Праздник о хлебе разработка сценария. Праздник для начальной школы "Хлеб - наше богатство!"

СЦЕНАРИЙ ПРАЗДНИКА

«Хлеб – всему голова».

Т АРАСОВА Н. Е. – УЧИТЕЛЬ ВЫСШЕЙ КАТЕГОРИИ ТСОШ № 3.

Ц ЕЛИ: РАСШИРИТЬ ЗНАНИЯ О ПОЛЬЗЕ ХЛЕБА, О ЕГО ЦЕННОСТИ, О

ТЯЖЁЛОМ ТРУДЕ ХЛЕБОРОБА:

ВОСПИТЫВАТЬ ЧУВСТВО БЕРЕЖНОГО ОТНОШЕНИЯ К ХЛЕБУ.

Под звуки песни « Русское поле » в зал входят ученик И И ВЫСТРАИВАЮТСЯ НА СЦЕНЕ.

Ведущий: Дорогие гости, дорогие ребята! Мы сегодня собрались здесь, чтобы поговорить о чуде - земли, чуде труда человека – хлебе.

Все: Слава миру на Земле!

Слава хлебу на столе!

1: Слыша добрые вести,

Видя силу страны,

Хлебу мы честь по чести

Поклониться должны.

2: Нужны нам и мясо, и фрукты.

Однако, коль строго судить.

Жить можно без многих продуктов…

Без хлеба вовек не прожить.

3: Всему голова и основа,

В нем труд хлебороба, их пот.

И хлебушком – ласковым словом –

Зовет его часто народ.

Какое без хлеба застолье?

Еще с незапамятных дней

Не зря на Руси хлебом – солью

Встречают желанных гостей.

4: Пышный, мягкий, пропеченный,

Подрумяненный слегка,

Хлеб с горбушкой золоченой

Шел к тебе издалека.

Ведущий: Как пришел ты к людям, хлеб?

1-й колосок: Вот послушайте сказку.

Давным-давно это было, когда люди жили племенами в пещерах и питались мясом животных. Случилось так, что всех животных они истребили, и есть им стало нечего. Вот и отправились они в поисках других мест, где можно было бы прокормиться. Шли они долго, многие умирали от голода. Так и случилось с одним человеком. Он упал, потеряв от изнурительного голода сознание. Когда он очнулся, вокруг него никого не было. И вдруг над сбой он увидел удивительное растение, из которого сыпались на него мелкие камушки. Он решил попробовать один из них, и вдруг приятный запах и вкус оживили его. Он стал собирать эти камушки, которые оказались зернышками, и есть их. Эти зерна подействовали на него, как лекарство. Он окреп и выздоровел, и ему сразу же захотелось рассказать об этом людям. Он собрал эти зерна и пошел искать людей. Увидев его живым и невредимым, люди удивились, а он рассказал им о чуде – колоске.

С тех пор люди стали употреблять в пищу чудо – колоски. Позднее они начали зерна размельчать, подсушивать на камнях и питаться этим.

Входит второй колосок.

2-й колосок: А я хочу подарить вам сказку. Но сказка эта не простая! Хотите послушать и увидеть ее?

Жили-были на свете Солнце, Земля и Труд. Земля питала каждую травинку, Солнышко ласкало, а Труд оберегал. Но откуда не возьмись…

Входит Безделица.

Безделица: Ох, люблю бездельничать! Ох, люблю! Недаром зовусь Безделицей. Больше всего не люблю труд. Вы его, ребята, не видели?

Появляется Труд, в руках он несет зерно.

Труд (смотрит на зерно) : Какое ты маленькое, а сколько в тебе добра!

Безделица набрасывается сзади на него и пытается отнять зернышко.

Безделица: Все равно я стану владычицей Земли!

Труд: Владыкой мира будет труд!

Безделица: Ха! Давай позовем человека. Пусть он решит, то ли ему обливаться потом, то ли ничего не делать, полеживая в тени…

Труд: Будь, по-твоему. (Появляется человек). Вот тебе горсть зерна. Сумеешь вырастить хороший урожай – принесешь всем радость.

Безделица: А уж коли не вырастишь, коли захочется тебе (зевает) подремать да понежиться (потягивается), уж тогда мы с тобой друзьями станем.

Человек (кланяется Труду) : Спасибо тебе, батюшка Труд! Я тебя не подведу.

Звучит русская народная мелодия. Человек под музыку сеет зерна. На каждый взмах руки выбегают всходы и водят хороводы.

Танец КОЛОСКОВ.

Безделица: Ну, надо же! Труд верх берет! Эх, была, не была! Позову-ка я Мороза, пусть заморозит всходы. Эй вы, Морозы лютые! Сюда! Сюда!

Влетают Морозы («Красный нос» и «Синий нос») и бегают по залу.

Труд: Ребята! Беда может случиться! Скорее в круг! Не дадим Морозам погубить зеленые всходы хлеба!

Дети окружают всходы.

Морозы: Я Мороз – Красный нос! Я Мороз – Синий нос! Померяемся силой! Если мы перетянем канат, - наши всходы.

Игра «Перетягивание каната». Дети побеждают, Морозы убегают.

Безделица: Ох, и бездельники эти Морозы! Ну да у меня еще ветры-суховеи про запас есть! Ветры! Ветры-суховеи! Отзовитесь! Появитесь!

Вбегают ветры.

Ну, суши! Ну, губи!

Человек: Нашим всходам нужна влага! В воде их спасение. Там вдали озеро. Необходимо сюда доставить как можно больше влаги! Но ветры-суховеи постараются овладеть водой, поэтому мне нужна ваша помощь.

Игра «Не пролей воду». На середине зала миска с водой. Это-озеро. Надо ложкой зачерпнуть воду и быстро перенести ее в стакан, который стоит у всходов, то же делают суховеи, только они носят воду в обратную сторону. В чьем стакане окажется больше воды?

Всходы: Спасибо, ребята, напоили нас!

Безделица: Горе мне, горе! Ухожу я от вас! Фу! Какая противная ваша сказка! И здесь мне не удалось поселиться…

Появляется третий Колосок.

3-й колосок: Хороша твоя сказка, братец Колосок!

Но не сразу стали зерна

Хлебом тем, что на столе.

Люди долго и упорно

Потрудились на земле!

Ведущий: Нелегок труд землепашца. Не в уютном помещении под крышей создается хлеб. Всем ветрам и ливням, всем капризам природы открыто пшеничное поле. Тот, кто выращивает хлеб, не бросит где попало недоеденный кусок. Делайте и вы так. Смолоду учитесь ценить труд других.

Святое дело - вырастить хлеб. Из зернышка пшеницы можно получить около 20 миллиграммов муки первого сорта. Для выпечки одного батона требуется 10 тысяч зерен! Сколько же надо, чтобы прокормить народ?

1-й ученик: Каравай земли и неба

На твоем столе –

Ничего сильнее хлеба

Нету на земле.

2-й ученик: В каждом маленьком кусочке

Хлебные поля,

А на каждом колосочке

Держится земля.

3-й ученик: В малом зернышке пшеницы

Летом и зимой

Сила солнышка хранится

И земли родной.

4-й ученик: И растет под небом светлым

Строен и высок,

Словно родина бессмертный

Хлебный колосок.

5-й ученик: Чтоб колосья подняться смогли,

Нужно людям над пашней сгибаться.

В хлебе чувствуем запах земли

И упорство труда землепашца.

