Какие есть главные чл предложения. Главные члены предложения, сказуемое

1. Опадают жёлтые листья. 2. В лесу росла стройная ель. 3. Девочка читает интересную книгу.4. В лесу мама нашла красивый гриб. 5. Ярко светит солнышко. 6. Малыши лепили снеговика. 7. Собака громко лает. 8. Люда рисовала красками. 9. По дороге быстро мчится машина. 10. Собака погналась за зайцем. 11. Олег красиво пишет в тетради.

Фамилия, имя ученика

В каждом предложении подчеркни подлежащее и сказуемое (грамматическую основу предложения):

1. В берлоге спит медведь. 2. Ученик решает трудную задачу. 3. Брат купил коньки. 4. Цветёт душистая сирень. 5. Лампы ярко освещают цирк. 6. Сильный ветер качает деревья. 7. Ученики рисуют. 8. Бабушка поставила посуду на стол. 9. Завтра школьники поедут на экскурсию. 10. Под елью вырос белый гриб.

………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

В каждом предложении подчеркни главные члены.

1. Пришла поздняя осень. 2. Дует сильный ветер. 3. Целый день идёт дождик. 4. Белка тащит в дупло орехи. 5. Птицы улетели в тёплые края. 6. Сороки скачут около жилища людей. 7. Мальчики мастерят красивые кораблики.8. По небу плывут лёгкие облака. 9. Света поёт.

…………………………………………………………………………

Фамилия, имя ученика _________________________________________


Озаглавь. Спиши, обозначая границы предложений. В каждом предложении подчеркни подлежащее и сказуемое.

Опадают жёлтые листья с деревьев вянет трава солнце прячется за серые тучи часто моросит мелкий дождь в саду ещё цветут пёстрые астры.

Фамилия, имя ученика

Самостоятельная работа 1 вариант

В каждом предложении подчеркни главные члены.

1. Рыжие муравьи истребляют лесных вредителей. 2. Беленькая кошка умывается лапкой. 3. Во дворе весело и дружно играют ребята. 4. В небе появилась разноцветная радуга. 5. Хитрая лисица ловко заметает следы пушистым хвостом. 6. Проворная белка на зиму запасает в дупле орешки. 7. Лёд трещал от холода. 8. В Африке живут злые крокодилы. 9. Птицы летят в тёплые края. 10. Дети кормили ёжика молоком.

Фамилия, имя ученика ___________________________________________________________________________

Самостоятельная работа 2 вариант

В каждом предложении подчеркни главные члены.

1. Мрачная туча закрыла небо. 2. В воздухе красиво кружатся разноцветные листья. 3. В болоте квакают неугомонные лягушки. 4. На солнце сверкают капли росы. 5. Неожиданно начался сильный дождь. 6. Деревья оделись в праздничный наряд. 7. Часто дует холодный ветер. 8. Осенью за садом ребята нашли журавля. 9. Солнце светит прямо в окно. 10. Весной в зоопарке появились новые жители.


На этом уроке мы узнаем, что в предложении выделяют главные члены - подлежащее и сказуемое. Подлежащее и сказуемое составляют грамматическую основу предложения. Научимся находить подлежащее и сказуемое в предложении и подчёркивать их.

Запомните: подлежащее называет то, о ком или о чём говорится в предложении, и отвечает на вопросы «кто?», «что?». При разборе предложения подчёркивается одной чертой.

Например: Школьники читают книги . О ком говорится в предложении? О школьниках . Кто - школьники - подлежащее, подчёркиваем одной чертой. Что делают школьники? Читают . Это второй главный член предложения - сказуемое. Подчёркивается двумя чертами. Школьники читают книги.

Запомните: сказуемое - главный член предложения. Называет то, что говорится о подлежащем, отвечает на вопросы что делать? что сделать? При разборе предложения подчёркивается двумя чертами.

