Иван вихров главный герой романа л леонова. Русский лес

гическому сцеплению двух лекций, двух программных речей, кото­рые произносят центральные персонажи - Иван Матвеич Вихров и его «заклятый друг» Александр Яковлевич Грацианский.

Лекции профессора Грацианского (глава 3) принадлежит роль завязки в сюжете философского спора. И хотя Александр Яковле­вич произносит свою речь в не совсем подходящей обстановке - в подвале бомбоубежища, да и слушательница у него, в сущнос­ти, только одна - Поля, повествователь ориентирует читателя на программный характер этой речи ироническим замечанием, что ей «лишь немногочисленность аудитории мешала превратиться в развернутую лекцию».

Каков же пафос «подвальной речи» Грацианского? Сам про­фессор предусмотрительно обставляет свои суждения буферными фразами о том, что его размышления могут показаться «даже в какой-то мере обывательскими и, пожалуй, с предосудительным налетом пессимизма». Откуда же взяться пессимизму? Ведь Алек­сандр Яковлевич развивает перед Полей те идеи, которые, начи­ная с 1930-х годов и вплоть до середины 1950-х, носили характер официальных идеологических доктрин. Это, во-первых, тезис о не­избежности войн в современную эпоху и, во-вторых, постулат об обострении классовой борьбы внутри страны по мере продвиже­ния к социализму. Профессор не совершает никакой крамолы - он лишь логически развивает государственные идеи, которые изуча­лись во всех кружках политграмоты. Разворачивая первый тезис, Грацианский доказывает: раз войны неизбежны, то промежутки между ними будут все короче, а разрушительная сила войн будет, благодаря техническому прогрессу, все сильнее, следовательно, нашу планету неминуемо ждет самоуничтожение, превращение в «газовую туманность местного значения». Обыгрывая второй те­зис - об обострении классовой борьбы внутрй социалистическо­го общества - Александр Яковлевич заботливо предупреждает об опасности так называемых «невинных заблуждений, обычно вы­даваемых за оттенки научной мысли… А чем крупнее размах на­родной деятельности, - развивает свою мысль профессор, - тем чреватей начальное отклонение в идеях даже на пол градуса…». По этой логике выходит: чем выше в своем развитии поднимается социалистическое общество, тем строже должна быть узда на са­мостоятельной, неординарной мысли, тем большим ограничени­ям должна подвергаться духовная жизнь общества.

Грацианский довел до логического тупика краеугольные идео­логические доктрины советского тоталитарного режима, весьма убедительно доказав, что их реализация может привести только к ужесточению политических репрессий внутри страны и даже к катастрофе в планетарных масштабах. На месте сказочного комму­нистического будущего проступают контуры жуткой антиутопии. Для начала 1950-х годов такой логический перевертень из казав­

Леонид Леонов

Русский лес

Глава первая

Поезд пришёл точно по расписанию, но Вари не оказалось на перроне. Кое-как перебравшись с багажом в сторонку, Поля долго искала в толпе это исполнительное и доброе существо, милейшее на свете после мамы.

Конечно, её задержала какая-нибудь беда или заболевание... но что могло случиться со студенткой в Советском государстве, где, кажется, самая молодость служит охранной грамотой от несчастий? Какая хворь пристанет к двадцатилетней девушке, ещё недавно дальше всех толкнувшей ядро на межрайонном спортивном состязании? Верно, забыла завести будильник с вечера и сейчас, расталкивая пассажиров и чужую родню, мчится по вокзалу, чтобы с разбегу обнять подружку... Однако уже и схлынула обычная по приходе поезда суматоха, а Вари все не было.

Поля решила своими силами добираться по записанному на бумажке адресу. И сперва ей никак не давался чемодан с оторванной скобкой, а потом выяснилось, что не хватает рук на узелки и свертки: так всегда бывает, когда провожают четверо и не встречает никто. Она растеряла бы половину вещей, если бы откуда-то сверху не свалился к ней чумазый паренек с комсомольским значком на спецовке, - явно не носильщик. Повесив через плечо спальный саквояж и мешок с шубкой, накрест перехваченный веревкой, он вскинул чемодан под мышку и двинулся по опустевшему перрону так обыкновенно, словно это повторялось у него изо дня в день. Привыкнув к маленьким удачам, сопровождавшим её всю дорогу с Енги, Поля молча покорилась чудесному вмешательству.

Теперь чудеса пошли так густо, что и не различишь, где кончалось одно и начиналось другое. Голубой сверкающий вагон на воздушных колесах и с предупредительно распахнутой дверцей поджидал Полю у остановки. Не успела войти, билет взять, как её багаж сам собой разместился внутри, и, несмотря на переполненье, даже нашлось местечко у окна, приспущенного из-за жары. Поле не хотелось уезжать, не отплатив по заслугам молодому человеку, и троллейбусное начальство тотчас предоставило ей время для беглого сведения счетов.

Скажите, пожалуйста, сколько я вам должна за этот ваш... ну, подвиг? - спросила она через окно, с притворно озабоченным видом роясь в стареньком мамином кошелёчке.

Паренек поднял глаза, и вначале Полю поразило его удивительное сходство с Родионом: они у него были такие же строгие, зеленоватые, с задорными искринками на донышке - и та же подкупающая привычка глядеть прямо в лицо при ответе. Правда, этот был моложе и ростом чуть пониже её приятеля; лишь копоть да рабочая одежда придавали ему видимость старшинства, а на деле, если бы его помыть немножко, он оказался бы разве только на годок старше Поли, совсем мальчишка, видимо из щегольства решивший не улыбаться никогда. Нет, этому далеко было до Родиона; тот не посмел бы с первого раза потешаться над малознакомой девушкой, несколько оробевшей от счастья, как и должно быть при исполнении желании.

Ровно ничего! Просто меня губит любопытство - наблюдать из будки - и жалостливое сердце ко всем, попавшим в безысходную беду... - невозмутимо отозвался благодетель - Я кочегар на паровозе, который вас привез в Москву.

Тогда, не умея изобрести чего-нибудь поядовитей, Поля посоветовала ему торопиться назад, а то вокзальные жулики уведут у него паровозишко, пока он ухаживает за незнакомыми девицами, и ему придется тысячу лет выплачивать из жалованья. Склонив голову набочок, молодой человек сочувственно кивал на её жалкие потуги мести, пока она сама не покраснела от бессилия и досады. По счастью, водителю удалось наконец накинуть на провод соскользнувшую дугу. Машина плавно тронулась в путь, и Поле сразу стало легко и радостно от солнышка, от встречного ветерка, от обилия заманчивых приключений, ожидавших её в будущем, а в душе на все лады пелась любимая её поговорка, эпиграфом надписанная в дневничке: «И вот былинку понесла река!»