Ведущий: Да, взрослые, вспоминая те трудности, которые им пришлось испытать на полях, говорят:

Перед этой пашнею шапку скинь, сынок,

Видишь, пробивается хлебный стебелек,

Сколько в это зернышко вложено труда,

Знают только солнышко, ветер да вода…

Песня «Русское поле»

Поле, русское поле…

Светит луна или падает снег -

Счастьем и болью вместе с тобою

Нет, не забыть тебя сердцу вовек!

Русское поле, русское поле…

Сколько дорог прошагать мне пришлось!

Ты - моя юность, ты - моя воля,

То, что сбылось, то, что в жизни сбылось!

Не сравняться с тобой

Ни леса, ни моря

Ты со мной, мое поле,

Дует ветер в висок.

Здесь Отчизна моя,

И скажу не тая:

Здравствуй, русское поле,

Я твой тонкий колосок.

Игра «Помогаем собрать урожай»

Ведущий: Хлеб! Какое привычное и все-таки необычное слово! Славится он первым на земле (на столе). «Священный дар» - так называли хлеб в блокадном Ленинграде во время Великой Отечественной войны.

1-й ученик: Был хлеб всегда в почете на Руси –

Ее просторов главное богатство,

Его ты хочешь цену знать? –

Тебе ответить могут ленинградцы.

2-й ученик: В дыму ленинградское небо,

Но горше смертельных ран

Тяжелого хлеба, блокадного хлеба

Сто двадцать пять грамм.

3-й ученик: Во время блокады Ленинграда пришлось резко снизить нормы выдачи хлеба жителям города. Рабочие получали в день 250 грамм, а остальные жители – 125 грамм. Этот хлеб состоял из небольшого количества муки, древесной целлюлозы, жмыха, отрубей и других примесей. И все-таки он помог ленинградцам выстоять.

4-й ученик: 641803 ленинградца умерли во время блокады от голода. На Пискаревском кладбище – тысячи могил. Около одной всегда много людей. Они стоят молча и плачут. На могиле среди цветов лежит ломтик черного хлеба. А рядом записка: «Доченька, если б я могла дать его тебе тогда…»

Ведущий: Многим известна печальная история 11 - летней ленинградской школьницы Тани Савичевой. В музее истории Санкт - Петербурга хранится ее дневник. В нем есть короткие трагические записи:

Дядя Леша умер 10 ма в 4ч. дня 1942 г.

Савичевы умерли. Умерли все. Осталась одна Таня».

Умирающую Таню удалось вывезти с детским домом в поселок Шатки Горьковской области. Но истощенная голодом, девочка умерла.

Звучит «Реквием» В.-А. Моцарта.

4-й ученик: В Ленинграде – это было в пятидесятые годы – на Невском проспекте, около Мойки, вдруг затрезвонили трамваи (тогда они еще ходили на Невском), засигналили машины, засвистели милиционеры, и как-то резко остановилось все движение. По проезжей части дороги шла пожилая женщина, вытянув вперед руку. Ругались водители, что-то кричал вагоновожатый, шумела толпа, но женщина шла вперед, преграждая путь транспорту. Потом она что-то подняла и, прижав к груди, пошла обратно… Подойдя к шумевшей толпе, протянула руку, и все увидели кусок изуродованного хлеба, вернее, остатки того, что было хлебом. Как он попал на проезжую часть дороги – объяснить трудно. Видимо, кто-то слишком сытый, не переживший блокаду, бросил этот кусок хлеба.

5-й ученик: А потом у поэта Р. Рождественского родились такие строки:

На Невском замерло движение…

Не ночью, нет – средь бела дня.

На мостовой, как изваянье.

Фигура женщины видна.

Там, на дороге, как во сне,

Седая женщина стояла –

В ее протянутых руках

Горбушка черная лежала.

Нет, не горбушка, а кусок,

Обезображенный бездушьем,

Размятый множеством машин

И все забывшим равнодушьем…

А женщина держала хлеб

Кусочек этот бы тогда –

И сына б я не потеряла.

Кусочек этот бы тогда…

Кусочек этот бы тогда…

Кто осквернил? Кто позабыл?

Блокады страшные года…

Кто, бросив на дорогу хлеб,

Забыл, как умирал сосед?

Детей голодные глаза

С застывшим ужасом, в слезах.

А Пискаревку кто забыл?

Там персональных нет могил…

Там вечный молчаливый стон

Терзает память тех времен.

Им не достался тот кусок,

Лежащий здесь – у ваших ног.

Кусок, не подаривший жизнь…

Кто бросил хлеб – тот отнял жизнь.

Кто предал хлеб?

Песня «Корочка хлеба»

6-й ученик: Ты и каждый, кто ел сегодня хлеб, кто купил его, принес его домой, -

взгляните на хлеб. Друг! Ты держишь в руках сокровище.

Все: Хлеб надо беречь!

7-й ученик: Не бросай хлеб, не топчи его!

Не хвастай, что ты сыт!

То, что у тебя и у других есть сегодня хлеб, - не личная заслуга, а результат усилий всего государства, всего народа, всех, кто жил на земле, кто живет сейчас.

Помните, что хлеб и через 2-3 дня не утрачивает своих вкусовых качеств. Не покупайте лишнего хлеба, а купленный старайтесь съест. Если же останется немного хлеба, нарежьте его тонкими ломтиками и подсушите в духовке. Вкусен чай с такими сухариками. Их также можно есть с супом. Если пропустить оставшиеся засохшие куски хлеба через мясорубку, получатся панировочные сухари.

Ведущий: Помните: если каждый из нас выбросит в день пол-ломтика хлеба, то за год наберется 7 кг, ил 15 батонов. Если их умножить на число людей, живущих в нашей стране, то получится, что все вместе мы выбросим хлеб, который выращивали свыше 350 колхозов и совхозов, 3,5 млн.человек участвовало в производстве выброшенного нами хлеба. Государство из-за нашего небрежного отношения к хлебу понесло убыток более 97 млн. рублей. Вдумайтесь в эти цифры.

Если буханка, батон зачерствели и их выбросили, значит, зря трудились хлебороб, мукомол, напрасно стоял у жаркой печи пекарь…

7-й ученик: Зерна наших дней светитесь

Позолотою резной.

Говорим мы: берегите,

Берегите хлеб родной!

Не мечтаем мы о чуде –

К нам полей живая речь.

Все: Берегите хлеб, вы – люди,

Научитесь хлеб беречь!

Песня «Золотое зернышко»

Хлебное поле большое, как море –

Не сосчитаешь колосьев на нем.

В дружном дозоре, в почетном дозоре

Каждое зернышко мы бережем.

Припев:

Зернышко, зернышко –

Капля золотая,

Капля урожая.

Зернышко мы согреваем заботой

В теплых и добрых ладоней полей.

Солнышку тоже хватает работы,

Чтобы звенели хлеба веселей.

Припев:

Зернышко, зернышко –

Капля золотая,

Капля урожая.

Хлебные зернышки сказочным кладом

Спрячутся в землю и дружно взойдут.

Самая лучшая в мире награда –

Это живая награда за труд.

Припев:

Зернышко, зернышко –

Капля золотая,

Капля урожая.

1-й ученик: В годы тягот и лишений

Новый мир мужал и креп

Шел народ в огне сражений

За свободу и за хлеб.

Значит, правильны слова:

«Хлеб – всей жизни голова!»

2-й ученик: Ешь его, расти и помни:

В мире нет труда огромней,

Чтоб на стол к тебе явился

Свежий хлеб.

3-й ученик: Когда за столом вы, ребята, сидите,

То помните, кто для вас хлеб создавал.

