Первое христианство и их учение. Жизнь первых христиан

Первые записи христианского учения

Когда первые, еще очень малочисленные христианские группы появились в городах Римской империи (сначала в Палестине, а затем в соседних восточных провинциях), они меньше всего думали о записи своего учения. Да и учения в точном смысле слова еще не было. Бродячие христианские проповедники рассказывали о помазаннике божием Иисусе, распятом и воскресшем. Одни говорили, что слышали об Иисусе от очевидцев и его учеников, другие - что слышали от тех, кто слышал очевидцев. Так складывалась устная христианская традиция.

Примерно около полувека христианство распространялось прежде всего благодаря устным проповедям и рассказам. Само слово «евангелие» (благовестие) не имело первоначально в представлении христиан специфического значения писаного произведения. Существование устного «благовестия» отразилось и в первых христианских сочинениях, в частности в посланиях Павла. В Послании к галатам автор упрекает христиан Галатии в том, что они перешли к «иному благовествованию» (в греческом тексте - евангелию), «которое, впрочем, не иное, а только есть люди, смущающие вас и желающие превратить благовествование Христово (т. е. превратно излагающие «благовестие». - И. С.) ». Автор послания предает проклятию тех, кто «благовествует» иначе, чем он, и добавляет: «Евангелие, которое я благовествовал, не есть человеческое» (1:6-7, 11). Сходное словоупотребление встречается во Втором послании к коринфянам (11:4): «…если бы кто, придя, начал проповедовать… иное благовестие (евангелие. - И. С.) …» В Послании к римлянам сказано: «В день, когда, по благовествованию моему, бог будет судить тайные дела человеков…» (2:16).

Ясно видно, что для автора посланий евангелие не писание, а проповедуемое странствующими пророками «благовестие» о Христе и его миссии. Из посланий следует также, что содержание таких благовестий-евангелий было различным у разных проповедников.

Само слово «евангелие», которое кажется специфически христианским, могло прийти в христианство из языческого окружения: греческое слово «евангелие» употреблялось при прославлении римских императоров. В надписях I в. до н. э., обнаруженных в двух малоазийских городах, император Август назван спасителем (сотером); там сказано, что рождение бога (т. е. Августа) стало началом «благовестий» (евангелий), связанных с ним.

Христиане не признавали культов, официальных и неофициальных, которые существовали в Римской империи, противопоставляя им свою веру в иного бога. Они поклонялись не властителю, а плотнику, не восседающему на троне, а распятому на кресте, как раб и преступник… Противопоставляя себя миру язычников, отмежевываясь от него, христиане оперировали его представлениями, его терминологией, мыслили, по существу, в тех же понятиях, только «переворачивая» и переоценивая их. Например, спасителем мира в официальных надписях называли императора, для христиан им стал Иисус, а вместо евангелий о событиях из жизни Августа для христиан стал евангелием указанный их мессией путь к спасению. «Возвещали» евангелие странствующие пророки и апостолы, о которых говорится в Дидахе (Учении двенадцати апостолов) - руководстве по внутренней жизни христианских общин, написанном в начале II в. Как правило, такие пророки и апостолы проводили в каждой общине два дня, а затем шли дальше, взяв хлеба на дорогу. Они продолжали ходить и проповедовать и когда появились первые писания. Мы знаем, что некоторые христиане предпочитали устную традицию записанной. Евсевий в «Церковной истории» приводит слова писателя Папия, жившего в первой половине II в., который собирал именно устные предания: «…если мне случалось встречать кого-либо, общавшегося со старцами, то я заботливо расспрашивал об учении старцев, например, что говорил Андрей, что - Петр, что - Филипп, что - Фома или Иаков… Ибо я полагал, что книжные сведения не столько принесут мне пользы, сколько живой и более внедряющий голос».

Длительное господство устной традиции объясняется и особенностями самого христианского учения, и общественной психологией всей окружающей христиан среды. Для первых последователей христианства «священным писанием» были только книги иудейской Библии - Ветхого завета. Для грекоязычных проповедников священным текстом был перевод Библии на греческий язык, осуществленный в Египте в III в. до н. э. жившими там иудеями (так называемая Септуагинта - перевод семидесяти). Септуагинта была почитаема иудеями, жившими вне Палестины, многие из которых уже не знали древнееврейского языка. Использование Септуагинты делало понятными самому широкому кругу слушателей цитаты из священных иудейских книг, которые приводились христианскими проповедниками. В проповедях христиане неизменно ссылались на авторитет библейских книг, в особенности на авторитет пророчеств. Эти ссылки затем были включены и в евангелия: там часто, например, встречается выражение «да сбудется реченное через пророков» при описании тех или иных событий из жизни Иисуса. Авторы евангелий стремились таким образом доказать, что ветхозаветные пророчества о мессии относились именно к Иисусу. Существуют в Новом завете заимствования и из других книг Ветхого завета. Святость «закона и пророков», как обычно христиане обозначали иудейские религиозные книги, не позволяла им писать новые «священные» книги.

В науке существует точка зрения (правда, не общепринятая), что первыми христианскими записями были сборники цитат из Ветхого завета, прежде всего тех, где речь шла об ожидаемом мессии (так называемые свидетельства - тестимонии).

Но не только «священность» древних библейских писаний предопределяла преимущественно устный характер проповеди нового религиозного учения. В античном мире роль устного слова вообще была исключительно велика. Рукописные книги были дороги и малодоступны, да и уровень грамотности за пределами древних городских центров был не столь высок. Но главное все же было не в этом. Всюду, где в древности существовали самоуправляющиеся коллективы - общины или города-государства, устными выступлениями пользовались очень широко: речи произносились в народных собраниях и на заседаниях городских советов; от умело построенной речи, произнесенной в судебном заседании, часто зависел исход дела. Речи всегда были обращены к коллективу, прежде всего к коллективу граждан. Они не просто несли информацию, а были рассчитаны на возбуждение определенной реакции слушателей. Такое совместное слушание сплачивало людей, создавало ощущение их причастности к «общему делу». Писатель II в. Лукиан передает легенду о том, что «отец истории» Геродот приехал на Олимпийские игры и там стал читать свою историю. Сам Лукиан также отправился в Македонию, чтобы рассказать о своих произведениях. И в городах, потерявших свою независимость в составе Римской империи, продолжало существовать публичное красноречие: там были свои любимые ораторы и философы, свои «златоусты», хотя часто выступления их сводились к восхвалению императоров.

Первые христиане, среди которых было много людей, не входивших в гражданский коллектив городов, в которых они жили, - переселенцев, вольноотпущенников, рабов, не признавали официальных публичных торжеств, религиозных празднеств, но и эти люди, собираясь где-нибудь за городом или в опустевших ремесленных мастерских, ощущали свою общность, слушая пришедшего к ним проповедника. Эта общность, в свою очередь, усиливала эмоциональное воздействие устного слова. Такое воздействие вряд ли могло оказать уединенное чтение записей о жизни Иисуса или библейских пророчеств.

