорядочить работу Народного собрания, на каждое из них выносились свои важные вопросы. Скажем, на первом обсуждались военные, продовольственные, чрезвычайные заявления, проводилась проверка правильности избрания соответствующих магистратов. На втором - рассматривались ходатайства по личным и общественным делам и т. д. Повестка дня предварительно готовилась и обсуждалась Советом, председатели собрания избирались на один день по жребию.


В Народном собрании был принят довольно демократический порядок обсуждения повестки дня. Выступить по обсуждаемому вопросу мог каждый гражданин, однако не допускалось непристойное поведение на ораторской трибуне. Каждый афинский гражданин независимо от его имущественного положения имел право внести на обсуждение проект закона, который мог быть принят на Народном собрании. Афинские граждане, как сообщают источники, активно участвовали в рассмотрении всех вопросов, они тщательно проверяли отчеты должностных лиц и особенно расходование общественных денег. Каждый афинский магистрат, какое бы высокое по-

ложение он ни занимал, со страхом ожидал дня, когда должен был отчитываться на собрании. Плутарх рассказывает, что самый уважаемый и самый авторитетный руководитель Афинского государства, первый стратег Перикл, так тщательно готовился к отчету перед гражданами, что в течение нескольких дней не допускал к себе никого из близких. Участие в деятельности Народного собрания развивало ораторские навыки у многих афинян, формировало их мышление, гражданское самосознание. Аристофан в комедии «Ахарняне» хорошо передает общую атмосферу в афинском Народном собрании, показывает, как свободно и смело обсуждались там многие вопросы. Его герой-крестьянин Дикео- поль, проживающий в деревне афинский гражданин,- решает пойти на очередное Народное собрание и добивается заключения мира со спартанцами (пьеса отражает войну между Афинами и Спартой).
Участвовать в работе Народного собрания имел право каждый афинский гражданин, в том числе и человек бедный, однако не все бедняки могли реально принимать участие в довольно многочисленных заседаниях, длившихся иногда целый день. Ведь им нужно было кормить семью, зарабатывать необходимые для этого средства. Чтобы привлечь к работе Народного собрания самый низший слой афинского гражданства, в начале IV века до н. э. был принят закон (по предложению Агиррия), устанавливающий вознаграждение за посещение Народного собрания в размере 3 оболов, средней заработной платы афинского ремесленника в день.
Однако, несмотря на принятые меры, далеко не все лица, имевшие гражданские права, могли принять участие в его работе. Ведь многие граждане жили вдали от Афин, где-нибудь в Элевсине, Марафоне или на мысе Суний, на островах, например Лемносе, Имбросе или Скиросе, и им было трудно приезжать в Афины. Обычно завсегдатаями народных собраний были граждане, проживающие в Афинах, Пирее или их окрестно
стях, так что из общего количества граждан 30-40 тыс. обычно в народных собраниях присутствовало около 3-5 тыс. человек. Вот почему для решения особо важных дел, например для проведения остракизма, требовалось наличие кворума хотя бы в 6 тыс. человек, и это количество собиралось не без труда.

Перикл был выдающимся государственным и политическим деятелем, настоящим патриотом и непревзойденным оратором. За период своего правления он смог превратить Афины в процветающий полис.

Благодарные жители Афин называли своего правителя посланником Зевса и переизбирали на высшую должность 15 раз. В отличие от своих предшественников, основной целью своей государственной деятельности Перикл сделал увеличения благосостояния горожан и заботу о них. Перикл смог утвердить настоящую полноценную демократию в Афинах .

Правление Перикла в Афинах: народное собрание

Чтобы сделать органы управления более прозрачными Перикл учредил народное собрания, членами которого были все мужчины, достигшие 20 летнего возраста.

На собрание, которое проводилось раз в неделю, принимались новые законы и обсуждались все проблемные аспекты жизни общества. Свое мнение имел право высказать каждый член собрания.

Чтоб беднейшие слои населения также смогли принимать участия в собрании, Перикл платил им за посещение суму, которую они могли бы заработать за этот день, работая на полях или в мастерских.

Для искоренения коррупции в судопроизводстве, Периклом была введена система, при которой судья до последнего момента не знал, какое дело будет рассматривать. Судьей мог стать любой гражданин Афин, достигший 30 летнего возраста.

