Марта грэм зарождение современного танца. Техника марты грэхем

Martha Graham
Марта Грэм, фотография Юсуфа Карша Дата рождения: Дата смерти: Профессия: Гражданство:

США

Награды:

Биография

Хотя семья Грэм была религиозной и считала танцы грехом, однажды ей было разрешено пойти на концерт известной танцовщицы Рут Сен-Дени. Кроме того, несмотря на строгость взглядов, родители Марты были не против её обучения в колледже. Вассар колледж, куда её прочили родители, был известен не только качеством образования, но и своими спортивными традициями и суфражистскими симпатиями (суфражизм - движение за то, чтобы женщины получили избирательное право наравне с мужчинами). Однако, увидев выступление Рут Сен-Дени, Марта захотела стать танцовщицей. В году ей разрешили поступить в Школу экспрессии в Лос-Анджелесе ; затем она училась в школе «Денишоун», которую основала сама Сен-Дени вместе с партнером, Тедом Шоуном,в Испании.

В годы, когда проходило ученичество Грэм, на танец смотрели главным образом как на развлечение - он был составной частью водевилей , костюмированных представлений, светских балов. Статус искусства имел только один вид танца - балет , который в Америке считался европейской штучкой. В американских же танцевальных школах учениц готовили для участия в шоу и кабаре, и относились к ним соответственно. Но Марта хотела быть не девушкой из кабаре, а настоящей артисткой. Она с гордостью вспоминала позднее в мемуарах, что единственная в школе была освобождена от строгого надзора, которому подвергались все другие девушки, на том основании, что «Грэм - это искусство». И впоследствии все её мужчины смотрели на неё снизу вверх, как на художника и гения.

В её эпоху бытовали жёсткие стереотипы мужского и женского, о том, например, что мужчины церебральны, а женщины эмоциональны; мужчины в танце выражают себя в толчковых прямолинейных движениях, а женщины - в плавных движениях, совершающимся по траекториям кривых. Грэм заявила, что она «не хочет быть ни деревом, ни цветком, ни волной». В своих танцах она отказалась от стандартного взгляда на женственность и стремилась к тому, чтобы сделать свои персонажи безличными, условно-формальными, сильными и даже маскулинными. В теле танцора, по мнению Грэм, зрители должны видеть человека вообще - дисциплинированного, способного к высокой концентрации, сильного. Очень многие комментаторы её творчества отмечали связь Грэм с феминизмом. На суперобложке одной из её биографий помещена цитата, взятая из статьи в «Нью-Йорк Таймс»: «Наиболее воинственная и наиболее талантливая феминистка, Марта Грэм освободила и женщину, и танец!» Хотя она сама считала, что не принимала участие в движении за эмансипацию, своим танцем Грэм ломала стереотип: женщина - это слабое существо.

) - американская танцовщица, создательница американского танца модерн , появившегося как развитие свободного танца .

Её родители её были прихожанами пресвитерианской церкви, и в детстве она должна была исправно её посещать. Впоследствии она вспоминала, каким кошмаром для ребёнка было ходить в мрачную, темную церковь и отсиживать там соврешенно неэмоциональные, безжизненные службы. Танец, который она открыла для себя позже, был полным контрастом скуке церковной службы; он был праздником, «чудом» двигающегося тела.

Хотя семья Грэхем была религиозной и считала танцы грехом, однажды ей было разрешено пойти на концерт известной танцовщицы Рут Сен-Дени. Кроме того, несмотря на строгость взглядов, родители Марты были не против её обучения в колледже. Вассар колледж, куда её прочили родители, был известен не только качеством образования, но и своими спортивными традициями и суфражистскими симпатиями (суфражизм - движение за то, чтобы женщины получили избирательное право наравне с мужчинами). Однако, увидев выступление Рут Сен-Дени, Марта захотела стать танцовщицей. В году ей разрешили поступить в Школу экспрессии в Лос-Анджелесе ; затем она училась в школе «Денишоун», которую основала сама Сен-Дени вместе с партнером, Тедом Шоуном, в Калифорнии.

