Психологические основы выживания в чрезвычайных ситуациях. Начинается слабый снег

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

ТЕМА № 7

Г. Нижнекамск


МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

ТЕМА № 7:

Основы выживания в различных чрезвычайных ситуациях

Г. Нижнекамск

Учебно-методический центр по гражданской обороне и

Чрезвычайным ситуациям г. Нижнекамск

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

ТЕМА № 7

Основы выживания в различных чрезвычайных ситуациях

Методическая разработка

Обсуждена и одобрена

На методическом совещании

УМЦ по ГО и ЧС

Г. Нижнекамска

Протокол № ________

От “____”_________ 2004 г.

Г. Нижнекамск

Учебные цели:

Довести до слушателей как организуется выживание в различных ЧС.

Время: 2 часа.

Метод проведения: Лекция.

Место: класс.

Учебные вопросы и расчет времени:

Вводная часть:

Проверка подготовленности обучаемых - 5 мин.

Основная часть (изучение вопросов темы):

1. Основы выживания, оптимальные и экстренные

условия жизнеобеспечения человека. Порог выживаемости

человека (условия, время, возможность возвращения к жизни) - 20 мин.

2. Физиологические оспекты выживаемости человека.

Возможные последствия для организма человека, пребывающего

в экстремальных условиях. - 30 мин.

3. Экстремальные условия и их влияние на человека (жара, холод, ветер, пыль, смешенные условия - 20 мин.

4. Выживание в природной среде. Орзанизация жилья, укрытий, питания, охраны. Определение места нахождения. Защита от животных и насекомых. Перемещение в природной среде - 20 мин.

Заключение:

Подведение итогов занятия - 5 мин.

Литература и методические пособия:

1. Учебник выживание в экстремальных ситуациях.-М.: ООО Изд-во Яуза, 2002.-352 с.



2. Библиотечка по защите населения в чрезвычайных ситуациях: Выпуск 1. Чрезвычайные ситуации природного характера/ Под общ. ред. Воробьева Ю.Л.-М.: ЗАО “Папирус”, 1998. - 48с.

3. Учебник спасателя: Под общей ред. Ю. Л. Воробьева. -М., 1997.-520с.

Материальное обеспечение:

Плакаты, схемы.

В начале занятия преподаватель объявляет тему, учебные цели, учебные вопросы занятия, которые надлежит усвоить и порядок их обработки.

Затем руководитель занятия переходит к изложению материала темы согласно поставленных вопросов в данной разработке.

В ходе всего занятия преподаватель организует обмен мнениями, добиваясь правильных ответов.

Занятие заканчивается подведением итогов, на которое следует отвести от 2 до 5 минут учебного времени.

Вопрос 1.

Основы выживания, оптимальные и экстренные условия жизнеобеспечения человека. Порог выживаемости человека (условия, время, возможность возвращения к жизни)

Основы

В основе выживания лежат простые вещи ваша психологическая подготовка, одежда, которую вы носите, и все, что берете с собой. Чтобы вы­жить, вам необходимо овладеть искусством вы­живания, особенно психологическим его аспектом, поскольку от этого в конечном счете и зависит, останетесь вы в живых или погибнете

Психология выживания

Чтобы выжить, вам необходимы навыки выживания, но только они одни вас не спасут. Прежде всего вам нужно правильное отношение к ситуации. Все знания в пире теряют свою ценность, если у вас не будет воли к жизни.

Воля к жизни есть основополагающий фактор в пиковой ситуации. Известно, что разум может сдаться быстрее тела, но с установкой на выживание человек обретает огромные возможности выкарабкаться.

Подумайте об этом. Независимо от того, в какой сложной ситуации вы оказались, помните - у вас есть необходимые ре­сурсы, чтобы преодолеть любые трудности. Это ваша сила духа и ваши физические возможности. Заставьте их эффек­тивно работать на себя - и вы добьетесь прекрасных резуль­татов.

КАК СКОНЦЕНТРИРОВАТЬ СВОЙ РАЗУМ НА ВЫЖИВАНИИ

Две огромные опасности для жизни таятся в нашем собст­венном мозгу. Это стремление к комфорту и пассивное созер­цание. Если их вовремя не подавить, они могут привести к деморализации и гибели. К счастью, с обеими этими угроза­ми может легко справиться каждый.

Стремление к комфорту является следствием современ­ных городских условий жизни. Западные их стандарты сдела­ли людей изнеженными, потому что большинство из них ого­рожено от агрессии сил природы и окружающей среды. За­падные люди - возможно, и вы в том числе - живут и работа­ют в теплых, уютных и надежных зданиях, к их услугам вы­сококлассная система здравоохранения и гарантированное снабжение продуктами питания и водой.

В экстремальной ситуации у вас, вероятно, ничего такого не будет, по крайней мере сначала. Вы будете располагать лишь одеждой, которая на вас надета, - ни пищи, ни воды, ни убежища Внезапное исчезновение привычных комфортных условий, которыми вы пользовались не задумываясь, само по себе является большим ударом по вашему самообладанию и может привести к полной деморализации Как же бороться с этим опасным состоянием разума, вызванным потерей ве­щей, которые вы считали безусловно необходимыми для нор­мальной жизни?

