Либеральные реформы 60 70 гг кратко.

План изучения темы

1. Причины проведения реформ 60–70-х гг. XIX в.
2. Реформы местного самоуправления.
а) Земская реформа
б) Городская реформа
3. Судебная реформа.
4. Реформы системы образования.
а) Школьная реформа.
б) Университетская реформа
5. Военная реформа.

Реформы Александра II (1855 – 1881 гг.) Крестьянская (1861 г.) Земская (1864 г.) Городская (1870 г.) Судебная (1864 г.) Военная (1874 г.) В области просвещения (1863-1

Реформы Александра II
(1855 – 1881 гг.)
Крестьянская (1861 г.)
Земская (1864 г.)
Городская (1870 г.)
Судебная (1864 г.)
Военная (1874 г.)
В области
просвещения (1863-1864 гг.)

*Историки XIX – начала XX в. оценили эти реформы как великие (К.Д. Кавелин, В.О. Ключевский, Г.А. Джаншиев). *Советские историки считали их незавер

*Историки XIX – начала XX в.
оценили эти реформы как великие
(К.Д. Кавелин, В.О. Ключевский, Г.А. Джаншиев).
*Советские историки считали их
незавершенными и
половинчатыми
(М.Н.Покровский, Н.М. Дружинина, В.П.
Волобуев).

Название
Крестьянская
(1861 г.)
Земская (1864 г.)
Городская (1870
г.)
Судебная (1864
г.)
Военная (1874 г.)
В области
просвещения
(1863-1864 гг.)
Содержание
реформы
Их значение
Их
недостатки

Крестьянская реформа: Манифест и Положения 19 февраля 1861г.

Итоги
крестьянской
реформы
Носила незавершенный
характер,
порождала социальные
антагонизмы
(противоречия)
Открывала путь
к развитию
буржуазных отношений
в России
«Воля»
без земли
6

Реформы
Их значение
Крестьянск Переломный момент,
ая (1861 г.) грань между
феодализмом и
капитализмом. Создала
условия для
утверждения
капиталистического
уклада в качестве
господствующего.
Их недостатки
Сохранила
крепостнические
пережитки;
крестьяне не
получили землю в
полную
собственность,
должны были
платить выкуп,
потеряли часть
земли (отрезки).

Реформа местного самоуправления

1864 году было введено «Положение
о земских учреждениях». В уездах
и губерниях создавались органы
местного самоуправления -
земства.

Земская реформа (1864г.). “Положение о губернских и уездных земских учреждениях”

Содержание реформы
Создание губернских и уездных
земств –
выборных органов местного самоуправления
в сельской местности
Функции земств
Содержание местных школ, больниц;
строительство дорог местного значения;
организация сельскохозяйственной статистики и т.д.
9

10. Словарь

Земства – выборные
органы местного
самоуправления
решавшие хозяйственные
вопросы на местах.

11. Земская реформа (1864г.). “Положение о губернских и уездных земских учреждениях”

Структура земских учреждений
Земская управа
Земское собрание
исполнительный орган
избиралась
на 3 года
распорядительный орган
в составе гласных
(гласные – выборные члены
земских собраний и городских дум)
избирались
населением
на цензовой основе
по сословному
признаку,
11
собирались ежегодно

12. Земская реформа

В земстве, в том числе в его постоянных органах
(управах) совместно работали представители всех сословий.
Но ведущую роль все же играли дворяне, смотревшие на
«мужичьих» гласных сверху вниз. А крестьяне зачастую
относились к участию в работе земства как к повинности и
избирали в гласные недоимщиков.
Земское собрание в
провинции. Гравюра по
рисунку К. А. Трутовского.

13.

Курии - разряды, на
которые делились избиратели
по имущественному и
социальному признаками в
дореволюционной России при
выборах.

14. Земская реформа

1 гласный (депутат) по землевладельческой и крестьянской
куриям избирался от каждых 3 тыс. крестьянских наделов.
По городской курии – от владельцев имущества,
равного по стоимости тому же количеству земли.
?
Скольким голосам крестьян равнялся голос землевладельца,
имеющего 800 дес., если душевой надел составлял 4 дес.?
В этом случае 1 голос помещика = 200 голосам крестьян.
Почему при создании земских органов не было обеспечено
равное избирательное право для крестьян,
горожан и землевладельцев?
Потому что в этом случае образованное меньшинство
«потонуло» бы в неграмотной темной крестьянской массе.

15. Земская реформа

Земские собрания собирались 1 раз в год:
уездные – на 10 дней, губернские – на 20 дней.
Сословный состав земских собраний
Дворяне
Купцы
Крестьяне
Прочие
Уездное земство
41,7
10,4
38,4
9,5
Губернское земство
74,2
10,9
10,6
4,3
?
Почему среди губернских гласных доля крестьян
была заметно ниже, чем среди уездных?
Крестьяне были не готовы заниматься далекими
от их повседневных нужд губернскими делами.
Да и добираться в губернский город было далеко и дорого.

16. Земская реформа

Земское собрание в провинции. Гравюра по рисунку К. А. Трутовского.
Земства получили право приглашать на
работу специалистов по отдельным отраслям
хозяйства – учителей, врачей, агрономов –
земские служащие
Земства вводились на уровне уездов и
губерний
Земства решают не только местные
хозяйственные дела, но и активно
включаются в политическую борьбу

17.

Ваши комментарии.
Земства.
Московский дворянин Киреев
писал о земствах:
«Мы, дворяне – гласные; купцы,
мещане, духовенство –
согласные, крестьяне безгласные».
Объясните, что хотел сказать
автор?

18. Избирательная система в России

Принципы
избирательной
системы
Всеобщее
Равное
Прямое
Только мужчины
Курии,
имущественный
ценз
Многоступенчатые

19. Земская реформа

Земское собрание в провинции.
Гравюра по рисунку К.А. Трутовского.
1865 г.
?
На какие группы делятся
гласные земства на рисунке
К. Трутовского?
Земства занимались
исключительно
хозяйственными
вопросами:
устройством дорог,
борьбой с пожарами,
агрономической
помощью крестьянам,
созданием
продовольственных
запасов на случай
неурожая,
содержанием
школ и больниц.
Для этого собирались
земские налоги.

20.

Бездорожье в Тверской губернии.
Земский врач.
Худ. И.И. Творожников.
Благодаря
земским врачам
сельские жители
впервые получили
квалифицированную
медицинскую помощь.
Земский врач был
универсалом:
терапевтом, хирургом,
стоматологом,
акушером.
Иногда операции
приходилось делать
в крестьянской избе.

21. Земская реформа

Особую роль среди земских
служащих играли учителя.
?
В чем, по-вашему,
состояла эта роль?
Земский учитель не только
обучал детей арифметике
и грамоте, но зачастую был
Приезд учительницы в деревню.
и единственным грамотным
Худ. А. Степанов.
человеком в деревне.
Благодаря этому учитель становился для крестьян
носителем знания и новых идей.
Именно среди земских учителей было особенно много
либерально и демократически настроенных людей.

22. Земская реформа

Занятие в земской школе
Пензенской губернии. 1890-е гг.
?
Что, судя по фотографии,
отличало земскую школу
от государственной или
приходской?
В 1865–1880 гг.
в России было 12 тыс.
сельских земских школ, а
в 1913 г. – 28 тыс.
Земские учителя обучили
грамоте свыше 2 млн.
крестьянских детей, в т.ч.
девочек.
Правда, начальное
обучение так и не стало
обязательным.
Программы обучения
вырабатывало
Министерство
просвещения.

23. Земская реформа (1864г.). “Положение о губернских и уездных земских учреждениях”

способствовали развитию
Значение
просвещения,
здравоохранения,
местного благоустройства;
становились центрами
либерального общественного движения
вводилась первоначально в 35 губерниях
(к 1914г. действовали в 43 из 78 губерний)
Ограниченность
не были соданы волостные земства
действовали под контролем администрации
(губернаторов и министерства внутренних дел)
23

24.

Реформы
Земская
(1864 г.)
Их значение
Вокруг земств
сгруппировалась
наиболее энергичная,
демократическая
интеллигенция.
Деятельность была
направлена на
улучшение положения
народных масс.
Их недостатки
Сословность
выборов;
ограничен круг
вопросов,
решаемых
земствами.

25. Городская реформа

Городская реформа начала готовиться в 1862 г., но из-за покушения
на Александра II ее осуществление задержалось.
Городовое положение было принято в 1870 г.
Высшим органом городского самоуправления
оставалась Городская дума.
Выборы проводились по трем куриям.
Курии формировались на основе имущественного ценза.
Составлялся список избирателей по убыванию размера платимых
ими городских налогов.
Каждая курия платила 1/3 налогов.
Первая курия была самой богатой и малочисленной,
третья – самой бедной и многочисленной.
Как вы считаете: городские выборы проводились
на всесословной или бессословной основе?
?

26. Городская реформа

Городское самоуправление:
Городская
дума
(распорядительный
орган)
Избиратели
1-й курии
избирает
Городской голова
Городская
управа
(исполнительный
орган)
Избиратели
2-й курии
Избиратели
3-й курии

27. Городская реформа

Самарский
городской голова
П.В. Алабин.
Главой городского самоуправления являлся
выборный городской голова.
В крупных городах городским головой
выбирали обычно дворянина
или богатого гильдейского купца.
Подобно земствам, городские думы и управы
ведали исключительно местным
благоустройством:
мощением и освещением улиц, содержанием
больниц, богаделен, сиротских домов и
городских училищ,
попечением о торговле
и промышленности,
устройством водоснабжения
и городского транспорта.

28. Городская реформа 1870г. – “Городовое положение”

Суть
Создание в городах органов,
аналогичных земствам
по функциям и структуре
Городской голова
руководил
Городская управа
избиралась
Городская дума в составе гласных
избирались населением на цензовой бессословной основе
28

29.

