Иван Сусанин: народный герой или жертва обстоятельств? Чем знаменит иван сусанин.

Иван Сусанин — крестьянин Костромского уезда, известен в русской истории как спаситель жизни царя Михаила Федоровича от польских интервентов.

Более или менее определенных и достоверных сведений о жизни этого героя из народа почти не сохранилось. В результате исторических исследований известно, что Иван Сусанин был старостой села Домнина Костромского уезда родовой вотчины бояр Романовых, в котором некоторое время после избрания на престол жил молодой царь Михаил Федорович вместе со своею матерью, Марфой Ивановной.

Как только распространилась весть об избрании на царство вместо королевича Владислава представителя русского боярского рода, уезд наводнили польско-литовские отряды, которые искали нового царя, чтобы его убить. Один из таких отрядов в окрестностях Домнина хватал встречавшихся по пути поселян, при помощи пыток стараясь выведать точное местопребывание Михаила Федоровича. В числе схваченных был и Сусанин, который как староста Домнина и доверенный человек своего боярина один знал о точном местопребывании царя.

В дальнейшем история имеет две версии. Более известная из них гласит, что Сусанин, после пыток, взялся быть проводником отряда, но завел его в противоположную от Домнина сторону, послав перед уходом своего зятя Богдана Сабинина к Михаилу Федоровичу с советом укрыться в Ипатьевском монастыре. Только на следующий день Сусанин открыл полякам, заведенным в дремучие лесные чащи, свой обман, за который и был после пыток ими "изрублен в мелкие куски". Эта версия малодостоверна, так как все пытки и смерть Сусанина, в некоторых источниках описанные с различными деталями, никому не могли быть известны, тем более что по этой же версии погиб и весь польско литовский отряд, заблудившийся в лесных дебрях.

По другой, более достоверной версии, Сусанин просто отказался что либо сообщить, в то же время послав своего зятя с предупреждением и советом к Михаилу Федоровичу. Тогда крестьянина после пыток "замучили до смерти" не в глухом лесу, а в селе Исупове в присутствии многих поселян, для устрашения последних. Смерть Ивана Сусанина произошла в 1613 году.

Сохранилось известие, что по восшествии на престол Михаил Федорович велел перенести тело Сусанина из Домнина, где были погребены его останки, в Ипатьевский монастырь.

В 1619 году Богдан Сабинин за подвиг тестя был пожалован от Михаила Федоровича грамотой и получил половину деревни Деревнищи близ Домнина.

Историки насчитали по меньшей мере 70 героев, повторивших подвиг костромского крестьянина. Среди них замученный до смерти поляками Никита Галаган, который в ходе восстания Богдана Хмельницкого (1648-1654) завел польский отряд в устроенную казаками ловушку. После Октябрьской революции орденом Красного Знамени был награжден сибирский крестьянин Федор Гуляев, который завел в непроходимые болота белогвардейский отряд; при этом герой получил и новую фамилию — Гуляев Сусанин.

В 1942 году, во время Великой Отечественной войны, 83-летний колхозный сторож Матвей Кузьмин , предупредив через внука воинскую часть Советской армии, вывел гитлеровский лыжный батальон 1 й горнострелковой дивизии к засаде в деревне Малкино под пулеметный огонь советских войск. За этот подвиг Кузьмин был удостоен звания Героя Советского Союза посмертно.


Краткая форма имени Иван. Ваня, Ванюха, Ванюша, Ванюшка, Иванко, Ванюра, Ванюся, Ванюта, Ванютка, Ванята, Ванятка, Иваня, Иванюха, Иванюша, Ивася, Ивасик, Иваха, Иваша, Иша, Ишу.
Синонимы имени Иван. Иоанн, Джон, Джек, Шон, Ойн, Иан, Иоганн, Оганес, Хуан, Джованни, Жан, Жуан, Янош, Ян, Янис, Йован, Йоханнес, Юхан, Яхья, Эван, Айван.
Происхождение имени Иван. Имя Иван русское, православное.

Имя Иван происходит от древнеиудейского Иоанн и в переводе означает «помилованный Богом». Имя Иван – самое русское имя. Во время Великой Отечественной войны немцы именно так называли всех русских. На латыни имя Иван читается как Айван. Во второй половине ХХ века мода на славянские имена распространилась в испаноязычных и португалоязычных странах, в этих странах помимо родных для них имен Хуан и Жан появились имена Иван и Эван.

У имени Иван множество аналогов в различных странах. Так, например, в Германии Ивана будут звать Иоганн, Йоханн, Ганс, в Италии – Джованни, Джанни, в Англии – Джон, во Франции – Жан, в Армении – Ованес, Оганес, в Испании – Хуан, в Сербии – Йован, в Финляндии, Эстонии, Швеции – Юхан, в Грузии – Вано, в Польше, Чехии, Нидерландах – Ян , у мусульман – Яхья (исламский пророк, соответствующий библейскому Иоанну Крестителю).

Для имени Иван существуют женские формы этого имени – Иоанна , Иванна. Существует ударение в имени Иван как на первый, так и на второй слоги.

Имя Жан (французский аналог имени Иван) дало в средневековой Англии такие формы имён как Джон, Джек, Джейк, Джекки. В современности эти все имена стали самостоятельными. Также от имени Жан было образовано много женских имен – Жанна , Джейн, Джин, Джанин, Жаннета. Все они также ведут свою самостоятельную жизнь. От имени Ян появились имена – Яна , Янина .

Не стоит путать европейское имя Жан, Джанни с мусульманским именем Джан , которое на латинице может записываться идентично, а в имени произноситься и как Джан, и как Жан.

Иван – активный и волевой человек, отличающийся завидной быстротой реакции. По складу характера Ваня – холерик, поражающий окружающих своим взрывным характером.

На самом деле характер человека по имени Иван очень противоречив. В нем в одинаковой мере сочетаются слабость и сила, открытость и любовь схитрить, добродушие и коварство. Сложный характер обрекает Ивана на сложную жизнь, наполненную препятствиями и ухабами. Этот мужчина с честью выносит все испытания благодаря своей выносливости. К желаемой цели Иван идет спокойно и настойчиво, не сворачивая с прямого пути. Иногда в моменты, когда до желаемого осталось лишь протянуть руку, Иван внезапно отказывается от этого.

Мужчина с именем Иван обладает широкой, разносторонней натурой. При этом он сторонник сохранения обычаев. Ваня относится к тому числу мужчин, которые высоко ценятся среди других людей. Он открыт и отзывчив, не замедлит помочь.

