Защитник земли русской. в русских былинах каждый богатырь имеет свое живое лицо, со своими достоинствами и недостатками

Богатыри - былинные защитники Земли Русской, «супергерои» русского народа на протяжении многих веков.

Вспомним главных.

1. Илья Муромец. Святой богатырь

Илья Муромец канонизирован русской православной церковью, это главный русский богатырь.

Илья Муромец является главным героем не только русских былин, но и, например, германских эпических поэм XIII века.

В них его тоже зовут Ильей, он тоже богатырь, тоскующий по своей родине. Встречается Илья Муромец и в скандинавских сагах, в них он, ни много ни мало, кровный брат князя Владимира.

2. Бова Королевич. Лубочный богатырь

Бова Королевич долгое время был самым популярным в народе богатырем. Лубочные сказки о «пречюдном богатыре» выходили сотнями изданий с XVIII по XX века. Пушкин написал «Сказку о царе Салтане», частично заимствовав сюжет и имена героев сказок о Боев Королевиче, которые ему читала няня. Более того, даже сделал наброски поэмы «Бова», но смерть помешает ему закончить произведение.

Прототипом этого витязя был французский рыцарь Бово де Антон из знаменитой поэмы-хроники Reali di Francia, написанной в XIV веке. В этом отношении Бова совсем уникальный богатырь - заезжий.

3. Алеша Попович. Младшенький

«Младшенький из младших» богатырей, а посему и набор качеств у него не столь «суперменский». Ему даже не чужд порок: хитрость, эгоизм, корыстолюбие. То есть с одной стороны он отличается смелостью, но с другой - горделив, спесив, бранчив, задорен и груб.

4. Святогор. Мегабогатырь

Мегабогатырь. Но богатырь «старого мира». Великан, старший богатырь величиною с гору, которого даже земля не держит, лежит на горе в бездействии. Былины рассказывают о его встрече с тягой земной и смерти в волшебной могиле.

На Святогора перенесены многие черты библейского богатыря Самсона. Сложно определить точно его древнее происхождение. В сказаниях народа богатырь-ветеран передаёт свою силу Илье Муромцу, богатырю христианского века.

5. Добрыня Никитич. Богатырь со связями

Добрыню Никитича часто соотносят с летописным Добрыней, дядей князя Владимира (по другой версии племянник). Его имя олицетворяет суть «мягкосердия богатырского». Добрыня имеет прозвание «млад», при огромной физической силе «мухи не обидит», он защитник «вдов и сирот, несчастных жен». Добрыня также «артист в душе: мастер петь и играть на гуслях».

6. Дюк Степанович. Богатырь-мажор

Дюк Степанович приезжает в Киев из условной Индии, за которой, по мнению фольклористов, в данном случае скрывается Галицко-Волынская земля, и устраивает в Киеве марафон хвастовства, проходит испытания от князя, и продолжает хвастать. В итоге Владимир узнает, что Дюк действительно очень богат и предлагает ему гражданство. Но Дюк отказывается, потому что «если продать Киев и Чернигов да купить бумаги для описи Дюкова богатства, то не хватит бумаги».

7. Микула Селянинович. Богатырь-пахарь

Микула Селянинович - богатырь аграрий. Встречается в двух былинах: о Святогоре и о Вольге Святославиче. Микула – первый представитель земледельческого быта, могучий крестьянин-пахарь.
Он силен и вынослив, но домоседлив. Всю свою силу он вкладывает в земледелие и семью.

8. Вольга Святославович. Богатырь маг

Сторонники «исторической школы» в изучении былин полагают, что прототипом былинного Вольги был князь Всеслав Полоцкий. Также Вольгу соотносили с Вещим Олегом, а его поход в Индию - с походом Олега на Царьград. Вольга - непростой богатырь, он обладает способностью к оборотничеству, умеет понимать язык зверей и птиц.

9. Сухман Одихмантьевич. Оскорбленный богатырь

По мнению Всеволода Миллера, прототипом богатыря был псковский князь Довмонт, правивший с 1266 по 1299 год.

В былине киевского цикла Сухман едет добывать князю Владимиру лебедь белую, но по дороге вступает в схватку с татарским полчищем, ставящим калиновы мосты на реке Непре. Сухман побеждает татар, но в бою получает раны, которые заклеивает листочками. Вернувшись в Киев без белой лебеди, он рассказывает князю о бое, но князь ему не верит и заточает Сухмана в темницу до выяснения. На Непру отправляется Добрыня и узнает, что Сухман не лгал. Но уже поздно. Сухман чувствует себя опозоренным, отклеивает листочки и истекает кровью. Из его крови начинается река Сухман.

10. Дунай Иванович. Трагический богатырь

По былинам о Дунае, именно из крови богатыря началась река с одноименным названием. Дунай - богатырь трагический. Он проигрывает своей жене Настасье в соревнованиях по стрельбе из лука, случайно попадает в нее при попытке отыграться, узнает, что Настасья была беременна и натыкается на саблю.

11. Михайло Потык. Верный муж

Фольклористы расходятся во мнениях, с кем нужно соотносить Михайло Потыка (или Потока). Корни его образа находят и в болгарском героическом эпосе, и в западноевропейских сказках, и даже в монгольском эпосе «Гэсэр».
По одной из былин, Поток со своей женой Авдотьей Лебедью Белой дает зарок о том, что кто бы из них ни умер первым, второго закапывают рядом в могилу живым. Когда умирает Авдотья, Потока закапывают рядом в полном вооружении и на коне, о сражается с драконом и оживляет его кровью жену. Когда он сам умирает, Авдотью закапывают вместе с ним.

12. Хотен Блудович. Богатырь-жених

Богатырь Хотен Блудович ради свадьбы с завидной невестой Чайной Часовой сначала побивает девятерых её братьев, затем целое войско, нанятое будущей тещей. В итоге богатырь получает богатое приданое и выступает в былине как богатырь «который хорошо женился».

13. Василий Буслаев. Рьяный богатырь

Самый удалой герой новгородского былинного цикла. Его необузданный нрав приводит к конфликту в новгородцами и он отчаянно буянит, бьется об заклад, что побьет всех мужиков новгородских на Волховском мосту и почти выполняет обещанное - пока его не останавливает мать.

В другой былине он уже зрелый, идет в Иерусалим замаливать грехи. Но Буслаев неисправим - он снова принимается за старое и нелепо гибнет, доказывая свое молодчество.

14. Аника воин. Богатырь на словах

Аникой воином и сегодня называют человека, который любит хвастать своей силой вдалеке от опасности. Необычное для русского былинного богатыря, имя героя скорее всего взято из византийского сказания о герое Дигенисе, который там упоминается с постоянным эпитетом anikitos .

Аника воин в стихе хвастает силой и обижает слабых, его устыжает за это сама смерть, Аника бросает ей вызов и погибает.

15. Никита Кожемяка. Змееборец

Никита Кожемяка в русских сказках - один из главных героев-змееборцев. Прежде чем вступить в схватку со Змеем он разрывает 12 шкур, тем самым доказывая свою легендарную силу. Кожемяка не только побеждает Змея, но ещё и запрягает его в соху и пропахивает землю от Киева до Черного моря. Обронительные валы под Киевом получили свое имя (Змиевы) как раз из-за деяний Никиты Кожемяки.

Конспект по духовно – нравственному воспитанию

ТЕМА: "Богатыри – защитники земли Русской".

Цель: Формировать представление детей о героическом прошлом русского народа Древней Руси, великих русских богатырях – защитниках земли русской.

Способствовать развитию интереса к языку былин, молитв – оберегов, словам благословения богатырей, древним заветам.

Закрепить название древнего оружия богатырей.