Лишь теперь Поля с удивлением приметила, что все её новые попутчики чему-то улыбаются с такими осветленными лицами, словно слушают перекличку ранних птиц в лесу, ещё обрызганном росою. Никто не смотрел в Полину сторону при этом, но, значит, каждому из них уже известны были её безоблачные обстоятельства и благороднейшие намерения, тем в особенности завидные, что все у ней было впереди... Видимо, всем, от кондукторши до сурового усача в разлетайке и чёрной стариковской шляпе, может быть профессора из того учебного заведения, куда собиралась поступать Поля, - всем им было лестно, что такая привлекательная девушка, как Аполлинария Вихрова, отныне поселится в их превосходном городе и станет вникать в разные полезные науки на радость маме, Ленинскому комсомолу и всему их великому отечеству. Так что едва Поля осведомилась вполголоса про Благовещенский тупичок, где проживала Варя Чернецова, все наперебой, и даже немножко ссорясь, принялись объяснять ей дорогу, причем, так совпало ко всеобщему удовольствию, две Полины соседки ехали в ту же многоэтажную новостройку, потому что работали как раз во дворе дома 8-а, в швейной мастерской, а профессор, оказавшийся смотрителем чего-то, имеющего почти оборонное значение, даже и квартировал там, в деревянном особнячке наискосок... Словом, чуть ли не каждому в то утро оказалось с Полей по пути.

Все четверо они вышли на остановке и двинулись по солнечной стороне, добросовестно поделив Полину кладь. Присмиревшая, подавленная великолепием московской улицы, Поля шла посреди, едва ступая, словно боялась повредить какое-нибудь всенародное имущество, и стараясь запоминать подробности для вечернего отчета маме на Енгу. Слепительный милиционер придержал поток машин, пока шествие перебиралось через перекресток; наряднейшие здания мира высились по сторонам, и из всех, сколько их там было, распахнутых окошек гремела одна и та же торжественная радиомузыка с единственно возможным названием - приглашение к жизни. В то лето вдобавок было ужасно много цветов: на любом углу - в киосках, на лотках и прямо с рук - продавали целые копны цветов с необсохшей влагой на срезах, окутанные облаками душистой утренней свежести... Но почему-то всякий раз при этом Поля торопилась пройти мимо, ревниво прижимая к груди сверток в серой бумаге, единственную ношу, не доверенную никому.

Профессор в разлетайке, лихо возглавлявший шествие, повернул направо и потом ещё раз вправо, в прохладную, поросшую травкой улочку с домиками под ленивыми, расклонившимися деревьями, каким положено расти только на окраинах. Здесь весело кружился тополевый пух, запоздалая в тот год летняя вьюга, и маленькие местные жители самозабвенно ловили этот волшебный, невесомый снег, а ветерок сдувал его с доверчивых детских ладошек, и, пожалуй, весь смысл жизни в том и заключался, чтобы снова с криками гоняться за ускользающими хлопьями. Если бы не дети, было бы там совсем пустынно, так что событием пришлось бы считать одинокого велосипедиста, который, посверкивая зайчиками, проехал в глубь тупичка. Вчерне законченный восьмиэтажный дом возвышался в этой мирной житейской заводи. Поля озабоченно взглянула вверх, где под самой крышей обитала её Варя, и вдруг, в довершение чудес, оказалось, что лифт после длительного простоя начал работать как раз в то утро.

Драматически остро звучат в произведениях современных писателей вопросы взаимоотношений человека и природы. На сме­ну пафосу покорения пришла выстраданная всем нашим нелег­ким опытом идея органического единства человека и природы, необходимости беречь окружающий мир не просто как «среду обитания», а как основу человеческую бытия. Не случайно так много внимания уделяет природе В. Белов в книге очерков о народной эстетике, названной «Лад». Писатель показывает, что цикличность времен года определяла всегда и ритм трудовых дел сельского жителя, и особенности его быта, поведения, традиций, обрядов. «Человек всегда ощущал свое единство с природой, – делает вывод В. Белов. В союзе с нею он созда­вал сам себя и высокую красоту своей души, отраженную в культуре труда», в искусстве, в отношении к миру и человеку. Раскрытию этой мысли подчинена композиция произведения, объединенного характерным для природы и сельской жизни принципа ритмичности, взаимосвязанности, «вытекаемости» одного из другого.

Современная «экологическая проза» развивается в традици­ях предшествующей литературы, прежде всего романа Л. Леоно­ва «Русский лес» (1953). На первый взгляд может показаться, что произведение посвящено конкретному научному спору: столк­новению разных точек зрения на проблемы лесопользования, выраженных героями-антиподами Вихровым и Грацианским. Подчеркнем, что идея разумного отношения к лесным богат­ствам необыкновенно важна и по сей день, однако смысл про­изведения не сводится только к этому. «Для меня «Русский лес» – это раздумья о прошлом, настоящем и будущем моей Родины и моего народа», – говорил сам автор. Действительно, стоит внимательно вслушаться в лекцию, которую читает сту­дентам ученый Иван Вихров, чтобы понять, что за его размыш­лениями о русском лесе скрывается целая философия жизни и места в ней каждого поколения. Основу этой философии со­ставляют уроки народной мудрости, полученные Вихровым в детстве и юности. Легендарный Калина Глухов учил Ивана Вих­рова беречь лес, иначе «прозябнет землица без своей зеленой шубейки… Будет коровка по семи верст за травинкой ходить, а раньше с аршина наедалась. И будет вам лето без тучек, иная зимица без снегов… И поклянут люди свое солнышко!.. И как побьете до последнего деревца русские-то леса, тут и отправи­тесь, родимые, за хлебушком на чужую сторонку».

Отталкиваясь от мысли о том, что «народу нашему жить веч­но на этой священной земле», Вихров приходит к выводу о не­обходимости «подлинной эстафетности», по-хозяйски разум­ного отношения к природе. «Нет такого пункта в едином орга­низме природы, длительное воздействие на который не сказалось бы в самых отдаленных областях». Природа словно бы вверяет свои сокровища благоразумию человека, и его задача – не повредить ее тонкий механизм.

