Как проводятся проверка противопожарного состояния

Органы, наделенные полномочиями по надзору и контролю за соблюдением требований пожарной безопасности

В соответствии с федеральным законом от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» под пожарной безопасностью понимается состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров.

Для контроля за соблюдением организациями и гражданами требований пожарной безопасности в Российской Федерации создана система государственного пожарного надзора.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 11.07.2004 № 868 функции по надзору и контролю обеспечения пожарной безопасности отнесены в ведение Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС РФ), в структуру которого входят департамент надзорной деятельности, региональные и территориальные органы Государственного пожарного надзора.

Полномочия, задачи, функции и порядок организации и осуществления деятельности органов Госпожнадзора определяются Постановлением Правительства РФ от 21.12.2004 № 820 "О государственном пожарном надзоре".

Органы государственного пожарного надзора в рамках своей компетенции:

1) организуют и осуществляют надзор за соблюдением требований пожарной безопасности федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, а также должностными лицами и гражданами;

2) проводят в соответствии с законодательством Российской Федерации дознание по делам о пожарах и по делам о нарушениях требований пожарной безопасности;

3) ведут в установленном порядке производство по делам об административных правонарушениях в области пожарной безопасности;

4) осуществляют официальный статистический учет и ведение государственной статистической отчетности по пожарам и их последствиям;

5) определяют должностных лиц органов государственного пожарного надзора для проведения мероприятий по осуществлению надзора;

6) осуществляют взаимодействие с федеральными органами исполнительной власти, в том числе с органами государственного контроля (надзора), органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и организациями, по вопросам обеспечения пожарной безопасности;

7) рассматривают обращения и жалобы граждан и организаций по вопросам обеспечения пожарной безопасности.

От имени органов государственного пожарного надзора деятельность осуществляют государственные инспекторы по пожарному надзору.

Должностными лицами территориальных (районных и городских) органов Госпожнадзора являются главные государственные инспекторы городов (районов) субъектов Российской Федерации по пожарному надзору, их заместители и государственные инспекторы городов (районов) по пожарному надзору.

Непосредственный контроль за обеспечением пожарной безопасности в образовательных учреждениях осуществляют именно государственные инспекторы городов (районов).

В соответствии с пунктом 9 Постановления Правительства РФ от 21.12.2004 № 820 они имеют право:

1) осуществлять государственный пожарный надзор за соблюдением требований пожарной безопасности организациями, а также должностными лицами и гражданами;

2) проводить обследования и проверки территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов, в том числе в нерабочее время, в целях контроля за соблюдением требований пожарной безопасности и пресечения их нарушений;

3) требовать представления документов, информации, образцов (проб) продукции, если они относятся к предмету проверки;

4) входить беспрепятственно в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, в жилые и иные помещения, на земельные участки граждан при наличии достоверных данных о нарушении требований пожарной безопасности, создающем угрозу возникновения пожара и (или) угрозу безопасности людей;

5) давать руководителям юридических лиц и индивидуальным предпринимателям, должностным лицам и гражданам обязательные для исполнения предписания по устранению нарушений требований пожарной безопасности;

7) прекращать кратковременно, до рассмотрения дела судом, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях, деятельность филиалов, представительств, структурных подразделений юридического лица, производственных участков, а также эксплуатацию агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществление отдельных видов деятельности (работ), оказание услуг, если это необходимо для предотвращения непосредственной угрозы возникновения пожара и (или) угрозы жизни или здоровью людей и если предотвращение указанных обстоятельств другими способами невозможно;

8) вносить в соответствующие организации и представлять соответствующим должностным лицам в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, представления об устранении причин и условий, способствующих совершению административных правонарушений в области пожарной безопасности;

10) составлять протоколы, рассматривать дела об административных правонарушениях и назначать в соответствии с законодательством Российской Федерации административные наказания за нарушения требований пожарной безопасности.