У первых христиан не было потребности в записях своего учения еще и потому, что обещания спасения, установления тысячелетнего царства божия на земле были обращены именно к ним, к «этому» поколению. Главным в общинах первых христиан было учить и проповедовать, а не писать. Еще во II в. сохранились разные бродячие проповедники, которых ярко описал противник христианства Цельс: «Многие безвестные личности в храмах и вне храмов, некоторые даже нищенствующие, бродящие по городам и лагерям, очень легко, когда представляется случай, начинают держать себя, как прорицатели. Каждому удобно и привычно заявлять: «Я - бог, или дух божий, или сын божий. Я явился. Мир погибает и вы, люди, гибнете за грехи. Я хочу вас спасти. И вы скоро увидите меня возвращающимся с силой небесной. Блажен, кто теперь меня почтит; на всех же прочих, на их города и земли я пошлю вечный огонь… А кто послушался меня, тем я дарую вечное спасение». К этим угрозам они вслед за тем прибавляют непонятные, полусумасшедшие, совершенно невнятные речи, смысла которых ни один здравомыслящий человек не откроет; они сбивчивы и пусты, но дураку или шарлатану они дают повод использовать сказанное, в каком направлении ему будет угодно».

Хотя Цельс и не называет здесь прямо христиан, но излагаемое им содержание проповеди указывает на ее христианское происхождение.

Многие современные ученые полагают, что в период устного распространения христианства сложились отдельные «блоки» традиции: речения, притчи, сказания о чудесах, эпизоды, иллюстрирующие библейские пророчества. Разные проповедники применительно к своему пониманию нового учения по-разному соединяли эти «блоки», кое-что выбрасывая, кое-что добавляя.

В условиях, когда пророчества играли для верующих столь большую роль, естественно появление в качестве одного из первых жанров христианской литературы так называемых откровений (апокалипсисов) - рассказов о видениях, якобы предвещавших конец света. Под влиянием ветхозаветных пророческих книг и экзальтированных устных проповедей появилось Откровение Иоанна, или Апокалипсис, включенное позже в новозаветный канон. Это - описание видений Страшного суда, адресованное семи христианским общинам в малоазийских городах. Оно начинается как наставление, в котором порицаются одни христиане, одобряются другие, но затем от этих наставлений автор переходит к рассказу о видениях, переполненному символами, аллегориями, устрашающими образами того, «чему надлежит быть». Откровение Иоанна было создано в конце 60-х годов I в.; в нем сохранились живые воспоминания о страшном пожаре, опустошившем Рим в 64 г.; ясны связи этого произведения с ветхозаветными пророчествами; в нем нет развитого учения о Христе. Ф. Энгельс датирует Апокалипсис 68-69 гг. Возможно, он был отредактирован переписчиками в 90-х годах, т. е. уже после падения Иерусалима (70 г.) и поражения I иудейского восстания против римлян (73 г.). Именно к этому времени относит создание Откровения Иоанна церковная традиция.

В Откровении Иоанна упоминаются последователи таких спорящих друг с другом проповедников внутри христианских общин: николаиты, сторонники Валаама, сторонники пророчицы Иезавели. Все эти группы осуждаются автором Апокалипсиса. И, напротив, он с похвалой отзывается об эфесских христианах за то, что они не послушались «тех, которые называют себя апостолами, а на самом деле не таковы». Христиане Смирны, пребывающие «в нищете и скорби», еще и «терпят злословие» от тех, которые «говорят о себе, что они иудеи, а на самом деле не таковы».

Такое же разнообразие проповедей и проповедников отражено и в посланиях Павла: в Первом послании к коринфянам автор его пишет, что коринфских христиан раздирают споры: «…у вас говорят: «я Павлов», «я Аполлосов», «я Кифин», «а я Христов» (1:12). Призывая к единомыслию, автор посланий в свою очередь спорил с «иным благовестием», со «старшими», или высшими, апостолами; обвинял Петра в лицемерии (Гал. 2:11 - 13). Те же христиане, которые сохраняли иудейскую обрядность, главным апостолом почитали Петра, а Павла называли лжеапостолом, как об этом пишет Ириней.

Мы не всегда можем точно определить, в чем именно заключались расхождения между отдельными проповедниками, но само существование расхождений не вызывает сомнений. Да иначе и быть не могло. Проповедуя в разной этнической среде людям с разными религиозными традициями, бродячие пророки и фразеологически и по существу передавали легенды, притчи, поучения, связанные с именем галилейского проповедника Иисуса, применительно к особенностям восприятия своих слушателей. Для христиан из иудеев главную роль играли библейские пророчества, перефразированные установления и поучения иудейской секты ессеев, жившей в районе Мертвого моря, с которой были связаны первые палестинские христиане. Но проповедовать римским беднякам только словами иудейских «священных» книг было невозможно. И вот очередной проповедник, собравший горстку слушателей в душных подземельях Рима, начинал рассказ о бедствиях Иисуса знакомыми им словами: «Лисицы имеют норы, и птицы небесные - гнезда, а сын человеческий не имеет, где приклонить голову…» (Мф. 8:20). Похожие слова когда-то звучали в речах защитника римских крестьян Тиберия Гракха; во всяком случае, эти слова вложил в его уста писатель Плутарх, живший на рубеже I и II вв.: «И дикие звери в Италии имеют логова и норы, куда они могут прятаться, а люди, которые сражаются и умирают за Италию, не владеют в ней ничем, кроме воздуха и света…» (Плутарх. Тиберий Гракх, 9) И галилейский пророк становился ближе и понятнее потомкам тех римских крестьян, которые когда-то выступали за Гракха…

Различия в отдельных догматах, обрядах, этических нормах у разных групп христиан были еще более существенными, чем различия в образном строе проповедей или отдельных словоупотреблениях. Мы рассмотрим эти различия в последующих главах, когда будем рассказывать о конкретном содержании апокрифических писаний.

Поддержать сознание правоты у малочисленных последователей христианства, изолировавших себя от окружающего греко-римского общества, его мировоззрения и этики, противопоставлявших себя стихии языческого мира, могла только слепая вера. Но такую веру могли внушить и внушали лишь проповедники-фанатики, которые каждое слово свое считали истинным, а все иные слова - ложными. Такова была парадоксальность развития первоначального христианства. Каждый проповедник стремился объединить, сплотить христиан, и в этой борьбе за сплочение каждый называл другого, хоть в чем-то расходящегося с ним проповедника лжепророком. И все эти пророки в борьбе за распространение «единственно правильной» веры вели между собой беспощадную борьбу. Наиболее деятельные проповедники стремились насадить свое понимание христианства как можно шире в разных христианских общинах. Таким проповедникам приходилось не только произносить устные речи, но и писать послания, напоминая, переубеждая, хваля или, наоборот, угрожая карой, в те города, куда они не могли прийти сами и куда посылали с письмами своих сторонников. Письма эти были предназначены для чтения вслух перед собравшимися верующими. К такого рода письмам относится и большинство посланий Павла, который, согласно христианской легенде, был сначала ревностным гонителем христианства, а потом стал еще более ревностным его приверженцем. Поскольку эти письма - не богословские трактаты, не обобщение всего вероучения, а защита определенных взглядов на христианство перед конкретными (уже принявшими христианство) группами людей, то ни жизнеописания Иисуса, ни системы его учения в посланиях Павла нет.