В романе звучит актуальная для современной литературы мысль о бережном отношении ко всему живому на Земле: от слабой и беззащитной клетки до высшего разумного суще­ства – человека.

Лес – это не просто древесина, это не только зеленые ели да березы, «лес входит в понятие Отечества». Образ леса стано­вится в произведении смысловым центром, к нему сходятся все сюжетные линии романа, его важнейшие идеи. Природа, лес для Л. Леонова – это могучий источник духовной силы, это олицетворение всей Русской земли, тех ценностей, которые на­коплены народом за его тысячелетнюю историю. Раскрытию философского смысла произведения помогают ключевые сцены романа, в частности три встречи у родничка. В заветном уголке леса происходит таинство рождения великой русской реки, олицетворяющей народную душу, Россию. «Хранителем святы­ни» называет Вихрова автор. Отношение к родничку показывает чистоту души Вихрова и подлость Грацианского, которому ни­чего не стоит воткнуть палку в родничок, подобный трепетно бьющемуся, беззащитному человеческому сердцу. В маленьком эпизоде обнажается глубинная суть конфликта между героями романа: Вихров защищает не просто исток реки и русский лес, он утверждает своими идеями и делами жизнь, красоту, чело­вечность. Преемственность поколений воплощается в образе мальчика Калинки, который продолжает охранять родничок. В. Солоухин обратил внимание на созвучие, близость понятий: родник, природа, родиться (т. е. жить), родня, народ, Родина. В таком контексте станет понятным глубокий смысл произведе­ния, в котором Л. Леонов показал взаимосвязь вопросов эколо­гии с проблемами духовной жизни народа, истории, филосо­фии, этики, эстетики.

Здесь искали:

  • леонов русский лес анализ
  • русский лес анализ

дальше. Но лес увидел в маленьком Иване своего друга, и потому наблюдательному мальчику он рассказывал многое: «природа не щадила себя повествуя мальцу о преступном людском небрежии». (104). Иван не остался равнодушным, он всю свою жизнь отдал своему зеленому другу. И вот он уже рассказывает об увиденном профессору Тулякову: «мальчик заволновался, впервые в нем пробудился голос будущего депутата лесов… и вдруг как бы весь поверженный Облог втиснулся сюда, в аппартаменты лесного вельможи, - громадный слепец в зеленых лохмотьях, бормоча свою зряшную гугнивую жалобу; Иван был только поводырь при нем». (147).

Вот уже вместе, как два товарища, они предпринимают первые попытки достучаться до лесного вельможи, донести правду и попросить помощи. Впервые Иван становится голосом леса, еще слабым, но со временем все более набирающим силу. На Тулякова рассказ мальчика произвел большое впечатление, никогда еще профессор не соприкасался так близко с лесными бедами. Он сразу разглядел в Иване будущего борца за судьбу русского леса, т.к. только самозабвенно любящий природу человек видит в ней товарища, друга, одухотворенное существо.

Природа – символический герой произведения. Этот образ – символ резко распределяет героев романа по разным сторонам нравственной границы: хамски разнузданный промышленник Кнышев, барыня Сапегина, маклер Золотухин и сам Грацианский – и противостоящий им мудрый старец Калина, профессор Вихров, его приемный сын Сергей, Поля… По отношению к любящим лес героям природа выступает то другом и товарищем, то помощником в повседневной жизни людей, то строгим наставником и советчиком. «Не впервой русскому лесу стоять с нами плечом к плечу в труде и ратной сече…». (289). Вихров доказывает в своей лекции необходимость более бережного отношения к природе, но это не значит, что профессор совсем отказывается от трубки леса, он сравнивает работу лесника с профессией хирурга: скальпель нужно использовать обдуманно. Так и все то, что дает людям лес «повышает человеческую ответственность перед живым, зеленым существом, не спрятанным в земляной блиндаж…» (290). Лес нужно рубить вовремя, иначе он начинает умирать: «Источенные жуком, подпаленные молнией мертвецы стоят там в моховых погребальных шубах, опершись на плечи живых и путнику приходится в рукопашную прорываться сквозь валеж и комариные облака, как в старадавние годы». (290). Лес будто превратился в кладбище, пейзаж нагнетает страх. Здесь нет слов «лес» или «деревья», только слово «мертвецы», но мы ясно понимаем, что речь идет о лесе не просто в качестве неприглядного пейзажа, но и о героях произведения, который прожил свою жизнь бесцельно зря и умирает не принеся никому пользы.

Издревле лес был защитником русских людей. Он стоял непреступным заслоном против «раскаленной человеческой лавы», которая устремлялась на наши земли, это он, будто сказочный богатырь, защищал людей от немецко-фашистских захватчиков во время Великой Отечественной Войны.

Как надежному другу, поверяет Поля русскому лесу свои надежды, от него ждет сочувствия и помощи. В пейзажах Леонова чувства Поли отражены с той верой в реальность переживаний природы, разделяющей с человеком его горести и радости, которые так пленяют в народном творчестве. Приземлившись на парашюте в глухом болотном месте, Поля отправляется в свой опасный путь. «И, словно предвидя состояние девчонки, посланной на святое и опасное дело, вся тамошняя природа заторопилась ей на встречу. Она понавесила снежную муть по всей Енге, выслала тугой, с морозцем ветерок и волчью поземку; она подкинула под ноги Поле полу приметную колею крестьянских саней, украдкой от завоевателей приезжавших сюда за сеном, и настрого наказала лесу не сбивать ее с дороги. И старый бор обнял Полю и повел кратчайшим путем на подвиг…» (519). Поля любит лес, и лес в ответ не остается к ней равнодушным: и он и вся окружающая природа стремятся ей помочь. В ночной темноте трудно ориентироваться. Девушка останавливается в раздумье: куда идти? Ее друг опять оказался рядом: « уже весь лес кругом десятки голосов подсказывал ей, что то и один из них показался Поле разумнее других» (521). Несколько раз в пути образ – герой помогает Поле найти верную дорогу. Наконец лесной путь пройден. «Ну вот, ты поняла значенье риска в своем деле… но здесь был я, - ветвяным голосом на прощание сказал ей лес. – Не серчай, кончилась моя услуга». – «Спасибо, ты добрый. Ладно, ступай назад», - мысленно отвечала Поля. Однако пригнувшись, кусточками и по-пластунски лес проводил вихровскую дочку до самой насыпи. Когда сверху, стряхивая намерзшую наледь с чулок, Поля оглянулась назад ничего не было позади, только помстилось сквозь дымку, кто-то мохнатый и большой с опушки кивал ей в вдогонку из-под снежной колеблющейся лапой. (523). В этом эпизоде лес также играет роль действующего героя. Но с другой стороны читатель не только наблюдает события, в которых участвует лес, но и имеет возможность глубже понять характер Поли, воображение позволяет девушке общаться с лесом, разговаривать с ним. Это помогает ей избавиться от чувства одиночества, почувствовать свою защищенность. Для Поли лес – это Родина. Пейзаж здесь не просто фон, украшающая картина, он не отделим от человека, его деятельности, способствует раскрытии характера героини, ее психологии, душевного настроения.