Воспитывать чувство гордости за богатырскую силу России, уважения к русским войнам, желание им подражать.

Познакомить с Ильёй Муромцем, как святым (приставлен к лику святых)

Активизация словаря: Богатырь, Русь, застава, меч, щит, кольчуга, шлем, копьё, лук, стрелы, обряд - поклонение, молитва – оберег, завет, Илья – Муромец, Добрыня – Никитич, Алёша – Попович.

Оборудование: презентация, вырезанные из бумаги листья дуба, музыка

А. Пахмутовой «Богатырская наша сила».

Предшествующая работа: Рассматривание картины В.М.Васнецова «Богатыри», чтение отрывков о былинных богатырях «Илья Муромец и Соловей – разбойник», «Добрыня Никитич и Змей Горыныч»; рассматривание иллюстраций и чтение сказок «Финист – ясный сокол», «Змей – Горыныч», «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях», «Сказка о царе Салтане» .

Рисование на темы: «Оружие богатырей», «Кони русских богатырей».

Беседы о богатырях; о славе богатырской; о Родине, её защитниках; заучивание пословиц и поговорок о Родине.

ХОД:

Ребята, мы с Вами живём в стране, у которой удивительно красивое имя – Россия! (дети подсказывают) (СЛАЙД)

Много разных стран на Земле, везде живут люди, но Россия – единственная необыкновенная страна, потому что она наша Родина.

Родина, значит родная, как мать и отец. Какая наша Родина?

Большая, огромная, красивая. Есть реки и моря, озёра, горы и леса.

Как называлась наша страна раньше?

Святая Русь (СЛАЙД)

А почему её так называли?

Люди славили Бога и жили по его заповедям.

Как называли себя наши предки? (СЛАЙД)

Дети: Славяне

Кто защищал Землю русскую?

Богатыри (СЛАЙД)

Ребята, а кто такой богатырь? Как о нём можно сказать словом, рассказом или стихотворением?

Богатыри – это люди, которые защищали нашу Родину от врагов. Богатыри сильные, храбрые, могучие…(СЛАЙД)

Ученик: Силён, как вольный ветер,

Могуч, как ураган,

Он защищает землю

От злобных басурман!

Он силой доброю богат,

Он защищает стольный град.

Спасает бедных и детей

И стариков и матерей! (СЛАЙД)

А почему люди защищали свою Родину?

Сотворив прекрасный мир, Бог повелевал человеку оберегать его. Люди, жившие на Святой Руси, любили и оберегали свою Родину. Среди них были и богатыри.

Ребята, я предлагаю вам пройти путь богатырей, увидеть их, узнать про их подвиги? Знаю, что Вы дружные и смелые. Дружба поможет нам преодолеть все преграды.

Но сначала давайте вспомним, что предстояло выбрать русскому богатырю?

Дорогу.

Правильно, ему предстояло выбрать дорогу, по которой надо пойти. В сказках и былинах богатырь всегда стоял на распутье у камня. (СЛАЙД)

(РЕБ ЧИТ): Пойдёшь на право

Деньги и слава,

Пойдёшь на лево

Друзей потеряешь и не будешь смелым,

Двинешься прямо

Ждёт опасность и богатырская застава.

И так, какую мы с вами выбираем дорогу?

Дорогу, которая идёт прямо

ВОСП-ЛЬ: Вот преграда на пути

Её так просто не пройти.

Надо быстро вспоминать

И пословицы сказать!

(Дети вспоминают пословицы и поговорки о смелости, отваге и Родине) (СЛАЙД)

1.Тот герой, кто за Родину горой.

2.Сам погибай, а товарища выручай

3.Жить – Родине служить

4.Счастье Родины – дороже жизни

5.Если дружба велика, будет Родина крепка

ВОСП-ЛЬ: Все преграды покорились

(Назвать правильно оружие, которым пользовались богатыри) (СЛАЙД)

Предлагаю отгадать загадки

1.Рубашку такую не вяжут, не шьют, ее из колечек железных плетут. (Кольчуга)

2. Железная шапка с острым концом, а спереди клюв навис над лицом. (Шлем)

3. Оружие это не просто поднять, не просто поднять и в руке удержать. Снести им легко было голову с плеч…Ну, что, догадались? Конечно же… (Меч)

4. Чтоб грудь защитить от ударов врага, уж вы это знаете наверняка, на левой руке у героя висит тяжелый, блестящий и кругленький… (Щит)

Какое оружие богатырей вы еще можете назвать?..

Ребята, а знаете, чтобы оружие в руках богатыря было сильным, богатыри обращались к Богу и говорили: (СЛАЙД)

«Дай великий Бог, булатный меч мне по рукам! Поделись своею силою, яростью, гневом праведным пусть стрелы в моих руках будут также метки, как стрелы огненные в твоих руках»

Посмотрите, кого вы видите? (СЛАЙД «Три Богатыря»)

Богатырей

Вот они богатыри Земли Русской. Кто стоит в центре?

Илья Муромец! (СЛАЙД)

Илья Муромец 30 лет и 3 года пролежал на печи, у него не ходили ноги, и не двигались руки. Много молился Илья и днём и ночью просил помощи у Бога. И вот однажды случилось чудо. Постучались к нему калики прохожие странники, Божьи люди, как их называли и спросили, почему он сиднем сидит, когда стонет земля русская, защищать её надо. Илья ответил, что и рад бы с врагом сразиться, да ноги не пускают. И вылечили они его живой водой и святым хлебцем. Долго защищал Русь нашу славный богатырь Илья Муромец. (РЕБ ЧИТАЕТ)

А кто стоит рядом с Ильёй Муромцем?

Алёша Попович и Добрыня Никитич

Собираясь на службу, в поход на подвиги ратные, просили богатыри благословение у отца, матери благословение:

Мать : Я на добрые дела благословляю тебя, а на худые дела, нет моего благословения

Отец: Защищай землю русскую не для золота, не для корысти, а для чести, для славушки богатырской.

Уходя в поход, богатыри кланялись на все четыре стороны и читали молитву. А что такое молитва?

Разговор с Богом.

Богатырь: Надеваю я сбрую богатырскую, не убьёт меня в ней ни копьё, ни стрела, ни враг. Заговариваю я ратного человека Добрыню, крепким заговором. Но, чур слову конец, делу венец. (РЕБ ЧИТАЕТ)

А теперь у нас игра со зрителями. Иногда одна буква меняет смысл всего предложения.

Что случилось с поговорками? Они стали просто смешными! А какими должны быть на самом деле? Помогите, люди добрые, нашим богатырям. Ваша задача - прослушать поговорку, найти ошибку и дать правильный вариант.

1. Аппетит проходит во время еды. (Аппетит приходит во время еды).

2. Город не тетка. (Голод не тетка).

3. Готовь сени летом, а телегу зимой. (Готовь сани летом, а телегу зимой).

4. Ронять лодыря. (Валять лодыря).

5. Всяк жулик свое болото хвалит. (Всяк кулик свое болото хвалит).

7. Машу маслом не испортишь. (Кашу маслом не испортишь).

8. Икра стоит свеч. (Игра стоит свеч).

9. Блин блином вышибают. (Клин клином вышибают).

10. Не в свои бани не садись. (Не в свои сани не садись).

11. Нет козы без шипов. (Нет розы без шипов).

12. Первый блин колом. (Первый блин комом).

13. Проще жареной репы. (Проще пареной репы).

14. Своя ноша не тонет. (Своя ноша не тянет).

В древней Руси родовым деревом считался дуб. Уходя в поход, богатыри подходили к дубу, брали с собой листок и горсть родной землицы. Этот обычай – брать с собой горсть родной земли сохранился и до сих пор с тех далёких времён от наших предков.

