Члены предложения. Связь слов в предложении

Текст - это совокупность предложений, связанных между собой по смыслу и грамматически. Последовательное изложение и передача основной идеи с помощью специфических терминов, речевых фигур и оборотов позволяют добиться единства стиля. Способы связи предложений в тексте обеспечивают непрерывное ведение мысли без нарушения его структуры.

Структура текста

Композиция текста, как правило, состоит из трех частей: вступление, основное повествование, заключение. В русском языке можно выделить несколько типов текстов в зависимости от структуры.

  1. Линейный - последовательное повествование фактов или событий.
  2. Ступенчатый - текст разделен на части, которые постепенно сменяют друг друга, не нарушая смысловую целостность.
  3. Концентрический - переход от одной мысли к другой с возвращением к уже высказанным идеям.
  4. Параллельный - метод сопоставления одного события другому.
  5. Дискретный - повествование с намеренным пропуском отдельных деталей для создания интриги.
  6. Кольцевой - возврат читателя в конце текста к уже высказанной в начале идее для переосмысления информации после полного ознакомления с темой.
  7. Контрастный - используется для противопоставления разных частей текста.

Используя связь между предложениями в тексте, выстраиваются абзацы. Они отделяются по смыслу и синтаксически. Каждый абзац имеет свою небольшую тему, обладает логичностью и законченностью.

Композиция текста в разных стилях речи

В зависимости от стилевой принадлежности, структура текста может отличаться. Например, авторы художественных произведений редко придерживаются строгой градации. Художественный стиль допускает нарушение причинно-следственных и пространственно-временных связей. Композиция основывается лишь на идейном построении произведения.

Тексты в научном, публицистическом или деловом стиле обычно выполняются по плану. Например, при использовании типа речи "рассуждение" необходимо четко структурировать его по частям, содержащим тезис, доказательство и вывод.

Предложение - единица текста

Абзацы текста составляют предложения. Они заключают в себе законченное суждение, чему способствует смысловая, грамматическая и синтаксическая связь слов в предложении. Синтаксическая связь зависит от порядка и значения слов в структуре предложения. Грамматическая связь обеспечивается при помощи употребления союзов, местоимений и изменения форм слова. Смысловую связь составляют правила семантики, а также использование интонации.

Обычно предложения составляют словосочетания, в словах которого возникают особые связи.

Типы связи слов в словосочетании

Слова в словосочетании могут вступать в сочинительную или подчинительную связь. Отношения между членами словосочетания, в котором одно слово зависит от другого, создает определенные грамматические требования. Зависимое слово должно совпадать с изменяемыми морфологическими признаками главного слова, то есть сочетаться с ним во времени, числе, роде и падеже.

Подчинительную связь, в которой зависимое слово полностью перенимает на себя форму главного слова, описывает тип управления "согласование". Слова употребляются в едином числе, падеже или роде. Например: красивый цветок, маленькая девочка, зеленый шар. Существует и неполный вид согласования, когда слова относятся к разному роду: моя врач, добросовестная секретарь. Чаще всего в согласование вступают существительное и полное прилагательное (причастие), местоимение, числительное.

Управление выражает соотношение действия с предметом, то есть показывает его направленность. В качестве зависимого слова обычно выступает существительное или часть речи, способная его заменить (прилагательное, причастие). Главным словом в словосочетании становится глагол, наречие или существительное. Например: читать газету, сорт мяса, наедине с отцом.

Примыкание обуславливается только семантикой. По типу примыкания образуются словосочетания из инфинитива, деепричастия или наречия, часто используются существительные. Например: петь красиво, хотеть кушать, очень красивый.

Сочинительная связь слов в предложении

Ряды слов в предложении могут быть связаны лишь по смыслу и грамматически, при этом они не зависят от изменяемых признаков друг друга. Слова, вступающие в такую связь, становятся в предложении однородными или неоднородными членами. При этом могут быть использованы союзы соединительного, противопоставительного и разделительного значения. Бессоюзные ряды связаны лишь интонацией.

Вступать в сочинительную связь могут любые части речи. Чаще всего в предложении независимые ряды грамматически относятся к одному слову. При этом каждое из слов может иметь свой ряд и распространяться.

