Чем предмет отличается от объекта. Объект и предмет исследования – в чём разница

Чаще всего при написании научной работы проблемы возникают с формулировкой предмета, объект исследования определить гораздо проще. Объект – это область, явление, сфера знаний, процесс, в рамках которых будет осуществляться исследование. Иными словами, это часть реальности, которую исследователь будет изучать. Объект может иметь не только научная работа, но и любая другая деятельность или научное направление. Например, в социологии объектом является общество, – психика человека, – человек.

Объект исследования должен быть тесно взаимосвязан с темой научной работы, его характеристики и определения должны быть рассмотрены и изучены в ходе исследования. Объект, как можно понять из этого названия, всегда существует объективно, вне зависимости от исследователя и точки зрения.

Предмет исследования

Предмет исследования – более детализированное и узкое понятие, которое обязательно должно быть частью объекта и не может выходить за его рамки. Предмет – конкретная проблема в выбранном поле деятельности, рассмотренная под определенным углом в определенных условиях. Научная работа не может изучать сразу весь объект исследования, она рассматривает его с каких-либо сторон, выявляет его характеристики и свойства. В зависимости от этих особенностей и определяют предмет исследования.

Например, дом как объект исследования может рассматриваться под разными углами: архитектор может изучать его структуру и архитектурный стиль, будет выявлять соответствие грунта выбранному типу фундамента и инженерные характеристики, экономист будет рассматривать сметы, а человеку, проживающему в этом доме, интересна планировка и качество жилья. В зависимости от точки зрения на объект выделяется предмет исследования.

Предмет исследования не всегда существует объективно, он может представлять собой отношения, взаимосвязи, условия, причинно-следственные связи. Он может находиться только в голове исследователя и зависит от его знаний об объекте. Например, если изучается влияние музыки на рост растений, то объектом в таком случае будут растения, а предметом – зависимость их роста от определенной музыки.

В предметом выступают закономерности психики в различных условиях и ее влияние на поведение и жизнедеятельность человека. В предмет – это биологическая система человека, его физиология, рассмотренная при участии категорий здоровья и болезни.

В любом научном труде, будь реферат или проект, курсовая или дипломная работа, важным компонентом является введение. Именно на него обращают пристальное внимание при проверке, и качественно изложенное и оформленное введение часто гарантирует успех всей научной работы.

В составе введения есть несколько элементов, которые перечисляются в определённом порядке. Среди них не последнее место занимают объект и предмет исследования . Эта статья поможет вам правильно выделить и оформить эти компоненты введения.

Причины важности объекта и предмета

Можно задать вопрос: почему объект и предмет настолько важны, если и цель и задачи исследования уже достаточным образом задают направление научного труда. Ответ в том, что объект и предмет очерчивают границы научного труда, дают понять, что будет и что не будет представлено в работе. Оформление этих элементов помогает не только читателю, но и автору научного труда при поиске опорного материала. Неправильно сформулированные проект и объект могут завести исследователя при максимально далеко от намеченного конечного результата, а также ввести в заблуждение читателя, который будет ожидать от научной работы определённые содержание и выводы, но увидит абсолютно другие.

Объект исследования: формулировка и оформление

Объект – это то научное пространство, на которое обращён пристальный взор исследователя. Это та сфера, где наблюдаются значительные проблемы, требующие немедленного решения. Чтобы грамотно сформулировать объект, нужно задать себе вопрос, какая область знаний рассматривается, к какой сфере относится тема исследования. Ответом может стать какой-либо одушевленный или неодушевленный объект, долгосрочное явление или текущее событие.

Важно чётко и лаконично сформулировать объект работы, избегать двусмысленности и непонятных формулировок. Для этого следует ясно представлять, в каком пространстве проводится исследование.

Предмет исследования: формулировка и оформление

Предмет исследования указывает на проблематику, в рамках которой запланировано исследование. Это своеобразная узкая дорога, выход за границы которой приведёт к неверному результату далеко от заданной цели.