Образ в прекрасных картинах природы с могучими деревьями, то являясь поэтическим символом жизни, ее вечного движения, то существуя незримо в ситуациях, живя в мыслях любимых писателем героев, то вырастая в своем значении в чудесной лекции Вихрова. В образе леса воплощается идея родины, ее богатырских сил, бессмертия народа.

Итак, подводя итог наблюдениям во второй главе, отметим:

Л.М. Леонов в романе «Русский лес» освещает проблему «Человек и природа» многогранно. она решается в социально экономическом и морально этническом и философском планах.

Мотив леса играет самую важную роль в раскрытии характеров, разрешении конфликтов. Образ леса, несет в себе символ Родины и его будущего.

Роман ценен тем, что на его страницах новаторски освящены вопросы взаимодействия человека и природы, играющие исключительную роль в повседневной материально-практической деятельности людей.

Одна из важнейших тем «Русского леса» -природоохранительная. Леонов поднимет вопрос гуманистического отношения к природе, борется за рациональное использование природных богатств.

Природа Л. Леонова стала одновременно и средой, где обитают герои и участником событий. Образ природы персонифицирован. Такой взгляд на художественный взгляд не привел к надуманности конфликтов, а наоборот позволил правдоподобно показать характеры героев, разрешить острые социальные проблемы.

Заключение.

Настоящий писатель принадлежит не отдельным людям или группам, а всему народу и даже человечеству. Развивая свои мысли и чувства, он создает книгу, которая становится достоянием множества людей. И его мысли, его убеждения становятся их мыслями, их убеждениями.

Таким талантом обладает из интереснейших русских писателей ХХ века Леонид Максимович Леонов.

Из книг писателя мы узнаем всю правду о людях какой бы она ни была – и прекрасной и печальной. Эта правда помогает читателю познать самого себя, все стороны своей души, увидеть достоинства и недостатки.

Леонид Леонов – художник, книги которого озарены истинным поэтическим вдохновением. художественным достижением писателя стал роман «Русский лес» который на ряду с поэтичностью характеризуется острой проблематикой, эпическим охватом жизни общества, глубоким психологическим анализом, а так же интересным решением глобальных проблем человеческого бытия.

Леонов в своем романе поставил ряд философских проблем, одна из которых, «Человек и природа», представляется нам интересной и отличается полнотой развития. две морали различных мировосприятии сталкиваются на страницах «Русского леса» в образах Вихрова и Грацианского. Вихров и его убежденные сторонники представленные как хранители жизни на Земле и гуманные созидатели. Мировоззрение этих героев выражает философскую авторскую поэзию, они по духу близки к Леонову. Грацианский и его вертодоксы воспринимаются как разрушители не только окружающие человека среды, но и нравственных устоев общества, следовательно, они мешают развитию науки общества.

Для раскрытия характеров героев «русского леса» и в целом идейно художественного смысла романа. Леонов часто использует пейзажные зарисовки. Пейзаж употребляли многие русские писатели 18-20 веков. за свою долгую жизнь он претерпевал некоторые изменения отвечающие требованиям эпохи. по-своему использует его в своих произведениях и Леонид Максимович.

Природа в романе «Русский лес» выступает фоном повествования и является средством объективного отражения реальности Леонов – пейзажист обладает глубоким знанием природы, его пейзажные зарисовки подробно описывают место и время происходящих событий. Автор использует и познавательное значение пейзажа и знакомит читателя с материалом по биологии леса. Леонов использует описание природы с целью раскрытия человеческого характера, широко используя психологический параллелизм.

В романе «Русский лес» природа выступает и в качестве героя произведения, сопровождающего близких писателю персонажей. она способствует выявлению авторской точки зрения на предмет изображения, служит более полного выражению идейного смысла произведения в целом.

Изображенные картин природы выполняют одновременно несколько функций. практически не один пейзаж в книге Л. Леонова, даже если он представлен несколькими строками, не выполняет какую – либо единственную функцию роль природы в романе многогранна и многофункциональна. Иногда пейзаж может приобретать черты философской символичности. В романе таких образов – символов несколько. это сосна хранительница Облога, родничок, и, конечно, русский лес.

Тема леса разработана в романе много плавно. во-первых, она служит в романе средство группировки характеров. Лес, лесные дела, наука о лесе – это сфера напряженной борьбы героев, их деятельности. это своеобразный экзамен на проявление духовных качеств человека. во-вторых, тема леса образ леса приобретают в романе символическое и эмблематическое значение, борьба за разумное использование природных богатств нашей станы, борьба за русский лес и за его гражданство – символизирует борьбу за сохранение источника жизни на земле, борьбу за благополучие народа нашей страны, за счастье и будущее людей здесь особенно ярко звучит экологическая тема всегда привлекавшая Леонова. Так как у русского леса обнаружились враги, его процветание становится под угрозу и борьба за русский лес оказывается борьбой с теми, кто равнодушен к судьбам народа, кто не любит свою родину. Таким образом, тема леса прямо связана с философским содержанием романа, несущего в себе огромный воспитательный потенциал.

Роман «Русский лес» является этапным произведением послевоенной литературы. Именно в нем писатель сумел поставит новые актуальные проблемы, которые только намечались в действительности. писателю удалось сказать в романе те необходимые слова, которые было нужно сказать народу нашей страны и всего мира, пережившего ужасы Второй мировой. Война унесла миллионы человеческих жизней и нанесла огромный ущерб природным богатствам.

Своим романом Л. Леонов стремится заставить человечество осознать и заглянуть в будущее.

Творчество Леонова учит глубокому проникновению в современность, сознанию великой роли литературы в воспитании настоящих людей истинных патриотов соей роли обладающих чувством дружбы, товарищества, любви.

