Виды придаточных предложений в спп таблица. Виды сложноподчинённых предложений

Называется предложение, которое состоит из двух синтаксически неравноправных частей: главная часть (головна частина) - основная и независимая, придаточная часть (підрядна частина) подчинена главной части. Части сложноподчинённого предложения объединены с помощью подчинительных союзов, союзных слов, а также с помощью интонации.

Придаточная часть присоединяется к главной части с помощью союзов и союзных слов, т. е. относительных местоимений и наречий, выступающих в роли подчинительных союзов кто, что, который, как, когда, где, чей, откуда, куда, так что, как будто, если, чтобы, потому что, хотя, пока и др.

Подчинительные союзы и союзные слова находятся в придаточной части предложения.

Придаточная часть может относиться к определённому слову или словосочетанию, к грамматической основе или ко всей главной части. От главной к придаточной части можно поставить вопрос.

Придаточная часть может располагаться перед главной частью, после и внутри неё: (Что ), ; , (что ); , (что ). Например: Когда хлеб , тогда и мера, когда деньги , тогда и вера (Пословица). Уже светало, когда я всё же заснул (В. Войнович). Лев крадётся к тому ручью, куда каждый день ходят пить воду стада буйволов , и прячется между камнями (И. Куприн).

В сложноподчинённом предложении могут быть два или несколько придаточных : Надо много учиться, чтобы осознать, что знаешь мало (М. Монтень).

В придаточной части сложноподчинённого предложения можно сообщать дополнительную информацию о предмете, лице, событии, можно указывать на причину, условия, цель тех событий, о которых говорится в главном предложении. В зависимости от этого выделяются три вида придаточных: изъяснительные (з"ясувальні), определительные (означальні), обстоятельственные (обставинні ) (места, времени, цели, причины, условия, уступительные, следствия, образа действия, меры и степени, сравнения).

Придаточная часть выделяется запятыми в середине главной части (запятая одна, если придаточная часть в начале или в конце сложного предложения; две - если в середине).

Подчинительные союзы и союзные слова являются опознавательными признаками правила «Запятые в сложноподчинённом предложении».

Для проверки действуйте по алгоритму: найдите смысловой отрезок , присоединяемый подчинительным союзом или союзным словом, и выделите его запятыми.

План синтаксического разбора сложноподчинённого предложения

1. Определите вид предложения по цели высказывания и по эмоциональной окраске.

2. Выделите (подчеркните) грамматические основы в каждой части сложного предложения и укажите, что предложение сложное .

3. Убедитесь, что части сложного предложения соединяет подчинительный союз или союзное слово , укажите, что предложение союзное, сложноподчинённое .

4. Назовите главную и придаточную часть, отметьте место придаточной части по отношению к главной.

5. От главной к придаточной части задайте вопрос, укажите, что уточняет, дополняет, на что указывает придаточная часть в главной и укажите её вид.

6. Сделайте разбор каждой части сложного предложения по плану разбора сложного предложения.

7. Составьте схему сложного предложения.

1. Выборочно-распределительная работа

І. Прочитайте предложения, выбранные из произведения М. Лермонтова , соблюдая правильную интонацию. Укажите союз или союзное слово, присоединяющие придаточную часть к главной. В какой части сложноподчинённого предложения всегда находится союз или союзное слово?

ІІ. Запишите сначала предложения, в которых придаточная часть стоит после главной, затем предложения, в которых придаточная находится перед главной, а затем - внутри главной. Расставьте знаки препинания.

1. Старуха на все мои вопросы отвечала что она глухая не слышит. 2. Она чувствовала внутренний жар как будто в груди у ней лежало раскалённое железо. 3. Когда я проснулся на дворе уж было темно. 4. Площадка на которой мы должны были драться изображала почти правильный треугольник. 5. Он закидывает голову назад когда говорит и поминутно крутит усы левой рукой. 6. Я невольно сделал несколько шагов вперёд чтоб поскорей удалиться от края. 7. Всё было бы спасено если б у моего коня достало сил еще на десять минут! 8. Я отправился в крепость чтоб узнать от коменданта о часе моегоотъезда. 9. Впрочем в те минуты когда сбрасывает трагическую мантию Грушницкий довольно мил и забавен.

3. Используя материалы таблицы "Виды придаточных частей", определите вид придаточной части. Сделайте синтаксический разбор третьего предложения.

2. Конструирование предложений

Составьте предложения по данному началу. От главной части к придаточной задайте вопрос, определите вид придаточной части.

При определении вида придаточной части могут возникнуть ошибки.

Место, где расположился наш лагерь, находилось в живописном уголке острова . В данном предложении определительная придаточная часть, так как она указывает на признак, к ней можно задать вопрос: Место (какое? ), где расположился наш лагерь , ... . Какая ошибка могла возникнуть при определении вида этой части? Чем она могла быть вызвана?

