Делу время: как не отвлекаться во время работы.

Как не отвлекаться при чтении интересует, наверное, всех читателей. Каждый человек хотя бы раз отвлекался от чтения книги. Все закономерно, если теряется интерес к делу, то мозг человека переключается на другие дела. Для того чтобы сохранять сосредоточенность при чтении следует выполнить упражнения на сосредоточение

Упражнение 1:

Представить что произойдет если вы не прочитаете нужную книгу. Представьте картину в отрицательных тонах. Теперь представьте что произойдет после того, как вы прочитаете книгу. Как мир станет лучше.

Упражнение 2:

Очистите мозги от мусора. Войдите в состояние ничего не думанья.

Как не отвлекаться при чтении - борьба с шумами

На продуктивность чтения сильно влияют внешние шумы. Внешние шумы, как одиночные, так и непрерывные, оказывают очень большое отрицательное влияние на продуктивность чтения. Речь пойдет уже не просто о понижении уровня внимания при чтении, как было выше, но о переключении внимания с текста на другой объект.

Очень часто внешние шумы отвлекают от чтения: они раздражают или, наоборот, увлекают до такой степени, что книга порой откладывается в сторону. С особенным удовольствием мы переключаем свое внимание от книги (и при малейшей возможности готовы это сделать), если нам не нравится материал, над которым мы работаем. Отвлекаясь на внешние шумы постоянно, читатель привыкает к работе с расслабленным вниманием, воспитывает в себе невнимательность.

Фактор внешнего шума и его влияние на запоминание текста

Фактор внешнего шума во время работы с книгой является объективным (ведь мы не можем изменить, например, шумовые условия в читальном зале), но и субъективным одновременно: Вы можете измениться сами, научившись не реагировать на шум как на помеху при чтении. Для того чтобы “не слушать шумы”, нужно научиться не оценивать шумы, которые Вы слышите, не перерабатывать их.

Если Вас от чтения отвлекает шум за стеной, Вы уже не можете сосредоточиться и откладываете книгу. Попробуйте включить телевизор, и он отвлечет Вас от мешавших недавно шумов, Ваше раздражение сменится приятным состоянием. Вы забудете о раздражавшем Вас шуме, отвлечетесь от него и, даже выключив телевизор, еще какое-то время не будете обращать внимание на шум, хотя он будет продолжаться. Можно слышать шум, но не слушать его. Таким образом, неприятное было заменено приятным. Временное переключение внимания защитило Вас от воздействия шума.

Как отключить внешние раздражители при чтении книг

Одним из способов, позволяющих отключиться от посторонних шумов, научиться не реагировать на них во время чтения, является метод теннисного шарика, разработанный в Школе рационального чтения.

Этот метод основан на принципе двойного переключения внимания. Метод теннисного шарика, как показывает практика, является универсальным: практически все, кто его использовал, приучаются отвлекаться от внешних шумов и перестают их слушать. Если читатель с помощью метода теннисного шарика натренировал себя до автоматизма, то борьба с шумом будет вестись уже на подсознательном уровне, не отвлекая сознание от осмысления содержания читаемого текста. Такому читателю достаточно 1-3 секунд, чтобы избавиться от досадного шума во время чтения. После этого все внимание вновь сосредоточено на чтении.

Быстрое чтение. Как не отвлекаться при чтении

Чтобы получить более полное представление о технике скорочтения, запишитесь на очные курсы, однако, вы можете научиться скорочитать и самостоятельно.

Улучшите методику чтения и вы будете тратить меньше времени на исследование документов. Следуйте советам, и вы увеличите производительность труда.

Типы чтения

  • Сверх медленное чтение. Преследуется детальное изучение документа - например, исследование юридических документов.
  • Неспешное чтение - к примеру, художественного произведения.
  • Предварительное чтение. Когда нужно составить представление о прочитанном документе
  • Скорочтение.

Как скрочитать в режиме скорочтения текст

Действуя в соответствии с этой схемой, вы уменьшите время на поиск нужной информации.

  • Прочтите внимательно введение.
  • Просмотрите с пятого на десятое интересные вам главы. Обращайте внимание на примеры, и на выделения в тексте.
  • Просмотрите фрагменты текста, которые вам показались важными.
  • Прочтите предметный указатель. Уясните тезаурус и понятия, которые рассматриваются в книге. Подумайте, на сколько содержание книги похоже на содержание ранее изученных документов
  • Составьте отзыв по тексте или письмо автору.
  • Прочтите примеры автора. На сколько примеры повторяются? Не создается ли впечатление, что автор текста позаимствовал содержание документа
  • Просмотрите введение к каждой главе, прочитайте последнюю страницу каждой главы.
  • Прочтите оглавление. Составьте общее представление о содержании книги до момента его чтения.

