Межпредметные связи географии с другими науками. Связь географии с физикой, химией, математикой, биологией, экологией

Не существует ни одной абсолютно изолированной от других знаний науки. Все они тесно переплетены друг с другом. И задача любого учителя или преподавателя - максимально раскрыть эти межпредметные взаимосвязи. В этой статье мы детально рассмотрим связи географии с другими науками.

Межнаучные связи - что это такое?

Межнаучные (или межпредметные) связи - это взаимосвязи между отдельными дисциплинами. В ходе учебного процесса они должны устанавливаться учителем (преподавателем) и учащимся. Выявление таких связей обеспечивает более глубокое усвоение знаний и способствует более эффективному их применению на практике. Поэтому учителю необходимо акцентировать особое внимание на этой проблеме при изучении любой науки.

Выявление межпредметных связей - это важный фактор построения содержательной и качественной системы образования. Ведь их осознание учеником позволяет ему более глубже познать объект и задачи конкретной науки.

Науки, изучающие природу

Система наук, изучающих природу, включает в себя физику, биологию, астрономию, экологию, географию и химию. Их еще называют естественными научными дисциплинами. Пожалуй, главное место среди них принадлежит физике (ведь даже сам термин переводится как "природа").

Взаимосвязь географии с другими науками, изучающими природу, очевидна, ведь у всех у них - общий объект исследования. Но почему же тогда его изучают разные дисциплины?

Все дело в том, что знание о природе очень многогранно, оно включает множество разных сторон и аспектов. И одна наука постигнуть его и описать просто не в состоянии. Именно поэтому исторически сформировалось несколько дисциплин, которые изучают разные процессы, объекты и явления, происходящие в окружающем нас мире.

География и другие науки

Интересно, что вплоть до XVII века наука о Земле была единой и целостной. Но со временем, по мере накопления новых знаний, объект её изучения все более усложнялся и дифференцировался. Вскоре от географии откололась биология, а затем и геология. Позже еще несколько наук о Земле стали самостоятельными. В это время на основе изучения различных компонентов географической оболочки формируются и укрепляются связи географии с другими науками.

Сегодня в структуре географической науки значится не менее пятидесяти различных дисциплин. Каждая из них отличается своими методами исследований. В целом география делится на два больших раздела:

  1. Физическая география.
  2. Социально-экономическая география.

Первая изучает природные процессы и объекты, вторая - явления, которые происходят в обществе и экономике. Зачастую связь между двумя узкими дисциплинами из разных разделов учения может и вовсе не прослеживаться.

С другой стороны, связи географии с другими науками очень тесные. Так, наиболее близкими и "родными" для нее являются:

  • физика;
  • биология;
  • экология;
  • математика (в частности, геометрия);
  • история;
  • экономика;
  • химия;
  • картография;
  • медицина;
  • социология;
  • демография и другие.

Причем на стыке географии с другими науками часто могут формироваться совершенно новые дисциплины. Так, к примеру, возникла геофизика, геохимия или медицинская география.

Физика и география: связь между науками

Физика - это, по сути, и есть чистая Данный термин встречается в работах древнегреческого мыслителя Аристотеля, который жил еще в IV-III ст. до нашей эры. Именно поэтому связь географии с физикой очень тесная.

Сущность атмосферного давления, зарождение ветра или особенности формирования ледниковых форм рельефа - раскрыть все эти темы очень сложно, не прибегнув к знаниям, полученным на уроках физики. В некоторых школах даже практикуют проведение в которых органично сплетены физика и география.

Связь этих двух наук в рамках школьного образования помогает ученикам глубже познать учебный материал и конкретизировать свои знания. Кроме того, она может стать инструментом у школьников к "смежной" науке. Например, ученик, который ранее не очень ладил с физикой, может вдруг полюбить её на одном из уроков географии. В этом заключается еще один важнейший аспект и польза межпредметных связей.

