Перечень оказываемых платных медицинских услуг. Полный перечень бесплатных медицинских услуг и помощи от государства

Настоящее положение “О порядке и условиях предоставления платных медицинских услуг» (далее – Положение) в Государственном автономном учреждении здравоохранения «Московский научно-практический центр медицинской реабилитации, восстановительной и спортивной медицины Департамента здравоохранения города Москвы» (далее – Центр) разработано в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом Российской Федерации от 21.11.2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», Федеральным законом Российской Федерации от 29 ноября 2010г № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации», Законом Российской Федерации от 7 февраля 1992г № 2300-1 «О защите прав потребителей», Постановлением Правительства РФ от 4 октября 2012 г. N 1006 “Об утверждении Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг”, Приказом Департамента здравоохранения города Москвы от 2 октября 2013г. № 944 «Об утверждении правил оказания платных услуг гражданам и юридическим лицам государственными организациями системы здравоохранения города Москвы», Постановлением Правительства Москвы от 24 декабря 2013 года № 892-ПП «О Территориальной программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в городе Москве на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов», Бюджетным кодексом Российской Федерации, Налоговым кодексом Российской Федерации, Уставом Центра, лицензией на осуществление медицинской деятельности.

Положение определяет порядок и условия предоставления платных медицинских услуг населению в Центре, а также порядок расходования полученных средств, в том числе на оплату труда работников, принимающих участие в оказании платных медицинских услуг.

Оказание платных медицинских услуг Центром способствует более полному удовлетворению потребности населения в медицинской и медико-социальной помощи, а также привлечению дополнительных финансовых средств на материально-техническое развитие Центра и материальное поощрение его работников.

1. Основные понятия

Платные медицинские услуги – медицинские услуги, предоставляемые на возмездной основе за счет личных средств граждан, средств юридических лиц и иных средств на основании договоров, в том числе договоров добровольного медицинского страхования.

Потребитель – физическое лицо, имеющее намерение получить либо получающее платные медицинские услуги лично в соответствии с договором. Потребитель, получающий платные медицинские услуги, является пациентом, на которого распространяется действие Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

Законный представитель – лицо, выступающее в интересах пациента – лица, не достигшего определенного гражданским законодательством возраста наступления дееспособности, и граждан, признанных в установленном законом порядке недееспособными, ограниченно дееспособными и т.п.

Заказчик – физическое (юридическое) лицо, имеющее намерение заказать (приобрести) либо заказывающее (приобретающее) платные медицинские услуги в соответствии с договором в пользу потребителя.

Медицинская услуга – медицинское вмешательство или комплекс медицинских вмешательств, направленных на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, имеющих самостоятельное законченное значение и определенную стоимость.

Медицинская помощь – комплекс мероприятий (включая медицинские услуги, организационно-технические мероприятия, санитарно-противоэпидемические мероприятия, лекарственное обеспечение и др.), направленных на поддержание и восстановление здоровья.

Услуги медицинского сервиса (платные немедицинские услуги) – бытовые, сервисные, транспортные и иные услуги пациентам, предоставляемые дополнительно в филиалах Центра в процессе оказания медицинской помощи, но не являющиеся элементами медицинской помощи.

Программа государственных гарантий обеспечения населения РФ бесплатной медицинской помощью (далее – Программа) – программа медицинской помощи населению, оказываемая медицинским учреждением на бесплатной для населения основе и финансируемая из средств государственного бюджета.

Территориальная программа государственных гарантий оказания населению города Москвы бесплатной медицинской помощи – программа государственных гарантий оказания населению города Москвы бесплатной медицинской помощи (далее – Территориальная программа), включающая в себя территориальную программу обязательного медицинского страхования, установленную в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном медицинском страховании.

Государственные целевые программы медицинской помощи – программы целевой медицинской помощи определенным контингентам населения (обычно социально-значимые заболевания или те, при которых используются дорогостоящие методы лечения) в части профилактики и лечения заболеваний, на которые выделяется целевым назначением финансирование из средств бюджетов разных уровней.

Полис медицинский страховой – документ, выдаваемый застрахованному, удостоверяющий факт страхования в данной страховой организации и определяющий объем оказания медицинской помощи в соответствии с договором обязательного или добровольного медицинского страхования.

Цена (тариф) на медицинскую услугу – сумма денежных средств, которую потребитель (заказчик) должен оплатить, а медицинская организация за эту сумму предоставить определенную медицинскую услугу.

2. Порядок оказания платных медицинских услуг

2.1. Основанием для оказания платных медицинских услуг является:

2.1.1. отсутствие соответствующих медицинских услуг в Программе, Территориальной программе и (или) целевых программах по медицинской помощи; отсутствие обязательств по оплате данного вида медицинской помощи (медицинской услуги) из средств бюджета и государственных внебюджетных фондов;

2.1.2. оказание медицинских услуг на иных условиях, чем предусмотрено Программой, Территориальными программами и (или) целевыми программами по желанию потребителя (заказчика), включая в том числе:

– установление индивидуального поста медицинского наблюдения при лечении в условиях стационара;

– применение лекарственных препаратов, не входящих в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, если их назначение и применение не обусловлено жизненными показаниями или заменой из-за индивидуальной непереносимости лекарственных препаратов, входящих в указанный перечень, а также применение медицинских изделий, лечебного питания, в том числе специализированных продуктов лечебного питания, не предусмотренных стандартами медицинской помощи;

2.1.3. оказание платных медицинских услуг гражданам иностранных государств, лицам без гражданства, за исключением лиц, застрахованных по обязательному медицинскому страхованию, и гражданам Российской Федерации, не проживающим постоянно на ее территории и не являющимся застрахованными по обязательному медицинскому страхованию, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации;

2.1.4. самостоятельное обращение за получением платных медицинских услуг, за исключением случаев и порядка, предусмотренных статьей 21 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ “Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации”, и случаев оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи и медицинской помощи, оказываемой в неотложной или экстренной форме.

2.1.5. предоставление услуг медицинского сервиса: индивидуальный медицинский пост, а также дополнительные услуги, предоставляемые в процессе оказания медицинской помощи, в том числе бытовые и сервисные: индивидуальное приготовление или заказ блюд по желанию больного, размещение в палате повышенной комфортности и другие услуги, предоставляемые дополнительно при оказании медицинской помощи.

2.2. Платные медицинские услуги не могут быть оказаны в филиалах Центра:

2.2.1. взамен услуг, выполняемых в рамках государственного (муниципального) задания, за исключением случаев выполнения его в полном объеме и на условиях, прописанных в п.п. 2.1.1. – 2.1.5.;

2.2.2. не допускается без согласия граждан оказывать дополнительные услуги за плату, а также обусловливать оказание одних услуг обязательным исполнением других;

2.2.3. при получении медицинской помощи в филиалах Центра в рамках Территориальной программы оказания бесплатной медицинской помощи не подлежат оплате следующие услуги:

– назначение и применение по медицинским показаниям лекарственных препаратов (в случаях их замены из-за непереносимости, отторжения), не входящих в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов;

– размещение в маломестных палатах (боксах) пациентов по медицинским и (или) эпидемиологическим показаниям;

– медико-транспортные услуги при оказании медицинской помощи в рамках стандартов медицинской помощи (обследования и лечения пациента в условиях стационара круглосуточного пребывания) при отсутствии возможности их проведения медицинской или иной организацией, оказывающей медицинскую помощь пациенту.

2.2.4. не могут быть предоставлены за плату медицинские услуги при оказании скорой медицинской помощи, которая предоставляется безотлагательно при состояниях, требующих медицинского вмешательства по экстренным показаниям (при несчастных случаях, травмах, отравлениях и других состояниях и заболеваниях).

2.3. Порядок предоставления платных медицинских услуг в Центре регламентируется Положением о порядке и условиях предоставления платных услуг в Центре, разработанным на основании «Правил оказания платных услуг гражданам и юридическим лицам государственными организациями системы здравоохранения города Москвы» и утвержденными директором Центра внутренними нормативными документами (приказами, правилами внутреннего трудового распорядка, коллективными договорами, графиками работы и др.), а также другими требованиями действующего законодательства.

2.4. Дата начала оказания платных медицинских услуг, перечень оказываемых филиалами Центра платных медицинских услуг, цены (тарифы) на платные медицинские услуги, а также изменения перечня платных медицинских услуг и изменения цен (тарифов) утверждаются приказом директора Центра.