Синтаксические в предложении

Предложение представляет собой более сложную единицу синтаксиса русского языка, и отношения между словами в предложении возникают более разветвленные. Предложение имеет грамматическую основу и может быть распространено второстепенными членами. Связь между подлежащим и сказуемым является характерным отличием предложения от словосочетания: предикативных отношений между словами, входящими в сочетание, возникнуть не может.

Связь, возникающая между главными членами предложения, бывает:

  • равноправной - слова изменяются одновременно, подстраиваясь друг под друга, что называют координацией. (Осень дождливая);
  • невыраженной - слова не уподобляются друг другу, что называют их соположением. (Отец на работе);
  • двойной - именная часть составного сказуемого относится и к имени/местоимению (подлежащему), и к его глагольной части. (Сестра вернулась с учебы уставшая).

Второстепенные члены предложения вступают в подчинительную связь с грамматической основой, образуя словосочетания.

Предложения, имеющие две и более грамматические основы, называются сложными. Между их частями могут возникать равноправные отношения или подчинительные. Связь в сложных предложениях осуществляется при помощи использования союзов и по смыслу.

Связь слов в сложных предложениях

Сложносочиненные сложные (ССП) предложения характеризуются равноправностью и одновременностью описания происходящих событий. Части такого предложения не зависят друг от друга и могут существовать отдельно, как два простых, без потери смысловой нагрузки. Соединяются две грамматические основы (с второстепенными членами или без) при помощи сочинительных союзов. Существует три основных группы: разделительные, соединительные и противопоставительные. Название каждой группы объясняет, каким смысловым способом связаны две части сложного предложения.

Бессоюзное предложение (БСП) также относится к сочинительной связи. Разные грамматические основы разделяются знаками препинания, интонацией и по смыслу.

Способы подчинительной связи в предложении выражаются не только в словосочетаниях. Следующий вид сложного предложения строится на подчинении одной или нескольких частей другой. (СПП) образуется при помощи союзов и имеющих разную смысловую нагрузку. В зависимости от их значения выделяют типы придаточных предложений (причины, времени, места, условия и т. п.).

Часто, особенно в художественном и публицистическом стиле, встречаются СПП с несколькими придаточными. В этих случаях возникает разная подчинительная связь:

  • последовательная - предложения зависят друг от друга по принципу «цепочки»: вторая часть от первой, третья от второй и т. д.;
  • параллельная - к одной части относятся разные по типу придаточные;
  • однородная - к главной части относятся несколько однотипных придаточных.

Могут одновременно сочетать в себе сочинительную связь (в виде ССП и БСП) и подчинительную.

Связь предложений

Делятся на два основных: последовательный и параллельный. Последовательное повествование характеризуется постепенным и логичным развитием основной идеи. Содержание предыдущего предложения становится основой для нового и так по цепочке. Как средство связи предложений, в этом случае, может выступать синоним, союз, местоимение, ассоциативное и семантическое соответствие.

Параллельная связь между предложениями основывается на сопоставлении или противопоставлении. Большинство текстов с применением параллельной связи характеризуется использованием одного предложения в качестве "данных" для развития и конкретизации идеи. Для достижения параллелизма применяются соответствующие синтаксические, лексические и морфологические способы связи предложений в тексте.

Лексические методы связи предложений

  1. Лексические повторы - заключаются в употреблении слов и их форм, ключевых сочетаний.
  2. Слова, принадлежащие к одной тематической группе.
  3. Синонимы и синонимичные замены.
  4. Антонимы.
  5. Слова и их сочетания в значении логической связи (поэтому, вот почему, в заключение и т. п.).

Использование лексических средств связи предложений в основном присуще последовательному повествованию.

Морфологические методы связи предложений

Средства морфологической связи основываются на применении разных частей речи, которые способны сопоставить одно или несколько предложений. Эффект достижим только при соблюдении правильной последовательности слов.

Морфологические способы связи между предложениями классифицируются нижеследующим образом.

  1. Союзные слова, союзы и частицы, используемые в начале предложения.
  2. Личные и указательные местоимения, которыми заменяются слова из предыдущих предложений.
  3. Наречия места, времени, относящиеся по смыслу к нескольким предложениям текста.
  4. Использование единых временных форм в глагольных сказуемых.
  5. и прилагательных, относящихся к предыдущему предложению.