Должностные лица органов государственного пожарного надзора обязаны:

1) своевременно и в полной мере исполнять предоставленные в соответствии с законодательством Российской Федерации полномочия по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений требований в области пожарной безопасности;

2) соблюдать законодательство Российской Федерации, права и законные интересы организаций и граждан;

3) проводить мероприятия по контролю на основании и в строгом соответствии с распоряжениями органов государственного пожарного надзора о проведении мероприятий по контролю в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

4) посещать объекты (территории и помещения) организаций в целях проведения мероприятий по контролю только во время исполнения служебных обязанностей при предъявлении служебных удостоверений и распоряжений органов государственного пожарного надзора о проведении мероприятий по контролю;

5) не препятствовать представителям организаций присутствовать при проведении мероприятий по контролю, давать разъяснения по вопросам, относящимся к предметам их проверок;

6) предоставлять руководителям юридических лиц и индивидуальным предпринимателям либо их представителям, присутствующим при проведении мероприятий по контролю, необходимую информацию;

7) знакомить руководителей юридических лиц и индивидуальных предпринимателей либо их представителей с результатами мероприятий по контролю;

8) при определении мер, принимаемых по фактам выявленных нарушений, учитывать соответствие указанных мер тяжести нарушений, их потенциальной опасности для жизни и здоровья людей, окружающей среды и имущества, а также не допускать необоснованного ограничения прав и законных интересов граждан и организаций;

9) доказывать законность своих действий при их обжаловании в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Еще одной обязанностью инспекторов Госпожнадзора является предоставление консультаций по вопросам исполнения государственной функции.

Данной возможностью в настоящее время руководители образовательных учреждений пользуются достаточно редко.

Консультации предоставляются по вопросам:

Разъяснения прав и обязанностей государственных инспекторов по пожарному надзору;

Разъяснения прав и обязанностей юридических и физических лиц;

Порядка и сроков проведения мероприятий по надзору;

Порядка обжалования действий (бездействий) и решений государственных инспекторов по пожарному надзору;

Соответствия объекта надзора требованиям пожарной безопасности или лицензионным требованиям и условиям;

Иным вопросам, отнесенным к компетенции органа Госпожнадзора.

Консультации предоставляются при личном обращении, посредством телефонной связи, посредством электронной почты, а при получении письменного запроса - в письменной форме.

Н

Специфика проведения мероприятий по контролю и надзору

епосредственно процедура проведения инспекторами Госпожнадзора надзорных мероприятий за выполнением требований пожарной безопасности регулируется Административным регламентом, утвержденным приказом МЧС РФ от 01.10.2007 № 517.

Исполнение функции по надзору включает в себя следующие процедуры:

Планирование мероприятий по надзору;

Проведение плановых и внеплановых мероприятий по надзору за соблюдением требований пожарной безопасности;

Проведение мероприятий по надзору, осуществляемых по инициативе физических и юридических лиц;

Оформление результатов и принятие мер по результатам мероприятий по надзору и др.

Плановые проверки образовательных учреждений осуществляются в соответствии с пятилетними планами мероприятий по надзору. План проведения мероприятий по надзору на предстоящий год в обязательном порядке должен быть опубликован на Интернет-сайте регионального органа Государственного пожарного надзора, кроме того, выписка из плана проведения мероприятий по надзору на предстоящий квартал (или месяц) должна быть размещена в каждом территориальном органе Госпожнадзора в доступном для граждан месте.

Так, информация о плановых проверках органов Госпожнадзора по Челябинской области расположена на сайте Главного управления МЧС по Челябинской области: http://74.mchs.gov.ru.

Планируемые мероприятия разрабатываются на основе анализа обстановки с пожарами, противопожарного состояния учреждений, с учетом сроков исполнения ранее выданных предписаний об устранении выявленных нарушений требований пожарной безопасности.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 23.11.2009 № 944 плановые проверки в учреждениях образования могут проводиться не чаще 1 раза в год.

При осуществлении планового мероприятия по надзору в образовательном учреждении проверяется соблюдение требований пожарной безопасности по следующим направлениям:

Выполнение организационных мероприятий по обеспечению пожарной безопасности;

Состояние эвакуационных путей и выходов;

Наличие и исправность индивидуальных и коллективных средств спасения;

Наличие, правильность монтажа и работоспособность систем противопожарной защиты;

Готовность персонала организации к действиям в случае возникновения пожара;

Наличие организационно-распорядительных документов по организации обучения работников организаций мерам пожарной безопасности.

Внеплановые мероприятия по надзору за соблюдением требований пожарной безопасности проводятся в случаях истечения срока выданного учреждению предписания, а также в случаях:

Получение информации от юридических лиц, органов государственной власти о возникновении аварийных ситуаций, об изменениях или о нарушениях технологических процессов, а также о выходе из строя сооружений, оборудования, которые могут создать непосредственную угрозу жизни, здоровью людей, причинения вреда имуществу;

Обращения граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей с жалобами на нарушения их прав и законных интересов действиями (бездействием) иных юридических лиц и (или) индивидуальных предпринимателей, связанные с невыполнением ими требований пожарной безопасности.

