Назывные безличные предложения. Односоставные определенно-личные предложения с примерами

Противопоставление двусоставных и односоставных предложений связано с количеством членов, входящих в грамматическую основу.

    Двусоставные предложения содержат два главных члена - подлежащее и сказуемое.

    Мальчик бежит ; Земля круглая .

    Односоставные предложения содержат один главный член (подлежащее или сказуемое).

    Вечер ; Вечереет .

Типы односоставных предложений

Форма выражения главного члена Примеры Соотносительные конструкции
двусоставных предложений
1. Предложения с одним главным членом - СКАЗУЕМЫМ
1.1. Определённо-личные предложения
Глагол-сказуемое в форме 1-го или 2-го лица (нет форм прошедшего времени или условного наклонения, так как в этих формах у глагола нет лица).

Люблю грозу в начале мая.
Беги за мной!

Я люблю грозу в начале мая.
Ты беги за мной!

1.2. Неопределённо-личные предложения
Глагол-сказуемое в форме множественного числа третьего лица (в прошедшем времени и условном наклонении глагол-сказуемое во множественном числе).

Стучат в дверь.
Постучали в дверь.

Кто-то стучит в дверь.
Кто-то постучал в дверь.

1.3. Обобщённо-личные предложения
Не имеют своей специфической формы выражения. По форме - определённо-личные или неопределённо-личные. Выделяются по значению. Два основных типа значения:

А) действие может быть отнесено ко всякому лицу;

Б) действие конкретного лица (говорящего) является привычным, повторяющимся или представлено в виде обобщённого суждения (глагол-сказуемое стоит в форме 2-го лица единственного числа, хотя речь идёт о говорящем, то есть - о 1-м лице).

Без труда не вынешь рыбки из пруда (по форме определённо-личное).
Цыплят по осени считают (по форме - неопределённо-личное).
От сказанного слова не отвяжешься .
Перекусишь на привале, а потом опять пойдешь .

Любой (всякий ) без труда не вынет рыбки из пруда.
Все цыплят по осени считают .
Любой (всякий ) цыплят по осени считает .
От сказанного слова любой не отвяжется .
Я перекушу на привале и потом опять пойду .

1.4. Безличное предложение
1) Глагол-сказуемое в безличной форме (совпадает с формой единственного числа, третьего лица или среднего рода).

а) Светает ; Светало ; Мне везет ;
б) Тает ;
в) Мне (дат. падеж) не спится ;
г) Ветром (твор. падеж) сорвало крышу .


б) Снег тает ;
в) Я не сплю ;
г) Ветер сорвал крышу .

2) Составное именное сказуемое с именной частью - наречием.

а) На улице холодно ;
б) Мне холодно ;
в) Мне грустно ;

а) нет соотносительных конструкций;

б) Я мёрзну ;
в) Я грущу .

3) Составное глагольное сказуемое, вспомогательная часть которого - составное именное сказуемое с именной частью - наречием.

а) Мне жаль расставаться с тобой ;
б) Мне надо идти .

а) Я не хочу расставаться с тобой ;
б) Я должен идти .

4) Составное именное сказуемое с именной частью - кратким страдательным причастием прошедшего времени в форме единственного числа, среднего рода.

Закрыто .
Складно сказано , отец Варлаам.
В комнате накурено .

Магазин закрыт .
Отец Варлаам складно сказал .
В комнате кто-то накурил .

5) Сказуемое нет или глагол в безличной форме с отрицательной частицей не + дополнение в родительном падеже (отрицательные безличные предложения).

Нет денег .
Не было денег .
Не осталось денег .
Не хватило денег .

6) Сказуемое нет или глагол в безличной форме с отрицательной частицей не + дополнение в родительном падеже с усилительной частицей ни (отрицательные безличные предложения).

На небе нет ни облачка .
На небе не было ни облачка .
У меня нет ни копейки .
У меня не было ни копейки .

Небо безоблачно .
Небо было безоблачно .
Я не имею ни копейки.
Я не имел ни копейки.

1.5. Инфинитивные предложения
Сказуемое - независимый инфинитив.

Всем молчать !
Быть грозе!
Поехать бы к морю!
Чтобы простить человека , надо его понять.

Все молчите .
Будет гроза .
Я поехал бы к морю.
Чтобы ты мог простить человека , ты должен его понять.

2. Предложения с одним главным членом - ПОДЛЕЖАЩИМ
Назывные (номинативные) предложения
Подлежащее - имя в именительном падеже (в предложении не может быть обстоятельства или дополнения, которые относились бы к сказуемому).

Ночь .
Весна .

Обычно нет соотносительных конструкций.

Примечания.

1) Отрицательные безличные предложения (Нет денег; На небе нет ни облачка ) являются односоставными только при выражении отрицания. Если конструкцию сделать утвердительной, предложение станет двусоставным: форма родительного падежа изменится на форму именительного падежа (ср.: Нет денег. - Есть деньги ; На небе нет ни облачка. - На небе есть облака ).

2) Ряд исследователей форму родительного падежа в отрицательных безличных предложениях (Нет денег ; На небе нет ни облачка ) считает частью сказуемого. В школьных учебниках эту форму обычно разбирают как дополнение.

3) Инфинитивные предложения (Молчать! Быть грозе! ) ряд исследователей относят к безличным. Так же рассматриваются они в школьном учебнике. Но инфинитивные предложения отличаются от безличных по значению. Основная часть безличных предложений обозначает действие, которое возникает и протекает независимо от деятеля. В инфинитивных предложениях лицо побуждается к активному действию (Молчать! ); отмечается неизбежность или желательность активного действия (Быть грозе! Поехать бы к морю! ).

4) Назывные (номинативные) предложения многие исследователи относят к разряду двусоставных с нулевой связкой.

Обратите внимание!

1) В отрицательных безличных предложениях с дополнением в форме родительного падежа с усилительной частицей ни (На небе нет ни облачка; У меня нет ни копейки ) часто опускается сказуемое (ср.: На небе ни облачка; У меня ни копейки ).

В этом случае можно говорить об односоставном и одновременно неполном предложении (с опущенным сказуемым).

2) Основным значением назывных (номинативных) предложений (Ночь ) является утверждение бытия (наличия, существования) предметов и явлений. Эти конструкции возможны только при соотнесении явления с настоящим временем. При изменении времени или наклонения предложение становится двусоставным со сказуемым быть .

Ср.: Была ночь ; Будет ночь ; Пусть будет ночь ; Была бы ночь .

3) Назывные (номинативные) предложения не могут содержать обстоятельств, поскольку этот второстепенный член соотносится обычно со сказуемым (а сказуемого в назывных (номинативных) предложениях нет). Если в предложении содержится подлежащее и обстоятельство (Аптека - (где?) за углом ; Я - (куда?) к окну ), то такие предложения целесообразнее разбирать как двусоставные неполные - с опущенным сказуемым.

Ср.: Аптека находится / расположена за углом ; Я бросился / побежал к окну .

4) Назывные (номинативные) предложения не могут содержать дополнений, соотносимых со сказуемым. Если такие дополнения в предложении есть (Я - (за кем?) за тобой ), то эти предложения целесообразнее разбирать как двусоставные неполные - с опущенным сказуемым.

Ср.: Я иду / следую за тобой .

План разбора односоставного предложения

  1. Определить тип односоставного предложения.
  2. Указать те грамматические признаки главного члена, которые позволяют отнести предложение именно к этому типу односоставных предложений.

Образец разбора

Красуйся , град Петров (Пушкин).

Предложение односоставное (определённо-личное). Сказуемое красуйся выражено глаголом во втором лице повелительного наклонения.

В кухне зажгли огонь (Шолохов).

Предложение односоставное (неопределённо-личное). Сказуемое зажгли выражено глаголом во множественном числе прошедшего времени.

Ласковым словом и камень растопишь (пословица).

Предложение односоставное. По форме - определённо-личное: сказуемое растопишь выражено глаголом во втором лице будущего времени; по значению - обобщённо-личное: действие глагола-сказуемого относится к любому действующему лицу (ср.: Ласковым словом и камень растопит любой / всякий ).

Чудесно пахло рыбой (Куприн).

Предложение односоставное (безличное). Сказуемое пахло выражено глаголом в безличной форме (прошедшее время, единственное число, средний род).

Мягкий лунный свет (Застожный).

Предложение односоставное (назывное). Главный член - подлежащее свет - выражен существительным в именительном падеже.

Э.Л. БЕЗНОСОВ,
г. Москва

Продолжение. См. № 13, 15/2004

Система уроков по синтаксису в 8-м классе

ОДНОСОСТАВНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Односоставные определенно-личные предложения

I. Изучение нового материала можно начать с грамматической работы. Два человека выходят к доске, первый записывает предложения, в которых присутствуют оба главных члена, второй – только с одним главным членом.