С течением времени расхождения между различными вариантами устной традиции становились все значительнее. Шли споры относительно необходимости соблюдения обрядов и норм иудейской религии. Менялись представления о путях спасения. «Страшный суд» отодвигался в неопределенное будущее. Как мы увидим дальше, проблема царства божия (его сущность, «местонахождение», возможность его достижения) станет одной из важнейших теологических проблем, которую будут обсуждать христиане во II в. Непрерывные споры христиан между собой были заметны и их противникам. Так, философ II в. Цельс писал о них: «Вначале их было немного и у них было единомыслие, а размножившись, они распадаются тотчас же и раскалываются: каждый хочет иметь свою собственную фракцию…»

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги История Древнего мира: от истоков цивилизации до падения Рима автора Бауэр Сьюзен Уайс

Из книги Афоризмы и мысли об истории автора Ключевский Василий Осипович

Дневниковые записи 1891-1901 гг. 1891 г.Чит[ал] 19 окт[ября] 1891.Хочет догматизировать и канониз[ировать] свои социалист[ические] или даже просто служебные похоти.Этот зуд общественности - реакция сибаритскому индивидуализму праздного барства как желанье жить на земский счет и

Из книги Домашний быт русских цариц в XVI и XVII столетиях автора Забелин Иван Егорович

1. КРЕСТОПРИВОДНЫЕ ЗАПИСИ По сей записи целуют крест государыни царицы и великие княгини Евдокеи Лукьяновны истобничей и дети боярские и иные царицына чина дворовые люди. Яз имрк целую сей святый и животворящий крест Господень государю своему царю и великому князю

Из книги История религий Востока автора Васильев Леонид Сергеевич

Основы христианского учения В христианстве, вобравшем в себя немалое наследие предшествовавших религий и учений, отчетливо ощущаются и доктрины иудаизма, и митраизм с его системой обрядов и культов, и идея умирающего воскресающего божества из древневосточных религий.

Из книги История Древнего мира [От истоков Цивилизации до падения Рима] автора Бауэр Сьюзен Уайс

Глава седьмая Первые записи событий Между 3800 и 2400 годами до н. э. шумеры и египтяне начинают пользоваться печатями и знакамиПисьменная история началась около 3000 года до н. э. В начале этого тысячелетия существовали всего две вещи, достаточно важные, чтобы пронестись

Из книги История Франции. Том I Происхождение франков автора Стефан Лебек

3. Первые очертания христианского общества От экономики к политике: власть элит в галлии VI века Несомненно, что лишь большие церковные хозяйства и самые богатые земельные собственники собирали в своих руках излишки возрожденного производства, обирая крестьян,

Из книги Индокитай: Пепел четырех войн (1939-1979 гг.) автора Ильинский Михаил Михайлович

Записи из дневника. Морские ворота Если, обозначая по суше северные и южные точки Вьетнама, обычно говорят: Каобанг и Камау, то при определении морского побережья республики упоминают другие названия: Монгкай и Хатиен. Между этими населенными пунктами на расстоянии более

Из книги История Русской Церкви. Том 2. История Русской Церкви в период совершенной зависимости ее от константинопольского патриарха (988-1240) автора Макарий Митрополит

Глава III. Первые училища в России и памятники духовного просвещения и учения Равноапостольный князь, как только крестились киевляне, повелевая приводить на крещение людей по всем градам и селам и всюду устроять церкви, вместе с тем повелел «поимати у нарочитое чади дети и

Из книги История Христианской Церкви автора Поснов Михаил Эммануилович

Борьба Церкви с ересями II и III в. Положительное раскрытие христианского учения. Теперь посмотрим, как раскрывалось церковное сознание и реагировало на только что представленные заблуждения среди отдельных христиан или целых обществ.Первыми христианскими памятниками

Из книги Воспоминания о службе автора Шапошников Борис Михайлович

ПЕРВЫЕ ГОДЫ УЧЕНИЯ Почему же именно Красноуфимское промышленное училище отец выбрал для моего образования? От Петропавловского винокуренного завода до Красноуфимска было свыше 200 километров, железной дороги не существовало, о ней в то время даже и не мечтали. Ближе было

Из книги Ленинград действует. Книга 3 автора Лукницкий Павел

Глава пятая Июньские записи Возвращение с передовых - В войсках противника - В госпитале - Крепкие люди - Опять в ДКА - Мой час - Обстановка в городе(Ленинград. 1 июня - 2 июля 1943 г.)Возвращение с передовыхНочь на 1 июня. ДКАС командного пункта полка Никитич, я и капитан


Урок по истории Древнего мира в 5 классе по теме: « Первые христиане и их учение»

Цели: - познакомить учащихся с первыми христианами,

Выяснить, что рассказывали первые христиане о жизни Иисуса;

Выяснить чему учил Иисус Христос людей;

Оборудование : презентация, компьютер

Ход урока.

1. Организационное начало урока.

2. Проверка домашнего задания:

устный ответ

3. Сообщение темы и целей урока.

(сл. 2) План урока:

1. Что рассказывали первые Христиане о жизни Иисуса.

2. Кем были первые христиане.

3. Вера в различные судьбы людей после смерти.

(сл. 3) Задание на урок:

Предположите, что могло привлечь людей в этой религии?

4. Изучение нового материала.

1) рассказ учителя:

- (сл. 4) Основателем новой религии был странствующий проповедник по имени Иисус родом из Палестины. О нем сохранились рассказы его учеников, в которых переплелись правда и вымысел.


(сл. 5) Что рассказывали первые христиане о жизни Иисуса . Почти две тысячи лет назад в городах и селениях Палестины, Сирии и Малой Азии, находившихся под властью Рима, появились люди, которые называли себя учениками Сына Божия - Иисуса. (сл. 6) Они утверждали, что матерью Иисуса была Мария - бедная жительница палестинского городка Назарета. Отцом же его был еврейский Бог Яхве. (сл. 7 – 8) В момент рождения Иисуса на небе зажглась звезда. По этой звезде простые пастухи и мудрецы из далеких восточных стран пришли поклониться божественному младенцу. Когда Иисус вырос, он овладел ремеслом плотника, но не приобрел никакого имущества. (сл. 9) Он собрал вокруг себя учеников и ходил с ними по Палестине, творя чудеса: исцелял больных и увечных, воскрешал мертвых. Иисус говорил: близится конец мира, погрязшего во зле и несправедливости. Вскоре наступит день Божьего суда над всеми людьми. Это будет Страшный суд: солнце померкнет, луна не даст света, и звезды упадут с неба. Люди будут пребывать в страхе и ожидании бедствий. Все, кто не раскаялся в своих дурных поступках, все поклоняющиеся ложным богам, все злодеи и убийцы будут наказаны. Но для тех, кто уверовал в Иисуса, кто страдал и был унижен, наступит Царство Божие на земле - царство добра и справедливости.
(сл. 10) У Иисуса было двенадцать ближайших учеников. Были у него и враги. Жрецы храма Яхве в Иерусалиме возмущались тем, что какой-то нищий плотник объявил себя Сыном Божиим. А для римлян Иисус был просто смутьяном, в чьих речах они видели подрыв власти императора в Палестине.

- (сл. 11) Один из двенадцати учеников по имени Иуда согласился предать Иисуса за тридцать серебряных монет. Ночью Иуда привел стражу в окрестности Иерусалима, где находился Иисус со своими учениками.

- (сл. 12) Иуда подошел к Иисусу и будто из любви поцеловал его. По этому условному знаку стража опознала в ночной темноте Иисуса. Его схватили, подвергли истязаниям и всячески глумились над ним.

- (сл. 13 – 14) Римские власти осудили Иисуса на позорную казнь - распятие на кресте. Друзья Иисуса сняли мертвое тело с креста и похоронили его. Но на третий день гробница оказалась пуста. Иисус воскрес.

- (сл. 15) Спустя немного времени воскресший Иисус явился ученикам, обещая им вернуться снова для свершения Поучения Иисуса в Нагорной проповеди Божьего суда. Он послал своих учеников разнести его учение по разным странам и народам. Поэтому учеников Иисуса называют (сл. 16) апостолами (в переводе с греческого-«посланцами»).