Биология и география

Связь географии с биологией, пожалуй, наиболее очевидна. Обе науки изучают природу. Вот только биология концентрирует свое внимание на живых организмах (растения, животные, грибы и микроорганизмы), а география - на абиотических её компонентах (горные породы, реки, озера, климат и т. п.). Но поскольку связь между живыми и неживыми компонентами в природе очень тесная, это значит, что и данные науки априори связаны.

На стыке биологии и географии сформировалась абсолютно новая дисциплина - биогеография. Главный объект её изучения - биогеоценозы, в которых и взаимодействуют биотические и абиотические компоненты природной среды.

Эти две науки также объединяет вопрос В поисках правильного ответа на него географы и биологи консолидируют все свои усилия.

Экология и география

Эти две науки взаимосвязаны настолько тесно, что иногда предмет их исследования даже отождествляют. Решение любой экологической проблемы просто невозможно без обращения к аспектам географической науки.

Особенно прочной является связь экологии с физической географией. Она вылилась в формирование совершенно новой науки - геоэкологии. Впервые этот термин ввел Карл Тролль в 1930 годах. Это комплексная прикладная дисциплина, изучающая структуру, свойства и процессы, которые проходят в среде обитания человека, а также других живых организмов.

Одной из ключевых задач геоэкологии является поиск и разработка методов рационального природопользования, а также оценка перспектив устойчивого развития конкретных регионов или территорий.

Химия и география

Еще одна дисциплина из класса естественных наук, которая имеет довольно тесные связи с географией, - это химия. В особенности она взаимодействует с географией почв и почвоведением.

На основе этих связей возникли и развиваются новые научные отрасли. Это, в первую очередь, геохимия, гидрохимия, химия атмосферы и геохимия ландшафтов. Изучение некоторых тем географии просто невозможно без соответствующих знаний химии. Прежде всего речь идет о следующих вопросах:

  • распространение химических элементов в земной коре;
  • химическая структура почвы;
  • кислотность грунтов;
  • химический состав вод;
  • соленость океанической воды;
  • аэрозоли в атмосфере и их происхождение;
  • миграция веществ в литосфере и гидросфере.

Усвоение данного материала учащимися будет проходить более эффективно в условиях интегрированных уроков, на базе лабораторий или кабинетов химии.

Математика и география

Отношения между математикой и географией можно назвать очень близкими. Так, научить человека пользоваться географической картой или планом местности без элементарных математических знаний и навыков невозможно.

Связь математики с географией проявляется в существовании так называемых географических задач. Это задания:

  • на определение расстояний по карте;
  • на определение масштаба;
  • на вычисление высоты горы по температурным градиентам или градиентам давления;
  • на расчеты по демографическим показателям и тому подобное.

Кроме этого, география в своих исследованиях очень часто использует математические методы: статистический, корреляционный, моделирования (в том числе компьютерного) и другие. Если же говорить о экономической географии, то математику и вовсе можно смело назвать её "сводной сестрой".

Картография и география

Связь этих двух научных дисциплин ни у кого не должна вызывать ни малейших сомнений. Ведь карта - это язык географии. Без картографии эта наука просто немыслима.

Существует даже особый метод исследований - картографический. Он заключается в получении нужной для ученого информации из различных карт. Таким образом, географическая карта из обычного продукта географии превращается в источник важных сведений. Данный метод исследований применяется во многих учениях: в биологии, истории, экономике, демографии и так далее.

История и география

"История есть география во времени, а география - это история в пространстве". Эту необычайно точную мысль выразил Жан-Жак Реклю.

История связана исключительно с общественной географией (социальной и экономической). Так, при изучении населения и экономики конкретной страны нельзя обойти стороной её историю. Таким образом, юный географ априори должен в общих чертах разбираться в исторических процессах, которые протекали на определенной территории.

В последнее время в среде ученых появляются идеи о полной интеграции этих двух дисциплин. А в некоторых вузах уже давно созданы смежные специальности "История и география".

Экономика и география

География и экономика также очень близки. По сути, результатом взаимодействия между этими двумя науками стало появление совершенно новой дисциплины под названием экономическая география.