Дуб – могучее дерево, он почитался на Руси за могучесть, жизнестойкость, считалось, что он давал силу людям, поэтому ему поклонялись и отдавали честь.

Наш поход подошёл к концу! Я хочу познакомить вас ещё с одним заветом, который оставили богатыри нам, потомкам: (СЛАЙД)

Защищать свою Родину, беречь её. Защищать слабых, бедных, стариков и детей. Быть сильными, храбрыми, мужественными, отважными. Любить свою родную землю, свой народ, свою страну и свою Родину.

(Реб читает ):

Сильные, могучие богатыри

На славной Руси!

Не скакать врагам по нашей земле!

Не топтать их коням

Землю русскую

Слава русской старине!

Слава русской стороне! (СЛАЙД)

Сейчас я подарю вам талисман «Листочек дуба», чтобы вы были смелыми, честными, добрыми и храбрыми, как былинные богатыри – защитники земли русской.

(звучит песня А. Пахмутовой «Богатырская наша сила».)

Информационные ресурсы.

1. Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно – методическое пособие. – 2-е издание – СПб: «Детство – Пресс», 2010.

2. Куприна Л.С., Бударина Т.А. Знакомство детей с русским народным творчеством: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений. – 3-е издание – СПб: «Детство – Пресс», 2010.

О былинном богатыре Илье Муромце слышали все. Но немногие знают, что он почил в Киево-Печерской лавре, где в пещерах покоятся его нетленные мощи в числе четверти всех святых, прославленных в Русской православной церкви за тысячу лет.

Само название «былина» означает песню о том, что было, то есть имело место в жизни. Слово же «богатырь» появилось в русских летописях в XII веке. Оно пришло на смену синониму «хоробр», то есть «удалец».

В то время русским воинам приходилось постоянно сражаться за свободу отечества с ордами кочевников на восточных рубежах Киевской Руси. Народ называл их богатырями.

Главные их черты - верность долгу, бескорыстная любовь к Родине, готовность всегда встать на защиту обижаемых и обездоленных, умение постоять за свое достоинство и честь.

Именно такими чертами наделяют былины Илью Муромца:

«Я простой крестьянский сын, - говорит он. - Я спасал вас не из корысти, и мне не надо ни серебра, ни золота. Я спасал русских людей, красных девушек, малых деточек, старых матерей. Не пойду я к вам воеводой в богатстве жить. Мое богатство - сила богатырская, мое дело - Руси служить, от врагов ее оборонять».

Его многочисленные ратные подвиги описываются в былинах в сказочной форме. Но под прозвищами врагов богатыря («Илья Муромец и Соловей-разбойник», «Илья Муромец и Идолище Поганое») подразумевались вполне конкретные кочевые народы: печенеги, половцы, с которыми воевала Киевская Русь. В старину эти былины были своеобразными «военными хрониками», не требовавшими расшифровки, о ком в них идет речь.

А вот биография Ильи Муромца в былинах излагается очень скупо. Подробности о жизни богатыря удалось установить историкам в результате длительных кропотливых изысканий.

Предположительно Илья родился 5 сентября 1143 года в семье крестьянина Ивана сына Тимофеева, жившего в селе Карачарово под Муромом во Владимирской области (отсюда и название «Муромец»). От рождения он был немощен - «не владел ногами» - и до тридцати лет не мог ходить.

Однажды, когда его родители трудились в поле, в дом зашли «калики перехожие». В то время каликами называли паломников к святым местам. Считалось, что они не только не уступают богатырям, но и превосходят их силою духа, а их «пропагандистский» подвиг приравнивался к ратному.

Калики просят Илью встать и принести им воды. На это он ответил: «Не имею я да ведь ни рук, ни ног, сижу тридцать лет на седалище». Они повторно просят его встать и принести им воды.

Годы болезни воспитали в нем великое терпение и удивительный по силе характер. «Немощный» Илья искренне желает выполнить волю старцев. Можно представить его изумление, когда, опустив ноги с лавки на пол, он пытается встать на них и вдруг чувствует, что они держат его! Неведомая сила, ниспосланная свыше, вселяется в беспомощного калеку…

После этого Илья идет к водоносу и приносит воду. Старцы же велят ему самому выпить ее. Илья беспрекословно послушался, выпил и полностью выздоровел. Больше того: вторично испив воды, он ощущает в себе непомерную силу, и тогда ему велят выпить третий раз, чтобы уменьшить ее.

Затем старцы говорят Илье, что в благодарность за ниспосланное исцеление он должен идти на службу к князю Владимиру, чтобы защищать Русь от ворогов. «Будешь ты, Илия, великий богатырь, и смерть тебе на бою не писана», - предсказывают они.

Научное обоснование

А теперь посмотрим на чудесное исцеление Ильи Муромца с точки зрения современной науки. В 1926 году, когда Киево-Печерскую лавру закрыли большевики и на ее месте организовали музей, нетленные мощи святых вскрывали и изучали, чтобы объяснить феномен сохранности их тел в пещерах. Проводилась медицинская экспертиза и останков преподобного Ильи Муромца, которые датировали XII веком.
Анатомы выявили в поясничном отделе его тела явно выраженные отростки на позвонках, вызывавшие ущемления нервов спинного мозга. А врачи поставили диагноз: перенесенный в молодости полиартрит, сковывавший движения, от которого он позднее излечился. Так что современная медицина подтвердила свидетельства былин о том, что «сиднем сидел Илия и не имел в ногах хождения».

Очевидно, «калики перехожие», исцелившие «немощного» Илью, были не просто странниками, а экстрасенсами-врачевателями, которые вылечили его с помощью энергетически заряженной воды. В старинных рецептах, помимо различных травяных настоев, есть и указания на то, как готовить и применять «целительную воду».

Исследования также показали, что Илья Муромец был на голову выше человека среднего роста того времени - 177 сантиметров, но в XII веке такой воин считался великаном. К тому же он имел очень мощное телосложение и, очевидно, обладал огромной физической силой.


«Богатырский скок». Виктор Васнецов. 1914.На княжеской службе

Но вернемся к былине. Калики говорят Илье, что по дороге в Киев есть неподъемный камень с надписью, у которого он должен обязательно остановиться.

Попрощавшись с родными, Илья отправляется «к стольному граду ко Киеву» и приходит «к тому камени неподвижному», на котором было написано, чтобы он сдвинул камень с места. Там он найдет коня богатырского, оружие и доспехи. Илья отодвинул камень и нашел там все, что было написано. А после этого поскакал в Киев.

Там он попадает на княжеский пир у великого князя Владимира Мономаха (1113-1125 гг.), который собирает вокруг себя самых мужественных и славных людей Руси. Это не обычное застолье, а прежде всего, духовное общение, братская встреча.

Собравшиеся за столом богатыри - не любители повеселиться, а защитники веры Православной и Русской земли от врагов. Недаром на Руси такой пир называли братчиной, поскольку он знаменует духовное единение его участников.

Судя по былинам и летописям, за братским столом у князя Владимира сиживали богатыри из разных городов, охранявшие границы Руси: Илья Муромец - крестьянский сын, Алеша Попович - сын священника из Ростова, Добрыня Никитич - княжеского рода, Ставр - боярин, Иван - купеческий сын.

Илья Муромец - единственный из русских витязей - крестьянин по происхождению. Но именно ему дарована самая большая сила - и духовная, и телесная. Поэтому выходцу из далеких Муромских земель воздают честь не по сословию, а по делам и подвигам. Он быстро научился мастерски владеть булавой, палицей, мечом и копьем. В сочетании с огромной физической силой это делало его непобедимым бойцом.