Реформы
Городская
(1870 г.)
Их значение
Способствовала
приобщению широких
слоев населения к
управлению, что
служило предпосылкой
для формирования в
России гражданского
общество и правового
государства.
Их недостатки
Деятельность
городского
самоуправления
контролировалась
государством.

30. Судебная реформа

31. Судебная реформа - 1864

Принципы судопроизводства
Земское собрание в провинции. Гравюра по рисунку К. А. Трутовского.
Бессословность
– решение суда
не зависит от
сословной
принадлежности
обвиняемого
Выборность –
мирового судьи
и присяжных
Гласность – на
заседаниях суда
могла
присутствовать
публика, пресса
могла сообщать о
ходе судебного
процесса
Состязательность –
участие в судебном
процессе прокурора
(обвинение) и
адвоката (защита)
Независимость –
на судей не могла
оказывать влияние
администрация

32. Судебная реформа 1864г.

Основа реформы
Судебные Уставы
введение суда присяжных
32

33. Судебная реформа 1864г.

Основа реформы
Судья
назначается
Министерством
юстиции
(принцип
несменяемости судей)
Судебные Уставы
введение суда
присяжных
Выносит приговор
в соответствии
с законом
на основе вердикта присяжных
33

34. Судебная реформа 1864г.

Присяжные заседатели
выбираются
из представителей всех сословий(!)
на основе имущественного ценза
12 человек
Выносят
вердикт (решение)
о виновности, её степени
или невиновности подсудимого
34

35. Судебная реформа

Судьи получали высокое
жалование.
Решение о виновности
обвиняемого выносили
присяжные заседатели
после заслушивания
свидетелей и прений
прокурора и адвоката.
Присяжным заседателем
мог стать российский
подданный от 25 до 70 лет
(цензы - имущественный и
оседлости).
Решение суда могло быть
обжаловано.

36. Судебная реформа 1864г.

Дополнительные элементы
проведения
судебной реформы
Были созданы:
особые суды для военнослужащих
особые суды для священнослужителей
мировые суды
для рассмотрения мелких гражданских и уголовных правонарушений
36

37. Судебная реформа 1864г.

Структура судебной власти в России
Сенат
высший судебный и кассационный
(кассация – обжалование,
опротестование приговора суда низшей инстанции)
орган
Судебные палаты
Окружные суды
Адвокат
Прокурор
12 присяжных заседателей (ценз)
Мировые суды
суды для рассмотрения
наиболее важных дел
и аппеляций
(жалоба, обращение о пересмотре дела)
на решения окружных судов
Судебные органы первой инстанции.
Рассматривает сложные уголовные
и гражданские дела
мелкие уголовные и гражданские дела
37

38. Судебная реформа

Мелкие правонарушения и гражданские тяжбы
(сумма иска до 500 руб.)
разбирал мировой суд.
Мировой судья
решал дела единолично,
мог приговаривать к штрафу (до 300 руб.),
аресту на срок до 3-х месяцев или тюремному
заключению на срок до 1 года.
Такой суд был прост, скор и дешев.
Мировой судья.
Современный рисунок.

39. Судебная реформа

Мирового судью избирали
земства или городские думы из
числа лиц старше 25 лет, с
образованием не ниже среднего,
и судейским опытом от трех
лет.
Мировой судья должен был
владеть недвижимостью
на 15 тыс. руб.
Уездный съезд мировых судей
Челябинского уезда.
Обжаловать решения
мирового судьи можно было на
уездном съезде
мировых судей.

40. Судебная реформа

Современный рисунок.
Участие общественности:
В процессе участвовали
12 непрофессиональных
судей – присяжных
заседателей.
Присяжные заседатели
выносили вердикт:
«виновен»;
«виновен,
но заслуживает
снисхождения»;
«невиновен».
Исходя из вердикта, судья
выносил приговор.

41. Судебная реформа

Присяжные заседатели.
Рисунок начала ХХ в.
?
Что можно сказать
о составе коллегии
присяжных, судя
по этому рисунку?
Присяжные заседатели
избирались губернскими
земскими собраниями
и городскими думами
на основе
имущественного ценза,
без учета сословной
принадлежности.

42. Судебная реформа

Состязательность:
В уголовном процессе обвинение
поддерживал прокурор, а защиту
обвиняемого осуществлял адвокат
(присяжный поверенный).
В суде присяжных, где вердикт зависел
не от профессиональных юристов,
роль адвоката была огромной.
Крупнейшие русские адвокаты:
К.К. Арсеньев, Н.П. Карабчевский,
А.Ф. Кони, Ф.Н. Плевако, В.Д. Спасович.
Федор Никифорович
Плевако
(1842–1908)
выступает в суде.

43. Судебная реформа

Гласность:
В судебные заседания стала допускаться
публика.
Судебные отчеты публиковались
в прессе. В газетах появились специальные
судебные репортеры.
Портрет юриста
Владимира Даниловича
Спасовича.
Худ. И.Е. Репин.
1891.
Адвокат В.Д. Спасович:
«Мы до известной степени рыцари слова
живого, свободного, более свободного
ныне, чем в печати, которого не угомонят
самые рьяные свирепые председатели,
потому что пока председатель обдумает
вас остановить, слово уже ускакало
за три версты и его не вернуть».

44. Судебная реформа 1864г.

Значение
судебной реформы
Создана самая передовая
в тогдашнем мире судебная
система.
Большой шаг
в развитии принципа
«разделения властей»
и демократии
Сохранение элементов
бюрократического произвола:
наказания
в административном порядке
и т.п.
сохраняла ряд пережитков прошлого:
особые суды.
44

45. Военная реформа 60-х - 70-х гг. XIX века

Непосредствен
ный толчок –
поражение
России
в Крымской
войне 18531856гг.
45

46. Направления военной реформы

Направления
Военные
учебные
заведения
Всеобщая
воинская
повинность
Перевооружение
армии и
флота
Результат - массовая армия современного типа

47. Военная реформа

Милютин Д.А.,
военный
министр,
инициатор
реформы.

48. Военная реформа

Дмитрий Алексеевич
Милютин
(1816–1912),
военный министр
в 1861–1881 гг.
Первым шагом военной реформы стала
отмена в 1855 г.
военных поселений.
В 1861 г. по инициативе нового военного
министра Д.А. Милютина
срок службы был сокращен
с 25 лет до 16 лет.
В 1863 г. в армии были отменены
телесные наказания.
В 1867 г. был введен
новый военно-судебный устав,
основанный на общих принципах судебной
реформы (гласность, состязательность).

49. Военная реформа

В 1863 г. осуществлена реформа
военного образования:
кадетские корпуса преобразованы
в военные гимназии.
Военные гимназии давали широкое общее
образование (русский и иностранные
языки, математика, физика,
естествознание, история).
Учебная нагрузка возросла вдвое,
зато физическая и общевоинская
подготовка была сокращена.
Дмитрий Алексеевич
Милютин
(1816–1912),
военный министр
в 1861–1881 гг.

50. 1) Создание военных гимназий и училищ для дворян, юнкерских училищ для всех сословий, открытие Военно-юридической академии (1867 г.) и Морской

1) Создание военных гимназий и
училищ для дворян,
юнкерских училищ для всех сословий,
открытие Военно-юридической
академии (1867 г.) и
Морской академии (1877 г.)

51. По новым уставам ставилась задача учить войска лишь тому, что необходимо на войне (стрельба, рассыпной строй, саперное дело), сокращено врем

По новым уставам ставилась
задача учить войска лишь тому, что
необходимо на войне (стрельба,
рассыпной строй, саперное дело),
сокращено время на строевую
подготовку, запрещались телесные
наказания.

52. Военная реформа

?
Какая мера должна была стать главной
в ходе военной реформы?
Отмена рекрутчины.
?
Унтер-офицер
русской армии.
Худ. В.Д. Поленов.
Фрагмент.
Каковы были недостатки
рекрутской системы?
Невозможность быстро увеличить армию
в военное время, необходимость содержать
многочисленную армию в мирное время.
Рекрутчина годилась для крепостных,
но не для свободных людей.

53. Военная реформа

?
Вахмистр
драгунского полка.
1886 г.
Чем можно было заменить
рекрутскую систему?
Всеобщей воинской повинностью.
Введение всеобщей воинской повинности
в России с ее огромной территорией
требовало развития дорожной сети.
Только в 1870 г. была создана комиссия
для обсуждения этого вопроса,
а 1 января 1874 г.
был опубликован Манифест
о замене рекрутской повинности
всеобщей воинской повинностью.

54. Военная реформа

Призыву подлежали все мужчины
в возрасте 21 года.
Срок службы составлял 6 лет в армии
и 7 лет на флоте.
Освобождались от призыва единственные
кормильцы и единственные сыновья.
?
«Отстал».
Худ.
П.О. Ковалевский.
Русский солдат
1870-х гг. в полной
походной выкладке.
Какой принцип был положен
в основу военной реформы:
всесословность или бессословность?
Формально реформа была бессословной,
но фактически сословность
во многом сохранилась.

55. Военная реформа

?
В чем проявлялись
остатки сословности
в российской армии
после 1874 г.?
В том, что офицерский
корпус оставался
в основном дворянским,
рядовой состав –
крестьянским.
Портрет поручика
лейб-гвардии
Гусарского полка
графа Г. Бобринского.
Худ. К.Е. Маковский.
Барабанщик
лейб-гвардии
Павловского полка.
Худ. А. Детайль.

56. Военная реформа

При проведении военной реформы
были установлены льготы для
новобранцев, имевших среднее
или высшее образование.
Окончившие гимназию служили 2 года,
окончившие университет – 6 месяцев.
Помимо сокращенного срок службы
они имели право жить не в казарме,
а на частных квартирах.
Вольноопределяющийся
6-го Клястицкого
гусарского полка

57. Гладкоствольное оружие заменялось нарезным, чугунные орудия заменялись на стальные, принята на вооружение русской армии винтовка Х. Берда

Гладкоствольное оружие заменялось
нарезным,
чугунные орудия заменялись на
стальные,
принята на вооружение русской армии
винтовка Х. Бердана (берданка),
началось строительство парового флота.

