Какое племя основало город рим. Краткая история древнего рима

Согласно преданию, Рим был основан 21 апреля 753 года до н.э. Это произошло на берегу реки Тибр — как пишут историки, примерно в 22 км от ее устья, в дельте, которая впоследствии станет портом Остия. Остия была заложена царем Анком Марцием ввиду наличия здесь богатых солеварен, а также для того, чтобы предотвратить проникновение в Рим вражеских кораблей по реке.

При этом те же самые историки считают, что предание о 21 апреля следует подвергать сомнению. «Не было такого первоначального момента, когда разрозненные деревни железного и бронзового веков на холмах решили бы объединиться и назваться городом, — пишет искусствовед и арт-критик Роберт Хьюз. — Чем старше город, тем больше сомнений вызывает его происхождение, а уж Рим определенно стар. Однако это не мешало римлянам начиная со II века до н.э. и далее называть неправдоподобно точные даты его возникновения: Рим, как утверждали раньше, возник не просто в VIII веке до н.э., а именно — в 753 году до н.э., и его основателем был Ромул, брат-близнец Рема. Так начинается запутанное предание, которое существует во множестве версий и обычно крутится вокруг одних и тех же мотивов: это честолюбие, отцеубийство, братоубийство, предательство и снова всепоглощающее честолюбие. Особенно последнее. Более честолюбивого города, чем Рим, не бывало на свете и, вероятно, не будет, хотя Нью-Йорк может с ним в этом поспорить. И ни один другой город не был так проникнут жестокостью с самого начала, как Рим, — это возвращает нас к преданию о его мифическом младенчестве».

Легенда гласит: однажды красавица Рея Сильвия, давшая обет безбрачия, повстречала бога войны Марса и родила от него близнецов — Ромула и Рема. Дядя Реи, царь Амулий, разгневался и отдал приказ казнить распутную племянницу, а новорожденных мальчиков положить в корзину и бросить в Тибр.

Согласно историку Титу Ливию, корзину с младенцами прибило к берегу, а там грязных и мокрых близнецов нашла волчица, которая вскормила их своим молоком. По некоторым версиям, о Ромуле и Реме также заботились дятел и чибис (небольшая птица семейства ржанковых). Интересно, что впоследствии римляне стали считать чибиса зловещей птицей. В знаменитом «Сатириконе» Петрония Арбитра встречается поговорка «Malam parram pilavit» («Ощипал скверную цигалицу (пигалицу)»), что означало — не повезло, попал в неприятную ситуацию.

Когда малыши подросли и окрепли, их взял на воспитание царский пастух Фавстул. Мальчики мужали не по дням, а по часам, и вскоре они свергли своего коварного родственника Амулия. Рея Сильвия к тому моменту уже была мертва.

Затем близнецы решили основать поселение на Тибре, но братья никак не могли выбрать точное место. Рем выбирал между Авентинским и Капитолийским холмами, а Ромул настаивал на Палатинском холме. И тут снова возникают разные версии легенды: согласно первой, близнецы сели спиной друг к другу и стали ждать знаков свыше. Рем увидел шесть парящих в небе коршунов, а Ромул — двенадцать. Победа была на стороне Ромула (кстати, двенадцать коршунов будут символизировать двенадцать лет римского могущества).

Вторая версия намного кровожаднее: между братьями вспыхнул спор, и Ромул убил Рема, а затем основал город, которому дал свое имя.

«Итак, первым основателем земного града был братоубийца, из зависти убивший своего брата, гражданина вечного града, странника на этой земле (Быт. 4), — напишет позднее христианский теолог и философ Аврелий Августин. — Неудивительно, что спустя столько времени, при основании того города, который должен был стать во главе этого земного града, о котором мы говорим, и царствовать над столь многими народами, явилось в своем роде подражание этому первому примеру, или, как говорят греки, архетипа. Ибо и здесь, как упоминает о самом злодействе один из их поэтов, «первые стены, увы, обагрилися братскою кровью».

Именно так был основан Рим, судя по свидетельствам римской истории об убийстве Ромулом своего брата Рема. Различие состоит только в том, что оба они были гражданами земного града. Оба они добивались славы создать Римскую республику; но оба вместе не могли иметь такой славы, какую мог бы иметь каждый из них, если бы был один. Ибо кто хочет прославиться своим господством, господствует тем менее, чем с большим числом соучастников разделяет свою власть. Итак, чтобы одному иметь в своих руках всю власть, был убит товарищ, и посредством этого злодейства увеличилось в худшем виде то, что, не будучи запятнано преступлением, было бы меньшим, но лучшим. А те братья, Каин и Авель, не имели одинакового стремления к земным вещам, и тот, который убил своего брата, не потому завидовал ему, что его господство могло стать меньшим, если бы оба они господствовали (ибо Авель не искал господства в том граде, который основал его брат); он завидовал той дьявольской завистью, какой злые люди завидуют добрым только лишь потому, что те добры, между тем как они — злы...

