Историческое значение кревской унии кратко. Подписание кревской унии

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Тема: Кревская уния и ее влияние на внутриполитическое положение в ВКЛ

Введение

2. Заключение Кревской унии

Заключение

Источники и литература

Введение

Угроза со стороны крестоносцев, стремление литовских феодалов, опираясь на помощь Польши, удержать и расширить русские владениясильно повлияло назаключении Кревской унии. В Крево 14 августа 1385 г. была подписана Кревская уния и были выработаны обязательства Ягайло, которые он должен был выполнить за получение королевской короны. По условия Кревской унии литовский князь обязался: обратить всю Литву в католичество, присоединить ВКЛ к Польше, бороться с Тевтонским орденом. 11 января 1386 г. польское посольство вручило князю Ягайло документ, утверждающий, что он избран «королем и обладателем» королевства Польского. В связи с традицией на польский трон мог взойти только католик. 15 февраля 1386 г. Ягайло был крещён по католическому обряду и получил новое имя - Владислав. 4 марта Ягайло в окружении князей и рыцарства с большой пышностью направился из замка в собор. Там архиепископ Бадзанта в сопровождении епископов краковского и познанского возложил на голову Ягайло богато отделанную драгоценными камнями золотую корону короля Польши. После принятия унии все литовские и белорусские князья должны были принять присягу на верность короне Польской, а бояре-католики получили те же права, что были у польской знати. Великое княжество Литовское сохранило свои финансы, войско, символику, самостоятельно проводило внешнюю политику, кроме случаев, затрагивавших совместные с Польшей интересы.В 1387 г. Ягайло издал привилей, который давал литовским феодалам большие права и вольности по принятии ими католической веры. Католическая знать получала неограниченные права владения и распоряжения своими вотчинами, освобождалась от ряда государственных повинностей. На православную знать привилегии не распространялись. Этот недальновидный, вызывающе-пренебрежительный, дискриминационный по отношению к знати восточнославянского происхождения акт вызвал не только недовольство с ее стороны, но и породил «антилитовские настроения».Витовт, видя недовольство православных феодалов в 1387 г. начал борьбу с Ягайло. Борьба продолжалась три года и закончилась в августе 1392 г. подписанием в Остраве, около Лиды, соглашения между Ягайло и Витовтом, по которому в Литве возобновлялась великокняжеская власть. Витовт признавался пожизненно великим литовским князем.

1. Причины и условия заключения Кревской унии

Реальная угроза отпадения русских земель побудила аукштайтскую знать обратить свои взоры в сторону быстро крепнувшего западного соседа - Польского королевства. Польские феодалы к XIV в. захватили Галицко-Волынскую Русь - этническое ядро будущей Украины, и разрабатывались планы дальнейшей экспансии на русские земли. В этом их интересы сталкивались с недовольством Великого Княжества Литовского. Однако общая угроза со стороны немецких крестоносцев толкала обе стороны к сближению.

Немецкий (Тевтонский) орден появился в Прибалтике после его изгнания из Палестины. В 1226г. он был приглашен польским мазовецким князем Кондратом, который надеялся, что рыцари будут защищать его владения от набегов пруссов. Князь просчитался. Подчинив пруссов, немцы принялись опустошать владения своего «благодетеля».

Еще раньше в Восточную Прибалтику явился немецкий орден меченосцев. В 1201г. в устье Западной Двины он основал замок Ригу и вступил в противоборство с соседними русскими княжествами с Литвой. Разгромленный русскими и литовцами, орден меченосцев в 1237г. был присоединен к более мощному Тевтонскому ордену, а земли меченосцев стали рассматриваться как филиал Тевтонского ордена, размещенного в Ливонии. После ослабления прусского ядра ордена этот филиал приобрел самостоятельность и стал называться Ливонским орденом по месту своего размещения.

Немецкие крестоносцы под флагом католического миссионерства, с благословления римской курии, не стесняясь в средствах, стремились расширить свои прибалтийские владения. Они жестоко опустошали соседние польские, литовские и русские земли. Однако всесторонний исторический анализ показывает, что крестоносцы никогда не располагали такими силами и средствами, чтобы могли всерьез угрожать существованию таких больших государств как Польша, Литва или Русь. Крестоносная угроза не шла ни в какое сравнение с татарской, не раз ставившей под вопрос само бытие народов, оказавшихся жертвой вторжения кочевых орд.

Чтобы разгромить основные силы немецкого ордена на Чудском озере в 1242 г. и отбросить немцев от русских границ, оказалось достаточно сил по сути одной, не самой многолюдной Новгородской земли.

Большую угрозу этнической целостности Польши представляло постепенное, начавшееся еще в X в., поглощение ее западных земель соседними немецкими княжествами Германской империи. Этот процесс сопровождался немецкой торгово-ремесленной колонизацией польских городов и захватом немецким духовенством руководящих постов в польской церкви.

Таким образом, крестоносцы своей агрессией повлияли на заключение польско-литовской унии. Главной причиной было стремление литовских феодалов, опираясь на помощь Польши, удержать и расширить русские владения. Польские же феодалы стремились укрепить Польшу в союзе с ВКЛ.

Сближение Литвы с Польшей имело еще один чрезвычайно важный момент. Литва являлась последним языческим государством в Европе, где язычество доминировало над христианством. К тому же это христианское большинство уже принадлежало к соперничавшему с западным католицизмом греческому православию. Это и поставило Литву в уязвимое положение. Христианизация Литвы была неизбежным условием включения ее в систему европейской цивилизации, а выбор между Польшей и Русью означал для литовской знати не только отказ от язычества. Он означал выбор между западным католицизмом и восточным православием. Это был не только политический, но и цивилизационный выбор.

Условиями унии: объединенными государствами должен управлять один человек, сначалаэто будет Ягайло, а потом прямой потомок от их брака с Ядвигой,борьба обоих государств с Тевтонским орденом, принятие католической веры Ягайло и крещение в католичество население ВКЛ. Условия Кревской унии в большей мере были выгодны польской знати, которая упорно стремилась на вечные времена присоединить земли Великого Княжества Литовского к Польше.

2. Заключение Кревской унии

В 1382 г. в Польше наступило бескоролевье.Летом 1385 г. три больших посольства - Великого княжества, Польши и Венгрии - собрались в Крево. Уже 14 августа 1385г. была подписана Кревская уния и были выработаны обязательства Ягайло, которые он должен был выполнить за получение королевской короны. Великий князь должен был принять католичество на Руси и обратить в эту веру своих родственников и подданных, покрыть нанесенный Польше ущерб, отвоевать захваченные Польские земли. В акте Кревской унии, который вместе с Ягайло подписали его братья, а также Витовт, литовские князья дали обещание “на вечные времена присоединить свои земли, литовские и русские, к короне Польской”. .

Также Ягайло должен был жениться на дочери польского короля Ядвиге. Однако это было не так просто. В 1378 г. ещё в четырехлетнем возрасте Ядвига была обручена с австрийским герцогом Вильгельмом. Они должны были пожениться по достижении Ядвигой 12 лет.

Но в 1378 г. при подписании договора о женитьбе стороны условились, о выплате компенсации в 200 тысяч флоринов (это более 700 кг золота) стороной, отказавшейся от брака. Безусловно, Ягайло обязался выплатить эту сумму за польскую сторону.

На съезде в Волковыске в 1385г. были одобрены такие условия унии: объединенными государствами должен управлять один человек, сочетающий функции короля и великого князя, сначала таковым будет Ягайло, а затем - прямой потомок его и Ядвиги, ведение внешнеполитических дел, касающихся обеих держав, а также защита территории должны быть совместными, внутреннее управление в каждой из стран - раздельное, и в Польше, и в Великомкняжестве - свои войска, правительства и отдельная казна. Белорусскому населению была оставлена свобода исповедания восточно-христианской веры.

11 января 1386 г. польское посольство вручило князю Ягайло документ, утверждающий, что он избран «королем и обладателем» королевства Польского. Великий князь, зная сложную политическую ситуацию в Польше потребовал подтверждение этого акта обществом.