1. Я сердце по свету рассеять готов.
2. Слез ручей у Тани льется из очей. (А.Пушкин)
3. Выйдем с тобой побродить в лунном сиянии.
4. Не уйдешь ты от суда мирского, как не уйдешь от Божьего суда. (А.Пушкин)
5. Стыдом и страхом замираю. (А.Пушкин)
6. Замечу кстати: все поэты любви мечтательной друзья. (А.Пушкин)

Вопросы

Являются ли предложения, в которых присутствует только один главный член, незавершенными по смыслу?

Какой можно сделать вывод? Их грамматическая основа состоит только из одного члена. Можно дать определение односоставных предложений:

Продолжим запись и разбор материала для наблюдения (найдите сказуемые и определите, к какому лицу относится обозначаемое ими действие, обратите внимание на их грамматическую форму).

1. И день, и ночь по снеговой пустыне спешу к вам голову сломя. (А.Грибоедов)
2. Благодарю за наслажденья, / За грусть, за милые мученья, / За шум, за бури, за пиры, / За все, за все твои дары...… (А.Пушкин)
3. Но здесь с победою поздравим / Татьяну милую мою. (А.Пушкин)
4. Куда бежишь, тропинка милая, куда зовешь, куда ведешь? (М.Исаковский)
5. Чему смеетесь? Над собой смеетесь. (Н.Гоголь)
6. Присоветуй им встретить меня с детской любовью и послушанием. (А.Пушкин)

После того как выясним, что действия, обозначенные сказуемыми, в этих предложениях относятся к единственно возможному лицу (1-му или 2-му), и установим, какими формами выражаются сказуемые, можно попросить учеников дать определение односоставного определенно-личного предложения.

В качестве домашнего задания можно предложить найти или придумать по 3 примера на каждый способ выражения сказуемого в определенно-личных предложениях.

Односоставные неопределенно-личные предложения

I. Изучение нового материала можно начать с грамматической работы: на доске один ученик записывает односоставные предложения, другой – двусоставные, оба подчеркивают грамматические основы и определяют грамматические значения сказуемых.

1. Очень уж шумят у нас в классах. (А.Чехов)
2. Самолеты громко шумят на взлете.
3. Родители водили его за ручку.
4. По улицам слона водили. (И.Крылов)
5. Дни поздней осени бранят обыкновенно. (А.Пушкин)

Определяем, к какому лицу относятся действия, выраженные сказуемыми, в односоставных конструкциях (1, 4, 5), почему в них необязательно присутствие подлежащего, а также определяем грамматические значения сказуемых в этих предложениях, обращая внимание на непременное присутствие формы множественного числа. После чего даем определение неопределенно-личных предложений. В результате анализа приходим к выводам, что подлежащее здесь не нужно, предложения завершены по смыслу, так как действия, выраженные сказуемыми, относятся к неопределенным лицам, которые не интересуют говорящего: важен сам процесс. Эти выводы помогут составить формулировку неопределенно-личных предложений, которую ученики, как всегда, делают самостоятельно.

II. Закрепление нового материала также можно провести в форме грамматической работы: у доски один ученик записывает определенно-личные предложения, а второй – неопределенно-личные.

1. Вас, наверное, тоже арестуют. (М.Горький)
2. Арестуйте любого подозрительного.
3. Зауважаешь тогда своего отца.
4. Не очень-то нынче старших уважают. (А.Островский)
5. Годы шли. Перевели его в другую губернию. (А.Чехов)
6. Переведу часы, хоть знаю, будет гонка. (А.Грибоедов)

Одному из учеников можно предложить индивидуальное задание (ниже приводится примерный образец)

Снова в сер_ц_ (н_)чем (н_)умер_ш_
До ланит во_х_дящую кровь.

(А.Фет)

Раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы, найдите грамматическую основу и определите значение предикативности и вид предложения по характеру грамматической основы.

С классом в это же время разбирается другое предложение:

Жди ясного на завтра дня,
Чижи мелькают и звенят.
Пурпурной полосой огня
Прозрачный озарен закат.

После выполнения фронтальной работы проверяем написанное на доске и переписываем в тетради.

В качестве домашнего задания можно предложить детям найти или придумать 12 примеров неопределенно-личных предложений.

Обобщенное значение односоставных предложений

В некоторых учебниках и учебных пособиях обобщенно-личные предложения рассматриваются как самостоятельная конструкция. Я же считаю, что это – особое значение определенно-личных и неопределенно-личных предложений, и предлагаю свой вариант изучения этих предложений.

Изучение новой темы начинаем с грамматической работы: на доске один ученик записывает определенно-личные предложения, а второй – неопределенно-личные.

1. Не пером пишут, а умом.
2. На всех не угодишь.
3. Цыплят по осени считают.
4. Умей вовремя сказать, вовремя смолчать.
5. После драки кулаками не машут.
6. Голыми руками ежа не ухватишь.

При записывании примеров обращаем внимание на то, к какому лицу относится действие, выраженное сказуемыми, в этих конструкциях (грамматически – к единственно возможному в определенно-личных предложениях или к неопределенному, не интересующему говорящего, в неопределенно-личных). А семантически, то есть по смыслу, действие во всех предложениях относится к любому возможному лицу, то есть на месте адресата речи может быть кто угодно. Это и есть обобщенное значение односоставных предложений. Дети сообща самостоятельно дают определение конструкций с обобщенным значением.

В качестве домашнего задания можно предложить детям подобрать 15 примеров односоставных предложений с обобщенным значением.

Односоставное безличное предложение

I. Закрепление изученного материла. Два человека работают у доски по индивидуальным заданиям (примерные задания приводятся ниже).

С классом разбираем в это время другое предложение.

1. Все(же) песню отмщенья за гибель / Пропоют мне на том берегу. (А.Блок)

2. Балагуру смотрят в рот, / Слово ловят жадно. (А.Твардовский)

II. Изучение новой темы, как обычно, начинаем с записи материала для наблюдения. Ученики обозначают грамматические основы и определяют морфологические способы их выражения.

1. Из дебрей туманы несмело / Родное закрыли село; / Но солнышком вешним согрело / И ветром их вдаль разнесло. (А.Фет)

2. С вечера все спится, / На дворе темно. / Лист сухой валится, / Ночью ветер злится / Да стучит в окно. (А.Фет)

Дети находят в этих примерах односоставные предложения и определяют, к чему относятся действия, выраженные сказуемыми, могут ли быть в предложениях подлежащие. Даем определение безличного предложения.

В качестве домашнего задания можно предложить детям придумать или найти 15 примеров безличных предложений.

Морфологические способы выражения сказуемого в безличном предложении

I. Закрепление пройденного материала можно провести путем индивидуального опроса по карточкам, например, таким.

Как здесь свежо под липою густою...… (А.Фет)

Нигде жилья не видно на просторе. (А.Фет)

Найдите грамматическую основу, определите вид простого предложения по характеру грамматической основы.

С классом в это время можно разобрать следующие примеры.

1. Мело весь месяц в феврале. (Б.Пастернак)

2. Такой зимы давно не выдавалось, / Подобной стужи не было давно. (Д.Самойлов)

3. На свечку дуло из угла. (Б.Пастернак)

II. Объяснение нового материала. Безличные предложения при всей кажущейся легкости темы на самом деле представляют трудность для детей в первую очередь потому, что очень многообразны в них морфологические способы выражения сказуемых. А кроме того, среди этих способов есть такие, которые в курсе морфологии в среднем звене не привлекали достаточного внимания учителей. Это прежде всего безличные глаголы и предикативные наречия или, по терминологии Л.В. Щербы, слова категории состояния. К тому же сложным материалом является различение собственно безличных глаголов и личных глаголов в значении и форме безличных. Именно поэтому я считаю целесообразным посвятить этой теме отдельный урок. Главное здесь – показать особую семантику безличных глаголов и наличие у них только трех форм, а также научить различать безличные глаголы и личные в значении и форме безличных.

Объяснение новой темы начинаем, как всегда, с материала для наблюдения (нужно найти сказуемые и определить морфологические способы их выражения).

1. Светает!.. Ах, как скоро ночь минула! (А.Грибоедов)
2. Вот сыростью холодною с востока понесло. (М.Лермонтов)
3. Сладко дремлется в кроватке. (А.Блок)
4. Не нагнать тебе бешеной тройки. (Н.Некрасов)
5. Как мало пройдено дорог, / Как много сделано ошибок. (С.Есенин)
6. Под навесом темной риги жарко. (А.Ахматова)
7. Ей-ей, не жаль отдать души / За взгляд красотки чернобровой. (А.Пушкин)
8. Мечтам и годам нет возврата. (А.Пушкин)
9. Ни ветерка, ни крика птицы. (А.Блок)
10. Но суждено нам разлучиться. (А.Блок)

В первом примере сказуемое выражено безличным глаголом, то есть таким, который обозначает самосовершающееся действие и имеет только три формы: инфинитив, аналог формы 3-го лица единственного числа настоящего времени (светает) и аналог формы прошедшего времени единственного числа среднего рода (светало).

