Ревякин дмитрий александрович биография. Ревякин дмитрий - биография

Имя:
Дмитрий Ревякин

Знак Зодиака:
Водолей

Восточный гороскоп:
Дракон

Место рождения:
г. Новосибирск

Деятельность:
музыкант, композитор, поэт

Вес:
85 кг

Рост:
177 см

Биография Дмитрия Ревякина

Детство и семья Дмитрия Ревякина

Дима родился в Новосибирске, а всё детство провёл в Забайкалье, в Читинской области, в посёлке Первомайский. Увлечение музыкой у него появилось ещё в детстве, Дима занимался в музыкальной школе, учился играть на баяне.

Другим его увлечением было чтение. Мама преподавала литературу, в доме было много книг. Любовь сына к книгам была привита именно матерью.
Окончив школу, молодой человек стал студентом электротехнического института города Новосибирска. Дима писал стихи. Известно, что он иногда вёл студенческие дискотеки, выступая в роли диск-жокея.

Начало карьеры музыканта Дмитрия Ревякина

Будучи студентом, Дмитрий записал несколько сольных альбомов. Один получил название «Обломилась доска», а другой – «Всякие разные песни». Записал он их за одну ночь. Студенты его факультета были первыми его слушателями. Можно сказать, что будущая музыкальная группа взяла начало как раз с этих сольных альбомов. Надо отметить, что многие из тех песен стали невероятно популярными, однако были среди них и те, которые больше никогда не исполнялись Ревякиным публично.

Дмитрий Ревякин и группа Калинов мост

Сибирская рок-группа была официально организована в 1986-ом году. Музыку и тексты писал Дмитрий. У истоков стоял так же Дмитрий Селиванов, который был студентом того же электротехнического института.

Оба Дмитрия были хорошо известны в их учебном заведении, оба они были отсеяны комиссией, отбирающей студентов в художественную самодеятельность. Встреча под дверями кабинета и стала днём образования группы, которая поначалу называлась «Здоровье», которая просуществовала год. Затем была организованна группа «Равноденствие». Только в 1986-ом к дуэту присоединились Виктор Чаплыгин и Андрей Щенников, тогда группу переименовали, появилось знакомое название – «Калинов Мост».

Дмитрий Ревякин и «Калинов Мост»

Ребята своё первое выступление провели в электротехническом институте. Вскоре с Ревякиным и ребятами из «Моста» познакомился Константин Кинчев. Именно он способствовал тому, что группа из Сибири приехала с концертом в Ленингра. С первого же своего выступления «Калинов Мост» поразил публику.


Dmitry Revyakin -Kalinov most / Дмитрий Ревякин «РОДНАЯ»

Во многом благодаря самобытной поэзии и оригинальной мелодии Ревякина концерт в Москве прошел на «ура». Творческая мощь группы удивила зрителей. Известно, что группа не получила приз из-за Дмитрия, пропевшего в микрофон слово, которое употреблять было нельзя. Матерщинники хоть и остались без приза, однако стали известны на всю страну.

Переезд Дмитрия Ревякина в Москву

Через год Ревякин вместе с группой вновь оказался в Москве, где они должны были выступать. Там произошло знакомство со Стасом Наминым. Он предложил ребятам записываться в своей студии. Так, осенью 1988-го года «Калинов Мост» перебрался в полном составе в Москву.

Год оказался тяжёлым. На деле всё было не так радужно, как хотелось: неудачные концерты, сорванные записи, разлад в коллективе. Воссоединившись в первоначальном составе, группа вернулась на родину. Именно Ревякин стал инициатором воссоединения всех ребят. В Новосибирске «КМ» отрабатывал новые песни, а в столицу только приезжал с концертами или на запись альбома.

Золотое время в творчестве Ревякина: дискография «Калинова моста»

Время после возвращения из Москвы Дмитрий Ревякин считает золотым. В группе было полное взаимопонимание. Он в тот период написал много песен, иногда несколько песен писались им за один день. Делал он это в любых условиях: в автобусе, в гостинице, между репетициями, на студии и так далее.
В начале девяностых годов результат творчества поэта и музыканта стал напоминать этнический рок, «неофолк». Появились русские плясовые интонации, шаманские песнопения, напевы кочевых народов. Мир поэзии Дмитрия – бессюжетность, абстрактные образные ряды, метафоры. Вокал Ревякина меняется с агрессивно-рычащего на парящее, лёгкое, почти фольклорное пение.

