Феодализм и феодальное общество.

Феодальное общество распадалось на два основных класса- феодалов и крестьян. «Крепостническое общество представляло такое деление классов, когда громадное большинство - крепостное крестьянство - находилось в полной зависимости от ничтожного меньшинства - помещиков, которые владели землей»1.

Класс феодалов не представлял собой однородного целого. Мелкие феодалы платили дань крупным феодалам, помогали им в войне, но зато пользовались их покровительством. Покровитель назывался сеньёром, покровительствуемый - вассалом. Сеиьёры в свою очередь были вассалами других, более могущественных феодалов.

Как господствующий класс, феодалы-помещики стояли во главе государства. Они составляли одно сословие - дворянство. Дворяне занимали почётное положение первого сословия, пользуясь широкими политическими и экономическими привилегиями.

Духовенство (церковное и монастырское) было также крупнейшим земельным собственником. Оно владело обширными землями с многочисленным зависимым и крепостным населением и наряду с дворянами было господствующим сословием.

Широким основанием «феодальной лестницы» служило крестьянство. Крестьяне были подчинены помещику и находились под верховной властью самого крупного феодала - короля. Крестьянство было политически бесправным сословием. Помещики могли продавать своих крепостных и широко пользовались этим правом. Крепостники подвергали крестьян телесным наказаниям. Крепостную зависимость Ленин называл «крепостным рабством». Эксплуатация крепостных крестьян была почти такой же жестокой, как эксплуатация рабов в древнем мире. Но всё же крепостной мог часть времени работать на своём участке, мог до известной степени принадлежать себе.

Основным классовым противоречием феодального общества было противоречие между феодалами и крепостными крестьянами.

1 В.П. Ленин, О государстве, Сочинения, т. 29, стр. 445.

Борьба эксплуатируемого крестьянства против феодалов-помещиков велась на протяжении всей эпохи феодализма и приобрела особую остроту на последней ступени его развития, когда до крайности усилилась крепостническая эксплуатация.

В городах, освободившихся от феодальной зависимости, власть находилась в руках богатых горожан - купцов, ростовщиков, владельцев городских земель и крупных домовладельцев. Цеховые ремесленники, составлявшие главную массу городского населения, часто выступали против городской знати, добиваясь своего участия в управлении городов наряду с городской аристократией. Мелкие ремесленники и подмастерья боролись против эксплуатирующих их цеховых мастеров и купцов.

К концу феодальной эпохи городское население было уже сильно расслоено. На одной стороне - богатые купцы и цеховые мастера, на другой - обширные слои ремесленных подмастерьев и учеников, городской бедноты. Городские низы вступали в борьбу против объединённых сил городской знати и феодалов. Борьба эта соединялась в один поток с борьбой крепостных крестьян против феодальной эксплуатации.

Носителями верховной власти считались короли (в России - великие князья, а затем цари). Но за пределами собственных владений королей значение королевской власти в период раннего феодализма было ничтожно. Часто эта власть оставалась номинальной. Вся Европа разделялась на множество крупных и мелких государств. Крупные феодалы были полными господами в своих владениях. Они издавали законы, следили за их исполнением, творили суд и расправу, содержали собственное войско, совершали набеги на соседей, не стеснялись и грабить на больших дорогах. Многие из них самостоятельно чеканили монету. Феог далы помельче также пользовались весьма широкими правами в отношении подвластных им людей; они старались равняться по крупным сеньёрам.

С течением времени феодальные отношения образовали до крайности запутанный клубок прав и обязанностей. Между феодалами возникали бесконечные споры и раздоры. Разрешались они обычно силой оружия, путём междоусобных войн.

Еще по теме Классы и сословия феодального общества. Феодальная иерархия.:

  1. Государственная власть и сословное деление феодального класса на Балканах в XIII-XV вв. (К истории феодальной социальной терминологии и иерархии) Е. П. НАУМОВ

Феодальный строй был присущ множеству стран, различие состоит во временных периодах, которые были разными для каждого государства. В Китае эпоха феодализма длилась более двух тысяч лет, в России началась приблизительно в X веке и закончилась в момент принятия крестьянской реформы.

В странах Европы феодальный строй возник после падения Западной Римской Империи в V веке, конец ему положила Английская буржуазная революция в XVII веке. Феодализм в Западной Европе возник после разложения рабовладельческого строя и распада родового строя у племен завоевателей.

Структура и причины феодального общества

Феодализм как явление сложился в результате синтеза этих процессов. Зачатки феодализма были еще в Римской империи, именно там впервые появляются отношения колоната.