Если для экономтеории ключевым является вопрос "что и для кого производить", то экономическую географию интересует прежде всего другое: как и где производятся те или иные блага? А еще данная наука пытается выяснить, почему производство того или иного продукта налажено именно в этой (конкретной) точке страны или региона.

Экономическая география зародилась еще в середине XVIII века. Её отцом можно считать величайшего ученого М. В. Ломоносова, который ввел в обиход этот термин в 1751 году. Вначале экономическая география носила чисто описательный характер. Потом в сферу её интересов вошли проблемы размещения производственных сил и урбанизации.

На сегодняшний день экономическая география включает в себя несколько отраслевых дисциплин. Это:

  • география промышленности;
  • сельского хозяйства;
  • транспорта;
  • инфраструктуры;
  • туризма;
  • география сферы услуг.

В заключение...

Все науки связаны друг с другом в большей или меньшей степени. Связи географии с другими науками также довольно тесные. Особенно если речь идет о таких дисциплинах, как химия, биология, экономика или экология.

Одна из задач современного учителя - выявить и показать ученику межпредметные связи на конкретных примерах. Это крайне важное условие для построения качественной системы образования. Ведь от комплексности знания напрямую зависит эффективность его применения для решения практических задач.

6 сентября 2017

Несмотря на то, что эпоха великих географических открытий осталась далеко позади, а дальние путешествия под парусом и восхождения на вершины превратились в спорт, географическая наука все еще активно развивается. Однако сегодня ее развитие тесно связано с другими науками, такими как геофизика, информатика, астрономия и политология.

Связь современной географии с другими науками

В XXI веке география утрачивает концептуальное единство, уступая место новым и все более разнообразным направлениям, уделяющим большое внимание взаимодействию человека и окружающей среды, регионализму и работе с большими массивами данных.

Таким образом, можно смело говорить об очевидной связи географии с социологией, информатикой, культурологией и политологией. Процесс все большей дифференциации является закономерным и наблюдается на протяжении всего становления и развития науки о Земле. Однако современная тенденция включает не только дифференциацию географии, но и интеграцию ее с другими науками.

Современные технические средства, такие как спутники, сейсмологические и метеорологические станции, поставляют ученым огромные массивы данных, которые нуждаются в обработке. И здесь на помощь географам приходит современный раздел информатики, специализирующийся на так называемых big data - больших данных.


Рекреационная география и урбанистика

На стыке социологии, экономики и экономической географии возникает новое направление, получившее название урбанистики. Эта система знаний имеет своей целью построение наиболее комфортного для проживания городского пространства.

Для этой цели используется многолетний опыт накопленный исследователями в Европе и Америке. И такое городское строительство невозможно без адекватного понимания местных географических условий, что в очередной раз указывает на большое значение связи современной географии с другими науками. Например, делать велодорожки в городах, находящихся за полярным кругом, некоторые исследователи полагают нецелесообразным.

Также урбанистика была бы невозможна без точных данных об уровне экономического и социального развития города, региона и страны в целом. Связь современной географии с другими науками приобретает все большее значение из-за с усилившейся конкуренцией на международном рынке.

Но кроме местных жителей, качественная городская среда имеет значение и для туристов, так как все большее значение в мировой экономике приобретает туризм, на службе которого находится, кроме прочего, и рекреационная география, которая занимается изучением географических, климатических и культурологических особенностей региона, который нуждается в привлечении туристов.

Видео по теме

География и экология

Наиболее очевидную связь современной географии с другими науками для 5 класса можно проиллюстрировать примером экологии и географии. Эти две науки постоянно соседствуют на современных научных конференциях.

Учитывая интенсивные изменения климата и все большее внимание, уделяемое мировой общественностью проблеме глобального потепления, не стоит удивляться, что география все чаще соприкасается с экологией, климатологией и социальными науками. Ведь связь современной географии в динамично изменяющемся мире имеет гуманитарное измерение.