Основывая Рим, оставшийся в живых брат-близнец запряг в плуг корову с быком и пропахал борозду. Эта борозда называлась померий, и именно она отмечала священную линию городских стен.

«История не сообщает, как чувствовал себя Ромул, умертвив своего единственного брата: однако, может быть, не случайно жрецы, которые в последующие годы периодически бегали вокруг померия, чтобы тем самым обеспечить плодовитость римских стад и римских женщин, назывались луперками, то есть «братством волка», — пишет Роберт Хьюз.

Сначала Ромул был единственным жителем недавно основанного города, однако вскоре он решил пригласить к себе отбросов общества — убийц, беглых рабов, изгнанников. Позднее холм, на котором нашли приют эти отбросы, станет называться Капитолием. На Капитолии будет построен Капитолийский храм, где будут происходить заседания сената и народные собрания.

Эта легенда о беглых рабах и убийцах, по словам историков, говорит о том, что Рим не создавался этнически однородным племенем.

В первые годы в Риме не хватало представительниц прекрасного пола, и тогда Ромул решил устроить праздник в честь бога-смотрителя запасов зерна Конса. На праздник приехали сабины (народ италийской группы). В момент, когда все гости были увлечены играми, Ромул подал своим людям знак, и те напали на гостей и захватили их женщин. Во время поднявшейся суматохи поживился и сам Ромул — он схватил сабинянку Герсилию, которую вскоре взял в жены. Любопытно, что позднее начали считать, будто свадьба с ритуалом похищения невесты стала римским обычаем именно с тех пор.

Согласно легенде, после смерти Ромула Герсилия пришла к нему на могилу, и в это время с неба спустилась звезда и зажгла ее волосы, в результате чего вдова сама превратилась в звезду и поднялась на небо.

Жрица богини Весты Рея родила двух мальчиков-близнецов. Их отцом был не человек, а бог Марс. Амулию было приказано утопить младенцев в водах Тибра корзину с детьми в реку. Однако они не погибли. Мальчиков нашла волчица. Она утащила ребят в логово на склоне Капитолийского холма и вскормила своим молоком. Постух усыновил их и дал им имена Ромул и Рем. Братья выросли и узнали тайну своего рождения.

На вершине Палатинского холма братья решили основать новый город. Ромул плугом провел глубокую борозду, обозначавшую границу будущего города. Эта граница считалась священной и неприступной. Рем, дурачась, перепрыгнул через нее. Ромул, не помня себя от гнева, убил брата и крикнул: «Так будет с каждым, кто осмелится переступить стены моего города». Ромул стал первым царем основанного им города. Город же по его имени стали именовать Рим (по-латыни – Рома).

Римская цивилизация возникла на Апеннинском полуострове. Юг полуострова славился своими прекрасными пастбищами, на которых паслись стада скота. Эти земли греки называли «страной телят» - Италией. Позднее это название получил весь полуостров. Среди племен италиков, заселивших среднюю часть полуострова, важнейшую роль в истории римской цивилизации сыграло племя латинов. Они населяли Лаций – область в нижнем течении реки Тибр. В этом месте на семи холмах по левому берегу реки, возник город, которому суждено было стать «господином мира».

Устройство Римского государства

Первоначально римскими правителями были цари. Царь издавал законы, осуществлял правосудие, командовал войском.

Затем своим государственным устройством римляне избрали республику (в переводе с латинского – общее дело). Власть в Римской республике принадлежала Народному собранию, сенату и избираемым должностным лицам. Сенат объявлял набор войска, принимал иностранных послов, предлагал на обсуждение Народного собрания новые законы.

Консулы командовали войском, председательствовали в сенате, решали важнейшие государственные дела. Преторы ведали судами в Римском государстве. Эдилы отвечали за порядок на рынках, улицах и в общественных зданиях. Квесторы ведали городской казной. Цензорами составляли списки сенаторов, следили за соблюдением обычаев и традиций.

Население Рима делилось на две большие группы. Знатные римляне, бывшие потомками первых сенаторов, назывались патрициями. Простых людей, имевших незнатное происхождение, называли плебеями.

Был принят «священный закон» об избрании особых плебейских защитников – народных трибунов. Народный трибун имел право остановить действие любого чиновника, произнеся слово «вето», что означало «запрещаю».

