Всероссийская проверочная работа география 4 вариант. Методические рекомендации по подготовке к проведению всероссийских проверочных работ по географии

ВПР Всероссийская Проверочная Работа- География 11 класс

Пояснения к образцу всероссийской проверочной работы

При ознакомлении с образцом проверочной работы следует иметь в виду, что задания, включённые в образец, не отражают всех умений и вопросов содержания, которые будут проверяться в рамках всероссийской проверочной работы. Полный перечень элементов содержания и умений, которые могут проверяться в работе, приведены в кодификаторе элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников для разработки всероссийской проверочной работы по географии. Назначение образца проверочной работы заключается в том, чтобы дать представление о структуре всероссийской проверочной
работы, количестве и форме заданий, уровне их сложности.

Инструкция по выполнению работы

Проверочная работа включает в себя 17 заданий. На выполнение работы по географии отводится 1 час 30 минут (90 минут).
Записывайте ответы на задания в отведённом для этого месте в работе. В случае записи неверного ответа зачеркните его и запишите рядом новый.
При выполнении заданий работы Вы можете использовать необходимые карты атласов.
При выполнении заданий Вы можете использовать черновик. Записи в черновике проверяться и оцениваться не будут.
Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Для экономии времени пропускайте задание, которое не удаётся выполнить сразу, и переходите к следующему. Если после выполнения всей работы у Вас останется время, Вы сможете вернуться к пропущенным заданиям.
Баллы, полученные Вами за выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.
Желаем успеха!

1. Эффективность работы солнечных панелей, используемых для энергоснабжения жилых домов , во многом зависит от продолжительности светового дня. Запишите названия перечисленных городов в порядке увеличения продолжительности светового дня 1 мая, начиная с города с наименьшей продолжительностью светового дня.

Астрахань
Мурманск
Воронеж

Астрахань, Воронеж, Мурманск

2. На месторождении им. М.В. Ломоносова, расположенном в труднодоступном районе на севере Архангельской области, ежегодно добывается более 500 тыс. каратов алмазов. Добыча ведётся в гигантском карьере, глубина которого превышает 100 м. Карты какого географического района России необходимо выбрать, чтобы найти информацию, необходимую для определения географических условий добычи алмазов на территории Архангельской области?

Ответ: ____________________________________________________________

Европейский Север

3. В регионах, в которых работают крупные ГЭС, тарифы на электроэнергию для населения
иногда значительно ниже, чем в соседних с ними регионах.
В каких трёх из перечисленных регионов России построены крупные ГЭС? Запишите цифры,
под которыми указаны эти регионы.

1) Республика Татарстан
2) Республика Коми
3) Иркутская область
4) Архангельская область
5) Амурская область
6) Тюменская область

4. На одном из сайтов в Интернете были размещены карта погоды на 12 апреля 2013 г. и
выдержки из прогноза погоды на этот день. Какие выводы о погоде на Европейской части
России и в Западной Сибири подтверждаются сведениями карты? Запишите номера
предложений, в которых указаны верные сведения.

1) 12 апреля на всей Европейской части России ночные температуры будут выше 0 °С.
2) На юге Западной Сибири возможны осадки в виде снега.
3) В Ростов-на-Дону пришла настоящая весна, даже ночью температура будет выше 10 °С.
4) На Пермь надвигается холодный фронт, на следующий день ожидается существенное похолодание.
5) Над Ямало-Ненецким и Ханты-Мансийским автономными округами расположился антициклон.

Ответ: __________

5. Затраты на отопление жилых и производственных помещений в холодное время года
в значительной степени зависят от средних зимних температур. Запишите названия перечисленных городов России в порядке повышения средней температуры января в них, начиная с города с самой низкой температурой.

Нижневартовск
Усть-Илимск
Пермь

Ответ: ____________________________________________________________

Усть-Илимск, Нижневартовск, Пермь

6. Потенциал российских регионов для развития туризма огромен. Каждый из них имеет рекреационные ресурсы, способные привлечь тысячи туристов из России и зарубежных стран. Определите субъект Российской Федерации по описанию его рекреационного потенциала:
«Песчаные морские пляжи, расположенные на широте Сочи, и тёплое море (купальный сезон – до 100 суток). Три национальных парка, включая знаменитый «Зов тигра», шесть государственных природных заповедников и лечебные источники минеральных вод. Богатый подводный мир моря, водопады, древние потухшие вулканы, пещеры, туристические базы на островках и лёгкий доступ к большинству
достопримечательностей».

Ответ: ____________________________________________________________

Приморский край

7. На выборах депутатов Государственной Думы избирательные участки работают с 8
до 20 часов по местному времени.
Используя карту, определите, в каких из перечисленных
регионов к 15 часам московского времени голосование уже закончится. Запишите цифры,
под которыми они указаны.

1) Челябинская область
2) Астраханская область
3) Тюменская область
4) Иркутская область
5) Оренбургская область
6) Республика Саха (Якутия)

Ответ: __________

8. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов (словосочетаний).
Выберите из предлагаемого списка слова (словосочетания), которые необходимо вставить на места пропусков, обозначенных буквами. Обратите внимание на то, что слов (словосочетания) в списке больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз. Запишите в текст номера выбранных слов (словосочетаний).

В Восточной Европе стремительно сокращается численность населения

По состоянию на 2015 год в Восточной Европе было зафиксировано 292 миллиона жителей. Это на 18 миллионов меньше, чем в начале 90-х годов. Восточные европейцы уезжали в Западную Европу, вдохновлённые возможностью заработать больше и жить лучше. То есть одной из причин сокращения численности населения стала _________(А) из Восточной Европы. К примеру, поляки, латвийцы и литовцы чаще всего уезжали в Великобританию и Ирландию. Эстонцы – в Финляндию; румыны – в Италию и Испанию. В последнее время популярной стала _________(Б) в Норвегию. Другая причина сокращения населения – это уменьшение _________(В). Экономическая и политическая неопределённость в постсоветскую эпоху сильно повлияла на естественный прирост в совокупности с отсутствием адекватной системы социального обеспечения.

