Школьная библиотека информационный центр учебного учреждения. Школьная библиотека информационный центр учебного заведения

Библиотека - информационный центр школы: информация к размышлению или руководство к действию?

Российское образование вступило в 21 век, вооруженное новыми планами, целями и идеями. В основном, конечно, идеями, но и это здорово. Доказательством этому служат различные программы информатизации, компьютеризации и Федеральная программа развития образования.
Главная цель последней– “развитие системы образования в интересах формирования гармонично развитой, социально-активной, творческой личности…” (3, 19), а в числе основных целей одно из важных мест занимает “гармоничное развитие личности и ее творческих способностей на основе формирования мотивации необходимости образования и самообразования в течение всей жизни”. (3, 19)
Я не случайно выбрала именно эти цели, где ведущими понятиями являются “социально-активный”, “творческий”, “самообразование”. Дело в том, что формирование этих понятий невозможно без новых подходов и новых технологий, многие из которых ориентированы на самостоятельную работу школьников.
Кроме того, в последнее десятилетие в мире произошла информационная революция. Высокие темпы развития технологий хранения, переработки информации позволяют получить доступ к ней на международном, национальном, региональном уровнях. На первый план выдвинулась проблема доступа к информации, причем доступа не только физического, но и интеллектуального, которая является сегодня одной из наиболее актуальных не только в России, но и в мире.
Проще говоря, личность, которую нам предстоит воспитать, должна не только иметь возможность получить информацию, но и знать, что с ней делать и как это делать наиболее эффективно. (В скобках заметим, что когда мы говорим об информации, мы имеем в виду определение информации (от лат. Informatio - сведения, разъяснение, изложение) как “сведения об объектах и явлениях окружающей среды, их параметрах, свойствах и состояниях, которые воспринимают информационные системы (живые организмы, управляющие машинами и др.) в процессе жизнедеятельности и работы” (5,8), или как “сведения, передаваемые людьми устным, письменным или другим способом (с помощью условных сигналов, технических средств и т.д.) …” (1, 455).
Между тем, одним из препятствий доступа к информации является низкая информационная грамотность, или культура, пользователей. Причем термин “информационная культура” мы используем в широком смысле этого слова, который подразумевает умение индивидуума ориентироваться и в традиционных, и в нетрадиционных источниках информации, способность определять, что такое информация, где ее можно искать и находить, как ее можно извлекать, обрабатывать и самое главное, как ее можно использовать. Молодые люди должны уметь найти и применить на практике сведения о том, какие перспективы продолжения образования они имеют, какую роль играет план при написании реферата, или, например, чем, конкретно для них, грозит парниковый эффект и почему важно знать о причинах сталинских репрессий.
Однако очень часто учащиеся не умеют использовать даже традиционные источники информации, такие как книга или периодическое издание. Печально видеть как учащийся 9 класса, получив в руки том энциклопедии, не знает с какого конца его открыть и как найти там нужный материал. Ну, а об отличиях качества и достоверности материалов в монографии (кстати, а что это такое?) или научно-популярном молодежном журнале говорить не приходится. Этой проблемы для многих не существует. Что же говорить о так называемых новых информационных технологиях. Основная масса школьников не знает что такое электронные каталоги и картотеки, никогда не “посещала” электронных библиотек, а о “всемирной паутине” слышала разве что с экрана телевизора.
Естественно, что такие выпускники поражают воображение преподавателей высшей, средней специальной школы и специалистов- библиотекарей (не школьных). Характерно, что в сложившейся ситуации всю вину те пытаются возложить на школьную библиотеку. Насколько это правомерно, мы сейчас говорить не будем, ясно одно – школьная библиотека в этих условиях является наиболее важным звеном, способным решить проблемы повышения информационной культуры учащихся. А так как перед современной школой стоит задача научить детей грамотно детей пользоваться компьютером, владеть навыками работы с поисковыми информационными системами., то школьников необходимо учить работать с источниками информации как на традиционных, так и нетрадиционных носителях, с электронными каталогами и картотекам
Именно школьным библиотекам принадлежит ключевая роль в развитии у учащихся представления о поиске информации и выработке у них навыков обращения и работы с информационными источниками. Поэтому одной из тенденций современного библиотечного обслуживания в школах и учреждениях начального профессионального образования должно стать расширение ассортимента знаний и практических навыков, которые могут приобрести учителя и ученики.
Главные цели, которые стоят перед сегодняшними библиотеками системы образования вытекают одна из другой и тесно взаимосвязаны:
· предоставление широкого гарантированного доступа к информации
· максимальное использование потенциала новых информационных технологий для совершенствования обслуживания пользователей
· формирование и развитие информационной грамотности, культуры учащихся.
Поэтому все большее значение приобретает информационно-библиографическая работа библиотеки, которая включает в себя несколько направлений:
· ведение справочно-библиографического (или справочно-поискового) аппарата,
· справочно-информационное обслуживание учащихся и педагогов,
· воспитание у юных читателей навыков независимого библиотечного пользователя.
Каждая школьная библиотека формирует справочно-библиографический аппарат, который включает в себя алфавитный и систематический каталоги, каталог научно-методической и педагогической литературы, а также картотеки, необходимые для информационно -библиографического обеспечения школьной библиотеки. Количество и тематика картотек зависят от потребностей данной школы.
Справочно-библиографическое и информационное обслуживание учащихся, как правило, ведется через организацию работы по оформлению книжных выставок и выставок - просмотров, библиографические обзоры для учащихся, составление рекомендательных и информационно-тематических списков литературы. Справочно-библиографическое обслуживание педагогов предусматривает проведение Дней информации, Дней кафедры, библиографических обзоров литературы, обзоров периодической печати, консультаций, составление информационных списков новых поступлений, подготовка индивидуальной информации для отдельных кафедр и преподавателей
Наконец, важнейшей частью работы школьной библиотеки является воспитание информационной культуры учащихся, которое осуществляется через систему библиотечно-библиографические уроков. В каждой школе должны быть график и учебная программа таких уроков, где указаны класс, тема, количество часов.
Исходя из Примерного положения о библиотеке общеобразовательного учреждения, сегодняшняя школьная библиотека – это структурное подразделение, которое реализует в своей деятельности три основные функции – информационную, культурную и образовательную (См. 4, 48). По данным некоторых исследователей именно школьная библиотека является основным информационным ресурсом для большинства учащихся и 64,5% школьных учителей.
Однако нельзя не отметить наличие множества проблем, среди которых наиболее серьезными и типичными являются:
· практически полное отсутствие комплектования (согласно нашим опросам, более 70% библиотекарей школ Псковской области считают это самым главным тормозом в работе);
· большая нагрузка на работников библиотеки, которые работают с различными возрастными группами учащихся, преподавателями; организуют по сути дела два фонда: литературы и учебников;
· слабая техническая оснащенность: единицы школьных библиотек могут похвастаться наличием аудио и видео аппаратуры, а уж о компьютерах, тем более с CD-ROM, и говорить не приходится;
· отсутствие читальных залов - как правило, имеется в наличии несколько столов, где читатели могут заниматься;
· недопонимание администрацией роли и места библиотеки в структуре учебного заведения. Часто директор школы рассматривает библиотеку как пункт выдачи учебников. (Кстати, это, наверное, самая главная причина плачевного положения, из которой вытекают и все вышеперечисленные).
В сельской школе, где зачастую отсутствует полная ставка библиотекаря, эти проблемы усугубляются. Естественно, очень трудно в условиях такого количества проблем вести разговоры о модернизации, новых подходах и взглядах на библиотеку. “Между тем, вопросы финансового характера не так важны, как вопросы, касающиеся самой сути образования. Любое глубокое изменение в процессе коммуникации, то есть, нашей способности получать доступ к данным, информации и в конечном итоге к знаниям, а также в процессах, которые помогают нам делать открытия, изобретения, учить и учиться, обязательно оказывает сильнейшее воздействие на образование. Поэтому, давая оценку новой информационной технологии - системе Интернет - нам нужно принять правильное решение, поскольку ставка высока. Используя слово Интернет, я имею в виду, что этот краткий термин подразумевает целый ряд технологий, таких как сети персональных компьютеров, гипертекст и гипермедиа, Всемирную компьютерную сеть и многое другое” (2).
Каким же образом совместить несовместимое и решить неразрешимое? Как решить проблемы школьных библиотек и действительно сделать их “школой обучения обращения с информацией”?
Мне кажется, есть прекрасный выход из положения, который поможет осуществить прорыв в ситуации со школьными библиотеками и стать первой ступенью на пути к информатизации образовательного пространства региона. Библиотека школы прекрасно вписывается в программу информатизации школы, как наиболее логичное структурное подразделение, особенно на начальных ее (информатизации) этапах. Это подразделение, призванное изначально накапливать, хранить и распространять информацию. Мировая практика показала, что традиционные носители информации великолепно сосуществуют рядом с нетрадиционными, взаимно развивая и дополняя друг друга. Кстати сказать, в американской литературе и науке сложился устойчивый термин “информационное и библиотечное дело”.
“По сути дела, библиотека и Интернет все в большей степени рассматриваются совместно друг с другом, то есть, обе они предлагают огромное разнообразие материалов, только в разных форматах -- и в том, и в другом случае, как студенты, так и преподаватели получают непосредственный доступ к данным, текстам, изображениям и другим формам информации” (2)
