Что такое асфальтовое покрытие. Асфальт и асфальтовое покрытие: марки, виды, отличия

Когда закончено возведение личного дома, наступает этап оформления приусадебного участка. Оформление цветников, тротуара, высадка разных растений — это лишь малый перечень необходимых операций, которые предстоит сделать человеку. У многих домовладельцев имеется личное транспортное средство. Именно поэтому наличие качественной подъездной дорожки к жилью просто необходимо. Мало кто решается выполнять асфальтобетонное покрытие самостоятельно. Однако в данной статье мы рассмотрим все тонкости и нюансы такого процесса.

Определение

Асфальт делают из специальной смеси. Данный раствор применяют повсюду. С его помощью обустраивают трассы, площади, улицы и даже садовые дорожки. Однако существуют определенные нормы асфальтобетонного покрытия. Все это прописано в специальных ГОСТах. Там же указано и . Больше века данный ямочный состав остается без каких либо изменений:

  • Самое важно, обязательное присутствие битумного материала в качестве вяжущего компонента.
  • Обязательно наличие, в определенной дозировке, карьерного песка, а также минеральных добавок.
  • Последним необходимым компонентом является синтетически созданная присадка.

Когда только было начато пользование асфальтобетонным покрытием, применяемый битумный материал был природного происхождения. Однако в связи с его ограниченным количеством в природе, возникла необходимость в синтетическом аналоге. Данный аналог производят из отходов нефтепромышленности. Его используют и теперь.

Песок используют добытый в карьерах, а вот в качестве минеральных добавок применяют щебень, шлаки и дробленную скальную породу. Присадки применяют, чтобы повысить отдельные характеристики покрытия, такие как – морозостойкость, показатель вязкости и многое другое.

Какие бывают составы?


Рынок выпускаемого материала для покрытий невероятно обширен. Виды зависят от дозировки внутренних компонентов, типа присадок. Профессионалы подразделяют асфальт на такие виды:

  • Для оформления тротуарного покрытия, дорожек в саду либо внутреннего двора. В основе идут песчаные смеси.
  • Растворами мелкого помола укладывают городские улицы с неинтенсивным транспортным движением, а также им выполняют ямочный ремонт.
  • Асфальт крупного помола используют для создания подстилающего пласта. Он выполняется в случае использования многослойного метода обработки.
  • Покрытие, изготовленное с использованием битума и полимеров, применяют при устройстве дорог на мостах либо крупных дорожных развязок. Их отличительной чертой считают более высокую долговечность и крепость.
  • Бетон, в составе которого имеется щебень и строительная мастика, признан самым прочным. Поэтому его используют для создания асфальтобетонного покрытия на скоростных трассах.
  • Обработка покрытий спортивного направления выполняется при помощи бетона с битумно-резиновыми компонентами.

Правила укладки покрытий

Устройство асфальтобетонного покрытия — довольно серьезное дело и не имеет значения, кто будет это выполнять. Технология функционирования по обустройству асфальта прописана в специальном СНиПе, а также ГОСТе. Понять все, что там написано порой бывает сложно даже профессионалам, однако в данном пункте мы постараемся тщательно во всем разобраться.

Подготовительные работы


Конструкция асфальтобетонного покрытия.

Неважно, что вы будете делать, начать необходимо с разметки территории. Нужно точно определиться, в каком именно месте будет находиться дорожка. Предварительно также стоит выполнить дренажные и сливные системы. Подземные конструкции к моменту покрытия дорожек покрытием должны быть установлены.

Во время подготовительных операций немаловажно будет принять решение об асфальтобетонном покрытии, точнее будет сказать, о материалах данного покрытия. Если пешеходными асфальтобетонными покрытиями периодически будут пользоваться автомобилисты, то желательно сделать специальный гравийно-щебеночный слой шириной около 15 сантиметров. Ширина поверхностного слоя покрытия тогда будет колебаться от 5 до 6 сантиметров. При асфальтобетонных покрытиях на АЗС ширину гравийного слоя делают около 30 сантиметров. Верхний слой асфальта укладывается примерно в пару слоев.

Когда дорожка будет размечена, начинают копать траншею под него. Зачастую уличное покрытие и тротуарные площадки выполняют на одной высоте, из-за этого почву убирают на всю ширину асфальтового «пирога». Технология монтажа скоростных трасс немного отличается, однако ее мы разбирать не будем.