Список слов (словосочетаний):
1) эмиграция
2) урбанизация
3) рождаемость
4) иммиграция
5) смертность
6) экономическая интеграция

А – 1; Б – 4; В – 3

9. На уроке учащиеся анализировали статистические данные, приведённые ниже в таблице,
в целях сравнения темпов роста промышленного производства в Великобритании и России
в период с 2012 по 2014 г. Илья указал, что в Великобритании, в отличие от России,
ежегодно происходило увеличение объёмов промышленного производства.

Динамика объёмов промышленного производства
(в % к предыдущему году)

Правильный ли вывод сделал Илья? Свой ответ обоснуйте.

________________________________________________________________________________

В ответе говорится о неправильном выводе Ильи.
В обосновании говорится, что в Великобритании в период с 2012 по 2014 г. ежегодно не происходило увеличение объёмов промышленного производства.
ИЛИ
Рост объёмов происходил только в 2014 г.
Пример ответа
В Великобритании рост объёмов наблюдался лишь в 2014 г.,
в 2012 и 2013 гг. наблюдался спад, так как показатели в эти годы
(в % к предыдущему году) не превышают 100%

10. Дмитрий включил радио, когда в выпуске новостей передавали сообщение о землетрясении.

Землетрясение магнитудой 6,6 произошло в префектуре Тоттори, расположенной на западе острова Хонсю. Об этом сообщило Национальное метеорологическое агентство страны. Очаг землетрясения залегал на глубине 10 км. Метеорологическое агентство изначально предупредило жителей об угрозе цунами, однако позднее отменило её. Между тем, предупреждают власти, сохраняется опасность обрушения зданий и возникновения пожаров.

Дмитрий не услышал начало сообщения и не понял, на территории какой страны произошло
землетрясение. Определите, о какой стране говорится в этом сообщении.

Ответ: ____________________________________________________________

11. От уровня экономического развития стран зависят многие особенности их населения.
Установите соответствие между страной и характерной особенностью её населения: к
каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Ответ:

А Б В

12. Цены на нефть, от которых в значительной степени зависит развитие экономики России,
определяются согласованностью позиций стран ОПЕК. Назовите три (любые) страны, являющиеся членами ОПЕК.

Ответ: ____________________________________________________________

В ответе правильно указаны три страны – члены ОПЕК (Алжир, Ангола, Эквадор, Иран, Ирак, Кувейт, Ливия, Нигерия, Катар, Саудовская Аравия, ОАЭ, Венесуэла).
Примеры ответов
Саудовская Аравия, Эквадор, Нигерия
Иран, Алжир, Ангола

13. По радио прозвучало сообщение о том, что за последние 10 лет показатель
ресурсообеспеченности нефтью США возрос с 11,0 до 11,9. Используя данные таблицы,
объясните, с чем это связано.

Показатель 2005 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г.
Разведанные
запасы нефти,
млрд т
3,6 3,7 3,7 4,2 5,4 5,9 6,6
Добыча нефти,
млн т в год
377 412 445 493 498 522 566
Численность
населения, млн
человек
299 309 311 313 316 317 322

Ответ: __________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________

В ответе говорится о том, что за указанный период страны разведанные запасы нефти в США увеличились в большей степени, чем возросли объёмы её добычи.
Примеры ответов
Запасы нефти возросли в 1,83 раза, величина добычи всего в 1,5 раза.
Темпы прироста запасов были выше, чем темпы роста добычи

Задания 14, 15 и 16 выполняются с использованием приведённого ниже текста.

ОХОТСКОЕ МОРЕ СТАЛО ПОЛНОСТЬЮ РОССИЙСКИМ

В ноябре 2013 года Россия доказала свои права на 52 тысячи квадратных километров акватории в центре Охотского моря. Комиссия ООН по границам континентального шельфа официально передала России документ о признании российским континентальным шельфом анклава площадью 52 тысячи квадратных километров в Охотском море. В состав российского шельфа был включён участок, который до сих пор не принадлежал ни одной из стран. Он считался «открытым морем», и на его акватории могли свободно перемещаться и вести лов рыбы суда любых государств. Теперь на его ресурсы распространяется исключительно юрисдикция России. Российское законодательство теперь распространяется и на ресурсы,
которые находятся под дном Охотского моря.

14. Назовите один (любой) субъект Российской Федерации, имеющий выход к Охотскому морю.

Ответ: ____________________________________________________________

В ответе правильно называется один любой субъект РФ, имеющий выход к Охотскому морю (Камчатский край, Магаданская область, Хабаровский край, Сахалинская область)

15. Как изменилась государственная территория России в результате события, о котором говорится в тексте?

Ответ: ____________________________________________________________

В ответе говорится о том, что государственная территория России увеличилась (указание на то, что она увеличилась на 52 тыс. кв. км не является обязательным)

16. Объясните, почему до 2013 года участок в центре Охотского моря считался «открытым
морем» и на его акватории могли свободно перемещаться и вести лов рыбы суда любых
государств.

Ответ: __________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________

В ответе говорится о том, что до 2013 г. этот участок не считался частью континентального шельфа России,
ИЛИ
о том, что центр Охотского моря находился на большом расстоянии от берегов России, за пределами её 200-мильной экономической зоны

17. Глобальные изменения климата, наблюдаемые на Земле, вызывают тревогу и находятся под пристальным вниманием учёных. Данные многолетних наблюдений свидетельствуют о повышении за последние 40 лет общепланетарной температуры и об изменении состава атмосферы.
Существуют разные точки зрения относительно причин происходящих изменений климата и состава атмосферы. Одни учёные считают их причиной хозяйственную деятельность человека, другие указывают на естественные природные факторы.
Используя географические знания, сформулируйте и обоснуйте Вашу точку зрения относительно того, существует ли связь между человеческой деятельностью и глобальными климатическими изменениями.
Сформулируйте и обоснуйте Вашу точку зрения на эту проблему. Запишите рассуждения, подтверждающие Вашу точку зрения.