Во-первых, необходимо для себя уяснить, что ценности современной цивилизации не принципиальны для решения проблемы выживания Просто отбрось их Ведь можно же обойтись без деликатесов на обед, телевизора или кондици­онера Во-вторых, вам придется понять, что дискомфорт, ко­торый вы испытываете, - ничто по сравнению с бедами, кото­рые свалятся на вас в случае, если вы предадитесь унынию и жалости к себе.

Пассивное созерцание также является следствием приоб­щения к благам цивилизации. Бюрократическое общество из­бавляет человека от ситуаций, в которых необходимо принять критическое для жизни решение. Практически все решения, которые мы принимаем, повседневны и банальны Инициати­ва чахнет, и большинство людей склонно к пассивному, поч­ти овечьему созерцанию. Однако, попав в нештатную ситуа­цию, вы обязаны будете действовать независимо, абсолютно самостоятельно принимать все решения. Если что-то вас здесь смущает, подумайте, что результатом пассивности, ничегонеделанья, скорее всего, будет ваша гибель. Альтернати­вой же является взятие ситуации под свой контроль и - дол­гая жизнь Что вам больше нравится?

НЕ СТОИТ ХОРОНИТЬ СЕБЯ РАНЬШЕ ВРЕМЕНИ, ВЫ­БИРАЙТЕ ЦЕЛЬ И ДЕЙСТВУЙТЕ!

Причины, обуславливающие длительность автономного существования:

Удаленность района проведения поисково-спасательных работ от населенных пунктов;

Нарушение или полное отсутствие радиосвязи и других видов связи;

Неблагоприятные географические, климатические и метеорологические условия района проведения поисково-спасательных работ;

Наличие запасов продовольствия (или их отсутствие);

Наличие в районе проведения поисково-спасательных работ дополнительных поисково-спасательных сил и средств.

Цели и задачи спасателей по вопросам выживания

Цель подготовки спасателей по выживанию – формирование у них устойчивых навыков по действиям в различных условиях обстановки, воспитание высоких морально-деловых качеств, уверенности в своих силах, надежности спасательного оборудования и снаряжения, эффективности поисково-спасательного обеспечения.

Основа выживания - прочные знания в самых различных областях, начиная с астрономии и медицины, заканчивая рецептурой приготовления блюд из гусениц и коры деревьев.

Приемы выживания в каждом климатогеографическом регионе различны. То, что можно и должно делать в тайге, недопустимо в пустыне и наоборот.

Человек должен знать, как ориентироваться без компаса, подать сигнал бедствия, выйти к населенному пункту, добыть при помощи собирания, охоты, рыбной ловли (в том числе без ружья и необходимой снасти) питание, обеспечить себя водой, суметь защититься от стихийных бедствий и многое другое.

Крайне важна практическая выработка навыков выживания. Надо не просто знать, как вести себя в той или иной ситуации, но и уметь это делать. Когда положение станет угрожающим, поздно начинать учиться. Перед походами, связанными с повышенным риском, необходимо провести несколько аварийных полевых учений, максимально приближенных к реальной обстановке будущих маршрутов. Следует заранее просчитать теоретически и по возможности проверить практически все возможные ЧС.

Основные задачи подготовки спасателей по выживанию – дать необходимый объем теоретических знаний и обучить навыкам практических действий по:

Ориентированию на местности в различных физико-географических условиях;

Оказанию само- и взаимопомощи;

Строительству временных укрытий и пользованию подручными средствами защиты от воздействия неблагоприятных факторов внешней среды;

Добыванию пищи и воды;

Пользованию средствами связи и сигнализации для вывода в район поисково-спасательных работ дополнительных сил и средств;

Организации переправ через водные преграды и болота;

Пользованию аварийно-спасательными плавсредствами;

Подготовке площадок для посадки вертолетов;

Эвакуации пострадавших из района бедствия.

Факторы, влияющие на выживание

Обученность действиям по выживанию – главный фактор, определяющий благоприятный исход автономного существования.

Факторы риска

Климат. Неблагоприятные погодные условия: холод, жара, сильный ветер, дождь, снег могут во много раз сократить предел выживания человека.

Жажда. Отсутствие воды влечет за собой физические и психические страдания, общий перегрев организма, быстро развивающиеся тепловые и солнечные удары, обезвоживание организма в пустыне - неотвратимую смерть.

Голод. Длительное отсутствие пищи угнетает человека морально, ослабляет физически, усиливает воздействие на организм неблагоприятных факторов внешней среды.

Страх. Снижает сопротивляемость организма жажде, голоду, климатическим факторам, ведет к принятию ошибочных решений, провоцирует панику, психические срывы.

Переутомление. Появляется в результате напряженных физических действий, недостаточной обеспеченности пищей, тяжелых климатогеографических условий, из-за отсутствия полноценного отдыха.