После того как поверхностная почва была убрана, траншею необходимо тщательно утрамбовать. Выполнить это можно с помощью катка. Если предусмотрены , то лучше их установить именно на данном этапе. Асфальтный «пирог» будет в такой своеобразной опалубке из бордюров. Также можно выполнить специальные канавы для отвода воды.

Далее технология предусматривает асфальтобетонные процессы по формированию щебневого слоя. Для тротуаров хватит одного шара, если необходим более мощный бетон, то щебень укладывают в несколько слоев. Нижний пласт является особым дренажом для грунтовых вод. Его выполняют из крупного щебня. Дальнейший пласт поможет распределить давление на поверхность асфальта.

Последняя обработка пластов отсыпки заключается в формировании последнего щебневого слоя мелкой фракции. Он поможет сделать всю подушку прочной и монолитной. Каждый из слоев подлежит тщательному трамбованию. Если асфальтобетонные покрытия будут подвергаться серьезному давлению, то утрамбовывают щебень при помощи катка минимум 6 раз. Во время данной операции, должна дополнительно проходить обработка водой щебня.

Изготовление асфальта в домашних условиях

Приготовление смеси бетона и асфальта считают сложным процессом. Однако существует огромное количество людей, готовых на эксперименты. Такие смеси не удастся применить для трасс, однако для оформления асфальта дома они вполне подойдут.

Классический метод


Добавка делает холодный асфальт более прочным.

Для изготовления асфальтобетонного покрытия необходимы песок, битумный материал (смола), а также мелкий щебень. Из инвентаря понадобятся большая емкость и ведро. Для варки смеси асфальта лучше использовать костер, это дешевле и безопасней.

Помещаем в емкость песочно-щебневые добавки в пропорции 2 к 1 и тщательно размешиваем. Добавляем воду и помещаем емкость на огонь. В то же время начинаем подготовку битумной добавки. Здесь понадобится металлическое ведро. Над огнем необходимо растопить битумную смолу в ведре. Когда добавки смеси в обеих емкостях вскипели, их можно смешать. После смешивания снова возвращаем емкость на огонь и продолжаем кипятить до того момента, пока вода полностью не выкипит. Поверхностная отделка бетоном выполняется, пока раствор горячий.

Асфальт достаточно надежный материал, используемый для покрытия дорог. Для высоких нагрузок предназначаются марки с наилучшими характеристиками, к примеру, М1200.

Менее плотный материал (М1000) не может выдержать нагрузки от массы многочисленных автомобилей, по этой причине его обычно укладывают только при устройстве тротуаров и дорожек.

В первую очередь необходимо распланировать участок, на котором будет уложен асфальт. Необходимые работы планируются с учетом предназначения покрытия. Для «легкой» автострады, с низким потоком автомобилей, потребуется насыпать только 1 слой щебня, а для постройки серьезной магистрали необходимо минимально 3 слоя.

Фракции щебня располагают от максимальной к наименьшей, после чего тщательно укатываются катком. Это требуется для создания специальной подушки (основания), на которую и заливают асфальт. Все работы по укладке асфальта выполняют с учетом требований СНиП и ГОСТа.

Используют 2 основных технологии заливки асфальта:

  1. Холодный способ. Используют чаще всего для ремонта асфальтных покрытий, так как такой материал схватывается в короткий срок, и отремонтированный асфальт можно использовать без ограничений;
  2. Горячий способ. Используют для создания нового асфальтового покрытия. Для этого способа разогретую смесь на битумной основе необходимо залить и укатать пока она не остыла.

Затраты при ремонте битума не должны быть менее 0,5 л, а при создании новой трассы расход материала необходимо рассчитать отдельно. В этом случае нужно принять в расчет не только габариты асфальтовой поверхности, но и ее строение, и возможные дополнительные факторы.

Во время работы необходимо использовать в обязательном порядке специальный термометр, который дает возможность замерять температуру битумной смеси. Постоянная проверка этого показателя имеет огромное значение, ведь после того как материал остынет его уже нельзя использовать для устройства асфальтового покрытия.

Нанесение пропитки

Сейчас для этой цели используют 3 разновидности пропиток:

  1. На основе акрилового полимера. Наиболее дорогое покрытие, его применяют только на небольших по площади пространствах, к примеру, на теннисном корте. Они создают самую качественную защиту, кроме того его производят нескольких цветов;
  2. Каменноугольная смола. Покрытие, не поддающееся действию нефтепродуктов. С помощью специальных компонентов достигается кроме длительного срока службы, но внешне привлекательный оттенок;
  3. Асфальтовая эмульсия. Доступный и популярный материал, но он не способен обеспечить необходимой защиты покрытия, что заставляет чаще ремонтировать полотно асфальта.