Кем были первые христиане. Почитатели Иисуса называли его Христос (что можно перевести с греческого как «избранный Богом»), а себя христианами. Становились христианами бедняки и рабы, вдовы, сироты, калеки - все те, которым жилось особенно трудно, кто был беззащитен перед жестокостью и произволом римских властей. Иисус и его ученики были евреями, но постепенно среди христиан появлялось все больше и больше людей других национальностей: греков, сирийцев, египтян, римлян, галлов. Христиане провозгласили, что перед Богом все равны: эллины и евреи, рабы и свободные, мужчины и женщины. Каждый верующий может войти в Царство Божие, если он милосерден и творит добрые дела. (сл. 17) Римские власти враждебно относились к христианам, не желавшим поклоняться статуям императоров. Христиан изгоняли из городов, били палками, бросали в темницы, приговаривали к смертной казни.

- (сл. 18) Они вынуждены были тайно собираться в заброшенных каменоломнях, на кладбищах и в других укромных местах. Друг другу христиане оказывали помощь, ухаживали за больными и стариками, приносили пищу заточенным в тюрьмы, прятали тех, кого преследовали римляне. Христиане выбирали священников, которые руководили их молитвами. Читали вслух евангелия. Так называют записи рассказов о жизни и учении Иисуса Христа. (сл. 19) Слово «евангелие» по-гречески означает «благая весть».

3. Христианство о различии в судьбе богача и нищего после смерти . Христиане ждали второго пришествия Иисуса, но шли годы, а он не являлся и Царство Божие на земле не наступало. Тогда они прониклись верой в то, что будут вознаграждены за все страдания после смерти. Верующие вспоминали назидательную историю о Лазаре и богаче, некогда рассказанную Иисусом.

Жил богач. Одевался он в пурпурные одежды и проводил каждый день в пирах и веселье. Жил также нищий именем Лазарь, весь в лохмотьях, покрытый язвами. Лежал он у ворот дома богача, подбирая куски, брошенные ему с пиршественного стола. И бездомные собаки лизали язвы его. Умер нищий и попал на небо. Умер и богач. В загробной жизни подвергся он мучениям. А Лазарь был избавлен от них! Поднял богач глаза и увидел вдали Лазаря. Взмолился богач, стал просить, чтобы Лазарь омочил конец пальца своего в воде: «Да прохладит он язык мой, ибо я мучаюсь в огне!» Но ответ богачу был такой:

«Нет! Вспомни, что ты уже получил доброе в жизни, а Лазарь злое. Ныне же он здесь утешается, а ты страдаешь». Христиане верили, что души людей, страдавших при жизни, попадут после смерти на небо, где будут блаженствовать.

Дополнительный материал:

Из письма управляющего провинцией Плиния Младшего императору Траяну:

Тех христиан, владыка, кто не желал отречься от Христа, я отправлял на казнь. Тех, кто отрицал, что они христиане, я отпустил, когда они совершили перед твоим изображением жертву и похулили Христа. Настоящих христиан, говорят, нельзя принудить к таким поступкам. Я прошу твоего совета. Дело о христианах, по-моему, заслуживает обсуждения. Зараза этого суеверия прошла не только по городам, но и по деревням и поместьям.

Из ответного письма Траяна Плинию:

Ты поступил вполне правильно, произведя следствие о тех, на кого тебе донесли как на христиан. Выискивать их незачем: если на них поступит донос и они будут изобличены, их следует наказать. Но тех, кто отречется, что они христиане, и помолится нашим богам, следует помиловать. Безымянный донос о любом преступлении не должно принимать во внимание. Это было бы дурным примером и не соответствует духу нашего времени.

Стр. 258, 260 – в синей рамке

5. Подведение итога урока:

Вопросы на стр. 261

6. Домашнее задание:

Параграф 56, вопросы, термины.

Ранний период истории христианства охватывает первые три века нашей эры – до проведения первого Вселенского собора. Событие эпохальной важности состоялось в городе Никея, расположенного на территории современной Турции, в 325 году. На Никейском соборе были приняты главные догматы христианской веры.

Первый век нашей эры исследователи называют апостольским. На этом этапе ближайшие ученики Иисуса Христа отправились проповедовать его учение. Апостолы вышли из Иерусалима в то время, когда в этом древнем городе начались гонения на христиан. В 49 г. н.э. (по другим данным – в 51 году) прошел Апостольский собор – это важнейшее событие в истории христианства. Главной причиной созыва собора стала попытка некоторых проповедников связывать иудейским законом обращенных в христианство язычников. Итогами проведенного собрания стал отказ от некоторых норм, которые до этого времени соблюдались в среде крещеных язычников:

  • Отказ от жертвоприношений животных;
  • Отказ от обрезания;
  • Отказ от брачного обычая левирата;
  • Отмена обрядов, которые были введены книжниками и фарисеями в жизнь иудеев.

При этом сохранялись обряды, установленные старцами, и многие другие законы, изложенные в Торе.

Решение собора устроило не всех – вскоре в среде «иудействующих» сформировались две группировки:

    Эбиониты – христиане, которые предпочитали придерживаться традиций обрезания, кашрута, соблюдали субботу. Предположительно название возникло от еврейского слова «бедняк» или от имени основателя этого учения. Возникло течение во второй половине I века, а исчезло, предположительно в V-VII веке.

    Назореи – иудеи, соблюдавшие обеды: не употреблять виноград, не обрезать волосы, не прикасаться к покойным. Приверженцы этого течения были аскетами, что противоречило сущности самого иудаизма. Назорейство не было распространено, но упоминания о назореях встречаются в источниках периода средневековья в контексте обозначения монаха.

Первая половина I века характеризуется сосуществованием иудаизма и христианства, но этому симбиозу положила конец Иудейская война 66-70 годов. Во времена иудео-христианства приверженцы новой веры еще посещали Иерусалимский храм.

Война началась восстанием против центральной римской власти иерусалимских националистов – в это время Римской империей правил Нерон. Император направил на усмирение восставших Тита и Веспасиана. Война закончилась уничтожением Иерусалима, который христиане успели покинуть. Такую версию виденья событий I века предлагают светские историки.

Церковная история отрицает существование симбиоза иудаизма и христианства. Согласно этой концепции, иудеи изначально не принимали христианство и отрицали его, выступали в качестве гонителей. Свидетельства тому церковная история находит в Новом Завете. Упоминается восстание евреев в Палестине, которые выступали против христиан. Рабби Акива был провозглашен мессией и рекомендовал убивать евреев-христиан.

Апостольский период закончился смертью Иоанна Богослова – одного из 12 апостолов – приблизительно, в 100 году. Время правления Нерона ознаменовало начало масштабных гонений на христиан со стороны императоров Римской империи. Религиозным центром после разрушения Иерусалима становится Рим, а наиболее христианизированными областями – восточные регионы империи.

Второй этап развития раннего христианства – время «мужей апостольских». Период охватывает I-II века и характеризуется активной деятельностью учеников апостолов, которые стали первохристианскими писателями. Наиболее известные из них на территории восточной части Римской империи – Поликарп Смирнский и Игнатий Богоносец.

Игнатий Богоносец, третий епископ Антиохийский был учеником Иоанна Богослова. Игнатий известен своей полемикой с поклонниками докетизма – христианского еретического учения, отрицавшего муки и смерть Иисуса. Докеты считали, что если Иисус умер на самом деле – это иллюзия и Боговоплощение в материальном теле невозможно в принципе. По мнению, Игнатия Богоносца, спасение возможно только в реально существующей церкви.

