Экологичный дизайн. Экологичный дизайн, создание эко-интерьера

Экодизайн в интерьере является отражением того, что человек стремиться приблизить свое существование к естественным природным условиям. Такой подходит к дизайну помогут создать натуральный интерьер, где человек сможет ощущать единение с природой, вносить свой вклад в гармонию окружающего мира и просто отдыхать от суеты.

Концепция экологического дизайна дома или квартиры подчеркивает желанием хозяев ценить и беречь то, что дает человеку окружающей мир. Поэтому экодизайн – это не просто направление в дизайне интерьера, а целая философия. Философия направлена на протест против истощения природных ресурсов, поддержку экологической безопасности и чистоты.

В чем суть экодизайна

С каждым годом развитие экологической архитектуры и дизайна набирает большие обороты. Проведено много исследования, которые доказали связь физического и психического здоровья человека с тем, как он воспринимает окружающее пространство.

Появление экодизайна первоначально было связано с резким ухудшением качества окружающей среды. Это был ответ на кризис излишнего потребления ресурсов. Современное общество по-прежнему остается обществом потребления. Старые вещи в квартире обрастают своей историей, их жалко выкидывать. Новые вещи и предметы интерьера постоянно появляются. В итоге пространство для жилья получается загроможденным и человек в нем чувствует себя не комфортно.

Концепция экодизайна заключается в том, что из наших квартир, домов и даже офисов надо убрать все лишнее, упростить быт и восстановить связи с природой. В рамках такого подхода на первое место выходит не совершенство формы и функции, а именно сокращение избыточного количества продуктов и вещей, которые окружают человека.

Каковы общие принципы экодизайна

Данный интерьерный стиль акцентирует внимание на защите окружающей среды, на удобном и гармоничном существовании человека в этой среде. Красота и функциональность предмета интерьера в экодизайне несут важный, но добавочный характер. Учитываются характеристики материалов, применяемых в строительстве и отделке помещения. Важны также условия изготовления, использования и утилизации этих материалов.

Конечно, при создании экологического дизайна хозяева стараются выбирать только экологически чистые материалы, а также применимые в обычной жизни способы добычи энергии. Дополнительно дома могут иметь ветряные или солнечные генераторы.

Основные требования, которые стоят перед архитектором и дизайнером дома в экостиле:

  • безопасность в использовании материалов;
  • они не причиняют вред здоровью;
  • материалы помогают заказчику экономить денежные средства в будущем, при эксплуатации помещения;
  • шумы, выбросы, излучения и вибрации сведены к минимуму;
  • простота, безопасность утилизации;
  • приветствуется повторное использование материалов, но с минимальным ущербом для экологической ситуации.

Вся полученная информация помогает выделить основные принципы экодизайна. Прежде всего, речь идет об экономии ресурсов при проектировании, изготовлении и утилизации. Важно также происхождение материалов. В расчет всегда берется защита окружающей среды производителем, а также соблюдение гуманных отношений к животным.

Обязательные составляющие экодизайна

В помещении, для которого выбран данный стиль интерьера, должно быть много естественного света и простора. Поэтому важно максимально освободить пространство от лишних вещей. При создании источников искусственного освещения надо отказаться от сложных комбинаций и использовать только простые формы, силуэты, предметы декора.

В описываемом стиле приветствуются большие панорамные окна, а если нет возможности их установить, можно воспользоваться имитацией. Также отлично в интерьер впишутся аквариумы, живые растения.

Материалы

Правильные материалы – это вторая важная составляющая экодизайна. Об этом много говорилось выше в этой статье. Еще раз стоит подчеркнуть, что все материалы должны быть по максимум экологичными и натуральными. К наиболее распространенным материалам экостиля относится:

  • дерево;
  • камень;
  • стекло;
  • пробка;
  • шелк, лен, хлопок;
  • искусственный ротанг.

Также важна безопасность изделий, включая предметы мебели. Для человека они должны быть совершенно безопасными. Не допускается никакого испарения или излучения, вибраций.

Экодизайн – это не просто еще один стиль интерьера, это целая философия. Если решено воспользоваться идеями такого стиля, то надо обязательно обращать внимание не только на внешнюю красоту, форму и функциональность, но также на множество других маленьких, но важных нюансов.

Единение с природой помогает человеку быстро восстанавливать силу и возвращает первоначальную гармонию. Экодизайн помогает даже в обычной городской квартире добиться натуральности и максимальной связи с природой. Это взаимовыгодная связь, которая приносит только пользу.


Современный эко-дизайн в интерьере (греч. eikos – дом, местообитание) – «экологический» стиль» , выполненный из натуральных материалов, дающий ощущение свежести и единения с природой. На сегодняшний день является одним из самых востребованных современных стилей.

Что такое эко-дизайнт

Эко дизайн – это попытка воссоздания природной среды в местах обитания человека. Смысл эко-дизайна заключается в самом названии – интерьер, выполненный в этом ключе, оптимально гармонирует с окружающей средой. Именно в «экологичном» помещении человек может почувствовать все преимущества натуральных материалов и действительно отдохнуть от душного города.

Эко-дизайн или натюрель выражается только за счет своей идеи, природного начала, естественности материалов, цветов, правильности форм.

Основные элементы стиля Эко-дизайна:

  • основные материалы: дерево, камень, глина, стекло, ткани из натуральных материалов;
  • основные цвета: бежевый, коричневый, белый (в контрасте с черным или темным деревом), нежные пастельные тоны. Чаще используют природные цвета: бледно-зеленый, бледно-голубой, цвета травы, воды, камня, дерева, почвы;
  • близость к природе или ощущение близости, в таком интерьере легко дышится, много света.

История Эко-дизайна

У этого стиля нет бурной истории развития, а также знаменитых памятников архитектуры. Стиль сложно назвать уникальным, за счет заимствования форм и методов у других стилей.

Обращение к «эко» так или иначе происходит, но это лишь смешения эко-дизайна с другими. Например, архитектор Алвар Аалто – «отец модернизма» проектировал дома с прорастающими сквозь крыши деревьями и обвивающими их вьюнами.

Об эко-дизайне заговорили в конце XX века, когда люди устали от проблем экологии и решили создать свой собственный «чистый» мир в квартире или доме. Этот дизайн интересен тем, что продиктован самой природой. Человек как часть мира и природы, не спешит отказываться от неё, стремится сохранить её, воспроизвести её на загородном участке или квартире, как в эко-дизайне.

Безусловно, обращение к природе встречалось и раньше в других стилях. Оно выражалось в живописи, росписи, текстурах, архитектурных элементах и скульптурах. Наиболее ярко природная тематика отразилась в модерне. Но если модерн, опирается на элементы классические стилей, то эко-дизайн на современные, не брезгуя присутствием техники и электроники, уж никак не являющейся природной.

Также отчасти кантри является эко-дизайном, не считая его ухода от современности. «Прародителями» эко-дизайна считают скандинавских дизайнеров, давших основу в соединении естественности материала и новаторской формы, а также японских традиционалистов.