При определении вида придаточной части сложноподчинённого предложения всегда задавайте вопрос к ней, вдумывайтесь в вопрос и значение придаточной части.

3. Объяснительное письмо

І. Спишите предложения, расставляя знаки препинания . Подчеркните союз или союзное слово, присоединяющее придаточную часть к главной. В какой части предложения всегда находится союз или союзное слово?

ІІ. Используя данный выше совет и материалы таблицы "Виды придаточных частей", определите вид придаточной части, указав его в скобках. Устно прооммнтируйте, какие ошибки могли бы произойти при определении вида придаточной части, чем они могли быть вызваны. Как вам удалось их избежать?

1. Знание только тогда знание когда оно приобретено усилиями своей мысли а не памятью (Л. Толстой ). 2. В последний раз он увидел её весной возле школы где и сам когда-то учился (Ф. Искандер ). 3. Я не совсем точно знал где расположен его дом (Ф. Искандер ). 4. Снег с дождём был такой сплошной что другого берега реки не было видно (Е. Гришковец ). 5. Грустно видеть когда юноша теряет лучшие свои надежды и мечты (М. Лермонтов ).

ІІІ. Сделайте разбор третьего предложения.

Сложноподчиненные предложения с придаточными определениями

Придаточные определительные поясняют в главной части член предложения, выраженный именем существительным или местоимением, отвечают на вопросы какой? который? чей?.

Придаточные определительные присоединяются к главной части с помощью союзных слов какой, который, чей, где, куда, когда и подчинительных союзов: что, чтобы, будто, точно, как : На всякий случай открыла кладовку, куда уборщица складывала дрова, и рассмеялась (В. Белов).

Союзное слово который может находиться не только в начале, но и в середине придаточной части: Мы подошли к реке, правый берег которой зарос густым колючим кустарником.

Придаточная определительная часть в предложении всегда стоит только после определяемого слова.

Чтобы выделить в главной части определяемое слово, и предложении могут быть употреблены указательные слова то, та, те, тот, такой .

Например: Его (художника) искусство растёт вместе с тем народом, который он изображает (А. Толстой).

4. Восстановление предложений

І. Спишите предложения, заменяя, где возможно, союзное слово который союзным словом где, когда, куда или что . Сначала выпишите предложения с причастным оборотом , потом - предложения с деепричастным оборотом и предложения с вводными словами. Расставьте знаки препинания.

ІІ. Определите вид придаточных частей сложноподчинённых предложений. Сделайте разбор пятого предложения.

1. Слева за мандариновыми кустами начинался сад в котором росли груши инжир и гранатовое дерево усеянное пунцовыми илотами (Ф. Искандер ). 2. Мать открыла ему дверь и всё так же ласково улыбаясь провела в комнату в которой сидела бабушка (Ф. Искандер ). 3. Море тихо вторило началу одной из древних легенд которые может быть создались на его берегах (Максим Горький ). 4. Спасти её должен был конечно же прекрасный принц который непременно появится в самую трагическую минуту и непременно под алыми парусами (М. Юденич ). 5. Мы не отрываясь смотрели на платформу от которой должен был отойти автобус.

5. Пунктуационная работа

Спишите предложения. Выделите запятыми придаточные части сложноподчинённого предложения. Проверьте правильность постановки знаков препинания.

1. Окна её комнаты выходили в улицу-ущелье дном которого оказалась мерцающая кварцевыми слитками вода канала. 2. Опять заговорили жалобно перебивая друг друга колокола соседних церквей. Им с Сан-Марко отвечал ровный гул на фоне которого всплескивали верхние колокола. 3. В проём наполовину открытого окна была вдвинута трапеция солнечного света верхний угол которой касался края зеркального шкафа. 4. Она увидела парадное соседнего дома ступени которого уходили прямо в воду.

(Д. Рубина )

Придаточная определительная часть должна стоять только после слова, к которому она относится.

6. Редактирование

Найдите в данных предложениях ошибки, вызванные неправильным расположением придаточной части. Запишите предложения в исправленном виде.

1. Движущиеся по небу светящиеся точки спутников мы искали каждый вечер, которые были похожи на заблудившиеся в пространстве звёзды . 2. Мы любовались закатом южного солнца, который был необычайно красив. 3. Компьютерная программа помогла мне разработать проект, намного быстрее, которую я установил. 4. Мобильная связь позволяет значительно увеличить темп жизни, которая распространена повсеместно.

7. Смешавшиеся тексты

І. Данный текст составлен из двух тематически близких текстов (первый текст Л. Улицкой, второй - Т. Толстой). Прочитайте тексты, найдите их границу, опираясь на некоторые особенности авторских стилей и грамматические особенности текстов.

ІІ. Выразительно прочитайте текст Л. Улицкой. Выпишите обособленные определения вместе со стоящим впереди определяемым словом, устно заменяйте обособленные определения придаточным определительным с союзом который . Напишите изложение первого текста, используя выписанные материалы.