Предмет можно сформулировать с опорой на тему исследования, т.к. эти два понятия очень близки. Вопрос, который поможет красиво сформулировать предмет, звучит следующим образом: «Что конкретно изучается в научном исследовании?»

Следует помнить, что у одного объекта всегда бывает несколько предметов, то есть проблемных вопросов. Вот почему следует чётко определиться с выбором исследования, чтобы не пойти по ложному пути в научном труде.

Оформлять предмет исследования при следует кратко, достаточно одного-двух абзацев. Начать можно с фразы: «Предмет настоящего исследования», затем раскрыть его после двоеточия. При необходимости можно чуть подробнее коснуться предмета, его характерных сторон, чтобы доказать его важность.

Сравнение предмета и исследования

Часто учащиеся путают предмет и объект, меняют их местами или сливают их воедино, описывая предмет теми же словами, что и объект, только немного меняя фразы для уникализации. Чтобы избежать этих ошибок, следует понимать главные отличия между этими элементами введения.

Предмет – это один из составных элементов объекта

Предмет относится к объекту так же, как частное относится к целому. Понятие объекта гораздо шире предмета. Если провести аналогию с обычной жизнью в определённой стране, то объект – это вся окружающая действительность во всей её сложности и многогранности. Это общая тематика исследования, абстрактное понятие, которое включает в себя массу частностей. Предмет же – это один из составных элементов объекта, то направление, на которое при изучении вы решили обратить пристальное внимание. Если продолжить аналогию с реальной действительностью, то предметом исследования здесь могут стать общественные настроения, климатические особенности или политическая обстановка в стране изучения, то есть любая характеристика объекта. При всей своей многогранности объект не безграничен, он устанавливает рамки, за которые нельзя выходить при раскрытии и формулировке предмета.

Порядок оформления объекта и предмета

Необходимо выполнить следующие шаги, чтобы грамотно оформить эти компоненты введения:

  1. Выберите тему исследования и, исходя из неё, оформите цель. Теперь вы уже знаете, о чём и для чего вы будете писать свой научный труд.
  2. Определите, к какой области знаний относится ваша тема. Какую сферу вы будете изучать в широком понимании: психологию, политику, экономику или прочие направления? Какие вопросы в выбранной сфере вас интересуют больше всего? Это будет объект вашего научного труда.
  3. Задумайтесь, какая характеристика объекта вызывает наибольший интерес, отражает животрепещущую проблему, задаваемую текущей ситуацией в изучаемой области. Так вы сформулируете предмет научного труда.
  4. В введении предмет раскрывается сразу под объектом, важно правильно разместить эти элементы. Как правило, высшие учебные заведения или сам преподаватель указывают желаемый порядок упоминания всех компонентов введения. Если же эта информация не была вам представлена, руководствуйтесь предписаниями надлежащего ГОСТа.

Для лёгкости формулировки рекомендуется приступать к написанию введения (что включает в себя объект и предмет) после завершения основной части работы. Так у вас в памяти отложится материал, вы сможете без проблем ответить на вопрос, в какой сфере вы проводили исследование и какую сторону проблемы вы изучали.

Читатели же будут знакомиться с вашей работой, начиная с введения. Они ещё не будут знать, о чём ваша работа, поэтому грамотно сформулированные объект и предмет помогут им настроиться на определённую волну, предугадать контент работы и оценить её результат. При написании , руководитель также обратит внимание на наличие эти составляющих.

Примеры объекта и предмета

Рассмотрим на конкретном примере весь ход мыслей при поиске объекта и исследования, отталкиваясь от заданной или выбранной самостоятельно темы научного труда. Допустим, наша тема – Девиантное поведение подростков. Это важный психологический вопрос, который интересует будущих психологов и педагогов. Давайте рассмотрим, какое проявление девиантного поведения подростков вызывает наибольшее опасение. Разумеется, это участившиеся случаи суицидов. Пусть они и будут объектом нашего исследования. Теперь зададим вопрос: какие аспекты при изучении этого объекта привлекают внимание, требуют немедленного решения? В данном случае для предотвращения случаев суицида (что является целью нашего исследования) следует глубоко изучить их мотивы и причины, т.к. любую проблему нужно решать с самого начала, с её истока. Вот мы и выделили предмет нашего исследования!

