Художественный мир сергея есенина - презентация. Сочинения на свободную тему

Сам Есенин (в отличие, например, от Блока) был не склонен подразделять свой творческий путь на какие-либо этапы. И отчасти с этим можно согласиться. Поэзия Есенина отличается необыкновенной целостностью, ибо все в ней - о России. «Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к родине. Чувство родины - основное в моем творчестве». В стихотворении 1914 г. «Гой ты, моя родная...» Есенин утверждал: «Если крикнет рать святая: / «Кинь ты Русь, живи в раю!»/ Я скажу: «Не надо рая, / Дайте родину мою», но и спустя 10 лет в «Руси Советской» он стоит на своем: «Я буду воспевать / Всем существом в поэте / Шестую часть земли / С названьем кратким «Русь». (Напомним, что наше государство в те годы называлось СССР, а страны, которую собирался воспевать Есенин, официально не существовало.)

В этом же стихотворении - «Русь Советская» - «о других юношах, поющих другие песни, сказано: «Уж не село, а вся земля им мать». Кровная связь с землей, его породившей, явилась тем главным условием, благодаря которому Есенин смог принести в поэзию русскую природу со всеми ее далями и красками - «изумительными в своей красоте». Второе немаловажное условие состояло в способности увидеть необычное в окружающем его мире обыденной крестьянской жизни. В стихах Есенина все превращается в золото поэзии: и сажа над заслонкой, и квохчущие куры, и кудлатые щенки (стихотворение «В хате»). А неброский среднерусский пейзаж поэту видится так:

Край любимый! Сердцу снятся

Скирды солнца в водах лонных,

Я хотел бы затеряться

В зеленях твоих стозвонных.

Гой ты, Русь, моя родная,

Хаты - в ризах образа...

Не видать конца и края -

Только синь сосет глаза.

Он - главный нерв первых сборников Есенина - «Радуница» (1916, Петроград) и «Голубень» (1918, там же). Доказательны уже сами названия обеих книг. Радуница - день поминовения умерших, обычно первый понедельник послепасхальной недели. Само слово означает «блестящая», «просветленная». Так называли и первые весенние дни. Голубая, синяя - постоянные эпитеты есенинской Руси:

Опять передо мною голубое поле.

Качают лужи солнца рдяный лик.

Водою зыбкой стынет синь во взорах...

«Обаяние и тайна есенинской Руси - в тихо лучащемся отсутствии» (Л. Анненский). Ключевые образы - звон и сон (дрема, туман, дымка). Есенинская Россия - это небесный град Китеж. Она тихо дремлет под звон колоколов «на туманном берегу»:

Молочный дым качает ветром села,

Но ветра нет, есть только легкий звон.

И дремлет Русь в тоске своей веселой,

Вцепивши руки в желтый крутосклон.

И хоть сгоняет твой туман

Поток ветров, крылато дующих,

Но вся ты - смирна и ливан

Волхвов, потайственно волхвующих.

Разумеется, Россия Есенина, так же как и Россия Тютчева, Некрасова, Блока, - это лишь поэтический миф, «красивая Гипотеза России» (Е. Винокуров). Примечателен тот факт, что есенинская Русь - родная сестра блоковской России. У обоих поэтов рядом с «Россией-тайной», «светлой женой» - другая - «гугнивая матушка Русь», гулящая, нищая и бесприютная:

Сторона ль моя, сторонка,

Горевая полоса.

Только лес, да посолонка,

Да заречная коса...

Оловом светится лужная голь

Грустная песня, ты - русская боль.

Но вопреки всему: «Тебе одной плету венок, / Цветами сыплю стежку серую» и «...не любить тебя, не верить - /Я научиться не могу».

Лирический герой Есенина. В стихотворении «За темной прядью перелесиц...» лирический герой прямо отождествляет себя с поэтом:

И ты, как я, в печальной требе,

Забыв, кто друг тебе и враг,

О розовом тоскуешь небе

И голубиных облаках.

Это очень показательные строки. Две России - «земная» и «небесная» - уживаются в душе поэта, хотя его тоска - о голубой Руси, небесном граде Китеже. Лирический герой Есенина - «вечно странствующий странник», «в лазурь уходящий». А родина потому и любима смертной любовью, что - оставленная. Мотив покинутого отчего дома - ведущий в лирике Есенина.

В качестве специфических черт лирического героя можно выделить следующие:

2. Естественность и исповедальная открытость душевного мира («стихи - письмо от Есенина» (Ю. Тынянов)).

3. Ощущение кровной, смертной связи со всем живым в мире («понятен мне земли »).

4. Открытость миру, благодарное его приятие, и при этом - тоска о «нездешних нивах» и о «той, что в этом мире нет».

Послеоктябрьская лирика. Несмотря на необыкновенную цельность лирики Есенина, на протяжении творческого пути «стиль его словесной походки» менялся. «В годы революции был всецело на стороне Октября, но принимал все по-своему, с крестьянским уклоном» («О себе», 1925 г.). «Крестьянский уклон» заключался в том, что Есенин, как и другие «новокрестьянские поэты» (Н. Клюев, П. Орешин, П. Карпов, С. Клычков), ожидал от революции освобождения крестьян, превращения России в великую крестьянскую республику - страну хлеба и молока. В 1917-1919гг. Есенин, почти перестав писать лирику, создает цикл революционных поэм: «Иорданская голубица», «Небесный барабанщик», «Инония» и др. - «Новый Завет новой мужицкой эры». Однако очень скоро стало ясно, что ожидания не оправдались. Весной 1920 г. в Константинове, обычно «урожайном» на лирику, Есенин пишет единственное стихотворение - «Я последний поэт деревни»:

Я последний поэт деревни,

Скромен в песнях дощатый мост.