Господин, который был крупным землевладельцев, наделял крестьян собственной землей, они же обязывались определенное количество дней работать в его хозяйстве либо же выплачивать денежную суму в виде налога за пользование своим участком.

Это и было зарождением феодальных отношений, расцвет которых придется на раннее средневековье. Первопричиной зарождения феодализма было классовое неравенство крестьян.

В собственности богатых семей оказалось большинство земель, что давало им возможность получать большую выручку из производства сельскохозяйственных продуктов. Вместе с доходами постепенно возрастала и власть над более бедными жителями.

Из-за монополизма, который развернулся в обществе, бедные крестьяне попадали в зависимость от преуспевающих землевладельцев.

При поддержке органов власти, а также военных чиновников, которые имели значительное влияние в тот период, крупным землевладельцам удалось на законодательном уровне закрепить обязанность повинности крестьян. Фактически это было то же рабовладение с маленьким отличием: крестьяне имели право работать на своем земельном наделе.

Укрепление феодализма в Европе

После падения Римской Империи в течение 5 столетий феодализм окончательно укрепился в Европе. Свободные крестьяне постепенно разорялись от постоянной военной службы и грабежей.

Чтобы хоть каким-то образом заработать на жизнь, они вынуждены были обращаться за помощью к феодалам, которые присваивали себе право собственности на их земли и навязывали им ряд повинностей. В конце X столетия закрепощения теряет свою добровольную форму.

В отношения феодала и крестьянина вмешивается власть. Монархи имели личную выгоду от процесса закрепощения и фактически насильственно передавали имущество свободных крестьян крупным землевладелицам.

Каждый феодал выдвигал крестьянам свои формы повинностей, история говорит о случаях нехарактерного для феодальных отношений либерализма. Некоторые феодалы отказывались от порабощения крестьян и брали за пользование землей только символических налог в форме продуктов.

Естественно это провоцировало миграцию крестьян, которая обусловливалась поисками лучшего феодала. В XV веке такие перемещения были запрещены, и крестьянство окончательно закреплялось за одним помещиком. Такое ограничение окончательно стерло грань между статусом раба и крестьянина.

Необходимость феодального строя

Как не парадоксально, но феодальный строй был необходимым элементом в развитии человеческого общества. Развитие производства в тех исторических условиях было возможно только с применением труда зависимых крестьян, которые имели свою заинтересованность в труде.

В Средние века считали, что общество делится на «тех, кто молятся» - духовенство, «тех, кто воюет» - рыцарей и «тех, кто работает» - крестьян. Все эти сословия как бы являлись частями одного тела. На самом деле иерархическая структура общества, возникшая в Средние века, была намного сложнее и интереснее.
А еще вы узнаете, как должен выглядеть и как должен себя вести настоящий рыцарь.

Тема: Феодальная система Западной Европы

Урок: Феодальное общество

В Средние века считали, что общество делится на «тех, кто молятся» — духовенство, «тех, кто воюет» — рыцарей и «тех, кто работает» — крестьян. Все эти сословия как бы являлись частями одного тела. На самом деле иерархическая структура общества, возникшая в Средние века, была намного сложнее и интереснее.А еще вы узнаете, как должен выглядеть и как должен себя вести настоящий рыцарь.

К середине XI в. в Европе установился общественный строй, который современные историки называют феодальным . Власть в обществе принадлежала землевладельцам-феодалам, светским и церковным. Подавляющее большинство населения составляли зависимые крестьяне. Привилегии и обязанности господ и крестьян оформились определенными обычаями, писаными законами и установлениями.

Каждый крупный феодал раздавал часть земель с крестьянами мелким феодалам в награду за службу, они же давали ему присягу верности. Он считался по отношению к этим феодалам сеньором (старшим), а феодалы, которые как бы «держали» от него земли, становились его вассалами (подчиненными). Вассал был обязан по приказу сеньора выступать в поход и приводить с собой отряд воинов, участвовать в суде сеньора, помогать ему советом, выкупать сеньора из плена. Сеньор защищал своих вассалов от нападений других феодалов и восставших крестьян, награждал их за службу, обязан был заботиться об их осиротевших детях. Случалось, что вассалы выступали против своих сеньоров, не выполняли их приказов или переходили к другому сеньору. И тогда только силой можно было заставить их подчиниться, особенно если сеньор вынуждал вассалов слишком долго участвовать в войне или плохо награждал за службу.