58. Военная реформа

?
Как вы думаете, в каких социальных группах военная
реформа вызвала недовольство и каковы были его мотивы?
Консервативное дворянство было недовольно тем,
что выходцы из других сословий получили возможность
становиться офицерами.
Некоторых дворян возмущало то, что их могли призвать
солдатами наряду с крестьянами.
Особенно недовольно было купечество,
ранее не подлежавшее рекрутской повинности.
Купцы даже предлагали взять на себя содержание инвалидов, если
им позволят откупаться от призыва.

59. Военные реформы 60-х - 70-х гг. XIX века

Важнейший элемент реформы –
замена системы рекрутских наборов
всеобщей воинской повинностью
Обязательная военная служба
для мужчин всех сословий с 20 лет
(6лет – в армии, 7 лет – на флоте)
с последующим пребыванием в запасе
Предусматривались льготы для лиц,
имеющих высшее и среднее образование
(права вольноопределяющихся),
освобождались священнослужители
и некоторые другие категории населения
Значение
создание массовых боеспособных вооруженных сил;
повышение обороноспособности страны
59

60.

Военная реформа 1874 г.
Значение реформы:
создание массовой армии современного
типа,
поднят авторитет воинской службы,
удар по сословному строю.
Недостатки реформы:
просчеты в системе организации и
вооружения войска.

61. Реформы образования

61

62. Реформы образования

Школьная реформа
1864г.
Формирование новой структуры начального и среднего образования
Народные училища
Уездные
3 года
обучения
Приходские
с 1884г.
церковно-приходские
школы
Прогимназии
Городские
4 года
обучения
6 лет
обучения
3 года
обучения
Начальное образование
62

63. Школьная реформа (Среднее образование)

Для детей дворян и купечества были предназначены
классические и реальные гимназии.
«Устав гимназий и прогимназий» 19 ноября 1864 г.
Прогимназия.
Срок обучения
4 года
Классическая гимназия
7-классная,
срок обучения 7 лет
Реальная гимназия
7-классная
Срок обучения 7 лет
Готовили
к поступлению
в гимназию.
Располагались
в уездных
городах.
В программе
классических гимназий
преобладали древние
и иностранные языки,
древняя история,
античная литература.
В программе
реальных гимназий
преобладали
математика, физика
и другие
технические предметы

64. Школьная реформа

В 1872 г. срок обучения в классических гимназиях был
увеличен до 8 лет (7-й класс стал двухгодичным),
а с 1875 г. они официально стали 8-классными.
Реальные гимназии сохранили 7-летний срок обучения
и в 1872 г. были преобразованы в реальные училища.
Если выпускники классических гимназий поступали
в университеты без экзаменов, то реалистам приходилось
сдавать экзамены по древним языкам.
Без экзаменов они поступали лишь в технические ВУЗы.
?
Чем были вызваны подобные ограничения
для выпускников реальных училищ?
В классических гимназиях чаще учились дети дворян,
в реальных – дети купцов и разночинцев.

65. Университетская реформа

Андрей Васильевич
Головнин
(1821-1886),
министр просвещения
в 1861–1866 гг.
Университетская реформа стала
первой после отмены крепостного
права, что было вызвано
студенческими волнениями.
Новый университетский устав
взамен николаевского устава 1835 г.
был принят 18 июня 1863 г.
Инициатором нового устава стал
министр просвещения А.В. Головнин.
Университеты получили автономию.
Создавались советы университетов
и факультетов, которые избирали
ректора и деканов,
присуждали ученые звания,
распределяли средства
по кафедрам и факультетам.

66. Университетская реформа

Андрей Васильевич
Головнин
(1821-1886),
министр просвещения
в 1861–1866 гг.
Университеты имели собственную
цензуру, получали иностранную
литературу без таможенного досмотра.
В университетах действовали
собственные суд и охрана,
полиция не имела доступа
на территорию университетов.
Головнин предлагал создать студенческие
организации и привлечь их к участию в
университетском самоуправлении, но
Государственный совет отклонил это
предложение.
?
Почему это предложение было
исключено из устава университетов?

67. Реформа в области народного образования

Изменения в системе образования
Университетский устав
Школьный устав
1863 г.
1864 г.
Автономия
Создан совет университета,
Решавший все внутренние
вопросы
Избрание ректора и
преподавателей
Сняты ограничения
для студентов
(их проступки
рассматривал
студенческий суд)
Гимназии
Классические
Готовили к
поступлению в
университете
Реальные
Готовили к
поступлению в
высшие
технические
учебные
заведения

68. Женское образование

Курсистка.
Худ. Н.А. Ярошенко.
В 60–70-х гг. в России появилось
женское высшее образование.
В университеты женщин не брали,
но в 1869 г. были открыты первые
Высшие женские курсы.
Наибольшую известность приобрели курсы,
открытые В.И. Герье в Москве (1872 г.)
и К.Н. Бестужевым-Рюминым
в Петербурге (1878 г.)
На курсах Герье был только
словесно-исторический факультет.
На бестужевских курсах – математическое
и словесно-историческое отделения.
На математическом учились
2/3 слушательниц.

69.

Реформы в области просвещения
(1863-1864 гг.)
Значение реформ:
расширение и совершенствование
образования всех уровней.
Недостатки реформ:
недоступность среднего и высшего
образования для всех слоев населения.

70.

Реформы
Их значение
Их недостатки
Судебная Самая передовая в тогдашнем Сохраняла ряд
пережитков: особые
(1864 г.) мире судебная система.
суды.
Просчеты в системе
Военная Создание массовой армии
организации и
(1874 г.) современного типа, поднят
авторитет воинской службы, вооружения войска.
удар по сословному строю.
Расширение и
Недоступность
В
среднего и высшего
области совершенствование
образования для
просвещ образования всех уровней.
всех слоев
ения
населения.
(18631864 гг.)

71. Итоги и значение реформ

Привели
к значительному ускорению развития страны
приблизили Россию
к уровню ведущих держав мира
Носили неполный и незавершенный характер.
В 80-е годы сменились контрреформами Александра III
71

72. Значение реформ

Продвижение страны по пути капиталистического развития, по пути
Земское
собрание
в провинции.
по рисунку
К. А.демократии
Трутовского.
превращения
феодальной
монархииГравюра
в буржуазную
и развитие
Реформы были шагом от
помещичьего государства к
правовому
Реформы демонстрировали то,
что положительные сдвиги в
обществе могут быть достигнуты
не революциями, а
преобразованиями сверху,
мирным путем

73. Подводим итоги

?
В чем состоит историческое значение реформ 60–70-х гг.?
Благодаря реформам 60–70-х гг. многие вопросы повседневной
жизни были переданы из ведения бюрократии
в ведение общества в лице земств и городских дум;
установлено равенство российских подданных перед законом;
значительно повысился уровень грамотности населения;
университеты получили большую степень свободы
научной и учебной деятельности;
смягчилась цензура для центральной прессы и книгоиздания;
армия стала строиться на основе бессословной всеобщей воинской
повинности, что отвечало принципу равенства перед законом и
позволяло создать подготовленные резервы.

Отмена крепостного права поставила перед властью новые серьезные проблемы. Крепостной строй на протяжении веков определял в России организацию системы управления и судопроизводства, принципы комплектования армии и пр. Крушение этого строя диктовало необходимость дальнейших реформ.

Земская и городская реформы

Отмена крепостного права образовывала много пустых мест в существовавшей ранее системе местного управления, т.к. эта последняя была теснейшим образом связана с крепостным правом. Так, прежде каждый помещик в своем имении был для своих крестьян олицетворением власти. Да и в уездном и губернском управлении большая часть должностей еще со времен Екатерины II замещалась по выбору дворянства и из числа его представителей. После отмены крепостного права вся эта система рухнула. И без того местное хозяйство было чрезвычайно запущено. Медицинская помощь в деревне практически отсутствовала. Эпидемии уносили тысячи жизней. Крестьяне не знали элементарных правил гигиены. Народное образование никак не могло выйти из зачаточного состояния. Отдельные помещики, содержавшие для своих крестьян школы, закрыли их сразу же после отмены крепостного права. О проселочных дорогах никто не заботился. Таким образом, необходимо было срочно искать выход из этого нетерпимого положения, учитывая, что государственная казна истощена, и правительство не может поднять местное хозяйство своими силами. Поэтому было решено пойти навстречу либеральной общественности (особенно из нечерноземных губерний), которая ходатайствовала о введении местного всесословного самоуправления.

Эти идеи были высказаны Н.А. Милютиным в записке на имя императора. После утверждения последним, они стали руководящими принципами реформы. Принципы эти выражались в формуле: дать местному самоуправлению возможно больше доверия, возможно больше самостоятельности и возможно больше единства.

1 января 1864 г. был утвержден закон о земском самоуправлении. Началась земская реформа, в ходе которой в России создавалась система органов местного самоуправления на двух территориальных уровнях - в уезде и губернии. Распорядительными органами земства были уездные и губернские земские собрания, а исполнительными - уездные и губернские земские управы. Выборы земских органов проводились раз в три года. В каждом уезде для выборов гласных уездного земского собрания создавалось три избирательных съезда (курии). К первой курии (частных землевладельцев) относились лица, независимо от сословия, имевшие не менее 200-800 дес. земли (земельный ценз по разным уездам был неодинаков). Ко второй (сельских обществ) - выборные от волостных сходов. Третья курия (городских избирателей) включала в себя городских собственников с определенным имущественным цензом. Каждый из съездов избирал определенное равное число гласных (сроком на три года). Уездные земские собрания избирали гласных губернского земства. Для выполнения своих задач земства получили право облагать население особым сбором.