    В произведениях русских писателей природа всегда играет большую роль. Возможно, причина в том, что наши предки были язычниками, которые обожествляли и одухотворяли природу. А может, это просто особенность восприятия мира творчески одаренным человеком.

    Примерный текст сочинения.

    Главные особенности лирики поэта - тождество явлений внешнего мира и состояний человеческой души, всеобщая одухотворенность природы. Это и определило не только философское содержание, но и художественные особенности поэзии Тютчева.

    У самых истоков русского романтизма стоял один из ярчайших литераторов начала XIX века Василий Андреевич Жуковский. Он является своеобразным "литературным Колумбом Руси", открывшим "Америку романтизма", как назвал его Белинский.

    Поэзия Федора Ивановича Тютчева полна лиризма, внутреннего напряжения и драматизма. Перед читателем открываются не просто прекрасные картины природы, а он видит «концентрированную жизнь».

    Природа в картинах талантливых художников, поэтов, писателей открывает нам новый мир.

    Пьесы А.Н.Островского "Гроза" и А.П.Чехова "Вишневый сад" различны и по проблематике, и по настроению, и по содержанию, но художественные функции пейзажа в обоих пьесах схожи.

    Определение основных литературоведческих понятий.

    Пейзажная лирика и функция пейзажа в лирических произведениях. "Воспоминания в Царском Селе", "Деревня", кавказский период ("Узник"), "К морю", "На холмах Грузии...", "Вновь я посетил..." и др.

    Художественная деталь- изобразительная и выразительная подробность, несущая определенную эмоциональную и содержательную нагрузку, одно из средств создания автором картины природы, предмета, характера, интерьера, портрета и т.д..

    А.С. Пушкин и М.Ю. Лермонтов выдающиеся поэты первой половины 19 века. Основным видом творчества у обоих поэтов является лирика. В своих стихах каждый из них описывал много тем, например, тема свободолюбия, тема Родины, природы.

    Федор Михайлович Достоевский - писатель городской стихии, Петербурга, поэтому в его творчестве мало развернуть картин природы, а где все же автор обращается к ее описанию это всегда ключ к предстоящим событиям.

    Природа и человек довольно тесно связаны друг с другом. В художественных произведениях писатели используют описание природы, её влияние на героев, чтобы глубже раскрыть их поступки, душу.

    Леонид Максимович Леонов (1899-1895), прозаик и драматург, сыграл особенно большую роль в развитии философского романа 30-50-х годов XX века. Его романы в отличие от многих творений собратьев по перу достаточно регулярно появлялись в печати.

    И.А. Бунин – поэт от Бога. В его творчестве сочетаются традиции и новаторство. Используя лучшие достижения поэтов – классицистов, романистов, он в начале двадцатого века создает свою, неповторимую, поэзию. Проза Бунина так же лирична, как и его стихи.

    Александр Сергеевич Пушкин, будучи истинным лириком и патриотом, не мог не любить русскую природу. В ней видел он рационализм, покой, совершенное творение Бога. Самые разнообразные картины природы можно увидеть в лирике поэта.

    Пейзаж - неизменная часть практически всей поэзии. Сам Маяковский, пренебрежительно отозвавшийся в своей автобиографии о природе как вещи “неусовершенствованной”, впоследствии склонился перед ней “стихотворно”.

Максимович. 1899-1994. Леонов в литературе ХХ века занимает место художника-философа. В его творчестве существует постоянный комплекс философских идей, сквозь которые рассматривается судьба родины и простого человека. Эти идеи в произведениях образуют своеобразную философскую реальность, кот во многом противостоит господствующим в обществе мировоззренческим установкам, Л. всегда говорил и писал о трудностях переделки мира, о разумном использовании природных богатств, отстаивал концепцию цельности человеческой личности, глубину человеческой души. «Барсуки» 1924, «Вор» 1925, 1959, «Русский лес» 1953, «Пирамида» 1994.

Роман воспринимался как начало новой литературы, главным здесь стало обращение к национальным корням как источнику истины и гуманизация эстетического идеала, вера в человека побеждала скепсис. Роман ставил вопрос о возможности совершенствования общества и человека. По жанру – роман социально-философский – история общества на протяжении 50-ти лет и философская концепция истории. История измеряется природой, природа преображается историей. Но можно говорить и о романе идей: идеологические споры героев о созидательных возможностях человека занимают большое место в романе. Леонову единственному из писателей нача. 50 –х годов удалось найти тот глобальный экологический конфликт , который позволил оценить поступки героев и сиюминутную ситуацию с позиции вечности.

В романе представлено несколько стадий в развитии России: 90-е годы 19 века – детство персонажей, прежде всего, Ивана Вихрова. Это история русской деревни, кот существовала по природным законам, где центральное место занимает красота, жизнь, богатство природы и её тайна. Центральный персонаж детства Вихрова Калина Глухов – человек, кот научил Ваню любить и ценить лес, это некий мифический персонаж вроде Ильи Муромца, кот открывает мальчику тайну зарождения жизни, приводит к родничку, к началу великой русской реки, к началу России. Именно подчинение природе, жизнь по её законам растворяет человека в полноте бытия, он оказывается связанным со всем миром.

10-е годы ХХ века – годы реакции и провокаций, где начинает проявляться индивидуалистическая этика новой буржуазии. Характерный пример – судьба Кнышева, кот из простых крестьян, лесорубов становится крупным лесопромышленником. Но это не созидательная деятельность, а разрушительная, ибо именно Кнышев разоряет русский лес, уничтожает Россию. В этом смысле показателен его конец, когда Вихров встречает его уже спившимся калекой, не оставимшим ничего от своего былого величия и богатства. К этому же периоду относится и провокационная деятельность другого персонажа Ал. Грацианского.


30-е годы – трудовой энтузиазм, сложные политические проблемы. Строительство общества без хозяина, что позволяет не беречь природные богатства, а расточать их.

Настоящее время романа 1941 год – общество в ситуации войны, когда происходит переоценка ценностей.

Несколько сюжетных линий романа: «мушкетеры» Вихров, Чередилов, Крайнов, Грацианский; поиск Полей Вихровой правды о своем отце; история падения, «миметизма» Грацианского, подвиг молодого поколения в войне - соцреалистическая линия романа.