Главой всех феодалов и первым сеньором страны считался король: он был высшим судьей в спорах между ними и во время войны возглавлял войско. Король был сеньором для высшей знати (аристократии) — герцогов и графов. Ниже стояли бароны и виконты — вассалы герцогов и графов. Бароны были сеньорами рыцарей, у которых уже не было своих вассалов. Вассалы должны были подчиняться только своим сеньорам. Если они не были вассалами короля, то могли не выполнять его приказы. Такой порядок закреплялся правилом: «Вассал моего вассала — не мой вассал». Отношения между феодалами напоминали лестницу, на верхних ступеньках которой стояли самые крупные феодалы, на нижних — средние, еще ниже — мелкие. Такую организацию феодалов историки называют феодальной лестницей .

Рис. 1. Феодальная лестница ()

Феодальное право регулировало также отношения между господами и их зависимыми крестьянами. Например, крестьянская община была вправе не подчиниться сеньору, если он требовал налог больший, чем предусматривался обычаем этой общины или договором между крестьянами и господином земли. Когда начиналась война с другим государством, король призывал в поход герцогов и графов, а те обращались к баронам, которые приводили с собой отряды рыцарей. Так создавалось феодальное войско, которое обычно называют рыцарским.

Начиная с VIII в. для защиты от нападений норманнов и венгров в Европе было построено немало замков. Постепенно каждый господин старался соорудить себе замок в зависимости от возможностей — огромный или скромный. Замок — это жилище феодала и его крепость. Сначала замки строили из дерева, позднее — из камня. Мощные стены с зубчатыми башнями служили надежной защитой. Замок часто возводили на холме или высокой скале, окружали широким рвом с водой. Иногда его строили на острове посреди реки или озера. Через ров или протоку перекидывали подъемный мост, на ночь и при нападении врага его поднимали на цепях. Из башни над воротами постоянно обозревала окрестности стража и, заметив в отдалении врага, трубила сигнал тревоги. Тогда воины спешили занять свои места на стенах и в башнях. Чтобы проникнуть в замок, надо было преодолеть много препятствий. Враги должны были засыпать ров, по открытому пространству одолеть холм, подойти к стенам, взобраться на них по приставленным штурмовым лестницам или разбить тараном дубовые, окованные железом ворота. На головы врагов защитники замка сбрасывали камни и бревна, лили кипяток и горячую смолу, метали копья, осыпали их стрелами. Зачастую нападавшим приходилось штурмовать вторую, еще более высокую стену.

Рис. 2. Средневековый замок в Испании ()

Над всеми постройками возвышалась глав-ная башня — донжон. В ней феодал со своими воинами и слугами мог выдержать долгую оса-ду, если другие укрепления уже захвачены. Внутри башни один над другим были располо-жены залы. В подвальном помещении делали колодец и хранили запасы продуктов. Рядом в сыром и темном подземелье томились узники. Из подвала обычно рыли тайный подземный ход, который выводил к реке или лесу.

Военное дело стало занятием почти исключительно феодалов, и так было на протяжении многих веков. Феодал зачастую сражался всю жизнь. Рыцарь был во-оружен большим мечом и длинным копьем; нередко он пользовался также боевым топором и палицей — тяжелой дубиной с металличес-ким утолщенным концом. Большим щитом рыцарь мог прикрыться с головы до ног. Тело рыцаря защищала кольчуга — рубаха, сплетен-ная из железных колец (иногда в 2-3 слоя) и доходившая до колен. Позднее кольчугу смени-ли латы — доспехи из стальных пластин. На голову рыцарь надевал шлем, а в минуту опас-ности он опускал на лицо забрало — металли-ческую пластинку с прорезями для глаз. Сра-жались рыцари на сильных, выносливых ко-нях, которые также были защищены доспеха-ми. Рыцаря сопровождали оруженосец и не-сколько вооруженных воинов, конных и пе-ших, — целая «боевая единица». Феодалы готовились к военной службе с детства. Они постоянно упражнялись в фехто-вании, верховой езде, борьбе, плавании и мета-нии копья, учились приемам и тактике боя.

Рис. 3. Рыцарь и оруженосец ()