Если изучаете текст справочного характера, то требуется изучать избранные места. Поэтому описанная стратегия чтения весьма пригодится.

Как читать документы и статьи

Во первых, следует просмотреть места в тексте, где указаны выводы. И, потом, читать документ. В этом случае суть статьи будет ясной уже с первого абзаца.

  • Изучите изложение текста, обзор, первые несколько абзацев, вводную часть.
  • Изучите заключение или несколько заключительных абзацев.
  • Изучите внимательно места, которые показались вам наиболее важными.

Сканирующее чтение. Использование подсознания во время чтения.

Когда человек читает быстро, то уясняет не отдельные слова, а сразу фразы.

диагональным движением глаз сканируйте страницу. Как только вы почувствуете, что нашли что то интересное, то переходите на обычное чтение.

Записи на полях.

Делайте заметки во время чтения. Записывайте вопросы автору текста. Вы не теряете время. Благодаря записям и сформулированным вопросам, изученный текст закрепляется в сознании. Если документ и новая информация продумана, то к ней не требуется больше возвращаться.

В процессе чтения книги отмечайте маркером важные места, подчеркивайте ключевые слова.

Ищите альтернативы чтению

Метод "ТЕННИСНОГО ШАРИКА"

Одной из самых распространенных помех углубленному чтению является внешний шум. Разговор соседей в читальном зале, плач ребенка в электричке, звук работающего телевизора за стеной мешает глубоко погрузиться в смысл читаемого, особенно если приходиться читать что-то необходимое, но мало интересное. Как правило, попытки не обращать внимание на внешний шум являются не только безуспешными, но, наоборот, приводят к тому, что после долгой борьбы с шумом читатель начинает анализировать слышимое, отвлекаясь от чтения. ("Все время говорят о болезнях, как будто не о чем больше говорить!", "Что же родители не обращают внимание на плачущего ребенка!" и т.п.). Постепенно раздражение читателя растет, и ему уже приходится справляться с собственным состоянием.

Существует эффективный способ борьбы с подобными помехами чтению - метод "теннисного шарика".

Метод "теннисного шарика" построен на использовании определенных процессов, происходящих в мозгу человека.

Можно представить себе мозг человека в виде площадки, на которой горят костры - очаги возбуждения, вызванные анализом различной информации, одновременно поступающей в мозг: читатель осмысливает содержание абзаца - это большой костер (осмыслению уделяется большая часть внимания), в комнате, где происходит чтение, жарко - это второй костер, но маленький, т.к. на восприятие этого уделяется столь малая часть внимания, что читатель почти не ощущает повышенной температуры. С приближением обеденного времени появляется и все больше и больше разгорается еще один костер, связанный с ощущением голода, и т.д. Подобные маленькие костры (малые части внимания) загораются от всех ощущений и мыслей, связанных с одеждой, обувью, удобством позы, освещением, физическим или психическим утомлением и пр. Величина костров-очагов внимания регулируется на подсознательном уровне, поэтому читатель, несмотря на все свое желание сосредоточиться, переключает все же внимание на шум, отвлекаясь от чтения. Так в данный момент основное внимание переключается с осмысления текста на шум как на основной очаг возбуждения мозга. При этом соблюдаются следующие условия:

    1. Чем более активно протекают мыслительные процессы, тем больше общая сумма частей внимания, уделяемых на одновременный анализ всех раздражителей (внешних и внутренних) т.е. тем больше число костров.
    2. Увеличение внимания на одни раздражители сопровождается уменьшением внимания на другие (одни разгорающиеся костры забирают энергию и огонь других, уменьшая их).
    3. Разрастается та часть внимания (разгорается тот костер), которая направлена на актуальное именно в данный момент событие. Например, если во время чтения Вы вспомните, что сейчас по телевизору идет передача, которую Вы обязательно хотели посмотреть, то успех дальнейшего чтения будет зависеть от того, что Вы сочтете более важным (актуальным) в данный момент.

Следовательно, если на площадке с большим костром (вызванным осмыслением читаемого) появляется маленький костер (соответствующий по величине раздражению из-за мешающего шума, и этот костер не будет погашен, то возможно, он разгорится, вбирая в себя энергию от большого костра, и даже может затушить большой костер. Чтобы этого не случилось и применяется метод "теннисного шарика".