В последнее время в разных регионах России появляются различные модели школьных библиотек: образовательный центр, медиатека, медиацентр и другие. Мне представляется, что все они отражают один подход с небольшими вариациями к роли и месту библиотеки в школе: библиотека – информационный центр. Этот подход означает:
· посредничество между информацией и потребителем (между коллективом школы и мировым информационным пространством), т.е. накопление, распространение, популяризация различных материалов, предоставление справочной информации;
· помощь учащимся и педагогам в определении ресурсов и использовании информации, разработка стратегий для тех, кто хочет заниматься самообразованием;
· квалифицированные консультации и рекомендации для пользователей, которые помогут им находить и обрабатывать полученную информацию;
· современная справочно-поисковая система, позволяющая оперативно и полно находить необходимую информацию;
· базы и банки данных по методике и образованию;
· систематическое обучение учащихся использованию новых и традиционных информационных технологий
Сразу оговоримся, что информационный центр может иметь различное количество фондов, ставок, техники (в зависимости от возможностей школы), и соответственно различные цели и задачи.
Такой подход к роли и месту школьной библиотеки позволяет решать многие важные задачи информационного обеспечения образования. В том числе, проблемы обеспечения управления образованием достоверной, актуальной информацией, которая позволит объективно судить о процессах, протекающих в образовательном пространстве, быть в курсе новых образовательных стратегий, знать педагогические технологии, а значит, иметь возможность использовать эффективные приемы и системы управления в своей деятельности, принимать правильные стратегические решения.
Реально ли создание таких центров в сложившейся ситуации? Мне представляется, что в условиях, когда в школе один компьютер – это единственное не только реальное, но и логичное решение, если под информационным центром подразумевать структурное подразделение, которое действительно собирает, хранит и предоставляет информацию, необходимую для управления, функционирования и развития учебного заведения.
Это логично, ибо расширяет ресурсы школьной библиотеки. Это логично, потому что позволяет использовать эти ресурсы в течение полного рабочего дня. Это логично, потому что при отсутствии нужной информации на традиционных носителях, не надо метаться по школе (лицею, гимназии, колледжу и т.д.) а тут же найти ее в электронных базах данных. Наконец, это логично, потому что уроки “Основы информационной культуры”, которые необходимо проводить в каждом классе и которые включают знакомство с новыми информационными технологиями, можно будет проводить здесь же, в школьной библиотеке.
Создание информационных центров на базе школьных библиотек позволит:
“- повысить оперативность, полноту и точность получаемой информации при обслуживании абонентов;
- сократить трудозатраты на выполнение технологических операций (комплектования, организации и использования фондов, справочно-информационного обслуживания);
- расширить номенклатуру оказываемых услуг информационного обеспечения и справочного обслуживания, связанных с подготовкой, введением и оперативным предоставлением справочной информации;
- оптимально использовать документальные и информационные ресурсы как своей библиотеки, так и других организаций, в том числе имеющих ведомственную, территориальную и государственную принадлежность, в интересах пользователей;
- повысить комфортность работы пользователей и персонала библиотек;
- удовлетворить потребность учителей и учащихся в специально разработанных для Интернета новых видах и формах информационных образовательных средств (для самостоятельной работы по учебным предметам и различным аспектам воспитательного процесса)…” (6, 5).
Хотелось бы обратить внимание еще на один аспект данной проблемы. Преобразование библиотек в информационные центры с активным применением новых технологий станет основой для создания единого информационного пространства и поможет решить еще одну задачу, зафиксированную в общих направлениях развития Федеральной программы развития образования - "Разработать и поэтапно ввести в действие единую автоматизированную библиотечную сеть в системе образования. Оптимизировать, укрепить и развить библиотеки образовательных учреждений и других организаций системы образования. (Сроки реализации: 2000-2005 гг.)" (3, .54).
Теперь, когда мы с вами убедились, что создание информационных центров возможно, логично и, в общем-то, является единственным выходом и реальным решением проблем, можно чуть подробнее остановиться на конкретных задачах, которые встают перед школьными библиотеками (и администрациями школ) при реализации плана внедрения новых информационных технологий в практику работы.
Первое (и возможно, самое важное) – необходимость принять решение. После этого остаются пустяки: разрабатывается стратегический план развития библиотеки или программа развития, которая включает:
· анализ и оценку современного состояния библиотеки (с объективной характеристикой слабых и сильных сторон ее деятельности);
· выделение проблем, которые необходимо решить для совершенствования работы;
· цели создания новой модели;
· перечень поставленных задач (это и финансовые, и материально-технические, и кадровые, и методические задачи);
· программа реализации задач (т.е. конкретный план действий).
Самое главное – правильно оценить ситуацию и принять верное решение, чтобы не оказаться в роли двух жадных медвежат из сказки.
Алгоритм реализации внедрения новой модели может включать в себя:
· - создание электронных каталогов и картотек;
· автоматизация внутрибиблиотечных процессов – составление библиографических списков литературы, учет фонда, работа с актами, подписка периодики;
· формирование фондов нетрадиционных носителей информации (гибких дисков, компакт-дисков);
· создание баз данных имеющихся методических разработок и программ;
· обеспечение возможности получения информации с помощью электронной доставки документов (через Интернет или другие информационные сети);
· получение и распространение информации (библиографической, нормативной и др.) других информационных учреждений (через сети или компакт-диски и пр.);
· получение информации от органов управления образованием;
· создание банков программных средств (одна из возможностей пополнения которых - проектирование компьютерных программ школьниками).
Естественно, при этом подходе большую роль играет не только материально- техническая база и финансовые задачи, но и правильная кадровая политика. Роль школьного библиотекаря становится несколько иной. Он должен стать специалистом в области библиотечных информационных технологий, способным сотрудничать с учителями (в первую очередь, информатики) в разработке системного подхода к работе с информацией. Заведующий школьной библиотекой должен обладать достаточным кругозором, чтобы видеть перспективные задачи, уметь осуществлять стратегическое планирование, уметь воспринимать новые знания.
Здесь возникает еще одна проблема – переподготовки кадров. Впрочем, как раз здесь никакой проблемы нет. Например, центр научно-педагогический информации Псковского областного института повышения квалификации работников образования готов проводить курсы и семинары, которые помогут нынешним библиотекарям стать специалистами в области использования новых информационных технологий, что при высокой квалификации и творческом потенциале, которыми те обладают, будет совсем нетрудно. Кстати, в 2001 году мы провели семинар “Работа с электронными каталогами и картотеками в системе Mark”.В нынешнем году мы провели курсы для школьных библиотекарей "Новые подходы к работе школьной библиотеки", где одним из ключевых блоков явилось обучение работе в системе Marc.
Итак, подведем итоги. Что же даст школе превращение библиотеки в информационный центр?
Не будем опять перечислять преимущества автоматизации и компьютеризации внутрибиблиотечных процессов.
Самое главное – в школе появляется подразделение, которое способно организовать и распространять информацию в целях расширения познаний учащихся и повышения профессионального мастерства педагогов с помощью внедрения новых, эффективных технологий, которое заинтересовано в воспитании у учащихся навыков обращения с информационными источниками
Региональная система образования получает готовую платформу для объединения всех библиотек образовательный учреждений в единый информационный ресурс и тем самым создает предпосылки для вхождения в российское и мировое информационное пространство, которое необходимо для обеспечения гарантированного широкого доступа к информации и для ее (системы образования) информатизации
Областное совещание по вопросам работы школьных библиотек, которое прошло в марте этого года, доказывает, что Главное управление образования при администрации Псковской области понимает важность новых подходов к работе школьных библиотек, и позволяет надеяться, что в недалеком будущем все школьные библиотеки нашего региона будут преобразованы в современные информационные центры.
PS. Когда я готовила этот материал, у меня мелькнула мысль: “Бедные школьные библиотекари скажут, что вот, мол, еще одна обязанность на наши плечи ложится!”. Но потом вспомнила курсы повышения квалификации заведующих школьными библиотеками, живую заинтересованность последних и их готовность к внедрению новых технологий в практику работы и подумала: "Да нет, с такими кадрами все у нас получится, только бы директора школ поняли важность новых подходов и пошли нам навстречу!".
Использованная литература:
1. Большой энциклопедический словарь / Гл. ред. А.М. Прохоров. - 2-е изд., перераб и доп.- М., 1998. - С.455.
2. Интернет меняет характер высшего образования: речь президента Н.Руденстайна на конференции в Гарвардском университете "Интернет и общество" 29 мая 1996 г.// Электронный журнал ЮСИА. URL: http://www.rpo.russian.usia.co.at.
3. Об утверждении Федеральной программы развития образования. Федеральный закон РФ от 10.04.2000 № 51-Ф3. – Вестник образования. – 2000. - №12. – С.3-70.
4. 178. Примерное положение о библиотеке общеобразовательного учреждения // Официальные документы в образовании. - 2004. - № 14. - С.53-64.
5. Шауцукова Л.З. Информатика: Учеб. пособие для 10-11 кл. общеобразоват. Учреждений/Л.З. Шауцукова. – М.: Просвещение, 2000.
6. Яскевич В. Интернет должен участвовать в образовательном процессе через школьную библиотеку. – Библиотека в школе. – 2001.- №1. – С.5.

