Характеристика предметов заместителей для сюжетных игр детей. Создание условий для развития сюжетно - ролевой игры

Светлана Кузнецова
«Использование предметов-заместителей в развитии сюжетно-ролевой игры» (из опыта работы)

Большим значением для развития сюжетно-ролевой игры детей является педагогически целесообразный подбор игрушек и предметов-заместителей , что создаёт «материальную основу» игры , обеспечивает развитие игры как деятельности .

Подбор предметов-заместителей , также как и игрушек в своей группе, мы осуществляем соответственно теме игры и возрасту детей .

Предметы -заместители помогают детям развернуть игру . Они могут быть использованы в разных играх по содержанию сюжета для обозначения игрового пространства (например, мы строим из стульчиков или модулей комнату, машину, поезд, ролей, а также предметов , с которыми можно непосредственно действовать. Играя с детьми, я помогаю ребятам создать игровую обстановку, наладить ролевые взаимодействия и учу пользоваться вместо реальных предметов игровыми заместителями. И обращаю внимание детей на то, что один и тот же предмет -заместитель может применяться по-разному. Например, палочка может служить в игре «Больница» -градусником, в игре «Парикмахерская» -расчёской, в игре «Уличное движение» -жезлом милиционера. В дальнейшем дети сами проявляют инициативу и вводят в игру предметы-заместители .

Разворачивая сюжетно -ролевую игру с детьми младших групп, основной акцент в своей работе делала на игровом действии с игрушками и предметами-заместителями , создавала ситуации, которые стимулировали детей к осуществлению условных действий с предметом . Например, играя роль повара, я подготовила для игры игрушечные кастрюлю и ложку, вместо ножика взяла палочку, вместо картошки – пластмассовый мячик. После этого предложила одному из детей сварить суп. А разворачивая сюжет в игре «Автобус» я брала модули цилиндров, кубов, просила принести детей стульчики и мы строили из них автобус, выбирали шофёра, который катал ребят.

Работая с детьми средней и старшей группы, игровые действия с предметами -заместителями и игрушками отодвигаются на второй план, здесь разворачивается ролевое взаимодействие, и внимание с условных действий с предметами -заместителями смещается на ролевую речь. Тем не менее без использования предметов -заместителей никакая игра не будет насыщенной и интересной. Предложив детям игру , мы вместе обсуждали, какие атрибуты им понадобятся во время игры , какие нужно сделать и из чего будем делать, затем вместе с детьми делаем недостающие атрибуты из подручных материалов. В этом возрасте меняется тематика игр (от бытовых – к играм с трудовым, производственным сюжетом , соответственно меняется назначение предметов-заместителей , они в первую очередь необходимы для обозначения ролей (палочка или карандаш в руках ребёнка у «доски» говорит о том, что этот ребёнок играет роль учителя в игре). Иногда я подсказывала детям, какие предметы-заместители можно использовать , часто дети сами подбирали их и действовали ими по назначению. Так, например, перед игрой «Магазин овощей» мы с детьми решили, что сделаем сами из теста овощи и фрукты. Играя в «Магазин одежды» мы с детьми договорились использовать кукольные вещи с уголка ряженья и мама Вики принесла из дома детскую одежду для малышей, а Лида принесла игрушечные деньги. Благодаря игре «Самолёт» дети в группе научились делать бумажные самолётики. А подбирая атрибуты для сюжетно- ролевой игры «Рыбаки» , ребята предложили на прогулке искать длинные палки или сухие ветки деревьев и из них сделать удочки. А лодки и вёсла сооружали из модулей и крупного строительного материала.

Работая с детьми на данном этапе, т. е. в подготовительной к школе группе, могу отметить, что дети самостоятельно придумывают сюжеты игр , договариваются между собой и обыгрывают сюжеты игр . Они имеют уже достаточный опыт игрового взаимодействия, поэтому их игры переросли уже в творческие, они объединяют сюжеты (например, «Больница» + «Семья» , «Детский сад» + «Библиотека» или «Семья» + «Парикмахерская» + «Больница» + «Магазин» и т. д.)