ученик: Рабочий, нефтяник, строитель,

Шахтер, машинист, металлург,

Хлебороб.

Все: Народ!

Ведущий: Эй, девчушки – хохотушки,

Начинайте петь частушки,

Начинайте веселей,

Чтоб порадовать гостей.

Частушки

1.Мы в Тучково живем,

Сушки, пряники жуем.

Мы частушек много знаем

И сейчас для вас

2. Прянички печатные,

До того нарядные!

Мы не сразу их съедим,

А сначала поглядим.

3. Но не сразу стали зерна

Хлебом тем, что на столе,

Люди долго и упорно

Потрудились на земле.

4. Он не падает к нам с неба,

Появляется не вдруг.

Чтобы вырос колос хлеба,

Нужен труд десятков рук.

5. Дождик, дождик, поливай –

Будет славный урожай:

Будет белая пшеница,

Будет рожь и чечевица.

6. Взором радостным объемлю

Даль бескрайнюю полей.

Слава тем, кто любит землю!

Тем, кто трудится на ней!

4-й ученик: Если мы хотим кого-то

Встретить с честью и почетом,

Встретить щедро, от души,

С уважением большим,

То гостей таких встречаем

Пышным круглым караваем.

Он на блюдце расписном,

С белоснежным рушником.

5-й ученик: Вот он, хлебушко душистый,

С хрусткой корочкой витой,

Вот он – теплый, золотистый –

Словно солнцем налитой.

В каждый дом, на каждый стол

Он пожаловал – пришел.

6-й ученик: В нем здоровье наше, сила,

В нем чудесное тепло.

Сколько рук его растило,

Сохраняло, берегло!

7-й ученик : В нем земли родимой соки,

Солнца свет веселый в нем.

Уплетай за обе щеки,

Вырастай богатырем.

8-й ученик: С караваем соль подносим,

Поклонясь, отведать просим:

Дорогой наш гость и друг,

Принимай хлеб – соль из рук!

(Каждому классу вручается на подносе с расшитым полотенцем КАРАВАЙ)

Песня «Колосок»

1.Ржаной росток зелёный 2.Его расти научит

Оглядывает поле. Любой весенний дождик.

Смешной и удивлённый, И каждый солнца лучик

Как первоклашка в поле. Согреет и поможет.

Припев: Припев тот же.

Расти, колосок, – 2 раза.

Ты только пробился из зёрнышка.

Расти, колосок, – 3 раза.

Расти, колосок до солнышка.

9 –й ученик: К хлебу все имеет отношенье –

Русский хлеб причастен ко всему:

К дружбе наций, к спутников движенью,

К миру, правде, к счастью твоему.

ВЕД. : Будем помнить народную мудрость: « Хлеб – всей жизни голова».

И всегда будем помнить о людях, которые растят хлеб.

ВСЕ: Слава хлебу и рукам, что его растили!

Слава! Слава! Слава!

Подготовить:

    Канат для игры.

    Миску с водой.

  1. 6 косынок для завязывания глаз.

    Сумка для человека.

П ОСЛОВИЦЫ.

Кто надеется на небо, тот сидит без хлеба.

Без соли невкусно, а без хлеба несытно.

Если хлеба ни куска, так и в тереме тоска.

Головы , а студент – с “хвоста”. Студент... Ведущий 2: Мы тебя всему обучим и студентом быть научим...

Готовые к использованию, проверенные на практике сценарии тематических праздников, викторин, досугов, развлекательных мероприятий, театрализованных постановок, посвящённых хлебу и всему, что с ним связано.

Утренники под названиями «Хлеб – всему голова!», «Русский каравай» и т.п. Яркие музыкальные фольклорные праздники, посвящённые основному нашему продукту. Советы по изготовлению специальных атрибутов и реквизита для подобных «хлебных» мероприятий и театрализаций.

«От зёрнышка до булочки», в стихах и прозе.

Содержится в разделах:
По группам:

Показаны публикации 1-10 из 250 .
Все разделы | Хлеб. Сценарии праздников. Развлечения, досуги

Сценарий осеннего утренника «Хлеб - всему голова» Осенний утренник «Хлеб - всему голова » . Дети под музыку входят в зал с листьями, становятся колоннами. Вед. Здравствуйте, гости дорогие! Веселья вам и радости! Давно мы вас ждем, поджидаем! И праздник свой осенний начинаем. Позабудьте про заботы, Отдохните от работы Веселитесь,...

Сценарий для постановки белорусской народной сказки «Легкий хлеб» Действующие лица : Косарь Волк Конь Гусь Дед Баран Слева на первом плане несколько деревьев, справа камыши. На втором плане слева лес, справа луг. Из-за деревьев выходит Косарь и начинает косить траву. Косарь (поёт) Ты коси, коси, коса, На траве блестит роса! Забирай-ка ниже –...

Хлеб. Сценарии праздников. Развлечения, досуги - Сценарий сказки «Колосок» на новый лад

Публикация «Сценарий сказки «Колосок» на новый...» Сценарий сказки «Колосок» Ведущий: Сказка, сказка, прибаутка. Рассказать ее не шутка. Чтобы сказочка сначала Словно реченька журчала, Чтоб к концу ни стар, ни мал От нее не задремал. -Жили-были два мышонка: Круть да Верть, да Петушок - «Голосистое Горлышко». Мышата только и...

Библиотека изображений «МААМ-картинки»


30 января 2020 года, в музыкальном зале детского сада, ребята нашей группы показали инсценировку рождественской сказки Сакариаса Топелиуса «Три ржаных колоска». С давних времён ночь перед Рождеством считается временем чудес. И они на самом деле сбываются, если в твоём сердце...

Сценарий досугового мероприятия по военно-патриотическому воспитанию «Хлеб блокадного Ленинграда» Методическая разработка досугового мероприятия по военно-патриотическому и духовно-нравственному воспитанию детей старшего дошкольного возраста литературная гостиная «Хлеб блокадного Ленинграда» , приуроченная ко дню полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады 27...

Сценарий досуга с детьми старшего дошкольного возраста, посвященного Дню снятия Блокады «Хлеб блокадного Ленинграда» Сценарий досуга с детьми старшего дошкольного возраста, посвященного Дню снятия Блокады «Хлеб блокадного Ленинграда». Цели: 1. Расширять исторические знания детей о блокаде Ленинграда; 2. Воспитывать чувства патриотизма, уважение к прошлому своего народа; любовь к Отечеству....

Хлеб. Сценарии праздников. Развлечения, досуги - Сценарий театрализованного представления с элементами экономического воспитания «Колосок на новый лад» в старшей группе

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад п.Нефтебаза». Театрализованное представление с элементами экономического воспитания «Колосок на новый лад» (старший возраст. Подготовили: М.В.Круглова - воспитатель старшей группы. С.А.Швец – музыкальный...

Сценарий совместной деятельности взрослого и детей «Откуда хлеб пришёл» Тамбовское областное государственное автономное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребёнка – детский сад «Возрождение» (с использованием ООП «Тропинки») Сценарий совместной деятельности взрослого и ребёнка «Откуда хлеб пришёл» (с использованием ООП «Тропинки»)...

Сценарий праздника «Хлеб - всему голова»

Ведущий:

Вот и лето пролетело, тянет холодом с реки.

Рожь поспела, пожелтела, наклонила колоски.

Два комбайна в поле ходят. Взад – вперёд, из края в край.

Жнут – молотят, жнут – молотят, убирают урожай.

