Земельные реформы братьев гракхов. Реформы гракхов

В 30-20-х гг 2 ст. до н.э., его возглавили братья Гракхи, которые стремились путем демократических реформ, направленных на перераспределение государственного земельного фонда добиться возрождения свободного римского крестьянства.


1. Предпосылки движения Гракхов

Тревожным симптомом для господствующего класса Римской республики было ослабление военной мощи Рима результате знеземелення крестьянства. По цензом 154 года до н.э. число взрослых мужчин, пригодных для службы в легионах, т.е. таких, которые имели земельную собственность и римское гражданство, составляло около 324 тыс., а за цензом 136 года до н. е. - уже около 318 тыс. По цензового принципа комплектования армии граждане, лишившиеся земли, выбывали из состава военных контингентов. Численность армии и ее боеспособность падали. Рим терял характер античного полиса, в котором подавляющее большинство граждан было земледельцами-воинами. Могущество Рима, его власть над населением завоеванных территорий и дальнейшее расширение этих территорий ставились под угрозу. Среди бедноты назревало недовольство, которое всегда могло перейти в открытое возмущение. Сицилийское восстание 132 года до н.э. показало, что в случае такого возмущения свободная беднота легко могла оказаться в одних рядах с восставшими рабами.

Все это вызвало серьезную обеспокоенность в среде правящей верхушки. Особенно была встревожена дальновидные часть нобилитета. В одном из аристократических кружков, группировавшийся вокруг Сципиона Эмилиана, зародилась мысль о необходимости проведения широкой аграрной реформы, направленной на восстановление крестьянского землевладения, возрождение крестьянства, а следовательно, и армии. Вместе с землями, которые находились в частной собственности, в Риме еще продолжали существовать обширные территории "общественного пашне" (ager publica). В середине II века до н.э. большая часть этих земель была оккупирована богатыми нобилей, которые широко использовали труд своих многочисленных рабов. Участники кружка Сципиона предлагали подвергнуть эту землю перераспределению: частично изъять ее у крупных владельцев, поскольку право распоряжаться этими земельными фондами сохранилось за государством, и затем распределить эту землю мелкими участками среди малоземельного или вовсе безземельного крестьянства.

Славный победитель Карфагена Сципион Эмилиан считал положение безвыходным и предполагал упадок Рима. Говорили о нем, что он как цензор приказывал молитвы не за распространение границ государства, а за ее существование. Но ни он, ни его современники не решались на никакие изменения в роковые устройстве гражданства.

Римские нобили, обладая общественными землями из поколения в поколение на протяжении многих десятилетий, привыкли смотреть на них, как на свою собственность, ибо всякая попытка проведения аграрной реформы не могла не натолкнуться на их ожесточенное сопротивление.


2. Тиберий Гракх

Борьбу за проведение реформы возглавил участник кружка Сципиона и его родственник - Тиберий Гракх . Он принадлежал к знатному плебейского рода Семпрония. Предки Тиберия не раз занимали ведущие магистратуры. Со стороны матери он был внуком Сципиона Африканского, победителя Ганнибала при Заме. Рано вступив на путь военной и политической деятельности, Тиберий выдвинулся во время осады и штурма Карфагена, а затем в Нумантинський войне. Рассказывали, что на Тиберия, когда он отправлялся на войну, произвел неизгладимое впечатление вид Этрурии, где вместо свободных римских земледельцев он увидел только рабов, работавших на полях или пасли скот на пастбищах своих владельцев. Сильное влияние на него оказали его близкие друзья - ритор Дисфан из Митилены и стоик Блоссом из Кум. Они познакомили его с идеями возрождения полиса свободных, равных граждан, владеющих неотчуждаемыми земельными наделами, которые когда-то вдохновляли народных вождей и реформаторов Греции эллинизма.

Тиберий был избран народным трибуном на 133 г. до н.э. Вступив в эту должность, он, ссылаясь на древний закон Лициния и Секстина , выдвинул свой ​​проект установления ограничительной нормы для арендаторов государственной земли, изъятие у них излишков земли и перераспределения этих излишков между малоземельными и безземельными римскими гражданами. Согласно этому законопроекту, глава семьи мог владеть не более 500 югеров государственной земли, на каждого взрослого сына прибавлялось еще по 250 югеров, но в целом не более тысячи югеров на одну семью. Изъятая сверх этой нормы у крупных собственников земля должна была делиться на участки по 30 югеров и отдаваться бедным гражданам в вечное и неотчуждаемое арендное пользование. Для проведения этой реформы Тиберий предложил создать особую комиссию из трех человек, уполномоченных решать все вопросы, связанные с изъятием и распределением земли.

Выдвинув свой законопроект, Тиберий попытался, как сообщает Аппиан , обратиться в сенат.

"Римляне, - говорил он, - завоевали большую часть земли и владеют ею, они надеются подчинить себе и остальные ее. В настоящее время [ Когда? ] перед ними встает решающий вопрос: приобретут они остальную землю благодаря увеличению числа боеспособных людей или же то, чем они владеют, враги отнимут у них вследствие их слабости ".