За прощальной стою обедней

Кадящих листвой берез.

Если б мы не знали наверняка, что стихотворение написано ранней весной, когда лист на деревьях едва проклевывается, если б не было доподлинно известно, что написано оно в Константинове, где нет никаких мостов, его вполне можно принять за натурную зарисовку. Но это не пейзаж, а созданный средствами пейзажной живописи образ ПРОЩАНИЯ и с вымирающей - деревянной - деревней, и с ее последним поэтом - еще живым, но уже почувствовавшим, что время его - миновало:

Не живые, чужие ладони,

Этим песням при вас не жить!

Только будут колосья-кони

О хозяине старом тужить.

Будет ветер сосать их ржанье,

Панихидный справляя пляс.

Скоро, скоро часы деревянные

Прохрипят мой двенадцатый час!

Если домашнее задание на тему: » Художественный мир Есенина и Отголоски «есенинского мифа» оказалось вам полезным, то мы будем вам признательны, если вы разместите ссылку на эту сообщение у себя на страничке в вашей социальной сети.

 
  • Свежие новости

  • Категории

  • Новости

  • Сочинения по теме

      До конца разделить судьбу своей Родины, причаститься словом ее великой литературы (« И я стою, как пред причастьем...» - Есенин

Идея мира у Есенина двухчастна: «мир», чужой и опасный, и «дом» как его позитивный эквивалент, родной и теплый. Антиномия мир-дом характерна для всего творчества поэта. Однако уже в раннем творчестве «дом» помещается в контекст утраты, тоски, вины и раскаяния. Мотивы ухода и возвращения становятся ведущими. Но если уход реален, то возвращение - в будущем, в мечтах, в желаниях, а возможно ли оно реально? Ощущение христианского линейного потока истории все сильнее дает о себе знать, лирический герой отчетливо понимает свою включенность и в жизнь «мира». В поэмах 1917-1918 гг., создавая оригинальную утопию, Есенин изображает «землю, отразившую небо», хотя для себя поэт-пророк все же оставляет небо, взгляд на Инонию - это взгляд со стороны:

По тучам иду, как по ниве я,

Свесясь головою вниз.

Слышу плеск голубого ливня

И светил тонкоклювых свист.

В синих отражаюсь затонах

Далеких моих озер.

Вижу тебя, Инония,

С золотыми шапками гор.

Для Есенина этого периода дом - аналог космической упорядоченности, рукотворная модель космоса, и он связывает программу переустройства чуждого лирическому герою мира с идеей космоса-дома. «Туга по небесной стране посылает мя в страны чужие, - отвечает спрашивающим Козьма Индикоплов на спрос, зачем он покидает Россию», - замечает поэт в статье «Отчее слово». Эта же «туга» движет и лирическим героем в поэмах 1917-1918 гг.

Как же будет устроен новый дом-мир? Прежде всего, он будет свободен от смерти. Поиски земного рая не должны быть сопряжены с мыслью о необходимости земных страданий для достижения «Царствия небесного». Поэтому Есенин отказывается от искупления первородного греха жертвенностью Иисуса Христа. Вера для него не требует посредника между человеком и Богом. В поэме «Пришествие» Иисус бессилен и беспомощен:

…Из прозревшей Руссии

Он несет свой крест.

Но пред тайной острова

Безначальных слов

Нет за ним апостолов,

Нет учеников.

Отказ от крестных мук, от пути Христа - условие для того, чтобы вырваться из круговорота жизни, обусловленной смертностью человека, конечностью его бытия.

Муки повторяются снова и снова, а выхода нет и для Христа:

Опять его вои

Стегают плетьми

И бьют головою

О выступы тьмы.

Намеченный Христом путь отделил человека от Бога, поэтому «лестница к саду твоему без приступок», царство Божие недосягаемо:

Как взойду, как поднимусь по ней

С кровью на отцах и братьях?

Тянет меня земля,

Оцепили пески,

На реках твоих Сохну.

Есенин остро переживает двойственность человека: для него животное начало также актуально, как и духовное. И если христианская традиция основывается на идее вознесения сына Божия (по вертикали вверх), то у Есенина направление движения меняется и здесь - по вертикали вниз.

В поэмах 1917-1918 гг. формулируется призыв-молитва «сойди, спустись на землю, Боже»:

Холмы поют о чуде,

Про рай звенит песок.

О, верю, верю, - будет

Телится твой восток.

Н. Федоров считал, что к началу ХХ века человечество выбрало для себя зооморфные идеалы, поставило себе образцом зверскость, видимо, они оказали некоторое влияние и на Есенина. Поэтому «теления» и ожидает лирический герой в произведениях поэта этого периода. Конечно, нельзя утверждать, что он полностью отказывается от духовного начала, но хочет, чтобы одухотворенность перестала быть прерогативой неба, а была одухотворена и земля здесь и сейчас.

В своей концепции мироздания-дома поэт пытается совместить языческий космоцентризм с христианским антропоцентризмом, поставив человека в центр космогонических процессов. Есенин не принимает только Христа с его жертвенностью и добровольно принятым страданием, влекущим за собой смерть:

Время мое приспело,

Не страшен мне лязг кнута.

Тело, Христово тело,

Выплевываю изо рта.

Не хочу воспринять спасения

Через муки его и крест:

Я иное постиг учение

Прободающих вечность звезд.

Стремление восстановить связь между человеком и Богом пронизывает поэмы 1917-1918 гг. Пророчество явления нового мира также отсылает к мифологической традиции:

Не хочу, чтоб умело хмуриться

На озерах зари лицо.

