Все автора украинской литературы. Современные украинские писатели

В конце XIX века, с одной стороны, завершается столетний период развития новой украинской литературы, а с другой - появляются новые ее качественные изменения, приобретающие развития позже - в XX в. Таким образом, эпоха XIX в. представляет собой целостный комплекс традиций и новаторства в литературном процессе, объединенный, единством идейно-эстетических закономерностей.

Творчество Ивана Котляревского является связующим звеном между старой и новой украинской литературой, между эпохой художественного «универсализма» и новым пониманием художественного творчества как спонтанного самовыражения творческих потенций художника, свободного от пут эстетической нормативности, утверждая многообразие художественных форм и средств, связанных как с национальными традициями, так и с требованиями нового времени, его мировоззрением. Сохраняя связь с художественными традициями предыдущих эпох, со стихией народной художественной культуры, Котляревский стал первым классиком новой украинской литературы.

Бурлескно-травестийной поэма Котляревского «Энеида», считающийся первым произведением новой украинской литературы, стала самым полным выражением новых идейно-эстетических тенденций на рубеже XVIII-XIX вв. Первые три ее части под названием «Енеида на малороссийский язык Перелицованная И. Котляревским» были выданы без ведома автора в Петербурге мероприятием коллежского асессора М. И. Парпура (по происхождению из Конотопа дворян, воспитанник Киевской академии, человек образованный, которая интересовалась литературой) за участием И. К. Каменецкого. В 1808 г. появляется второе издание первых трех частей, а в 1809 г. поэма выходит в четырех частях, подготовленных к печати автором. Полностью «Энеида» была издана в Харькове в 1842 г.

По словам И. Франко, еще до Котляревского «у нас было писательство, и были писатели, было духовная жизнь, были люди, так или иначе выбегали мнением вне тесный круг будничных, материальных интересов, так или иначе искали каких-то идеалов и дорог для их достижения, но только от времени Котляревского украинская литература «принимает характер новочасной литературы, становится все ближе реальной жизни, все более подходящими к его потребностям».

Хотя фабульный основой поэмы Котляревского является «Энеида» Вергилия, украинский автор идет своим путем. В третьей, пятой и шестой частях «Энеиды» он дает понять, что его поэма не является чисто художественным вымыслом, созданным с древними правилами поэтики, а в значительной степени базируется на реальной действительности и воспроизводит национальные представления о ней. Важным материалом для него является отечественная история, народные обычаи и быт, собственная точка зрения при изображении событий. Оппозиционное отношение автора к старым музам, которыми, по его словам, можно бы укрыть «сверху вниз Парнас», следует понимать как отрицание распространенной тогда в искусстве оторванной от жизни классицистической поэтики. Он призывает на помощь новую музу - «веселую, красивую, молодую». Следованию правде в изображении исторической жизни и национальных обычаев выступает Котляревский и в «Наталке Полтавке» в противовес пьесе «Козак-стихотворец» А. Шаховского, который «взялся по-нашему и о нас писать, не видя сроду ни края, не зная Обычаев и поверья нашего».

Одним из первых талантливых продолжателей традиций И. Котляревского в дошевченковскую пору выступил П.П. Гулак-Артемовский, литературная и общественная деятельность которого представляет заметное явление в развитии национальной культуры.

Первое украинское произведение П. Гулака-Артемовского «Настоящая доброта (Писулька Грицьку Пронозы)», написанный 1817 (незавершенный и при жизни автора не печатался), - это лирико-философское послание, адресованное Г. Квитке-Основьяненко как одному из руководителей «Общества благодеяние». Призывая его оживить общественные начинания на пользу обществу, поэт средствами иносказания создает обобщенный образ благости как совокупности высоких моральных качеств, она жизнерадостная и стоически непреклонна, ей не страшны самые тяжелые жизненные испытания, в конце она не боится сказать откровенную правду и «каким господам князьям». П. Гулак-Артемовский в соответствии с эстетическими концепциями классицизма стремится к утверждению гражданского мужества, справедливости и благотворительности, веры в могущество человеческого разума. Позитивный идеал писателя - идеал настоящей благости - осмысливается с его гуманистически - просветительского представления о добре и зле, о «естественную» равенство человека. В послании П. Гулак-Артемовский в целом не выходит за рамки абстрактного олицетворения добродетелей и пороков, критики общечеловеческих недостатков, но иногда его моральные размышления пронизывают мотивы общественного звучания - критическое отношение к «злому» дворянству, отстаивание интересов человека-труженика. Дидактически-морализаторское стихотворение «Настоящая доброта», касаясь «высоких» нравственно-философских проблем, написанное в шутливой, бурлескный манере с широким использованием стилистических ресурсов национального фольклора (образные разговорные выражения, яркие метафоры, повторы, остроумные поговорки и пословицы и т.д.). А это уже свидетельствовало о нарушении автором нормативов классицистической поэтики.

Но также в историю литературы Григорий Федорович Квитка (литературный псевдоним Грицько Основьяненко) вошел как основатель новой украинской прозы и выдающийся драматург, популярный русскоязычный писатель, один из представителей натуральной школы периода ее формирования.

Г. Квитка-Основьяненко отрицал мысли об ограниченности украинского литературного языка. Среди свидетельств ее богатых художественных возможностей он называет творчество И. Котляревского, П. Гулака-Артемовского, Е. Гребенки, а также «наши песни, думы, пословицы, поговорки, выражения в летописях». Он доказал художественной практикой ее большие потенции, пригодность для выражения самых глубоких человеческих чувств и переживаний.

Главным для Квитки-Основьяненко были «стремление показать, отчего у нас зло», стремление к реалистической типизации. Он, как и все просветители, верил в всепобеждающую силу слова и морального примера в борьбе со злом, создавал идеализированные образы добропорядочного личности как образца для подражания.

Е. Гребенке принадлежит своеобразное место в литературе 30-40-х годов XIX в. Наиболее ценную часть его художественного наследия составляют байки, которые сыграли большую роль в развитии нового украинской литературы. Как и некоторые его современники, Е. Гребенка активно участвовал и в российском литературном процессе; лучшие прозаические произведения писателя благодаря характерному демократической направленности, гуманистическим тенденциям, высокохудожественное стоимости, написанные в русле эстетики натуральной школы. Не случайно И. Франко назвал Е. Гребенку «талантливым писателем российско-украинским».

Самое значительное место в художественном наследии Е. Гребенки украинский язык принадлежит басням. Опираясь на достижения мирового байкарства, плодотворно используя народносатирические традиции украинской и русской басни, Е. Гребенка создал ряд глубоко самобытных, оригинальных произведений И этого жанра. Славу ему как баснописцу принесли «Малороссийские поговорки» (с посвящением «Добрым моим землякам и любителям малороссийского слова»), изданные в Петербурге в 1834 и 1836 pp. Они были отмечены тогдашней критикой как один из значительных достижений молодого украинского писателя. Так, «Отечественные записки», наряду с Шевченковской поэзией, причислили их к произведениям, что «вне всякого сомнения, принесут пользу южнорусским простолюдинам-читателям»

Достаточно высокую оценку дал басням Е. Гребенки Н. Костомаров. В статье «Обзор сочинений, писанных на малороссийском языке» он отмечал: «Его«Поговорки»всегда прочтутся с наслаждением: автор явился в них не пародистом, не Насмешником над малороссийским народностью и словом, но малороссийским баснописцем и превосходно показал способность малороссийского языка к апологическим сочинения Благосклонно к ним отнеслись А. Пушкин, И. Крылов, В. Белинский.