Применение уместно как в параллелизме, так и в последовательном повествовании.

Синтаксические методы связи предложений

Синтаксическая связь предложений в тексте достигается при помощи намеренного использования одного из приемов:

  • синтаксический параллелизм (схожий порядок слов и морфологическое оформление);
  • изъятие из предложения конструкции и оформление ее как самостоятельной единицы текста;
  • использование ;
  • применение вводных конструкций, обращений, риторических вопросов и т.п.;
  • инверсия и прямой порядок слов.

Синтаксическая связь предложений характерна для разных стилей. Конечно, более разнообразные и причудливые формы можно увидеть лишь в художественной литературе или публицистике.

Описанные способы связи предложений в тексте не являются единственно возможными. Все зависит от стиля текста и идеи автора. не имеют четких границ - в них можно встретить самые разнообразные из всех возможных вариантов связи. Научные и официально-деловые бумаги содержат тексты более четкие и структурированные, отвечающие всем требованиям логических и пространственно-временных связей.

Учитель: Бердникова Ирина Алексеевна

Место проживания: Москва

Образовательное учреждение:

ГБОУ ЦО №1619 им. М.И.Цветаевой

Предмет: русский язык

Учебник: Рамзаева Т.Г.

Класс: 2

Продолжительность урока: 45 мин.

Информационные технологии: используется программа ПервоЛого, работа в информационной среде класса.

Комментарии к уроку: урок проведен в рамках деятельностного подхода, носит проблемно – поисковый характер, использованы различные формы организации деятельности детей: самостоятельная работа, работа в парах, в группах, общеклассная дискуссия. Для достижения личностных, предметных и метапредметных результатов применяются информационные технологии, используются инструменты ПервоЛого, работа в информационной среде.

Тема урока: Предложение. Связь слов в предложении.

Цель урока: формировать умения устанавливать связь слов в предложении.

Основные задачи:

    создать наглядно-образное представление детей о предложении как о цепочке связанных между собой слов;

    показать роль второстепенных членов в предложении, установить их взаимосвязь с главными и средства взаимосвязи (вопрос, окончание, предлог)

3) показать необходимость смысловой связи слов в предложении;

4) тренировать детей в нахождении главных членов предложения;

5) научить ставить вопросы от одного члена предложения к другому;

6) развивать речь школьников при составлении предложений разных типов;

7) используя инструменты программы ПервоЛого учить редактировать и переносить текст;

8) продолжить работу в информационной среде (выполнение теста).

Достижение личностных результатов:

      развитие навыков сотрудничества со сверстниками в разных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

      освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

Достижение метапредметных результатов:

    овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;

    освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

    формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результатов;

    освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

    использование знаково-символических средств представления информации для создания алгоритма установления связи слов в предложении;

    использование средств ИКТ-технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;

    овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, классификации;

    определение общей цели и путей ее достижения; умение договориться о распределении функций в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Достижение предметных результатов:

    заложить основу представления о синтаксических единицах как единицах языка;

    формировать умения устанавливать связь слов в предложении по вопросам; показать средства связи;

    совершенствовать знания о подлежащем и сказуемом, умения выделять в предложении главные члены;

    закрепить навыки правописания слов с непроверяемой безударной гласной;

    развивать орфографическую зоркость и монологическую речь учащихся.

Оборудование : веер гласных букв, карточки для составления схемы предложения, карточки со словами для распространения предложений (солнышко, светит; дождь, идет; ветерок, дует; ручеёк, журчит; трава, растет; бабочки, летают), клей , опоры для составления алгоритма установления связи слов в предложении, листы самооценки, учительский и ученические ноутбуки, заготовка, созданная в программе ПервоЛого, презентация, тест, размещенный в информационной среде.

Ход урока

    Организация класса.

Прозвенел заливистый звонок

Начинаем наш урок .

Запись числа в тетрадь.

- Я тетрадь свою открою

И с наклоном положу.

И, друзья, от вас не скрою –

Ручку я ВОТ ТАК держу!