Источник: fb.ru

Актуально

Разное
Разное

Несмотря на то, что эпоха великих географических открытий осталась далеко позади, а дальние путешествия под парусом и восхождения на вершины превратились в спорт, географическая наука все еще активно развивается. Однако сегодня ее развитие тесно связано с другими науками, такими как геофизика, информатика, астрономия и политология.

Связь современной географии с другими науками

В XXI веке география утрачивает концептуальное единство, уступая место новым и все более разнообразным направлениям, уделяющим большое внимание взаимодействию человека и окружающей среды, регионализму и работе с большими массивами данных.

Таким образом, можно смело говорить об очевидной связи географии с социологией, информатикой, культурологией и политологией. Процесс все большей дифференциации является закономерным и наблюдается на протяжении всего становления и развития науки о Земле. Однако современная тенденция включает не только дифференциацию географии, но и интеграцию ее с другими науками.

Современные технические средства, такие как спутники, сейсмологические и метеорологические станции, поставляют ученым огромные массивы данных, которые нуждаются в обработке. И здесь на помощь географам приходит современный раздел информатики, специализирующийся на так называемых big data - больших данных.

и урбанистика

На стыке социологии, экономики и экономической географии возникает новое направление, получившее название урбанистики. Эта система знаний имеет своей целью построение наиболее комфортного для проживания городского пространства.

Для этой цели используется многолетний опыт накопленный исследователями в Европе и Америке. И такое городское строительство невозможно без адекватного понимания местных географических условий, что в очередной раз указывает на большое значение связи современной географии с другими науками. Например, делать велодорожки в городах, находящихся за полярным кругом, некоторые исследователи полагают нецелесообразным.

Также урбанистика была бы невозможна без точных данных об уровне экономического и социального развития города, региона и страны в целом. Связь современной географии с другими науками приобретает все большее значение из-за с усилившейся конкуренцией на международном рынке.

Но кроме местных жителей, качественная городская среда имеет значение и для туристов, так как все большее значение в мировой экономике приобретает туризм, на службе которого находится, кроме прочего, и рекреационная география, которая занимается изучением географических, климатических и культурологических особенностей региона, который нуждается в привлечении туристов.

География и экология

Наиболее очевидную связь современной географии с другими науками для 5 класса можно проиллюстрировать примером экологии и географии. Эти две науки постоянно соседствуют на современных научных конференциях.

Учитывая интенсивные изменения климата и все большее внимание, уделяемое мировой общественностью проблеме глобального потепления, не стоит удивляться, что география все чаще соприкасается с экологией, климатологией и социальными науками. Ведь связь современной географии в динамично изменяющемся мире имеет гуманитарное измерение.

  • Автоматизированное рабочее место. Его состав, функции, аппаратное и программное обеспечение.
  • Адаптационные изменения в сердечно-сосудистой системе.
  • Административно-общественный контроль в системе управления охраной труда
  • Администрация предприятий, учреждений в системе административного права.
  • Азиатский способ производства имел место в регионах Земли
  • Акцизы,их роль и функции в налоговой системе. Понятие налогоплательщиков для целей исчесления акцизов.Понятие подакцихных товаров.
  • Первоначально как и любая из научных дисциплин, на первичном этапе своего развития, география была слита воедино с другими отраслями общественного бытия (синкретичность)– с философией, с мифологией и т.д. Постепенно происходит ее обособление как научного знания. Однако на ранних этапах своего развития, География была тесно связана и с другими научными знаниями: путешественники описывали новые земли с точки зрения природы, сельского хозяйства, этнографии и т.д. Т.е. география развивалась совместно с биологией, зоологией, этнографией и т.д., а ученые того времени были «учеными-энциклопедистами». Возникли переходные дисциплины как геоботаника, биогеография, историческая география и т.д. Таким образом свое развитие получили процессы дифференциации науки (обратные интеграционным в настоящее время).

    В наше время, в связи с прогрессирующим усложнением системы научного знания, и география в целом, и каждая географическая дисциплина в частности, взаимодействуют с огромным количеством различных наук.