СОГЛАСОВАНО

Председатель родительского комитета

МОУ «Большереченская СОШ №2»

_________________ /____________/

«___» _________ 2009 г.
УТВЕРЖДЕНО

Директор

МОУ «Большереченская СОШ №2»

________________ /Л.Ф.Родионова/

Школьная библиотека –

информационно-культурный центр

Проект развития библиотеки


Разработано

Оборовская М.А.,

заведующей школьной библиотекой МОУ «Большереченская СОШ №2»

Большеречье – 2009
Актуальность

В послании Главы государства участникам Всероссийского библиотечного конгресса в 2009 году было отмечено: «Сегодня библиотеки способны сыграть важнейшую роль в развитии образования, науки и культуры, стать авторитетными центрами просвещения и досуга наших граждан, особенно молодежи. И поэтому важно придать им новый облик, адекватный требованиям времени. Главное здесь – укрепление материальной базы библиотек, оснащение их современной техникой с выходом в Интернет-пространство». В июне 2009 года в Государственной Думе РФ состоялись парламентские слушания «Законодательное обеспечение деятельности библиотек общеобразовательных учреждений в сфере духовно-нравственного воспитания детей». Н. В. Герасимова, заместитель Председателя Государственной Думы отметила: «Школьные библиотеки должны стать не просто хранилищем книг, но информационным, культурным и досуговым центром для учащихся».