Когда-то они учились в одном классе гимназии, ходили в одинаковых серо-голубых форменных платьях, пошитых у лучшего в Калуге портного, носили одинаковые гимназические значки «КЖГС». Эти ажурные буквы означали всего лишь Калужскую женскую гимназию на Садовой.

Анечка была отличницей с толстой косой, перекинутой через плечо; в её тетрадках последняя страница не отличалась от первой, особенно красивой и старательной. У Аси не было такого рвения к учению, что у Ани: французские глаголы, нескончаемые частоколы дат и красивые безделушки теорем влетали в одно её ухо, полуприкрытое пружинистыми беспорядочно-курчавыми белёсыми волосами, и, покуда она рисовала тонко очинённым карандашом карикатуру на преподавателя истории, вылетали из другого. Ася была живая, весёлая и славная девушка.

Мы были друзьями детства . Мы когда-то торопились сквозь одну и ту же утреннюю железную мглу, мимо тех же сугробов, заборов и качающихся фонарей, в ту же красную кирпичную школу, опоясанную снаружи медальонами с алебастровыми профилями обмороженных литературных классиков. И общими были для пас зелёные стены, полы, измазанные красной мастикой, гулкие лестницы, тёплая вонь раздевалок и на площадке третьего этажа страшноглазый Салтыков-Щедрин, туманно писавший про какого-то карася.

Сложноподчинённые предложения с придаточными изъяснительными

Придаточные изъяснительные отвечают на падежные вопросы и поясняют в главной части слова, которые имеют значение речи, мысли, чувства. Лексическое значение таких слов требует уточнения: что сказал (ответил, крикнул, спросил), что подумал, что почувствовал (чему обрадовался, чем доволен, в чём уверен, чего жаль, что желательно и т. п.).

Такие предложения требуют завершения с помощью придаточной изъяснительной части как по смыслу, так и грамматически. В придаточной части может быть указательное слово то , с помощью которого можно направить внимание слушающего или читающего на содержание придаточной части: Он сам удивлялся тому , что вслушивается в эту пустоту (Ф. Искандер ).

Придаточная часть чаще всего стоит после главной и присоединяется к ней с помощью союзов и союзных слов что, чтобы, как, как будто, ли, сколько, где, когда, куда, почему, как, зачем .

Косвенная речь передаётся сложноподчинёнными предложениями с придаточными изъяснительными.

8. Синтаксические синонимы

І. Спишите предложения. Расставьте запятые и объясните их постановку. Назовите вид придаточных, укажите слово, которое они поясняют в главной части. В какой части предложения косвенно воспроизводится чужая речь?

ІІ. Запишите предложения, заменяя косвенную речь прямой речью. Как в таком случае заменяются личные и притяжательные местоимения? Чью точку зрения они обозначают в прямой речи?

1. Проводник предупредил чтобы мы были очень осторожны. 2. Мама попросила чтобы я нашёл в Интернете нужную ей для статьи информацию. 3. Моряки говорили о том что Дон угрожающе мелеет что истоки его заносятся песком (К. Паустовский ). 4. Козонков спросил где я живу (В. Белов ). 5. Собеседник начав с количества и качества наследников спросил где и кем я работаю (В. Белов ).

9. Конструирование предложений

І. Прочитайте вопросы теста. Ответив на них, проанализируйте, умеете ли вы общаться эффективно. Ответы оценивайте так: всегда - 2 балла, в большинстве случаев - 4 балла, иногда - 6 баллов, редко - 8 баллов,никогда - 10 баллов. Точный ответ вы получите при максимальной искренности. Если в итоге наберёте выше 62-х баллов - вы хороший собеседник.

ІІ. Укажите сложноподчинённые предложения. Запишите номер сложного предложения, составьте его схему, в скобках укажите вид придаточного.

ІІІ. Простые предложения включите в качестве придаточной части и состав сложноподчинённого предложения. Главную часть стройте по типу: Психолог спросил , ... ; Ведущий уточнил , ... ; Я поинтересовался , ...и т. д. Обведите союз-частицу ли. Как изменится пунктуация в конце предложения?

Ваш стиль общения
1. Стараетесь ли вы прервать разговор, если его тема или ваш собеседник вам неинтересны?
2. Может ли неудачное или бестактное выражение собеседника спровоцировать вас на резкость или грубость?
3. Могут ли вас раздражать манеры собеседников?
4. Избегаете ли вы беседовать с неизвестным или малознакомым человеком, даже когда он стремится к этому?
5. Имеете ли вы привычку перебивать собеседника?
6. Делаете ли вы вид, что внимательно слушаете собеседника, думая в это время совсем о другом?
7. Меняется ли ваш тон, голос, выражение лица, если изменился тон вашего собеседника?
8. Меняете ли вы тему разговора, если собеседник коснулся неприятной вам темы?
9. Поправляете ли собеседника, если в его речи встречаются неправильно произнесённые слова, искажённые названия, термины?
10. Бываете ли вы ироничны по отношению к собеседнику?