Философская концепция истории заключается в судьбе русского леса. Отношение к лесу характеризует людей, уничтожение леса приведет к уничтожению истории. В лекции о лесе, прочитанной первокурсникам, Вихров дает основы понимания русского леса и связь его с русской историей. Он начинает с доисторических времен, когда славяне только вошли в лес, кот стал их отцом и матерью. Он предлагает историю России в неразрывной связи с историей русского леса, все правители, цари России предстают в лекции только лишь в том отношении, в каком они относились к лесу. Поэтому бережное отношение к лесу становится основой человеческого существования. Так же бережно нужно относится к истории, ибо человек не царь над бытием, но органичная часть её, от самых лучших поступков человека зависит ход истории и судьба русского леса. Ответственность за будущее становится главным стремлением человека, поэтому Вихров ратует за рачительное лесоустройство, когда вырубленное дерево приобретает два, три вновь посаженных.

История тесно связана с судьбами двух главных героев романа: Иваном Матв Вихровым и Алекс Яковлевич Грацианским. Лекция Вихрова становится зеркальным отражением лекции Грацианского, прочитанной Полине в бомбоубежище (с.112). Два главных героя Вихров и Грацианский представляют собой «двойную звезду» , это неразрывная связанность – общественная, житейская, историческая. Параллелизм двух героев постоянно подчеркивается, биографии их почти совпадают, за исключением нескольких штрихов: родились в одно и то же время, учились в лесотехническом институте, имели отношение к революционному движению, одновременно стали профессорами и в один день вступили в партию, однако, Вихров из деревни, учился на «медные» деньги, пешком прошел всю Россию, изучая состояние русского леса, усыновил сына раскулаченного, абсолютно бескорыстен. Грацианский из богатой, благополучной семьи петербургского профессора богословия. Для него характерны избалованность, сознание собственной избранности, которая не оправдалась в процессе жизни. Жестокая, мучительная зависть к таланту, болезненная нереализованность своего «я».

Таким образом, эти герои дополняют, объясняют друг друга, в их двойственности заложена возможная похожесть, Грацианский как бы показывает возможный вариант судьбы, если б Вихров оторвался от народа, от понимания судьбы русского леса. В их отношениях загадка романа, загадка сюжета и поведения Вихрова. Поэтому автор предлагает анализировать поступки героев не по внешнему их состоянию, а по мере воздействия героев на окружающую среду, т.е. на русский лес. Вихров выступает за разумное использование природных народных богатств, взяв одно дерево, посадить три, Грацианскому безразлична судьба русского леса, это лишь ступень к собственному благополучию (сцена с родничком). Естественно, что русский лес в данном случае выступает и как метафора отношения героев к жизни, к людям.

Второй аспект, по кот автор предлагает рассматривать своих героев - это методы спора, кот пользуются противники и кот их характеризуют . Метод Грацианского в следующем - во что бы то ни стало опорочить противника в моральном и политическом смысле, пользуясь безнаказанностью (вопросы, заданные на лекции), особенностями времени, боязнью открыто названного слова, отсюда «двойная игра», удар из-за угла. Отсюда присутствие Грац во всех значимых моментах в жизни Вихрова (уход жены, уход сына на фронт, получение ордена). Грац ведет спор по древнему закону, упоминание имени, неугодного в данный момент строю, сводит на нет всю работу человека (упоминание учителя Вихрова)

Грацианский изобретает концепцию «миметизма», изменение в зависимости от обстоятельств и всю жизнь следует этой концепции. Так, не найдя никакого применения для себя, он зарабатывает авторитет и имя на критике взглядов Вихрова, боясь любой ответственности, он отказывается от любых постов и должностей, его устраивает тихая жизнь критика, на самом деле он готов уничтожить всё живое и развивающееся, так происходит в эпизоде с родничком, кот показывает Вихров как святыню, так происходит, когда Вихров горовит о своем решении уйти из института и вернуться в лес, для Грацианского это равносильно смерти, ибо тогда ему придется выйти на первый план и отвечать за свои слова. С. 624. «двойная игра» Грацианского в том, что исключая из своего обихода соображения и ограничения морали, он никогда открыто в этом не признается, он искажает эти понятия до неузнаваемости, привычные слова любви и дружбы искажаются им до мертвого смысла, любое действие способен превратить в обвинительное заключение, его стремление обличать вырастает не из нравственной потребности обличать язвы общества, но из страха перед этим новым обществом, этот страх проступает, например, в разговоре с Морщихиным, когда тот приоткрыл тайну Грацианского о службе его в охранке.

Вихров же всегда попадает на крючок Грацианского, ибо для него смыслы слов имеют своё прямое значение, он находится в подчинении этих слов, он привык к их истинному смыслу. Поэтому Вихров никогда и не ввязывается в полмику с Грац, ибо боится уподобиться ему, воевать его же оружием. Он никогда не примет оружие доноса, скандала, поступает только по совести. Но и ему нужен Грациан, чтобы убедить его, наконец, в своей правоте, при каждой встрече он пытается это сделать, надеется на это, ибо есть в нем сомнение, что если он не может его убедить, то такие ли они правильные. Вихрова во многом губит узкий профессионализм, за кот он не видит человеческой низости и подлости, не может предположить, что они есть, слишком он погружен в проблемы своей профессии. Слепа его вера в слово - сказанное и напечатанное, эта вера отнимает у него дочь. Идеи Вихрова расчитаны на завтрашний день, поэтому они приходят в противоречие с нуждами дня сегодняшнего, поэтому многим нелегко принять и понять эти идеи.

В отношениях Вихрова и Грациан заложена проблема социально-нравственного характера, выражается это в линии «детей», что сделали «отцы», чтобы подготовить, закалить детей к борьбе с миметизмом, к пониманию смыслов слов, поэтому незнание прошлого, его загадки, кот разгадывают и Сережа, и Поля есть почва для Грац, для его лжи и домыслов. Роман воспитания, ибо судьба Поли и Сережи, их взросления, вхождение в русский лес одна из главных линий романа. Главное, чем мерят они свою судьбу, это чувство родины, чистая совесть перед ней, именно с ничистой совестью приезжает Поля в Москву, именно здесь она пытается добиться правды. Поэтому важен финал романа в русском лесу, где отцы преклоняются перед подвигом детей, а дети прощают и понимают своих отцов. В этом ряду знаменателен эпизод мести Поли Грац.

Роман Б. Л. Пастернака «Доктор Живаго» закончен в 1955 году. Как сказал сам Пастернак, это роман о Блоке, о революции, о времени. Роман интересен тем, что отражает историю ХХ века до второй мировой войны. Это роман о поколении Пастернака, кот. вынуждено было приспосабливаться к несвободной, полной копромиссов жизни. Поэтому интересна концепция истории в романе и осмысление её личностью, ощущения личности в хаосе истории, революции, войн.

