Основные композиционные элементы в дизайне. Основы композиции в графическом дизайне

Дизайн и композиция в дизайне. Дизайн - вид проектной, междисциплинарной художественно-технической деятельности по формированию предметной среды. Целью дизайна является создание гармоничной предметной среды, наиболее полно удовлетворяющей материальные и духовные потребности человека. Важнейшие два компонента дизайна: функциональность и эстетичность.

Основные виды дизайна:

1)Графический дизайн. Объектом проектирования являются: шрифты, пиктограммы, фирменный стиль, различные визуальные коммуникации и т.д. Это работа на плоскости.

2)Промышленный дизайн. Объектом проектирования являются: машины, приборы, оборудование, мебель, посуда, одежда. Здесь уже идет работа с объемом.

3)Архитектурный дизайн . Объектом являются: сооружения и их комплексы, включая дизайн интерьера. Идет работа с пространством.

4)Дизайн архитектурной среды . Объектом проектирования является сложно-динамическая система среды обитания человека, оптимальная предметно-пространственная организация и образность различных средовых объектов

Новые виды дизайна . Выделяют две группы:

1)Дизайн сферы: экодизайн, эргодизайн (главное условие - отвечать эргономическим требованиям, т.е. удобству пользования), футуродизайн (дизайн проектов будущего, которые по каким-либо причинам не могут быть применены в настоящем), прикладной дизайн, экспозиционный дизайн (выставки), инженерный дизайн (различные технические сооружения, например мосты).

2)Дизайн, нацеленный на результат работ: артдизайн (единичные объекты дизайна, как объект искусства), компьютерный дизайн и web-дизайн.

Важно ! Прежде чем приступать к дизайну объекта, нужно определить его формальные качества: особенности внешнего вида, структурные связи предметов, назначение объекта. После чего определяется содержание работы, и только после этого возможно начинать работу над формой.

Композиция в дизайне

2. Композиция в дизайне. Сущность понятия «композиция». Сущность понятия «гармония». Сущность понятия «формальность». Формальная композиция.

Композиция в дизайне . Это построение (структура) произведения, дизайна, расположение и связь его частей, обусловленных их компоновкой, отвечающих назначению и технической идее произведения и его художественно-образному замыслу, отражающему эмоционально-чувственные ожидания потребителя дизайнерского продукта.

Сущность работы над композицией заключается в расширении художественной стороны изделия, достижения комплексного единства и упорядоченности путем использования композиционных средств.

Сущность понятия «композиция» . Композиция - это связь различных частей в единое целое, в соответствии с какой либо идеей. Эти части, вместе взятые, составляют определенную форму. Термин «композиция» применяется в двух аспектах: 1) это целенаправленное построение художественного произведения, обусловленное его содержанием, характером и назначением. 2) это важнейший организующий элемент художественной формы, придающий произведению гармоничное единство и цельность, соподчиняющий его компоненты друг другу и целому, выступая как атрибут художественного произведения.

Сущность понятия «гармония» . Гармония, в переводе с греческого, это созвучие, согласие, противоположность хаосу. Гармония означает высокий уровень упорядоченности и отвечает эстетическим критериям совершенства и красоты. Относительно композиции, гармония понимается как ее формальная характеристика.

Сущность понятия «формальность» .Формальная композиция . Форма взаимосвязана с содержанием, но возможно отделение формы от содержания путем замены реалистичных объектов формальными (или абстрактными), но так, чтобы формальная композиция выражала идею и художественно-образный замысел через:

Характеристики и свойства элементов композиции

Через структурную организацию элементов композиции

Представляю вашему вниманию следующую статью из цикла по основам графического дизайна. В ней я хочу поговорить об основных законах композиции. Очень часто эти законы называют принципами дизайна, но на мой взгляд дизайн — это наука достаточно обширная, и она обладает совершенно другими принципами. Их описание возможно найти в книгах по основам теории и методологии дизайна.