Я сегодня снесся как курица,

Золотым словесным яйцом.

Лирический герой чувствует себя творцом, сопричастным процессу обновления мироздания, но процесс этот также течет в направлении, противоположном ходу мировой истории - это некая попытка вернуться к началу творения и воссоздать мир, где боги и люди равны. Золотое яйцо является символом тайны сотворения мира у многих народов. Оно придает форму хаосу, предшествует возникновению жизни в первоначальной пустоте. В индийской мифологии один из сюжетов повествует о том, что Брахма производит на свет золотое яйцо, из которого и прорастает мировое дерево. Повторив путь творца, лирический герой становится сопричастным процессу миротворчества.

Особое место в мироздании занимает у Есенина образ Богоматери: это и Дева Мария, и Русь, и Великая Мать, и земная старушка-мать. В образе Девы Марии поэта привлекает «попрание» ею смерти. В отличие от Христа, ее «введение во храм» - не только духовное Воскресение: вслед за «успением», разлучением души Марии с телом, следует их чудесное воссоединение и уход воскресшего тела в Небо. Мать занимает центральное место во вновь сотворенном мире - Инонии, земном рае. Но именно в земном.

Поэма строится на разделении двух миров - мужского и женского. Для мужчин - небо, им присущи солярные символы. Даже явление нового пророка изображается как прорыв через земное к небесному. Лирический герой может спускаться на землю, свободно перемещаться вверх и вниз по вертикали, но все же его удел - небо.

Для женщины-матери - земля, чудесная Инония, отразившая небо, что подтверждается и цветовой символикой. Здесь синий цвет и его оттенки преобладают. Для обозначения «земного рая» поэт использует лунные символы, недаром время матери - вечер, ночь, когда зажигаются звезды. Звезда - многозначный символ, это и постоянство и защита, и знак девства Марии, и символ Мессии. Поэтому они и появляются в поэмах о пришествии нового Спаса и «видении» земного рая. Звезды - это зерна и пчелы, чем они также связаны с символикой Девы Марии, и не только плодородие, но и возрождение, реинкарнация, божественный дар жизни, продолжающейся и после видимой смерти, важен в символике зерна и пчелы для поэта. Эти символы вводят в поэмы мотив вечного возрождения и личного бессмертия. Нисхождение в землю - это только ступень к новым воплощениям, а земля-мать готова к постоянному деторождению. Зарождение новой жизни во тьме материнского чрева приобретает пластические формы, делая человеческое бессмертие реально достижимым, когда земля готовится к новому рождению - «по иному над нашей выгибью Вспух незримый коровий бог». Удел матери - земное плодородие дение сына, которому уготовано небо. Поэтому ее мир - место отдохновения, гармонии и покоя. Тот самый «рукотворный космос» - дом, желанный и недостижимый для лирического героя, по которому можно тосковать, но в который трудно возвратиться

М. Ю. Жилина

Образ рая: от мифа к утопии. Серия “Symposium”, выпуск 31.

СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2003. С.212-214

На небесном синем блюде Желтых туч медовый дым. Грезит ночь. Уснули люди, Только я тоской томим. С. Есенин Произведения Сергея Александровича Есенина - это его правдивый поэтический дневник, в котором автор предельно честен перед собой и своими читателями. На страницах этого дневника не сухие факты и биография художника, а его сомнения, переживания, ошибки и преодоление невзгод, целый художественно-философский мир поэта. Вначале - безмятежная жизнь глубинки, полная гармония с окружающей природой и восхищение ее красотой и бесконечностью. Тихо струится река серебристая В царстве вечернем зеленой весны. Солнце садится за горы лесистые, Рог золотой выплывает луны. Запад подернулся лентою розовой, Пахарь вернулся в избушку с полей, И за дорогою, в чаще березовой Песню любви затянул соловей. Но уже в ранние стихи поэта закрадывается боль, печаль и тревога за рядом живущих соотечественников - их заботы, труд, радости становятся темой его поэзии. Понакаркали черные вороны: Грозным бедам широкий простор. Крутит вихорь леса во все стороны, Машет саваном пена с озер. Повестили под окнами сотские Ополченцам идти на войну, Загыгыкали бабы слободские, Плач прорезал кругом тишину. Огромный и таинственный мир манит поэта, заставляет его покинуть родные места, искать судьбу в городе. Но вольнолюбивой душе поэта чужд этот мир с его спланированной застройкой, суетой окружающей жизни. Есенин томится в этих «каменных колодцах». В моей душе так было гулко В пеленках камня и кремней. На каждой ленте переулка Стонал коровий рев теней. Визжали дроги, словно стекла, В лицо кнутом грозила даль, А небо хмурилось и блекло, Как бабья сношенная шаль. Поэт видит спасение в возвращении домой, только на природе, в необъятных родных полях может обрести он душевное равновесие, успокоенность. Но и деревня теперь всколыхнулась, пришли кардинальные перемены, и Есенин пытливо всматривается в лица земляков, вслушивается в их немудреные речи. Вот вижу я: Воскресные сельчане У волости, как в церковь, собрались. Корявыми, немытыми речами Они свою обсуживают «жисъ». Хромой красноармеец с ликом сонным, В воспоминаниях морщиня лоб, Рассказывает важно о Буденном, О том, как красные отбили Перекоп. До боли знакомые места, но и они меняются, пусть не так быстро, как бы хотелось, но поступь времени не остановить. Поэт пугается и одновременно приветствует грядущие перемены. Эта действительность становится основной чертой зрелой поэзии Есенина. Довольно гнить и ноять, И славить взлетом гнусь,- Уж смыла, стерла деготь Воспрянувшая Русь. Уж повела крылами Ее немая крепь! С иными именами Встает иная степь. Жизнь продолжается, несмотря на все потери, кровь и несчастья. Временами поэт ужасается той дани, которую приходится платить народу, но ничто не появляется само. Любой прогресс имеет цену крови. Очень поэтично и образно говорит о себе и своем состоянии поэт в стихотворении «Русь уходящая»: Я человек не новый! Что скрывать? j Остался в прошлом я одной ногою, Стремясъ догнать стальную рать, Скольжу и падаю другою. Я слушаю. Я в памяти смотрю, О чем крестьянская судачит оголь: «С советской властью жить нам по нутрю... Теперь бы ситцу... Да гвоздей немного...» Заслуга Есенина в том, что он пытается понять окружающие перемены, примириться с новой действительностью. Если эта «жись» устраивает народ, то поэт постарается понять и принять новую данность. Он счастлив, что...Избежал паденья с кручи. Теперь в Советской стороне Я самый яростный попутчик. Он поет о России, о любви, прошли сомнения и тягостные раздумья. Поэт в гуще событий и полон творческих планов. Отправившись на Кавказ, Есенин попал в необыкновенный поэтический мир. Все здесь мило сердцу. Очень легко работается, хочется осуществить многое. Любовь моя! прости, прости. Ничто не обошел я мимо. Но мне милее на пути. Что для меня неповторимо. Неповторимы ты и я. Помрем - за нас придут другие. Но это все же не такие - Уж я не твой, ты не моя. Поэт мечтает объять весь мир, а сам понимает, что жизнь его бренна, как-то по-особенному чувствует приближение то ли зрелости, то ли конца. Свое чувство у Есенина к осени - в ней еще яркость красок, буйство цвета, и «половодье чувств», но Уже близок конец - неотвратима зима. Не жаль мне лет, растраченных напрасно, Не жаль души сиреневую цветь. В саду горит костер рябины красной. Но никого не может он согреть. Не обгорят рябиновые кисти, От желтизны не пропадет трава, Как дерево роняет тихо листья, Так я роняю грустные слова. Поэт ощущает себя частью мироздания. Благословляет свой приход на землю, но понимает и закономерность ухода. Все мы, все мы в этом мире тленны. Тихо льется с кленов листьев медь... Будь же ты вовек благословенно, Что пришлось процвестъ и умереть. В классической русской литературе поэзия Есенина не затерялась, а обрела свой голос и подобающее ей место.