2.4.1. Перечень на платные медицинские услуги составляются с указанием кодов оказываемых платных услуг в соответствии с утвержденной номенклатурой медицинских услуг и утверждается приказом Директора.

2.4.2. В случае прекращения оказания платных услуг Центр в 3-дневный срок направляет в Департамент здравоохранения города Москвы соответствующую информацию с целью внесения изменений в реестр государственных организаций, оказывающих платные услуги, на официальном сайте Департамента здравоохранения города Москвы.

2.5. Оказание платных медицинских услуг может осуществляться во всех структурных подразделениях (отделениях, палатах, кабинетах) филиалов Центра, в том числе и в специально организованных структурных подразделениях (отделениях, палатах, кабинетах).

2.5.1. Специально организованное структурное подразделение (отделение, палата, кабинет), оказывающее исключительно платные услуги, в своей деятельности руководствуется положением “Об отделении (палате, кабинете) по оказанию платных медицинских услуг населению”.

2.6. Предоставление платных медицинских услуг в филиалах Центра осуществляется специалистами, утвержденными распоряжением заведующего филиалом.

2.6.1. В число работников, принимающих участие в оказании платных медицинских услуг в филиалах Центра, могут включаться специалисты из научных отделов Центра, при наличии соответствующего медицинского образования на условиях совместительства.

2.6.2. Для осуществления работы по оказанию платных медицинских услуг в Центре могут вводиться дополнительные должности медицинского и другого персонала, оплата труда которого осуществляется за счет средств, получаемых от реализации платных медицинских услуг.

2.7. Предоставление платных медицинских услуг работниками филиалов Центра в амбулаторных условиях может осуществляться в основное рабочее время и на основном рабочем месте за счет повышения интенсивности труда специалиста при незначительном увеличении (до 3-х пациентов в смену) – нормы нагрузки, либо невыполнении плановой нагрузки. В случае большого объема платных услуг – по отдельному графику приема специалистов. В стационарных условиях и параклинических подразделениях допускается предоставление платных медицинских услуг в основное рабочее время и на основном рабочем месте.

2.7.1. В специально организованных структурных подразделениях (отделениях, палатах, кабинетах) платные медицинские услуги оказываются по графику работы в этих подразделениях.

2.7.2. При предоставлении платных медицинских услуг режим работы филиалов может быть установлен по отдельному графику при условии его согласования с Департаментом здравоохранения города Москвы.

2.7.3. При этом не должны ухудшаться доступность, качество и объем медицинских услуг, оказываемых в Центре в рамках Программы, Территориальной программы госгарантий оказания бесплатной медицинской помощи населению города Москвы, целевых комплексных программ.

2.8. Платные медицинские услуги, их виды, объемы и условия оказания должны соответствовать лицензионным требованиям, условиям договора, стандартам и порядкам оказания медицинской помощи, нормативным документам (требованиям), установленным Министерством здравоохранения Российской Федерации и другим установленным законодательством требованиям.

2.9. Платные медицинские услуги могут предоставляться в полном объеме стандарта медицинской помощи, либо в качестве разовых консультаций, процедур, диагностических исследований и иных услуг, в том числе сверх выполняемых стандартов.

2.10. Требования к оказанию платных медицинских услуг, в том числе к содержанию стандартов, порядков и условий оказания медицинской помощи, сервисных, и других услуг определяются по соглашению сторон и могут быть выше, чем это предусмотрено стандартами, порядками и иными нормативными документами (требованиями), утвержденными Министерством здравоохранения Российской Федерации, а также стандартами, порядками, условиями и требованиями, установленными на их основании иными федеральными и региональными органами исполнительной власти.

2.11. Предоставляемые платные медицинские услуги населению должны соответствовать требованиям, предъявляемым к методам диагностики, профилактики, лечения, медицинским технологиям, лекарственным средствам, иммунобиологическим препаратам и дезинфекционным средствам, разрешенным на территории Российской Федерации.

2.12. Источниками финансирования при оказании платных медицинских услуг являются:

– средства страховых организаций, работающих в системе добровольного медицинского страхования;

– средства организаций, предприятий, учреждений;

– личные средства граждан;

– средства Фонда социального страхования;

– другие средства, разрешенные законодательством.

2.13. Платные медицинские услуги населению осуществляются Центром в рамках договоров. Договора заключаются в письменной форме в соответствии с требованиями к их содержанию, установленными федеральным законодательством о порядке оказания платных услуг государственными организациями.

2.14. Заключение Центром договоров на посреднические услуги по привлечению пациентов сторонними организациями не допускается.

3. Условия предоставления платных медицинских услуг

3.1. Наличие заключенного договора на оказание платных медицинских услуг. При заключении договора потребителю (заказчику) предоставляется в доступной форме информация о возможности получения соответствующих видов и объемов медицинской помощи без взимания платы в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.

3.2. Обязательным условием для оказания платных медицинских услуг в Центре является предоставление доступной и достоверной информации посредством размещения на сайте Центра в информационно-телекоммуникационной сети “Интернет”, а также на информационных стендах (стойках) в филиалах Центра.

3.2.1. Информация, размещенная на информационных стендах (стойках), должна быть доступна неограниченному кругу лиц в течение всего рабочего времени филиалов Центра и содержать следующие сведения: наименование и адрес места нахождения филиала; наличие действующей лицензии на осуществление медицинской деятельности; прейскурант платных медицинских услуг; сведения о медицинских работниках, участвующих в оказании платных медицинских услуг; режим работы филиала; график работы медицинских работников, участвующих в оказании платных медицинских услуг; адреса и телефоны органа исполнительной власти в сфере охраны здоровья граждан и службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека города Москвы.

3.2.2. Информационные стенды (стойки) располагаются в доступном для посетителей месте и оформляются таким образом, чтобы можно было свободно ознакомиться с размещенной на них информацией.

3.3. По требованию потребителя и (или) заказчика работники филиалов Центра предоставляют для ознакомления:

3.3.1 копию учредительного документа государственной организации (Устав Центра), положение о филиале, участвующем в предоставлении платных услуг;

3.3.2. копию лицензии на осуществление медицинской и иной подлежащей лицензированию деятельности с приложением перечня работ (услуг) в соответствии с лицензией.

3.4. При заключении договора по требованию потребителя (заказчика) должна предоставляется в доступной форме информация о платных услугах, содержащая следующие сведения:

3.4.1. порядки оказания медицинской помощи и стандарты медицинской помощи, применяемые при предоставлении платных медицинских услуг;

3.4.2. информация о конкретном медицинском работнике, предоставляющем соответствующую платную медицинскую услугу (его профессиональном образовании и квалификации);

3.4.3. информация о методах оказания медицинской помощи, связанных с ними рисках, возможных видах медицинского вмешательства, их последствиях и ожидаемых результатах оказания медицинской помощи;

3.4.4. перечень категорий потребителей, имеющих право на получение льгот, а также перечень льгот, предоставляемых при оказании платных медицинских услуг в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами и другие относящиеся к договору сведения.

3.5. Предоставление платных услуг гражданам осуществляется при наличии информированного добровольного согласия пациента до момента оказания медицинской услуги. При невозможности получения такого согласия самого пациента, оно должно быть получено от его законных представителей (опекунов). Факт информированного добровольного согласия на оказание платных медицинских услуг фиксируется в медицинской карте пациента.

3.6. По окончании оказания пациенту платной медицинской услуги ему выдается медицинское заключение установленной формы, при наличии временной нетрудоспособности – листок временной нетрудоспособности.

  1. Цены (тарифы) на платные медицинские услуги и порядок оплаты

4.1. Цены (тарифы) на медицинские услуги, предоставляемые населению за плату, определяются в соответствии с главой 25 Налогового кодекса Российской Федерации.

4.2. Прейскурант (цены) на медицинские услуги в Центре утверждается Директором Центра.

4.3 Сотрудники Центра оплачивают 70% от стоимости платных медицинских услуг в Прейскуранте.

4.4. Оплата медицинских услуг проводится путем безналичных расчетов через кредитные организации или путем внесения наличных денег непосредственно в кассу Центра с выдачей потребителю (заказчику) документа, подтверждающего оплату (контрольно-кассового чека, квитанции или иного бланка строгой отчетности (документа установленного образца).

4.5. Взимание денег непосредственно работниками Центра, осуществляющими оказание платных медицинских услуг, категорически запрещено.