За счет своей положительной энергетики, способствованию расслаблению, уделению внимания здоровью и правильности жизни, эко-дизайн в интерьере быстро нашел себе поклонников и продолжает оставаться популярным в современных домах и квартирах.

Сегодня очень часто можно встретить смешение других стилей с эко-дизайном, другими словами эко стилизация интерьера.

Особенности Эко-дизайна

Создание эко-дизайна в интерьере нельзя подчинить каким-либо аксиомам, конечно кроме правила, которое гласит, что можно использовать только безвредные и натуральные материалы. Ваш характер, пристрастия, привычки, возраст и даже статус можно отразить в создаваемом интерьере, при этом его принадлежность к эко-дизайну будет неоспоримой.
Эко-дизайн в интерьере весьма популярен и широк в применении. Для обустройства подходит, как квартира, коттедж, так и чилаут в офисе (место для отдыха) и даже переговорная. Главный принцип эко-дизайна – это естественность во всем. Поэтому, никакого ДСП, пластика и хромированного металла в мебели и предметах декора.

Одно из наиболее весомых преимуществ эко-дизайна – это большие возможности для воплощения ваших фантазий, Вы можете использовать любые цвета и любые природные материалы в отделке и меблировке. Прекрасно подойдут такие натуральные материалы, как камышовые или другие лиственные обои, речные камни, которые можно использовать в качестве облицовки стен.

В экологическом стиле содержание определяет форму: все состоит из натуральных материалов. Этот стиль предлагает нам оценить девственно чистую красоту дерева, камня, лозы, хлопка, льна, шерсти, обожженной глины. Не обязательно перегружать эти природные фактуры различными узорами, рельефами, яркими красками и оригинальными конструкциями. Пусть все будет просто и естественно.

Элементы стиля

Стены эко-дизайна: деревянные панели, пробковое покрытие, простые бумажные обои с едва заметным растительным узором, а лучше вообще без рисунка, либо обои из натуральных растительных материалов, можно добавить керамическую плитку (однотонную, либо также с растительным рисунком), отделочный камень, использовать белую штукатурку.

Потолок эко-дизайна: деревянные панели, либо сочетание деревянных балок со светлым потолком (натяжным, либо побеленным) – отличное решения для интерьера эко-дизайна.
Пол эко-дизайна : в эко стиле выкладывают из камня или терракотовой плитки натурального оттенка. Не менее востребован в эко стиле деревянный паркет, причем как из европейских пород, так и экзотики, бамбука или пробки. Дополнительным приемом может стать совмещение дерева темных и светлых пород.

Мебель эко-дизайна: из натурального дерева, лучше массива. Столики и табуретки из спилов и цельного ствола дерева и столешницы из природного камня или мрамора. Резьбы не должно быть много, всё же интерьер современный, а значит, форма прямолинейна, фигуры просты. Облегчит массив, мебель из ротанга. Стоит упомянуть, что мебель в эко-дизайне недешевая. Помимо того, что мебель из натурального дерева стоит на порядок дороже, чем её искусственные собратья, так еще в эко стиле большее предпочтение отдается мебели из массива (цельного дерева без соединений). С этим придется только смириться, если только на смену салонов с подобной мебелью вы не найдете «частного плотники», что крайне тяжело. Более дешевой альтернативой может стать мебель в скандинавском стиле.

Для дверных проемов желательны облегченные двери из массива или двери из деревянного шпона. Можно добавить стеклянные межкомнатные двери в деревянной раме, занавески из «бус», сделанных из натуральных материалов (ракушки, бамбуковые палочки).

Ткани эко-дизайна никогда не относились к разряду «богатых», традиционно они символизировали простонародный сельский быт. Сегодня же шторы из рогожки и циновки считаются верхом изысканности. Приверженцы экологического стиля уверяют, что натуральные некрашеные ткани даже энергетику имеют другую. Выбирайте для штор и тканевой отделки вещи из льна, ситца, холста, рогожки, из грубой шерсти. В художественных салонах по очень доступной цене продается серый неотбеленный холст. Это очень эффектная ткань для оформления экологического интерьера. Из нее вы можете сделать шторы, скатерти, обивку для мебели. Кроме того, есть смысл присмотреть плетеные жалюзи-циновки: они подойдут как для оформления окон, так и просто в качестве настенных ковриков или разделительных ширм.

Предметы декора в эко-дизайне: вазы из стекла (чаще зеленого) или глины, живые цветы, плетеные корзины, сундуки, ветки деревьев, простой текстиль из льна или хлопка, декоративные фонтанчики, деревянные или соломенные фруктовницы и солонки. На кухне в эко-дизайне особый уют придают пучки сушеной травы и связки лука. Каждый предмет в интерьере эко -дизайне должен поддерживать ощущение природного прикосновения, будь то картина или композиция из сухоцветов.

Посуда в эко-дизайне должна быть простой и однотонной мягких цветов. Сложные рисунки не допускаются, лучше всего подойдет узор в этническом стиле. Лучим материалом будет керамика или цветное стекло. Хороши будут деревянные принадлежности, а также хлопковые салфетки.

Стать ближе к природе, а значит и эко-дизайну, вам поможет наличие не просто нескольких цветов в горшках, а созданного зимнего сада или его мини-версия, когда цветами оформляется только одна зона. Декорировать можно даже камнями, отдельно лежащими или в виде сада камней в небольшой зоне комнаты. Также украсят интерьер аквариум, террариум или клетка с птицами.

Комната, выполненная в эко-дизайне, должна быть хорошо освещена, в ней не просто светло, в ней чувствуется своя погода, хмурая или солнечная – все зависит только от вашего настроения. Для достижения такого высокого результата, в качестве источников света применяются люминесцентные лампы, которые помимо выполнения основной функции (освещение) еще и сберегут электроэнергию.

Чтобы оформить дом в стиле натюрель, вовсе не обязательно обивать всю квартиру древесиной. Достаточно сделать из дерева что-то одно – пол, стены, двери или окна. Также можно приобрести необработанную, а значит, и более дешевую древесину и довести ее до совершенства самостоятельно. Это, конечно, займет больше времени, но ведь работа с натуральным деревом – это тоже в какой-то степени общение с природой и своебразная дань выбранному экологическому стилю.

Основной ошибкой является представление эко-дизайна в виде кантри, с его большим количеством декоративных элементов, резьбой, кружевами, росписями и т.п. Не забывайте эко-дизайн отражает современный интерьер, его минимализм, простоту и функциональность, не захламляйте его и не превращайте его в домик в деревне.

Эко-дизайн – воплощение природы и целительного покоя

Эко-дизайн в интерьере отлично подойдет личностям, которые чувствуют свою ответственность за среду, в которой они живут: эко-дизайн – это не просто стильный и красивый интерьер, но еще и выражение определенной позиции протеста против безграничного потребительского инстинкта и загрязнения природы.