При появлении на асфальте трещин для ремонта можно использовать не битумную смесь. А лучше воспользоваться герметиком посыпанным сверху цементом.

Чтобы обеспечить максимальную прочность покрытия и предотвратить образование трещин под асфальтом размещают специальные сетки.

Они создают качественную сцепку нового покрытия, повышают эксплутационные характеристики асфальта и увеличивают время его использования.

Уплотнение - существенный момент при укладке асфальтового покрытия. Его производят с помощью специальных машин - катка, асфальтоукладчика или используют виброплиту, это не очень мобильное оборудование, но оно имеет ряд преимуществ перед другими способами укатки. К примеру, асфальтоукладчик может производить не менее 2 видов работ, а виброплита среди них наиболее маневренна.

Укладка асфальта по ГОСТ


Смешивание компонентов производится по ГОСТ 9128, смесь подразделяется на 2 вида, по условиям укладки:

  • для использования при температуре превышающей +5 градусов;
  • для использования при температуре в диапазоне -25 - + 5 градусов.

Щебень, входящий в состав смеси для укладки асфальта, необходимо выбирать в соответствии с запросами, указанными в ГОСТ 8267, отсев нормируется по ГОСТ 8736. Как вяжущее составляющее смеси применяют битумы – БНД 90\130 и БНД 60\90, соответствующие ГОСТ 22245.

Влияние материала на качество покрытия асфальтом

Чтобы не купить асфальтобетон низкого качества, у продавца необходимо потребовать предоставить сертификат соответствия изделия. Существует ряд лабораторий, выполняющих испытание асфальта и отбор проб. Анализ асфальта проводится с помощью исследования отобранного керна (асфальтовый стержень).

Улучшение асфальтовых покрытий

Несмотря на практичность, полотна из асфальта можно модернизировать. Одним из действенных методов является использование мастик, специально предназначенных для улучшения асфальта. В их составе содержатся битум, и специальные эмульсии для него, в состав которых входят добавки из резины и полимеров.

Битумные мастики, в большинстве случаев применяют разогретыми, а эмульсии без нагрева. Мастики закрывают поры и трещины на поверхности асфальта, это не позволяет влаге проникнуть под асфальт и разрушать его структуру – влага при замерзании разрывает покрытие, и при проезде транспорта создает гидроудары.

Самостоятельная укладка асфальта

В своем доме или на даче, асфальтовые покрытия подходят для устройства тротуаров и создания дорожек, из них делают отмостки. Кроме этого такой материал можно использовать для создания кровельного покрытия.

Дорожки прокладывают поэтапно:

  1. Предварительно убирают мусор и удаляют грунт на глубину до 30 см;
  2. После этого устанавливаются бордюры , служащие не только в качестве украшения, но и как стенки для битума;
  3. Далее устраивают подушку. Слой щебня засыпают на 15 см, потом производят его трамбовку, засыпают слой щебня мелкой фракции и снова укатывают. Последним засыпают песок, слоем 5 см. подготовленную подушку необходимо хорошо пролить водой и после этого укатать ручным катком;
  4. Горячий асфальт нужно равномерно разложить по площади дорожки. После чего выравнивают неровности шваброй-движком, одновременно заполняя образующиеся углубления новыми порциями асфальта. Так как материал остывает быстро, работу лучше выполнять с 1-2 помощниками;
  5. После того как асфальт будет уложен и выронен , нужно уплотнить его ручным катком. Укатчик перед работой нужно смазать соляркой, это поможет создать ровное и гладкое покрытие (к сухому катку асфальт будет прилипать). Желательно соляркой промазать все используемые при работе инструменты.

Во время укладки асфальта, важно следить за его температурой. Поддерживать ее необходимо на уровне не менее 120 градусов, покрытие, уложенное из холодного материала, в короткий срок полностью испортится.

Кроме этого важно при укладке выполнять инструментами исключительно прямые движения, ни в коем случае их не нужно возвращать к себе по поверхности покрытия.

После окончания всех работ, можно пропитать покрытие заменив пропитку особой краской, предназначенной для асфальта. С ее помощью можно получить необходимый вам оттенок.

Ремонт асфальта

Структура асфальта разрушается не только от физических нагрузок, но и под действием лучей солнца, которые со временем разрушает битум и делает поверхность хрупкой.