Зато плебс горячо поддержал Тиберия. Законопроект Тиберия стал знаменем, вокруг которого объединились мелкие землевладельцы для борьбы против крупных собственников-рабовладельцев. Со всех концов Италии стекались в Рим крестьяне, чтобы принять участие в голосовании. Тиберий, который подумывал сначала лишь о сохранении военного могущества Рима, логикой событий превратился в вождя широкого народного движения. В горячих словах представил он народному собранию долю крестьян:

"Дикие звери в Италии имеют свои норы, ямы и логовища, но люди, которые борются и умирают за Италию, не имеют ничего, кроме воздуха и света. Со своими женщинами и детьми они бродят без защиты и без крыши над головой. Когда полководцы в боях поощряют солдат, чтобы вели борьбу в обороне домашних алтарей и могил предков, они говорят неправду: из всех римлян никто не имеет ни домашнего алтаря, ни могилы предков! Они воюют в обороне богатства и роскоши других людей; называются господами мира, а не имеют ни ломти земли в собственность! "

Плебс толкнул умеренного и осторожного Тиберия на путь решительных действий. Сенат как представительство нобилей решился не допустить реформы и присоединил себе второго трибуна - Марка Октавия, чтобы тот выступил против Гракха. Октавий, что сам имел в государстве публичную землю, заявил свое "veto" против реформ. Тиберий поставил на голосование вопрос: "Может быть народным трибуном тот, кто идет против интересов народа?". Собрание единогласно дали отрицательный ответ, и один из освобожденных рабов взыскал Октавия с трибуны. Это был беспрецедентный случай: по неписаной, но неуклонно соблюдаемой римской конституции ни магистрат не мог быть отстранен от должности до истечения срока полномочий. Продемонстрировав, что конституцию можно безнаказанно нарушить, Тиберий начал столетний период гражданской борьбы в Римской республике, завершился ликвидацией республиканского строя.

После устранения Октавия законопроект Тиберия был принят народным собранием. Он сам, его младший брат Гай и его тесть Аппий Клавдий были избраны в аграрную комиссию. Вскоре Тиберий прямо посягнул и на прерогативы сената, проведя через его голову в народном собрании закон об использовании доходов от провинции Азии для оказания помощи получающим наделы.

Преодолевая ожесточенное сопротивление крупных землевладельцев, комиссия энергично проводила реформу. Но время шло, и близился срок, окончание летних полномочий Тиберия в должности трибуна. Хорошо понимая, какое значение имеет для дальнейшего проведения реформы его власть трибуна, Тиберий вопреки обычаю повторно выставил свою кандидатуру на этот магистратуру на следующий, 132 г. Нобиле, уже готовились расправиться с ненавистным им вождем плебса, когда он станет частным лицом, сосредоточили теперь все усилия на том, чтобы не допустить вторичного избрания Тиберия. На него посыпались обвинения в нарушении древних государственных установлений, в стремлении захватить единоличную тиранической власти и так далее.

В день выборов враги реформы вооружили своих клиентов и поклонников, чтобы силой помешать голосованию. Положение Тиберия осложнялось тем, что многие из крестьян, занятых в настоящее время сельскохозяйственными работами, не мог попасть на выборы в Рим. На заседании сената один из сенаторов - Сципион Назик - назвал Тиберия тираном и призвал консула, чтобы спасал республику. Когда консул заявил, что не будет начинать домашней войны, Назик крикнул: "Когда консул предает республику, то кто хочет защищать права, пусть идет за мной". Толпа сенаторов с кусками поломанных скамеек бросилась на улицу в народную толпу. Все с опаской начали убегать. Тиберия кто-то схватил за тогу, и он в самом тунике бросился в бегство. Дорогой кто-то ударил его ногой от скамьи, он упал, и тут его добили. Пало до 300 его единомышленников, убитых кругами и камнями. Тела Тиберия не позволено было похоронить, а с другими трупами повержена его в Тибр. Из уцелевших гракхианцив многие был изгнан из Рима. Блоссом бежал на Сицилию, принял активное участие в восстании и погиб после его разгрома.

Но открыто ликвидировать аграрную комиссию сенат не решился. Она продолжала свою деятельность и после гибели Тиберия (пополнившись новыми членами). В целом за 15 лет ее деятельности около 80 тыс. человек получили земельные наделы. Но противники реформы всячески тормозили работу. Давность владения и отсутствие документов часто делали невозможным определить, какие участки принадлежали владельцу на правах частной собственности и которые благодаря оккупации. На этой почве возникали бесконечные тяжбы и конфликты, которые комиссия должна разбирать.


3. Гай Гракх

Впервые в связи с аграрной реформой со всей остротой встал вопрос о италиков. Согласно закону Гракха в итальянских союзников Рима государственные земли отбирались, а участков, распределялись только среди римских граждан, они получать не могли. В этом проявлялась определенная ограниченность гракхианського движения. Несмотря на то, что италики участвовали наравне с римскими гражданами во всех войнах Рима, преимущества римских граждан на них не распространялись. Богатые италики стремились получить римское гражданство, чтобы на равных правах участвовать в эксплуатации провинций, бедным италикам римское гражданство дало бы право на земельные наделы и несколько защитило бы их от произвола римских властей.

По мере обострения борьбы за реформу от нее начали отходить некоторые ее прежние сторонники из среды нобилитета. Между ними был и Сципион Эмилиан. Недовольство италиков дала ему повод затормозить деятельность аграрной комиссии, за его предложению решения дел о спорные земли было передано консулам.

В 125 г. до н.э. сторонник реформы Гракха консул Флакк предложил был компенсировать италиков дарованием им римского гражданства, но это предложение встретило такую ​​бурю негодования в сенате, что Флакк даже не решился поставить его на голосование. Провал проекта Флакка вызвал восстание в итальянских городах Аскули и Фрегеллах.