Обращения, не позволяющие установить лицо, обратившееся в орган государственного пожарного надзора, не могут служить основанием для проведения внепланового мероприятия по надзору.

При осуществлении внеплановых надзорных мероприятий проверяется соблюдение тех требований пожарной безопасности, информация о нарушении которых явилась поводом для проведения внепланового мероприятия либо исполнение которых было предписано ранее выданным предписанием.

Согласно пункту 40 Административного регламента, утвержденного приказом МЧС РФ от 01.10.2007 № 517, внеплановое мероприятие также может быть проведено и по письменному обращению самого образовательного учреждения. Например, в том случае, когда учреждению необходимо получить заключение о подтверждении соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности для лицензирования образовательной деятельности.

Однако данное основание для проведения внеплановых проверок отсутствует в законе от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» в связи с чем, имеются судебные решения, согласно которым указанные обращения образовательных учреждений не считаются законным основанием для проведения мероприятия по надзору (см. решение арбитражного суда Челябинской области от 31.03.2010 г. по делу № А76-1579/2010-59-171)

Началом осуществления мероприятия по надзору является момент предъявления государственным инспектором распоряжения либо его заверенной копии, одновременно с предъявлением служебного удостоверения. Данные документы должны быть предоставлены руководителю учреждения либо уполномоченному им должностному лицу.

При отсутствии в учреждении руководителя или уполномоченного им должностного лица инспектор не вправе проводить проверку.

В рамках мероприятий по надзору за соблюдением установленных требований пожарной безопасности могут осуществляться:

Визуальный осмотр объекта надзора с целью оценки соответствия объекта требованиям пожарной безопасности;

Анализ документов;

Отбор образцов (проб), исследования, экспертизы, необходимые для заключения о соответствии объекта надзора требованиям пожарной безопасности;

Установление уровня знаний требований пожарной безопасности;

В ходе визуального осмотра фиксируется общая характеристика пожарной опасности объекта, выявляются факты нарушений требований пожарной безопасности.

Кроме визуального осмотра, инспектор вправе ознакомиться со следующей документацией, необходимой для оценки соответствия объекта требованиям пожарной безопасности:

правоустанавливающими документами юридического лица;

документами распорядительного характера (приказами о назначении лиц, ответственных за противопожарное состояние объектов надзора и т.д.);

технической документацией, связанной с вопросами энергоснабжения, водоснабжения, установки систем противопожарной защиты, договорами на обслуживание систем противопожарной защиты и т.д.;

технологической документацией, наличие и ведение которой регламентируется техническими регламентами, правилами пожарной безопасности, иными нормативными правовыми актами;

договорами аренды помещений;

иной документацией, характеризующей пожарную безопасность объекта.

При необходимости указанная документация или ее часть в копиях может быть приобщена к материалам проверки.

По результатам мероприятий по надзору инспектором составляется акт проверки в двух экземплярах. Форма акта определена приказом МЧС РФ от 01.10.2007 № 517.

Если в ходе проверки инспектор Госпожнадзора выявил нарушения требований пожарной безопасности, то помимо акта проверки, он должен принять необходимые меры по пресечению правонарушения и привлечению виновных лиц к административной ответственности.

В этом случае надзорное мероприятие может быть завершено:

Возбуждением дела об административном правонарушении;

Вынесением постановления или решения по делу об административном правонарушении;

Выдачей предписаний по устранению нарушений требований пожарной безопасности;

Внесением представлений об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, в соответствующие организации и соответствующим должностным лицам.

Все этапы проведения мероприятий по контролю за состоянием пожарной безопасности хорошо видны на схеме «Порядок проведения мероприятий по надзору», являющейся приложением к приказу МЧС РФ от 01.10.2007 № 517 (рис.1).

П

Основные направления контрольных мероприятий

редметом проверок органов Госпожнадзора является соблюдение требований пожарной безопасности, содержащихся в различных нормативных правовых актах.

Со 2 мая 2009 года вступил в силу федеральный закон от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности». Закон принят в целях защиты жизни, здоровья, имущества граждан и юридических лиц, государственного и муниципального имущества от пожаров и определяет основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности, устанавливает общие требования пожарной безопасности к объектам защиты, в том числе к зданиям, сооружениям.

Положения закона обязательны для исполнения при проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, техническом перевооружении, изменении функционального назначения, техническом обслуживании, эксплуатации и утилизации объектов защиты.