(По Л. Аверченко )

10. Домашнее задание

Вариант 1 . Спишите текст упражнения. Расставьте пропущенные знаки препинания. Обведите союзы или союзные слова, укажите вид придаточных предложений. Объясните постановку двоеточия в первом предложении. Укажите предложения с косвенной речью.

Вариант 2 . Спишите текст упражнения, преобразуя предложения с косвенной речью в предложения с прямой речью. Объясните постановку двоеточия и тирс.

Сегодня я получил «двойку» по физкультуре : я очень невысоко прыгнул в высоту не длинно прыгнул в длину и перепутал все гимнастические упражнения.

Ничего радостного в этом не было. Учитель но физкультуре напомнил мне о том что наша школа на первом месте в районе по спортивной работе. Он сказал что мне надо было бы поступить в другую школу которая не на таком почётном месте в районе как наша. На перемене классная руководительница предупредила меня чтоб я не думал что физкультура - это второстепенный предмет. И сказала что вообще стоит только начать: сегодня «двойка» по физкультуре а завтра - по литературе или даже по математике (наша классная руководительница - математичка). А староста класса Князев просто сказал что я хлюпик.

(А. Алексин )

Вариант 3 . Спишите текст. Расставьте пропущенные знаки препинания. Причастные и деепричастные обороты подчеркните как члены предложения. Обоснуйте постановку тире в предложениях.

Я зашёл в свой класс и стал искать парту за которой когда-то сидел. Погоди а где я сидел? В десятом классе моим соседом был Серёжа Воропаев - это точно. Мы сидели у окна впереди была свободная парта а дальше - учительский стол... Теперь вспомнил! Парты у нас были мощные монолитные. Крышки парт покрытые наскальными рисунками каждый год закрашивали толстым слоем зелёной краски. Но следы оставленные предыдущими поколениями всё равно проступали.

Переходя из класса в класс мы вырастали из своих нарт как из детской одежды - и это называлось взрослением. Приветствуя входящего учителя мы вставали и хлопали откидными крышками - и в этом была какая-то особенная торжественность.

(По Ю. Полякову )

Вариант 4 . Из упражнения 7 выпишите второй текст (автор Т. Толстая), заменяя причастные обороты придаточными определительными. Причастные обороты подчеркните как члены предложения. Укажите слово, определяемое причастным оборотом, знаком х.

Вариант 5 .

1. Спишите текст, расставляя знаки препинания и заменяя выделенные придаточные предложения причастными и деепричастными оборотами, а прямую речь - косвенной.

2. Рассмотрите какое-либо явление природы, жизни, определяя возможные цели этого явления с разныхточек зрения. Напишите сочинение, стараясь использовать те же синтаксические конструкции, что и втексте данного упражнения. Чужую речь передавайте в виде косвенной речи.

Пчела которая сидела на цветке ужалила ребёнка. И ребёнок боится пчёл и говорит Цель пчелы состоитв том чтобы жалить людей. Поэт любуется пчелой которая впилась в чашечку цветка и говорит Цельпчелы состоит во впивании в себя аромата цветов. Пчеловод который заметил что пчела собирает цветочную пыль и приносит её в улей говорит Цель пчелы состоит в собирании мёда. Другой когда наблюдает переселение растений видит что пчела содействует этому переселению. И этот новый наблюдатель может сказать В этом состоит цель пчелы.

Но конечная цель пчелы не исчерпывается ни той ни другой ни третьей целью которые в состоянииоткрыть ум человеческий. Чем выше поднимается ум в открытии этих целей тем очевиднее для негонедоступность конечной цели. Человеку доступно только наблюдение над соответствием жизни пчелыдругим явлениям жизни. То же с целями исторических лиц и народов.

(По Л. Толстому )

А.Н.Рудяков, Т.Я. Фролова. Русский язык 9 класс

Отослано читателями из интернет-сайтов

Списки тем по классам, онлайн библиотека с книгами и учебниками, руский язык в школе, скачать материалы по русскому языку 9 класс, готовые домашние задания вопросы и ответы, школьный план

Содержание урока

), выделяются четыре основных типа придаточных:

  • определительные,
  • изъяснительные,
  • обстоятельственные (образа действия и степени, места, времени, условия, причины, цели, сравнения, уступки, следствия),
  • присоединительные.

Придаточные определительные

Относятся к существительному или местоимению. Отвечают на вопросы определений (какой? какая? какие? ).
Присоединяются с помощью союзных слов : какой, который, чей, что, где, когда, откуда и др.
А также союзов : чтобы, как, будто, точно, словно и др.

