Революционно-демократическое движение. Демократическое движение Глобальные проблемы мира

  • Тридцатилетняя война
    • Причины войны
    • Чешско-пфальцский период
    • Датско-нижнесаксонский период
    • Шведский период
    • Шведско-французский период
    • Вестфальский мир
  • Культура, развитие образования и научных знаний
    • Особенности развития немецкой культуры
    • Изобразительное искусство и архитектура
    • Литература
    • Образование
    • Развитие научных знаний
  • Итоги Тридцатилетней войны
    • Германия в эпоху абсолютизма (1648-1789 гг.)
    • Материальные и демографические последствия войны
    • Культурная и политическая ситуация
  • Экономическое развитие
    • Германский камерализм
    • Рост населения и демографическая политика князей
    • Сельское хозяйство
    • Ремесло и мануфактурная промышленность
    • Торговля и банковское дело
  • Социальная структура
    • Социальная структура
    • Князья и дворы
    • Дворянство
    • Духовенство
    • Крестьяне и сельские ремесленники
    • Городское население
    • Специфические и маргинальные группы
  • Институты власти в империи и германских государствах
    • Абсолютная монархия
    • Император и империя
    • Рейхстаг
    • Имперский придворный совет и Имперская судебная палата
    • Имперские округа
    • Управление в светских и духовных княжествах
    • Имперские города
  • Политическая жизнь империи
    • Конфликты и кризисы первых послевоенных десятилетий
    • Борьба с гегемонией Франции и война за испанское наследство
    • Возвышение Австрии и Пруссии
    • Государственное управление
    • Немецкий дуализм
      • Немецкий дуализм - страница 2
    • Австро-прусские отношения и судьбы империи
      • Австро-прусские отношения и судьбы империи - страница 2
    • Внутренняя политика немецких государств в период Просвещенного абсолютизма
  • Культура и духовная жизнь
    • Немецкое барокко
    • Наука и образование
    • Начало немецкого Просвещения
    • Движение «Буря и натиск»
    • Культурная политика просвещенных монархов
  • Германия на пути буржуазных реформ (1789-1848 гг.)
    • Революция во Франции и ее последствия
    • Политика Наполеона в Германии
    • Антинаполеоновское движение
    • Венский конгресс. Создание Германского союза
    • Социально-экономические реформы первой половины XIX в.
    • Формирование буржуазного общества
      • Формирование буржуазного общества - страница 2
      • Формирование буржуазного общества - страница 3
    • Оппозиционное движение
    • Начало формирования политических партий
    • Особенности германского либерализма
  • Революция 1848-1849 гг.
    • Начало революции и ее особенности в Германии
      • Начало революции и ее особенности в Германии - страница 2
    • Прусское Национальное собрание
    • Движение за объединение Германии
    • Начало работы общегерманского собрания
    • Проблема Шлезвиг-Гольштейна
    • Проблема Австрии
    • Принятие Имперской конституции
  • Австро-прусская борьба за объединение Германии (1850-1870 гг.)
    • Реставрация и австро-прусская борьба за гегемонию
    • Объединение Германии
  • Культура и духовная жизнь
    • Немецкий романтизм
    • Архитектура и живопись
    • Эпоха бидермейера и «Молодая Германия»
    • Философия
    • Историческая наука

Демократическое и социалистическое движение

Демократическая партия формировалась на основе оппозиционного радикального движения. Главным принципом для демократов был принцип народного суверенитета и господства большинства. Суверенитет один, он неделим и находится в народе. Только республика воплощает идею народного суверенитета, а не монархия, как бы се ни ограничивали.

Кроме того, демократы делали акцент на принцип равенства. Они не стремились к полному уничтожению социального неравенства, но желали его ограничения путем налогового законодательства, законов о наследстве и свободного доступа к образованию.

Равенство они ставили выше свободы; в случае конфликта между ними демократы отдавали предпочтение равенству и, в отличие от либералов, не видели в этом угрозы для свободы.

Демократы вкладывали другой, чем либералы, смысл в понятие «народ». Для них народ - это маленькие люди, зависимые и угнетенные. Такое понимание народа и принцип народного суверенитета у демократов выливался в требование всеобщего избирательного права.

Демократы выступали не только против существующей системы, но и против буржуазии - как «буржуазии богатства» (крупных собственников), так и «буржуазии образования» (академики, врачи, юристы). Они критиковали либералов за то, что те все свои ожидания связывали с парламентом. Демократическое движение включало в себя два компонента.

Одним из них была радикально настроенная интеллигенция - философы, писатели, поэты, публицисты (Арнольд Руге, Йозеф Бауэр, Иоганн Якоби). Второй составляли представители низших слоев населения из тех районов Германии, которые находились в особенно бедственном положении, а также областей с возникающей крупной промышленностью и крупных городов.

В наибольшей степени радикализм был представлен в Бадене. Здесь сыграла роль и близость к Франции и Швейцарии. В демократическом движении 1840-х гг. большой след оставили баденцы Фридрих Геккер и Густав Струве.

В 1830-1840-е гг. в Германии зарождается социалистическое движение. Его появление связано с социальными изменениями, сопровождавшими рождение крупной промышленности: разорение ремесла, маргинализация населения, изменение или утрата социальных перспектив. Промышленная революция ставила много вопросов, на которые и пыталась ответить социалистическая теория.

В центр ее проектов нового общественного устройства был поставлен рабочий класс. Это была теория о рабочих и для рабочих. Важнейшими правами человека социалисты называли свободу, равенство и братство. Они выступали против всего консервативного, против феодальной системы и монархии, и в этом отношении их можно назвать сторонниками либерального движения.

Но социалисты в то же время выступали против либерализма, буржуазии и «буржуазных привилегий». Антикапитализм сближал их с радикалами, но, в отличие от демократов, они выступали не за ограничение, а за уничтожение частной собственности, прежде всего - на средства производства.

Самой сознательной и мобильной частью рабочих слоев в Германии в 1830-1840-е гт. были ремесленники. Именно из их организаций, возникших в эмиграции, образовались первые социалистические союзы («Союз справедливых», «Союз коммунистов»).

Ведущей фигурой раннего германского социализма был Вильгельм Вейтлинг, странствующий ремесленный подмастерье, единственный неинтеллектуал среди первых теоретиков социализма. Вейтлингу принадлежало несколько работ, в том числе «Гарантии гармонии и свободы», которые стали, по сути, программными документами «Союза справедливых».

Идеалом Вейтлинга был уравнительный коммунизм, переход к которому происходит в результате революции. Революцию, по Вейтлингу, могут совершить только самые обездоленные и отчаявшиеся, особенно люмпены больших городов. В острой полемике с Вейтлингом и другими социалистами начали развивать свою теорию Карл Маркс и Фридрих Энгельс.

Таким образом, в предшествовавшее революции десятилетие закончилась первая фаза консолидации политических сил вокруг нескольких центров, результатом чего стали первые, пока еще организационно аморфные, но идеологически уже оформленные политические партии.

Сотрудничество в газетах, переписка, личные встречи лидеров оппозиции ускорили процесс выработки программ. Первыми ее сформулировали демократы на народном собрании в Оффенбурге (Баден) в сентябре 1847 г. Хотя многие формулировки программы отличались неопределенностью, она представляла собой попытку учесть интересы низших слоев общества и снять нарастающую социальную напряженность.

В октябре 1847 г. на съезде в Геппенгейме была принята программа либеральной партии. Ее главные пункты предусматривали введение конституции и создание единого союзного государства с единым правительством и парламентом. С этими программами демократическая и либеральная партии вступили в революцию.

В самой России почти одновременно с группой «Освобождение труда» в 1883 г. студентом Петербургского университета Димитром Благоевым была основана первая социал-демократическая организация. Объединявшая в основном студентов университета, технологического и лесного институтов в целях пропаганды идей социализма среди рабочих. Группа назвала себя «Партией русских социал-демократов». С 1885 г. она установила тесные контакты с группой «Освобождение труда» и заявила о признании второго проекта ее программы. За 3 года своей деятельности члены группы создали 15 рабочих кружков для проведения занятий по основам природоведения, истории, культуры, политэкономии и научного социализма. Ставя своей целью воспитывать рабочих как сознательных борцов за освобождение от политического и экономического гнета, группа выпустила два номера газеты «Рабочий». Во втором номере газеты была помещена статья Г.В. Плеханова «Современные задачи русских рабочих» (письмо к петербургским рабочим кружкам) и другие материалы, пронизанные идеей создания единой социал-демократической рабочей партии.