Знатные рыцари считали себя людьми «благородными», гордились древностью своих родов и числом знаменитых предков. Рыцарь имел свой герб — отличительный знак рода и девиз — краткое изречение, обычно объясняв-шее смысл герба. Рыцари не стеснялись грабить побежден-ных, собственных крестьян и даже проезжих на больших дорогах. В то же время рыцарю полагалось презирать расчетливость, бережли-вость, но проявлять щедрость. Доходы, получа-емые от крестьян, и военную добычу чаще все-го тратили на подарки, пиры и угощения дру-зей, охоту, дорогую одежду, на содержание слуг и воинов. Другим важным качеством рыцаря счита-лась верность королю и сеньору. Это была его главная обязанность. А измена налагала клей-мо позора на весь род предателя. «Кто своему сеньору изменяет, тот кару должен понести по праву» — сказано в одной из поэм. В сказани-ях о рыцарях воспевались смелость, удаль, пре-зрение к смерти, благородство. В этот выработанный кодекс (законы) ры-царской чести входили и другие особые прави-ла: рыцарь должен искать подвиги, бороться с врагами христианской веры, защищать честь дам, а также слабых и обиженных, особенно вдов и сирот, быть справедливым и галантным. Но эти правила рыцарской чести применя-лись главным образом в отношениях между феодалами. Всех, кого считали «неблагородны-ми», рыцари презирали, вели себя с ними вы-сокомерно и жестоко.

Список литературы

1. Агибалова Е. В., Донской Г. М. История Средних веков. — М., 2012.

2. Атлас Средневековья: История. Традиции. — М., 2000.

3. Иллюстрированная всемирная история: с древнейших времен до XVII в. — М., 1999.

4. История Средних веков: Кн. для чтения / Под ред. В. П. Будановой. — М., 1999.

5. Калашников В. Загадки истории: Средние века / В. Калашников. — М., 2002.

6. Рассказы по истории Средних веков / Под ред. А. А. Сванидзе. — М., 1996.

Домашнее задание

1. Назовите три сословия средневекового общества

2. Почему крестьяне не входили в феодальную лестницу?

3. Какие права и обязанности связывали сеньоров и вассалов?

4. Опишите средневековый замок

5. Какое вооружение использовали рыцари?

6. Назовите основные положения кодекса рыцарской чести.

Феодальное общество в Средневековье - раздел История, Учебное пособие по истории (первобытность, древность, средневековье) Сосредоточение Абсолютного Большинства Населения В Деревня...


Конец работы -

Эта тема принадлежит разделу:

Учебное пособие по истории (первобытность, древность, средневековье)

Учреждение среднего профессионального.. образования республики башкортостан.. башкирский медицинский колледж..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

От первобытности к цивилизации
По общепринятым оценкам, эпоха первобытности началась не позднее 2,5 млн. лет назад, тогда как первые цивилизации появились не ранее IV тыс. до н.э. Таким образом, более 99% своей истории человечес

Древний Восток и Античный мир
Древний Египет Этапы истории Древнего Египта 2 пол. IV тыс. до н.э. В долине Нила насчитывалось более 40 госуда

Древний Египет
Крупнейшее государство Древнего Востока на северо-востоке Африки, территория которого простиралась широкой плоской вдоль долины Нила и его порогов до дельты.

Требовала
Создание ирригационных систем Организация коллективного труда большого количества людей

Структура общества
Царь (фараон) – правитель, обладавший верховной военной, судебной и жреческой властью. Почитался как бог Ра.РА

Восточная деспотия
С возникновением в условиях неолитической революции так называемых вождеств, объединявших ряд общин под властью вождя, был сделан крупный шаг в движении к государству. Вождь, власт

Социальная структура
При всех региональных особенностях социальная структура египетского, вавилонского, ассирийского, китайского, индийского, персидского общества в целом однотипна. Социальная иерархия может быть предс

Возникновение античной цивилизации
Храм Парфенон в Афинах. V в. до н.э. Античная цивилизация сформировалась в Средиземноморье. Первоначально в Греции и Италии возникли государства (Крит, Мик

Эллинизм: государство и общество
Постоянная борьба за первенство между двумя важнейшими полисами – демократическими Афинами и аристократической Спартой – в конце концов, ослабила Грецию и сделала возможным её подчинение северному

Римский мир Средиземноморья
В полисах Италии безраздельно господствовала землевладельческая аристократия. Одному из них – Риму, возникшему, по преданию, в 753 году до н.э. – суждено было стать господином Средиземноморья. Пер

Цивилизация Востока. Античная цивилизация
Централизованная монархия Полисы – города-государства Правитель – верховный собственник Общинная и частная собственность всей земли. Частная собственность на землю Населе

Присваивающее и производящее хозяйства
Присваивающее хозяйство Производящее хозяйство неолитическая революция VIII-VII тыс. до н.э.

Восточная Римская империя
(Византия) 395 г. – Образование Восточной Римской империи (Византии) со столицей Константинополь (Балканский п-ов, Малая Азия, Сирия, Египет, Палестина и др. земли).

Государственное управление
Ведомства Налоговое; военное; ведомство государственной почты и внешних сношений; ведомство, защищавшее интересы императорской семьи.