Приложение N 13

к Административному регламенту,

утвержденному приказом МЧС РФ от 01.10.2007 № 517

ПРОВЕДЕНИЯ МЕРОПРИЯТИЯ ПО НАДЗОРУ

┌────────────────────────────┐ ┌──────────────────────────┐

│Предъявление распоряжения о │ │Вручение одного экземпляра│

│ проведении мероприятия по │ ┌─────────────────────────────┐ │ акта с копиями приложений│

│ надзору и служебных │ │ Направление акта │ │ руководителю юридического│

│ удостоверений │ │ посредством почтовой связи │ │лица или его заместителю и│

│уполномоченными должностными│ │ с уведомлением о вручении │ │ индивидуальному │

│ лицами руководителю или │ └─────────────────────────────┘ │ предпринимателю или их │

│ иному должностному лицу │ /\ │ представителям │

│ юридического лица либо │ ┌────────────────────────┐ │ └──────────────────────────┘

│ индивидуальному │ │ Нарушений требований │ │ /\

│ предпринимателю │ │ пожарной безопасности │ │ │

└──────────────┬─────────────┘ │ и иных правонарушений │ │ ┌─────────────┴────────────┐

│ │ не установлено │ └───────┤ Ознакомление с актом │

\/ └────────────────────┬───┘ │представителя юридического│

┌────────────────────────────┐ /\ /\ └──────────┐ │ лица или индивидуального │

│Проведение проверки согласно│ │ │ ┌───────────────────────┐ │ │ предпринимателя, а также │

│ предмету проводимого │ │ │ │ Осуществление │ │ │ лиц, присутствовавших при│

│ мероприятия по надзору, │ │ │ │ производства по делу │ │ │ проведении мероприятия по│

│ указанному в распоряжении │ │ │ │ об административном │ │ │ контролю │

└──────────────┬─────────────┘ │ │ │ правонарушении │ │ └──────────────────────────┘

│ │ │ │ (приложение N 15) │ │ /\

\/ │ │ └───────────────────────┘ │ │

┌────────────────────────────┐ │ │ /\ │ ┌─────────────┴────────────┐

│ Визуальный осмотр объекта ├─┘ │ │ │ │ Запись должностного лица │

│ надзора с целью оценки │ │ │ ┌────────────────────┐ │ │органа ГПН в журнале учета│

│ соответствия объекта │ │ │ │ Наличие только тех │ │ │ мероприятий по контролю о│

│ требованиям пожарной │ │ │ │ нарушений (при │ │ │ проведенной проверке │

│ безопасности. Проверка │ │ │ │ внеплановом │ │ └──────────────────────────┘

│ информации, явившейся │ │ │ │ мероприятии по │ │ /\

│ поводом для проведения │ │ │ │ надзору), которые │ │ │

│внепланового мероприятия по │ │ │ │уже были предписаны │ │ ┌─────────────┴────────────┐

│ надзору │ │ │ │ к устранению в │ │ │ Составление акта по │

└──┬──────────────┬──────────┘ │ │ │предыдущее плановое │ └─>│ результатам проведенного │

│ │ │ │ │ мероприятие по │ │ мероприятия по надзору │

│ \/ │ │ │ надзору │ └──────────────────────────┘

│ ┌──────────────────────┐ │ │ └───────────────────┬┘ /\ /\ /\

│ │ Осуществление ├────┘ │ /\ └──────────────┘ │ │

│ │ необходимых │ │ │ │ │

│ │ исследований │ │ │ │ │

│ │(испытаний), экспертиз│ │ │ │ │

│ └───────────┬──────────┘ │ │ │ │

│ │ │ │ ┌─────────────────────┴─────┐ │

\/ \/ │ │ │ Выдача предписаний об │ │

┌────────────────────────────────┐ ┌─┴─────────────────┐│ │ устранении нарушений │ │

│Установление достаточных данных,│ │Возбуждение дела об││ │ требований пожарной │ │

│ указывающих на наличие события ├>│ административном ├┘ │ безопасности и (или) │ │

│ правонарушения │ │ правонарушении ├─>│ предписания о снятии │ │

└──────────────────┬─────────────┘ └───────────────────┘ │с производства, прекращении│ │

│ │ выпуска и приостановлении │ │

\/ │ реализации товаров (работ,│ │

┌──────────────────────────────────────────────────────┐ │ услуг), не соответствующих│ │

│Направление информации в иные органы государственного │ │ требованиям пожарной │ │