4.6.. По требованию лица, оплатившего услуги, Центр обязан выдать Справку об оплате медицинских услуг для предоставления в налоговые органы Российской Федерации по форме, установленной приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации и Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 25 июля 2001 г. N 289/БГ-3-04/256 “О реализации постановления Правительства Российской Федерации от 19 марта 2001 года N 201 “Об утверждении перечней медицинских услуг и дорогостоящих видов лечения в медицинских организациях Российской Федерации, лекарственных средств, суммы оплаты которых за счет собственных средств налогоплательщика учитываются при определении суммы социального налогового вычета”.

4.7. Требования к платным медицинским услугам, в том числе к их объему и срокам оказания, определяются по соглашению сторон договора, если федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации не предусмотрены другие требования.

4.8. В случае если по каким–либо причинам, не зависящим от Центра, невозможно оказать пациенту медицинскую помощь (полностью или частично), то денежные средства подлежат возврату в безналичной форме на счет юридического лица по акту сверки, или пациенту (Заказчику) наличными по его заявлению, подписанному заведующим филиалом.

4.9. Средства, полученные за предоставленные платные медицинские услуги зачисляются на лицевой счет Центра в Департаменте финансов города Москвы для учета средств, полученных от приносящей доход деятельности.

  1. Ответственность и контроль за предоставлением платных медицинских услуг в Центре

6.1. В соответствии с законодательством Российской Федерации Центр несет ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение условий оказания платных медицинских услуг, несоблюдение требований, предъявляемых к методам диагностики, профилактики и лечения, обучения, а также за причинение вреда здоровью и жизни пациента.

6.2. Контроль за организацией работы по оказанию платных медицинских услуг, качеством их выполнения в филиалах Центра, ценами и порядком взимания денежных средств с населения осуществляют Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Департамент здравоохранения города Москвы, а также другие государственные органы, на которые в соответствии с законами и иными правовыми актами федерального и регионального уровня возложена проверка деятельности государственных организаций.

6.3. В случае выявления нарушений в работе Центра по предоставлению платных медицинских услуг должностные лица несут ответственность в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

6.4. Вред, причиненный жизни и здоровью пациента в результате предоставления некачественной платной медицинской услуги, подлежит возмещению исполнителем в соответствии с законодательством Российской Федерации.

6.5. Настоящее Положение утверждается директором Центра, изменения и дополнения настоящего Положения вносятся приказами Директора Центра.

Правительство Москвы
ДЕПАРТАМЕНТ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ПРИКАЗ

Об утверждении Правил оказания платных услуг гражданам и юридическим лицам государственными организациями системы здравоохранения города Москвы


Документ с изменениями, внесенными:
приказом Департамента здравоохранения города Москвы от 9 сентября 2015 года N 764 ;
приказом Департамента здравоохранения города Москвы от 2 марта 2017 года N 148 ;
;
приказом Департамента здравоохранения города Москвы от 14 июня 2017 года N 427 .
____________________________________________________________________


Во исполнение постановлений Правительства Российской Федерации от 4 октября 2012 N 1006 "Об утверждении Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг" и от 15 августа 2013 N 706 "Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг" , а также постановления Правительства Москвы от 21 декабря 2010 года N 1076-ПП "О порядке осуществления органами исполнительной власти города Москвы функций и полномочий учредителя государственных учреждений города Москвы"
(Преамбула в редакции, введенной в действие приказом Департамента здравоохранения города Москвы от 14 апреля 2017 года N 283 .

приказываю:

1. Утвердить Правила оказания платных услуг гражданам и юридическим лицам государственными организациями системы здравоохранения города Москвы (далее - Правила) (приложение к настоящему приказу).

2. Руководителям организаций государственной системы здравоохранения города Москвы при оказании платных услуг руководствоваться правилами , утвержденными постановлениями Правительства Российской Федерации от 04.10.2012 N 1006 , от 15.08.2013 N 706 .
приказом Департамента здравоохранения города Москвы от 14 апреля 2017 года N 283 .

3. Начальнику Управления делами и координации деятельности Е.Л.Никонову обеспечить размещение настоящего приказа на официальном сайте Департамента здравоохранения города Москвы.
(Пункт в редакции, введенной в действие приказом Департамента здравоохранения города Москвы от 14 апреля 2017 года N 283 .

4. Считать утратившими силу приказы Департамента здравоохранения города Москвы:

- от 9 декабря 2011 года N 1608 "Об утверждении правил оказания платных услуг гражданам и юридическим лицам государственными учреждениями всех типов Департамента здравоохранения города Москвы" ;

- от 04.07.2013 N 677 "О внесении изменений в приказ Департамента здравоохранения города Москвы от 09.12.2011 N 1608"

5. Контроль исполнения настоящего приказа возложить на первого заместителя руководителя Департамента здравоохранения города Москвы В.В.Павлова.
(Пункт в редакции, введенной в действие приказом Департамента здравоохранения города Москвы от 14 апреля 2017 года N 283 .

Министр Правительства Москвы,
руководитель Департамента
здравоохранения города Москвы
Г.Н.Голухов

Приложение. Правила оказания платных услуг гражданам и юридическим лицам государственными организациями системы здравоохранения города Москвы

Приложение
к приказу Департамента
здравоохранения города Москвы
от 2 октября 2013 года N 944

Настоящие Правила устанавливают порядок оказания платных услуг гражданам и юридическим лицам медицинскими, образовательными и другими государственными организациями системы здравоохранения города Москвы.

Правила разработаны в соответствии с действующими законодательными и нормативными актами федерального и регионального уровня.

1. Платные услуги оказываются медицинскими, образовательными и другими государственными организациями системы здравоохранения города Москвы (далее - государственные организации) гражданам и юридическим лицам в соответствии с законодательством Российской Федерации и видами приносящей доход деятельности, разрешенными уставами государственных организаций. Оказание платных медицинских, образовательных и других услуг, подлежащих лицензированию, осуществляется на основании перечня работ, услуг, составляющих медицинскую, образовательную и иную деятельность и указанных в лицензии на осуществление деятельности, выданной в установленном порядке.

Департамент здравоохранения города Москвы ведет реестр подведомственных государственных организаций, оказывающих платные услуги (официальный сайт www.mosgorzdrav.ru)".

2. Дата начала оказания платных услуг, перечень оказываемых государственной организацией платных услуг, цены (тарифы) на платные услуги, а также изменения в перечень платных услуг и изменения цен (тарифов) на платные услуги утверждаются приказом государственной организации. Перечни платных услуг и прейскуранты цен (тарифов) на платные услуги составляются с указанием кодов оказываемых платных услуг в соответствии с утвержденной номенклатурой медицинских и образовательных услуг.

До издания приказа государственной организации об утверждении перечня платных услуг либо о внесении изменений в данный приказ перечень платных услуг, которые государственная организация собирается оказывать, подлежит согласованию Департаментом здравоохранения города Москвы.

В случае прекращения оказания платных услуг государственные организации в 3-дневный срок направляют в Департамент здравоохранения города Москвы соответствующую информацию с целью внесения изменений в реестр государственных организаций, оказывающих платные услуги, на официальном сайте Департамента здравоохранения города Москвы.

3. Предоставление платных услуг гражданам осуществляется при наличии добровольного информированного согласия пациента. Факт добровольного информированного согласия на оказание платных медицинских услуг фиксируется в медицинской карте пациента.

4. Государственные медицинские организации Департамента здравоохранения города Москвы (далее - медицинские организации), оказывающие соответствующие виды и объемы медицинской помощи без взимания платы в рамках Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи (далее - соответственно Программа, Территориальная программа), имеют право предоставлять платные медицинские услуги:

а) на иных условиях, чем предусмотрено Программой, территориальными программами и (или) целевыми программами, по желанию потребителя (заказчика), включая в том числе:

- установление индивидуального поста медицинского наблюдения при лечении в условиях стационара;

- применение лекарственных препаратов, не входящих в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, если их назначение и применение не обусловлено жизненными показаниями или заменой из-за индивидуальной непереносимости лекарственных препаратов, входящих в указанный перечень, а также применение медицинских изделий, лечебного питания, в том числе специализированных продуктов лечебного питания, не предусмотренных стандартами медицинской помощи;

б) при предоставлении медицинских услуг анонимно, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

в) гражданам иностранных государств, лицам без гражданства, за исключением лиц, застрахованных по обязательному медицинскому страхованию, и гражданам Российской Федерации, не проживающим постоянно на ее территории и не являющимся застрахованными по обязательному медицинскому страхованию, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации;

г) при самостоятельном обращении за получением медицинских услуг, за исключением случаев и порядка, предусмотренных статьей 21 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" , и случаев оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи и медицинской помощи, оказываемой в неотложной или экстренной форме".