В этой напряженной обстановке сторонникам аграрной реформы удалось провести в народные трибуны на 123 г. брата Тиберия Гракха - Гая, обладавший блестящим ораторским даром и незаурядными способностями государственного деятеля. Гай занимал должность народного трибуна два года и за это время не только восстановил действие аграрного закона Тиберия, но и провел ряд других важных мероприятий.

Учитывая опыт Тиберия, он стремился противопоставить сената широкий блок, в котором большую роль играл уже не только сельский, но и городской плебс и всадники . Крестьянство, рассеянное в крае, далеко от Рима, не играло уже важную роль в собрании, и голосование решал обычно городской пролетариат. Поэтому, например, он провел хлебный закон, снизил цены на хлеб до 6 1/3 асса за моде, что составляло примерно половину обычной цены. Он потребовал, чтобы плебс бесплатно допускался на театральные представления. Проведением этих законов Гая Гракха удалось значительно увеличить число своих сторонников.

Одновременно Гай старался добыть себе помощь могущественных капиталистов - эквити (всадников). Другой закон Гая отдавал на откуп римским всадникам сбор налогов и пошлин, установленных для провинции Азии. Чтобы обеспечить откупщиков от судебных преследований, суды по разбору дел о злоупотреблениях в провинциях были отобраны от сенаторов, и передавались всадникам, из числа которых и выходили крупные откупщики. Закон об азиатских откупа был выгоден и многим более-менее состоятельным плебеям, которые принимали участие в откупных обществах. Чтобы увеличить доходы представителей этих кругов, Гай Гракх наметил план широкого государственного строительства дорог и общественных зданий, к которому привлекались подрядчики с их рабами; строительные работы могли также доставить заработок и свободной бедноте. Этим он подорвал авторитет сената и подле привлек к себе эквити, которые могли помочь ему и своими деньгами, и влияниями.

Благодаря тем законам Гая обеспечены на народных собраниях голоса и капиталистов, и пролетариата, и то опер свое влияние. "Когда народ принял эти права, - пишет Плутарх ,-Гай получил себе почти монархическую владу.так что и сенат ему подчинялся ". Он сполна использовал свои Трибунская права, так что своим "veto" мог устранять всякие распорядки чиновников и на сочувствующих ему народном собрании мог проводить всякие законы. беспрепятственно стал вторично трибуном, потому что никто не отваживался выступать против него.

Тогда Гай начал выполнять свой главный план - перестройки Римского государства и гражданства. Его инициатива шла в разных направлениях. Так, он переорганизував деление граждан на центурии, устраняя сенаторов из центурий конницы. Провел новый закон о военной службе, покончил государство обязанность доставлять солдатам одежду, запретил принимать в армию молодежь ниже 17 лет. Урегулировал разделение провинций между консулами. Зреформував образом державлення публичных даней. Начал устройство новых дорог. Начал осаждать новые колонии, как в Италии, так и в провинциях. Пошарив аграрные законы Тиберия. Все принятые законы сам вводил в жизнь, сам все ухаживал и всем управлял.

"Хотя было столько великих трудов, не знать было на нем усталости, все исполнял с необыкновенной скорая и роботящистю, так что даже те, которые его ненавидели и его боялись, удивлялись его талантов, с которыми он все выполнял и все викинчував" Плутарх .

Находя новые земельные фонды для предоставления наделов малоимущим, Гай Гракх впервые задумал прибегнуть к колонизации провинций. Он провел закон об учреждении колонии на месте разрушенного Карфагена, где 6 тыс. человек должны были получить по 200 югеров земли для организации крепких хозяйств. Эта мера должна была способствовать укреплению римского влияния и власти в провинциях, а вместе с тем разрядить напряженную обстановку в Италии.

Раскол среди сторонников Гракха был усилен выступлением ставленника нобилитета трибуна Ливия Друза, который выдвинул заведомо невыполнимую, демагогическую предложение об учреждении 12 колоний в самой Италии, что устраивало бедноту больше, чем отъезд в далекую африканскую провинцию. Вскоре после того, как Гай Гракх вернулся из Африки, куда он ездил для устройства новой колонии, имея в виду получить третий трибунат, неверный народ отвернулся от него, и его противники перешли в решающее наступление. На собрании дошло до вооруженной борьбы, и сенат объявил в Риме чрезвычайное положение. Как и 11 лет назад, Рим стал свидетелем кровавого столкновения, и снова гракхианци потерпели поражение. Гай Гракх и его сторонники укрепились на Авентинский холме, но против него было выслано войско и начато осаду. Против гракхианцив выступили сенаторы, часть всадников, примкнувшие к сенату, наемные критские стрелки. Гай выбрался из Авентин и пробовал убежать за Тибр. Но когда увидел, что враги его преследуют, приказал верному рабу себя убить. За его голову была выплачена обещанная сенатом крупная награда. Тогда начался погром его сторонников - убиты их до 3000, их тела потоплено в Тибре, имущество конфискованы, а женщинам не разрешено носить траура. На месте, где разыгралась домашняя борьба, сенат приказал построить святилище богини Согласия.


4. Результаты движения Гракхов

Борьба, возглавляемая Гракхами, закончилась неудачей. Результаты этой борьбы показали, что сохранение устойчивого мелкого землевладения - одной из основ республиканского строя - в условиях развитого рабовладения, бурно растущих денежных отношений и ростовщичества стало уже невозможным. В связи с этим и роль сельского плебса в политической жизни Рима становится все менее и менее значительным.