Но всё-таки Т.Г. Шевченко - центральная фигура украинского литературного процесса XIX в. Его творчество имело решающее значение в становлении и развитии новой украинской литературы, утвердив в ней общечеловеческие демократические ценности и подняв ее до уровня передовых литератур мира. В своей поэзии Шевченко обратился к теме проблем и идей (социальных, политических, философских, исторических, художественных), которые до него еще не нарушались в украинской литературе или нарушались слишком робко и социально ограничено. Обогащая украинскую литературу новыми жизненными темами и идеями, Шевченко стал новатором и в поисках новых художественных форм и средств. Автор «Кобзаря» производил и утверждал новое художественное мышление. Его роль в истории украинской литературы больше, чем роль Пушкина в русской, Мицкевича - в польской литературе. Его значение в развитии передовой отечественной общественной мысли, социального и национального сознания народа не меньше, чем в истории поэзии.

Шевченко вступил на литературное поле в эпоху расцвета славянского романтизма, когда в Украине формировалась разновидность этого направления, свойственного для негосударственных наций (украинской, белорусской, сербской, словенской и др.), тесно связан с национально-освободительными устремлениями нации, ее возрождением. Литературный процесс шел бурно, ускоренно, что совершилось к сосуществованию и синкретизма поэтических систем, в литературах государственных народов с «классическим» типом развития менялись постепенно и в течение длительного времени. Осознание исторической преемственности этнического процесса и существование собственного культурно-психологического лицо нации, неповторимого национального характера и речи, потребность национального самоопределения обусловили стремительное развитие украинской историографии, фольклористики, языкознания, сознательную работу над разработкой и обогащением национального литературного языка.

На момент выхода первого «Кобзаря» Шевченко украинский романтизм строился почти два десятилетия, пройдя этап сбора и публикации фольклора, развернув переложение стихов ряда авторов-романтиков: польских (А. Мицкевича, Р. Суходольского, С. Гощинского, С. Витвицкий, А.-Е. Одинца), русских (А. Пушкина, В. Жуковского, И. Крылова), чешских и словацких (В. Ганку и Й. Линду, т.к. Челаковского, Я. Коллара и др.), немецких (И.-А. Уланда, Ф. Метисон, А.-Ю. Кернера, А.-О. Ауершперга, А. Еленшлегера), отдельных лирических стихотворений Дж.-Г. Байрона, У. Шекспира и др.

По словам И. Франко, Пантелеймон Кулиш - это «перворядна звезда в нашей литературе» , "один из корифеев нашей литературы» . Вместе с Т. Шевченко и М. Костомаровым он составил знаменитую надднепровскую «троицу» 40-60-х годов, которые заложили основы современного украинского народно-патриотического движения. Отметив, что они «начали новую эпоху украинского литературного и вообще духовного развития», И. Франко назвал «самородной гений» Шевченко «появлением слишком единичной, необычной среди украинской общественности», а именно Кулиша - «первым... действительно национальным писателем украинским, т.-е. писателем, который старался по возможности своих сил ответить потребностям своей общественности, изобразить ее взгляды... и идти рядом с ее развитием национальным и общественным». Под Маланюком, новая украинская литература имела «двуединый источник» и двух основателей - Шевченко («взрыв национального бессознательного») и Кулиша - «первая (в эпохе Возрождения) напряжения национального интеллекта».

В 1857 p. увидела свет Кулишева «Граматика» - первый на Приднепровье украинский букварь и книга для чтения. Заботясь о сохранении национальной памяти и выработки научно-популярного стиля украинского литературного языка, он написал и напечатал исторические очерки «Хмельниччина» и «Виговщина» (оба - 1861).

Романтизм в синкретической мировоззренческой системе Кулиша оказался, в частности, в украинизации руссоизму (хутор как центр национальной самобытности, «простых обычаев», живого народного языка автор «Писем из хутора» противопоставлял русифицированным «городам и их порядкам», где «затуманивают» «святую нашу истину ») и в национально акцентировано переосмыслении позитивистских представлений. «Национальный дух» Кулиш рассматривал как самоценную и самотворческую силу, а украинский - как «нацию со своей особой задачей»: представ как порабощена нация, «жаждой правды среди бесправия», «наша семья народная» призвана пропагандировать гуманизм, справедливые, равноправные и дружественные отношения между народами, приоритет духа над политикой и силой. Вознося органическое и иррациональное над искусственным и рациональным, он идеализировал национальную старину (в 40-60-х годах - казачество и народно стихию, а в 80-90-х - княжескую эпоху, «старорущину»), выражал эсхатологические идеи.

Важнейшим итогом более чем полувекового периода развития новой украинской литературы было то, что в середине XIX в. основным литературным направлением в Украине становится наряду с романтизмом реализм. Особенно интенсивно процесс его утверждения проходит с начала 40-х годов.

Ускоренное развитие литературы, быстрая смена в ней отдельных идейно-художественных направлений и стилевых систем объясняются совокупностью многих причин общественно-политического и эстетического характера.

Этот процесс происходил в условиях завершения формирования украинской нации, углубление кризиса феодально-крепостнической системы, усиление капиталистических отношений и нарастание революционных настроений в царской России. Активизация освободительной борьбы прямо или косвенно определяла основное содержание и характер передовой общественно-политической мысли, тенденции развития культуры и литературы.

На политическую и духовную жизнь Украины ощутимое влияние оказывали революционное движение в Западной Европе, а также мощная волна идей Всеславянского национально-культурного возрождения.

Конкретные исторические причины, лежащие в сфере особенностей социального и культурного развития украинского народа, обусловили и определенный стилистический синкретизм, и национальное своеобразие функционирования типичных для тогдашних европейских литератур художественных направлений и стилей.

В переходные 40-е - 50-е годы XIX в. в украинской литературе еще прослеживалось своеобразное сосуществование бурлескно-травестийного, романтического и реалистического стилей, но уже с отчетливым преимуществом реалистического направления. При этом бурлеск и романтизм не просто выходили из литературного обихода; художественно плодотворные и продуктивные их элементы усваивались и творчески трансформировались в новом идейно-художественном направлении. Формированию реализма послужили и демократические тенденции бурлеска, и разносторонний интерес романтизма до украинского народного творчества, его лиризм и эмоциональность - в форме и дух протеста, и героический пафос - в тексте.

Наивысшим достижением украинского искусства слова является творчество Шевченко, в которой глубокий социальный смысл сочетается с совершенной художественной формой. Унаследовав и продолжив лучшие традиции отечественной литературы и усвоив достижения мировой художественной культуры, Шевченко создал прочные реалистические основы украинской литературы. С ним пришел в литературу новый тип художника, органично связанного с народом, выразителя и властителя его дум и самых прогрессивных социальных устремлений, гуманистических идеалов.

40-е - 60-е годы XIX в. были периодом интенсивного вызревания в Украине разных политических и идейных направлений в общественной жизни и литературе. Шевченко возглавил представителей тех ориентаций, в которых передовые общественно-политические и эстетические идеи сочетались с глубоким социальным анализом действительности в художественном творчестве. В русле этого направления развивалось творчество Марко Вовчок, Л. Глебова, С. Руданского, А. Свидницкого и др.

Утверждение реализма сопровождалось усилением внимания литературы к разным сферам общественной жизни, расширением тематики и углублением социального содержания. В литературе, кроме крестьянина, появляются герои из других общественных слоев (солдат, студент, интеллигент). Растет интерес к жизни других народов России, что способствовало расширению проблематики, стилевого диапазона, творческих горизонтов, утверждению интернационалистических мотивов в украинской литературе. Этому процессу способствовали и личные творческие контакты украинских писателей (особенно Т. Шевченко, Е. Гребенки, Марко Вовчок) с деятелями культуры других народов.