2 февраля в Люблине представители шляхты заявили Ягайло в присутствии его многочисленной родни и знати, что выбирают его своим господином. Только после этого величественно-пышная процессия во главе с Ягайло направилась в Краков. В процессе следования Ягайло принимал польских князей и вельмож, прибывавших со всех концов Польши с заверениями в почтении и покорности.

В связи с традицией на польский трон мог взойти только католик. 15 февраля 1386 г. Ягайло былкрещён по католическому обряду и получил новое имя - Владислав. Вместе с ним в этом обряде принимали участие и его родственники, в том числе и Витовт, который, как уже отмечалось, два года назад уже крестился по католическому обряду. Через 4 дня Ягайло и Ядвига поженились. 4 марта 1386 г. Ягайло в окружении князей и рыцарства с большой пышностью направился из замка в собор. Там архиепископ Бадзанта в сопровождении епископов краковского и познанского возложил на голову Ягайло, богато отделанную драгоценными камнями золотую корону короля Польши. На другой день король в соответствии с обычаем вместе со своей свитой объехал город, а затем на рынке, сев на специально подготовленный трон, принес присягу на верность жителям столицы и ее городскому совету.

Уния 1385 г. не являлась только династическо-персональной, когда государства объединялись посредством общего для них монарха и его потомков. Практически в Кревском замке был составлен и подписан акт государственно-правового объединения двух государств. Юридически уния была как бы присоединением Великого княжества к королевству Польскому.

Статус Ягайло определялся как монарх обеих стран. После принятия унии все литовские и белорусские князья должны были принять присягу на верность короне Польской, а бояре-католики получили те же права, что были у польской знати. Но фактически самостоятельность Великого княжества Литовского не была утрачена. Беларусь и Литва долго еще, до второй половины XVI в., будут жить своей, самостоятельной жизнью. Великое княжество Литовское сохранило свои финансы, войско, символику, самостоятельно проводило внешнюю политику, кроме случаев, затрагивавших совместные с Польшей интересы.

3. Влияние Кревской унии на внутриполитическое положение в ВКЛ

Кревская уния, оказала большое влияние на внутриполитическое положение в ВКЛ. Обстановку накалило обязательство Ягайло крестить по западному, латинскому обряду Великое княжество. И когда во время поездки Ягайло по стране люди увидели в его свите значительное число представителей католического духовенства, насторожились и язычники, и православные. Многие стали убегать из Великого княжества, в московские и рязанские земли.

И действительно, с принятием Ягайло католичества стало меняться социально-политическое и правовое положение белорусских земель в Великом княжестве. Чтобы укрепить свое положение, Ягайло в 1387 г. издал привилей, который давал литовским феодалам большие права и вольности по принятии ими католической веры.Католическая знать получала неограниченные права владения и распоряжения своими вотчинами, освобождалась от ряда государственных повинностей. На православную знать привилегии не распространялись. Этот недальновидный, вызывающе-пренебрежительный, дискриминационный по отношению к знати восточнославянского происхождения акт вызвал не только недовольство с ее стороны, но и породил «антилитовские настроения». Православные феодалы были поставлены в неравное положение с феодалами-католиками. В 1413 г. был созданГородельскийпривилей, позволивший только феодалам католического вероисповедания занимать высшие государственные должности. Также устанавливалось, что только «католики, Римской церкви подвластные», владеют и пользуются экономическими привилегиями. Православные феодалы лишались права избирать великого князя. Проводится территориально-административное деление ВКЛ по образу Польши: воеводства, поветы, волости. Здесь же подтверждался запрет на браки между католиками и православными.

Католическому духовенству во главе с гнезненским епископом Андреем удалось добиться того, что Ягайло стал следовать их советам. Он не только дал разрешение на учреждение в Вильно католического епископства, но и чрезвычайно щедро наделил его земельными владениями с людьми. Позволено было во всем Великом княжестве строить костелы. В феврале 1387г. в великокняжеском дворце в Вильно состоялось обращение в католичество большой группы князей, бояр и рыцарей, являвшихся до этого либо язычниками, либо православными. Великий князь одаривал всех, кто принимал католичество, и в частности одеждой из сукна, которое специально для этого было привезено из Польши. Это привлекало простой народ. Католическую веру Ягайло объявил наиважнейшей религией Великого княжества. В Вильно был погашен беспрерывно горевший до этого священный огонь, разрушены языческий храм и жертвенный алтарь. Стали демонстративно убивать почитаемых до этого литовцами-язычниками ужей, вырубать считавшиеся священными березовые рощи.

4. Борьба между Ягайло и Витовтом

Во всех делах Ягайло опирался на помощь своего брата Скиргайло-Ивана, который к этому времени был православным и никогда уже не отступался от этой веры. С ним Ягайло делил власть в стране и, после смерти Кейстута, отдал брату его удел. Уезжая осенью 1387 г. в Краков, Ягайло, как отмечено в «Хронике Быховца», «...губернатором поставил в Вильно и на Великом княжестве Литовском брата своего Скиргайлу».

Усиление влияния Скиргайло и возвышение его фактически до второго лица в Великом княжестве с неодобрением были встречены Витовтом, которому к тому же король не дал обещанную часть Волынской земли с городом Владимиром. Ягайло донесли в Краков, что Витовт будто бы переписывается с московским князем и не иначе как готовит измену. Люди короля переняли возле Витебска посланца Витовта в Москву, Ягайло допросил его, стремясь добиться нужных показаний.

Витовту также постоянно доносили слухи, что слуги Скиргайло готовят лично против него заговор. Из-за всего этого в отношениях Ольгердовичей и Кейстутовичей снова стала усиливаться напряженность, готовая вот-вот вылиться во враждебность и братоубийственную войну.

В 1389г. по инициативе королевы Ядвиги в Люблине состоялась встреча Скиргайло и Витовта. Витовт обещал не слушать доносы и во всем помогать двоюродным братьям, однако, возвратившись в Луцк, начал готовить против них восстание. Попытка восстания не удалась, Витовт бежал в Гродно. Собрав войско, он направился на Вильно, но и там потерпел поражение и вместе со своей семьей перебрался в Черск к князю Янушу и своей сестре Анне-Дануте. Мазовецкие властители не захотели портить отношения с Краковом и Вильно и в помощи Витовту отказали. Тогда он при посредничестве плоцкого князя Земовита вступил в переговоры с Ольгердовичами. Однако Ягайло, в отличие от Скиргайло, занял по отношению к мятежнику непримиримую позицию. Витовт был вынужден в конце 1389 г. с семьей и многочисленной свитой направиться к крестоносцам.

Те, исходя из своих стратегических интересов ослабления как Великого княжества, так и Польши, приняли его. Однако, помня недавнюю измену Витовта, они на этот раз взяли в качестве заложников его жену Анну, сестру Рингалу, брата Сигизмунда, а также сотню свитских бояр. Кроме того, от Витовта потребовали торжественной присяги и подписания заверений, что после утверждения в Великом княжестве он будет верным подданным ордена. Также ещё одним требованием крестоносцев было, возвращение долгов за оружие и продовольствие, которое он получил. На все условия Витовт согласился, присягнул на Священном писании и при многочисленных свидетелях подписал все необходимые документы. Сепаратистские устремления Витовта нашли поддержку у значительной части населения Великого княжества. К нему потянулись и бояре, и простые люди. В этом выражалась позиция литовских и белорусских феодалов, стремившихся восстановить свою политическую роль в Великом княжестве, а социальных низов - получить награду после победы. Все они поддержали борьбу Витовта с Ягайло, которая продолжалась три года. Крестоносцы также готовились к наступлению и объявили о предстоящем походе во всей Европе, и рыцарство с целью «распространять среди язычников и схизматиков правдивую веру Христову» на востоке потянулось в орден. Назревала большая война. Причем она началась в обстановке, когда, как говорится в «Хронике...», «наступило разделение на две части. Одна часть бояр и простого народа за Витовта, а другая за Скиргайло стояла и содействовала».