Иван не наделен в должной мере интуицией. Он часто не может выбрать, сильно нервничает и в итоге совершает промах. Мужчина не обладает быстрым умом. Он может долго обдумывать одну проблему, не в состоянии быстро принимать решение.

Иван не приемлет компромиссов. Он обладает высокой нравственностью, очень предан близким. Если друзья допускают в общении с ним какой-либо нечестный поступок, то это очень ранит Ивана.

В отношениях главная цель для Ивана - создание крепкой и надежной семьи. Иван не пойдет изменять своей избраннице, если она не разочарует его.

Среди увлечений Ивана обязательно присутствуют рыбалка и футбол. Кроме того, мужчина старается быть в курсе всех политических событий. Он всегда рад гостям и готов заводить новые знакомства.

Для Ивана нет ограничений в профессиях. С одинаковой вероятностью он может стать и мастером-лесорубом, и возвышенным поэтом, и смелым летчиком. Душа этого человека полностью открыта миру.

Хотя в трудолюбии Ивану не откажешь, он все-таки несколько тяжел на подъем. Для коллег он, как правило, «свой парень». Имея широкий круг интересов, Ивану под силу найти общий язык с каждым. Если он берется за дело, то, скорее всего, оно ему удастся.

В компании Иван веселый и щедрый человек. Он очень просто относится к людям, всегда остается открыт, но ненавязчив.

Именины Ивана

Иван празднует именины 2 января, 5 января, 11 января, 14 января, 20 января, 27 января, 28 января, 30 января, 3 февраля, 4 февраля, 8 февраля, 9 февраля, 11 февраля, 12 февраля, 13 февраля, 16 февраля, 17 февраля, 19 февраля, 23 февраля, 26 февраля, 28 февраля, 5 марта, 6 марта, 7 марта, 8 марта, 9 марта, 11 марта, 14 марта, 18 марта, 22 марта, 23 марта, 24 марта, 25 марта, 29 марта, 1 апреля, 2 апреля, 9 апреля, 10 апреля, 11 апреля, 12 апреля, 13 апреля, 14 апреля, 19 апреля, 21 апреля, 25 апреля, 27 апреля, 30 апреля, 1 мая, 2 мая, 6 мая, 9 мая, 10 мая, 12 мая, 19 мая, 20 мая, 21 мая, 25 мая, 27 мая, 5 июня, 6 июня, 7 июня, 8 июня, 9 июня, 11 июня, 15 июня, 17 июня, 20 июня, 22 июня, 23 июня, 25 июня, 26 июня, 2 июля, 3 июля, 7 июля, 9 июля, 10 июля, 11 июля, 13 июля, 14 июля, 16 июля, 22 июля, 25 июля, 27 июля, 29 июля, 31 июля, 2 августа, 3 августа, 6 августа, 10 августа, 12 августа, 13 августа, 16 августа, 17 августа, 20 августа, 22 августа, 25 августа, 31 августа, 2 сентября, 4 сентября, 5 сентября, 7 сентября, 9 сентября, 10 сентября, 11 сентября, 12 сентября, 15 сентября, 16 сентября, 17 сентября, 19 сентября, 20 сентября, 23 сентября, 27 сентября, 28 сентября, 30 сентября, 1 октября, 3 октября, 4 октября, 6 октября, 11 октября, 12 октября, 14 октября, 15 октября, 16 октября, 19 октября, 21 октября, 25 октября, 28 октября, 29 октября, 31 октября, 1 ноября, 2 ноября, 3 ноября, 5 ноября, 9 ноября, 10 ноября, 13 ноября, 14 ноября, 16 ноября, 17 ноября, 22 ноября, 23 ноября, 25 ноября, 26 ноября, 29 ноября, 30 ноября, 2 декабря, 3 декабря, 5 декабря, 8 декабря, 9 декабря, 10 декабря, 11 декабря, 12 декабря, 15 декабря, 16 декабря, 17 декабря, 20 декабря, 23 декабря, 24 декабря, 26 декабря, 30 декабря, 31 декабря.

В русских сказках третьего сына почти всегда нарекали Иваном. При этом имён у старшего или среднего сына порой вообще не было, хотя изредка и встречались, но вот третий сын был именно Иван и никто другой. Почему? Есть два объяснения этого интересного факта.

Первая версия довольно очевидна. Имя Иван - это упрощённое произношение христианского имени Иоанн, которым крестили мальчиков на Руси. Так как имя Иоанн встречается в святцах практически каждый день, а если быть точнее, то 298 дней в году, получается, что каждый второй рождённый мальчик получал это имя. При этом имя носили в различных сословиях – и бояре, и князья, и простой люд.

Но почему именно третьего сына звали Иваном, а не первого или второго? Здесь нужно вспомнить, что как раз третьему сыну в сказках удавалось сделать невозможное, поймать жар-птицу, победить Кощея и совершить много других подвигов. Слушатели-мальчики ассоциировали себя с героем сказки, а так как большая часть слушателей носила имя Иван, то и «воспитательный» эффект таких сказок был максимальным.

Вторая версия появления имени Иван в русских сказках такова. И до принятия христианства на Руси существовал народной фольклор, где также были свои герои. Но так как многие народные сказки появилась гораздо раньше, чем на Русь пришла новая религия, можно предположить, что герой в них не имел конкретного имени, а подразумевался некоторый собирательный образ. Это был добрый молодец, юный храбрец, защитник обиженных и искатель невесты – то есть юноша, у которого закончилось отрочество и началась пора молодости (в то время – возраст примерно 15-20 лет).

По исследованиям известного языковеда Макса Фасмера слово «герой» на старославянском звучало как «юнак», в дальнейшем оно трансформировалось в «юнец», что более близко к понятию «молодёжь». Изначальный корень junъ («юн», «унъ») дал во многих славянских языках (болгарском, сербском, словацком, хорватском) и его диалектах слова, схожие по звучанию и близкие по смыслу «junota» (молодёжь), «junoch» (юноша), «junak» (парень, смельчак), «yuvan», «уunаs» (молодой, юноша).

На древнерусском «юноша» звучало как «уноша», а с ХI века произношение изменилось: «у» заменилось на «ю». В Киевской Руси перед начальным «у» стали ставить «в» (улица-вулица, умный-вумный). Поэтому слово далее трансформировалось в «вуноша», изначальное «унъ» стало «вунъ», а «yuvan» стал «уван».