Существенные изменения происходят в жанрово-стилевой системе: разнообразятся и обогащаются жанры (политическая поэзия, гражданская лирика, сатира и т.д.), формы повествования - от повествовательной к эпически-объективной. Происходит интенсивное становление украинской прозы, в частности ее крупных жанров - повести и романа. Новых качественных черт приобретает украинская драматургия. В стремлении глубже и правдивее отразить многогранную жизнь расширяется арсенал изобразительных средств, развивается мастерство психологического анализа.

Заметную роль в интенсификации литературной жизни сыграли периодические издания - альманахи 40-х годов, а впоследствии и первые украинские газеты («Заря галицкая» и «Dnewnyk Rusky») и журналы («Основа», «Вечерниц», «Цель»), «Записки о Южной Руси», альманах «Дом»и др.

Накопление художественного материала выдвинуло потребность его систематизации и критического осмысления. Литературная критика, сформировавшаяся в 40-е - 50-е годы XIX века, сыграла значительную роль в отстаивании и обосновании прав и возможностей развития украинской литературы, в усовершенствовании ее языка, утверждении реалистических принципов.

Одним из первых в науке связать процесс развития новой литературы с традициями не только народного творчества, но и общей для восточнославянских народов древней литературы пытался М. Максимович. Принципиально важными были и попытки рассматривать творчество писателей Восточной и Западной Украины как явление единого литературного процесса.

Важными показателями прогресса литературной критики были постепенное выработки исторического подхода к анализу и оценке литературного процесса в Украине (М. Максимович, Н. Костомаров), выявление генетической и типологической общности ее явлений с явлениями русского, польского и других славянских, а также западноевропейских литератур. Значительный вклад в формирование эстетико-теоретических основ литературной критики и их практического применения к анализу литературного процесса и его отдельных явлений сделал П. Кулиш, который стал первым профессиональным литературным критиком.

В 40-е - 60-е годы постепенно формировалась концепция украинской литературы как таковой, имеющая давние богатые традиции и средствами литературного языка обслуживает все части политически разделенного украинского народа. В выработке этой концепции большая роль принадлежала историко-социологической и философско-эстетической мысли, в тесной взаимосвязи с которой происходило становление украинской литературной критики.

По мере углубления связей литературной критики с передовой общественной мыслью времени возрастает ее роль в направлении литературного процесса, усилении связей литературы с освободительной борьбой.

Историческая тенденция развития украинской литературы заключается в том, что, вызвана к жизни духовными потребностями народа, она в середине XIX в. становится важным фактором его общественной жизни, неотъемлемой частью славянской культуры.

Украинская литература берет свое начало из общего для трех братских народов (русского, украинского, белорусского) источника-древнерусской литературы.

Оживление культурной жизни на Украине в конце XVI - первой половине XVII в., связанное с процессами развития украинской народности, отразил ось в деятельности так называемых братств, школ, типографий. Основоположником книгопечатания на Украине явился русский первопечатник ИванФедоров, основавший первую на Украине типографию во Львове в 1573г. Возникновение книгопечатания способствовало росту культурной общности украинского народа, укрепляло его языковое единство. В условиях острой борьбы украинского народа против польско-шляхетского угнетения и католической экспансии в конце XVI - начале XVII в. на Украине возникла полемическая литература. Выдающимся полемистом был известный писатель Иван Вышенский (вторая половина XVI - начало XVII в.). В период освободительной войны 1648-1654 гг. и в последующие десятилетия быстро развиваются школьная поэзия и драма, направленные против латино-униатского засилия. Школьная драма имела преимущественно религиозно-поучительное содержание. Постепенно она отступала от узкоцерковной тематики. Среди драм были произведения на исторические сюжеты («Владимир», «Милость божия Украину от удобоносимых обид лядских через Богдана-Зиновия Хмельницкого свободившая»). В отображении событий освободительной войны наблюдаются элементы реализма и народности. Они усиливаются в интермедиях, вертепных драмах и особенно в произведениях философа и поэта Г. С. Сковороды (1722- 1794), автора сборников «Басни Харьковские», «Сад божественных песней» и других, которые были выдающимися явлениями периода становления новой украинской литературы.

Первым писателем новой украинской литературы был И. П. Котлярев- ский(17б9-1838) - автор известных произведений «Энеида» и «Наталка- Полтавка», в которых воспроизведены жизнь и быт народа, высокие патриотические чувства простых людей. Прогрессивные традиции И. Котля- ревского в период становления и утверждения новой литературы (первая половина XIX в.) продолжали П. П. Гулак-Артемовский, Г. Ф. Квитко- Основьяненко, Е. П. Гребенка и др. Свидетельством самобытности и оригинальности новой украинской литературы в Галиции были произведения М. С. Шашкевича, а также произведения, помещенные в альманахе «Русалка Днестровая» (1837).

Творчество величайшего украинского поэта, художника и мыслителя, революционера-демократа Т. Г. Шевченко (1814-1861) окончательно утвердило критический реализм и народность как основной метод художественного отображения действительности в украинской литературе. «Кобзарь» (1840) Т. Шевченко знаменовал новую эпоху в развитии художественного творчества украинского народа. Все поэтическое творчество Т. Шевченко пронизано гуманизмом, революционной идейностью, политической страстностью; оно выражало чувства и стремления народных масс. Т. Шевченко - родоначальник революционно-демократического направления в украинской литературе.

Под могучим воздействием творчества Т. Шевченко в 50-60-х годах начинают литературную деятельность Марко Вовчок (М. А. Вилинская), Ю. Федькович, Л. И. Глибов, А. П. Свидницкий и др. Произведения Марко Вовчка (1834-1907) «Народщ оповщання» («Народные рассказы»)," повесть «Институтка» явились новым этапом в развитии украинской прозы по пути реализма, демократической идейности и народности.

Последующим этапом в развитии реалистической прозы было творчество И. С. Нечуя-Левицкого (1838-1918), автора социальных повестей «Бур- лачка», «Микола Джеря» (1876), «Семья Кайдашей» (1878) и других, в которых писателем созданы правдивые образы крестьян-бунтарей.

Усиленное развитие капиталистических отношений после реформы 1861 г. привело к резкому обострению социальных противоречий в украинском обществе, к активизации национально-освободительного движения. Литература обогащается новыми темами и жанрами, отражающими своеобразие новых социально-экономических отношений. Критический реализм в украинской прозе приобретал качественно новые особенности, возникал жанр социального романа, появлялись произведения из жизни революционной интеллигенции и рабочего класса.

Интенсивное развитие культуры в этот период, активизация общественной мысли, усиление политической борьбы способствовали появлению ряда важных периодических изданий. В 70-80-х годах издаются такие журналы и сборники, как «Друг», «Громадський друг» («Общественный друг»), «Дзвш» («Колокол»), «Молот», «Свт> («Мир» в значении вселенная). Появляется ряд украинских альманахов - «Луна» («Эхо»), «Рада» («Совет»), «Нива», «Степь» и др.