Стихийные бедствия: ураганы, смерчи, метели, песчаные бури, пожары, лавины, сели, наводнения, грозы.

Болезни. Наибольшую угрозу представляют травмы, болезни, связанные с воздействием климатических условий, отравления. Но не следует забывать, что в аварийной ситуации любая запущенная мозоль или микротравма может привести к трагическому исходу.

Факторы, обеспечивающие выживание

Воля к жизни. При кратковременной внешней угрозе человек действует на чувственном уровне, подчиняясь инстинкту самосохранения. Отскакивает от падающего дерева, цепляется при падении за неподвижные предметы. Другое дело долговременное выживание. Рано или поздно наступает критический момент, когда непомерные физические, психические нагрузки и кажущаяся бессмысленность дальнейшего сопротивления подавляют волю. Человеком овладевает пассивность, безразличие. Его уже не пугают возможные трагические последствия непродуманных ночевок, рискованных переправ. Он не верит в возможность спасения и поэтому гибнет, не исчерпав до конца запасов сил.

Выживание, основанное лишь на биологических законах самосохранения, кратковременно. Для него характерны быстро развивающиеся психические расстройства и истерические поведенческие реакции. Желание выжить должно быть осознанным и целенаправленным. Можно назвать это волей к жизни. Любое умение и знания становятся бессмысленными, если человек смирится с судьбой. Долговременное выживание обеспечивается не стихийным желанием «Я не хочу умирать», а поставленной целью – «Я должен выжить!». Желание выжить не инстинкт, а осознанная необходимость! Инструмент выживания - различные стандартные и самодельные аварийные наборы и неприкосновенные запасы (например, нож выживания). Если вы собираетесь в опасное путешествие, укомплектовать аварийные наборы надо заранее, исходя из конкретных условий похода, местности, времени года, количества участников. Все предметы должны быть опробованы на практике, многократно проверены, при необходимости продублированы. Общая физическая подготовка комментариев не требует. Психологическая подготовка складывается из суммы таких понятий, как психологическая уравновешенность каждого участника группы, психологическая совместимость участников, схоженность группы, реальное представление условий будущего маршрута, тренировочные походы, приближенные по нагрузкам и климатогеографическим условиям к реально предстоящим (а лучше двукратно превышающие их). Немаловажное значение имеет правильная организация спасательных работ в группе, четкое распределение обязанностей в походном и аварийном режимах. Каждый должен знать, что делать в случае возникновения угрозы аварийной ситуации.

Естественно, что приведенный список далеко не исчерпывает все факторы, обеспечивающие долговременное выживание. Попав в аварийную ситуацию, в первую очередь необходимо решить, какой тактики следует придерживаться - активной (самостоятельный выход к людям) или пассивной (ожидание помощи). При пассивном выживании, когда есть абсолютная уверенность, что пропавшего или группу ищут, что спасателям известно их местонахождение, и если среди вас находится нетранспортабельный пострадавший, нужно немедленно приступить к строительству капитального лагеря, установке вокруг лагеря аварийных сигналов, обеспечению на месте продовольствием.


ОБЩИЕ ПРАВИЛА:

Постараться найти убежище от холода, жары, дождя или ветра.
Найти способ оповестить о себе: зажечь костер, повесить на дереве какую-либо вещь яркого цвета, подать сигнал SОS и т.д.
Экономно расходовать воду. Если ее нет или осталось мало, постараться найти источник.
Рассчитать запасы пищи и найти способ добыть ее.

Выживание в дикой природе / Разжигание огня

1. Разыщите сухой материал: сухую траву, солому, бересту, смолистые веточки сосны, щепки.
2. Подготовьте место для костра, обложите его с трех сторон камнями или толстыми ветками, оставив открытой подветренную сторону. Можно также разрезать ножом дерн и отвернуть его в обе стороны, чтобы вывороченная земля служила стенками, закрывающими кострище с трех сторон.
3. Заготовьте побольше дров.
4. Подожгите растопку. Раздуйте огонь и понемногу добавляйте в него ветки и сучья.
5. Для того, чтобы костер горел как можно дольше, уменьшите приток воздуха, обложив костер со всех сторон камнями или землей. Подложите в огонь медленно горящие толстые поленья.
6. Чтобы не замерзнуть ночью, неподалеку от костра надо сделать какое-либо заграждение: положить камни, толстое бревно и т.д. и ложиться спать между костром и этим заграждением, чтобы тепло не рассеивалось.
7. Не увлекайтесь слишком большим костром. Летом вокруг кострища оборвите траву, а еще лучше окопайте кострище.