│ надзора (контроля) о выявленных правонарушениях, за │ │ безопасности │ │

│ совершение которых органы ГПН не вправе осуществлять │ └───────────────────────────┘ │

│ производство ├─────────────────────────────────┘

└──────────────────────────────────────────────────────┘

На существующие здания, сооружения и строения, запроектированные и построенные в соответствии с ранее действовавшими требованиями пожарной безопасности, положения Федерального закона № 123-ФЗ не распространяются, за исключением случаев, если дальнейшая эксплуатация указанных зданий, сооружений и строений приводит к угрозе жизни или здоровью людей вследствие возможного возникновения пожара. В таких случаях собственник объекта или лицо, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться зданиями, сооружениями и строениями, должны принять меры по приведению системы обеспечения пожарной безопасности в соответствие с требованиями технического регламента (пункт 4 статьи 4 закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ).

Согласно статье 5 Технического регламента, каждый объект защиты должен иметь систему обеспечения пожарной безопасности, целью которой является предотвращение пожара, обеспечение безопасности людей и защита имущества при пожаре.

Система обеспечения пожарной безопасности объекта защиты включает в себя систему предотвращения пожара, систему противопожарной защиты, комплекс организационно-технических мероприятий по обеспечению пожарной безопасности.

Пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной, если:

1) в полном объеме выполнены обязательные требования пожарной безопасности, установленные федеральными законами о технических регламентах;

2) пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных федеральным законом от 22.07.2008 № 123-ФЗ.

Формой оценки соответствия, содержащей информацию о мерах пожарной безопасности, направленных на обеспечение на объекте защиты нормативного значения пожарного риска, является декларация пожарной безопасности.

Декларация предусматривает:

1) оценку пожарного риска (если проводится расчет риска);

2) оценку возможного ущерба имуществу третьих лиц от пожара.

В случае если все обязательные требования пожарной безопасности, установленные федеральными законами и подзаконными нормативными актами по пожарной безопасности выполнены, то расчет пожарного риска не требуется.

В соответствии с пунктом 7 статьи 64 федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ для объектов защиты, эксплуатирующихся на день вступления в силу Технического регламента, декларация пожарной безопасности должна быть представлена не позднее 1 мая 2010 года.

Форма декларации пожарной безопасности утверждена приказом МЧС РФ от 24.02.2009 № 91.

Декларация разрабатывается и представляется непосредственно образовательным учреждением, которое является пользователем зданий, переданных ему в оперативное управление.

Декларант, разработавший декларацию, несет ответственность за полноту и достоверность содержащихся в ней сведений в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Даже, если декларация будет составлена специально привлеченной организацией, достоверность представленных в ней сведений будет заверяться подписью руководителя и печатью учреждения.

Декларация может быть направлена в орган Госпожнадзора непосредственно либо по почте. При отправке по почте лучше направлять заказным почтовым отправлением с уведомлением и описью вложения.

Должностные лица Госпожнадзора проверяют соответствие заполнения поступившей декларации установленной форме и осуществляют ее регистрацию путем присвоения регистрационного номера.

При несоответствии декларации установленным требованиям, она возвращается декларанту с письменным указанием мотивированных причин отказа в ее регистрации.

При необходимости, декларация может быть уточнена путем внесения в нее изменений, которые прилагаются к декларации и регистрируются в порядке, установленном для регистрации декларации.

Принятие Технического регламента о требованиях пожарной безопасности не привело к отмене действовавших ранее нормативных правовых актов, содержащих требования пожарной безопасности (правил пожарной безопасности, строительных норм и правил, норм пожарной безопасности и др.). Все действовавшие до принятия регламента документы, содержащие требования к пожарной безопасности подлежат обязательному исполнению в части, не противоречащей требованиям Технического регламента.

Именно на нарушение данных документов ссылаются инспектора Госпожнадзора в актах по итогам проверок и предписаниях.

Основными из принятых ранее, но действующих в настоящее время в отношении образовательных учреждений документов являются:

ППБ 01-03 "Правила пожарной безопасности в Российской Федерации", утвержденные приказом МЧС РФ от 18 июня 2003 г. № 313,

СНиП 21-01-97* «Пожарная безопасность зданий и сооружений» принятые и введенные в действие Постановлением Минстроя России от 13.02.1997 № 18-7;

НПБ 110-03 "Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией", утверждены Приказом МЧС России от 18.06.2003 № 315;

НПБ 104-03 "Проектирование систем оповещения людей о пожаре в зданиях и сооружениях", утверждены Приказом МЧС России от 20 июня 2003 г. №N 323 ";

НПБ 166-97 "Пожарная техника. Огнетушители. Требования к эксплуатации", утверждены Приказом ГУГПС МВД России от 31.12.1997 № 84;

НПБ «Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций», утвержденные приказом МЧС РФ от 12.12.2007 № 645.