Ответ: __________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________

Наличие сформулированной точки зрения по вопросу
(Положительный балл по этому критерию выставляется только при положительном балле по второму критерию.)
В ответе сформулирована точка зрения учащегося

Раскрытие причинно-следственных связей
В ответе полностью прослеживается цепочка связей между деятельностью человека и глобальными изменениями климата:
причина – конкретный вид хозяйственной деятельности человека (тепловая энергетика, сельское хозяйство и т.п.) – и два следствия:
1) повышение содержания парниковых газов в атмосфере;
2) повышение общепланетарной температуры.
ИЛИ
В ответе полностью прослеживается цепочка связей между естественными природными явлениями и глобальными изменениями климата: причина – увеличение солнечной радиации;
выбросы парниковых газов из вод и со дна Мирового океана, из толщ земной коры – и два следствия:
1) повышение общепланетарной температуры;
2) повышения содержания углекислого газа в атмосфере

Географическая грамотность
(Положительный балл по этому критерию выставляется только при положительном балле по критерию К2)
Отсутствуют фактические и теоретические ошибки (ошибки в использовании географической терминологии, в демонстрации знаний о географических связях и закономерностях),
ИЛИ
присутствует не более одной фактической или теоретической ошибки

© 2017 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации

Анализ выполнения Всероссийской проверочной работы

по географии в 11 классе МБОУ «Макушинская СОШ №1»

учитель С.А.Курий

I . Характеристика структуры и содержания контрольно-измерительных материалов

1. Назначение всероссийской проверочной работы

Всероссийская проверочная работа (ВПР) предназначена для итоговой оценки учебной подготовки выпускников, изучавших школьный курс географии на базовом уровне. Работа проведена 03 апреля 2018 г.

2. Документы, определяющие содержание ВПР

Содержание всероссийской проверочной работы по географии определено на основе Федерального компонента Государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования по географии, базовый уровень (приказ Минобразования России от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении Федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»).

3. Подходы к отбору содержания и разработке структуры ВПР

Содержание и структура ВПР по географии обеспечивают объективную оценку качества подготовки лиц, освоивших образовательные программы среднего (полного) общего образования. Содержание ВПР по географии определено требованиями к уровню подготовки выпускников, зафиксированными в Федеральном компоненте государственных стандартов основного общего и среднего (полного) общего образования по географии. Отбор содержания, подлежащего проверке в проверочной работе, осуществлён в соответствии с разделом «Обязательный минимум содержания основных образовательных программ» Федерального компонента государственных стандартов основного общего и среднего (полного) общего образования по географии. За основы взяты вопросы курса школьной географии, изучаемые в 8–11 классах:

    Источники географической информации

    Мировое хозяйство

    Природопользование и геоэкология

    Регионы и страны мира

    География России

В работе проверяется как знание географических явлений и процессов в геосферах и географических особенностей природы населения и хозяйства отдельных территорий, так и умение анализировать географическую информацию, представленную в различных формах, способность применять полученные в школе географические знания для объяснения различных событий и явлений в повседневной жизни. В проверочной работе используются задания разных типов, формы которых обеспечивают их адекватность проверяемым умениям.

4. Структура и содержание всероссийской проверочной работы

Каждый вариант проверочной работы включает в себя 17 заданий, различающихся формами и уровнями сложности. В проверочной работе представлены задания с разными типами ответов: 1) задания, требующие записать ответ в виде слова; 2) задания на установление соответствия географических объектов и их характеристик; 3) задания, требующие вписать в текст на месте пропусков ответы из предложенного списка; 4) задания с выбором нескольких правильных ответов из предложенного списка; 5) задания на установление правильной последовательности элементов.

В 7 заданиях предполагается развернутый свободный ответ. ВПР предусматривает проверку уровня подготовки выпускников в соответствии с предъявленными к нему требованиями. Так как достижение ряда требований в различных вариантах проверочной работы может проверяться на содержании различных разделов школьного курса географии, распределение заданий по основным блокам содержания может несколько отличаться от показанного в таблице 1 примерного распределения.

Таблица. Распределение заданий проверочной работы по содержательным разделам курса географии

Количество заданий

1. Источники географической информации

2. Население мира

3. Мировое хозяйство

4. Природопользование и геоэкология

5. Регионы и страны мира

6. География России

Проверочная работа разработана исходя из необходимости проверки требований к уровню подготовки выпускников, указанных в разделе 2 кодификатора. В таблице 2 приведено распределение заданий по основным умениям и способам действий.

Таблица. Распределение заданий по видам умений и способам действий

Основные умения и способы действий

Количество заданий

Знать и понимать смысл основных теоретических категорий и понятий

Знать и понимать географические особенности природы России

Знать и понимать географические особенности основных отраслей хозяйства России

Знать и понимать географическую специфику отдельных стран и регионов, их различия по уровню социально- экономического развития

Знать и понимать специализацию стран в системе международного географического разделения труда

Уметь сопоставлять географические карты различной тематики

Уметь оценивать ресурсообеспеченность отдельных стран и регионов мира

Уметь определять и сравнивать по разным источникам информации географические тенденции развития природных, социально-экономических и геоэкологических объектов, процессов и явлений

Уметь использовать знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для определения различий во времени, чтения карт различного содержания

Уметь выделять существенные признаки географических объектов и явлений

Уметь находить и применять географическую информацию, для правильной оценки важнейших социально-экономических событий международной жизни, геополитической и геоэкономической ситуации в России, других странах и регионах мира, тенденций их возможного развития

Использовать знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для анализа и оценки разных территорий с точки зрения взаимосвязи природных, социально- экономических, техногенных объектов и процессов

Таблица.Распределение заданий по уровню сложности

Уровень сложности

Количество заданий

Максимальный балл

Процент максимального балла за задания данного уровня сложности от максимального первичного балла за всю работу, равного 22

Повышенный

5. Особенности выполнения и проверки работы школьников

Проверочная работа включает в себя 17 заданий. На выполнение работы по географии отводится 1 час 30 минут (90 минут).