Суть метода заключается в следующем: поймав себя на том, что невольно начинает прислушиваться к внешнему раздражителю, читатель мысленно:

    1. Надевает на голову скафандр;
    2. Представляет себе слышимый шум в виде теннисных шариков, летящих от источников шума;
    3. Представляет себе отскакивание ударяющихся о скафандр шариков и слышит звук цоканья от ударов.

Все это необходимо проделывать во время чтения, не переставая осмысливать содержание текста. В результате часть внимания постепенно переключается с внешнего раздражителя (шума) на теннисные шарики, а затем на осмысление читаемого, т.е. происходит двойное переключение внимания. Как только Вы начнете тренироваться, руководствуясь этим методом, на первых же этапах работы Вы ощутите положительные сдвиги.

Метод "теннисного шарика" (МТШ) работает следующим образом: с появлением маленького, но опасного костра (т.е. как только начинается отвлечение от чтения на внешний шум) читатель искусственно создает новый и достаточно большой костер, вызванный отскакиванием теннисных шариков от скафандра (т.е. значительное внимание начинает уделяться внушению представления скафандра и отскакивающих от него шариков, а также внушению, что читатель слышит звук их цоканья). В результате актуальности этого процесса на данный момент новый костер начинает разрастаться за счет перекачивания энергии от других костров. Это приводит к уменьшению, а затем и затуханию костра, соответствующего внешнему шуму.

И одновременно будет уменьшаться костер, соответствующий осмыслению читаемого, что является нежелательным, но вынужденным. После регулировки силы костров в течение некоторого времени читатель сознательно акцентирует внимание на процессе чтения (т.е. начинает раздувать костер, соответствующий усвоению читаемого, за счет костра, соответствующего представлениям скафандра и шарика). Таким образом, через какое-то время внимание все больше переключается на осмысление читаемого и все меньше остается на теннисные шарики и тем более на внешний шум.

Таким образом, хотя регулирование очагов возбуждения происходит в мозгу на уровне подсознания, все же путем тренировок, отрабатыванием определенных упражнений можно достигнуть переключения основного внимания на нужный для Вас объект.

Метод "теннисного шарика" позволяет:

    1. Переключать внимание с основного раздражителя на отработанные представления до прекращения осмысления раздражителя.
    2. Перевести сконцентрированное на этих представлениях внимание на основную работу:

Для применения МТШ необходимо сначала отработать умение быстро и легко вызывать:

    1. Ощущение скафандра вокруг головы;
    2. Представление теннисных шариков, летящих к скафандру от источника шума;
    3. Представление ударяющихся и отскакивающих от скафандра шариков;
    4. Восприятие звука цоканья ударяющихся о скафандр шариков.

Этому можно научиться поэтапно следующим образом:

I этап

Научитесь быстро вызывать и устойчиво поддерживать ощущение скафандра вокруг головы путем многократного представления этого скафандра в своем сознании. Скафандр или оболочка может быть любого цвета, размера и формы, выберите для себя то, что Вам больше нравится, но есть два непременных условия: он должен быть прозрачным и легким.

II этап

Научитесь представлять теннисные шарики, летящие от источника шума и растворяющиеся в голове. Шарики должны быть легкими, любого цвета и небольшими по размеру. Они должны лететь медленно. Как только один шарик, долетев до головы, растворится в ней, тут же из источника шума вылетает другой шарик. (Например, если Вам мешают своими разговорами читатели за соседним столом, то нужно представить шарики, вылетающие из того места, где сидят эти люди). Где и как конкретно рождаются эти шарики - не имеет значения. Шарики должны вылетать независимо от громкости шума и его периодичности (например, если Вам мешает скрип двери, то как только раздается очередной, Вы тут же представляете летящий от двери шарик. После растворения шарика в Вашей голове, Вы представляете следующий шарик, летящий оттуда же, независимо от того, продолжает в данный момент скрипеть дверь или нет).

III этап

Соедините два предыдущих представления и добавьте слуховые ощущения. нужно представить скафандр и шарики, вылетающие из источника шума, долетающие до скафандра и отскакивающие от него, и при этом услышать четкое цоканье от воображаемого удара шарика по скафандру. Далее проследите за отскочившим шариком до исчезновения его в бесконечности и также представьте полет очередного шарика и т.д.

Можно не заставлять отскакивать первые шарики, а пропустить их через скафандр и, только начиная, например, с пятого, представить их отскакивание.

