Структура и функции политических систем общества. Функции политической системы

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ВЛАДИМИРСКИЙ ФИЛИАЛ

Кафедра социально-гуманитарных дисциплин

контрольная работа

по дисциплине Политология

на тему:

Выполнила:

Студентка группы 210

Максимова Ольга Валерьевна

Владимир 2010

План

Ведение………………………………………………………………………...…..3

1. Политическая система. Её элементы и подсистемы………………….…4

1.1 Политическая система и её функции………………………….……4

1.2 Элементы политической системы………………………………..…7

1.3 Подсистемы……………………………………………………..…..10

Заключение………………………………………………………………….…....12

Список использованной литературы……………………………….…………..13

Введение

Всякое классовое общество политически оформлено, имеет механизм власти, обеспечивающий его нормальное функционирование в качестве единого социального организма. Этот механизм именуется политической системой.

Тема актуальна тем, что понятие политической системы является одним из основных в политологии. Его использование позволяет выделить политическую жизнь из остальной части жизни общества, которую можно считать "окружением" или "окружающей средой", и одновременно установить наличие некоторых связей между ними.

Политическую систему составляют многие подсистемы, структуры и процессы, она взаимодействует с другими подсистемами: социальной, экономической, идеологической, культурной, правовой. Пределы политической системы определяются границами, в рамках которых политические решения данной системы обязательны и реально исполняются. В случае законодательной системы речь идет о действии закона на определенной территории, в случае муниципалитета - его акты ограничены его территорией, в случае политической партии - учитываются пределы действия устава, программы, партийных решений.

Политическая система любого общества характеризуется наличием определенных механизмов, которые гарантируют ему устойчивость и жизнеспособность. При помощи этих механизмов разрешаются социальные противоречия и конфликты, координируются усилия разных общественных групп, организаций и движений, гармонизируются общественные отношения, достигается консенсус относительно основных ценностей, целей и направлений общественного развития.

1. Политическая система. Её элементы и подсистемы

1.1 Политическая система и её функции

Политическая система – это совокупность политических субъектов, их взаимодействий на базе политических норм, сознания и политической деятельности.

Сущность политической системы заключается в регламентации поведения людей посредством политической власти и политических интересов. Следовательно, политическая система общества – это совокупность организаций и граждан, взаимодействующих в процессе реализации своих социальных интересов через функционирование институтов власти.

Сущность политической системы также проявляется в ее функциях.

Функции политической системы:

1. Обеспечение политической власти определенной социальной группы или большинства членов данного общества, страны.

Политическая система есть институциональная (упорядоченная, закрепленная нормами) форма бытия власти. Через институты, образующие политическую систему, осуществляется легитимация власти, реализуется монополия на издание законов, имеющих общеобязательный характер, и применение принуждения для их исполнения. Политическая система, по определению Г. Алмонда, - это легитимная, поддерживающая порядок или трансформирующая система в обществе.

Политической системой устанавливаются и осуществляются определенные формы и методы властвования: насильственные и ненасильственные, демократические и авторитарные. Применяется та или иная субординация и координация политических институтов.

Институционализация политической системы осуществляется через Конституцию - свод утвержденных в правовом порядке образцов институтов, законов и политико-правовой практики.

2. Политическая система - управляющая система.

Она регулирует общественные отношения, управляет различными сферами жизнедеятельности людей в интересах отдельных социальных групп или большинства населения. Объем управленческих функций, масштабы, формы и методы управленческой деятельности политических институтов зависят от типа общественных систем.

Так, сфера влияния политических институтов в современных развитых капиталистических странах на экономику значительно уже, чем в странах социалистической ориентации.

Такая особенность объясняется двумя обстоятельствами. В позитивном плане: социализм в идеале предполагает, сознательное творчество масс. Политика как форма организации массовой деятельности призвана здесь стать важнейшим фактором исторического прогресса. В действительности негативная роль политики и ее институтов в странах, сделавших социалистический выбор, стала чрезмерной, деформированной.

Политические институты в значительной мере поглотили общество, так как его социальные организации не были развиты в достаточной степени и уступили свои роли государственным структурам.

Действие политической системы как управляющей включает постановку целей и разработку на их основе политических проектов деятельности социальных институтов. Данную функцию, называемую политическим целеполаганием, нельзя абсолютизировать.

Процесс общественной жизни при всех исторических условиях и системах не бывает глобально целенаправленным. Сознательное всегда сочетается со стихийным.

Драматические страницы развития нашей страны опровергают стереотипную, пропагандировавшуюся многие годы характеристику советской истории лишь как практического воплощения научной теории марксизма-ленинизма.