В годы, когда проходило ученичество Грэхем, на танец смотрели главным образом как на развлечение - он был составной частью водевилей, костюмированных представлений, светских балов. Статус искусства имел только один вид танца - балет , который в Америке считался европейской штучкой. В американских же танцевальных школах учениц готовили для участия в шоу и кабаре, и относились к ним соответственно. Но Марта хотела быть не девушкой из кабаре, а настоящей артисткой. Она с гордостью вспоминала позднее в мемуарах, что единственная в школе была освобождена от строгого надзора, которому подвергались все другие девушки, на том основании, что «Грэхем - это искусство». И впоследствии все её мужчины смотрели на неё снизу вверх, как на художника и гения.

В её эпоху бытовали жёсткие стереотипы мужского и женского, о том, например, что мужчины церебральны, а женщины эмоциональны; мужчины в танце выражают себя в толчковых прямолинейных движениях, а женщины - в плавных движениях, совершающимся по траекториям кривых. Грэхем заявила, что она «не хочет быть ни деревом, ни цветком, ни волной». В своих танцах она отказалась от стандартного взгляда на женственность и стремилась к тому, чтобы сделать свои персонажи безличными, условно-формальными, сильными и даже маскулинными. В теле танцора, по мнению Грэхем, зрители должны видеть человека вообще - дисциплинированного, способного к высокой концентрации, сильного.

Очень многие комментаторы её творчества отмечали связь Грэхем с феминизмом . На суперобложке одной из её биографий помещена цитата, взятая из статьи в «Нью-Йорк Таймс»: «Наиболее воинственная и наиболее талантливая феминистка, Марта Грэхем освободила и женщину, и танец!» Хотя она сама считала, что не принимала участие в движении за эмансипацию, своим танцем Грэхем ломала стереотип: женщина - это слабое существо.

Литература

  • Martha Graham . Blood Memory. New York, 1991.
  • Don McDonagh . Martha Graham, A Biography. New York, 1973.

Ссылки

  • И.Сироткина . Свободный танец и освобождение женщины -

Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Вигман, Мэри
  • Кюнг

Смотреть что такое "Грэхем, Марта" в других словарях:

    Грэхем Марта

    Грэхем Марта - (Graham) (1893, по другим данным, 1894 1991), американская танцовщица, хореограф. В 1929 организовала собственную труппу. Одна из крупнейших представительниц школы танца «модерн» в США. * * * ГРЭХЕМ Марта ГРЭХЕМ (Graham) Марта (р. 1893, по… … Энциклопедический словарь

    Грэхем Марта - Грэхем (Graham) Марта (р. 11. 5. 1893, Питсбург), американская танцовщица, хореограф, почётный доктор искусствоведения Гарвардского университета (1966). В 1918≈23 училась в школе Р. Сен Дени и Т. Шона, работала в их труппе. В 1926≈30 выступала с… … Большая советская энциклопедия

    ГРЭХЕМ Марта - (Graham, Martha) (1894 1991), американская танцовщица, педагог и хореограф (автор более 190 постановок). Родилась в Питтсбурге (шт. Пенсильвания) 22 мая 1894. В 1916 поступила в школу танца Денишоун (Р.Сен Дени Т.Шоуна) в Лос Анджелесе и через… … Энциклопедия Кольера

    Грэхем, Марта - М. Грэхем. Сцена из балета Величественный жест. Иенджела. 1935. ГРЭХЕМ (Graham) Марта (1893, по другим данным, 1894 1991), американская танцовщица, хореограф, педагог. Одна из ярких представительниц танца модерн. С 1928 выступала с сольными… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    Грэхем, Марта - см. Грэм, Марта …

    Грэм (Грэхем), Марта - (Graham, Martha) (21.05.1894, Аллегейни, Пенсильвания 01.04.1991, Нью Йорк) американская танцовщица, хореограф, теоретик танца. Дочь врача психиатра. В 1914 начала обучение драматическому искусству и танцу в колледже в Лос Анджелесе, в 1916… … Энциклопедический словарь экспрессионизма