Разведение огня без спичек. Способы:
1. Необходимо увеличительное стекло и солнечная погода. Можно использовать стекло от очков или фото-видео камеры. Готовим сухую ветошь, пух или траву, затем располагаем стекло так, чтобы солнечный луч усиливался и попадал на сушняк для распалки. На добычу огня таким способом может понадобиться много времени, возможно даже несколько часов.
2. Можно воспользоваться лезвием топора и кремнием. Ударяя вскользь кремнием о лезвие, мы получим искры, которые воспламенят заранее приготовленную ветошь (сушняк). Если кремния нет, можно поискать альтернативу в виде другого крепкого камня, с острыми краями.
3. Понадобится то, что есть в любом доме - марганцовка и глицерин. Насыпьте примерно 1 грамм растертого в мелкий порошок марганцовокислого калия (марганцовки). Затем капните на него 2-3 капли глицерина и быстро убирайте руку. Пройдет всего 2-3 секунды, и вы увидите, как вспыхнет огонь.

Выживание в дикой природе / Приготовление пищи на костре

1. Готовить еду следует на углях, а не в пламени.
2. Мясо и рыбу необходимо дольше варить, а не жарить, чтобы нейтрализовать яды и обезвредить бактерии.
3. При расстройстве желудка попытайтесь вызвать у себя рвоту, засунув поглубже в рот два пальца. Кроме того, можно растолочь и проглотить немного угля или мела (одна или две столовые ложки порошка), запив это большим количеством воды.


Выживание в дикой природе / Очистка питьевой воды

1. Грязную воду необходимо профильтровать через любую плотную ткань.
2. Положить на нее песок, измельченный древесный уголь и мелкие камешки, проделать снизу отверстия и пропустить через сделанный вами фильтр воду.
3. Профильтрованную воду следует прокипятить в течение 10 минут.

Выживание в дикой природе / Съедобные растения


1. Нельзя употреблять в пищу все подряд растения, многие из них ядовиты.
2. Используйте только те растения, которые ВЫ знаете.
3. Не ешьте грибы.
4. Если вы сомневаетесь, съедобно растение или нет, выдавите из его листа сок. Сок молочного цвета говорит о том, что растение ядовито. (Исключение составляет только одуванчик. В частности, он помогает при поносах).
5. Потрите губы соком растения и положите маленький кусочек листа на кончик языка. Если в течение 4-5 минут появится ощущение жжения или горечи, это растение не годится в пищу.

Выживание в дикой природе / Если вы заблудились

1. Немедленно остановитесь и попытайтесь выяснить, где вы находитесь, оценив ситуацию.
2. Подсчитайте время, которое вы провели под землей, и прикиньте, сколько времени вам потребуется, чтобы выйти наружу.
3. Пометьте место, где вы находитесь (пирамидкой из камней либо знаком на стене).
4. Попробуйте найти выход. По дороге почаще оглядывайтесь назад, запоминая вид коридоров: с разных точек они выглядят иначе.
5. Отмечайте свой путь пирамидками из камней или знаками на стене.
6. Почаще отдыхайте, чтобы сберечь энергию. Выключайте освещение во время отдыха. Исследуйте каждый коридор: даже в лабиринте можно найти выход.
Если вы застряли в узком проходе, расслабьтесь: напряжение мышц и прерывистое дыхание увеличивают объем тела. Выползайте, работая всем телом.

Если вы заблудились средь бела дня


Если у вас есть карта, достаньте ее и попытайтесь разобраться, где вы оказались.
1. Осмотритесь, не попадутся ли вам на глаза ориентиры, обозначенные на карте.
2. Найдите на карте то место, в котором у вас еще не было проблем с ориентировкой, и попытайтесь проследить свой путь от него, вспоминая строения, ручьи и прочие ориентиры, мимо которых вы проходили.
3. Определив свое положение на карте и совместив его с ориентирами, изображенными на ней, решите, в каком направлении вам лучше идти, чтобы скорее выйти на дорогу или к какому-нибудь населенному пункту.
4. Постарайтесь выбрать такой путь, на котором вам не преградит дорогу река или возвышение, которое придется обходить.
В пути обращайте внимание на ориентиры, расположенные справа и слева по курсу своего пути.

Если вы заблудились без карты

1. Прежде всего оглядитесь по сторонам: вдруг увидите что-нибудь, свидетельствующее о близости дороги (например, телеграфные столбы или какие-нибудь строения).
2. В противном случае постарайтесь вспомнить, как вернуться на дорогу, мимо которой вы недавно проходили, либо к какому-нибудь ориентиру (ручей, строение, холм и т.д.), от которого вы смогли бы выйти к дому.
3. Если в памяти ничего не всплывает, решите, в каком направлении следует идти, ориентируясь по солнцу. Вы знаете, что оно встает на востоке и садится на западе, а в полдень, соответственно, должно быть в южном направлении. Если же солнце скрыто облаками, о его местонахождении можно догадаться по любой слабой тени, падающей на какую-нибудь гладкую поверхность. Для этого возьмите перочинный ножик, поставьте его острием на ноготь большого пальца и поворачивайте лезвие до тех пор, пока не заметите падающую от него тень. Солнце будет в противоположном направлении.
4. Если у вас есть часы, то узнать, в какой стороне находится юг, еще проще. Держите часы так, чтобы часовая стрелка указывала на солнце. Разделите угол, образуемый между направлением на солнце и цифрой 12, пополам воображаемой линией - и вы узнаете, где юг. В 4 часа, например, эта линия пройдет через цифру 2.
5. Если солнце полностью скрыто облаками, вы можете получить приблизительное представление о том, где север, приглядываясь к стволам деревьев и большим камням. Поскольку мох лучше всего растет в тени, а в нашем полушарии затемнены именно северная и северо-восточная стороны деревьев и камней, следует ожидать, что здесь будет мох либо он будет гуще.