3. Политическая система выполняет интегративную функцию в обществе.

Обеспечивает определенное единство всех социальных групп и слоев населения, поскольку это необходимо для сохранения статус-кво общества. Она объединяет эти социальные группы и слои вокруг общих социально-политических целей и ценностей, что дает возможность реализовать как интересы системы в целом, так и интересы отдельных групп. Политическая система, пишет П. Шаран, есть система взаимодействия, встречающаяся во всех независимых обществах, которая выполняет функцию их интеграции и адаптации посредством применения или угрозы применения более или менее легитимного принуждения.

4. Одна из важнейших функций политической системы - создание необходимых политических условий для функционирования и прогресса экономики (правовое закрепление форм собственности на средства производства, обеспечение единого экономического пространства, проведение налоговой политики, регулирование финансовой системы и т. п.).

5. Защита данного общества, ее членов от разного рода разрушающих (внутренних и внешних) воздействий.

Речь идет о защите от деструктивных элементов, включая криминальные группы, приобретающие в наше время международный характер, от внешних агрессий (военной, экономической, идеологической, информационной), наконец, от экологической катастрофы.

Словом, политическая система реализует функцию целеполагания и целедостижения, обеспечивает порядок в обществе, держит под контролем процессы социальной напряженности в отношениях между людьми, обеспечивает его единство, создает условия для безопасности (физической, правовой, профессиональной и другой), распределяет материальные и духовные ценности (прямо или косвенно) между членами общества, мобилизует ресурсы для удовлетворения социальных потребностей.

В качестве общих моментов, объединяющих различные политические системы как одно – порядковые явления, можно выделить следующие:

Существование и функционирование их лишь в рамках классового общества, возникновение и развитие с появлением и развитием классов.

Охват каждой из них всего классового общества, существующего в пределах той или иной страны.

Наличие у каждой из них политического характера, выступление данных систем в качестве политических, а не экономических или каких-либо иных по своему характеру образований.

Опора каждой политической системы общества на определенный тип экономики, социальной структуры и идеологии.

Выступление в качестве структурных элементов любой политической системы различных государственных, партийных и общественных организаций, участвующих в политической жизни той или иной страны.

Таким образом, политическая система является сложной, многогранной подсистемой общества. Ее оптимальное функционирование имеет исключительно важное значение для жизнеспособности и нормального развития как общества в целом, так и составляющих его социальных групп и индивидов.

1.2 Элементы политической системы

Политическая система включает организацию политической власти, отношения между обществоми государством, характеризует протекание политических процессов, включающих институционазацию власти, состояние политической деятельности, уровень политического творчества в обществе, характер политического участия, неинституциональных политических отношений.

Существенным элементом политической системы являются политические и правовые нормы, существующие и действующие в виде конституций, уставов и программ партий, политических традиций и процедур регуляции политических процессов. Они составляют ее нормативную основу. Насколько отличаются друг от друга политические режимы (например, тоталитаризм и политический плюрализм), настолько же различаются принципы и нормы, лежащие в основе функционирования соответствующих политических систем. Политические и правовые нормы регулируют политические отношения, придают им упорядоченность, определяя желательное и нежелательное, дозволенное и недозволенное с точки зрения укрепления политической системы.

Через политические и правовые нормы получают официальное признание и закрепление определенные политические устои. В свою очередь при помощи этих норм политико-властные структуры доводят до сведения общества, социальных групп, отдельных индивидов свои цели, обоснование принимаемых политических решений и определяют своеобразную модель поведения, которой будет руководствоваться все участники политической жизни.

Закрепляя в нормах запреты и ограничения, согласование интересов и поощрение инициативы, силы, доминирующие при данной политической системе, оказывают регулирующее воздействие на политические отношения. Так происходит формирование политического сознания и поведения субъектов в политической деятельности, выработка у них установок, соответствующим им целям и принципам политической системы.

К числу элементов политической системы общества относятся также политическое сознание и политическая культура. Являясь отражением и формируясь прежде всего под влиянием конкретной социальной и политической практики, представления, ценностные ориентации и установки участников политической жизни, их эмоции и предрассудки оказывают сильнейшее воздействие на их поведение и всю политическую динамику. Поэтому в процессе руководства и управления обществом важно учитывать политические настроение масс.

Велика значимость политической идеологии, которая занимает в политическом сознании ведущее место и служит определяющим фактором изменения и развития сферы политической психологии. Политическая идеология в наиболее концентрированном виде выражает коренные интересы социальных общностей, обосновывает их место и роль в общественном развитии, в политической системе общества в частности. Она служит концептуальной основой программы социально-экономических и политических преобразований, с которой выступают соответствующие социальные силы.