Значительное развитие приобрело в это время революционно-демократическое направление в украинской литературе, представленное такими выдающимися писателями - революционными демократами, как Панас Мирный (А. Я. Рудченко), И. Франко, П. Грабовский - последователями и продолжателями идейно-эстетических принципов Т. Шевченко. Панас Мирный (1849-1920) начал литературную деятельность в начале 70-х годов XIX в. («Лихой попутал», «Пьяница») и сразу же занял видное место в украинской литературе критического реализма. Его социальные романы «Xi6a ревуть воли, як ясла повш?» («Разве ревут волы, когда ясли полны?»), «Пов1я» («Гулящая») представляют собой дальнейший этап в развитии революционно-демократической литературы. Новым явлением в литературе революционно-демократического направления явилось творчество И. Я. Франко (1856-1916) - великого поэта, прозаика, драматурга, известного ученого и мыслителя, пламенного публициста и общественного деятеля. После «Кобзаря» Т. Шевченко сборник стихов И. Франко «3 вершин i низин» («Вершины и низины», 1887) был самым выдающимся событием в украинской литературе 80-х годов. В стихотворениях и поэмах И. Франко утверждаются высокая идейность революционного искусства, принципы новой, гражданской поэзии, рожденной в революционной политической борьбе, поэзии широких социально-философских обобщений. Впервые в украинской литературе И. Франко показал жизнь и борьбу рабочего класса («Борислав смеется», 1880-1881). Влияние И. Франко было огромно, особенно в Галиции, входившей тогда в состав Австро- Венгрии; оно отразилось на творчестве и общественной деятельности писателей М. И. Павлика, С. М. Ковалива, Н. И. Кобринской, Т. Г. Борду- ляка, И. С. Маковея, В. С. Стефаника, рассказы которого высоко ценил М. Горький, JI. С. Мартовича, Марка Черемшины и др.

Поэт-революционер П. А. Грабовский (1864-1902), известный своими оригинальными поэтическими и критическими произведениями, изданными в 90-х годах XIX в., отобразил мысли, чувства и настроения революционной демократии 80-90-х годов.

Высокого уровня развития достигла в 80-90-х годах украинская драматургия, представленная именами выдающихся драматургов и театральных деятелей М. Старицкого, М. Кропивницкого, И. Карпенко- Карого. В произведениях этих драматургов, которые успешно ставятся на сцене и советских театров, отображены жизнь и быт украинского села, классовое расслоение и борьба передовой интеллигенции за прогрессивное искусство, борьба народа за свободу и национальную независимость. Наиболее видное место в истории украинской драматургии принадлежит И. Карпенко-Карому (И. К. Тобилевич, 1845-1907), создавшему классические образцы социальной драмы, новый тип социальной комедии и трагедии. Пламенный патриот и гуманист, драматург обличал современный ему строй, раскрывая социальные противоречия буржуазного общества. Широко известны его пьесы: «Мартин Боруля», «Сто тысяч», «Савва Чалый», «Хозяин», «Суета», «Житейское море».

В развитии литературы конца XIX - начала XX в. творчество М. Коцюбинского, Леси Украинки, С. Васильченко явилось высшим этапом украинского критического реализма, органически связанного с зарождением социалистического реализма.

М. М. Коцюбинский (1864-1913) в повести «Fata morgana» (1903- 1910) показал руководящую роль рабочего класса в буржуазно-демократической революции на селе, вскрыл гнилость буржуазного строя, разоблачил предателей интересов народа. Леся Украинка (1871 - 1913) воспевала революционную борьбу рабочего класса, разоблачала реакционность народнических и христианских идеалов. В ряде художественных и публицистических произведений поэтесса вскрывала реакционный смысл буржуазной философии и утверждала идеи революции, интернационального единения рабочих разных стран. Большевистская газета «Правда», откликаясь на смерть писательницы, назвала ее другом рабочих. Наиболее значительные произведения Леси Украинки - сборники политической лирики («На крилах шсень», 1893; «Думи i мри»-«Думы и мечты», 1899), драматические поэмы «Давня казка» («Старая сказка»), «В пуще», «Осенняя сказка», «В катакомбах», пьесы «Лесная песня», «Камшний господар» («Каменный властелин») - относятся к лучшим произведениям украинской классической литературы.

В условиях жестокого национального гнета русского самодержавия наряду с созданием художественных произведений украинские писатели проводили большую культурно-просветительную работу. Особенно активной деятельностью в национально-культурном движении отличался ученый и писатель-реалист Б. Гринченко.

Литературный процесс на Украине не был идейно однородным; в нем происходила борьба разных социальных и политических сил. Наряду с художниками слова демократического направления.выступали писатели либерально-буржуазных, националистических убеждений (П. Кулиш, А. Конисский, В. Винниченко и др.).

На всех исторических этапах украинская литература дооктябрьского периода развивалась в тесной связи с освободительным движением народа, в органическом единении с передовой русской литературой. Писатели, выражавшие интересы передового, революционного искусства, боролись за реализм, народность и высокую идейность украинской литературы. Поэтому украинская классическая литература явилась надежной основой для создания новой советской литературы, рожденной Октябрьской социалистической революцией.

Украинская советская литература

Украинская советская литература является составной и неотъемлемой частью многонациональной литературы народов СССР. Еще на первых порах своего развития она выступала пламенным борцом за идеи социализма, свободы, мира и демократии, за революционное преобразование жизни на основах научного коммунизма. Творцами новой советской литературы были выходцы из рабочего класса и беднейшего крестьянства (В. Чумак, В. Эллан, В. Сосюраи др.), лучшие представители демократической интеллигенции, начавшие свою деятельность еще до Октябрьской революции (С. Васильченко, М. Рыльский, И. Кочерга, П. Тычина, Я. Мамонтов

Большой популярностью в первые послереволюционные годы пользовались книги поэтов: В. Чумака «Запев», В. Эллана «Удары молота и сердца», П. Тычины «Плуг», стихи и поэмы В. Сосюры и др. Процесс утверждения советской литературы проходил в напряженной борьбе против врагов революции и агентуры буржуазно-националистической к онтрр ев о люции.

В период восстановления народного хозяйства (20-е годы) украинская литература развивалась особенно интенсивно. В это время активно выступали писатели А. Головко, И. Кулик, П. Панч, М. Рыльский, М.Кулиш, М. Ирчан, Ю. Яновский, Иван Jle, А. Копыленко, Остап Вишня, И. Микитенко и многие др. Молодая литература отображала освободительную борьбу народа и его творческий труд в создании новой жизни. В эти годы на Украине возник ряд писательских союзов и группировок: в 1922 г.- со*оз крестьянских писателей «Плуг», в 1923 г.- организация «Гарт», вокруг которой группировались пролетарские писатели, в 1925 г.- союз революционных писателей «Западная Украина»; в 1926 г. возникло объединение комсомольских писателей «Молодняк»; существовали и футуристические организации («Ассоциация панфутуристов», «Новая генерация»). Существование многих разнообразных организаций и группировок затрудняло идейно-художественное развитие литературы, мешало мобилизации сил писателей всей страны на осуществление задач социалистического строительства. В начале 30-годов все литературно-художественные организации ликвидировались, и был создан единый Союз советских писателей.

С этого времени тема социалистического строительства становится ведущей темой литературы. В 1934 г. П. Тычина выпускает сборник стихов «Партия ведет»; с новыми книгами выступают М. Рыльский, М. Бажан, В. Сосюра, М. Терещенко, П. Усенко и многие др. Больших успехов достигают украинские писатели-прозаики; известность получают романы и повести Г. Эпика «Первая весна», И. Кириленко «Аванпосты», Г. Коцюбы «Новые берега», Ивана Ле «Роман Межигорья», А. Головко «Мать», Ю. Яновского «Всадники» и др. Тема революционного прошлого и современной социалистической действительности становится главной и в драматургии. В театрах Украины с большим успехом идут пьесы «Кадры», «Девушки нашей страны» И. Микитенко, «Гибель эскадры» и «Платон Кречет» А. Корнейчука и др.