Императоры Рима

Самый известный император Рима – Гай Юлий Цезарь. Судьба одарила его многими талантами: он был искусным и дальновидным политиком, блестящим писателем, великим полководцем, целе-устремленным. Став наместником в одной из провинции Рима, Цезарь начал войну с давними врагами Рима – галлами. Несколько лет потребовалось Цезарю для завоевания Галлии. Легионеры Цезаря ступили на землю Германии, Британии. Цезарь со своими воинами подошел к речке Рубикон, отделявшей галльские провинции от Италии. Со словами «Жребий брошен!» он приказал своим воинам начать переправу. Цезарь с триумфом возвратился в Рим. Доброжелательность Цезаря не могла скрыть его огромного властолюбия. Он стал единоличным правителем Римского государства, пожизненным диктатором.

После смерти Цезаря стал единоличным правителем Римского государства Октавиан, он отказался от диктаторских полномочий. Сенат дал ему титул Август. Перед смертью Август передал власть своему полководцу Тиберию.

Следующий император – Гай Калигула объявил себя богом, прибегал к массовым казням, потребовал, чтобы его любимый конь был избран консулом.

Еще большими чудачествами отличился император Нерон, бывший настоящим тираном. Он приказал убить свою мать, жену, многих своих советников. Своего учителя – философа Сенеку – он заставил покончить жизнь самоубийством. Нерон был столь ненавистен римлянам, что, когда Рим опустошил страшный пожар, молва приписала бедствие императору.

Император Марк Ульпий Троян был талантливым полководцем.

Марк Аврелий, последний из Пяти хороших императоров, вынужден был отражать орды варвар.

История Рима сложна и запутанна. Но мы обратимся к истокам, к основанию Рима и самым интересным его легендам.

Рим был основан в 753 г. до н. э. , но задолго до этого здесь жили другие племена. Археологические раскопки открыли нам остатки поселений 12 века до н.э., но мифы говорят о временах еще более древних. Согласно легенде здесь жили боги, один из них Янус одарил своим гостеприимством самого Сатурна (греч. Кронос), свергнутого с Олимпа. Он и стал первым правителем холма Капитолия, основав поселение, которое жило в мире и счастье, без рабства и нужды.

Здесь же на соседнем холме Палатине жил ужасный Какус, державший в страхе всех вокруг, но его смог одолеть Геракл. Да, он тоже был здесь и вынужден был сражаться с уродливым огнедышащим чудовищем, дабы вернуть себе украденных быков Гериона. На этом холме в память о подвиге Геракла до сих пор существует Какиева лестница, а недавно неподалеку были найдены остатки алтаря, посвященного Гераклу.

В Риме мифы и легенды воскресают, переплетаются между собой, оживляя историю. Все мы помним, что Рим был основан близнецами Ромулом и Рэмом , но откуда они появились? Обратимся к истокам.

Нужно вспомнить еще одного легендарного героя – Энея , сына Венеры, богини любви. Троянская война… Троя сожжена… Эней по совету богов отправляется с уцелевшими траянцами на кораблях основывать новый город, плыли они долгие годы, останавливаясь в Карфегене, мимо побережья Одиссеи, где даже видели Циклопа, прогуливающегося вдоль берега.

Когда же траянцы высадились у устья Тибра, боги дали им знаменье, что что это и есть та земля, к которой они стремились. Было здесь царство Лациум (оттуда и современное название региона Лациум), и его правитель искал жениха для своей дочери. Будучи сыном Венеры Эней без труда очаровал молодую девушку, и после долгих препятствий, описанных Вергилием в Энеиде, женился на ней. 200 лет потомки Энея правили этими краями в городе Альба-Лонга, пока корыстный Амулий не сверг своего старшего брата и законного царя Нумитора, дочь же его Рэю Сильвию он отдал в услужение богине Весте, жрицы ее, весталки, весь период службы должны были хранить обед безбрачия. Девушка таким образом больше не представляла опасности, ведь она не должна была бы родить законных наследников. Если бы только в лесах ее не встретил бог Марс и, очарованный ее красотой, не овладел бы ей. Нам остается только верить словам девушки, хотя возможно, это был простой воин, а может быть и Рэя Сильвия питала к нему симпатию…

Так появляются на свет Румул и Рэм , потомки Венеры и дети Марса. Оставить в живых законных наследников немыслимо, и их убийство поручают крестьянину Фаустилу, но он не в силах поднять руку на невинных младенцев, создает им люльку из дерева и пускает вдоль по Тибру. Прибило эту люльку к подножью холма Палатина, где их нашла волчица и вскормила своим молоком . Волчица становится в итоге символом Рима и его мощи, ведь с молоком волка близнецам передались сила и ловкость. И опять же мы можем только догадываться откуда берется эта легенда. Волчицами в Риме называли девушек легкого поведения (Lupa), они так завывали по ночам, что получили это неласковое прозвище, а публичный дом впоследствии стали называть Лупанарии.