В 1992-ом группа практически распалась. Остались только Ревякин и Смоленцев. Вместе им пришлось работать над «Поясом Ульчи» — песенным эпосом, являющимся вершинным альбомом группы.


Дмитрий Ревякин: «Не нужно соревноваться с Цоем»

В течение нескольких лет ребята то собирались, то снова разбегались. В 1995-ом вышел альбом «Травень», который стал самым кассовым их альбомом. После этого «КМ» не стало. Вновь «Калинов Мост» воссоединился только в 1997-ом году. Ревякин вместе с группой отправился на гастроли в Лондон, где ребята выступали в Университете. Дмитрий был очень удивлён, поняв в Англии, что под его музыку можно танцевать.

В 1998-ом Ревякин вместе с «КМ» стал участником Лондонского фестиваля, а вскоре ребята поехали в заграничный вояж. Они выступали в Ираке и Израиле. Там Дмитрий продолжал работать, им были написаны две песни.

Ревякин в настоящее время

Работоспособность Дмитрия в последнее время можно назвать запредельной. Ежегодно выходят по одному, а иногда и по два альбома, причём все они отличного качества. Нельзя сказать, что творчество он поставил на «поток».

Дмитрий Ревякин сейчас регулярно выпускает новые альбомы

В 2007-ом «КМ» выпустил альбом под названием «Ледяной поход». Это название напрямую указывает на такое историческое событие, как отступление армии Колчака в Забайкалье. По мнению Ревякина возрождение России начнётся именно с Востока.

С конца 2010-го года Дмитрий начал работать над сольным проектом. В 2012-ом вышел его сольный альбом, где каждое произведение – как маленький шедевр. Эту работу можно назвать разнообразной и крепкой, все песни там не похожи одна на другую.

Личная жизнь Дмитрия Ревякина

Известно, что название группы предложила девушка Дмитрия, которая позже стала его женой и музой. Её звали Ольга. В браке родился сын. Однако жена Дмитрия умерла, и сына он воспитывает один.

Альбом «Сердце», выпущенный группой «КМ» в 2009-ом году, был посвящён умершей жене Ревякина.

Сейчас музыкант постоянно живёт в Москве, где продолжает своё творчество вместе с группой «»КМ», его родители остались в Чите.

2016-08-09T07:20:15+00:00 admin досье [email protected] Administrator Арт-обозрение

Related Categorized Posts


Во время Каннского фестиваля происходит множество событий, которые вызывают интерес у публики и СМИ. Репортеры только успевают следить за звездами разной величины, а тут еще и всякие неожиданности случаются....


В ночь на 5 июня медики доставили в отделение токсикореанимации НИИ имени Склифосовского Бари Алибасова в тяжелом состоянии с максимальной степенью ожога пищевода. До этого дома у 71-летнего продюсера...

«Песня написана в 1994 году и являет собой синтез впечатлений от моей курсовой работы по произведениям Василия Макаровича Шукшина и концертов групп «ДДТ» и «Калинов мост» в театре Российской армии, которые я в ту пору посетил. К 20-летию произведение ббыло … Читать всё

«Шукшинка» - совместная песня московской группы «Ключевая» и Дмитрия Ревякина. О ней рассказал автор – лидер группы «Ключевая» Максим Аншуков:

«Песня написана в 1994 году и являет собой синтез впечатлений от моей курсовой работы по произведениям Василия Макаровича Шукшина и концертов групп «ДДТ» и «Калинов мост» в театре Российской армии, которые я в ту пору посетил. К 20-летию произведение было решено записать в новой редакции, и в качестве саунд-продюсера мы пригласили гитариста группы «Калинов мост» Константина Ковачева. С его подачи пригласили и Сергея Старостина, который добавил фолковых красок. И тут же возникла идея предложить Дмитрию Ревякину поучаствовать в записи. Мы благодарны Дмитрию Александровичу, что он откликнулся и своей фирменной манере спел один из куплетов, тем самым украсив произведение».