Мы узнали, что в предложении выделяют главные члены - подлежащее и сказуемое. Подлежащее и сказуемое составляют грамматическую основу предложения.

Рис. 4. Грамматическая основа предложения ()

А теперь выполним задания, которые помогут нам закрепить полученные знания.

Выпишем грамматическую основу предложений и подчеркнём подлежащее и сказуемое.

Наступила весна. По земле побежали звонкие ручейки. Запели на ветках птицы. На проталинках появились первые травинки.

Проверим правильность выполнения этого задания.

Наступила весна. Наступила - сказуемое, весна - подлежащее.

Ручейки побежали. Ручейки - подлежащее, побежали - сказуемое.

Запели птицы. Запели - сказуемое, птицы - подлежащее.

Появились травинки. Появились - сказуемое, травинки - подлежащее.

Вставим подходящее по смыслу подлежащее.

Дует холодный северный __________. Белые _________ падают на землю. В лесу прыгает с ветки на ветку пушистая ________.

Слова для вставки: белка, ветер, снежинки.

Проверим:

Дует холодный северный ветер. Белые снежинки падают на землю. В лесу прыгает с ветки на ветку пушистая белка.

Из данных слов составим предложения. Найдём в каждом предложении грамматическую основу и подчеркнём её.

Ворона, на, сидит, ветке, чёрная.

Серый, грызёт, морковку, заяц, вкусную.

Яблоки, на, созрели, яблоне, красные.

Пальто, висит, вешалке, на, детское.

Один из вариантов ответа:

Чёрная ворона сидит на ветке.

Основа предложения: Ворона сидит .

Серый заяц грызёт вкусную морковку.

Основа предложения: Заяц грызёт .

Красные яблоки созрели на яблоне.

Основа предложения: Яблоки созрели .

Детское пальто висит на вешалке.

Основа предложения: Пальто висит .

На следующем уроке мы узнаем, какие члены предложения называются второстепенными, научимся находить их в предложении, выделять подчёркиванием. Поговорим о распространённых и нераспространённых предложениях.

  1. Климанова Л.Ф., Бабушкина Т.В. Русский язык. 2. - М.: Просвещение, 2012 (http://www.twirpx.com/file/1153023/)
  2. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык. 2. - М.: Баласс.
  3. Рамзаева Т.Г. Русский язык. 2. - М.: Дрофа.

На этом уроке мы узнаем, что в предложении выделяют главные члены - подлежащее и сказуемое. Подлежащее и сказуемое составляют грамматическую основу предложения. Научимся находить подлежащее и сказуемое в предложении и подчёркивать их.

Запомните: подлежащее называет то, о ком или о чём говорится в предложении, и отвечает на вопросы «кто?», «что?». При разборе предложения подчёркивается одной чертой.

Например: Школьники читают книги . О ком говорится в предложении? О школьниках . Кто - школьники - подлежащее, подчёркиваем одной чертой. Что делают школьники? Читают . Это второй главный член предложения - сказуемое. Подчёркивается двумя чертами. Школьники читают книги.

Запомните: сказуемое - главный член предложения. Называет то, что говорится о подлежащем, отвечает на вопросы что делать? что сделать? При разборе предложения подчёркивается двумя чертами.

Мы узнали, что в предложении выделяют главные члены - подлежащее и сказуемое. Подлежащее и сказуемое составляют грамматическую основу предложения.

Рис. 4. Грамматическая основа предложения ()

А теперь выполним задания, которые помогут нам закрепить полученные знания.

Выпишем грамматическую основу предложений и подчеркнём подлежащее и сказуемое.

Наступила весна. По земле побежали звонкие ручейки. Запели на ветках птицы. На проталинках появились первые травинки.

Проверим правильность выполнения этого задания.

Наступила весна. Наступила - сказуемое, весна - подлежащее.

Ручейки побежали. Ручейки - подлежащее, побежали - сказуемое.

Запели птицы. Запели - сказуемое, птицы - подлежащее.