При выполнении заданий работы участникам можно было использовать необходимые карты атласов 8-11 классов.

Уровни сложности задания: Б – базовый (примерный уровень выполнения – 60–90%); П – повышенный (40–60%).

Таблица.Уровни сложности задания

Уровень сложности

Макс. балл за выполнение задания

Природа России

Хозяйство России

Атмосфера, погода и климат

Природа России

Регионы России

Мировое хозяйство

Страны мира

Мировое хозяйство

Природные ресурсы

II . Результаты выполнения ВПР по географии в ОО Курганской области

Количество участников ВПР 22 чел.

Школьники выполняли задания в двух вариантов (5 и 6). Распределение первичных баллов по вариантам ВПР показано в таблице. Наблюдается более высокое качество выполнения заданий пятого варианта.

6 баллов набрал 1 участник, выполнявших работу 6 варианта из 11 участников.

Вариант

Кол-во уч.

Таблица. Распределение первичных баллов по вариантам

Качество выполнения каждого из заданий работы по ОО отражено в таблице

Таблица. Выполнение заданий по количеству участников по ОО

количество участников

Нормы оценки за выполненную работу:

оценка «2» - 0-7 первичных баллов,

оценка «3» - 8-14 первичных баллов,

оценка «4» - 15-18 первичных баллов,

оценка «5» - 19-22 первичных баллов.

% выполнения-95, % качества обучения- 59, средний балл- 3,6

Сравнение по вариантам.

Всего обучающихся

качества

средний балл

III . Аналитическая справка

по итогам проверки работ учащихся 11 кл. по географии в 2017 году

Анализ результатов выполнения отдельных заданий

Таблица. Результаты выполнения отдельных заданий

по участникам.

Проверяемые элементы содержания / умения

Уровень сложности задания

Проверяемые элементы содержания

Проверяемые умения

Выполнили

не преодолев-ших мини-мальный балл

Природа России

Умение определять продолжительность дня и ночи в зависимости от географической широты

Географические модели. Географическая карта, план местности

Умение сопоставлять политико-административную карту и карту районов

Хозяйство России

Умение сопоставлять политико-административную карту и карту отрасли хозяйства

Атмосфера, погода и климат

Умение работать с синоптической картой

Природа России

Умение работать с климатической картой

Регионы России

Умение работать с политико-административной и тематическими картами

Часовые зоны на территории России

Умение определять время по карте часовых поясов

Население и хозяйство России и мира

Умение определять естественный и механический прирост населения

Мировое хозяйство

Умение работать со статистическими показателями, определяющими особенности динамики производства

Страны мира

Умение определять местоположение географических объектов на карте

Многообразие стран мира. Основные типы стран

Умение работать с картограммой

Мировое хозяйство

Умение работать с картами природных ресурсов, экономическими картами, картами состава интеграционных групп стран

Природные ресурсы

Умение определять ресурсообеспеченность

Умения отбирать карты и работать с ними

Умение отбирать информацию из географических текстов

Рациональное и нерациональное природопользование. Особенности воздействия на окружающую среду различных сфер и отраслей хозяйства

Умение работать с географическими текстами,

формулировать и обосновывать свою точку зрения,

Уровень качества выполнения заданий не одинаков. Это, прежде всего, зависит от сложности заданий (задания базового и повышенного уровня) и его географического содержания. По содержанию задания можно разделить на 3 группы:

а) задания (№№1-7) по содержанию курса географии России (8-9 кл.)

б) задания (№№8-13) по содержанию курса экономической и социальной географии мира (10-11 кл.)

в) задания (№№ 14-17) по содержанию курсов географии России и экономической и социальной географии мира, выполнение которых происходит с использованием приведённого текста.

Выполнение разных видов заданий по группам участников отражено в таблице 10. По всем группам участников задания базового уровня выполнены лучше, чем повышенного. Причем, чем слабее подготовлены учащиеся, тем больше разница в уровне выполнения заданий.

По всем группам участников, за исключением группы самых подготовленных, наиболее высокий процент выполнения заданий, различающихся по содержанию, характерен для заданий по географии России, минимальный – для заданий, выполнение которых происходит с использованием приведённого текста. Наиболее подготовленные учащиеся по этим заданиям получили наилучший результат.

Выполнение разных видов заданий по уровню сложности и содержанию по участникам

Всего обучающихся

Количество участников, преодолевший минимальный порог

Количество участников

базовый

повышен-ный

география России

экономич. и социальн. география мира

с использо-ванием приведён-ного текста.

Задания 1-7

Задания 8-13

Задания 14-17К2

Для всех групп участников наиболее сложными заданиями оказались задания №№ 4,15,16,17К1, 2.

Анализ результатов проверки ВПР 2018 года позволяет дать следующие рекомендации для учителей географии.

1. Проанализировать результаты ВПР по географии в 11-м классе 2017/118 и определить причины пробелов у разных групп учащихся по уровню подготовки.

2. Продолжить работу по организации практических работ с картами, текстами, статистическими материалами, дополнительными источниками информации; по использованию средств ИКТ для подготовки школьников.

3. Включить в уроки географии задания, которые ученики выполнили на низком уровне:

Умение отбирать информацию из географических текстов формулировать и обосновывать свою точку зрения;

Определение типа климата и показатели климата;

Умение работать с климатической картой.

Регионы России.