Дмитрий Ревякин

Дата рождения
Место рождения

Новосибирск

Профессия
Жанр
Коллективы

Дмитрий Александрович Ревякин (13 февраля , Новосибирск) - музыкант , поэт , композитор , член Союза писателей России . Создатель и лидер группы «Калинов мост ».

Биография

Свое детство он провел в поселке Первомайский Читинской области. В детстве был примерным ребенком, учился в музыкальной школе по классу баяна . Любовь к книгам привила мама, учительница литературы.

Закончив школу, Дмитрий поступает в . В студенческие годы он начинает писать стихи, подрабатывать ди-джеем на институтских дискотеках. В пору своего студенчества Дмитрий создает группу «Калинов Мост».

Сольным творчеством Дмитрий начинает заниматься до создания группы. «Обломилась доска» и «Всякие разные песни» - альбомы того периода. В дальнейшем сольные проекты появлялись в разное время - и во время благополучного существования «Моста», и в то время, когда группа не работала. В последнее время к сольным альбомам Ревякина добавилась его книга стихов - «Гнев Совы». Будем надеяться, это не последняя работа Ревякина-поэта, представленная публике.

Альбомы «Обломилась доска» и «Всякие разные песни» были записаны за одну зимнюю ночь, а первыми слушателями двух новоиспеченных альбомов стали студенты радиотехнического факультета НЭТИ, с которого, собственно, и начался Калинов Мост. Некоторые из этих песен были безумно популярны в акустическом исполнении Димы Ревякина, некоторые прозвучали во время записи впервые и никогда больше публично не исполнялись.

Записывались эти альбомы в январе 1988 года. Рецепт прост: бытовой катушечный магнитофон «Электроника 004» со скоростью 19.05 см/сек, магнитная лента «Славич», пара микрофонов и емкость какого-то алкогольного напитка.

В 2007 году выпустил выдающийся сольный проект «Жатва», ставший заметным явлением в российской музыкальной индустрии; проект признан одним из самых мультиинструментальных за всю историю русского рока.

В марте 2008 года Дмитрий Ревякин в необычном для себя качестве модели принял участие в масштабном фотопроекте

Свое детство он провёл в посёлке Первомайский Читинской области. В детстве был примерным ребёнком, учился в музыкальной школе по классу баяна. Любовь к книгам привила мама, учительница литературы.

Закончив школу, Дмитрий поступает в Новосибирский электротехнический институт. В студенческие годы он начинает писать стихи, подрабатывать ди-джеем на институтских дискотеках. В пору своего студенчества Дмитрий создаёт группу «Калинов Мост».

Сольным творчеством Дмитрий начинает заниматься до создания группы. «Обломилась доска» и «Всякие разные песни» - альбомы того периода. В дальнейшем сольные проекты появлялись в разное время - и во время благополучного существования «Моста», и в то время, когда группа не работала. В последнее время к сольным альбомам Ревякина добавилась его книга стихов - «Гнев Совы».

Альбомы «Обломилась доска» и «Всякие разные песни» были записаны за одну зимнюю ночь, а первыми слушателями двух новоиспечённых альбомов стали студенты радиотехнического факультета НЭТИ, с которого, собственно, и начался Калинов Мост. Некоторые из этих песен были безумно популярны в акустическом исполнении Димы Ревякина, некоторые прозвучали во время записи впервые и никогда больше публично не исполнялись.

Записывались эти альбомы в январе 1988 года. Рецепт прост: бытовой катушечный магнитофон «Электроника 004» со скоростью 19.05 см/сек, магнитная лента «Славич», пара микрофонов и емкость какого-то алкогольного напитка.

В 2007 году выпустил выдающийся сольный проект «Жатва», ставший заметным явлением в российской музыкальной индустрии; проект признан одним из самых мультиинструментальных за всю историю русского рока.

В марте 2008 года Дмитрий Ревякин в необычном для себя качестве модели принял участие в масштабном фотопроекте Алексея Никишина «В роли себя».

В настоящее время проживает в г. Москве, продолжает активную творческую деятельность в составе группы «Калинов Мост», активно гастролирует.

Лучшие дня

Яркий поэтический и музыкальный талант
Посетило:94

В пятницу, 27 июня, в столичном «ГлавClubе» объявлен концерт в честь 50-летия мэтра отечественной рок-сцены Дмитрия Ревякина, лидера группы «Калинов Мост». «Ридус» пообщался с ним и не только.