Существует 3 основных технологии восстановления асфальта:

  1. Первый способ: заделка трещин в покрытии с помощью гудрона. Поверхность, предназначенная для ремонта, заранее очищается. С учетом размера трещины, на 2-3 см засыпают песком и потом заполняют гудроном или при небольшой ширине дефекта используют гудрон сразу. После того как пройдет 10-15 минут заделанный асфальт необходимо выровнять шпателем. Так же поступают и с остальными трещинами на поверхности.
  2. Второй способ: можно купить рулоны с готовым асфальтом. Это недорогое и практичное изделие и что важно им удобно пользоваться для небольших ремонтов. Рулоны раскатывают, и, удалив защитный слой, располагаются на поверхность клейкой поверхностью. На несколько секунд необходимо рулон плотно прижать, и ремонт завершен.
  3. Третий способ: даст возможность ликвидировать небольшие ямки и повреждения на поверхности асфальта. Заранее дефект необходимо очистить, удалить весь мусор и вымести пыль. Плотно заполняет битумным составом все пустоты. Через 2-3 минуты заделанное место необходимо выровнять и утрамбовать.

Для предотвращения разрушения асфальта, его необходимо раз в 4-5 лет обновлять, а обнаруженные трещины заделывать водо и химически стойким герметиком.

Если асфальт начал крошиться, то такое покрытие необходимо полностью менять. Герметик нанести очень просто, вылейте его из емкости и хорошо промажьте жесткой щеткой обрабатываемую поверхность.

Ремонт асфальта в зимний период

Для ремонта асфальта в зимний период, потребуется предварительно подготовить место работы: очистить снег, сколоть лед и обработать место дефекта специальным составом.

Снег и влага охлаждают асфальт, по этой причине в сырую погоду укладку и ремонт толстых слоев полотна производить не стоит.

При слабых осадках выполнять работы можно исключительно по всему полотну асфальта, а производить работы с промежутками времени по частям, при метели и во время сильного дождя заливать асфальт нельзя. Иначе через непродолжительное время битумное покрытие потребует ремонта.

Если ликвидировать дефекты вовремя, заделывая самые износившиеся места, то он будет служить намного дольше. Наиболее важным при ремонте – правильно провести фрезерование, это значит, в месте дефекта удалить слой старого покрытия, используя фрезы.

Швонарезчик то же необходим для удаления отслужившего слоя покрытия, и для создания швов. Разогретый асфальт перевозят в кохере, он предназначен для транспортировки горячей битумной массы. Чтобы уменьшить затраты ручного труда, на специализированных предприятиях применяют настоящие автоматизированные комплексы.

К примеру, для ремонта автотрасс используются агрегаты удаляющие слой изношенного покрытия, которые одновременно выполняют нарезку дефектного материала и фрезерование.

Ямочный ремонт

Полный ремонт асфальта производят не всегда, нередко используют ямочную методику, которая состоит из заполнения обнаруженных дефектов, трещин и выбоин битумным составом. Он используется только если повреждения полотна не более 15%.

До начала ремонта, выполняют подготовку:

Разметка. Необходимо пометить кроме дефектных мест еще и небольшую часть целого полотна. Если несколько ям находятся в одном радиусе, то потребуется их окрасить одном контуром.

Демонтаж. После этого удаляют поврежденный асфальт, к примеру, с помощью отбойного молотка. Желательно в этом случае использовать способ холодного фрезерования, так как с его помощью можно получить ровные стенки.

Зачистка. На этом этапе убирают крошки и мусор от покрытия, и можно начинать обработку дефектных мест битумным составом.

Оценка материала:

  • Используемые асфальты наиболее чисты в экологическом отношении , при сравнении с аналогичными составами прошлых лет;
  • По стоимости довольно дорог;
  • Может использоваться практически для создания любых покрытий. Кроме того его можно использовать и при возведении зданий;
  • Новый асфальт внешне выглядит достаточно привлекательно , но со временем он начинает бледнеть. Восстановить его цвет можно окрасив поверхность специальной краской;
  • Приготовить асфальт в домашних условиях невозможно;
  • Требует в быстрой работе и использования помощников , поскольку после остывания непригоден к использованию.

Когда следует применять холодную и горячую укладку асфальта?

Холодную укладку этого материала в основном применяют для ремонта покрытий. Основное при этом - качественное уплотнение материала. Большой плюс холодного асфальта - возможность использования в любое время года. Необходимые работы можно производить даже зимой.