Предметы-заместители , наряду с игрушками, дети применяют для развития игрового сюжета , для обозначения ролей, но они сейчас второстепенны. Хотя дети заинтересованы в подборе атрибутов для игры . В игре детям нужны предметы более близкие по их значению к реальным, жизненным. Я их направляю, предлагаю , подсказываю, часто дети сами подбирают, предлагают атрибуты для игр , обсуждаем из чего можно сделать недостающие атрибуты, приносят их из дома. Например, для игры «Библиотека» я предложила сделать детям формуляры, а Лиза предложила сделать закладки для книг, как у её старшей сестры. Для игры «Больница» сделали с детьми карточки для регистратуры, теперь они сами их обновляют по мере необходимости. Дети приносят из дома всякие коробочки, пластмассовые бутылочки, вместе мы их обматываем скотчем, приклеиваем детские картинки и пополняем ими игровую базу. Предложив детям подумать , как можно обогатить игру «Магазин» , Егор предложил вылепить булочки из теста и мы с ребятами договорились вылепить разнообразные хлебобулочные изделия. Дети с интересом участвуют в ремонте книг, открыв «Книжную мастерскую» , проявляют инициативу, поддерживают атрибуты для игр в порядке.

Можно сделать обобщающий вывод, что планируя работу по руководству сюжетно -ролевыми играми детей, педагогу необходимо предусматривать обогащение содержания игры , в частности за счёт введения в игру разнообразных предметов - заместителей разными приёмами.

Что такое предметы-заместители и для чего они нужны

Предметы-заместители - это игровой материал, замещающий недостающие в игре предметы. Чем меньше предмет-заместитель напоминает сам объект, тем лучше для развития воображения. Если ребёнок не знает, чем заменить привычные игрушки, в дальнейшем у него могут возникнуть сложности с творческим мышлением.

Введение ребёнка в игру предметов-заместителей

Вводить в игру предметы-заместители можно по мере того, как ребенок начинает усваивать смысл действий «понарошку».

В качестве заместителей могут выступать палочки, шишки, кора дерева, кубики, шарики, бусины, колечки от пирамидки, детали конструкторов, камушки, пуговицы, ракушки, скорлупки от грецких орехов, катушки ниток, спичечные коробки, лоскуты ткани, фантики, обрезки цветной бумаги и пр. Их лучше хранить в определенном месте, например, в коробке из-под обуви неподалеку от уголка с сюжетными игрушками, чтобы ребенок не тратил слишком много времени на их поиски и не отвлекался от игры.

Приведем пример того, как можно помочь ребенку принять игровое замещение. Взрослый наблюдает, как ребенок кормит собачку за столиком, на котором расставлена посуда. Он подсаживается к малышу, присоединяется к его игре, интересуется, что кушает его собачка. Получив тот или иной ответ, взрослый обращается к ребенку от имени собачки: «Саша, дай мне, пожалуйста, кусочек хлеба». Затем комментирует просьбу собачки: «Собачки очень любят хлебушек. Давай покормим ее? Где у нас хлеб?». Ребенок разглядывает игрушки, растерянно молчит. Взрослый: “Да вот же он (берет со стола кубик и протягивает малышу)! Давай, как будто это хлеб?”. Ребенок берет кубик и подносит его ко рту собачки. Взрослый комментирует действия собачки, спрашивает у нее, вкусный ли хлебушек, отвечает за нее, предлагает покормить хлебушком кошечку и т.д.

Может случиться, что ребенок не сразу поймет смысл замещения, и будет просто копировать действие взрослого. Однако после нескольких подобных игр, он постепенно начнет и сам использовать предметы-заместители - сначала те, которыми играл вместе со взрослым, а затем придумывать собственные замещения.

Важную роль в становлении замещений играет слово. Образ предмета, который ребенок замещает чем-либо, часто бывает неопределенным (например, кубик может символизировать еду вообще, а не какой-то определенный ее вид). В этом случае и действие замещения очень неопределенно. Обозначение предмета словом помогает ребенку конкретизировать образы предметов, и в то же время гибко изменять их в соответствии с условиями игры. Приведем пример. Взрослый замечает, что во время кормления куклы ребенок берет со стола шарик и подносит ко рту куклы. Взрослый спрашивает его: “Чем ты кормишь куколку?”. Малыш растерянно молчит, не знает, что ответить. Взрослый: “Может быть, это яичко?”. Ребенок согласно кивает головой: “Яичко”. После этого он быстро берет ложку, энергично стучит ею по яичку, пальчиками «очищает» его от скорлупки, зачерпывает из него ложкой и кормит куклу.Из этого примера видно, что маленький ребенок уже использует предмет в игровом значении, но смысл произведенного им замещения ему пока еще не очень ясен. Подсказка взрослого помогла малышу представить определенный образ, который сразу же стимулировал соответствующее действие с замещающим его предметом. Таким образом, слово помогло “расцветить” игровое действие, сделать его развернутым и интересным для ребенка.