В преддверие события замглавред «Ридуса» Андрей Гулютин и спецкор Андрей Краснощеков спустились в подвал репетиционной базы ProЗвук, что соседствует с РГГУ, чтобы понаблюдать как проходят последние этапы подготовки к концерту.

Вместе с участниками «Калинового Моста» в низкие потолки студии упиралась голова фронтмена группы 25/17 Андрея Бледного, пришедшего вместе с коллегой Антом принять участие в репетиции, а как выяснилось, и в самом предстоящем концерте.

Опять же, как выяснилось, 25/17 исполнят вместе с «Калиновым Мостом» записанный три года назад совместный трек «Корабль», а также новую «совместку», заглавную песню с нового альбома рэп-коллектива «Подорожник». Как отметил Бледный, у тех, кто придет в пятницу на концерт будет уникальная возможность послушать эти вещи в аранжировке музыкантов «Моста», а не 25/17.

После репетиции музыканты быстро засобирались на выход, Ревякин задержался, чтобы уточнить с Бледным оргвопросы по предстоящему мероприятию. Стоит заметить, юбиляр был в довольно взвинченном состоянии, ругался на кого-то по телефону, нервно отвечал собеседникам, Бледный даже усмехнулся в сторону журналистов со словами: «Не знаю, даже, какие вы сейчас ответы на свои вопросы получите»…

© Андрей Краснощёков/Ridus.ru

Но к завязке разговора Дмитрий Александрович совершенно преобразился, Гулютин ко всему еще сразу провел заготовленную под занавес церемонию прошения автографа: наш коллега Дмитрий Строганов - страстный коллекционер винила, по случаю передал пластинку 1992 года «Дарза», которую еще будучи подростком долго выпрашивал у отца. Появление подобного раритета не могло не задать нужный лад разговору.

Андрей Гулютин (АГ): Чтобы наверняка из первых уст уточнить, сразу спрошу: лично Вы сами для себя позиционируете предстоящий в пятницу концерт именно как юбилейный, то есть, не рядовой «сольник», это не маркетинговый ход клуба?

Дмитрий Ревякин (ДР): Ну, конечно, он будет особенным. Гости, во-первых, придут. Да, и не праздновали мы в Москве мое 50-летие… ну, и вот решили отпраздновать, ГлавClub все правильно заявляет, концерт должен быть интересным.

© Андрей Краснощёков/Ridus.ru

АГ: А помимо 25/17 еще кто-то заявлен? Список огласить можно, или это сюрприз для публики?

ДР: Да, конечно, это Хелависа, «Мельница», Александр Ф. Скляр и еще один, скажем так, «таинственный гость», он просил свое имя не называть по… этим… коммерческо-религиозным соображениям.

АГ: Как я вижу на бумаге, что на столе перед нами лежит, 25 песен перечислены, это трек-лист на концерт? Столько песен на пятницу запланировано?

ДР: Ну да, это основной сэт, а там еще и еще наверное, ну, в общем, как всегда…

АГ: К 50-летнему возрасту, хочешь-не хочешь, а подводишь некоторые жизненные итоги. Промежуточные. Даже раньше подводить начинают, сам знаю. Как с этим у Вас? Испытываете… нет, не удовлетворенность, творец и музыкант никогда не может быть удовлетворен… а довольны Вы багажом с которым пришли?

ДР: Грех жаловаться на жизнь, группа до сих пор функционирует, пластинки записывает, идет творческий взаимообмен с другими музыкантами. Время на месте не стоит, какие-то симбиозы получаются удачные-неудачные. Слово «доволен» здесь тоже не уместно. Все идет как идет, оно видимо так должно и идти…

© Андрей Краснощёков/Ridus.ru

АГ: А на пенсию не собираетесь, или до последнего играть и выступать думаете? Усталости нет?

ДР: Да нет, какая усталость! Ну, разве только если физическая, эмоциональной усталости никакой, да, и планов громадье, множество задумок, и обязательно постараемся все их реализовать. На пенсию рановато…

АГ: Кстати, вы сказали о симбиозах. Действительно, «Калинов Мост» один из немногих на нашей сцене коллективов, что взаимодействует с другими исполнителями самых разных стилей и возрастов. Бледный замечательно подметил, что поклонники творчества 25/17 после «совместок» познакомились с удивлением и радостью с вашим творчеством. Это сознательный ход, или оно само как-то органично получается в силу умения находить взаимный интерес с коллегами по цеху?