Оказывая влияние на выбор стратегического курса, разработку и принятие политических решений, на политические взгляды и поведение индивидов и социальных общностей.

Каждый структурный элемент политической организации классового общества должен быть не просто организацией, а политической по своему характеру организацией.

Значит он непременно должен:

- выражать политические интересы определенного класса или иной социальной общности;

-быть участником политической жизни и носителем политических отношений;

-иметь непосредственное или опосредованное отношение к государственной власти – ее завоеванию, организации или использованию, причем не обязательно взаимодействуя с государственными органами, но и противодействуя им;

-руководствоваться в своей деятельности политическими нормами, сложившимися в недрах политической жизни той или иной страны .

1.3 Подсистемы

Политическая система представляет собой довольно сложное и многомерное образование, основным назначением которого служит обеспечение целостности, единообразия действий людей и их общностей в политике. В ней выделяют следующие подсистемы:

1. Институциональная подсистема - это «каркас», «несущие конструкции» политической системы. Она включает государство, политические партии и общественные движения, многочисленные общественные организации, избирательную систему, средства массовой информации, церковь и пр. В рамках этой подсистемы создается нормативно-правовая база для функционирования всей политической системы, определяются формы ее воздействия на другие общественные системы, международная политика. Неудивительно, что именно этой подсистеме принадлежит ключевая роль в политической системе.

2. Регулятивная подсистема - это правовые и моральные нормы, традиции и обычаи, господствующие в обществе политические взгляды, воздействующие на политическую систему.

3. Функциональная подсистема - это форма и направление политической деятельности, методы осуществления власти. Обобщенное выражение данная подсистема находит в понятии «политического режима».

4. Коммуникативная подсистема - охватывает все формы взаимодействия между различными элементами политической системы, между политическими системами разных стран.

5. Политико - идеологическая подсистема - включает в себя совокупность политических идей, теорий и концепций, на основе которых возникают и развиваются различные общественно-политические институты. Она играет существенную роль в определении политических целей и путей их достижения.

Каждая из подсистем имеет собственную структуру и обладает относительной самостоятельностью. В конкретных условиях разных стран эти подсистемы функционируют в специфических формах.

Компонентом любой развитой политической системы является номенклатура - круг должностных лиц, назначение и утверждение которых относится к компетенции вышестоящих органов. Существование номенклатуры позволяет эффективно решать вопросы кадровой политики. Однако отсутствие контроля за ее деятельностью может вести к негативным последствиям, служить источником коррупции, вести к злоупотреблению власти.

Заключение

Итак, в данной работе мы выяснили, что политическая власть функционирует в рамках политической системы. Политическая система - это основополагающая форма организации политической, да и всех других сфер жизни современного общества. Разнообразные общественные системы, ныне существующие в многочисленных странах мира, различаются прежде всего по характеру присущих им политических структур.

В каждом конкретном обществе его политическая система и соответствующие ей политические идеи, представления, политическое сознание не существуют изолированно, как нечто обособленное, положенное извне. Выступая как совокупность важнейших политических институтов, возникающая и функционирующая на основе определенных политических идей, политическая система того или иного общества и соответствующие ей идеи непрерывно взаимодействуют друг с другом, оказывают постоянное влияние, предполагают друг друга.

Анализ политической системы дает возможность продвигаться по пути конкретного раскрытия взаимосвязанных компонентов политики как социальной реальности. Он позволяет выяснять предметно-практические формы и способы реализации политических интересов и лежащих в их основе политических отношений. Изучение политической системы обеспечивает переход от теоретического рассмотрения различных сторон политической жизни к разработке понятий и характеристик, поддающихся эмпирическому социологическому исследованию.

Значимость знания и изучения политической системы состоит в том, что именно в ней проходит стержень социальной, экономической и духовной жизни общества, что именно здесь через столкновение и согласование воли различных общественных сил принимаются решения, способные оказать влияние на разные стороны жизни общества.

Список использованной литературы

Понятие политической системы является одним из самых широких категориальных понятий в политической науке, дающих системное описание политических явлений и процессов в их тесной взаимосвязи и взаимодействии с окружающей средой. Данное понятие позволяет, с одной стороны, выделить политическую жизнь из остальной части общественной жизни, а с другой – свести воедино основные элементы политической жизни общества.

Политическая система – это универсальная управляющая система общества, компоненты которой связаны политическими отношениями и которая, в конечном итоге, регулирует взаимоотношения между социальными группами, обеспечивая стабильность общества и определенный социальный порядок на основе использования политической власти.