Мы сегодня собрались поговорить о самом святом продукте на земле. К нему сохранено самое почтительное отношение. Хлеб, хлебушек… Мягкий, душистый, пышный с хрустящей, румяной корочкой. Вы уже почувствовали его запах? Это один из самых удивительных запахов на земле, запах свежеиспечённого хлеба! В хлебе скрыто тепло земли, тепло солнца, тепло рук человеческих.

Вот он лежит перед нами во всех видах.

Хлеб – это счастье и богатство,

Хлеб – это сила и успех!

Что будет без хлеба,

Задумалась я?

У хлеба ж такая

Большая семья!

Исчезнут витушки и сушки,

Пирожное, слойки, ватрушки,

Лепёшки, лаваш, куличи.

Не будут нам печь калачи.

Сухарики, жулики, пряники

Не будем жевать на завалинке.

И бублики, крендели, сайки

Не будут нам стряпать хозяйки.

Не испекут в печи буханки,

Батоны, кексы и баранки.

Не дадут блинов с вареньем,

И не купят нам печенья.

Нет, жить без хлеба не хотим!

Слава хлебу – говорим!

Викторина «Вкусное название»: Дети вспоминают разные названия хлеба.

Ведущий:

Много пришлось потрудиться человеку, прежде чем появилось так много хлебных продуктов! Много труда требуется, чтобы хлеб посеять, убрать, прежде чем он окажется у нас на столе.

1–й ребёнок:

Хлебушко душистый.

Тёплый, золотистый.

В каждый дом,

На каждый стол

Он пожаловал – пришёл.

Здоровье наше, сила,

Чудесное тепло.

Сколько рук

Его растило,

Охраняло,

2–й ребёнок:

Под луной блестят поля,

Спит кормилица – земля.

Белокрылые метели

Колыбельную ей спели,

Приукрыли снеговым

Одеялом пуховым.

3–й ребёнок:

На дворе весна у нас.

Ярко солнце засияло.

Потекли ручьи, бурля,

И, откинув одеяло, умывается земля.

Отдохнула, ты, землица, -

Не пора ли потрудиться?

4–й ребёнок:

Можно сеять,

В добрый час!

Сеял сеятель старинный

Из лукошка – решета,

Нынче сеялка – машина

Этим делом занята!

Ведущий:

Ребята, помните мы с вами читали рассказ «Хлеб». В нём рассказывается о том, как в старину выращивали хлеб.

Кто из вас помнит, какие орудия труда тогда были у людей?

Чем пахали поле? (сохой или плугом)

Кого в них запрягают? (лошадь)

Что делают зубчатыми боронами? (боронят землю, как граблями, чтобы не было комьев)

Молодцы! Вы очень внимательно слушали рассказ и хорошо всё запомнили.

Какая современная техника помогает людям сейчас выращивать хлеб?

1–й ребёнок:

Всходы дружные у нас.

Вышли к солнышку из тьмы.

«Здравствуй, солнце, это мы!»

2–й ребёнок:

Подросла пшеница,

Наливается она,

Крепнет, колосится.

3 – й ребёнок

Урожай поспел у нас.

Ты вглядись

В простор бескрайний:

Что такое там в дали?

Выплывают там комбайны,

Словно в море корабли!

И гудят «Иду – у, иду – у!»

Лейся, тёплая пшеница,

Прямо в кузов

4–й ребёнок:

Хоть и собрано зерно,

Да не хлеб ещё оно.

Вот на мельнице пшеница,

Здесь такое с ней творится!

В оборот её берут.

В порошок её сотрут!

5–й ребёнок:

А потом замесят тесто,

Испекут нам каравай,

И детишки маму просят:

«Мама, нам кусочек дай!»

6–й ребёнок:

А мама ответит:

«Уплетай за обе щёки!

Вырастай богатырём,

В нём земли родимой соки,

Солнца свет весёлый в нём!»

Ведущий:

Оказывается не только ребята любят хлеб и горячие калачи, но и грачи.

Давайте встанем в хоровод и сыграем в игру «Ай, качи, качи, качи!»

Ведущий:

Обласкали люди хлеб пословицами, давайте их вместе вспомним.

У кого хлебушко – того и счастье.

С хлебом и сила приходит.

Хлеб – всему голова.

Без хлеба нет обеда.

Хлеба ни куска – так и в тереме тоска.

Много снега – много хлеба.

С кем хлеб – соль водишь, на того и походишь.

Худ обед, когда хлеба нет.

Не красна изба углами, красна хлебом и пирогами.

Горька работа, да сладок хлеб.

Жизнь - от хлеба, и от хлеба – сила.

Хлеб в закромах – счастье в домах.

Хлеб плачет, когда его даром едят.

Сколько ни думай – лучше хлеба не придумаешь.

Ведущий:

Народ придумал не только пословицы, но и загадки про хлеб . Я предлагаю вам их разгадать.

Отгадать легко и быстро:

Мягкий, пышный и душистый,

Он и чёрный, он и белый,

А бывает подгорелый.

Кольцо не простое,

Кольцо золотое,

Блестящее, хрустящее,

Всем на загляденье…

Ну и объеденье!

(баранки и бублики)

Что на сковородку наливают

Да вчетверо сгибают?

В печь его сперва сажают,

А как выйдет он оттуда,

То кладут его на блюдо.

Ну, теперь зови ребят!

По кусочку все съедят.

Вырос в поле дом,

Стены позолочены,

Ставни заколочены,

Ходит дом ходуном на столбе золотом.

Корабль – великан по земле идёт.

Поле пройдёт – урожай соберёт.

(комбайн)

Ведущий:

А сейчас я вам предлагаю посмотреть фильм про хлеб , который сделала семья (презентация )

Защита проекта «Хлеб – всему голова» - семья

Ведущий:

Мы и сами дома с вами готовим хлеб, печём пироги. Про то, как их печь нам сейчас расскажет со своей бабушкой, с мамой и угостят нас своими кулинарными шедеврами.

Ведущий:

Бережное отношение к хлебу и уважение к нему должны быть в крови у каждого человека. Они сродни уважению к своей Родине, к своему народу, к его труду.

Каждый день, беря в руки кусок хлеба, вспомните добрым словом всех тех, кто его создавал и создаёт, подумайте о том, каким великим богатством вы владеете и как его надо беречь.

Сценарий праздника

«Хлеб - всему голова»

Цели:

1. Формирование представления о том, как растят хлеб, о профессиях тружеников, занятых в этом производстве, о цене хлеба в разные периоды истории России. Воспитание бережного отношения к хлебу, уважения к людям труда.

    Развитие выразительности связной речи, сценического мастерства учащихся.

Ход праздника Учитель. Разгадайте загадку.

Рос сперва на воле в поле,

Летом цвел и колосился,

А когда обмолотился,

Он в зерно вдруг превратился,

Из зерна - в муку и тесто...

Вырос он под синим небом

И пришел на стол он...

Дети. Хлебом.

Хлеб! Какое привычное и все-таки необычное слово. В самом деле,
вдумайтесь! Словом «хлеб» называют непохожие друг на друга растения,
зерно, муку, изделия из муки. Что такое хлеб?
Ученик. Вот он - хлебушко душистый,
С хрустом, корочкой витой.
Вот он,., теплый, золотистый,
Словно солнцем залитой.
В нем здоровье, наша сила,
В нем - чудесное тепло,
В нем - земли родимой соки,
Солнца свет весенний в нем.
Сколько рук его растило.
Охраняло, берегло!
Не сразу стали зерна
Хлебом тем, что на столе.