В 1885–1888 гг. в Петербурге действовала и другая социал-демократическая группа – «Товарищество санкт-петербургских мастеровых», созданная П.В.Точисским для поднятия материального, интеллектуального и морального уровня рабочих. Члены группы, в том числе рабочие В.А. Шелгунов, Е.А. Климанов (Афанасьев), И.И. Тимофеев, В.В. Буянов и др., вели революционную пропаганду на крупнейших предприятиях Петербурга за Невской заставой, на Васильевском острове, в мастерских Петербургско-Варшавской железной дороги. Уделяя в основном внимание культурно-просветительной деятельности, они вместе с тем пропагандировали социалистические идеи, полемизируя с народниками.

Процесс создания социал-демократических групп и кружков охватил промышленные центры и ряд национальных окраин России. Всего в этот период в 24 губерниях (всего их было более 50) действовало около 60 социал-демократических кружков и организаций. Среди них – федосеевские кружки в Поволжье, кружки Ю. Мельникова на Украине, партия «Пролетариат» в Польше, возглавляемая Л. Варыньским, социал-демократические кружки в Вильнюсе, Минске, Ростове-на-Дону, Тифлисе, Гомеле и др.



Одной из самых многочисленных по составу и оставивших наиболее значительный след в истории российской социал-демократии ее раннего периода была созданная в 1889 г. в Петербурге группа М.И. Бруснева. Организация была по составу преимущественно рабочей и называла себя «Рабочим союзом», хотя входили в нее также представители интеллигенции и студенчества. Группа ставила своей главной целью подготовку развитых и сознательных социал-демократов из рабочей среды.

Существовавшие в России социал-демократические кружки 80-х начала 90-х гг., хотя и имели контакты между собой, действовали преимущественно изолированно, главное внимание уделяли политической учебе, культурному развитию узкого круга сознательных рабочих. Находясь под постоянным полицейским контролем, они не могли работать длительное время. И все же сыграли большую роль в становлении российского социал-демократизма, да и других общественных течений России. Были заложены основы теории и программы социал-демократической партии.

К 90-м гг. народничество в основном эволюционировало от революционно-демократического к умеренно-либеральному. Народники выдвигали в этот период программы реформ, по-прежнему веря в особую историческую судьбу русского народа. Они считали необходимым улучшение положения крестьянства, призывали к реорганизации Крестьянского банка, введению дешевого кредита и т. п.

Теоретическая деятельность российских марксистов была неотделима от практической работы. На смену разгромленным охранкой кружкам возникают новые социал-демократические организации: «Рабочий союз» в Москве (1894), петербургский «Союз борьбы за освобождение рабочего класса» (1895), организации в Туле, Иваново-Вознесенске, Костроме, Самаре, Киеве, Екатеринославле, в Закавказье. В Вильно в 1892 г. образовался Бунд («Всеобщий еврейский рабочий союз в Литве, Польше и России»), в Варшаве – Социал-демократия Королевства Польского (1893).

В это время социал-демократы в своей деятельности переходят от пропаганды среди узкого слоя активных рабочих к агитации в широких массах. Первыми эту работу в Российской империи начали польские социал-демократы, а затем организации в Литве и Белоруссии, Москве и Петербурге. Одной из самых мощных и влиятельных социал-демократических организаций стал петербургский «Союз борьбы». В его руководство входили В.И. Ленин, Ю.О. Мартов, А.Н. Потресов, А.А. Ванеев, П.К. Запорожец, Г.М. Кржижановский, А.Л. Малченко, С.И. Радченко и др. Судьба этих людей была различна: одни пошли с Лениным до конца, другие превратились в идейных противников большевиков и не приняли Октябрьской революции.

«Союз» был общегородской, строго централизованной организацией. Во главе его стоял руководящий центр – общегородской комитет. Он направлял работу трех районных звеньев и 20–30 рабочих кружков. Действовал «Союз борьбы» на принципах строгой конспирации, твердой дисциплины и четкого распределения функций. Члены «Союза борьбы» вели беседы в рабочих кружках, выпускали листовки, руководили стачками. Имелись постоянные связи с рабочими 70 предприятий. Издавались прокламации общеполитического содержания: «Рабочий праздник 1 Мая», «Адрес петербургских рабочих французским рабочим» (к 25-летию Парижской коммуны). Была подготовлена к выпуску газета «Рабочее дело», хотя издать ее в связи с арестами не удалось.

Нарастающий размах рабочего движения, новые организационные задачи и новые явления в экономике и политике неизбежно вызывали серьезные дискуссии в рядах российских марксистов. Эти споры стимулировались также выступлениями одного из руководителей германской социал-демократии, ученика и соратника Маркса и Энгельса Э. Бернштейна. Он призывал по мере развития общества, накопления о нем новых знаний «ревизовать» марксизм, пропагандировал поэтапный реформистский путь движения пролетариата к социалистическому будущему, выдвинув лозунг «движение – все, конечная цель – ничто». Обнаружилось наличие различных подходов к вопросам соотношения стихийности и сознательности в рабочем движении, экономической и политической борьбы, роли революционной теории, сущности и назначения самой политической партии. Начавшаяся еще в 80-е гг. дифференциация в российском социал-демократическом движении все более углублялась. Явно обозначились два основных направления: революционное и реформистское, хотя в каждом из них были свои оттенки. Во второй половине 90-х гг. среди российских марксистов выделились три течения: «легальные марксисты», «экономисты» и ортодоксальные (революционные) марксисты.

«Легальные марксисты» (Бердяев, Булгаков, Струве, Туган-Барановский), принимая в целом экономическую теорию марксизма, не соглашались с его политическими и философскими положениями о роли революции, сущности государства, неизбежности социалистической революции П.Б. Струве в начале XX в. перешел на позиции буржуазного либерализма, занимая постепенно все более правые позиции. Н.А. Бердяев, С.Н. Булгаков в итоге пришли к полному отрицанию марксизма в его материалистической оболочке и стали идеологами знаменитого русского идеализма.

В середине 90-х гг. формируется «экономизм». Его идеологами выступали Е.Д. Кускова, С.Н. Прокопович и др. Они решительно высказывались за приоритет экономической агитации, за реформы. Как идейное течение «экономизм» не был однородным. Ему был свойственен широкий диапазон оттенков: от увлеченности части его сторонников идеями буржуазного реформаторства до прямого смыкания с анархизмом. В печати – газете «Рабочая мысль», журнале «Рабочее дело», в программном документе «Кредо» – «экономисты» выступали с призывами к политической поддержке либералов, к защите профессиональных интересов рабочих.

В этих условиях социал-демократы Петербурга, Москвы, Нижнего Новгорода, Киева, Екатеринослава, Харькова, Вильно, заграничного «Союза русских социал-демократов» начали активную подготовку создания партии. Инициативу по созыву съезда партии взяла на себя киевская социал-демократическая группа. Главная цель заключалась в объединении отдельных социал-демократических организаций в партию. Делегатами съезда стали представители четырех «Союзов борьбы» (петербургского, московского, киевского, екатеринославского), представители Бунда и «Рабочей газеты», созданной для подготовки к съезду.

Съезд работал 1–3 марта 1898 г. в г. Минске. Единогласно было принято решение о слиянии «Союзов борьбы», группы «Рабочей газеты» и Бунда в единую организацию. Дискуссия развернулась по вопросу о названии партии. Обсуждались варианты «Русская социал-демократическая партия», «Русская рабочая партия», «Русский рабочий союз». Пятью голосами против четырех съезд утвердил название – «Российская социал-демократическая партия». Термин «рабочая» был включен в ее название при составлении партийного Манифеста с согласия двух членов ЦК. Обсуждая вопрос об отношении к Польской социалистической партии (ППС), съезд высказался за признание права наций на самоопределение. Делегаты съезда выслушали также доклады с мест, уделив серьезное внимание вопросам перехода от кружковой пропаганды к массовой агитации. Определены были и организованные принципы построения новой партии. Съезд избрал ЦК из трех членов: С.И. Радченко, В.Л. Эйдельман, А.И. Кремер – и объявил официальным органом «Рабочую газету». С.И. Радченко и А.И. Кремеру было поручено организовать составление, издание и распространение Манифеста, в котором были изложены общие принципы деятельности партии и ее задачи. По словам В.И. Ленина, все документы съезда опирались на программу группы «Освобождение труда». Работа I съезда вызвала значительный интерес социал-демократии почти всех групп европейских стран. На международных социалистических конгрессах и в исполнительных органах II Интернационала социал-демократы России стали теперь выступать как представители РСДРП.