В годы Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.) треть всей писательской организации Украины влилась в ряды Советской Армии и в партизанские отряды. Публицистика становится особенно важным жанром. Писатели выступают в армейской печати со статьями, выпускают брошюры и сборники статей, в которых разоблачают врага, содействуют воспитанию высокого морального духа советского народа, поднявшегося на борьбу с фашистскими захватчиками. С художественными произведениями, в которых изображены героизм и мужество народа, воспеты патриотизм и высокие идеалы советских воинов, выступают М. Рыльский («Жага»), П. Тычина («Похороны друга»), А. Довженко («Украинав огне»), М. Бажан («Даниил Галицкий»), А. Корнейчук («Фронт»), Ю. Яновский («Земля богов»), С. Скляренко («Украина зовет»), А. Малышко («Сыновья») и др. Украинская литература была верным помощником партии и народа, надежным оружием в борьбе против захватчиков.

После победоносного окончания Великой Отечественной войны писатели еще долгое время обращаются к теме героизма и патриотизма, военной доблести и мужества нашего народа. Наиболее значительными произведениями на эти темы в 40-х годах были «Знаменосцы» А. Гончара, «Аттестат зрелости» В. Козаченко, «Черноморцы» В. Кучера, «Генерал Ватутин» Л. Дмитерко, «Прометей» А. Малышко, произведения Я. Галана, А. Шияна, Я. Баша, Л. Смелянского, А. Левады, Ю. Збанацкого, Ю. Дольд-Михайлика и многих др.

Темы социалистического труда, дружбы народов, борьбы за мир, интернационального единства становятся ведущими в украинской литературе всех послевоенных лет. Сокровищница художественного творчества украинского народа обогатилась такими выдающимися произведениями, как романы М. Стельмаха «Большая родня», «Кровь людская - не водица», «Хлеб и соль», «Правда и кривда»; А. Гончара «Таврия», «Перекоп», «Человек и оружие», «Тронка»; Н. Рыбака «Переяславская рада»; П. Панча «Клокотала Украина»; Ю. Яновского «Мир»; Г. Тютюнника «Водоворот» («Вир») и др.; сборники стихов М. Рыльского: «Мосты», «Братство», «Розы и виноград», «Голосеевская осень»; М. Бажана «Английские впечатления»; В. Сосюры «Счастье семьи трудовой»; А. Малышко «За синим морем», «Книга братьев», «Вещий голос»; пьесы А. Корнейчука «Над Днепром»; А. Левады и др.

Важными событиями в литературной жизни были второй (1948) и третий (1954) съезды писателей Украины. Огромную роль в развитии украинской литературы сыграли решения XX и XXII съездов КПСС, открывшие новые горизонты идейно-художественного роста украинской литературы, ее укрепления на позициях социалистического реализма. Путь развития украинской советской литературы свидетельствует, что только на основании социалистического реализма могло бурно развиваться художественное творчество украинского народа. Украинская советская литература на всех этапах своего развития была верна идеям Коммунистической партии, принципам дружбы народов, идеалам мира, демократии, социализма и свободы. Она всегда была могучим идейным оружием советского общества в борьбе за победу коммунизма в нашей стране.

Помимо того, что Тычина был хорошим поэтом, он еще был отличным музыкантом. В его творчестве тесно переплелись эти два таланта, ведь в своих стихах он попробовал создать музыку из слов. Его принято считать единственным истинным последователем эстетики символизма в Украине, однако литературный критик Сергей Ефремов подметил, что Тычина не укладывается ни в одно литературное направление, ведь он из тех поэтов, кто их сами создают.

Однако когда Украина официально присоединяется к СРСР, Тычина становится истинным советским писателем, «певцом нового дня», опускается к сочинению дифирамбов новой власти и строк по типу «Трактор в полі дир-дир-дир. Ми за мир. Ми за мир». Для коммунистической партии он оставил много произведений, но для потомков – пожалуй, только первые три сборника: « », « », «В космічному оркестрі». Но даже если бы после первого из них он не написал ни строчки, Тычина все равно был бы зачислен в ряды лучших украинских поэтов.

Поэт, ученый, переводчик, лидер украинских неоклассиков Николай Зеров в своем творчестве всегда ориентировался на выверенные веками духовные ценности и традиции мировой классики - от античности до XIX века. Однако его стихи – это не наследование классических текстов, а модернизация культуры прошлого.

Зеров стремился воссоздать гармонию между личностью и окружающим миром, чувствами и умом, человеком и природой. И даже по звучанию его стихи отличаются упорядоченной, отточенной формой, ведь он использовал только четкие классицистические стихотворные размеры.

Зеров был авторитетом не только для своих соратников-неокласиков, но и для многих других литераторов, в том числе и прозаиков. Он первый, а вслед за ним все остальные, провозгласил, что стоит уничтожить примитивное «ликнеповское» чтиво для масс, которое заполонило книжные полки Советской Украины, и направить нашу литературу по европейскому пути развития.

Наследник древней польской дворянской семьи Максим Рыльский стал одним из самых известных украинских поэтов. В роковом 37 году он сменил аполитичный курс неокласиков на воспевания доблести советских рабочих и крестьян, благодаря чему он единственный из «группы» остался в живых. Однако став пропагандистом, он не перестал быть поэтом. В отличие от того же Тычины он продолжал писать тонкие лирические произведения, посвященные обыденной, повседневной жизни.

Однако настоящее творческое возрождение поэта приходится на 50-х года, когда началась хрущевская оттепель. Поэтические сборники этого последнего периода жизни поэта – « », « », « », « » – достойно завершают его биографию. В них синтезировано все лучшее из предыдущих книг. Рыльского запомнили в основном именно таким поэтом, каким он стал на склоне своих дней – сторонником мудрой простоты и меланхоличным мечтателем, влюбленным в осень.

Народнопоэтические образы, которые во всем их разнообразии изобиловали в украинской поэзии эпохи романтизма, в 20 веке получают новое развитие в творчестве Владимира Свидзинского. Этот поэт обращается к дохристианским славянским верованиям, архаичным приданиям и мифам. В структуре его стихов можно найти элементы магических ритуалов и заклинаний, а их лексика изобилует архаизмами и диалектизмами. В созданном Свидзинским сакральном мире человек может напрямую общаться с солнцем, землей, цветком, деревом и т.д. В результате его лирический герой всецело растворяется в таком диалоге с матушкой-природой.

Стихи Свидзинского сложны и непонятны, их нужно не декламировать, а анализировать, отыскивая в каждой строчке древние архетипы и скрытые смыслы.

Антонич родился на Лемковщине, где местный диалект настолько отличается от украинского литературного языка, что последнего там почти не понимают. И хотя поэт быстро выучил язык, но, все же, не освоил все его возможности. После неудачных формальных экспериментов с ритмикой и аллитерацией в первом сборнике « » он понял, что является в первую очередь творцом образов, а не мелодики стиха.

Антонич обращается к языческим мотивам, которые у него органично переплетаются с христианской символикой. Однако мировоззрение этого «п"яного дітвака із сонцем у кишені », как он сам себя назвал, более близко пантеизму Уолта Уитмена. Он похож на ребенка, который только начинает открывать для себя мир, поэтому пейзажи для него еще не стал привычным, а слова не потеряли своей новизны и красоты.