    Марта Грэхем - Марта Грэхем, правильнее Грэм (англ. Martha Graham; 11 мая 1894, Аллегейни 1 апреля 1991, Нью Йорк) американская танцовщица, создательница американского танца модерн, появившегося как развитие свободного танца. Её родители её были прихожанами… … Википедия

    Грэхем М. - Марта Грэхем Марта Грэхем, правильнее Грэм (англ. Martha Graham; 11 мая 1894, Аллегейни 1 апреля 1991, Нью Йорк) американская танцовщица, создательница американского танца модерн, появившегося как развитие свободного танца. Её родители её были… … Википедия

    Грэхем - Грэхем (англ. Graham) англоязычная фамилия. Другая транскрипция Грэм. Известные носители: клан Грэхэм один из кланов равнинной части Шотландии. Грэхем, Бенджамин (1894 1976) экономист и профессиональный инвестор … Википедия

Эту великую женщину называли "танцовщицей века", а переоценить ее вклад в современное искусство невозможно. Гордость и слава американской культуры, создавшая собственный театр, была разносторонне одаренной личностью. Гениальная Марта Грэм, считавшая, что танец - это инструмент, которым управляет жизнь, раскрывала в движении суть человека.

Биография танцовщицы

Martha Graham родилась в 1894 году в штате Пенсильвания. Огромное влияние на нее оказывает отец-врач, работавший с людьми, страдавшими душевными расстройствами. Его больные занимались физическими упражнениями, а психиатр заявлял, что тело человека выражает все его чувства. Эту идею подхватывает Марта, обожавшая танцы. Несмотря на недовольство консервативных родителей, считавших, что это греховное занятие, она ходит на выступления знаменитых артистов и мечтает блистать на сцене так же, как и они.

Довольно поздно, в возрасте 20 лет, девушка поступает в школу танцев, где изучает различные техники, а позднее становится преподавателем. Один из педагогов увидел в пухленькой брюнетке небольшого роста потенциал и мощную энергию. Вскоре он ставит девушке, сбросившей вес, танец, который позволил ей продемонстрировать всю свою необычную личность и уникальный талант.

Как вспоминала сама Марта, ее долго не воспринимали всерьез. Она спускалась в зал ночью, когда все спали, и танцевала до изнеможения, придумывая собственные движения в полной темноте.

Страстный танец модерн

Она влюбляется в эмоциональный танец, который как нельзя лучше подходит ее темпераменту. Марту Грэм, начавшую работать профессионально, обожают зрители, приходившие полюбоваться на страстное выступление, и критики, положительно оценившие ее технику.

Дело в том, что в то время статус искусства имел только балет, а танцевальные школы готовили девушек для участия в развлекательных шоу, приносивших много денег. А Martha Graham мечтала стать настоящей артисткой с большой буквы.

Собственная труппа

В 1926 году она основывает свою труппу, которая поначалу состоит из одних женщин, и с этого момента начинаются различные эксперименты. Грэм находит индивидуальный стиль, и в каждом выступлении появляются новаторские смелые идеи. Свое видение окружающего мира она выражает через рваные движения, которые поначалу были оценены как "уродливые". Она ставит патриотические спектакли, показывая то, на что ранее никто не обращал внимания, - жизнь простых американцев. Танцовщица призывает увидеть в героях своих постановок сильного человека, способного на поступок.

Свобода, а не условность

Марта Грэм, творчество которой не столь известно в России, хотела, чтобы ее воспринимали настоящей артисткой, а мужчины видели бы в ней художника, а не объект плотских утех. Она считала мир балета условным и тянулась к современному танцу, полному свободы.

Самой яркой работой того периода считается "Плач", где танцовщица застывала выразительной скульптурой, показывая женщину, которая изо всех сил пытается вылезти из роли, навязанной ей обществом. Здесь она даже не танцует, а сидит на скамейке, но зрители не могли оторвать от нее глаз. Этот необычный образ становится визитной карточной гениальной Грэм.