На этапе развития информационного общества значение школьной библиотеки и библиотекаря очень велико и постоянно возрастает. В связи с этим очевидно, что школьная библиотека в традиционном понимании не соответствует запросам современного образовательного учреждения. У современной библиотеки особая миссия – полноценное информационное обслуживание учебного процесса. Чтобы школьная библиотека заняла подобающее ей достойное место в образовательном и информационном пространстве, она должна стать информационным центром образовательного учреждения, где сосредоточены все ресурсы. Именно объединение в библиотеке всех ресурсов, в том числе Интернета, позволяет школе реально модернизировать образовательный процесс.

В школах муниципалитета наблюдаются следующие процессы, ведущие к переменам в отношении к школьной библиотеке и библиотечному делу вообще:


  • Изменившиеся подходы к обучению, когда учителя всё чаще в своей деятельности используют проектно-исследовательские методики, развивая у школьников такие навыки мышления, которые позволяют им обучаться самостоятельно и социально адаптироваться, способствуют большей включенности библиотекаря в процесс обучения.

  • Реальная информатизация учебного процесса и её эффективность зависят от учителя, а от библиотекаря – накопление и формирование фонда информационных ресурсов, хранение, обработка, информирование, организация поддерживающей деятельности со всеми участниками педагогического процесса.

  • Наличие локальной сети в образовательном учреждении со свободным доступом к ресурсам Интернет подталкивает библиотекарей использовать новейшие Интернет-технологии в библиотечном деле – осваивать автоматизированные рабочие места, постепенно создавать электронный каталог, оцифровывать книжные фонды.

  • Стремительные перемены, происходящие в информационных ресурсах и технологиях, развитие социальных сервисов Веб 2.0, освоение их возможностей инициируют развитие новых форм деятельности школьной библиотеки. Они заставляют библиотекаря обучаться тому, как их можно использовать в традиционных и нетрадиционных формах работы с книгой и другими ресурсами, давая возможность участникам педагогического сообщества (учителям, учащимся, родителям) участвовать в изменениях библиотеки.
Однако данные процессы не во всех образовательных учреждения района протекают равномерно, возникают определенные сложности на пути развития школьных библиотек.

Практика библиотеки муниципального образовательного учреждения «Большереченская средняя общеобразовательная школа №2» показывает, что значительная часть библиотечного фонда катастрофически устарела и остается невостребованной читателями. Современные школьники отдают предпочтение визуальной информации, а не текстовой. Многие учебные материалы стали доступны в электронном виде, идет массовое освоение социальных сервисов Веб 2.0. В нашей библиотеке в настоящее время имеется только один персональный компьютер, поэтому модель «1 компьютер: 1 ученик», доступная многим детям в домашних условиях, не реализуется. Наряду с этим прослеживается увеличение потребности участников образовательного процесса в информационной помощи при работе на компьютере и в Интернет.

Несмотря на выше перечисленные тенденции, наша библиотека – это уже не только фонд книг и других печатных изданий, но и медиатека, которая предоставляет возможность самостоятельной деятельности вне уроков с компьютером с доступом к сети Интернет.

Поэтому, тема нашего проекта «Школьная библиотека - информационно-культурный центр»

Цели задачи проекта

Цель проекта – создание максимально комфортных условий в школьной библиотеке, способствующих интеллектуальному, эмоциональному и социальному развитию участников образовательного процесса.

Задачи проекта:


  • Обеспечить участникам образовательного процесса равные возможности доступа к информации на всех видах носителей;

  • Способствовать формированию у обучающихся навыков независимого библиотечного пользователя: умения работать с книгой и другими носителями информации, поиску, отбору и критической оценке информации;

  • Организовать комфортную пространственную среду библиотеки и создать привлекательный для читателей библиотечный дизайн;

  • Обеспечить библиотеку техническими средствами для хранения и выдачи книг, электронного доступа к локальной сети ОУ с выходом в Интернет к оцифрованным ресурсам из любого учебного кабинета или из дома;

  • Повышать информационно-коммуникационную компетентность школьного библиотекаря.
Гипотеза

Если создать условия для получения всеми категориями читателей информационных ресурсов на любых носителях, то это будет способствовать функционированию школьной библиотеки как информационно-культурного центра.

Проблемный анализ

В образовательном учреждении существуют противоречия:


  • между потребностью модернизации образовательного процесса и отсутствием информационно-культурного пространства в библиотеке;

  • между потребностью в использовании современных средств поиска информации и низкой материально-технической базой библиотеки;

  • между потребностью объединения школьной библиотеки и кабинета компьютерных технологий (как технический центр, компьютерная лаборатория, издательский центр и прочее) и отсутствием оснащения для такого объединения.

Концептуальные положения

Д. Мейнес выделяет 4 элемента концепции современной библиотеки:


  1. Библиотека, в центре которой находится пользователь (пользовательско-центристская). Пользователи принимают участие в формировании содержания и услуг, которые находятся в поле зрения веб-присутствия.

  2. Библиотека, которая представляет мультимедийный опыт.
И коллекция, и услуги современной библиотеки должны содержать видео- и аудио-компоненты.

  1. Современная библиотека социально обогащена.
В ней используются различные пути для общения пользователей друг с другом и с библиотекарями.

  1. Она инновационна как элемент общества.
Библиотеки являются службами сообщества. Поэтому предполагается, что по мере изменения сообщества библиотеки должны не только меняться вместе с ними, они должны давать возможность членам сообщества участвовать в изменениях библиотеки. Современная библиотека постоянно стремится изменить свои услуги, чтобы найти новые пути для всего сообщества, а не только для индивидуалов, искать, находить и использовать информацию.