Анализ функционирования политической системы предполагает характеристику ее внутренней структуры. Политическая система выступает как целостное образование, в единстве своих частей. В то же время она состоит из относительно самостоятельных подсистем.

В структуре политической системы, как правило, выделяют следующие взаимодействующие подсистемы:

1) Институциональная подсистема. Она состоит из политических институтов, каждый из которых может рассматриваться как самостоятельная система. Она включает государство и его органы, политические партии и группы интересов, избирательную систему, СМИ, церковь и т.д. Особая роль принадлежит государству как основному субъекту политики и власти.

Этой подсистеме принадлежит ключевая роль, так как здесь создается нормативно-правовая база, определяющая условия, возможность и границы функционирования всей политической системы.

2) Нормативная подсистема. Она опирается на политико-правовые нормы, исторически сложившиеся обычаи и традиции, господствующие в обществе принципы.

Нормативная подсистема регулирует общественные взаимосвязи, формирование и деятельность политических институтов, функционирование политической системы и общества в целом. Она определяет не только цели и направления функционирования всей политической системы, но и желательное и нежелательное, дозволенное и недозволенное с точки зрения ее укрепления.

3) Функциональная подсистема. Она определяется формами политической деятельности, способами осуществления власти, преобладанием среди них насильственных или ненасильственных методов управления.

Эта подсистема является основой политического режима, который обеспечивает сохранение существующей власти.

4) Коммуникативная подсистема. Она представляет собой совокупность отношений, возникающих в процессе функционирования политической системы (отношения по поводу управления обществом, связанные с борьбой за власть, неформальные отношения, не закрепленные в существующих правовых нормах), и включает разнообразные формы и принципы взаимодействия.

Данная подсистема устанавливает связи между различными институтами политической системы (например, партии – государство, группы интересов – партии, политическая система – экономическая система и т.п.). К ней относятся каналы передачи информации правительству, СМИ.

5) Культурно-идеологическая подсистема. Она включает в себя политические концепции, теории, взгляды и играет существенную роль в определении политических целей и путей их достижения.

Культурно-идеологическая подсистема обеспечивает сохранение и воспроизводство существующей модели общества. В то же время в ней происходят процессы, связанные не только с подтверждением, но и с видоизменением данной модели общественного устройства.

Каждая из главных подсистем политической системы общества организована на трех уровнях власти:

Мегауровне (центральный аппарат государственного управления);

Мезоуровне (региональная и муниципальная власть);

Неинституционализированном микроуровне (массовое участие общественных групп и граждан в политике).

Данная структура прослеживается в политической системе любого общества, но в конкретных условиях разных государств эти подсистемы создаются и функционируют в различных формах. Поэтому реальные политические системы современного мира очень разнообразны.

Политическая система призвана решать следующие задачи:

Политическое руководство обществом (адекватное целеполагание);

Согласование интересов индивидов и групп, предупреждение конфликтных ситуаций, угрожающих целостности социальной системы (интеграция социума);

Ориентация членов общества на известные идеалы и ценности (поддержание образца);

Восприятие и реагирование на потоки информации (информационно-коммуникативное обеспечение).

Главное назначение политической системы – руководство и управление общественными делами. Политическое руководство – это определение стратегических целей и перспектив общественного развития, управление – их реализация.

Понятие системы в общенаучном понимании означает комплексный институт, включающий множество элементов, находящихся в отношениях друг с другом и образующих целостность, относительно самостоятельную и способную к саморегулированию. Система обладает структурированностью и сама определяет эту структурированность. Если система - это единство элементов и структуры, то структура - способ упорядочения элементов.

В политической системе как комплексном суперинституте формируется и структурируется публичная власть, идет борьба за овладение государственной властью. Ее структура представляет собой внутренне присущие связи между такими элементами, как государство, партии, общественные движения с характерной им идеологией, программами, лозунгами. Но это только один уровень элементов и системных связей.

Политическая система образует многоуровневую целостность элементов политической жизни - политических институтов, политического сознания, политической культуры и идеологии, политических технологий, политического участия граждан. В структуру политической системы входит несколько подсистем:

  • - институционально-организационная (партии, органы государственной власти и органы местного самоуправления, общественные объединения и др.);
  • - функциональная (распределение функций, целей, задач, действий, обеспечение участия, разных форм волеизъявления, в том числе выборов и референдумов);
  • - нормативно-регулятивная (нормотворчество, в том числе и законодательство, а также регулирование отношений с помощью норм морали, права, предписаний религии и др.);
  • - информационно-коммуникативная (циркуляция информации, обмен опытом между членами общества);
  • - идеологическая (политические идеи, теории, политико-правовая культура, ориентирующие на поддержание ценностей справедливости, свободы, равенства, солидарности, толерантности, демократии, безопасности, патриотизма).