Существует 2 разновидности холодного асфальта:

  • Летний . При укладке желательна температура воздуха в пределах +15 - +30 градусов;
  • Межсезонный . При укладке желательна температура воздуха в пределах -5 - +15 градусов.

Но такой материал плохо подходит для капитального ремонта или устройства нового покрытия. Тут лучше использовать горячий асфальт.

Дорога считается одним из наиболее выгодных покрытий. Оно практично, стоит недорого и в целом позволяет обеспечить необходимые для эксплуатации характеристики. Конечно, не обходится и без недостатков, но они, как правило, проявляются в случаях несоблюдения технологии укладки. С другой стороны, качественно устроенное асфальтобетонное покрытие обеспечивает достаточно высокую несущую способность и упругость. При этом существуют разные подходы к созданию таких дорог и площадок, различия в которых обуславливаются составами смеси и технологиями укладки.

Состав асфальтобетонной смеси

Традиционная технология устройства асфальта предусматривает наличие в основном составе минеральных наполнителей и связующего компонента. В первую группу материалов включаются песок и щебень. При этом щебень может быть заменен гравием, а песок используется в цельном или дробленом виде.

Также в зависимости от требований к покрытию и условий его эксплуатации может применяться тонкодисперсный Органический компонент для связки основного состава обычно представляет битум. Характеристики, которые в результате получает асфальтобетонное покрытие, определяются подходом к формированию базовой смеси. Различия в методах изготовления раствора обусловлены параметрами используемых компонентов. Например, гравий или щебень могут подбираться с фракцией от 10 до 40 мм. Так и битум может иметь разные показатели вязкости и плотности. Эти и другие факторы в итоге определяют характеристики покрытия.

Инструкция по доставке смесей на объект

В первую очередь определяются тип, количество и грузоподъемность транспортных средств, которые будут осуществлять доставку. Этот выбор зависит от масштабов работы, объемов смеси и темпов будущей укладки. Процесс транспортировки включает несколько этапов, среди которых взвешивание, погрузка материала, непосредственно перевозка и выгрузка в приемный пункт. Для обслуживания щебеночных, холодных и горячих смесей используют самосвал с чистым кузовом, который прикрывается защитным тентом или водонепроницаемыми пологами. Литые смеси, из которых формируется асфальтобетонное покрытие, перевозят в так называемых кохерах. Это автомобили с термосами-миксерами, обеспечивающими в процессе транспортировки перемешивание и подогрев состава. Что касается времени перевозки, то в случае с горячими и мастичными смесями оно зависит от характеристик смеси, а для холодных растворов ограничений по длительности транспортирования нет.

Подготовительные работы

Главным мероприятием в процессе подготовки к чистовой укладке смеси является устройство пробного покрытия. Длина такой полосы составляет не меньше 200 м, а ширина берется в соответствии с параметрами прохода асфальтоукладчика. На основе результатов пробной укладки технологи определяют наиболее подходящий рецепт смеси, а также при необходимости вносят коррективы в методику ее укладки и технологию уплотнения.

Пробное асфальтобетонное покрытие проверяется на такие характеристики, как температура, качество уплотнения, состояние основы и т. д. Для этого используются специальные технологии контроля. В частности, неразрушающие экспресс-методы и взятие образцов-кернов, которые в дальнейшем исследуются в лабораторных условиях. На основе полученного заключения технологи дают рекомендации для завода изготовителя. При необходимости состав смеси корректируется под конкретные условиях эксплуатации покрытия.

Техника распределения смеси

Перед распределением готовой массы плита асфальтоукладчика устанавливается на край уложенного прежде бруса, высота которого будет соответствовать толщине устраиваемого слоя. Чтобы не допускалось растекания смеси, используется опалубка скользящего типа - она должна перемещаться за асфальтоукладчиком. Если такого приспособления нет, то еще перед началом распределения в продольном направлении необходимо закрепить металлические планки длиной порядка 20 м. При этом толщина данного заграждения должна быть не меньше, чем высота формируемого покрытия. К слову, толщина асфальтобетонных покрытий в среднем варьируется от 5 до 10 см. По мере выполнения укладки и уплотнения массы металлические брусья убираются. Что касается ширины, то чаще всего распределение смеси выполняется с охватом всей проезжей части.

Если после распределения основы на поверхности выявляются дефекты, их необходимо обрабатывать ручным способом. Практикуется использование трамбовок, которые позволяют точечно исправлять неплотные швы, бугорки и прочие изъяны. Обычно дефекты образуются на участках примыкания полос к упорным элементам - тем же металлическим брусьям. Отдельно засыпается и щебень с гравием. Данные слои асфальтобетонного покрытия формируются равномерно россыпью сразу после распределения смеси. Далее зернистый материал утапливается в основу покрытия легким катком.