В свете обновления и перемен в сфере информатизации образования школьная библиотека получает новую миссию: она становится одним из важнейших каналов, обеспечивающих свободный доступ читателя (пользователя) к информации. Современная библиотека – это не только кабинет, где посетители получают нужную книгу и информацию, но и место, где они самостоятельно создают полезную информацию. Новое понимание миссии школьной библиотеки заставляет заново переосмыслить основные направления библиотечного обслуживания:

– библиотечное обслуживание в помощь образованию;

– библиотечное обслуживание как средство социализации личности;

– библиотечное обслуживание как средство реабилитации детей с «особыми

потребностями» (инвалидов, социально неблагополучных, одаренных).

Изучив брошюру Громовой О.К. «Типичные модели школьных библиотек», наиболее подходящей именно для нашего образовательного учреждения была выбрана первая модель библиотеки. Она отвечает целям и задачам школьной библиотеки, заявленным в «Манифесте школьных библиотек ИФЛА/ЮНЕСКО»: «Школьная библиотека предоставляет ин­формацию и идеи, без которых нельзя успешно функциони­ровать в современном обществе, ориентированном на инфор­мацию и знания».

Главной, функцией школьной библиотеки этой модели являет­ся информационная поддержка учебного процесса. По­нимают её здесь значительно шире, чем просто обеспече­ние учеников и учителей учебниками, пособиями и методической литературой.

Как правило, кроме упомянутого обеспечения учебной и мето­дической литературой от библиотеки ждут:


  • предоставления расширенного репертуара научно-популяр­ных, справочных, и периодических зданий, вплоть до организа­ции межбиблиотечного абонемента (МБА);

  • ведения полного справочно-библиографического аппарата (каталоги и тематические картотеки на книжный фонд, и другие носители информации, рекомендательные списки, роспись пери­одики для картотеки статей и т.п.);

  • регулярного проведения тематических и информационных обзоров литературы и периодики.
Из Манифеста ИФЛА/ЮНЕСКО о школьных библиотеках следует также, что «Школьная библиотека вооружает учащихся навыками непрерывного образования и развивает в них творческое воображение, помогая им стать сознательными гражданами».

Библиотека школы должна быть не только важнейшим информационным ресурсом, но и центром, формирующим информационную культуру обучающихся и педагогов.

Концепция современной библиотеки – это новый взгляд на библиотечное обслуживание в целом. Ключевые задачи касаются не того, как обеспечить доступ к книгам и информации, а в первую очередь того, что подразумевается под внедрением инноваций, как построить сообщество единомышленников, которые могут обогатиться через участие в социальных сервисах. Это достигается через доверие, поощрение пользователей библиотечных сообществ участвовать, внося вклад своими мнениями в ресурсы, которые они использовали и новые, к которым они хотели бы получить доступ.

Сотрудники современной библиотеки выстраивают свою деятельность абсолютно по-новому:


  • осваивают возможности АИБС «МАРК-SQL» (автоматизированная информационно-библиотечная система: Версия для школьных библиотек);

  • работают со специализированным программным обеспечением;

  • создают сайты своих библиотек;

  • в блогах информируют участников образовательного процесса о предстоящих мероприятиях, новых поступлениях;

  • на вики создают он-лайновые клубы любителей чтения для школьников и родителей и размещают документы и книги;

  • в сервисах совместного хранения медиафайлов размещают презентации своих сценарных разработок занятий по информационной культуре;

  • помогают школьникам размещать на сайтах результаты проектной деятельности;

  • сохраняют коллекцию закладок-ссылок на полезные и интересные веб-страницы, работая с сервисами хранения закладок.
Таким образом, школьный библиотекарь должен стать информационным лидером школы, специалистом по формированию информационной культуры, а также по педагогике и психологии детского чтения.
Основные направления работы:

  • внедрение новых информационных технологий в систему проведения библиотечных уроков и мероприятий;

  • организация системы обучения участников образовательного учреждения навыкам пользования информационными ресурсами;

  • комплектование медиатеки;

  • изменение дизайна библиотеки;

  • освоение социальных сервисов Веб 2.0 всеми участниками образовательного процесса;

  • создание библиотечной веб-страницы в рамках школьного сайта.

Партнерство в рамках инициативного проекта
Связь проекта с другими программами:


  • Проект «Информатизация системы образования».

  • Программа информатизации МОУ БСОШ № 2.

  • Программа развития школьной библиотеки «Формирование информационной культуры, как способ социализации личности школьника».
Схема взаимосвязей по проекту

  1. Современная школьная библиотека

  2. Администрация ОУ, участники образовательного процесса

  3. Муниципальный ресурсный центр информатизации образования (РЦИО) и районный методический кабинет (РМК)

  4. Библиотеки муниципалитета, социальные партнеры (ИКК «Старина сибирская», Историко-этнографический музей, Картинная галерея, Зоопарк, НКЦ «Эдельвейс») и др.

  5. IТ-пространство (Интернет-сообщество)

Этапы реализации проекта


Задачи

Мероприятия

Ответственные

Подготовительный этап (08-10.2009)

Цель: создание условий для эффективного использования информационных ресурсов библиотеки



Повысить информационно-коммуникационную компетентность библиотекаря

Краткосрочные курсы, консультации, мастер-классы в РЦИО

Оборовская М.А., специалисты РЦИО

Сформировать медиатеку

Составление каталога всех ресурсов библиотечного фонда

Оборовская М.А.

Организовать IT-пространство

1.Подключение к локальной сети школы

2.Создание библиотечной веб-страницы на школьном сайте



Администрация школы,

Малунова Г.А., Оборовская М.А.



Организовать взаимодействие с РЦИО и РМК

1.Создание информационного пространства

Специалисты РЦИО, РМК, Оборовская М.А.

Организовать сотрудничество с социальными партнерами муниципалитета

1.Создание совместных проектов

2.Использование возможностей и информационных ресурсов библиотек муниципалитета



Оборовская М.А.

Социальные партнеры



Организовать взаимодействие со школьным пресс-центром

Создание библиотечной страницы в рамках школьной газеты «За партой», выпуск ежемесячной информационной брошюры для школьного коллектива

Оборовская М.А.

Щербакова Е.Я.


Основной этап (11.2009-05.2010)

Цель: создание условий, способствующих интеллектуальному, эмоциональному и социальному развитию участников образовательного процесса.