Итак, в первую очередь предлагаю вспомнить понятие композиции.

Композиция – это организация, расположение и связь различных графических элементов, искусство их размещения, важнейшая составляющая художественной формы, сердце графического дизайна. Когда нет композиции — нет дизайна.

Расположение элементов происходит в логической последовательности, определяющей восприятие работы в целом.

Самыми главными законами композиции я считаю следующие:

  • Равновесие
    Этот закон говорит нам о том, что каждая композиция должна быть устойчивой. То есть местонахождение элементов не должно вызывать сомнений и желания передвинуть их куда-либо.
    Посмотрите на рисунок ниже:

    На рисунке слева два круга находятся в состоянии равновесия, если мы разделим их, то по-отдельности они будут выглядеть уже неуравновешенно. На рисунке справа такая же пара кругов, но сдвинутая относительно осей квадрата, выглядит несбалансированно.
    Самым наглядным примером уравновешенной композиции является симметрия, при этом равновесие не всегда симметрично. Как вы, наверняка, догадываетесь, достичь равновесия в асимметрии сложнее.
    Взгляните на пример:

  • Единство
    Закон единства (или целостности) композиции считается соблюденным, если при охвате изображения взглядом оно воспринимается как единое целое и не распадается на отдельные части. Должно ощущаться наличие «притяжения» между элементами, они должны «подходить» друг другу. Также должен ясно различаться смысловой центр композиции.

    Применительно к композиции в графическом дизайне, проверить целостность можно следующим образом: если закрыть часть изображения, то сообщение, которое оно несет, должно измениться. Если оно изменяется, значит композиция целостная.

  • Соподчинение
    Этот закон говорит о том, что в композиции должна быть доминанта, которая является смысловым центром. Главный элемент сразу бросается в глаза, роль второстепенных — оттенить, подчеркнуть, выделить доминанту и направлять взгляд зрителя при рассматривании.

    Хочу сразу предостеречь от возможного недопонимания: смысловой центр никак не связан с геометрическим центром композиции. Также композиционный центр может быть не один.

Для получения более полных знаний советую обратиться к книгам, где основные законы композиции разбираются наиболее полно (применительно к изобразительному искусству). В вы найдете пару таких книг.

Навыки создания правильной композиции очень важны для графического дизайнера. Хочу подчеркнуть именно слово «навыки «, т.к. знания, которые вы не умеете применять на практике не стоят ничего. Поэтому обязательно упражняйтесь, уделяйте этому от 20 минут до 1 часа каждый день, и результат будет налицо!

Как обычно, я желаю вам успехов в ваших начинаниях, побольше усидчивости и терпения!

От автора: сегодня мы поговорим о том, что такое композиция в веб-дизайне, о которой так любят поговорить фотографы, художники и веб-дизайнеры. Новичку в этой сфере может показаться, что это какое-то секретное знание, доступной лишь избранным. Но сегодня вам повезло: я помогу разобраться в этом вопросе, да так, что вы сможете влиять не только на настроение посетителей сайта, но и их решение о покупке. Ну что, поехали?

Наверняка, вам часто приходится посещать сайты, которые, на первый взгляд, вроде как и ничего - и картинки красивые, и текст складный, однако, не хватает в них какой-то логичности, завершенности, что ли. А все потому, что владельцы таких сайтов, скорее всего, не стали заморачиваться с соблюдением законов композиции - искусства организовывать элементы сайта, объединяя и расставляя их по своим местам.

Ох уж этот мозг…

Наш мозг имеет способность мгновенно воспринимать информацию и создавать визуальные связи. Объясню на примерах. Ниже вы видите два круга.

Вы сразу же нашли способ различить их, не правда ли? А вот вам задачка посложнее.

Несмотря на такое разнообразие объектов, вы точно сможете описать любой из них.
При чем здесь веб-дизайн, баланс, основы композиции? - спросите вы. Все дело в том, что наш мозг имеет уникальную способность к мгновенной классификации информации. Он может группировать визуально похожие объекты в группы. Используя простейшие визуальные инструменты, вы можете передавать пользователям большой объем информации и управлять их вниманием.