5. Медицинскими организациями могут быть оказаны за плату услуги медицинского сервиса: индивидуальный медицинский пост, оказание медицинских услуг на дому (за исключением случаев, когда медицинская помощь на дому оказывается по медицинским показаниям), медико-социальная помощь и другие услуги, а также дополнительные услуги, предоставляемые в процессе оказания медицинской помощи, в том числе бытовые и сервисные: доставка лекарств, прокат изделий медицинского назначения, индивидуальное приготовление или заказ блюд по желанию больного, размещение в палате повышенной комфортности и другие услуги, предоставляемые дополнительно при оказании медицинской помощи.

6. Платные услуги, их виды, объемы и условия оказания должны соответствовать лицензионным требованиям, условиям Договора, стандартам и порядкам оказания медицинской помощи, образовательных и иных услуг, нормативным документам (требованиям), установленным Министерством здравоохранения Российской Федерации, Министерством образования и науки Российской Федерации и другим, установленным законодательством, требованиям.

7. Платные медицинские и образовательные услуги могут предоставляться в полном объеме стандарта медицинской помощи, государственных образовательных стандартов либо в качестве разовых консультаций, процедур, диагностических исследований и иных услуг, в том числе сверх выполняемых стандартов.

8. Требования к оказанию платных услуг, в том числе к содержанию стандартов, порядков и условий оказания медицинской помощи, сервисных, образовательных и других услуг определяются по соглашению сторон и могут быть выше, чем это предусмотрено стандартами, порядками и иными нормативными документами (требованиями), утвержденными Министерством здравоохранения Российской Федерации, Министерством образования и науки Российской Федерации, а также стандартами, порядками, условиями и требованиями, установленными на их основании иными федеральными и региональными органами исполнительной власти.

9. При предоставлении платных услуг режим работы государственной организации может быть установлен по отдельному графику при условии его согласования с Учредителем.

При этом не должны ухудшаться доступность, качество и объем медицинских услуг, оказываемых в рамках Программы, Территориальной программы госгарантий оказания бесплатной медицинской помощи населению города Москвы, целевых комплексных программам и, в части образовательных услуг, бесплатно оказываемых в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами.

10. Порядок предоставления платных услуг в государственных организациях регламентируется Положением о порядке и условиях предоставления платных услуг в государственной организации, разработанным на основании настоящих Правил и утвержденным руководителем государственной организации, внутренними нормативными документами (приказами, правилами внутреннего трудового распорядка, коллективными договорами, графиками работы и др.), а также другими требованиями действующего законодательства.

11. Для оказания платных услуг с учетом спроса населения на соответствующие виды услуг и наличия необходимых средств возможна организация специальных структурных подразделений (отделений, палат, кабинетов по оказанию платных услуг), которые создаются приказом, руководителя государственной организации. Для осуществления работы по оказанию платных услуг могут вводиться дополнительные должности медицинского и другого персонала, содержащиеся за счет средств от реализации платных услуг, а также привлекаться специалисты-консультанты из других медицинских учреждений, научно-исследовательских институтов, высших учебных заведений, с которыми заключаются трудовые договоры или договоры гражданско-правового характера.

12. При оказании платных медицинских услуг должны применяться методы профилактики, диагностики, лечения, медицинские технологии, лекарственные средства, иммунобиологические препараты и дезинфекционные средства, разрешенные к применению в установленном законом порядке.

13. Платные услуги (работы) предоставляются в рамках договоров за счет личных средств граждан, страховых взносов на добровольное медицинское страхование, средств предприятий, учреждений и организаций и других средств, разрешенных законодательством.

14. Заключение договоров государственными организациями на посреднические услуги по привлечению пациентов сторонними организациями не допускается.

15. Не могут быть предоставлены за плату медицинские услуги при оказании скорой медицинской помощи, которая предоставляется безотлагательно при состояниях, требующих медицинского вмешательства по экстренным показаниям (при несчастных случаях, травмах, отравлениях и других состояниях и заболеваниях); а также при проведении судебно-медицинской экспертизы и судебно-психиатрической экспертизы (за исключением экспертиз, производимых по гражданским и арбитражным делам, делам об административных правонарушениях); патолого-анатомического вскрытия трупов и военно-врачебной экспертизы.

16. При получении медицинской помощи в рамках Территориальной программы оказания бесплатной медицинской помощи не подлежат оплате следующие услуги:

- назначение и применение по медицинским показаниям лекарственных препаратов (в случаях их замены из-за непереносимости, отторжения), не входящих в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов;

- размещение в маломестных палатах (боксах) пациентов по медицинским и (или) эпидемиологическим показаниям;

- совместное пребывание одного из родителей (иного законного представителя) или иного члена семьи в медицинском учреждении при оказании медицинской помощи в стационарных условиях с ребенком в возрасте до четырех лет включительно на протяжении всего периода лечения, а с ребенком старше четырех лет - при наличии показаний;

- медико-транспортные услуги при оказании медицинской помощи в рамках стандартов медицинской помощи (обследования и лечения пациента в условиях стационара круглосуточного пребывания) при отсутствии возможности их проведения медицинской или иной организацией, оказывающей медицинскую помощь пациенту;

- транспортировка, хранение в морге поступившего для исследования биологического материала, трупов пациентов, умерших в медицинских и иных организациях, утилизация биологического материала.

17. Исполнитель платных услуг обязан предоставить посредством размещения на сайте своей организации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также на информационных стендах (стойках) государственной организации информацию об исполнителе платных услуг и предоставляемых им услугах в соответствии с перечнем, утвержденным федеральным законодательством о порядке оказания платных медицинских и образовательных услуг.

Информация, размещенная на информационных стендах (стойках), должна быть доступна неограниченному кругу лиц в течение всего рабочего времени государственной организации, предоставляющего платные услуги. Информационные стенды (стойки) располагаются в доступном для посетителей месте и оформляются таким образом, чтобы можно было свободно ознакомиться с размещенной на них информацией.

Кроме того, по требованию потребителя и (или) заказчика исполнитель услуг предоставляет для ознакомления:

а) копию учредительного документа государственной организации, положение о его филиале, участвующем в предоставлении платных услуг;

б) копию лицензии на осуществление медицинской, образовательной и иной подлежащей лицензированию деятельности с приложением перечня работ (услуг) в соответствии с лицензией.

При заключении договора по требованию потребителя и (или) заказчика им должна предоставляться в доступной форме информация о платных услугах, содержащая следующие сведения:

а) порядки оказания медицинской помощи и стандарты медицинской помощи, применяемые при предоставлении платных медицинских услуг;

б) информация о конкретном медицинском работнике, предоставляющем соответствующую платную медицинскую услугу (его профессиональном образовании и квалификации);

в) информация о методах оказания медицинской помощи, связанных с ними рисках, возможных видах медицинского вмешательства, их последствиях и ожидаемых результатах оказания медицинской помощи;

г) перечень категорий потребителей, имеющих право на получение льгот, а также перечень льгот, предоставляемых при оказании платных медицинских, образовательных, в том числе платных дополнительных образовательных, услуг в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.

д) основные и дополнительные образовательные программы, стоимость образовательных услуг по которым включается в основную плату по договору;

е) дополнительные образовательные программы, специальные курсы, циклы дисциплин и другие дополнительные образовательные услуги, оказываемые за плату только с согласия потребителя.

Исполнитель обязан сообщать потребителю по его просьбе другие относящиеся к договору сведения.

18. Платные услуги не могут быть оказаны исполнителем взамен услуг, выполняемых в рамках государственного (муниципального) задания.

19. Государственные организации не вправе без согласия граждан оказывать дополнительные услуги за плату, а также обусловливать оказание одних услуг обязательным исполнением других.

20. Порядок заключения договоров на оказание платных услуг и требования к их содержанию установлены федеральным законодательством о порядке оказания платных услуг государственными организациями.

21. При заключении договора потребителю (заказчику) предоставляется в доступной форме информация о возможности получения соответствующих видов и объемов медицинской помощи, образовательных услуг без взимания платы в рамках государственных гарантий, установленных законодательством Российской Федерации.