    Все взгляды географов всегда были подвержены воздействию методологических установок других наук. В целом, можно выделить три источника наиболее сильных воздействий:

    1. Естественные науки, где физика выдвинулась на первое место в плане разработки наиболее убедительной парадигмы научного объяснения (наиболее высокий уровень теоретизации знаний).

    2. Социология и близкие к ней науки.

    3. История – оказавшее существенное воздействие на мышление географов (введение на ряду с пространственным мышлением и временного или исторического).

    Природа Земли организована как минимум на трех уровнях одновременно: комплексном, компонентном и элементарном.

    Последний – уровень материальных тел и процессов изучается и другими естественными науками. Географ изучает определенный компонент как бы сам по себе, во взаимосвязи с другими компонентами географической оболочки, в то время как другие естественные науки изучают их закономерности функционирования и развития. Однако в дальнейшем возникла необходимость иметь информацию о характере и темпах действий процессов, установить взаимосвязь между ними и факторами, которые на них влияют. Произошла смена описательного характера географии сущностным, в котором возникла необходимость углубленных знаний именно про процессы (пример: не просто описывать поверхность выравнивания как результата абразии, а знать характер и темп развития процессов разрушения берегов).



    География обогащает социальные науки новыми материалами и идеями. Изучение конкретных проявлений взаимодействий общества и природы как на региональном так и в глобальном масштабе имеют общеметодологическое значение, хотя географам здесь будет принадлежать главная роль в исследовании. Геометод при этом рассматривается философом Б.М. Кедровым как методологическая роль географии.

    Особенность взаимодействия географии с другими науками заключалась в следующем. Почти до середины 20-го века наблюдалась тесная связь географии с историей. Эта связь отображалась на многих уровнях преподавания географических дисциплин. В последнее время заметно выросли связи географии с экологическими знаниями, все в большей мере внимание концентрируется на взаимодействии общества с окружающей средой.

    В последнее время также происходит активная математизация географических дисциплин. Важными стимулами здесь являются развитие космического землеведения и необходимость географического мониторинга окружающей среды, развитие международных статистических систем и актуальность интеграции демографической, социально-экономической и политической информации. Необходимость построение сложных математических и картографических моделей развития ПТК и социально-экономических территориальных комплексов так же требует использование математического аппарата.



    Тесна связь географии с информатикой – развитие ГИС тому яркий пример. Именно на стыке этик наук возникла возможность автоматизации картографии, обработки космической информации, создание геопорталов и пространственно-распределенных географических банков данных.

    Наиважнейшим результатом информатизации географического знания становится постепенная консолидация, а в перспективе и интеграция географических дисциплин на базе информационной парадигмы. Современные исследования непременно необходимо проводить на общенаучном базисе, что непосредственно связанно с информатикой, а через нее и с математикой, кибернетикой, системным подходом и синергетикой.

    Базового значения для такой интеграции географических знаний приобретает создание банков данных и ГИС. Именно общность построения последних для любой теории может стать новой общей программой для всех географических дисциплин.

    При этом, информатика в ряде случаев заставляет серьезно корректировать сами методологические принципы географического знания. Географические проблемы классификации, таксономии, районирования при решении их на информационной основе требуют переосмысления и дальнейшего усовершенствования методолого-теоретического охвата географии.

    Новые подходы, тесно связанные с теорией информатизации, системным анализом и синергетикой привели к осознанию взаимосвязанных географических процессов: пространственной организации, пространственного управления и самоуправления или самоорганизации систем. Эти процессы можно найти в любом географическом процессе – миграция населения, землепользование, размещение производств и т.д.

    Необходимо подчеркнуть, что география – наука с высоким мировоззренческим потенциалом, тесно связана с всей системой культуры. География во многом формирует общественное сознание (географическая картина мира).