Ещё один пример , на этот раз в области экономики. Тема исследования: «Экономическое сотрудничество России и стран, входящих в СНГ». Цель работы заключается в анализе текущих взаимоотношений стран-участниц СНГ с последующими предложениями по их совершенствованию. Объектом работы выступает экономическая и политическая ситуация стран СНГ, на фоне которой осуществляется экономическое сотрудничество между ними. Предмет здесь – именно факт сотрудничества, товарооборота, его сильные и слабые стороны.

Третий пример связан с исследованием трубы газопровода. Этот научный труд должен применяться на практике с целью повышения производительности передачи газа на большие расстояния. Объект исследования – сам газопровод, а предмет – его частная характеристика, а именно качество сварных швов.

Существует необычный способ поиска и оформления предмета и объекта, например, во . Этот метод действует только в том случае, если исследование основывается на некоем опыте, эксперименте с участием контрольной группы добровольно участвующих людей. Эта группа и будет объектом исследования, а его предмет соответствует цели эксперимента, раскрывает то, что хочет постичь исследователь. Например , в научном труде, посвященном влиянию потребления фаст-фуда на состояние здоровья, объектом исследования будут две группы людей. Первая группа будет потреблять фастфуд каждый день в определённых объёмах, а вторая – не будет вовсе. Предметом исследования будет влияние этой пищи на различные параметры здоровья: самочувствие, давление, пульс и пр.

Итак, правильные объект и предмет исследования очень важны для успеха научного труда, а данная статья поможет сориентироваться в выборе этих элементов при или ВКР.

Июн 2, 2018 Mariya Zhukova

При написании курсовой, дипломной или другой научной работы студент обязательно пишет вступление. При его разработке автор должен подробно описать такие обязательные элементы структуры, как актуальность представленной темы, цели и задачи, а также объект, предмет исследования.

У многих студентов, особенно на первом и втором курсе, возникают трудности с определением этих понятий. Без них структурировать свои знания, как и написать качественную работу, не получится. Позволят понять, что собой представляют объект и примеры и элементов любого научного труда.

Общее определение

В словарях существует четкое определение того, что такое научных работ первокурсников доказывают, что сухих строк, представленных в официальных справочниках, недостаточно, чтобы внести ясность в понимание этих структурных элементов. Однако следует начать именно с определений. Это позволит совместить свои знания с конкретными примерами и вникнуть в суть вещей.

Принято называть явление, процесс, которые порождают проблематику, затронутую в конкретно взятой работе. Это та часть научных знаний, с которой необходимо работать автору.

Предметом же в научной работе называется конкретно взятая составляющая выбранного объекта исследования. Это определенный вопрос, который затрагивается при рассмотрении затронутой проблематики. Это более узкое значение. Чаще всего при постановке темы работы предмет изучения участвует в ее формулировке.

Взаимодействие категорий

Как частная и общая категория соотносятся между собой объект и предмет Примеры этих элементов, взятые из работ студентов, говорят об их структурности. В объекте исследователи выделяют ту часть, которая впоследствии станет предметом исследования. Т. е. это та точка зрения, с которой будет рассмотрена проблематика представленной темы.

Например, если при раскрытии информации объектом было выбрано внедрение проекта, то его предметом могут быть ключевые моменты, ведущие к успеху представленного предприятия.

Следует помнить, те категории, которые являются объектом при раскрытии одной темы, могут оказаться предметом в изучении другой проблематики. Все зависит от точки зрения и подхода к изучению информации.

Объект

В процессе написания темы автор должен четко указать объект, предмет, цель исследования. Примеры позволяют понять, что относится к каждой категории. Объект обычно подразумевает некоторую часть нематериального или материального мира, который нас окружает. Эта реальность существует независимо от того, что мы о ней знаем.