Если вы заблудились в плохую погоду


1. Если у вас есть снаряжение для холодной ночевки (пластиковый мешок, достаточно большой, чтобы влезть в него вместе со спальником), подумайте, не лучше ли остановиться и переждать плохую погоду.
2. Если у вас нет соответствующего снаряжения и вы находитесь на возвышенности, а погода все ухудшается, постарайтесь двигаться вниз по уклону, даже если это уводит вас в сторону от маршрута. Этого направления можно придерживаться, обращая внимание на то, куда бегут ручьи.
3. По дороге ищите тропинки, которые могли бы привести вас к какому-нибудь жилью.

Если вы заблудились в тумане


Если туман сгустился настолько, что вы ничего не видите на расстоянии десяти шагов, но у вас есть карта и компас, то:
1. Определите на карте свое местонахождение, решите, в каком направлении вам лучше идти, и, найдя на этой линии какой-нибудь заметный ориентир (например, скалу, большое дерево и т.д.), двигайтесь прямо на него;
2. добравшись до этого ориентира, с помощью компаса идите в этом же направлении;
3. повторяйте эту процедуру, пока не выберетесь из тумана. Если у вас нет карты и компаса, оставайтесь на месте, пока туман не рассеется.

Если вы заблудились ночью


1. Если на небе есть луна, то лунный свет, отражаясь от снега или стеблей травы, позволит вам ориентироваться в темноте и вы без труда доберетесь до дороги, а по ней до какого-нибудь жилья.
2. Кроме того, следите за звездами. Узнать, где север, можно, отыскав на небе Полярную звезду. На нее указывают две последние звезды ковша Большой Медведицы, в какую бы сторону ни была повернута его "ручка".
3. Если видимость очень плохая и вы находитесь в горах, то лучше всего остановиться и устроиться на ночлег в каком-нибудь укромном месте, забравшись в спальный мешок, если он у вас с собой.
4. Если вас целая группа, то, устраиваясь на ночлег, держитесь поближе друг к другу, чтобы не замерзнуть.

Выживание в дикой природе / Если потерялся ребенок


1. Маленький ребенок легко может потеряться. Поэтому, прибыв на место, где вы собираетесь остановиться, постарайтесь довести до его сознания, насколько опасно уходить из поля зрения родителей. Но на всякий случай укажите ему какой-нибудь хорошо видный отовсюду ориентир, к которому он должен идти, если заблудится.

2. Если же это все-таки случилось, быстро осмотрите место, где его видели в последний раз.

3. Если его там нет, идите к ориентиру, на который вы ему указали, располагаясь на отдых, и оставьте там кого-нибудь, прежде чем прочесывать всю местность.

Выживание в дикой природе / Ночь в палатке


1. Выбирайте для установки палатки твердое ровное место. Не ставьте ее слишком близко к воде и к засохшему руслу, на случай ливневого дождя.
2. Располагайте палатку так, чтобы ее вход оказался на подветренной стороне. Забивая в землю колышки, максимально натягивайте материал, ибо плохо натянутые палатки протекают даже при небольшом дожде.
3. На случай дождя выкопайте вокруг палатки канавку, в которую будет стекать вода.
4. На случай ветра укрепите колышки, положив на них тяжелые камни.
5. Старайтесь готовить пищу вне палатки. Но если из-за плохой погоды вы будете вынуждены делать это в палатке или рядом с ней, укрепите плитку или керосинку, чтобы она не могла перевернуться.
6. Регулярно проветривайте палатку. Если в плохую погоду вы решите готовить пищу в палатке, знайте, что огонь, горящий в замкнутом пространстве, очень быстро "выбирает" из него кислород. Заметив, что пламя из голубоватого становится желтым, а вы сами начинаете ощущать сонливость, немедленно выбирайтесь из палатки на свежий воздух.

Выживание в дикой природе / Пожар в палатке


1. Если палатка загорелась, немедленно выбирайтесь из нее, даже не пытаясь тушить огонь. Остерегайтесь частиц горящей материи: стряхивайте их с себя, если они падают сверху, и сбивайте пламя спальным мешком или одеждой. Они не пострадают, если действовать быстро.
2. Если в начале пожара вы находились в спальном мешке, не тратьте время на расстегивание молнии. Из спальника можно быстро выбраться, высвободившись из него сначала по пояс, а затем, встав на "мостик", просто стягивая его с себя.
3. Оказавшись снаружи, обрушьте колья палатки и попытайтесь затоптать пламя, если это еще возможно, либо оттащите палатку в сторону, вытряхнув из нее ваши пожитки. Постарайтесь, чтобы огонь не перекинулся на пенопласт, часто использующийся В качестве подстилки: при горении он выделяет ядовитые пары.
4. Если огонь слишком силен, оставьте палатку и все, что в ней есть, догорать.
5. Если ваша палатка загорелась из-за вспыхнувшей у входа керосинки, на которой что-нибудь варилось, отшвырните ее ударом ноги, прежде чем заниматься жилищем. Справившись с огнем в палатке, залейте водой и то место, куда вы отбросили керосинку, чтобы предотвратить лесной пожар.