Первым и вторым этапами можно овладевать попеременно в течение двух недель. И только после того, как Вы научитесь четко представлять скафандр и шарики по отдельности, можно приступать к их совмещению и тренироваться еще в течение двух недель.

Есть, конечно, и такие читатели, которые могут плодотворно работать и при любом шуме. Некоторые из них даже считают, что читать лучше под музыку или при включенном радио или телевизоре.

Специалисты, основываясь на экспериментальных данных, считают, что каждый должен работать в тех условиях, к которым он привык. Но все же они для достижения наибольшей производительности умственного труда советуют создавать тишину, но не абсолютную, а относительную. Легкий гул, шелест страниц в читальном зале (конечно, при отсутствии болтовни за соседним столом) способствуют наилучшему усвоению текста. Показано, что в полной тишине внимание поддерживать труднее, чем при слабом монотонном шуме.

Умение изолировать внимание от внешних шумов может стать еще одним Вашим требованием повышения культуры чтения.

Определите простейший первый шаг, с которого вы можете начать это задание. Часто нас пугают большие задачи и крупные проекты. Мы боимся, что не осилим такой кусок работы и поэтому начинаем откладывать ее. Однако подумайте об этом под другим углом – вы не можете выполнить весь проект сразу. Любое большое задание состоит из небольших шажков. Смысл в том, чтобы раздробить задание на самые простые шаги, выполнение которых будет требовать минимальных усилий. Так вы сможете без страха начать работу даже над крупным проектом.

3. «Что меня останавливает?»

Как только вы определите, что будете делать, задайте себе вопрос – что именно вас отвлекает и буквально уберите подальше эти вещи. Закройте соцсети, отложите телефон, попросите коллег не отвлекать вас на протяжении 30 минут. Это очень простое действие на самом деле поможет вам начать работу.

Как только вы прошли все три шага, отдохните несколько минут и начните новый этап работы, а, повторив несколько раз, сделайте 20-минутный перерыв. Приучив себя к такому пошаговому переходу, вам будет гораздо легче браться за новое задание.

Также предлагаем вам также небольшое видео о психологии прокрастинации. Авторы YouTube-канала Asap Science в простой форме рассказывают, какой психологический механизм возникновения прокрастинации и почему иногда наш мозг считает, что соцсети, серфинг в интернете или компьютеные игры – более удовлетворительное занятие, чем продуктивная работа.

Часто даже на службе не удается отвлечься от житейских забот, переживаний, мечтаний. Порой спохватываешься, что за своими суетными мыслями прозевал Трисвятое, чтение Евангелия, евхаристический канон. Естественно, после такого похода в храм возникает чувство неудовлетворенности, вины перед Богом. Можно ли справиться с такой рассеянностью? Об этом мы спросили настоятеля Успенского храма города Красногорска Московской области протоиерея Константина ОСТРОВСКОГО.

— Отец Константин, почему даже во время самой красивой и радостной службы ум нет-нет да и отвлекается на обычные житейские заботы? Можно ли приучить себя не отвлекаться? Существуют ли какие-то специальные приемы?

— Не приемы, а опыт святых отцов, передававшийся и устно, от учителя ученикам, и письменно. Казалось бы — святые, вот уж кто был привязан к Богу всем сердцем! Но даже им приходилось бороться со своими страстями, стараться сосредоточиться на молитве. Мы же привязаны ко многим вещам, к Богу наше сердце обращено очень мало. Неудивительно, что во время богослужения нас все время что-то отвлекает. Да, многие прихожане на это жалуются на исповеди. И хорошо что жалуются. Значит, люди хотят молиться. Но не надо рассчитывать, что мы победим рассеянность и мечтательность уже завтра — со страстями так быстро не справиться! Многие пытаются давать зароки: «Это в последний раз, отныне буду приходить на службу и все два часа молиться». Такая уверенность говорит не о решимости, а скорее о незнании себя, о непонимании своего духовного состояния. Посмотрите, в каком ритме сейчас люди живут. Всю неделю поглощены суетой, рабочими и домашними делами, через силу заставляют себя прочитать утреннее и вечернее правило. Неудивительно, что и в храме ум занят посторонними вещами. Не надо унывать, как некоторые, ругать себя, злиться — это ложное смирение, оно только мешает молитве. Понимание, что ты часто на службе не молишься, — повод для покаяния, но не отчаяния. А как измениться, не отвлекаться, учат святые отцы. Преподобный Макарий Оптинский говорил, что невозможно весь день отдавать душу суете, а встав на молитвенное правило — сосредоточиться на Боге. Нужно всю жизнь, самые обыденные дела стараться посвятить Богу, тогда и во время правила ум будет обращен к Нему. Святитель Феофан Затворник тоже советовал любое дело осмысливать духовно. И служебные обязанности можно выполнять во славу Божию, и домашние дела. Если же мы делаем все из тщеславия (и обед для семьи можно готовить из тщеславия), вряд ли нам удастся даже в храме отвлечься от житейских забот. А преподобный Амвросий Оптинский советовал во время службы читать Иисусову молитву.