Во втором предложении сказуемое уже выражено личным глаголом в безличном значении. Действие это представляется нам самосовершающимся, так как нет никакого субъекта, производящего его, но глагол этот может обозначать и обычное субъектное действие, так что он является личным глаголом, употребленным в данном случае в безличном значении и, соответственно, в одной из трех безличных форм.

Третий пример очень важен, так как в нем фигурирует безличный глагол, образованный по продуктивной в современном языке модели: путем прибавления к обычному глаголу постфикса -ся.

В четвертом предложении сказуемое выражено инфинитивом. В некоторых пособиях такие конструкции выделены в отдельный – инфинитивный – тип, но я считаю, что для школьного курса грамматики такое выделение нецелесообразно, тем более что эти конструкции удовлетворяют всем условиям безличного предложения.

В пятом примере сказуемые выражены краткими страдательными причастиями.

В шестом предложении сказуемое выражено предикативным наречием. Сложность этого случая заключается в том, что такие наречия могут иметь в качестве омонимов обычные наречия, которые будут обозначать признак какого-либо действия (ср. жарко дышал ), а также краткие прилагательные (ср. дыхание жарко ). Может быть, такие случаи стоит разобрать особо. Уверен, что в сильном классе это сделать необходимо. При предикативных наречиях могут быть вспомогательные глаголы, меняющие значение настоящего времени на прошедшее или будущее (ср. Под навесом темной риги было/будет жарко ). На это тоже следует обращать внимание учеников. Такие сказуемые относятся к разряду составных именных.

В седьмом примере сказуемое выражено предикативным наречием жаль (ср. жалко ) с примыкающим инфинитивом. Вообще примыкающий инфинитив – часто встречающаяся структурная часть сказуемого в безличных предложениях.

Восьмой и девятый примеры дают различные формы отрицания в качестве сказуемого в безличном предложении. Чаще всего здесь употребляются слово нет и формы родительного падежа существительных с частицей ни. Обычно в таких конструкциях функции частицы и союза соединяются в одном слове, как в приведенном примере.

Последний, десятый, пример дает сложный и редкий случай употребления в роли сказуемого в безличном предложении краткого прилагательного, употребляемого в роли краткого причастия. Но этот случай можно рассматривать только в очень сильном классе как факультативный.

В качестве домашнего задания можно предложить детям придумать или подобрать по 2 примера на каждый способ морфологического выражения сказуемого в безличном предложении.

Назывные (номинативные) предложения

I. Закрепление изученного на предыдущем уроке материала можно провести в сочетании индивидуальных заданий с фронтальной работой, два человека работают у доски и записывают примеры.

С классом можно разобрать следующие примеры.

1. Старику не грех и отдохнуть.

2. Бывало грустно им, а скучно не бывало. (И.Крылов)

II. Дальнейшее закрепление материала проводим в форме грамматической работы.

На доске один ученик выписывает из диктуемых примеров предложения с безличными глаголами, другой – предложения с личными глаголами в значении безличных.

1. По сонной реке сверкнуло мелкой рябью. (Н.Лесков)
2. А на дворе уж побелело. (А.Грибоедов)
3. Взгрустнулось как-то мне в степи однообразной. (М.Кольцов)
4. Начинало смеркаться, когда пришел я к комендантскому дому. (А.Пушкин)
5. В это самое время его знобило и ломало. (Л.Толстой)

III. Объяснение нового материала: объяснение темы «Номинативные предложения» я рекомендую проводить при помощи раздаточного материала в виде карточек, на которых напечатано стихотворение А.Фета.

Чудная картина,
Как ты мне родна:
Белая равнина,
Полная луна.

Свет небес высоких,
И блестящий снег,
И саней далеких
Одинокий бег.

Стихотворение переписывается в тетради, находятся все предложения. Кроме первых двух стихов, представляющих собой двусоставное предложение, осложненное обращением, все остальные стихи – номинативные предложения. Задавая соответствующие вопросы, подвожу учеников к формулировке определения этих конструкций.

В качестве домашнего задания можно предложить ученикам подобрать 10–15 примеров этих конструкций.

ВТОРОСТЕПЕННЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

После изучения общих вопросов структуры простого предложения и структуры его грамматической основы можно перейти к изучению второстепенных членов предложения.

Определение как второстепенный член предложения.
Виды определений

I. Закрепление материала по безличному предложению или по номинативному предложению. Два человека работают по индивидуальным заданиям, примерные образцы которых приводятся ниже.

Стройный мост из железа ажурного, / Застекленный осколками неба лазурного. (Д.Самойлов)

Найдите грамматическую основу предложения, определите его вид и морфологический способ выражения сказуемого.

Медлительная вспышка белой молнии. (Г.Калашников)

Найдите грамматическую основу предложения, определите его вид и морфологический способ выражения сказуемого

С классом можно разобрать другие предложения или проверить выполнение домашней работы.

1. И скучно и грустно, и некому руку подать / В минуту душевной невзгоды. (М.Лермонтов)

2. Холодная подкладка воздуха. / Ледяная изнанка воды. (Г.Калашников)

II. Изучение новой темы, как обычно, начинаем с материала для наблюдения (выходящие к доске ученики должны в приведенных примерах определить синтаксические функции одного и того же слова).

1. Осень в этом году была поздняя. (Н.Некрасов)
2. Поздняя осень. Грачи улетели. (Н.Некрасов)

На этих предложениях демонстрируем, что прилагательное может быть как главным членом предложения, так и второстепенным. Продолжаем записывать материал для наблюдения, ученики в приводимых примерах находят словосочетания со значением «предмет и его признак», построенные на основе связи согласования , и определяют морфологическую принадлежность зависимых слов.

3. В тот вечер возле нашего огня / Увидели мы черного коня. (И.Бродский)
4. И с каждой осенью я расцветаю вновь. (А.Пушкин)
5. В последний раз, за третьим перевалом / Пропал ямщик, звеня и не пыля. (А.Фет)
6. Из ярко освещенной комнаты дверь налево вела в гостиную.
7. А на сосне, поросшей мхом, / Мелькает белки хвост пушистый . (А.Фет)

Вопросы

1. Что обозначают зависимые слова?
2. На какой вопрос отвечают?
3. Какими частями речи являются?

Проанализировав эти аспекты, дети дают формулировку определения.

Продолжение материала для наблюдения

В шестом примере найдите словосочетание с тем же значением («предмет и его признак»), но построенное на основе связи примыкания , и выпишите его отдельно.

В седьмом примере найдите словосочетание с тем же значением, но построенное на основе связи управление , выпишите его отдельно.

8. События крупнее и важнее не было в его жизни.

Вопросы

1. При помощи какой подчинительной связи соединены здесь определяемые слова и определения (события крупнее и важнее; его жизни) ?

Исходя из этого сформулируйте, какие определения называются согласованными и какие несогласованными.

В качестве домашнего задания можно попросить учеников придумать или подобрать по 10 примеров согласованных и несогласованных определений.

Продолжение следует

Н.А. ШАПИРО

Продолжение. Начало см. в № 39, 43/2003

Односоставные предложения.
Неполные предложения

Определение односоставного предложения

В русском языке все простые предложения по характеру грамматической основы делятся на два типа – двусоставные и односоставные . В двусоставных предложениях есть подлежащее и сказуемое. Отговорила роща золотая березовым веселым языком. (С.Есенин) Поэтом можешь ты не быть , но гражданином быть обязан . (Н.Некрасов) В односоставных предложениях есть только один главный член, причем второй не нужен для понимания смысла предложения. Поздняя осень . Во дворах жгут сухие листья. Все раньше темнеет . В школе главный член односоставного предложения называют, как и главные члены двусоставных предложений, подлежащим или сказуемым. Ученые-лингвисты обычно пользуются термином «главный член односоставного предложения».

Все односоставные предложения делятся на предложения с главным членом – подлежащим и предложения с главным членом – сказуемым (иначе их называют, соответственно, именными и глагольными односоставными предложениями).

Важно осознать отличие односоставных предложений от неполных, в которых тоже может оказаться только один главный член. Ср.: 1) – Во дворах жгут сухие листья. 2) – Что делают дворники осенью? – Во дворах жгут сухие листья . В первом случае сообщается о том, что производится определенное действие, а кто его производит – не важно. Это – односоставное предложение. Во втором случае сообщается о действии, которое производит определенный субъект – дворники. Подлежащее дворники пропущено, но легко восстанавливается из предшествующего предложения. Значит, второе предложение – двусоставное неполное.

Назывные предложения

Односоставные предложения, в которых главный член выражен существительным в именительном падеже или синтаксически неразложимым словосочетанием, называются назывными . Кинематограф. Три скамейки. (О.Мандельштам) Двадцать первое. Ночь. Понедельник. Очертанья столицы во мгле. (А.Ахматова) Зелень лавра, доходящая до дрожи. Дверь распахнутая, пыльное оконце. (И.Бродский) О таких предложениях говорят, что они выражают значение бытийности. Именно благодаря этому значению слово или словосочетание «превращается» в предложение.