Люди долго и упорно Потрудились на земле.

1-й чтец. Только снег сошел в апреле, Как поля зазеленели. Мы говорим: «Хлеб».

2-й чтец. Золотой простор бескрайний, Там работают комбайны. Мы говорим: «Хлеб».

3-й чтец. Вот зерно течет рекой, Чтобы сделаться мукой. Мы говорим: «Хлеб». 4-й чтец. Тесто кружится в квашне, Запекается в огне. Мы говорим: «Хлеб».

1

5-й чтец. Ешь ег o , расти и помни:

В мире нет труда огромней,

Чтоб на стол к тебе явился свежий хлеб.

1-й ученик. Он пахнет полем, речкой, печью, небом.

А главное - работой пахнет хлеб.

Ведь не сразу стали зерна

Хлебом тем, что на столе,

Люди долго и упорно

Потрудились на земле.

2-й ученик. Тем, кто хлеб печет чуть свет.

Шлет пшено на кашу,

Тем, кто землю глубоко

Острым плутом пашет, -

Им спасибо говори,

Их за хлеб благодари!

3-й ученик. У народа есть слова:

«Хлеб - всей жизни голова».

Ставится он первым на столе.

Вместе. Слава миру на Земле! Слава хлебу на столе! Слава, слава!

Есть хлеб - будет и песня. Издавна Россия - это не только милые душе березки, это поля с золотыми колосьями ржи и пшеницы. (Девочки исполняют танец на медленную песню "Золотые зернышки").

Мы золотые зернышки,

Полны лучистым светом.

Мы дружим, неразлучные,

Под вьюгами и тучами.

Мы чистые, струистые.

Мы зерна золотые.

Мы ветерком провеяны

И солнышком просвечены,

Выносливы, дружны,

Мы людям так нужны.

Отдельно каждый - зернышко

Маленькое, скромное,

А вместе - хлеб, как солнышко

Страны своей огромной!

(Р.Ванеева)

Ведущий. Вот такое коротенькое, но емкое слово - «хлеб». А теперь давайте попробуем ответить на вопрос: почему хлеб называют чудом земли? Почему он занимает такое важное место в жизни человека?

Ученик. Хлеб люди едят каждый день, и он никогда не надоедает им. Долго люди не могли дать ответ, почему хлеб не надоедает им. Оказывается, потому, что в нем много питательных веществ - это белки, жиры, углеводы, минеральные соли, витамины. Ученые-медики подсчитали, что взрослый человек съедает в день обычно около 500 г хлеба, а при тяжелой работе -800г. В хлебе от 4,7% до 7% белка, 40-45% углеводов, ежедневно обеспечивающих человека 1000-1600 ккал энергии. Это значит, что почти половину энергетических ресурсов, необходимых для жизнедеятельности, человек получает от хлеба.

Хлеб... Наскучит ли он? Никогда!

Без него обойтись и не пробуй,

Без него человеку беда. Учитель. Вот такое коротенькое, но емкое слово «хлеб». Ну а все же, как приходит этот хлеб к нам на стол? Об этом-то как раз начинается рассказ... Инсценировка «Как Рома узнал о хлебе».

Квартира. Стал, накрытый к чаю. Рома сидит перед телевизором. Стук в дверь. Бабушка открыла дверь. Это пришел сосед Иван Филиппович. В руках у него кулек. Он подошел к столу, выложил из кулька на стол несколько размокших, перепачканных землей кусочков хлеба.

Иван Филиппович. Это из вашего окна выбросили?

Бабушка. Набедокурил - не прячься! Выйди и извинись перед Иваном

Филипповичем.

Иван Филиппович. Извиняться передо мной не надо. Ваш мальчик не меня

обидел, а хмногих людей.

Рома. Как это?

Иван Филиппович. А вот так. Садись да послушай. Чтобы тот хлеб тебе на

стол положить, сначала надо было...

Рома. Купить его в булочной!

Бабушка. Э, нет! До булочной еще очень далеко. Вот послушай... Это

случилось давным-давно - много тысяч лет назад. Ранним утром обитатели

стойбища готовились заняться каждый своим обычным делом. Мужчины

собирались на охоту, женщины, ребятишки - за своей добычей - в зеленые

заросли.

Мужчины отправлялись охотиться на зверей. У детей и женщин - своя охота. Поймают кузнечика, ящерку, улитку - в пленку их. Орех, гриб, луковица, ягода - все сгодится. И под землей есть для них пища - съедобные корешки, клубеньки.

Особенно радостно было нашим собратьям, когда удавалось найти колоски с зернышками. Малы зернышки - нечастая это находка, зато какие сытные. Раздробил камнем, смочил водой - готовы колобок или вкусная

3

кашица. Особенно старалась девочка по имени Ди с голубым перышком в волосах. Она оказалась везучей - собрала зерен целый кузовок.

Перед самым заходом солнца женщины-собирательницы, кликнув разбредшихся по полю ребятишек, отправились домой.

Тут-то и приключилось все. По пути к той лесной полянке, где собирательницы корешков договорились встретиться, вдруг что-то совсем рядом зашуршало. Ди невольно обернулась и увидела ядовитую змею!

Ди закричала от ужаса, бросилась бежать и с перепугу выронила из рук полный доверху кузовок.

Беда и радость ходят рядом. Столько было зернышек - ничего не осталось!

И охотники вернулись без добычи - злые, голодные. Заклинания не помогли. Одна надежда на успех женщин и детей. Ох, и досталось же бедной Ди! И так все голодные, а эта растяпа все добро растеряла!

Прошел год. За это время Ди и думать забыла о рассыпанных зернышках и о том, как ее за это наказали. И вот однажды она вновь очутилась на том злополучном месте. Впрочем, место ей теперь показалось вовсе не злополучным, а, наоборот, счастливым. Там. где Ди рассыпала кузовок зерна, ей теперь удало собрать их чуть ли не в сто раз больше. Каждое потерянное е зернышко проросло в земле, обернулось стебельками, в колосья которых налилось много-много золотистых зернышек. Не было бы счастья, да несчастье помогло!

Иван Филиппович. Никто на свете не знает, была ли на само деле такая девочка по имени Ди. Но точно известно: благодаря похожим случаям люди узнали, что рассыпанные и, казалось бы навсегда пропавшие хлебные зернышки вовсе не пропадают. Из них вырастают колосья.

Но почему бы зернышки тогда не сеять, то есть не рассыпая нарочно? С той поры все и началось. Люди догадались также и том, что зернышки любят землю вскопанную, мягкую, удобренную, влажную. А чтоб сделать ее такой, нужны специальные земляные инструменты, орудия, техника.

Но это совсем другая история.

Учитель. Недаром в народе говорят, что для того, чтобы маленькое зернышко стало хлебом, надо четыре силы - солнце, дождь, земля и великий честный труд.

Иван Филиппович.

Ведь не сразу стали зерна, Хлебом тем, что на столе. Люди долго и упорно Потрудились на земле!

Бабушка. Вот по телевизору об этом-то как раз и начинается рассказ. Рома, посмотри передачу повнимательней!

Перед импровизированным телевизором выстраиваются дети с фотокартинами и читают стихи.

4

Ученик 1. Под луной блестят поля,

"Спит кормилица-земля.

Белокрылые метели

Колыбельную ей спели,

Приукрыли снеговым

Одеялом пуховым. Ученик 2. Спит земля...

А что ей снится?

Снится спелая пшеница.

Ну а людям не до сна:

Приходи скорей, весна!