4. Включить задания, в которых ошиблось большинство учеников, в диагностические работы для учащихся 10-х классов в конце учебного года и 11-х классов в начале учебного года.

5. Использовать в работе задания открытого сегмента Федерального банка тестовых заданий, размещенных на сайте ФИПИ, представленных в изданиях, рекомендованных ФИПИ.

6. В процессе обучения географии необходимо целенаправленно формировать и развивать у учащихся следующие умения:

Устанавливать причинно-следственные связи между явлениями и объяснять их;

Систематизировать знания, оценивать и прогнозировать географические процессы, решать задачи;

Аргументировать и грамотно оформлять собственные суждения по наиболее актуальным проблемам социально-экономического развития России и стран мира, геополитическим и геоэкологическим проблемам;

Работать с географическими текстами, тематическими картами, статистическими материалами, анализировать схемы, таблицы со статистическими данными, вести по ним расчеты для того, чтобы учащиеся могли приобрести навыки такой работы.

ВПР - аббревиатура, которая так настораживает сегодняшних школьников. В то же время В сероссийская П роверочная Р абота - прекрасная возможность оценить подготовку учащихся. Проект был запущен сравнительно недавно, например ВПР по географии в 2017 году проводится впервые и носит экспериментально-пробный характер. Стоит ли бояться такой проверки и как успешно её пройти?

Материалов и различных демоверсий ВПР для подготовки учеников 10 и 11 классов не так много, в связи с чем возникает множество вопросов. Сколько заданий в каждом варианте? Какие разделы курса географии охватывает работа? Как грамотно построить учебную деятельность, чтобы получить наилучший результат?

Отсутствие необходимой информации и новизна данного проекта не позволяют чувствовать уверенность в успешном прохождении испытания. Предлагаем вам решение, которое поможет не только познакомиться с требованиями в рамках ВПР по географии, но и освоить материалы, необходимые для успешного выполнения работы.

О тренажёре

Ресурс включает интерактивные задания в тестовой форме на отработку упражнений всех разделов:

  1. Источники географической информации.
  2. Население мира.
  3. Мировое хозяйство.
  4. Природопользование и геоэкология.
  5. Регионы и страны мира.
  6. География России.

Проверка осуществляется автоматически. Ученик получает возможность попробовать свои силы в режиме онлайн, родители видят уровень подготовки ребёнка, учитель экономит время на просмотре работ.

Кроме того, мы предлагаем материалы, полностью соответствующие по структуре, форме и последовательности заданий ВПР. Для ученика это возможность объективно оценить уровень своих знаний и психологически подготовиться к испытанию. Для лучшего закрепления навыков работы материалы представлены в трёх вариантах, решение которых придаст уверенности и поможет показать, насколько ученик готов к ВПР и ЕГЭ.

Тренажёр для ученика

Для ученика мы подготовили 3 бесплатных онлайн-тренажёра. Проверка выполнения тестовых заданий осуществляется автоматически. Предлагаем попробовать свои силы!

Кроме того, дополнительно разработаны 3 варианта проверочной работы , которые вы сможете распечатать и провести пробный ВПР в 10 или 11 классе: изучить формат, последовательность, время, отводимое на их выполнение; объективно оценить свой уровень знаний и уверенно себя чувствовать на аттестации.

Методические комментарии оснащены всей необходимой информацией для успешного выполнения заданий - что надо знать и уметь, какие дополнительные материалы разрешается использовать.

География. 10-11 класс.

Подготовка к ВПР, ЕГЭ. Определить страну по описанию

1 .Уста-но-ви-те со-от-вет-ствие между стра-ной и её сто-ли-цей.

За-пи-ши-те в ответ цифры, рас-по-ло-жив их в по-ряд-ке, со-от-вет-ству-ю-щем бук-вам: АБВ

2 Опре-де-ли-те стра-ну по её крат-ко-му опи-са-нию.

Эта се-вер-ная ост-ров-ная стра-на рас-по-ло-же-на в За-пад-ном по-лу-ша-рии. По форме прав-ле-ния она яв-ля-ет-ся рес-пуб-ли-кой. Она вы-де-ля-ет-ся тем, что в пре-де-лах зна-чи-тель-ной части её тер-ри-то-рии при-род-ные ланд-шаф-ты со-хра-ни-лись не-тро-ну-ты-ми че-ло-ве-ком. От-ли-чи-тель-ной осо-бен-но-стью её при-ро-ды яв-ля-ет-ся на-ли-чие дей-ству-ю-щих вул-ка-нов. Глав-ны-ми ста-тья-ми экс-пор-та яв-ля-ют-ся про-дук-ция рыб-ной про-мыш-лен-но-сти и алю-ми-ний, вы-плав-ля-е-мый на базе ис-поль-зо-ва-ния дешёвых воз-об-но-ви-мых ис-точ-ни-ков энер-гии.

3 Опре-де-ли-те стра-ну по её крат-ко-му опи-са-нию.

Тер-ри-то-рия этой стра-ны рас-по-ло-же-на в во-сточ-ной части ма-те-ри-ка и омы-ва-ет-ся во-да-ми морей Ти-хо-го оке-а-на. По раз-ме-рам тер-ри-то-рии и чис-лен-но-сти на-се-ле-ния стра-на вхо-дит в де-сят-ку круп-ней-ших стран мира. От-ли-чи-тель-ной осо-бен-но-стью гео-гра-фи-че-ско-го по-ло-же-ния яв-ля-ет-ся на-ли-чие су-хо-пут-ной гра-ни-цы с че-тырь-мя стра-на-ми СНГ.

4 Опре-де-ли-те стра-ну по её крат-ко-му опи-са-нию.