Очень важно правильно определять действие данных документов во времени, учитывая, принцип, по которому «закон обратной силы не имеет». По данному принципу нормативный правовой акт не должен распространяться на те отношения, которые уже существовали до момента вступления его в юридическую силу.

Однако, придание нормативному правовому акту обратной силы возможно в случае, если в самом документе сказано об этом.

Необходимо внимательно изучать те документы, на нарушение которых ссылаются представители органов Госпожнадзора и найти в них нормы, определяющие действие документа во времени.

Так, например, пункт 1.7. СНиП 21-01-97* «Пожарная безопасность зданий и сооружений», говорит о том, что необходимость приведения существующих зданий в соответствие с требованиями СНиП определяется пунктом 8.5 СНиП 10-01-94.

В свою очередь, согласно пункту 8.5. СНиП 10-01-94 «Система нормативных документов в строительстве» на существующие здания и сооружения, запроектированные и построенные в соответствии с ранее действующими нормативными документами, вновь разрабатываемые документы не распространяются, за исключением случаев, когда дальнейшая эксплуатация таких зданий и сооружений в соответствии с новыми данными приводит к недопустимому риску для безопасности жизни и здоровья людей.

При изменении функционального назначения существующих зданий (сооружений) или отдельных помещений в них должны применяться действующие нормативные документы в соответствии с новым назначением этих зданий или помещений.

Таким образом, СНиП 21-01-97* по общему правилу распространяет свое действие на здания, спроектированные и построенные после 1997 г. либо более старые здания, в которых проводилась реконструкция. Данная позиция находит свое подтверждение в решениях судебных органов (см. решения Арбитражного суда Челябинской области от 22 января 2009 г. по делу № А76-25625/2008-53-667/11 и от 04 декабря 2009 года по делу № А76-40474/2009-62-861).

Кроме общих правил, для каждой отрасли утверждены собственные Правила пожарной безопасности. Так в системе образования до сих пор действуют «Правила пожарной безопасности для общеобразовательных школ, профессионально-технических училищ, школ-интернатов, детских домов, дошкольных, внешкольных и других учебно-воспитательных учреждений ППБ 101-89», утвержденные приказом Госкомитета СССР по народному образованию от 04.07.1989 № 541.

В настоящее время формируется новая система технического регулирования, включающая в себя технические регламенты, стандарты и своды правил (см. Федеральный закон от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании»).

Технические регламенты устанавливают обязательные требования к объектам технического регулирования (продукции, в том числе зданиям, строениям и сооружениям).

Стандарт - документ, в котором устанавливаются характеристики продукции, правила осуществления и характеристики процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг.

Своды правил содержат технические правила и (или) описание процессов проектирования, производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации продукции и которые применяются на добровольной основе в целях соблюдения требований технических регламентов. При этом своды правил фактически не содержат в себе новых требований, а систематизируют требования, имеющиеся в ранее принятых правовых актах (правилах, СНиПах и т.д.).

Так, в настоящее время в сфере обеспечения пожарной безопасности действует указанный выше «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», утвержденный федеральным законом 123-ФЗ и 12 утвержденных приказами МЧС РФ сводов правил:

Свод правил СП 1.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы»;

Свод правил СП 2.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре»;

Свод правил СП 3.13130.2009 «Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре»;

Свод правил СП 4.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям»;

Свод правил СП 5.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования»;

Свод правил СП 6.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Электрооборудование. Требования пожарной безопасности»;

Свод правил СП 7.13130.2009 «Отопление, вентиляция и кондиционирование. Противопожарные требования»;

Свод правил СП 8.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Источники наружного противопожарного водоснабжения. Требования пожарной безопасности»;

Свод правил СП 9.13130.2009 «Техника пожарная. Огнетушители. Требования к эксплуатации»;

Свод правил 10.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Внутренний противопожарный водопровод. Требования пожарной безопасности»;

Свод правил 11.13130.2009 «Места дислокации подразделений пожарной охраны. Порядок и методика определения»;

Свод правил 12.13130.2009 «определение категорий помещений, зданий и наружных установок по взрывопожарной и пожарной опасности».