Технология уплотнения

Процесс уплотнения должен идти параллельно работе автогудронатора, который распределяет смесь. Трамбование выполняется непрерывно звеном катков. Также в работе могут применяться гладковальцовая, пневмоколесная и комбинированная спецтехника. Усилие и нагрузка уплотнения холодного и горячего асфальта в конструктивных слоях рассчитываются по нескольким показателям. В частности, технологи берут во внимание характеристики плотности и температуру массы.

Устройство асфальтобетонного покрытия из плотной горячей смеси производится с коэффициентом уплотнения 0,99. Холодные же смеси предполагают нагрузку с коэффициентом 0,96. Поперечные сопряжения укладываемых линий устраивают перпендикулярно к дорожной оси в одну полосу без оставления уступов. Для выполнения этого условия конец прежде устроенной полосы обрезается специальным инструментом с

Инструкция по ремонту асфальтобетонных покрытий

Перед непосредственным выполнением ремонтных операций производится обследование покрытия. Для этого поверхность очищается при помощи дорожных щеток, после чего задействуются геодезические инструменты для проверки ровности покрытия. В зависимости от характера выявленных дефектов применяются соответствующие ремонтные мероприятия. Для дальнейшего обеспечения ровности слоев при помощи рейки размечается место обрубки. Брусок с уровнем накладывают на покрытие внахлест. Место под планкой, в котором отмечается снижение толщины, рассматривается как линия будущей поперечной обрезки. Также ремонт асфальтобетонного покрытия может предусматривать операции по наращиванию слоев. Обычно подобные мероприятия применяются для устройства покрытия, обрамляющего колодцы. Для этого могут использоваться специальные вкладыши и железобетонные сегменты.

Инструкция по технике безопасности

Еще до начала выполнения работ целевой участок должен быть огражден с применением соответствующих дорожных знаков. Работающие на площадке люди должны быть в спецодежде, установленной нормативами. В ночное время участок должен также обеспечиваться освещением и сигнальными огнями. Отдельные меры безопасности предусмотрены для процессов обращения с растворами. Так, при разгрузке перевозчика смесью запрещается нахождение людей между автомобилем и бункером с материалом. В ходе укладки и уплотнения асфальтобетонное покрытие дорог должно быть свободно от посторонних объектов и рабочих. После завершения мероприятий весь инвентарь, техника и расходные материалы должны быть убраны с покрытия и доставлены в соответствующие места хранения.

Контроль качества покрытия

Оценка качества устроенного покрытия производится с помощью специальных инструментов. В частности, применяются откалиброванные автоматизированные приборы для измерения, а также специальное оборудование, которое позволяет на основе полученных данных вывести комплексный вывод. Среди наиболее распространенных характеристик, на основе которых оценивается «работа» асфальтобетонных покрытий, отмечается соответствие проектным параметрам по толщине и ширине, ровность слоев, уклоны, температура и качество выполнения швов между полосами.

Заключение

Работы по устройству асфальта представляют собой комплекс технических мероприятий. При этом немалое значение с точки зрения формирования качественного дорожного покрытия имеют изначальные проектировочные расчеты. Даже при условии добросовестной укладки и уплотнения покрытие не сможет выполнять свои функции, если была подобрана неподходящая смесь. Хотя базовая технология асфальтобетонных покрытий предусматривает использование стандартного набора компонентов для получения раствора под укладку, их параметры могут отличаться. Поэтому практикуется укладка пробных смесей, которые в дальнейшем дают представление о наиболее выгодных характеристиках покрытия для конкретного участка. И уже в дальнейшем ответственность за качество дороги переходит непосредственно к рабочей бригаде, которая распределяет и уплотняет асфальтобетонную массу.

Для покрытия дорог применяют различные новые технологии.

Технология укладки холодный асфальт

Подобная технология довольно проста и подходит для участков территорий, где нет возможности сделать покрытие из горячего асфальта. Это неширокие тротуары, подъезды к дому, детские площадки, а также применяют для ремонта дорожного покрытия.

Процесс укладки холодного асфальта это подвоз к месту асфальтирования готовой смеси, упакованной в мешках. Затем смесь высыпают, разравнивают и утрамбовывают при помощи виброплит.