I съезд РСДРП стал важной вехой в истории создания социал-демократической партии, закономерным этапом в развитии российского рабочего движения. В исторической литературе до сих пор отсутствует однозначная оценка итогов работы и значения этого съезда. Он был детищем своего времени. Социал-демократия в этот период еще только формировалась. В ее рядах достаточно сильны были тенденции идейной и организационной разобщенности. На самом съезде отсутствовали признанные теоретики социал-демократического движения. В силу этих обстоятельств в решениях съезда оказались обойденными вопросы отношения партии к аграрному, национальному вопросу, государственному устройству России, о будущих союзниках пролетариата. Съезд не принял ни программы, ни устава партии. Идейная и организованная разобщенность в рядах социал-демократии после съезда сохранилась.

Начало XX в. в России отмечено мощным подъемом рабочего движения. В 1900–1903 гг. прокатилась волна крупных демонстраций и стачек рабочих, охватившая многие промышленные центры. Эти события показали, что пролетариат в России превратился в большую и самостоятельную общественную силу, руководителем которого выступала интеллигенция. В этот период большую роль сыграла газета «Искра». Она выходила под руководством В.И. Ленина, издавалась за границей и нелегально перевозилась в Россию, где распространялась в подпольных кружках и среди рабочих. В 1903 г. собрался II съезд РСДРП (сначала в Брюсселе, а потом в Лондоне). Он принял программу партии, в которой были определены ближайшие задачи – свержение самодержавия, установление демократической республики (программа-минимум), а также указана конечная цель борьбы – социалистическая революция и установление диктатуры пролетариата (программа-максимум). При обсуждении пункта устава о членстве в партии произошел раскол. Большинство голосов получило предложение Л. Мартова о достаточности «личного содействия» партийной организации в противовес формулировке В.И. Ленина об обязательном «личном участии» в работе партийной организации. При выборах в центральные органы партии сторонники Ленина получили большинство голосов, которых с этого времени стали называть «большевиками», а их идейных противников в РСДРП – «меньшевиками».

Таким образом, сложная социально-экономическая структура России привела к необычайной расстановке сил на общественно-политической арене. В Западной Европе во время смены феодализма капитализмом общенародную борьбу против абсолютизма возглавила буржуазия с ее лозунгами политических свобод, установления республики или ограничения власти монарха законодательными актами. Иное произошло в России. В ней начали непримиримую борьбу три главных политических лагеря: либеральный, правительственный и революционно-демократический. Неспособность их идеологов к компромиссам грозила стране в будущем серьезными потрясениями. Российская революция 19051907 гг. относится к числу поздних буржуазных революций. Так, от английской революции XVII в. ее отделяли более 250 лет, от Великой французской – более столетия, а от европейских революций 1848–1858 гг. – 50 с лишним лет. Кроме того, буржуазная революция в России отличалась от своих предшественниц на Западе. Это объяснялось прежде всего тем, что уровень ее развития к началу XX в., острота классовых противоречий и степень зрелости пролетариата были выше, чем в западных странах накануне первых буржуазных революций. Будучи по своему объективному содержанию буржуазной, российская революция 1905–1907 гг. соединяла в себе две социальные войны – борьбу с остатками феодализма и схватку между трудом и капиталом. При этом борьба между пролетариатом и буржуазией в европейских революциях носила скорее эпизодический характер, тогда как в России рабочий класс к 1905 г. был вполне самостоятельной политической силой.

Основная цель движения - переустройство общества революционным путем. Либеральному идеалу реформ был противопоставлен демократический идеал революции. Основной социальной опорой движения стали разночинцы - студенческая молодежь, частично офицерство и чиновничество, а также учителя и врачи. В революционно - демократическом движении принимали участие представители и других слоев общества.

Во второй половине 20-х - первой половине 30-х годов характерной организационной формой антиправительственного движения стали малочисленные кружки, появлявшиеся в Москве и в провинции, где не так сильно, как в Петербурге, утвердился полицейский надзор и шпионаж. Их члены разделяли идеологию декабристов и осуждали расправу с ними. Вместе с тем они пытались преодолеть ошибки своих предшественников, распространяли вольнолюбивые стихи, критиковали правительственную политику. Широкую известность приобрели произведения поэтов-декабристов. Вся Россия зачитывалась знаменитым посланием в Сибирь А.С. Пушкина и ответом ему декабристов. Студент Московского университета А.И. Полежаев за свободолюбивую поэму "Сашка" был исключен из университета и отдан в солдаты.

Тайные организации первой половины 30-х годов XIX в. имели в основном просветительский характер. Вокруг Н.В. Станкевича, В.Г. Белинского, А.И. Герцена и Н.П. Огарева сложились группы, члены которых изучали отечественные и иностранные политические произведения, пропагандировали новейшую западную философию. В 1831 г. образовалось "Сунгуровское общество", названное по имени его руководителя, выпускника Московского университета Н.П. Сунгурова. Студенты, члены организации, восприняли идейное наследие декабристов. Они выступали против крепостничества и самодержавия, призывали к введению в России конституции. Они не только занимались просветительской деятельностью, но и разрабатывали планы вооруженного восстания в Москве. Все эти кружки действовали непродолжительное время. Они не выросли в организации, способные оказать серьезное влияние на изменение политического положения в России.

В 40-е годы XIX в. в радикальном направлении наметился новый подъем. Он был связан с деятельностью В.Г. Белинского, А.И. Герцена, Н.П. Огарева, М.В. Буташевича-Петрашевского и других.



Литературный критик В.Г. Белинский, раскрывая идейное содержание рецензируемых произведений, воспитывал у читателей ненависть к произволу и крепостничеству, любовь к народу. Идеалом политического строя для него было такое общество, в котором "не будет богатых, не будет бедных, ни царей, ни подданных, но будут братья, будут люди". В.Г. Белинскому были близки некоторые идеи западников, однако он видел и отрицательные стороны европейского капитализма. Широкую известность приобрело его "Письмо к Гоголю", в котором он порицал писателя за мистицизм и отказ от общественной борьбы. В.Г. Белинский писал: "России нужны не проповеди, а пробуждение чувства человеческого достоинства. Цивилизация, просвещение, гуманность должны стать достоянием русского человека". Разошедшееся в сотнях списков "Письмо" имело большое значение для воспитания нового поколения радикалов.

Оживление общественного движения в 40-х годах выразилось в создании новых кружков. По имени руководителя одного из них - М.В. Буташевича-Петрашевского - его участники были названы “Петрашевцами”. В кружок входили чиновники, офицеры, учителя, писатели, публицисты и переводчики (Ф.М. Достоевский, М.Е. Салтыков-Щедрин, А.Н. Майков, А.Н. Плещеев и др.).



М.В. Петрашевский на паях со своими друзьями создал первую коллективную библиотеку, состоявшую преимущественно из сочинений по гуманитарным наукам. Пользоваться книгами могли не только петербуржцы, но и жители провинциальных городов. Для обсуждения проблем, связанных с внутренней и внешней политикой России, а также литературы, истории и философии члены кружка устраивали свои собрания - известные в Петербурге "пятницы". Для широкой пропаганды своих взглядов петрашевцы в 1845-1846 гг. приняли участие в издании "Карманного словаря иностранных слов, вошедших в состав русского языка". В нем они излагали сущность европейских социалистических учений, особенно Щ. Фурье, оказавшего большое влияние на формирование их мировоззрения.

Петрашевцы решительно осуждали самодержавие и крепостное право. В республике они видели идеал политического устройства и намечали программу широких демократических преобразований. В 1848 г. М.В. Петрашевский создал "Проект об освобождении крестьян", предлагая прямое, безвозмездное и безусловное освобождение их с тем наделом земли, который они обрабатывали. Радикальная часть петрашевцев пришла к выводу о назревшей необходимости восстания, движущей силой которого должны были стать крестьяне и горнозаводские рабочие Урала.

Кружок М.В. Петрашевского был раскрыт правительством в апреле 1849 г. К следствию привлекли более 120 человек. Комиссия квалифицировала их деятельность как "заговор идей". Несмотря на это, участники кружка были жестоко наказаны. Военный суд приговорил 21 человека к смертной казни, но в последнюю минуту расстрел был заменен бессрочной каторгой. (Инсценировка расстрела очень выразительно описана Ф.М. Достоевским в романе "Идиот".)

Деятельность кружка М.В. Петрашевского положила начало распространению в России социалистических идей.