Своим истинным призванием Ольжыч считал поэзию, но вынужден был работать археологом, чтобы зарабатывать деньги для своей семьи. Его профессия в некотором смысле определила его творчество. Создавая поэтические циклы «Кремень», «Камень», «Бронза», «Железо» он привносит в украинскую поэзию новые для нее образы Скифии, Сарматии, Киевской Руси и не только. Он воспевает далекое прошлое, спрятанное в обломках материальной культуры - в украшениях, домашней утвари, оружии, наскальных рисунках и узорах на керамических изделиях.

Ольжич был членом Организации украинских националистов (ОУН), что также определило вектор его творчества. Он стал автором проникновенных строк, апеллирующих к патриотическим чувствам читателей и призывающих их к борьбе за независимость Украины.

Елена Телига – гражданская деятельница, член ОУН, известная поэтесса, перу которой принадлежат всего 47 стихов, но и это небольшое творческое наследие обеспечило ей почетное место среди наших лучших поэтов. В своих стихах она создала образ украинской женщины-революционерки. Уже в первых произведениях, она провозгласила:

І напружений погляд хоче
Відшукати у тьмі глибокій -
Блискавок фанатичні очі,
А не місяця мрійний спокій

Ее стихи - это поэзия высокого идеологического напряжения, в которой звучит прямо или завуалировано призыв к борьбе за Украину, предложение окунуться в шал смертельного риска.

Она верила, что поэзия – это не просто выдумка, а орудие влияния на души людей, поэтому каждая строка кладет огромную ответственность на того, кто ее написал. «Если мы, поэты - говорила Телига, - пишем об отваге, твердости, благородстве, и этими произведениями зажигаем и шлем на опасность других, как же мы можем сами этого не сделать?» Она никогда не отступалась от принципов, которые провозглашала, поэтому, когда пришло время рискнуть своей жизнью, она, не задумываясь, сделала это. В 1941 року Телига покинула Польшу и нелегально приехала в Украину, где уже через год ее растеряли. В своей камере в гестапо она нарисовала трезубец и написала: «Тут сидела и отсюда идет на расстрел Елена Телига».

Плужник стал самым последовательным представителем экзистенциализма в украинской поэзии. Отбрасывая все реалии окружающей действительности, он сосредотачивается на внутренней жизни, переживаниях и мыслях своего лирического героя. Плужника в первую очередь интересуют не метанаративы его времени, а глобальные философские вопросы, такие как дихотомия добра и зла, красоты и уродства, лжи и истины. Он обладал уникальной способностью в нескольких словах выразить очень многое: в своих небольших, лаконичных стихах он раскрывает сложные философские розмыслы.

Этот поэт побывал почти во всех украинских литературных группах и организациях, и от всех ушел со скандалом. Также он был членом коммунистической партии, из которой его несколько раз исключали, а однажды партийные чиновники даже отправили его лечиться в Сабурову дачу – известную психбольницу. Его творчество не вписывалось ни в какие идейные параметры Советской Украины. В отличие от своих политизированных и патриотически подкованных коллег Сосюра всегда оставался лишь автором красивой любовной лирики. За свой долгий творческий путь он издал несколько десятков сборников. Если в первых своих книгах он стремился шокировать читателя необычными имажинистками образами по типу «поц і лунки шкварчать як зернята на пательні », то в последних он создавал простые и проникновенные стихи, например «Коли потяг удаль загуркоче» и «Любіть Україну».

Футуристы, эти художественные революционеры, которые провозглашали смерть старого и появление абсолютно нового искусства, были своего рода иллюзионистами, шоуменами своего времени. Они разъезжали по городам Восточной Европы, читали свои стихи и находили новых последователей. Украинских футуристов-любителей было много, а вот тех, кто писал на украинском языке – единицы. И наиболее талантливым поэтом среди них был Михайль Семенко. Несмотря на то, что он так яростно отрицал преемственность эстетических принципов разных эпох, его заслуга перед украинской поэтической традицией неоспорима: он модернизировал нашу лирику урбанистической тематикой и смелыми экспериментами с формой стиха, а также навсегда вошел в анналы отечественной литературы как создатель необычных неологизмов и ярких эпатажных образов.

Забавное видео

2-х летний малыш любит бросать. Смотрите, что получилось, когда родители купили ему баскетбольное кольцо!

© tochka.net

Быть писательницей - это особый важный труд. Очень важно правильно донести до читателей свои мысли. Особенно сложно быть писательницей, так как сложился стереотип, что писателем должен быть мужчина. Женщины же, в свою очередь, выражают мысли более ярко и экспрессивно.

Украинские писательницы - это особый колорит украинской литературы. Они пишут так, как чувствуют, при этом популяризируя украинский язык, делая этим огромный вклад в его развитие.

Мы подобрали для тебя 11 самых популярных современных украинских писательниц, которые принесли очень много качественных произведений в украинскую литературу.

1. Ирена Карпа

Экспериментатор, журналист и просто яркая личность. Она не боится писать откровенные произведения, потому что в них она показывает себя настоящую.

Ирена Карпа © facebook.com/i.karpa

Самые популярные произведения: «50 хвилин трави», «Фройд би плакав», «Добло і зло».

2. Лада Лузина

Хотя Лада Лузина украинская писательница, она все равно остается русскоязычной. С писательской деятельностью Лада Лузина совмещает еще и театральную критику и журналистику.

Лада Лузина © facebook.com/lada.luzina

Самые популярные произведения: «Сборник рассказов и повестей: Я - ведьма!»

3. Лина Костенко

Эта выдающаяся украинская писательница очень долгое время была запрещена - ее тексты не публиковались. Но ее сила воли всегда была выше, поэтому она смогла добиться признания и донести до людей свои мысли.

Лина Костенко © facebook.com/pages/Ліна-Костенко

Самые популярные произведения: «Маруся Чурай», «Записки украинского сумасшедшего».

4. Катерина Бабкина

Поэтесса, которая не боится писать о запрещенных темах. Параллельно ведет еще и журналистскую деятельность и пишет сценарии.

Катерина Бабкина © facebook.com/pages/Kateryna-Babkina

Самые популярные произведения: «Вогні святого Ельма», «Гірчиця», «Соня»

5. Лариса Денисенко

Писательница, которая может совмещать в себе несовместимые вещи. Она выдающийся адвокат, телеведущая и одна из лучших писательниц Украины.

Лариса Денисенко © pravobukvarik.pravoua.computers.net.ua

Самые популярные произведения: «Корпорація ідіотів», «Помилкові переймання або життя за розкладом вбивць», «Кавовий присмак кориці»

6. Светлана Поваляева

Журналистка, которая своими произведениями очень точно может передать настроения общества.

Светлана Поваляева © Татьяна Давыденко,

За годы независимости в украинской литературе сформировалась целая плеяда писателей с оригинальным стилем, особой манерой письма и жанровым разнообразием. В современных текстах появилось больше открытости, экспериментов, национального колорита и тематической широты, что позволяет авторам достигать профессиональных успехов не только в Украине, но и за рубежом. подготовили список 25 украинских писателей, формирующих современную литературу, которая, что бы там ни говорили скептики, продолжает активно развиваться и влиять на общественное мнение.

Юрий Андрухович

Без этого автора трудно представить современную украинскую литературу вообще. Творческая деятельность началась с того, что в 1985 году вместе с Виктором Небораком и Александром Ирванцом он основал литературное объединение Бу-Ба-Бу. С именем писателя связывают возникновение "Станиславского феномена" и интерес к современной украинской литературы на Западе.

ЧТО СТОИТ ПРОЧЕСТЬ: Из поэтических сборников - "Екзотичні птахи і рослини" и "Пісні для мертвого півня" , из романов – "Рекреації" , "Московіада" и "Дванадцять обручів" . Не менее интересными будут эссе из сборника "Диявол ховається в сирі" , а путешественникам понравится самая большая по размеру книга Юрия Андруховича "Лексикон інтимних міст" .