Обучить участников образовательного процесса навыкам независимого пользования медиаресурсами

1.Консультации

2.Краткосрочные курсы

3.Интернет-класс


Малунова Г.А.,

Оборовская М.А.,


Освоить социальные сервисы Веб 2.0 всем участникам образовательного процесса

1.Консультации

2.Краткосрочные курсы

3.Мастер-классы


Малунова Г.А., Оборовская М.А.

Рекламировать и продвигать фонды медиатеки

1.Обновление библиотечной веб-страницы на школьном сайте

2.Выпуск бюллетеней с анонсами мероприятий, рекламой новых поступлений в фонд медиатеки

3.Проведение библиотечных уроков с использованием ИКТ


Оборовская М.А.

Оборовская М.А.

Щербакова Е.Я.

Оборовская М.А.



Организовать взаимодействие с социальными партнерами муниципалитета

Реализация совместных проектов

Оборовская М.А., педагоги, обучающиеся, родители, специалисты социо-культурных объектов

Сформировать информационный банк

1.Банк педагогической информации

2.Банк лучших исследовательских и творческих работ учащихся



Оборовская М.А.

Администрация школы,

Педагоги ОУ, обучающиеся, родители, Оборовская М.А.


Предоставлять новые библиотечные услуги с использованием ИКТ

1.Интернет-услуги

2.Тиражирование материалов на электронные носители пользователей

3. Консультации по использованию ПК


ОборовскаяМ.А. МалуноваГ.А.

ПантюховаЛ.Н.



Заключительный этап (06-07.2010)

Цель: анализ эффективности проекта и коррекция



Выявить степень владения всеми участниками образовательного процесса навыками независимого пользования медиаресурсами

Мониторинг степени владения навыками независимого пользования медиаресурсами

Оборовская М.А.

Малунова Г.А.



Определить уровень читательской активности

Мониторинг читательской активности

Оборовская М.А.

Выявить качество участия в проектах

Результаты участия в проектах

Оборовская М.А.,

Администрация ОУ



Выявить общественное мнение о работе школьной библиотеки

Опрос участников образовательного процесса

Оборовская М.А.

Щербакова Е.Я.


План оценки эффективности деятельности,

проводимой по проекту

По итогам реализации проекта будет проведена аналитическая работа среди детей и подростков с целью изучения результатов работы школьной библиотеки.

Критерии эффективности:


  • увеличение доли участников образовательного процесса, пользующихся услугами библиотеки;

  • востребованность проекта, охват обучающихся и педагогов.

  • увеличение доли участников образовательного процесса, владеющих навыками независимого пользования информационными ресурсами;

  • улучшение материально-технической базы школьной библиотеки;

  • качество участия в проектах;

  • регулярное обновление библиотечной веб-страницы на школьном сайте;

  • регулярный выпуск в рамках школьной газеты «За партой» библиотечной страницы;

  • расширение спектра услуг с использованием ИКТ;

  • положительные отзывы участников образовательного процесса о работе школьной библиотеки;

  • уровень информационной культуры участников проекта.
Формы информирования руководителя:

  • итоговая аналитическая справка

  • изучение результатов деятельности участников проекта.

Ожидаемые результаты:

Количественные:


  • Проведение занятий «Интернет-класса» – 2 часа ежедневно;

  • Выпуск странички «Библиобус» в школьной газете «За партой» - в каждом номере;

  • Выпуск странички «Проба пера» в школьной газете «За партой» - в каждом номере.
Качественные:

  • формирование информационной среды в библиотеке;

  • создание оптимальных условий использования медиатеки;

  • повышение информационной культуры участников образовательного процесса;

  • повышение читательской активности;

  • включение участников образовательного процесса в освоение социальных сервисов Веб 2.0;

  • изменение общественного мнения о работе школьной библиотеки.

Перспективы развития


  • привлечение большего числа детей и подростков к реализации проекта.

  • участие в пропаганде работы библиотеки.

  • организация регулярной работы Интернет-класса.

  • объединение в едином информационном пространстве участников образовательного процесса школы, поселка и района.

  • освещение работы библиотеки в средствах массовой информации.

Обеспечивающие ресурсы

Бюджет проекта


Статья расходов

Сумма в рублях

Персональные компьютеры – 2 шт.

40000

Столы компьютерные – 2 шт.

2500

Жалюзи – 2 шт.

40000

Стулья для работы на компьютере – 2 шт.

1400

Стеллажи библиотечные демонстрационные – 2 шт.

5200

Проекционный экран – 1 шт.

4000

Мультимедиа проектор – 1 шт.

30000

Черно-белый лазерный принтер – 1 шт.

4000

Цветное многофункциональное лазерное устройство - 1 шт.

7000

Картриджи на черно-белый принтер – 4 шт.

1600

Картриджи на цветной принтер – 4 шт.

6000

Дискеты, компакт-диски, флеш-накопитель

1000

Канцтовары (бумага «Снегурочка», ручки, карандаши)

500

Итого:

143200

Список использованной литературы


  1. Maness, J.M. Library 2.0 Theory: Web 2.0 and Its implications for Libraries// Webology. Volume 3, Number 2, June, 2006

  2. Как преобразовать школьную библиотеку в информационно-досуговый центр: перспективы и возможности//Школьная библиотека, специальный выпуск, № 9-10 2007

  3. Дейнеко, И.В. Новая роль библиотекаря в новой библиотеке// Библиотека в школе, №11 2009

  4. Хохлова, О.А. Опыт работы школьной библиотеки// Методист, №9 2008

  5. Ястребцева, Е.Н. От школьного библиотечного медиацентра к библиотеке 2.0/www.pedsovet.org

  6. Громова, О.К. Типичные модели школьных библиотек // Библиотечка "Первого сентября". М. : Чистые пруды, 2006. - 32с.

  7. Руководство ИФЛА / ЮНЕСКО для школьных библиотек: текст и рекомендации по использованию / пер. с англ. Э. Азгальдова.

  8. Громова, О.К. Когда мы говорим: обновление содержания образования – что это значит?// Газета Первое сентября издательского дома Первое сентября, № 83/1999.

  9. Н. И. Гендина, Н. И. Колкова, Г. А.Стародубова, Ю. В. Уленко. Школьная библиотека как центр формирования информационной культуры личности. // М.: Русская школьная библиотечная ассоциация, 2008. – 352 с. (Профессиональная библиотека школьного библиотекаря. Сер.1. Вып.11–12). – Прилож. к журналу «Школьная библиотека».