В молодости А.И. Герцен разделял многие идеи западников, признавал единство исторического развития России и Западной Европы. Однако близкое знакомство с европейскими порядками, разочарование в результатах революций 1848-1849 гг. убедили его в том, что исторический опыт Запада не подходит русскому народу. В связи с этим он занялся поиском принципиально нового, справедливого общественного устройства и создал теорию общинного социализма. Идеал общественного развития А.И. Герцен видел в социализме, при котором не будет частной собственности и эксплуатации. По его мнению, русский крестьянин лишен частнособственнических инстинктов, привык к общественной собственности на землю и ее периодическим переделам. В крестьянской общине А.И. Герцен видел готовую ячейку социалистического строя. Поэтому он сделал вывод, что русский крестьянин вполне готов к социализму и что в России нет социальной основы для развития капитализма. Вопрос о путях перехода к социализму решался А.И. Герценом противоречиво. В одних работах он писал о возможности народной революции, в других - осуждал насильственные методы изменения государственного строя. Теория общинного социализма, разработанная А.И. Герценом, во многом служила идейным основанием деятельности радикалов 60-х годов и революционных народников 70-х годов XIX в.

Заключение

Подводя итоги об общественных движениях 30-50-х гг. XIX в. мы сделали следующие выводы:

Вся совокупность взглядов славянофилов показывает, что первоочередное значение для них имели российские проблемы, но, оценивая положение России в сообществе других цивилизаций, они не могли не обратить внимания на славянский вопрос. Славянофилы считали Россию центром славянского мира. Старшие славянофилы выступали за национальное освобождение славянских народов. Не была исключением даже Польша.

Западники не противопоставляли исторические пути развития России и Запада. Они отстаивали общие закономерности в судьбах всех европейских народов. Западники ориентировались на европейскую модель государства, считали, что европейское влияние было благотворным для России, положительно оценивали парламентаризм, считая его хорошим примером для реформирования российского самодержавия. Они отстаивали основные ценности либерального общества: свободу слова и печати, независимость личности, справедливое гражданское судопроизводство. Как и славянофилы, они выступали за отмену крепостного права и создание в России гражданского общества.

Петрашевцы одни из первых в России проявили глубокий интерес к экономическим теориям. Они отстаивали буржуазно-демократический тезис о том, что государственное управление должно быть деловым и отмечать экономическим интересам парода. Как писали петрашевцы, граждане, уплачивая налоги, обеспечивают себе необходимый уровень свободы и безопасности; если правительство не обеспечивает этого, то оно «дорого продает плохой товар», и народ имеет право его заменить.

В 30-50-х гг. освободительные идеи глубоко проникли не только в образованные слои русского общества. Примечательным явлением было распространение народных утопий, написанных в крестьянской среде. Как правило, авторы прошли неординарный жизненный путь, и их философия получила развитие в результате особых обстоятельств, заставивших их порвать с патриархальным крестьянским бытом.

Движение декабристов является событием, длительное время приковывающим внимание историков. Это связано с тем, что события более чем 170-летней давности оказали значительное влияние на последующее развитие России и поразительно созвучны происходящему в нашей стране в настоящий период.

Движение декабристов имеет обширную библиографию, которая насчитывает более 10 тыс. книг, статей, монографий, диссертаций и т.д. Первыми исследователями этого движения были сами декабристы, которые в своих воспоминаниях и статьях анализировали причины, сущность и цели выступления 14 декабря 1825 г. Видными учеными, которые исследовали эту проблему являлись академик М.В.Нечкина, В.А.Федоров, А.В.Семенова и др. Одним из последних научных исследований по этой проблеме является кандидатская диссертация Ларисы Григорьевны Бавиной на тему “Исторический анализ военной теории и практики декабристов (гуманитарный аспект)”, которую она защитила в 1998 г. в Военном университете.

Итак, что же представляла собой Россия в первой четверти 19 века?

Первая четверть XIX в. стала периодом становления в России революционного движения и его идеологии. Первыми русскими революционерами стали декабристы.

Их мировоззрение сформировалось под воздействием российской действительности первой четверти XIX в. Прогрессивная часть дворянства ожидала от Александра I продолжения либеральных преобразований, начатых в первые годы его правления. Однако политика царского правительства после Отечественной войны 1812 г. вызывала их негодование (создание А. Аракчеевым военных поселений, реакционная политика в области просвещения и культуры и т.д.). Знакомство с развитием стран Запада укрепило стремление дворянства покончить с причинами отсталости России. Главная из них - крепостное право, тормозившее хозяйственное развитие страны. Крепостное право воспринималось декабристами как оскорбление национальной гордости народа-победителя. Вызывало негодование и участие царского правительства в подавлении революционных и национально-освободительных движений в Европе. Вместе с тем, эти движения служили примером, вдохновляли на борьбу. Русская публицистика и литература, западноевропейская просветительская литература также оказали влияние на взгляды будущих декабристов.

Первое тайное политическое общество - "Союз спасения" - возникло в Петербурге в феврале 1816г. В состав общества входили А.Н. Муравьев, С.И. и М.И. Муравьев-Апостол, С.П. Трубецкой, И.Д. Якушкин, П.И. Пестель (всего 28 человек). Его члены ставили своей целью уничтожение крепостного права, принятие конституции. Однако ограниченность сил побудила членов "Союза" к созданию новой, более широкой организации.

В 1818 г. в Москве был создан "Союз благоденствия", насчитывающий около 200 членов и имевший устав с обширной программой действий ("Зеленая книга"). Руководила работой Союза Коренная управа, имевшая местные управы в других городах. Цели организации остались прежними. Пути их достижения декабристы видели в пропаганде своих взглядов, в подготовке общества (в течение 20 лет) к безболезненному революционному перевороту силами военных. Разногласия между радикальными и умеренными членами общества, а также необходимость избавиться от случайных людей привели в январе 1821 г. к решению о роспуске "Союза благоденствия".

В марте 1821 г. на Украине возникло Южное общество во главе которого стал П.И. Пестель, в то же время в Петербурге по инициативе Н.М. Муравьева было положено началу Северному обществу. Оба общества взаимодействовали друг с другом и рассматривали себя как части одной организации. Каждое общество имело свой программный документ. Северное - "Конституцию" Н.М. Муравьева, а Южное - "Русскую правду", написанную П.И. Пестелем.

"Русская правда" выражала революционный характер преобразований. Она предусматривала уничтожение самодержавия, крепостничества, сословий. Предполагалось создание республики с разделением властей: законодательной (Народное вече), исполнительной (Державная дума) и "блюстительная" (Верховный Собор - наблюдательный орган в отношении Веча и Думы). Пестель видел государство единым, централизованным. Крестьяне освобождались от крепостной зависимости с наделением землей.

"Конституция" Н. Муравьева выражала либеральный характер преобразования. Она отменяла крепостничество, провозглашала гражданские свободы, вводила разделение властей, однако сохраняла конституционную монархию. Крестьяне освобождались от крепостной зависимости, однако земля оставалась в собственности помещиков. Для занятий высших должностей устанавливался имущественный ценз. Россия должна была стать федеративным государством, в которое входили 14 держав и 2 области.

В отношении тактики борьбы члены обществ, держались одинакового взгляда: восстание армии против правительства.

С 1823 г. началась подготовка восстания, которое было назначено на лето 1826 г. Однако смерть Александра I в ноябре 1825 г. подтолкнула заговорщиков к активным действиям. Члены Северного общества решили в день принесения присяги Николаю I выступить с требованиями своей программы. 14 декабря 1825 г. на Сенатской площади собралось 3 тыс. восставших. Однако их планы рушились. Николай, знавший о заговоре, заранее принял присягу Сената.

С.П. Трубецкой - руководитель заговорщиков - на площадь не явился. Верные правительству войска были стянуты на Сенатскую площадь и начали обстрел восставших. Выступление было подавлено.

29 декабря началось восстание Черниговского полка под командованием С.И. Муравьева-Апостола. Однако 3 января 1826 г. оно было подавлено правительственными войсками.

По делу декабристов было привлечено 579 человек, виновными признано 289. Пятеро - Рылеев, Пестель, Каховский, Бестужев-Рюмин, С. Муравьев-Апостол - были повешены, более 120 человек были сосланы на разные сроки в Сибирь на каторгу или поселение.

Главными причинами поражения восстания явились несогласованность действий и неподготовленность, отсутствие активной поддержки в разных слоях общества, неготовность общества к радикальным преобразованиям. Однако это выступление было первым открытым протестом в России, ставившим своей задачей коренное переустройство общества.

Юрий Лотман Статья

ДЕКАБРИСТ В ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ

Декабристы были в первую очередь людьми действия. В этом сказалась и их общественно-политическая установка на практическое изменение политического бытия России, и личный опыт большинства из них как боевых офицеров, выросших в эпоху общеевропейских войн и ценивших смелость, энергию, предприимчивость, твердость, упорство не меньше, чем умение составить тот или иной программный документ или провести теоретический диспут. Политические доктрины интересовали их, как правило (конечно, были и исключения - например, Н. Тургенев), не сами по себе, а как критерии для оценки и выбора определенных путей действия. Ориентация именно на деятельность ощущается в насмешливых словах Лунина о том, что Пестель предлагает "наперед Енциклопедию написать, а потом к Революции приступить". Даже те из членов тайных обществ, которые были наиболее привычны к штабной работе, подчеркивали, что "порядок и формы" нужны для "успешнейшего действия" (слова С. Трубецкого)

Первые революционные события во Франции (1789) породили энтузиазм среди передовой части английского общества.