С появлением христианства в Киевской Руси наиболее часто встречаемое в святцах имя Иоанн наложилось на уже известного народу героя сказок. С тех пор он приобрёл имя личное, превратился во всем известного Ивана, ведь для простого люда произношение «Иоанн» оказалось чересчур сложным. Однако смысловой подтекст характеристик героя сохранился – это всегда добрый молодец, совершающий различные невозможные подвиги.

Известные люди с именем Иван

  • Иван Грозный, Иоанн IV Васильевич ((1530 - 1584) великий князь Московский и всея Руси с 1533, первый царь всея Руси (с 1547) (кроме 1575-1576, когда «великим князем всея Руси» номинально был Симеон Бекбулатович). Предание гласит, что в честь рождения Иоанна была возведена Церковь Вознесения в Коломенском. Номинально стал правителем в 3 года. После восстания в Москве 1547 года правил с участием круга приближённых лиц, регентским советом - «Избранной Радой». При нём начался созыв Земских соборов, составлен «Судебник» (1550). Проведены реформы военной службы, судебной системы и государственного управления, в том числе внедрены элементы самоуправления на местном уровне (Губная, Земская и другие реформы). Были покорены Казанское и Астраханское ханства, присоединены Западная Cибирь, Область войска Донского, Башкирия, земли Ногайской Орды. В 1560 году Избранная рада была упразднена, её главные деятели попали в опалу, и началось полностью самостоятельное правление царя. Вторая половина правления Ивана Грозного была отмечена полосой неудач в Ливонской войне и учреждением опричнины, в ходе которой был нанесён удар старой родовой аристократии и укреплены позиции поместного дворянства. Иван IV правил дольше всех стоявших во главе Российского государства - 50 лет и 105 дней.)
  • Иван Айвазовский ((1817 - 1900) имя при рождении - Ованнес Айвазян; всемирно известный русский художник-маринист, баталист, коллекционер, меценат. Наиболее выдающийся художник-армянин XIX века. Брат армянского историка и священника Габриэла Айвазовского.)
  • Иван Кулибин ((1735 - 1818) выдающийся русский механик-изобретатель)
  • Иван Бунин ((1870 - 1953) русский писатель, поэт, почётный академик Петербургской академии наук (1909), лауреат Нобелевской премии по литературе (1933))
  • Иван Гончаров ((1812 - 1891) русский писатель; член-корреспондент Петербургской академии наук по разряду русского языка и словесности (1860), действительный статский советник)
  • Иван Крузенштерн ((1770 - 1846) имя при рождении - Адам Иоганн фон Крузенштерн; российский мореплаватель, адмирал, океанограф. Происходит из остзейских немецких дворян. Иван Крузенштерн и Юрий Лисянский на кораблях «Надежда» и «Нева» совершили первую русскую кругосветную экспедицию (1803-1806).)
  • Иван Тургенев ((1818 - 1883) русский писатель, поэт, переводчик; член-корреспондент императорской Академии наук по разряду русского языка и словесности (1860). Считается одним из классиков мировой литературы.)
  • Иван Мичурин ((1855 - 1935) русский биолог и селекционер, автор многих сортов плодово-ягодных культур, доктор биологии, заслуженный деятель науки и техники, почётный член АН СССР (1935), академик ВАСХНИЛ (1935). Награждён орденами Святой Анны 3-й степени (1913), Ленина (1931) и Трудового Красного Знамени. Три прижизненных издания собраний сочинений.)
  • Иван Ефремов ((1908 - 1972) русский советский писатель-фантаст, учёный-палеонтолог, создатель тафономии; философ-космист и социальный мыслитель. Лауреат Сталинской премии второй степени (1952). В своих книгах показал как прошлое, так и возможное коммунистическое будущее человечества.)
  • Иван Павлов ((1849 - 1936) один из авторитетнейших учёных России, физиолог, создатель науки о высшей нервной деятельности и представлений о процессах регуляции пищеварения; основатель крупнейшей российской физиологической школы; лауреат Нобелевской премии в области медицины и физиологии 1904 года «за работу по физиологии пищеварения».)
  • Иван Сытин ((1851 - 1934) российский предприниматель, книгоиздатель, просветитель)
  • Иван Петровский ((1901 - 1973) выдающийся советский математик и деятель отечественного образования. С 1951 по 1973 годы - ректор Московского государственного университета им. М.В.Ломоносова.)
  • Иван Барков ((1732 - 1768) русский поэт, автор эротических, «срамных од», переводчик Академии наук, ученик Михаила Ломоносова, поэтические произведения которого пародировал. Его биография обросла огромным количеством легенд.)
  • Иван Мазепа, также Мазепа-Колединский или Мазепа-Калединский ((1639 - 1709) государственный и политический деятель. С 1687 года гетман Войска Запорожского Левобережной Украины, а с 1704 года, после объединения Левобережной и Правобережной Украины, - Войска Запорожского обеих сторон Днепра гетман (Гетман и Кавалер Царского Пресветлого Величества войска Запорожского) (1687-1709). Второй в российской истории кавалер ордена Андрея Первозванного («славного чина святого апостола Андрея кавалер») с 1700. Князь Священной Римской империи с 1 сентября 1707 года. Длительное время был одним из ближайших сподвижников русского царя Петра I и много сделал для экономического подъёма Левобережной Украины. За воинские заслуги королём Речи Посполитой Августом Сильным награждён польским орденом Белого Орла. В 1708 году перешёл на сторону противника Российского государства в Северной войне - шведского короля Карла XII, почти за год до его разгрома русской армией. За измену присяге предан гражданской казни с лишением титулов и наград, которые он получил от царя. Русская православная церковь предала Ивана Мазепу анафеме.)
  • Иван Крылов ((1769 - 1844) русский поэт, баснописец, переводчик, сотрудник Императорской Публичной библиотеки, Статский Советник, Действительный член Императорской Российской академии (1811), ординарный академик Императорской Академии наук по Отделению Русского языка и словесности (1841). В молодости Крылов был известен, прежде всего, как писатель-сатирик. Крылов является автором более 200 басен с 1809 по 1843 год, они вышли в свет в девяти частях и переиздавались очень большими по тем временам тиражами. В 1842 году его произведения вышли в немецком переводе. Сюжеты многих басен восходят к произведениям Эзопа и Лафонтена, хотя немало и оригинальных сюжетов. Многие выражения из басен Крылова стали крылатыми. Басни И.А.Крылова положены на музыку, например, А.Г.Рубинштейном - басни «Кукушка и Орёл», «Осёл и Соловей», «Стрекоза и Муравей», «Квартет».)
  • Иван Козловский ((1900 - 1993) советский оперный и камерный певец (лирический тенор), режиссёр. Народный артист СССР (1940). Герой Социалистического Труда (1980).)
  • Иван Папанин ((1894 - 1986) советский исследователь Арктики, доктор географических наук (1938), контр-адмирал (1943), дважды Герой Советского Союза (1937, 1940))
  • Иван Владимиров ((1869/1870 - 1947) российский, советский живописец и рисовальщик, Заслуженный деятель искусств Российской Федерации. Известен как художник реалистической школы в живописи, баталист и автор цикла документальных зарисовок 1917-1918 годов.)
  • Витус Ионассен Беринг, тождественно Иван Иванович Беринг ((1681 - 1741) мореплаватель, офицер русского флота, капитан-командор. По происхождению датчанин. В 1725-1730 и 1733-1741 годах руководил Первой и Второй Камчатскими экспедициями. Прошёл по проливу между Чукоткой и Аляской (впоследствии Берингов пролив), достиг Северной Америки и открыл ряд островов Алеутской гряды. Именем Беринга названы остров, пролив и море на севере Тихого океана, а также Командорские острова. В археологии северо-восточную часть Сибири, Чукотку и Аляску (которые, как сейчас считается, соединялись ранее полоской суши) часто называют общим термином Берингия.)
  • Иван Гусев ((1918 - 1945) старший сержант Рабоче-крестьянской Красной Армии, участник Великой Отечественной войны, Герой Советского Союза (1945))
  • Иван Гарднер ((1898 – 1984) в монашестве - Филипп; историк, исследователь русского церковного пения, православный регент. В 1942-1944 годах - епископ Потсдамский Филипп, викарий Берлинской епархии Русской Зарубежной Церкви.)
  • Иван Юрин ((1896 - 1951) советский генерал, участник Сталинградской битвы, создатель войск связи Войска Польского (1944-1947))
  • Иван Алонсо ((род.1979) уругвайский футболист)