Отказ потребителя от заключения договора на оказание платных услуг не может быть причиной уменьшения видов и объемов медицинской помощи, предоставляемых такому потребителю без взимания платы.

22. Цены, по которым государственные организации (кроме автономных) оказывают платные услуги, за исключением указанных в пункте 23 настоящих Правил, устанавливаются в соответствии с порядком, утвержденным отдельным приказом Департамента здравоохранения города Москвы.

23. Цены на ортопедические стоматологические услуги, оказываемые в стоматологических поликлиниках и зубопротезных отделениях медицинских организаций льготной категории граждан за счет бюджета города Москвы, подлежат государственному регулированию в порядке, установленном Правительством Москвы.

24. Оплата услуг проводится путем безналичных расчетов через кредитные организации или путем внесения наличных денег непосредственно в кассу государственной организации с выдачей пациенту, клиенту документа, подтверждающего оплату (контрольно-кассового чека, квитанции или иного бланка строгой отчетности (документа установленного образца).

25. По требованию лица, оплатившего услуги, медицинская организация обязана выдать Справку об оплате медицинских услуг для предоставления в налоговые органы Российской Федерации по форме, установленной приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации и Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 25 июля 2001 года N 289/БГ-3-04/256 "О реализации постановления Правительства Российской Федерации от 19 марта 2001 года N 201 "Об утверждении перечней медицинских услуг и дорогостоящих видов лечения в медицинских организациях Российской Федерации, лекарственных средств, суммы оплаты которых за счет собственных средств налогоплательщика учитываются при определении суммы социального налогового вычета" .

26. Учет средств, получаемых государственными организациями от оказания платных услуг, осуществляется в порядке, установленном бюджетным законодательством РФ, Правительством Москвы, положениями Бюджетного Кодекса Российской Федерации .

27. Государственные организации, оказывающие платные услуги, обязаны вести бухгалтерский учет раздельно по основной деятельности и по оказанию платных услуг.

28. Государственные организации вправе осуществлять приносящую доходы деятельность, соответствующую этим целям, лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, при условии, что такая деятельность указана в их учредительных документах.

Доходы, полученные казенной организацией от указанной деятельности, поступают в бюджет города Москвы.

Доходы, полученные государственными бюджетными и автономными организациями от указанной деятельности и приобретенное за счет этих доходов имущество, поступают в самостоятельное распоряжение организации.

29. Пункт исключен - приказ Департамента здравоохранения города Москвы от 14 июня 2017 года N 427 ..

____________________________________________________________________
Пункты 29, 30 и 31 предыдущей редакции считаются соответственно пунктами 30, 31 и 32 настоящей редакции - приказ Департамента здравоохранения города Москвы от 9 сентября 2015 года N 764 .

____________________________________________________________________

30. В соответствии с законодательством Российской Федерации государственные организации здравоохранения несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение условий оказания платных услуг, несоблюдение требований, предъявляемых к методам диагностики, профилактики и лечения, обучения, а также за причинение вреда здоровью и жизни пациента.

31. Контроль за организацией работы по оказанию платных услуг и качеством выполнения государственными организациями платных услуг населению, ценами и порядком взимания денежных средств с населения осуществляют Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Департамент здравоохранения города Москвы, а также другие государственные органы, на которые в соответствии с законами и иными правовыми актами федерального и регионального уровня возложена проверка деятельности государственных организаций.

32. Вред, причиненный жизни и здоровью пациента в результате предоставления некачественной платной медицинской услуги, подлежит возмещению исполнителем в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Редакция документа с учетом
изменений и дополнений подготовлена
АО "Кодекс"

В соответствии с законодательством РФ каждому гражданину предоставляется бесплатное медицинское обслуживание. Полис обязательного медицинского страхования (ОМС) - это документ, гарантирующий получение определенного пакета бесплатных медуслуг. Однако помимо бесплатного лечения по ОМС, граждане могут воспользоваться и рядом платных услуг.

Правильное лечение - это залог повышения качества и продолжительности жизни каждого человека. Поэтому так важно при возникшей необходимости вовремя и в полном объеме получать высококачественную медицинскую помощь. Рассмотрим, в каких случаях медицинские услуги потребуется оплатить.

Возможность получения платной помощи по полису ОМС

Перечень медицинских услуг, которые могут быть предоставлены населению за определенное денежное вознаграждение, перечислены в особом списке, принятом и утвержденном Постановлением Правительства РФ № 291 от 16.04.2012 года. Это обширный перечень, в который входят как непосредственно некоторые виды диагностики, консультации специалистов и т. д., так и услуги, повышающие комфортность прохождения лечения и процедур (палаты повышенной комфортности в больницах, предоставление услуг мед. специалиста на дому и т. д.).

Обратите внимание! Неотложная помощь гражданам оказывается бесплатно в медицинских учреждениях с различной формой собственности (даже в частных клиниках), что регламентируется Законом РФ № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан».

Все виды лечения и обследований (а при стационарном обслуживании – и лекарства), прописанные врачом при приеме по полису ОМС, являются бесплатными. Доктор имеет право рекомендовать платную услугу только в том случае, если в бесплатном формате она недоступна в данном регионе или же в качестве альтернативного варианта. В последнем случае врач обязан предупредить гражданина о наличии бесплатного варианта предоставления услуги и взять с него письменную расписку об уведомлении. Пациент же по своему желанию может воспользоваться платными медицинскими услугами из перечня, утвержденного на законодательном уровне. Данный список приведен в последнем разделе нашей статьи.

Какие платные медуслуги можно получить по ОМС?

Выбор платных медуслуг зависит от желания пациента или же от рекомендации лечащего врача, если таковые не включены в список медпомощи, предоставляемой бесплатно. Если пациент сомневается в том, что какой-либо вид обследования, процедуры, услуги не включен в пакет бесплатных, то он должен обратиться в страховую компанию, которая выдала ему полис ОМС. Получить консультацию у страховщика можно по номеру телефона «горячей линии», указанному в полисе, или же непосредственно в офисе страховой фирмы. Очевидно, что за все услуги, не входящие в пакет бесплатного медобслуживания, придется оплачивать из собственного кармана. Существует определенный порядок предоставления платной медицинской помощи.

Следует знать, что перед тем, как оказать какую-либо медицинскую услугу, учреждение, ее предоставляющее, обязано заключить с пациентом договор. Этот документ должен содержать реквизиты учреждения и пациента, наименование услуги, порядок ее оказания, сумму оплаты, дату составления документа, подписи сторон и оттиск официальной печати. К договору должен прилагаться документ, подтверждающий факт оплаты (кассовый или товарный чек, расходно-кассовый ордер или др.). Перечисленный пакет документов является подтверждением оказания услуги пациенту.

Если же окажется, что полученная платная услуга, рекомендованная врачом, включена в бесплатный пакет ОМС, то пациент может вернуть потраченные деньги. Для этого гражданин должен предъявить страховщику такие документы, как заявление на возврат денежных средств, направление, выданное врачом на приеме в рамках ОМС, договор и чек.

Перечень платных услуг медобслуживания, которые можно получить по полису ОМС

Некоторые виды медицинских услуг действительно предоставляются только за деньги. Их перечень должен быть вывешен на видном месте в любом медицинском учреждении. Чаще всего, к таким услугам относятся: консультации специалистов, проводимые по вашей личной инициативе; медицинское обеспечение частных мероприятий; анонимное лечение; диагностика и процедуры на дому и т.д. Перечень медуслуг, предоставляемых за определенную плату, довольно обширен. В частности в него входят следующие услуги:

  • Анонимное диагностирование и лечение (кроме ВИЧ-инфекции);
  • Лечебные, консультационные и диагностические манипуляции, проводимые на дому, в том числе после выписки из стационара (кроме случаев, когда пациент физически не способен посетить медучреждение);
  • Лечение сексологических проблем;
  • Искусственное оплодотворение;
  • Логопедическое лечение взрослых пациентов;
  • Профилактические прививки (кроме вакцинаций, предусмотренных государственной программой);
  • Санаторное лечение (кроме детского и специализированного для взрослых пациентов);
  • Косметологические процедуры;
  • Стоматологическое протезирование (кроме случаев, предусмотренных законодательством);
  • Психологическая помощь;
  • Обучение уходу за больными и навыкам оказания первой помощи;
  • Бытовые и сервисные услуги при проведении лечения.