Большинство партии вигов и их лидер Чарльз Фокс оценивали взятие Бастилии как «великое и благотное событие, когда- либо происходившее в мире». Приветствовали революцию и известные английские и шотландские писатели и поэты: Р. Бернс , Р. Шеридан , У. Вордсворт, С. Колридж, написавший свободолюбивое стихотворение «Взятие Бастилии», и др.

Ярым противником Французской революции был Эдмунд Бёрк, один из прежних лидеров вигов. В 1790 г. он написал памфлет «Размышления о Французской революции», где называл революцию «сатанинским делом». В течение нескольких последующих лет эту книгу читали по всей Европе. Доктрине естественных прав человека Бёрк противопоставил мудрость веков, проектам рационального переустройства - предупреждение о дорогой цене революционных изменений. Он предсказал гражданскую войну, анархию и деспотизм и первым обратил внимание на начавшийся масштабный конфликт идеологий. Однако политические взгляды Бёрка вызвали критику, в том числе и со стороны друзей по партии, ив 1791 г. он прекратил политическую деятельность. Труд Бёрка вызвал резкую отповедь Т. Пейна - участника войны за независимость в Северной Америке и Французской революции, отстаивавшего идею суверенитета народа и его право на революционное восстание.

Писатель У. Годвин своим романом «Калеб Вильямс» знаменовал переход от просветительства к социальной направленности творчества писателей-романтиков. Его трактат «Рассуждение о политической справедливости» оказал влияние на взгляды великого утописта, одного из первых социальных реформаторов

XIX в. Р. Оуэна, который стремился улучшить положение рабочих и осуществить идею трудовых коммун .

С 1790-х годов широкое участие в демократическом движении стали принимать народные низы. Так, в начале 1792 г. было создано Лондонское корреспондентское общество, которое возглавил сапожник Томас Гарди, политический деятель, борец за парламентскую реформу. Общество ставило своей целью достижение избирательного права для всего мужского населения. Массовая агитация, начатая Обществом, посылка делегации во Францию серьезно встревожили английское правительство, руководимое Уильямом Питтом младшим, и уже в конце 1792 г. начались репрессии против сторонников демократического движения, которые усилились в 1793 г., когда началась война Англии с революционной Францией.

В 1793 г. был разогнан собравшийся в Эдинбурге Британский конвент народных легатов, объединившихся, чтобы добиться всеобщего избирательного права и ежегодных парламентов, а его руководители сосланы в Австралию.

Уильям Питт младший

Были арестованы и преданы суду руководители Лондонского корреспондентского общества, хотя суд оправдал его руководителей - Т. Гарди и др. Принятые правительством законы о мятежных собраниях фактически отменяли в стране свободу слова.

Несмотря на принятые контрреволюционные меры в стране нарастало недовольство правительством У. Питта, которое перекинулось и на военно-морской флот. Восстание моряков было подавлено (1797). Руководитель восстания моряк Ричард Паркер был казнен по приговору суда.

В 1798 г. были арестованы все члены Лондонского корреспондентского общества. Арестованы были и руководители «Объединенных ирландцев», жестоко было подавлено и вооруженное восстание в некоторых районах Ирландии.

Но не репрессии помогли консолидации английской нации, а война с Францией, начавшаяся в 1793 г. Опасение вторжения со стороны Франции объединило нацию. Осенью 1799 г. английский парламент принял закон, который запрещал в Англии деятельность профессиональных союзов, политических обществ и ассоциаций (имел силу до 1834 г.).

  • На своей прядильной фабрике под Глазго Роберт Оуэн организовал образцовый поселок для рабочих, рабочий день был сокращен до 10,5 часа, был запрещен труд детей до 10 лет, открыты магазины с дешевыми товарами.

Начало складывания радикально-демократического направления общественной мысли в России относится к 40-50 гг. XIX века, наиболее видными его представителями стали В.Г. Белинский, А.И. Герцен, Н.П. Огарев. К этим же годам относится и разработка революционно-демократической теории, в основу которой были положены новейшие философские и политические (главным образом, социалистические) учения, распространившиеся в Западной Европе. Революционно-демократическое направление в русском освободительном движении середины 60-начала 70 гг. XIX века было представлено деятельностью различных кружков разночинной интеллигенции в Москве, Петербурге и ряде провинциальных, в основном университетских городов.

Наиболее значительным среди них был кружок «ишутинцев», действовавший в 1863-66 гг. в Москве и Петербурге. Основателем его стал вольнослушатель Московского университета Н.А. Ишутин. «Ишутинцы» считали себя учениками Н.Г. Чернышевского и по примеру героев его романа «Что делать?» пытались организовывать различного рода производственно-бытовые артели. Однако в 1865 г. «ишутинцы» пришли к мысли о необходимости более активной деятельности. В феврале 1866 г. они образовали тайное общество под названием «Организация», а один из основателей кружка Д.В. Каракозов по собственной инициативе совершил покушение на Александра II, после неудачи которого Каракозов был казнен, другие члены кружка отправлены на каторгу или сосланы.

Покушение на царя послужило предлогом заметного поворота к политической реакции. Указом от 13 мая 1866 г. была усилена власть губернаторов, начались цензурные гонения на демократическую прессу – были закрыты журналы «Современник» и «Русское слово». Последовали отступления от проведенных реформ, в частности, подверглись ограничению права земств и задержана подготовка Городской реформы. Однако реакция не могла приостановить развитие революционно-демократического движения. Осенью 1868-1869 гг. прокатилась волна студенческих беспорядков в высших учебных заведениях Петербурга и Москвы. Возникли новые студенческие кружки. Один из них был организован в столице С.П. Нечаевым, впоследствии создавшим тайную организацию «Народная расправа», которая планировала применять в своей деятельности широкомасштабный террор. Деятельность Нечаева привлекла внимание полиции, организация была раскрыта. С целью дискредитации революционного движения правительство в 1871 г. устроило над «нечаевцами» показательный процесс.

Представители революционного подполья в большинстве своем осудили методы «нечаевщины», создавались кружки, практиковавшие иные методы борьбы (пропаганда и просвещение в среде рабочих и интеллигенции). Наиболее известным из таких кружков стал кружок «чайковцев», по имени студента Петербургского университета Н.В. Чайковского, одного из основателей. Организация занималась пропагандой социалистических идей, планировала создание «единой рабочей организации». В 1874 г. была раскрыта полицией и разгромлена, некоторые члены кружка вошли впоследствии в народнические организации «Земля и воля» и «Народная воля».

С начала 70-х гг. XIX века главным направлением в освободительном движении становится народничество. Как общественное направление оно стало складываться на рубеже 60-70-х гг. XIX века, когда зачинатели его поставили себе задачу перехода к борьбе за интересы народа, при этом они были убеждены, что радикальное решение всех социальных проблем может быть достигнуто революционным путем и силами народных масс, руководимых революционной (народнической) организацией.

Анархизм (от греч. апагсhiа - безначалие, безвластие) - учение об обществе, в основу которого положена идея безвластия, безгосударственного устройства.

В широком смысле - теория о неограниченной свободе и равенстве людей . Анархический образ мышления встречается уже в античном мире. Научная теория анархизма возникла в Новое время. Отцом данной теории называют П. Ж. Прудона, хотя зарождение она получила в трудах английского философа Уильяма Годвина. Основными принципами данной теории явились положения о ликвидации классов, уравнивании в правах всех людей, отсутствии правительства, замене частной собственности на владение, означающей, что каждый будет располагать неким имуществом, которое нельзя передавать или уступать кому-либо. В качестве руководящего начала эта теория признает только волю отдельной личности. Как политическое течение анархизм ставит своей целью уничтожение государства и замену его добровольной ассоциацией граждан.

Немалую роль в развитие этого идейного течения внесли российские мыслители М.А. Бакунин и П.А. Кропоткин. С ростом революционных настроений в Европе формируется идея коллективистского анархизма, теоретиком которой стал М.А. Бакунин. Именно он выступал за немедленное уничтожение государства революционным путем. Личную свободу человека он определял как производное от коллективной свободы всего общества. Свободу же общества видел в самоуправлении народа посредством свободной федерации и союза крестьянских и рабочих ассоциаций. Идеи Бакунина получили развитие в работах П.А. Кропотикна: «Речи бунтовщика», «Завоевание хлеба», «Ее философия, ее идеал», «Государство и его роль в истории». Кропоткин стал основателем доктрины анархо-коммунизма – анархического течения, получившего наиболее широкое распространение в России в конце XIX – начале XX века. Анархисты-коммунисты считали стачку и индивидуальный террор универсальным средством борьбы, всеобщую стачку – социальной революцией. Будущее общество они представляли как союз («федерацию») вольных общин («коммун»), объединенных свободным договором, где личность получает неограниченные возможности для развития.