  • Иван Амилахори (Амилахвари, Амилохваров) ((1829 - 1905) князь, генерал-адъютант, генерал от кавалерии, один из выдающихся боевых деятелей Кавказа)
  • Иван Макаревич, Иван «James Oclahoma» Макаревич ((род.1987) российский актёр и музыкант)
  • Иван Колышкин ((1902 - 1970) командир 2-го дивизиона бригады подводных лодок Северного флота, капитан 2-го ранга; первый из советских моряков-подводников, удостоенный в годы Великой Отечественной войны звания Герой Советского Союза)
  • Иван Бартц (Барц) ((1848 - 1933) немецкий композитор, органист и хормейстер)
  • Иван Толстой ((1644 - 1713) русский государственный деятель петровского времени. Старший в роду Толстых, брат графа П.А.Толстого, свояк царя Фёдора Алексеевича. От него происходит нетитулованная ветвь рода (с 1910 года известная также как Толстые-Милославские).)
  • Иван Сильвай-Сливка (Сильвай) ((1838 – 1904) литературный псевдоним - Уриил Метеор; карпаторусский поэт и писатель, греко-католический священник)
  • Иван Кочерга ((1881 - 1952) украинский советский драматург, Заслуженный деятель искусств УССР (1950))
  • Иван (Иосиф) Аренс ((1889 - 1938) Генеральный консул СССР в Нью-Йорке)
  • Иван Баранка ((род.1985) профессиональный словацкий хоккеист, защитник)
  • Иван Бассо ((род.1977) профессиональный итальянский велогонщик. Бассо является двукратным победителем одной из трёх самых сложных и продолжительных веломногодневок - Giro d’Italia, победив на ней в 2006 году, выступая за команду CSC, и в 2010 году, выступая за Liquigas-Doimo.)
  • Иван Белка Отяев (вторая четверть XV века - ?) посол Ивана III в Рязанском княжестве, родоначальник дворянского рода Белкиных, наиболее вероятный основатель села Белкина Репинской волости)
  • Иван Варавва ((1925 - 2005) русский советский поэт, участник Великой Отечественной войны)
  • Иван Капнист ((ок.1794 - 1860) тайный советник (1849) в звании камергера (1835). Губернатор Смоленской (1842-1844) и Московской (1844-1855) губерний. Сенатор (с 1855 года).)
  • Иван Лут ((1910 - 1981) сталевар комбината им.Ильича. Рационализатор, Герой Социалистического Труда, Почётный гражданин Мариуполя.)
  • Иван Ровный ((род.1987) российский трековый и шоссейный велогонщик, выступающий за RusVelo)
  • Иоаннис Варвакис, по-русски его именовали сначала Ян Варвач или Ворвач, а впоследствии - Иван Варваци ((1732/1750 – 1825?) российский дворянин, кавалер орденов Святого Владимира и Святой Анны, прославленный огромной и разносторонней благотворительностью, видный член тайного греческого общества «Филики Этерия», а затем - в возрасте 90 лет - активный участник греческой национально-освободительной революции. В 35 лет - знаменитый пират, за голову которого турецкий султан обещал тысячу пиастров, в 1770 году Варвакис, подобно многим своим землякам, добровольно присоединился на собственном двадцатипушечном судне к русской эскадре Первой Архипелагской экспедиции под командованием графа А.Орлова и адмирала Г.Спиридова, неожиданно объявившейся в Эгейском море. Именно с Чесмой связывает традиция начало русской службы капитана Варвакиса, хотя документы только косвенно подтверждают это. Боевой эпизод с участием Варвакиса приводит по архивным данным известный в прошлом веке историк русского флота А.Соколов. В 1789 году грек был принят «в вечное России подданство». Все свои незаурядные способности и энергию он отдал коммерции и благотворительности. Иоаннис Варвакис, которого теперь называют в документах господином надворным советником Иваном Андреевичем Варвацием, скоро стал миллионером. Известно, что переговоры с городским обществом Таганрога о постройке храма Александра Невского в Греческом иерусалимском монастыря (того храма, в котором в 1825 году больше месяца стоял гроб с забальзамированным телом Александра I) Варваций начал в 1809 году, а в 1813 году он окончательно переехал в Таганрог. По-видимому, в 1823 году (то есть одновременно с Байроном) он нелегально перебрался в Грецию. На свои деньги он вооружил отряд повстанцев и вместе с ними участвовал в осаде Моденской крепости. Больше года - до самой своей смерти накануне Рождества 1825 года - Иоаннис Варвакис вновь жил и сражался на своей родине. Если верна традиционная дата его рождения (1750), он умер в 75 лет, если же правильны опубликованные А.С.Марковым семейные сведения, то в 93 года. На могиле Иоанниса Варвакиса в Афинах стоит величественный мраморный монумент.)
  • Иван Гейм ((1759 - 1821) российский ученый, ректор Московского университета, автор работ по экономике, географии, лингвистике)
  • Иван Зязюн ((род.1938) ректор Полтавского педагогического института им.Короленко с 1975 по 1990 г., министр просвещения и науки Украины в 1991 году)
  • Иван Джуха ((род.1952) российский историк (автор публикаций по истории греков в России), геолог, политический деятель)
  • Иван Десни ((1922 - 2002) немецкий актёр)
  • Иван Балан ((род.1949) советский футболист (вратарь). Заслуженный тренер Украины.)
  • Иван (Мамия, Мамиа) Орахелашвили ((1881 - 1937) грузинский большевик и советский партийный деятель)
  • Иван Луис Саморано Самора ((род.1967) чилийский футболист, один из лучших нападающих в истории чилийского футбола. Один из трёх лучших футболистов Чили всех времён (наряду с Элиасом Фигероа и Марсело Саласом). Входит в список ФИФА 100 - ста лучших футболистов XX века по версии ФИФА.)
  • Иван Бохонко ((род.1956) морской лётчик, генерал-лейтенант авиации, Герой Российской Федерации)
  • Иван Дельпоццо ((1739 - 1821) русский генерал, один из первых деятелей покорения Кавказа)
  • Иван Граф ((род.1987) хорватский футболист, защитник)
  • Иоан Водэ Лютый ((1521 - 1574) господарь Молдавского княжества с февраля 1572 года по июнь 1574 года. Дмитрий Кантемир упоминает его под именем Иоан Армянин.)
  • Иван Гржимали ((1844 – 1915) чешско-российский скрипач и музыкальный педагог)
  • Иван Илич ((род.1978) американский пианист сербского происхождения)
  • Иван Кабат ((1812 - 1884) врач-офтальмолог, лейб-окулист Александра II)
  • Йован Йованович ((1833 – 1904) псевдоним - Змей; сербский поэт)
  • Иван Антон Казначич ((1784 - 1874) далматинский патриотический поэт. Отец писателя Ивана Августа Казначича. Известен рядом стихотворений на праздник Рождества.)
  • Иван Капелли ((род.1963) итальянский автогонщик, участник чемпионата мира по автогонкам в классе «Формула-1»)
  • Иван Карабиц ((1945 - 2002) советский и украинский композитор, дирижер, музыкально-общественный деятель. Народный артист УССР (1991). Почетный гражданин Дзержинска.)
  • Иван Кальдерон Марреро ((род.1975) пуэрториканский боксёр-профессионал, выступающий в минимальной (Minimumweight) весовой категории. Является действующим чемпионом мира по версии ВБО (WBO). Наилучшая позиция в мировом рейтинге: 2-й.)
  • Иван Кортацци ((1837 - 1903) российский астроном)
  • Иван Гейер ((1860 - 1908) русский историк и этнограф по Средней Азии)
  • Князь Иван Пронский Турунтай ((ум.1569) боярин и воевода на службе у великого князя московского и царя Ивана IV Васильевича Грозного)
  • Иван Крно ((1891 – 1961) после эмиграции фамилия – Керно; словацкий юрист и дипломат. В 1946-1952 годах был первым юридическим консультантом ООН и заместителем генерального секретаря ООН по юридическим вопросам. После того, как в 1948 году к власти в Чехословакии пришли коммунисты, остался в США и жил в эмиграции.)
  • Иван Мозер ((1933 - 2006) советский футболист и тренер. Заслуженный тренер РСФСР (1981). Играл на позиции правого крайнего и полусреднего нападающего, полузащитника.)
  • Граф Иван де Витт ((1781 - 1840) генерал от кавалерии на русской службе, ключевая фигура русской разведки войны 1812 года. Сын знаменитой авантюристки Софии Глявоне и польско-литовского генерала.)
  • Иван Лаcаро Педросо Солер ((род.1972) знаменитый кубинский прыгун в длину, олимпийский чемпион и многократный чемпион мира. Личный рекорд - 8 м 71 см (18 июля 1995, Саламанка).)
  • Иван Липранди ((1790 - 1880) генерал-майор, историк и деятель тайной полиции)
  • Иван Охлобыстин ((род.1966) российский актёр, режиссёр, сценарист, драматург, журналист и писатель. Священник Русской православной церкви, временно запрещённый в священнослужении по собственному желанию. В настоящее время занимает пост творческого директора компании «Евросеть».)