В августе 1390 г. сорокатысячное войско Витовта и великого комтура Конрада Валенрода пошло на Вильно. Недалеко от города они встретились с армией Скиргайло, состоявшей из белорусских, литовских воинов и отряда польских рыцарей, присланных Ягайло. Битва было длительной и жестокой. Войско Скиргайло бежало.

4 сентября Витовт и Валенрод осадили Вильно. Деревянный замок в городе защищал гарнизон под началом родного брата Ягайло, князя Мстиславского Коригайло-Казимира. При появлении войска Витовта его сторонники подняли бунт в замке, подожгли его изнутри и набросились на сподвижников Скиргайло. Одновременно осаждавшие ворвались в замок. Немцы схватили князя Коригайло и потащили к Витовту. Тот приказал отсечь двоюродному брату голову, насадить ее на копье, как бы показывая осажденным, что их ждет, если не сдадутся.

Каменный Высокий замок устоял. Его с необычайным мужеством защищали белорусские воины и польский отряд во главе с братом Ягайло пинским князем Наримунтом. Он был душой обороны, смело сражался сам и воодушевлял других. Чтобы обезглавить защитников замка один из знаменитых крестоносцев вызвал его на поединок.

Как человек чести князь, вопреки уговорам осажденных, выехал из замка и вступил в бой. Наримурт в рыцарском поединке был сбит с коня копьем. Вопреки правилам рыцарского поединка, его связали и потащили к Витовту. Витовт приказал подвесить Наримурта за ноги, на вязовом дереве, и сам собственноручно его расстрелял. Происходило все на глазах уосажденных, но это не поколебало их стойкости. Через три месяца Витовт и его союзники - крестоносцы, убедившись в бесплодности попыток взять замок, сняли осаду и с награбленным добром и пленными ушли в Пруссию и Ливонию.

Естественно, Ягайло не остался в стороне от этих событий. Ягайло сначала подошел к замкам, где Витовт посадил немцев. После длительного штурма была взята Брестская крепость. С большими трудностями была добыта и Каменецкая. После этого Ягайло пошел на Гродно, куда на помощь ему прибыл Скиргайло вместе с киевским князем Владимиром и Корибутом-Дмитрием из Новгорода-Северского. Витовт с прусскими крестоносцами пришел на помощь осажденным. Но через 50 дней осады Гродно был взят королевскими войсками. Одновременно союзник Ягайло, мазовецкий князь Януш, занял Дрогичин, Бельск, Сураж и другие более мелкие крепости.

Это не остановило Витовта, он стремился не только утвердиться, но и захватить владения родственников. Поскольку оказании помощи от крестоносцев он в дальнейшем не получал. КонечноВитовт рассчитывал не только на помощь крестоносцев, но и на помощь западных рыцарей, которым он щедро платил, но и прежде всего на поддержку населения Великого княжества, особенно его западной части.

В сентябре 1391 г. начался новый крестовый поход Витовта и Валенрода на Великое княжество. На Вильно двинулась 46-тысячная армия. Всему миру было объявлено о походе, который принесет окончательную победу христианскому рыцарству над язычниками и еретиками. Хотя вскоре великий магистр с основными своими силами повернул назад, в Пруссию, Витовт с жемайтскими, полоцкими хоругвями и немцами-наемниками продолжил войну. Ему удалось разбить под Вильно войско Скиргайло, сжечь Кривой город.

Увидев ситуацию, Ягайло и его союзники пришли к выводу, что вооруженная борьба с Витовтом может затянуться на долгие годы и, кроме унижения, а то и подчинения крестоносцам Великого княжества, ничего не даст. Решено было начать переговоры с Кейстутовичем. Проявив политическую зрелость и мудрость, король обратился к нему: «Не губи больше той земли... отечества свое и наше, пойди, брат, до нас на согласие и в великую любовь братнюю. Возьми себе великое княжение в Вильно, престол великого дяди своего Ольгерда и отца своего, великого князя Кейстута».

Витовт немедля согласился. Отправив тайно свою жену со всем имуществом в надежное место в Жемайтии, с верными боярами направился в свой замок под Ковно. Живших там немецких крестоносцев, рыцарей и купцов перебил и приказал бросить в Неман. Наиболее известные из них были взяты в плен.

В июле 1392 г. он прибыл под Вильно. К замковым стенам были направлены глашатаи, которые сообщили о добровольном возвращении Витовта на родину. Увидев белые вымпелы посланцев Витовта, гарнизон замка был удивлен: те, что два месяца назад опустошали все вокруг Вильно, убивали, брали в плен и грабили, вдруг пришли с мирными намерениями. Скиргайло предложил им спешиться и сложить оружие. Не согласившись, Витовт со всей свитой временно поселился в небольшой крепости на р. Щара, вдали от важнейших политических и оборонительных центров княжества. Из этого своеобразного заключения его освободил Ягайло. . В августе 1392 г. в Острове (Островце) король принял от Витовта присягу, что «Польшу в счастливых и несчастливых обстоятельствах не оставит и не изменит». Длительная политическая борьба закончилась. Вопреки протестам других Ольгердовичей, Ягайло возвел Витовта на виленский престол, чем фактически возвысил его над киевским князем Владимиром, северским Дмитрием-Корибутом, полоцким и витебским Свидригайло и ближайшим своим помощником и единомышленником Скиргайло.

Назначая его своим наместником, великий князь литовский не только надеялся на укрепление центральной, великокняжеской власти, но и старался угодить католическому духовенству, которое не воспринимало непоколебимо верного православию Ивана-Скиргайло.

Борьба между Ягайло и Витовтом продолжалась с 1389 г. по 1392 г. и закончилась в августе 1392 г. В Остраве было подписано соглашение между Ягайло и Витовтом, по которому в Литве возобновлялась великокняжеская власть. Витовт признавался пожизненно великим литовским князем, а самому ВКЛ гарантировалась автономия в союзе с Королевством Польским под верховной властью короля.

Заключение

кревский уния политический княжество литовский

Таким образом, конец XIV в. характеризуется важными политическими событиями в истории Великого княжества Литовского. В 1385г. была заключена Кревская уния с Польшей, положившая, как оказалось, начало медленному, однако поступательному расширению влияния Польши на государственно-политическую и культурно-религиозную жизнь княжества.

Она же способствовала усилению внутриполитической борьбы между Ольгердовичами и сыном КейстутаВитовтом, что сопровождалось человеческими потерями и материальными разрушениями.

До 1385г. в развитии Великого княжества доминировало преимущественно белорусское начало вообще, белорусская культура, что проявлялось в первую очередь в государственном, официальном статусе белорусского языка. Им пользовались не только канцелярия и великокняжеский двор, но и феодальная верхушка. Но после Кревской унии начался тот процесс, который привел в конце XVII в. к запрещению белорусского языка в официальном делопроизводстве и замене его именно польским.

Источники и литература

1. Гісторыя Беларусі: У 2 ч. Ч.1. Састаражытныхчасоў да канцаXVIIст.: Курс лекцый./ І.П. Крэнь, І.І. Коўкель, С.В. Марозава, С.Я. Сяльверстава, І.Ф. Фёдараў. - Мн.: РІВШ БДУ, 2000. - 656с.

2. История Беларуси: полный курс: пособие для старшеклассников и поступающих в вузы / А.Г. Кохановский [и др.].- Минск: Юнипресс, 2008. - 496с.

3. История Беларуси: В2ч. Ч.1. Досоветский период: Учеб. Пособие для студентов высш. учеб.заведений / Я.И. Трещенок; Науч. Ред. М.И. Матюшевская. - 2-е изд. - Могилев: МГУ им. А.А. Кулешова, 2004. - 296с.: ил.,карт.

4. История Беларуси с древнейших времен до нашего времени. - Мн.: ”Аверсэв”, 1998.- 592с.

5. История Беларуси: 9 класс: 42 экзаменационные темы / С.В. Панов. - 2-е изд. - Минск: Аверсэв, 2009. - 252с.: ил. - (Экзамены).