Так что, вероятно, именно к такой девушке Фаустил и отнес младенцев для кормления. Что объясняет еще одну историю: крестьянин, нашедший младенцев рядом с волчицей, тоже носил имя Фаустил.

Когда же Ромул и Рэм , достигнув возраста 18 лет, узнали о тайне своего происхождения (Фаустил сохранил найденную люльку), они свергли незаконного правителя, освободили мать Рэю Сильвию из заточения, и вернули трон дедушке Нумитору. В благодарность царь дал братьям золото, рабов и ремесленников для основания нового города.

Ромул и Рэм выбрали для закладки первого камня города знакомые им места, там где они выросли и были вскормлены волчицей у берега Тибра. Но тут впервые между братьями разразился спор, они не могли решить, на каком же холме основать город. Ромул считал, что наилучшее местоположение – это холм Палатин , в то время как Рэм выступал за холм Авентин. По наущению жрецов, каждый их них встал на рассвете на своем холме, ожидая божественные знамения. Первым увидел знак Рэм, над ним стали кружить шесть коршунов, но через несколько мгновений и Ромулу явились коршуну, но было их уже 12. Несмотря на сопротивления Рэма, жрецы спор решили в пользу Ромула и выбор пал на Палатин (Palatio).

Так была определена судьба Рима. При основании города, Ромул очерчивает его границы, запрягает в плуг телочку, как было принято в то время для освящения новго поселения, но обиженный и оскорбленный Рэм, чтобы задеть брата, начинает перепрыгивать через священную границу, показывая как легко будет преодолеть врагам стены нового города. Ромул возмущенный святотатством в порыве ярости хватает мечь и со словами: “Так будет с каждым, кто переступит стены Рима”, — убивает своего брата…

Итак, Рим был основам Ромулом и Рэмом, но первым царем величайшего города был Ромул .

Так начинается история семи царей Рима.

Ро́мул и Рем (лат. Romulus и Remus ) - легендарные братья-основатели Рима. По преданию, были детьми весталки Реи Сильвии и бога Марса. Согласно Титу Ливию, Ромул был первым царём Древнего Рима (753 - 716 гг. до н. э.).

Рождение и детство

Мать Ромула и Рема - Рея Сильвия была дочерью законного царя Альба-Лонги Нумитора, смещённого с престола его младшим братом Амулием. Амулий не хотел, чтобы дети Нумитора помешали его честолюбивым замыслам: сын Нумитора пропал во время охоты, а Рею Сильвию заставили стать весталкой, что обрекало её на 30-летнее безбрачие. На четвёртый год служения к ней в священной роще явился Марс, от которого Рея Сильвия и родила двух братьев. Разгневанный Амулий заключил её под стражу, а младенцев приказал положить в корзину и бросить в реку Тибр. Однако корзину прибило к берегу у подошвы Палатинского холма, где их вскормила волчица, а заботы матери заменили прилетевшие дятел и чибис. Впоследствии все эти животные стали священными для Рима. Затем братьев подобрал царский пастух Фаустул. Жена его, Акка Ларенция, ещё не утешившаяся после смерти своего ребёнка, приняла близнецов на своё попечение. Когда Ромул и Рем выросли, они вернулись в Альба-Лонгу, где узнали тайну своего происхождения. Они убили Амулия и восстановили на троне своего деда Нумитора.


Основание Рима

Спустя четыре года, по воле своего деда, Ромул и Рем отправились к Тибру искать место для основания новой колонии Альба-Лонги. По легенде, Рем выбрал низменность между Палатинским и Капитолийским холмами, но Ромул настаивал на том, чтобы основать город на Палатинском холме. Обращение к знамениям не помогло, вспыхнула ссора, в ходе которой Ромул убил своего брата.

Раскаявшись в убийстве Рема, Ромул основал город, которому дал своё имя (лат. Roma ), и стал его царём. Датой основания города считается 21 апреля 753 г. до н. э., когда вокруг Палатинского холма плугом была проведена первая борозда. По средневековой легенде, сыном Рема - Сением был основан город Сиена.

В первое время главной заботой Ромула было увеличение населения города. С этой целью он предоставил пришельцам права, свободы и гражданство наравне с первыми поселенцами. Для них он отвёл земли Капитолийского холма. Благодаря этому в город начали стекаться беглые рабы, изгнанники и просто искатели приключений из других городов и стран.