Полный перечень национальных стандартов и сводов, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» можно найти в приказе Ростехрегулирования от 30.04.2009 № 1573.

Анализ указанных выше нормативных правовых актов позволяет выделить следующие требования пожарной безопасности, сгруппировав их по направлениям контроля.

Приход инспекторов пожарного надзора на объект для проведения проверки часто застаёт врасплох руководителей, ответственных за пожарную безопасность. Чтобы этого не случилось, необходимо заранее готовиться к таким проверкам, а также знать их нормативно-правовую основу.

Основным документом, регламентирующим действие пожарных инспекторов при проведении проверок, является Федеральный закон от 21 декабря 1994г.

N 69-ФЗ «О пожарной безопасности», а также Положение о государственном пожарном надзоре, утверждённое постановлением Правительства РФ от 21.12.2004 № 820.

Любые мероприятия, проводимые в ходе проверок пожарного надзора, должны выполняться в соответствии с ФЗ-№294 от 26 декабря 2008г. «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». Согласно данному закону проверки могут носить плановый и внеплановый характер.

Внеплановая проверка
Основанием для внеплановой проверки может служить поступление в органы государственного контроля от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из СМИ информации о следующих фактах:
1. возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов РФ, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
2. причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия народов РФ, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
3. нарушение прав потребителей (в случае обращения граждан, права которых нарушены).
Иными словами, для проведения внеплановой проверки должны быть очень веские основания. При этом такая проверка должна быть санкционирована органами прокуратуры, а руководитель предприятия должен быть предупрежден за 24 часа до начала её проведения.

Плановая проверка
Согласно ФЗ-№294 плановая проверка может проводиться не чаще чем один раз в три года. Как правило, основанием для проведения плановой проверки является истечение трёх лет со дня регистрации юр. лица, либо окончания проведения последней плановой проверки юр. лица.

Какие документы изучает инспектор при проведении плановой проверки?

При проведении выездной проверки перед проведением визуальной проверки соблюдения требований пожарной безопасности пожарный инспектор изучает следующие документы:

1. Правоустанавливающие документы:
1.1. Договор аренды или свидетельство на право собственности;
1.2. Уставные документы и банковские реквизиты;
1.3. Приказ о назначении генерального директора;
2. Документы, подтверждающие выполнение предприятием требований по пожарной безопасности:
2.1. Декларация пожарной безопасности (необходимо разрабатывать не для всех объектов);
2.2. Свидетельство о прохождении обучения по пожарно-техническому минимуму ответственного за пожарную безопасность;
2.3. Инструкция о пожарной безопасности (Постановление Правительства РФ от 25.04.2012 N 390 (ред. от 17.02.2014) «О противопожарном режиме»);
2.4. Журнал о прохождении инструктажей по пожарной безопасности;
2.5. Журнал регистрации первичных средств пожаротушения (огнетушителей);
2.6. Паспорта на огнетушители или акты проведения перезарядки;
2.7. Акт ввода в эксплуатацию, паспорта и сертификаты на смонтированное оборудование систем обеспечения пожарной безопасности (АПС, СОУЭ, ВПВ, ДУ, АУПТ);
2.8. Журнал о проведении технического обслуживания системы АППЗ или пожаротушения с ежемесячными отметками обслуживающей организации;
2.9. Журнал учёта и проверок пожарных кранов (не позднее 6 месяцев);
2.10. Акт проверки качества огнезащитной обработки (проверка проводится в сроки, установленные производителем огнезащитного состава, при их отсутствии –
2 раза в год);
2.11. Акт проведения испытаний пожарных лестниц и ограждений на крышах (проверка проводится
1 раз в пять лет);
2.12. Планы эвакуации и инструкция персоналу

Пусть читателя не пугает столь обширный список документов, на практике он гораздо короче.

Как узнать, когда будет проводиться плановая проверка вашего предприятия?

размер шрифта

ПРИКАЗ МЧС РФ от 17-03-2003 132 (ред от 26-04-2005) ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ИНСТРУКЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОГО... Актуально в 2017 году

IV. Организация надзора за соблюдением требований пожарной безопасности на объектах контроля (надзора) <*>

<*> На основании Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности"; Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 134-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)".

15. Надзор за соблюдением требований пожарной безопасности на объектах контроля (надзора) осуществляется в ходе проверок, проводимых в рамках мероприятий по контролю.

16. Проверки подразделяют на плановые и внеплановые.

Плановые проверки проводятся с целью контроля за выполнением обязательных требований пожарной безопасности на объектах контроля (надзора).