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Предпосылки заключения Союза между Великим княжеством Литовским и Польшей. Брак великого князя Ягайло и королевы Ядвиги. Внешнеполитические проблемы в государстве. Виленско-Радомский акт, княжение Витовта. Городельская уния и последствия ее подписания.

    курсовая работа , добавлен 07.10.2013

    Внутреннее государственно-политическое устройство Литовского княжества, положение князя в государстве. Причины взаимодействия Великокняжества Литовского с соседней Польшей. Изменение взаимоотношений между Церковью и светской властью Речи Посполитой.

    реферат , добавлен 24.11.2010

    Великое княжество Литовское (ВКЛ) в годы княжения Гедимина и Ольгерда. Борьба за власть после смерти Ольгерда. Период правления Ягайло, заключение Кревской унии 1385 г. Начало княжения Витовта, битва под Дубровной (Грюнвальдская битва). "Золотой век" ВКЛ.

    курсовая работа , добавлен 24.05.2012

    Поглощение украинских земель Польшей и Литовским княжеством. Правовое положение шляхты на Украине в ХV-ХVI вв., основываясь на кодексах прав Литовского княжества. Общественно-политический строй украинских земель в составе Великого княжества Литовского.

    контрольная работа , добавлен 22.04.2009

    Причины создания и процесс формирования Великого княжества Литовского, Русского и Жамойтского. Анализ и сравнение сущности концепций происхождения Великого княжества Литовского Т. Баранаускаса, Э. Гудавчуса, М. И. Ермаловича, В. Насевича и А. Кравцевича.

    реферат , добавлен 16.12.2009

    Отвоевание русских земель у Великого княжества Литовского. Первая открытая война в 1492-1494 годах. Династический брак Александра и великой княжны Елены Ивановны как условие перемирия. Новый конфликт из-за территориальных споров, уния Литвы с Польшей.

    реферат , добавлен 27.01.2010

    Литва и Русь в XI-XIII веках. Образование Княжества литовского и присоединение великорусских земель. Усиление Московского княжества и образование Русского государства. Отношения Великого княжества Литовского и Русского государства, последствия их раскола.

    курсовая работа , добавлен 19.01.2013

    Кодекс феодального права, действовавшего в Великом Княжестве Литовском. Свод законов, подготовленный комиссией под руководством канцлера Остафия Воловича и подканцлера Льва Сапеги. III Статут Великого Княжества Литовского и акт Люблинской унии.

    реферат , добавлен 26.04.2012

    Социально-экономические и политические предпосылки формирования Великого княжества Литовского. Роль восточнославянских земель в процессе строительства Княжества. Централизаторская политика и укрепление власти великих князей. Династическая борьба.

    курсовая работа , добавлен 24.12.2013

    Образование Великого княжества Литовского, русского. Великое княжество Литовское в XIV-XV вв. Государственно-политический строй Великого княжества Литовского. Социально-экономические отношения в ВКЛ в XIV - первой половине XVI в., культура Беларуси.

Смерть Ольгерда. Ягайло

Смерть Ольгерда (1377 г.) совершенно изменила дальнейшие пути развития Русско-Литовского государства. Прежде всего была нарушено дружеское сотрудничество между правительством литовским и русской его частью, длившееся во все время правления Ольгерда, делившего власть со своим братом Кейстутом. Наследник Ольгерда, его сын от второй жены (княжны Тверской) Ягайло (Яков) не поладил со своим дядей язычником Кейстутом и повел против него борьбу, заключивши союз с врагами Литвы меченосцами, с помощью которых он одержал победу и заключил в тюрьму хотя и язычника, но гуманного правителя Литвы Кейстута и его сына Витовта. Великий князь Кейстут погиб (или был убит) в тюрьме в Киеве, а его сыну Витовту удалось бежать. Он направился к меченосцам, принял христианство и начал при их помощи готовиться к борьбе с Ягайлом, расчитывая на свою большую популярность среди литовцев. На востоке у Ягайла тоже появилась опасность: обделенные Ольгердом в пользу Ягайла старшие Гедиминовичи открыто перешли на сторону Москвы и готовились с ее помощью отстаивать свои права. Ягайло, угрожаемый с запада и с востока, начинает искать дружбы у татар и обещает им свою помощь против Москвы. Насколько далеко зашла рознь между Ольгердовичами видно из того, что в Куликовской битве на стороне Димитрия Донского боролись Олъгердовичи - полоцкий князь Андрей и брянский князь Димитрий, а Ягайло спешил на помощь к Мамаю, но к битве опоздал.

После блистательной Куликовской победы шансы противников Ягайла возросли, а опасность для него со стороны востока усилилась. Положение для Ягайла стало угрожающим. Литовцы его государства были против него за расправу с Кейстутом; русские - за помощь Мамаю.

Выручило Ягайла совпадение исторических обстоятельств. Как раз в это время в Польше умер король Людвик (1382 г.), который был одновременно и королем венгерским. С его смертью прекращалась персональная уния между Венгрией и Польшей, а перед Польшей встал вопрос о том, кто займет престол. Сторонникам умершего короля Людвика удало-сь провозгласить королевой Польши его дочь - Ядвигу, молодую девушку.

Руководители политики Польши решили пойти по пути персональной унии, но на этот раз не с Венгрией, а с Литвой. Ягайло было предложено жениться на Ядвиге и стать одновременно королем польским и великим князем литовским, за что ему была обещана всемерная поддержка католической церкви. Ягайло на это предложение согласился и 14 августа 1385 года в г. Крене был подписан договор об объединении двух государств. При этом Ягайло обязался перейти в католичество, крестить в католическую веру всех литовцев и на вечные времена сохранять это объединение. По условиям этого договора - «Кревской унии» - все русские земли Великого Княжества Литовского тоже становились частью объединенного Польско-Литовского государства. О их переходе в католичество в договоре не упоминалось.


Выполняя условия Кревской унии, Ягайло, в 1386 году перешел в католичество, принял имя Владислава, женился на Ядвиге и короновался польским королем (Владиславом II). Затем выехал в Литву, где в течение одного года обратил в католичество всех язычников-литовцев и уничтожил все напоминавшее о прежнем культе: был погашен священный огонь «Знич», срублены священные дубы, убиты священные змеи-ужи. Народ принял новую веру безропотно - литовцы привыкли беспрекословно подчиняться своему князю.

Пока Ягелло крестил литовцев, Ядвига, частью силой, частью дипломатией, закончила Польско-Венгерско-Литовский спор за «червенские города» Киевской Руси - за Галицию. С 1387 года Галиция стала составной частью Польши. Не Литвы, которой формально принадлежали все русские земли, и которая претендовала на Галицию, а именно Польши. Это дало возможность Польше на много раньше начать свою деятельно в Галиции по окатоличиванию и ополячиванию, чем в остальных русских землях, хотя и находившихся в Польско-Литовском государстве, но входивших в состав не польши, а Литвы. Результаты этого сказались скоро: русская социально-культурная верхушка очень скоро полностью исчезла - все стали “поляками”.

Кревская уния была крупнейшим историческим событием в исгории Польши, Руси и Литвы. Она на многие столетия предопредила пути их развития и взаимоотношения этих народов.

Польша сделалась проводником католической агрессии на восток и повела в русских землях политику насильственного окатоличивания, ополячивания и социального угнетения, которая в конце концов привела к гибели самой Польши.

В Литве прекратился процесс стихийного слияния русской и литовской народности и между ними начала расти рознь и антагонизм, порождаемые католическим фанатизмом и польским шовинизмом, которые были быстро восприняты литовскими высшими классами. В русских землях объединенного государства была потеряна надежда, что Pусско-Литовское государство будет защитником православия и объединения Руси. Русский элемент великого княжества Литовского из руководящего превратился в гонимого и преследуемого. И он потянулся к крепнущей Москве.

Историческая роль Русско-Литовского государства была сыграна. Совершенно объективно-реальная возможность объединения Руси не была осуществлена. Руководство объединенным государством оказалось в руках польских и сугубо католических, враждебных исконно-православной Руси.

Кревская уния была концом короткого золотого века Литвы, Русско-Литовского государства.