  1. Новое!

    Чувство родины - основное в моем твор­честве. С. Есенин Сложное время начала XX века подарило русской (и мировой) литературе много замечательных поэтов, среди которых невозможно было не заметить С. Есенина. «Его поэзия есть как бы разбрасывание...

  2. Я человек не новый, что скрывать, Остался в прошлом я одной ногою, Стремясь догнать "стальную рать", Скольжу и падаю другою. Есенин "Вся моя автобиография - в стихах", - писал Есенин. Чем крупнее художник, чем масштабнее его творчество, чем самобытнее...

    Если крикнет рать святая: «Кинь ты Русь, живи в раю!» - Я скажу: «Не надо рая, Дайте родину мою». С. Есенин Сергей Александрович Есенин - самобытный и истинно русский поэт. В классическую литературу он пришел из глубин народной жизни и всегда гордился...

    Есенин ""Истоки есенинского творчества, его тематика возникли из народной жизни, жизни самой природы - деревенской жизни. А народ, как и природа, не терпит мертвой формы. И вера для него должна быть живая. Христианство не составляло исключения....

Одной из современных педагогических технологий является метод проектов. Несмотря на многие положительные качества, он довольно медленно внедряется в активную педагогическую практику, так как перед педагогом встает проблема, как совместить метод проектов с классно-урочной системой. Предлагаю свой опыт изучения темы “Лирика Сергея Есенина” в 11-м классе с использованием варианта метода проектов, предложенного программой Intel “Обучение для будущего”.

“Визитная карточка” учебного проекта

Тема проекта: “Художественный мир Сергея Есенина”

Типология проекта: информационный

Продолжительность проекта: 7 академических часов; с включением самостоятельной домашней работы – 2 учебных недели

Предметная область: литература

Учебная тема: “ЛирикаСергея Есенина”

Ключевые понятия: художественный мир поэта, основные мотивы лирики поэта, особенности стиля, образ лирического героя, эволюция взглядов поэта, этапы творческого пути.

Образовательные цели:

  • выявить особенности художественного мира Сергея Есенина
  • воссоздать характер лирического героя Сергея Есенина

Развивающие цели: способствовать формированию информационной культуры

Воспитательные цели: способствовать формированию коммуникативной культуры.

Система уроков

Урок 1. “Мозговой штурм”.

Основываясь на знании учащихся особенностей художественного мира А. Блока и В. Маяковского и имеющемся впечатлении о стихотворениях С. Есенина, учащимся предлагается определить существенную отличительную черту лирики С. Есенина. В ходе свободного обсуждения обращается внимание на то, как много стихов поэта стало песнями, которые воспринимаются как народные, что в его поэзии слышится что-то русское. Формулируется основополагающий вопрос проекта (считаю, что в 11-м классе данный этап возможно провести совместно с учащимися, так как в этом возрасте происходит активное формирование мировоззрения и у большинства учащихся есть интерес к философским вопросам). Основополагающим является обширный, всеобъемлющий вопрос, на который нельзя ответить одним предложением без проведенной исследовательской работы.

Итак, основополагающий вопрос нашего проекта:

Почему Сергей Есенин “самый русский” из поэтов серебряного века? (11 класс “А”).