История подвига

Подвиг Сусанина. Гравюра XIX века

О жизни Ивана Сусанина не известно в точности почти ничего. Сусанин был крепостным дворян Шестовых , проживавшим в селе Домнино, центре довольно крупной вотчины (примерно в 70 верстах к северу от Костромы). Согласно преданиям, родом Сусанин был из находившейся неподалёку от Домнина деревни Деревеньки. Протоиерей А. Д. Домнинский, ссылаясь на бытовавшие в Домнине предания, первым указал, что Сусанин был не простым крестьянином, а вотчинным старостой . Позже некоторые авторы стали именовать Сусанина приказчиком (посельским), управляющим домнинской вотчиной Шестовых и живущим в Домнине при боярском дворе . Поскольку о его жене ни в документах, ни в преданиях никак не упоминается, а его дочь Антонида была замужем и имела детей, можно полагать, что он был вдовцом в зрелом возрасте.

Согласно легенде (не подтвержденной научными изысканиями), поздней зимой 1613 года уже наречённый Земским собором царь Михаил Романов и его мать, инокиня Марфа , жили в своей костромской вотчине, в селе Домнино. Зная об этом, польско-литовский отряд пытался отыскать дорогу к селу, чтобы захватить юного Романова. Недалеко от Домнина они встретили вотчинного старосту Ивана Сусанина и приказали показать дорогу. Сусанин согласился, но повел их в противоположную сторону, к селу Исупову, а в Домнино послал своего зятя Богдана Сабинина с известием о грозящей опасности. За отказ указать верный путь Сусанин был подвергнут жестоким пыткам, но не выдал места убежища царя и был изрублен поляками «в мелкие куски» на Исуповском (Чистом) болоте или в самом Исупове. Михаил Фёдорович и инокиня Марфа нашли спасение в Костромском Ипатьевском монастыре .