Хронологическая таблица Важнейших событий Русско-Литовского государства
от начала XIII века до его конца в 1386 году

Начало ХIII века - Создание Литовского Государства Миндовгом.
1252 г. - Коронование Миндовга королем Литвы и его переход в католичество.
1263 г.- Смерть Миндовга и начало смуты.
1263-1316 - Смута и междоусобица.
1316 г. - Приход к власти Гедимина.
1341 г. - Смерть Гедимина. Начало княжения Ольгерда и Кейстута.
1363 г. - Поражение татр под Синими Водами.
1377 г. - Смерть Ольгерда. Ягайло, Борьба его с Кейстутом.
1385г. - Кревская уния. Конец независимости Русско-Литовского государства.

АКТ КРЕВСКОЙ УНИИ 14 АВГУСТА 1385 Г.

Мы, Ягайло, божьей милостью великий князь литовский, Руси господин и наследник урожденный, уведомляет всех, кого следует и которые письмо увидят, о том, что нам сообщили со стороны пресветлой госпожи, божьей милостью королевы венгерской, польской, далмацкой и т.д. благородные и уважения достойные мужи ксёндз Стефан, пробощ ханаденский, Владислав, сын Какаса из Каза, кастелян из Потока, Владко, чашник краковский, Николай, кастелян завиховский, и Кристиан, владетель казимерский.

Сперва тогда сказали, как просвещённый князь литовский Ягайло, отправил своё торжественное посольство сперва к польским господам дворянам, а потом к её королевскому величеству. Те же послы, которые были к королевскому величеству определены, взяли с собой верительные письма от главного и верховного посла, великолепного князя Скиргайлы, брата великого князя Ягайлы, который по определённым причинам лично перед её королевским величеством предстать не смог. Его послы, князь Борис и Ганко, виленский староста, представшие перед королевой венгерской, так, излагая дело, говорили:

“Много императоров, королей и разных князей жаждали вступить в постоянные отношения кровного родства с тем же великим князем литовским, но Бог всемогущий сохранил это для особы вашего королевского величества. Поэтому, пресветлая госпожа, исполни это спасительное поручение, прими великого князя Ягайлу в качестве сына и отдай ему в жёны любимейшую свою дочь Ядвигу, королеву Польши. Верим, что от этого союза воздастся слава Богу, спасение душам, почёт людям и увеличение королевству. Прежде же чем то, о чём речь, до завершения дела дойдёт, великий князь Ягайло со всеми своими братьями, ещё не крещёнными, также с родственниками, со шляхтой, дворянами большими и меньшими, в землях его живущими, хочет, желает и жаждет принять веру католическую святой Римской церкви. Не могли этого получить от него, несмотря на усердные старания, множество императоров и различных князей, так как Бог всемогущий славу эту для вашего королевского величества сохранил.

Для подтверждения и силы этого, обещает великий князь Ягайло собрать и отдать свои деньги для покрытия расходов, которые понесут как Литва, так и Польша, если только королева венгерская дочь свою, Ядвигу, королеву польскую, браком супружеским с ним соединит. Великий князь Ягайло обещает сумму, договорённую между королевой венгерской и герцогом Австрии, а именно дважды сто тысяч флоринов, собрать и выплатить. Этот самый князь Ягайло обещает и ручается собственными затратами и стараниями вернуть королевству польскому все земли, кем-либо оторванные от него и отнятые. Этот же князь Ягайло обещает вернуть первоначальную свободу всем христианам, особенно людям обоего пола из земли польской, по праву войны захваченным и переселенным, и таким образом, что каждый или каждая смогут отправиться куда захотят. Наконец, этот же великий князь Ягайло обещает земли свои литовские и русские на вечные времена к короне Королевства Польского присоединить.

Мы поэтому, указанный великий князь литовский Ягайло, с вышеуказанным заявлением посольским, данным и оглашённым от нашего имени господам Королевства Польского посредством упомянутого Скиргайлы, брата нашего возлюбленного, как и с заверениями, данными пресветлой королеве венгерской Елизавете, посредством посланных тем же братом нашим уполномоченных, в присутствии послов госпожи королевы, как венгров, так и поляков, к нашему величеству посланных, вместе с братьями нашими, князьями литовскими Скиргайлой, Корибутом, Витовтом, Лингвенем, а так же от имени других братьев наших, присутствующих и не присутствующих, соглашаемся и заявляем это так названной госпоже королеве, как и упомянутым господам Королевства польского; те же заявления польские приказали мы скрепить печатями нашими и братьев наших, и это во всём подтверждаем”.

Дано в Креве, в понедельник, в канун Вознесения пресветлой Девы Марии в год Господень 1385.

Источники

  • Текст переведен по электронному изданию: http://www.law.uj.edu.pl/users/khpp/fontesu/1385.htm
  • Электронный текст перенесен с

14 августа 1385 года в замке Крево (территория Сморгонского района современной Беларуси) была подписана одна из первых уний - Кревская.

Великий литовский князь Ягайло (1362-1434) и польская королева Ядвига (1373-1399) подписали печально знаменитую Кревскую династическую унию между Польшей и Литвой, по которой юная Ядвига становилась супругой Ягайло, а тот, приняв католичество, под именем Владислава II становился новым польским королём и родоначальником новой королевской династии Ягеллонов, правивших Речью Посполитой до 1572 года.

Казалось бы, что тут такого, такие династические браки и союзы были вполне заурядным явлением во всей Средневековой Европе? Но, увы, это династический союз стал тем самым «Рубиконом», который на многие столетия расколол всю Русь на «Московскую» и «Литовскую».

Что такое Кревская уния и какие последствия она имела, расскажем в нашей статье.

Прежде чем остановиться на положениях Кревской унии, необходимо пояснить, что означает слово «уния».

ЧТО ТАКОЕ УНИЯ?

Уния - это сообщество, союз, общность государств, политических организаций, религиозных конфессий. Чаще всего употребляется в смысле монархического единения нескольких держав под началом одного правителя.

Реальная уния - союз, который заключают монархии, одновременно принимая единый порядок наследования престола. Наследник является будущим монархом для всех стран-участников соглашения.

Подобная уния - крепкая, надежная - может быть расторгнута только в случае, когда один из участников меняет форму правления на республиканскую.

Отмена монархической власти в одном или во всех государствах-членах влечёт за собой распад союза или уменьшение его количественного состава.

Часто такую форму объединения приравнивают к конфедерации. Стоит отметить, что такое отождествление не является правильным.

Во-первых, уния может возникать только с участием монархических государств. В этом её главная особенность. Что же до конфедерации, то в такой союз могут вступать и республиканские государственные образования.

Существование унии не требует тесного политического или экономического сотрудничества. Не обязательными являются союзные договорённости. Иначе обстоят дела с конфедерацией. Подписывая соглашение, её члены имеют друг перед другом определенные обязательства. Участники унии не теряют государственный суверенитет. Единый правитель-монарх приумножает свою власть.

После подписания унии он является носителем суверенных прав каждой страны, входящей в союз. Важная деталь юридического аспекта подписания договора о конфедерации - наличие соглашения с прописанными взаимными обязательствами. Это гарантирует политическое единение.

А уния - это сообщество, которое может быть заключено без договора. Важная особенность касается и ведения военных действий между участниками соглашения. Государства-члены унии не могут воевать друг с другом, поскольку правитель - единый, поэтому, объявляя войну внутри союза, он обязуется напасть сам на себя.

ПОЛИТИЧЕСКОЕ ЕДИНЕНИЕ И ДИНАСТИЧЕСКИЕ СОГЛАШЕНИЯ

История знает множество случаев заключения подобных союзов. Один из наиболее ранних, известных и значительных - Кревская уния. Литва и Польша выступили сторонами договора. Как и многие другие союзы, этот был скреплен династическим браком, который заключили королева польская Ядвига и великий литовский князь Ягайло.