Течение анархо-коммунистов доминировало в России до середины 1905 г., а первая организация анархистов в стране возникла в 1903 г. в г. Белостоке. В 1904 г. в Росси насчитывалось 15 анархических организаций, а в годы революции 1905-1907 гг. их ряды заметно выросли. За годы своего существования почти все российские анархистские объединения выступали сторонниками классовой борьбы и социальной революции. Они объявляли себя противниками и разрушителями всякого государства и частной собственности. Анархисты принципиально отказывались от всякого сотрудничества с политическими партиями. Наиболее влиятельными в российском анархизме были следующие течения: анархо-коммунистическое, «чернознаменское» (по названию печатного органа «Черное знамя», проповедовавшего наиболее активные, террористические методы борьбы), анархо-синдикалистское (умеренное, предлагавшее в борьбе с государством опереться на беспартийные рабочие профсоюзы. Настоящий подъем анархическое движение испытало в 1917 г., когда особенно проявили себя два направления – анархо-синдикалисты и анархо-коммунисты. Многие из анархистов оказались потом в рядах большевиков. На практике анархизм не привел к осуществлению заложенных в его основу принципов, положений.

«Ишутинцы» (1863 – 1866) - кружок революционно-демократического толка, основанный в 1863 г. Н. Ишутиным и действовавший в 1863-1866 гг. в Москве. В него входил Д. Каракозов, совершивший в 1866 г. покушение на Александра II, после чего организация была разгромлена полицией.

Народничество - основное направление российского революционного движения во второй половине XIX в. Его идейным фундаментом стала теория «общинного социализма», разработанная А.И. Герценом и Н.Г. Чернышевским. Идеологическое оформление народничества происходит на рубеже 1860 - 1870-х гг. Период наибольшего его влияния пришелся на 1870-е - начало 1880-х гг. В.И. Ленин (ярый противник народничества) так охарактеризовал его сущностные черты:

1. признание капитализма в России упадком, регрессом;

2. признание самобытности русского экономического строя вообще и крестьянина с его общиной, артелью и т.п. в частности;

3. игнорирование связи «интеллигенции» и юридико-политических учреждений страны с материальными интересами определенных классов.

Народники полагали, что самой мощной политической силой является трудовой народ (в первую очередь крестьянство), который должен совершить социалистическую революцию. Свою миссию они видели в том, чтобы организовать массы и поднять их на борьбу, которая дала бы возможность России миновать стадию капитализма и установить новый строй, основанный на принципах равенства и социальной справедливости. Несмотря на то, что революционное народничество было единым течением общественно-политической мысли, в нем на рубеже 1860 - 1870-х гг. сформировались три основные направления.

Пропагандистское. Его создателем и главным идеологом был профессор математики П.Л. Лавров (1823 - 1900 гг.). Свои взгляды он изложил в «Исторических письмах». Главная мысль П.Л. Лаврова заключается в том, что «образованное общество» находится в неоплатном долгу перед простым народом, так как последний, прозябая в нищете и невежестве, своим трудом столетиями обеспечивает достойную жизнь привилегированных сословий. «Критически мыслящие личности» обязаны проникнуться чувством ответственности перед народом. Возвратить долг они могут только одним способом, подготовив народ к революции. Однако для этого революционная молодежь сама должна быть готова к борьбе. Ей необходимо получить соответствующие знания и развить свой характер, а уже потом «идти в народ» с целью пропаганды социалистических идей и нового образа жизни, чтобы разбудить таким образом «революционное сознание масс».

Бунтарское. Его создателем был основоположник научного анархизма М.А. Бакунин (1814 - 1876 гг.) - соратник К. Маркса по I Интернационалу и … убежденный противник марксизма. В работе «Государственность и анархия» М.А. Бакунин развивает мысль, что любое государство (даже социалистическое) основано на насилии. Он категорически отвергал марксистскую идею пролетарской диктатуры и заявлял, что любое управление обществом, идущее «сверху вниз», губительно для народа. М.А. Бакунин предлагал создать вместо государства свободную федерацию («снизу вверх») крестьянских общин, рабочих союзов, профессиональных ассоциаций, областей и народов. В таком обществе недопустима частная собственность, и оно базируется на коллективном труде. Перейти к данному социальному устройству можно лишь в результате стихийного народного бунта. Россия - страна традиционно бунтарская и поэтому идеально подходит для начала мировой революции. Гегемоном бунта могут стать только люмпены (нищие, бродяги и т.д.), а не рабочий класс, как считал К. Маркс. Именно изгоям по-настоящему «нечего терять» в общественной жизни, и они всегда готовы к восстанию. Основная задача революционеров заключается в том, чтобы скоординировать действия народа, а после совершения революции не допустить возвращения к старым государственным порядкам.

Заговорщическое (бланкистское - по имени французского революционера О. Бланки). Его идеологию разработал юрист и талантливый публицист П.Н. Ткачев (1844 - 1885 гг.). В отличие от П.Л. Лаврова он не хотел заниматься только «подготавливанием» революции, но вырабатывал пути ее осуществления. П.Н. Ткачев выступал также против анархизма М.А. Бакунина, считая, что государство должно сыграть важнейшую роль в обновлении общества. П.Н. Ткачев заявил, что «социальная революция» может быть проведена только небольшой, но хорошо подготовленной и сплоченной партией заговорщиков. Они захватят власть, проведут необходимые народу преобразования, после чего отойдут от дел, передав бразды правления в руки самого общества. По мнению П.Н. Ткачева, революционный заговор вполне осуществим, так как российское государство давно не пользуется поддержкой широких слоев населения. Однако для полной уверенности в успехе власть следует ослабить. Одним из самых эффективных средств «расшатывания» старого режима П.Н. Ткачев считал политический террор.

Нигилизм (от лат. nihil - ничто, ничего) - идея тотального отрицания, форма самосознания значительной части русской интеллигенции 1860-70-х гг. Термин, получивший распространение в России в 1860-х гг., обозначал, во-первых, отрицание общественных ценностей, созданных человечеством норм, принципов, традиций, полнейший скептицизм. Во-вторых, направление среди русских разночинцев-шестидесятников, относившихся резко отрицательно к буржуазно-дворянским традициям и обычаям. Наиболее видным представителем нигилизма в России 1860-х гг. считается публицист и литературный критик Д.И. Писарев. Основную силу переустройства общества он видел в деятельности «критически мыслящих реалистов», вооруженных последними достижениями науки. Писарев оказал значительное влияние на формирование идеологии народничества, хотя сам не был народником. Себя он не называл нигилистом. Впервые этот термин ввел в оборот И.С. Тургенев в романе «Отцы и дети», в котором воплощен образ «русского нигилиста» начала 60-х гг.

«Чайковцы» (1869 – 1874) - члены пропагандистско-просветительского кружка, созданного в 1869 г. в Петербурге студентом М. Натансоном.

Название организация получила по одному из активных деятелей кружка, студенту Н. Чайковскому. Цель участников – «противодействовать нечаевским способам деятельности». Отделения образовались в Москве, Киеве и Одессе. В перспективе планировалось создать «единую рабочую организацию». Программу кружка написал П.А. Кропткин. Всего в организации состояло до 60 человек. Раскрыта полицией и прекратила существование в 1874 г. Впоследствии многие члены кружка стали активными участниками «хождения в народ» и вошли в народнические организации «Земля и воля» и «Народная воля».

«Земля и воля» (1878-1879) - тайное революционное общество народников 1870-х гг., образовалось в Петербурге, название обществу дано в 1878 г. по аналогии с обществом 1860-х гг.

В состав «Земли и воли» вошли «Северная революционно-народническая группа», «Общество народников», уцелевшие от арестов участники «хождения в народ», подросшее поколение молодых революционеров. В основании общества участвовали А.Д. Михайлов, Г.В. Плеханов, А. Д. Оболешев, М. А. и О.А. Натансоны, А. А. Квятковский, О. В. Аптекман, В. А. Осинский, Д. А. Лизогуб, С.М. Кравчинский, Н.А. Морозов, С.Л. Перовская, М.Ф.Фроленко, Л.А.Тихомиров, все члены кружка Н.В. Чайковского. По социальному составу общество было разночинским. В отличие от прежних народнических кружков это была уже более широкая и хорошо законспирированная организация. Вместе со своими филиалами она насчитывала до 200 членов. Руководил ею «Центр», или «Администрация». Он избирался «основным кружком», который в количестве 30 человек составлял ядро организации. Общество имело свои печатные Издания: «Листок „Земли и воли"» и «Земля и воля».