Возникновение ислама
В VII в. в Аравии зародилась третья по времени возникновения (после буддизма и христианства) мировая религия – ислам. Это слово означает «вручение себя Аллаху», «покорность».

Завоевательная политика
За короткий период были завоеваны: Сирия, Палестина, Египет, Иран, Северная Африка, Армия, часть Грузии, Испания, часть Средней Азии. Столица халифата – Мекка, Дамаск, Багдад. Важ

Пути развития феодализма
Феодализм утверждался на большей части территории Европы через взаимодействие позднего римского общества с варварским – синтезный путь. Быстрое развитие феод

Франкское государство Меровингов
Создатель – вождь племени салических франков Хлодвиг из рода Меровея. 486 г. – победа над римлянами в битве при Суассоне; подчинение Сев

Центральное управление при Меровингах
Король Майордом–первый советник королевства Дворцовый

Карл Великий и его империя
За время правления Карла Великого (768 – 814 гг.) Франкское государство стало одним из крупнейших государств в Европе. Армия Карла совершила более 50 походов в соседние страны.

Каролингское Возрождение – время Карла Великого
· 800 г. – римский папа провозгласил Карла Великого императором. Впервые · после падения Римской империи (476 г.) власть императора на Западе была восстановлена. Карл стал претендовать на

Франция в XI – XIV вв
Борьба королей Франции за «собирание» земель XI в. – Франция делилась на ряд крупных феодальных владений: герцогств – Нормандия, Бургундия, Бретань, Аквитания

Англия в XI-XII вв
Нормандское завоевание Англии После завоевания Британии англами и саксами там образовалось 7 враждующих между собой королевств. В IX в. они объединились в королевство Англ

Особенности воюющих армий
Английская армия Основа – пехотинцы, набранные из свободных крестьян, лучники. Рыцарская конница получала жалование из королевской казны. Преимущества: o Высо

Война Алой и Белой Розы
(1455-1485гг.) Причина Соперничество двух групп феодалов – старой аристократии и новой знати, связанной хозяйственными интересами с буржуазией. К

Абсолютная монархия
В XV – XVI вв. в странах Западной Европы складываются абсолютные монархии. Абсолютизм – форма правления в условиях феодального государства, когда монарху принадлежи

Основные черты абсолютной монархии
1. Создание разветвлённого бюрократического аппарата. 2. Создание профессиональной армии – опоры абсолютизма. 3. Усиление карательных органов. 4. Деятельность сословно-пр

Причины феодальной раздробленности и их проявление в странах Западной Европы в ранее Средневековье
причины процесс проявление результат 1.Развитие частного землевладения Превращение земельных пожалований з

Словарь терминов
Абсолютизм – неограниченная монархия; форма правления, при которой исполнительная, законодательная и судебная власть принадлежат одному лицу – монарху. Античный

Основные события всемирной истории
Зарубежные страны IV тыс. до н.э. I тыс. до н.э. – сер.V в. н.э. 527-565 Кон. V – VIII в. VII- X вв. 800-84

Феодальное общество в Русском централизованном государстве состояло из двух основных классов – класса феодалов и класса феодально-зависимых крестьян.

Класс феодалов подразделялся на четыре социальные группы:

Служилые князья («княжата»); бояре; слуги под дворским; дети боярские.

Служилые князья – это бывшие удельные князья. После присоединения их уделов к Великому Московскому княжеству они утратили политическую самостоятельность. Однако сохранили право вотчинной собственности на свои земли и явились крупными землевладельцами. Княжата были обязаны служить великому князю. Постепенно они сливались с верхушкой боярства.

Бояре, как прежде, оставались крупными вотчинниками. Они тоже относились к служилому сословию, занимали важные посты в великокняжеской администрации.

Дети боярские и слуги под дворским составляли группу средних и мелких феодалов и несли личную службу великому князю.

В период формирования централизованного государства феодалы обладали правом отъезда, могли выбирать в качестве сюзерена более сильного князя. По мере укрепления власти московских великих князей менялось их отношение к праву отъезда. Они рассматривали его как проявление сепаратизма, стремление к самостоятельности. Поэтому отъезжающие лишались своих вотчин и считались изменниками. Конфискованные земли великие князья передавали низшей группе служилых людей. Например, Иван III с 1483 г. по 1489 г. конфисковал земли 8000 семейств бояр и гостей Великого Новгорода, находившихся в оппозиции к Москве. На их землях Иван IV «испоместил » «москвичь лучьших многих гостей и детей боярских».