Композиция - это определенное сочетание элементов сайта

Гармония в соотношениях частей целого, красота и логика построения присуща не только творениям человека. Признаки композиции можно обнаружить в строении вселенной, животных организмов и растений, природных формах. Поэтому термин «композиция» можно одинаково применить к строению веб-сайта, описанию цветка и характеристике ораторской речи.
Проще всего говорить о композиции в веб-дизайне, когда она не соблюдена. Каждый из нас интуитивно чувствует ее присутствие/отсутствие: находятся ли элементы в гармоничном взаимодействии, подчинены ли они главной идее сайта, картины, фотографии.

Чтобы дизайн вашего сайта смотрелся естественно и гармонично, не разваливаясь на отдельные составляющие, следуйте базовым принципам дизайна, описание которых я даю в данной статье.

Выбираем правильные цвета

От выбора цвета зависит то, как люди воспримут ваш сайт, а заодно, и ваш продукт. Приглушенные цвета кажутся нам расслабленными и спокойными, а яркие и контрастные - бодрыми и энергичными.

Подумайте, какую эмоцию вы желаете вызвать в посетителе вашего сайта, а после этого подбирайте подходящую цветовую схему. Хорошим примером может послужить свежий дизайн сайта Orangina, подчеркивающий имидж бренда:

Для привлечения внимания следует использовать цветовые акценты. В контрастных цветах можно, к примеру, оформить самые важные кнопки - «Купить» и «Связаться с нами». Ознакомлю вас с некоторыми важнейшими принципами выбора и сочетания цветов.

1. Дополнительные цвета. Все противоположности на цветовом круге создают сильный контраст, поэтому их использовать можно, но только осторожно.

2. Аналоговые цвета. Такие «соседи» на цветовом круге не имеют сильного контраста.

3. Триада. Практически беспроигрышная комбинация - это равнобедренный треугольник.

4. Тетрада. Две пары дополнительных цветов следует применять очень осторожно, чтобы не добиться хаоса в теплохолодности.

Правило третей - что куда ставить?

Правило третей относится к основам композиции в веб-дизайне. Оно возникло в результате интерпретации правила золотого сечения (может, помните, Леонардо да Винчи еще его использовал на своих картинах).

Вначале хотел для примера показать вам картину «Витрувианский человек», но по причине его чересчур откровенного наряда, точнее, его отсутствия, решил, что не буду. Вдруг, здесь дети статью читают Поэтому полюбуйтесь на Мадонну:

Мысленно проведите на странице две вертикальные и две горизонтальные линии, поделив область на девять равных частей. Считается, что большинство людей фокусируют взгляд именно на точках пересечения этих линий. Вспоминайте о правиле третей каждый раз, когда думаете, куда разместить, к примеру, кнопку с призывом к действию.

Вообще, это довольно забавно, что такое математическое правило применяется к чему-то настолько субъективному, как веб-дизайн. Это своеобразный эстетический компромисс, который создает ощущение сбалансированности на экране, не перегружая его, но и не делая излишне статичным.

Расчищаем пространство

Наверняка в детстве родители просили вас навести порядок в своей комнате, потому что (цитирую) «места свободного нет». Эх, золотые слова… Пустое пространство, или, как говорят дизайнеры, «воздух» - эта основа основ композиции веб-дизайна. Иногда он даже важнее, чем контент. Поэтому, если свободного пространства мало, сделайте генеральную «уборку» и не поддавайтесь искушению добавить как можно больше текста, иконок, картинок и т. д.

Сайт не должен быть перегруженным, иначе у людей будет рябить в глазах, и они не смогут «поймать» мысль, которую вы пытались до них донести. Ограничьтесь текстом строго по существу, парой картинок и четко структурированным меню.