Выживание в дикой природе / Промокшая палатка


1. Если палатка протекает сверху, попытайтесь найти дырки, сквозь которые проникает вода, и заклейте их пластырем или воском от свечи.
2. Если это не помогает, накройте вещи куском полиэтилена или непромокаемой курткой.
3. Берите с собой в поход пластиковый мешок, в который можно влезть вместе со спальником.
4. На случай промокания палатки снизу, через дно, сделайте настил из веток.

Гомельский инженерный институт МЧС Республики Беларусь

Безопасность жизнедеятельности

Основы выживания

Подготовил

Аниськович И.И.

Гомель 2009


Основные понятия выживания

Жизнь человека всегда была сопряжена с опасностями. Не случайно наши далекие предки, делая первые шаги по пути эволюции, учились пользоваться камнем не только как орудием труда, но и как оружием.

Борьба за существование заставляла людей всеми правдами и неправдами цепляться за жизнь, приноравливаться к любым невзгодам, как бы тяжелы они ни были, смело идти навстречу опасностям. Стремление осуществить, казалось бы, невозможное, пронизывающее всю историю человечества, помогает понять неимоверные усилия, предпринимаемые людьми в различных районах мира для того, чтобы приспособиться к суровым природным условиям. Человек всегда обладал способностью адаптироваться к естественной и искусственной среде - от первобытных охотников, выходивших на зверя с каменным топором в руках, до космических путешественников второй половины нашего века, долгое время пребывающих в состоянии невесомости, мобилизуя все свои физические и психические возможности. Выживание - это активные, целесообразные действия, направленные на сохранение жизни, здоровья и работоспособности в условиях автономного существования. Именно для людей, чья жизнь постоянно сопряжена с опасностями, очень важна предварительная подготовка, как физическая, так и психологическая. Спасатели, военнослужащие многих родов войск, туристы, уходящие на дальние маршруты, многие ученые и исследователи должны обязательно пройти предварительно полный процесс адаптации, в результате которого организм постепенно приобретает отсутствовавшую ранее устойчивость к определенным факторам окружающей среды и, таким образом, получает возможность «жить в условиях, ранее несовместимых с жизнью», что означает полную приспособленность к условиям полярного холода, знойных пустынь или недостатка кислорода на горных высотах, пресной воды в соленом море. Люди, прошедшие полную адаптацию, имеют шансы не только сохранять саму жизнь, но и решать задачи, ранее неразрешимые.