Вследствие победы сената реформы Гая Гракха упали. Прежде было снесено аграрный закон. Постановлением со 119 до н.э. решено, что государственная земля была в руках частных властителей, переходит в их собственность. Таким образом, нобилитет закрепил за собой все те публичные земли, которые Гракхи хотели передать народу. Крестьянство немного воспользовалось надела почв. Сначала обязывала постановление, земель, добытых силой аграрных законов, не свободно никому продавать; крестьяне обязанность загосподариты их и своих жилищ не оставлять. Казалось, что этим крестьянство придет к благосостоянию и станет сильным слоем. Но в действительности оказалось, что крестьян уже нельзя было спасти от упадка. Новые поселенцы из городского пролетариата отвыкли уже от земледелия.

Упали также широкие колонизационные проекты, с которыми выступал Гай Гракх. Только в некоторых районах были образованы колонии, предназначенные для римских поселенцев. После подавления гракхианцив движение за аграрную реформу временно затих отчасти потому, что многие уже получил землю, частично благодаря подчинению и обращена в провинцию части заальпийскими Галлии, где в 118 г. до н.э. была основана колония Нарбонн. Здесь открывалось новое поле деятельности для многих римлян и италиков, быстро наполнили эту область, вскоре полностью романизированная.

Ряд дальнейших аграрных законов, итог которым подвел закон, изданный в 111 г. до н. е., свел на нет результаты Гракхов реформы. Этот закон объявил частной собственностью итальянские и провинциальные земли, находившиеся в оккупации частных лиц, и разрешал продажу наделов, розданных аграрной комиссией Гракхов. Результатом его появилась еще большая концентрация земли в руках немногих. Уже в 104 г. до н.э. народный трибун Марций Филипп заявил, что не более 2 тысяч семей в Риме имеют хоть какую-то недвижимость. Огромная масса безземельных крестьян превратилась в клиентов нобилей, получая у них небольшие земельные участки по выплате части урожая и выполнения различных повинностей. Поскольку большая часть государственной земли Италии перешла в частные руки, то для решения аграрного вопроса принадлежало находить новые пути. Нерешенным оставался и вопрос о италиков.

Но сенату не повелось отменить действительно вредные законы Гая о раздаче хлеба в городах о судах эквити. Бесплатная раздача хлеба стало привилегией римского пролетариата, которого уже нельзя было устранить, поскольку в Риме пришло бы к революции. Этот вредный обычай поддерживали различные амбициозные деятели, благодаря ему добывали себе расположение народа для личных целей. Этот "число зерновых закон" в значительной степени подорвал также аграрные реформы, потому что жители сел двигались в город, надеясь найти здесь легче условия жизни, чем на пашне. С другой стороны, эквити задержали за собой права судей-привилегия, который позволял им покрывать злоупотребления, которые допускались в провинциях.

Содержание борьбы, которая развернулась в Римской республике после подавления движения Гракхов, заключался в том, что крупные рабовладельцы стремились к самому развития частной собственности и резко выступали против всех ее ограничений. Объективно это была борьба за широкое развитие рабовладельческого способа производства, оказалось несовместимым с преобладанием мелких крестьянских хозяйств. Но, поскольку с развитием крупного частного землевладения и обезземеливания крестьян, витисняюлися рабами, политические права широких слоев населения все более и более урезались, это была одновременно борьба крупных рабовладельцев против рабовладельческой демократии, возможной лишь в условиях античного полиса, состоящая из граждан, есть вместе с тем землевладельцами. Внешне эта борьба выражалась в сложных столкновениях оптиматов (т.е. лучших) и популяров (т.е. народных), как стали именовать себя приверженцы знати и сторонники плебса.

Состояние Эквити переходил раз в одну сторону, раз - на вторую. Социальные соревнования Эквити часто шли теми же путями, что и нобилей. Но из-за того, что нобилитет не хотела допустить эквити к власти, они были вынуждены идти рука об руку с популярами. Однако не раз радикализм масс пугал их, и они готовы были на компромисс с сенатом.


1. Реформы братьев Гракхов

1.1 Избрание народным трибуном Тиберия Гракха. Аграрный закон. Гибель Тиберия

1.2 Трибунат Гая Гракха. Аграрный, хлебный и судебный законы

1.3 Гибель Гая. Судьба реформ Гракхов

2. Общеимперское законодательство средневековой Германии

2.1 Поддержание «земского мира»

2.2 «Каролина»

3. Эволюция английского прецедентного права в XVII-XIX в.

3.1 Общее право

3.2 Право справедливости

4. Новый курс Франклина Рузвельта

4.1 Мировой экономический кризис 1929-1933 гг. и его последствия для США

4.2 Программа Нового курса, ее реализация, итоги

Список литературы


1. Реформы братьев Гракхов

1.1 Избрание народным трибуном Тиберия Гракха. Аграрный закон. Гибель Тиберия Гракха

Братья Гракхи были сыновьями Тиберия Гракха – цензора, дважды консула и дважды триумфатора и Корнелии. Судьба распорядилась так что из их двенадцати детей в живых осталось трое - Тиберий, Гай и их сестра которая вышла замуж за Сципиона Младшего .