    Наряду с преемственностью основных принципов периода «новой географии» с классическими описаниями стран и народов, созданием многотомных произведений в основных странах мира происходили глубокие изменения в отношении внутренней структуры географической науки, применяемых методов исследований, решаемых задач и содержания географических работ. Все в большей степени происходило обособление физической и социально-экономической географии. Процесс дифференциации захватил и обе главные ветви географической науки. Получили развитие политическая география, география культуры, электоральная география. Процессы дифференциации географического древа сопровождались поисками синтеза, создания теоретической основы, которая бы соединила быстро отдаляющиеся направления географической науки. В 1922 г. был образован Международный географический союз , проводивший регулярные научные конгрессы в различных странах по темам, определявшим в тот или иной период наиболее значительный интерес в ученом мире (по актуальным темам) , включая поиски в теоретической географии, в методах исследований.

    В 20-е и 30-е гг . постепенно уменьшалась доля работ классического типа, в которых природа, население и хозяйство рассматривались как части единого знания о человеке и среде его обитания. Происходило все более ясное размежевание географии на ветви природную и социально-экономическую. Одновременно усиливался интерес к социальным и политическим проблемам, к географии человека. В физической географии доминировали покомпонентные исследования с главным вниманием проблемам геоморфологии, в меньшей степени - климата и внутренних вод и еще меньше биогенным компонентам.

    В 40-е и 50-е гг . возобладали вопросы практической направленности, проблемы детального изучения территорий с задачей научного обеспечения усилий по эксплуатации природно-ресурсного потенциала.

    В 60-е и 70-е гг. стали обнаруживаться явные признаки исчерпания минерально-сырьевых ресурсов и все более угрожающего накопления отходов человеческой деятельности . Была создана общественная организация «Римский клуб», объединившая виднейших ученых и политиков мира, озабоченных изменениями условий людской жизнедеятельности. Усилился интерес к теоретическим проблемам географии, к поиску концепций, объединяющих природное и социально-экономическое направления географии. В качестве объединяющей идеи была провозглашена математизация географических исследований, формализация данных о природных и социально-экономических явлениях. Период поисков применения математических методов в географии получил название «количественной революции».

    80-е и 90-е гг. характерны креном в проблемы регионализма и глобализма на основе экологической концепции. Быстрая дифференциация, появление узкоспециализированных, часто маргинальных, направлений делает проблематичным не только формирование единых теоретических концепций, но и общение на «понятном языке» самих географов

    22. Система географических наук, ее связи с другими науками, проблемы развития.

    География как наука едина, ее отдельные ветви не изолированы одна от другой и многократно перекрываются. Поэтому всякая классификация наук условна. Очевидно, можно по-разному строить системы наук исходя из различных критериев. Общий принцип - естественная связь и определенная соподчиненность, или иерархичность, самих объектов исследования (этот вопрос уже затрагивался выше при обсуждении объектов географического исследования).

    В процессе исторического развития географии прогрессировала ее дифференциация, которой не смогло противостоять стремление к интеграции. В результате география распалась на множество отраслей, и ее расползание в разные стороны, которое В.В.Докучаев констатировал сто лет назад, не прекращается. Всю совокупность существующих отраслей географии объединяют разными терминами: группа, семья, семейство, комплекс, система наук. В. Б. Сочава удачно называл географию ассоциацией наук, но постепенно стало привычнее определять географию как систему наук.

    Для современной науки характерны перекрытия между различными дисциплинами. Самые актуальные научные проблемы нашего времени имеют междисциплинарный характер, для их решения необходимы совместные усилия многих специалистов, а исследования по общей проблематике стирают грани между науками.

    География состоит из двух больших блоков. Каждый из этих блоков отвечает понятию системы наук в силу тесной взаимосвязанности изучаемых объектов, наличия общих теоретических основ и непосредственных рабочих контактов между специалистами. Что касается взаимных связей между естественно-географическим и общественно-географическим блоками, то в теории в различных определениях географии такие связи декларируются. Однако на практике оказывается, что физико-географы часто легче находят общий язык и вступают в контакты с представителями смежных естественных наук (геологами, геохимиками, биологами и др.), чем со своими коллегами по социально-экономической географии. У последних же, как правило, оказывается больше общего с другими специалистами в области общественных наук, чем с физико-географами.