Примеры

  • [Прозвенел будильник]. Будильник какой? (Который подарила мне моя бабушка). [Прозвенел будильник(, который подарила мне моя бабушка )].
  • [Дом сгорел дотла]. Дом какой? (Где я родился). [Дом(, где я родился, ) сгорел дотла].
  • [А.С. Пушкину поставили не один памятник]. А.С. Пушкину какому? (Чей вклад в развитие русской литературы трудно переоценить). [А.С. Пушкину(, чей вклад в развитие русской литературы трудно переоценить, ) поставили не один памятник].
  • [В тот день жизнь моя изменилась]. В день какой? (Когда я понял всё). [В тот день(, когда я понял всё, ) жизнь моя изменилась].

Придаточные изъяснительные

Относятся к глаголу. Отвечают на падежные вопросы (кто? что? кому? чему? кого? чего? кем? чем? и т.д. ).
Присоединяются с помощью союзных слов : кто, что, который, чей, где, куда, откуда, как, зачем, почему, сколько
А также союзов : что, чтобы, будто, как, словно, как будто и др.

Примеры

Здесь основное предложение выделено в квадратные скобки, а придаточное - в круглые.

  • [Я точно уверен]. Уверен в чем? (В том, что Земля имеет форму шара). [Я точно уверен(в том, что Земля имеет форму шара )].
  • [Он узнал]. Узнал что? (Сколько дней прошло с запуска первого спутника). [Он узнал(, сколько дней прошло с запуска первого спутника )].
  • [Они поняли]. Поняли что? (Зачем я это сделал). [Они поняли(, зачем я это сделал )].

Придаточные обстоятельственные

Играют роль распространенных обстоятельств. Отвечают на обстоятельные вопросы. Как и обычные обстоятельства, делятся на несколько типов:

Тип придаточного Вопросы, на которое оно отвечает Связка с помощью союзов Связка с помощью союзных слов Примеры
Образа действия как? каким образом? как, что, чтобы, словно, точно
  • [Я шел по свежевыпавшему снегу]. Шел как? (Так, что снежинки хрустели у меня под ногами). [Я шел по свежевыпавшему снегу(так, что снежинки хрустели у меня под ногами )].
Меры и степени насколько? в какой степени? что, как сколько, насколько
  • [Он съел много яблок]. Съел как много? (Так, что живот потом разболелся) [Он съел так много яблок(, что живот потом разболелся )].
Места где? куда? откуда? где, куда, откуда
  • [Я устал ото всего и пошел]. Пошел куда? (Туда, где я мог наконец отдохнуть). [Я устал ото всего и пошел туда (, где я мог наконец отдохнуть )].
Времени когда? как долго? с каких пор? до каких пор? когда, пока, покамест, как только, с тех пор как, до тех пор пока
  • [Луна восходит]. Восходит когда? (Когда наступает ночь). [Луна восходит(, когда наступает ночь )].
Цели зачем? с какой целью? чтобы (чтоб)
  • [Я выпил лекарство]. Выпил зачем? (Чтобы вылечить простуду). [Я выпил лекарство(, чтобы вылечить простуду )].
Причины почему? отчего? потому что, оттого что, так как, ибо
  • [Он изменился]. Изменился почему? (Потому что не было причин оставаться прежним). [Он изменился потому (, что не было причин оставаться прежним )].
Условия при каком условии? если, когда, раз
  • [Я съем это яблоко]. Съем при каком условии? (Если оно не отравлено). [Я съем это яблоко(, если оно не отравлено )].
Уступки несмотря на что? хотя, несмотря на то что, пускай, пусть сколько ни, как ни
  • [Он достиг цели]. Достиг несмотря на что? (Хоть я всё это время ему мешал). [Он достиг цели(, хоть я всё это время ему мешал )].
Следствия и..? следовательно..? так что
  • [Я был на вершине мира]. и? (Так что у меня не было причин для беспокойства). [Я был на вершине мира(, так что у меня не было причин для беспокойства )].
Сравнительные как? как, словно, будто
  • [Она порхала по квартире]. Порхала как? (Как порхает молодая бабочка, только что научившаяся летать). [Она порхала по квартире(, как порхает молодая бабочка, только что научившаяся летать )].

Придаточные присоединительные

Относятся ко всей главной части.
Присоединяются с помощью союзных слов: что, куда, откуда, где, когда, как, почему
Дополняют и поясняют содержание основной части. Нередко обладают значением следствия.

Примеры

  • Он волновался(, поэтому и не смог успешно сдать экзамен ).
  • Мой брат так и не открыл книгу за все это время(, что не давало мне покоя ).