Женщины при Перикле не имели абсолютно никаких политических прав, так же, как и приезжие жители. Однако это было вызвано не личными побуждениями Перикла, а теми устоями, которые диктовало то время.

Культурное развитие горожан

Не забывал Перикл также о культурном развитие горожан. Очень часто в Афинах проводились различные соревнования и массовые празднества. Особым уважениям пользовался театр Афин . Горожанам, которые не имели материальной возможности посетить театр, Перикл давал им на это деньги из своих личных средств.

Чтобы обеспечить постоянной работой жителей Афин, Перикл инициировал строительство храмов и общественных зданий. Это не только дало возможность зарабатывать деньги простым людям, но и со временем превратило Афины в город с потрясающей архитектурой.

Согласно историческим источникам, некоторые грузчики и пастухи, которые работали на строительстве, набравшись опыта в этом деле, со временем становились известными архитекторами.

Развитие флота и торговли

Перикл также смог укрепить флот Афин, превративши, таким образом, город в могущественный центр торговли в Средиземноморье. Флот Афин мог противостоять пиратам и со временем фактически полностью их уничтожил.

Из-за своей мягкости и дипломатичности, Перикл не развязывал воин с соседними государствами и фактически не колонизировал другие земли, хотя могущество флота предоставляло ему такую возможность

Все силы правителем были консолидированы в первую очередь на улучшения жизни самих Афин.

Афины при Перикле достигли невиданных высот экономического, интеллектуального и политического развития. Благодаря своей либеральной демократичной политике, он смог не только сделать Афины крупным культурным и политическим центром древнегреческого мира, но и войти в мировую историю, как отец демократии, борец за права и свободы людей.

Народное собрание- экклезия было институтом важных государственно-политических решений. По традиции и по закону, в собрании могли принимать участие все полноправные граждане полиса, приписанные к дему (в V-IV вв до н э таких насчитывалось около 40-50 тысяч), старше 20 лет(после отбытия обязательное воинской службы). Реально, однако, было установлено две численные квоты: 1) большая в 6 тысяч граждан, при принятии наиболее важных решений, 2) малая- 1/10 от цензового списка, при принятии обычных решений в собрании. В основном в экклезии участвовал афинский демос - ремесленники, торговцы, в наименьшей степени- землевладельцы Афин.

Рабы, метэки (поселившиеся в Афинах иностранцы), женщины (даже свободные) политических прав не имели и потому в народных собраниях не участвовали. Однако, несмотря на принятые меры, далеко не все лица, имевшие гражданские права, могли принять участие в его работе. Ведь многие граждане жили вдали от Афин, где-нибудь в Элевсине, Марафоне или на мысе Суний, на островах, например Лемносе, Имбросе или Скиросе, и им было трудно приезжать в Афины. Обычно завсегдатаями народных собраний были граждане, проживающие в Афинах, Пирее или их окрестностях, так что из общего количества граждан 40-50 тыс. обычно в народных собраниях присутствовало около 3-5 тыс. человек. Вот почему для решения особо важных дел количество в 6 тысяч человек собиралось не без труда.

Присутствие квалифицированного большинства (6 тысяч человек) требовалось для решения трех вопросов: об остракизме, санкции на перемену законов и о передаче прав полиса новому магистрату. Собрание не связывало себя единым решением: могли быть и повторные голосования по тому же вопросу, отмена предыдущего голосования. Подача голосов осуществлялась поднятием рук, и только в особо важных случаях- баллотированием камешками.

Порядок деятельности

Народное собрание в Афинах собиралось в строго определенные сроки: раз в 9 дней или 4 раза в 36 дней, а вся годовая деятельность состояла из 10 циклов. Чтобы упорядочить работу Народного собрания, на каждое из них выносились свои важные вопросы. Одно из собраний каждого месяца считалось главным: на нем проверялась деятельность должностных лиц, решались вопросы о снабжении города продовольствием и др. Главное собрание шестого месяца решало вопрос об остракизме. Собрания проходили в театре или на городской площади. Начинались они рано утром и продолжались в течение всего светового дня. Если решение вопроса затягивалось, собрание могло быть продолжено на следующий день.