Постепенно, по мере развития игры, ребенок и сам начнет все отчетливее представлять, что и каким образом он замещает, активно использовать в игре слово, обозначающее предмет-заместитель.

Игрушки-заместители для сюжетно-ролевых игр дошкольников

В дошкольном возрасте игра становится ведущим видом деятельности, но не потому, что современный ребенок, как правило, большую часть времени проводит в развлекающих его играх, - игра вызывает качественные изменения в психике ребенка.

Часто говорят, что ребенок играет, когда, например, манипулирует предметом или выполняет то или иное действие, показанное ему взрослым (особенно когда это действие выполняется не с настоящим предметом, а с игрушкой). Но настоящее игровое действие будет только тогда, когда ребенок под одним действием подразумевает другое, под одним предметом – другой.

Игрушка встречается не только в игре ребенка, но и в повседневной жизни взрослого человека. Часто игрушка является другом, спутником жизни, источником радости, орудием или материалом игры. В игрушке в обобщенной форме представлены типичные свойства предметов, в том числе людей и животных, которые требуют соответствующих действий с ними. Так, например, кукла – обобщенный образ ребенка, позволяющий детям воспроизвести целый ряд соответствующих действий: купать, кормить, переодевать и т.д.

Игрушки разнообразны по типам, материалу, технике изготовления, возрастному и воспитательному назначению. Изображение в игрушках условно и обобщено. Характер, степень обобщенности и условности зависят от типа игрушки, её конкретного назначения. Игрушки по степени усложнения и обобщенности делятся на три группы:

  1. Реалистические игрушки (собачка конкретной породы).
  2. Условно-образные игрушки (собачка неопределенной породы, кукла как обобщенный образ человека).
  3. Игрушки-заместители (палочка вместо градусника, стул вместо коня).

Анализируя особенности игровой деятельности дошкольника, необходимо помнить, что её развитию способствует освоение знаковой функции сознания, которая состоит в возможности использовать один объект в качестве заместителя другого. Предпосылкой освоения знаковой функции служит овладение предметными действиями и последующее отделение действия от предмета ребенком-дошкольником. Поэтому, кроме игрушек, изображающих реальные предметы, у ребенка обязательно должны быть предметы, которые можно использовать в качестве их заместителей: катушки, коробки разной формы, природные материалы (шишки, желуди, листья). В процессе игры ребенок может давать им новое игровое название и действовать в соответствии с этим названием. К предметам-заместителям относятся и такие, которые в практической педагогике принято именовать атрибутами: всевозможные шапочки, бусы, халаты и т.д. Ситуация, когда ребенок превращает диван в пароход, стулья – в вагоны поезда, также является показателем развития знаковой функции сознания, а значит, и высокого уровня умственного развития.

Для развития у детей мышления, воображения, речи и для того, чтобы поднять игру на более высокий уровень особую ценность представляют разные игрушки-заместители. Например, изображая глажение белья, ребенок может взять не только утюг-игрушку, но и кирпичик из строительного материала. Заместители игрушек могут быть деревянные и пластмассовые кружочки, колечки диаметром 3-5 см, дощечки, полоски картона, заменяющие предметы, любимые лакомства детей – конфеты, яблоки и т.д. Вместе с педагогом дети могут изготовить игрушки-заместители и атрибуты для игр – вырезать из картона, пенопласта «блины», «котлеты», «рыбу», «винегрет» из мелко нарезанного цветного поролона, используя все это в играх, имитирующих трудовой процесс. Побуждая детей к использованию игровых материалов, заменяющих хорошо знакомые им предметы, мы создаем ситуацию, в которой ребенок окажется перед необходимостью обозначать предметы-заместители и действия с ними словами, что будет способствовать его активному развитию.