Появились травинки. Появились - сказуемое, травинки - подлежащее.

Вставим подходящее по смыслу подлежащее.

Дует холодный северный __________. Белые _________ падают на землю. В лесу прыгает с ветки на ветку пушистая ________.

Слова для вставки: белка, ветер, снежинки.

Проверим:

Дует холодный северный ветер. Белые снежинки падают на землю. В лесу прыгает с ветки на ветку пушистая белка.

Из данных слов составим предложения. Найдём в каждом предложении грамматическую основу и подчеркнём её.

Ворона, на, сидит, ветке, чёрная.

Серый, грызёт, морковку, заяц, вкусную.

Яблоки, на, созрели, яблоне, красные.

Пальто, висит, вешалке, на, детское.

Один из вариантов ответа:

Чёрная ворона сидит на ветке.

Основа предложения: Ворона сидит .

Серый заяц грызёт вкусную морковку.

Основа предложения: Заяц грызёт .

Красные яблоки созрели на яблоне.

Основа предложения: Яблоки созрели .

Детское пальто висит на вешалке.

Основа предложения: Пальто висит .

На следующем уроке мы узнаем, какие члены предложения называются второстепенными, научимся находить их в предложении, выделять подчёркиванием. Поговорим о распространённых и нераспространённых предложениях.

  1. Климанова Л.Ф., Бабушкина Т.В. Русский язык. 2. - М.: Просвещение, 2012 (http://www.twirpx.com/file/1153023/)
  2. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык. 2. - М.: Баласс.
  3. Рамзаева Т.Г. Русский язык. 2. - М.: Дрофа.

Член предложения — синтаксическая функция слов и словосочетаний в предложениях.

Главные члены предложения:

Подлежащее - это главный член двусоставного предложения, обозначающий носителя признака (действия, состояния, свойства), названного сказуемым. Подлежащее может быть выражено именительным падежом имени, местоимением, инфинитивом. Отвечает на вопрос кто? что? :

Фабрика работает. Я занимаюсь. Друг поёт. Семеро одного не ждут. Курить вредно.

Сказуемое - это главный член двусоставного предложения, обозначающий признак (действие, состояние, свойство), отнесенный к носителю, который выражен подлежащим. Сказуемое выражается спрягаемой формой глагола, инфинитивом, существительным, прилагательным, числительным, местоимением, наречием, словосочетанием. Отвечает на вопросы что делает (делал, будет делать)? какой?:

Он читает . Жить - значит бороться . Сестра инженер . Сын высокого роста . Погода жаркая . Она теплее , чем вчера. Эта книга моя . Этот урок второй . Учиться интересно . Учёба играет большую роль .

Второстепенные члены предложения:

Определение - это второстепенный член предложения, отвечающий на вопросы какой? чей? который? Определения делятся на:

    согласованные определения . Согласуются с определяемым членом в форме (падеже, числе и роде в единственном числе), выражаются прилагательными, причастиями, порядковыми числительными, местоимениями:

Большие деревья растут возле отцовского домика. В нашем классе нет отстающих учеников. Он решает эту задачу второй час.

    несогласованные определения . Не согласуются с определяемым членом в форме. Выражаются существительными в косвенных падежах, сравнительной степенью прилагательных, наречиями, инфинитивом:

Шумели листья берёзы . Ему нравились вечера в доме бабушки . Выбери ткань с рисунком повеселее . На завтрак дали яйца всмятку . Их объединило желание увидеться .

Приложение - это определение (обычно согласованное), выраженное существительным (одним или с зависимыми словами): город-герой , студенты-узбеки ; Мы встретили Архипа-кузнеца . Явился лекарь, человек небольшого роста . Не согласуются в форме с определяемым словом приложения, выраженные прозвищами, условными названиями, помещенные в кавычках или присоединяемые при помощи слов по имени , по фамилии :

В газете “Аргументы и факты” интересный репортаж. Он читает про Ричарда Львиное Сердце . Я пошёл на охоту с лайкой по кличке Боня .