В Народном собрании был принят довольно демократический порядок обсуждения повестки дня. Выступить по обсуждаемому вопросу мог каждый гражданин, однако не допускалось непристойное поведение на ораторской трибуне. Каждый афинский гражданин независимо от его имущественного положения имел право внести на обсуждение проект закона, который мог быть принят на Народном собрании.

Афинские граждане, как сообщают источники, активно участвовали в рассмотрении всех вопросов, они тщательно проверяли отчеты должностных лиц и особенно расходование общественных денег. Каждый афинский магистрат, какое бы высокое положение он ни занимал, со страхом ожидал дня, когда должен был отчитываться на собрании. Время выступления в народном собрании не ограничивалось; оратору лишь воспрещалось повторяться, уклоняться от темы, допускать оскорбительные выражения - за эти нарушения председатель собрания мог оштрафовать выступающего на 50 драхм. Ораторское мастерство считалось одним из неотъемлемых качеств государственного деятеля. В реальной жизни главную роль в собрании играли профессиональные политики (демагоги), выражающие интересы. Участие в деятельности Народного собрания развивало ораторские навыки у многих афинян, формировало их мышление, гражданское самосознание. правящих верхов. Обсуждение законопроекта заканчивалось голосованием путем поднятия рук {хейротония). По окончании подачи голосов председатель объявлял результаты голосования. Принятое решение записывалось и сдавалось на хранение в архив. Наиболее важные решения вырезались на деревянных досках или каменных плитах и выставлялись в акрополе. Закрытое голосование (посредством глиняных черепков, цветных камешков, бобов черного и белого цвета и т.п.) проводилось при вынесении судебных приговоров, а также при решении вопроса об остракизме.

Компетенция

Главная функция народных собраний - законодательство. В компетенции собрания было рассмотрение любых вопросов - от международных дел до частных просьб. Здесь принимались государственные законы, рассматривались вопросы войны и мира с иностранными державами, избирались должностные лица и заслушивались их отчеты, решались проблемы использования государственных имуществ (земель и рудников), решали вопросы снабжения города продовольствием, обсуждали и утверждали государственный бюджет, осуществлялся контроль за воспитанием молодежи, даровались гражданские права иностранцам и т.д.

Специфическое значение имели права Народного собрания по охране основных законов. С этой целью была учреждена специальная коллегия для охраны законов (номофилаков), которая получала свои полномочия непосредственно от Народного собрания. Это был специальный орган "хранителей законов", наблюдавший за строгим выполнением афинских законов всеми органами государства. Кроме того, любой член Народного собрания мог выступать в экклесии с чрезвычайными заявлениями о государственных преступлениях, в том числе с письменными жалобами против лиц, внесших в народное собрание предложения, нарушающие общественные законы. Институт "жалобы на противозаконие" оберегал незыблемость основных законов от попыток изменения или ограничения их в ущерб правам народа путем законодательных актов. По мнению российских исследователей, право каждого афинского гражданина возбуждать жалобы на противозакония стало подлинной, основной опорой афинской демократической конституции.

Акты собрания подразделялись на законы, создающие общие нормы, и на постановления, касающиеся частных вопросов (псефизмы}. В работе собрания мог принимать участие каждый из присутствующих. Автор законопроекта (а им формально мог быть любой афинский гражданин) нес уголовную ответственность (вплоть до смертной казни) в тех случаях, когда его предложение признавалось противозаконным. Обвинение в противозаконности нового постановления («жалоба на противозаконно») мог выдвинуть любой гражданин в течение целого года после принятия этого документа. Сами афиняне считали это право одним из фундаментальных устоев своей государственности, поскольку оно сводило на-нет всякие попытки ревизии афинской конституции в антидемократическом духе.