Назывные предложения могут иметь некоторые добавочные грамматические значения, такие, как конкретно-указательное (выражается частицей вот : Вот мельница ); эмоциональная оценка (выражается с помощью специальных частиц какой, вот так, ну и, что за, вот это и пр.). Важно отличать назывные предложения с частицей вот от двусоставных с местоимением это. Вот стул – односоставное назывное предложение; Это стул – двусоставное, где это – подлежащее, а стул – составное именное сказуемое с нулевой связкой.

Учителю стоит обратить особое внимание учеников на то, как порядок слов в предложении может влиять на его состав. Так, в предложении Теплый день легко обнаруживаются подлежащее и определение, выраженное именем прилагательным, стоящим перед определяемым словом. Это – односоставное назывное распространенное предложение. В предложении же День теплый есть подлежащее и составное именное сказуемое с нулевой связкой и именной частью, выраженной именем прилагательным, стоящим после подлежащего. Это – двусоставное нераспространенное предложение.

Более сложен другой случай. Предложение Было скучно его слушать считается односоставным безличным с составным глагольным сказуемым, где вместо вспомогательного глагола – слово категории состояния скучно и глагол-связка. Но если инфинитив поставить на первое место – Слушать его было скучно, его можно рассматривать как подлежащее, тогда было скучно – составное именное сказуемое, где именная часть выражена кратким прилагательным (ср. Слушанье было скучно).

В русском языке встречаются предложения, в которых на первый взгляд вообще нет главных членов: Снегу! Деревьев! Шуму-то, шуму! (В значении: Как много снега (деревьев, шума)!) Ни пылинки. В школьном курсе они не изучаются. Грамматическое значение бытийности как будто позволяет отнести эти предложения к назывным. Но единственный член такого предложения нельзя рассматривать как подлежащее, потому что он выражен существительным не в именительном, а в родительном падеже. Многие лингвисты называют такие предложения генитивными (по латинскому названию родительного падежа), а те предложения, которые мы именуем назывными, – номинативными (по латинскому названию именительного падежа), объединяя те и другие в тип «именные односоставные предложения».

Когда единственный главный член предложения выражен существительным в именительном падеже, а второстепенные члены зависят от главного и составляют с ним словосочетание (Раннее утро; Конец аллеи; Домик на окраине и т.п.), ни у кого не вызывает сомнения, что данное предложение является односоставным.

Но бывают и спорные случаи. Если второстепенный член имеет обстоятельственное или объектное значение (У меня хандра; В доме праздник) , некоторые ученые считают предложение двусоставным с пропущенным сказуемым на том основании, что к подлежащему не может относиться ни обстоятельство, ни дополнение. Другие ученые считают такие предложения назывными, с особым второстепенным членом, который относится ко всему предложению, распространяя его в целом, и называется детерминантом.

Упражнение

Являются ли выделенные предложения назывными?

Прекрасный человек Иван Иванович!.. Какие у него яблони и груши под самыми окнами! Он очень любит дыни. Это его любимое кушанье.

– Скажите, пожалуйста, на что вам это ружье, что выставлено выветривать вместе с платьем?.. Послушайте, отдайте его мне!
– Как можно! Это ружье дорогое. Таких ружьев теперь не сыщете нигде. Я, еще как собирался в милицию, купил его у турчина... Как можно? Это вещь необходимая…
– Хорошее ружье!
(Н.Гоголь)

Ответ. Назывные предложения: Какие у него яблони и груши под самыми окнами! и Хорошее ружье! Предложение Послушайте, отдайте его мне! – односоставное, но не назывное, ведь главный член в нем – не подлежащее, а сказуемое. Во всех остальных выделенных предложениях есть и подлежащее, и сказуемое, т.е. они являются двусоставными.

Односоставные предложения с главным членом – сказуемым

Односоставные предложения с главным членом – сказуемым делятся на определенно-личные, неопределенно-личные, обобщенно-личные, безличные. Эти типы различаются по двум основным признакам: а) по тому, насколько выражено представление о деятеле; б) по морфологическим формам глагола, употребляемого в качестве главного члена предложения. Иными словами, разные типы односоставного предложения дают возможность с разной степенью конкретности вообразить, кто производит действие, или содержат указание на то, что такого производителя вообще нет, его невозможно представить.

При этом за каждым типом предложения закреплены свои формы глагола-сказуемого, и они не пересекаются, т.е. по форме глагола можно определить тип односоставного предложения (исключение составляют обобщенно-личные предложения, о которых будет сказано особо).

Определенно-личные предложения

Определенно-личными называются такие односоставные предложения, в которых деятель не назван, но мыслится как вполне определенное лицо – сам говорящий или его собеседник. Иными словами, в определенно-личных предложениях легко восстанавливается подлежащее – местоимение 1-го или 2-го лица (я, мы, ты, вы). Это возможно потому, что сказуемое в определенно-личном предложении выражено только глаголом 1-го или 2-го лица изъявительного или повелительного наклонения.

Простим горячке юных лет и юный жар и юный бред. (А.Пушкин) Белье на речке полощу , два цветика моих ращу .. . (М.Цветаева) Я смеялась: «Ах, напророчишь нам обоим, пожалуй, беду». (А.Ахматова) Восславим , братья, сумерки свободы... (О.Мандельштам) Не подходите к ней с вопросами. (А.Блок) Приезжай , попьем вина, закусим хлебом или сливами. Расскажешь мне известья. Постелю тебе в саду под чистым небом и скажу , как называются созвездья. (И.Бродский)

Важно заметить, что в определенно-личных предложениях сказуемое не может быть выражено глаголом в прошедшем времени или в условном наклонении, поскольку в этих формах нет значения лица (Ср. Подошла . Я волненья не выдал... (А.Ахматова) В первом предложении невозможно восстановить подлежащее. Ты? Она? Значит, это предложение не определенно-личное, а двусоставное неполное. О том, какое подлежащее пропущено, можно узнать только из последующих строк: Села, словно фарфоровый идол, в позе, выбранной ею давно. ).

Упражнение

Найдите в тексте односоставные предложения, определите тип каждого из них.

Снова степь. Теперь на горизонте широко разлеглась станица Абадзехская – синеют ее пирамидальные тополя, голубеет церковь. Воздух дрожит от зноя. Лица девочек Соловьевых принимают спокойное до суровости выражение – они скрывают усталость. Но вот наконец-то станица Абадзехская входит в нашу жизнь, окружает белыми хатами, палисадниками с мальвой.
Здесь мы сделали первый привал. Берег реки, низенькая изгородь, чьи-то сады. Купанье в знакомой воде с незнакомого берега. Все довольны переходом и приятно удивлены тем, что я не устал, а я – больше всех. Собираем хворост, разводим костер, девочки варят кондер – не то суп, не то кашу из пшена со свиным салом. (Е.Шварц)

Ответ. Назывные предложения: Снова степь. Берег реки, низенькая изгородь, чьи-то сады. Купанье в знакомой воде с незнакомого берега. Определенно-личное предложение: Собираем хворост, разводим костер (часть сложного предложения).

Неопределенно-личные предложения

Неопределенно-личными называются односоставные предложения, где деятель мыслится как неопределенное лицо, которое не интересует говорящего. Такие предложения употребляются, когда нужно показать, что важно само действие, а не производитель действия. Сказуемое в таких предложениях обязательно имеет форму множественного числа (хотя это вовсе не означает, что подразумеваемых деятелей много), в настоящем и будущем времени изъявит. накл. и в повелит. накл. – форму 3-го лица мн. ч.

Ведь только здесь еще и дорожат дворянством! (А.Грибоедов) У нас ругают везде, а всюду принимают. (А.Грибоедов) Пускай меня объявят старовером... (А.Грибоедов) Но, не спросясь ее совета, девицу повезли к венцу. И за столом у них гостям носили блюды по чинам. Когда б оставили меня на воле, как бы резво я пустился в темный лес! Как раз тебя запрут , посадят на цепь дурака и сквозь решетку как зверка дразнить тебя придут . (А.Пушкин) Уводили тебя на рассвете... (А.Ахматова) И пусть унесут фонари... (А.Ахматова)

Упражнение

Найдите в тексте все предложения, в которых сказуемые выражены глаголами в форме множественного числа. Какое из них является неопределенно-личным? Попробуйте переделать остальные предложения в неопределенно-личные.