См. также

Примечания

Ссылки

  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : В 86 томах (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.
  • Главное предложение - Словарь литературных терминов

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Придаточное предложение" в других словарях:

    Придаточное предложение - ПРИДАТОЧНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ. См. Главное предложение … Словарь литературных терминов

    ПРИДАТОК, тка, м. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

    Синтаксически зависимая предикативная часть сложноподчиненного предложения, содержащая подчинительный союз или союзное слово. Владимир с ужасом увидел, что он заехал в незнакомый лес (Пушкин). Изобразить чувство, которое я испытывал в то время,… …

    Зависимая часть сложноподчинённого предложения, содержащая в своём составе союз или союзное слово. Относится ко всему главному предложению или к одному слову в нём (дополнительные, определительные придаточные). Ф. И. Буслаев положил начало… … Литературная энциклопедия

    - (грам.). Так называется в противоположность главному такое предложение, которое не имеет самостоятельного, цельного смысла без главного предложения. Синтаксический строй всех индоевропейских языков показывает несомненно, что создание категории П … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    придаточное предложение - лингв. Часть сложноподчинённого предложения, синтаксически подчинённая главной части (главному предложению) и соединённая с ней союзом или союзным словом. П ое предложение причины. Условное п ое предложение … Словарь многих выражений

    придаточное предложение - См. главное предложение … Грамматический словарь: Грамматические и лингвистические термины

    ПРИДАТОЧНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ - (последующее п., нем. Nachsatz), так называется, по аналогии с терминологией грамматики, вторая часть музыкального периода, соответствующая первой его части, которая носит название главного (предыдущего) предложения и оканчивается большей частью… … Музыкальный словарь Римана

    Придаточное предложение, отвечающее на вопрос какой? и относящееся к члену главного предложения, выраженному именем существительным или субстантивированным словом. Придаточные определительные прикрепляются к главному предложению при помощи… … Словарь лингвистических терминов

    Придаточное предложение, отвечающее на любой падежный вопрос и относящееся к члену главного предложения, нуждающемуся в смысловом распространении: без придаточного предложения главное было бы структурно и семантически не законченным. Придаточные… … Словарь лингвистических терминов

Придаточные делятся на три группы: определительные, изъяснительные и обстоятельственные; последние подразделяются на подгруппы.

Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными

Отвечают на вопрос - какой?

Относятся к одному слову в главной части -- существительному, местоимению или слову другой части речи в функции существительного, и располагаются после этого определяемого слова.

Придаточные определительные присоединяются при помощи союзных слов -- относительных местоимений: какой, который, чей, что; и местоименных наречий где, куда, откуда, когда. В придаточной части они замещают собой существительное из главной части.

Союзные слова что, где, куда, откуда, когда являются для придаточных определительных неосновными и всегда могут быть заменены основным союзным словом который в определённой форме

Определяемое слово в главной части может иметь при себе указательные слова тот, такой. Существуют придаточные определительные предложения, относящиеся именно к указательным или определительным местоимениям тот, то, таков, такой, каждый, весь, всякий и др., которые не могут быть опущены. Такие придаточные называются местоименно-определительными. Средства связи в них -- относительные местоимения: кто, что, какой, каков, который.

Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными

Отвечают на падежные вопросы.

Присоединяются к главной части союзами что, как, будто, как будто, как бы, чтобы, ли, не -- ли, ли -- или, то ли -- то ли и др., и союзными словами что, кто, как, какой, почему, где, куда, откуда, зачем и др.

Придаточные изъяснительные относятся к одному слову в главной части -- глаголу, краткому прилагательному, наречию, отглагольному существительному со значением речи, мысли, чувства, восприятия.

В главной части может находиться указательное слово то в разных падежных формах. Однако в некоторых СПП с придаточными изъяснительными указательное слово в главной части является обязательным компонентом структуры предложения. Такие придаточные относятся именно к указательному слову, в качестве которого может выступать только слово то. Эта особенность сближает такие предложения с местоименно-определительными, использование же союза, а не союзного слова позволяет отнести их к изъяснительным.

Изъяснительное придаточное обычно находится за тем словом в главной части, к которому относится, но изредка, преимущественно в разговорной речи, она может располагаться и перед главной частью.

Придаточные обстоятельственные

Придаточные обстоятельственные замещают позицию обстоятельств разного рода и отвечают на вопросы, характерные для обстоятельств. В русском языке представлены следующие виды обстоятельственных придаточных предложений: времени, места, причины, следствия, условия, уступки, сравнения, образа действия, меры и степени.

Сложноподчиненные предложения с придаточными времени

Отвечает на вопросы - когда? как долго? с каких пор? до каких пор?

Придаточное времени относится ко всей главной части, указывает на время протекания действия в главной части и присоединяется к главной части при помощи подчинительных союзов когда, как, пока, едва, только, прежде чем, в то время как, до тех пор пока, с тех пор как, как вдруг и др.

При наличии в главной части слова со значением времени, в том числе указательного слова тогда, придаточная присоединяется союзным словом когда, стоит после этого слова в главной части и относится именно к нему.

От предложений с соотносительным наречием в главной части нужно отличать предложения со сложными союзами, которые могут быть разбиты на две части запятой. Такие союзы встречаются не только в СПП с придаточными временными, но в других их типах. Разбиение союза запятой не изменяет его частеречной принадлежности и типа придаточного предложения.