Процесс адаптации очень сложный и многоступенчатый. На первом его этапе, этапе адаптации к любому новому фактору, организм близок к максимуму своих возможностей, но решает возникшую задачу далеко не совершенно. Однако по прошествии некоторого времени, если человек (или животное) не погибает, а фактор, требующий адаптации, продолжает действовать, возможности живой системы возрастают - на смену экстремальной, или срочной, стадии процесса приходит стадия эффективной и устойчивой адаптации. Это превращение - узловое звено всего процесса, его последствия зачастую поразительны. Экстремальные условия – событие (либо последовательность событий), в которых человек посредством собственной подготовленности, использования оборудования и снаряжения, а также привлечением дополнительных, заранее подготовленных ресурсов имеет возможность предотвратить ЧП, а в случае необходимости оказать помощь себе и окружающим после ЧП. Экстремальная ситуация – событие за пределами личного человеческого опыта, когда человек вынужден действовать (либо бездействовать) при полном отсутствии оборудования, снаряжения и начальной подготовки. (Основная информация о способах преодоления ЭС не формализуема в принципе, исходя из самого определения экстремальной ситуации). Большинство людей и животных, поставленных в экстремальные ситуации, из которых нет выхода, не погибают, а приобретают ту или иную степень приспособленности к ним и сохраняют свою жизнь до лучших времен. Такие стрессорные ситуации - длительные периоды голода, холода, стихийных бедствий, межвидовых и внутривидовых конфликтов - всегда широко представлены в естественной среде обитания животных. В социальной среде обитания человека действует такая же схема. В течение сравнительно короткого отрезка своей истории человечество прошло через периоды рабства, крепостного права, мировых войн, но при этом не деградировало, продемонстрировав высокую эффективность адаптации к экстремальным ситуациям. Конечно, цена такой адаптации неоправданно высока, но эти бесспорные факты неизбежно приводят к заключению, что организм должен обладать достаточно эффективными специализированными механизмами, ограничивающими стрессовую реакцию и предупреждающими стрессорные повреждения и, что самое главное, позволяющими сохранить жизнь и здоровье. В целом все это соответствует хорошо известному житейскому наблюдению - люди, прошедшие через суровые жизненные испытания, приобретают определенную устойчивость к повреждающим факторам среды, т.е. жизненноустойчивы в любой экстремальной ситуации. Представьте, что произошло чудо, и человек сегодняшний неожиданно оказался в первобытных условиях существования человечества. Пробираясь вдоль влажных стен пещеры, под звонкий перестук собственных зубов, наш герой с неожиданной радостью вспоминает о костре. Вот только чем нарубить дрова? Ну да ладно, можно наломать веток. Он привычно бьет себя по карману. О, ужас, нет спичек! Вначале наш путешественник во времени не осознает всю глубину постигшей его катастрофы. Но через минуту покрывается холодным потом. Он не представляет, как можно без спичек развести костер! Лихорадочные попытки добыть огонь трением деревянных палочек друг о друга, высеканием искр ни к чему не приводят - растопка упорно не желает разгораться. Дальше с неумолимой последовательностью выясняется, что представитель нашего времени не может охотиться, не имея ружья, рыбачить без лесок и крючков, не может построить даже самого примитивного убежища, не представляет, как защитить свое бренное тело от сотен опасностей, подстерегающих со всех сторон. Затравленно озираясь, он мечется по древнему лесу, изредка набрасываясь на ягоды, которые совершенно не насыщают. Наш современник обречен. Ему предстоит выживать в условиях автономного существования. Автономное существование – деятельность человека (группы людей) без оказания помощи извне. Единственный шанс продлить свое существование - обратиться за помощью к местным аборигенам. Ничего не поделаешь! И тут он знакомится с настоящими хозяевами той эпохи: гением добывания пищи, гением разведения огня. С огромным напряжением, начиная с самых азов, незадачливый путешественник постигает науку «выживания», с трудом подтягиваясь к уровню развития первобытного человека. В этой фантазии нет ничего преувеличенного. Даже космонавты, прежде чем занять свое место в космическом корабле, проходят сотни километров по тропам выживания - лесным дебрям, раскаленным пескам пустынь. Современный человек, а тем более спасатель-профессионал, независимо от планируемых действий и маршрута передвижения в земном и неземном пространстве, сроков и географического положения, должен быть готов к действию в аварийной ситуации, без связи с внешним миром, когда можно рассчитывать только на себя. Для человека, попавшего в экстремальную ситуацию вследствие непредвиденных обстоятельств, например аварии самолета, крушения корабля, военнослужащих, а также заблудившихся туристов выживание является в основном психологическим вопросом, причем самым важным фактором в данном случае является желание выжить. Независимо от того, остался ли человек один или в составе группы, у него могут проявиться эмоциональные факторы - переживания вследствие страха, отчаяния, одиночества и скуки. Кроме этих психических факторов, на желание выжить оказывают влияние травмы, боль, усталость, голод и жажда. Сколько времени придется находиться человеку, попавшему в беду, в условиях автономного существования в экстремальных условиях? Это зависит от ряда причин, обуславливающих длительность автономного существования.

Причины, обуславливающие длительность автономного существования:

Удаленность района проведения поисково-спасательных работ от населенных пунктов;

Нарушение или полное отсутствие радиосвязи и других видов связи;

Неблагоприятные географические, климатические и метеорологические условия района проведения поисково-спасательных работ;

Наличие запасов продовольствия (или их отсутствие);

Наличие в районе проведения поисково-спасательных работ дополнительных поисково-спасательных сил и средств.

Цели и задачи спасателей по вопросам выживания

Цель подготовки спасателей по выживанию – формирование у них устойчивых навыков по действиям в различных условиях обстановки, воспитание высоких морально-деловых качеств, уверенности в своих силах, надежности спасательного оборудования и снаряжения, эффективности поисково-спасательного обеспечения.

Основа выживания - прочные знания в самых различных областях, начиная с астрономии и медицины, заканчивая рецептурой приготовления блюд из гусениц и коры деревьев.

Приемы выживания в каждом климатогеографическом регионе различны. То, что можно и должно делать в тайге, недопустимо в пустыне и наоборот.

Человек должен знать, как ориентироваться без компаса, подать сигнал бедствия, выйти к населенному пункту, добыть при помощи собирания, охоты, рыбной ловли (в том числе без ружья и необходимой снасти) питание, обеспечить себя водой, суметь защититься от стихийных бедствий и многое другое.

Крайне важна практическая выработка навыков выживания. Надо не просто знать, как вести себя в той или иной ситуации, но и уметь это делать. Когда положение станет угрожающим, поздно начинать учиться. Перед походами, связанными с повышенным риском, необходимо провести несколько аварийных полевых учений, максимально приближенных к реальной обстановке будущих маршрутов. Следует заранее просчитать теоретически и по возможности проверить практически все возможные ЧС.

При проведении ПСР в условиях природной среды спасателям зачастую прихо­дится выполнять задания вдали от населенных пунктов, проводить несколько дней в «полевых условиях», сталкиваться с разнообразными экстремальными ситуациями, что предъявляет дополнительные требования к их способности работать в этих усло­виях.