Доказательством реальности подвига Ивана Сусанина считается царская грамота от 30 ноября 1619 года о даровании зятю Сусанина Богдану Сабинину половины деревни с «обелением» от всех податей и повинностей «за службу к нам и за кровь, и за терпение… »:

… Как мы, великий государь, царь и великий князь Михаил Фёдорович всея Руси, в прошлом году были на Костроме, и в те годы приходили в Костромской уезд польские и литовские люди, а тестя его, Богдашкова, Ивана Сусанина литовские люди изымали, и его пытали великими немерными муками, а пытали у него, где в те поры мы, великий государь, царь и великий князь Михаил Фёдорович всея Руси были, и он, Иван, ведая про нас, великого государя, где мы в те поры были, терпя от тех польских и литовских людей немерные пытки, про нас, великого государя, тем польским и литовским людям, где мы в те поры были, не сказал, и польские и литовские люди замучили его до смерти …

Последующие жалованные и подтвердительные грамоты 1641, 1691 и 1837 гг., данные потомкам Сусанина, только повторяют слова грамоты 1619 года. В летописях, хрониках и других письменных источниках XVII века почти ничего не говорилось о Сусанине, но предания о нём существовали и передавались из рода в род .

Официальный культ Сусанина и его критика

Времена Российской империи

В 1838 году Николаем I был подписан указ о даровании центральной площади Костромы имени Сусанинская и возведении на ней памятника «во свидетельство, что благородные потомки видели в бессмертном подвиге Сусанина - спасении жизни новоизбранного русской землей царя через пожертвование своей жизни - спасение православной веры и русского царства от чужеземного господства и порабощения ».

Казённый сусанинский культ не мог не порождать и общественного неприятия, выражаемого зачастую в крайних, нигилистических формах. В годы реформ Александра II переоценке подверглись многие ценности николаевской эпохи, в том числе прославление Сусанина. Официальная версия подвига Сусанина, идеологически и историографически оформленная в правление Николая I, впервые была подвергнута критике и открытому высмеиванию в статье профессора Петербургского университета Н. И. Костомарова «Иван Сусанин» , вышедшей в феврале 1862 года в журнале «Отечественные записки ». Не отрицая существования личности Сусанина, автор утверждал, что общепринятая версия о сусанинском подвиге является позднейшим вымыслом.

Эта позиция была опровергнута в исследованиях С. М. Соловьёва и М. Н. Погодина , которые, впрочем, руководствовались преимущественно теоретическими соображениями и догадками. С конца 1870-х и особенно в 1880-е годы, с открытием исторических обществ и губернских архивных комиссий , стали обнаруживаться новые документы о подвиге Сусанина, открылись почти современные ему «Записки» и многочисленные рукописные «предания» XVII и XVIII веков, в которых очевидно преклонение писавших перед подвигом. Наиболее значительный вклад в развитие историографии Смутного времени внесли работы костромских краеведов, таких как А. Д. Домнинский, В. А. Самарянов , Н. Н. Селифонтов и Н. Н. Виноградов .

О том, что подобное решение было принято на высшем политическом уровне, свидетельствует возобновление в 1939 году в Большом театре посвящённой Сусанину оперы М. И. Глинки «Жизнь за царя ». Опера получила новое название «Иван Сусанин» и новое либретто . Следует отметить, еще один факт того, какое значение придавалось сусанинскому культу: в конце лета 1939 года в честь Сусанина был переименованы районный центр и район, на территории которого он жил и погиб.

В советской исторической науке оформились две параллельные точки зрения на подвиг Сусанина: первая, более «либеральная» и восходящая к дореволюционной традиции, признавала факт спасения Сусаниным Михаила Романова; вторая, тесно связанная с идеологическими установками, категорически этот факт отрицала, считая Сусанина героем-патриотом, подвиг которого не имел никакого отношения к спасению царя. Обе указанные концепции просуществовали до конца 1980-х годов, когда с крахом советской власти либеральная точка зрения окончательно взяла верх.

В украинских СМИ и научно-популярной литературе поддерживается точка зрения, что прообразом Ивана Сусанина мог быть казак-разведчик Никита Галаган , который 16 мая 1648 года в ходе Корсунской битвы по заданию Богдана Хмельницкого дезинформировал шляхтичей и привел их войско в подготовленную засаду, что дало возможность казакам атаковать врага в невыгодных для него условиях .

Увековечение памяти

Памятник 1851 года

В 1918 году с памятника были сброшены бюст Михаила и скульптура Сусанина, тогда же Сусанинская площадь была переименована в площадь Революции (историческое название возвращено в 1992 году ). Окончательное уничтожение памятника произошло в 1934 году.

Памятник 1967 года

В 1967 году в Костроме был установлен новый памятник Сусанину, созданный скульптором Н. А. Лавинским возле Молочной горы , над съездом к Волге. Памятник лишён монархических и религиозных символов. Композиция примитивна: фигура крестьянина в долгополой одежде стоит на массивном цилиндрическом постаменте. Фигура и облицовка постамента изготовлены из белого известняка. На постаменте надпись: «Ивану Сусанину - патриоту земли русской». Со времени представления проекта памятник критикуется как дисгармоничный облику центра Костромы.

Другие памятники

Иван Сусанин изображён на памятнике Михаила Микешина «Тысячелетие России » в Новгороде ().

Бронзовая фигура умирающего Ивана Сусанина, над которым склонялась фигура женщины - аллегорическое изображение России, была включена скульптором А. Адамсоном в ансамбль памятника в честь 300-летия дома Романовых в Костроме.

В 1988 году на холме над Чистым болотом, на месте бывшей деревни Анфёрово, был установлен памятный знак - огромный валун с надписью: «Иван Сусанин 1613».

Прочее

27 августа 1939 года вышел указ Президиума Верховного Совета РСФСР, гласивший: «Переименовать Молвитинский район Ярославской области в Сусанинский район и его центр, село Молвитино, в село Сусанино » . Иван Сусанин изображён на гербе и флаге района. В селе Сусанино в здании Воскресенской церкви находится музей подвига Ивана Сусанина .

В разное время имя Ивана Сусанина носили российские и советские суда:

Образ Ивана Сусанина использовался в символике молодежного образовательного форума «Патриот», проводившегося в 2009-2012 годах в Костромской области .

Образ Сусанина в искусстве и фольклоре

Ивану Сусанину и его подвигу посвящены произведения музыкального, изобразительного и словесного искусства: опера М. И. Глинки «Жизнь за царя» («Иван Сусанин»), опера К. А. Кавоса («Иван Сусанин»), дума К. Ф. Рылеева «Иван Сусанин», драма Н. А. Полевого «Костромские леса», картина М. И. Скотти «Подвиг Ивана Сусанина», картина М. В. Нестерова «Видение Ивану Сусанину образа Михаила Фёдоровича» и др.