Однажды богиня Эрида подкинула трем обитательницам Олимпа – Гере, Афине и Афродите – яблоко с надписью: «Прекраснейшей». Каждая богиня, конечно, надеялась, что яблоко предназначено ей. Рассудить спор Зевс приказал Парису.
По рождению Парис был троянским царевичем, но жил не во дворце, а среди пастухов. Дело в том, что его родители Приам и Гекуба еще до рождения сына получили страшное пророчество: из-за мальчика погибнет Троя. Младенца отнесли на горуИду и бросили там. Париса нашли и воспитали пастухи. Здесь, на Иде, и рассудил Парис трех богинь. Победительницей он признал Афродиту, но не бескорыстно: та пообещала юноше любовь самой красивой на свете женщины. (О.Левинская)

Ответ. Неопределенно-личное предложение: Младенца отнесли на гору Иду и бросили там.
Возможные переделки остальных предложений: В Трое еще до рождения царского сына получили страшное пророчество. Париса нашли на горе Иде и воспитали как пастуха.

Обобщенно-личные предложения

Среди односоставных предложений с главным членом – сказуемым есть такие, в которых деятель мыслится как обобщенное лицо, т.е. действие имеет отношение к каждому лицу, ко всем; особенно часто такое значение в пословицах: Солдатами не рождаются (т.е. никто не может родиться сразу солдатом). Без труда не вынешь и рыбки из пруда. Тише едешь – дальше будешь .

Как видно из приведенных примеров, глаголы-сказуемые в этих предложениях стоят в той же форме, что и в определенно-личных или неопределенно-личных предложениях. И тем не менее нередко предложения с таким обобщенным значением выделяют в особый тип – обобщенно-личные предложения.

Безличные предложения

Безличными называются такие односоставные предложения, в которых действие несоотносимо с каким бы то ни было деятелем; иными словами, производителя действия вообще нет, его нельзя себе представить.

Мне не спится, нет огня... О свадьбе Ленского давно у них уж было решено . Как весело , обув железом острым ноги, скользить по зеркалу стоячих, ровных рек! И жаль зимы старухи... Но как же любо мне осеннею порой, в вечерней тишине, в деревне посещать кладбище родовое... Долго ль мне гулять на свете то в коляске, то верхом, то в кибитке, то в карете, то в телеге, то пешком? Куда ж нам плыть ? (А.Пушкин)

Грамматический показатель безличности – форма 3-го лица ед. ч. (для настоящего и будущего времени, а также для повелительного наклонения): Пахнет сеном. Сегодня будет жарко. Пусть тебе спится , как дома;

форма ед. ч. среднего рода (для прошедшего времени, а также для условного наклонения): Лодку унесло на середину реки. Ее унесло бы и дальше, если бы не коряга;

неопределенная форма глагола: Быть дождю .

Как видно из примеров, приведенных выше, безличными предложениями передается состояние природы и окружающей среды, состояние человека, неизбежность, желательность, возможность и невозможность чего-либо.
Безличные предложения очень разнообразны по способам выражения сказуемого.
Простое глагольное сказуемое в безличном предложении может быть выражено:

а) безличным глаголом (Смеркается) ;
б) личным глаголом в безличной форме (Ветром сдуло шляпу. Ср. Ветер сдул шляпу – двусоставное предл., подлежащее – ветер ));
в) глаголом быть с отрицательной частицей или словом нет (Посылки нет и не было ) ;
г) глаголом в неопределенной форме (Этому не бывать ).

В составном глагольном сказуемом в качестве вспомогательного глагола могут выступать:

а) безличные глаголы следует , хочется , посчастливилось и т.п. (Пришлось все делать заново) ;
б) личный фазовый глагол (Начало темнеть );
в) вместо вспомогательного глагола часто употребляются краткие страдательные причастия и специальные слова категории состояния нельзя, можно, надо, жаль, пора, грех и т.п. (Разрешено бесплатно провозить одно место багажа. Можно закрыть дверь. Жаль было расставаться. Пора выезжать в поле. Грех жаловаться на нехватку времени).

Составное именное сказуемое в безличном предложении состоит из именного компонента – слов категории состояния или кратких страдательных причастий прошедшего времени – и глагола-связки в безличной форме (в настоящем времени – нулевая связка). (Нам было весело. Становится светлее и тише . По вечерам в городе опасно . В комнате прибрано .).

Слово нет

К какой части речи относится странное слово нет ? Оно не изменяется, при нем не может быть вспомогательного глагола или связки, к нему нельзя поставить вопрос... А между тем мы обнаруживаем, что это слово может выступать в роли главного – и единственного! – члена в односоставном безличном предложении.
Словари рассказывают, что нет может быть отрицательной частицей, противоположной по значению частице да (– Ты уже дочитал книгу? Нет .). Но когда это слово оказывается сказуемым в безличном предложении, мы назовем его неизменяемой глагольной формой (нет – значит не существует, отсутствует). Этого слова нет ни в одном славянском языке, кроме русского. Как оно образовалось?
В древнерусском языке было выражение не е(сть) ту , где ту – наречие со значением здесь. Из этого выражения сначала появилось слово нету, а потом конечное у отпало, стали говорить и писать нет, хотя в разговорной речи можно встретить нету до сих пор (Никого нету дома).

Нередко встречаются предложения с несколькими главными членами – подлежащими или сказуемыми. (Туман, ветер, дождь. Темнеет, становится прохладно , все сильнее дует с моря.) Кажется, что можно назвать такие подлежащие или сказуемые однородными. Но правильнее считать, что перед нами сложные предложения, в которых каждая часть – односоставное предложение.

Упражнения

1. Выделите сказуемые в безличных предложениях.

Об этом жильце надо бы рассказать подробней, потому что в первую очередь подозрения пали на него. Но упали они немного позднее, примерно через час, а в тот момент он стоял у подъезда, слушал музыку и был вне подозрений. Впрочем, стоял он понуро... Вдруг он расправил плечи, более гордо поднял голову и пошел прямо к нам. Однако подойти к нам было непросто. (Ю.Коваль)

Ответ. Надо бы рассказать, было непросто подойти.

2. Найдите в тексте односоставные предложения. Определите тип каждого из них, выделите сказуемое.

Так как мама вечно возится со стиркой, воды ей требуется всегда очень много, а крана во дворе у нас нет. И мама, и Маруся, и я должны добывать воду на далеких задворках одного из соседних домов, чтобы налить доверху ненасытную бочку. Принесешь четыре ведра, и в глазах зеленеет, и ноги и руки дрожат, а нужно нести пятое, шестое, седьмое, иначе придется идти за водою маме, а от этого мы хотим избавить ее – я и Маруся. (К.Чуковский)

Ответ. Принесешь четыре ведра – определенно-личное (или обобщенно-личное). ...чтобы налить доверху ненасытную бочку; в глазах зеленеет , нужно нести пятое, шестое, седьмое, иначе придется идти за водою маме – безличные.

3. Найдите неправильные утверждения.

1) В односоставных предложениях не может быть сказуемого, выраженного глаголом в условном наклонении.
2) В неопределенно-личном предложении сказуемое обязательно выражено глаголом в форме множественного числа.
3) Бывают односоставные предложения с главным членом – сказуемым, в которых нет глаголов.
4) В определенно-личных предложениях легко восстанавливается подлежащее – личное местоимение 1-го, 2-го или 3-го лица.
5) В безличных предложениях глагол-сказуемое не может употребляться в форме множественного числа.
6) Если в предложении нет подлежащего, а сказуемое выражено глаголом в форме женского или мужского рода ед. ч. прош. вр., это предложение двусоставное неполное.

Ответ. 1, 4.

4. Найдите в тексте: а) односоставное неопределенно-личное предложение; б) односоставное безличное предложение.

1) Труднее всего было в шумерском письме изображать абстрактные понятия, имена собственные, а также различные служебные слова и морфемы. 2) В этом помогал ребусный принцип. 3) Например, знак стрелы использовали не только для слова стрела , но и для слова жизнь , звучавшего так же. 4) Постоянно применяя ребусный принцип, шумеры закрепили за некоторыми знаками уже не конкретное значение, а звуковое чтение. 5) В результате возникли слоговые знаки, которые могли обозначать некоторую короткую последовательность звуков, чаще всего слог. 6) Таким образом, именно в Шумере впервые сформировалась связь между звучащей речью и написанными знаками, без которой невозможна настоящая письменность.

Ответ. а) – 3); б) – 1).

Неполные предложения

Неполным является предложение, в котором пропущен какой-либо член (или группа членов). Пропущенный член предложения может быть восстановлен из контекста или ясен из ситуации речи.

Вот пример неполных предложений, в которых пропущенное подлежащее восстанавливается из контекста.

Шла, шла. И вдруг перед собою с холма господский видит дом, селенье, рощу под холмом и сад над светлою рекою. (А.С. Пушкин.) (Контекст – предшествующее предложение: В поле чистом, луны при свете серебристом, в свои мечты погружена, Татьяна долго шла одна.)

Примеры неполных предложений, пропущенные члены которых восстанавливаются из ситуации.

Мужа повалил да хочет поглядеть на вдовьи слезы. Бессовестный! (А.С. Пушкин) – слова Лепорелло, отклик на высказанное его господином, Дон Гуаном, желание познакомиться с Доной Анной. Ясно, что пропущенное подлежащее – он или Дон Гуан .