Ломающая стереотипы

Она отказалась от привычного взгляда на женственность и всегда стремилась сделать своих героев безличными или маскулинными, после чего многие критики связали ее имя с феминистическим движением. Сама жгучая брюнетка никогда не принимала участия в борьбе за эмансипацию, однако своими танцами она ломала все представления о том, что женщина - это слабое существо. Марта Грэм старалась всеми силами показать, что движение является средством самовыражения нашей души, а танец - ее язык.

Когда все "женские" темы были исчерпаны, а повторяться хореограф не хотела, она набирает в труппу мужчин. Один из них в будущем становится ее мужем, а второй будет нарушать устоявшиеся традиции в искусстве. С приходом представителей сильного пола репертуар труппы значительно обогатился новыми сюжетами.

Техника танца Марты Грэм

Танцовщица и хореограф всегда стремилась дать телу человеку свободу, когда он воспроизводит эмоциональное состояние. В ее произведениях важны не только свет и музыка, но и застывшие позы, различные жесты, сочетание цветов и яркие костюмы. Все это создает запоминающееся представление огромной эмоциональной силы. Как ни странно, но паузы и молчание персонажей повествуют о глубинах человеческих страстей так же, как и сам неподражаемый танец. А зрители испытывали настоящее потрясение на каждом спектакле.

Марта, стремящаяся к самовыражению, создала особую технику, основанную на концентрации и дыхании. Она прекрасно знает свое тело и старается сделать все, чтобы преподнести его с эстетической точки зрения. В то время это был настоящий прорыв в хореографии, и по сей день техника Марты Грэм является базовой для артистов, выбирающих модерн.

Единая система движений

Придуманные ей комбинации подчинены смыслу, а каждый жест символизирует эмоцию. Хореограф структурировала движения в единую систему. Она показала сначала Америке, а затем всему миру, что танец может быть интеллектуальным, а ее потрясающие работы вдохновляют на творчество новое поколение артистов.

Многие танцовщики постигают годами contraction-release - придуманную ею технику, состоящую из сжатия и расслабления, которая является основополагающей в современном танце модерн.

Сильные женщины

Помимо постановочного таланта, Грэм обладает талантом исполнителя, играя все главные роли в спектаклях. Свое вдохновение она находит в мифах Древней Греции: Федра, Ариадна, Медея в ее исполнении выходят на первый план. Марта воздает дань уважения сильным героиням, остающимся в тени главных персонажей, показывая, что испытания, которые выпали на их долю, требуют еще большего мужества.

Разноплановая личность

Величайшая личность в мировом танцевальном искусстве сочинила более 180 спектаклей, в которых использовала сюжеты из мифов Древней Греции, Библии, литературы и поэзии. Это разноплановые, эмоционально наполненные произведения, среди которых выделить самое яркое нельзя.

Она ставила номера для Рудольфа Нуреева, Михаила Барышникова, которые участвовали в постановках ее театра. Труппа Марты Грэм получила невероятную популярность после гастролей по Ближнему Востоку и Европе. Она существует и по сей день и имеет большой успех во всем мире. Все постановки, придуманные танцовщицей, не утеряны и до сих пор их можно увидеть в репертуаре театра.

Вклад в танцевальное искусство

Семейная жизнь с танцовщиком из труппы продлилась всего 6 лет, а расставание очень сильно ударило по ее самолюбию. Марта Грэм, биография которой насыщена различными проектами, уходит в творчество, воплощая в спектаклях новые танцевальные идеи. Когда ей исполнилось 76 лет, она уходит со сцены и работает хореографом в столь почтенном возрасте, ставя новые спектакли.

Никто не знает, как бы сложилась история современного танца без гениальной женщины, ушедшей в возрасте 96 лет. Неслучайно все исследователи сравнивают ее с Нижинским или Стравинским, которые сделали огромный вклад в искусство.

Автобиография на русском языке

В мае 2017 года свет увидела автобиография Марты Грэм "Память крови". Книга, которая была написана в последний год жизни танцовщицы, содержит множество интересной информации. Здесь есть воспоминания великой дивы сцены о не менее гениальных партнерах, размышления о духовных и творческих поисках. "Память крови", по мнению талантливой Грэм, означает знание, которое люди наследуют от предшествующих поколений.