Куда ты завел нас? - лях старый вскричал.
Туда, куда нужно! - Сусанин сказал. -
Убейте, замучьте! - моя здесь могила!
Но знайте и рвитесь: я спас Михаила!
Предателя, мнили, во мне вы нашли:
Их нет и не будет на русской земли!
В ней каждый Отчизну с младенчества любит
И душу изменой свою не погубит.

- К. Ф. Рылеев «Иван Сусанин»

Образ Сусанина нашёл свое отражение в фольклоре. Как обычно и бывает, официальной героизации противопоставляется ирония, нелепость, абсурдность ситуации, а сам Сусанин в анекдотах из фигуры трагической превращается в комического героя, почти современника: то в хитроумного мужичка, «ловко обманувшего поляков», то в проводника-простофилю, заплутавшего в лесах вместе с «интуристами».

Примечания

  1. В единственном историческом источнике про Ивана Сусанина, грамоте царя Михаила Фёдоровича , отчества Осипович не употребляется. В некоторых сочинениях он называется Ивановичем. Крестьяне в ту пору не имели отчества, к тому же прозвище (а не фамилия) Сусанин (от женского имени Сусанна) говорит о возможном отсутствии отца. См. А. Е. Петров. Останки Ивана Сусанина: К вопросу о методах исторической фальсификации // Исторические записки. № 1 (129). М., 2008
  2. Домнинский А. Правда о Сусанине (свод местных преданий) // Русский архив. 1871. № 2
  3. Зонтиков Н. А. Иван Сусанин // Иван Сусанин: легенды и действительность . - Кострома, 1997. - С. 27. - 352 с. - (1). - ISBN 5-89362-003-8
  4. // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : В 86 томах (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.
  5. Грянувший гром: скептик Костомаров
  6. Соловьёв С. М. О статье Костомарова «Иван Сусанин»
  7. Зонтиков Н. А. В защиту Сусанина: костромские краеведы в полемике с Н. И. Костомаровым
  8. Герой, которого не было.
  9. Не Сусанин - Галаган. Борис Кириченко. «Украина казацкая»
  10. Сооружение памятника Сусанину в Костроме
  11. Площади Революции больше нет // Костромские ведомости, 29.04.1992
  12. Переименование Молвитина в Сусанино, Молвитинского района - в Сусанинский
  13. Музей подвига Ивана Сусанина
  14. Ледоколы ФСЛО
  15. Пароход «Иван Сусанин»
  16. Пассажирский речной теплоход «Иван Сусанин»
  17. Молодежный образовательный форум
  18. Патриот земли русской: Отражение подвига И. Сусанина в литературе и искусстве: Рекомендательный указатель литературы / Сост. Сорока Л. Н. и др. - Кострома, 1988

Ни одна царская династия не пришла к престолу так необыкновенно, как дом Романовых. Это замечание принадлежит известному писателю Ивану Гоголю, не без оснований считавшему, что подвиг Ивана Сусанина неразрывно связал царя с подданными. Что известно об этом знаковом для истории России происшествии?

Волков Адриан — картинка Смерть Ивана Сусанина

В связи с ограниченностью источниковой базы биография Ивана Сусанина является предметом исторических споров. Единственным документальным источником о его жизни является жалованная грамота Михаила Федоровича 1619 года. В ней говорится о даровании зятю Сусанина половины деревни с избавлением от всех податей и повинностей, при этом народный герой упоминается достаточно кратко. Остальные данные о жизни этого человека носят легендарный характер.

Принято считать, что Иван Сусанин родился в селе Домнино, что в 70 верстах Костромы. По одной версии, он был крепостным крестьянином дворян Шестовых, по другой – служил вотчинным старостой. Известно, что у него была дочь Антонида и зять Богдан Сабинин.

В указанной выше царской грамоте говориться, что зимой 1613 г. новоизбранный царь Михаил Романов вместе с матерью Марфой жил в деревне Домнино. В то время Смута из гражданской войны превратилась в борьбу против интервентов из Польши. Шляхтичи задумали захватить новоизбранного царя, с этой целью в Домнино направился небольшой польско-литовский отряд.

По пути интервенты встретили крестьянина Сусанина, которому приказали указать дорогу к деревне. Но он повел отряд в противоположную сторону, а в Домнино отправил своего зятя Богдана, чтобы предупредить о надвигающейся опасности царя и его мать. Сусанин завел поляков глубоко в лес, а затем к Исуповскому болоту, за что он был подвергнут пыткам и убит. Предполагается, что в то время этот человек был уже в преклонном возрасте. В непроходимой местности погиб и вражеский отряд. В это время Михаил Романов укрылся в Ипатьевском монастыре.

Спустя 6 лет царь отблагодарил родственников крестьянина, который его спас, даровав им землю и освобождением от податей. Гибель Ивана Сусанина не была забыта и позже. Потомки народного героя неоднократно получали жалованные грамоты и льготные указы вплоть до 1837 года.

Культ Ивана Сусанина во времена Российской империи

В царской России образ Ивана Сусанина был предметом культа. Его подвигу посвящали картины, скульптуры, музыкальные и литературные произведения. Именно его имя официальная пропаганда активно использовала в период подавления польских восстаний и войны 1812 года.

В 1838 г. центральную площадь города Костромы стали официально именовать Сусанинской. Кроме того, героя изобразили среди других видных исторических деятелей на памятнике «Тысячелетие России» (1862). Пропаганда возымела свое дело, спустя два века то, что сделал Сусанин, в некоторой мере повторил Осип Комиссаров, спасший от смерти императора Александра II. Интересно, что Комиссаров родился неподалеку от родной деревни Сусанина.

Тем не менее, именно в дореволюционной России прозвучала первая критика официальной версии подвига. Так, историк Н. Костомаров считал, что единственным достоверным фактом во всей истории Сусанина была его гибель от одного из разбойничьих отрядов в Смутное время. Критическими отзывами об этой истории также был известен С. Соловьев, считавший, что крестьянина замучили казаки.

предположительное место гибели

В советскую эпоху первоначальное отношение к Сусанину было негативным. Так, в 1918 году памятник Ивану Сусанину был сброшен с постамента. Народного героя стали называть царским слугой, а подвиг, которым он прославился, сказкой.

Отношение резко изменилось в конце 1930-х годов. Он вновь вошел в перечень народных героев. Райцентр, рядом с которым когда-то жил Сусанин, был переименован в его честь. В то же время распространилась версия о том, что он был «патриотом Земли Русской», который боролся против иностранных интервентов, а не спасал царя. В 60-х годах прошлого века в Костроме даже установили памятник Сусанину.