О боже мой! И здесь, при этом гробе! (А.С. Пушкин.) Это – неполное предложение – реакция Доны Анны на слова главного героя «Каменного гостя»: Дон Гуан сознался, что он не монах, а «несчастный, жертва страсти безнадежной». В его реплике нет ни одного слова, которое могло бы занять место пропущенных членов предложения, но исходя из ситуации их приблизительно можно восстановить так: «Вы смеете это говорить здесь, при этом гробе!».

Пропущены могут быть:

    подлежащее : Как твердо в роль свою вошла! (А.С. Пушкин) (Подлежащее восстанавливается по подлежащему из предыдущего предложения: Как изменилася Татьяна !);

Пропал бы, как волдырь на воде, без всякого следа, не оставивши потомков, не доставив будущим детям ни состояния, ни честного имени! (Н.В. Гоголь) (Подлежащее я восстанавливается по дополнению из предыдущего предложения: Что ни говори, – сказал он сам себе, – а не подоспей капитан-исправник, мне бы, может быть, не далось бы более и на свет Божий взглянуть!) (Н.В. Гоголь);

    дополнение: А я так на руки брала! А я так за уши драла! А я так пряником кормила! (А.С. Пушкин) (Предыдущие предложения: Как Таня выросла! Давно ль я, кажется, тебя крестила? );

    сказуемое: Только не на улицу, а вот отсюда, через черный ход, а там дворами. (М.А. Булгаков) (Предыдущее предложение: Бегите! );

    сразу несколько членов предложения, в том числе грамматическая основа: Давно ли? (А.С. Пушкин) (Предыдущее предложение: Ты сочиняешь Requiem?)

Неполные предложения нередко встречаются в составе сложных предложений: Он счастлив, если ей накинет боа пушистый на плечо... (А.С. Пушкин) Ты Дон Гуана напомнил мне, как выбранил меня и стиснул зубы с скрежетом. (А.С. Пушкин) В обоих предложениях пропущенное в придаточной части подлежащее восстанавливается из главного предложения.

Неполные предложения очень распространены в разговорной речи, в частности, в диалоге, где обычно начальное предложение является развернутым, грамматически полным, а последующие реплики, как правило, представляют собой неполные предложения, поскольку в них не повторяются уже названные слова.

На сына я сердит.
За что?
За злое преступленье. (А.С. Пушкин)

Бывает, что ученики ошибочно считают неполными предложения, в которых ни один член не пропущен, например: Он же гений, как ты да я (А.С. Пушкин), говоря, что они тоже непонятны без контекста. Важно объяснить, что неполнота предложения – явление прежде всего грамматическое, и именно грамматическая неполнота вызывает смысловую. В приводимом примере неясность вызвана употреблением местоимений. Следует напомнить ученикам, что местоимения всегда нуждаются в контекстном раскрытии.

Упражнения

1. Найдите неполные предложения и восстановите пропущенные члены.

И Таня входит в дом пустой, где жил недавно наш герой. ...Таня дале; Старушка ей: «А вот камин; здесь барин сиживал один... Вот это барский кабинет; здесь почивал он, кофий кушал, приказчика доклады слушал и книжку поутру читал...» (А.С. Пушкин)

Ответ. Таня (идет ) дале... Старушка (говорит ) ей...

2. Найдите в составе сложноподчиненных предложений части, являющиеся неполными предложениями, и выделите их.

Ты толерантен, если не сжимаешь кулаки, когда тебе противоречат. Ты толерантен, если можешь понять, почему тебя так ненавидят или так назойливо и хлопотливо любят, и можешь простить все это и тем и другим. Ты толерантен, если способен разумно и спокойно договариваться с разными людьми, не задевая их самолюбия и в глубине души извиняя их за непохожесть на тебя.

Апологет – человек, готовый превозносить понравившуюся ему однажды идею даже тогда, когда жизнь показала ее ложность, расхваливающий правителя, какие бы ошибки он ни совершал, славословящий политический режим, какие бы безобразия ни творились при нем в стране. Апологетика – занятие довольно смешное, если делается по глупости, и гнусное – если по расчету. (С.Жуковский)

Ответ. 1) ...если способен разумно и спокойно договариваться с разными людьми, не задевая их самолюбия и в глубине души извиняя их за непохожесть на тебя; 2) ...если делается по глупости; 3) ...если по расчету.

Все остальные придаточные предложения, в которых нет подлежащего, – полные односоставные.

Еще раз напомним, что следует отличать неполные предложения от односоставных, в которых отсутствующее подлежащее или сказуемое не нужно восстанавливать для понимания смысла. В сложном предложении Но грустно думать, что напрасно была нам молодость дана, что изменяли ей всечасно , что обманула нас она... (А.С. Пушкин) третья часть – неполное предложение с пропущенным подлежащим мы , которое восстанавливается по дополнению нам из предыдущего придаточного предложения. Придаточная часть предложения Только смотри, чтоб не увидели тебя. (А.С. Пушкин) по характеру грамматической основы является односоставным неопределенно-личным предложением: здесь важно само действие, а не тот, кто его производит; грамматическая форма глагола (мн. ч. прош. вр.) здесь не означает, что производителей действия должно быть много, – это показатель неопределенно-личного значения. Иными словами, предложение чтоб не увидели тебя – полное.

Пунктуация в неполном предложении

В неполном предложении может ставиться тире на месте пропуска сказуемого, если при произнесении предложения предполагается пауза: ...Тогда барон фон Клоц в министры метил, а я – к нему в зятья. (А.С. Грибоедов) При отсутствии паузы тире не ставится: ...Ну, люди в здешней стороне! Она к нему, а он ко мне. (А.С. Грибоедов)

Эллиптические предложения

В русском языке есть предложения, называемые эллиптическими (от греческого слова эллипсис , что означает «опущение», «недостаток»). В них пропущено сказуемое, но сохранено слово, зависящее от него, причем контекст для понимания таких предложений не нужен. Это могут быть предложения со значением движения, перемещения (Я – к Таврическому саду (К.И. Чуковский); речи – мысли (А жена ему: за грубость, за свои идешь слова (А.Т. Твардовский) и др. Такие предложения обычно встречаются в разговорной речи и в художественных произведениях, а в книжных стилях (научном и официально-деловом) не употребляются.

Одни ученые считают эллиптические предложения разновидностью неполных, другие – особым типом предложений, который примыкает к неполным, сходен с ними.

Предложения, грамматическая основа которых состоит из двух главных членов (подлежащего и сказуемого), называются двусоставными .

Предложения, грамматическая основа которых состоит из одного главного члена, называются односоставными. Односоставные предложения имеют законченный смысл, и поэтому второй главный член бывает не нужен или вообще невозможен.

Например: Летом поеду к морю. Темно. Пора уходить. Волшебная ночь .

Односоставные предложения в отличие от неполных понятны вне контекста.

Существует несколько видов односоставных предложений:

Определенно-личные,
неопределенно-личные,
обобщенно-личные,
безличные,
назывные (номинативные).

Каждый из видов односоставных предложений отличается особенностями значения и формой выражения главного члена.


Определенно-личные предложения - это односоставные предложения с главным членом сказуемым, передающие действия определенного лица (говорящего или собеседника).

В определённо-личных предложениях главный член выражен глаголом в форме 1 и 2 лица единственного и множественного числа изъявительного наклонения (в настоящем и в будущем времени), и в повелительном наклонении ; производитель действия определен и может быть назван личными местоимениями 1 и 2 лица я , ты , мы , вы .

Например: Люблю грозу в начале мая (Тютчев); Будем терпеливо сносить испытания (Чехов); Пойди , поклонись рыбке (Пушкин).

В определенно-личных предложениях сказуемое не может быть выражено глаголом 3-го лица единственного числа и глаголом в форме прошедшего времени . В подобных случаях в предложении отсутствует указание на определенное лицо и само предложение является неполным.

Сравните: Вы и по-гречески знаете? - Учился немного (Островский).

Неопределенно-личные предложения - это односоставные предложения с главным членом сказуемым, передающие действия неопределенного субъекта.

В неопределённо-личных предложениях главный член выражается глаголом в форме 3 лица множественного числа (настоящего и будущего времени в изъявительном наклонении и в повелительном наклонении), формой множественного числа прошедшего времени изъявительного наклонения и аналогичной формой условного наклонения глагола .

Производитель действия в этих предложениях неизвестен или неважен.

Например: В доме стучали печными дверцами (А. Толстой); На улицах где-то далеко стреляют (Булгаков); Дали бы человеку отдохнуть перед дорогой (Шолохов).

Обобщенно-личные предложения

Обобщенно-личные предложения - это односоставные предложения с главным членом сказуемым, передающие действия обобщенного субъекта (действие приписывается всем и каждому в отдельности).

Главный член в обобщенно-личном предложении может иметь те же способы выражения, что и в определенно-личных и неопределенно-личных предложениях, но чаще всего выражен глаголом 2-го лица единственного и множественного числа настоящего и будущего времени или глаголом 3-го лица множественного числа .