История напечатания романа очень сложна. Пастернак начал работу над романом в конце войны и писал, прерываясь, 10 лет. Роман видоизменялся, получал новые названия и в декабре 55 года был закончен. В мае 1956 года Пастернака посетил сотрудник итальянского радиовещания в Москве Серджио Д/Анджело (эмисар итальянского издателя коммуниста Дж. Фильтринелли). Один из экземпляров романа без авторской правки был передан ему для ознакомления. Д/Анджело сразу же передал его миланскому издателю, кот. известил писателя, что вскоре роман будет издан. Пастернак согласился при условии издания на родине. Однако на родине роман печатать не хотели, обвинив писателя в антисоветской пропаганде. В 1957 году роман вышел по-итальянски, затем был переведен почти на все европейские языки. В 1958 году Пастернаку была присуждена Нобелевская премия за роман, в России он был напечатан только в 1988 году в «Новом мире», за это время на Западе сложилось целое течение пастернаковедения.

С позиции жанра роман можно определить как философский, где рассматриваются концепции личности, творчества, истории; исторический, где представлена история России первой половины ХХ века; и экзистенциальный, ибо в центре его существование человека в обществе, в истории, творчестве и бытии. Кроме того, это последний символистский роман, поэтому поэтику последнего можно проследить и на этом романе.

Авторскую точку зрения выражает главный герой – Юрий Андреевич Живаго, все события воспринимаются им и проходят через его сознание, подвергаются его философскому анализу. Роман привлекает именно глубокой проработкой психологии характера Ю. А. Живаго - носителя идеи самоценности любой личности.

Концепция истории в романе дается в противопоставлении нескольких точек зрения. Во-первых, это духовный наставник Живаго, его дядя Николай Ник. Веденяпин (прототип Вл.Соловьёв). По его мнению, история – это путь жертвы (Христа), свободы личности, преодоление смерти, т.е. путь борца. «Это установление вековых работ по последовательной разгадке смерти и её будущему преодолению». Человек как венец творенья, как Личность, т.е. самобытный духовный феномен, единственное во всей природе существо, кот. способно извлекать нравственный смысл из своего физического бытия. И секрет бессмертия всегда в сплетении связей между чудом жизни и феноменом Личности – это аксиома не только для Веденяпина, но и для Пастернака. Этим идеям в романе придается значение нравственных императивов. Евангелие – это великое обоснование истории, тот путь, по кот. должен идти человек, принося себя в жертву, он становится могущественным и приподнимается над обстоятельствами, поэтому Христу как символу и духа, и тела дано осуществлять идею бессмертия, это воплощенный эстетический идеал – идеал Личности, с ним соотносится и Живаго. Революция воспринимается Веденяпиным как грандиозное событие, кот. хотя и влечет за собой многочисленные жертвы, но это оправдано, так как неостановимо и правильно, это ломка старого, на руинах кот. создается новая жизнь. Беда в том, что он не знает всей внутренней сущности России, он постоянно живет в Швейцарии, на примере дяди Живаго показывается распространенная ошибка русской интеллигенции, кот. приветствовала и во многом подготовила русскую революцию, но и была раздавлена ею. По пути Ник.Ник. в романе идет Павел Антипов-Стрельников, именно для него становится важным доказать Ларе-России свою силу и могущество, он стремится переделать мир, историю, силой доказать свою правоту, однако участь его плачевна -–из победителя он превращается в жертву и вынужден покончить счеты с жизнью.

Живаго не может согласиться с дядей. Будучи врачом, прекрасным диагностом, он видит в революции великую хирургическую операцию, ненужную и несвоевременную: «Так неуместно и несвоевременно только самое великое». Революция подчиняется всеобщему закону истории, кот. развивается по законам природы-леса. Как растительный мир совершенно не зависит от человека, так и история развивается сама по себе. Каждый человек в этом лесу, будь он Наполен или Цезарь лишь пигмей, он может принести себя в жертву истории, как это сделал Христос, но изменить ничего он не сможет, махина истории раздавит его.

Специфика пастернаковского исторического фатализма заключена в том, что фатальные силы у него вживлены в плоть повествования, становятся непосредственно действующими. Они даже персонифицированы (Ефграф). Случайность становится у Пастернака порой единственным и всё определяющим мотивом поведения, отсюда тирания случайностей и свободно противостоящая истории личность. Валерий Суриков. Тайная свобода Юрия Живаго. С. 218.

В этом хаотичном процессе есть только путь личностного осмысления происходящего, человек творит историю своим поиском истины, путем к Богу, к осознанию божественного в себе. В несвободном обществе, в кот. существуют герои и 2 мировая война воспринимается как свободное состояние человека, пограничная ситуация, состояние смерти освобождает человека от тоталитарной системы. Поэтому для Живаго наряду с мировыми историческими проблемами важны частные, приватные (в дни революции заболел Саша и это поглощает мысли Юрия).

Частная жизнь - вот тот самый аргумент, который высказал Пастернак в пользу гуманизма. Частная жизнь свободного человека среди мировых потрясений, крови, расстрелов. Только в ней сохраняется приоритет человеческих ценностей. Таким образом демистифицируется значимость социальной истории и характерных для неё надличных масштабов и критериев. Зато высокий эпический смысл приобретает обыденное существование человека, заполненное мелкими повседневными хлопотами, ибо без них невозможна жизнь. Истинная жизнь в романе показана через природу. Она есть в романе воплощенное чудо жизни, так важное для Пастернака, природа контрастирует в романе с мертвечиной пустословия и разрушительным хаосом революции.

Восприятие истории предопределяет и концепцию личности в романе. Многие критики укоряли Пастернака в том, что он создал тип героя безвольного, слабого, никчемного. Как тип смятого революцией интеллигента (вспомним Горького «Клим Самгин», романы К. Федина) Живаго, безусловно, пассивен и ассоциален, покорен обстоятельствам.

Но Живаго воспринимается так не случайно. Врач по призванию, он нейтрален по отношению к происходящим событиям, он может наблюдать и сострадать, но не активно переделывать историю, поэтому Юрий не принимает ни одного важного решения, они происходят помимо его воли, решать можно лишь по прошествии времени, когда станет ясен смысл происходящего. В рамках концепции Пастернака его герой - это выбор человека прожить жизнь по-человечески и в посланных судьбой обстоятельствах. Как тип он опускается в частное существование. Но как архетип он в этом частном существовании бросает вызов судьбе, подымается до интересов общечеловеческих. И безвольности в его выборе столько же, сколько в выборе Христа. Отсюда соотнесенность Живаго с жертвой, его судьба соотнесена с судьбой Христа как с вечным архетипом истории и жизни.