Ценность этой игрушки в том, что дети впервые самостоятельно оперируют условными понятиями. Игровые действия с игрушкой-заместителем опираются не на наглядные признаки предмета, а на представляемые, предполагаемые. Пользуясь такой игрушкой, ребенок обобщает свой предшествующий игровой опыт. Игрушка-заместитель требует более схематичных обобщенных игровых действий и обозначения её словом для того, чтобы она вошла в контекст игры и была понятна другим.

Игрушки-заместители изготавливаются из различных материалов. Куклы и игрушки-животные могут быть сделаны не только из ткани, но и из природного материала (соломы, дерева, травы и др.) Нужны предметы-заместители из любого природного материала (каштаны, шишки, ракушки, солома и т.д.) Для игр можно подготовить разные комплекты игрушек, объединенные общим сюжетом. Например, для игры с куклой: кукла, одеяло, коляска, мебель (кровать, стол, стул); для игры с игрушкой собачкой: миска для кормления, коврик для сна, поводок для прогулок и др.

Например, если ребенок играет с куклой, то ему можно предложить вместо нее чурочку, завернутую в одеяльце. Играя с такой «куклой», ребенок показывает отсутствующие, но представляемые им основные части тела человека: ноги снизу игрушки, голова сверху. Он играет с ней, как с обычной куклой и постепенно слово все чаще начинает обозначать и заменять отсутствующие, но необходимые для игры предметы, их качества, воображаемые свойства и состояния.

Как научить ребенка играть с такой игрушкой? Сначала игрушку-заместитель называет взрослый, а затем ребенок. Он называет её так, как требуется по замыслу игры.

Основное требование к игрушке-заместителю – удобство в выполнении игровых действий, соразмерность с другим игровым материалом. Если условно-образную и реалистическую игрушки можно купить, то внесение игрушек-заместителей в игру детей зависит от фантазии взрослого, от его проникновения в содержание детской игры. Дети с большим любопытством наблюдают, как взрослый, поняв их игровой замысел, из природного материала создает нужный для игры предмет. Важно, чтобы игрушка-заместитель напоминала изображаемый предмет общими контурами или каким-либо типичным свойством, характерной деталью, необходимой для отображения игровых ситуаций («Котенок» может быть сделан из мягкой махровой ткани, если её скатать и завязать «на шее» бантик; вместо миски для кормления котенка можно предложить кружок картона, пластмассовую крышку и т.п.).

Часто дети не только с увлечением используют предложенные взрослыми игрушки-заместители, но и сами заранее выбирают и договариваются, что они будут обозначать: «Это кошка», «Это миска», «Это будет мама – большая кошка, а это её котенок». Играя такими игрушками, ребенок пытается объяснить другим детям, что обозначает предмет-заместитель: «Это кошка, потрогай, какая пушистая, не видно глазок, наверное, она спит».

Игровые заместители предметов могут иметь с ними значительно меньшее сходство, чем, например, сходство рисунка с изображаемой действительностью. Однако игровые заместители должны давать возможность действовать с ними так, как с замещаемым предметом. Поэтому, давая свое название избранному предмету-заместителю и приписывая ему определенные свойства, ребенок учитывает и некоторые особенности самого предмета-заместителя. При выборе предметов-заместителей дошкольник исходит из реальных отношений предметов. Он с готовностью соглашается, например, что полспички будет мишуткой, целая спичка – мишкой-мамой, коробок – постелькой для мишутки. Но он ни за что не примет такого варианта, где мишуткой будет коробок, а постелью – спичка. «Так не бывает», - обычная реакция ребенка.

Итак, общение взрослого с ребенком должно быть направлено на формирование прогрессивных для каждого возрастного периода способов решения игровых задач. Деятельность детей должна протекать в усложняющихся игровых проблемных ситуациях, опирающихся на практический и игровой опыт. Детям, усвоившим способы решения первых игровых задач, следует усложнить задание. Например, не просто напоить куклу чаем, а усадить её за стол, сначала приготовить обед и т.д. По мере усвоения игровых задач, решаемых в наглядно-действенном плане (показателем чего служит детская самостоятельная игра), необходимо демонстрировать новые, более обобщенные способы их решения с помощью игрушек-заместителей. Например, вместо тарелки предложить кукле, которая очень хочет есть, листок с дерева. Позднее следует демонстрировать детям новые способы решения игровых задач с использованием нарисованных предметов (взрослый берет изображенное на рисунке мыло для купания и т.д.) И наконец, необходимо показывать игровые действия с воображаемым предметом (дать кукле воображаемое яблоко).