Дополнение - это второстепенный член предложения, отвечающий на вопросы косвенных падежей (кого? чего? кому? чему? что? кем? чем? о ком? о чём? ). Выражается существительными, местоимениями в косвенных падежах или именными словосочетаниями:

Отец развивал в нём интерес к спорту . Мать послала брата с сестрой за молоком .

Обстоятельство - это второстепенный член предложения, выражающий характеристику действия, состояния, свойства и отвечающий на вопросы как? каким образом? где? куда? откуда? почему? зачем? и т.п. Выражается наречиями, существительными в косвенных падежах, деепричастиями, инфинитивом, фразеологизмами:

Вдали громко стучал дятел. Песня звучит всё тише . Она говорила улыбаясь . Он выехал из Москвы в Киев .

Однородные члены предложения - это главные или второстепенные члены предложения, выполняющие одинаковую синтаксическую функцию (т.е. являющиеся одними и теми же членами предложения: подлежащими, сказуемыми, определениями, дополнениями, обстоятельствами), отвечающие на один и тот же вопрос и произносящиеся с интонацией перечисления:

Всю дорогу ни он, ни я не разговаривали. Мы пели и плясали . Весёлый, радостный, счастливый смех огласил комнату. Она долго, растерянно, но радостно жала ему руку. Однородные определения надо отличать от неоднородных, характеризующих предмет с различных сторон: в этом случае отсутствует интонация перечисления и нельзя вставить сочинительные союзы: В землю врыт круглый тёсаный дубовый столб.

Вводные слова и предложения - слова и предложения, равнозначные слову, которые занимают в предложении независимую позицию, выражают разные аспекты отношения говорящего к предмету речи:

безусловно, вероятно, по-видимому, разумеется, вернее, точнее сказать, грубо говоря, одним словом, к примеру, между прочим, представьте, я думаю, как говорится, казалось бы, если не ошибаюсь, можете себе представить и т.п.

Вставные конструкции - слова, словосочетания и предложения, содержащие добавочные замечания, уточнения, поправки и разъяснения; в отличие от вводных слов и предложений, не содержат указания на источник сообщения и на отношение к нему говорящего. В предложении выделяются обычно скобками или тире:

В жаркое летнее утро (это было в начале июля) мы отправились за ягодами. Солдаты - их было трое - ели, не обращая на меня внимания. Я не понимал (теперь я понял) , как жесток я был с нею.

Если Вам понравилось — поделитесь с друзьями :

Присоединяйтесь к нам в Facebook !

Смотрите также:

Предлагаем пройти тесты онлайн:

Слова и словосочетания, из которых состоит простое предложение (члены предложения), выполняют различные функции в его формальной и смысловой организации.

Прежде всего различаются главные и второстепенные члены предложения.

Главные члены - это члены предложения , которые образуют грамматический центр предложения, его грамматическую основу. В двусоставных предложениях это подлежащее и сказуемое, в односоставных - главный член односоставного предложения.

Второстепенные члены - это члены предложения , не входящие в грамматическую основу и распространяющие («поясняющие») или главные члены предложения, или другие второстепенные члены.

Подлежащее

Подлежащее - главный член двусоставного предложения, который обозначает предмет речи, грамматически соотносится со сказуемым, не зависит от других членов предложения и отвечает на вопросы именительного падежа кто? или что?

Подлежащее может обозначать лицо, одушевлённый или неодушевлённый предмет, явление или понятие: Из шатра, толпой любимцев окружённый, выходит Пёт£ (А. Пушкин); Приезд богатого соседа есть важная эпоха для деревенских жителей (А. Пушкин).