Как правило, в земских собраниях преобладали дворяне. Несмотря на конфликты с либеральными помещиками, самодержавие считало поместное дворянство своей основной опорой. Поэтому председателями уездных собраний автоматически (по должности) становились уездные предводители дворянства, а губернских собраний - губернские предводители. Земство было введено только в 34 губерниях Европейской России. Его не было в Сибири и в Архангельской губернии, т.к. там не было помещиков. Не ввели земство в Области Войска Донского, в Астраханской и Оренбургской губерниях, где существовало казачье самоуправление.

Функции земств были довольно многообразны. В их ведении находились местное хозяйство (строительство и содержание местных дорог др.), народное просвещение, медицина, статистика. Однако всеми этими делами они могли заниматься только в пределах своего уезда или губернии. Никакие проблемы общегосударственного характера земцы не имели права не только решать, но даже ставить на обсуждение. Более того, губернским земствам запрещалось сноситься между собой и координировать свою деятельность даже в таких вопросах, как борьба с голодом, эпидемиями, падежом скота.

Милютин не настаивал на расширении компетенции земств, однако считал, что в своей сфере деятельности они должны пользоваться полной самостоятельностью и независимостью от местных административных властей, подчиняясь лишь Сенату, и что губернаторам должно быть предоставлено лишь право надзора за законностью их действий.

Недостатки земской реформы были очевидны: незавершенность структуры земских органов (отсутствие высшего центрального органа), искусственное создание численного преимущества для поместного дворянства, ограниченность сферы деятельности. В то же время эта реформа имела серьезное значение. Важен был сам факт появления в России, системы самоуправления, в корне отличной от господствующей бюрократической системы. Выборность земских органов, их относительная независимость от бюрократических структур позволяли рассчитывать на то, что эти органы, при всех своих недостатках, будут исходить из интересов местного населения и приносить ему реальную пользу. Эти надежды в целом оправдались. Уже вскоре после создания земств Россия покрылась сетью земских школ и больниц.

С появлением земства стало меняться соотношение сил в провинции. Прежде все дела в уездах вершили правительственные чиновники вкупе с помещиками. Теперь, когда развернулась сеть школ. больниц и статистических бюро, появился “третий элемент”, как стали называть земских врачей, учителей, агрономов, статистиков. Многие представители сельской интеллигенции показали высокие образцы служения народу. Им доверяли крестьяне, к их советам прислушивались управы. Правительственные чиновники с тревогой следили за ростом влияния “третьего элемента”.

Едва родившись, земства встретили крайне враждебное отношение к себе всех правительственных органов - центральных и местных, вскоре лишились значительной части своих и без того небольших полномочий, что привело к тому, что многие достойные деятели земского движения охладели к нему и вышли из состава земских управ и собраний.

По закону земства были чисто хозяйственными организациями. Но вскоре они стали играть важную политическую роль. В те годы на земскую службу обычно шли самые просвещенные и гуманные помещики. Они становились гласными земских собраний, членами и председателями управ. Они стояли у истоков земского либерального движения. А представители “третьего элемента” испытывали тяготение к левым, демократическим, течениям общественной мысли. В обществе возникла надежда на дальнейшие шаги в коренном переустройстве государственного строя России. Либеральные деятели, от души приветствовавшие реформу, тешили себя мечтой об "увенчании здания" - создании на земской основе всероссийского представительного органа, что 6ыло бы продвижением к конституционной монархии. Но власть пошла по совсем иному пути. Как выяснилось впоследствии, в 1864 г. она дала максимум самоуправления, который считала возможным. Политика правительства по отношению к земству во второй половине 1860-х - 1870-е гг. была направлена на лишение его всякой самостоятельности. Губернаторы получили право отказывать в утверждении в должности любому лицу, избранному земством; еще большие права были даны им в отношении "лиц, служащих по найму”, - земских врачей, учителей, статистиков: по малейшему поводу их не только изгоняли из земства, но и высылали за пределы губернии. Кроме того, губернатор становился цензором всех печатных изданий земства - отчетов, журналов заседаний, статистических исследований. Центральная и местная власти целенаправленно душили всякую инициативу земств, в корне пресекали любое поползновение их к независимой деятельности. При возникновении конфликтных ситуаций правительство не останавливалось перед роспуском земских собраний, ссылкой их членов и другими карательными мерами.

В результате вместо движения вперед к представительному правлению власть упорно пятилась назад, стремясь включить земские органы в бюрократическую систему. Это сковывало деятельность земств, подрывало их авторитет. Тем не менее земствам удалось добиться серьезных успехов в своей конкретной работе, особенно в сфере народного просвещения и медицины. Но им так и не суждено было стать полноценными органами самоуправления и послужить основой для строительства конституционного строя.

На аналогичных основаниях в 1870 г. было опубликовано Городовое положение (закон о реформе городского самоуправления). Попечительству городских дум и управ подлежали вопросы благоустройства (освещение, отопление, водоснабжение, очистка, транспорт, устройство городских проездов, набережных, мостов и др.), а также заведование школьным, медицинским и благотворительным делом, попечение о развитии торговли и промышленности. На Городские думы были возложены обязательные расходы на содержание пожарной охраны, полиции, тюрем, казарм (эти расходы поглощали от 20 до 60% городского бюджета). Городовое положение устранило сословное начало в формировании городских органов самоуправления, заменив его имущественным цензом. В выборах в городскую думу участвовали лица мужского пола, достигшие 25 лет по трем избирательным съездам (куриям) (мелких, средних и крупных налогоплательщиков) с равными общими суммами платежей городских налогов. Каждая курия избирала 1/3 состава гласных Городской думы. Наравне с частными лицами избирательное право получили ведомства, компании, монастыри и др., платившие сборы в городской бюджет. Рабочие, не платившие налогов в пользу города, не участвовали в выборах. Численность дум устанавливалась с учетом количества населения от 30 до 72 гласных, в Москве - 180, в С.-Петербурге - 250. Городской голова, его товарищ (заместитель) и управа избирались думой. Городской голова возглавлял и думу и управу, координируя их деятельность. Органом надзора за соблюдение законности в деятельности городского самоуправления являлось Губернское по городским делам присутствие (под председательством губернатора).

В пределах своей компетенции Городские думы обладали относительной независимостью и самостоятельностью. Они проводили большую работу по благоустройству и развитию городов, но в общественном движении были не столь заметны, как земства. Это объяснялось долго сохранявшейся политической инертностью купечества и предпринимательского класса.

Судебная реформа

В 1864 г. была проведена и судебная реформа, в корне преобразовавшая структуру русского суда и весь процесс судопроизводства. Прежние суды существовали безо всяких существенных изменений со времен Екатерины II, хотя необходимость судебной реформы осознавалась еще Александром I. Главные пороки старой судебной системы состояли в сословности (для каждого сословия свой суд и свои законы), полной подчиненности администрации и закрытости судебного процесса (открывавшей невиданные возможности для злоупотреблений и беззакония). Подсудимому не всегда сообщались даже все основания, на которых основывалось выдвинутое против него обвинение. Приговор выносился по совокупности системы формальных доказательств, а не по внутреннему убеждению судьи. Сами судьи часто не имели не только юридического образования, но и вовсе никакого.

Взяться за реформу удалось только после отмены крепостного права, заставившего отказаться от принципа сословности и смены консервативного министра юстиции гр. В.Н. Панина. Автором судебной реформы стал давний сторонник перемен в этой области статс-секретарь Государствнного Совета (один из немногих, выступавших в ГС в 1861 г. за одобрение крестьянской реформы) Сергей Иванович Зарудный. В 1862 г. императором были утверждены разработанные им основные положения судебной реформы: 1) бессословность суда, 2) равенство всех граждан перед законом, 3) полная независимость суда от администрации (что гарантировалось несменяемостью судей), 4) тщательный подбор судейских кадров и их достаточное материальное обеспечение.

Старые сословные суды упразднялись. Вместо них создавались суд мировой и суд коронный - две независимые друг от друга системы, которые объединялись лишь подчинением одному высшему судебному органу - Сенату. Мировой суд с упрощенной процедурой вводился в уездах для разбора дел о мелких правонарушениях и гражданских дел с незначительным иском (впервые эта категория дел была выделена из общей массы). Более серьезные дела разбирались в коронным суде, имевшем две инстанции: окружной суд и судебную палату. В случае нарушения законного порядка судопроизводства решения этих органов могли быть обжалованы в Сенате.

От старых судов, которые вели дела сугубо бюрократическим порядком, новые отличались прежде всего тем, что были гласными, т.е. открытыми для публики и прессы. Кроме того в основу судебной процедуры был положен состязательный процесс, в ходе которого обвинение формулировалось, обосновывалось и поддерживалось прокурором, а интересы подсудимого защищались адвокатом из числа присяжных юристов. Прокурор и адвокат должны были выяснять все обстоятельства дела, допрашивая свидетелей, анализируя вещественные доказательства и т.п. Выслушав судебные прения, свой вердикт по делу (“виновен”, “невиновен”, “виновен, но заслуживает снисхождения”) выносили присяжные заседатели (12 человек), избиравшиеся по жребию из представителей всех сословий. На основании вердикта коронный суд (в лице председателя и двух членов суда) выносил приговор. Лишь при явном нарушении процессуальных норм (невыслушании судом одной из сторон, невызове свидетелей и т.д.) стороны могли, подав кассационную жалобу, перенести дело (гражданское - из судебной палаты, уголовное - из окружного суда) в Сенат, который, в случае подтверждения нарушений, передавал дело без рассмотрения в другой суд, либо в тот же, но в другом составе. Особенностью реформы было то, что и следователи, готовившие дело к судопроизводству, и судьи, руководившие всей судебной процедурой, хотя и назначались правительством, но были несменяемы на весь срок своих полномочий. Иными словами, в результате реформы предполагалось создать суд максимально независимый и уберечь его от посторонних влияний, прежде всего от нажима со стороны администрации. Вместе с тем из компетенции суда присяжных были изъяты дела о государственных и некоторых судебных преступлениях, а также дела о печати.