Ознакомление с окружающим и обучающие игры создают почву для возникновения игры, но самостоятельная игра детей определяется соответствующей организацией предметно-игровой среды и активизирующим общением взрослого с ребенком по ходу её. Своевременное изменение игровой среды, подбор игрушек и игрового материала, который активизирует в памяти ребенка недавние впечатления, направляют ребенка на самостоятельное и активное решение игровой задачи, побуждают к разным способам её реализации и воспроизведения действительности. Предметно-игровая среда изменяется с учетом практического и игрового опыта детей. Важно своевременно расширять не только ассортимент игрушек, разных по тематике, но и своевременно дополнять игровой материал. Самостоятельная сюжетная игра формируется более успешно, если игрушки в неё вводятся постепенно (условная игрушка, более реалистическая, игрушка-заместитель). Умение использовать в игровой деятельности предметы-заместители является необходимым элементом в развитии детской игры. Очень важно иметь в групповой комнате уголок конструирования «Строим сами», куда входят наборы различных строительных материалов, конструктор типа «лего», набор кубиков; уголок театрализованной деятельности, где имеются маски, игрушки би-ба-бо, разные костюмы для сюжетно-ролевых игр; различный бросовый материал : коробки разной формы и размера, природный материал, набор различных тряпочек, ниток, катушек и т.д. Например, можно сделать из кубиков и строительного материала стол, стулья, диванчик для кукол, можно сделать домик и многое другое. Счетные палочки превращаются в ложки, поварешки, пистолеты и даже макароны. Кирпичики служат телефонами, кусочками хлеба, пирожными, а конусы превращаются во вкусное мороженное. Из кусочков ткани стелятся постельки, из картона и поролона – еда для кукол.

Таким образом, игрушки-заместители развивают у ребенка воображение, мышление, речь, способствуют развитию взаимоотношений со сверстниками. Возможность использования предметов-заместителей в игровой деятельности должно быть предметом специального обсуждения педагога с родителями, так как последние часто стремятся к покупке как можно большего количества готовых игрушек, не подозревая о том, что они тем самым наносят вред умственному развитию ребенка, в частности, его воображение. А ведь все последующее обучение в школе будет связано с необходимостью представить, вообразить, оперировать абстрактными образами и понятиями. Это, во-первых. А во-вторых, умение использовать различные предметы (знаки) вместо реальных предметов, позволит ребенку в дальнейшем усвоить более сложные системы знаков, такие как язык, математическая символика, различные виды искусства.

ВИДЫ ИГРУШЕК.

  1. Сюжетные или образные игрушки (куклы, фигурки животных, предметы домашнего обихода).
  2. Игрушки – орудия труда (совок, лопатка, сачок).
  3. Технические игрушки с программным или беспрограммным управлением (транспортные агрегаты, машины).
  4. Игровые строительные конструкторы – сборно-разборные.
  5. Дидактические игрушки и игры.
  6. Игрушки для спортивных и подвижных игр (мячи, скакалки).
  7. Театральные и декоративные игрушки (персонажи кукольных театров, костюмы, украшения).
  8. Игрушки-забавы.
  9. Звучащие музыкальные игрушки.
  10. Игровые материалы и игрушки-самоделки.
  11. Игровое оборудование (домики, макеты).
  12. Компьютерные игрушки и игры.
  13. Развивающие игрушки (игры-головоломки).

Мини-исследование на тему:

«Предметы-заместители в детской игре».

Важнейшим условием формирования творческой игры является введение в игру предметов - заместителей. Чем неопределеннее функция предмета, тем свободнее ребенок приписывает ему то или иное значение. Это предметы -заместители стимулируют творческое воображение детей, именно с ними совершается большое число оригинальных действий. Основное требование к предмету – заместителю - удобство в выполнении игровых действий,

соразмерность с другим игровым материалом.