Таким образом, политическая система включает в себя и такие системы, как законодательная, партийная, избирательная, правовая, система законодательства и др., которые являются предметом изучения юриспруденции, государствоведения.

Политическая система общества связана с неполитическими системами в обществе и с системой международных отношений. В свою очередь, по отношению к обществу как целостной системе политическая жизнь выступает как ее часть, одна из подсистем общества, определяющая борьбу за политическую власть, взаимодействующая с социальной, экономической, этической, правовой, культурной подсистемами.

Научные подходы к анализу политической системы формировались постепенно. В Древнем мире и Средневековье впервые появилось понимание политики и государства как организма (Платон, Иоанн Солсберийский). В XX в. толчком к разработке проблемы политической системы стали труды А.А. Богданова и Л. фон Бер- таланфи об общей теории систем; К. Шмитта - о политике как ассоциации и диссоциации социальных сил и политической системе как упорядочивающей институты, отношения, принципы организации общества, социальные, правовые и культурные нормы, традиции общества; Т. Парсонса - о роли политической системы в обеспечении интеграции, выработке и реализации общих целей.

В настоящее время можно выделить следующие подходы к политической системе общества.

Системный подход. В исследованиях американского политолога Д. Истона политическая система представлена как саморегулирующийся и развивающийся организм, обладающий способностями реагировать на вызовы извне . Эта открытая система подвержена постоянному воздействию остальных систем общества (экономической, социальной, духовной). Под этим воздействием она вынуждена вырабатывать механизмы, реагирующие на возмущающие воздействия и тем самым адаптирующие ее к изменяющимся условиям. Адаптация приводит к изменению не только внутренней структуры (например, норм, объединений), но даже фундаментальных целей (разработке и принятию новых программ).

Политическая система имеет так называемые входы, через которые в организм извне поступают импульсы в форме требований населения (территорий), и выходы, через которые после обработки требований выдаются политические решения. Принятие сигналов и продуцирование решений обусловлены способом (режимом) реагирования системы на окружающую среду и на внутренние процессы. Политическая система помогает оптимально распределить материальные и духовные ценности, убедив граждан принять такое распределение как полезное и необходимое, тем самым предотвращая возможные конфликты в обществе (на отдельной территории).

Функциональный подход. По мнению американского политолога Г. Алмонда, разработавшего функциональный подход, политическая система представляет собой совокупность взаимодействий политического поведения разных субъектов. Она имеет два уровня - институциональный (политические институты) и ориентационный (политическая культура). Сторонники данного подхода придают особое значение политической культуре, считая, что она играет определяющую роль в политической системе. Благодаря ей вырабатывается совокупность политических позиций и способов реагирования на определенные политические ситуации с учетом множественности интересов. Политическая система развивает популярные убеждения, взгляды, создает мифы, символы и лозунги, манипулирует ими для поддержания и усиления необходимой легитимности и эффективности власти. Она должна поддерживать баланс между осуществлением власти и ее ответственностью, пассивностью и активностью, создавая для политической системы возможности приспосабливаться к активным действиям граждан .

Выделяют и другие подходы, но во многих из них в той или иной мере используется системный и функциональный анализ. В частности, регулятивный подход предусматривает рассмотрение комплекса нормативного регулирования в целом (обычаев, традиций, принципов, воззрений, норм права, морали, корпоративных норм и др.), а также их влияния на политическую жизнь; институциональный подход основан на выделении институтов, формирующих политическую систему (организацию) общества, и анализе ее структурных, институциональных и отчасти формально-юридических сторон.

Анализ субъектного состава политической системы тесно связан с выяснением функций политической системы. Понятие «функции» (от лат.functio - исполнение) многозначно, но в теории государства и права для характеристики политической системы можно говорить о двух основных значениях. Данное понятие, во-первых, раскрывает роль политической системы общества в организации целенаправленных, скоординированных, стандартизированных (нормагазированных), легитимных действий членов общества, формировании их отношения по поводу распределения ресурсов власти. Во-вторых, функция политической системы заключается в поддержании оптимального соотношения и взаимовлияния на территории государства в целом и территории локального местного сообщества таких переменных, как: а) общество и государство; б) основные сферы жизнедеятельности общества и государства - социальная (коммунально-бытовая, здравоохранение, охрана окружающей среды), духовная (образование, мораль, религия), экономическая (агентно-профессиональная, производственная деятельность).