Основателями организации был учтен опыт «хождения в народ», поэтому предполагалось создание постоянных «поселений» революционеров в деревнях для подготовки «народной революции». Члены "Земли и воли" ставили перед собой задачу объединения революционных кружков, действовавших в Центральной России, на Украине, в Белоруссии, Польше, Закавказье, Поволжье. Им удалось создать хорошо организованный петербургский центр (О.В.Аптекман, Д.А.Лизогуб, А.Д.Михайлов, В.А.Осинский, Г.В. Плеханов и др.), сплотивший вокруг себя несколько групп, выполнявших различные функции.

При образовании общества была принята программа, важнейшим пунктом которой являлся "переход всей земли в руки сельского рабочего сословия", выдвигался и ряд демократических требований, добиться которых можно было "только путем насильственного переворота". Подготовить переворот, по мнению «землевольцев», следовало путем постоянной пропаганды и агитации в деревне, создания там опорных пунктов. Структура организации предполагала существование нескольких групп, разделенных по характеру деятельности. Группа «деревенщиков», наиболее многочисленная, вела пропаганду среди крестьян. Уделялось внимание и работе в "центрах скопления промышленных рабочих, заводских и фабричных" – для этого была создана «рабочая» группа. Однако рабочие расценивались только как сила, способная поддержать выступление крестьян. Агитационная деятельность «землевольцев» велась и в среде недовольного студенчества и интеллигенции, предусматривались попытки привлечения сознательных прогрессивных офицеров и чиновников.

Кроме пропаганды, «землевольцы» занимались «дезорганизацией государства», в частности уничтожением «наиболее вредных или выдающихся лиц из членов правительства». Главные силы и средства "Земли и воли" были направлены на создание "поселений" в деревне (колонии в Самарской, Саратовской, Тамбовской и других губерниях), что не принесло заметного успеха. Не дала результатов и попытка развернуть в деревне "аграрный террор", поднять крестьян на вооруженные выступления. В обстановке крушения надежд, массовых политических процессов и жестоких расправ стало изменяться и отношение «землевольцев» к методам реализации ближайших целей. Росло убеждение в необходимости террористических методов борьбы с правительством.

Постепенно в обществе выделилось два направления - пропагандисты и террористы. В июне 1879 г. на съезде в Воронеже произошел раскол «Земли и воли», но участники нашли временный компромисс сосуществования двух направлений. В августе 1879 г. на съезде в Липецке «Земля и воля» распалась на «Народную волю» и «Черный передел» (см. схему «Революционное движение в России в 60 - 70 гг. 19 в.»).

«Народная воля» (1879-1887)- революционно-народническая организация (1879-1887 гг.), образовавшаяся в августе 1879 г. в результате раскола «Земли и воли».

Программа организации содержала требования демократических преобразований, введения всеобщего избирательного права, постоянного народного представительства, свободы слова, печати, совести, замены армии ополчением, передачи земли крестьянам. Во главе «Народной воли» стоял Исполнительный комитет , в который входили: А. Д. Михайлов, Н. А. Морозов, А.И. Желябов, А. А. Квятковский, С. Л. Перовская, В. Н. Фигнер, М. Ф. Фроленко, Л. А. Тихомиров, М. Н. Ошанина, А. В. Якимова и др. Ему подчинялось множество кружков и групп, располагавшихся в пятидесяти городах. В 1879 - 1881 гг. организация объединяла до 250 кружков (свыше 2000 человек), имела 10 подпольных типографий. "Народная воля" была хорошо законспирированной организацией, имела свой печатный орган - газету «Народная воля», выходившую с 1 октября 1879 г. по октябрь 1885 г.

Народовольцы различали «организацию» - дисциплинированное сообщество революционеров, подчинявшееся программе и уставу, в нее входило около 500 человек, - и партию - круг единомышленников, не связанных с «организацией» обязательствами, таких насчитывалось до 2 тыс. человек. В условиях демократического подъема конца 70-годов XIX века организация активно включилась в политическую борьбу. Программные положения организации включали захват власти революционной партией и проведение демократических преобразований в стране. По представлениям народовольцев, российское правительство не имело опоры и легко могло быть дезорганизовано в результате серии террористических актов. В 1880-1881 гг. народовольцы осуществили ряд покушений на Александра II (5 февраля 1880 г. С. Халтуриносуществил взрыв в Зимнем дворце). Всего на императора было совершено 8 неудачных покушений.

Борьба народовольцев с российским самодержавием, завершившаяся убийством Александра II (1 марта 1881 г.) имела большое политическое значение, но привело к обратным результатам – отказу самодержавия от попыток реформирования общества и переходу к реакции. Ожидаемых народных выступлений не последовало. Вскоре большая часть Исполнительного комитета была арестована, лишь немногие смогли скрыться за границу. В апреле 1881 г. участники подготовки цареубийства были казнены. Репрессии по делу народовольцев продолжались и в 1882 г., всего по нему разного рода репрессиям подверглись до 6000 человек. Несмотря на это «Народная воля» продолжала свою борьбу до 1887 г., последним актом ее террористической деятельности стала неудачная попытка покушения на Александра III, после чего новые репрессии завершили ее разгром. Члены организации, которым удалось избежать репрессий, в 1890-х гг. сыграли видную роль в оформлении партии эсеров.

«Народная расправа» (1869) - тайное общество, образованное в среде петербургских студентов С. Нечаевым в 1869 г.

Поддержку в организации общества ему оказывал М. А. Бакунин, вместе с Нечаевым они выпустили «Катехизис революционера» - своеобразное изложение идеологии революционного экстремизма. Нечаеву удалось в короткое время привлечь в свою организацию несколько десятков человек. Ее члены были разбиты на пятерки, каждая из них действовала самостоятельно, не зная о существовании другой, и подчинялась «Центру», т. е. на деле – Нечаеву. Он же действовал как диктатор, требуя к себе беспрекословного повиновения. К лету 1870 г. Нечаев планировал развернуть «разрушительную деятельность»: создать боевые отряды, привлекая в них «разбойные» элементы, уничтожать путем террора представителей власти, конфисковывать «частные капиталы». Однако развертыванию деятельности организации помешало убийство в ноябре 1869 г. студента Иванова, активного члена «Расправы», не пожелавшего подчиниться требованиям Нечаева и совершенное по приказу С. Нечаева. В результате следствия организация была раскрыта полицией зимой 1869 -1870 гг., по делу проходили 80 человек. Нечаеву удалось скрыться за границу. С целью дискредитации революционного движения над «нечаевцами» в 1871 г. был устроен показательный процесс, материалы его широко публиковались в правительственной печати. Нечаевское «дело» послужило сюжетом для романа Ф.М. Достоевского «Бесы».

«Северный союз русских рабочих» (1878 – 1880) - нелегальная рабочая организация социалистического толка, возникшая в конце 1878 г. путем объединения нескольких разрозненных рабочих кружков в Петербурге. Лидеры – В. Обнорский и С. Халтурин. Насчитывал до 200 членов. В январе 1879 г. из нелегальной печати вышел его программный документ, в котором подчеркивалась важность завоевания политической свободы для пролетариев. Конечной целью провозглашалось «ниспровержение существующего политического и экономического строя государства как крайне несправедливого». Среди требований фигурировали свобода слова, печати, собраний, уничтожение сословных различий и т. п. Предусматривались также «учреждение свободной народной федерации общин на началах русского обычного права» и замена собственности на землю общинным землевладением. В 1880 г. «Союз» выпустил единственный номер нелегальной газеты «Рабочая заря», что повлекло за собой арест участников организации и прекращение ее существования.

В рабочие кружки и «союзы» в 70-80-е гг. был вовлечен еще очень узкий круг рабочих. Стачечное движение еще не выходило за рамки требований экономического характера. Однако и предприниматели, и правительство уже были вынуждены считаться с таким явлением в жизни страны, как рабочее движение.

Рабочее движение. О его возникновении как о социальном явлении в пореформенной России можно говорить применительно к 70-м гг. XIX века

В 1860-е гг. было зафиксировано всего 51 выступление рабочих, причем число стачек не превышало десяти, остальные выступления мало чем отличались от обычных крестьянских волнений. Но уже в 70-е гг. число стачек увеличилось до 326, в печати заговорили о возникновении «рабочего вопроса». Наиболее значительными выступлениями стали стачки на Невской бумагопрядильне (1870) и Кренгольмской мануфактуре (1872). Продолжительный рабочий день, низкая зарплата, система штрафов и отсутствие рабочего законодательства вели ко всё возраставшим конфликтам рабочих с фабричной администрацией. Во второй половине 1870-х гг. число стачек заметно возросло, что было связано с проявлениями промышленного кризиса, охватившего с 1873 г. всю Европу.