Внеплановые проверки проводятся с целью контроля исполнения предписаний об устранении нарушений обязательных требований пожарной безопасности, выявленных в результате проведения плановой проверки.

17. Внеплановые проверки проводятся органами ГПН также в случаях:

получения информации от юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, органов государственной власти о возникновении аварийных ситуаций, об изменениях или о нарушениях технологических процессов, а также о выходе из строя сооружений, оборудования, которые могут непосредственно причинить угрозу жизни, вред здоровью людей, окружающей среде и имуществу граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;

возникновения угрозы жизни и вреда здоровью граждан, повреждения имущества, в том числе в отношении других юридических лиц и (или) индивидуальных предпринимателей;

обращений граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей с жалобами на нарушения их прав и законных интересов действиями (бездействием) иных юридических лиц и (или) индивидуальных предпринимателей, граждан, связанными с невыполнением ими обязательных требований пожарной безопасности, а также иной информации, подтверждаемой документами и иными доказательствами, свидетельствующими о наличии признаков таких нарушений (обращения, не позволяющие установить лицо, обратившееся в орган ГПН, не могут служить основанием для проведения внеплановой проверки).

Внеплановые проверки в случаях, указанных в абзацах втором и третьем настоящего пункта, могут проводиться по мотивированному решению органа ГПН, в том числе в отношении иных юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, использующих однородные объекты контроля (надзора).

18. Проверки проводятся на основании распоряжения (приказа) руководителя органа ГПН.

19. Распоряжение (приказ) руководителя органа ГПН о проведении проверки либо его копия, заверенная печатью соответствующего органа ГПН, предъявляется государственным инспектором, осуществляющим проверку, руководителю или иному должностному лицу юридического лица либо индивидуальному предпринимателю одновременно со служебными удостоверениями участников проверки.

Проверка может проводиться только теми государственными инспекторами, которые указаны в распоряжении (приказе) о проведении проверки.

20. Продолжительность мероприятия по контролю за обеспечением пожарной безопасности в отношении одного юридического лица или индивидуального предпринимателя не должна превышать один месяц.

В исключительных случаях, связанных с необходимостью проверки большого количества зданий и сооружений, проведения специальных исследований (испытаний), экспертиз со значительным объемом работы на основании мотивированного предложения государственного инспектора, осуществляющего проверку, руководителем органа ГПН или его заместителем срок проведения мероприятия по контролю может быть продлен, но не более чем на один месяц.

21. В соответствии со списками объектов контроля (надзора) в органах ГПН ведутся списки особо важных и режимных объектов, а также списки организаций, на которых в обязательном порядке создается пожарная охрана.

22. На объектах контроля, включенных в список особо важных и режимных объектов и список предприятий, на которых в обязательном порядке создается пожарная охрана, плановые проверки осуществляются один раз в два года.

Указанные объекты закрепляются за наиболее подготовленными государственными инспекторами, а объекты атомной энергетики - лично за руководителем соответствующего органа ГПН.

Периодичность плановых проверок на объектах контроля (надзора), не вошедших в названные списки, а также в населенных пунктах устанавливается соответствующими органами ГПН с учетом результатов анализа обстановки с пожарами и пожарной опасности объектов, но не чаще одного раза в два года.

Периодичность мероприятий по контролю на строящихся зданиях и сооружениях устанавливается органами ГПН в зависимости от сложности объектов, сроков и темпов их строительства и с учетом календарных планов выполнения строительных работ. Эти мероприятия по контролю должны проводиться в процессе участия в работе комиссий по приемке в эксплуатацию строящихся объектов, но не чаще одного раза в два года.

Проверки федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления должны осуществляться не реже 1 раза в 5 лет.

23. При осуществлении мероприятий по контролю особое внимание должно уделяться объектам с пребыванием людей (гостиницы, общежития, детские, учебные, лечебно-оздоровительные учреждения, объекты социального обеспечения и другие).

24. Мероприятия по контролю проводятся государственными инспекторами во время исполнения служебных обязанностей с участием руководителей организаций или выделенных ими представителей.

Проверки федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления проводятся комиссией, создаваемой соответствующим органом ГПН во главе с руководителем этого органа ГПН или по его поручению - другим должностным лицом органов ГПН.

В состав комиссии включаются должностные лица органов ГПН, а также (по согласованию) представители вышестоящих органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, представители других заинтересованных органов, в том числе федеральных надзоров.

Loading...Loading...