Является ли Сергей Есенин “самым русским” из поэтов серебряного века? (11 класс “Б”).

Привожу варианты основополагающего вопроса по классам, которые показывают степень самостоятельности работы учащихся и их вовлеченности в работу.

На первом же уроке определяются и проблемные вопросы, т.е. относящиеся к конкретной теме учебной программы, на которые учащиеся ищут ответ в результате участия в проекте. Ответ на каждый из проблемных вопросов дает возможность приблизиться к решению основополагающего вопроса. Формулируются с помощью наводящих вопросов темы самостоятельных исследований в рамках каждого проблемного вопроса. К концу урока у каждого учащегося в тетради должна быть составлена таблица (учитель по ходу обсуждения чертит ее на доске).

11 класс “А”

Проблемные вопросы Темы исследования
Фольклорные мотивы в лирике Сергея Есенина.

Мотив “хулиганства” в лирике Сергея Есенина.

Любовь и трагедия лирического героя Сергея Есенина.

Отношение лирического героя Сергея Есенина к жизни и смерти.

Любовь к родной природе.

Есенин и революция.

Изменение отношения к России в послереволюционный период.

11 класс “Б”

Проблемные вопросы Темы исследования
Какие факторы повлияли на формирование русского характера поэта Сергея Есенина? Истоки русского национального в характере Сергея Есенина.
Каковы черты русского национального в характере лирического героя Сергея Есенина?
  • Фольклорные мотивы в лирике Сергея Есенина.
  • Любовь к “братьям меньшим” в лирике Сергея Есенина.
  • Мотив “хулиганства” в лирике Сергея Есенина.
  • Любовная лирика Сергея Есенина.
  • Любовь к родной природе.
Каково отношение Сергея Есенина к России? Образ Родины в лирике Сергея Есенина.

Изменение отношения к России в послереволюционный период

Урок 2. Управляемая дискуссия, метод наводящих вопросов.

Формирование групп учащихся для проведения исследований. Возможна и индивидуальная работа. Определение формы представления результатов. Выбрана форма презентации. Учитель знакомит с требованиями, предъявляемыми к учебным презентациям, указывает, какова их цель (наглядное представление результата самостоятельной деятельности), что может быть содержанием презентации, разбирает на примерах возможные ошибки.

Обсуждение плана работы учащихся индивидуально или в группе. Учащиеся определяют для себя “цепочку” вопросов и ответов, которые надо доказать в исследовании, продумывают пути проведения своих исследований. Учитель предлагает составить предварительный сценарий презентации, оказывает консультативную помощь.

Обсуждение с учащимися возможных источников информации, вопросов защиты авторских прав, достоверности источников информации.

Домашнее задание: сбор материала по теме исследования.

Урок 3, 4. “Мозговой штурм”.

Каждая группа представляет собранный материал. В ходе обсуждения нужно выяснить, отвечает ли представленный материал на основополагающий вопрос проекта. Учащиеся класса дают советы, предлагают исключить какую-либо информацию, либо расширить исследование, рассмотреть дополнительные аспекты. Учитель направляет обсуждение с помощью наводящих вопросов. В финале обсуждения рабочих материалов учитель сообщает, что каждое исследование должно иметь свою цель, ее наличие поможет отобрать нужную информацию и выбрать последовательность изложения. На примере ученических проектов прошлых лет проводится тренировка по определению цели исследования и ее формулированию.

Домашнее задание: доработать исследования, внести коррективы с учетом сделанных замечаний, сформулировать цель исследования.

Урок 5. Индивидуальные консультации. Самостоятельная работа в группах.

Роль учителя – консультирование, помощь, направление деятельности учащихся в методически нужное русло.

Домашнее задание: подготовка презентации по отчету о проделанной работе (доклад на 5-6 минут, который должен сопровождаться компьютерной презентацией, чтением и анализом стихотворений по выбору учащихся).

Уроки 6, 7. Защита полученных результатов и выводов.

Каждой группе на представление полученных результатов дается до 6 минут. Затем проводится обсуждение, которое организуется в виде игры “черное – белое” оппонирование. Каждому учащемуся дается номер выступающей группы. Номер на темной бумаге – “черное” оппонирование, на светлой – “белое”. “Черный” оппонент должен задать вопрос, который выявляет недостаток работы, “белый” задает вопрос, высвечивающий достоинства работы. Задача выступающих – воспользоваться вопросами для того, чтобы суметь рассказать то, что осталось за рамками выступления. Например, с помощью “белого” вопроса развернуть интересную часть своей работы, а с помощью “черного” восполнить недостаток. Ответы на вопросы могут сделать выступление более ярким, интересным, запоминающимся. Поэтому, ответ лучше начать с таких речевых формул, как: “Спасибо, что вы обратили внимание на…”, “Большое спасибо за интересный вопрос”. “Вы правы, однако мы полагаем…” и подобных. Таким образом, каждая группа отвечает на 2 вопроса. Работа учащихся организована. Они вовлечены в активную деятельность. С правилами игры учитель знакомит в начале урока перед защитой.

Кроме этого, учащимся предлагается вести конспект урока используя таблицу, составленную на 2-ом уроке: в левой колонке записывается тема исследования, в правой – тезисы выступления. Таким образом, к концу урока у учащихся в тетради должны быть записаны тезисы темы “Художественный мир Сергея Есенина”. Учитель предупреждает, что конспекты будут им оценены.

Уроки, проведенные с использованием метода проектов, вызвали большой интерес у учащихся, которые проявили активность, инициативу. Понравился и урок-защита работ, результат которого – оценка у каждого учащегося (некоторые получили по 2 оценки). Однако главный результат – это осознание, что подготовленные презентации могут быть использованы на других уроках в других классах.