Прочные знания в различных областях, умение ими пользоваться в любых усло­виях являются основой выживания. Отправляясь на ПСР, спасатели должны, наряду с орудиями труда и средствами защиты, иметь следующий набор необходимых пред­метов, которые могут пригодиться в любой климатогеографической зоне: сигнальное зеркало, с помощью которого можно подать сигнал бедствия на расстояние до 30-40 км; охотничьи спички, свечу или таблетки сухого горючего для разведения костра или обогрева убежища, свисток для сигнализации; большой нож (мачете) в ножнах, ко­торый может использоваться как нож; топор; лопата; острога; компас; кусок плотной фольги и полиэтилена; рыболовные принадлежности; сигнальные патроны; аварий­ный набор медикаментов; запас воды и продуктов.

Сигнализация. Спасатели должны знать и уметь применять на практике специаль­ные сигналы.

Для обозначения собственного место­нахождения спасатели могут использо­вать дым костра днем и яркий свет ночью. Если в костер бросить резину, куски изо­ляции, масляные тряпки, то будет выде­ляться черный дым, который хорошо ви­ден в пасмурную погоду. Для получения белого дыма, который хорошо виден в яс­ную погоду, в костер следует бросать зе­леные листья, свежую траву, сырой мох.

Для подачи сигнала с земли воздуш­ному транспортному средству (самолету) Подача сигнала зеркалом можно применять специальное сигналь­ное зеркало. Необходимо держать его на расстоянии 25-30 см от лица и смотреть че­рез визирное отверстие на самолет, поворачивая зеркало, совместить световое пятно с визирным отверстием. В случае отсутствия сигнального зеркала можно использовать предметы с блестящими поверхностями. Для визирования нужно проделать в центре предмета отверстие. Световой луч необходимо посылать вдоль всей линии горизонта даже в тех случаях, когда не слышно шума мотора самолета.

Ночью для сигнализации могут быть использованы свет ручного электрического фонарика, факел, костер.

Костер, разведенный на плоту, является одним из сигналов бедствия.

Хорошие средства сигнализации - яркоокрашенные предметы и специальный красящий порошок (флюоресцин, уранин), которые разбрасываются на снегу, земле, воде, на льду при приближении самолета (вертолета).

В отдельных случаях могут использоваться звуковые сигналы (крик, выстрел, стук), сигнальные ракеты, дымовые шашки.



Одним из последних достижений в разработке «целеуказания» является неболь­шой резиновый воздушный шар с нейлоновой оболочкой, покрытый четырьмя све-


Содержание | Index

Глава 3


Организация и проведение поисково-спасательных работ

Содержание | Index

тящимися красками, под которым ночью вспыхивает лампочка; свет от нее хорошо виден на расстоянии 4-5 км. Перед запуском шар наполняется гелием из небольшой капсулы и удерживается на высоте 90м нейлоновым тросом. Масса комплекта состав­ляет 1,5кг.

С целью облегчения поиска целесообразно применять Международную кодовую таблицу воздушных сигналов «Земля-Воздух». Ее знаки могут быть выложены с по­мощью подручных средств (снаряжение, одежда, камни, деревья), непосредственно людьми, которые должны лечь на землю, снег, лед или вытоптаны на снегу.

Наряду с умением подавать сигналы спасатели должны уметь работать и жить в полевых условиях, учитывая метеорологические (погодные) факторы. Контроль за со­стоянием и предсказанием погоды осуществляют специальные метеослужбы. Инфор­мация о погоде передается по средствам связи, в специальных сводках, наносится на карты с помощью условных знаков.

При отсутствии сведений о погоде спасатели должны уметь ее определять и пред­сказывать по местным признакам. Для получения достоверной информации целесоо­бразно делать прогноз погоды одновременно по нескольким из них.



Международная кодовая таблица воздушных сиг­налов «Земля-Воздух»:

1 - Нужен врач - серьезные телесные повреждения;

2 - Нужны медикаменты; 3 - Неспособны двигать­
ся; 4 - Нужны пища и вода; 5 - Требуются оружие и
боеприпасы; 6 - Требуются карта и компас; 7 - Нуж­
ны сигнальная лампа с батареей и радиостанцией;
8 - Укажите направление следования; 9 - Я двига­
юсь в этом направлении; 10 - Попытаемся взлететь;
11 - Судно серьезно повреждено; 12 - Здесь можно
безопасно совершить посадку; 13 - Требуются топли­
во и масло; 14 - Все в порядке; 15 - Нет или отри­
цательно; 16 -Да или положительно; 17 - Не понял;
18 - Требуется механик; 19 - Операции закончены;

20 - Ничего не обнаружено, продолжаем поиски;

21 - Получены сведения, что воздушное судно на­
ходится в этом направлении; 22 - Мы нашли всех
людей; 23 - Мы нашли только несколько человек;
24 - Мы не в состоянии продолжать, возвращаем­
ся на базу; 25 - Разделились на две группы, каждая
следует в указанном направлении.

Loading...Loading...