Сяду прямо, не согнусь,

За работу я возьмусь.

Записываем число, классная работа.

    Словарно-орфографическая работа.

Прочитайте слова, вставьте пропущенные буквы (веер букв) , назовите орфограммы.

На какие 2 группы можно разделить слова?

Какие слова с непроверяемой безударной гласной вы знаете ещё?

Назовите их орфографически.

    Постановка задачи. Актуализация знаний.

Прочитайте предложения:

- Сравните предложения: в чем их сходство и различие? (распространенное и нераспространенное, с второстепенными членами и без, много слов и мало слов)

- Задача нашего урока: Зачем в речи нужны распространенные предложения?

Поработаем со вторым предложением. Спишите предложение, выделите орфограммы. Подчеркните грамматическую основу.

Мы сейчас находили подлежащее и сказуемое, а что обозначает двусторонняя стрелочка между ними?

Могут ли они в предложении стоять наоборот?

    Решение поставленной задачи.

Распространение (наращивание) предложений (работа в группах).

Предлагаю вам предложения, соответствующие этой модели.

- В чем сходство этих предложений?

Распространите, добавьте 1 слово, которое более подробно расскажет о подлежащем, и 1 слово, которое более подробно расскажет о сказуемом. Расставьте слова так, чтобы ваша мысль была понятна, подумайте, как расположите и свяжете слова.

Каждая группа работает со своим предложением (конверт1).

Предложения вывешиваются на доску. Проверка :

Какое слово подробно рассказало о подлежащем, связано с ним?

Какое слово подробно рассказало о сказуемом, связано с ним?

Кому потребовалось маленькое слово для составления предложений? Как называют такие слова? Для чего они служат?

- Какие предложения вам понравились: те, которые предложил учитель, или те, которые составили вы. Почему?

Одно предложение записывается в тетрадь и устанавливается связь.

Запишите предложение в тетрадь:

Найдите грамматическую основу. Назовите. Как вы рассуждали?

Как связаны между собой главные члены предложения? (Вопросами.) Какая между ними связь?
– А теперь подумайте, с каким словом связано подлежащее, с каким словом оно подружилось? То слово, которое предлагает дружбу, является главным, поставьте от него вопрос, укажите это в предложении. Слово
весеннее поясняет подлежащее солнышко.

С каким словом связано сказуемое? Как вы установили эту связь? Поставьте вопрос (светит как? ярко).
– В предложении эту связь принято показывать стрелками. От какого слова задаем вопрос, от того слова и ведем стрелку.
какое? как?

Весеннее солнышко ярко светит.

Физминутка

Солнышко, солнышко в небе свети!

Яркие лучики к нам протяни.

Ручки мы вложим в ладошки твои.

Нас покружи, оторвав от земли.

Хлопают радостно наши ладошки,

Быстро шагают резвые ножки.

Солнышко скрылось, ушло на покой,

Мы же на место сядем с тобой!

    Вывод – моделирование.

Давайте составим алгоритм, который будет помогать нам устанавливать связь слов в предложении. Что мы будем делать 1 шагом? 2 шагом? и т.д.

    Находим в предложении подлежащее и сказуемое.

    Находим слова, которые связаны с подлежащим и показываем связь.

    Находим слова, которые связаны со сказуемым и показываем связь.

Учащиеся у доски собирают алгоритм из карточек и приклеивают на схему. На доске появляется запись:

    Освоение новых знаний для решения практических задач – упражнение в установлении связи слов в предложении.

      На доску вывешиваются карточки со словами.

Лес, ландыши, душистые, цветут.

Объясните, как составить предложение из данных слов.

    Объединить слова по смыслу, правильно их расположить и связать.

    При этом изменить форму некоторых слов, чтобы связать с другими словами.

    Добавить предлог (для чего в речи используются предлоги?)

(В лесу цветут душистые ландыши.)

Запишите предложение в тетрадь.

А теперь пользуясь алгоритмом, установите связь в предложении. Что будете делать 1 шагом, 2, 3? (самостоятельная работа)

Проверка по алгоритму:

      Работа на компьютерах в парах (ресурс создан в программе ПервоЛого).

Перед вами стихотворение. Прочитайте его.