Уния 1385 года, подписанная в замке Крево, вносила определённые изменения в устройство обеих стран-участниц. Причины заключения союза - ослабление обоих государств и давление, которое оказывалось на них извне: со стороны Тевтонского ордена, Московии, Золотой Орды. Ещё до Кревской унии Литва подписала несколько договоров и с московским князем, и с тевтонцами, которые должны были существенно повлиять на ход событий, но реализованы не были со стороны ВКЛ.

Прежде чем остановиться на сути Кревской унии, стоит рассказать о местечке Крево.

МЕСТЕЧКО КРЕВО

Если внимательно вчитаться в строчки истории о местечке Крево (по дороге на Вильнюс - наше прим.), Кревском замке и знаменитой Кревской унии, то можно представить эпопею типа «Войны и мира» Толстого, только в несколько раз толще.

Крево впервые упоминается в немецких хрониках XIII века. Вероятно к этому периоду (XII — XIII вв.) принадлежит и Кревское городище (2,5 км к северу от западной окраины деревни, у дороги на Сморгонь). На рубеже XIII и XIV веков великим князем литовским Гедимином был построен Кревский замок — первый полностью каменный замок в Великом княжестве Литовском.

Местечко сильно пострадало во время русско-польской войны, после чего начался его упадок. В XVII — XVIII веках сильно выросло еврейское население Крева, в XIX веке здесь была выстроена синагога и синагогальный двор с миквой и хедером.

Согласно описи 1866 года Крево насчитывало 246 дворов и 1285 жителей, из них 639 православных, 337 католиков, 68 мусульман и 241 иудей. На 1883 год население составляло 1923 жителя, имение Скарба (Skarb), который предоставил на выкуп крестьянам свои земли.

Был парафиальный костёл ошмянского деканата — один из восьми, основанных ещё во времена правления Ягайло, имевший в подчинении часовни в селении Милейково и Кривске. В 1895 году здесь насчитывалось 2112 жителей, 249 двора, две православные церкви, костел, богадельня, школа. Одна из церквей, а именно церковь Александра Невского сохранилась до нашего времени.

Кревский замок - один из первых кастелей в Великом княжестве Литовском, построенный в XIV веке (есть основания предполагать, что строительство началось в конце XIII веке) у слияния рек Кревлянка и Шляхтянка. Основная часть замка была возведена посреди болотистой поймы, половина оборонительных стен возведена на искусственно расширенной песчаной дюне.

Сейчас от замка остались только руины, которые законсервированы, обнесены по периметру сеткой, и табличка гласит, что гулять по ним небезопасно.

В 2005 году был создан Местный благотворительный фонд «Кревский замок», главной целью которого является содействие сохранению Кревского замка. Фонд ежегодно проводит летники и культурные мероприятия в Крево и других населённых пунктах.

ПРЕДЫСТОРИЯ ЗАКЛЮЧЕНИЯ КРЕВСКОЙ УНИИ

Первый этап, первый шаг к пропасти, заложивший фундамент под дальнейшее падение ВКЛ (Великое Княжество Литовское), явилась Кревская Уния от 14 августа 1385 года.

С 1340 года королевство Польша и Великое княжество Литовское воевали за галицко-волынское наследство. После смерти Ольгерда в 1377 году в Великом княжестве Литовском началась борьба за власть. Великим князем стал Ягайло Ольгердович, его братья Андрей Полоцкий и Дмитрий Стародубский и Трубчевский перешли на службу к Дмитрию Ивановичу Московскому, став его наместниками соответственно во Пскове и Переславле-Залесском, и участвовали в Куликовской битве в 1380 году на стороне Москвы.

В октябре 1381 года Ягайло был свергнут с престола своим дядей Кейстутом. В мае-июне 1382 года против Кейстута произошло выступление Дмитрия-Корибута Ольгердовича, и уже в июле Ягайлу удалось вернуть власть при военной помощи Тевтонского ордена. Кейстут был заключён в Кревский замок, где был задушен 15 августа 1382 года.

В 1384 году Ягайло, Скиргайло и Дмитрий-Корибут заключили с Дмитрием Московским и его двоюродным братом Владимиром Серпуховским два предварительных договора, предусматривавшие, в том числе, брак Ягайла с дочерью Дмитрия Донского при условии подчинения литовского князя верховной власти князя московского и признания православия государственной религией Великого княжества Литовского , которые так и не были реализованы.

Дмитрий Иванович Московский согласился на выплату дани Орде с подвластных земель и отправил в Орду старшего сына Василия в качестве заложника.

Таким образом, предпосылки, повлекшие за собой подписание Кревской Унии, были следующие.

Первая причина - борьба за сохранение язычества против христианизации.

Вторая причина - война за наследство Ольгерда.

Тевтонский орден, пользуясь моментом, сыграл в этой войне немаловажную роль, именно в эти годы Витовт продал ему Жемайтию в обмен на военную помощь, именно ценой Жемайтии он стал Великим Князем Литовским.

В итоге ВКЛ фактически была объята пламенем со всех сторон: изнутри она была расколота кровавым гражданским конфликтом, извне она подвергалась давлению Тевтонского ордена. Естественно, что в этих условиях ресурсы страны были измотаны, ей требовалась внешняя помощь.

С юридической точки зрения акт Кревской унии подразумевал инкорпорацию Великого Княжества Литовского в состав Польского Королевства, взамен ВКЛ получало необходимую защиту.

Захватив великокняжеский престол в 1382 году, Ягайло вынужден был укреплять свою власть, так как его не признавали князья Андрей Полоцкий, Дмитрий Брянский и самый главный соперник — Витовт, который начал приводить на земли Великого Княжества войска рыцарей.

Только летом 1384 года Ягайло и Витовт пришли к соглашению. Витовт вернулся из Пруссии и получил свои Городенщину и Берестейщину. Однако Андрей Ольгердович вместе с подвластной ему Полотчиной отдался под покровительство Инфлянтского ордена. Таким образом, Великое Княжество оказалось в весьма сложной ситуации.

Ягайло искал союза с соседними государствами. Существовала возможность избрать сближение либо с Москвой, либо с Польшей.

Ягайло находился в шатком положении, и преимущество было отдано блоку с Польшей, с послами которой велись переговоры ещё в 1383 году.

Не исключено, что сыграл роль фактор, способствовавший преобладанию в среде литовской знати близкой к Ягайлу группировки, которая опасалась утратить свои господствующие позиции в части земель Руси, потому и ориентировалась на Польское королевство.

В 1384 году Ягайло заключил с Тевтонским орденом договор в Дубиссах, в котором обязался передать Ордену Жмудь и принять в течение 4 лет католичество.

Уния Великого Княжества и Короны тогда отвечала интересам обеих сторон. Она позволяла объединить силы двух государств против общего врага — крестоносцев. Немецкая экспансия в Польше достигла угрожающих масштабов. Полякам важно было обеспечить спокойствие своих границ и со стороны Великого Княжества Литовского, так как только за один поход в 1376 году было выведено из Польши 23 тысячи пленных.

В перспективе польские магнаты рассчитывали, видимо, на своё доминирование в соседней державе. Их особенно привлекали земли Волыни и Подолья.

В январе 1385 года виленская делегация провела переговоры в Кракове, а летом поляки приехали в Великое Княжество для подписания унии.

Окончательное утверждение унии произошло в 1386 году, после того как Ягайло крестился на Вавельской кафедре в Кракове, вступил в брак с Ядвигой и 4 марта торжественно короновался. Официально он начал носить титул «короля Польши, верховного князя Литовского и дедича Русского».

С юридической стороны акт Кревской унии (кстати, некоторые исследователи считают этот документ более поздней фальсификацией, так как он был неизвестен при жизни Ягайлы и о нём нет упоминаний в белорусских летописях) означал инкорпорацию Великого Княжества Литовского в состав Польши. Однако на практике инкорпорировать такое сильное государство было невозможно.

Благодаря политической активности недовольных унией общественных кругов Великого Княжества Литовского этот план так и не стал реальностью. Уже в 1386 году восстал князь Андрей Полоцкий, считавший, что после принятия католичества Ягайло не имеет права быть главой Великого Княжества.