В Риме не хватало женского населения - соседние народы справедливо считали постыдным для себя вступление в родственные союзы с толпой бродяг, как они называли в то время римлян. Поэтому Ромул придумал уловку - он устроил торжественный праздник - Консуалии, с играми, борьбой и разного рода гимнастическими и кавалерийскими упражнениями. На праздник съехались многие соседи римлян, в том числе сабиняне (сабины). В минуту, когда зрители и, в особенности, зрительницы были увлечены ходом игры, по условному знаку многочисленная толпа римлян с мечами и копьями в руках набросилась на безоружных гостей. В сумятице и давке римляне захватили женщин - кто сколько мог. Сам Ромул взял себе в жёны сабинянку Герсилию. Свадьба с ритуалом похищения невесты с тех пор стала римским обычаем.

Как сообщает Плутарх, попытку вычисления дат рождения Ромула и Рема и основания Рима астрологическими методами предпринял по просьбе своего друга Варрона астролог Тарутий. Он решил, что братья были зачаты в день солнечного затмения 24 июня 772 г. до н. э. в 3-м часу после восхода и появились на свет 26 марта 771 г. до н. э., а Рим был основан 4 октября 754 г. до н. э.


Ромул - царь Древнего Рима

Похищение сабинянок не могло положительно сказаться на репутации Рима - против него восстали соседи. Войску Ромула удалось отбить нападение и взять города Ценин и Крустумерий. Военная слава Ромула привлекла в город новых поселенцев - этрусков. Они заселили Эсквилинский холм. К тому времени сабиняне, оправившиеся от тяжёлой утраты, под предводительством своего царя Тация, пошли походом на Рим и, несмотря на героизм защитников города, почти сумели его взять. Но в самый разгар битвы на поле боя появились сабинянки: держа младенцев на руках, они заклинали, с одной стороны, своих отцов и братьев, с другой - мужей прекратить кровопролитие. Сабиняне и римляне заключили мир. Они решили называться квиритами (копьеносными мужами) и жить вместе под властью Тация и Ромула. Сабиняне заселили Капитолийский и соседний с ним Квиринальский холм.

В течение шести лет Таций и Ромул правили вместе. За это время они совершили несколько удачных походов, в том числе - в альбанскую колонию Камерию, но в городе Лавиний Таций был убит оскорблёнными гражданами. Ромул стал царём объединённых народов.

Ромулу приписывается создание сената, состоявшего в то время из 100 «отцов». Он же установил знаки отличия верховной власти, учредил должность ликторов, разделил народ на 30 курий, по именам сабинских женщин, учредил три трибы: Рамны (латиняне), Тиции (сабиняне) и Луцеры (этруски). Ему же приписывается разделение римлян на патрициев и плебеев.


Устройство Ромулом римского государства

Поделив весь народ на 3 части, Ромул поставил над каждой из частей наиболее выдающихся из людей в качестве предводителя. Затем, поделив вновь каждую из трех частей на 10, он назначил и над ними предводителей, равных между собой и самых храбрых. Большие части он назвал трибами, а меньшие - куриями. Те, кто стоял во главе триб, назывались трибунами, стоящие же во главе курий - курионами. Курии Ромул поделил на декады, возглавляемые декурионом. Ромул разделил землю Рима на 30 равных клеров (участков по жребию) и назначил каждой курии клер.

Ромул отделил знатных по роду и прославленных доблестью и богатством в те времена людей, у которых уже были дети, от безвестных, бедных и неудачливых. Людей незавидной судьбы он назвал плебеями, а людей лучшей доли - «отцами» (их потомков стали называть патрициями). На «отцов» было возложено руководство Римом. Граждане, которые участия в общественных делах не принимали, назывались сельчанами.

Когда же Ромул отделил лучших от худших, он занялся законодательством и определил, что надлежит делать каждым из них: патрициям - быть жрецами, управлять и судить, вместе с ним заниматься государственные делами; плебеев Ромул решил освободить от всего этого. Он назначил им занятия земледелием, скотоводством и прибыльными ремеслами. Ромул счел целесообразным поручить плебеев патрициям, каждому из них предоставив выбор, кому из народа он пожелает стать патроном. Ромул назвал защиту бедных и низших патронатом, таким образом установив между ними человеколюбивые и гражданственные связи.

Затем Ромул учредил сенаторов, с которыми намеревался управлять государством, набрав 100 человек из патрициев. Он назначил одного, который должен был руководить государством, когда сам он поведет войско за его пределы. Каждой из трех триб он предписал выбрать трех человек, бывших наиболее разумными благодаря своему возрасту и наиболее знаменитыми по происхождению. После же этим девяти он приказал из каждой курии назначить трех самых достойных из патрициев. Затем, добавив к первым девяти, выдвинутым трибами еще 90, которых заранее избрали курии, и назначив из них предводителя, которого он сам наметил, Ромул дополнил число сенаторов до 100.