Будучи на службе у князя Владимира, Илья Муромец участвовал в бесчисленном множестве «боестолкновений», постоянно происходивших на границах Киевской Руси. Ни в одном из них он не потерпел поражения, но никогда не возносил себя и с миром отпускал поверженных врагов. Даже перед битвой с половцем Калином он долго уговаривает того уйти добровольно, не проливая зря крови. И только встретив упрямство и злобу противника, русский богатырь вступил в смертельный бой.

Но русские воины-профессионалы, во главе которых встал Илья Муромец, не только успешно охраняли границы Руси от многочисленных врагов. Их усилиями борьба была перенесена на территорию врагов. В летописях повествуют о том, что доблестные дружины загнали войска хана Отрока Шарукановича «за железные ворота» на Кавказе, «пили золотыми шеломами Дон, приемши землю их всю».

Русские богатыри доходили до Азовского моря, завоевывали половецкие становья на Северном Донце, заставляли врагов откочевывать за Дон и за Волгу, в степи Северного Кавказа и Южного Урала.

Нет сомнения, что во всех этих славных походах неизменно принимал участие Илья Муромец, причем он всегда был впереди в ходе кровопролитных схваток, неизменно одерживая верх над вражескими витязями.

Илья Муромец. Реконструкция облика на основании мощей. Скульптор С.А.Никитининок Печерского монастыря

В 1988 г. Межведомственная комиссия Минздрава Украины провела экспертизу его нетленных мощей. Для получения точных данных применялась самая современная методика и сверхточная аппаратура.

В результате исследований удалось установить, что Илья Муромец скончался в возрасте не моложе 40-45 лет. В то время это был возраст, до которого доживали немногие мирные люди, а профессиональные воины практически никогда.

Но Муромский богатырь дожил. Если же учесть, что он занялся ратным делом после 30 лет, а пробыл в Печерском монастыре после монашеского пострига не слишком долго, то получается, что его «военная выслуга» была больше 10 лет. Для ХII века это было просто немыслимо.

Тем более что, как установила медицинская экспертиза нетленных мощей, Илья Муромец получил тяжелое ранение в области сердца, которое сказывалось впоследствии в течение всей жизни. Были у него и другие ранения, например левой кисти, полученные в боях.

Израненный и чувствовавший, что его физические силы на исходе, Илья Муромец принял постриг и стал монахом. Но прежде у богатыря была семья, и после него остались сыновья, от которых пошел род киевских дворян Чеботковых. А получили они эту фамилию от прозвища своего отца.

Дело в том, что в кратком житии преподобного Илии указано его прозвище - «Чеботок», то есть сапожок. Появилось же оно у Муромца после одного памятного случая. Вскоре после его пострига в монастырь ворвалась шайка разбойников (вероятно, половцев). В этот момент в своей пещерной келье Илия обувался и успел надеть лишь один сапог.

Но, застигнутый врасплох, монах не растерялся: выпрямившись во весь свой немалый рост, он принялся с такой силой и яростью колотить нападавших вторым сапогом, что обратил их в бегство.

В Печерском монастыре Илья Муромец ушел в затвор, почти не спал, проводя чуть ли не круглые сутки в молитвах. Так завершилось его ратное служение Отечеству в битвах земных и началось молитвенное служение Церкви и Святой Руси.

Отошел Илья Муромец в Царство Небесное 1 января 1188 года. К лику святых он был причислен в 1643 году, а его нетленные мощи покоятся в Антониевых пещерах Киево-Печерской лавры.

В пещерах можно подойти к его гробнице, которая заметно больше других, однако рост усопшего не кажется огромным. Персты правой руки Ильи Муромца сложены так, как крестятся православные: три перста вместе, а два прижаты к ладони.

Его левая рука хранит след раны, нанесенной копьем. Она как бы свидетельствует о воинском служении, а правая - о духовном подвиге православного монаха.

Каждый новый год православные начинают под знаком народного героя - преподобного воина Илии Муромца. Память его Русская церковь отмечает 1 января.

Расскажу я вам про дела старые,
Да про старые, про бывалые,
Да про битвы, да про сражения,
Да про подвиги богатырские!

Я, как воспитатель подготовительной группы, решила посвятить один из своих проектов, формированию патриотических чувств у детей и в рамках долгосрочного проекта «Былинные богатыри – первые защитники земли русской» познакомить дошкольников с жизнью древней Руси, её героями, полководцами, героическими событиями, которые происходили в России. Становление человека как гражданина, на мой взгляд, должно начинаться с его малой родины. Любовь к большому надо прививать с малого. Чувство родины начинается с восхищением тем, что видит перед собой ребенок, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, они играют огромную роль в становлении личности юного патриота. Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста - одна из задач нравственного воспитания. Она включает в себя воспитание любви к ближним и родному дому, к детскому саду и родному городу, к своей стране. Эту работу невозможно полноценно реализовать, не привлекая в неё устное народное творчество.

В настоящее время жизнь диктует необходимость возвращения к приоритетам любви к Отечеству. Однако анализ современной ситуации показывает, что дети, начиная с дошкольного возраста, страдают дефицитом знаний о выдающихся защитниках Отечества, о событиях военной истории нашей страны, о достижениях и величии исторического прошлого России.

Важно донести до детей мысль: спустя много-много лет люди помнят об исторических событиях, о грозных военных годах, чтят память погибших, окружают вниманием и любовью людей, защищавших нашу Родину.

И я постаралась не только познакомить детей с былинами, но и обыграть их.

Мы начнём удивительное путешествие, которое, я уверена, навсегда запомнится детям. Пройдут годы, дети станут взрослыми людьми, но герои, с которыми мы встретимся в наших путешествиях, будут сопровождать их всю жизнь.

Итак, я хочу отправиться в путешествие по русским былинам. Былины – это отголосок прошлого, того самого, которое мы изучаем, к которому бережно относимся. На основе прошлого строится будущее. Это и сказка и быль одновременно, и песня, и стих, и просто повествование.

У былин нет одного автора. Их сочинял русский народ. Сочинял в те древние времена, когда наша Родина - Россия - называлась Русью. Это было очень давно. Тогда ещё не было письменности, люди не могли записать то, что они сочинили или увидели, поэтому былинные рассказы заучивались наизусть и передавались от деда к отцу, от отца к сыну, от сына к внуку. Рассказчики старались передать услышанное слово в слово, поэтому былины дошли до нас через многие-многие времена почти без изменений. Через былины мы узнаём, как жили люди в Древней Руси, какие события там происходили.

Раньше былины называли еще «старинами», то есть повествованием о том, что было в старину. Люди верили, что события эти не выдуманные, а действительные, только очень давние.

Былины появились еще тогда, когда книжек не было. Поэтому былины, или старины, не читали, а сказывали - пели. Во время пения подыгрывали себе на гуслях.

Исполнители былин назывались сказителями. Немногие умели сказывать былины. Сказителей почитали и выражали им всяческое уважение. Они ходили из селения в селение и рассказывали нараспев (похоже на песню) о героях-богатырях, о их подвигах. Они рассказывали о том, как «было». О делах и победах богатырей, о том, как они одолевали злых врагов, защищали свою землю, проявляли свою храбрость, мужество, смекалку, доброту.

Вот так слагалась былина. В русском народе много столетий из уст в уста, от деда к внуку переходили былины о могучих богатырях. В былинах отражалась жизнь русского народа, которая была очень нелёгкой на Руси. Богатыри много работали оттого и были они могучими и сильными. Былины рассказывали о подвигах богатырей - могучих и бесстрашных воинов, обладающих огромной силой. Они разъезжают в чистом поле на богатырских конях. Кони у богатырей тоже не простые: они умеют чуять опасность и разговаривать. Если два богатыря повстречаются, они меряются друг с другом силой: это их богатырские забавы. И тогда земля трясется, будто столкнулись две горы.