  10. Стародубова, Г. А. Роль школьной библиотеки в информационной поддержке педагогической деятельности: реалии и перспективы // Современная библиотека общеобразовательного учреждения: материалы для библ. работников общеобразовательных учреждений / Рос. акад. образования; ГНПБ им. К. Д. Ушинского; сост.: О. В. Козлова и др.; М., 2001.- С. 8-12.

Библиотека как информационный центр

образовательного учреждения

Кашкимбаева Роза Амангельдиевна

Библиотекарь средней школы имени Акын Сара

В последние годы вопросы касающиеся положения и деятельности библиотек общеобразовательных учреждений, оказались в центре общественного внимания. Целый ряд документов подчеркнул их особую роль в образовательном процессе.

В Послании Президента Республики Казахстан Лидера нации Н.А.Назарбаева народу Казахстана «Социально-экономическая модернизация-главный вектор развития Казахстана» от 28 января 2012 года отмечено, что следует повышать компьютерную грамотность за счет различных стимулирующих программ.Послание призывает всех казахстанцев активнее осваивать информационные технологии.Одним из необходимых условий достижения нового,современного,качественного общего образования является государственная поддержка школьных библиотек как центров информационной культуры.Орастущей важности предоставления учащимся всей полноты информационных ресурсов говорится в «Концепции развития образования Республики Казахстан до 2015 года».

В Государственной программе развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 годы, утвержденной Указом Президента Республики Казахстан от 07.12.2010 года 1118,отмечены цели и задачи электронного обучения-обеспечение равного доступа всех участников образовательного процесса к лучшим образовательным ресурсам и технологиям и создание условий для внедрения автоматизации учебного процесса.В 2011 году разработаны функционалы для администратора,заместителя директора,учителя,ученика,медицинского работника,библиотекаря.

В условиях информационного общества,построенного на глубоких знаниях,школьные библиотеки являются ячейками информационного общества и центром формирования информационных и инновационных прцессов в конкретной учебной среде.Их важная миссия-выполнять принципиальные задачи,предусмотренные новой образовательной политикой,с помощью новых информационных технологий (НИТ).

Один из эффективных инструментов НИТ -электронные библиотеки,важность создания создания и функционирования которых очевидна. Законы Республики Казахстан «Об информатизации»,»Об авторском праве и смежных правах»,»Об интеллектуальной собственности», разработка концепции электронной школьной библиотеки и Положение об электронном каталоге обеспечивают работу ЭШБ.

В ЗАКОНЕ РЕСПУБЛИКИ Казахстан от 24.12.1996 56-1 «О культуре» отмечено,что «библиотечное дело «библиотечное дело,как отрасль культуры,является основной информационной,образовательной и культурно-просветительской деятельности».

В настоящее время в нашей стране идет становление новой системы образования,ориентированной на вхождение в мировое образовательное пространство,в реализацию стратегии Болонского процесса,что характеризуется существенными изменениями в педагогической теории и прктике.Стратегия развития Казахстана до 2030 года,предложенная Президентом РК Н.А.Назарбаевым,предусматривает коренную модернизацию всей системы образования страны.В контексте обозначенных задач модернизация образования получили свое рассмотрение и вопросы развития школьных библиотек.

В послании Главы государства народу Казахстана «Построим будущее вместе» (2011г.(определена задача перехода к 2020 году на 12-летнюю модель обучения.Новая школа потребует,безусловно, и новой библиотеки.

Школьная библиотека предоставляет обучающие программы,книги и иные онформационные ресурсы всем членам школьного коллектива,тем самым побуждая пользователей развивать критическое мышление и эффективно использовать все виды информации.

В своей деятельности школьная библиотека руководствуется;

Конституцией Республики Казахстан;

Законами Республики Казахстан,нормативными актами Президента и Правительства Рес публики Казахстан,определяющими развитие образования и культуры;

Приказами и распоряжениями Министерства образования и науки Республики Казахстан и его уполномоченных структурных подразделений;

Приказами и распоряжениями областного управления образования,городского (районного) отдела образования;

Уставом школы

Правилами внутреннего трудового распорядка школы;

Приказами и распоряжениями директора школы;

Настоящим положением.

Информатизация и интернетизация сферы образования обуславливает востребованность в библиотеке как особом,системообразующем компоненте информационно-образовательной среды.

Доклад педагога - библиотекаря МБОУ СОШ № 1 имени Героя Советского Союза Г.А. Александрова Рожковой Н.Н. на семинаре библиотечных работников «Развитие социального партнёрства – показатель эффективности библиотечного обслуживания» 28 февраля 2017 года.

В условиях информатизации современного общества особую актуальность приобретает формирование информационной культуры личности, перед которой открываются широкие перспективы эффективного использования накопленных человечеством информационных ресурсов. Требуются специальные поисковые знания. И не обойтись без них сегодня никому: ни ученому, ни преподавателю, ни студенту, ни учащемуся, да и самому библиотекарю, который должен не только обладать поисковыми данными, но и уметь их привить пользователям информации.

Возникает потребность в специальных посредниках между документами и потребителями. И в качестве таких посредников может выступать библиотека.

Библиотека – это именно та среда, где ребенок может получить информацию, научиться самостоятельно находить эту информацию и обучиться информационной культуре в целом.

Время вносит коррективы в деятельность многих библиотек, в том числе и школьных. Меняются задачи, школьные библиотеки приобретают новый статус и называются либо “информационный центр”, либо “учебный центр”. Пришло понимание, что школьная библиотека не только место для выдачи книг, она является индикатором образования. Кроме этого школьная библиотека должна еще учить самостоятельности в поиске информации. Ведь учащийся, становясь независимым в поиске знаний, может добиться большего и в школе, и во взрослой жизни. Он будет способен видеть и оценивать разные точки зрения, судить о них разумно. А научить самостоятельно мыслить может в первую очередь библиотека, которая имеет дело с одним и тем же читателем, но на разных этапах его развития (дошкольник - школьник - студент - специалист). Первый читательский опыт во многом определяет дальнейшую жизнь ребенка.

Под информационной культурой мы понимаем систематизированную совокупность знаний, умений, навыков, обеспечивающую оптимальное осуществление индивидуальной информационной деятельности, направленной на удовлетворение информационных потребностей учащихся, возникающих в ходе учебной, научно-познавательной и иных видов деятельности.