Способы выражения подлежащего

Именительный падеж существительного

Именительный падеж местоимения

Другие части речи, употреблённые в значении существительного

Числительное

Неопределённая форма глагола (инфинитив)

Синтаксически цельные словосочетания

Фразеологические (устойчивые) сочетания

В позиции подлежащего может находиться и целое предложение

Спит черёмуха в белой накидке (С. Есенин).

Что мне поёт? Что мне звенит? (А. Блок); С тех пор уже никто не заговаривал с Татьяной (И. Тургенев); Это, кажется, наши противники? (М. Лермонтов)

Новое в жизни требует и новых названий (С. Сергеев Ценскии); К ним стали подходить знакомые, гулявшие в саду (А. Чехов); Танцующие теснились и толкали друг друга (А. Куприн); Завтра не будет похоже на сегодня (И. Гончаров); Даже «эй» предполагает второго, могущего обернуться (Б. Шкловский).

И опять идут двенадцать... (А. Блок); Семеро одного не ждут (пословица).

Жить - это только привычка (А. Ахматова); Ничего не сказать теперь - значило оскорбить её (Л. Толстой).

В песчаных степях аравийской земли три гордые пальмы высоко росли (М. Лермонтов); Каждый из нас станет на самом краю площадки (М. Лермонтов); Ростову тотчас представилось что-то романтическое в этой встрече (Л. Толстой); Огнём горит костёр рябины красной (С. Есенин); Базаров с Аркадием уехали на другой день (И. Тургенев); Сочувствовать счастью может только весьма благородная и бескорыстная душа (А. Пушкин) (контекстуально цельное словосочетание).

«Он меня любит!» - вспыхивало вдруг во всём её существе (И. Тургенев).

Сказуемое, его типы и способы выражения

Сказуемое - главный член предложения, который обозначает действие, признак, качество, состояние предмета, названного подлежащим, грамматически зависит от подлежащего и отвечает на вопросы что делает предмет? каков предмет? что с ним происходит? кто он такой? что он такое? и под.

Сказуемое обладает не только лексическим значением, т.е. называет действие, признак, состояние, свойство, качество того предмета, который обозначен подлежащим, но и выражает грамматическое значение наклонения и времени (то есть основное грамматическое значение предложения - предикативность).

Лексическое (вещественное) и грамматическое значения сказуемого могут быть выражены совместно (в одном компоненте) или раздельно (в двух компонентах). В соответствии с этим сказуемые делятся на простые и составные.

Простым называется сказуемое , в котором лексическое и грамматическое значения выражены одним компонентом. Простое сказуемое может быть только глагольным, так как только глагол имеет формы наклонения и одновременно с лексическим значением способен выразить и грамматическое значение.

В составном сказуемом лексическое и грамматическое значения выражены разными компонентами. Оно состоит из вспомогательной части, выражающей грамматическое значение, и основной части, выражающей лексическое значение. В зависимости от того, какой частью речи выражена основная часть сказуемого, составное сказуемое может быть глагольным и именным.

Способы выражения простого глагольного сказуемого

Глагол в форме изъявительного, повелительного или условного наклонения

Инфинитив (в значении изъявительного наклонения)

Устойчивые сочетания глагольного типа, имеющие единое значение

Усечённые и междометные глагольные формы (в значении изъявительного наклонения): прыг, хвать, стук, толк, тютю, ни гу-гу и т. п.

После угомонившейся вьюги наступает в округе покой (Б, Пастернак) - (изъявительное наклонение настоящее время); На портьер зелёный бархат луч луны упал косой (Г. Иванов) - (изъявительное наклонение прошедшее время); Во время грозы, облака будут спускаться до моей кровли М. Лермонтов) - (изъявительное наклонение будущее время, сложная форма); Я бы в лётчики пошел... (В. Маяковский) - (условное наклонение); Да. здравствует солнце, да скроется тьма! (А. Пушкин) - (повелительное наклонение); [Софья]: Молчалин вам наскучил бы едва ли, когда б сошлись короче с ним (А. Грибоедов) - (условное наклонение).