А.О. Глазачева, О.Е. Перфилова

Экологический дизайн:

инструменты и критерии проектирования

глобального социокультурного пространства

Представлена оригинальная точка зрения на процесс глобализации, который может стать катализатором интеграции человечества в выработке стратегии проектирования социоэкобезопасного планетарного взаимодействия. Статья основана на осмыслении феномена дизайна как технологии проектирования предметной, вещной, духовно-целостной среды бытия человека на основании принципов «биосферосовместимости». Данный подход к социально-культурной оценке проектов технического освоения природы рассматривается как реальная проектная альтернатива современному экологическому кризису.

технологии

Ключевые слова: глобализация, социоприродные системы, социальная ответственность, технические системы, эко-дизайн, экологическое образование, аксиологические ориентиры, экологическая культура, экологическая компетентность.

Усложняющийся комплекс современных процессов трансграничных взаимодействий различных уровней, включающий интенсификацию контактов между культурами и социальными формациями в современных условиях, принято обозначать термином «глобализация». В условиях масштабных социоприродных перемен данное явление является своего рода катализатором процесса интеграции человечества в выработке стратегии проектирования социоэкобезопасного планетарного взаимодействия . Стало понятным, что картезианская модель познания мира, фрагментарный, частичный взгляд на мир, получение информации без понимания смысла является причиной системного социально-экологического кризиса. Цивилизационный «макросдвиг» возможен только на основе изменения сознания, коррекции современной культуры, становления экологической культуры, формирования экологического сознания, нового рационализма , расширенного взгляда на мир . Предельное соответствие онтосу (сущему) во всех видах деятельности в природе, социуме, культуре, духовном производстве, образовании - вот та «философия общего дела» , которая востребована современным социокультурным и духовно-нравственным развитием цивилизации. Пришло время воссоединения логики мышления и нравственности чувств как условия самосохранения человека путем сохранения среды жизни. На основе глубокого преобразования педагогической науки и образовательной практики совершенно по-иному понимаются идеи о природосообразности образования и воспитания человека для реализации его сущностных сил и способностей.

Применительно к системе экологического образования в качестве наиболее перспективного подхода большинством исследователей сегодня рассматривается определение стратегических ориентиров, целей, задач, содержания экологического образования и воспитания в рамках «Стратегии ЕЭК ООН для образования в интересах устойчивого развития», которая была разработана Комитетом по экологической политике Европейской Экономической Комиссии и принята на совещании высокого уровня представителей министерств охраны окружающей среды и образования. В качестве ведущего подхода к обучению в стратегии рассматривается компетентностный подход, который призван расширить возможности людей вести образ жизни в гармонии с природой и проявлять заботу о социальных ценностях и культурном многообразии. Таким образом,

современный этап общественного развития предъявляет все новые, более высокие требования к человеку как к профессионалу и гражданину, как к личности. По мнению ряда ученых, XXI в. призван стать веком человеческих качеств (Печчеи А.), веком гуманитарным (Леви-Стросс К.), началом экологической эпохи в развитии человечества (Гирусов Э.В., Лисеев И.К.).

Утверждая новый алгоритм познания, осмысления и преобразования и мира - «сознание определяет бытие», мы приходим к необходимости онтологического, сущностного понимания, отражения мира, осознавая, что сущностью человека является не его телесная биологическая форма и социальная организация, но обладание одухотворенным разумом. Предельное соответствие онтосу (сущему) в природе, мире и обществе и человека - та методологическая база, на которой возможно понимание, осмысление и коррекция современной культуры. Моральная философия, вписанность в природу, ее циклы, природосообразность, биосферосов-местимость - те новые аксиологические ориентиры, способные помочь человечеству достойно ответить на глобальные вызовы современности.

Обострение экологического кризиса вызвало критический анализ технических форм и структур с точки зрения их влияния на окружающую среду по критериям ненанесения вреда природным экосистемам, «вписанности» в природные экосистемы. В экологической философии обосновано упомянутое нами выше понятие «биосферосовместимости» как подхода к социально-культурной оценке проектов технического освоения природы. Возрастание внимания к системе «природа - человек - общество» привело к возникновению целого ряда «пограничных» областей опознания и деятельности: социальная экология, антропоэкология, геоэкология, экологическое сознание, экологическая культура, экологический дизайн.

В культурологии активно утверждает себя понятие «экологическая культура». Мы разделяем мнение Анисимова О.С., Козловой О.Н. и ряда других авторов о том, что экологическая культура - это культура нового качества, в которой реализуются сущностные силы человека, его одухотворенный разум, гармонизирующий отношение духа, сознания и бытия человека. Исследователи единодушны в том, что экологическая культура - это способ самореализации человека в определенных - экологических - рамках, что это внутренняя детерминанта любой деятельности человека, в том числе и дизайнерской.

Одной из важнейших задач экологического образования является формирование у будущих специалистов, вне зависимости от их профессиональной ориентации, навыков, отношений, ценностей, мотивации

технологии

Экологическая культура в контексте устойчивого развития

к личному участию в решении экологических проблем для улучшения качества среды жизнедеятельности. Целенаправленный научный анализ объективных и субъективных факторов, условий и средств построения учебно-воспитательного процесса в высших учебных заведениях обусловлен также социокультурной потребностью в развитии способностей студентов, в воспитании у них экологоориентированных жизненных ценностей и установок гуманистической направленности. Особая роль в этом смысле принадлежит современному феномену дизайна и непосредственно специалисту-дизайнеру. При понимании феномена дизайна как проектирования предметной, вещной, духовно-целостной среды бытия человека необычайно возрастает его значение в проектировании качества жизни человека. Так, подготовка дизайнеров, их профессиональное становление и экологическая компетентность выдвигаются на передний край педагогической науки и образовательной практики. В этой связи и на фоне нарастающего экологического кризиса экологами, психологами, педагогами, социологами ведется совместный поиск методологических, теоретических, технологических и методических оснований системы экологического образования будущих специалистов-дизайне-ров, что должно вселять надежду на реальное практическое воплощение фундаментальных разработок в области инновационных образовательных технологий.