Исчезновение Ромула

Римская мифология описывает смерть Ромула как сверхъестественное исчезновение. Впрочем, похоже, что он был просто убит. Плутарх в своих «Сравнительных жизнеописаниях» рассказывает о вознесении Ромула с долей скептицизма:

Уже тридцать семь лет правил Ромул основанным им Римом. Пятого июля, в тот день, который в настоящее время называется Капратинскими нонами, Ромул приносил за городом, на Козьем болоте, жертву за весь народ в присутствии Сената и большей части граждан. Внезапно в воздухе произошла большая перемена: на землю спустилась туча, сопровождаемая вихрем и бурей. Остальной народ в страхе пустился бежать и рассеялся в разные стороны, Ромул же исчез. Его не нашли ни живым, ни мёртвым. На патрициев пало сильное подозрение. Народ говорил, что они давно тяготились царской властью и, желая забрать управление государством в свои руки, умертвили царя, так как он стал с некоторого времени поступать с ними суровее и деспотичнее. Патриции старались рассеять подобного рода подозрения, причислив Ромула к богам и говоря, что он «не умер, а удостоился лучшей доли». Прокул, личность, пользовавшаяся уважением, поклялся, что видел, как Ромул возносился в полном вооружении на небо, и слышал его голос, приказывавший называть его Квирином.

Плутарх. Сравнительные жизнеописания. Ликург и Нума Помпилий

Похожий рассказ приводит в своей «Истории от основания Города» Тит Ливий.

Принято считать, что Ромул вознёсся на небо 5 июля 717 г. до н. э. Точная дата рождения Ромула и Рема известна лишь приблизительно: около 771 г. до н. э. После смерти Ромул был отождествлён с сабинским богом Квирином, который считался мирной ипостасью Марса.

После Ромула царём Рима стал Нума Помпилий.


Аналогии в мифологиях других народов

Судьба Рема и Ромула имеет множество аналогий в мифологиях других народов. Так древнегреческий Персей и древнееврейский Моисей были сразу после рождения скинуты, соответственно, в море и Нил. Тема близнецов также часто встречается в мифологии средиземноморья: сравнить хотя бы с греческими легендами о Касторе и Поллуксе или об Амфионе и Зефе. Случаи воспитания детей дикими животными часто описываются в мифологии, религии и современной фантастике. Наконец, легенда о вознесении Ромула очень напоминает христианскую легенду о воскресении Иисуса Христа. И в том, и в другом случае мы имеем дело с «царём», вознёсшимся на небеса.

Легенда о возникновении Рима

Историческая традиция, сохранившаяся у греческих и римских исто­риков и нашедшая свое отражение в поэзии (у Вергилия), так излагает легенду о возникновении Рима. Троянец Эней, сын богини Афродиты и смертного Анхиза, уцелел при разрушении Трои. Вместе с сыном своим Асканием (или Юлом) Эней бежал и после долгих странствований при­был к берегам Лация. Там правил тогда Латин, царь местного племени «аборигенов». Он дружески принял Энея и выдал за него замуж свою дочь Лавинию. После смерти Энея Асканий-Юл основал новый город Альбу Лонгу и стал там царствовать. По другому варианту легенды, Юл был сыном Энея и Лавинии. Во всяком случае, по обоим вариантам имен­но он был основателем Альбы Лонги и родоначальником царствовавше­го там рода. Через несколько поколений после Юла в Альбе Лонге воца­рился Нумитор. Но его свергнул с трона его младший брат Амулий и воцарился в Альбе Лонге сам, а дочь Нумитора Рею Сильвию отдал в весталки. Весталки, т. е. жрицы богини Весты, должны были давать обет безбрачия. Однако Рея Сильвия от бога Марса родила двух близнецов, за что была осуждена Амулием на смерть как нарушившая свой обет. Близнецов царь приказал бросить в Тибр. Но рабы, которым это было поручено, оставили корзину с близнецами на мелком месте, так как из-за разлива реки им трудно было подойти к глубокой воде. Когда разлив спал, корзина очутилась на сухом месте. На плач близнецов прибежала волчи­ца, спустившаяся с окрестных гор к реке, чтобы напиться, и накормила их своим молоком. Вскоре детей нашел царский пастух Фаустул. Он при­нес их домой и отдал на воспитание своей жене Ларенции. Близнецам дали имена Ромула и Рема. Выросши, они, кроме охоты, стали занимать­ся еще тем, что нападали на разбойников, отнимали у них добычу и дели­ли ее между пастухами. В конце концов тайна происхождения братьев раскрылась, они убили Амулия и восстановили на троне своего деда Ну­митора. Сами они не пожелали остаться в Альбе Лонге, а решили осно­вать новый город в тех местах, где были найдены. При основании его братья поссорились, и Ромул убил Рема, а город назвал своим именем (римляне название Roma производили от имени Romulus). Согласно «эре Варрона», это произошло в 754/53 г. до н. э.