ДР: Здесь, конечно, присутствует элемент взаимной симпатии. Иначе никакого сотрудничества и не было бы. Если есть симпатия и нравится творчество того ли иного коллектива, есть возможность как-то повзаимодействовать, сделать нечто совместное и если такое сотрудничество не испортит творческой ткани, то сотрудничество подобного рода как правило успешное.

© Андрей Краснощёков/Ridus.ru

Андрей Краснощеков (АК): В продолжение направшивается такой вопрос, он может показаться банальным, но, уверен, это любопытно и мало кто знает. Как сложилось ваше, Дмитрий, с Андреем Позднуховым знакомство? Когда вы узнали о творчестве друг друга и при каких обстоятельствах лично познакомились? Вы сказали о симпатии, как необходимом условии для сотрудничества. А на чем ваша взаимная симпатия выросла? На религиозном вопросе, отношении к истории, общественным процессам, или в каких-то иных плоскостях?

ДР: Здесь есть целый ряд позиций по которым произошли совпадения. Во-первых, 25/17- это сибиряки, у меня к сибирякам отношение особое, теплое. Я давно слышал, что есть такая омская группа, ну, и наконец мы познакомились. Мне, в частности, интересно как они со стихосложением работают, я внимательно слушал их треки, именно по стихосложению у них порой возникают такие сложные словесные капканы… они из них очень изящно выходят, и мне это крайне импонирует потому, что я сам крайне ценю слово и словом занимаюсь…

© Андрей Краснощёков/Ridus.ru

Андрей Бледный (АБ): Я услышал впервые «Калинов Мост», само собой, еще когда в школе учился. Для меня до сих пор общение и с Дмитрием Александровичем, и Константином Евгеньевичем (Кинчевым - прим. «Ридус») это, даже, не сбывшаяся мечта - я об этом даже и не мечтал в детстве, это для меня, как бы это патетично не звучало, чудо. Для меня это люди с планеты великанов. Вероятно и мы в настоящий момент для кого-то стали какими-то величинами, но мы себя таковыми не чувствуем, ну, а уж при общении с теми, кого я слушал еще в школе, это все совсем нивелируется. Я себя опять ощущаю тем кудрявым школьником, который на карандаше кассеты перематывал. Познакомились же мы с Дмитрием Александровичем, когд на одном интернет-канале осуществлялась попытка реанимировать известную в былые годы программу «Акулы пера». Мы в один день записывались и, помню, я подошел тогда к Дмитрию Александровичу засвидетельствовать почтение, мол, мы тоже из Омска, тоже музыкой занимаемся… думал, что Дима совсем нас не знает - ну, откуда - мы совсем вроде бы в другом направлении работаем… для людей его поколения это все вообще наверное все как-то несерьезно: рэп-шмэп какой-то… а Дима в ответ сказал, что знает одну омскую группу… ну, думаю, сейчас назовет «Гражданскую Оборону» - конечно, кто ее не знает… а он вдруг называет: 25/17! Так и познакомились…

© Андрей Краснощёков/Ridus.ru

АК: А в студии вместе оказались спутя какой срок?

АБ: А где-то через пару месяцев. Дима позвонил и предложил принять участие в планировавшемся трибьюте «Калинова Моста», который, впрочем, так и не состоялся. Но я вот предложил сделать нечто-то новое особенное, мы встречались, общались, обменивались идеями и так вот появилась в 2011 году на свет песня «Корабль».

АК: То есть, мы еще можем когда-нибудь ожидать от 25/17 появления кавера на какую-то из песен «Калинова Моста»?

АБ: Да, возможно, такая мысль воплотится. Есть у нас идея записать один их каверочек. Нам очень нравится «Сибирский марш», например… Просто у Димы такие песни, что как-то делать на них кавер-версии - это вызов большой, с этим сложно справиться… сложно сделать как-то по-другому - они именно так нормально звучат, и все. Ну, а сделать так же - невозможно…

АГ: А свой первый столичный концерт помните?