Почему оно у вас вызвало смех? (нарушена смысловая связь)

Действительно, это стихотворение – шутка Э.Успенского

Будет ли понятна мысль, если слова расставлены и соединены неправильно?

Соберите строки по-другому. В первую строчку включите слова под цифрой 1, во вторую – под цифрой 2, в третью – 3, в четвертую – 4. Где нужно, изменяйте форму слов.

Каким инструментом вы будете пользоваться для того, чтобы внести изменения в окончания слов? («Ключ» на панели инструментов)

Проверка:

Ехал Ваня на коне.

Вел собачку на ремне.

А старушка в это время

Мыла кактус на окне.

Перечитайте предложения правильно. Теперь слова связаны по смыслу?

7. Рефлексия.

О чем надо помнить, за чем следить когда составляешь распространенные предложения?

1) объединять слова по смыслу;

2) правильно располагать слова и соединять, связывать друг с другом;

3) при этом изменить форму некоторых слов, чтобы связать с другими словами, добавлять предлог.

А для чего в речи нам нужны распространенные предложения? (чтобы мысль была более точной, полной, понятной, чтобы тебя другие люди понимали)

Надо ли уметь правильно строить предложения?

    Контроль и оценка знаний.

Учащиеся выполняют тест на тему «Предложение», размещенный на сайте класса в информационной среде. По мере выполнения теста детям сообщаются результаты по 10 бальной шкале.

    Самооценка.

У вас на партах лежат маленькие листочки, на которых нарисован кружок. Если у вас хорошее настроение сейчас, в конце урока, закрасьте его зеленым цветом. Если у вас что-то чуть-чуть не получилось сегодня, закрасьте синим. Если вы чего-то не поняли на уроке и у вас плохое настроение, закрасьте кружок черным карандашом.

    Домашнее задание:

Посмотрите в окно. Найдите глазами кого-нибудь или что-нибудь, о чем вам хотелось бы сказать (людей, птичку, кошку, собаку… или машину, облако…). Решите, что вы об этом скажете. Придумайте и запишите несколько предложений. Какие предложения для этого вы будете использовать, чтобы ваша мысль была понятна, более точно выражена?

Шугурова Наталья Михайловна

МБОУ СОШ №5 г. Лянтор

Учитель начальных классов

Русский язык. 2 класс. Урок проведён с элементами по системе Ю. А. Поташкиной

Тема : Предложение. Связь слов в предложении.

Цел и:

Развивать умение выделять предложение из потока речи и оформлять его на письме; развивать умение находить в предложении подлежащее и сказуемое, устанавливать связь слов в предложении;

Дать понятие о подлежащем и сказуемом как главных членах предложения;

Воспитывать интерес к предмету «русский язык».

Оборудование: иллюстрации на тему «Весна», предметные картинки, карточки для работы в парах, ребусы, запись на доске.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Актуализация опорных знаний.

- Как ярко светит сегодня солнышко. Наверное, это потому что к нам пришли гости. Вы любите принимать гостей? -А сами любите, ходить в гости?

Сегодня мы отправимся в гости к весне и приготовим для неё подарки.

1. Минутка чистописание.

Напишем её букву.

Спишите с доски:

В в Вв Ввв вс вл весна

2. Словарная работа.

Второй подарок - расшифрованные слова.

Расшифруй слова:

[ салав " эй "] , [ з " абл " ик ] , [ п " итух ], [ сквар " эц ] , [ л " эб " ит "] .

Какое слово лишнее? Почему?

Петух – домашняя птица, остальные дикие

3. Разминка.

Разведи по значению:

А) [ ир "ис] (ирис- цветок, ирис- конфета)

Б) Установи диагноз: бежит, шубка, ручьи (бежит - безударная гласная «е», проверочное слово «бег», «жи – ши»; шубка – парная согласная «б», проверочное слово «шуба»; ручьи – разделительный «Ь»)

В) Определи часть речи: спелая, сидит, взвизгнул, гром

Г) Верни со знаком, дай характеристику предложению:

- Артур, сядь правильно. (Побудительное, невосклицательное).