Мировой суд, задачей которого было предоставить русским людям суд “скорый, правый и милостивый” состоял из одного человека. Мировой судья избирался земскими собраниями или городскими думами на три года. Правительство не могло своей властью отстранить его от должности (как и судей окружного коронного суда). В задачу мирового суда входило примирение виновных, а при нежелании сторон судье предоставлялся значительный простор в назначении наказания - в зависимости не от каких-нибудь внешних формальных данных, а от внутреннего его убеждения. Введение мировых судов значительно разгрузило коронные суды от массы мелких дел.

И все же судебная реформа 1864 г. осталась незавершенной. Для разбора конфликтов в крестьянской среде был сохранен сословный волостной суд. Это отчасти объяснялось тем, что крестьянские правовые понятия сильно отличались от общегражданских. Мировой судья со “Сводом законов” часто был бы бессилен рассудить крестьян. Волостной суд, состоявший из крестьян, судил на основании существующих в данной местности обычаев. Но он был слишком подвержен воздействию со стороны зажиточных верхов деревни и всякого рода начальства. Волостной суд и мировой посредник имели право присуждать к телесным наказаниям. Это позорное явление существовало в России до 1904 г. Существовал отдельный церковный суд для духовенства (по специфически церковным делам).

Кроме того, уже вскоре после начала реализации судебной реформы, во многом под влиянием небывалого размаха терроризма, власть начала подчинять суды господствующей бюрократической системе. Во второй половине 1860-х - 1870-е годы была значительно ограничена публичность судебных заседаний и освещение их в печати; усилилась зависимость судебных чиновников от местной администрации: им предписывалось беспрекословно “подчинягься законным требованиям" губернских властей. Подрывался и принцип несменяемости: вместо следователей все чаще назначались "исполняющие должность" следователей, на которых принцип несменяемости не распространялся. Особенно характерны были нововведения, касающиеся политических дел: следствие по этим делам стали вести не следователи, а жандармы; судопроизводство осушествлялось не судами присяжных, а специально для этой цели созданным Особым присутствием Правительствующего Сената. С конца 1870-х годов значительная часть политических дел стала рассматриваться военными судами.

И все-таки, можно без колебаний признать, что судебная реформа была наиболее радикальной и последовательной из всех Великих реформ 1860-х гг.

Военные реформы

В 1861 г. военным министром был назначен генерал Дмитрий Алексеевич Милютин. Учитывая уроки Крымской войны, он провел в 1860-х - I пол. 1870-х гг. ряд военных реформ. Одной из главных задач военных реформ было сокращение численности армии в мирное время и создание возможности для значительного увеличения ее в военное время. Это было достигнуто путем сокращения небоевого элемента (нестроевых, местных и вспомогательных войск) и введением в 1874 г. (под влиянием удачных действий прусской армии во франко-прусской войне 1870 - 1871 гг.) всеобщей воинской повинности, заменившей дореформенную рекрутчину. Воинская повинность распространялась на все мужское население, в возрасте 21-40 лет, без различия сословий. Для сухопутных войск устанавливался 6-летний срок действительной службы и 9 лет пребывания в запасе; для флота - 7 лет действительной службы и 3 года в запасе. Затем военнообязанные переводились в качестве ратников в Государственное ополчение, куда зачислялись и освобожденные от призыва. В мирное время на действительную службу брали не более 25 - 30% от общего числа призывников. Значительная часть призывников освобождалась от службы по семейным льготам (единственный сын у родителей, единственный кормилец в семье и т.п.), по физической непригодности, по роду занятий (врачи, ветеринары, фармацевты, воспитатели и преподаватели); остальные тянули жребий. Не подлежали призыву представители народов Севера и Средней Азии, некоторых народов Кавказа, Урала и Сибири (мусульмане). На особых условиях проходили воинскую службу казаки. Сроки службы сокращались в зависимости от образования. Если же получивший образование поступал на действительную службу добровольно (вольноопределяющимся), то срок службы дополнительно сокращался еще вдвое. При этом условии призывники, имевшие среднее образование, служили всего семь месяцев, а высшее - три. Эти льготы стали дополнительным стимулом для распространения образования. В ходе милютинских реформ были значительно изменены условия службы для нижних чинов (солдат): отменены телесные наказания (наказание розгами оставлено только для разряда “штрафованных”); улучшена пища, обмундирование и казармы; приняты строгие меры для прекращения побоев солдат; введено систематическое обучение солдат грамоте (в ротных школах). Отмена рекрутчины, наряду с отменой крепостного права, значительно увеличила популярность Александра II среди крестьянства.

Одновременно для упорядочение системы военного управления была создана стройная, строго централизованная структура. В 1862 - 1864 гг. Россия разделялась на 15 военных округов, непосредственно подчиненных Военному министерству. В 1865 г. учрежден Главный штаб - центральный орган управления войсками. Серьезное значение имели и преобразования в сфере военного образования: вместо закрытых кадетских корпусов учреждались военные гимназии, близкие по программе к средней школе (гимназии) и открывавшие путь в любое высшее учебное заведение. Те, кто желал продолжить военное образование, поступали в учрежденные в 1860-е гг. специализированные юнкерские училища - артиллерийские, кавалерийские, военно-инженерные. Важной чертой этих училищ была их всесословность, открывшая доступ в офицерский корпус лицам недворянского происхождения. Высшее военное образование давали академии - Генерального штаба. артиллерийская, военно-медицинская, морская и др. Было проведено перевооружение армии (первые нарезные казнозарядные орудия, винтовки Бердана и др.).

Военные реформы встречали сильное противодействие консервативных кругов генералитета и общества; главным противником реформ был генерал-фельдмаршал кн. А.И. Барятинский. Военные “авторитеты” критиковали реформы за бюрократический характер, умаление роли командного состава, ниспровержение вековых устоев русской армии.

Итоги и значение реформ 1860-х - 1870-х гг.

Реформы 60-70-х годов - крупное явление в истории России. Новые, современные органы самоуправления и суда способствовали росту производительных сил страны, развитию гражданского самосознания населения, распространению просвещения, улучшению качества жизни. Россия подключалась к общеевропейскому процессу создания передовых, цивилизованных форм государственности, основанных на самодеятельности населения и его волеизъявлении. Но это были только первые шаги. В местном управлении были сильны пережитки крепостничества, оставались нетронутыми многие дворянские привилегии. Реформы 60-70-х годов не коснулись верхних этажей власти. Сохранялись самодержавие и полицейский строй, унаследованные от прошлых эпох.

wiki.304.ru / История России. Дмитрий Алхазашвили.

Гипермаркет знаний >>История >>История 8 класс >>Либеральные реформы 60-70-х гг. XIX в.

§ 21-22. Либеральные реформы 60-70-х гг. XIX в.

Реформы местного самоуправления.

После отмены крепостного права потребовалось проведение целого ряда других преобразований.

Одной из важнейших реформ Александра II стало создание органов местного самоуправления - земств.

К началу 60-х гг. прежнее управление на местах показало свою полную несостоятельность. Деятельность руководивших губерниями и уездами чиновников, назначенных в столице, и отстраненность населения от принятия любых решений довели хозяйственную жизнь, здравоохранение , просвещение до крайнего расстройства. Отмена крепостного права позволяла привлечь к решению местных проблем все слои населения.

В то же время, учреждая земства, правительство не могло не считаться с настроениями дворянства, значительная часть которого была недовольна отменой крепостного права. «Дворянство, - писал К. Д. Кавелин, - не может примириться с мыслью, что правительство освободило крестьян, как ему хотелось, а не как хотели дворяне, что дворянство даже не было порядочно выслушано. Роль первого сословия империи в деле такой важности вышла жалкая и унизительная». Поэтому одной из причин земской реформы было желание возместить для дворян - хотя бы частично - утрату прежней власти.

Создавая местные органы самоуправления, правительство надеялось также на то, что их деятельность сможет отвлечь наиболее активную часть общества «от политических мечтаний», заставит заниматься конкретными полезными делами.

1 января 1864 г. императорским указом вводилось «Положение о губернских и уездных земских учреждениях», которое предусматривало создание в уездах и губерниях новых выборных органов местного управления - земств (в волостях земства не создавались).

Быть избирателями по землевладельческой курии могли владельцы не менее 200 десятин земли или другого недвижимого имущества на сумму не менее 15 тыс. рублей, а также владельцы промышленных и торговых предприятий, приносящих доход не менее 6 тыс.рублей в год. Мелкие землевладельцы, объединяясь, выдвигали лишь своих уполномоченных.

Избирателями городской курии были купцы, владельцы предприятий или торговых заведений с годовым оборотом не менее 6 тыс. рублей, а также владельцы недвижимой собственности на сумму от 600 рублей (в небольших городах) до 3,6 тыс. рублей (в крупных).

Выборы по крестьянской курии были многостепенными: сначала сельские сходы выбирали представителей на волостные сходы. На волостных сходах сначала избирали выборщиков, которые затем выдвигали представителей в уездные органы самоуправления. На уездных земских собраниях избирались представители от крестьян в губернские органы самоуправления.

Земские органы делились на распорядительные и исполнительные. Распорядительные - земские собрания - состояли из представителей всех сословий в лице избранных гласных (депутатов). Гласные как в уезде, так и в губерниях избирались на 3 года.

Земские собрания выбирали исполнительные органы - земские управы, которые также работали 3 года. Председателем земского собрания был предводитель дворянства.

Круг вопросов, которые решали земские учреждения, был ограничен местными делами: строительство путей сообщения, сооружение и содержание школ, больниц, развитие местной торговли и промышленности и т. д. За законностью действий земств следил губернатор.