И царица хохотать, и плечами пожимать, и подмигивать глазами, и прищелкивать перстами, и вертеться, подбочасъ, гордо в зеркальце глядясь (А. Пушкин).

Все чувства в Ленском помутились, и молча он повесил нос (= приуныл) (А. Пушкин); Каждая мелочь этого дня врезалась ему в память (=запом-нилась) (К. Паустовский); Спектакль вышел на славу (= удался) (А. Чехов); Он на лету отдавал приказания (= приказывал), сообщая необходимое, задавал вопросы (=спрашивал) (Д. Фурманов); В разговорах он редко принимает участие (= участвует) и на вопросы обыкновенно не отвечает (А. Чехов); Успехи его в полку и в обществе женщин приводили меня в совершенное отчаяние. (А. "Пушкин)

Мартышка, в зеркале увидя образ свой, тихохонько Медведя толк ногой... (И. Крылов); И легче тени Татьяна прыг в другие сени... (А. Пушкин).

Примечание . Инфинитив в значении изъявительного наклонения, а также усечённые и междометные глагольные формы свойственны главным образом разговорной речи и находят отражение в художественной литературе.

Осложнённые формы простого глагольного сказуемого

Простое глагольное сказуемое , оставаясь простым, может быть осложнено частицами или повтором, которые вносят добавочные оттенки значения в сказуемое: неожиданности действия, длительности и полноты действия и т. д.: Пусть осуждают, проклинают, а я вот назло всем возьми и погибну ... (А. Чехов) (глагольная частица возьму и вносит оттенок неожиданности действия); Зимы ждала, ждала природа (А. Пушкин) (повтор указывает на длительность действия); Пожалуй, подождать подождём , как бы только не замешкаться (Н. Гоголь).

Такие сказуемые всегда экспрессивны и стилистически окрашены (основная сфера их употребления - разговорная речь).

Составное глагольное сказуемое

Составное глагольное сказуемое имеет следующую структуру: вспомогательная часть + инфинитив.

Во вспомогательной части используется вспомогательный глагол в форме одного из наклонений, выражающий грамматическое значение, а в основной части - инфинитив (или устойчивое сочетание глагольного типа в форме инфинитива), который выражает лексическое значение, т.е. непосредственно называет действие: Он охладительное слово в устах старался удержать (А. Пушкин); Войдя в залу, я спрятался в толпе мужчин и начал делать свои н аблюдения (= наблюдать) (М. Лермонтов).

Кроме грамматического значения наклонения и времени, вспомогательные глаголы выражают и дополнительные значения: 1) начала, конца или продолжения действия, т.е. фазы действия (такие глаголы называются фазисными): начать, стать (= начать), продолжать, закончить, перестать и т. п.; 2) желательности/нежелательности, возможности/невозможности, целесообразности/нецелесообразности, и т. п. действия, а также склонности, привычности, эмоционального отношения к действию (такие глаголы называются модальными, они выражают отношение деятеля к действию): хотеть, мочь, желать, стремиться, пытаться, стараться, решиться, любить, бояться и др.:

1) Между тем княжна Мери перестала петь (М. Лермонтов); Наташа начинала успокаиваться ... (Л. Толстой); От горячих лучей солнца стал плавиться снег (М. Пришвин).

2) Я не хочу печалить вас ничем (А. Пушкин); Не смеют , что ли, командиры чужие изорвать мундиры о русские штыки? (М. Лермонтов); Мы любим слушать иногда страстей чужих язык мятежный (А. Пушкин); Я сама стараюсь у огня по частям снежинку разобрать (Н. Матвеева).

Во вспомогательной части вместо модальных глаголов могут использоваться также глагольные фразеологизмы и устойчивые глагольно-именные обороты с модальным значением: гореть желанием, иметь обыкновение, иметь право, дать обещание, иметь намерением, иметь возможность и под.