Тер-ри-то-рия этой стра-ны рас-по-ло-же-на в южной части ма-те-ри-ка и омы-ва-ет-ся во-да-ми двух оке-а-нов. Её пе-ре-се-ка-ет Се-вер-ный тро-пик. Чис-лен-ность её на-се-ле-ния пре-вы-ша-ет 100 млн. че-ло-век. В на-сто-я-щее время в меж-ду-на-род-ном гео-гра-фи-че-ском раз-де-ле-нии труда стра-на вы-сту-па-ет в первую оче-редь как по-став-щик про-дук-ции ма-ши-но-стро-е-ния, од-на-ко нефть и неф-те-про-дук-ты оста-ют-ся важ-ной ста-тьей её экс-пор-та.

5 Опре-де-ли-те стра-ну по её крат-ко-му опи-са-нию.

Эта стра-на рас-по-ло-же-на в За-пад-ном по-лу-ша-рии. По форме прав-ле-ния яв-ля-ет-ся рес-пуб-ли-кой. Её тер-ри-то-рия с се-ве-ра омы-ва-ет-ся одним из морей Ат-лан-ти-че-ско-го оке-а-на. Го-су-дар-ствен-ный язык — ис-пан-ский. Стра-на яв-ля-ет-ся чле-ном ОПЕК. Кроме нефти важ-ны-ми ста-тья-ми экс-пор-та яв-ля-ют-ся бок-си-ты и алю-ми-ний.

6 Опре-де-ли-те стра-ну по её крат-ко-му опи-са-нию.

Эта не-боль-шая по тер-ри-то-рии и чис-лен-но-сти на-се-ле-ния стра-на рас-по-ло-же-на в За-пад-ном по-лу-ша-рии. По форме прав-ле-ния яв-ля-ет-ся рес-пуб-ли-кой. Её тер-ри-то-рия пе-ре-се-ка-ет-ся эк-ва-то-ром, с за-па-да омы-ва-ет-ся Тихим оке-а-ном. Го-су-дар-ствен-ный язык — ис-пан-ский. Стра-на яв-ля-ет-ся чле-ном ОПЕК. Кроме нефти важ-ной статьёй экс-пор-та яв-ля-ет-ся про-дук-ция тро-пи-че-ско-го зем-ле-де-лия — ба-на-ны, какао и паль-мо-вое масло.

7 Опре-де-ли-те стра-ну по её крат-ко-му опи-са-нию.

Тер-ри-то-рия этой стра-ны пе-ре-се-ка-ет-ся Южным тро-пи-ком и омы-ва-ет-ся во-да-ми двух оке-а-нов. Стра-на не имеет су-хо-пут-ных гра-ниц с дру-ги-ми го-су-дар-ства-ми. Боль-шая часть тер-ри-то-рии на-хо-дит-ся в при-род-ных зонах са-ванн, по-лу-пу-стынь и пу-стынь. По-ка-за-тель плот-но-сти на-се-ле-ния один из самых низ-ких в мире. Стра-на от-но-сит-ся к числу круп-ней-ших экс-портёров угля, же-лез-ной руды, гли-нозёма и шер-сти.

8 Опре-де-ли-те стра-ну по её крат-ко-му опи-са-нию.

На тер-ри-то-рии этой стра-ны на-хо-дит-ся край-няя южная точка ма-те-ри-ка, на ко-то-ром она рас-по-ло-же-на. По форме го-су-дар-ствен-но-го прав-ле-ния она яв-ля-ет-ся кон-сти-ту-ци-он-ной мо-нар-хи-ей. Боль-шая часть на-се-ле-ния ис-по-ве-ду-ет ислам. Глав-ны-ми ста-тья-ми экс-пор-та яв-ля-ют-ся бы-то-вая элек-тро-ни-ка, нефть и сжи-жен-ный при-род-ный газ, про-дук-ция тро-пи-че-ско-го зем-ле-де-лия.

9 Опре-де-ли-те стра-ну по её крат-ко-му опи-са-нию.

Эта по-лу-ост-ров-ная стра-на рас-по-ло-же-на в Се-вер-ном по-лу-ша-рии. По форме прав-ле-ния она яв-ля-ет-ся кон-сти-ту-ци-он-ной мо-нар-хи-ей. Её тер-ри-то-рия омы-ва-ет-ся во-да-ми двух оке-а-нов, и в её пре-де-лах на-хо-дит-ся край-няя се-вер-ная точка той части света, в ко-то-рой рас-по-ло-же-на эта стра-на. В меж-ду-на-род-ном гео-гра-фи-че-ском раз-де-ле-нии труда она вы-де-ля-ет-ся как круп-ный про-из-во-ди-тель нефти и при-род-но-го газа.

10 Опре-де-ли-те стра-ну по её крат-ко-му опи-са-нию.

Эта стра-на не имеет су-хо-пут-ных гра-ниц с дру-ги-ми го-су-дар-ства-ми. Рос-сия имеет с ней мор-скую гра-ни-цу. По чис-лен-но-сти на-се-ле-ния стра-на вхо-дит в де-сят-ку круп-ней-ших стран мира. По форме прав-ле-ния яв-ля-ет-ся кон-сти-ту-ци-он-ной мо-нар-хи-ей. По про-из-вод-ству мно-гих видов про-мыш-лен-ной про-дук-ции от-но-сит-ся к числу ми-ро-вых ли-де-ров.

11 Опре-де-ли-те стра-ну по её крат-ко-му опи-са-нию.

Тер-ри-то-рия этой стра-ны рас-по-ло-же-на в Се-вер-ном по-лу-ша-рии и имеет выход к од-но-му из морей Ат-лан-ти-че-ско-го оке-а-на На её тер-ри-то-рии рас-по-ло-же-на край-няя се-вер-ная точка ма-те-ри-ка, на ко-то-ром на-хо-дит-ся эта стра-на. При-ро-да стра-ны край-не раз-но-об-раз-на — здесь можно уви-деть пу-стын-ные пей-за-жи, олив-ко-вые и апель-си-но-вые рощи, веч-но-зелёные леса. По форме гграв-ле-ния яв-ля-ет-ся рес-пуб-ли-кой. В эко-но-ми-ке важ-ную роль иг-ра-ют сель-ское хо-зяй-ство и лёгкая про-мыш-лен-ность. Боль-шое зна-че-ние имеет и ту-ри-сти-че-ская от-расль

12 Опре-де-ли-те стра-ну по ее крат-ко-му опи-са-нию.