АК: Наверное это был фестиваль в Подольске?

ДР: Первый наш концерт в Москве состоялся в марте 88-го. Сначала мы играли в Долгопрудном, потом на премьере «Ассы» сыграли. А Подольск, это Подольск, там мы в сентябре 87-го выступали…

АК: Там вы впервые «Дудки» сыграли? Я некогда брал у Вас уже интервью, и Вы признались, что «Дудки» - это ваша первая такая бунтарская политическая песня… она актуальна сейчас?

ДР: Ну тогда впервые мы ее разве что здесь сыграли, на концертах мы ее и до Подольска исполняли. И сейчас поем ее иногда…

Выступление группы «Калинов Мост» на рок-фестивале Подольск-87

Скриношот YouTube

АГ: Как Вы считаете, должен ли участвовать музыкант в политических процессах, выражать взгляды на происходящее? Каждому свое? Или лучше все-таки сторониться?

ДР: Ну, а как же иначе? Как это можно обойти? Я вообще не понимаю. Все же вокруг пронизано симпатиями и антипатиями, что обойти это все просто невозможно. Причем, эти симпатии могут меняться туда-сюда… Настолько все вокруг рвано, дискретно и атомарно, что сохранить какое-то спокойствие Далай-ламы просто невозможно. Напротив, нужно реагировать и освобождаться тем самым. Во всяком случае, лично я не могу остаться в стороне, у меня не получается сидеть спокойно!

АК: Раз о политике, то хотелось бы тогда, конечно, коснуться актуального, хоть и не приятного. Причем, мой вопрос не праздный. Я 23 дня работал на Майдане, потом был в Крыму, а на прошлой неделе вернулся из Славянска - в общей сложности я 70 дней провел на юго-востоке Украины. Я не жду от Вас оценок происходящему, хотя это было бы интересно, но хочу узнать, какого рода переживания они внутри вызывают?

ДР: Я как человек, которому не безразлична судьба белого населения на евразийской ойкумене, разумеется, глубоко переживаю, все это катастрофично и я даже не представляю, как всех будут потом премирять…

© Андрей Краснощёков/Ridus.ru

АК: То есть, нечто подобное песни «Рахунок» еще можно ожидать?

ДР: «Рахунок» - это нечто особое… это фотографический снимок - информация, которая в тот период циркулировала, плюс мои личные впечатления…

АБ: Мы его в течение двух дней записали, и сразу же в Сеть выложили. Трек, конечно, сырым, получился, но мы и стремились его таким представить, хотели, чтобы он звучал сыро, чтобы жизнь в нем зафиксировать…

ДР: Я считаю этот трек крайне удачным. И нельзя нам ничего предъявить за него! Вот нам так увиделось, так спелось. А кто как трактует… ну, пишите свои другие песни, в чем проблема?! Я рад, что Андрей откликнулся, Антон Ант сделал музыкальный ряд к ней… делалось все быстро по наитию, часть стихов писалась прямо в студии… и еще я помню, погода была мрачной, а в те дни солнце вышло. Я тогда Антону так и сказал: значит, правильно все делаем!

АГ: Тогда утояню еще раз, чтобы зафиксировать. Строки про «команданте Яроша» вызывают непонимание у многих слушаталей. Им не надо искать поднаготную, это всего лишь слепок с событий? Все верно?

ДР: Абсолютно. Здесь нет симпатий и антипатий, здесь все четко и информационно. Я пою четко, Андрей поет четко, Антон поет четко. Мы специально пели, чтобы зафиксировать ситуацию, купировать её, чтобы дальше не разрасталось. Но получилось все наоборот…

© Андрей Краснощёков/Ridus.ru

АБ: И мы решили не исполнять эту песню на концертах…

ДР: Песня осталась в том времени, вместе с событиями на Майдане…

АГ: Тогда давайте о грядущем поговорим. Над новыми вещами идет работа? Когда ожидать новый альбом?

ДР: Мы сейчас подзависли над… ну, как сказать, это будет такой полубардовский что ли альбом… про Камчатку, он получит название «Циклон» и целиком будет посвящен полуострову Камчатка. Надоела социальность. Хочется лирики. Устали народ грузить и сами грузиться…

Loading...Loading...