Учитель. Чем занимаются люди на снежном поле? Дети. Снегозадержанием.

Учитель. А для чего «пашут» снег, делают борозды? Выслушиваются ответы детей.

Ученик 1. Агроном в халате белом,

Чем ты занят? - Важным делом!

Проверяю семена.

Приходи скорей, весна!

Агроном сказал: «Пора! Заводите трактора!»

Трактора выходят в степи,

Тянут плуги на прицепе.

Режьте, плуги, как ножом,

Сочный, жирный чернозем! Ученик 2. Сеял сеятель старинный

Из лукошка-решета,

Нынче сеялка-машина

Этим делом занята.

Роет борозды проворно,

В них закладывает зерна. Ученик 1. Продолжается рассказ.

Всходы дружные у нас.

Слаб еще росток-ребенок:

Только-только из пеленок;

А враги уж тут как тут:

Подбираются, ползут.

Подползают черепашки -

Ох и вредные букашки!

Ученик 2. Тревога! Вызывается подмога!

Самолет над полем кружит.

Следом вьюга вьется-вьюжит:

Летчик сверху всюду-всюду

Сыплет белый порошок...

5

Всем букашкам- это худо, Урожаю - хорошо!

Ученик 1. Подросла пшеница.

Время ей пришло зреть и колоситься.

Да сухое нынче лето:

Как плита, земля нагрета.

Просит пить у нас пшеница,

Хорошо, дадим напиться:

Пустим воду на поля,

Пей, кормилица-земля.

Учитель. Вот такой искусственный полив называется «орошение».

Продолжается рассказ,

Урожай поспел у нас. Выплывают в степь комбайны, Словно в море корабли.

Хоть и собрано зерно,

Да не хлеб еще оно.

Здесь такое с ним творится!

В оборот его берут

И в муку его сотрут.

На большом хлебозаводе Станешь тестом ты, мука.

Там при всем честном народе

Уж намнут тебе бока.

Тесто, тесто - мало места.

Ой, пустите! - шепчет тесто.

Ладно, пустим, - в печь давай!..

Народился каравай! А кроме колхозников, кто еше вложил свой труд в хлебушко? Дети называют разные профессии, связанные с выращиванием хлеба.

Учитель. Когда за столом вы, ребята, сидите, То помните, кто для вас хлеб создает: Колхозник,

рабочий,

нефтяник,

строитель,

шахтер,

машинист,

металлург и... Все. Народ! Учитель предлагает детям игру.

6

У детей карточка с окончаниями пословиц. Учитель читает начало

пословицы, а тот ученик, у которого концовка этой пословицы. - встает.

Игра закончится тогда, когда все дети встанут.

1.Горька работа, да... (хлеб сладок).

2.Хочешь есть калачи,... (не сиди на печи).

3.Пироги не... (растут на кустах).

4.В землю не положишь - ... (и с земли не возьмешь).

    Не ленись с плужком - ... (будешь с пирожком).

    На чужой каравай рта не разевай, а... (пораньше вставай да свой затевай).

    Догулялись мужики:... (нет ни хлеба ни муки).

    Пот на спине -... (так и хлеб на столе).

9.Не надо хвалиться,... (коли не знаешь, как хлеб родится). 10.Доплясались, что... (без хлеба остались).

11 Каравай хлеба не... (свалится с неба).

Бабушка. Салитесь, пожалуйста, Иван Филиппович и Рома, за стол. Я вас чаем и мороженым угощу.

Рома. Я вам свое мороженое отдам!

Иван Филиппович Спасибо, я мороженое не люблю. Это ты, знаю, любитель. Но вот скажи, если бы тебе каждый день по четыре раза давали мороженое - скоро бы тебе оно надоело?

Рома. Не скоро. Может быть, через год.

Бабушка. А ты забыл, как ты однажды съел три порции мороженого, тебе стало плохо, и ты больше есть его не хотел? А когда мы открыли большую банку твоего любимого клубничного компота, ты три дня пил, а потом сказал: не буду, не могу!

Иван Филиппович. И шоколад, и мармелад, и халва надоели бы, если бы мы ели их каждый день. А вот хлеб мы едим всю жизнь, и никогда он нам не надоедает! Это ржаной хлеб, сам полезный. Его едят и дети, и старики, и спортсмены, и солдаты. Без него даже в космосе не обойтись - для космонавтов специально пекут маленькие черные хлебцы.

Рома. А вот этот, наверно, обыкновенный хлеб. Показывает на выброшенный ранее хлеб.

Иван Филиппович. А обыкновенный или необыкновенный еще неизвестно,

Ученик. Был хлеб всегда в почете на Руси -Ее просторов главное богатство, Его ты хочешь цену знать? -Спроси.

Тебе ответить могут ленинградцы.

В. Суслов Создали наши ученые новый сорт пшеницы. И первый его урожай хранился в Ленинграде, в одном институте. А тут фашисты напали на нашу страну, окружили Ленинград, и в этом прекрасном роде начался голод. Почти

7

все мужчины ушли на фронт, и в этом институте, где хранили зерна нового сорта пшеницы, остался один старый профессор. Ходит он по холодному залу в шубе и валенках шатается от голода, и кажется ему, будто кто-то прямо в ухо ему нашептывает: «Возьми одну горсточку и пожуй. Ну не горсточку, так хоть десять зернышек. Сегодня только десять и завтра только десять... » Он уже протянул было руку к банке, где хранилась пшеница, но тут же отдернул ее. И даже в другой конец зала ушел.

«Не сметь брать! - приказал профессор сам себе. - Ведь если я не удержусь и все съем, труд моих товарищей пропадет. Нельзя, надо терпеть!» Умер этот профессор от голода, но новый сорт пшеницы сберег до зернышка. И когда мы победили фашистов, люди посеяли пшеницу. Хорошо она заколосилась, созрела вовремя, хорошая мука получилась.

Может быть, как раз из такой муки и испекли тот хлеб, от которого ты целых пол-ломтя выбросил. Сам посуди теперь, обыкновенный ли это хлеб?

Ведущий. 900 дней жили в условиях блокады ленинградцы. В это время рабочие получали по 250 г хлеба, а жители города 125 г.

Под звук метронома ученик проносит через весь зал на подносе 125 г черного хлеба, а ведущий читает воспоминание медсестры дет. сада № 5 г. Отрадное Ленинградской области В.И. Богдановой.

Ведущий. «Помню темный, вязкий, маленький кусочек хлеба. Только один кусочек! На всех - взрослых и детей. На весь день. И мама медленно режет его на одинаковые кубики... помню, как я на коленках ползала по полу в надежде найти хоть какую-нибудь крошку хлеба. Помню свою бабушку, старенькую, худенькую. Она часто отдавала нам, детям, свой паек. Помню маму, больную, обессиленную, которая вместе с другими женщинами тащила плуг по колхозной пашне в Вологодской области. И эта память все годы жжет мое сердце ненавистью к войне».

Ведущий. В Ленинградском музее истории хранится дневник Тани Савичевой.

Савичевы умерли. Умерли все. Осталась только Таня, которую увезли в поселок Шатки Горьковской области, но истощенная голодом девочка умерла (звучат «Реквием» В.-А. Моцарта).

Ленинградцы получали помощь с "большой земли" по легендарной ледовой дороге, проложенной через Ладожское озеро. Народ по праву называл ее "Дорогой жизни" (Ольга Берггольц).