Одно из ведущих противоречий в дизайн-образовании связано с недостаточной теоретической разработанностью сущности дизайна как явления культуры, противопоставлением науки и дизайна. Методолог дизайна К. Джонс, утверждая, что дизайн нельзя смешивать ни с искусством, ни с наукой, подчеркивает, что в поиске оптимального решения внутри идеальной модели, абстрактного образа, дизайнеру порой приходится переформулировать и саму проблему. По сути, дизайнер реализует в постижении проблемы герменевтические методы, стремится к пониманию смысла проблемы, а не только воплощению знаний, информации о предмете в проекте . Обобщая, можно сказать: наука исследует сущее, дизайн проектирует должное, что согласится с афористичным утверждением «наука аналитична, дизайн конструктивен». Дизайн дает толчок к созданию новых форм. Поэтому вряд ли противопоставление дизайна и науки продуктивно. При всей специфике творчества, познания в искусстве, дизайне, науке не следует забывать, что все это - лишь различные языки культуры, разные способы отражения природы. Дизайн-творчество отличает от науки воплощенность идеи, замысла. Но и наука, порождающая идеи, внедряет их, реализует в практической сфере. Порой идеи науки питают дизайн-проекты: успехи в философии познания,

гносеологии оказали влияние на развитие дизайна. Вместе с тем и художественное творчество, образное, личностное, субъективное восприятие явлений, предметов, содействовало возникновению потребности в науке и образовании не только анализа, но и синтеза, образного, а не только «знаниевого» подхода. Можно с уверенностью утверждать, опираясь на исследования классиков дизайна К. Кантора, К.И. Рождествен- |

ского, В. Л. Глазычева и др., что дизайн не может успешно развиваться и

вне культуры своего времени, культуры, которая все больше становится экологической. Вместе с тем, дизайн обогащает современную культуру. Образное, метафорическое понимание явления, предмета, вещи, в том числе еще не существующей, как предварение их детального осмысления, выравнивают соотношение анализа и синтеза в познании мира.

Так экология и дизайн теснейшим образом смыкаются, переплетаются, но при этом сохраняется определенная иерархия, вершиной которой является экологическая культура, понимаемая как соответствующая в своем пределе онтосу (сущему). Ненанесение вреда природе, живому, обществу, самому себе, культуре - критерий экологичности. Обыденной «мерой» поступка с точки зрения экологической культуры является дилемма: угроза - соответствие. Отсутствие в действиях личности, общества угрозы определяется как экологосообразное (культуросообразное). С этих позиций, экологическая культура является всеобщим мерилом любой деятельности - в философии обоснован принцип биосфе-росовместимости как аксиологический ориентир развития.

Итак, можно заметить, что метафоричность понимания свойственна как дизайнерскому искусству, так и экологической культуре. Однако проблема измерения непременно возникает как при оценке дизайн-продукта, так и уровня сформированности экологической культуры как основы экологической компетентности. В дизайне это оценка экспертов, заказчика, потребителя. Для оценки становления экологической компетентности разработана матрица структурных уровней экологической компетентности специалиста . При этом под «экологической компетентностью» мы понимаем личностный феномен, сущность которого состоит в способности и готовности человека субъектно воспринимать окружающую действительность в единстве природных и социокультурных компонентов при осознании ответственности за профессиональную деятельность. Пока еще экологические критерии компетентности не включены в процесс подготовки дизайнеров, также как и идеи культу-росообразности, экологического соответствия не выступают в качестве одного из компонентов оценки дизайнерской деятельности. «Экологизация дизайна» не происходит «напрямик», через стандартные нормативы.

технологии

Экологическая культура в контексте устойчивого развития

Экологическая культура воздействует на дизайн опосредованно: через формирование эстетических предпочтений и вкусов, через экологическое сознание потребителей, экспертов. Особая роль в этом процессе принадлежит высшему профессиональному образованию в области дизайна, призванному обеспечить становление экологической компетентности специалиста.

Представленные проблемы еще далеки от решения и исчерпывающего понимания. Однако они демонстрируют плодотворный характер метафоричности экологической культуры для исследования сложных динамичных противоречивых реалий современной эпохи перемен. Вердикт «компетентен - некомпетентен» может быть вынесен по критерию «угроза - соответствие» жизни, жизни биологической, социальной, культурной. Так экологическая компетентность обретает базовый смысл в концепции человека: она носит над-экономический, над-этнический, над-предметный характер. Это универсальная характеристика человека.

Итак, в современных условиях экологизации науки, техники, культуры и образования, всех сфер жизни общества, с полным основанием можно добавить - успешная работа дизайнера невозможна вне экологической культуры своего времени . Современный продукт дизайна должен отвечать не только эстетическим и техническим, но и экологическим требованиям. Нами предпринята попытка рассмотрения дизайна в зеркале экологии применительно к условиям глобализации.

Английское слово «design» наиболее часто переводится как проектирование, моделирование (используются и другие понятия дизайна -проект, модель, замысел, чертеж, рисунок). В России дизайн как деятельность понимается чаще всего в узком смысле - как художественное конструирование. Однако в последние десятилетия в мире все большее число специалистов называют дизайн (проектирование) третьей культурой, органично объединяющей гуманитарно-художественную и научно-техническую культуры. Третью культуру - проектную - английские специалисты образно называют «Дизайн с большой буквы», характеризуя его как совокупный опыт материальной культуры и совокупный массив опыта, навыков и понимания, воплощенный в искусстве планирования, изобретения, создания и исполнения.

Социокультурная роль дизайна проявляется в функции целеполагания, отражающей связь гуманитарной и технической культуры в формировании облика предметной и духовной среды. С этой точки зрения границы исследований в области дизайна должны быть расширены от узкоспециальных до фундаментальных - социально-философских и культурологических. Заметим, что эстетические и экологические идеалы исторически

изменчивы, динамичны. Индустриальный пейзаж с дымящимися трубами и мощными железобетонными корпусами заводов и фабрик вполне вписывался в эстетику «покорения природы» . Не вызывало это и экологических опасений - считалось, что ресурсы природы безграничны, восстановительные силы огромны. Все было подчинено цели достижения социального благополучия за счет индустриального могущества. |

Ныне такой или аналогичный пейзаж вызывает огромную экологическую и

озабоченность и эстетическое отторжение, неприятие. В проектировании наряду с принципом целеполагания (по К. Марксу - сознательной цели) все более активно участвует принцип ценностных ориентаций. Аксиологическая составляющая постепенно становится центром проектной деятельности, определяет эстетические предпочтения и ориентиры, участвует в формировании художественного вкуса. Дизайн как один из способов духовно-предметного отражения и освоения мира вынужден учитывать экологические ценности.

С открытием теории относительности, законов термодинамики происходит переосмысление представлений о картине мира. Принципиально меняется роль познающего субъекта в познании и отражении реальности.

По словам Дж. Апдайка, «Мир такой, каким мы его себе представляем». Возьмем на себя смелость утверждать, что в эпоху глобализации дизайн является выразителем основных ценностей и норм определенной культуры, ядра культуры, поскольку, по словам К. Кантора, каждая культура занимает свое особое место в «культурном поле Земли». Принципиально новые требования возникли и в отношении производственной среды (эргономика), и окружающей человека среды. Природосообразность как требование учитывать «человеческие качества» при проектировании технических систем дополняется требованием культуросообразности -соответствия экологическим критериям вписанности в окружающий мир на основе целостного представления о нем. Воплощение в дизайне идей искусства, моральной философии, экологической культуры и, на этой основе, преобразование духовной и предметной среды окружающего мира, проектирование новой целостной картины современного мира -высокое предназначение дизайна.