— И это не отвлекает от богослужения?

— Может и отвлекать. Если читаешь и думаешь, что ты подвижник, а стихиры, тропари, ектеньи — для немощных, это гордость на грани прелести. Но когда человек осознает, что он по немощи не может включиться в соборную молитву, удержаться в ней, и начинает читать короткие молитвы, это помогает собраться, и он одновременно читает Иисусову молитву и слышит, что происходит на богослужении. Психологически это парадокс, но здесь другие законы действуют, духовные. И не только во время чтения Иисусовой молитвы, но и когда, допустим, молишься о своих близких, об их исцелении от болезни, о даровании им веры, если они неверующие, о разрешении других сложных жизненных ситуаций. Но именно молишься, а не предаешься помыслам. Если во время службы ты увлекся мыслями о болезни родителей или ребенка, о неурядицах на работе — никакой молитвы нет, ум ушел в сторону. Но если ты про себя молишь Бога, чтобы исцелил, помог не остаться без работы, вразумил сына-подростка, уберег его от соблазнов… О любом хорошем деле, пусть земном, житейском, молиться можно и нужно. И во время такой молитвы человек одновременно участвует в молитве соборной — в богослужении. Точно так же алтарники и прихожане, которые помогают читать записки о здравии и упокоении, могут успевать следить за службой. Потому что чтение записок — тоже молитва. А молитва от богослужения не отвлекает. Если же ты на службе отвлекся, ушел в свои мысли, мечтания, надо не убиваться по этому поводу, а как можно быстрее спохватиться, попросить у Бога прощения за свою немощь, рассеянность и вернуться к молитве.

— Некоторые думают, что, если не получается всю службу молиться, грех выстаивать ее, честнее приходить на часть службы.

— И что, всю эту «часть службы» они молятся не отвлекаясь? Скорее всего, нет. Если душа не обращена все время к Богу, то и придя на службу на 15 минут, человек на какое-то время отвлечется. Утреннее и вечернее молитвенные правила, посещение храма Божиего — вот начальная школа молитвы. Конечно, никого нельзя принуждать. Не каждому новоначальному можно сказать: отныне будь добр приходить каждую субботу на всенощную, а в воскресенье утром — к началу литургии. Некоторые не готовы сразу к выполнению даже такого несложного правила. Я в молодости чуть маму свою от веры не отвел. Сам тогда был неофит, пришел работать в храм алтарником и от нее тут же стал настойчиво требовать, чтобы все правила соблюдала. Так она под моим давлением даже причащаться перестала на какое-то время, настолько ей все опротивело! Не Церковь опротивела, конечно, а тот образ Церкви, который я создавал! Бережно надо с людьми. Человек пришел на литургию — пусть во время чтения евхаристического канона, пусть даже к причастию, — но ведь пришел же, добровольно, по зову сердца! В следующий раз придет пораньше, если мы отнесемся к нему с любовью и пониманием, со снисхождением к его немощи. Но это именно немощь — нельзя ее возводить в норму на том основании, что отвлекаешься. Тогда уж точно никогда не научишься молиться.

— А как быть с детьми? Как не перегнуть палку, приучая ребенка к молитве, и в то же время воспитать в нем дисциплину?

— С детьми надо обращаться особенно бережно. Тут не может быть никакого общего совета, потому что все зависит от каждого ребенка и от особенностей семьи (давно ли воцерковлена, оба ли родителя верующие и прочее). Я своих сыновей лет до десяти на всенощные не водил, но на литургии старался приводить как можно чаще. А некоторые до определенного возраста не могут выстоять всю службу или даже каждое воскресенье для них слишком большая нагрузка. Но решать такие вещи должны сами родители, советуясь с духовником, хорошо знающим семью. Формальное выполнение каких-то нормативов чаще всего не доводит до добра.

— Некоторые приносят с собой тексты богослужения и всю службу стоят с открытой книгой. Помогает ли это сосредоточиться или, наоборот, отвлекает?