В XV в. – начале XVI в. в условиях централизации государства, поскольку все группы феодалов превратились в служилое сословие, изменялось значение слова, «боярин». В едином государстве принадлежность к боярству связывалась с государственной службой и стало означать придворный чин, пожалованный великим князем. Высшим чином был «боярин введенный» (прошедший процедуру торжественного введения, объявления). Этот чин получали княжата и родовитые бояре за особые заслуги. Следующий чин – «окольничий» давался мелким удельным князьям и знатным боярам, не вошедшим в состав бояр введенных. Другие чины – стольники, дворяне городовые.

В рассматриваемый период оформилась новая группа феодалов – дворяне. Иван III и другие великие князья давали землю под условием службы свободным людям и даже холопам, главным образом это были слуги под дворским (отсюда название - дворяне).

Дворяне получали землю за службу под условием поместного права, т. е., без передачи по наследству. Они не имели права свободного перехода от князя к князю и занимали незначительные должности. Дворяне не могли быть главными предводителями войск, начальниками полков. Они могли командовать лишь десятками или сотнями. На них лежала обязанность по охране границ государства. Дворяне могли занимать должности «разсыльщиков» - лиц, посылаемых в разные места с поручениями «недельщиков», в обязанность которых входили вызов в суд сторон, исполнение решений суда, арест и пытка «татей». Исполняли дворяне различные должности и в придворной службе, принимали участие в княжей охоте в качестве псарей, кречетников, сокольников. В Русском централизованном государстве между великим князем и остальными феодалами сложились не договорные, а служебные отношения. Действовали принципы: «в службе – честь!», «служить до смерти».


К крупным феодалам принадлежало духовенство, которое делилось на белое – духовенство церквей, и черное – духовенство монастырей.

В рассматриваемый период происходило расширение монастырского землевладения за счет пожалования князей и бояр, а также захвата неосвоенных земель, особенно на северо-востоке страны многочисленные монастыри, разбросанные по всей территории страны, пользовались поддержкой местных феодалов и купечества, могли существовать безбедно за счет денежных и натуральных вкладов на «помин души», «о здравии».

Крестьяне. Для обозначения сельского населения, начиная с XIVв., постепенно получает распространение термин крестьяне (от «христиане»).

Крестьяне делились на две категории – черных и частновладельческих. Черные крестьяне жили на землях князей и юридически не принадлежали какому-нибудь феодалу. Они платили великому князю тягло – общегосударственную подать. На них возлагалась запашка десятины – барщина на великого князя, содержание кормленщиков, подводная повинность, устройство городовых стен, приказных изб, строительство мостов, рубка леса, поставка «даточных людей».

Главной мерой при раскладке податей и повинностей на общину была соха, определенное количество земли – от 400 до1300 четвертей (четверть ½ десятины). Черные крестьяне жили общинами («мир» «волость»).

Частновладельческие крестьяне принадлежали отдельным феодалам. В XIV в.- XVI в. феодалы стремятся прикрепить крестьян к себе, своим владениям. При этом используются как экономические, так и внеэкономические меры. Чаще всего великие князья особыми грамотами закрепляли за отдельными владельцами определенные группы крестьян. Однако единая форма феодальной зависимости еще не сложилась. Частновладельческие крестьяне подразделялись на группы. Одной из них были крестьяне-старожильцы. К ним относились крестьяне давно (исстари), жившие на земле феодала, выполняли в его пользу повинности и платили тягло. До середины XV в.старожильцы были юридически свободными. Потом князья стали издавать грамоты, прикреплявшие их к землевладельцу.

Другая категория крестьян – новоприходцы, новопорядчики. Это крестьяне, которые привлекались феодалами в свои владения путем установления для них льгот. Например, освобождение на год от тягла и феодальных повинностей. Новопорядчики, много лет прожившие в одном месте, становились старожильцами.

Серебренники – крестьяне, которые брали в долг от своих феодалов серебро, которое делилось на «ростовое» и «издельное». Первое давалось с условием уплаты процентов, второе – с условием погашения процентов «издельем», т. е. работой на земле феодала. До уплаты долга серебренники не могли уйти от хозяина

Новоприходцы – крестьяне-бедняки, вынужденные идти к богатому хозяину. Они заключали договоры, «порядные» грамоты, по которым попадали в зависимость к господам. Новоприходец брал «подмогу» на обзаведение. В течение одного года он был либо освобожден от платы оброка господину, либо платил его «вполы», в уменьшенном размере. За это он был обязан обзавестись хозяйством, построить дом. Если он не делал этого, то платил «заряд» - неустойку. По истечении льготных лет новоприходцы сливались со старожильцами

Половники не имели своей земли, обрабатывали господскую землю и отдавали половину урожая хозяину.