СУТЬ ДОГОВОРА В КРЕВО

Итак, 14 августа 1385 года посольства Польши и Литвы, встретившиеся в литовском замке Крево (ныне Беларусь), заключили договор о брачном союзе польской королевы Ядвиги (последней представительницы династии Пястов) и Великого князя литовского Ягайло.

Литовский князь Ягайло

Последний, при этом, становился полновластным польским королем.

Согласно договору, Ягайло становился королем Польши.

Это налагало на него ряд обязательств:


  • Новый правитель обязался распространить в Литве латиницу,

  • Ягайло должен был выплатить герцогу Австрии Вильгельму компенсацию за нарушенный брачный договор, согласно которому последний должен был взять в жены Ядвигу,

  • В Литве необходимо было ввести католицизм,

  • Ягайло должен был вернуть Польше земли бывшей Руси, литовские и русские (современные белорусские и часть украинские) и наращивать территории королевства,

  • Уния литовская и польская обязала его увеличить количество пленных,

  • использование казны на потребности Польши.

Проще говоря, Ягайло становился единым правителем для Литвы и Польши, но при этом раздельными оставались денежная система и казна, законодательство, таможенные правила, существовала граница, были отдельные армии для каждого государства-члена соглашения. Кревская уния вызвала несогласие со стороны знати Литвы и бывшей Руси, но послужила базой для союза в Люблине. Территория Польши увеличилась.

ПОСЛЕДСТВИЯ ПРИНЯТИЯ КРЕВСКОЙ УНИИ

Оформленный специальной грамотой, данной Ягайлом 14 августа 1385 года в г. Крево, государственно-политический союз Польского королевства и Великого княжества Литовского сыграл определённую роль в истории обоих государств, но имел неодинаковые последствия для них.

Для Литвы Кревская уния означала начало глубокого социально-политического и культурного влияния на неё магнатско-шляхетской Польши, которой принадлежала главенствующая роль в образовавшемся государственном объединении. Литва приняла католичество, а вместе с ним постепенно усвоила польский образец феодального политического строя, весьма выгодного для класса землевладельцев.

Одним из главных мотивов, побудивших правящие верхи Литвы и Польши заключить унию, была осознанная ими необходимость объединить силы обоих государств для отражения агрессии общего врага - Тевтонского и Ливонского орденов. В то же время каждая из заинтересованных в унии сторон стремилась использовать её в собственных целях.

Так, литовские правящие верхи рассчитывали с помощью унии сохранить, укрепить и расширить господство в восточнославянских землях. Польские феодалы, прежде всего магнатские круги Малой Польши, рассматривали Кревскую унию в качестве важного средства расширения феодальной экспансии в Восточной Европе.

Именно с этой целью они добились включения в акт унии обязательства Ягайла навечно «присоединить» Великое княжество Литовское вместе с его восточно-славянскими территориями к короне Польского королевства.

Для населения Юго-Западной Руси реализация условий Кревской унии влекла за собой усиление политической зависимости от правящей верхушки польско-литовского государства и превращение в объект феодальной колонизации господствующего класса Польского королевства.

В том же 1386 году началась реализация одной из главных целей Кревской унии - инкорпорация (включение) Великого княжества Литовского в состав Польского королевства и усиление в нём политического господства польских и литовских феодалов.

Основными шагами в этом направлении были привлечение на сторону Польского королевства литовского боярства и закрепление за польской короной удельных княжеств Руси с помощью ряда особых политических мер:


  • ослабления сотрудничества русской и литовской феодальной знати и противопоставления их друг другу по религиозной и сословие-правовой линиям путем предоставления в 1387 году литовским боярам-католикам больших прав и привилегий по сравнению с феодалами восточнославянских земель;

  • размещения в крупнейших центрах этих земель польских гарнизонов и военных отрядов верных Ягайлу литовских князей;

  • присяг удельных князей.

Одновременно использовались также другие средства, направленные на ограничение и ликвидацию удельно-княжеской власти на местах. Из них наиболее широко практиковались изъятие из-под юрисдикции удельных князей отдельных их вассалов с последующим подчинением власти короля и замена непокорных местных династов князьями, сохранившими верность Ягайлу, или же королевскими наместниками.

В Юго-Западной Руси реализация условий Кревской унии началась с дачи присяг её удельных князей Ягайлу как главе польского государства, а также королеве Ядвиге и короне польской, что, согласно с феодальным правом, означало переход князей и их владений непосредственно под власть польского короля.

ПРОЦЕСС ПОЛОНИЗАЦИИ И КАТОЛИЗАЦИИ НАСЕЛЕНИЯ

В результате амбиции польской шляхты, связанные с давними устремлениями глубже проникнуть на западнорусские земли, были большей частью удовлетворены, а права и привилегии по своему объему быстро превзошли аналогичные права русской знати:

♦ отменялись великие удельные княжения в Полоцке, Витебске, Киеве и других городах;

♦ самоуправление замещалось наместничеством;

♦ литовская аристократия сменила культурную ориентацию с русской на польскую;

♦ началась активная католическая экспансия на западные земли Руси.

Полонизация и окатоличивание захватили часть западнорусской знати, в то же время большинство простого населения хранило верность православию и древним традициям. Начинала давать о себе знать национально-религиозная вражда, которой не было до 80-х годов XIV века, а в последующем она нередко перерастала в острую политическую борьбу

Следующим шагом к сближению Литвы и Польши стало заключение в 1413 году Городельского привилея, в соответствии с которым права польской шляхты были распространены на литовских шляхтичей-католиков, начавших оттеснять русских князей (некатоликов) от участия в верховном управлении государством. Литовская шляхта получила от короля новые земельные наделы, чаще вступала в браки с польской знатью и массово переходила в католическую веру.

Боярство Западной Руси, не удовлетворяясь своим положением, тоже активно добивалось уравнения в правах с польской шляхтой, которая по Вислицкому статуту (1347 г.) и Кошицкому привилею (1374 г.) была освобождена от налогов и обязанностей.

Земля стала считаться полной собственностью шляхты, а крестьяне могли лишь пользоваться наделами земли и находились под полной юрисдикцией своих господ. В 1434 году привилеем короля Владислава III русская знать окончательно была уравнена в правах с польской и освобождена от всех обязанностей, кроме военной службы, даже название боярин было официально заменено на пан.

Власть активно проводила политику, направленную на распространение католичества и ограничение православия.

Укреплению положения католической церкви существенно посодействовало то, что в 1387 году привилеем Ягайло феодалы-католики были освобождены от всех повинностей и платежей великому князю. Это привело к тому, что разрыв между католической и православной знатью становился все большим.

Условия Кревской унии (в 1401 году их уточнила Виленско-Радомская уния) действовали на протяжении 184 лет, вплоть до 1569 года, когда Великое Княжество Литовское и Королевство Польское подписали Люблинскую унию, объединившую оба государства в конфедеративную ограниченную избираемую монархию .

А также одним из последствий Кревской унии было получение католическими феодалами дополнительных прав и вольностей.

ПОСЛЕСЛОВИЕ

ВКЛ - это полиэтническое государство четырёх основных народов: белорусов, русских, украинцев и литовцев.

С Кревской унии началось проникновение католицизма на белорусские земли, при этом был отклонён союз с Московским княжеством.

На следующий год после заключения унии Ягайло сделал государственной религией Литвы католичество. Таким образом, он выбил почву из‑под ног тевтонских «миссионеров», но с другой стороны - значительно усложнил жизнь восточнославянским народам, находившимся под его властью.

Поляки обратились против венгров, изгнали их из Галиции. Началась политика полонизации и католизации местного населения. Польские феодалы начали проникать и в другие украинские и белорусские земли.

Ягайло удалось получить от ряда крупных литовских магнатов грамоты о том, что они будут верны ему и как польскому королю. В то время феодальная верность была важнее любых национальных интересов, это и пытались использовать инициаторы унии. Соглашение это было, в общем, личное и касалось самого Ягайло, но через него можно было присоединить к Польше и земли всех его вассалов.

Однако далеко не все крупные литовские землевладельцы и, тем более, коренное «русское» православное население были довольны сложившимся положением, они понимали, что попадают в перспективе в подчиненное положение к польским панам.