— Опять же все индивидуально. Взрослый человек в состоянии сам понять, удобнее ему видеть текст молитв или воспринимать службу на слух. Вот когда в некоторых приходах заставляют прихожан иметь с собой текст богослужения, это, я считаю, неправильно. Советовать — это личное дело совести и опыта каждого, кто берется советовать. Но заставлять не надо, а то как бы излишней ревностью и излишним доверием своему опыту не наломать, так сказать, душ.

— Когда человек впервые приходит на службу, он не знает, как себя вести, и обычно начинает делать, как все. А все часто делают неправильно. Например, разворачиваются вслед за диаконом или священником, когда они обходят храм с кадилом, после причастия до запивки разворачиваются лицом к алтарю и кланяются. Нужно ли слепо подражать, даже если ты не знаешь церковный этикет?

— Да сами разберутся! Не надо придавать значения таким второстепенным вещам. А если человек, делающий первые шаги, сразу начнет выяснять, правильно ли ведут себя прихожане, он все равно ничего не поймет, зато научится презирать людей. Я крестился в 27 лет, а до этого только два или три раза был в храме по нескольку минут. И почти сразу стал штатным алтарником на Пресне. Естественно, понятия не имел, как вести себя на службе, когда осенять себя крестным знамением. Очень тяжело было заставить себя встать на колени — гордость мешала. Но чтобы влиться в новую, до этого чужую мне церковную среду, старался повторять за всеми. И за два дня влился. Опять же все зависит от внутреннего настроя. Можно повторять за всеми из лицемерия, а в душе презирать других прихожан. Понятно, что это греховное состояние. Но если человек осознает, что ничего не знает, не хочет смущать других людей и привлекать к себе внимание и поэтому делает как все, это нормально.

К сожалению, часто не только новоначальные, но и не первый год воцерковляющиеся люди, попадая по разным причинам в другой храм, начинают обращать внимание на приходские обычаи, осуждать. Ну какое имеет значение, поворачиваются ли прихожане во время каждения за священником, повторяют ли вслух за священником молитвы перед причастием? Вот из-за таких мелочей человек начинает всех, включая настоятеля, осуждать, а о молитве забывает. А когда спохватывается, все кругом виноваты оказываются, только не он сам. Давайте не будем придирчиво смотреть на других, лучше позаботимся о своей душе, иначе мы никогда не начнем молиться.


Работа в офисе связана с постоянно отвлекающими факторами – телефонными звонками, присутствием болтливых коллег, наличием Интернета. Принято считать, что Интернету принадлежит второе место в этом списке. На первом месте бесспорный лидер – болтовня коллег, телефонные звонки занимают почётно третье место, есть и другие отвлекающие причины, влияющие на эффективность работы, их довольно много, а среди них в лидерах – хохот коллег.

Те или иные факторы отвлекают от дела больше 90% офисных сотрудников, половина этих работников считает, что точно перестанут отвлекаться, если их рабочее место будет находиться в отдельном кабинете. Трудно утверждать, что так и будет на самом деле, потому что эффективность труда сотрудников уже работающих в собственных кабинетах тоже остается далеко от желаемой – они все равно отвлекаются. В это время они больше всего внимания уделяют Интернету – свободный выход в сеть отвлекает 40% обладателей уединённого личного пространства, а чуть ли не 30% из них пишут отвлечённые письма, не имеющие отношения к их основной работе. Но что можно сделать, чтобы не отвлекаться во время работы?

Приведём 7 советов как перестать отвлекаться на работе , следование которым поможет избегать непродуктивной траты времени. Каждый совет – это простое правило, соблюдать которое нетрудно, но если любое из них покажется вам сложным, тогда спросите себя – не слишком ли вы ленивы?

Первое – Пунктуальность в отношении собственного времени

Определяйте для каждой задачи конкретное время на исполнение и старайтесь сделать её до конца к намеченному сроку. Обычно сами себе мы ставим не конкретные, а абстрактные цели, их можно было бы обозначить как «сделаю сегодня», «во время работы», «сделать в течение дня» . При такой установке любой человек обязательно хоть что-то, да не успеет сделать и этому как минимум две причины.

Во-первых, плохая организация собственного времени.