Но когда родной земле грозит опасность, богатыри отправляются на битву с врагом. Как бы ни был силен враг, какие бы несметные полчища, ни привел с собой, богатыри неизменно побеждают в бою.

Таким образом, приобщение детей к былинам является средством формирования у них патриотических чувств и развития духовности. Как отмечал Д.С.Лихачев, «мы не должны забывать о своем культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи: Национальные отличия сохраняются и в ХХI веке, если мы будем озабочены воспитанием душ, а не только передачей знаний». Именно поэтому родная культура, как отец и мать, должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность.

Былина «Как Илья из Мурома богатырем стал»

В старину стародавнюю жил под городом Муромом, в селе Карачарове, крестьянин Иван Тимофеевич со своей женой Ефросиньей Яковлевной.
Был у них один сын Илья.

Любили его отец с матерью, да только плакали, на него поглядывая: тридцать лет Илья на печи лежит, ни рукой, ни ногой не шевелит. И ростом богатырь Илья, и умом светел, и глазом зорок, а ноги его не носят, словно бревна лежат, не шевелятся.

Слышит Илья, на печи лежучи, как мать плачет, отец вздыхает, русские люди жалуются: нападают на Русь враги, поля вытаптывают, людей губят, детей сиротят. По путям-дорогам разбойники рыщут, не дают они людям ни проходу, ни проезду. Налетает на Русь Змей Горыныч, в свое логово девушек утаскивает.
Горько Илья, обо всем этом слыша, на судьбу свою жалуется:

Эх вы, ноги мои нехожалые, эх вы, руки мои недержалые! Был бы я здоров, не так и шли дни, катились месяцы...

Вот раз отец с матерью пошли в лес пни корчевать, корни выдирать, готовить поле под пахоту. А Илья один на печи лежит, в окошко поглядывает.

Вдруг видит - подходят к его избе три нищих странника.

Постояли они у ворот, постучали железным кольцом и говорят:

Встань, Илья, отвори калиточку.

Злые шутки вы, странники, шутите: тридцать лет я на печи сиднем сижу, встать не могу.

А ты приподнимись, Илюшенька.

Рванулся Илья - и спрыгнул с печи, стоит на полу и сам своему счастью не верит.

Ну-ка, пройдись, Илья.

Шагнул Илья раз, шагнул другой - крепко его ноги держат, легко его ноги несут.

Обрадовался Илья, от радости слова сказать не может. А калики перехожие ему говорят:

Принеси-ка, Илюша, студеной воды.

Принес Илья студеной воды ведро.

Налил странник воды в ковшичек.

Попей, Илья. В этом ковше вода всех рек, всех озер Руси-матушки.

Выпил Илья и почуял в себе силу богатырскую. А калики его спрашивают:

Много ли чуешь в себе силушки?

Много, странники. Кабы мне лопату, всю бы землю вспахал.

Выпей, Илья, остаточек. В том остаточке всей земли роса, с зеленых лугов, с высоких лесов, с хлебородных полей. Пей.

Выпил Илья и остаточек.

А теперь много в тебе силушки?

Ох, калики перехожие, столько во мне силы, что кабы было в небесах кольцо, ухватился бы я за него и всю землю перевернул.

Слишком много в тебе силушки, надо поубавить, а то земля носить тебя не станет. Принеси-ка еще воды.

Пошел Илья по воду, а его и впрямь земля не несет: нога в земле, что в болоте, вязнет, за дубок ухватился - дуб с корнем вон, цепь от колодца, словно ниточка, на куски разорвалась.

Уж Илья ступает тихохонько, а под ним половицы ломаются. Уж Илья говорит шепотом, а двери с петель срываются.

Принес Илья воды, налили странники еще ковшичек.

Пей, Илья!

Выпил Илья воду колодезную.

Сколько теперь в тебе силушки?

Во мне силушки половинушка.

Ну, и будет с тебя, молодец. Будешь ты, Илья, велик богатырь, бейся-ратайся с врагами земли родной, с разбойниками да с чудищами. Защищай вдов, сирот, малых деточек. Никогда только, Илья, со Святогором не спорь, через силу носит его земля. Ты не ссорься с Микулой Селяниновичем, его любит мать - сыра земля. Не ходи еще на Вольгу Всеславьевича, он не силой возьмет, так хитростью-мудростью. А теперь прощай, Илья.

Поклонился Илья каликам перехожим, и ушли они за околицу.

А Илья взял топор и пошел на пожню к отцу с матерью. Видит - малое местечко от пенья-коренья расчищено, а отец с матерью, от тяжелой работы умаявшись, спят крепким сном: люди старые, а работа тяжелая.

Стал Илья лес расчищать - только щепки полетели. Старые дубы с одного взмаха валит, молодые с корнем из земли рвет. За три часа столько поля расчистил, сколько вся деревня за три дня не осилит. Развалил он поле великое, спустил деревья в глубокую реку, воткнул топор в дубовый пень, ухватил лопату да грабли и вскопал и выровнял поле широкое - только знай зерном засевай!

Проснулись отец с матерью, удивились, обрадовались, добрым словом вспоминали стариков странников.

А Илья пошел себе коня искать.

Вышел он за околицу и видит: ведет мужичок жеребенка рыжего, косматого, шелудивого. Вся цена жеребенку грош, а мужик за него непомерных денег требует: пятьдесят рублей с полтиною.

Купил Илья жеребенка, привел домой, поставил в конюшню, белоярой пшеницей откармливал, ключевой водой отпаивал, чистил, холил, свежей соломы подкладывал.

Через три месяца стал Илья Бурушку на утренней заре на луга выводить. Повалялся жеребенок по зоревой росе, стал богатырским конем.

Подводил его Илья к высокому тыну. Стал конь поигрывать, поплясывать, головой повертывать, гривой потряхивать. Стал через тын взад-вперед перепрыгивать. Десять раз перепрыгнул и копытом не задел. Положил Илья на Бурушку руку богатырскую - не пошатнулся конь, не шелохнулся.

Добрый конь, - говорит Илья. - Будет он мне верным товарищем.

Стал Илья себе меч по руке искать. Как сожмет в кулаке рукоятку меча, сокрушится рукоять, рассыплется. Нет Илье меча по руке. Бросил Илья мечи бабам лучину щепать. Сам пошел в кузницу, три стрелы себе выковал, каждая стрела весом в целый пуд. Изготовил себе тугой лук, взял копье долгомерное да еще палицу булатную.

Снарядился Илья и пошел к отцу с матерью:

Отпустите меня, батюшка с матушкой, в стольный Киев-град к князю Владимиру. Буду служить Руси родной верой-правдой, беречь землю русскую от недругов-ворогов.

Говорит старый Иван Тимофеевич:

Я на добрые дела благословляю тебя, а на худые дела моего благословения нет. Защищай нашу землю русскую не для золота, не из корысти, а для чести, для богатырской славушки. Зря не лей крови людской, не слези матерей да не забывай, что ты роду черного, крестьянского.

Поклонился Илья отцу с матерью до сырой земли и пошел седлать Бурушку-Косматушку. Положил на коня войлочки, а на войлочки - потнички, а потом седло черкасское с двенадцатью подпругами шелковыми, а с тринадцатой - железной, не для красы, а для крепости.

Захотелось Илье свою силу попробовать.

Он подъехал к Оке-реке, уперся плечом в высокую гору, что на берегу была, и свалил ее в реку Оку. Завалила гора русло, потекла река по-новому.

Взял Илья хлебца ржаного корочку, опустил ее в реку Оку, сам Оке-реке приговаривал:

А спасибо тебе, матушка Ока-река, что поила, что кормила Илью Муромца.