Предлагаю вниманию несколько ученических презентаций, которые имеют разное качество, как в содержании, так и в оформлении. Но их главное достоинство в том, что они являются самостоятельной творческой и исследовательской работой учащихся.

Одна презентация отпечатана полностью, остальные – в полном объеме представлены на электронном носителе, а выборочные слайды отпечатаны (см.

Особенности мироощущения поэта С. Есенина

1. Источники вдохновения и образная концепция человека и мира. С.А. Есенин родился в рязанской крестьянской семье. Деревенский быт и фольклор был одним из важнейших источников его вдохновения. Но художественный мир и лирическое "я" поэта нельзя свести лишь к деревенской тематике. В своих произведениях поэт решает проблему личности и ее связи с миром, отношений между человеком, обществом и природой. Есенин создает в стихах образную концепцию человека и мира. Несомненно, что в ней нашли отражение и любовное отношение поэта к патриархальной Руси и фольклорные мотивы и символы, и восприятие поэтом нового времени.

2. Специфическая религиозность поэзии Есенина . Поэзии Есенина присуща специфическая религиозность. В целом ряде стихотворений перемешаны мотивы библейские, евангельские, церковно-житийные, фольклорные, а также языческие. Главными составляющими художественного мира поэта являются образы земли и неба. Художественно-философское единство двух миров можно объяснить мифом о браке земли с небом. Вот почему земные жители у Есенина свободно общаются, с небесными: Микола "с земли гуторит с Богом /В белой туче-бороде". Марфа Посадница переписывается с Всевышним, лирический герой беседует с Божьей Матерью и т.д.

В поэтическом мире Есенина есть и небесное жилище — изба на небе. Это "золоченая хата", "божий" (или "райский") терем. На небесном престоле ("златой тучке") — Саваоф, Христос и Божья Матерь (стихотворения "Микола", "Сказание о Евпатии Коловрате" и др.). В 1914 — 1919 годах обе сферы есенинского мира — земная и небесная — взаимодействуют, влияют друг на друга и даже сливаются: божественный мир приобретает черты земного, а земной — обожествляется. Вот почему небо в художественном мире поэта — "голубая трава", "голубая пыль", "голубой ("небесный") песок", там растут деревья, пасутся "животные" (месяц, звезды, облака, тучи и др.), а вода на земле — это небесная "синь, упавшая в реку".

Природа у Есенина — эта божественный храм: в ней "ночных небес иконостас", звезды- "лампадки небесные", "хаты — в ризах образа", деревья — "монашки", ветер — "схимник"… Жизнь природного мира разворачивается как торжественное действо, где, например, "у лесного аналоя воробей псалтырь читает". Лирический герой "чует Радуницу Божью, ему кажется, что "схимник-ветер …целует на рябиновом кусту/ Язвы красные незримому Христу" ("Осень").

Небо и земля есенинского художественного мира соединяются Мировым древом. Этот мифологический образ, существующий у многих народов, в поэзии Есенина многозначен. Дерево, растущее от земли до неба, является и центром мира, и раем, и семьей, и человеком; вечным древом с различными плодами. На ветвях этого древа растут разные "плоды": солнце, луна и звезды, дни, ночи, думы, образы и слова. От того фольклорного вечного древа и берут начало самые главные, самые постоянные темы есенинской лирики. Образ девушки постоянно связан c березкой ("Зеленая прическа, девическая грудь! О тонкая березка, что загляделась в пруд?»). Образ души постоянно соотносится с весеннем цветением или осенним отцветанием, образ лирического героя с кленом или другим деревом.

3. Единство природного и человеческого мира. Мир в представлении Есенина — что-то вроде вселенской, республики, где перед вечностью все равны — люди, звери растения, воздух, вода и т. д. Есенину близок жанр пейзажной миниатюры. От непосредственного созерцания природы поэт переходит к философским размышлениям на "вечные" темы, а образы природы нередко метафорически передают душевные переживания лирического героя. Мир животных и растений у Есенина, как правило, антропоморфен, в этом мире можно "как жену чужую, целовать березку", чувствовать родственную близость к лошади, собаке или корове. Корова может "разрыдаться", собаки узнают поэта по походке ("Я московский озорной гуляка…"), он жалуется им на свои душевные драмы ("Собаке Кочалова") и сочувствует их переживаниям ("Сукин сын").

4. Отношение к патриархальной Руси. Россия для Есенина — прежде всего древняя патриархальная Русь. "Железный гость" на полях — зловещий символ вторжения цивилизации в вековой быт старой Руси, несущий гибель. ("Я последний поэт деревни…"). В одном из стихотворений цикла "Сорокоуст" используется выразительная метафора, передающая драматическую коллизию города и деревни, как ее видел в то время поэт (эта метафора стала хрестоматийной: летящий по рельсам паровоз и не поспевающий за ним жеребенок: "Милый, милый, смешной дуралей,// Ну куда он, куда он гонится? // Неужель он не знает, что живых коней победила стальная конница?"). Хотя и "бедная, нищая Русь" вызывает боль лирического героя, но он не против того нового, что поможет и облегчит жизнь крестьянину. "Полевая Россия! Довольно волочиться сохой по полям", — пишет поэт в одном из стихотворений.

5. Противоречивое отношение к Руси советской. Первоначально поэт принял Октябрьскую революцию ("Инония", "Небесный барабанщик". "Иорданская голубица" и др.). Но так как революция большевиков была по преимуществу пролетарской и индустриальной и на деле имела мало общего с утопией "мужицкого рая", тоска по "Руси уходящей" со временем одержала верх в сознании Есенина ("Русь советская", "Русь бесприютная", "Русь уходящая", "Спит ковыль. Равнина дорогая…").