При отсутствии указательного слова придаточная часть в СПП времени может находиться в любой позиции по отношению к главной части. Существуют лишь два случая, когда положение придаточной части фиксированное.

  • 1) использован союз как, как вдруг, выражающий отношение внезапности, неожиданности между ситуациями, названными в главной и придаточной частях. Придаточная часть стоит после главной.
  • 2) использован двукомпонентный (двойной) союз когда -- тогда, лишь только -- как, когда -- то и др. Второй компонент этих союзов помещается в главную часть и может быть опущен; придаточная часть располагается перед главной.

Сложноподчиненные предложения с придаточными места

Отвечают на вопросы - где? куда? откуда?

Придаточные места указывают на место или направление движения, они относятся не ко всей главной части, а к одному слову в ней -- обстоятельству места, выраженному местоименным наречием там, туда, оттуда, нигде, везде, всюду. Средством связи в СПП с придаточными места являются союзные слова где, куда, откуда, выступающие в синтаксической функции обстоятельств.

В разговорной речи соотносительное наречие в главной части может опускаться, и эта часть становится неполной, придаточная часть относится к этому пропущенному наречию. Обычно придаточные места стоят после указательного слова в главной части. Расположение придаточной части перед главной представлено только в разговорной речи, преимущественно в пословицах и поговорках.

Сложноподчиненные предложения с придаточными причины

Отвечают на вопросы - почему? отчего?

Придаточные причины относятся ко всей главной части, имеют значение причины и присоединяются к главной союзами потому что, оттого что, так как, ибо, благо, благодаря тому что, поскольку, тем более что и др. Придаточное причины обычно располагается после главной части, однако при использовании двухкомпонентного союза придаточная часть может стоять до главной, в которую помещается второй компонент этого союза.

Сложноподчиненные предложения с придаточными следствия

Отвечает на вопрос - что произошло вследствие этого?

Придаточное следствия относится ко всей главной части, имеет значение следствия, вывода, присоединяется к главной части союзом так что и всегда находится после главной части.

Не относятся к СПП с придаточным следствия предложения, в главной части который есть наречие так, а в придаточной -- союз что.

Не относятся к рассматриваемой группе и предложения, части которых соединены сочинительной или бессоюзной связью и во второй части которых представлены наречия потому и поэтому.

Сложноподчиненные предложения с придаточными условия

Отвечает на вопрос - при каком условии?

Придаточное условия относится ко всей главной части, имеет значение условия, и присоединяется к главной с помощью подчинительных союзов если, когда (в значении союза если), коли, коль скоро, раз, в случае если и др. Придаточные условия способны занимать любое положение по отношению к главной части. В оформлении условной связи могут участвовать двухкомпонентные союзы: если -- то, если -- так, если -- тогда, причем все они могут быть заменены простым союзом если (то есть вторая их часть не является обязательной). В этом случае придаточная часть стоит перед главной.

Сложноподчиненные предложения с придаточными цели

Отвечает на вопросы - с какой целью? зачем?

Придаточное цели относится ко всей главной части, имеет значение цели, и присоединяется к главной части союзами чтобы (чтоб), для того чтобы, с тем чтобы, затем чтобы, дабы, лишь бы, только бы, лишь бы только. В этих СПП иногда употребляется указательное слово затем. Союзы, употребляющиеся в СПП с придаточными цели, часто бывают разделены запятой.

Сложноподчиненные предложения с придаточными уступки

Отвечает на вопросы - несмотря на что? вопреки чему?

Придаточное уступки относится ко всей главной части и имеет уступительное значение -- называет ситуацию, вопреки которой осуществляется событие, названное в главной части. Придаточное уступки присоединяется подчинительными союзами хотя (хоть), несмотря на то что, даром что, пусть, пускай или союзными словами кто ни, где ни, какой ни, сколько ни и др. Союз может быть двухкомпонентным со второй частью но, да, однако; эти компоненты могут быть использованы и при употреблении союзных слов.

Который занимается изучением двух единиц: предложения и словосочетания.

В этой статье речь пойдет именно о синтаксисе предложения. Вначале мы выясним, что же подразумевает под собой понятие предложения в целом, а потом более подробно расскажем про виды придаточных предложений в русском языке.

1. Понятие предложения

Являясь одной из основных оно представляет собой набор из одного или нескольких слов, в которых заключается, как правило, вопрос (тогда они называются вопросительными), побуждение к действию (побудительные) и передача определенной информации (повествовательное).

Все принято разделять на сложносочиненные (равноправные) и сложноподчиненные (эти виды придаточных предложений считаются зависимыми. Связываются они при помощи специальных союзов или союзных слов).

2. Как правильно определить предложений?