Философы утверждают, что совершается гуманитарный переход от эпохи доэкологической к эпохе экологической, человечество держит экзамен на одухотворенную разумность, а современная техногенная цивилизация - на биосферосовместимость. Так, идеи целостного восприятия мира, природосообразности, культуросообразности проникают и в реальный процесс высшего профессионального образования, подготовку специалистов. Покажем это на примере исследования экологической

технологии

Экологическая культура в контексте устойчивого развития

подготовки будущих дизайнеров к профессиональной деятельности. При всем многообразии определений дизайна стержнем является проектная деятельность, органично объединяющая гуманитарно-художественную и научно-техническую культуры. Это деятельность по преобразованию окружающей человека предметной и духовной среды. Дизайн-образование призвано обеспечить готовность выпускника вуза к деятельности по такому преобразованию-проектированию среды, которая не создает угрозы или минимизирует последствия воздействия дизайн-проекта на социо-природные системы. Иными словами, он должен обладать экологической компетентностью. Масштабность задач, которые предстоит решать в связи с экологическими требованиями к профессионализму в любой сфере, позволяют определить экологическую компетентность как ключевую. Она может формироваться на глобальном уровне - как мировоззренческая, на общеобразовательном - как обязательный компонент образования и на профессиональном - как составная часть любой деятельности. Идея целостной предметной среды справедливо рассматривается в России и во всем мире как реальная проектная альтернатива современному экологическому кризису. С этих позиций экодизайн становится стержнем, ядром природосообразной деятельности дизайнера, мерой экологической культуры дизайн-проектов.

Проведенный анализ позволяет сделать вывод, что современный экодизайн учитывает теоретико-методологический принцип экологизации всей проектной деятельности, понимание целостности предметной и духовной среды, природосообразности и культуросообразности, идеи проектирования целостной предметной среды. Целостное представление о мире, экологическая культура, целостное мировоззрение, экологическое сознание личности - овладение специалистом этими категориями в процессе дизайн-образования - новая, востребованная временем задача педагогики высшей школы .

Аксиологический смысл экодизайн-образования состоит в том, чтобы сформировать ценностные экологические установки, в основе которых - целостное восприятие мира, признание не утилитарной, а всеобщей ценности природы как основы жизни, ответственное отношение ко всем проявлениям жизни. Отсюда вытекает определение: экологическая компетентность дизайнера, это способность и готовность реализовать в профессиональной деятельности экологические ценностные установки и ориентиры, проектировать целостную предметную среду .

Безусловно, что плюрализм мнений по поводу определения глубинной сущности экологического подхода к дизайну имеет право на существование - это один из ракурсов взгляда. Нам, в свою очередь, представляется,

что подлинные истоки экологического дизайна следует искать в трудах отечественных философов, культурологов, исследователей природы и человека - психологов и педагогов. На основе проведенного анализа соответствующих теоретических источников можно говорить о том, что современное понимание дизайна должно включать в себя гармонизацию

человека и природы, проектирование, оптимизацию окружающей среды, |

снижающую противоречия между уникальностью человека, человече- о ских сообществ и стандартностью искусственного мира.

На сегодняшний день существует множество отраслей художественного проектирования (дизайна): технический дизайн (эстетическое и эргономическое проектирование производственных пространств), арт-дизайн (одна из линий развития современного дизайна, в которой отсутствуют различия между функциональным проектированием, составляющим основу профессионального дизайна, и чистым, высоким искусством) и дизайн среды, включающий в себя различные направления художественно-проектной деятельности, связанной с разработкой предметного окружения человека, систем визуальной коммуникации и информации, организацией жизни и деятельности человека на функциональных и рациональных началах (дизайн интерьеров, дизайн мебели, графический дизайн и т.д.). Основная направленность деятельности дизайнера - производство красивого, удобного и понятного потребителю продукта, «второй природы», основанное на художественно-образных моделях, функциональном анализе, стилизации и компоновке, изучении психологии масс, а также на современных знаниях о культуре, окружающей среде и ее защите. Таким образом, современное понимание дизайна включает в себя широкий диапазон проектных дисциплин, охватывающих все области человеческой жизнедеятельности, ее культурные, нравственные и социальные аспекты. Но прежде всего, дизайн - это гармонизация окружающей среды, путь к целостному мировоззрению, восприятию мира и осознанию своего места в нем (рис. 1).

В процессе экспертной оценки современного состояния в сфере экологического образования и воспитания будущих дизайнеров было отмечено, что экологическая компетентность специалиста в современных условиях глобальных экологических проблем является одной из важнейших компетентностей, которая носит межпрофессиональный и надпрофесси-ональный характер, что осуществление профессиональной деятельности специалиста любой профессиональной ориентации сегодня должно учитывать экологический аспект, для чего специалист должен обладать такими качествами личности, которые будут способствовать осуществлению

технологии

Экологическая культура в контексте устойчивого развития

профессиональной деятельности с позиций ее экологической целесообразности.

Рейтинг экологоориентированных ценностей показал, что на первом месте у будущих специалистов - ценности эколого-эстетического характера, не требующие существенных волевых затрат: наслаждение красотой природы. Это может быть связано с тем, что студенты редко привлекаются к практической экологоориентированной деятельности, объясняется и другими, в частности, организационно-педагогическими причинами. Результаты рейтинга социопродуктивной экологоориентированной деятельности как ценности подтвердили данное положение: наибольший показатель относится к игровой и досуговой деятельности. Высокий показатель характерен для ряда общечеловеческих экологоориентированных ценностей на фоне достаточно низкого показателя, отражающего отношение к экологоориентированным наукам; а также для эколого-гуманистической ценности «человек как неотъемлемая часть природы» и личностных, характеризующих экологичность жизненной позиции.

отражение связи гуманитарной и технической культуры в формировании облика предметной и духовной среды

Проектирование

Оптимизация окружающей среды

гармонизация человека и природы

Формирование целостного мировоззрения человека

Проблемное поле:

Уникальность человеческого общества Противоречия Стандартность искусственного мира

Рис.1. Экосоциокультурный феномен дизайна

Таким образом, для кардинального изменения сложившейся ситуации необходим прорыв, который возможен только на основе научного анализа социальной реальности и подготовки по-новому мыслящих людей посредством социально-гуманитарного образования.

Библиографический список

1. Глазачева А. О. Культурные истоки и становление экологического дизайна >3 // Социально-гуманитарные знания. 2008. № 12. С. 156-162.

2. Глазачева А.О. Аксиологические ориентиры формирования экологической компетентности будущего дизайнера // Вестник Российской Академии образования. 2009. № 3. С. 126-129.

3. Глазачева А.О. Экологический дизайн: в поисках смысла // Социальногуманитарные знания. 2009. № 4. С. 327-333.

4. Глазачева А.О. Аксиологический аспект экодизайна // Экологические проблемы глобального мира: Материалы международной конференции, Москва, 26-27 октября 2009 г. М., 2009. С. 134-136.

5. Глазачев С.Н., Перфилова О.Е. Экологическая компетентность: становление, проблемы, перспективы: Учеб. пособие. М., 2008.

6. Ласло Э. Макросдвиг. К устойчивости мира курсом перемен. М., 2004.