Тема Родины в лирике С.Есенина

О чем бы ни писал Есенин, образ родного края, тема Родины всегда незримо присутствует в его стихах. Еще в ранних юношеских стихах, в стихотворении «Гой ты, Русь, моя родная…», написанном в стиле русской народной залихватской песни, поэт кричит на всю страну:

Если крикнет рать святая:

«Кинь ты Русь, живи в раю!»

Я скажу: «Не надо рая.

Дайте Родину мою».

Конечно, тогдашние его представления о родной земле еще очень детские. Родина для юного Есенина — это село Константиново, где он родился, ближайшие окрестности села. «Рязанские поля была моя страна», — вспоминал он впоследствии. В его душе нет еще представления об Отчизне как о социальной, политической, культурной среде. Чувство Родины находит у него выражение пока еще только в любви к родной природе.

На страницах ранней есенинской лирики перед нами предстает скромный, но прекрасный, величественный и милый сердцу поэта пейзаж среднерусской полосы: сжатые поля, красно-желтый костер осенней рощи, зеркальная гладь озер. Поэт чувствует себя частью родной природы и готов слиться с ней навсегда: «Я хотел бы затеряться в зеленях твоих стозвонных».

В его поэзии это видимое, все залитое березовым светом, вставшее рядом изб вдоль Оки пространство и есть огромная, без конца и края, Русь:

Гой ты, Русь, моя родная,

Хаты — в ризах образа…

Не видать конца и края,

Только синь слепит глаза.

Есенин с откровенной теплотой воспевает неповторимую красоту родного края. Он влюблен в бескрайние поля, леса, в свое рязанское небо, в полевые цветы. Он безмерно счастлив, потому что весь мир — для него. Для него цветут травы, дам него смеются озорные глаза озер, и даже звезды светят для него. И невольно из сердца на волю рвутся слова:

О Русь — Малиновое поле

И синь, упавшая в реку, —

Люблю до радости и боли

Твою озерную тоску.

Какая безграничная любовь к природе! Но уже и тогда Родина видится ему не идиллическим «заоблачным раем». Поэт любит реальную, крестьянскую, Русь кануна Октября. В его стихах есть такие выразительные детали тяжелой мужицкой доли, как «забоченившиеся избы», «тощие поля», «черная, потом пропахшая выть»…

Элементы социальности все чаще проявляются в лирике поэта в период Первой мировой войны: ее героями становятся ребенок, просящий кусок хлеба, пахари, уходящие на войну, девушка, ждущая с фронта любимого. «Грустная песня, ты — русская боль!» — восклицает поэт.

Революционный Октябрь поэт встретил восторженно. «Радуюсь песней я смерти твоей», — бросает он старому миру. Однако новый мир поэт понял не сразу. Есенин ждал от революции идиллического «земного рая» для мужиков (стихотворение «Иорданская голубица»). Стоит ли говорить, что эти надежды поэта не оправдались? И Есенин переживает полосу духовного кризиса, но не может понять, «куда влечет нас рок событий».

Обновление села представляется поэту вторжением враждебного «скверного», «железного гостя», перед которым беззащитна противопоставляемая ему природа. И Есенин чувствует себя «последним поэтом деревни». Он считает, что человек, преобразуя землю, обязательно губит ее красоту. Своеобразным выражением этого взгляда на новую жизнь стал жеребенок, (Ст. «Сорокоуст») тщетно пытающийся обогнать паровоз:

Милый, милый, смешной дуралей,

Ну куда он, куда он гонится?

Неужель он не знает, что живых коней

Победила стальная конница?

С течением времени взгляд Есенина на жизнь, на мир стал шире. Если раньше Родиной была для него одна деревенька, то теперь он становится гражданином мира, чуждым всякой национальной ограниченности. «Я брат вам по крови», — обращается Есенин к грузинским поэтам. Он мечтает о тех временах, когда «по всей планете пройдет вражда племен», когда на земле будет один язык, и лишь «историк, сочиняя труд, о нашей розни вспомнив, улыбнется»… Но став пламенным интернационалистом, Есенин не утратил естественного для каждого чувства «того места, где он родился». Он утверждает: «Никакая родина другая не вольет мне в грудь мою теплынь». Любуясь «голубой родиной Фирдоуси», он ни на минуту не забывает о том, что «как бы ни был красив Шираз, / Он не лучше рязанских раздолий».

Восхищение красотой родного края, изображение тяжелой жизни народа, мечта о «мужицком рае», неприятие городской цивилизации и стремление постигнуть «Русь советскую», чувство интернационалистического единения с каждым жителем планеты и оставшаяся в сердце «любовь к родному краю» — такова эволюция темы родной земли в лирике Есенина.

Великую Русь, шестую часть земли, он воспел радостно, самозабвенно, возвышенно и чисто:

Я буду воспевать

Всем существом в поэте

Шестую часть земли

С названьем кратким «Русь».

Лирика поэта и сегодня жива его большой любовью — любовью к Родине.

Поэт крестьянской Руси

Где бы ни был Есенин, на какую бы вершину славы он ни поднимался, он всегда видел Русь крестьянскую, жил ее надеждами и с гордостью называл себя «крестьянским сыном» и «гражданином села».

…..С течением времени С. Есенин, так радостно встретивший революцию как символ окончательного крестьянского освобождения от гнета помещика, стал задумываться над тем, что преобразования на самом деле дали народу. Водоворот общественных перемен пугает поэта. В стихотворении «Русь уходящая », раскрывая свою жизненную философию, поэт со всей определенностью утверждает:

Я человек не новый!