Фактически самостоятельность Великого княжества Литовского не была утрачена, однако Ягайло издавал законы, дающие особые привилегии феодалам‑католикам. Довольный его успехами, Папа Римский весной 1388 года прислал Ягайло и Ядвиге свое благословение и поздравительную буллу. Это означало, что литовско‑белорусский великий князь, ставший королем польским, признавался равным королям других держав.

Как видно, Кревская уния 1385 года расколола Русь на «Московскую» (православную) и «Литовскую» (католическую).

Вот мнение ведущего историка России Евгения Спицина.

Таким образом, конец XIV века характеризуется важными политическими событиями в истории Великого княжества Литовского. В 1385 году была заключена Кревская уния с Польшей, положившая, как оказалось, начало медленному, однако поступательному расширению влияния Польши на государственно-политическую и культурно-религиозную жизнь княжества.

Она же способствовала усилению внутриполитической борьбы между Ольгердовичами и сыном Кейстута Витовтом, что сопровождалось человеческими потерями и материальными разрушениями.

До 1385 года в развитии Великого княжества доминировало преимущественно белорусское начало вообще, белорусская культура, что проявлялось в первую очередь в государственном, официальном статусе белорусского языка. Им пользовались не только канцелярия и великокняжеский двор, но и феодальная верхушка. Но после Кревской унии начался тот процесс, который привел в конце XVII века к запрещению белорусского языка в официальном делопроизводстве и замене его именно польским.

В конце концов, вследствие унии Литвы с Польшей, между Москвой и Польшей развился продолжительный конфликт. Политический раздел усугублялся социальными и культурными переменами и внёс огромный вклад в постепенное разделение первоначально единой русской нации на три народа - великороссов (в настоящее время называемых просто русскими) на востоке, малороссов (украинцев) и белорусов на западе. Долгое время, однако, народы каждой из этих трех ветвей продолжали называть себя просто русскими.

Поэтому лишний раз убеждаемся, что именно с Запада, и таки с Запада, надвигалась постоянная угроза самому существованию Руси Великой.

И, вчитываясь в древние строки, пытаясь понять невысказанные и похороненные в них тайны прежних веков, вновь и опять остро переживая Кревскую унию, отдавшую Литву и всю Киевскую Русь, принадлежавшую до того Великим князьям литовским (Червонную, Малую и Белую Русь, по позднейшей терминологии), в руки католического Запада, задумываешься над тем, какова была во всем этом — и в удавшемся обращении в католичество Литвы, и в неудавшемся, хотя и аналогично задуманном подчинении Риму Руси Московской, — какова была роль, воля и ответственность пастырей народов, и какова — народа, обязанного внимать правителям своим?

Почему получилось там и не получилось здесь? Кто в самом деле творит историю? Какова мера возможностей и, значит, мера ответственности правителей страны в творимом ежечасно творчестве истории, творчестве бытия народа?

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Кревская уния была крупнейшим историческим событием в истории Польши, Руси и Литвы. Она на многие столетия предопредила пути их развития и взаимоотношения этих народов.

Польша сделалась проводником католической агрессии на восток и повела в русских землях политику насильственного окатоличивания, ополячивания и социального угнетения, которая в конце концов привела к гибели самой Польши.

В Литве прекратился процесс стихийного слияния русской и литовской народности и между ними начала расти рознь и антагонизм, порождаемые католическим фанатизмом и польским шовинизмом, которые были быстро восприняты литовскими высшими классами.

В русских землях объединенного государства была потеряна надежда, что Pусско-Литовское государство будет защитником православия и объединения Руси. Русский элемент великого княжества Литовского из руководящего превратился в гонимого и преследуемого. И он потянулся к крепнущей Москве.

Историческая роль Русско-Литовского государства была сыграна. Совершенно объективно-реальная возможность объединения Руси не была осуществлена. Руководство объединенным государством оказалось в руках польских и сугубо католических, враждебных исконно-православной Руси.

Кревская уния была концом короткого золотого века Литвы, Русско-Литовского государства.

Смерть великого князя Ольгерда вызвала глубокий внутренний разлад в Великом Княжестве Литовском.
Старшие сыновья Ольгерда не согласились с тем, что власть в Вильне перешла к Ягайле. Соглашение последнего с немецкими рыцарями привело к тому, что родной брат Ольгерда старый князь Кейстут в 1381 году занял Вильню, лишил своего племянника власти и арестовал его, но затем отпустил на свободу. А следующим летом уже Ягайло при поддержке немецкого рыцарства и виленских горожан захватил Кейстута и заточил его в башне Кревского замка, где 15 августа 1382 года князь был удушен. Сын же Кейстута, Витовт, смог бежать из неволи и нашел пристанище у крестоносцев в Мальборке.
Захватив великокняжеский престол, Ягайло вынужден был укреплять свою власть, так как его не признавали князья Андрей Полоцкий, Дмитрий Брянский и самый главный соперник - Витовт, который начал приводить на земли Великого Княжества войска рыцарей.
Только летом 1384 года Ягайло и Витовт пришли к соглашению. Витовт вернулся из Пруссии и получил свои Городенщину и Берестейщину. Однако Андрей Ольгердович вместе с подвластной ему Полотчиной отдался под покровительство Инфлянтского ордена. Таким образом, Великое Княжество оказалось в весьма сложной ситуации.
Ягайло искал союза с соседними государствами. Существовала возможность избрать сближение либо с Москвой, либо с Польшей. Еще в конце 1382 года Ягайло через свою мать Ульяну провел переговоры с Москвой и даже достиг с московским князем Дмитрием Ивановичем предварительной договоренности.
Предусматривалось, что Ягайло примет христианство восточного обряда и женится на дочери московского правителя Софии. Но когда Москва потребовала от него признать себя вассалом («младшим братом») князя Дмитрия и крестить в православие «всю Литву», в Вильне от такой перспективы отказались.

Ягайло находился в шатком положении, и преимущество было отдано блоку с Польшей, с послами которой велись переговоры еще в 1383 году. Уния Великого Княжества и Короны тогда отвечала интересам обеих сторон. Она позволяла объединить силы двух государств против общего врага - крестоносцев. Немецкая экспансия в Польше достигла угрожающих масштабов. Полякам важно было обеспечить спокойствие своих границ и со стороны Великого Княжества Литовского, так как литвины только за один поход в 1376 году вывели из Польши 23 тысячи пленных.
В перспективе польские магнаты рассчитывали, видимо, на свое доминирование в соседней державе. Их особенно привлекали земли Волыни и Подолья.
В январе 1385 года виленская делегация провела переговоры в Кракове, а летом поляки приехали в Великое Княжество.
Акт унии был подписан 14 августа в Беларуси, в княжеской башне Кревского замка. Ягайло получил право вступить в брак с польской королевой Ядвигой и стать королем Польши. С этой целью он обязывался принять католичество и крестить в него братьев, родственников и других подданных, освободить пленных христиан (поляков), выплатить 200000 флоринов за срыв соглашения о брачном союзе Ядвиги с Вильгельмом Габсбургом, вернуть захваченные территории и навсегда присоединить свои земли к Королевству Польскому.
Окончательное утверждение унии произошло в 1386 году, после того как Ягайло крестился на Вавельской кафедре в Кракове, вступил в брак с Ядвигой и 4 марта торжественно короновался. Официально он начал носить титул «короля Польши, верховного князя Литовского и дедича Русского».
С юридической стороны акт Кревской унии (кстати, некоторые иследователи считают этот документ более поздней фальсификацией, так как он был неизвестен при жизни Ягайлы и о нем нет упоминаний в белорусских летописях) означал инкорпорацию Великого Княжества Литовского в состав Польши. Однако на практике инкорпорировать такое сильное государство было невозможно. Благодаря политической активности недовольных унией общественных кругов Великого Княжества Литовского этот план так и не стал реальностью. Уже в 1386 году восстал князь Андрей Полоцкий, считавший, что после принятия католичества Ягайло не имеет права быть главой Великого Княжества.

Loading...Loading...