Главное преимущество этой технологии укладки заключается в возможности асфальтирования при низкой температуре воздуха -25 градусов

Недостаток холодного асфальта – это покрытие не рассчитано на большую нагрузку.

Технология «вспененного» асфальта

Эта технология заключается во вторичном использовании покрытия, которое смешивают с другими составляющими асфальта.

Под воздействием высокой температуры и впрыскиванием воды в состав, образуется пар и получаются пузырьки воздуха.

Эти мелкие пузырьки способствуют улучшению перемешивания смеси. Асфальтная основа увеличивается в объеме и уменьшается ее вязкость.

Преимуществом этого вида асфальтирования является его хорошее сцепление с подложенными слоями и колесами автотранспорта

Еще одно достоинство – экономичность, такое покрытие стоит дешевле, чем обычный асфальт.

Технология формирования 2 слоев одновременно

Технология покрытия состоит из наложения одного слоя на другой. Получается монолитная структура из-за отсутствия зазоров между слоями.

Плюсами этой технологии считается износостойкость и сокращение времени на проведение работ

При подобной укладке асфальта используют дорогие качественные смеси, но укладывают их тонкими слоями.

Технология «дренирующего» асфальта

Этот отличается хорошим сцеплением с нижним асфальтным покрытием, пропускает влагу в пористую структуру сверху.

Достоинства этого вида укладки – это безопасное движение транспорта по такому покрытию во время дождливой погоды

Лужи не образовываются, а растекаются или впитываются. Применяется такой вид покрытия для скоростных трасс и в жилых районах.

Существует еще немало новых технологий укладки асфальтного покрытия, которые уже применяются для строительства дорог или еще находятся в стадии разработки.

Асфальтобетон современный надежный материал, который применяется для благоустройства городских и частных территорий. Используют асфальт для тротуаров, укладки подъездных дорожек, дорожного полотна, детских площадок и т.п. Покрытия из асфальтобетона характеризуются высокими показателями качества, крепости и долговечности.

При укладке тротуаров из асфальтобетона особое значение отводится выбору материала, проектированию работ и технологии постройки тротуара. В итоге, при соблюдении всех правил и требований получится удобное и безопасное покрытие, которое сохранится долгие годы.

Ниже мы подробно рассмотрим типовые конструкции тротуаров из асфальтобетона, узнаем их преимущества и недостатки, а так же разберем технологию укладки тротуаров своими руками.

Особенности асфальтного покрытия тротуаров

Специалисты выделяют два типа конструкции тротуаров – монолитные и сборные. Сборные конструкции подразумевают собой укладку тротуаров из бетонных или каменных плит и брусчатки, монолитные – это укладка цельного полотна из асфальта, цемента или бетона.

Для конструкции тротуара из асфальтобетона используют три вида асфальта:

  • Песчаный;
  • Литой;
  • Мелкозернистый.

Литой асфальтобетон укладывается при помощи специальной техники в горячем состоянии и разравнивается вибрационными катками. Песчаная смесь асфальтобетона чаще всего применяется для ремонтных работ – устранение ям, трещин, заливки дополнительного верхнего слоя покрытия.

Для тротуаров укладывается один слой асфальта толщиной в 3 см.

В состав асфальтобетонной смеси согласно ГОСТу 9128-2009 входит:

  • Битум;
  • Гравий и щебень;
  • Песок;
  • Пластификаторы.


На рынке стройматериалов можно встретить несколько видов асфальта, в зависимости от типа работ применяются разные составы. Например, для укладки дорожного полотна используется асфальт с маркой прочности от М1200, а асфальтобетон для тротуаров марка – М1000.

К тротуарному покрытию предъявляется определенные требования:

  • Высокие показатели износостойкости и истирания;
  • Жесткость и прочность;
  • Сцепка с обувью во избежание скользкости;
  • Устойчивость к влаге;
  • Морозостойкость;
  • Эстетический внешний вид.

Процесс асфальтирования тротуарных дорожек

Технология укладки асфальта тротуарных и пешеходных дорожек ничем не отличается от асфальтирования дорожного полотна. Специалисты применяют два вида асфальтобетона:

  • Горячий асфальт – используется для укладки нового полотна.
  • Холодный асфальт – чаще всего его применяют для ремонтных работ.


Работы с холодным асфальтобетоном можно проводить в любую погоду и любое время года. Холодный асфальт можно приобрести в магазине и выполнить ямочный ремонт самостоятельно.

Работы по асфальтированию проводятся в несколько этапов. Для наилучшего результата, необходимо строго соблюдать правильную последовательность действий.