Еще юношей Тиберий принимал участие в Третьей Пунической войне, находясь в свите своего шурина Сципиона Эмилиана. Близость к сципионовской группе (в Африку Сципиона сопровождали Гай Лелий и Полибий) не могла не оказать влияния на формирование политических взглядов Тиберия. Под Карфагеном молодой Гракх проявил большую храбрость и снискал себе широкую популярность в армии. В этот же период Тиберий женился на дочери сената Аппия Клавдия.

В 137 г. Тиберий становиться квестором в армии Манцина, осаждавшей Нуманцию. Отказ сената признать договор, заключенный фактически Тиберием, явился первым его столкновением с сенаторской олигархией. Он на практике смог убедиться в несовершенстве римского государственного механизма и в порочности правящей клики.

Летом 134 г. Тиберий выставил свою кандидатуру в народные трибуны на 133 г. Выборы сопровождались страстной агитацией за аграрную реформу. Тиберий, уже давно зарекомендовавший себя как сторонник реформы, был избран единогласно. Вступив в должность 10 декабря1 134 г., он сразу же внес свой аграрный законопроект. Первый пункт представлял развитие старого закона Лициния и Секстия. Каждому владельцу государственной земли (ager publicus) разрешалось удержать в собственность 500 югеров. Если у него были сыновья, то на каждого полагалось по 250 югеров, однако с тем ограничением, что одна семья не могла иметь более 1 тыс. югеров (250 га) государственной земли. Второй пункт гласил, что излишки государственной земли должны быть возвращены в казну и из них нарезаны небольшие участки которые раздаются бедным гражданам в наследственную аренду. эти участки запрещалось продавать. Третий пункт законопроекта предусматривал образование полномочной комиссии из трех лиц, которой поручалось проведение аграрной реформы. Комиссия должна была избираться народным собранием на 1 год с правом последующего переизбрания ее членов. Реформа вызвала ожесточенное сопротивление крупных землевладельцев и большинство сената, а Марк Октавий, один из народных трибунов и друг Тиберия под давлением сената выступил против Тиберия и наложил трибунское вето на его законопроект. Среди народных трибунов сила на стороне того, кто налагает запрет, и если даже все остальные согласны друг с другом, они ничего не достигнут, пока есть хотя бы один, противящийся их суждению. Октавий был непреклонен. На следующий день, когда народ снова заполнил площадь, закон был одобрен и народ выбирает троих для размежевания и раздела полей – самого Тиберия, его тестя, Аппия Клавдия, и брата, Гая Гракха.

Тиберий добивался повторной должности трибуна,– по закону 342 г. это разрешалось только через 10 лет. В день выборов, народ собирался на Капитолии, Тиберий двинулся туда же к Храму Юпитера Капитолийского (собрание происходило на площади перед ним). Атмосфера собрания накалялась. произошло вооруженное столкновение между сторонниками и противниками Гракха сенаторы шли прямо на Тиберия. Все защитники Тиберия бросились врассыпную. Тиберий тоже побежал, но поскользнулся и упал. Пытался привстать, но Публий Сатурей, один из его товарищей по должности, первым ударил его по голове ножкою скамьи, на второй же удар заявлял притязания Луций Руф.

В этом столкновение между сторонниками и противниками Гракха погибло больше трехсот человек. Несмотря на просьбы брата Гая, враги не разрешили ему забрать тело и ночью предать погребению, бросили Тиберия в реку вместе с другими мертвыми. друзей убитого они изгнали без суда, других схватали и казнили.

В сложившихся обстоятельствах сенат считал нужным успокоить народ, а потому больше не возражал против раздела земли.

1.2 Трибунат Гая Гракха. Аграрный, хлебный, судебные законы

В 124 г., ровно через 10 лет после брата, Гай Гракх выставил свою кандидатуру в народные трибуны на 123 г.

Важнейшими мероприятиями первого трибуната (123 г.) были три закона: аграрный, хлебный и судебный. Аграрный закон в основном повторял закон 133 г., но с некоторыми дополнениями и улучшениями. Кроме этого, он восстанавливал в прежнем объеме деятельность аграрных триумвиров. Содержание хлебного (lex frumentaria) закона такое: он установил продажу хлеба из государственных складов по пониженной, в сравнении с рыночной, цене. Значение хлебного закона было очень велико. Если даже государственная цена на зерно и не отличалась слишком сильно от рыночной, то все же закон гарантировал беднейшее население Рима от постоянных колебаний цен на хлеб. Таким путем в Риме впервые было введено государственное регулирование цен, облегчавшее положение беднейших слоев. Еще важнее было то, что хлебный закон послужил исходным пунктом для позднейшей организации государственных раздач беднейшему городскому населению.

Судебный (lex iudiciaria) же закон касался состава постоянных судебных комиссий, в частности комиссии по делам о вымогательствах провинциальных наместников. Здесь традиция расходится. По Ливию, Гай оставил суды в руках сената, но увеличил число сенаторов, присоединив к ним 600 новых членов из всадников. По Плутарху «Гай присоединил к сенаторам-судьям, которых было 300, столько же всадников и, таким образом, учредил смешанный суд из 600 судей». Другой вариант традиции, представленный Аппианом, Цицероном, Диодором и др., расходится с первым. Согласно этому варианту, судебные комиссии вообще были изъяты из рук сенаторов и целиком переданы всадникам. У Ливия и Плутарха отражен первоначальный проект закона, внесенный Гаем в первый период его деятельности, когда оппозиция сената еще не выступала слишком открыто и Гай предполагал ограничиться сравнительно умеренной реформой. Но после того как он встретил открытое противодействие нобилитета, он придал судебному закону более радикальный характер. Гай хотел положить конец тем злоупотреблениям, которые чинили провинциальные наместники: они чувствовали себя совершенно безнаказанными, пока суды находились в руках их товарищей по сословию. Теперь суд передавался всадникам, и тем самым устанавливался реальный контроль над деятельностью наместников. Таким образом, судебный закон явился тяжелым уда ром по нобилитету и значительно поднял политический авторитет правого крыла демократии - всадничества.