Современная система образования призвана формировать умение учиться, ориентироваться в массивах информации, извлекать знания. В этих условиях особое значение приобретает организация информационного образования и повышение информационной культуры учащихся.

Проблема библиотечно-библиографической грамотности или информационной культуры - одна из самых актуальных проблем, как мне кажется, и решение ее во многом зависит от понимания ее значимости руководителями школы, а также от энергии и желания самого библиотекаря.

Организация преемственности перехода школьника в библиотеку более высокого уровня с точки зрения предоставления ему более сложной научной, специальной и иной информации имеет большое значение. Этот вопрос стоит остро и требует основательного решения.

Эффективно решить весь современный комплекс задач по формированию информационной культуры учащихся стало возможно за счет внедрения в нашем образовательном учреждении библиотечных уроков в рамках внеурочной деятельности “Основы информационной грамотности школьника”.

Вхождение человеческой цивилизации в эпоху информаци-онного общества, глобальный характер процессов информатизации, невидимые темпы роста информационных технологий - все эти факторы обусловили необходимость формирования особой культуры - информационной культуры личности.

Кругозор ребенка, его образованность, воспитанность в пер-вую очередь формируются в школе. И школьная библиотека здесь играет самую активную роль. Она служит прекрасной пи-тательной средой для трансформации и воспроизводства чита-тельской культуры и литературного вкуса.

Только работа в библиотеке с многообразием первоисточни-ков может дать ученику широкий спектр фактов и взглядов, из которых сложится собственный взгляд на мир.

Старшеклассники - это бывшие младшие школьники, по-этому если изначально упустить формирование навыков обуче-ния и самообучения, то даже самая усиленная работа в старшем звене не компенсирует упущенного.

Поступая в вузы, большинство вчерашних школьников не умеют пользоваться библиотечными каталогами, не обладают элементарными навыками выступления на семинарских заняти-ях, не умеют задавать вопросы и рационально использовать время при работе с источниками информации.

Обучение школьников основам библиотечно-информационной культуры является неотъемлемой частью работы любого школьного библиотекаря. Это требование отражено в Пример-ном положении о библиотеке общеобразовательного учрежде-ния во второй части «Основные задачи»: формирование навыков независимого библиотечного пользователя - обучение поиску, отбору и критической оценке информации. Соответственно из этого вытекают цели и задачи программы «Основы информационной грамотности школьника».

Цели программы:

Научить детей рациональным приемам работы с любыми типами и видами литературы;

Привить навыки поиска, анализа, синтеза информации;

Сформировать умение правильно применять найденную ин-формацию.

Задачи программы:

Приобщить учащихся к научной, художественной, спра-вочной и энциклопедической литературе и развивать у них на-выки самостоятельной работы с нею;

Укреплять интерес к познанию окружающего мира через чтение литературы;

Побуждать к чтению и потреблению информации.

Особенности программы в том, что специальные знания да-ются с учетом возрастных особенностей учащихся. В ней преду-смотрено постепенное накопление знаний от класса к классу, поступенчатому принципу, что обеспечивает преемственность в обучении. Использованная методика включает основной ми-нимум библиотечно-информационных знаний. Отдельные темы в программе повторяются. Повторяемость эта минимальна и оп-равдана постепенным усложнением материала и форм работы с книгой.

Данная программа не ставит перед собой задачи строгого контроля знаний учащихся, как это принято на уроках. Отсюда вытекают и необычные формы проверки знаний школьников с помощью тестов, кроссвордов, загадок, вопросов и игр. Это позволяет разнообразить работу учащихся, сделать её интерес-ной и увлекательной.

Школьникам в зависимости от задания предлагается инди-видуальная, групповая или коллективная работа, что способст-вует усвоению и закреплению материала, развитию познава-тельных способностей учащихся, умению применить получен-ные знания в новых условиях.

Программа ориентирована на учащихся 5-6 классов и рассчитана на 68 часов, продолжительностью 2 учебных года по 1 занятию в неделю

А еще на базе библиотеки работает редакция школьной газеты «Школьная правда». Поиск информации, ее анализ, переработка – все это воплощается на наших редакционных занятиях. Ведь библиотека в прежнем понимании этого слова без современного оборудования и антуража не имеет былой привлекательности для нынешнего «компьютерного поколения». Такая библиотека для него – устаревшая изба-читальня. Теперь юного посетителя в школьном библиотечном центре интересуют не только книги, но и новые информационные носители, возможность доступа к ресурсам Интернета. Сегодня при работе с молодёжью невозможно обойтись без информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), которые стремительно вошли в библиотечную деятельность, открыв принципиально новые возможности для её совершенствования. ИКТ навсегда изменили привычную деятельность библиотеки и оказывают влияние на каждую грань библиотечной работы. Но для меня информатизация – это не самоцель, а средство обеспечения привлекательности и комфортности библиотеки.

Ребята с удовольствием участвуют в издании газеты: подбирают материал, пишут статьи, набирают текст, делают вёрстку. В процессе этой работы им, конечно, приходится обращаться к информационным источникам (книгам, сети Интернет), чтобы добывать информацию

Я стараюсь активно использовать технологические изменения, которые произошли за последние годы в наших библиотеках, чтобы стать более необходимыми, чем прежде, своим читателям.

Литература:

  1. Философский словарь / Под ред. И.Т. Фролова. – М.: Республика, 2001. – 719 с.
  2. Буторин В.Я. Информационная культура общества и личности // Перестройка: диалектика обновления общества: Сб. науч. трудов. – Новосибирск, 1990. – С.70
  3. Выготский Л.С., Эльконин Б.Д. Введение в психологию развития: (В традиции культ.-ист. Теории Л.С. Выготского). – М.: Тривола, 1994. – 167 с.
  4. Горшкова И.Б. Основы информационной грамотности школьника. – Волгоград: Учитель, 2011. – 254 с.
  5. Злобин Н.С. Культура и общественный прогресс. – М.: Наука, 1980. – 303 с.
  6. Ракитов А.И. Философия компьютерной революции. – М.: Политиздат, 1991. – 287 с.
  7. Семеновкер Б.А. Информационная культура: от папируса до компактных оптических дисков // Библиогр. – 1994. - № 1. – С.12.
  8. Суханов А.П. Информация и прогресс. – Новосибирск, 1988. – 192 с.
  9. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка / РАН. Институт русского языка им. В.В.Виноградова. – М.: Азбуковник, 1999. -944 с.
Loading...Loading...