Стоит отметить, что некоторые из перечисленных пунктов в определенных субъектах РФ могут быть включены в перечень территориальной программы ОМС. Поэтому, при возникновении конкретного страхового случая, прежде чем платить, нужно обратиться в страховую компанию за консультацией.

1. Настоящие Правила определяют порядок и условия предоставления платных медицинских услуг населению (дополнительных к гарантированному объему бесплатной медицинской помощи) лечебно-профилактическими учреждениями независимо от ведомственной подчиненности и формы собственности, в том числе научно-исследовательскими институтами и государственными медицинскими образовательными учреждениями высшего профессионального образования (далее именуются - медицинские учреждения), и являются обязательными для исполнения всеми медицинскими учреждениями.

2. Платные медицинские услуги населению предоставляются медицинскими учреждениями в виде профилактической, лечебно-диагностической, реабилитационной, протезно-ортопедической и зубопротезной помощи. Платные медицинские услуги населению осуществляются медицинскими учреждениями в рамках договоров с гражданами или организациями на оказание медицинских услуг работникам и членам их семей.

3. Предоставление платных медицинских услуг населению медицинскими учреждениями осуществляется при наличии у них сертификата и лицензии на избранный вид деятельности.

4. Государственные и муниципальные медицинские учреждения оказывают платные медицинские услуги населению по специальному разрешению соответствующего органа управления здравоохранением.

5. Медицинские учреждения обязаны обеспечивать соответствие предоставляемых платных медицинских услуг населению требованиям, предъявляемым к методам диагностики, профилактики и лечения, разрешенным на территории Российской Федерации.

6. Медицинские учреждения обязаны вести статистический и бухгалтерский учет результатов предоставляемых платных медицинских услуг населению, составлять требуемую отчетность и представлять ее в порядке и сроки, установленные законами и иными правовыми актами Российской Федерации.

7. Государственные и муниципальные медицинские учреждения, предоставляющие населению платные медицинские услуги, обязаны вести статистический и бухгалтерский учет и отчетность раздельно по основной деятельности и платным медицинским услугам.

8. Контроль за организацией и качеством выполнения платных медицинских услуг населению, а также правильностью взимания платы с населения осуществляют в пределах своей компетенции органы управления здравоохранением и другие государственные органы и организации, на которые в соответствии с законами и иными правовыми актами Российской Федерации возложена проверка деятельности медицинских учреждений.

9. Цены на медицинские услуги, предоставляемые населению за плату, устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Медицинские учреждения обязаны обеспечить граждан бесплатной, доступной и достоверной информацией, включающей в себя сведения о местонахождении учреждения (месте его государственной регистрации), режиме работы, перечне платных медицинских услуг с указанием их стоимости, об условиях предоставления и получения этих услуг, включая сведения о льготах для отдельных категорий граждан, а также сведения о квалификации и сертификации специалистов.

11. Предоставление платных медицинских услуг оформляется договором, которым регламентируются условия и сроки их получения, порядок расчетов, права, обязанности и ответственность сторон.

12. Оплата за медицинские услуги производится в учреждениях банков или в медицинском учреждении.

Расчеты с населением за предоставление платных услуг осуществляются медицинскими учреждениями с применением контрольно-кассовых машин.

При расчетах с населением без применения контрольно-кассовых машин медицинские учреждения должны использовать бланк, являющийся документом строгой отчетности, утвержденный в установленном порядке.

Медицинские учреждения обязаны выдать потребителю (кассовый) чек или копию бланка, подтверждающие прием наличных денег.

13. Потребители, пользующиеся платными медицинскими услугами, вправе требовать предоставления услуг надлежащего качества, сведений о наличии лицензии и сертификата, о расчете стоимости оказанной услуги.

14. Потребители, пользующиеся платными медицинскими услугами, обязаны:

оплатить стоимость предоставляемой медицинской услуги;

выполнять требования, обеспечивающие качественное предоставление платной медицинской услуги, включая сообщение необходимых для этого сведений.

15. В соответствии с законодательством Российской Федерации медицинские учреждения несут ответственность перед потребителем за неисполнение или ненадлежащее исполнение условий договора, несоблюдение требований, предъявляемых к методам диагностики, профилактики и лечения, разрешенным на территории Российской Федерации, а также в случае причинения вреда здоровью и жизни потребителя.

16. Потребители, пользующиеся платными медицинскими услугами, вправе предъявлять требования о возмещении убытков, причиненных неисполнением или ненадлежащим исполнением условий договора, возмещении ущерба в случае причинения вреда здоровью и жизни, а также о компенсации за причинение морального вреда в соответствии с законодательством Российской Федерации и настоящими Правилами.

17. При несоблюдении медицинским учреждением обязательств по срокам исполнения услуг потребитель вправе по своему выбору:

назначить новый срок оказания услуги;

потребовать уменьшения стоимости предоставленной услуги;

потребовать исполнения услуги другим специалистом;

расторгнуть договор и потребовать возмещения убытков.

Нарушение установленных договором сроков исполнения услуг должно сопровождаться выплатой потребителю неустойки в порядке и размере, определяемых Законом Российской Федерации "О защите прав потребителей" или договором.

По соглашению (договору) сторон указанная неустойка может быть выплачена за счет уменьшения стоимости предоставленной медицинской услуги, предоставления потребителю дополнительных услуг без оплаты, возврата части ранее внесенного аванса.

18. Претензии и споры, возникшие между потребителем и медицинским учреждением, разрешаются по соглашению сторон или в судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

19. Медицинское учреждение освобождается от ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение платной медицинской услуги, если докажет, что неисполнение или ненадлежащее исполнение произошло вследствие непреодолимой силы, а также по иным основаниям, предусмотренным законом.

20. За невыполнение настоящих Правил медицинское учреждение в установленном порядке может быть лишено лицензии или права предоставления населению платных медицинских услуг.

Определение частной медицинской практики дается в статье 56 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан (далее - Основы). В соответствии с указанной статьей частная медицинская практика определяется как оказание медицинских услуг медицинскими работниками вне учреждений государственной и муниципальной систем здравоохранения за счет личных средств граждан или за счет средств предприятий, учреждений и организаций, в том числе страховых медицинских организаций, в соответствии с заключенными договорами. Осуществляется данная практика в соответствии с законодательством об охране здоровья граждан. Исходя из вышеизложенного можно сделать следующие выводы:

    Правом на занятие частной медицинской деятельностью обладают исключительно медицинские работники, которые должны иметь:

а) высшее или среднее медицинское и фармацевтическое образование, а также специальное звание; б) сертификат специалиста; в) лицензию на избранный вид деятельности, входящий в перечень, установленный Министерством здравоохранения Российской Федерации.

    Лица, занимающиеся частной медицинской практикой и частной фармацевтической деятельностью, относятся к частной системе здравоохранения.

    Частная медицинская практика и частная фармацевтическая деятельность являются разновидностью предпринимательской деятельности.

Таким образом, основным условием законности данными видами деятельности является получение соответствующей лицензии, поскольку данные виды деятельности отнесены законом к числу лицензируемых (ст. 17 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности"). Лицензирование будучи одним из видов государственного регулирования экономики предполагает осуществление государством контрольной функции по отношению к субъектам, осуществляющим предпринимательскую деятельность, которая в силу своей специфики (затрагивании интересов большого числа потребителей государственной и общественной безопасности, здоровья и нравственности населения и т. п.) требует такого контроля. Все вышеперечисленное, безусловно можно отнести и к частной медицинской практике и фармацевтической деятельности. Для получения лицензии на осуществление медицинской деятельности лица, обратившиеся за ее получением, должны отвечать определенным требованиям, а именно:

    Иметь соответствующую профессиональную подготовку или иметь в штате работников, обладающих такой подготовкой (если речь идет о юридических лицах)

    Обладать необходимым нормативно - методическим обеспечением, организационно - техническими возможностями и материально - техническим оснащением для выполнения соответствующих видов медицинской деятельности.

Как уже отмечалось, профессиональная подготовка лиц, занимающихся частной медицинской практикой и фармацевтической деятельностью, должна подтверждаться дипломом о высшем или среднем медицинском или фармацевтическом образовании, а также сертификатом специалиста. Получение лицензии на осуществление фармацевтической деятельности связано с необходимостью соответствия следующим требованиям для лиц, претендующих на получение таковой:

    Наличие сертификата специалиста или наличие в штате работников, имеющих такой сертификат (если речь идет о юридических лицах).