Например: Я очень хорошо знаю Ивана Никифоровича и могу сказать, что он даже не имел намерения (= не намеревался) жениться (Н. Гоголь); Теперь хоть имеете возможность (= можете) возразить , если что не так (В. Вересаев); Я уже дал себе слово (= пообещал) больше не играть с ним (Л. Толстой).

Вместо глаголов и глагольных фразеологизмов во вспомогательной части составного глагольного сказуемого возможны и другие части речи (с модальным значением) в сочетании с глаголом-связкой быть (в настоящем времени связка опускается, т.е. имеет нулевую форту):

1) прилагательные (обычно краткие): рад, готов, обязан, вынужден, должен, согласен и др.: Шутить и он горазд , ведь нынче кто не шутит! (А. Грибоедов); Через несколько дней должен я был очутиться посреди моего семейства (А. Пушкин);

2) существительные мастер, мастерица, охотник, любитель: Он был охотник подшутить (М. Лермонтов); Фетинья, как видно, была мастерица взбивать перины (Н. Гоголь);

3) наречия и наречные сочетания, а также категория состояния (в односоставных безличных предложениях) с модальным значением: вправе, не прочь, в силах, надо, в состоянии, можно, нельзя и под.: Не в силах Ленский снесть удара (А. Пушкин); Я думаю: он в состоянии был
исполнить
в самом деле то, о чём говорил шутя (М. Лермонтов); Мне нужно на кого-нибудь молиться (Б. Окуджава).

Следует помнить, что инфинитив не включается в состав сказуемого, а является второстепенным членом, если: 1) у действий, названных инфинитивом и глаголом в форме наклонения, разные исполнители; инфинитив в таких предложениях является дополнением; 2) инфинитив зависит от глагола движения (или прекращения движения); такой инфинитив является обстоятельством цели.

Например: 1) Непонятная душевная тревога мешала ему читать и сосредоточиться. (А. Чехов); 2) Пошёл поп по базару посмотреть кой-какого товару (А. Пушкин); Путники расположились у ручья отдыхать и кормить лошадей (А. Чехов).

Составное именное сказуемое

Составное именное сказуемое - это сказуемое, которое состоит из глагола-связки (вспомогательная часть сказуемого, выражающая грамматическое значение времени и наклонения) и именной части (основная часть сказуемого, выражающая его лексическое значение): И неподкупный голос мой был эхо русского народа (А. Пушкин).

Виды связок

В составном именном сказуемом может использоваться три вида связок.

1) Наиболее часто используется глагол- связка быть в форме одного из наклонений: был, будет, был бы, пусть будет и т. д.. Эта связка не имеет лексического значения и служит только для выражения грамматического значения времени и наклонения, поэтому её называют отвлечённой (или незнаменательной) связкой : Пусть добрым будет им у вас, а сердце умным будет (С. Маршак).

Связку быть следует отличать от знаменательного глагола быть, который выполняет функцию простого глагольного сказуемого и имеет три основных значения: 1) «присутствовать, находиться»; 2) «существовать, иметься»; 3) «происходить, случаться ».

Ср.: Oti [огонь] был (= находился) в версте от нас (М. Горький); У неё и у Дымова денег было (= имелось) очень немного, в обрез... (А. Чехов); Выл (= происходил) бенефис трагика Феногенова (А. Чехов) и Одним словом, он был не в духе и хандрил (А. Чехов).

2) Реже употребляются связки с более конкретным, хотя и ослабленным значением: казаться, становиться, стать, сделаться, оставаться, оказаться, считаться, называться, выглядеть, являться и др. Такие связки называются полу знаменательными. Например: Красно-золотой з вездой казался огонь под деревьями (И. Бунин); Пёс дружества слывёт пример ом с давних дней (И. Крылов); Характер у него тоже изменился: стал тяжёлым, раздражительным (А. Чехов); Во сне его круглое лицо ... выглядело совсем юным (Ю. Казаков).