На прощанье взял с собой земли родной малую горсточку, сел на коня, взмахнул плеточкой...

Видели люди, как вскочил на коня Илья, да не видели, куда поскакал. Только пыль по полю столбом поднялась.

Задания к былине «Как Илья из Мурома богатырем стал»

Упражнение «Кто угадает?»

(Дети отвечают на вопросы по прочитанной былине «Как Илья из Мурома богатырем стал»)

  1. Как звали богатыря в прочитанной былине? (Илья);
  2. Сколько лет он лежал на печи? (Тридцать лет);
  3. Кто помог Илье подняться с печи? (Три нищих странника);
  4. Что за лекарство помогло богатырю окрепнуть? (Студеная вода из колодца);
  5. Как звали коня Ильи Муромца? (Буран-Бурушка);
  6. Какое оружие выковал себе богатырь? (три стрелы, тугой лук, копье, палицу булатную);
  7. Где родился Илья Муромец, в каком городе? (город Муром);
  8. В какой город поехал Илья Муромец? (Киев-град);
  9. Какому князю поехал служить богатырь? (Владимиру)

Динамическая пауза «Мы теперь богатыри»

Дружно встанем раз – два – три (дети шагают на месте)
Мы теперь богатыри!
(руки согнуты в локтях, показываю силу)
Мы ладонь к глазам представим, (правую руку подносят козырьком к глазам)
Ноги крепкие расставим,
Поворачиваясь вправо - оглядимся величаво.

И налево надо тоже поглядеть нам величаво.
Наклонились влево – вправо
(руки на поясе, наклон влево - вправо)
Получается на славу!

Упражнение «Собери богатыря в дорогу»

Упражнение «Кто есть кто?»

(Богатыри: Илья Муромец, Святогор, Микула Селянович, Вольга Всеславьевич)


Упражнение: «Каким бывает богатырь?»

(Дети стоят в кругу, ведущий бросает мяч, дети возвращают его (мяч) называя черту характера богатыря)

  • мудрый,
  • хитрый,
  • благородный,
  • сильный,
  • справедливый,
  • бесстрашный,
  • смелый,
  • храбрый…

Упражнение-игра «Да – нет»

(Дети отвечают на вопросы ДА или НЕТ)

Наша родина сильна (да)
И у нас она одна (да)
На Руси богатыри есть (да)
Им всегда хвала и честь (да)
Илья Муромец герой (да)
Он был самый молодой (нет)
Соловья он победил (да)
Из автомата подстрелил (нет)
Алеша Попович тоже герой (да)
Он сильный, смелый, молодой (да)
Карабаса в бою победил (да)
На танках боролись богатыри с врагом (нет)
Они воевали с мечом и копьем (да)
Добрыня Никитич был слабым и хилым (нет)
Он змея сумел победить своей силой (да)
Гордимся мы нашими богатырями (да)
Хотим ли быть такими же сами (да)

Упражнение «Богатырь и верный конь»

(Дети делятся на две команды и из разрезанных частей собирают богатыря и коня).

Упражнение-лабиринт «Победи дракона»

Открытое занятие "Былинные богатыри - защитники земли русской"

МЕТОД ПРОЕКТОВ В ДОУ

проект "Россия - путешествие в прошлое. История, традиции и культура России"

Занимаемая должность: воспитатель

Место выполнения работы: МДОУ "Детский сад № 9 "Ласточка г. Ртищево Саратовской области", 2015 г.

Аннотация:

Педагоги нашей группы серьёзно задумались над тем, как возродить работу по формированию патриотических чувств у детей и разработали долгосрочный проект "Россия - путешествие в прошлое", где охватывается темы истории, традиции и культуры России:

«История возникновения Руси» , «Былинные богатыри – первые защитники земли русской» , «Великие князья Руси» , «Петр Великий» , «Полководцы и герои» , «Быт и уклад жизни наших предков» , «Народные традиции и промыслы» , «Герои Великой отечественной войны»

В настоящее время жизнь диктует необходимость возвращения к приоритетам любви к Отечеству. Однако анализ современной ситуации показывает, что дети, начиная с дошкольного возраста, страдают дефицитом знаний о выдающихся защитниках Отечества, о событиях военной истории нашей страны, о достижениях и величии исторического прошлого России.

Важно донести до детей мысль: спустя много-много лет люди помнят об исторических событиях, о грозных военных годах, чтят память погибших, окружают вниманием и любовью людей, защищавших нашу Родину.

В связи с этим особую значимость приобретает знакомство детей дошкольного возраста с жизнью древней Руси, её героями, полководцами, героическими событиями, которые происходили в России.

Представляю вашему вниманию открытое мероприятие по теме месяца "Былинные богатыри - защитники земли русской". Презентация к данному мероприятию прилагается.

Возраст детей: 6-7 лет.

Программное содержание:

  1. Формировать представление о героическом прошлом русского народа Древней Руси, великих русских богатырях.
  2. Оживить представление о былине, о былинных героях – Илье Муромце, Алёше Поповиче, Добрыне Никитиче, Никите Кожемякине, Микуле Селяниновиче, Святогоре, Горыне, Дубыне, Усыне.
  3. Сформировать представление о Богатыре – Стихии и о Богатыре – Человеке.
  4. Вызвать интерес к языку былин, сказаний, песен, преданий о русских богатырях.
  5. Обогатить словарь детей существительными: богатырь, былина, сказитель, кольчуга, щит, меч, шлем, снаряжение, доспехи, булава, уздечка, стремена, ножны.
  6. Воспитывать чувство гордости за богатырскую силу России, уважение к русским воинам, желание им подражать.

Виды деятельности: игровая, коммуникативная, познавательная, продуктивная, музыкально - художественная. Основная образовательная область: социально-коммуникативное развитие

Интегрируемые образовательные области: коммуникация, познание – формирование целостной картины мира, художественное творчество, физическая культура.

Предварительная работа.

  1. Работа по подбору иллюстративного материала по теме «Былинные богатыри – защитники земли Русской» .
  2. Рассматривание репродукций картин В. М. Васнецова «Богатыри» , «Витязь на распутье» , «Побоище» , «Баян» . К. Васильев «Настасья Микулишна» , «Битва на Калиновом мосту» , И.Я. Билибин ;
  3. Слушание фрагментов произведений: А. Бородин «Богатырская симфония» , М.П. Мусоргский «Богатырские ворота» , звучание праздничных колоколов; песня А. Пахмутовой «Богатырская сила»
  4. Чтение русских былин и сказок , , , «Добрыня и Змей» , «Святогор» , «Вольга и Микула Селянович» , «Садко» , «Никита Кожемяка» , и др.
  5. Слушание в грамзаписи былины «Илья Муромец и Соловей-разбойник»
  6. Книжная выставка:
  • "Сказки о русских богатырях". Москва ООО "Дом Славянской книги", 2007
  • О. Тихомиров «На поле Куликовом» . Изд. «Малыш» , Москва, 1980.
  • Л.Обухова «Званко – сын Добрилы» . Изд. «Малыш» , Москва, 1998.
  • Н.Ф. Виноградова, Л.А. Соколова «Моя страна – Россия» . Москва, изд. «Просвещение» , 2005.
  • Г.В. Сёмкин, Атлас «Страна, в которой я живу» . Изд. «Росмэн» , Москва, 2004.
  • Хрестоматия по литературе. Изд. "Детская книга", Саратов, 1994г.

7. Дидактические игры

  • Альбом «Былинные богатыри»
  • Альбомы на печатной основе "Великий ратный обычай", "Русские богатыри"
  • Д/И "Снаряди богатыря", «Герои русских былин»
  • Презентация - викторина "Богатыри земли русской"

8. Активизация словаря:

Ратник, богатырь. Богатырь – стихия, былина, сказитель, нараспев, витязь, оратай, кольчуга, сбруя, щит, меч, шлем, снаряжение, доспехи, уздечка, упряжь, булава, пахарь, ножны, оберёг.