Сергей Жадан

Наверное, нет сегодня в Украине более популярного автора, чем Жадан. Поэт, прозаик, эссеист, переводчик, музыкант, общественный деятель. Его тексты находят отклик в сердцах миллионов читателей (а с 2008 года – и слушателей – с выходом первого совместного альбома с группой "Собаки в космосе" под названием "Спортивний клуб армії").

Писатель активно гастролирует, участвует в общественной жизни страны и помогает армии. Живет и работает в Харькове.

ЧТО СТОИТ ПРОЧЕСТЬ: Читать стоит все поэтические сборники автора, а из прозы – ранние романы "Біг Мак" , "Депеш мод" , "Ворошиловград" и позднюю "Месопотамію" (2014).

Лесь Подервянский

Эпатажный украинский писатель, художник, автор сатирических пьес. Занимается восточными боевыми искусствами. В 90-х его тексты переписывались с кассеты на кассету и тайно передавались между подростками. Полное собрание произведений "Африка, сни" увидело свет в 2015 году в издательстве "Наш формат".

ЧТО СТОИТ ПРОЧЕСТЬ: "Герой нашого часу" , "Павлік Морозов. Епічна трагедія" , "Гамлєт, або Феномен датського кацапізму" , "Васіліса Єгоровна та мужичкі" .

Тарас Прохасько

Бесспорно, самый загадочный украинский писатель, который своим голосом завораживает и успокаивает одновременно. По манере письма и образу жизни автора часто сравнивают с бродячим философом Сковородой.

ЧТО СТОИТ ПРОЧЕСТЬ: Одним из самых показательных произведений автора является роман "НепрОсті" . Также достойны внимания: "Інші дні Анни", "FM Галичина" , "Одної і тої самої" .

Юрий Издрик

Главный редактор легендарного журнала "Четвер", выходившего с 1990 года и направленного на популяризацию современной украинской литературы. Юрий Издрик – поэт, прозаик, участник музыкального проекта "DrumТИатр". Живет и работает в Калуше.

ЧТО СТОИТ ПРОЧЕСТЬ: романы "Острів КРК" , "Воццек & воццекургія" , "Подвійний Леон" . Интересным творческим экспериментом является книжный проект с журналисткой Евгенией Нестерович Summa , в котором автор делится рецептами счастья, любви и понимания мира.

Олег Лишега

Поэт, прозаик, переводчик произведений Марка Твена, Томаса Элиота, Эзры Паунда, Дэвида Герберта Лоуренса, Сильвии Плат, Джона Китса. На его творчество большое влияние, с одной стороны, имела литература Китая, а с другой – произведения Ивана Франко и Богдана-Игоря Антонича.

Лишега – первый украинский поэт, удостоенный премии ПЕН-клуба за поэтический перевод. К сожалению, в 2014 году автора не стало.

ЧТО СТОИТ ПРОЧЕСТЬ: самую известную прозаическую книгу писателя "Друже Лі Бо, брате Ду Фу" , вошедшая в длинный список премии "Книга года ВВС".

Оксана Забужко

Культовая украинская писательница, эссеист и переводчица. Впервые об авторе активно заговорили во второй половине 90-х гг. с выходом ее романа "Польові дослідження з українського сексу", вызвавшего настоящий фурор в украинской литературе. С тех пор она получила немало наград, среди недавних – Литературная премия Центральной и Восточной Европы "Ангелус" (Польша) за книгу "Музей покинутих секретів".

ЧТО СТОИТ ПРОЧЕСТЬ: "Польові дослідження з українського сексу" , "Музей покинутих секретів" , "Let my people go: 15 текстів про українську революцію" , "З мапи книг і людей" , "Хроніки від Фортінбраса" .

Наталья Белоцерковец

Украинскому читателю поэтесса известна прежде всего как автор стихотворения "Ми помрем не в Парижі...", ставшего хитом в исполнении группы "Мертвий півень". Она редко дает интервью, нечасто выступает на публике, но ее тексты можно отнести к классике современной украинской литературы. Практически ни одна антология современной украинской поэзии не обходится без ее стихов. Стихи Натальи Белоцерковец легкие и глубокие одновременно, они очень тонко задают настроение и вдохновляют к писанию.

ЧТО СТОИТ ПРОЧЕСТЬ: сборник "Готель Централь" .

Кость Москалец

Поэт, прозаик, эссеист, литературный критик. С 1991 года живет в Черниговской области в собственноручно построенной Кельи Чайной Розы, занимаясь исключительно литературной работой. Ведет авторский блог, где размещает стихи, рецензии и фото. Автор культовой украинской песни "Вона" ("Завтра прийде до кімнати..."), которую исполняет группа "Плач Єремії". За книгу "Сполохи" в 2015 году получил Национальную премию имени Тараса Шевченко.

ЧТО СТОИТ ПРОЧЕСТЬ: среди поэтических книг - "Мисливці на снігу" и "Символ троянди" , прозаических – "Келія чайної троянди".

Таня Малярчук

Писательница и журналистка, лауреат Литературной премии имени Джозефа Конрада-Коженевского (2013). Сейчас живет в Австрии. Тексты автора переведены на польский, румынский, немецкий, английский, русский и белорусский языки.

ЧТО СТОИТ ПРОЧЕСТЬ: ранние романы писательницы – "Згори вниз. Книга страхів" , "Як я стала святою" , "Говорити" , а также "Біографія випадкового чуда" , вошедшую в "длинный список" премии "Книга года ВВС-2012".

Александр Ирванец

Вместе с Юрием Андруховичем и Виктором Небораком в 1985 году основал литературное объединение Бу-Ба-Бу. Известен как Казначей Бу-Ба-Бу. Те, кто следит за творчеством автора в Facebook, знают его остроумные короткие стихи по поводу актуальных событий современности.

ЧТО СТОИТ ПРОЧЕСТЬ: роман в жанре альтернативной истории "Рівне/Ровно" , "П’ять п’єс", "Очамимря: Повість та оповідання" , "Сатирикон–ХХI" .

Андрей Любка

Кумир девушек, обладатель титула "самый завидный жених Закарпатья", писатель, колумнист и переводчик. Родился в Риге, живет в Ужгороде. Автор выступает на многих литературных фестивалях, активно ездит на различные стипендии за границу, пишет колонки для нескольких изданий. Каждая его новая книга вызывает оживленное обсуждение в социальных сетях и СМИ.

Что стоит прочесть: дебютный роман автора "Карбід" , а также его сборники стихов: "ТЕРОРИЗМ" , "Сорок баксів плюс чайові" и сборник эссе "Спати з жінками" .

Ирэна Карпа

"Писательница. Певица. Путешественница" – это название одной из книг Ирены Карпы, которая, пожалуй, лучше всего передает все ипостаси автора. Недавно назначена первым секретарем по вопросам культуры посольства Украины во Франции. Автор 9 книг, многочисленных публикаций в прессе и блогосфере. Мать двух дочерей.

ЧТО СТОИТ ПРОЧЕСТЬ: ранние тексты – "50 хвилин трави" , "Фройд би плакав" , "Перламутрове Порно" .

Дмитрий Лазуткин

В этом писателе соединяются три ипостаси – поэта, журналиста и спортсмена. Лауреат многочисленных литературных премий, обладатель черного пояса (1-го дана) с кэмпо-каратэ, бронзовый призер Кубка мира по кикбоксингу и кик-джитсу, автор 8 поэтических сборников. Сотрудничает с группой Kozak System. Многим поклонникам известна песня "Така спокуслива" на слова поэта. Активно выступает перед армией, часто ездит на Восток.