Понятие функции политической системы наиболее разработано у Г. Алмонда. Он делит такие функции на две базовые группы функций: 1) «ввода» и 2) «вывода». Соответственно выделяются четыре функции «ввода»: а) политическая социализация и привлечение к участию; б) артикуляция интересов (их обозначение в лозунгах, привлечение внимания к ним, их объяснение); в) агрегирование интересов (соединение их в программах, провозглашение в целях движения, партийных документах); г) политическая коммуникация (обмен информацией, опытом). Наряду с перечисленными выделяют три функции «вывода»: 1) разработка норм;

2) применение норм; 3) контроль за соблюдением норм. Функции «ввода» осуществляют в основном негосударственные институты, а функции «вывода», наоборот, в основном государственные органы 1 .

В обобщенном виде все функции политической системы можно представить следующим образом:

  • - внесистемные , направленные на взаимодействие с другими подсистемами общества (политическое представительство, политическое целеполагание, интеграция, регуляция, коммуникация) и внутрисистемные (координирующие, воспитательные и инициативные);
  • - регуляционные , экстракционные (мобилизационные), дистрибутивные (распределительные) и реактивные (классификация Д. Истона и Дж. Пауэлла).

Среди названных функций следует особо сказать о функции политического целеполагания, которая выступает как одна из определяющих. Она включает в себя разработку целей, задач, программ деятельности, прогнозирование и планирование мобилизации ресурсов, интеграции общества, регулирования режима социально-политической деятельности, распределения ценностей, легитимации публичной власти. В качестве субъектов целеполагания выступают такие элементы политической системы, как органы государственной власти, политические партии и другие полугосу- дарственные и негосударственные институты (общественные объединения, группы интересов, в том числе профсоюзы, объединения предпринимателей), а также в определенной степени религиозные объединения, СМИ, кооперативные организации и др.

Необходимо учитывать, что функции отдельных субъектов не совпадают по объему с функциями политической системы. В целом же политическая система создает условия для легитимной, законной, относительно «прозрачной» конкуренции и борьбы за власть разных субъектов, для участия граждан и объединений в представительстве своих интересов, оптимизации законодательного, избирательного, парламентского процессов.

  • Подробнее об этом см.: Истон Д. Категории системного анализа политики //Антология мировой политической мысли. Т. II. С. 630-642.
  • Подробнее об этом см.: Алмонд Г. Политическая наука: история дисциплины // Полис. Политические исследования. 1997. № 6. С. 174-183.

Лекция:

Политика и политическая система

Политика – это не только деятельность, направленная на завоевание, утверждение и использование власти, но также деятельность по управлению обществом и государством и принятию политических решений. Как известно, политическими акторами (субъектами политики) являются индивиды, политическая элита, политические партии, институты гражданского общества, государство, то есть все те, кто осуществляет политическую власть или воздействует на неё. Взаимодействие политических акторов называется политическими отношениями. Существует множество направлений политики и политических отношений, среди которых:

  • Внутренняя – внутригосударственная деятельность, например, поддержание порядка в обществе и государстве, улучшение благосостояния граждан.
  • Внешняя – межгосударственная деятельность, например, участие в деятельности ООН, Совета Европы.
  • Военная – организация и применение средств вооруженного насилия для решения определённых политических задач.
  • Национальная – решение задач, связанных с сосуществованием разных наций на одной территории.
  • Демографическая – регулирование репродуктивного поведения граждан, укрепление семьи.
  • Экономическая – деятельность государства по развитию экономики страны, отечественного производства и др.
Деятельность политических акторов и составляет политическую систему, в рамках которой принимаются и реализуются властные решения. Функционирование политической системы наглядно демонстрирует схема амер. политолога Дейвида Истона:

Согласно данной модели, политическая система имеет вход и выход, через которые осуществляется обратная связь с индивидами, группами, обществом. Окружающая среда реагирует на политическую систему двумя способами: соглашается с принятыми властными решениями и исполняет их либо не соглашается и требует перемен. Итак, на входе в политическую систему поступают требования или поддержка социума. Например, требования: о повышении зарплат, улучшении образования, обеспечении общественного порядка и многое другое. Поддержка: выплата налогов, участие на выборах несение воинской службы, то есть соблюдение законов и политических решений. Реакция социума в форме требований или поддержки перевариваются системой, то есть политические акторы должны подумать, как и чем ответить. На выходе принимаются решения и предпринимаются действия. Пример: в министерство труда поступило требование профсоюза работников образования об индексации заработной платы учителей (вход, требование). Данное требование было рассмотрено на коллегии министерства труда и обсуждено депутатами профильного комитета Госдумы (обработка требования политической системой). В результате было принято решение об индексации зарплат на 1,2%, которое было опубликовано в газете «Профсоюз образования» (выход, решение и действие).