Поликарп Смирнский – ученик Иоанна Богослова, считался отцом и вождем христианства всей Азии. У епископа были ученики, среди которых знаменитейшим был Ириней Лионский. Поликарп – автор «Послания к Филиппийцам», некоторые исследователи считают, что именно он написал некоторые тексты Нового Завета.

Западная часть империи имела два важных религиозных центра – Рим и Афины. Наиболее известными «мужами апостольскими» на этой территории были:

  • Святой Климент – проповедник, папа Римский, автор «Послания к коринфянам».
  • Дионисий Ареопагит – был первым епископом Афин и учеником апостола Павла, мыслитель, святой. Получил хорошее образование в Афинах, изучал астрономию в Египте. Принял крещение и был рукоположен в сан епископа по возвращению из Египта.

Следующим этапом после времени «мужей апостольских» был период появления апологий. В это время зарождалось богословие. Апология была оправдательным словом о справедливости христианства, которое отцы церкви адресовали императорам-гонителям. Апологии представляют собой христианские истины, которые богословы «перевели» на язык разума для борьбы с противниками и еретиками.

Во второй половине II века был созван Лаодикийский собор и основана традиция Александрийского богословия. «Пять книг против ересей» — одна из наиболее известных и масштабных работ того времени, авторства Иринея Лионского.

В середине III века начался самый кровавый период гонений на христиан, связанный с началом правления императора Деция. На этом этапе появилась категория «отпавших» христиан – ради спасения жизни они отрекались от веры. В разных частях империи возникли новые ереси – богомилы, вальденсы, катары. Длительный период гонений укрепил христиан в их вере.

Урок 59. Первые христиане и их учение
Предмет: история.

Дата: 07.05.2012 г.

Учитель: Хаматгалеев Э. Р.


Цель: познакомить учащихся с процессом зарождения и развития новой религии, проследить зависимость религиозных идей от конкретно-исторических условий.
Ход урока
Текущий контроль знаний и умений.

Задание – пересказ.

Расскажите о правлении Нерона.


План изучения нового материала

  1. Первые христиане.

  2. Преследования христиан римскими властями.

  1. Изучение первого вопроса плана. Первые христиане.

Объяснение учителя


Вера в Христа зародилась в восточной провинции Римской империи – в Палестине, а затем распространилась по всей Римской империи. Христианство возникло в I в. н. э. Первыми христианами были бедняки и рабы, жизнь которых была тяжёлой и безрадостной. В Римском государстве было много восстаний, но они кончались поражением, гибелью вождей, казнью побеждённых. Это привело к тому, что бедняки и рабы потеряли веру в свои силы, они стали рассчитывать не на себя, а на помощь «доброго бога». Надежда на приход бога-спасителя побуждала бедняков и рабов отказываться от борьбы за улучшение своей жизни. Во многих городах и деревнях Римской империи ждали прихода доброго бога. Но бог-спаситель всё не являлся, и тогда они стали говорить иначе: «Наверное, бог уже приходил на землю и жил среди нас в облике человека, но не все люди знали об этом». О боге-спасителе сложили сказание.
Работа по учебнику
Задание 1. Прочитать вслух раздел «Что рассказывали первые христиане о жизни Иисуса».

Задание 2. Ответить на вопросы:


  1. Как назывался родной город Иисуса?

  2. Как звали отца и мать Иисуса?

  3. Какова была цель Божьего суда?

  4. Объясните выражения, которые стали крылатыми: «тридцать сребреников», «поцелуй иуды». В каких случаях сегодня можно употребить эти выражения?

Материал учебника


Основателем новой религии был странствующий проповедник по имени Иисус родом из Палестины. О нём сохранились рассказы его учеников, в которых переплелись правда и вымысел.

Что рассказывали первые христиане о жизни Иисуса. Почти две тысячи лет назад в городах и селениях Палестины, Сирии и Малой Азии, находившихся под властью Рима, появились люди, которые называли себя учениками Сына Божия – Иисуса. Они утверждали, что отцом Иисуса был Бог Яхве, которому поклонялись евреи, а матерью – Мария, бедная жительница палестинского города Назар е та. Когда Марии пришло время родить, она находилась не дома, а в городе Вифле е ме. В момент рождения Иисуса на небе зажглась звезда. По этой звезде мудрецы из далёких стран и простые пастухи пришли поклониться божественному младенцу.

Когда Иисус вырос, он не остался в Назарете. Иисус собрал вокруг себя учеников и ходил с ними по Палестине, творя чудеса: исцелял больных и увечных, воскрешал мёртвых, насытил тысячи людей пятью хлебами. Иисус говорил: близится конец мира, погрязшего во зле и несправедливости. Скоро наступит день Божьего суда над всеми людьми. Это будет Страшный суд: солнце померкнет, луна не даст света, и звёзды упадут с неба. Все, кто не раскаялся в своих дурных поступках, все поклоняющиеся ложным богам, все злодеи будут наказаны. Но для тех, кто уверовал в Иисуса, кто страдал и был унижен, наступит Царство Божие на земле – царство добра и справедливости.

У Иисуса было двенадцать ближайших учеников. Были у него и враги. Жрецы храма Яхве в Иерусалиме возмущались тем, что какого-то нищего называют Сыном Божиим. А для римлян Иисус был просто смутьяном, в чьих речах они видели подрыв власти императора. Один из двенадцати учеников по имени Иуда согласился предать Иисуса за тридцать серебряных монет. Ночью И у да привёл стражу в окрестности Иерусалима, где находился Иисус со своими учениками. Иуда подошёл к учителю и будто из любви поцеловал его. По этому условному знаку стража опознала в ночной темноте Иисуса. Его схватили, подвергли истязаниям и всячески глумились над ним. Римские власти осудили Иисуса на позорную казнь – распятие на кресте. Друзья Иисуса сняли мёртвое тело с креста и похоронили его. Но на третий день гробница оказалась пуста. Спустя немного времени воскресший (то есть вновь ставший живым) Иисус явился ученикам. Он послал их разнести его учение по разным странам. Поэтому учеников Иисуса стали называть ап о столами (в переводе с греческого – посланцами). Апостолы верили, что Иисус вознёсся на небо и что настанет день, когда он вернётся для свершения Страшного суда.

Рассказы об Иисусе были записаны первыми христианами, эти записи называются Ев а нгелиями. Слово «евангелие» по-гречески означает «благая весть».

Кем были первые христиане. Почитатели Иисуса называли его Христ о с (под этим словом понимали Божьего избранника), а себя христианами. Становились христианами бедняки и рабы, вдовы, сироты, калеки – все те, кому жилось особенно трудно.

Иисус и его ученики были евреями, но постепенно среди христиан появлялось всё больше и больше людей других национальностей: греков, сирийцев, египтян, римлян, галлов. Христиане провозгласили, что перед Богом все равны: эллины и евреи, рабы и свободные, мужчины и женщины.

Каждый верующий может войти в Царство Божие, если он милосерден, прощает своих обидчиков и творит добрые дела.

Римские власти враждебно относились к христианам, не желавшим поклоняться статуям императоров. Христиан изгоняли из городов, били палками, бросали в темницы, приговаривали к смертной казни. Друг другу христиане оказывали помощь, приносили пищу заточённым в тюрьмы, прятали тех, кого преследовали римляне, ухаживали за больными и стариками. Христиане собирались в домах единоверцев, в заброшенных каменоломнях, на кладбищах. Там они читали вслух Евангелия, выбирали священников , которые руководили их молитвами.