Тер-ри-то-рия этой стра-ны, рас-по-ла-га-ю-щей-ся в Се-вер-ном по-лу-ша-рии, омы-ва-ет-ся во-да-ми двух оке-а-нов. Офи-ци-аль-ный го-су-дар-ствен-ный язык — ис-пан-ский. Глав-ны-ми при-род-ны-ми бо-гат-ства-ми яв-ля-ют-ся за-па-сы нефти, при-род-но-го газа и руд цвет-ных ме-тал-лов. Чис-лен-ность на-се-ле-ния пре-вы-ша-ет 100 млн. че-ло-век. Струк-ту-ра хо-зяй-ства пост-ин-ду-стри-аль-ная, — на долю сферы услуг при-хо-дит-ся более 60% ВВП.

13 Опре-де-ли-те стра-ну по ее крат-ко-му опи-са-нию.

Эта стра-на от-но-сит-ся к числу эко-но-ми-че-ски вы-со-ко-раз-ви-тых. Ее тер-ри-то-рия рас-по-ло-же-на в южном по-лу-ша-рии и омы-ва-ет-ся во-да-ми Ти-хо-го и Ин-дий-ско-го оке-а-нов. Зна-чи-тель-ную часть тер-ри-то-рии за-ни-ма-ют пу-сты-ни и по-лу-пу-сты-ни. В ми-ро-вом гео-гра-фи-че-ском раз-де-ле-нии труда стра-на иг-ра-ет роль круп-но-го по-став-щи-ка же-лез-ной руды, ка-мен-но-го угля и сжи-жен-но-го при-род-но-го газа, про-дук-ции жи-вот-но-вод-ства.

14 Опре-де-ли-те стра-ну по её крат-ко-му опи-са-нию.

Эта стра-на на-хо-дит-ся на одном из по-лу-ост-ро-вов Ев-ро-пы, имеет су-хо-пут-ную гра-ни-цу лишь с двумя стра-на-ми. Это одна из вы-со-ко-раз-ви-тых стран, по уров-ню и ка-че-ству жизни она за-ни-ма-ет одно из пер-вых мест в мире и вхо-дит в со-став ЕС. По форме прав-ле-ния яв-ля-ет-ся мо-нар-хи-ей. На её тер-ри-то-рии раз-ра-ба-ты-ва-ют-ся круп-ные же-ле-зо-руд-ные ме-сто-рож-де-ния (до-бы-тая руда вы-во-зит-ся на экс-порт), а также ме-сто-рож-де-ния мед-ных руд, свин-ца и цинка. В на-сто-я-щее время в стра-не на-блю-да-ет-ся по-ло-жи-тель-ный ми-гра-ци-он-ный и есте-ствен-ный при-рост на-се-ле-ния.

15 Опре-де-ли-те стра-ну по её крат-ко-му опи-са-нию.

Эта стра-на на-хо-дит-ся пол-но-стью в Се-вер-ном по-лу-ша-рии. Имеет выход к двум оке-а-нам. Это вто-рая по чис-лен-но-сти на-се-ле-ния стра-на ма-те-ри-ка, на ко-то-ром она на-хо-дит-ся, треть на-се-ле-ния — дети и под-рост-ки. Для на-се-ле-ния ха-рак-тер-на ми-гра-ци-он-ная убыль. Сто-ли-ца — один из круп-ней-ших в мире го-ро-дов. Стра-на яв-ля-ет-ся круп-ным про-из-во-ди-те-лем и экс-портёром нефти. В стра-не про-из-во-дят-ся ку-ку-ру-за, пше-ни-ца, соя, рис, хлоп-чат-ник, кофе.

16 Опре-де-ли-те стра-ну по её крат-ко-му опи-са-нию.

Тер-ри-то-рия этой стра-ны рас-по-ло-же-на в За-пад-ном и в Во-сточ-ном по-лу-ша-ри-ях. По форме прав-ле-ния яв-ля-ет-ся кон-сти-ту-ци-он-ной мо-нар-хи-ей. Ве-ду-щим сек-то-ром эко-но-ми-ки яв-ля-ет-ся сфера услуг, на ко-то-рую при-хо-дит-ся более 70% ВВП стра-ны. В со-став тер-ри-то-рии вхо-дят ост-ров-ные тер-ри-то-рии, на одном из при-над-ле-жа-щих стра-не ар-хи-пела-гов име-ют-ся дей-ству-ю-щие вул-ка-ны.

17 Опре-де-ли-те стра-ну по её крат-ко-му опи-са-нию.

Тер-ри-то-рия этой стра-ны рас-по-ло-же-на в За-пад-ном и в Во-сточ-ном по-лу-ша-ри-ях. По суше она гра-ни-чит толь-ко с одним го-су-дар-ством. По форме прав-ле-ния яв-ля-ет-ся пар-ла-мент-ской мо-нар-хи-ей. Ве-ду-щим сек-то-ром эко-но-ми-ки яв-ля-ет-ся сфера услуг, на ко-то-рую при-хо-дит-ся более 70% ВВП стра-ны. Сто-ли-ца стра-ны яв-ля-ет-ся одним из круп-ней-ших ми-ро-вых фи-нан-со-вых цен-тров.

18 Опре-де-ли-те стра-ну по её крат-ко-му опи-са-нию.