Единственный раз он принимает активное участие в событии, но это оборачивается для потрясением, из кот. он понимает, что бесполезно сопротивление (у партизан, с.330).

Возможность реализации Живаго видит в творчестве, в культуре. Его созревание как личности протекало через освоение вековой мудрости и культуры, автор специально отмечает редкостный дар героя обрекать мысль свою в слово. Он ценит энергию и оригинальность в каждом отдельно взятом писателе. «Каждый родится Фаустом», т.е. творцом, способным проникнуть в тайны бытия. Как поэт Живаго определяет личные творческие устремления: простота восприятия окружающего; выявление естественной жизни, способность открывать неизведанное. Этими чертами, по мнению Живаго, обладали Пушкин и Чехов, и именно их стремление отразить красоту жизни воспринимается Живаго как цель.

Кроме того, творчество – это всегда синоним свободы. Если человек зависим от социума и обстоятельств, то в творчестве он может быть абсолютно свободен, творчество именно этим и ценно, что в несвободное страшное время можно оставаться самим собой. Свой собственный художественный мир воспринимается как богоравное дело, именно творчество противостоит разрушительной идее переделки мира. Юрий проникается чувством значительности жизни, он в ней самой (а не за ней и не над ней) ищет символическое содержание – глубинный и масштабный духовный смысл. Если природа свою одухотворенность таит в себе, то поэты в художественном претворении раскрывают смысл красоты мира, кот. бывает сокрыта от людей. Они заставляют видеть красоту, а значит находить смысл в земном существовании. Вот то священное деяние, кот. совершает доктор Живаго и в чем он приравнивается к Спасителю. За это он награждается самым дорогим – любовью.

Продукт творчества Юрия как поэта представлен в заключительной главе романа, кот. называется «Стихи Юрия Живаго» и представляет собой законченный цикл из 25 стихотворений. Процесс создания стихотворения показан в романе эпизодически (свеча горела), но стихи занимают очень важное сюжетообразущее место в романе, так как они не только являются концентрацией размышлений героя об истории и творчестве, но это и авторский голос, и прозаическая часть романа может выступать лишь как «творческая история» создания стихотворений. Именно художественный дар позволяет доктору Живаго стать поэтом, воплотить в собственном эстетическом усилии самый процесс пересечения важнейшей границы, разделяющей хаос и осмысленную человеческую историю. Дар слова для Живаго предначертан, но не гарантирован, поэтому наряду с гениальными творческими откровениями существуют огромные сомнения и ошибки, кот. и приводят Живаго к печальному концу. В лирике его основополагающим становится мотив перехода: от тьмы к свету, от незнания к знанию, от зимы к весне, от смерти к воскресению. Здесь, проникая друг в друга, реализуются два лирических сюжета. Первый – сюжет чуда жизни. Втрой – сюжет роковой предопределенности. За этим сюжетом стоит трагедийное миропонимание, ясное сознание того, что всем, кто рождается в этом мире, достается великое чудо жизни и суждены великие муки жизни, что каждый человек, когда бы и где бы он не родился, обречен нести тяжкий крест судьбы.

Цикл открывается программным стихотворением «Гамлет». Глав. тема – это тема жертвы. В отличие от Шекспира, где Гамлет становится заложником обстоятельств (отомстить нужно собственной матери и дяде), Живаго видит драму Гамлета в том, что он опередил свою эпоху, он волею случая избирается в судьи своего времени, это драма долга и самоотречения, высокого жребия, отсюда появляется мотив чаши, добровольной неотвратимости крестного пути как залога бессмертия жизни. Движение истории и времени определяется жертвой, принесенной человеком. Человек движет историю своим поступком, он создает свой мир с помощью памяти, таланта, противостояния силе смерти. Живаго вписывает себя в круг Христос-Гамлет и ощущает собственную жизнь как самопожертвование.

Лирическая тетрадь Живаго строится как совмещение, переплетение нескольких тем:

1. Евангельский сюжет, кот. сопрягает судьбу Живаго с судьбой Христа. Это Евангелие от врача. Такие стихот как «Рождественская звезда», «На Страстной», «Земля», «Чудо», «Магдалина», «Гефсиманский сад» определяют евангельский сюжет от рождества до распятия. Последнее стих цикла утверждает силу обдуманной и добровольной жертвы, ибо только пожертвовав собой, можно доказать свою правоту.

2. Природный сюжет – описание природного цикла от весны «Март» до лета «Лето в городе», «Хмель», «Ветер», осени «Бабье лето» и зимы «Зимняя ночь». Эти стих. отражают жизнь человека в природе, связь с бытием через восприятие природы, так как жизнь человека подвержена такой же цикличности, и в этом постоянном повторении можно увидеть смысл существования человека.

3. Сюжет жизни Юрия Живаго как поэта и человека. Тема любви «Зимняя ночь», «Объяснение», «Осень», тема творчества и веры «Август», «Рассвет», тема смерти и бессмертия замыкают размышления героя о его жизни.

Символический пласт романа очень глубок. Три женщины в судьбе героя отражают его романную, героическую сущность, его умение любить. Тоня – жена, Богородица; Лара – Россия, страсть, любовь вечная; Марина – Магдалина, страдалица. Свеча, метель, железная дорога отражают символы судьбы, стихии, революции, пространства.

Таким образом, Пастернак размышляет о судьбе России, личности, истории и творчестве. Весь роман направлен на упорное противостояние тому, что сдерживает и деформирует личность, он против раздробленности, он зовет к широте целостности, к созерцанию мира и погружению в него. Главное в романе – это авторское ощущение мира в его цельности, в пронизывающих его взаимосвязях явлений, и в единстве человека и всего, что его окружает, познание человеком этого единства.

На тему «интеллигенция и революция» создано много книг. У Пастернака акцент на: личность и революция. Принадлежность к типу есть конец человека. Даже женщины ценили в нем всё индивидуальное, особенное. Отмеченное Тоней отсутствие воли - свидетельство его неординарности. Смерть главных героев доказывает, что личность и история несовместимы, революция ориентируется на легко управляемого массового человека, на тип, на середину.

Loading...Loading...