К объектам исследования относятся социальные общности, физические тела или определенные процессы. Это все то, что может явно или скрыто содержать в себе противоречия, порождая определенную проблематику. На этот объект направлена познавательная деятельность исследователя.

При проведении научной работы необходимо в итоге получить определенный результат, сделать вывод. Составных частей объекта может быть довольно много. Чтобы сконцентрировать силы в едином направлении, необходимо четко понимать границы, которые определяют эту совокупность. Круг явлений, которые включает в себя объект, необходимо четко понимать при проведении своей работы.

Предмет

Объект, предмет исследования, примеры которых встречаются в различных работах, должны быть четкими, конкретно указанными. Чтобы сложить представление об объекте, выбирается определенный подход, аспект, в рамках которого будет действовать автор.

Чтобы получить определенные новые знания, необходимо выделить ключевой момент в том поле деятельности, в котором происходит исследование. Проблема, затронутая в конкретно обозначенной теме, должна трансформироваться в конкретную формулировку одной из сторон объекта.

Предмет научной работы существует только в сознании автора. Он полностью зависит от знания исследователя. Выделить одну или несколько сторон объекта можно чисто абстрактно. Причем остальные процессы, характеризующие существование объекта, при этом можно учитывать или не принимать во внимание.

Образный пример

У студентов даже после прочтения определений может возникать вопрос о том, как определить объект и предмет исследования. Примеры , представленные образно, могут способствовать осознанию представленных категорий.

Допустим, исследователь - это студент. Он учится, гуляет, обитает в общежитии, каждый день питается в столовой. Это образная модель его сегодняшней жизни. Все, что сейчас происходит со студентом - это объект исследования.

Со временем в его жизни могут произойти перемены. Допустим, студент переехал в другой город. Там также есть университет, который он посещает, другое жилье и общение. Но, тем не менее, он ведет такую же жизнь, как и раньше. Объект исследования не изменился, а только подстроился под сегодняшние реалии.

Предметом в представленном примере могут быть передвижения студента на транспорте, его питание в кафе или посещение лекций. Это одна составляющая его жизни.

Выбор категорий экономической темы

Чтобы перенести представленный пример в плоскость написания научной работы, необходимо рассмотреть на конкретной теме объект и предмет исследования. Примеры по экономике будут одним из лучших способов усвоить новые знания.

Например, студент получил тему «Система управления валютными ресурсами государства». При этом выбор объекта и предмета не имеет четко установленных границ. Поэтому каждый исследователь имеет право выбора при постановке представленных категорий. Преподаватель может советовать, с какой стороны лучше рассмотреть представленную тему, но студент обязательно сам решает, с какой точки зрения исследовать проблематику.

В качестве объекта представленной темы могут служить, например, отношения финансового характера в государстве. Это нечто масштабное. Но постановка темы все же обозначит границы проведения будущих изысканий.

Любая часть найденного объекта может стать предметом исследования. Например, это может быть роль Центрального банка в осуществлении финансовых отношений между субъектами.

Еще несколько примеров

Практически для любой темы несложно будет выбрать объект и предмет исследования. Примеры по праву также довольно информативны. Тема может быть «Семья и брак». Объектом исследования в этом случае могут выступать права и обязанности членов семейных отношений. Предмет исследования - права и обязанности детей.

Если, например, дана тема по информатике «Особенности и принципы работы электронной почты», то объектом будет выступать электронная почта, а предметом - основные принципы ее функционирования.

Ошибки

Руководителями выделяются основные ошибки, которые допускают студенты. Причем типовые несоответствия могут быть, когда автор определяет объект и предмет исследования. Примеры ошибок помогут не допустить их в своей работе.

При обозначении объекта исследования, согласно мнению преподавателей различных учебных и научных учреждений, возможны некоторые отклонения. Типовыми ошибками названы несоответствие категории теме, а также слишком узкие границы. Это не позволяет провести полноценное исследование.