В приведённых формулировках нет конкретики, таким образом, когда мозг получает установку для целого ряда небольших дел «сделать в течение дня» , для него это означает, что каждое из дел следует делать не сейчас, а вообще сегодня. А раз дело небольшое и не требует многочасовой работы, значит, его можно сделать чуть позже, ведь до конца дня ещё есть время – «успею» , посещает голову «гениальная» мысль, и вот в этот момент и начинают главенствовать различные отвлекающие факторы. Как пример, «письма не по делу» , «болтовня с сотрудниками» и другие, каждый раз что-то «важное» из отвлекающих факторов крадёт у вас время. Чтобы , нужно уменьшить значение и количество отвлекающих факторов, в идеале – избавиться от них совсем.

Если мы перегружаем себя работой, то получаем тот же эффект, как и при плохой организации, то есть обязательно что-то не успеваем. Посмотрите, может быть, вы слишком много пытаетесь сделать в одно и то же время.

В обоих случаях позитива не наблюдается. Чтобы выйти из этого положения, определяйте для каждой задачи конкретное время для исполнения – 10-20 или 30 минут, определите, приблизительно, сколько времени вам потребуется на выполнение конкретной задачи и старайтесь уложиться в этот срок. Если задача большая, разбейте её на части и для каждой определите конкретное количество времени. Давайте себе обещание, что сделаете каждый фрагмент работы за отведённое время и выполняйте его. Когда станете успевать, у вас появится удовлетворение от сделанного и обострится желание делать ещё больше.

Второе – чистота на рабочем месте

Никакие посторонние предметы вообще не должны находиться на рабочем столе. Эффективность работы тем выше, чем меньше отвлекающих факторов.


Советы, как навести порядок на рабочем месте

Источник:


Ваше рабочее пространство не должно содержать всего, что будет отвлекать от текущей работы. Когда вы работаете над поставленной задачей, то на столе могут находиться только те предметы, которые необходимы для выполнения именно этой конкретной задачи, всё остальное будет лишним. Если ваша задача должна выполняться на компьютере, то кроме монитора, клавиатуры и мышки на столе не должно быть ничего, ели это невозможно сделать на 100%, тогда предметы, которые останутся на столе лучше всего расположить в самом дальнем углу.

Третье – Приоритеты

Чтобы мы ни делали, по важности наши дела разделяются приблизительно в соотношении . Это означает, что к 20% относятся наиболее значимые, которые приводят к конкретным результатам, а к 80% - менее важные дела, которые можно делать во вторую очередь. Если не сделать дела, относящиеся к 20%, то желаемый результат достигнут не будет, поэтому именно эти задачи следует считать приоритетными и выполнять в первую очередь. Умение перестать отвлекаться на работе во время выполнения самых важных задач, будет характеризовать вас как ответственного и перспективного сотрудника, которому можно поручить, в том числе и управленческие роли, вам будет легче продвигаться по карьерной лестнице.

Приоритетные задачи определить довольно легко – все они выглядят трудными, и их хочется отложить на потом. Но именно при выполнении приоритетных задач заметно движение к цели.

Четвертое – оградитесь от лишнего шума

Когда в офисе много сотрудников они генерируют дополнительные шумы, это разговоры, смех, ходьба, работающая оргтехника, телефонные звонки – всё, что непременно будет отвлекать от работы. Чтобы избежать шумов, можно закрыть уши наушниками, или пересесть на отдалённое, если это позволяет начальство, наиболее тихое место.

Пятое – делайте одно дело за раз и не отвлекайтесь

В офисной суматохе сложно сосредоточиться, внимание рассеяно и мы, постоянно отвлекаясь, берёмся то за одно дело, то за второе, а в минутку затишья стараемся делать несколько дел одновременно. Перестать отвлекаться на работе можно сосредоточением на одной конкретной задаче.

Поставьте для себя четкую цель, допустим так: «в ближайшие 15 минут, я занимаюсь составлением отчёта и больше ничем» , и, во что бы то ни стало, стремитесь выполнить поставленную цель. Кто бы ни старался вас отвлечь, конечно, кроме начальства, с минимум слов и движений дайте понять, что вы очень заняты и при этом выполняйте только ту конкретную задачу, которую перед собой поставили.

Окончились 15 минут, вздохните удовлетворённо и приступайте к следующим 15 минутам сосредоточения над другой конкретной задачей. Таким образом, вы добьетесь большей эффективности, чем делая все дела сразу.

Шестое – перерывы в работе для разгрузки

Человек не способен трудиться без устали, ведь даже безжизненные машины не могут работать беспрерывно, поэтому нам необходим отдых. Отдых от одной задачи заключается в переключении на другую. Если все ваши задачи должны делаться на компьютере, значит нужно таким образом организовать свое время, чтобы тело не находилось в одном положении более 50 минут, то есть нужно делать перерывы со сменой позиции. Например, сходить попить воды, на доклад к начальнику, или просто, постоять минуту возле рабочего стола. Этот импровизированный минутный перерыв можно использовать для ответа на вопрос коллеги, который он задавал в тот момент, когда вы трудились над конкретной задачей и не могли отвлекаться.