7. Моисеев Н.Н. Современный рационализм. М., 1995.

8. Перфилова О.Е. Безопасность экосоциального взаимодействия в условиях глобализации // Вестник Международной Академии Наук (Русская секция). 2009. Специальный выпуск. С. 206-209.

9. Федоров Н.Ф. Философия общего дела. М., 1982.

10. Glazacheva A. Ecodesign: Projection of the Environment // Ecology and Forests for Public Health: Proceedings of the International conference. Oslo, Norway, September 18-20, 2009. Oslo, 2009. P. 22.

11. Kofler W. Sustainability and some arguments for an additional approach for science for survival // International Conference on «Environment: Survival and Sustainability»: Abstracts. Nicosia-Northern Cyprus, 2007. P. 773-774.

12. Tellness G. How can Nature and Culture promote Health? // Scandinavian Journal for Public Health. 2009. № 37. P. 559-561.

Развитие экологического дизайна и архитектуры сегодня становится насущной потребностью не только для специалистов, но и для каждого из нас. Уже никто не отрицает, что связь между физическим и психическим здоровьем человека и визуально воспринимаемым им окружением чрезвычайно велика.

С одной стороны, появление экодизайна стало ответом на резкое ухудшение качества окружающей человека среды, но в большей степени обращение к приемам экологического дизайна и архитектуры произошло вследствие необходимости экологизации потребления.

Общие принципы экодизайна

Направление в дизайне и архитектуре , акцентирующее внимание на защите окружающей среды и удобном, гармоничном существовании человека в этой среде. Уделяется особое внимание не только красоте и удобству использования «объекта» проектирования, но и учитываются характеристики применяемых материалов – как при проектировании, так и при изготовлении, использовании и утилизации.

Все большую популярность в мире набирают экологически чистые материалы, а также уникальные и в то же время легко применимые в обычной жизни способы добычи энергии (ветряные, солнечные генераторы).

Основные требования экодизайна:

* безопасность в использовании изделия;
* отсутствии вреда для здоровья;
* сведение к минимуму шумов, выбросов, излучения, вибрации;
* простота и безопасность утилизации,
* возможность повторного использования материалов с минимальным экологическим ущербом;
* существенная экономия денежных средств заказчика в будущем.

Отсюда проистекают принципы экодизайна:

* экономия ресурсов при проектировании, изготовлении, использовании и утилизации,
* повышенное внимание к происхождению материалов;
* принятие в расчет множества аспектов, начиная с защиты окружающей среды производителем (поставщиком) и заканчивая соблюдением прав работников на предприятиях, гуманным отношением к животным, корректным отношением к поставщикам.

Стандарты экодизайна

Сегодня разработаны особые методики и стандарты, позволяющие проводить комплексный анализ всех этих аспектов. Широкой известностью пользуется BREEAM (BRE Environmental Assessment Method) – один из самых известных и распространенных методов оценки экологической эффективности зданий. BREEAM определяет стандарты устойчивого проектирования и строительства, а так же дает возможность сравнивать различные здания по уровню их воздействия на окружающую среду. BREEAM позволяет заказчикам, девелоперам, проектировщикам и всем участникам строительной индустрии:

* создавать репутацию на рынке недвижимости благодаря строительству эко-эффективных зданий;
* гарантировать применение лучших эко-эффективных практик во время строительства и эксплуатации;
* стимулировать поиск новых, инновационных решений, уменьшающих воздействие на окружающую среду;
* формировать оценочный критерий, превышающий регламентированные государством стандарты;
* сокращать эксплуатационные расходы, улучшать рабочую и жилую атмосферу;
* демонстрировать прогрессивные взгляды на общественное и экологическое развитие.
Стандарт BREEAM позволяет застройщикам и проектировщикам наглядно демонстрировать преимущества использования эко‐эффективных технологий своим партнерам и заказчикам. BREEAM:

* использует простую, наглядную систему оценки, опирающуюся на научные исследования и практический опыт
* позитивно воздействует на проектирование, строительство и эксплуатацию здания
* устанавливает и поддерживает устойчивый технический стандарт, гарантирующий высокое качество и сертификацию.

Другая рейтинговая система – американская, называется The Leadership in Energy and Environmental Design или LEED (в переводе на русский означает «руководство в энергетике и наиболее приемлемом с точки зрения экологии проектировании» ). Система сертификации зеленого домостроительства LEED признана во всем мире, соответствие ее стандартам является третьим по значимости в контроле качества проектирования и строительства.

Стандарты LEED созданы специально для организации наиболее приемлемого строительства для окружающей среды. Они контролируют исполнение эффективного использования энергии и воды, снижение выбросов СО2, обеспечение наиболее приемлемого климата внутри помещения, управление ресурсами и отслеживание влияния человеческой деятельности на их состояние.

LEED плохо учитывает экономику иностранных государств. Однако в США, где применяются программы стимулирования энергоэффективных и зеленых технологий путем налоговых льгот или прямых дотаций, LEED дает существенный экономический эффект.

«В Европе исследования в этой области ведутся уже около 20 лет. Однако во многих странах, в том числе и в России, государственных программ поддержки зеленых технологий пока не разработано. Поэтому применение LEED за пределами США хоть и имеет международное признание, но необязательно. Однако наличие сертификата позволит, к примеру, привлечь крупных иностранных арендаторов коммерческих площадей и т. д.» – сообщает Вадим Кондрашев, архитектор, руководитель бюро «ARCHIDO».

Зеленая экологичная архитектура

С середины 1970‐х, когда западный мир озаботился сохранением природных ресурсов и проблемами окружающей среды после очередного энергетического кризиса, стали говорить о появлении так называемой «зеленой архитектуры» . Стены, крыши, фасады стали превращать в сады сначала в странах с мягким климатом и короткой зимой: в Юго-Восточной Азии, Латинской Америке. Австралии и Средиземноморье, а затем они стали появляться в ландшафтах мировых столиц.

«Зеленое здание» – это мост, который соединяет природу и человека. Такой дом не только привлекателен внешне, но и экономичен: крыша дома не даст пропасть зря дождевой воде, а растения бесплатно и постоянно производят кислород для людей, живущих в доме. Зеленые стены пережили вторую волну популярности в начале века: офисы, музеи и частные дома стали повсеместно использовать в декорировании интерьеров висячие сады‐оранжереи. Это оказалось очень полезно для бизнеса – растения, создающие приятную атмосферу, снимают стресс и повышают лояльность клиентов.

Кроме «зеленых домов» , для экодизайна применительно к архитектурным решениям характерно, в первую очередь, использование натуральных материалов. Квартира и помещения в ней ориентируются по сторонам света, по розе ветров, расположение комнат согласуется с размером окон, в зависимости от требуемой освещенности. Вентиляция помещений планируется с учетом их площади, а подбор отопительных приборов согласуется с площадью помещений и оконных проемов.