При определении предмета исследования авторы также допускают типовые ошибки. Среди наиболее встречаемых названо несоответствие его выбранному объекту. Иногда предмет выходит за его границы. Также ошибкой может быть определение слишком широких границ исследования. Для полного охвата таких изысканий требуется целая научная группа.

Изучив объект и предмет исследования, примеры обозначения которых были подробно рассмотрены, каждый автор сможет правильно определить эти категории. Это дает возможность структурировать знания студента. При прочтении его работы гораздо проще понять, о чем идет речь.

Аналитический отчёт представляет собой информацию о текущем состоянии дел, оценке сложившихся тенденций, перспектив развития. В аналитический отчет могут входить структурированные данные, таблицы, диаграммы, пояснительные записки, и т.д. Ведется

аналитическая отчетность не только для того, чтобы оценить текущую деятельность, но и оценить все возможные причины сложившейся ситуации, с целью прогнозирования всех возможных перспектив развития.

Полученная информация из аналитической отчетности может использоваться при создании схем управления сложившейся ситуацией.

Для составления аналитической отчетности могут применяться различные методы, характерные для проведения научных исследований. Зачастую используется метод исследования, при котором картина текущей ситуации делиться на составляющие. При составлении аналитической отчетности важную роль играют не только взаимосвязи между различными отдельными объектами, но и причинно-следственные связи, вызывающие исследуемые процессы.

Объектом исследования называют процесс, явление, которое порождает проблемную ситуацию, по которому проводиться исследование. Предметом исследования называют то, что помещено в рамках, в границах объекта. Получается так, что через изучение предмета исследования, познается объект, путем определения его наиболее значимых признаков. Аналитик сам определяет и объект и предмет исследования, равно как и цели и задачи исследования.

Многие считают объект и предмет исследования синонимами, бывают, конечно, такие ситуации, когда и объект и предмет исследования представляются практически равнозначными. Однако в самом начале исследования аналитик должен дать определение как предмету, так и объекту исследования, чтобы походу ведения аналитической работы постоянно держать их в поле своего внимания.

Для того, чтобы более доступно объяснить, чем же различаются предмет и объект исследования, можно рассмотреть несколько легких примеров. Так, например, если предметом нашего исследования будет поведение в экстремальных ситуациях, то объектом исследования станут люди, попавшие в них. Таким образом, изучая поведение людей, познается сам человек.

Или, например, предметом исследования станет эффективность использования средств на оплату труда, то объектом исследования станет сам фонд оплаты труда в частности и организация в целом. Задачи и цели исследований так же понятия различные. Так задачей в этой ситуации будет определение эффективности использования средств на оплату труда, то целью может стать, например, определение оптимальных объемов фонда оплаты труда.


Дополнительно

Нередко объект исследования определить достаточно сложно из-за множественности понятий, предметов, связей в различных видах деятельности. Объект исследования может одновременно претендовать и на сферу общественной жизни, и на сферу биологии, естествознания, например, природопользование.

Объект исследования – это то пространство, в рамках которого находится изучаемое явление.

Предмет исследования входит в более целостное и широкое понятие «объект». Это конкретная часть объекта или процесс в нем происходящий. Предмет всегда изучается в рамках какого-либо объекта. Как правило, предмет в значительной степени совпадает с темой исследования (дипломной работы).

Другими словами, предмет исследования – это определенный элемент общественной жизни (реальности), который обладает очевидными границами либо относительной автономностью существования.

Объект исследования всегда шире, чем его предмет .

Если объект – это область деятельности, то предмет – это изучаемый процесс в рамках объекта исследования.

Например:

Тема: Правовое регулирование предпринимательской деятельности в России.

Объект исследования – предпринимательская деятельность в России.

Предмет исследования – правовое регулирование предпринимательской деятельности.

Справочно. Под правовым регулированием понимаются нормативные правовые акты и практика их применения в организации различных видов общественной деятельности.

Именно на предмет исследования (правовое регулирование предпринимательской деятельности) направлено основное внимание студента-выпускника, именно предмет определяет тему квалификационной (дипломной) работы, для его исследования (предмета) формулируются цель и задачи.