В постсоветской России личность Сусанина трактуется двояко. Большинство историков продолжают называть его народным героем, признавая при этом, что к подвигу его скорее побудила вассальная преданность, чем патриотизм. Также существует несколько версий того, как происходили события. К примеру, А. Широкопад считает, что Сусанин пострадал от разбойничьего набега запорожских казаков.

  • В некоторых публикациях Сусанину приписывают отчество Осипович. Однако в источниках об этом нет упоминаний, кроме того, в 17 веке крестьян не принято было называть по отчеству.
  • В советское время не меньше Сусанина был знаменит крестьянин Матвей Кузьмин. В 1942 году он ценой собственной жизни вывел немецкий отряд под пулеметный огонь советских солдат. Вражеский отряд был уничтожен, но немецкий командир успел убить Кузьмина. После окончания Второй мировой войны появилась книга, описывающая подвиги 58 «последователей» Сусанина.

В 2003 г. в некрополе деревни Исупово были обнаружены останки, которые могут принадлежать Сусанину. Однако профессиональные археологи и историки оспаривают их подлинность.

Семнадцатый век в истории России открывается трагедией Смуты. Это был первый страшный опыт гражданской войны, в которую оказались вовлечены все слои русского общества. Однако с 1611 г. гражданская война в России стала приобретать характер борьбы против иноземных захватчиков, за национальную независимость. Второму ополчению под руководством Минина и Пожарского суждено было стать спасителем российского государства. В феврале 1613 г. самый представительный за всю историю своего существования земский собор провозгласил новым царем Михаила Федоровича Романова. С этим событием и связан подвиг Ивана Сусанина - спасителя основателя новой русской династии Романовых.

Действительно, подвиг Ивана Осиповича Сусанина - крестьянина села Домнино Костромской области стал неотъемлемой частью русской истории. Однако единственным документальным источником о жизни и подвиге Сусанина является жалованная грамота царя Михаила Федоровича, которую он даровал в 1619 г., «по совету и прошению матери» крестьянину Костромского уезда «Богдашке Сабинину половину деревни Деревищ, за то, что его тесть Иван Сусанин, которого «изыскали польские и литовские люди и пытали великими немерными пытками, а пытали, где в те поры великий государь, царь и великий князь Михаил Феодорович..., ведая про нас... терпя немерные пытки... про нас не сказал... и за то польскими и литовскими людьми был замучен до смерти». Последующие жалованные и подтвердительные грамоты 1641, 1691 и 1837 гг., данные потомкам Сусанина, только повторяют слова грамоты 1619 г. В летописях, хрониках и других письменных источниках XVII в. почти ничего не говорилось о Сусанине, но предания о нем существовали и передавались из рода в род. Согласно преданию в марте 1613 г. один из польских отрядов, изгнанных из Москвы, прорвался в Костромской уезд и искал проводника, чтобы попасть в село Домнино - вотчину Романовых, где находился избранный на престол царь Михаил Федорович. Придя в Деревеньки (в 3 км от села Домнино), интервенты ворвались в избу Сусанина и потребовали указать им дорогу. Сусанин намеренно завел вражеский отряд в непроходимые места (ныне «Сусанинское болото»), за что был поляками убит. Погиб и весь польский отряд. Тем временем царь, предупрежденный зятем Сусанина - Богданом Сабининым, укрылся в Костроме в Ипатьевском монастыре.

Память о патриотическом подвиге Сусанина сохранилась не только в устных народных сказаниях и преданиях. Его подвиг как идеал народной доблести и самопожертвования оказался востребован и в ходе событий Отечественной войны 1812 г., сопровождавшейся крестьянским партизанским движением. Неслучайно в том же 1812 г., на волне патриотического подъема, М.И. Глинка создает оперу «Жизнь за царя» («Иван Сусанин»).

Образ крестьянина-патриота, отдавшего жизнь за царя, вполне вписывался в официальную идеологическую доктрину «православие, самодержавие, народность» и именно поэтому особенно стал востребован в царствование Николя I. В 1838 г. им был подписан указ о даровании центральной площади Костромы имени Сусанина и возведении на ней памятника «во свидетельство, что благородные потомки видели в бессмертном подвиге Сусанина - спасении жизни новоизбранного русской землей царя через пожертвование своей жизни - спасение православной веры и русского царства от чужеземного господства и порабощения». Его подвиг нашел отражение во многих произведениях художественной литературы, а Н.В. Гоголь отмечал: «Ни один царский дом не начинался так необыкновенно, как начался дом Романовых. Его начало было уже подвиг любви. Последний и низший подданный в государстве принес и положил свою жизнь для того, чтобы дать нам царя, и сею чистою жертвою связал уже неразрывно государя с подданным». Изображен Сусанин и на известном памятнике «Тысячелетие России» Михаила Микешина. Правда, после революции 1917 г. имя Сусанина попало в разряд «слуг царей», а памятник в Костроме был варварски уничтожен. Однако в конце 1930-х гг., в связи с формированием сталинской политико-экономической и идеологической системы, о его подвиге вновь вспомнили. Героя «реабилитировали». В 1938 г. вновь началось возвеличивание Сусанина как героя, отдавшего жизнь за Отчизну. В 1939 г. в Большом театре была возобновлена постановка оперы Глинки, правда с другим названием и новым либретто. В конце лета 1939 г. в честь Сусанина был переименованы районный центр и район, на территории которого он жил и погиб. Особенно «связь времен» стала востребована в годы Великой Отечественной войны. Так, например, в 1942 г., 83-летний крестьянин Матвей Кузьмин, повторил его подвиг. В Куракино, родной деревне Матвея Кузьмина, квартировал батальон немецкой 1-й горнострелковой дивизии (всем известная «Эдельвейс»), перед которым в феврале 1942 г. была поставлена задача произвести прорыв, выйдя в тыл советским войскам в планирующемся контрнаступлении в районе Малкинских высот. Командир батальона потребовал у Кузьмина выступить проводником, пообещав за это денег, муки, керосина, а также охотничье ружье марки Зауэр «Три кольца». Кузьмин согласился. Предупредив через 11-летнего внука Сергея Кузьмина воинскую часть Красной Армии, Матвей Кузьмин долго водил немцев окольной дорогой и наконец вывел вражеский отряд к засаде в деревне Малкино под пулемётный огонь советских воинов. Немецкий отряд был уничтожен, но сам Кузьмин был убит немецким командиром.

Loading...Loading...