    Наличие технически подготовленного помещения для хранения ядовитых и сильнодействующих веществ, соответствующего требованиям противопожарной безопасности и санитарным правилам, оснащенное охранной сигнализацией.

Как для частной медицинской практики, так и для фармацевтической деятельности, установлены общие требования в отношении сертификата специалиста. Сертификат специалиста выдается на основании:

    послевузовского профессионального образования (аспирантура, ординатура),

    дополнительного образования (повышение квалификации, специализация),

    проверочного испытания, проводимого комиссиями профессиональных медицинских и фармацевтических ассоциаций, по теории и практике избранной специальности, вопросам законодательства в области охраны здоровья граждан.

Кроме того, для осуществления как частной медицинской практики, так и фармацевтической деятельности, как собственно для всех лицензируемых видов деятельности, требуется также:

    Регистрация в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя;

    Постановка на налоговый учет;

    Внесение платы за рассмотрение заявления.

Специфическим требованием для частной медицинской практики и фармацевтической деятельности, связанным с потенциальной опасностью для человека таких видов деятельности является необходимость получения санитарно - эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам (п. 2 ст. 40 Федерального закона от 30.03.99 ј 52-ФЗ "О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения") Обладателями лицензии (лицензиатами) могут быть:

    Коммерческие организации, учредительным и документами которых не ограничена их правоспособность в части осуществления частной медицинской практики и фармацевтической деятельности

    Некоммерческие организации, если они в соответствии с учредительными документами наделены правом осуществлять предпринимательскую деятельность

    Физические лица, имеющие статус индивидуального предпринимателя.

Осуществление медицинской (фармацевтической) деятельности без лицензии (отсутствие лицензии) можно рассматривать в следующих случаях:

    неполучение лицензии в установленном порядке;

    наличие лицензии на иной вид медицинской (фармацевтической) деятельности либо на иной вид лицензируемой деятельности;

    прекращение срока действия лицензии;

    приостановление действия лицензии (в этом случае хотя лицензия формально и существует, но она не предоставляет права осуществлять указанный в ней вид деятельности);

    аннулирование лицензии.

    Лицензия считается неполученной в случаях, когда лицо, осуществляющее подлежащий лицензированию вид деятельности:

а) не обращалось в лицензирующий орган за получением лицензии;

б) получило лицензию в неустановленном порядке либо от неуполномоченного на осуществление лицензирования органа;

    в) обратилось за получением лицензии, но ему было отказано в этом. Даже в случае неправомерного отказа в выдаче лицензии соискатель лицензии не имеет права осуществлять лицензируемый вид деятельности до окончательного решения данного вопроса в суде.

Статья 235 УК РФ. Незаконное занятие частной медицинской практикой или частной фармацевтической деятельностью. 1. Занятие частной медицинской практикой или частной фармацевтической деятельностью лицом, не имеющим лицензии на избранный вид деятельности, если это повлекло по неосторожности причинение вреда здоровью человека, -

наказывается штрафом в размере до ста двадцати тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года, либо ограничением свободы на срок до трех лет, либо лишением свободы на срок до трех лет.

2. То же деяние, повлекшее по неосторожности смерть человека, -

наказывается ограничением свободы на срок до пяти лет или лишением свободы на тот же срок.

Статья 173 ГК РФ. Недействительность сделки юридического лица, выходящей за пределы его правоспособности. Сделка, совершенная юридическим лицом в противоречии с целями деятельности, определенно ограниченными в его учредительных документах, либо юридическим лицом, не имеющим лицензию на занятие соответствующей деятельностью, может быть признана судом недействительной по иску этого юридического лица, его учредителя (участника) или государственного органа, осуществляющего контроль или надзор за деятельностью юридического лица, если доказано, что другая сторона в сделке знала или заведомо должна была знать о ее незаконности.

Статья 169 ГК РФ. Недействительность сделки, совершенной с целью, противной основам правопорядка и нравственности. Сделка, совершенная с целью, заведомо противной основам правопорядка или нравственности, ничтожна. При наличии умысла у обеих сторон такой сделки - в случае исполнения сделки обеими сторонами - в доход Российской Федерации взыскивается все полученное ими по сделке, а в случае исполнения сделки одной стороной с другой стороны взыскивается в доход Российской Федерации все полученное ею и все причитавшееся с нее первой стороне в возмещение полученного. При наличии умысла лишь у одной из сторон такой сделки все полученное ею по сделке должно быть возвращено другой стороне, а полученное последней либо причитавшееся ей в возмещение исполненного взыскивается в доход Российской Федерации.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

В качестве примера приведу врача-хирурга, имеющего высшее образование, а также специальное звание и сертификат специалиста, решившего заняться частной медицинской деятельностью не имея лицензии.

Возможны различные варианты ответственности, которую он может понести:

Административное законодательство на сегодняшний день не устанавливает административной ответственности за занятие частной медицинской практикой или частной фармацевтической деятельностью лицом при отсутствии лицензии. Следовательно, при некриминальном характере данного деяния (отсутствие вреда здоровью, причиненного по неосторожности) оно не может рассматриваться как административное правонарушение. Максимально возможные юридические последствия в данном случае закрепляются в гражданском законодательстве - это признание сделок, заключенных лицом, занимающимся частной медицинской практикой или частной фармацевтической деятельностью лицом при отсутствии лицензии, недействительными в соответствии со ст. 173 ГК РФ. Более строгим гражданско-правовым последствием осуществления такой деятельности без лицензии является признание таких сделок ничтожными как совершенных с целью противной основам правопорядка и нравственности на основании ст. 169 ГК РФ. (тексты статей приведены в предыдущей части).

Уголовная же ответственность наступает в случае если рассматриваемый врач причинит вреда здоровью своим пациентам по неосторожности или же в результате неосторожности наступит смерть его пациента (в соответствии со ст. 235 УК РФ).

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

    Нормативно-правовые акты:

Все государственные медицинские организации, независимо от организационно-правовой формы, имеют право оказывать платные услуги населению и юридическим лицам, основные различия при этом заключаются лишь в праве на распоряжение доходами, полученными от их оказания. В табл. 1 представлены права медицинских организаций различных организационно-правовых форм в части, касающейся приносящей доход деятельности.

Таблица 1

Права медицинских организаций различных организационно-правовых форм в части, касающейся приносящей доход деятельности

Автономное некоммерческое учреждение

Государственное бюджетное учреждение здравоохранения

Казенное учреждение

Право осуществлять приносящую доходы деятельность

Вправе осуществлять приносящую доходы деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, и соответствующую этим целям, при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах

Может осуществлять приносящую доходы деятельность в соответствии со своими учредительными документами

Право на распоряжение доходами, полученными от приносящей доход деятельности

Доходы, полученные от такой деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение автономного учреждения

Доходы, полученные от такой деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение бюджетного учреждения

Доходы, полученные от указанной деятельности, поступают в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации

Проведенный анализ системы платных медицинских услуг показал, что наряду с определенными достижениями (расширение рынка медицинских услуг, повышение конкурентоспособности медицинских организаций и специалистов, получение дохода указанными организациями от оказания платных медицинских услуг, расширение права выбора пациентами медицинских организаций и специалистов и др.) имеется ряд проблем. К ним, в первую очередь, можно отнести проблемы несовершенства законодательной и нормативно-правовой базы по оказанию платных медицинских услуг. По нашему мнению, основными проблемами здесь являются:

1) отсутствие законодательно закрепленной ответственности пациентов за предоставление исчерпывающей известной им информации о собственном состоянии здоровья и наличии возможных противопоказаний к проведению отдельных видов медицинских вмешательств;

2) недостаточная проработанность на федеральном уровне методик и рекомендаций по организации платных медицинских услуг в государственных и муниципальных медицинских организациях, в т.ч. рекомендующие порядок разделения потоков пациентов, получающих платные и бесплатные медицинские услуги, а также организацию работы медицинских специалистов и использования медицинского оборудования и аппаратуры;

3) отсутствие четких профессиональных рекомендаций о формировании рынка медицинских услуг с учетом предложения более широкого спектра профилактических, лечебно-диагностических и реабилитационных программ, в том числе не включенных в программу государственных гарантий и территориальные программы бесплатного оказания гражданам медицинской помощи;

4) недостаточная проработанность методологии оказания платных медицинских услуг в медицинских организациях с учетом их специфики и повышения удовлетворенности производителей и потребителей медицинских услуг;

5) отсутствие организационно-функциональных моделей по организации и оказанию платных медицинских услуг в государственных медицинских организациях;

6) несовершенство методики расчета тарифов на медицинские услуги, отсутствие достаточной гибкости при утверждении тарифов с учетом меняющейся экономической ситуации и платежеспособного спроса населения.