ЧТО СТОИТ ПРОЧЕСТЬ: "Бензин" , "Добрі пісні про поганих дівчат" , "Червона книга" .

Лесь Белей

Дебютировав поэтическими сборниками, еще больше внимания автор привлек к себе выходом романа "Ліхіє дев"яності. Любов і ненависть в Ужгороді". Написанное в стиле нон-фикшн, произведение стало одним из первых документальных романов в современной украинской литературе. И уже хотя бы поэтому его стоит прочитать. Дальнейшее заполнение этой ниши и выход совместного книжного проекта с польским репортером Лукашем Сатурчаком "Асиметрична симетрія: польові дослідження українсько-польських відносин" только закрепили писательскую позицию.

Лесь Белей также является одним из организаторов всеукраинского конкурса художественного репортажа "Самовидець".

ЧТО СТОИТ ПРОЧЕСТЬ: "Ліхіє дев"яності. Любов і ненависть в Ужгороді" , "Асиметрична симетрія: польові дослідження українсько-польських відносин".

Алексей Чупа

Писатель родился в Донецкой области, работал машинистом на металлургическом заводе. Два года назад из-за войны переехал жить во Львов. С тех пор активно публикует новые произведения и ездит в туры.

Сразу две его книги – "Бомжі Донбасу" и "10 слів про Вітчизну" вошли в длинный список премии "Книга года BBC-2014".

ЧТО СТОИТ ПРОЧЕСТЬ: из прозаических книг - "Казки мого бомбосховища" и свежий роман "Вишня і я" .

Елена Герасимьюк

Молодая поэтесса, эссеист, переводчик, лауреат нескольких литературных премий. Ее вполне заслуженно называют поэтическим открытием 2013 года. Дебютный поэтический сборник автора "Глухота" придется по вкусу читателям разных поколений. Стихи переведены на девять языков.

ЧТО СТОИТ ПРОЧЕСТЬ: поэтический сборник "Глухота".

София Андрухович

В начале двухтысячных дебютировала прозаическими книгами "Літо Мілени", "Старі люди", "Жінки їхніх чоловіків". В 2007 году вышел ее роман "Сьомга", вызвавший неоднозначную реакцию, а некоторые критики назвали его "генитальной литературой".

После семилетнего молчания писательница издала, пожалуй, лучший свой роман "Фелікс Австрія". Это произведение является своеобразной картой Станислава (Ивано-Франковска – авт.) времен Австро-Венгерской империи, на фоне которой разворачиваются любовные и не только отношения. За роман получила награду "Книга года ВВС-2014".

ЧТО СТОИТ ПРОЧЕСТЬ: "Фелікс Австрія" .

Максим Кидрук

За свои тридцать "с хвостиком" писатель успел побывать в более чем 30 странах, среди которых – Мексика, Чили, Эквадор, Перу, Китай, Намибия, Новая Зеландия и др. Все эти путешествия легли в основу его книг – "Мексиканські хроніки. Історія однієї мрії", "Подорож на Пуп Землі" (2 тома), "Любов і піраньї", "Навіжені в Перу" и другие.

Произведения автора понравятся тем, кто мечтает о путешествиях, но никак не решится отправиться в путь. Большинство текстов написаны в стиле нон-фикшн, содержат подробные инструкции о том, как добираться в ту или иную страну, что нужно попробовать и чего стоит избегать.

ЧТО СТОИТ ПРОЧЕСТЬ: "Мексиканські хроніки. Історія однієї мрії" , "Подорож на Пуп Землі" , "Любов і піраньї" , "Навіжені в Перу" .

Ирина Цилык

Ирина Цилык – коренная киевлянка. Свой творческий путь начинала в поэзии и кинематографе. Выпустила 8 книг и сняла три короткометражные фильмы. Автор слов песни "Повертайся живим", которую выполняют группы "Сестры Тельнюк" и "Коzак System".

Поэзия Ирины Цилык невероятно женская, лирическая и искренняя. Впрочем, как и сама писательница.

ЧТО СТОИТ ПРОЧЕСТЬ: сборники стихов "Ці" и "Глибина різкості" , а также книгу для детей "МІСТОрія однієї дружби" .

Юрий Винничук

Один из самых плодовитых представителей современной украинской литературы, за количество проданных книг удостоился награды "Золотые писатели Украины". Автор нескольких литературных мистификаций, составитель антологий фантастики и сказок, переводчик. Работал редактором известной газеты "Post-Поступ", куда дописывал материалы под псевдонимом Юзьо Обсерватор.

ЧТО СТОИТ ПРОЧЕСТЬ: "Діви ночі" , "Мальва Ланда" , "Весняні ігри в осінніх садах" , "Танго смерті" .

Любко Дереш

В течение последних лет писатель редко выступает с новыми художественными текстами. А в начале двухтысячных он был одним из самых популярных авторов. Свой первый роман под названием "Культ" опубликовал в восемнадцатилетнем возрасте. Главными героями его произведений являются подростки, которые влюбляются, употребляют галлюциногенные вещества и ищут себя.

Что стоит прочесть: ранние произведения "Поклоніння ящірці" , "Архе" , "Намір!" , "Трохи пітьми" .

Ирен Роздобудько

Писательница уверенно занимает нишу "дамской литературы". Почти каждый год у нее выходят новые книги, ориентированные на широкую аудиторию. За свою плодовитость и популярность удостоена награды "Золотые писатели Украины". Автор работает в различных жанрах. Среди ее книг есть детективы, психологические триллеры, драмы, путевой очерк и т. п. Поэтому каждый читатель, ищущий легкого чтива дорогой в метро, маршрутке или автобусе, сможет найти для себя что-то подходящее.

ЧТО СТОИТ ПРОЧЕСТЬ: "Ґудзик" , "Зів"ялі квіти викидають" , "Пастка для жар-птиці".

Наталья Сняданко

В 2004 году в Польше была опубликована повесть Натальи Сняданко "Колекція пристрастей, або Пригоди молодої українки", сразу же ставшая бестселлером. В своих текстах автор часто касается проблем гастарбайтерства украинцев и роли женщины в обществе.

ЧТО СТОИТ ПРОЧЕСТЬ: "Сезонний розпродаж блондинок" , "Гербарій коханців" , "Фрау Мюллер не налаштована платити більше" .

Юрий Покальчук

О таких как он говорят "человек-оркестр". Писатель знал 11 иностранных языков, посетил 37 стран. В его украинских переводах увидели свет произведения Эрнеста Хемингуэя, Джерома Сэлинджера, Хорхе Борхеса, Хулио Кортасара, Жоржи Амаду.

В 90-х гг. вместе с группой "Мертвий півень" основал музыкальный проект – "Вогні Великого Міста".

Более двадцати лет писатель занимался проблемами несовершеннолетних преступников, а также снял документальный фильм о колонии для несовершеннолетних под названием "Зона особого внимания".

Его произведение "Те, що на споді" считается первой украинской эротической книгой. В том же духе написаны и другие тексты автора: "Заборонені ігри", "Час прекрасний", "Анатомія гріха". Уверена, что они придутся по вкусу широкой аудитории.

ЧТО СТОИТ ПРОЧЕСТЬ: "Заборонені ігри" , "Час прекрасний" , "Анатомія гріха" .

Подписывайтесь на #Буквы в Telegram и Viber . Самые важные и свежие новости - вы узнаете первыми!

Loading...Loading...