Управляйте взглядом пользователя

Существует множество исследований, посвященных тому, как именно люди просматривают веб-сайты, позволяющие понять, как направить взгляд посетителя на самые важные элементы. В результате этих исследований выяснилось, что люди сканируют экран по траектории, напоминающей или букву Z, или букву F, то есть, сверху вниз и слева направо.

Обладая этим знанием, вы сможете эффективно использовать преимущества визуальной иерархии, проектируя страницы так, что это принесет вам максимальную прибыль и отдачу.

Размещайте картинки, комбинации цветов, шрифты, горизонтальные, диагональные и вертикальные линии в соответствии с визуальными стандартами, и ваши пользователи с удовольствием пойдут по проторенному вами пути, просмотрев вначале самое необходимое, а потом уже - второстепенное.

Хотите, чтобы посетители не прошли мимо конкретной кнопки? Выделите ее контрастным цветом и разместите туда, куда сразу стремится взгляд. Желаете показать, какие обалденные у вас товары? Выделите их на общем фоне и разместите по правилу F-Z или правилу третей, рассмотренному выше.

Таким образом, теория композиции в дизайне web-сайта не является секретным знанием, доступным единицам, и каждый может создать красивый и функциональный сайт самостоятельно, не обращаясь к дорогим специалистам. В интернете существует множество видеокурсов по созданию сайтов с нуля. Дерзайте, и у вас все получится!

На этом буду заканчивать этот увлекательный, я надеюсь урок. Подписывайтесь на обновления нашего блога, и до встречи в следующих статьях!

Здравствуйте уважаемые посетители школы дизайна интерьера сайт! Сегодня я хочу поговорить об архитектурной композиции, почему она является очень важной составляющей гармоничного интерьера, и для чего, а главное, как её использовать в дизайне интерьера.

Вообще знание законов композиции - это не определённый этап дизайна интерьера (шаги дизайна интерьера) – это первооснова для успешного работы в любой деятельности, связанной с искусством, и как следствие - дизайном интерьера.

Процесс оформления интерьера тесно связан со знанием законов архитектурной композиции. Без знания основ композиции невозможно создать красивый интерьер. Построение интерьеров по законам художественной композиции – это то, что отличает интерьеры профессионалов от интерьеров, созданных любителями.

У людей, не имеющих художественного образования, композиция вызывает большие трудности и непонимание для чего она нужна, и как с ней работать. Однако бывают люди, которые интуитивно чувствуют основные законы композиции, что позволяет им со вкусом одеваться или обставлять свой дом, но таких людей очень мало. Остальным же, в том числе и многим именитым архитекторам и дизайнерам, приходилось и приходится постигать основы композиции сначала в теории (обучение в различных специализированных учреждениях), а затем совершенствовать на практике.

Начинающим также может показаться, что архитектурная композиция и её законы – это нечто неосязаемое и плохо поддающееся пониманию и объяснению, и что ещё хуже: композиция – это полная ерунда, мол, у каждого свой вкус и ему виднее как лучше обставить свою квартиру или дом. Однако это вовсе не так, и у «красоты» (а красота создаётся по законам художественной композиции) есть свои правила и законы, по которым она создаётся.

Итак, давайте попробуем разобраться с этой «композицией», и узнаем что же это такое.

Архитектурная композиция – это композиционная взаимосвязь элементов композиции, расположенных в определённом, с художественной точки зрения, порядке, и имеющие определённые количественные и качественные характеристики, направленные на достижение общей гармонии, целостности и выразительности архитектурного произведения.

Применительно к дизайну интерьера, комната, как основная единица дизайна, со всей располагающейся в ней мебелью, оборудованием, элементами оформления (картинами, светильниками, подсвечниками), рассматривается дизайнерами интерьера, ни что иное, как композиция. При этом план полов, потолков, развёртки каждой отдельной стены комнаты – это своя отдельная композиция, над которой необходимо работать для достижения общей гармонии всей композиции комнаты, квартиры или дома.