Подсистемы политической системы

Политическая система включает в себя следующие подсистемы:

  • Институциональная подсистема состоит из политических институтов, каждый из которых выполняет значимые для общества функции. К данной подсистеме относятся государство, партии, профсоюзы, трудовые коллективы, религиозные организации, СМИ и другие.
  • Нормативная подсистема включает в себя правовые, политические и моральные нормы, регулирующие поведение субъектов политики.
  • Культурно – идеологическая подсистема состоит из политической идеологии (взгляды, идеи, ценности) и политической психологии (чувства, эмоции, настроение). Общими словами данная подсистема имеет прямое отношение к политическому сознанию граждан.
  • Коммуникативная подсистема включает в себя политические отношения субъектов политики.
  • Функциональная подсистема состоит из форм, методов и направлений политической деятельности и имеет отношение к политической практике.

Функции и виды политической системы

Политическая система реализует целый ряд значимых для общества и государства функций. Она:

  • Определяет цели, задачи и пути развития общества и государства.
  • Объединяет общество и государство для достижения поставленных целей и реализации задач.
  • Согласует интересы различных индивидов и групп.
  • Разрабатывает нормы, регулирующие поведение граждан и политических институтов.
  • Формирует политическое сознание граждан.
  • Обеспечивает связи и взаимодействия между субъектами политики.
  • Контролирует и оценивает выполнение гражданами и политическим институтами правил и законов, пресечение нарушений.

В современном мире выделяются два вида политических систем:

  • Либерально-демократическая – «открытое общество», характеризующееся обеспечением прав и свобод граждан, рыночной экономикой и свободой предпринимательства, завоеванием власти путём выборов.
  • Тоталитарная – «закрытое общество», характеризующееся господством одной партии, цензурой, культом вождя, поддержанием стабильности в обществе путём применения насилия.

политическая партия политическая система

Большой юридический словарь дает такое определение политической системы: Политическая система (общества) - это: (как комплексный конституционно-правовой институт) совокупность норм, устанавливающих конституционно-правовой статус государства как особого политического образования, политических партий, общественных и религиозных организаций и регулирующих взаимоотношения вышеперечисленных субъектов; (в материальном смысле) совокупность государственных и общественных органов и организаций, с помощью которых осуществляется государственная (политическая) власть.

Иными словами политическая система - это совокупность взаимодействующих между собой норм, идей и основанных на них политических институтов, учреждений и действий, организующих политическую власть, взаимосвязь граждан и государства. Основным назначением этого многомерного образования является обеспечение целостности, единства действий людей в политике.

Всякое классовое общество политически оформлено, имеет механизм власти, обеспечивающий его нормальное функционирование в качестве единого социального организма. Этот механизм именуется политической системой.

Понятие политической системы является одним из основных в политологии. Его использование позволяет выделить политическую жизнь из остальной части жизни общества, которую можно считать "окружением" или "окружающей средой", и одновременно установить наличие некоторых связей между ними.

Политическую систему составляют многие подсистемы, структуры и процессы, она взаимодействует с другими подсистемами: социальной, экономической, идеологической, культурной, правовой. Пределы политической системы определяются границами, в рамках которых политические решения данной системы обязательны и реально исполняются.

Данное понятие объединяет разнообразные действия и взаимоотношения властвующих групп и подвластных, управляющих и управляемых, господствующих и подчиненных, теоретически обобщает деятельность и взаимосвязи организованных форм властеотношений - государственных и иных институтов и учреждений, а также идеологических и политических ценностей и норм, регулирующих политическую жизнь членов данного общества. Понятие политическая система обозначает характерные для определенного общества структуры политической деятельности и отношений и типы политического процесса.

Политическая система общества отражает многообразные интересы социальных групп, которые непосредственно или через свои организации и движения оказывают определенное давление на политическую власть. В случае соответствующего признания эти интересы реализуются при помощи политико-управленческих структур через политический процесс, через принятие и осуществление политических решений.

Следовательно, значимость политической системы, целесообразность ее изучения определяются тем, что здесь проходит нерв социально-экономической и духовной жизни общества, что именно здесь через столкновение и согласование воли различных общественных сил принимаются решения, имеющие властный характер и способные оказать влияние на разные стороны жизни общества.