По своей природе эти единицы синтаксиса очень и очень разнообразны. Для того чтобы определить, нужно лишь помнить о четырех основных признаках:

О грамматическом значении;

О вопросе, на который отвечает это предложение;

О части предложения, к которой его можно отнести;

О средствах связи.

Именно исходя из этих особенностей синтаксические единицы разделяются на обстоятельные, определительные, присоединительные и обстоятельные.

3. в русском языке

1. Определительные. Выполняемая роль: характеризуют признак предмета.

Вопрос, на который отвечает предложение: какой?

К чему относятся в предложении: к имени существительному.

Союзы и союзные слова: когда, откуда, куда, который, какой, чей, что, какой.

Другие характерные особенности: используются указательные слова - любой, каждый, всякий, такой, тот.

Например: Фотоаппарат, который я купила в Чикаго в прошлом году, делает превосходные снимки.

2. Изъяснительные. Выполняемая роль: рассматривают более детально и дополняют значение главного предложения.

Вопрос, на который отвечает предложение: что?

К чему относятся: к глаголу, прилагательному, наречию, отдельно взятому словосочетанию.

Союзы и как, будто, чтобы, что, зачем, куда, что за, когда, где.

Другие характерные особенности: используются указательное слово «то».

Например: Я знаю, что смогу это сделать.

3. Присоединительные. Выполняемая роль: содержит дополнительное сообщение-уточнение.

К чему относятся: ко всему главному предложению.

Союзы и союзные слова: «зачем», «что», «отчего».

4. Обстоятельные виды придаточных предложений. Придаточные предложения этого типа достаточно разнообразны и поэтому имеют еще и собственную классификацию:

  • образа действия и степени

Выполняемая роль: обозначают меру, степень и образ действия.

Вопрос, на который отвечает предложение: каким образом? насколько? в какой степени? как?

К чему относятся: к глаголу или прилагательному.

Союзы и союзные слова: «будто», «чтобы», «что», «насколько», «сколько», «как».

Другие характерные особенности: указательные слова - «такой», «в такой степени», «насколько», «столько», «так».

Например: Он закричал так, что чуть не оглушил присутствующих.

  • места

Выполняемая роль: обозначают место действия.

Вопрос, на который отвечают данные предложений: откуда? куда? где?

К чему относятся: ко всему предложению или к сказуемому.

Союзы и союзные слова: «откуда», «куда», «где».

Другие характерные особенности: указательные слова - «везде», «повсюду», «туда», «там».

Например: Там, где заканчивалась дорога, начиналось поле.

  • времени

Выполняемая роль: обозначает время действия.

Вопрос, на который отвечает предложение: до каких пор? когда? с каких пор? как долго?

Союзы и союзные слова: «до тех пор», «с тех пор как», «пока».

Другие характерные особенности: указательные слова - «иногда», «однажды», «всегда», «теперь», «тогда».

Например: Пока ты смотрела телевизор, я дочитала газету.

  • условия

Выполняемая роль: обозначают условие, при котором осуществляется действие.

Вопрос, на который отвечает предложение: в каком случае? при каком условии?

Союзы и союзные слова: «коль», «коли», «раз», «если», «как».

Например: Если ты мне напомнишь, я принесу тебе книгу.

  • причины

Выполняемая роль: обозначает причину.

Вопрос, на который отвечает предложение: по какой причине? отчего? почему? из-за чего?

К чему относятся: ко всему гл. предложению или к сказуемому.

Союзы и союзные слова: «оттого что», «потому что», «так как».

Например: Он пошел пешком, т.к. не хотел ехать в душном транспорте.

  • сравнения

Выполняемая роль: дают пояснение путем сравнения.

Вопрос, на который отвечает предложение: подобно чему?

К чему относятся в предложении: ко всему гл. предложению или к сказуемому.

Союзы и союзные слова: «как будто», «как», «чем», «будто».

Например: Он предпочел молчать, как рыба.

Выполняемая роль: обозначает цель действия.

Вопрос, на который отвечает предложение: для чего? ради какой цели? ради чего? зачем?

К чему относятся: ко всему гл. предложению или к сказуемому.

Союзы и союзные слова: «для того чтобы», «затем», «затем чтобы».

Например: Я хочу выучить, чтобы знать.

  • уступки

Выполняемая роль: обстоятельство для выполнения действия.

Вопрос, на который отвечает предложение: несмотря на что? вопреки чему?

К чему относятся: ко всему главному предложению или к сказуемому.

Союзы и союзные слова: «даром что», «несмотря на то что», «что», «хотя», «пусть», «как ни», «когда ни», «сколько ни»

Например: Хотя было холодно, он вспотел.

  • следствия

Выполняемая роль: означают следствия, результат или вывод.

Вопрос, на который отвечает предложение: что из этого?

К чему относятся: ко всему гл. предложению.

Союзы и союзные слова: «так что», «поэтому».

Например: Несмотря на голод, я не буду это кушать.

Loading...Loading...