Теперь давайте разберём основные правила создания гармоничной композиции:

1. В любой композиции должен быть композиционный центр . Это может быть какой-либо предмет мебели, декоративное панно, камин и т.д.

Центр композиции (центр внимания) должен сразу бросаться в глаза, как только вы попадаете в комнату или помещение. Он должен доминировать и подчинять себе все остальные элементы интерьера, а главное, организовывать пространство помещения. А если в композиции есть центр, то, соответственно, должны быть подчиняющиеся центру дополняющие элементы. Т.е. если в композиции один элемент, то образование гармоничной композиции не произойдёт.

Теперь, когда вы знаете, какие элементы должны присутствовать в любой композиции, необходимо знать, как эти элементы располагаются относительно друг друга. Любая композиция имеет свои определённые границы, будь то рамка картины, развёртка стены или объём всей комнаты. Соответственно центр композиции, обычно, располагается примерно в центре. Остальные (дополнительные) элементы композиции группируются вокруг его (центра).

Элементы вокруг центра композиции могут быть расположены (сгруппированы) по законам симметрии или асимметрии. При группировке элементов архитектурной композиции посредством симметрии через композиционный центр проводится ось. Подчиняющиеся центру композиции элементы группируются по обеим сторонам от оси симметрии. Причём элементы обязательно должны быть одинаковыми по форме и цвету, или, по крайней мере, подобны друг другу.

При ассиметричной группировке элементов композиции провести чёткую ось симметрии невозможно. Такая композиция строится на принципах равновесия элементов. Ассиметричная группировка элементов композиции выглядит следующим образом:

При этом элементы композиции всегда располагаются в определённом ритме (через строго фиксированные расстояния друг от друга) или свободно (без одинакового расстояния между элементами).

Ассиметричное расположение элементов композиции считается более сложным способом группировки элементов, и требует определённой подготовки и опыта, так что на первом этапе хорошо освойте симметрию. Когда вы неберётесь опыта в построении симметричных композиций, тогда вам не составит труда создать и ассиметричную композицию в интерьере.

2. Композиция должна быть уравновешена. В идеале все элементы композиции должны равномерно располагаться по всему объёму в своих границах. Не должно быть перегибов в какую-либо одну сторону (одна сторона наполнена элементами, вторая – пуста). Если в композиции элементы сосредоточены неравномерно, то соответственно нарушаются её важные требования: равновесие и устойчивость.

3. Все элементы композиции должны быть взаимосвязаны между собой. В ней не должно быть случайных элементов. Эта взаимосвязь осуществляется на основе подобия элементов . Элементы могут быть подобны друг другу (тождество), немного отличаться (нюанс) и сильно отличаться (контраст) друг от друга.

На практике это может быть достигнуто несколькими способами: путём применения одного объединяющего цвета на разных элементах, единообразия формы элементов, применение подобных и повторяющихся элементов.

4. Композиционный контраст

Создание гармоничных, эстетически ценных интерьеров базируется на принципе сочетания композиционных контрастов. Это значит, что элементы интерьера должны разделяться на главные и второстепенные, элементы, богато декорированные и лаконичные, элементы со сложной и простой формой.

Благодаря использованию принципов композиционного контраста и создаются красивые интерьеры.

А на этом урок по архитектурной композиции и применения её в интерьере закончен. До скорых встреч на следующих уроках школы дизайна интерьера .

P.S. Если у вас возникли какие-либо вопросы относительно темы сегодняшнего урока, задавайте их в своих комментариях к этой теме.

Похожие материалы:

Если вам понравилась эта статья, пожалуйста, нажмите кнопку вашей любимой социальной сети.

Композиция (от латинского слова «compositio» означает «соединять», «располагать», «составлять», «складывать») - это гармоничная компоновка различных элементов, соединеннае в единое изображение. Существует пять законов композиции: закон целостности, закон пропорций, закон симметрии, закон ритма, закон главного в целом. Эти законы создают единую гармоничную систему композиции. Рассмотрим эти законы, используя их как методы построения композиции.