1. Ева Р. 2года 7 мес.

В период наблюдения девочка играла в игру «Покорми куклу». В этой игре объединилось несколько игровых действий в один сюжет.

Ева довольно долго играла с куклой: кормила ее, переодевала, сопровождая свои действия развернутыми обращениями к ней: «Моя хорошая, моё солнышко, давай переоденем штанишки. Вот как хорошо. Не плачь, сейчас будем кушать».

Раскладывала на тарелочки - маленькие кубики - еда. Брала счетную палочку, сажала куклу себе на коленки и осторожно подносила к ее рту «кашу». «Кушай, Маша кашу, она вкусная». После этого вытирала Маше рот полотенцем (бумажные салфетки) и укладывала куклу спать.

Ева играла, свободно замещая один предмет другим, использовала предметы-заместители (скомканную бумагу - каша, счетная палочка-ложка, бумажные салфетки - полотенце).

В последующие дни Ева также играла с куклой. Девочка активно и самостоятельно начинала повторять знакомые действия, менять порядок, вносить в них новые предметы-заместители (кирпичик - хлеб, полоски бумаги - макароны). Я предложила Еве пригласить в игру другую девочку-Юлю. «Пригласи Юлю с ее куклой Дашей к себе в гости. Как будто у твоей Маши - день рождения».

Я подключилась к игре детей, расширила круг игровых действий и предметов.

Чем мы будем угощать гостей, Ева?

Ребенок предлагал, а я соглашалась.

Хорошо, давай сварим суп, приготовим картошку, нальём сок в кувшин. А потом будем угощать гостей». Затем начали совместное приготовление еды, с помощью наводящих вопросов и советов помогала ребенку соблюдать очередность действий: сначала сложим продукты в кастрюлю. Что это? (полоски бумаги - макароны), затем ставим кастрюлю на плиту. Ева, суп готов? Давай тогда приступим к приготовлению картошки. Девочка положила мелкие детали конструктора на тарелку. Маша, что это? (это картошка). И поставила на стол кувшин с соком. Пришли гости - Юля с куклой Дашей разместились за столом, начали обедать. Я задала Юле вопрос: «Тебе нравится угощение? Похвалила Еву, какая она хорошая хозяйка, так все вкусно приготовила».

Ева, при помощи взрослого, выстроила последовательность игровых действий. На этом игра может быть закончена или детей можно переключить на другой вид деятельности, или на самостоятельную игру.

2. Саша П. 3года 2 мес .

Воспитатель дала Саше машину в руки (машина новая, большая, дети такую еще не видели). Он тотчас начал активно исследовать ее; повернул, пощупал колеса, провез ее по полу. Снова взял в руки, перевернул, ощупывает, трогает колеса, снова возит по полу.

Эти наблюдения показали, что ребенок как бы исследует предмет для того, что бы установить, что с ним можно делать. Подобного рода действия не составляют сюжетной игры.

На следующий день Саша одним из первых пришел в группу. Сразу взял машину, начал ее рассматривать. Воспитатель предложила ему ее покатать. Ребенок взял за веревку, к которой привязана машина, учился управлять движением машины, меняя ее скорость и направления.

Третий день наблюдения. В этот день Саша решил заняться ремонтом машины. Воспитатель похвалила его за проявленную инициативу. «Вот молодец, какой ты хороший водитель, знаешь, что машина должна быть исправлена». Саша взял палочку и стал подкручивать колеса.

По мере освоения ребенком игровых действий, увеличилось число предметов, с помощью которых реализовывается тот или иной сюжет.

К концу недели, воспитатель предложил ребенку игровой сюжет с названием ролевых отношений. «Кто водитель этой машины?» Нужно привезти продукты из магазина.

Проблемная игровая ситуация была создана так, что бы ребенок был вынужден выполнить поставленную в игре задачу. Для формирования игры очень важно выстраивать последовательность игровых действий. «Сначала нужно машину заправить бензином. Где у нас заправочная станция? Саша подвез машину к стоявшему в стороне стулу воспитателя (заправочная станция) «залил» бензин и поехал в магазин за продуктами.

В магазине воспитатель спросила его: «Какие продукты он будет покупать?»