9. Чтение и заучивание пословиц и поговорок о силе, смелости и отваге русских богатырей.

10. Оформление «Мини-Музея» :

  • Одежда богатырей, щиты, мечи, шлемы;
  • родовое дерево дуб (нарисованное) ;
  • панно «Русские богатыри» ;
  • рисунки детей, аппликации.

11. Разучивание с детьми ролей инсценировки, танца.

Материалы и оборудование: Иллюстрации богатырей Древней Руси, нечистой силы: Соловья – разбойника, Змея-Горыныча. Карточки с изображением одежды (рубаха, кольчуга, шлем, оружия богатырей (меч, булава, кистень, щит) , костюмы богатырей, карточки с изображением с предметов современной одежды, музыкально- художественные пособия, а также материалы для продуктивной деятельности: шаблоны для аппликации, клей, клеёнка. Дубовые листья из бумаги.

конспект "Былинные богатыри-защитники земли русской»

Воспитатель. Ребята, мы с вами живем в стране, у которой удивительно красивое имя. Как называется наша страна?

Дети: Наша страна называется – Россия.

Воспитатель. Много чудесных стран на Земле, везде живут люди, но Россия – единственная, необыкновенная страна, потому что она наша Родина. Как вы понимаете слово Родина?

Дети: Родина – значит родная. Как мать и отец.

Воспитатель: Подойдите к карте. Посмотрите, пожалуйста, какая она – наша Родина?

Дети. Большая, огромная, необъятная, красивая, богатая. Есть здесь океаны и моря, реки и озера, горы, леса и поля. Россия – самая большая страна в мире.

Воспитатель. Как вы думаете, всегда ли наша Родина была такой?

Дети. Она была меньше. Не такой красивой. Здесь проживало не так много людей.

Воспитатель. Более тысячи лет назад образовалось русское государство. Называлось оно Русь. Было оно вначале маленькое, но для наших предков-славян это была Родина.

Посмотрите вокруг, как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить?

Дети: Мы будем говорить прошлом нашей Родины, потому что изображена карта Руси. А ещё о богатырях, т.к. здесь книги о богатырях, картины, богатырская одежда.

Воспитатель: Правильно, ребята, сегодня мы перенесемся в прошлое России. Много у нас на Руси лесов, рек, животных и растений. Вот и привлекали все эти богатства издавна наших врагов – хотели они завладеть нашими землями. В давние-давние времена большую опасность для русских земель представляли набеги врагов: они ходили на Русь, разоряли села и деревни, забирали в плен женщин и детей, увозили с собой награбленные богатства.

Выходит девочка в русском национальном костюме.

Девочка: Здравствуйте, добрые молодцы и красные девицы!

Дети здороваются.

Девочка: Хорошо живется на Руси-матушке, велика и могуча наша страна, широко раскинулась по полям да по лесам. Много здесь богатств, много рыбы красной, да меха ценного, много ягод да грибов… Только неспокойно стало в царстве - государстве нашем. Повадились налетать на нас силы тёмные да нечисть всякая…

Раздаются звуки воя, Свиста, топота коней, крики (музыкальное сопровождение – приложение 1)

Воспитатель: Ребята! Беда - то какая! Нечисть на нас напала, будут наших молодцев рубить да данью нас облагать. А что бы узнать кто это, нужно отгадать загадки:

Свист соловьиный
Взор орлиный
Не зверь, не охотник
А (соловей разбойник)

Из-за сопок и полей
Показался некий зверь
В ноздри он дышал огнем
Ночью стало словно днем

Он украл забаву
Потащил в дубраву

(Змей Горыныч)

Что же нам делать? Кто же нам теперь поможет?

Раздается звон колокола (музыкальное сопровождение – приложение 2) .

Ребенок: Позвоним сейчас в набат, будем богатырей звать. Издавна колокол людям помогает, как беда случится - сразу звонит, на помощь всех зовет…

Слышится музыка, начинается песня «Богатырская» А. Пахмутовой (музыкальное сопровождение – приложение 3, Танец богатырей) .

Воспитатель: А вот и наши защитники! Ребята, вы узнали кто это?

Дети: Это богатыри…

Воспитатель: А кто такие богатыри?

Дети: Это люди, которые защищают нашу Родину от врагов.

Беседа о Богатыре – Стихии.

Воспитатель: Ребята, по преданиям и былинам какие существовали богатыри?

Дети: Богатыри – стихии и богатырь – человек.

Воспитатель: Богатырь – стихия был богатырём – великаном. Вспомните, кто из богатырей – великанов был Богатырь – Стихия?

Дети: Это богатырь – стихия Святогор, Горыня, Дубыня, Усыня.

Воспитатель: Расскажите об этих богатырях. Кто такой был Горыня, Дубыня, Усыня и Святогор?

Отвечают дети, с заранее выученным текстом

  1. Горыня ходил по горам, выворачивал камни, ломал горы, валил деревья. Горыня был горным великаном.
  2. Дубыня был лесной великан. В своих лесах он вёл себя как заботливый хозяин – дубы выравнивал. Который дуб высок был, того в землю вталкивал, а который низок – из земли вытянет.
  3. Усыня – речной великан. Сам – то Усыня с ноготок, борода с локоток, а вот усы невероятной длины, по земле тащатся. Усыня спёр реку ртом, на языке варит да кушает, одним усом реку запрудил, а по-другому усу словно по мосту пешие идут, конные скачут, обозы едут.
  4. Святогор. Это тоже богатырь – стихия. Русский богатырь, огромного роста, невероятной силы. Ростом выше тёмного леса, головой облака подпирает. Да вот беда: не держит его земля, только каменные утёсы под его тяжестью не рушатся, не падают. Тяжко Святогору от своей силы.

Воспитатель: С кем поделился своей силой богатырской Святогор?

Дети: С Ильёй Муромцем. Они с ним побратались-стали как братья.

Воспитатель: Чему научил Святогор Илью Муромца?

Дети: Как мечом владеть, копьём колоть, палицей бить.

Воспитатель: Что подарил Святогор Илье Муромцу?

Дети: свой меч-кладенец, чтобы он владел силой богатырской.

Воспитатель: Куда же исчезли богатыри – великаны?

Дети: В сказаниях говорится о том, что они погибли в борьбе с гигантскими змеями, другие погибли от голода, не в силах себя прокормить. Все они стали героями героических сказок.

Воспитатель: На смену богатырям – великанам пришли новые богатыри. Вот почему в былинах Святогор погибает. На смену богатырю – стихии пришёл Богатырь – человек.

А сейчас представим, что мы богатыри

Динамическая пауза. Игра – упражнение «Богатыри»

Дружно встанем раз-два-три- Дети шагают на месте
Мы теперь богатыри! Руки согнуты в локтях, показывают силу.
Мы ладонь к глазам представим, Руку правую подносят козырьком к глазам
Ноги крепкие расставим, Ноги в стороны

Поворачиваясь вправо- оглядимся величаво. Поворот вправо
И налево надо тоже поглядеть из-под ладошек. Руку левую подносят козырьком к глазам, поворот налево
Наклонились влево- вправо Руки на поясе, наклон влево-вправо
Получается на славу! Руки вверх

Беседа о Богатыре – Человеке.

Воспитатель: Каких богатырей вы ещё знаете?

Дети: Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алёша Попович, Никита Кожемякин, Вольга Всеславьевич, Микула Селянинович.

Воспитатель: Откуда мы узнали об этих богатырях?

Дети: Из былин, сказок.