С автобиографии начинается новая серия о современном танце, показывающем чувства через движения.

Высказывания Грэм

Закончить хочется откровениями гениального хореографа, которые разошлись на цитаты. Марта Грэм откровенно высказывалась о танце, дающем возможность оценить торжество жизни.

  • "Тело скажет о том, о чем не расскажут слова".
  • "Художник - это время, а все остальные от него отстают".
  • "Тело - священная одежда, тайный язык души".
  • "Руки человека растут из спины, поскольку изначально они были крыльями".
  • "В мои 96 меня спросили о том, верю ли я в жизнь после смерти. Я знаю, что жизнь, как и энергия, непрерывна, и боюсь забвения. А пока я смотрю в лицо настоящему".

ГРЭХЕМ, МАРТА (Graham, Martha) (1894–1991), американская танцовщица, педагог и хореограф (автор более 190 постановок). Родилась в Питтсбурге (шт. Пенсильвания) 22 мая 1894. В 1916 поступила в школу танца «Денишоун» (Р.Сен-Дени – Т.Шоуна) в Лос-Анджелесе и через несколько лет дебютировала в составе труппы «Денишоун» в спектакле на ацтекские мотивы Ксочитл (Xochitl , 1920). В течение двух лет выступала в бродвейском шоу Гринич-виллидж фоллиз (1923–1925), затем преподавала в музыкальной школе Истмана в Рочестере. В 1930 основала в Нью-Йорке «Репертуарный танцевальный театр». К своей знаменитой постановке Весны священной И.Ф.Стравинского в 1930 она привлекла хореографа Л.Ф.Мясина и дирижера Л.Стоковского. В 1932 стала первой представительницей танцевального искусства, получившей Гуггенхеймовскую стипендию.

В некоторых постановках Грэхем, например в Темной долине (Dark Meadow , музыка Чавеса, 1946), посвященной теме реинкарнации, действие происходит вне времени и пространства, здесь отсутствуют человеческие персонажи. Ряд работ Грэхем имеют особую задачу: таков спектакль Письмо миру (Letter to the World , музыка Хантера Джонсона, 1940), который раскрывает духовный мир американской поэтессы 19 в. Эмили Дикинсон. Грэхем многократно обращалась к трагическим образам женщин прошлого. Так, балет Пещера сердца (Cave of the Heart , музыка С.Барбера, 1946) посвящен страшной мести Медеи, а балет Ночное путешествие (Night Journey , музыка У.Шумена, 1947) – ужасной судьбе царицы Иокасты, матери Эдипа. Среди других значительных работ Грэхем – Легенда о Юдифи (музыка Шумена, 1950); воспоминание об американских пионерах-первопроходцах – Весна в Аппалачских горах (музыка А.Копленда, 1944; киноверсия – 1958); и прославление мира танца – Акробаты Бога (музыка К.Суримаха, 1960).

Первая «полнометражная» работа Грэхем – Клитемнестра (музыка Халима Эль-Дабха, 1958) явилась результатом сочетания таланта с мастерством. Более поздние постановки Грэхем – Федра (музыка Роберта Старера, 1962), Полуявь – полусон (Part Real – Part Dream , музыка Мордехая Сетера, 1965), Древние времена (Archaic Hours , музыка Юджина Лестера, 1969) и Деяния света (Acts of Light , музыка Норманс Делло Джойо, 1981).

Труппа Марты Грэхем получила международную известность после гастролей по Европе и Ближнему Востоку. Постоянным местом пребывания как труппы, так и школы Грэхем стал «Центр современного танца Марты Грэхем» в Нью-Йорке. В 1957 был снят фильм Мир танцовщицы (A Dancer World ), где в живой форме раскрываются основные идеи Грэхем и прекрасно представлена ее труппа. Ее книга Тетради Марты Грэхем (The Notebooks of Martha Graham , 1973) проливает свет на источник вдохновения Грэхем как танцовщицы и хореографа. В 1984 Грэхем получила орден Почетного легиона. Умерла Грэхем в Нью-Йорке 1 апреля 1991.

Loading...Loading...