Вера в различные судьбы людей после смерти. Христиане ждали Второго пришествия Иисуса, но шли годы, а Царство Божие на земле всё не наступало. Они прониклись верой в то, что ещё до Страшного суда будут вознаграждены за все страдания после смерти. Христиане вспоминали назидательную историю о Лазаре и богаче, некогда рассказанную Иисусом.

Жил богач. Одевался он в пурпурные одежды и проводил каждый день в пирах и веселье. Жил также нищий именем Лазарь, весь в лохмотьях, покрытый язвами. Лежал он у ворот дома богача, подбирая куски, упавшие с пиршественного стола. И бездомные собаки лизали язвы его.

Умер нищий и попал на небо. Умер и богач. В аду подвергся он мучениям. А Лазарь был избавлен от них! Поднял богач глаза и увидел вдали Лазаря, а рядом с ним прародителя Авраама. Взмолился богач, стал просить, чтобы Лазарь омочил конец пальца своего в воде: «Да прохладит он язык мой, ибо я мучаюсь в огне!» Но ответил богачу Авраам: «Нет! Вспомни, что ты уже получил доброе в жизни, а Лазарь злое. Ныне же он здесь утешается, а ты страдаешь».

Христиане верили, что души людей, страдавших при жизни, попадут после смерти на небо, где будут блаженствовать.

«Сыны света» из Кумрана
Задолго до рождения Иисуса в Палестине появились люди, которые также ждали установления на земле царства добра и справедливости. Они ушли в пустыню близ Мёртвого моря и основали там поселение. Эти люди имели общее имущество, называли себя «нищими» и «сынами света», а всех остальных – «сынами тьмы». Они призывали ненавидеть «сынов тьмы», верили, что скоро разразится всемирная битва, в которой «сыны света» одержат победу над злом. Своё учение они хранили в тайне. Поселение «сынов света» было раскопано археологами в местности, которую ныне называют Кумр а н.

Иисус знал про «сынов света», но его учение не призывало к ненависти. Оно было обращено ко всем людям. «Что говорю вам в темноте, - внушал он ученикам, - говорите при свете и что на ухо слышите, возвещайте всем с крыш».


Поучения Иисуса в Нагорной проповеди
Христиане почитают священными четыре Евангелия. По преданию, их авторами были: Матф е й и Ио а нн – ученики Иисуса, Марк – спутник в странствиях апостола Петр а и Лук а спутник апостола П а вла. В Евангелии от Матфея приведены слова Иисуса:

«Блаженны плачущие, ибо они утешатся.

Просящему у тебя дай, и от хотящего занять у тебя не отвращайся.

Вы слышали, что сказано: око за око и зуб за зуб. А я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую.

Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, молитесь за обижающих вас.

Если вы будете прощать людям согрешения их, то просит и вам Отец ваш Небесный.

Не судите, да не судимы будете.

Просите, и дано будет вам; ищите, и найдёте; стучите, и отворят вам.

И так во всём, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними».
Из рассказов христиан об апостоле Павле
Павел сначала был врагом христиан, он яростно спорил с ними и даже участвовал в их избиении враждебной толпой.

Однажды Павел шёл в город Дамаск, чтобы учинить расправу над живущими там христианами. Внезапно он увидел ослепительный свет, потерял зрение, упал и услышал голос: «Я Иисус, которого ты гонишь. Встань и иди в город». В Дамаске один из христиан исцелил Павла и вернул ему зрение. С этого времени Павел уверовал в Христа и повсюду рассказывал, что Иисус – Сын Божий. Противники христиан замыслили убить Павла и стали стеречь его у городских ворот, чтобы он не сбежал. Тогда друзья Павла посадили его в корзину и на верёвках тайно спустили с оборонительных стен.

Погиб Павел в Риме во время казней христиан при Нероне.
Из письма управляющего провинцией Плиния Младшего императору Траяну
Тех христиан, владыка, кто не желал отречься от Христа, я отправлял на казнь. Тех, кто отрицал, что они христиане, я отпустил, когда они совершили перед твоим изображением жертву и похулили Христа. Настоящих христиан, говорят, нельзя принудить к таким поступкам.
Из ответного письма императора Траяна Плинию
Ты поступил правильно, произведя следствие о тех, на кого донесли как на христиан. Выискивать их незачем: если на них поступит донос и они будут изобличены, их следует наказать. Но тех, кто отречётся, что они христиане, и помолится нашим богам, следует помиловать.

Безымянный донос не до лжно принимать во внимание.


  1. Изучение второго вопроса плана. Преследования христиан римскими властями.

Объяснение учителя


Вероучение христиан требовало терпеливо переносить невзгоды и ждать помощи от «доброго бога», а не бороться за улучшение своей жизни. Поэтому императору с его чиновниками нечего было бояться христиан. Но кем были первые христиане? Бедняки и рабы, недовольные своим положением, готовые примкнуть к любому восстанию против империи. Поэтому за их действиями внимательно следили римские наместники и военачальники.

Христиане собирались группами, создавали организации, выбирали руководителей-священников. Христиане смело заявляли, что не признают императора богом, и отказывались поклоняться ему. Они утверждали, что не сегодня-завтра рухнет власть жестокого Рима, справедливое возмездие ждёт всех угнетателей народа.

Не вдумываясь в смысл учения христиан, не поняв, что новая религия поможет держать в повиновении рабов, римляне стали преследовать христиан. Особенно сильное гонение началось при Диоклетиане, когда по его приказу разрушались молитвенные дома христиан, сжигались их книги, многие христиане были казнены.


  1. Закрепление изученного материала.

Вопросы классу:


  1. Где и когда возникло христианство?

  2. Кем были первые христиане?

  3. Каковы были причины возникновения христианства?

  4. Как христиане рассчитывали обрести счастливую жизнь?

  5. Каково было отношение римлян к первым христианам?

  1. Вопросы и задания самоконтроля.

  1. Чем привлекала бедняков, рабов и других обездоленных людей христианская религия?

  2. Как римские власти относились к христианам?

  3. Познакомьтесь с поучениями Иисуса в Нагорной проповеди: сохранили ли они своё значение для людей нашего времени? Если да, то какие именно?

  4. Как возникли выражения «тридцать сребреников», «поцелуй Иуды»? В каких случаях можно употребить эти выражения в наши дни?

Около трети жителей планеты исповедуют христианство во всех его разновидностях.

Христианство возникло в I в. н.э . на территории Римской империи. Среди исследователей нет единого мнения о точном месте возникновения христианства. Некоторые считают, что это случилось в Палестине, которая находилась в то время в составе Римской империи; другие предполагают, что это произошло в еврейской диаспоре на территории Греции.

Палестинские евреи на протяжении многих веков находились под чужеземным владычеством. Однако во II в. до н.э. они добились политической самостоятельности, за время которой расширили свою территорию и немало сделали для развития политических и экономических отношений. В 63 г. до н.э. римский полководец Гней Полтей ввел в Иудею войска, в результате чего она стала частью Римской империи. К началу нашей эры и другие территории Палестины потеряли свою самостоятельность, управление стало осуществляться римским наместником.