Саша брал продукты и говорил что это - макароны (полоски бумаги), печенье (кирпичики), картофель (мелкий конструктор). Загрузил машину и продавец предложила ему отвезти продукты девочкам, которые играли с куклами. Девочки поблагодарили Сашу за заботу о них и куклах.

На пятый день наблюдения Саша снова возил продукты на машине. Педагог предложил ему отвезти дочек с мамами на прогулку в парк. Дети согласились, тогда воспитатель сказал, что нужно взять в дорогу еду. Поэтому Ева приготовила бутерброды (кирпичики), бутылку воды (цилиндр из строительного материала) и все поехали в парк на прогулку. По дороге водитель Саша остановился. Ева с дочками перекусили, отдохнули.

Вернувшись «домой»,поблагодарили водителя за приятную прогулку. Дальше дети играли самостоятельно.

Заключение.

Игровая ситуация и действия в ней оказывают постоянное влияние на развитие умственной деятельности ребенка раннего возраста. В игре ребенок учится действовать с предметом - заместителем- он дает заместителю новое название и действует с ним в соответствии с названием.Предмет-заместитель становится опорой для мышления. В игровой деятельности ребенок учится замещать предметы другими предметами, брать на себя различные роли. Эта способность ложится в основу развития воображения.

Использование в игре предметов-заместителей свидетельствует о высоком уровне развития ребенка, о его креативности («творческой») . Когда ребенок использует предметов- заместители, его игра развивается благодаря замыслу и работе фантазии и не попадает в «суровую» зависимость от наличия игрушки. В процессе такой игры дети учатся на только решать возникающие проблемы, но и ставить их, переходя на более высокий уровень игровой деятельности.

Важным моментом в развитии игры у детей является введение предметов заместителей. Многие воспитатели неточно представляют назначение предметов-заместителей, не вполне владеют умениями «запуска» в детскую игру средообразующих модулей, следствием чего нередко является низкий уровень соответствующих умений детей. Развивающие функции игры используются не в полной мере: дети нередко просто манипулируют предметами. Тем самым сужается поле для применения условности и творчества в игре, а также недостаточно используются возможности вербального взаимодействия воспитанников с помощью усвоенных речевых моделей.

Предмет-заместитель - это предмет заменяющий функции реального объекта, носит условный характер. Игрушка-самоделка - это вещь, служащая для игры, сделанная руками ребенка, взрослого, которая может носить условный характер, но имеет много сходных черт с реальным объектом. Игрушку-самоделку ребенок использует в своих играх достаточно часто, т. к. у нее, как правило, сохранены основные черты объекта. Специального обучения ввод таких игрушек не требует, нужно лишь натолкнуть мысль ребенка на использование игрушки в игре, придание ей характерных свойств персонажа. Для этого воспитатель в совместных играх должен сам использовать игрушки-самоделки.

Также необходимо научить детей самостоятельно изготавливать игрушки-самоделки из бросового материала. Когда ребенок хорошо научился подключаться и продолжать игру взрослого, то надо начинать учить использовать в игре предметы-заместители. Происходит это, как правило, в первой младшей группе, хотя и на втором году жизни ребенку можно показать способ игры с предметами-заместителями (напоить куклу из чашки в виде кубика).

Включение предметов-заместителей в игры требует изменений в предметно - игровой среды:

  • Из кукольного уголка поочередно убирается часть игровых материалов: ложки, утюжки и др.
  • Создаются комплексы: «игрушка + предмет-заместитель» (ванночка + кубик).
  • Заводится коробка с «бросовым материалом» и другими предметами, которые в разных ситуациях могут использоваться как заместители.

В игровом уголке необходимо обзавестись коробкой с заместителями. Это могут быть: детали от старых конструкторов, кубики, веревочки, лоскутки, шишки, коробочки, небьющиеся пузырьки. Также необходимо организовать индивидуальные пространства для игр. Это можно сделать с помощью разных ширм или больших картонных коробок, которые желательно оклеить обоями, а затем вырезать в них красивые окошки. Главное условие - они должны быть эстетично оформленными, наталкивать ребенка на развитие игры характерными деталями.