Маша, закрой форточку! (Побудительное, восклицательное)

III. Сообщение темы и целей урока.

Докажите, что в последнем задании вы работали с предложениями.

(Предложение - это законченная мысль)

В предложении всегда

Согласованы слова,

И по роду, по числу,

И по смыслу одному.

Как оформляются на письме предложения? (первое слово пишем с большой буквы, а в конце ставим точку, ? или!)

На доске запись: Слов связь предложении в.

Можно ли данную запись на доске назвать предложением? (Нет. Это слова.)

Почему эту запись нельзя назвать предложением, ведь первое слово написано с большой буквы, а в конце стоит точка? (Слова не связаны по смыслу).

Поставьте слова в нужном порядке и назовите тему урока. (Связь слов в предложении.)

Тема записывается на доске.

IV. Новая тема.

1. Работа по учебнику.

С. 89

Прочитайте, что сегодня на уроке мы будем повторять и чему учиться?

(Вспомним, как отличить предложение от группы слов.

И узнаем, какие слова в предложении называются главными членами предложения.)

С. 89, № 1.

Прочитайте пословицу.

(На экран выводится иллюстрация.)

Подумайте, почему так говорят. Что содержит это предложение? Какое оно по интонации?

Физкультминутка

(Сколько предложений - ситуаций?) Девочки и мальчики,

Готовим для работы пальчики.

Это живой уголок. Тут свистят чижи. Шипят ужи. Пищат мыши. Пушистые крольчата грызут морковь.

Идёт лесник лесом. Вышел он на поляну. Вокруг стеной смородина растёт.

2. Работа в парах:

1.Разбейте текст на предложения. Сколько предложений в тексте. Можно ли назвать последнюю запись предложением? Составьте третье предложение самостоятельно:

Б…гут в…сёлые руч…и (при)летели скв...рцы и гр…чи

(над)полем жаворонка (в)л…су песня звучит

3. Проверка.

Сколько предложений у вас получилось?

Где возникли трудности?

(2 предложения были составлены, а третье пришлось составлять самим).

Прочитайте предложения.

4. Письмо со следами размышлений.

Записать со следами размышления 1 и 2 предложение.

Выделить грамматическую основу в данных предложениях.

На доске и на партах схема:

Вводятся понятия «подлежащее» и «сказуемое».

5. Решение орфографических задач.

Ещё раз прочитайте 3 предложение.

Как решили орфографические задачи в данном предложении?

(над)полем жаворонка (в)л…су песня звучит

Решение на доске и в тетрадях:

Устное рассуждение : (над) полем - это действие? Нет. Есть такая приставка в начальной форме? (что? поле) Нет. Следовательно, пишем раздельно: над полем.

Письменное оформление: (над) полем - д-е , ¬ (что? поле), => над полем.

Выделить грамматическую основу (устно).

V. Закрепление нового материала.

1. Выполнение упражнения №4, с. 90.

Учащиеся устно определяют границы предложений, находят грамматические основы.

Предложения записывают самостоятельно.

VI. Итог урока.

Что нового узнали на уроке?

Достигли целей урока?

Кто работал на «5»? На «4»?

Кто остался недоволен своей работой?

VII. Домашнее задание: соберите корзину родственных слов: друг, с. 91, №6.

VIII. Резерв. Ребус.

Тема: «Связь слов в предложении».

Цели:

    формировать умения устанавливать связь слов в предложении по вопросам;

    развивать умение сравнивать, обобщать, делать выводы;

    формировать умение вести учебный диалог.

Оборудование: иллюстрация «Весна»; алгоритм установления связи слов в предложении; карточки: с предложением для работы в паре, с разноуровневыми заданиями.

ХОД УРОКА

I. Актуализация знаний

– Какое сейчас время года? (Весна)
– Назовите признаки весны. (Тает снег, пригревает солнышко, дни стали длиннее.)
– Составьте предложения о весне. Вам поможет иллюстрация. (Наступила весна. Ярко светит солнце. На деревьях набухают почки…)
– А вот Маша и Миша из 2 б класса составили такие предложения:

Миша: Весной молодой появляется трава.
Маша: Весной появляется молодая трава.