    Термин «система наук» применительно к географии впервые употребил С. В. Калесник в 1959 г. и тогда же предложил классификацию географических наук, которая была им уточнена в 1972 г. В этой классификации выделены четыре группы наук : 1) естественно-географические, 2) общественно-географические, 3) картография, 4) объединенные дисциплины. Каждая группа (кроме картографии) охватывает ряд отраслевых дисциплин (всего их оказалось 18). К. последней группе отнесены страноведение, краеведение, военная география, медицинская география. В настоящее время перечень отраслевых дисциплин должен быть существенно расширен, некоторых уточнений требует группа объединенных дисциплин. Однако классификация С. В. Калесника в основе не потеряла своего значения. Известны некоторые более поздние варианты классификации географических наук, но они не содержат каких-либо новых подходов.

    Э.Б.Алаев в 1983 г. попытался ввести более строгую субординацию в классификацию путем разбивки всех частных, или отраслевых, подразделений географии на пять иерархичных ступеней :

    а) система наук - география в целом;

    б) семейство наук - природоведческая и обществоведческая география;

    в) комплекс наук (дисциплин) - физическая география, биогеография, социально-экономическая география;

    г) отрасль - отдельные крупные элементы комплекса наук (зоогеография, география населения);

    д) раздел - для наук, изучающих часть общего объекта (география сельского населения - раздел географии населения, океанология раздел гидрологии), или направление - объект не меняется, меняется метод, подход (агроклиматология - направление в климатологии).

    Историческая физическая география определялась С. В. Калесником как палеогеография исторического периода. Данная отрасль пока еще находится в начальной стадии формирования, но ее развитие имеет широкие перспективы и большое интеграционное значение для системы географических наук. Основным предметом этой отрасли можно считать исследование изменения геосистем за историческое время в процессе взаимодействия человека с географической средой.

    Наконец, в составе комплексной физической географии особо выделяется региональная физическая география . В традиционном представлении, это описательная или учебная дисциплина, обобщающая данные отраслевых физико-географических наук об отдельных природных компонентах по тем или иным территориальным подразделениям (странам, природным или экономическим районам и т.д.). Но в строго научном значении, региональная физическая география дает комплексную характеристику геосистем и различных территорий, независимо от их размеров и границ, опираясь на принципы физико- географического (ландшафтного) районирования.

    Таким образом, формирование системы географических наук - непрерывный процесс. В настоящее время он находится в стадии активного поиска новых направлений и в то же время путей противодействия дальнейшему «расползанию» географии.

    СИ геогр. наук имеет различное толкование в зарубежных и российских(советских) геогр-их школах. Следует отметить, что часть дисциплин, традиционно относимых к гео, многими рассм-ся как отд. науки или как науки, входящие в другие комплексы наук. Так геоморфологию относят к геологии, почвоведение выделяют как отд. науку и т. п. Связано это с проблемой «растаскивания» географии по частным дисциплинам и, как правило, происходит вследствие отсутствия геогр. культуры и знания истории предмета у специалистов других областей науки, занимающихся частными иссл-ми в геогр. сфере. Удачной является приводимая А. Г. Исаченко система геогр. наук:

    1. подсистема физико-геогр. наук (физгео (объект исслед-я ГО, изучение отд. компонентов ГО, набл. процессы интеграции); общее землеведение, ландшафтоведение, палеогеография, региональная физическая география. Отраслевые дисциплины: геоморфология, климатология, гидрология, океанология, гидрогеология, гляциология, криолитология, почвоведение, биогеография

    2.подсистема общественно-геогр. наук (соц-эконом. гео (объект исслед-я - территориальная организация общества и образующие ее соц-эк. подСИ: гео населения и соц/гео, экон/гео, гео. культуры, полит. гео).

    З. картография

    4. смешанная группа наук (междисципл. науки): военная гео. медицинская гео. рекреационная гео. мелиоративная гео., гео. прир. ресурсов, топонимика

    5.общегеографические (интеграционные науки): страноведение, истор. география, география океана, геоэкология, теоретич. География

    Loading...Loading...