Утрата политической самостоятельности воспринималась частью населения как трагедия. В политических событиях усматривали религиозный смысл. Распространялась идея божественного возмездия за нарушения заветов отцов, религиозных обычаев и запретов. Это приводило к усилению позиции еврейских религиозных националистических группировок:

  • хасидеи — правоверные иудеи;
  • саддукеи , которые представляли примиренческие настроения, они были выходцами из высших слоев иудейского общества;
  • фарисеи — борцы за чистоту иудаизма, против контактов с чужеземцами. Фарисеи выступали за соблюдение внешних норм поведения, за что их обвиняли в ханжестве.

По социальному составу фарисеи были представителями средних слоев городского населения. В конце I в. до н.э. появляются зелоты — выходцы из низших слоев населения — ремесленников и люмпен-пролетариев. Они высказывали наиболее радикальные идеи. Из их среды выделились сикарии — террористы. Их любимым оружием был кривой кинжал, который они скрывали под плащом — по латыни «сика» . Все эти группировки с большей или меньшей настойчивостью вели борьбу с римскими завоевателями. Было очевидно, что борьба идет не в пользу повстанцев, поэтому усиливались чаяния о приходе Спасителя, Мессии. Именно первым веком нашей эры датируется самая древняя книга Нового Завета — Апокалипсис , в котором так сильно проявилась идея возмездия врагам за несправедливое отношение и притеснения евреев.

Наибольший интерес представляет секта ессеев или эссенов , поскольку их учение обладало чертами, присущими раннему христианству. Об этом свидетельствуют найденные в 1947 г. в районе Мертвого моря в Кумранских пещерах свитки. Общими у христиан и ессеев были идеи мессианизма — ожидания скорого пришествия Спасителя, эсхатологические представления о грядущем конце света, истолкование идеи греховности человека, обрядность, организация общин, отношение к собственности.

Процессы, происходившие в Палестине, были подобны процессам, происходившим в других частях Римской империи: везде римляне грабили и нещадно эксплуатировали местное население, обогащаясь за его счет. Кризис античных порядков и становление новых социально-политических отношений переживались людьми болезненно, вызывали ощущение беспомощности, беззащитности перед государственной машиной и способствовали поиску новых путей спасения. Возрастали мистические настроения. Распространяются восточные культы: Митры, Исиды, Осириса и др. Появляется множество различных объединений, товариществ, так называемых коллегий. Люди объединялись на основе профессий, общественного положения, соседства и т.д. Все это создавало благоприятную почву для распространения христианства.

Источники возникновения христианства

Возникновение христианства было подготовлено не только сложившимися историческими условиями, оно имело хорошую идеологическую основу. Главным идейным источником христианства является иудаизм. Новая религия переосмыслила идеи иудаизма о монотеизме, мессианстве, эсхатологии, хилиазме — вере во второе пришествие Иисуса Христа и его тысячелетнее царство на земле. Ветхозаветная традиция не утратила своего значения, она получила новую трактовку.

Существенное влияние на становление христианского мировоззрения оказала античная философская традиция. В философских системах стоиков, неопифагорейцев, Платона и неоплатоников были выработаны мыслительные конструкции, понятия и даже термины, переосмысленные в новозаветных текстах и трудах богословов. Особенно большое влияние на основы христианского вероучения оказали неоплатонизм Филона Александрийского (25 г. до н.э. — ок. 50 г. н.э.) и нравственное учение римского стоика Сенеки (ок. 4 г. до н.э. — 65 г. н.э.). Филон сформулировал понятие Логоса как священного закона, позволяющего созерцать сущее, учение о прирожденной греховности всех людей, о покаянии, о Сущем как первоначале мира, об экстазе как средстве приближения к Богу, о логосах, среди которых Сын Божий — высший Логос, а другие логосы — ангелы.

Сенека считал главным для каждого человека достижение свободы духа посредством осознания божественной необходимости. Если свобода не будет вытекать из божественной необходимости, она окажется рабством. Только повиновение судьбе порождает невозмутимость и спокойствие духа, совесть, нравственные нормы, общечеловеческие ценности. Сенека в качестве нравственного императива признал золотое правило морали, которое звучало следующим образом: «Обходись со стоящим ниже так, как ты хотел бы, чтобы с тобой обходились стоящие выше» . Близкую формулировку мы может найти в Евангелиях.

Определенное влияние на христианство оказало учение Сенеки о скоротечности и обманчивости чувственных удовольствий, заботе о других людях, самоограничении в пользовании материальными благами, недопущении разгула страстей, необходимости скромности и умеренности в повседневной жизни, самоусовершенствовании, обретении божественного милосердия.

Еще одним источником христианства стали процветающие в это время в различных частях Римской империи восточные культы.

Наиболее спорным вопросом в исследовании христианства является вопрос об историчности Иисуса Христа. В решении его можно выделить два направления: мифологическое и историческое. Мифологическое направление утверждает, что наука не располагает достоверными данными об Иисусе Христе как исторической личности. Евангельские рассказы написаны через много лет после описанных событий, они не имеют реальной исторической основы. Историческое направление утверждает, что Иисус Христос был реальной личностью, проповедником новой религии, что подтверждается рядом источников. В 1971 г. в Египте был найден текст "Древности" Иосифа Флавия , который дает основание полагать, что в нем описан один из реальных проповедников по имени Иисус, хотя о чудесах, им совершаемых, говорилось как об одном из многочисленных рассказов на эту тему, т.е. сам Иосиф Флавий их не наблюдал.

Этапы становления христианства как государственной религии

История становления христианства охватывает период с середины I в. н.э. до V в. включительно. В течение этого периода христианство пережило ряд стадий своего развития, которые могут быть сведены к следующим трем:

1 — стадия актуальной эсхатологии (вторая половина I в.);

2 — стадия приспособления (II в.);

3 — стадия борьбы за господство в империи (III-V в.).

На протяжении каждой из этих стадий менялся состав верующих, возникали и распадались различные новообразования внутри христианства в целом, непрестанно кипели внутренние столкновения, которые выражали борьбу за реализацию насущных общественных интересов.

Стадия актуальной эсхатологии

На первой стадии христианство еще не выделилось окончательно из иудаизма, поэтому ее можно назвать иудеохристианской. Название «актуальная эсхатология» означает, что определяющим настроением новой религии в это время было ожидание прихода Спасителя в ближайшее время, буквально со дня на день. Социальной основой христианства стали порабощенные, обездоленные люди, страдающие от национального и социального гнета. Ненависть порабощенных к своим угнетателям и жажда мести находили свое выражение и разрядку не в революционных действиях, а в нетерпеливом ожидании той расправы, которая будет учинена грядущим Мессией над антихристом.

В раннем христианстве не было единой централизованной организации, не было священников. Общины возглавляли верующие, способные воспринять харизму (благодать, сошествие Святого Духа). Харизматики объединяли вокруг себя группы верующих. Выделялись люди, которые занимались разъяснением учения. Их называли дидаскалы — учителя. Для организации хозяйственной жизни общины назначались специальные люди. Первоначально появились диаконы , выполнявшие простые технические обязанности. Позднее появляются епископы — наблюдатели, надзиратели, а также пресвитеры — старейшины. Со временем епископы занимают главенствующее положение, а пресвитеры становятся их помощниками.

Стадия приспособления

На второй стадии, во II в., ситуация меняется. Светопреставления не наступает; напротив, происходит некоторая стабилизация римского общества. Напряженность ожидания в настроениях христиан сменяется на более жизненную установку существования в реальном мире и приспособления к его порядкам. Место эсхатологии, общей в этом мире, занимает эсхатология индивидуальная в потустороннем мире, активно разрабатывается учение о бессмертии души.