Работа по обучению детей игре с предметами-заместителями начинается с придания предметам несвойственных им функциональных значений. Поднося ко рту кирпичик, воспитатель говорит: «Ням-ням, пирожок»; постучав шариком по столу, начинает «чистить, и есть яичко», надев большое кольцо на локоть, покачивает им - «сумочка». Каждое игровое значение должно быть выражено действием и словом.

Показав действие, воспитатель предлагает детям повторить его в игровом сюжете: «Попробуй мой пирожок!» или «Это у тебя пирожок? Дай я попробую». Затем организуются игры с использованием предметов-заместителей, обозначающих хорошо знакомые детям, но отсутствующие в данный момент игрушки. Сначала заместители предлагаются как вспомогательные предметы (мыло, конфетка, а затем как основные.

Например, свернутый пушистый платок - это котенок, которого укладывают спать. Необходимо обыгрывать любое случайно возникшее у ребенка действие с игрушками и предметами. Нужно вводить игровые задания. Например, дать пузырек и сказать, что это принцесса, и она очень хочет спать, или дать кубик и попросить ребенка покатать машинку. Если малыш затрудняется, то показать, как вы это сделали, сопровождая свои действия речью. Постепенно такие задания усложняются. По мере развития игры использование предметов-заместителей становится более осознанным и самостоятельным. Например, ребенок надевает на голову кольцо - это «шляпа», придерживает его на боку - «карманчик», повесит на руку - «сумочка», тянет колечко по столу - «машина» и др. Если в самостоятельной игре ребенок использует заместитель, нужно обязательно спросить, что это у него, чтобы он словесно указал на условное значение предмета.

Введение предметов-заместителей готовит детей к включению в игру «воображаемых действий» с воображаемыми предметами: расчесывание расческой, которой нет, облизывание воображаемого мороженого, угощение воображаемой конфетой и пр. Часто бывает необходимо «обрамление» воображаемой ситуацией предметных действий ребенка: «Не праздник ли сегодня у кукол?» При бесцельном манипулировании ребенка с игрушкой воспитатель сам приписывает действию сюжетный смысл: «Что это у тебя? Это арбуз? Ты его ешь? Куклы тоже хотят арбуза». Возможно, обыгрывание случайно возникшего действия: «Что пьет кукла - молоко или чай?», а также сравнение ситуаций в реальной жизни и в игре: «Где ты сидишь во время обеда? Почему же кукла сидит на полу? Разве ей удобно? Куда ее нужно посадить?» Нужно вводить в игры кроме заместителей воображаемые предметы.

Необходимо включать ребенка в любую деятельность. Например: стирая, говорите: «Сейчас я опущу белье в машину. Теперь я включу ее. Она загудела: «у-у-у», вода в ней забулькала: «Буль-буль», а белье закувыркалось и заохало: «ох-ох». Затем после такой «совместной деятельности» нужно разыграть эту ситуацию на предметах-заместителях. При обучении детей действиям с предметами-заместителями два-три раза в неделю воспитателем создаются проблемно-игровые ситуации: «Кукла Оля испачкала свое платье»; «Обезьянка ждет гостей»; «У лисички нет домика» и др. Для этого воспитатель специально организует предметную среду. Например, в кукольном уголке сидит кукла, у которой перепачкано платье, или за накрытым столом сидит кукла, у которой перепачкано платье, или за накрытым столом сидит обезьянка. Воспитатель помогает детям заметить необычность обстановки, обнаружить проблему и разрешить ее: постирать кукле платье, построить для лисички домик из кирпичиков и др.

Также можно использовать специальные игры-упражнения. Например: Игра «Во что с этим можно поиграть?» Взрослый предлагает ребенку придумать игровые употребления предметов. Например: палочка - градусник, ложка, ручка; стульчик - самолет, конь; зонтик - гриб, парашют; веревка - пояс, змея, дорожка, ручеек. Для этой игры можно использовать любые предметы. Игра «Что я делаю?» Взрослый изображает различные действия без предметов или с заменяющими предметами, а ребенок должен угадать, какое действие показывают.
Примерный список действий: умывание, причесывание, измерение температуры, мытье рук, вытирание пыли, подметание пола, мытье посуды, развешивание белья, поливание цветов, чтение книги, пользование телефоном.

Loading...Loading...