Бобыли – безземельные крестьяне, не имевшие хозяйства и возможность платить государственную повинность. Они получали у феодала жилище и землю. За это они платили оброк и выполняли барщину.

Основная масса крестьянства в XV в. пользовалась правом перехода («выхода») от одного феодала к другому в любое время года («межень лета и всегды»). Феодалов это не устраивало, они стали требовать установления определенного срока крестьянского выхода.

Иван III в Судебнике 1497 г. установил единый срок выхода («отказа») крестьян – Юрьев день осенний (26 ноября), когда обычно все сельскохозяйственные работы были закончены. Чтобы получить «отказ», т.е. право выхода, крестьянин должен был заплатить феодалу «пожилое» (за пользование двором) в размере одного рубля в степных местностях и полтины в лесистых, если он жил за хозяином четыре года или дольше.

Осенний Юрьев день был крайне неудобен для выхода крестьян и, по сути, еще сильнее привязывал крестьян к феодалу. Без преувеличения можно сказать, что Судебник 1497 г., установив Юрьев день, положил начало юридическому оформлению крепостного права в России.

Холопы. В период формирования централизованного государства медленно но неуклонно идет процесс сближения холопства с феодально-зависимым крестьянством. Появляются так называемые «страдные люди » или «страдники» - холопы, посаженные на землю. Сокращается число источников холопства. Холоп, бежавший из татарского плена, освобождался. «Ключничество» в городе, рождение от свободной не вели в холопство. Еще одним проявлением сближения холопства с крестьянством являлось появление кабальных людей. Эта категория зависимого населения появилась в конце XV в. Сущность кабальных отношений заключалась в эксплуатации должника кредиторам на основании особой долговой записки («служебной кабалы»). Должник должен был своим трудом («службой») погасить проценты с занятой суммы. Часто долговая сумма носила фиктивный характер, прикрывала переход в феодальную зависимость. В XVI в. кабала приобретает черты полного холопства. Поэтому кабальные люди стали называться кабальными холопами. Однако в отличие от полного холопа кабальный холоп не мог передаваться по завещанию, его дети не становились холопами.

Городское население. Жители городов в Русском централизованном государстве назывались посадскими людьми. Дело в том, что город в то время делился на две части: 1) огороженное крепостной стеной место – «детинец», «кремль», здесь жили представители княжеской власти, находился гарнизон; 2) посад – поселение вне каменных стен детинца, здесь жили торговцы, ремесленники - посадские люди.

В социальном отношении посадские люди были неоднородны. Верхушка – богатые купцы (некоторые князья были должниками купцов) – гости, сурожани, суконники. Существовали купеческие объединения – так называемые сотни.

Основная масса городского населения – черные посадские люди (ремесленники, мелкие торговцы). Ремесленники объединялись в общины, «братчины» по профессиональному признаку (каменщики, бронники, плотники и др.). За ними признавалось право суда.

Посадские люди образовывали посадскую черную сотню, члены которой по принципу круговой поруки платили общегосударственную подать – посадское тягло, несли другие повинности.

§3 Государственный строй

Образование Русского централизованного государства включало в себя два взаимосвязанных процесса – формирование единой государственной территории за счет объединения раздробленных княжеств и установления власти единого монарха этой территории.

Динамика формирования власти Московского великого князя характеризуется неуклонным возрастанием его единовластия. До объединения Московские князья – полновластные хозяева в собственном домене. С остальными князьями отношения строились на основе принципа сюзеренитета – вассалитета – договоры, иммунитеные грамоты. По мере развития процесса объединения происходит укрепление власти московского великого князя. Удельные князья превращаются в служилых, Русское государство из комплекса феодальных владений становится единым государством. Удельные князья не могут проводить самостоятельную внешнюю и внутреннюю политику. Власть московского великого князя приобрела характер реальной власти всего Московского государства. Государство стало делиться не на уделы, а на уезды, в которых управляли должностные лица Московского великого князя.

С точки зрения формы правления до середины XVI в. Русское централизованное государство может рассматриваться как переходное от раннефеодальной монархии к сословно-представительной монархии

Органы власти и управления. Высшая законодательная, исполнительная власть принадлежала великому князю. Существовало два источника усиления власти великого князя: 1) внутренний – за счет ограничения иммунитетных прав удельных князей и бояр; 2) внешний – ликвидация вассальной зависимости от Золотой Орды.