Гай внес еще два законопроекта: во-первых, если народ отрешает должностное лицо от власти, ему и впредь никакая должность дана быть не может, а во-вторых, народу предоставляется право судить должностное лицо, изгнавшее гражданина без суда. Среди законов, которые он предлагал, угождая народу и подрывая могущество сената, один касался вывода колоний (lex Sempronia) и, одновременно, предусматривал раздел общественной земли между бедняками. Наряду с перечисленными мероприятиями первого года трибуната, нужно отметить еще несколько законов, падающих, по-видимому, также на 123 г. Прежде всего - военный закон (lex militaris). Он запрещал призывать граждан на военную службу раньше достижения ими 17-летнего возраста и предписывал снабжать воинов одеждой за счет государства, не вычитывая, как это практиковалось раньше, ее стоимости из военного жалованья.

Так же законопроекты – о новых колониях, о строительстве дорог и хлебных амбаров. Больше всего заботы вкладывал он в строительство дорог, имея в виду не только пользу, но и удобства, и красоту.

На очередных консульских выборах 122 г. победил Фаниий, благодаря поддержке Гая. А Гай, во второй раз был переизбран народным трибуном (между выступлениями Тиберия и Гая Гракхов был принят закон, по которому, если после голосования оказывалось избрано меньше кандидатов, чем нужно, то на вакантные места народ избирал, кого хотел, без ограничений народным трибуном). Ненависть сената становится открытой, и потому укрепил любовь народа новыми законопроектами, предлагая вывести колонии в Тарент и Капую и даровать права гражданства всем латинянам. Трибун Рубрий, предложил вновь заселить разрушенный Сципионом Карфаген. Жребий руководить переселением выпал Гаю, и он отплыл в Африку. Там все устроив и завершив в течение семидесяти дней вернулся в Рим.

1.3 Гибель Гая. Судьба реформ Гракхов

Гай не получил должности трибуна в третий раз, хотя громадное большинство голосов было подано за него: объявляя имена избранных, его сотоварищи прибегли к преступному обману. Враги, поставив Опимия консулом, тут же принялись хлопотать об отмене многих законов Гая Гракха и нападали на распоряжения, сделанные им в Карфагене. Народное собрание, которое должно было решить судьбу Юнонии, собралось на Капитолии. На этот же день Опимий назначил заседание сената. Но дело дошло до вооруженной борьбы на площедях и улицах Рима. Сторонники Гракха заняли Авентин. В сенат был послан младший сын Фульвия, друга Гая для переговоров. Но из последней попытки избежать кровопролития ничего не вышло. Молодой Флакк был арестован, а консул Опимий дал приказ своим вооруженным силам атаковать Авентин. Сопротивление гракханцев было быстро сломлено. Гай вообще не участвовал в схватке он ушел в храм Дианы и хотел покончить с собой, но двое самых верных друзей, Помпоний и Лициний, его удержали и уговорили бежать. Враги бросились вдогонку и настигли беглецов. Гая сопровождал только один раб, по имени Филократ, он успел добраться до маленькой рощицы, посвященной Фуриям и там Филократ убил сначала его, а потом себя. Головы Гая Гракха и Фульвия Флакка были отрезаны и принесены консулу Опимию, их трупы брошены в Тибр. Женам запретили оплакивать своих мужей, а у Лицинии, супруги Гая, даже отобрали приданое.Общее число гракханцев, погибших в этот день и позднее, достигло 3 тыс. человек. Важнейшие мероприятия и законы Гая Гракха прочно вошли в жизнь, так как отвечали назревшим общественным потребностям. Суды надолго остались в руках всадников, откупная система получила дальнейшее развитие в том направлении, которое было намечено Гаем. Удержался и новый тип колоний вне Италии. В Юнонии фактически остались колонисты, хотя законом Минуция Руфа колония как таковая была упразднена. Сложнее обстояло дело с аграрной реформой. Но и она была изменена и в 121 г., наследственная аренда и неотчуждаемость гракханских участков были отменены. Затем была упразднена аграрная комиссия (вероятно, в 119 г.). Тогда же было установлено, что государственные земли не подлежат дальнейшим переделам и что участки государственной земли в рамках законной нормы, находящиеся в руках посессоров, являются их полной собственностью. Однако такие участки были обложены особым налогом. Суммы, полученные отсюда, подлежали раздаче народу. В 111 г., было отменено и это последнее ограничение частной собственности. По закону народного трибуна Спурия Тория (lex Thoria), подытожившему предыдущее законодательство, все бывшие государственные земли, независимо от того, являлись ли они мелкими наделами, полученными по lex Sempronia, или крупными участками в рамках лимитов, установленных тем же законом (500-1 тыс. югеров), объявлялись частной собственностью, не подлежащей ни дальнейшим переделам, ни обложению. В будущем частным лицам запрещалось занимать государственные земли, которые исключительно должны были сдаваться в аренду цензорами или служить общественными пастбищами. Чтобы задобрить мелких собственников, для бесплатного пользования пастбищем был установлен очень низкий максимум: 10 голов крупного и 50 голов мелкого скота. Таким образом, окончательным результатом аграрной реформы оказалось полное торжество частной собственности на землю.