Уже в античности классическим изложением легенды о Ромуле и Реме признавался рассказ Тита Ливия (История Рима от основания Города. I, 3-7). Рассказ достаточно лаконичный, но не лишенный ярких моментов. «Как мне кажется, - пишет Ливий, - судьба предопреде­лила и зарождение столь великого города, и основание власти, усту­пающей лишь могуществу богов. Весталка [Рея Сильвия] сделалась жертвой насилия и родила двойню, отцом же объявила Мар­са - то ли веря в это сама, то ли потому, что прегрешенье, виновник которому бог, - меньшее бесчестье. Однако ни боги, ни люди не за­щитили ни ее самое, ни ее потомство от царской жестокости. Жрица в оковах была отдана под стражу, детей царь приказал бросить в реку. Но Тибр как раз волей богов разлился, покрыв берега стоячими вода­ми, - нигде нельзя было подойти к руслу реки, и тем, кто принес детей, оставалось надеяться, что младенцы утонут, хотя бы и в тихих водах. И вот, кое-как исполнив царское поручение, они оставляют де­тей в ближайшей заводи - там, где теперь Руминальская смоковница (раньше, говорят, она называлась Ромуловой). Пустынны и безлюдны были тогда эти места. Рассказывают, что когда вода схлынула, оста­вив лоток с детьми на суше, волчица с соседних холмов, бежавшая к водопою, повернула на детский плач. Пригнувшись к младенцам, она дала им свои сосцы и была до того ласкова, что стала облизывать де­тей языком; так и нашел ее смотритель царских стад, звавшийся, по преданию, Фаустулом. Он принес детей к себе и передал на воспита­ние своей жене Ларенции» (Ливий. I, 4, пер. В. М. Смирила). Трагическую развязку легенды Ливий (I, 6-7) передает следую­щим образом: «Когда Нумитор получил таким образом (обратно) Альбанское царство, Ромула и Рема охватило желанье основать го­род в тех самых местах, где они были брошены и воспитаны. У альбанцев и латинов было много лишнего народа, и, если сюда приба­вить пастухов, всякий легко мог себе представить, что мала будет Альба, мал будет Лавиний в сравнении с тем городом, который пред­стоит основать. Но в эти замыслы вмешалось наследственное зло, жажда царской власти и отсюда - недостойная распря, родившая­ся из вполне мирного начала. Братья были близнецы, различие в летах не могло дать преимущества ни одному из них, и вот, чтобы боги, под чьим покровительством находились те места, птичьим знамением указали, кому наречь своим именем город, кому пра­вить новым государством, Ромул местом наблюдения за птицами избрал Палатин, а Рем - Авентин.

Рему, как передают, первому явилось знамение - шесть коршунов, и о знамении уже возвестили, когда Ромулу предстало двойное про­тив этого число птиц. Каждого из братьев толпа приверженцев про­возгласила царем; одни придавали больше значения первенству, дру­гие - числу птиц. Началась перебранка, и взаимное озлобление при­вело к кровопролитию; в сумятице Рем получил смертельный удар. Более распространен, впрочем, другой рассказ - будто Рем в насмешку над братом перескочил через новые стены, и Ромул в гне­ве убил его, воскликнув при этом: "Так да погибнет всякий, кто пе­рескочит через мои стены". Теперь единственным властителем ос­тался Ромул, и вновь основанный город получил названье от имени своего основателя» (пер. В. М. Смирина).

Из книги Моммзен Т. История Рима - [краткое изложение Н.Д. Чечулина] автора Чечулин Николай Дмитриевич

Из книги Два трактата о правлении автора Локк Джон

Глава VIII О ВОЗНИКНОВЕНИИ ПОЛИТИЧЕСКИХ ОБЩЕСТВ 95. Поскольку люди являются, как уже говорилось, по природе свободными, равными и независимыми, то никто не может быть выведен из этого состояния и подчинен политической власти другого без своего собственного согласия.