Например: Добро на худо не меняют (пословица); Не очень-то нынче старших уважают (Островский); Что посеешь , то и пожнешь (пословица).

Обобщенно-личные предложения представлены обычно в пословицах, поговорках, крылатых фразах, афоризмах.

К обобщенно-личным относятся и предложения, содержащие в себе авторское обобщение. Говорящий для придания обобщенного смысла вместо глагола 1-го лица употребляет глагол 2-го лица.

Например: Выходишь иногда на улицу и удивляешься прозрачности воздуха.

Безличные предложения

Безличные предложения - это односоставные предложения с главным членом сказуемым, передающие действия или состояния, возникающие независимо от производителя действия.

В таких предложениях невозможно подставить подлежащее .

Главный член безличного предложения может быть сходен по структуре с простым глагольным сказуемым и выражается:

1) безличным глаголом, единственная синтаксическая функция которого - быть главным членом безличных односоставных предложений:

Например: Холодает / холодало / будет холодать .

2) личным глаголом в безличной форме:

Например: Темнеет .

3) глаголом быть и словом нет в отрицательных предложениях:

Например: Ветра не было / нет .

Главный член, сходный по структуре с составным глагольным сказуемым , может иметь следующее выражение:

1) модальный или фазисный глагол в безличной форме + инфинитив:
Например: За окном стало темнеть .

2) глагол-связка быть в безличной форме (в настоящем времени в нулевой форме) + наречие + инфинитив:
Например: Жаль / было жаль расставаться с друзьями .
Пора собираться в дорогу .

Главный член, сходный по структуре с составным именным сказуемым , выражается:

1) глагол-связка в безличной форме + наречие:
Например: Было жаль старика .

На улице. становилось свежо .

2) глагол-связка в безличной форме + краткое страдательное причастие:

Например: В комнате было накурено .

Особую группу среди безличных предложений образуют инфинитивные предложения .

Главный член односоставного предложения может быть выражен инфинитивом, не зависящим ни от какого другого члена предложения и обозначающим действие возможное или невозможное, необходимое, неизбежное. Такие предложения называются инфинитивными.

Например: Ему завтра дежурить . Всем встать ! Поехать бы в Москву!

Инфинитивные предложения имеют различные модальные значения: долженствования, необходимость, возможность или невозможность, неизбежность действия; а также побуждение к действию, повеление, приказание .

Инфинитивные предложения подразделяются на безусловные (Молчать! ) и условно-желательные (почитать бы ).

Назывные (номинативные) предложения - это односоставные предложения, передающие значение бытия (существования, наличия) предмета речи (мысли).

Главный член в номинативном предложении может быть выражен существительным в именительном падеже и количественно-именным сочетанием .

Например: Ночь , улица , фонарь , аптека . Бессмысленный и тусклый свет (Блок); Три войны , три голодных поры , то, чем век наградил (Солоухин).

В состав назывных предложений могут входить указательные частицы вон , вот , а для введения эмоциональной оценки - восклицательные частицы ну и , какой , вот так :

Например: Какая погода ! Ну и дождь ! Вот так гроза !

Распространителями назывного предложения могут быть согласованные и несогласованные определения:
Например: Поздняя осень .

Если распространителем является обстоятельство места, времени, то такие предложения можно трактовать как двусоставные неполные:
Например: Скоро осень . (Сравните: Скоро наступит осень .)
На улице дождь . (Сравните: На улице идет дождь .)

Назывные (номинативные) предложения могут иметь следующие подвиды:

1) Собственно-бытийные предложения, выражающие идею существования явления, предмета, времени.
Например: Апрель 22 года. Синева . Снег стаял.

2) Указательно-бытийные предложения. Основное значение бытийности осложнено значением указания.
Например: Вот мельница .

3) Оценочно-бытийные (Доминирование оценки).
Например: Ну и денек ! Ай да …! А уж характер ! + частицы ну, то, тоже мне, а еще.

В качестве главного члена может выступать оценочное существительное (Красота . Вздор .)

4) желательно-бытийные (частицы лишь, если только).
Например: Только бы здоровье . Только не смерть . Если бы счастье .

5) побудительные (побудительно-желательные: Внимание ! Добрый день ! и побудительно-повелительные: Огонь ! и т.п.).

Необходимо отличать от номинативных предложений конструкции, по форме совпадающие с ними.

Именительный падеж в роли простого наименования (названия, надписи). Их можно назвать собственно-назывными – абсолютно отсутствует значение бытийности.
Например: «Война и мир» .

Именительный падеж в функции сказуемого двусоставного предложения (Кто он? Знакомый. )

Именительный падеж темы можно отнести к изолированным номинативным, но содержательно они не обладают значением бытийности, не выполняют коммуникативной функции, образуют синтаксическое единство лишь в сочетании с последующей конструкцией.
Например: Москва . Как много в этом звуке для сердца русского слилось… Осень . Это время года я особенно люблю.

Урок — закрепление по теме

«Определенно-личные предложения»

Цель: совершенствовать умение находить односоставные предложения, отработать практические навыки по нахождению среди односоставных предложений определенно-личные.

— Учить детей активно пользоваться определенно – личными предложениями, учиться управлять своей речью, сознательно ее совершенствуя, сопоставляя данное и полученное предложение по оттенкам значений.

— Воспитывать интерес к предмету, к слову через внимательное восприятие речи окружающих, читаемых текстов, выразительных ситуаций использования изучаемых явлений языка.

Оборудование: компьютер, стихотворения поэтов, карточки, раздаточный материал, тесты, опорные таблицы

ХОД УРОКА.

Организационный момент.

I. Вводное слово учителя:

Здравствуйте, ребята. Тема нашего урока «Определенно-личные предложения». Цель: совершенствовать умение находить односоставные предложения, отработать практические навыки по нахождению определенно-личных предложений

Сегодня перед нами стоит задача – увидеть использование определенно-личных предложений в художественных текстах, в речи, показать своеобразие этих односоставных предложений, а поможет нам в этом творчество великих русских поэтов Сергея Есенина, А.Пушкина, а также ваше творческое использование определенно-личных предложений в своей речи.

II. ПРОВЕРКА домашнего задания.

1.Фронтальный опрос

Какие предложения называются определенно-личными?

Чем выражено сказуемое в определенно-личных предложениях?

Можно ли определенно-личные предложения считать неполными, так как в них отсутствует подлежащее? (Нет, глагол-сказуемое не нуждается в наличие подлежащего)

В каких стилях речи используются определенно — личные предложения?

Как вы думаете, на каких уроках часто используются определенно- личные предложения? (На математике, так как операции, производимые в ходе математических доказательств относятся ко всем лицам вообще -«рассмотрим, предположим, построим, обозначим…»

Каков алгоритм нахождения этих предложений? 1)Алгоритм нахождения. (ответ ребенка) слайд 2

Чтобы правильно и быстро найти в тексте определенно-личные

предложения, создан алгоритм их нахождения.

С чего нужно начать?

Грамматическая основа предложения

1 главный член (односоставный) 2 главных членов (двусоставных)

Сказуемое

1,2 лица настоящее, будущее

время, изъявительное

наклонение, повелительное

наклонение

Определенно-личные предложения.

Итак, подведем итоги сказанному. Определенно-личные предложения – односоставные предложения со сказуемым – глаголом в форме 1 или 2 лица. Подлежащее в таких предложениях не обязательно, так как окончания глаголов определенно указывают на лицо и число. Определенно-личные предложения делают повествование динамичным, живым, внимание сосредоточивается на действии. Используются в различных стилях речи. Дают возможность избежать повторения личных местоимений.

III. Закрепление материала.

1.Самостоятельная работа.

— Пользуясь алгоритмом, определите определенно-личные предложения, подчеркните в них сказуемое. Слайд 3-4

Спишите предложения. Подчеркните главный член. Укажите, какой частью речи он выражен. Назовите тип предложения.

Расставьте недостающие знаки препинания

1. Брошу в море сети частые белый парус подыму.

2. Плывем пусты(н, нн)ой Ладогой под яркой аркой-радугой.

3. О чудесном лесе буду песни складывать расскажу про терем сказку-правду мудрую.

4. Милый крот слепой рабочий! Выбирай темнее ночи бер..гись сверканий дня! (В.Брюсов)

1. Люблю дымок спале(н,нн) жнивы

2. От маршировки меня избавь.

3. Сам узна..шь будет время бра(н,нн)ое житье.

4. Молча сижу под окошком темницы.

5. Люблю тебя булатный мой кинжал товарищ светлый и холодный.

6. (Не) смейся над моей пророч..ской тоской.

7. Гляжу на будущность с боязнью гляжу на прошлое с тоской и, как пр..ступник перед казнью, ищу кругом души родной.

8. (Не)грусти дорогая соседка.

9. Возьму винтовку длинную пойду я из ворот.