В общей композиции какие-то из этих методов более важные, какие-то менее, но нужно понимать, что в правильно выстроенной композиции не бывает лишних (ненужных) элементов. Все элементы в композиции взаимосвязаны между собой и работают на общий композиционный строй. Если какие-то элементы явно лишние, значит нарушена целостность композиции. Композиционным приемам можно научиться, а построение композиции можно заранее просчитать.

Свойства формы по восприятию

1. Геометрический вид.
Это свойство формы, определяемое соотношением ее размеров по трем пространственным координатам, а также конфигурацией поверхности формы. В зависимости от преобладания одного из трех измерений выделяют три основных типа формы: объемная, плоская, линейная.
2. Величина.
3. Величина - понятие относительное. Человек, оценивая величину формы, соотносит ее с собой или с соседними формами.

Положение в пространстве . Свойство этой формы, определяется местонахождением среди других форм относительно наблюдателя в трехмерной системе координат. В двумерном поле листа или на экране монитора реально мы можем двигать объект в направлении вертикалей, горизонталей и диагоналей. Эффектов можно добиться всего лишь незначительным смещением фигур в любом из этих направлений.

Зрительная масса. Визуальная оценка зрительной массы заключается в объеме вещества, заключенного в данную форму. Наибольшей массой обладают формы, приближающиеся по геометрии к кубу и шару, минимальная зрительная масса у линейных форм (точка, линия). Это надо учитывать, определяя главные и второстепенные элементы в произведении.

Фактура и текстура

Фактура – свойство, характеризующее внешнее строение поверхности формы (например, шероховатая она или гладкая).

Текстура - материал из которого состоит объект называется текстурой. Например, дерево и полированный камень на ощупь почти одинаковы (это фактура), но рисунок материала у них абсолютно разный (это текстура). Фактура и текстура – мощнейшие средства выразительности. Их воздействие может быть активнее, чем воздействие формы самой по себе. Подчеркнуть, или, наоборот, исказить пропорции, собрать воедино или разбить форму, оторвать от фона или слить с ним – все это может магия фактур.

Цвет и тон

Одно из важнейших свойств форм которое обладает определенным цветом и тоном. Выразительность цвета проявляется в ярких, насыщенных цветах и контрастных сочетаниях.

Светотень. Благодаря игры светотени, любую композицию можно сделать объемной, светотень добавляет реалистичность формам композиции.

Приемы композиции

Статика – средство передачи в композиции ощущения покоя.
Вертикальное расположение элементов (вдоль воображаемых вертикальных линий) может оптически уравновесить, утяжелить композицию. Даже маленькому логотипу можно придать монументальность (это нужно учитывать при разработке какого-то конкретного знака, если нужно добавить «весомость», «тяжесть», «значимость»).
Четкий контур, симметрия, прирост сложности к центру, заполненность пространства, многоэлементность - все это признаки закрытого типа композиции. Такой тип композиции логично использовать для передачи недвижимости, монументальности, угнетенности, устойчивости, стабильности и так далее. Часто именно в закрытых композициях используется статика с внутренней динамикой.

Динамика - элементы, расположенные по диагональным линиям усиливают визуальное движение. Придает экспрессивный характер изображению и соответственно это мы используем при разработке конкретной задачи. Например, для открытой композиции – преимущественно строится от центра, устанавливается несколько композиционных узлов, вокруг которых происходит развитие элементов, используется ритмический ряд. Применяется для создания ощущения пространства.

Симметрия - свойства фигур в композиции, расположенных на одном перпендикуляре к данной плоскости (или прямой), по разные стороны от нее и на одинаковом расстоянии от нее. Эти фигуры симметричны относительно этой плоскости или прямой. Симметрия может быть полной и неполной. Неполная симметрия создает соотносительность масс правой и левой частей, но не идентичность.