S

«Казалось, что конец Земли. Казалось, что конец Земли, Но сквозь остывшую планету На Ленинград машины шли: Он жив еще, он рядом где-то -

На Ленинград! На Ленинград! Там на два дня осталось хлеба, Там матери под темным небом Толпой у булочных стоят.

И было так: на всем ходу Машина задняя осела. Шофер вскочил, шофер на льду, Так и есть, мотор заело.

Ремонт на пять минут - пустяк, Поломка эта - не угроза, Да рук не разомкнуть никак: Их на руле свело морозом.

Чуть разогнешь - опять сведет. Стоять? А хлеб? Других дождаться? А хлеб - две тонны? Он спасет Шестнадцать тысяч ленинградцев.

И вот в бензине руки он Смочил, поджег их от мотора, И быстро двинулся ремонт В пылающих руках шофера.

Вперед! Как ноют волдыри, Примерзли к варежкам ладони. Но он доставит хлеб, пригонит К хлебопекарне до зари.

Шестнадцать тысяч матерей

Пайки получат на заре -

125 блокадных грамм

С огнем и кровью пополам.

О, мы познали в декабре:

Не зря «священным даром» назван

Обычный хлеб, и тяжкий грех

Хотя бы крошку бросить наземь.

Учитель. 641 803 ленинградца умерли во время блокады и голода. На Пискаревском кладбище тысячи могил. Около одно! могилы долгие годы всегда было много людей. Они стояли молча и плакали. На могиле среди цветов лежал ломтик черного хлеба. А рядом записка: «Доченька, если б могла дать его тебе тогда...)

Минута молчания...

Ведущий. Никто из нас не остается равнодушным к историческим документам, говорящим о судьбах людей, которым не хватало «крошечки» хлеба, и они умирали. А в наше время мы бережем и ценим хлеб? Я узнал, что если каждый человек за один день недоест и выбросит 50 г хлеба (показывает кусочек хлеба в 50 г), это составит 200 кг, т.е. около 200 буханок хлеба окажутся выброшенными.

Ученик читает стихотворение С Михалкова «Плохая привычка». Ученик 1. Крошил я горбушку,

И мама, вздыхая,

Сказала,

Что это привычка плохая.

Тогда из фанеры

Я сделал кормушку,

В нее докрошил я

Ржаную горбушку. И стала хорошей Плохая привычка. Приятного вам аппетита, Синички!

Учитель. Помните! Хлеб - не просто еда. Ученик 2. Мальчик, ногою пинающий хлеб,

Мальчик, голодных не знающий лет, Помни, что были лихие года, Хлеб - это жизнь, а не просто еда. Хлебом клялись, За хлеб умирали Не для того,

Чтоб в футбол им играли.

В слове народная мудрость таится,

Вот, что в народе у нас говорится:

«Коли ты хлеб ценить перестал,

Ты человеком быть перестал».

Чтец 14. Живи так, чтобы хлеб твой был всегда честным. Запомни и скажи всем, кого знаешь, с кем дружишь: в хлебе - душа народа, твоей родной земли; судьбы многих людей, их неустанный труд. И еще помни: для того,

чтобы хлеб у всех был и сегодня, и завтра, и всегда, - трудится вся страна. Судьба хлеба зависит от каждого из нас.

Чтец 15. Так повелось на моей земле:

Из года в год, из рода в род - веками

Тот хлеб, что в каждом доме на столе, Согрет был человечьими руками.

Он их теплом, он их добром пропах,

И песней той, что жаворонком спета

Под синим небом в золотых хлебах

В июльский полдень солнечного лета. Пройдется пахарь утром по жнивью,

И сыну, указав рукой на поле,

Негромко молвит: «Поклонись ему,

Как матери, как нашей общей доле!»

Ты вырастешь и через много лет

Опять сюда вернешься на рассвете

И скажешь: «Ничего дороже нет,

Чем теплый хлеб на этом белом свете!»

(И. Аникеева) Зерна наших дней, светитесь

Позолотою резной. Говорим мы: «Берегите, Берегите хлеб родной! Берегите каждый колос

Наших радостных полей,

Громкой Родины своей!»

Не хотим мы видеть черных Зерен, выжженных войной,

Пусть сияет нам узорных Золотистых волн прибой.

Не мечтаем мы о чуде,

К нам полей живая речь:

«Берегите хлеб, вы, люди,

Научитесь хлеб беречь!»

За хлеб, что вдоволь есть у нас в домах, Что мы здоровы телом и душою,

За то зерно, что полнит закрома,

Спасибо, хлебороб, тебе большое.

Когда встречаешь ты рассвет,

Рабочий у станка стоит спокоен.

Известно, что без хлеба жизни нет -

Так мир великий, видимо, устроен.

Все выступающие кланяются.

(Слайд 1)

Хозяйка: Здравствуйте, гости дорогие! Вот и снова мы с вами встретились о поре – то той багряной, осенней. Осень золотистая – хлебом колосистая! (Юля Буторина)

Если мы хотим кого – то

Встретить с честью

И почетом,

Встретить щедро, от души,

С уважением большим,

То гостей таких встречаем

Круглым пышным караваем!

Он на блюде расписном

С белоснежным рушником.

С караваем соль подносим,

Поклонясь, отведать просим,

Дорогой наш гость и друг,

Принимай хлеб – соль из рук!

(Хозяйка с поклоном подходит к гостям и просит отведать хлеб и соль).

1 – й ребенок: (Аня Кузнецова)

Этот наш обычай вечный – .

Из далекой старины:

Честь гостям

И радость встречи –

Словно символ доброты!

(Слайд 2)

Хозяйка: Хлебом – солью встречали жениха и невесту на пороге их дома, новорожденного, дорогих и уважаемых гостей – это считалось символом благополучия и гостеприимства. Сегодня мы с вами будем прославлять чудо земли – хлеб. В честь хлеба слагались гимны, песни, совершались обряды, устраивались праздники, приуроченные к посевной страде и сбору урожая.

2 – й ребенок: (Алина Егорова)

У народа есть слова:

«Хлеб всей жизни голова».

Славится он первым

На земле,

Славится он первым на столе.

Библиотекарь: У разных людей есть различные ценности: золото, шубы, машины, книги. Но есть одинаковые ценности у всех людей. Это отчий дом, отец, мать и еще хлеб.

Мы говорим: «Хлеб – всему голова». Сегодня мы будем говорить о хлебе. Мы будем славить тру землепашца и комбайнера, водителя, мукомола и хлебопека. Это их честный и нелегкий труд дает нам возможность жить, видеть каждый день на столе вкусный хлеб.

Каким только не бывает хлеб: белым и черным, честным и горьким, жарким, горячим, холодным.

Нравственное отношение к хлебу – отношение бережное. А у нас нередко наблюдаешь картину, которая болью отзывается в сердце: брошенный хлеб, растоптанный в грязи ломоть, булочке в мусоросборнике. Это свидетельство безнравственного поступка. В некоторых губерниях человек, уронивший кусок хлеба на пол, должен был поднять его и, как бы извиняясь за свою неловкость, поцеловать. Зачем? – спросите вы. Старики говорили так, чтобы в ад не попасть. Ведь куски хлеба, которые мы выбрасываем, за нами бес подбирает.

1 – ребенок: (Аня Кузнецова)

Был хлеб всегда в почете на Руси –

Ее просторов главное богатство,

Его ты хочешь цену знать? –

Спроси.

Тебе ответить могут ленинградцы.

(Слайд 3)

Библиотекарь: 900 дней жили в условиях блокады ленинградцы. В это время рабочие получали по 250 грамм хлеба, а жители города по 125 грамм.