Что скрывать?

Остался в прошлом я одной ногою,

Стремясь догнать стальную рать,

Скольжу и падаю другою.

Далее он пишет о том, что ожидал большего улучшения в жизни мужиков. Простой народ радуется и малому: были бы ситец и гвозди, а уж хлеб и картошку вырастят сами. В этом стихотворении звучит настроение грусти, неудовлетворенности. За внешним согласием «задрав штаны, бежать за комсомолом» видна неприкрытая ирония. Она моментально была почувствована в официальных кругах. Именно поэтому в тридцатые годы С. Есенин будет долгое время запрещен. Его книги изымут из библиотек, а в критике появятся отрицательные отзывы.

По-житейски конкретно поднимается мучительный для С. Есенина крестьянский вопрос в стихотворении «Письмо от матери »:

Теперь сплошная грусть,

Живем мы, как во тьме.

У нас нет лошади.

Но если б был ты в доме,

То было б все,

И при твоем уме —

Пост председателя

В волисполкоме.

Тогда б жилось смелей,

Никто б нас не тянул…

Как видим, крестьянская доля остается тягостной. Семья деда С. Есенина до революции считалась довольно зажиточной. Национализация собственности и колхозное строительство действительно воспринимались как самое настоящее ограбление.

Сгусток противоречий и столкновений в деревне есенинской эпохи связан прежде всего с вопросом о земле. Поэт своими глазами видел не только довольных крестьян, получивших даровые угодья, но и людей, потерявших земли и поместья, изгнанных с родной земли и трагически переживавших это изгнание. С. Есенин понимал, что подобный передел был оплачен кровью. Эти события нашли отражение в поэме «Анна Снегина», с документальной тщательностью исторического очерка показавшей их глазами человека из народной среды, героя, выросшего в деревне и с детских лет знавшего ее.

Лирический герой не понимает многих перемен.

Моя поэзия здесь больше не нужна,

Да и, пожалуй, сам я здесь не нужен, —

утверждает поэт в поэме «Русь советская». В стихотворении «Я последний поэт деревни» с гибелью старого уклада он отождествляет собственную смерть, ощущая свои стихи и песни ненужными, устаревшими, понимая неотвратимость перемен.

Однако к 1925 году настроение поэта несколько меняется. Возможно, это было связано с заграничными поездками, в которых Есенин увидел, как безнадежно отстала его любимая Россия в техническом отношении от Европы и Америки. В стихотворении «Неуютная жидкая лунность» появляется уже двойственное отношение: продолжая любить родину, поэт в то же время проклинает ее сельскохозяйственную и промышленную отсталость:

Мне теперь по душе иное.

И в чахоточном свете луны

Через каменное и стальное

Вижу мощь я родной стороны.

Наиболее трагедийное звучание разговор о деревне получает в стихотворении «Спит ковыль. Равнина дорогая.. » .

Стихотворение «Спит ковыль. Равнина дорогая…» открывается картиной мирно спящей природы:

Спит ковыль. Равнина дорогая,

И свинцовой тяжести полынь.

В стихотворении противопоставлен свет луны (как символ традиционалистского начала) и новый свет (символ новой эпохи). Ковыль — типичный образ раздольного степного пейзажа. Горькая степная трава полынь — образ, навевающий тоску. Журавли символизируют разлуку. Эпитет «золотой» по отношению к избе подчеркивает значимость для поэта деревенского жизненного уклада. «Свинцовый» же в выражении «свинцовой свежести полынь», наоборот, выступает в этом стихотворении только как цветовой эпитет, так как свежий свинец после плавки имеет блестящий серебристый оттенок.

Во второй строфе произведения ярко проявились типичные особенности русского национального характера: во-первых, мучительный поиск смысла существования, во-вторых, где бы ни был русский человек, душой он всегда рвется домой:

Знать, у всех у нас такая участь,

И, пожалуй, всякого спроси —

Радуясь, свирепствуя и мучась,

Хорошо живется на Руси?

С глубокой искренностью лирический герой размышляет о жизни, в которой каждый человек должен занимать предназначенное судьбой место. Для русского крестьянина таким местом исконно являлась изба- воплощение традиционного размеренного уклада жизни, ориентированного на согласие с природой и народный календарь.

«Все равно остался я поэтом золотой бревенчатой избы» — утверждает в стихотворении автор.

В произведении «Спит ковыль. Равнина дорогая…» С. Есенин прямо заявляет о том, что прогресс несет в себе разрушительное начало:

По ночам, прижавшись к изголовью,

Вижу я, как сильного врага,

Как чужая юность брызжет новью

Здесь и откровенная неудовлетворенность «новью», и безмерная усталость, стремление отгородиться от проблем и остаться жить в своем привычном мире деревенской природы и душевной гармонии. Пронзительно громко звучит в нем есенинский крик:

Дайте мне на родине любимой,

Все любя, спокойно умереть!

«Я последний поэт деревни», — пишет С. Есенин в одноименном стихотворении. И в этом категоричном заявлении звучит глубокое осознание важности своей социальной миссии как своеобразного долга перед земляками. Патриархальная деревня есенинского детства противопоставлена уверенным и неотвратимым шагам бездушного технического прогресса:

На тропу голубого поля

Скоро выйдет железный гость.

У С. Есенина была возможность уехать из России, отрешиться от всех проблем и зажить обеспеченной и беспечной жизнью за границей. Но он предпочел умереть, так как не мог жить вдали от своих лесов и полей, от прекрасных русских березок и от всего, что зовется родиной.

Loading...Loading...