Тер-ри-то-рия этой стра-ны рас-по-ло-же-на в Во-сточ-ном по-лу-ша-рии, она омы-ва-ет-ся во-да-ми не-сколь-ких морей Ти-хо-го оке-а-на. По раз-ме-рам тер-ри-то-рии и чис-лен-но-сти на-се-ле-ния стра-на вхо-дит в де-сят-ку круп-ней-ших стран мира. Важ-ной осо-бен-но-стью ЭГП яв-ля-ет-ся на-ли-чие су-хо-пут-ной гра-ни-цы со стра-на-ми СНГ. В пре-де-лах стра-ны можно встре-тить не-сколь-ко при-род-ных зон, для во-сточ-ной части тер-ри-то-рии ха-рак-те-рен мус-сон-ный кли-мат.

19 Опре-де-ли-те стра-ну по её крат-ко-му опи-са-нию.

Эта по-лу-ост-ров-ная стра-на рас-по-ло-же-на в Се-вер-ном по-лу-ша-рии. По форме прав-ле-ния она яв-ля-ет-ся кон-сти-ту-ци-он-ной мо-нар-хи-ей. Её тер-ри-то-рия омы-ва-ет-ся во-да-ми двух оке-а-нов и в её пре-де-лах на-хо-дит-ся край-няя се-вер-ная точка той части света, в ко-то-рой рас-по-ло-же-на эта стра-на. В меж-ду-на-род-ном гео-гра-фи-че-ском раз-де-ле-нии труда она вы-де-ля-ет-ся как круп-ный про-из-во-ди-тель нефти и при-род-но-го газа.

20 Опре-де-ли-те стра-ну по её крат-ко-му опи-са-нию.

Эта вы-со-ко-раз-ви-тая стра-на по форме прав-ле-ния яв-ля-ет-ся мо-нар-хи-ей. Бóльшая часть её тер-ри-то-рии на-хо-дит-ся в За-пад-ном по-лу-ша-рии, на двух круп-ных ост-ро-вах, на одном из ко-то-рых стра-на имеет су-хо-пут-ную гра-ни-цу лишь с одним го-су-дар-ством. Чис-лен-ность на-се-ле-ния пре-вы-ша-ет 60 млн че-ло-век. В стра-не хо-ро-шо раз-ви-ты ма-ши-но-стро-е-ние, хи-ми-че-ская про-мыш-лен-ность, ме-тал-лур-гия. Ведётся до-бы-ча нефти и при-род-но-го газа, ка-мен-но-го угля. Около 2/3 про-из-во-ди-мой в стра-не элек-тро-энер-гии при-хо-дит-ся на долю ТЭС. Во-круг сто-ли-цы сфор-ми-ро-ва-лась самая круп-ная го-род-ская аг-ло-ме-ра-ция в той части света, где эта стра-на рас-по-ло-же-на.

21 Опре-де-ли-те стра-ну по её крат-ко-му опи-са-нию.

Тер-ри-то-рия этой стра-ны на-хо-дит-ся на не-сколь-ких ты-ся-чах ост-ро-вов, рас-по-ло-жен-ных в ак-ва-то-рии двух оке-а-нов. Раз-ве-да-ны ме-сто-рож-де-ния нефти, при-род-но-го газа, угля, руд чёрных и цвет-ных ме-тал-лов. Бóльшая часть тер-ри-то-рии стра-ны рас-по-ло-же-на в при-род-ной зоне влаж-ных эк-ва-то-ри-аль-ных лесов. По чис-лен-но-сти на-се-ле-ния вхо-дит в первую пятёрку стран мира. Боль-шин-ство ве-ру-ю-щих ис-по-ве-ду-ют ислам. К ос-нов-ным сель-ско-хо-зяй-ствен-ным куль-ту-рам от-но-сят-ся зер-но-вые, ка-у-чу-ко-нос-гевея, чай, кофе, табак, какао, си-заль.

Результаты. Задание 24. Определить страну по описанию.

п/п

Правильный ответ

Исландия

Венесуэла

Австралия

Малайзия

Норвегия

Австралия

Великобритания

Норвегия

Великобритания

Индонезия

Всероссийскую проверочную работу ВПР по географии учащиеся 6 классов написали 27 апреля 2018 года. Данная проверочная работа проводится в 2018 году в режиме апробации.

ВПР по географии 6 класс варианты с ответами 2018 год

Задания ВПР по географии проверяют умение работать с различными источниками географической информации (картами, фотографиями, графиками, текстом), а также знание географии родного края.

Структура варианта проверочной работы ВПР 2018 по географии для 6 классов

Вариант проверочной работы состоит из 10 заданий, которые различаются по содержанию и характеру решаемых учащимися задач.

Задания 1−9 проверяют умение обучающихся работать с различными источниками географической информации (картами, фотографиями, графиками и иными условно-графическими объектами, текстом), задание 10 контролирует знание географии родного края.

Задания 1−3.2, 4.1, 4.2, 5.1, 5.2, 6.1, 7, 8.1, 8.2, 10.1 требуют краткого ответа в виде записи одного или нескольких слов, последовательности цифр, числа.

Задания 3.3, 4.3, 6.2, 9, 10.2 предполагают развернутый ответ

На выполнение проверочной работы по учебному предмету «География» дается 45 минут.

Специальная подготовка к проверочной работе не требуется.

При выполнении ВПР не разрешается пользоваться учебником, рабочими тетрадями, атласом и другими справочными материалами.

Таблица перевода первичных баллов в отметки по пятибалльной шкале.

Назначение ВПР по учебному предмету «География» – оценить уровень общеобразовательной подготовки обучающихся 6 классов в соответствии с требованиями ФГОС.

КИМ ВПР позволяют осуществить диагностику достижения предметных и метапредметных результатов обучения, в том числе овладение межпредметными понятиями и способность использования универсальных учебных действий (УУД) в учебной, познавательной и социальной практике.

Результаты ВПР в совокупности с имеющейся в общеобразовательной организации информацией, отражающей индивидуальные образовательные траектории обучающихся, могут быть использованы для оценки личностных результатов обучения.

Loading...Loading...