Материальной основой деятельности земств был специальный налог, которым облагалось недвижимое имущество: земля, дома, фабрично-заводские предприятия и торговые заведения.

Земства не были введены в Архангельской, Астраханской и Оренбургской губерниях, в Сибири, в Средней Азии - там, где дворянское землевладение отсутствовало или было незначительным. Не получили органов местного самоуправления Польша, Литва, Белоруссия, Правобережная Украина, Кавказ, так как там помещики не были русскими.

Земская реформа имела недостатки. Прежде всего, был непоследовательно выдержан принцип всесословности. Выборы фактически строились по сословному признаку. При этом распределение по куриям давало значительные преимущества дворянам. Круг вопросов, решаемых земствами, был ограничен.

Тем не менее создание земских учреждений было успехом сторонников конституционного правления. Вокруг земств сгруппировалась наиболее энергичная, демократически настроенная интеллигенция. За годы своего существования земства подняли уровень образования и народного здравоохранения, улучшили дорожную сеть и расширили агрономическую помощь крестьянам в таком масштабе, на который государственная власть была неспособна. Несмотря на то что в земствах преобладали представители дворянства, их деятельность была направлена на улучшение положения широких народных масс.

В 1870 г. по типу земской была проведена городская реформа. Она заменила прежние сословные городские думы всесословными выборными городскими учреждениями - городскими думами и городскими управами.

Правом выбора в городскую думу пользовались мужчины, достигшие 25 лет и платившие городские налоги. Все избиратели в соответствии с величиной уплачиваемых в пользу города сборов делились на три курии. Первую курию составляла небольшая группа наиболее крупных владельцев домов, промышленных и торговых предприятий, которые платили в городскую казну 1/з всех налогов. Во вторую курию входили более мелкие налогоплательщики, вносившие еще 1/з городских сборов. Третья курия состояла из всех остальных налогоплательщиков. При этом каждая курия избирала равное число гласных, что обеспечивало преобладание крупных собственников.

Городское общественное самоуправление ведало решением хозяйственных вопросов: благоустройством города, развитием местной торговли и промышленности, здравоохранения и народного образования, содержанием полиции, тюрем и т. д.

Деятельность городского самоуправления контролировалась государством. Избранный городской думой городской голова утверждался губернатором или министром внутренних дел. Эти же чиновники могли наложить запрет на любое решение думы. Для контроля за деятельностью городского самоуправления в каждой губернии создавался специальный орган - губернское по городским делам присутствие.

При всей своей ограниченности городская реформа была шагом вперед в деле городского самоуправления. Она, как и земская реформа, способствовала приобщению широких слоев населения к решению вопросов управления, что служило предпосылкой для формирования в России гражданского общества и правового государства.

Судебная реформа.

Самым последовательным преобразованием Александра II стала судебная реформа, проведенная на основе новых судебных уставов, принятых в ноябре 1864 г. В соответствии с ней новый суд строился на принципах буржуазного права: равенство всех сословий перед законом; гласность суда; независимость судей; состязательность обвинения и защиты; выборность некоторых судебных органов.

По новым судебным уставам были созданы две системы судов - мировые и общие. Мировые суды рассматривали мелкие уголовные и гражданские дела. Они создавались в городах и уездах. Мировые судьи вершили правосудие единолично. Они выбирались земскими собраниями и городскими думами. Мировым судьей мог стать только «местный житель» не моложе 25 лет, обладавший безупречной репутацией. Для судей устанавливался высокий образовательный и имущественный ценз: высшее или среднее образование и владение недвижимым имуществом вдвое выше, чем при выборах в земства по землевладельческой курии. При этом они получали довольно высокую заработную плату - от 2,2 до 9 тыс. рублей в год.

Система общих судов включала окружные суды и судебные палаты. Члены окружного суда назначались императором по представлению министра юстиции и рассматривали уголовные и сложные гражданские дела. Рассмотрение уголовных дел происходило с участием двенадцати присяжных заседателей. Присяжным мог быть подданный России в возрасте от 25 до 70 лет с безупречной репутацией, проживавший в данной местности не менее двух лет и владевший недвижимостью на сумму от 2 тыс. рублей. Списки присяжных утверждались губернатором.

Апелляции по поводу решения окружного суда подавались в судебную палату. Причем апелляция по поводу приговора, вынесенного судом присяжных, не допускалась. Судебная палата рассматривала также дела о должностных преступлениях чиновников. Такие дела приравнивались к государственным преступлениям и слушались с участием сословных представителей. Высшей судебной инстанцией являлся Сенат.

Реформа устанавливала гласность ведения судов. Они стали проводиться открыто, на них допускалась публика, газеты печатали отчеты о судах, представлявших общественный интерес. Состязательность сторон обеспечивалась присутствием на судебном разбирательстве прокурора - представителя обвинения и адвоката, защищавшего интересы обвиняемого. В русском обществе возник необычайный интерес к адвокатской деятельности. На этом поприще прославились выдающиеся юристы Ф. Н. Плевако, князь А. И. Урусов и другие, заложившие основы русской школы адвокатов-ораторов. Хотя новая судебная система еще сохраняла ряд пережитков прошлого (особые волостные суды для крестьян, суды для духовенства, военных и высших чиновников), тем не менее она оказалась самой передовой в тогдашнем мире.

Военные реформы.

Либеральные преобразования в обществе, стремление правительства преодолеть отставание в военной области, а также сократить военные расходы вызвали необходимость проведения коренных реформ в армии.

Они осуществлялись под руководством военного министра Д. А. Милютина, вступившего в эту должность в ноябре 1861 г. Реформы растянулись на несколько лет и охватили все стороны армейской жизни. Учитывая опыт ряда европейских стран, одной из основных задач преобразований Д. А. Милютин считал сокращение армии в мирное время при возможности значительного увеличения ее в военный период за счет создания обученного резерва. В 1863-1864 гг. было проведено реформирование военно- учебных заведений. Общее образование отделялось от специального: общеобразовательную подготовку будущие офицеры получали в военных гимназиях, а профессиональную - в военных училищах. В этих учебных заведениях обучались преимущественно дети дворян. Для лиц, не имевших среднего образования, создавались юнкерские училища. В них принимали представителей всех сословий. В 1868 г. для пополнения юнкерских училищ были созданы военные прогимназии. Пересматривались и совершенствовались программы высших военных учебных заведений. В 1867 г. была открыта Военно-юридическая академия, в 1877 г. - Морская академия.

Коренным образом изменился порядок пополнения армии: вместо рекрутских наборов, существовавших со времен Петра I, вводилась всесословная воинская повинность. Согласно утвержденному 1 января 1874 г. уставу, призыву подлежали лица всех сословий с 20 лет (позднее - с 21 года). Общий срок службы в сухопутных войсках устанавливался в 15 лет, из них 6 лет - действительной службы, 9 лет - в запасе. Во флоте - 10 лет: 7 лет - действительной, 3 года - в запасе. Для лиц, получивших образование, срок действительной службы сокращался от 4 лет (для окончивших начальные училища) до 6 месяцев (для имевших высшее образование).

От действительной военной службы освобождались единственные сыновья и единственные кормильцы семьи. Освобожденные от призыва зачислялись в ополчения, собираемые лишь во время войны. Не подлежали призыву представители народов Севера, Средней Азии, часть жителей Кавказа и Сибири.

В армии были отменены телесные наказания; улучшено питание; расширялась сеть солдатских школ.

Происходило перевооружение армии и флота: в 1867 г. вместо гладкоствольных были введены нарезные орудия, началась замена чугунных и бронзовых орудия на стальные; в 1868 г. были приняты на вооружение винтовки, созданные русскими изобретателями при содействии американского полковника X. Бердана (берданки). Изменялась система боевой подготовки. Был издан ряд новых уставов, наставлений, учебных пособий, которые ставили задачу учить солдат лишь тому, что необходимо на войне, значительно сократив время на строевую подготовку.

В результате военных реформ Россия получила массовую армию современного типа. Из нее во многом были изгнаны муштра и палочная дисциплина с жестокими телесными наказаниями. Большую часть солдат теперь учили не только военному делу, но и грамоте, что существенно подняло авторитет воинской службы. Переход ко всеобщей воинской повинности был серьезным ударом по сословной организации общества.

Реформы в области просвещения.

Система образования подверглась значительной перестройке, затронувшей все три ее ступени: начальную, высшую и среднюю.

В июне 1864 г. было утверждено Положение о начальных народных училищах. Отныне такие училища могли открываться общественными учреждениями и частными лицами. Это привело к созданию начальных школ различных типов - государственных, земских, церковно-при- ходских, воскресных. Срок обучения в таких школах не превышал, как правило, трех лет.

С ноября 1864 г. основным типом учебного заведения средней ступени стали гимназии. Они разделялись на классические и реальные. В классических большое место отводилось древним языкам - латинскому и древнегреческому. Они готовили молодежь для поступления в университеты. Срок обучения в классических гимназиях сначала был семилетний, а с 1871 г. - восьмилетний. Реальные гимназии были призваны готовить «к занятиям различными отраслями промышленности и торговли». Обучение в них было семилетним. Основное внимание уделялось изучению математики, естествознания, технических предметов. Доступ в университеты для выпускников реальных гимназий был закрыт. Они могли продолжать учебу в технических высших учебных заведениях.

В гимназии принимали детей «всех сословий, без различия звания и вероисповедания», правда, при этом устанавливалась высокая плата за обучение.

Было положено начало женскому среднему образованию - появились женские гимназии. Но объем знаний, даваемый в них, уступал тому, чему обучали в мужских гимназиях.

В июне 1864 г. был утвержден новый устав для университетов, который восстанавливал автономию этих учебных заведений. Непосредственное руководство университетом поручалось совету профессоров, который избирал ректора и деканов, утверждал учебные планы, решал финансовые и кадровые вопросы.