– Чье предложение вам больше нравится?
– Почему? (В Мишином предложении нет связи между словами, предложение построено неправильно.)
– О чем нужно помнить при составлении предложений? (Что слова в предложении должны быть связаны по смыслу.)
– Как устанавливается связь между словами? (При помощи вопросов.)

II. Целеполагание

– Значит, какая тема сегодняшнего урока? (Связь слов в предложении.)
Учитель открывает записанную на доске тему урока.
– А чему мы должны научиться на уроке? (Устанавливать связь слов в предложении по вопросам.)
– А для чего нам нужны эти умения? (Чтобы правильно строить предложения.)

III. Новый материал

– Давайте запишем Машино предложение и подчеркнем главные члены предложения.

– Как связаны между собой главные члены предложения? (Вопросами.)
– А теперь давайте посмотрим, как связаны подлежащее и сказуемое с другими словами?
– Как вы думаете с каким словом связано слово молодая? (Трава)
–Поставьте вопрос. (Трава какая? Молодая)
– В предложении эту связь принято показывать стрелками. От какого слова задаем вопрос от того слова и ведем стрелку.
– С каким словом связано слово весной? (Появляется)
– Почему вы так думаете? (Задали вопрос, появляется когда? Весной.)

– Сейчас давайте составим алгоритм, который будет помогать нам устанавливать связь слов в предложении.
– Что мы будем делать 1 шагом? 2 шагом? и т.д.

    Находим в предложении подлежащее и сказуемое?

    Находим слова, которые связаны с подлежащим и показываем связь.

    Находим слова, которые связаны со сказуемым и показываем связь.

На доске появляется следующая запись (каждый шаг на отдельной карточке):

– А теперь пользуясь этими шагами давайте разберем предложение.

Один ученикработает у доски остальные в тетрадях.

IV. Упражнения в установлении связи между словами.

1. Работа в парах.

– Следующее задание выполните в парах. Установите связь слов в предложении.

Одна пара работает у доски, остальные в тетрадях.

В небе светит яркое солнце.

– Посмотрите, как выполнено задание на доске и сравните со своим. Согласны ли вы с ребятами?
– Легко ли было вам выполнять задание?

2. Самостоятельная работа. Разноуровневые задания.

– Сейчас вы будете выполнять задание самостоятельно, но сначала оцените себя. Как вы думаете, как вы справитесь с заданием.

Дети оценивают себя на линейке успешности.

– Выберите любое задание из предложенных.

1 уровень. Списать предложение и установить связь между словами поалгоритму.

На поляне появились первые подснежники.

2 уровень. Составить из слов предложение и установить связь между словами по алгоритму.

распустились, лесу, в ландыш, душистые

3. уровень. Составить предложение на тему «Весна» и установить связь между словами по алгоритму.

Проверка: 1 – 2 уровень самопроверка, выполненное задание записано на доске. 3 уровень – дети зачитывают свои предложения и разбирают.

– А теперь оцените как вы справились с заданием.
– У кого оценка совпала?
– У кого результаты оказались ниже?
– Что у вас вызвало затруднения?
– Значит на следующем уроке мы с вами продолжим работать на этой темой.

V. Итог

– Чему мы сегодня учились на роке? (Учились устанавливать связь между словами в предложении.)
– Как связаны слова в предложении? (По смыслу и с помощью вопросов.)

VI. VI. Домашнее задание

– Составить небольшой рассказ на тему: «Весна», разобрать два любых предложения и показать связь слов в предложении.

Связь слов в предложении

Мы уже знаем, что предложения состоят из слов. Слова очень похожи на бусинки, все бусинки связаны между собой ниточкой. Стоит развязать ниточку в бусах, бусы рассыпятся.

Так и в предложении: стоит нарушить связь слов в предложении - предложения не получится.

Чтобы понять, с помощью чего эта связь устанавливается, рассмотрим примеры.

Нам даны слова: на сидит кошка пушистая крылечке . Как из данных слов составить предложение? Для этого определим, кто выполняет действие? Кошка . Что делает кошка? Сидит . Кошка какая? Пушистая . Сидит где? На крылечке .

Рис. 2. Схема порядка слов в предложении 1

Начало предложения пишем с большой буквы. В конце поставим точку. Читаем предложение. Пушистая кошка сидит на крылечке.