Изменяется социальный и национальный состав общин. В христианство начинают обращаться представители состоятельных и образованных слоев населения разных народов, населявших Римскую империю. Соответственно изменяется вероучение христианства, оно становится более терпимым к богатству. Отношение властей к новой религии зависело от политической ситуации. Один император осуществлял гонения, другой проявлял гуманность, если это позволяла внутриполитическая ситуация.

Развитие христианства во II в. привело к полному отрыву от иудаизма. Евреев среди христиан в сравнении с другими народностями становилось все меньше. Необходимо было решать проблемы практически-культового значения: пищевые запреты, празднование субботы, обрезание. В результате обрезание заменили на водное крещение, еженедельное празднование субботы было перенесено на воскресенье, праздник Пасхи перешел в христианство под этим же названием, но был наполнен другим мифологическим содержанием, так же как и праздник Пятидесятницы.

Влияние других народов на формирование культа в христианстве проявлялось в том, что происходили заимствования обрядов или их элементов: крещение, причащение как символ жертвоприношений, молитва и некоторые другие.

В течение III в. происходило формирование крупных христианских центров в Риме, Антиохии, Иерусалиме, Александрии, в ряде городов Малой Азии и других областях. Однако сама церковь не была внутренне единой: среди христианских учителей и проповедников имелись расхождения относительно правильного понимания христианских истин. Христианство изнутри раздиралось сложнейшими богословскими спорами. Появилось множество направлений, по-разному трактовавших положения новой религии.

Назореи (от древнеевр. — «отказываться, воздерживаться») — проповедники-аскеты древней Иудеи. Внешним признаком принадлежности к назореям был отказ от стрижки волос и употребления вина. Впоследствии назореи слились с ессеями.

Монтанизм возник во II в. Основоположник Монтана в преддверии конца света проповедовал аскетизм, запрет повторных браков, мученичество во имя веры. Обычные христианские общины рассматривал как душевнобольных, духовными он считал только своих приверженцев.

Гностицизм (от греч. — «имеющий знание») эклектически связывал идеи , заимствованные главным образом из платонизма и стоицизма, с представлениями восточных . Гностики признавали наличие совершенного божества, между которым и греховным материальным миром имеются промежуточные звенья — зоны . К ним относили и Иисуса Христа. Гностики пессимистически относились к чувственному миру, подчеркивали свою богоизбранность, преимущество интуитивного познания перед рациональным, не принимали Ветхий Завет, искупительную миссию Иисуса Христа (но признавали спасительную), его телесное воплощение.

Докетизм (от греч. — «казаться») — направление, отделившееся от гностицизма. Телесность считали злым, низшим началом и на этом основании отвергали христианское учение о телесном воплощении Иисуса Христа. Они считали, что Иисус только казался облеченным в плоть, а в действительности его рождение, земное существование и смерть были призрачными явлениями.

Маркионизм (по имени основоположника — Маркиона) выступал за полный разрыв с иудаизмом, не признавал человеческой природы Иисуса Христа, по своим основным идеям был близок к гностикам.

Новатиане (по имени основоположников — рим. Новатиана и карф. Новата) занимали жесткую позицию по отношению к власти и тем христианам, которые не смогли устоять под давлением властей и пошли на компромисс с ними.

Стадия борьбы за господство в империи

На третьей стадии происходит окончательное утверждение христианства как государственной религии. В 305 г. преследования христиан в Римской империи активизируются. Этот период в церковной истории известен как «эра мучеников» . Закрывались места отправления культа, конфисковывалось церковное имущество, изымались и уничтожались книги и священная утварь, обращались в рабство плебеи, признанные христианами, арестовывали и казнили высших членов клира, а также тех, кто не покорился приказу отречься, оказав почести римским богам. Те, кто уступал, быстро выходили на свободу. Впервые места погребений, принадлежавшие общинам, стали на время прибежищем для преследуемых, где они отправляли свой культ.

Однако предпринятые властями меры не возымели действия. Христианство уже укрепилось в достаточной степени, чтобы оказать достойное сопротивление. Уже в 311 г. император Галерии , а в 313 — император Константин принимают указы о веротерпимости по отношению к христианству. Особенно большое значение имеет деятельность императора Константина I.

В ходе ожесточенной борьбы за власть перед решающим сражением с Макенцием Константин увидел во сне знак Христа — крест с повелением выступить с этим символом против врага. Исполнив это, он одержал решающую победу в сражении в 312 г. Император придал этому видению совершенно особый смысл — как знак избрания его Христом для осуществления связи между Богом и миром посредством своего императорского служения. Именно так воспринималась его роль христианами его времени, что позволило некрещеному императору принимать активное участие в решении внутрицерковных, догматических вопросов.

В 313 г. Константин издал Миланский эдикт , согласно которому христиане становятся под защиту государства и получают равные с язычниками права. Христианская церковь уже не подвергалась гонениям, даже в правление императора Юлиана (361-363), прозванного Отступником за ограничение прав церкви и провозглашение веротерпимости к ересям и язычеству. При императоре Феодосии в 391 г. происходит окончательное закрепление христианства как государственной религии, а язычество было запрещено. Дальнейшее развитие и укрепление христианства связаны с проведением соборов, на которых отрабатывалась и утверждалась церковная догматика.

Христианизация языческих племен

К концу IV в. христианство утвердилось практически во всех провинциях Римской империи. В 340-е гг. стараниями епископа Вульфилы оно проникает к племенам готов . Готы приняли христианство в форме арианства, которое господствовало тогда на востоке империи. По мере продвижения вестготов на запад распространялось и арианство. В V в. в Испании его приняли племена вандалов и свевов . в Галин — бургундов и затем лангобардов . Ортодоксальное христианство принял франкский король Хлодвиг . Политические причины привели к тому, что к концу VII в. в большинстве районов Европы утвердилось никейское вероисповедание. В V в. с христианством познакомились ирландцы. К этому времени относится деятельность легендарного апостола Ирландии св. Патрика .

Христианизация варварских народов осуществлялась в основном сверху. В сознании масс народа продолжали жить языческие представления и образы. Церковь ассимилировала эти образы, приспособила их к христианству. Языческие обряды и праздники наполнялись новым, христианским содержанием.

С конца V до начала VII в. власть римского папы была ограничена только римской церковной провинцией в Средней и Южной Италии. Однако в 597 г. произошло событие, положившее начало упрочению римской церкви во всем королевстве. Папа Григорий I Великий направил к англосаксам-язычникам проповедников христианства во главе с монахом Августином . Согласно легенде папа увидел на рынке рабов-англов и удивился сходству их имени со словом «ангелы», что счел знаком свыше. Англосаксонская церковь стала первой церковью к северу от Альп, подчиненной непосредственно Риму. Символом этой зависимости стал паллий (плат, надеваемый на плечи), который присылался из Рима предстоятелю церкви, называвшемуся теперь архиепископом , т.е. высшим епископом, которому делегировались полномочия непосредственно от папы — викария св. Петра. Впоследствии англосаксы внесли большой вклад в упрочение римской церкви на континенте, в союз папы с Каролингами. Значительную роль в этом сыграл св. Бонифаций , выходец из Уэссекса. Он разработал программу глубоких реформ франкской церкви с целью водворения единообразия и подчинения Риму. Реформы Бонифация создали в целом римскую церковь в западной Европе. Лишь христиане арабской Испании сохраняли особые традиции вестготской церкви.

Loading...Loading...