Структура политической системы означает, из каких элементов она состоит, как они между собой взаимосвязаны. Набор функций политической системы прямо связан с составляющими ее элементами. В зависимости от выполняемых функций и ролей можно вычленить следующие элементы:

  • 1. Политическое сообщество людей, включающее большие социальные группы - несущие социальные компоненты системы, правящие элиты, группу государственных служащих, различные слои избирательного корпуса, военных и т.д., словом, всех тех, кто стоит у власти, стремится к ней, проявляет только политическую активность или же отчужден от политики и власти.
  • 2. Совокупность политических институтов и организаций, составляющих структуры системы: государство, все ступени правления от высших органов власти до местных, политические партии, общественно-политические и неполитические организации, преследующие политические цели (объединения предпринимателей, группы интересов и другие).
  • 3. Нормативная подсистема: политические, правовые и моральные нормы, традиции, обычаи и другие регуляторы политического поведения и деятельности.
  • 4. Функциональная подсистема: методы политической деятельности.
  • 5. Политическая культура и коммуникативная подсистема (средства информации).

Итак, к числу элементов политической системы относятся все институты социальной жизни, группы людей, нормы, ценности, функции, роли, средства, с помощью которых реализуется политическая власть и осуществляется управление общественной жизнедеятельностью людей. В составе системы - политические структуры и сообщество людей со свойственным ему образом политической жизни стилем политической деятельности.

Политические институты - один из основных элементов политической системы. Каждый социальный институт занимает определенное место в политической системе. Характер институтов и их взаимодействие обусловлены свойствами системы как целого. Поскольку существование и деятельность политических институтов связаны только с присущими им функциями, ролями и нормами, то они приобретают относительную самостоятельность в рамках системы.

Ядро политической системы - государство. Государство выступает орудием политического господства определенного класса (или классов) и управления обществом. Но это лишь одна из концепции современной политической науки. Причем не следует ее упрощать. К. Маркс, как известно, подчеркивал, "что государство в обществе с классово-антагонистической структурой решает задачи двоякого рода: "выполнение общих дел, вытекающих из природы всякого общества, и специфические функции, вытекающее из противоположности между правительствами народными массами".

Государство - многофункциональный институт. Это относительно самостоятельная подсистема публичной власти и управления обществом, включающая совокупность иерархически взаимосвязанных и взаимодополняющих институтов, структур. В их числе: институты законодательной, исполнительной и судебной властей, правовая система, государственная администрация, органы представительной и исполнительной власти на региональных уровнях и, наконец, институты местного самоуправления.

Являясь институциональным механизмом выражения всеобщих интересов или же интересов господствующих классов, государство, тем не менее, как правило, не берет на себя функцию артикуляции групповых интересов различных слоев населения. Представление их в политическом процессе осуществляют другие организации: политические партии и иные общественно-политические объединения, которые поэтому и входят в политическую систему. Причем сюда относятся также оппозиционные партии и организации. Включение последних в систему означает факт институционализации социально-политических конфликтов и свидетельствует о демократичности общества.

Свойства политической системы, связанные как со способом ее фактического действия в данном обществе, так и с субъективной ориентацией на нее членов общества, составляет политическую культуру. Специфика этого элемента - в его интегрированности во все другие компоненты системы, способности быть своеобразным человеческим (субъективным) критерием прогрессивности политического общества в целом.

Что касается коммуникативной подсистемы, то без нее политическая система не может ни существовать, ни функционировать уже только потому, что она суть институционализации совместной деятельности людей, их общественных отношений.

Отмеченные элементы политической системы приобретают свою специфическую конкретизацию в зависимости от типа системы и политических режимов. Неодинаков и конкретный набор элементов в различных обществах. Так, в ряде стран одним из главных элементов политической жизни выступают религиозные учреждения (Иран, Саудовская Аравия, Пакистан). В развитых же капиталистических странах церковь, как известно, отделена от государства и не играет существенной роли в политике. Качественно отличается от других политическая система в странах, где господствует одна идеология и политическая партия.

Политическая система, будучи организованной совокупностью взаимодействующих политических субъектов, вся соткана из политических действий и отношений. Вот почему ни то, ни другое не имеет смысла рассматривать в качестве каких-то отдельных элементов системы. В единстве политические действия и политические отношения образуют само содержание системы. И действительно, социальные институты - это организованные формы функционирования политических отношений. Политические и правовые нормы опять-таки фиксируют образцы взаимосвязей и взаимодействий политических субъектов. Феномены политической культуры аккумулируют накопленный и интернализованный субъектами политический опыт, в том числе властеотношений. Словом, какой бы структурный элемент системы мы ни взяли, во всех случаях сталкиваемся с одной и той же материей - политическими отношениями. И всюду их стержнем выступает власть, борьба за власть или участие в ней, отрицание существующей власти или обеспечение ее стабильного функционирования.

Loading...Loading...