Остракизм

народное собрания остракизм афинский

В общем виде определение остракизма можно сформулировать следующим образов: это форма узаконенного изгнания(обычно на 10 лет), посредством голосования граждан в народном собрании черепками, преследующая цель не наказания за определенный проступок, а устранения отдельного гражданина, чье присутствие в государстве являлось политически опасным или нежелательным. К условиям существования афинского полиса V в. до н.э. полностью применимо положение К.Маркса, которое характеризует классовую борьбу между гражданами: "... классовая борьба происходила лишь внутри привилегированного меньшинства, между свободными богачами и свободными бедняками, тогда как огромная производительная масса населения, рабы, служила лишь пассивным пьедесталом для этих борцов". Оказывая заметное влияние как на социально-политическую борьбу, так и на расстановку политических сил в Афинах в целом, действие закона об остракизме совпало с персидской агрессией, "пятидесятилетием", расцветом афинской рабовладельческой демократии и первой половиной Пелопоннесской войны. Период расцвета классической цивилизации венского государства был связан не только с блестящими достижениями в области материальной и духовной жизни, но и с могучим по своей разрушительной силе все более нарастающим и крепнущим противоречием между полисным к личностным началами. Будучи выражением коллективной воли граждан полиса, решения оcтракофории (процесса голосования черепками) имели силу общеобязательного закона. В этом проявлялся важнейший политический принцип, лежащий в основе полисной организации, - принцип подчинения меньшинства большинству, личности-коллективу. Любой афинянин, занимавший самое высокое положение в общине, мог оказаться за пределами Аттики практически без особой вины о его стороны, лить на том основания, что этого желало определенное большинство его сограждан. Таким образом, изгнание остракизмом - убедительный пример реализации полисом права верховного контроля над поведением и судьбой отдельных граждан.

Афинское государство в VIII-IV века до нашей эры

2.1. Народное собрание в Афинах

Главным и решающим органом власти в Афинах было Народное собрание. На Народное собрание собирались все граждане независимо от их имущественного положения, проживавшие в городе Афинах, Пирее, в Аттике, на других территориях, входивших в состав Афинского государства (например, жители островов). Женщины не имели права участвовать в политической и общественной жизни.

Народное собрание обладало широкими полномочиями. Здесь принимались государственные законы, утверждалось объявление войны и заключение мира, результаты переговоров с другими государствами, ратифицировались договоры с ними. На Народном собрании избирались должностные лица, магистраты Афинского государства, обсуждались отчеты после их годичного управления, решались дела по продовольственному снабжению города, контролировались сдача в аренду государственных имуществ, земель и рудников, утверждались наиболее крупные завещания. Оно осуществляло контроль за воспитанием юношей готовящихся к получению гражданских прав.

В компетенцию Н.С. входило проведение такого чрезвычайного мероприятия по охране государственного строя от происков знатных лиц, как остракизм, т.е. изгнание на 10 лет всякого лица, заподозренного в намерении свергнуть демократический строй.

Важнейшим делом Н.С. было обсуждение и утверждение государственного бюджета, дарование гражданства иностранцам, хотя это случалось крайне редко. Оно выступало не только в качестве законодательного органа своего государства, но и контролировало ситуацию в сферах управления и администрации.

Н.С. в Афинах собиралось в строго определенные сроки: раз в 9 дней или 4 раза в 36 дней, а вся годовая деятельность состояла из 10 циклов. Чтобы упорядочить работу Н.С., на каждое из них выносились свои важные вопросы. Скажем, на первом обсуждались военные, продовольственные, чрезвычайные заявления, проводилась проверка правильности избрания соответствующих магистратов. На втором - рассматривались ходатайства по личным и общественным делам и т.д. Повестка дня предварительно готовилась и обсуждалась Советом, председатели собрания избирались на один день по жребию.

В Н.С. был принят довольно демократический порядок обсуждения повестки дня. Выступить по обсуждаемому вопросу мог каждый гражданин, однако не допускалось непристойное поведение на ораторской трибуне. Каждый Афинский гражданин независимо от его имущественного положения имел право внести на обсуждение проект закона, который мог быть принят на Н.С. . Афинские граждане активно участвовали в рассмотрении всех вопросов, они тщательно проверяли отчеты должностных лиц и особенно расходование общественных денег.

Участвовать в работе Н.С. имел право каждый афинский гражданин, в том числе и человек бедный, однако не все бедняки могли реально принимать участие в довольно многочисленных заседаниях, длившихся иногда целый день. Ведь им нужно было кормить семью, зарабатывать необходимые для этого средства. Чтобы привлечь к работе Н.С. самый низший слой афинского гражданства, в начале 4 века до н.э. был принят закон (по предложению Агиррия), устанавливающий вознаграждение за посещение Н.С. в размере 3 оболов, средней заработной платы афинского ремесленника в день.