Рис. 3. Кошка сидит на крыльце ()

Вопросы помогли нам составить предложение.

Запомните: Связь слов в предложении устанавливается с помощью вопросов.

Схема порядка слов в предложении

Связь слов можно показать схемой.

Рис. 4. Схема порядка слов в предложении 2

Первыми в схеме указывают подлежащее и сказуемое.

Что? Черёмуха . Что делала? Цвела .

Затем второстепенные члены, поясняющие подлежащее.

Черёмуха какая? Душистая .

Теперь второстепенные члены, поясняющие сказуемое.

Цвела где? У забора .

Укажем второстепенные члены, которые поясняют другие второстепенные члены.

У забора какого? Старого .

Читаем предложение: Душистая черёмуха цвела у старого забора .

Рис. 5. Черёмуха ()

Составим схему предложения. Утром вылетели первые пчёлки .

Рис. 6. Пчёлы летят ()

Проверим, что получилось:

Кто? Пчёлки . Что сделали? Вылетели . Пчёлки какие? Первые . Вылетели когда? Утром .

Рис. 7. Схема порядка слов в предложении 3

Порядок слов в предложении

Мы узнали, что слова в предложении связаны по смыслу, связь в предложении можно установить с помощью вопросов. Если взять бусы и поменять местами бусины, изменится их порядок. А что произойдёт, если изменить порядок слов в предложении?

Давайте понаблюдаем.

Прочитаем предложение. С севера дует резкий ветер .

Поменяем местами слова в предложении. Резкий ветер дует с севера. Это предложение.

Ветер севера с резкий дует. Это набор слов.

С дует ветер севера резкий. Это набор слов.

Делаем вывод: При составлении предложения помните о порядке слов.

Закрепление знаний на практике

Выполним задание. Из данных слов составим предложение. Установим связь слов в предложении с помощью вопросов.

раскрылись, белые, на, кувшинки, реке

Рис. 8. Белые кувшинки ()

Проверим. Вот один из вариантов ответа: На реке раскрылись белые кувшинки.

Что? Кувшинки. Что сделали? Раскрылись. Кувшинки какие? Белые. Раскрылись где? На реке.

Рис. 9. Схема порядка слов в предложении 4

Мальчик-иностранец записал предложения. Найдите и исправьте ошибки, которые он допустил.

У нашего кота пушистая хвост. Дети играли в сад. Утром дети идти в школу.

Проверим: У нашего кота пушистый хвост. Хвост какой? Пушистый .

Дети играли в саду. Играли где? В саду .

Утром дети идут в школу. Дети что делают? Идут .

Установим связь слов в предложении с помощью вопросов.

Осенью перелётные птицы улетают в тёплые края.

Рис. 10. Перелётные птицы ()

Проверим. Птицы что делают? Улетают. Птицы какие? Перелетные. Улетают когда? Осенью. Улетают куда? В края. В края какие? Тёплые.

Рис. 11. Схема порядка слов в предложении 5

На этом уроке мы узнали, что установить связь слов в предложении можно с помощью вопросов.

На следующем уроке мы узнаем правила правописания безударных гласных в корне слова и выполним множество интересных заданий.

  1. Климанова Л.Ф., Бабушкина Т.В. Русский язык. 2. - М.: Просвещение, 2012 (http://www.twirpx.com/file/1153023/)
  2. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык. 2. - М.: Баласс.
  3. Рамзаева Т.Г. Русский язык. 2. - М.: Дрофа.
  1. School.xvatit.com ).
  2. Nsportal.ru ().
  3. Фестиваль педагогических идей "Открытый урок" ( .
  • Климанова Л.Ф., Бабушкина Т.В. Русский язык. 2. - М.: Просвещение, 2012. Ч.2. Выполни упр. 177, 178 С. 129.
  • Составьте из предложенных слов предложения. Если сможете, запишите несколько вариантов.

1. выросли, спелые, дереве, на, вишни, высоком.

2. Вася, бабушку, видел, не, маленький, давно, свою.

  • * Используя полученные на уроке знания, составь 5 предложений и начерти схемы порядка слов в этих предложениях.
Loading...Loading...