  • Разметка участка;
  • Подготовка основания;
  • Установка бордюров;
  • Создание песчанно-щебневой подушки;
  • Обработка эмульсией;
  • Укладка асфальта.

Подготовительный этап

Перед началом строительных работ по укладке асфальтобетона определяются размеры тротуара, его границы и место, где он будет проходить. Важно, чтобы на месте будущих работ не росли крупные деревья, так как их корни в будущем могут повредить покрытие.

Выбранное место тщательно очищается, кустарник и деревья (при наличии) выкорчевываются, убирается весь мусор. Затем размечаются границы дорожки.

Подготовка основания

В пределах указанных границ тротуара необходимо вырыть «ванну». Для этого снимается верхний слой грунта толщиной примерно в 30 см, и тщательно утрамбовывается.

Следующим шагом станет установка боковых бордюров. Бордюры имеют два основных предназначения – эстетически оформить границы тротуара и удержать раствор асфальтобетона от расползания во время укладочных работ.

Процесс установки бордюров:

  • С двух сторон дорожки выкопать параллельные траншеи;
  • Натянуть контрольную нить, по которой будут укладываться элементы бордюра;
  • Уложить кирпичи или другие выбранные материалы на цементный раствор.

Подготовка песчанно-щебневой подушки


После прокладки бордюров начинается работы по формированию щебневой подушки.

  • На подготовленное основание засыпается слой песка, его толщина должна составлять 15 см. Песок разравнивается (ровность можно проверить строительным уровнем) и тщательно утрамбовывается;
  • На слой песка высыпается слой щебня крупной фракции и хорошо утрамбовывается;
  • На полученное основание прокладывают гидроизоляцию;
  • Поверх гидроизоляционного слоя засыпается щебень мелкой фракции или гравий, разравнивается;
  • Слои заливаются водой и утрамбовываются, вода обеспечит плотное прилегание слоев друг к другу.

Требуется заранее соорудить дренажные отверстия, чтобы дождевая вода не скапливалась на тротуаре.

Технология укладки тротуара асфальтобетоном


Асфальтоукладочные работы лучше доверить экспертам, так как у них в наличии есть специальная техника, но при желании укладку можно выполнить самостоятельно.

Для устройства тротуаров из асфальтобетона понадобятся следующие инструменты:

  • лопата для разброса смеси по участку;
  • швабра-движок для разравнивания поверхности;
  • ручной каток для трамбовки асфальта;
  • солярка для смазки инструментов.

Из материалов нужны только готовый раствор асфальтобетона и специальная эмульсия для пропитки. Выделяется три основных вида пропиточных составов для асфальта:

  • Битумная эмульсия – самая распространенная и доступная по цене, но не отличается высокими качественными показателями, поэтому покрытие требует регулярного обновления.
  • Каменноугольная смола – ее главное преимущество устойчивость к воздействию нефтепродуктов и долговечность;
  • Пропитка на основе акрилового полимера – самый дорогостоящий вариант, но самый качественный из всех. Этот вид используют на площадках с большими нагрузками, например теннисные корты и стадионы.

На готовое основание при помощи лопаты раскладывается масса асфальтобетона толщиной в 3 – 5 см. Затем шваброй тщательно разравнивается по всей площади и утрамбовывается ручным катком – движения катка должны быть только по прямой линии.

Чтобы на рабочие инструменты и каток не прилипала смесь асфальта. Их необходимо заранее смазать соляркой.

Готовую поверхность пропитывается асфальтной эмульсией или специальной краской, предназначенной для асфальта.

Пропитка может быть разного цвета.

Преимущества и недостатки асфальтного покрытия


Асфальтное покрытие завоевало большую популярность благодаря большому списку положительных качеств, среди которых можно выделить следующие:

  • Доступная цена – все материалы можно приобрести в магазине и самостоятельно изготовить раствор;
  • Быстрота укладки и высыхания покрытия – работы проводятся в короткий срок, полное высыхания асфальта наступает спустя пару дней;
  • Простота ремонтных работ – достаточно удалить деформированную часть и уложить на его место холодный асфальт и тщательно утрамбовать;
  • Внешний вид – покрытие ровное и гладкое, есть возможность выбрать необходимый цвет или оттенок;
  • Прочность и стойкость к деформации;
  • Водостойкость.

Главным недостатком покрытия из асфальтобетона для тротуаров является неприятный запах от битумных испарений, который может появиться в жару.

Loading...Loading...