Асимметрия - отсутствие симметрии. При асимметричной композиции большая часть элементов смещается в сторону от воображаемой оси симметрии (или от центра). С помощью симметрии мы можем придать статичность изображению, а асимметрия, наоборот, усиливает динамику. Причем хочу заметить, что асимметрия и динамика не означают хаос в композиции. В асимметрических композициях достичь равновесие тяжелее. Достигается за счет уравновешения масс по цвету и форме, расположению в пространстве. Правильно выстроенные элементы приносят гармонию и устойчивость композиции.

Пропорции (в переводе с латинского означает «соотношение», «соразмерность» ). В композиции пропорции - это соотношение величин элементов и всего изображения в целом. Самые простые пропорции основаны на кратких и целочисленных отношениях 1:2; 3:4 и т. д. Мой вам совет - при размещении блока композиции на листе соблюдайте такой тип пропорций. Например, сверху отступ от края листа 1 единица, а снизу 2 (1:2) и т. п. Так она не «завалится вниз» и не «улетит вверх». Самое знаменитое пропорциональное отношение - «золотое сечение». Человеческую фигуру перевязывают поясом, отмеряют потом расстояние от пояса до ступней – это величина пропорционально относится к расстоянию от тела до макушки, а весь рост человека относится к длине от пояса до ступней. «Ряд Фибоначчи»-каждое число является суммой двух предыдущих - 1 ,1 ,2 ,3 ,5,8, 13, 21. Пропорции гармонично держат динамичные и статичные композиции. Динамика всегда определяется двумя разными соотношениями меньшей и большей величинами (3:4), а статика (1:1).

Закономерности композиционных структур

Ритм - чередование разных элементов в композиции и интервалов. Трудно представить композицию без ритма. Взаимодействие элементов между собой - это и есть ритм. Ритм может быть вертикальным - чередование отдельных элементов в вертикальном направлении. Чередование в горизонтальном направлении - горизонтальный ритм, он, как правило, придает статичность композиции, замедляет ее.
Метр - это повторяемость одинаковых элементов и интервалов.

Ритмические закономерности композиции:

Контраст - ярко выраженное противопоставление элементов в ритмической структуре. Контраст может быть тоновым, цветовым, по размеру, по форме, по положению.

Нюанс - слабо выраженное изменение элементов в ритмической структуре относительно друг друга. Нюанс позволяет нам сделать элементы ненавязчивыми, что помогает создавать гармонию в композиции.

Движение - постепенное изменение элементов в ритмической структуре в пределах заданного диапазона.
Иногда просто необходимо для создания динамичной композиции, чтобы «заставить ее элементы двигаться». Для этого мы распределяем свободное пространство по направляющим движения элементов. Пространство, по которому «двигается элемент», может как вписываться в композиционные границы, так визуально и выходить за его пределы.

Акцент - от латинского «ударение». Элемент, который мы в композиции особо подчеркиваем, делаем на нем ударение, акцентируем внимание зрителя на нем. Достигаем этого по уже знакомым нам изменениям композиционных закономерностей: цвет, тон, форма, размер, положение. Бывает, что акцент делают на маленький элемент композиции, но при этом он буквально «взрывает» ее.
Также присущи качества, которые изменяют структуру: цвет, тон, форма, размер, положение.

Доминанта - преобладание одной части структуры над другой.
Например преобладание какого-либо цвета или элементов определенной формы и т. п.
Также присущи качества, которые изменяют структуру: цвет, тон, форма, размер, положение.

Есть такая особенность психологии человека, что он не стремится к монотонности и повторяемости, а наоборот, к развитию, совершенствованию, движению. И ту же композицию мы стремимся сделать визуально очень интересной, привнести динамику, чем-то привлечь внимание зрителя.
А достигается это путем применения вышеперечисленных методов. Причем нет жестких правил применения какого-то одного из них. Их можно сочетать между собой. Главное не забывать о гармонично выстроенной композиции и не «засорять» ее лишними «спецэффектами».

Loading...Loading...