В качестве возможных угроз, также связанных с недостатком развития нормативной правовой базы, можно спрогнозировать следующие:

1. Необоснованный рост объемов платных медицинских услуг в ущерб объемам и уровню медицинских услуг, оказываемых без взимания платы с пациентов.

2. Некорректное использование ресурсной базы государственных медицинских организаций для оказания платных медицинских услуг.

3. Нарушение финансовой отчетности и расчетов при оказании платных медицинских услуг.

Существует и ряд иных проблем, проявляющихся в процессе деятельности организаций и специалистов государственных организаций при оказании платных медицинских услуг. К ним, прежде всего, относятся отсутствие научно обоснованных структурно-организационных моделей деятельности государственных медицинских организаций и работающих в них специалистов по оказанию платных медицинских услуг, системы подготовки руководителей и специалистов по этому направлению деятельности, а также недостаточное изучение мнения пациентов о степени удовлетворенности медицинскими услугами, оказываемыми на платной основе в государственных медицинских организациях.

Все указанное зачастую способствует принятию незрелых управленческих решений по организации и совершенствованию системы оказания платных услуг, создает предпосылки к неравенству при оказании платных медицинских услуг и услуг, оказываемых без взимания платы, а также к возникновению иных организационных, финансовых и правовых нарушений. Это говорит о целесообразности более глубокого изучения практики деятельности производителей платных медицинских услуг и оценки указанной деятельности потребителями данных услуг.

Анализ существующих вариантов организации и оказания платных услуг в государственных медицинских организациях, проведенный по литературным данным и по отчетным данным государственных медицинских организаций Департамента здравоохранения г. Москвы показал, что наиболее востребованными и чаще используемыми являются следующие (табл. 2):

Таблица 2

Варианты организации и оказания платных услуг в государственных медицинских организациях

Первый вариант

Организация и оказание платных медицинских услуг в отдельно выделенных или арендуемых подразделениях; специалистами, занятыми на работе в данных подразделениях по основному месту работы или совместительству; с использованием собственного или арендуемого оборудования и иных ресурсов.

Второй вариант

Организация и оказание платных медицинских услуг без выделения отдельных подразделений на базе существующих, специалистами, занятыми на работе в указанных подразделениях зачастую в основное рабочее время, с использованиям основного оборудования организации и иных ресурсов организации

Третий вариант

Смешанный подход из отдельных аспектов первого и второго вариантов

Все указанные варианты имеют ряд преимуществ, недостатков и особенностей. Их выбор зависит от многих факторов, в том числе от территориального расположения, профиля и организационной структуры медицинской организации, ее мощности, кадрового и иного ресурсного обеспечения и др.

При реализации платных медицинских услуг с использованием подходов, обозначенных нами как первый вариант, специализированное подразделение, существующее сверх установленного штатного расписания, является самостоятельным в пределах своей компетенции в структуре медицинской организации. При этом сверхбюджетными составляющими являются не только штат сотрудников и выделенные площади, а также медицинское оборудование, лекарственные препараты и другие расходные материалы.

Рассмотрение основных преимуществ, проблем и особенностей перечисленных вариантов свидетельствует о следующем (табл. 3, 4)

Таблица 3

Характеристика основных преимуществ, проблем и особенностей первого варианта организации и оказания платных услуг

Основные преимущества

Основные проблемы

Особенности

1) возможность полного автономного учета всех ресурсных затрат (рабочего времени персонала, амортизации оборудования, коммунальных расходов, средств, для закупки лекарственных препаратов, мягкого инвентаря, моющих и дезсредств и др.);

2) удобство ведения отдельного статистического, бухгалтерского и налогового учета, что исключает возможность нарушения финансовой дисциплины и отчетных данных, а также двойную оплату услуг из различных источников, т.е. минимализация риска нарушения законодательства;

3) возможность оказания необходимого внимания к пациентам, оплатившим услуги, минимизация очередности и времени ожидания услуг.

1) дефицит площадей, необходимых для создания отдельных подразделений;

2) необходимость привлечения дополнительных кадровых ресурсов при имеющем место кадровом дефиците основных работников;

3) финансовые затраты, в том числе на ресурсное обеспечение, например, закупку дорогостоящего оборудования, оплату труда персонала и др. расходы, которые могут стать катастрофичными при отсутствии достаточного потока пациентов.

Эффективность работы требует:

1) реализации концепции маркетинга, учитывающей конъюнктуру рынка, возможность производства востребованных и конкурентоспособных медицинских услуг и другие аспекты;

2) формирования достаточного и постоянного потока пациентов;

3) создания благоприятного имиджа медицинской организации.

Таблица 4

Характеристика основных преимуществ, проблем и особенностей второго варианта организации и оказания платных услуг

Основные преимущества

Основные проблемы

Особенности

1) отсутствие необходимости на первоначальном этапе во вложении дополнительных материально-технических, финансовых и иных ресурсов, привлечении дополнительных кадров и т.д.

1) существенное повышение степени риска нарушений законодательства о приносящей доход деятельности;

2) сложности ведения отдельного статистического, бухгалтерского и налогового учета;

3) более интенсивное использование ресурсной базы медицинской организации зачастую без ее должного возмещения за счет поступающих внебюджетных средств;

4) сложности разделения потоков и маршрутизации пациентов, получающих платные медицинские услуги и услуги по ОМС, что вызывает возникновение конфликтных ситуаций;

5) вероятность сокращения гарантированной медицинской помощи населению вследствие увеличения объемов оказания платных услуг в медицинской организации;

6) возникновение возможного неравенства в отношении медицинского персонала к пациентам, получающим медицинскую помощь на платной основе и в рамках ОМС;

7) отсутствие достаточной комфортности при организации и оказании платных услуг (отдельной записи, регистрации, приема и индивидуального лечения пациентов), что негативно сказывается на потребительской активности и качестве предоставляемых медицинских услуг.

Эффективность работы требует:

1) постоянных организационных усилий руководителей и исполнителей медицинских услуг по решению текущих проблем по оказанию платных услуг и услуг по ОМС, снижению возникающей напряженности;

2) постоянного и действенного контроля организации и качества оказания всех видов медицинских услуг, соблюдения действующего законодательства со стороны всех уполномоченный организаций и специалистов.

Подход к оказанию платных услуг в государственных медицинских организациях, при котором формируется отдельный штат сотрудников и выделяются для этих целей площади (кабинеты, отделения) - вариант N 1, является актуальным для крупных лечебно-профилактических центров или узкоспециализированных поликлиник.

Второй вариант, наиболее часто применяемый в государственных медицинских организациях, заключается в оказании платных услуг силами медицинского персонала (утвержденного штатным расписанием), в их основное рабочее время, без выделения самостоятельных структурных подразделений. Для него также характерен ряд преимуществ, проблем и особенностей.

Применение данного варианта актуально при небольшом количестве оказываемых услуг в медицинской организации, а также в период становления и развития приносящей доход деятельности.

Выбор конкретного варианта в медицинской организации зависит многих факторов и может изменяться, в зависимости от стадии развития данного направления деятельности.

По мере увеличения объемов предоставляемых услуг назрела необходимость пересмотра и оптимизации их оказания. Предпосылками для организации самостоятельной организационно-функциональной модели являются следующие факторы:

1) увеличивающийся спрос на предоставляемые медицинские услуги со стороны страховых компаний, в рамках ДМС;

2) переход на одноканальное финансирование, с сохраняющимся финансовым дефицитом;

3) изменения нормативно-правовой базы, регламентирующей данный вид деятельности учреждения, с расширением прав и возможностей руководителей в данной сфере;

4) накопленный опыт медицинских организаций в данной сфере деятельности.

Таким образом, анализ вариантов оказания платных медицинских услуг в государственных медицинских организациях свидетельствует о том, что необходима разработка унифицированных организационно-функциональных моделей совершенствования указанной деятельности, с целью повышения объема и качества оказываемых медицинских услуг и минимизации рисков.

Loading...Loading...