Царский режим оказался не в состоянии выработать адекватные времени и естественному стремлению рабочих к самоорганизации и отстаиванию своих интересов правовые нормы трудового законодательства, как это было сделано в индустриальных странах Европы и США. Буржуазные реформы 1860-70-х гг. мало затронули рабочий класс. Это было следствием того, что в стране еще только происходило становление капиталистических отношений, не завершилось формирование основных капиталистических классов буржуазии и пролетариата. Но основные элементы будущей охранительно-попечительной рабочей политики складывались именно в эти годы, в процессе начинавшейся разработки рабочего законодательства. Уже тогда, в 1870-е гг., определился отказ от либерально-буржуазного принципа свободы отношений между трудом и капиталом и связанной с ней свободой стачек и рабочих организаций, рабочего представительства в выборных организациях.

И все же в 70-е гг. начинаются попытки формирования первых независимых рабочих организаций. В 1875 г. в Одессе Е. Заславским создается «Южнороссийский союз русских рабочих», а в 1878 г. в Петербурге С. Халтуриным и В. Обнорским путем объединения рабочих кружков открыт «Северный союз русских рабочих». Обе организации просуществовали очень недолго, были раскрыты полицией, а участники арестованы. Рабочие выступления продолжались и в 80-е гг., причем в это время произошли наиболее масштабные, в частности Морозовская стачка 1885 г. Именно под влиянием этой стачки и последовавшего суда над рабочими был издан специальный Фабричный закон 1886 г., регламентировавший отношения рабочих с администрацией.

Главной движущей силой в освободительном движении российский пролетариат становится в конце XIX века. Численность рабочих стремительно возрастала, с 1870 по 1900 г. она увеличилась втрое и достигла 3 млн. человек. В 90-е гг. в требованиях, выдвигаемых рабочими все еще преобладают экономические требования (сокращение рабочего дня, повышение зарплаты, отмена системы штрафов, ограничение труда несовершеннолетних), но постепенно появляются и политические. Это было связано с распространением, благодаря образованию в Женеве группы «Освобождение труда» идей марксизма, а также с появлением в 1880-х гг. марксистских кружков: Бруснева в Москве, Благоева в Петербурге. Членами этих кружков, в основном, были студенты. Они изучали марксистскую литературу и пытались разъяснить идеи классовой борьбы и социальной революции рабочим. Однако эту задачу они выполняли плохо: пропаганда шла вяло, кружки существовали недолго и раскрывались полицией. Для усиления работы в 1895 г. возникает «Союз борьбы для освобождения рабочего класса», основанный В.И. Лениным при содействии Л. Мартова. Он объединил 20 марксистских кружков и установил связь с рабочими питерских предприятий. В декабре 1896 г. руководители были арестованы, но оставшиеся на свободе рядовые члены организации продолжили деятельность.

В конце 1890-х гг. по типу этой организации возникают социал-демократические союзы в Иваново-Вознесенске, Одессе, Николаеве. На рубеже XIX – XX вв. происходит формирование социал-демократических партий. Раньше всего они возникают в национальных окраинах России – в Финляндии, Армении, Польше. Попытка создать Российскую социал-демократическую партию – РСДРП - была предпринята в начале 1898 г. по инициативе оставшихся на свободе членов петербургского «Союза борьбы за освобождение рабочего класса». Но окончательное оформление РСДРП как партии произошло только в 1903 г.

Отказывая рабочему классу и буржуазии в свободе взаимоотношений в сфере трудового договора, царизм неизбежно становился на путь казенного попечительства, вмешательства «сверху» в трудовые взаимоотношения между рабочими и промышленниками. Одним из направлений такой политики стало создание подконтрольных правительству рабочих организаций. Создание подобных объединений было связано с деятельностью начальника Московского Охранного отделения С.В. Зубатова и получило название политики «полицейского социализма».

«Рабочий вопрос» - в классическом понимании – конфликт пролетариата и буржуазии, вызванный различными экономическими требованиями со стороны рабочего класса в сфере улучшения своего социально-экономического положения.

В России рабочий вопрос стоял с особенной остротой, поскольку осложнялся особой правительственной политикой, направленной на государственное регулирование отношений рабочих и предпринимателей. Буржуазные реформы 1860-70-х гг. мало затронули рабочий класс. Это было следствием того, что в стране еще только происходило становление капиталистических отношений, не завершилось формирование основных капиталистических классов. Правительство также вплоть до начала XX века отказывалось признавать существование в России «особенного класса рабочих» и уж тем более «рабочего вопроса» в западноевропейском его понимании. Эта точка зрения нашла свое обоснование еще в 80-е гг. XIX века в статьях М. Н. Каткова на страницах московских ведомостей, и с этой поры стала неотъемлемой частью общеполитической доктрины.

«Хождение в народ» - первая крупная акция революционного народничества 1870-х гг., предпринятая летом 1874 г.

Это было стихийное движение, хотя предварительно и велись разговоры о его организации и координации сил. В движении приняли участие несколько тысяч пропагандистов. В основном это была учащаяся молодежь, вдохновленная идеей М.А. Бакунина о возможности поднять народ на «всеобщий бунт». Толчком к началу акции послужил тяжелый голод 1873-1874 гг. в Среднем Поволжье. Именно туда и были направлены значительные силы пропагандистов. Как надеялись сами народники, здесь еще были живы традиции Разина и Пугачева, крупных волнений крестьян в 1861 г., недовольных условиями реформы.

На деле оказалось, что крестьяне не поддерживают идею бунта против царя, некоторых пропагандистов они сами сдавали полиции. Всего в 26 губерниях было арестовано более 4000 человек. Народникам не удалось найти общего языка с крестьянами, которых социалистические идеи были преимущественно чужды. Был сделан вывод, что в деревне надо проводить планомерную, систематическую пропаганду, для чего народники под видом учителей, врачей, ремесленников селились в деревне. Это «второе хождение в народ» в виде постоянных поселений также не увенчалось успехом. Определенный результат был достигнут в среде рабочих, временно пришедших на фабрики из деревни. Так удалось привлечь к народническому движению А. Желябова, С. Халтурина.

«Черный передел» (1879 – 1882) – народническая организация, возглавляемая Г.В. Плехановым (также в нее входили П.Б.Аксельрод, П.Г.Дейч, Я.В.Стефанович и др.).

Образовалась после раскола «Земли и воли» в 1879 г. Члены организации заявили о неприятии тактики индивидуального террора и поставили целью «пропаганду в народе» для подготовки «аграрного переворота». Взгляды организаторов "Черного передела" в этом не отличались принципиально от взглядов землевольцев, а программа во многом повторяла программные положения «Земли и воли». Группа вела пропаганду в основном среди рабочих, студентов, военных. В организационном отношении строилась по принципу «федерации кружков». Основная часть организации (до 40 человек) находилась в Петербурге. Провинциальные кружки существовали в Москве, Казани, Киеве, Харькове.

В 1879 г. у организации появилась своя типография, но почти сразу о ней стало известно полиции, начались аресты. Плеханов с небольшой группой чернопередельцев эмигрировал за границу. После убийства Александра II и разгрома «Народной воли» преследования усилились. Попытки продолжать пропаганду в деревне окончились неудачей и привели к новым арестам. После 1882 г. «Черный передел» распался на мелкие самостоятельные кружки. Часть их примкнула к «Народной воле», остальные прекратили свое существование. В целом "Черный передел" не сыграл существенной роли в народническом движении, однако ряд его членов во главе с Г.В. Плехановым в 1883 г. в эмиграции, в Женеве организовали группу «Освобождение труда», которая немало способствовала распространению марксизма в России.

«Южнороссийский союз рабочих» (1875) – рабочая организация, созданная в 1875 г. в Одессе бывшим студентом, профессиональным революционером Е. Заславским.

Первые рабочие организации оформляются в 70-е гг. XIX века. Ядро организации составили 50-60 рабочих, разделенные на 5-7 кружков. К ним примыкали до 200 рабочих. Был принят устав организации. Он предусматривал идею освобождения рабочих из под гнета капитала, необходимость «объединения рабочих Южно-Российского края». Средством достижения этих целей фактически объявлялась революция. Союз просуществовал менее года, уже в декабре 1875 г. был выявлен полицией и все лидеры арестованы, после судебного процесса 15 его руководителей приговорены к каторге.

Loading...Loading...