Начало развиваться высшее женское образование. Поскольку выпускницы гимназий не могли поступать в университеты, для них были открыты высшие женские курсы в Москве , Петербурге, Казани, Киеве. В дальнейшем девушек стали допускать и в университеты, но в качестве вольнослушателей.

Претворение реформ в жизнь. Воплощение реформ в жизнь проходило очень сложно. Еще в ходе их разработки у Александра II не раз проявлялось стремление внести в них «исправления» в консервативном духе, чтобы таким образом уберечь страну от потрясений. На практике это выразилось в том, что реформы разрабатывали молодые либеральные чиновники, а претворяли их в жизнь старые чиновники-консерваторы.

Почти сразу же после обнародования крестьянской реформы в отставку были отправлены ее активные участники - министр внутренних дел С. С. Ланской и его ближайший помощник Н. А. Милютин. Министром внутренних дел был назначен консерватор П. А. Валуев. Он объявил, что главной его задачей является «строгое и точное введение в действие положений 19 февраля, но в примирительном духе». Примирительный дух Валуева выразился в том, что он начал гонения на тех мировых посредников, которые слишком рьяно отстаивали, по его мнению, интересы крестьян при проведении реформы. Он арестовал организаторов съезда мировых посредников в Твери, на котором было заявлено, что мировые посредники будут руководствоваться в своей деятельности не распоряжениями правительства, а взглядами общества.

Однако остановить ход крестьянской реформы было уже невозможно, и консерваторы начали наступление на другие реформы. Толчком к этому послужило покушение в 1866 г. члена тайной революционной организации Д. Каракозова на Александра II, закончившееся неудачей. Консерваторы обвинили либерального министра просвещения А. В. Головнина в развращении молодежи идеями нигилизма и добились его отставки.

Вслед за уходом Головнина последовали отставки других высших чиновников. На их места назначались представители консервативных сил. Пост министра просвещения занял Д. А. Толстой, шефом жандармов был назначен генерал граф П. А. Шувалов, во главе полиции Петербурга был поставлен генерал Ф. Ф. Трепов. Тем не менее Александр II сохранил в правительстве некоторых либералов, так что реформаторская деятельность не была свернута. Ее главным проводником стал военный министр Д. А. Милютин, брат деятеля крестьянской реформы Н. А. Милютина.

В 1871 г. Д. А. Толстой представил Александру II доклад, в котором подверг резкой критике реальные гимназии. Он утверждал, что распространение в них естествознания и материалистического мировоззрения приводит к росту нигилизма среди молодежи. Получив одобрение императора, Толстой провел в том же году реформу среднего школьного образования, которая сводилась к ликвидации реальных гимназий и введению нового типа классических гимназий, в которых практически было исключено естествознание и в еще большем объеме вводились древние языки. Воспитание в гимназиях строилось отныне на строжайшей дисциплине, беспрекословном повиновении, поощрении доносительства.

Вместо реальных гимназий создавались реальные училища, срок обучения в которых был уменьшен до 6 лет. Они были освобождены от задачи подготовки учащихся в высшие учебные заведения и давали лишь узкие технические знания.

Не решаясь изменить университетский устав, Толстой тем не менее значительно увеличил число надзирающих за высшими учебными заведениями органов.

В 1867 г. консерваторам удалось существенно ограничить права земств. С одной стороны, были расширены властные полномочия председателей земских собраний (предводителей дворянства), а с другой - усиливался контроль за их деятельностью со стороны правительственных органов. Была ограничена гласность земских собраний, стеснено печатание земских отчетов и докладов.

Конституционные метания. «Диктатура сердца».

Несмотря на все ограничения, многие новшества, появившиеся в России в результате реформ, вступали в противоречие с принципами самодержавного строя и требовали существенных изменений в политической системе. Логическим завершением земской реформы должно было бы стать расширение представительных учреждений, как вниз - в волости, так и вверх - до общегосударственного уровня.

Император был убежден в том, что самодержавная власть является наиболее приемлемой формой правления для многонациональной и огромной Российской империи. Он неоднократно заявлял, «что противится установлению конституции не потому, что он дорожит своей властью, но потому, что убежден, что это было бы несчастьем для России и привело бы ее к распаду». И тем не менее Александр II был вынужден пойти на уступки сторонникам конституционного правления. Причиной этого стал террор, развязанный против высших чиновников, и постоянные попытки убийства самого императора со стороны членов тайных революционных организаций.

После второго неудачного покушения на Александра в апреле 1879 г. царь специальным указом назначил в Петербурге, Харькове и Одессе временных генерал-губерна- торов, которым были предоставлены чрезвычайные полномочия. Чтобы успокоить взбудораженное население и охладить головы революционерам, в качестве генерал-губернаторов были назначены популярные военачальники - И. В. Гурко, Э. И. Тотлебен и М. Т. Лорис-Меликов.

Однако в феврале 1880 г. новая попытка покушения на императора была предпринята уже в самом Зимнем дворце. Через несколько дней Александр II учредил Верховную распорядительную комиссию и назначил ее начальником харьковского генерал-губернатора М. Т. Лорис-Мели- кова, получившего полномочия фактического правителя страны.

Михаил Тариелович Лорис-Меликов (1825-1888) родился в армянской семье. Он был известен как выдающийся генерал, прославившийся в войне с Турцией. За храбрость и личное мужество Лорис-Меликов был пожалован графским титулом. Его заслугой стала и победа над чумой, свирепствовавшей в Астраханской губернии. Назначенный харьковским генерал-губернатором, Лорис-Мели- ков начал наводить порядок в губернии с обуздания произвола местных чиновников, чем заслужил симпатии населения.

По своим политическим взглядам Лорис-Меликов не являлся поклонником конституционного правления. Он опасался, что собранные вместе народные представители принесут с собой массу справедливых жалоб и упреков, на которые в данный момент правительству очень трудно будет дать удовлетворительный ответ. Поэтому он считал необходимым в полном объеме претворить в жизнь планы всех реформ, а уж затем допустить некоторое участие представителей населения в обсуждении государственных дел. Свою первостепенную задачу Лорис-Меликов видел в борьбе с антиправительственным движением, не останавливаясь «ни перед какими строгими мерами для наказания преступных действий».

Деятельность на новом посту Лорис-Меликов начал с перестройки полицейских органов. III отделение Собственной его императорского величества канцелярии было присоединено к Министерству внутренних дел. Министр внутренних дел стал шефом жандармов. Все охранные органы были сосредоточены в одних руках - Министерстве внутренних дел. В результате борьба с террористами стала вестись более успешно, количество покушений пошло на убыль.

Осознавая роль газет и журналов, Лорис-Меликов ослабил цензуру, содействовал открытию запрещенных ранее и появлению новых изданий. Он не препятствовал критике правительства, публичному обсуждению вопросов политики, за исключением лишь одной проблемы - введения конституции. В отношении печатных органов Лорис-Ме- ликов не применял запретов и наказаний, предпочитая проводить личные беседы с редакторами, во время которых в мягкой форме давал советы по поводу желательных для правительства тем для обсуждения в газетах и журналах.

Прислушиваясь к общественному мнению, Лорис-Меликов приступил к смене некоторых высших чиновников. Он настоял на увольнении министра народного просвещения графа Д. А. Толстого и этим шагом привлек к себе симпатии в широких кругах общественности.

Время, когда Лорис-Меликов находился во главе внутренней политики государства, было названо современниками «диктатурой сердца». Сократилось число террористических покушений, обстановка в стране, казалось, стала более спокойной.

28 февраля 1881 г. Лорис-Меликов представил царю доклад, в котором предлагал для окончательного успокоения страны завершить «великое дело государственных реформ» и привлечь для этой цели общественные силы. Он считал, что для разработки соответствующих законов необходимо создать из представителей земств и городов две временные комиссии - административно-хозяйственную и финансовую. Состав комиссий должен был определить сам император. Подготовленные в них проекты законов Лорис-Меликов предлагал направить для обсуждения в Общую комиссию, составленную из выборных представителей земского и городского самоуправления. После одобрения в Общей комиссии законопроекты поступили бы в Государственный совет, в заседании которого тоже участвовали бы 10-15 выборных, работавших в Общей комиссии. Таково содержание проекта, который получил название «Конституция Лорис-Меликова».

Данный проект мало походил на реальную конституцию, так как предложенные в нем меры не могли существенным образом повлиять на политическое устройство Российской империи. Но его претворение в жизнь могло стать началом создания основ конституционной монархии.

Утром 1 марта 1881 г. Александр II одобрил проект Лорис-Меликова и назначил на 4 марта заседание Совета министров для его окончательного утверждения. Но через несколько часов император был убит террористами.

В период правления Александра II в России были проведены либеральные реформы, затронувшие все стороны общественной жизни. Однако завершить экономические и политические преобразования императору не удалось.

? Вопросы и задания

1. Почему после отмены крепостного права государство оказалось перед необходимостью проведения других реформ?

2. Какими обстоятельствами было обусловлено создание местного самоуправления? Дайте характеристику земской реформы. В чем вы видите ее плюсы и минусы?

3. Какие принципы были положены в основу судебной реформы? Как вы думаете, почему именно судебная реформа оказалась наиболее последовательной?

4. Какие изменения произошли в армии? Почему рекрутская повинность перестала отвечать потребностям государства?

5. В чем вы видите достоинства и недостатки реформы в области просвещения?

6. Дайте оценку проекта М. Т. Лорис- Меликова. Можно ли считать этот проект конституционным?

Документы

Из положения о губернских и уездных земских учреждениях. 1 января 1864 г.

Ст. 1. Для заведования делами, относящимися к местным хозяйственным пользам и нуждам каждой губернии и каждого уезда, образуются губернские и уездные земские учреждения...

Ст. 2. Дела, подлежащие ведению земских учреждений...