Экологичные стройматериалы

Экологичные стройматериалы – те, использование которых не наносит вред окружающей среде. К примеру, это камень и дерево – они безопасны для здоровья и создают в помещении благоприятный микроклимат. Деревянные поверхности лучше использовать в сочетании с натуральным камнем как при отделке стен, так и при отделке пола и потолка. Кстати, сегодня большой популярностью пользуется экологичный дизайн ванной комнаты , который предполагает отказ от пластиковых душевых кабин, душ, который изливается прямо из потолка (тропический дождь), деревянные консоли, чаша ванны из натурального камня, который держит тепло намного дольше композитного пластика и керамики.

Для окрашивания поверхностей лучше выбирать краски с низким содержанием летучих органических веществ. Обои – бумажные или из бамбука или тростника. Кстати, непременным атрибутом экоинтерьера является самый естественный прием – использование живых цветов.

В целях энергосбережения нужно улучшить теплоизоляцию крыши и стен – это снизит потребление энергии, а заодно и расходы на отопление. Одним из самых экологичных материалов для теплоизоляции считается каменная (минеральная) вата. Установите программируемый терморегулятор - этот прибор меняет температуру в комнате по расписанию, где заложено нужное значение на каждый час каждого дня недели (понижает температуру ночью или во время отсутствия хозяев).

Уже ставшие привычными энергосберегающие лампы потребляют на 70–80 % меньше энергии, чем лампы накаливания. Для снижения энергопотребления в современных светильниках все чаще используются светодиоды и мало мощные галогенные лампочки.

Камин или печь лучше топить не обычными дровами, а топливными гранулами. Это экологичное биотопливо называется пеллеты и получается из торфа, древесных отходов и отходов сельского хозяйства; при их сгорании выделяется в полтора раза больше тепла.

Для снижения потребления воды нужно установить несколько недорогих и эффективных приспособлений, таких как насадки-распылители для душа и кранов, двойной слив в унитазе, резервуар для дождевой воды (она потом используется в туалете или для полива цветов и деревьев в саду), системы для повторного использования бытовых сточных вод.

Отечественные разработки в экодизайне

В России образцом современного экодизайна является проект Эко-терем (ECO-TEREM), который представляет петербургское бюро дизайна Archido и его владелец Вадим Кондрашев. Этот проект вышел во второй тур общероссийского конкурса на жилые кварталы в районе «Технопарк» иннограда Сколково.

Вадим Кондрашев взял за основу абстрактный силуэт архитектурного ансамбля Кижского погоста XVIII-XIX в. Этот памятник архитектуры, охраняемый ЮНЕСКО, несет в себе культурный код, в котором уникальность и самобытность русского зодчества, выражена в дереве.

Материалы поддержали идею наложения академичных знаний о русской архитектуре и ультрасовременных hi-tech технологий. В качестве основного фасадного материала взят шиндель, он обладает терморегулируемыми свойствами – летом в нем прохладно, а зимой очень тепло. «Умное стекло» в авангардной форме оконных проемов добавляет ультрасовременную эстетику образу дома.

Прототипом квартала иннограда Сколково в проекте Archido стал пчелиный улей. Архитекторы взяли принцип, по которому устроены пасеки, как аллегоричную основу для генплана квартала. ECO-TEREM органично вписывается в природный ландшафт местности и особенности русского климата. Archido использовали эргономичную форму крыши, позволяющую ставить домики максимально близко друг к другу, при этом, не образуя теневых пятен.

Вадим Кондрашев:
- Если все люди разные, почему мы живем в одинаковых домах? В проекте ECO-TEREM идея антропософской архитектуры реализована в силуэте домов, их расположении на участке и внешнем виде. Archido сознательно не использовало приемы ортогональной архитектуры - фасады, покрытые шинделем, имеют форму пятигранника. Такая нестандартная форма строений делает внутренние пространства индивидуальными, и это создает жизненную среду, которая призвана позитивно влиять на работу и деятельность человека. Архитекторы называют это приемом экопсихологии, согласно которому стандартизация оказывается сведена к минимуму.

Текст: Оксана Крапивко
Консультант: Вадим Кондрашев

Землевладелец №5(81) 2013

Эко-стиль в современном интерьере дома или квартиры поможет создать уютную и комфортную обстановку. Важный плюс оформления дизайна в стиле эко – возможность найти решение на любой вкус, в самых разных ценовых категориях.

Особенности оформления интерьера в эко-стиле

Цветовое решение

Экологическая направленность стиля задает, прежде всего, цвета, используемые при отделке. Как правило, это те оттенки, которые мы встречаем в природе: песочный, земляной, травяной, хвойный, терракотовый, голубой, белый.

Исключены только «кислотные» оттенки и резкие цветовые сочетания. Они неуместны в подобном дизайне – ведь интерьер в эко-стиле располагает к отдыху, расслаблению, все должно способствовать этому.

Материалы

Комната в эко-стиле отделывается по возможности натуральными материалами, в виде исключения – их имитацией. В первую очередь это дерево, камень , пробка, терракота, керамика, стекло, бумага, плетеные из лозы или ротанга панели, циновки.

  • Стены можно отделать бумажными обоями с изображениями растительных мотивов, или выложить панелями из пробки – и то, и другое поддерживает эко-стилистику помещения, но первый вариант значительно бюджетнее. Штукатурка, окрашенная или побеленная, также вполне экологичное стенное покрытие.
  • Потолки либо покрывают побелкой, либо оклеивают обоями под покраску, либо отделывают деревом.
  • Полы чаще всего делают деревянными или отделывают каменными плитками либо плитками из керамики.

Мебель

Для квартиры в эко-стиле подходит мебель из дерева, простой формы, достаточно массивная, причем форма должна быть как можно более естественной – либо прямой и даже и грубоватой, либо, напротив, плавной, имитирующей естественные изгибы, встречающиеся в природе. В первом случае фактура дерева должна быть максимально простой, ее обработка – минимальной. Во втором допустима тщательная обработка и полировка древесины. Еще один подходящий вид мебели – плетеные предметы из лозы, ротанга, бамбука.

Освещение

Как можно больше естественного освещения – вот обязательное требование экологического интерьера. Если его недостаточно – необходимо добавлять искусственную подсветку. Светильники в дизайне могут быть «незаметными» - встроенными, создающими световой поток, дополняющий свет из окон, а также декоративными – с абажурами из текстиля, рисовой бумаги или лозы, с элементами в виде древесных ветвей или рогов животных.

Эко-стиль: декор и дизайн интерьера

Эко-стиль не любит нагромождения предметов, в этом смысле он близок к минимализму – ведь в природе не бывает ничего лишнего. Поэтому предметы декора «по совместительству» обычно выполняют утилитарные функции. Например, плетеные корзины и сундуки в интерьере становятся удобными местами хранения. Простые домотканые коврики придают эксклюзивность и утепляют каменные полы, яркая тыква становится красочным акцентом дизайна и одновременно служит абажуром для светильника.