2. Общеимперское законодательство средневековой Германии

2.1 Поддержание земского мира

Вормсский рейхстаг 1495 года, провозгласивший "вечный земский мир" (запрещение частных войн), учредил имперский верховный суд по делам имперских подданных и подданных отдельных княжеств (рейхскамергерихт). Члены суда назначались курфюрстами и князьями (14 человек), городами (2 человека), а председатель - императором. Империю решено было разделить на 10 округов во главе с особыми блюстителями порядка из князей, которые должны были приводить в исполнение приговоры суда. Им предоставлялись для этого воинские контингенты. Кроме того, была введена особая подать на нужды управления империей - "общеимперский пфенниг". Однако значительная часть этих мероприятий так и не была проведена в жизнь. Первоначально власть князей в отдельных землях (княжествах) была ограничена деятельностью собраний местных чинов (ландтаги) - сословных представительств духовенства, дворянства и горожан; в некоторых землях в эти собрания входили и представители свободного крестьянства. В ландтагах земские чины обычно образовывали три палаты (в некоторых землях палат было две - духовенство и дворянство заседали вместе). Уполномоченные получали от своих избирателей инструкции, носившие характер обязательных мандатов. Когда уполномоченные не находили в инструкцияхуказаний,какследуетразрешить тот или иной вопрос,они обращались к своим избирателям за соответствующими указаниями.

Компетенция ландтагов была разной в различные периоды. Ландтаг считался верховным судом княжества до образования особых судов. Впоследствии к последним перешла юрисдикция ландтагов, и тогда ландтаги в ряде земель стали апелляционной инстанцией в отношении этих судов. Ландтаг также решал вопросы, не входившие в компетенцию судов (например, политические). Ландтаги вмешивались в управление государством, оказывая влияние на образование состава княжеских советов или на назначение высших чиновников. В компетенцию ландтагов входило избрание государя в случае пресечения правящей династии, отправление некоторых функций в области внешней политики (например, в ряде германских княжеств на объявление войны требовалось согласие ландтага), некоторые церковные дела, полицейские дела (наблюдение за доброкачественностью чеканки монеты, охрана лесов и др.), военные дела. Наиболее важным правом ландтагов было право вотирования налогов. По мере возрастания государственных потребностей и уменьшения доменов князьям приходилось все чаще и чаще обращаться к ландтагам за денежными субсидиями. Ландтаг отпускал денежные средства на содержание войска, что открывало возможность вмешательства в управление армией, постройку крепостей и т.д. Таким образом, ландтаги в известной мере ограничивали власть князей и были, по своей сути, более сословно- представительными органами, чем рейхстаг.

2.2 «Каролина»

Одним из наиболее важных источников права Германии является «Каролина», принятая в 1532 и опубликованная в 1633 году. Она получила свое название в честь императора Карла V (1519-1555). Являясь единственным общеимперским законом раздробленной Германии, «Каролина» имела целью упорядочить уголовное судопроизводство в местных судах. Первая ее часть посвящена стадиям судебного процесса, а вторая выступает в роли уголовного кодекса. Уложение было общепризнанно в качестве источника права во всех землях. «Каролина» не классифицировала состава преступления, а лишь перечисляла их, располагая в более или менее однородные группы. Она предусматривает довольно многочисленный круг преступлений: государственные (измена, мятеж, нарушение земского мира, бунт против властей); против личности (убийство, отравление, клевета, самоубийство преступника); против собственности (поджог, грабеж, воровство, присвоение); против религии (богохульство, колдовство, кощунство, нарушение клятвы, подделка монет, документов, мер и весов, объектов торговли); против нравственности (кровосмешение, изнасилование, прелюбодеяние, двоебрачие, нарушение супружеской верности, сводничество, похищение женщин и девушек).

К общим понятиям уголовного права, известным «Каролине», можно отнести умысел и неосторожность, обстоятельства, исключающие, смягчающие и отягчающие ответственность, покушение, соучастие. Освобождались от ответственности:

· за убийство – умалишенные;

· за кражу дети до 14 лет - порка, а не смерть.

Обстоятельства, освобождающие от ответственности: при убийстве - необходимая оборона (нападение со смертельным оружием + невозможность уклониться от него). Доказать это должен был убийца.

Обстоятельства, смягчающие вину:

· отсутствие умысла;

· возраст до 14 лет;

· совершение преступления при исполнении служебного долга.

Отягчающие обстоятельства:

· совершение преступления против лица особо высокого положения;

· наличие “злого умысела”.

Пособничество:

· помощь до совершения преступления;

· помощь в момент совершения преступления - совиновничество (то же наказание);

· помощь после совершения преступления.

Цель наказаний - устрашение. Наказания:

· смертная казнь (простая - отсечение головы мечом; квалифицированная - все остальное);

· членовредительство и телесные наказания;

· позорящие наказания;

· изгнание из страны;

· штрафы.