(Под звук метронома ученик проносит через весь зал на подносе 125 грамм черного хлеба.)

Воспоминание одной девочки.

«Помню, темный, вязкий, маленький кусочек хлеба. Только один кусочек! На взрослых и детей. На весь день. И мама медленно режет его на одинаковые кубики, помню как я на коленках ползала по полу в надежде найти хоть какую – нибудь крошку хлеба.

Никто из нас не останется равнодушным к историческим документам, говорящим о судьбах людей, которым не хватало «крошечки хлеба», и они умирали. А в наше время мы бережем и ценим хлеб?

«Хлеб – драгоценность. Им не сори. Хлеба к обеду в меру бери».

(Слайд 4)

1 – й ребенок:

За лесами, за лугами

Раздается в поле гром,

Это тракторы плугами

Пашут легкий чернозем.

2 – й ребенок:

На широкие долины

Вышли новые машины:

Глянь в раскрытое окно –

Сеют сеялки зерно.

3 – й ребенок:

Сколько в это зернышко

Вложено труда,

Знают только солнышко,

Ветер да вода.

4 – й ребенок:

Он не падает к нам с неба,

Появляется не вдруг

Чтобы вырос колос хлеба,

Нужен труд десятков рук.

5 – й ребенок:

Посеяли хлеб

Хлеборобы весною,

Созрел он и встал

Золотистой стеною.

И слышит страна:

За уборку пора!

Для хлеба комбайны нужны,

Трактора.

6 – й ребенок:

Каждому знакомы

Мудрые слова:

Хлеб – хозяин дома,

Всему он голова!

7 – ребенок:

Силою державы

Его звали встарь,

Хлебушек по праву

В государстве царь!

(Песня о Родине)

Ведущий 1: Многие профессии нужны для того, чтобы к нам на стол пришла булочка. Слесарь проверяет и ремонтирует трактор, комбайн. Тракторист пашет землю, сеет зерна. Осенью собирают урожай. Убрали надо отвезти в хранилище, потам на мельницу и хлебозавод. И только там рождается хлеб, и к нам на стол приходит такой красивый каравай. (Марина Кулигина)

(Инсценировка стихотворения «Праздник каравая»). 4 класс

Ведущий 2: У всех народов хлеб пользуется особым уважением. Хлеб почитали с древних времен и складывали о нем мудрые изречения. Давайте их вспомним. (Валя Мочалова)

Дети (поочередно):

Не красна изба углами,

А красна пирогами.

Был бы пирог,

Найдется и едок.

Без теста пирога

Не испечешь.

Без соли не вкусно,

Без хлеба не сытно.

Библиотекарь: В старину хлеб резать ножом считалось большим грехом. Его ломали на куски. А когда стали резать, то резали прижимая его к груди. О хлебе народ сложил много пословиц. Вспомним их.

Горька работа…

Да хлеб сладок.

Хочешь есть калачи…

Не сиди на печи.

Пироги не растут …

На кустах.

В землю не положишь…

И с земли не возьмешь.

На чужой каравай…

Рот не разевай.

Доплясались, что…

Без хлеба остались.

Каравай хлеба не…

Свалится с неба.

Ведущий 1 Давайте вспомним сказки о хлебе:

(Инсценировка сказки « Колосок»). 2 класс.

Ведущий 2: Ребята! Скажите, пожалуйста, что нужно для того, чтобы замесить тесто? (Ответы детей). А, сейчас, посмотрим какое тесто получилось у деда с бабкой.

(Инсценировка «Тесто»). 3 класс.

Ведущий 1: Как невозможно представить землю без сеятеля, жизнь без хлеба, человека без родины, так невозможен наш праздник без загадок.

А теперь давайте – ка ребятки!

Отгадывать загадки!

Загадки всевозможные:

И легкие, и сложные.

Посмотрим, кто из вас

Покажет высший класс?

  1. На сметане мешон

На окошке стужен,

Круглый бок, румяный бок!

Покатился… (Колобок)

  1. Сидит барыня в ложке, свесив ножки… (Лапша)
  1. Столбики точеные, головки золоченые… (Колосья)
  1. С неба солнце золотое

Золотые льет лучи

В поле дружною стеною

Золотые усачи…(Пшеница)

  1. У лепешки, каравая, сушки, плюшки, пирожка

От рождения седая мать по имени…(Мука)

  1. Я пузырюсь, я пыхчу,

Жить в квашне я не хочу,

Надоела мне квашня

Посадите в печь меня…(Тесто)

  1. Рос сперва на воле в поле,

Летом цвел и колосил,

А когда обмолотили,

Он в зерно вдруг превратился

Из зерна в муку и тесто

В магазине занял место…(Хлеб)

  1. Кольцо не простое

Кольцо золотое,

Блестящее, хрустящее

Всем на заглядение

Ну и объедение!..(Бублик)

  1. Вырос в поле дом.

Полон дом зерном.

Стены позолочены.

Ставни заколочены…(Зерно)

Ведущий 2: Когда был собран урожай, люди прославляли хлеб, который вырастили. И, как известно, ни один праздник не обходился без частушек и песен.

(Песня «Зоренька»)

(Хоровод «Печем пирожки»)

(Частушки 2 класс).

Игра «Назови одним словом).

  1. Засушенный кусок хлеба…(Сухарь)
  2. Пшеничный хлеб из заварного теста в виде кольца. (Баранка)
  3. Толстая баранка. (Бублик)
  4. Маленькая тонкая и очень сухая баранка. (Сушка)
  5. Витая сдобная булка, обычно напоминающая по форме восьмерку...(Крендель)
  6. Сдобное сладкое печенье в виде хлеба, хлебца, обычно с изюмом…(Кекс)
  7. Белый хлеб продолговатой формы… (Батон)
  8. Лепешка с загнутыми краями и творожной начинкой…(Ватрушка)

Игра «Угадай по вкусу».

(Дети с закрытыми глазами пробуют маленькие кусочки на вкус, определяют какой хлеб они съели..(Белый или черный).

Игра «Назовите профессии людей, работающих на земле».

Работает на тракторе…(тракторист)

Пашет землю… (пахарь)

Работает на комбайне…(комбайнер)

Выращивает овощи…(овощевод)

Разводит сады…(садовод)

Выращивает рис…(рисовод)

Выращивает хлеб…(хлебороб)

Библиотекарь: Великое благо иметь каждый день на столе хлеб. Никто не станет с этим спорить. Без хлеба трудно себе представить завтрак, обед или ужин. Хлеб всегда и везде сопутствует нам. Но всегда ли мы помним об этом, всегда ли мы испытываем благодарность к хлебу и к тем, кто его взрастил? Мы не задумываемся, каким длительным был путь хлеба к нашему столу. Сколько труда было вложено в каждое золотое зернышко! Оно ведь и в самом деле золотое. Сколько людей потрудилось над созданием золотистой теплой булочки! Так давайте же помнить об этом!

Хозяйка: Вы запомните, дети,

Золотые слова!

Хлеб – всему голова!

Хлеб – всему голова!

Слава миру на Земле!

Слава хлебу на столе!

Слава тем, кто хлеб растил,

Не жалел трудов и сил!

Ведущий 1: Людям хлеб,

Детям мир,

Пусть начнется дружный пир

Крикнуть нам сейчас пора

Хлебу – дружное «ура»

Хозяйка: Приглашаю ребят на чаепитие у самовара с пирогами, пряниками, сушками, ватрушками.

Loading...Loading...