Необычные «картины» из камня и дерева, красивые камушки, сложенные в стеклянную вазу, рамы для зеркал с дизайном из ракушек, речная галька, выложенная в ванной в виде коврика – трудно даже перечислить все возможные декоративные элементы, доступные в эко-стиле.

Прекрасным дополнением к интерьеру послужит камин – как «живой», так и «био», или даже его имитация – поленья, сложенные стопкой в подходящей нише.

Живая зелень – еще один «инструмент» дизайнера, с помощью которого можно оживить самый простой интерьер или превратить обычную комнату в уголок тропического леса.

Текстильное оформление в эко-стиле также отличается натуральностью материалов и цветов. Материал для обивки мебели, диванных подушек, как правило, выбирают грубоватый, текстурный – лен, джут. Занавеси на окнах часто заменяют рулонными шторами или бамбуковыми роллетами.

Главное правило – соблюдение чувства меры. Нельзя перенасыщать интерьер декором, каким бы «правильным» и подходящим к случаю он не казался. Иначе можно получить результат, обратный ожидаемому.

При оформлении гостиной в эко-стиле желательно использовать только натуральные материалы, если такой возможности нет, стоит заменить их имитацией. Обычные «пластиковые» окна совершенно не вписываются в стиль, поэтому рамы лучше сделать деревянными. Бюджетная замена – пластик «под дерево».

Можно не выдержать в одном стиле весь дизайн, начиная от мебели и заканчивая мелочами. Для создания стиля иногда достаточно нескольких выразительных деталей – главное, чтобы все остальное не противоречило основной идее.

Самое интимное помещение в доме принадлежит только вам, и его оформление должно быть таким, чтобы вы могли спокойно расслабиться и отдохнуть. Ничего отвлекающего, вызывающего напряжение или раздражающего нервную систему.

Для дизайна спальни в эко-стиле вполне достаточно нескольких стилеобразующих элементов, а также натуральных отделочных материалов или природных мотивов в отделке стен и текстиля. Деревянная кровать, шерстяной коврик под ногами, теплые бежевые тона стен, легкие хлопковые шторы – готов образ спальни в эко-стиле.

И снова – натуральные материалы в отделке, простые формы, текстильные элементы… Но все то же самое – характерные черты стиля кантри. В чем же главное отличие? Стиль кантри допускает насыщенность мелкими элементами в дизайне– разнообразными «народными» предметами: расписная посуда, глиняные фигурки, занавески с оборочками, декоративные подушечки, чехлы на стульях. В эко-стиле подобные излишества недопустимы.

В кухне, как ни в каком другом помещении дома, важно соблюдать принципы минимализма – ничего лишнего! Хотите подчеркнуть близость к природе и сделать интерьер по-настоящему необычным? Подберите акцентный светильник, а заодно используйте его в качестве элемента, разделяющего функциональные зоны кухни. Проще всего добавить эко-элементы в отделку, например, украсив однотонные стены крупным растительным орнаментом или деревянными спилами.

Кухонная мебель предпочтительнее простых форм, в качестве материала можно использовать не только дерево, но и, например, прозрачный пластик – он не будет «мешать» воспринимать стилистическую «картинку», «растворяясь» в пространстве. Такую «исчезающую» мебель можно дополнить несколькими «тяжеловесными» предметами – это уравновесит интерьер.

Минимализм, натуральные цвета, простор и много света – так должен выглядеть дизайн ванной комнаты в эко-стиле. Иногда достаточно выбрать лишь правильный облицовочный материал и добавить цветовой акцент с помощью ярких полотенец – и незабываемый образ готов.

Деревянная отделка ванной комнаты и простые формы сантехники складываются в естественный эко-стиль. Эко-стиль в дизайне ванной комнаты допускает использование имитирующих материалов. Например, хорошо будет смотреться керамогранитная плитка «под дерево» в «мокрых» зонах, к тому же она значительно практичнее, чем дерево, даже обработанное специальными составами. Приветствуется также использование керамической плитки, а вне мокрых зон – штукатурка с последующим окрашиванием влагостойкими красками.

Ванная, то место, где одна-единственная деталь может сделать стиль. Например, это может быть уникальная раковина из камня или ванна в виде лоханки. Есть и более бюджетные варианты дизайна – например, выложенный морской галькой кусочек пола, заодно выполняющий функции массажного коврика. Хорошо, если при этом в ванной – «теплый» пол.

Стиль «эко» давно перешагнул пороги квартир и выбрался наружу. Экстерьер дома, отражающий стремление хозяина максимально приблизиться к природе – это веяние времени. И если раньше дизайнеры довольствовались выполнением стен из бруса или бревен, или выкладывали их нижние части «диким» камнем, то теперь задача ставится шире: дом стараются максимально «вписать» в окружающий ландшафт, что приводит порой к очень эксцентричным решениям в дизайне. Например, некоторые дома буквально зарываются в землю, или «повисают на ветвях» в попытке слиться с природой.

Современный эко-стиль – это не только экологические материалы, это еще и возможность их утилизации, и нанесение в процессе строительства и эксплуатации минимального вреда природе, и создание для человека максимально комфортной среды обитания.

Фото интерьера в эко-стиле

На представленных ниже фото – эко-стиль в различных вариациях для домов и помещений разного назначения.

Фото 1. Сочетание дерева, мягких натуральных оттенков серого и белого, и включение заоконного пространства в интерьер – вот характерные черты эко-стиля этой спальни.

Фото 2. Теплый «сливочный» оттенок стен и пола, деревянная мебель, простые формы светильников, минималистический подход к оборудованию пространства – эти черты эко-стиля делают обстановку запоминающейся и в то же время спокойной.

Фото 3. Эко-стиль в интерьере детской комнаты подчеркивается плетеными креслом и обоями с природными рисунками.

Фото 4. Сложные «природные» формы дерева в интерьере подчеркивают экологическую направленность проекта.

Фото 5. В дизайне гостиной загородного дома использованы сразу нескольких декоративных элементов эко-стиля. Это акцентная каменная стена у камина, сложенные в специальных нишах дрова, и заоконный вид, включенный в интерьер с помощью огромных оконных проемов.

Фото 6. Деревянная обшивка стены возле изголовья, прикроватные деревянные тумбы, простые натуральные ткани – основа эко-стиля в дизайне небольшой спальни.

Фото 7. Экологическую направленность интерьеру ванной придают небольшая тумба из дерева и живая зелень на стене.

Фото 8. В данном интерьере всего один элемент «делает» стиль. Деревянные брусья, образующие «журнальный столик» с букетом цветом делают выразительную экологическую композицию.

Фото 9. Люстра из веток березы может стать единственным ярким декоративным элементом в дизайне интерьера в эко-стиле.

Фото 10. Диван простой прямоугольной формы в нейтральной обивке на фоне зеленых стен и деревянных полов могли бы стоять в комнате любого стиля. Экологическую направленность придают интерьеру спилы из дерева у обеденной зоны и оригинальный стеллаж с цветами.

Loading...Loading...