Однако, несмотря на принятые меры, далеко не все лица, имевшие гражданские права, могли принять участие в его работе. Ведь многие граждане жили вдали от Афин, и им было трудно туда приезжать. Обычно завсегдатаями народных собраний были граждане, проживающие в Афинах, Пирее или их окрестностях, так что из общего количества граждан 30 - 40 тыс. обычно в народных собраниях присутствовало около 3 - 5 тыс. человек. Вот почему для решения особо важных дел требовалось наличие кворума хотя бы в 6 тыс. человек, и это количество собиралось не без труда.

Большевизация России (1917-1921): формирование однопартийной системы, экономические опыты, новая внешнеполитическая доктрина

Всероссийскому Учредительному собранию история отвела всего один день жизни -- 5 января 1918 г. Измотанные напряженным ожиданием его открытия, а затем и многочасовыми ожесточенными прениями...

В.И. Срезневский - крупный учёный в области литературоведения и истории, филолог, палеограф, специалист в области рукописной книги

Наряду с рукописными материалами Срезневский собирал в фонд Рукописного отделения и печатные материалы, относящиеся к истории революционно-освободительного движения в России. Запрещённая литература поступала в Библиотеку и ранее. Известно...

Государство и право Древней Греции

Образование Афинского государства связано с именем греческого героя Тезея, объединившего четыре племени. Город стал средоточием людей, принадлежащих к племенам, родам, фратриям...

Губернские и уездные собрания являлись представительными органами дворянского общества...

Дворянские корпорации в ХIХ – начале ХХ вв.

Дворянское депутатское собрание включало губернского предводителя дворянства и по одному представителю от уезда, избираемому на три года. Оно рассматривало материалы и доклады к предстоящему губернскому собранию...

К началу ХХ века в Гайнской волости действовали 4 начальные школы: 3 земские и одна церковно-приходская. В земском училище в Гайнах обучалось в 1900г. уже 44 мальчика и 20 девочек. В 1903г. в Гайнской волости появилось Имасское начальное училище...

История развития образования в Гайнском районе

60-е - 80-е гг. ХХ века считаются периодом наивысшего развития промышленного и сельскохозяйственного производства и культурного строительства в Гайнском районе. Открывались новые населенные пункты, резко увеличились объемы лесозаготовок...

История России

Политические партии и идея Учредительного Собрания. Июльский кризис...

Начало интересующего нас периода в истории Древних Афин было ознаменовано Греко-персидскими войнами, в которых прекрасно себя показали греческие воины и греческая политическая система. Тем не менее...

Культура и политика в Афинах в V в. до н.э.

Как и в других областях жизни, в культуре V в. до н. э. наблюдается сочетание традиционных черт, восходящих к архаической и еще более ранним эпохам, и совершенно иных, порожденных новыми явлениями в социально-экономической и политических сферах...

Особенности управления Российским государством на разных этапах его развития

Вемче (общеславянское; от славянского «в?тъ» - совет) - народное собрание в древней и средневековой Руси для обсуждения общих дел и непосредственного решения насущных вопросов общественной...

Воспитанию и обучению детей и юношества в Афинах придавалось большое значение. Афиняне стремились при этом к сочетанию умственного, нравственного, эстетического и физического развития человека, поскольку считали идеальным того...

Система физического воспитания в Афинах

Расцвет физической культуры Афин приходится на VI - начало IV вв. до н.э. Для осуществления функций власти в городе-государстве, живущем ремеслом и торговлей в условиях рабовладельческой демократии, требовались гораздо более сложные средства...

Спартанский полис

Верховным органом власти в Спарте считалось Народное собрание - апелла, - фактически лишенное законодательной власти и не игравшее значительной роли в политической жизни страны. Оно созывалось по решению должностных лиц...

Становление советского государства

27 октября 1917 г. ВЦИК на своем первом заседании постановил провести выборы в Учредительное собрание в назначенный еще Временным правительством срок, 12 ноября 1917 г. Выборы состоялись по спискам, составленным еще до революции. Например...

Loading...Loading...