Воспитатель: Что такое былина?

Дети: Былина произошла от слова быль, было.

Воспитатель: Кто слагал Былины о богатырях?

Дети: Сказитель.

Воспитатель: Как сказитель рассказывал Былину?

Дети: Ходил сказитель из селения в селение и рассказывал нараспев (похоже на песню) о героях-богатырях, о их подвигах.

Воспитатель: Расскажите о богатырях, которых вы знаете.

Выходят трое богатырей (три ребенка в костюмах, низко кланяются, представляются:

  1. Я – Илья, русский богатырь из города Мурома. Потому и зовут меня Илья Муромец. Тридцать лет я сидел на печи, жил не тужил. Как услышал, что на нашу землю пришли басурмане поганые – поспешил Вам на помощь
  2. А я – Добрыня Никитич – умен, коренаст да силен. Мы-то Вас в обиду не дадим, уж мы то им покажем…
  3. Я – Алеша Попович, поповский сын, готов верой и правдой защищать и оберегать от захватчиков иноземных…

Воспитатель: Правильно, ребята. Богатыри – это люди огромной силы, стойкости, отваги, совершающие подвиги. Богатыри всегда охраняли нашу Родину от врагов, мимо них даже птица не пролетит, зверь не проскочит… а врагу и подавно не пройти… Ребята, мы прочитали много сказок и былин о ратниках и защитниках земли русской. Давайте вспомним, как называются эти произведения?

Дети: «Как Илья Муромец богатырем стал» , «Илья Муромец и Соловей – Разбойник» , «Алеша Попович и Тугарин Змеевич» , «Добрыня и Змей» , «Святогор» , «Вольга и Микула Селянович» , «Садко» , «Никита Кожемяка»

Воспитатель: А сейчас вместе с богатырями сделаем разминку.

Физминутка

Богатырь он вот каков…
Он силен, он здоров…
Он из лука стрелял…
Метко палицу бросал…

На границе стоял …
Зорко – зорко наблюдал …
Подрастем мы и смотри
Станем как богатыри!

Воспитатель:

Ну, что же пора испытать богатырскую нашу силушку! Давайте поиграем в игру «Перетяни канат»

Подвижная игра «Перетяни канат» : дети делятся на две команды и по сигналу воспитателя начинают соревноваться в перетягивании каната.

Воспитатель: Какие же вы сильные, да смелые… Спасибо всем, садитесь на места.

Воспитатель: Ребята, сейчас я загадаю вам загадки.

  • Рубашку такую не вяжут, не шьют, ее из колечек железных плетут. (Кольчуга)

Зачем она нужна богатырям?

Она защищала богатырей от ударов копья, стрел и меча.

Кольчуга весила 7 килограммов.

  • Железная шапка с острым концом, а спереди клюв навис над лицом. (Шлем)

Шлем изготавливали из металла, его украшали орнаментом, узором. А кто был побогаче, украшал шлем позолотой, серебряными пластинками. Шлем оберегал голову воина – богатыря от ударов.

  • Оружие это не просто поднять, не просто поднять и в руке удержать. Снести им легко было голову с плеч… Ну, что, догадались? Конечно же… (Меч)

Меч был главным оружием воинов – богатырей и воинов – ратников в ту пору на Руси. Меч ещё называли булавой. Меч был русским оружием. На мечах давали клятву, меч почитали. Он являлся дорогим оружием, его передавали по наследству от отца к сыну. Меч носили в ножнах, чтобы он не ржавел (показ меча и ножен) . Рукоятка меча и ножны украшались орнаментом и узором. Узоры на ножнах и рукоятке меча наносились не только с целью украшения, но и с целью оказания помощи своему хозяину, владеющему мечом.

  • Чтоб грудь защитить от ударов врага, уж вы это знаете наверняка, на левой руке у героя висит тяжелый, блестящий и кругленький… (Щит)

Какие ещё доспехи имеются у богатырей?

Щиты, лук, колчан со стрелами, кистень, палица, топор, меч – булава..

Воспитатель: А как богатыри коней себе выбирают?

Дети:

А коней они себе выбирают под стать… сильных да норовистых, выносливых да смелых. А если б кони были тощие да слабые, они бы их не выдержали?

Воспитатель: Спасибо вам за рассказ! Ребята, а сейчас поможем собраться в путь-дорогу богатырю.

Дидактическая игра «Собери богатыря в путь» Раздаются карточки с изображениями: шлем богатырский, шапка-ушанка, шлем римский, каска немецкая, кольчуга, пиджак, галстук, рубаха-косоворотка, латы железные и оружие: сабля, меч, булава, кистень, ножницы, пистолет, автомат, кинжал и т. д. (приложение 4) И детям предлагается выбрать правильный вариант.

Воспитатель: Скажите ребята, а какие известные художники известные художники прославили подвиги русских богатырей в своих картинах?

Дети:

  • Виктор Михайлович Васнецов в картине «Богатыри» .
  • Николай Константинович Рерих в картине: «Бой со змеем»
  • К. Васильев «Настасья Микулишна» , «Битва на Калиновом мосту» ,
  • И.Я. Билибин «Илья Муромец и Соловей разбойник» ; «Святогор богатырь и Илья Муромец»

(воспитатель сопровождает ответы детей показом репродукций картин)

Воспитатель: А какие пословицы говорят о силе и смелости?

Дети:

Головою думай, а силой борись.

Жизнь дана на добрые дела.

Сам погибай – а товарища выручай

Жить - Родине служить.

Своя земля и в горсти мила.

Не доспехи красят богатыря, а подвиги.

Воспитатель: Вот и подошло к концу наше увлекательное путешествие в прошлое. Мы сегодня много узнали о жизни наших предков – славян, поиграли - сумели преодолеть все трудности и препятствия и даже помогли богатырям справиться с нечистой силою.

а мы вспомним о том, какой завет оставили богатыри нам, своим потомкам:

– Защищать свою Родину, беречь её. Защищать слабых, бедных, стариков и детей, Быть сильными, храбрыми, мужественными, отважными. Любить свою родную землю, свой народ, свою страну и Родину.

А и сильные, могучие богатыри на славной Руси!
Не скакать врагам по нашей Земле!
Не топтать их коням Землю Русскую
Не затмить им солнце наше красное!

Век стоит Русь – не шатается!
И века простоит – не шелохнётся!
А преданья старины
Забывать мы не должны.

Слава русской старине!
Слава русской стороне!

А сейчас я подарю вам талисман «Листок дуба» , чтобы вы были смелыми, честными, добрыми и храбрыми, как былинные богатыри – защитники земли русской.

В Древней Руси родовым деревом считался дуб. Уходя в поход, богатыри подходили к дубу, брали с собой листок и горсть родной землицы. Этот обычай – брать с собой горсть родной земли сохранился до сих пор с тех далёких времён от наших предков.

Дуб – могучее дерево, он почитался на Руси за могучесть, жизнестойкость, давал силу людям, ему поклонялись и отдавали честь.

Воспитатель: Молодцы, ребята. Все вы знаете, все умеете. Присаживайтесь за столы, вас ждет очень увлекательное задание.

Продуктивная деятельность "Богатырский щит":

материалы для продуктивной деятельности: шаблоны для аппликации, клей, клеёнка.

Воспитатель предлагает изготовить щит. Сначала выполнить макет из тонкой бумаги методом сложения пополам и срезания углов или их скругления. Затем наклеить на основу и плотного картона, декорировать изображением солнца – символом храбрости и отваги.

Дети встают полукругом со своими поделками.

Воспитатель: Спасибо, ребята, было очень приятно с вами работать. А вам понравилось наше мероприятие? Что вам больше всего понравилось? А что бы вы хотели изменить?

Loading...Loading...