Полнозначные глаголы в функции связок , т.е. знаменательный глагол, способный сочетаться с именной частью (чаще всего это глаголы движения, положения в пространстве и некоторые другие). Такие связки называются знаменательными: ушёл успокоенный, сидел притихший, расстались друзьями, растёт здоровым

Например: Онегин жил анахоретом* (А. Пушкин); Мы расстались большими приятелями (А. Пушкин); Я родился перекати-полем ... (И. Тургенев); Я_ возвратился к Зурину грустен и молчалив (А. Пушкин).

Использование понятия связки по отношению к знаменательному глаголу несколько условно. Оно основывается на том, что знаменательный глагол играет роль выразителя значений наклонения и времени. Кроме того, именная часть в сказуемом со знаменательным глаголом нередко является коммуникативно более значимой, а роль глагольного компонента в той или иной степени ослаблена: сидит расстроенный.

В роли связок могут использоваться и устойчивые сочетания: Новорождённый появился на свет (= родился) здоровым (К. Федин).

Способы выражения именной части

* Анахорет - отшельник; живущий в уединении.

Местоимение

Причастие

Цельное словосочетание

Инфинитив (только в том случае, если подлежащее тоже выражено инфинитивом)

При первой же попытке ей дадут почувствовать, что она ничто (Н. Добролюбов); Итак, кто же я на самом деле? (В. Короленко); Граф был для неё всё (Н. Карамзин).

Детское моё любопытство было сильно задето (И. Тургенев); Дела мои расстроены (И. Тургенев); И ныне я новым для меня желанием томим... (А. Пушкин); Сейчас он [сад] стоял облетевший, озябший (К. Паустовский).

азгадка мрачного настроения доктора была налицо (Д. Мамин-Сибиряк); ...Шинель была совершенно и как раз впору (Н. Гоголь); Как некстати было это воспоминание! (А. Чехов)

Она в семье своей родной казалась девочкой, чужой (А. Пушкин); Он был думающий и наблюдательный человек (К. Паустовский); Докторская квартира служила притчей во языцех (Д.Н. Мамин-Сибиряк).

Любить - значит бороться и побеждать (М. Горький).

Вопрос о сложном сказуемом

Вспомогательная часть составного глагольного и составного именного сказуемого иногда может включать в себя добавочные компонентах. Например: 1) Я_ не должна сметь говорить вам об этом (И. Тургенев). - Вспомогательная часть сказуемого включает три компонента: краткое прилагательное должна (с модальным значением), глагол сметь (тоже с модальным значением) и нулевую связку, которая выражает грамматическое значение (значение реальности и настоящего времени); основная часть сказуемого выражена инфинитивом говорить поэтому сказуемое в этом предложении составное глагольное, но с осложнённой вспомогательной частью. 2) Ты не имеешь права продолжать настаивать на своих взглядах... (В. Вересаев) - Вспомогательная часть сказуемого включает два компонента: устойчивый оборот не имеешь права с модальным значением (не можешь) и фазисный глагол продолжать; основная часть выражена инфинитивом настаивать - сказуемое составное глагольное. 3) Человек на любом месте должен оставаться человеком (Д. Гранин). - Вспомогательная часть включает три компонента: краткое прилагательное должен (с модальным значением), полузнаменательную связку оставаться и нулевую связку быть, выражающую грамматическое значение реального настоящего; основная часть выражена существительным (человеком), сказуемое составное именное. 4) Больше всего он боялся показаться смешным (Д. Гранин). - Вспомогательная часть включает два компонента: глагол эмоционального отношения боялся и полузнаменательную связь показаться; основная часть выражена прилагательным смешным, сказуемое составное именное.

Таким образом, осложнение составного сказуемого затрагивает только вспомогательную часть и не затрагивает основную, а тип сказуемого (глагольное или именное) определяется всегда по основной части.

Loading...Loading...