М.Ю.Лермонтов

2. Выборочный диктант. Данный вид предложений часто встречается в поэтических произведениях, помогая передать состояние души поэта. Сейчас мы постараемся найти определенно-личные предложения в стихотворениях С.А. Есенина, А.С. Пушкина.

Выпишите определенно – личные предложения Работа с поэтическими текстами С.А.Есенина, А.С.Пушкина. Слайд 5-7

Нет любви ни к деревне, ни к городу,

Как же смог я её донести?

Брошу всё. Отпущу себе бороду

И бродягой пойду по Руси.

Не жалею, не зову, не плачу,

Все пройдет, как с белых яблонь дым.

Увяданья золотом охваченный,

Я не буду больше молодым.

С. Есенин

Фонтан любви, фонтан живой!

Принес я в дар тебе две розы.

Люблю немолчный говор твой

И поэтические слезы.

Твоя серебряная пыль

Меня кропит росою хладной:

Ах, лейся, лейся, ключ отрадный!

Журчи, журчи свою мне быль…

3. Работа по вариантам. Предлагается исследовать текст:

Выписать из текста определенно-личные предложения;

Определить стиль текста, объяснить, с какой целью используются в нем определенно-личные предложения;

1вариант:

Сердце мое заныло, когда очутились мы в давно знакомой комнате, на стене висел еще диплом покойного коменданта, как печальная эпитафия прошедшему времени. Пугачев сел на том диване, на котором, бывало, дремал Иван Кузмич, усыпленный ворчанием своей супруги. Швабрин сам поднес ему водки. Пугачев выпил рюмку и сказал ему, указав на меня: «Попотчуй и его благородие». Швабрин подошел ко мне со своим подносом; но я вторично от него отворотился. Он казался сам не свой. При обыкновенной своей сметливости он, конечно, догадался, что Пугачев был им недоволен. Он трусил перед ним, а на меня поглядывал с недоверчивостью. Пугачев осведомился о состоянии крепости, о слухах про неприятельские войска и тому подобном, и вдруг спросил его неожиданно: «Скажи, братец, какую девушку держишь ты у себя под караулом? Покажи-ка мне ее».

Швабрин побледнел как мертвый. «Государь, — сказал он дрожащим голосом… — Государь. Она не под караулом … она больна… она в светлице лежит».

«Веди ж меня к ней», — сказал самозванец, вставая с места. Отговориться было невозможно. Швабрин повел Пугачева в светлицу Марьи Ивановны. Я за ними последовал.

Швабрин остановился на лестнице. «Государь! – сказал он. – Вы властны требовать от меня, что вам угодно; но не прикажите постороннему входить в спальню к жене моей».

Я затрепетал. «Так ты женат!» — сказал я Швабрину, готовяся его растерзать.

— Тише! – прервал меня Пугачев. Это мое дело. А ты, — продолжал он, обращаясь к Швабрину — не умничай и не ломайся: жена она тебе или не жена, а я веду к ней кого хочу. Ваше благородие, ступай за мною.

— Назвать произведение, из которого взят этот отрывок.

2 вариант

«Сын мой Петр! Письмо твое, в котором просишь ты нас о родительском нашем благословении и согласии на брак с Марьей Ивановой дочерью Мироновой, мы получили 15 сего месяца, и не только ни моего благословения, ни моего согла¬сия дать я тебе не намерен, но еще и собираюсь до тебя добраться да за проказы твои проучить тебя путем, как мальчишку, несмотря на твой офицерский чин: ибо ты доказал, что шпагу носить еще не достоин, которая пожалована тебе на защиту отечества, а не для дуэлей с такими же сорванцами, каков ты сам. Немедленно буду писать к Андрею Карловичу, прося его перевести тебя из Белогорской крепости куда-нибудь подальше, где бы дурь у тебя прошла. Матушка твоя, узнав о твоем поединке и о том, что ты ранен, с горести занемогла и теперь лежит. Что из тебя будет? Молю бога, чтоб ты исправился, хоть и не смею надеяться на его великую милость.

Отец твой А.Г

4. Творческий диктант. Прочитайте предложения. Какие из них можно преобразовать в определенно-личные? Запишите их в преобразованном виде. Почему другие предложения не допускают такого преобразования? Слайд 8-9

1. Мы любовались чудесной картиной осенней природы.

2. Мы идем по тенистой лесной тропинке.

3. Лодка чуть покачивалась у причала.

4. Ты не забудь положить в портфель завтрак.

5. Ты выполнил работу отлично.

6. Пианист исполняет этот этюд виртуозно.

1. Ты постарайся выполнить работу аккуратно.

2. Я торопливо иду на перрон, радуясь близкой встрече с друзьями.

3. Он учится в техникуме и работает на заводе токарем.

4. Мы ощупью входим в коридор, стараясь ничего не опрокинуть.

5. Мы выполним задание с честью.

6. Мы пришли домой поздним вечером.

7. Вы расскажите о ваших впечатлениях от поездки.

8. Ты пишешь неаккуратно и делаешь много ошибок.

9. Ветер воет и свистит за окном.

Физкультминутка

Учитель: Ребята, я предлагаю вам немного отдохнуть. Обратите внимание на доску. Вы видите ряд предложений, причем вы уже можете сказать, какие они (односоставные, определённо-личные). Давайте все вместе не только проговорим эти предложения, но и покажем их жестами.

ПОДНИМУСЬ И

РАССКАЖУ.

5. Корректирование текста

— А сейчас каждый из вас поработает корректором Развитие учебно- языковых умений, работа по стилистике (1 ученик у доски, другие работают в тетрадях).

1) На доске записан текст, прочитайте его. Можно ли его оставить в таком виде или вам что- то хочется изменить в нем.

Раннее утро. Я просыпаюсь и на ц_почках я вхожу в п лисадник. Я иду (в)доль реки. Я наблюдаю, как к_мпания приехавшая в машине ра_пол_гается на отдых. Тропинка обогнула песча_ый косогор и я выхожу на просторный луг, на котором (кое) где р_стут деревья.

6. Работа по развитию речи (дифференцированно)

1) Написать небольшой текст, в котором использовались бы определенно-личные предложения. Сейчас за окном зима. Перед вами картины о зиме,которые помогут вам в написании сочинения-миниатюры о зиме.

2) Карточка

ТЕКСТ №1.

Очень жаль, что (не)долго кр..суются в своих нарядах деревья сердитый ветер..делает свое дело: закружит в пестром хор..воде их красоту, и уронит на землю. Когда осенью идеш.. по улицам нашего города, видиш.. как листья свой обычный летний наря.. м..няют на осен..ий. С особенным чувством вспоминаю первое путешествие.

Войдешь в дом и прежде всего услышишь запах яблок.

7. Тестирование.

Задание. Укажите номера определенно- личных предложений.

1.Будьте внимательны к людям преклонного возраста.

2.В мещерском крае можно увидеть сосновые боры.

3.Выглядываю в окно и не узнаю леса.

4.Весенняя ночь стояла над горами.

5.Стою под солнцем.

6.Она хотела уехать в деревню.

7.Не люблю снег с дождем.

8.Поднимитесь на рассвете, прогоните остатки сна холодной водой и пойдите в лес.

9.Река неожиданно меняет направление.

10.Друзья берегите природу!

Учащиеся сами проверяют свои работы и выставляют себе оценки (самоконтроль)

1,3,5,7,8,10
Оценка:
«5»-6 правильных ответов

«4»-5 правильных ответов

«3»-4 правильных ответов

8. Игра. РАССЫПАЛОСЬ предложение.

а) Не, разевай, каравай, на, рот, чужой, а, да, добывай, свой, пораньше, вставай.

б) Не, тем, сделать, хвались, что, можешь, а, тем, уже, сделал, что.

9. Работа по заполнению таблицы. На доске вам необходимо заполнить графу Способы выражения сказуемого

Знакомство со структурными особенностями определенно-личных предложений, со способами выражения сказуемого в них.

Примеры определенно-личных предложений Способы выражения сказуемого 1. Люблю грозу в начале мая… Глагол, 1 лица, ед.ч., наст. вр. 2. Что стоишь, качаясь, тонкая рябина? Глагол 2 лица, ед.ч, наст. вр. 3. Выйдем с тобой побродить в лунном сиянии. Глагол 1 лица, мн.ч, наст. вр. 4. Выйду, сяду под березой, буду слушать соловья. Глагол 1 лица, ед. ч., буд.вр. 5. Напиши мне письмецо! Глагол 2 лица, ед.ч, буд., вр., повелит. накл.

Подведение итогов.

Над каким видом односоставных предложений мы работали на уроке?

По каким признакам можно узнать эти предложения?

IV. Домашнее задание: выписать из художественной литературы 6 определенно-личных предложений.

Написать письмо другу, используя глаголы, которые выражают благодарность, поздравления, пожелания; написать письмо другу о своем рабочем дне, используя определенно-личные предложения;

No related posts.

♦ Рубрика: .
Loading...Loading...