Эффективность работы возрастает благодаря тому, что физическое движение разгоняет кровь, которая несёт свежее питание к мозгу, что способствует скорости реакции и ясности мысли. Поэтому делайте краткосрочные перерывы, но с обязательным физическим движением.

Седьмое – сохраняйте здоровье

Хорошей работоспособности способствует хорошее самочувствие, которое неразрывно связано с крепким здоровьем. На эту тему говорится очень много, но главное – не забывайте основные постулаты теории здорового образа жизни, к которым относятся:

Здоровый сон
Разнообразное питание
Физическая активность
Отсутствие вредных привычек.
Режим сна и бодрствования.

Учёные бьют тревогу: мы разучились концентрироваться. В течение последнего десятилетия мы подвергаемся непрерывной всесторонней атаке, цель которой - урвать частицу нашего внимания. Сесть и спокойно поработать, ни на что не отвлекаясь, стало почти невыполнимой задачей.

Американский учёный и писатель Кэл Ньюпорт ввёл в обиход термин «глубокая работа». По его мнению . , глубокая работа - это деятельность, требующая абсолютного внимания, которая заставляет нас делать всё, на что мы способны, и, в свою очередь, развивает наши навыки. Чем лучше мы сосредотачиваемся на деле, тем выше качество нашей работы.

Почему мы постоянно отвлекаемся

Полное погружение в работу подразумевает сосредоточенность на сложных задачах в течение продолжительного периода времени.

Но у нас есть интернет. И как только мы сталкиваемся с действительно сложной задачей, которой нужно вплотную заняться, тут же возникает соблазн переключиться на другую вкладку и посмотреть, не пропустили ли мы что-нибудь интересное.

Несмотря на то, что интернет у нас есть довольно давно, мы так и не выработали иммунитет к его отвлекающему воздействию.

Социальные сети и приложения используют тот же приём, что и игровые автоматы, - вариативное подкрепление. Когда мы обновляем ленту Twitter или Facebook или в сотый раз проверяем почту, мы не знаем, что получим: интересную новость, кучу ерунды или вообще ничего. Но непредсказуемость результата заставляет нас обновлять страницу снова и снова. Постепенно вырабатывается привычка и возникает .

Как меньше отвлекаться

Как не отвлекаться дома и на улице

  • Удалите из телефона приложения социальных сетей. При необходимости в них можно зайти через мобильный браузер, но это неудобно, а значит, вы будете делать это реже.
  • Не берите телефон в туалет. Смешно, зато экономит много времени.
  • Кладите телефон подальше от кровати. Если уж легли спать, то спите, а не проверяйте почту.
  • Носите телефон не в кармане, а в сумке или рюкзаке. Так вам будет сложнее его достать.

Как не отвлекаться на работе

  • Если вы пользуетесь браузером Chrome, установите Timewarp . В нём можно настроить счётчик времени для выбранных сайтов и посмотреть, сколько времени вы на них проводите.
  • Переключите телефон в режим «Не беспокоить» и уберите его со стола.
  • Открывайте окна в полноэкранном режиме.
  • Скройте панель закладок браузера.
  • Закройте почтовый клиент и открывайте его только в специально отведённое на это время.
  • Слушайте классическую или современную инструментальную музыку.

Помимо этого, есть много полезных расширений для Chrome, которые могут вам пригодиться. Например, Inbox When Ready прячет папку входящих, и вы можете писать письмо, не отвлекаясь на новую почту. News Feed Eradicator скрывает ленту новостей Facebook и подсовывает вместо неё мотивирующую цитату. Или Forest , который выращивает виртуальное деревце, когда вы работаете, и безжалостно убивает его, если вы заходите на сайты из чёрного списка.

Как настроиться на вдумчивую работу

  • Заранее составьте план работы. Когда придёт время сесть и вплотную заняться задачей, вам будет гораздо проще не отвлекаться, следуя пунктам плана.
  • Проявите интерес к задаче. Уйти с головой в интересный и важный проект легче и приятнее, чем в тот, который вам безразличен.

За время работы над этим материалом не была открыта ни одна социальная сеть. В результате работа над статьёй заняла на треть меньше времени, чем обычно.

Loading...Loading...