I. Заведование имуществами, капиталами и денежными сборами земства.
II. Устройство и содержание принадлежавших земству зданий, других сооружений и путей сообщения...
III. Меры обеспечения народного продовольствия.
IV. Заведование земскими благотворительными заведениями и прочими мерами призрения; способы прекращения нищенства; попечение о построении церквей...
VI. Попечение о развитии местной торговли и промышленности.
VII. Участие, преимущественно в хозяйственном отношении... в попечении о народном образовании, о народном здравии и о тюрьмах.
VIII. Содействие к предупреждению падежей скота, а также по охранению хлебных посевов и других растений от истребления саранчою, сусликами и другими вредными насекомыми и животными...

О новом суде (из воспоминаний популярного певца П. И. Богатырева)

Не улеглось еще увлечение мировыми судьями, быстро, без каких-либо формальностей и накладных расходов разбиравшими публично гражданские и уголовные дела, выступавшими одинаково в защиту личных и имущественных прав как знатного, так и простолюдина, применявшими арест за самоуправство и буйство, хотя бы оно было учинено богатым обывателем, бывшим прежде застрахованным от такого наказания и отделывавшимся негласным денежным взносом. Слишком велико было обаяние мирового суда в среде московского мелкого люда, незнатных горожан, мещан, ремесленников и домашней прислуги, для которых мировой суд после полицейской расправы был откровением. В первые годы камеры мировых судей ежедневно наполнялись, кроме участвующих в деле, посторонней публикой... Сильнейшее впечатление на общество производили тогда и заседания окружного суда с присяжными заседателями. Перед введением их немало раздавалось голосов, предостерегавших от увлечения этой формой суда у нас в России на том основании, что наши присяжные заседатели, в число которых первоначально допускались и неграмотные крестьяне, не поймут возлагаемых на них обязанностей, не сумеют их выполнить и, пожалуй, явят из себя судей, доступных подкупу. Такими толками еще более увеличивался интерес общества к первым шагам новоявленных присяжных, а независимо от этого до крайности любопытным представлялись первые выступления государственного обвинителя - прокурора и в качестве защитников - членов сословия присяжных поверенных. И с первых же заседаний суда стало очевидным, что страх за наших присяжных заседателей совершенно напрасен, так как они, относясь вдумчиво и с сознанием нравственной ответственности и важности нового дела, верно и правильно выполняли возложенную на них задачу и вносили в отправление правосудия то, чего до сих пор не хватало нашим дореформенным уголовным судам, - живое, не стесняемое формальностями чувство справедливости, знание жизни в разнообразнейших ее проявлениях и общественное понимание и оценку, не всегда согласные с писаным законом иных преступлений, а также гуманность. Приговоры присяжных горячо обсуждались в обществе, вызывая, конечно, различные мнения и страстные споры, но в общем Москва была довольна новым судом, и обыватели всех сословий шли в судебные заседания по гражданским, особенно же уголовным делам и с напряженным вниманием следили за течением процесса и речами сторон.

Александр II - один из самых знаменитых русских императоров, представитель династии Романовых, освободивший крестьян от крепостного права. Александр II воспитывался видными деятелями искусства, а за его обучение отвечал Жуковский, прививший будущему монарху либерально-демократические стандарты мышления.

В будущем Александру Николаевичу удалось воплотить все те реформы и проекты, которые не удались его предшественнику, отцу монарха Николаю I.

Характеристика реформы Результаты

Плюсы

Минусы

Земская реформа 1864г.

Реформа городского самоуправления 1870г.

  • земские органы становились всесословными.
  • в ведении земств находились вопросы местного хозяйства, торговли, промышленности, распределение государственных податей, назначение местных налоговых сборов, здравоохранение, народное образование, устройство благотворительных учреждений.
  • впоследствии земские учреждения стали центрами либеральной оппозиции правительству.
  • в соответствии с новым «Городовым положением» создавались всесословные органы общественного самоуправления – городские Думы.
  • реформа способствовала развитию городского хозяйства, промышленности и торговли.
  • запрещались межгубернские объединения земств.
  • для содержания земских учреждений, а также их служащих был введен специальный налог – земский сбор.

Стабилизация финансовой системы

  • 1860г. – основание Государственного банка.
  • В.А. Татаринов настоял на гласности бюджета, осуществил «единство кассы», что означало проведение всех государственных выплат и поступлений через одну структуру – Министерство финансов.
  • с 1863г. вместо откупной системы вводилась акцизная, что означало продажу вина при условии выплаты акцизного сбора.
  • централизация финансовой и бюджетной сферы, установление гласности бюджета и финансового контроля, прогрессивные изменения налоговой системы.

народные волнения – «трезвенное движение» 1858-1859 гг.

Судебная реформа 1864г.

  • бессословность суда, равенство всех подданных перед законом.
  • независимость суда от администрации.
  • создание суда присяжных заседателей и института присяжных поверенных (адвокатов).
  • создавался институт нотариусов.

Меры, направленные на ограничение судебной реформы:

  • следствие по делам о государственных преступлениях передается жандармским органам (1871г.).
  • учреждается особое присутствие Правительствующего сената (1872) для рассмотрения этой категории дел

Военные преобразования 1860-1870-х гг.

  • в 1862-1864гг. было образовано 15 военных округов.
  • была устранена излишняя централизация управления, военное министерство освобождалось от рассмотрения военно-административных вопросов местного уровня и характера → возросла оперативность в управлении войсками.
  • 1867г. – создание постоянных военно-судебных органов.
  • реформа военно-учебных заведений.
  • поступление на вооружение русской армии нарезного оружия.
  • введение с января 1874г. всеобщей воинской повинности, которая распространялась на все мужское население, достигшее 20 лет, срок службы составлял 6 лет в сухопутных войсках, 7 лет на флоте.

Реформа системы народного образования

  • 16 июня 1863г. утвержден новый Университетский устав (университет образовывали 4 факультета).
  • среднее образование стало открытым для всех сословий.
  • Женщины могли получить высшее образование на частных курсах
  • открытие прогимназий.
  • устав лишал студентов права создавать различного рода объединения.
  • установленная за обучение в гимназиях плата делала недоступным обучение в них детей несостоятельных родителей.

Цензурная реформа

1865г.

  • отменялась предварительная цензура для изданий объемом более 10 печатных листов.
  • от цензуры были освобождены правительственные и научные издания.

Император Александр II вошёл в историю под именем Освободителя, что связано не только с освобождением крестьян от крепостного гнёта, но и с проведением ряда либеральных реформ, нацеленных на устранение внутриполитических проблем в стране.

Реформы Александра II не ограничивались отменой крепостного права. За 20 лет своего нахождения у власти, правитель смог провести довольно грамотную финансовую и военную реформу, изменить положение судебных инстанций. Работая над новыми реформами, Александр II использовал международный опыт, но не забывал и исторические особенности развития страны. Как и многие великие монархи, Александр II не был понят современниками, и в итоге был застрелен в 1881 году. Однако проведенные им либеральные реформы оказали существенное влияние на облик России в будущем.

Либеральные реформы, которые проводились в 60-70-х годах 19 века, были логическим продолжением отмены крепостной зависимости. Новая социальная структура требовала изменений в административном управлении и государственно строе.

Курс модернизации государства был подкреплен городской, земской, военной и судебной реформами. Благодаря таким преобразованиям, русское самодержавие приспособилось к стремительному развитию капитализма в государстве.

Судебная реформа

В 1864 году в Российской империи была введена новая система судопроизводства, которая регулировалась законом «О новых судебных уставах». Суд становился демократической инстанцией в его состав входили представители всех сословий общества, процесс становился гласным, додерживалась процедура обязательного судебного состязания.

Компетенция судов строго разграничивалась гражданские иски рассматривались в мировом суде, уголовные преступления в окружном. Наивысшей судебной инстанцией был Сенат.

Для рассмотрения политических преступлений, в том числе направленных против самодержавия, были организованы особые суды, в процессе заседания которых исключался принцип гласности.

Военная реформа

Сокрушительное поражение русских войск в Крымской войне показало то, что армия, основанная на рекрутстве малоэффективная и во многом проигрывает европейским вооруженным силам. Император Александр II инициировал создание новой армии с запасом личного состава.

С 1874 года, все мужчины, достигшие 20-летнего возраста, обязывались проходить всеобщую военную подготовку, которая длилась 6 лет. Граждане Российской Империи, имевшие высшее образование, часто освобождались от службы в армии. К концу 70-х годов была полностью обновлена материально техническая база армии - гладкоствольные оружия заменялись нарезными, вводилась система стальной артиллерии, увеличивались конные резервы.

Также в этот период активно развивался паровой флот. В государстве открывались учебные заведения, в которых проводилась подготовка военных специалистов. Благодаря тому, что Российская Империя не учувствовала в военных противостояниях, имперскую армию удалось значительно укрепить и поднять боеспособность.

Земская реформа

После принятие Крестьянской реформы, появилась необходимость преобразовать органы местного самоуправления. В 1864 году в Российской Империи начала вводиться земская реформа. В уездах и губерниях были сформированы земские учреждения, которые представляли собой выборные органы.

Земства не обладали политическими функциями, преимущественно в их компетенцию входило решение проблем местного значения регулирование работы школ и больниц, строительство дорог, контроль над торговлей и мелкими промышленными объектами.

Земства были подконтрольны местным и центральным властям, которые имели право опровергнуть решения этих органов или приостановить их деятельность. В городах создавались городские думы, которые имели те же полномочия, что и земства. Главенствующая роль в земствах и городских думах принадлежала представителям буржуазного сословия.

Несмотря на то, что реформы имели весьма узкую структуру и фактически не решали проблем социално экономической жизни, они стали первым шагом на пути внедрения в Российской Империи либеральной демократии. Дальнейшее введение реформ полностью остановила смерть императора. Его сын Александр II видел для России совершенно другой путь развития.

Loading...Loading...