Московский великий князь и юридически и фактически стал носителем суверенной власти на территории Руси. Начиная с Ивана III московские князья именуют себя «государями всея Руси». Возвышение власти московского великого князя получило идеологическое обоснование. Таковым стала выдвинутая в послании монаха псковского Елизарова монастыря Филофея теория «Москва – третий Рим». Два Рима (Западный и Восточный - Константинополь) пали. Единственным хранителем православия остался русский народ, а Москва стала третьим Римом и станется им навсегда. «Два убо Рима падоша, а третий стоит и четвертому не быти». Филофей обращался Московскому князю: «Един ты во всей поднебесной хрестианом царь».

Своего рода практическим подтверждением такого положения Ивана III стал его брак с Софьей Палеолог, племянницей последнего византийского императора – Константина Палеолога.

Великому князю принадлежало право назначать на основные государственные должности, в том числе и в Боярскую думу. Он же возглавлял вооруженные силы и ведал внешнеполитическими делами. От его имени издавались законы, а великокняжеский суд являлся высшей судебной инстанцией. Укреплению власти великого князя способствовало то, что в 90- е годы XV в. Ивану III удалось добиться независимого от константинопольского патриарха назначения русского митрополита.

Боярская дума – постоянный совещательный орган при великом князе, возникший в XV в. Она выросла из Совета бояр при князе, который существовал раннее, но созывался от случая к случаю.

Боярская дума имела постоянный состав, в нее входили высшие иерархи, бояре, окольничьи. Численный состав Боярской думы в начале XVI в. не превышал 20 человек.

Компетенция боярской думы не была четко определена. Она могла рассматривать важные общегосударственные вопросы. В частности, велика была роль Боярской думы во внешнеполитических делах. Бояре ставились во главе посольских миссий, вели переписку, присутствовали на приемах послов великих князей.

В Боярской думе и вообще системе государственного управления действовал принцип местничества, по которому положение членов Боярской думы и других должностных лиц определялось их родовитостью, знатностью, а не деловыми качествами.

В период становления Русского централизованного государства еще созывались феодальные съезды, как правило для решения вопросов, связанных с объединением русских земель. Последний феодальный съезд был созван Иваном III в 1471 г.

«Пути» – своеобразные ведомства, соединявшие в себе и функции государственного управления, и функции удовлетворения потребностей великокняжеского двора (сокольничий, ловчий, конюшенный, чашничий и др.). Возглавляли «пути»назначавшиеся великим князем «путные бояре» из числа наиболее родовитых и доверенных князю лиц.

В ведении «путей» находились определенные местности, которыми они ведали «судом и данью».

Наличие «путей» - показатель того, что в государственном управлении сохранялись элементы дворцово-вотчинной системы. Однако с течением времени эта архаичная система не отвечала требованиям централизованной власти. В XVв. начале XVI в. появляются новые органы – приказы. Это были бюрократически централизованные органы, ведавшие отдельными отраслями государственного управления. В приказах сформировалось чиновничество – приказные люди, - профессионально занимавшиеся государственным управлением.

Первым из приказов был Казенный приказ (двор). В 1450 г. впервые упоминался казенный дьяк, а в 1467 г. – казенный подьячий, как должностные лица. Вначале Казенный приказ обладал обширными функциями: ведал ямскими, поместными, холопьими и посольскими делами. Вслед за Казенным стали возникать и другие приказы

Местное управление строилось на основе системы кормления. В городах находились наместники, в волостях – волостели. Они обладали административной и судебной властью. Население обеспечивало наместников и волостелей всем необходимым – «кормом». Его размер определялся в специальных княжеских грамотах. «Корм» состоял: из въезжего корма («кто что принесет»), периодических натуральных и денежных поборов несколько раз в год – на Рождество, на Пасху, на Петров день, торговых пошлин с иногородних купцов, брачных пошлин («выводная купница» и «новженный убрус»). Система кормления была пережитком раннефеодальной монархии и не удовлетворяла население, особенно недовольны ею были дворяне.

Вооруженные силы состояли из великокняжеского войска, состоявшего из детей боярских, слуг под дворским. Основу войска составлял государев полк. Кроме того могло созываться народное ополчение – «Московская рать», в основном состоявшее из жителей городов. Однако в случае необходимости оно пополнялось и сельскими жителями. Судебный аппарат не был отделен от административного. Высшим был суд великого князя – для крупных феодалов, а также высшая апелляционная инстанция.

Судебные функции осуществляли Боярская дума, путные бояре, приказы. На местах судили наместники и волостели. При этом их судебные права были неодинаковые. Наместники и волостели с правом «боярского суда» могли рассматривать любые дела, без «боярского суда» - не имели право принимать дела по тяжким преступлениям – разбоям, татьбе, дела о холопах и т. п. По таким делам они должны были докладывать великому князю или Боярской думе.

Loading...Loading...