автора Грегоровиус Фердинанд

3. Жалобы о падении Рима. - Иероним. - Августин. - Последствия завоевания Рима Когда стоустая молва разнесла в цивилизованном мире весть о падении столицы земли, раздались вопли ужаса и отчаяния. Провинции Империи, привыкшие в течение веков относиться к Риму как к

Из книги История города Рима в Средние века автора Грегоровиус Фердинанд

4. Плач Гильдеберта о падении Рима. - Разорение Рима во время Григория VI i Падение Рима оплакивал много лет спустя чужеземный епископ, Гильдеберт Турский, посетивший город в 1106 г. Мы приводим эту трогательную элегию:«Ничто не может сравниться с тобою, Рим, даже теперь, когда

Из книги Цивилизация Древнего Рима автора Грималь Пьер

Из книги История Рима автора Ковалев Сергей Иванович

Легенда о возникновении Рима Историческая традиция, сохранившаяся у греческих и римских исто­риков и нашедшая свое отражение в поэзии (у Вергилия), так излагает легенду о возникновении Рима. Троянец Эней, сын богини Афродиты и смертного Анхиза, уцелел при разрушении

Из книги История Рима автора Моммзен Теодор

Глава IV. ПЕРВОНАЧАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ УСТРОЙСТВО РИМА И ДРЕВНЕЙШИЕ РЕФОРМЫ В НЕМ. ГЕГЕМОНИЯ РИМА В ЛАЦИУМЕ. Римская семья, власть отца. Римское государство, власть царя. Равноправие граждан. Неграждане. Народное собрание. Сенат. Военная реформа Сервия Туллия.

Из книги Книга 2. Меняем даты - меняется всё. [Новая хронология Греции и Библии. Математика вскрывает обман средневековых хронологов] автора Фоменко Анатолий Тимофеевич

7. Известное похищение сабинянок в «античном» Риме и дележ жен и дочерей в Греции начала XIV века н. э Основание Рима в Латинии, а затем и итальянского Рима в XIV веке н. э 7.1. Похищение сабинянок Практически все версии Троянской = Тарквинийской = Готской войны включают в себя

Из книги Почему Древний Киев не достиг вершин Великого Древнего Новгорода автора Аверков Станислав Иванович

12. ЛЕГЕНДЫ О ВОЗНИКНОВЕНИИ ДРЕВНИХ ГОРОДОВ Летописец монах Нестор красочно нарисовал в своей «Повести временных лет» языческую жизнь Киева с жертвоприношениями. После такой картины напрашивается вопрос, а как зарождалась эта киевская жизнь? И как она зарождалась

автора Аверков Станислав Иванович

16 Легенды о возникновении древних городов Летописец монах Нестор красочно нарисовал в своей «Повести временных лет» языческую жизнь Киева с жертвоприношениями. После такой картины напрашивается вопрос, а как зарождалась эта киевская жизнь? И как она зарождалась в

Из книги Как бабка Ладога и отец Великий Новгород заставили хазарскую девицу Киеву быть матерью городам русским автора Аверков Станислав Иванович

17 О возникновении Киева существует множество легенд. Одну из них Олесь Бузина разукрасил тем, что назвал Кия, Щеку и Хорива бандитами О долголетии Киева задумывались многие государственные и не государственные деятели.В 1970 году в Киеве была издана книга тогдашнего

автора Аверков Станислав Иванович

Глава II Легенды о возникновении Киева 1. Легенды о возникновении древних городов Летописец монах Нестор красочно нарисовал в своей «Повести временных лет» языческую жизнь Киева с жертвоприношениями. После такой картины напрашивается вопрос, а как зарождалась эта

Из книги Где родилась Русь – в Древнем Киеве или в Древнем Великом Новгороде? автора Аверков Станислав Иванович

1. Легенды о возникновении древних городов Летописец монах Нестор красочно нарисовал в своей «Повести временных лет» языческую жизнь Киева с жертвоприношениями. После такой картины напрашивается вопрос, а как зарождалась эта киевская жизнь? И как она зарождалась в

Из книги Где родилась Русь – в Древнем Киеве или в Древнем Великом Новгороде? автора Аверков Станислав Иванович

2. О возникновении Киева существует множество легенд. Одну из них Олесь Бузина разукрасил тем, что назвал Кия, Щеку и Хорива бандитами О долголетии Киева задумывались многие государственные и не государственные деятели.В 1970 году в Киеве была издана книга тогдашнего

автора

4.2. Легенда об основании Рима Ромулом впитала в себя сведения о переносе Константином Великим столицы империи из старого Рима в новый Рим «Античные классики» говорят, что ссора Ромула с Ремом произошла во время закладки города Рима в Латинии, Этрурии. Считается, что речь

Из книги Царский Рим в междуречье Оки и Волги. автора Носовский Глеб Владимирович

Глава 8 Александр Невский и Ледовое Побоище в «античной» истории Рима (Переход Моисея через море и гибель войск фараона. Истрийская война Рима) 1. Напоминание о различных отражениях Ледового Побоища в греко-римской «античности» и в Библии 1) Напомним, что в Ветхом Завете

Loading...Loading...