Цель исследования

Цель исследования – это мысленное предвосхищение (прогнозирование) результата, определение оптимальных путей решения задач в условиях выбора методов и приемов исследования в процессе подготовки квалификационной (дипломной) работы студентом-выпускником (прил. 9).

Между целью, проблемой и предметом исследования существует логическая связь, которую необходимо учитывать при проведении дипломного исследования. Цель исследования состоит в том, чтобы разрешить какую-то проблему. Для более успешного формулирования цели нужно ответить себе на вопрос: «Что ты хочешь получить в результате исследования? » или «Какой результат работы (предприятия, организации, учреждения и т.д.) хочу описать в квалификационной (дипломной) работе? »

Удобно начинать формулирование цели с глаголов: выяснить, выявить, сформировать, обосновать, провести, определить, создать, построить.

Основными требованиями, предъявляемыми к цели, являются ее достигаемость, диагностичность, реальность, конечность во времени.

Поскольку цель предвосхищает будущие результаты, то постановка задач намечает пути ее достижения.

Задачи исследования

Задачи, как правило, – это те шаги, с помощью которых достигается цель, т.е. более частные конкретизированные цели.

Задачи исследования квалификационной (дипломной) работы определяются поставленной целью и представляют собой конкретные последовательные этапы (пути) решения проблемы исследования по достижению основной цели (прил. 9).

Гипотеза

Гипотеза – это научно обоснованное предположение. Без гипотезы нет и не может быть никакого исследования. Гипотеза в процессе дипломного исследования представляет собой условия и пути достижения цели исследования. Предполагает определение этапов и планирование исследования.

Как правило, гипотеза формулируется в виде сложноподчиненного предложения с придаточными предложениями типа «если…, то…» или «чем…, тем…».

Например: в приложении 9 указана цель исследования «определение эффективных направлений формирования кадрового состава малого предприятия в процессе управленческой деятельности (на примере издательской деятельности)». Гипотеза может в данном случае выглядеть примерно следующим образом (раскрывая условия достижения цели): «Кадровый состав малого предприятия будет сформирован эффективно, если:

– будут выявлены особенности и тенденции развития деятельности малого предприятия;

– будет экономически обоснован штат предприятия;

– будут определены функции каждого сотрудника и объем выполняемой ими работы;

– будут определены квалификационные требования к персоналу;

– будут разработаны социально-экономические условия деятельности предприятия и т.д.»

Методы исследования

Метод исследования – это способ получения достоверных научных знаний, умений, практических навыков и данных в различных сферах жизнедеятельности.

Метод – это совокупность приемов. Другими словами, прием – это часть метода (прил. 9).

Методы условно делят на две группы: эмпирические и теоретические.

Эмпирические методы (основанные на опыте) включают:

– изучение литературы по теме квалификационной (дипломной) работы, нормативных и инструктивно-методических материалов;

– анализ различной документации;

– наблюдение, опросы (интервью, анкетирование), тестирование;

– изучение и обобщение опыта, отечественной и зарубежной практики и др.

Теоретические методы включают:

– историко-генетический метод;

– моделирование;

– сравнение;

– обобщение;

– абстрагирование;

– классификацию;

– систематизацию;

– синтез;

– аналогию и др.

Критерии оценки результатов

Критерии оценки ожидаемых результатов – важнейший и обязательный компонент дипломного исследования. Критерии непосредственно связаны с целью и задачами исследования и должны задаваться до начала написания квалификационной (дипломной) работы. Существует более двух десятков критериев, однако можно выделить два наиболее конкретных показателя, которые во всех случаях являются показателями эффективности (или даже оптимальности) исследовательской работы.

1. Критерий результативности:

а) быть выше прежних результатов этого же предприятия, учреждения, отрасли и т. д.;

б) быть выше результатов, типичных для предприятий, учреждений данного региона, данной отрасли и т. д.;

в) быть оптимальными, т. е. максимально возможными для конкретных предприятий, учреждений, отрасли и т. д.

Критерий затрат времени.

Он предполагает достижение одного из вышеназванных результатов в более короткий отрезок времени, т. е. сокращение затрат времени по сравнению с типовыми, прежними, нормативными или хотя бы не предполагает увеличения их затрат. Время – это универсальный, интегральный показатель эффективности любого труда. К экономии времени, в конечном счете, сводится экономия сил, средств, финансовых, кадровых, материальных и всех других ресурсов.

Тем не менее, выделяются общенаучные критерии актуальности, обоснованности и новизны, используемые для оценки любого типа исследований, экспериментов, диссертаций, дипломных и курсовых работ.

Актуальность как общенаучный критерий определяется тремя показателями: соответствием социальному заказу (исследование выполнено по заказу предприятия, организации, учреждения), неразработанностью (или слабой разработанностью) данной проблемы в изучаемых науках, потребностью практики.

Примечание : об актуальности смотри выше.

Обоснованность. Критерий обоснованности включает показатели выбора объекта, предмета, проблемы, цели и задач исследования, теоретической и практической значимости, выдвижения гипотезы, методов исследования, этапы исследовательского процесса. Критерий связан с актуальностью и должен соответствовать требованию научной новизны.

Научная новизна. Определение научной новизныотносится ко всему исследованию в целом.

Научная новизнав зависимости от характера и сущности исследования может формулироваться по-разному. Так, для теоретических работ научная новизна определяется тем, что новоговнесено в теорию и методику исследуемого предмета. Для работ практической направленности научная новизна определяется результатом, который был получен впервые, возможно подтвержден и обновлен или развивает и уточняет сложившиеся ранее научные представления и практические достижения.

Важнейшее значение в определении научной новизны исследования при подготовке квалификационной (дипломной) работы имеет также прогнозированиерезультата (цели исследования).

2.2.7. Написание текста квалификационной
(дипломной) работы

Изложение материала в квалификационной (дипломной) работе должно быть последовательным и логичным. Все главы должны быть связаны между собой. Следует обращать особое внимание на логические переходы от одной главы к другой, от параграфа к параграфу, а внутри параграфа – от вопроса к вопросу.

После оформления введения написание текста квалификационной (дипломной) работы следует начинать с первой главы, тщательно прорабатывая содержание всех глав структуры.

Изложение материала по данной проблеме должно быть конкретным и прежде всего опираться на результаты производственной практики, при этом важно не просто описание, а критический анализ имеющихся данных. При изложении в квалификационной (дипломной) работе спорных (противоречивых) решений необходимо приводить мнения различных ученых и практиков. Если в работе критически рассматривается точка зрения кого-то из них, его мысль следует излагать без сокращений, т.е. приводить цитаты. Обязательным, при наличии различных подходов к решению изучаемой проблемы, является сравнение рекомендаций, содержащихся в действующих инструктивных материалах и работах различных авторов. Только после этого следует обосновывать свое мнение по спорному вопросу или соглашаться с одной из уже имеющихся точек зрения, выдвигая в каждом из случаев соответствующие аргументы.

Отдельные положения квалификационной (дипломной) работы должны быть иллюстрированы цифровыми данными из справочников, монографий и других литературных источников, при необходимости оформленными в справочные или аналитические таблицы. При составлении аналитических таблиц используемые исходные данные выносятся в приложение к квалификационной (дипломной) работе, а в тексте приводятся расчеты отдельных показателей.

Таблица должна занимать не более одной страницы. Если аналитическая таблица по размеру превышает одну страницу, ее следует включить в приложение. В отдельных случаях можно заимствовать некоторые таблицы из литературных источников. Ссылаться на таблицу нужно в том месте текста, где формулируется положение, подтверждаемое или иллюстрируемое ею. В тексте, анализирующем или комментирующем таблицу, не следует пересказывать ее содержание, а уместно формулировать основной вывод, к которому подводят табличные данные, или вводить дополнительные показатели, более отчетливо характеризующие то или иное явление или его отдельные стороны.

Loading...Loading...