В период раннего феодализма в Германии применялся обвинительный (состязательный) процесс. Не было разделения процесса на гражданский и уголовный. «Каролина» сохранила некоторые черты отменительного процесса. Потерпевший или другой истец мог предъявить уголовный иск, а обвиняемый – оспорить и доказать его несостоятельность. Сторонам давалось право представлять документы и свидетельские показания, пользоваться услугами юристов. Если обвинение не подтверждалось, истец должен был «возместить ущерб, бесчестье и оплатить судебные издержки» В целом же основной формой рассмотрения уголовных дел в Каролине является инквизиционный процесс. Обвинение предъявлялось судьей от лица государства «по долгу службы». Следствие велось по инициативе суда и не было ограничено сроками. Можно выделить следующие суды:

· Суд феодала - сначала - только крепостные, затем - все население территории;

· Церковный суд - распространялся на духовенство и некоторые другие разряды людей, для всех - дела о браках, духовных завещаниях;

· Городские суды имели различное устройство: судья + заседатели (шеффены) или городской совет;

· Суд князя (главы округа) - низший суд.

Распространяется институт послания (Aktenversendnung). Когда суд не мог найти соответствующую норму, он писал письмо в ближайший университет на юридический факультет, где профессора выносили решение, которое было обязательно для судьи. Суд состоял из шеффенов или заседателей суда, судьи, писца. Предпочтение отдавалось лицам дворянского происхождения и ученым людям. Процесс делился на три стадии: дознание, общее расследование и специальное расследование. Процесс начинался по доносу потерпевшего, его показания точно записывались. Требование к истцам: представление прямых улик преступления, влекущих наказание. Обвиняемый заключался в тюрьму независимо от виновности. Истец мог быть также помещен в тюрьму, если он не предоставил соответствующего залога, признанного судьями и шеффенами достаточным при отсутствии улик.

Все это делалось согласно гражданско-правовому предписанию, чтобы оплатить произведенные издержки, а также бесчестье, ущерб, если истец не сможет доказать уголовное обвинение или свои права, или если в течении определенного назначенного судом срока он не сможет предъявить такие улики и подозрения, которые суд признает достаточными, если истец проиграет дело по др. причинам.

Следующим этапом является проведение допроса под пыткой, который применяется лишь при получении прямых улик преступления. Наличие косвенных улик не ведет за собой применение допроса под пыткой. Для достаточных улик необходимо два добрых свидетеля. Главное событие, доказанное одним свидетелем, считалось полудоказательством. Окончательное осуждение на уголовное наказание должно происходить на основе собственного признания. Во внимание принимается и записывается лишь то, что было сказано подозреваемым после пытки. Виновный, который будет подвергнут уголовному наказанию по приговору суда, предупреждается за три дня (чтобы было время подумать о грехах). В случае просьбы истец или ответчик могут иметь годатая в составе суда. Последний в силу своей присяги должен был поддерживать справедливость. Окончательный приговор - в письменном виде.


3. Эволюция английского прецедентного права в XVII-XIX в.

3.1 Общее право

После революции в Англии продолжало действовать прецедентное право, выработанное в предшествующую эпоху в общей системе королевских судов (“общее право”), и в суде лорда-канцлера (“право справедливости”). “Общее право” способствовало усилению королевской власти в Англии, усвоенный им к XVII в. принцип прецедента (staredecisis) стал неожиданным препятствием на пути дальнейшего укрепления абсолютизма.

Для развития судебной практики и укрепления ее роли важно было то, что уже в то время в королевских судах заседали, профессиональные юристы. Их общая позиция была выражением профессионального мнения. Общее право изначально формировалось как «право юристов». Э.Дженкс отмечает, что нельзя точно определить, как произошло общее право. «Каким-то путем, который не может быть точно определен, королевские судьи, встречавшиеся между своими разъездами в Лондоне для рассмотрения дел в централизованных королевских судах... и Вестминстере, пришли к соглашению о необходимости слить различные местные обычаи в общее или единое право, которое могло бы применяться по всей стране».

3.2 Право справедливости

В средние века наибольшую конкуренцию общему праву составляло право справедливости, развивавшееся в судах канцлера. “Право справедливости”, которое в отличие от “общего права” не было сковано прецедентом, несло в себе благотворное влияние римского права и было проникнуто духом предпринимательства, превратилось в главную опору судебной политики короля и в объект критики со стороны революционного лагеря. Этот парадоксальный на первый взгляд факт объяснялся тем, что председатель суда справедливости - лорд-канцлер - одновременно являлся высшим судебным чиновником короля. Он был всего лишь исполнителем королевской воли.

Право справедливости разработало институты, ранее неизвестные английскому праву. К примеру, право доверительной собственности, которое стало применяться в самых разнообразных ситуациях. Введение данного института явилось правовым обоснованием права замужней женщины раздельно пользоваться имуществом с супругом (по общему праву личная собственность жены переходила к мужу). Институт пересмотрел вопрос о закладных, обеспечил право выкупа по закладным. Так же получило защиту движимое имущество, обеспечивалась передача имущества при договоре купли-продажи.

Эти системы по-прежнему составляли костяк английского права и длительное время значительно превосходили по своему весу и значению статутное право, даже после его обновления революционным законодательством. После революции, как и раньше, английская правовая система была далека от того, чтобы быть внутренне согласованной и гармоничной. В ней ясно обнаружились по крайней мере два противоречия. Первое - это противоречие между двумя ветвями прецедентного права: “общим правом” и “справедливостью”. Второе - это внутреннее противоречие, присущее прецедентному праву, а именно: противоречие между принципом прецедента и судейским правотворчеством (judge-madelaw). В традиционном противостоянии права и справедливости “общее право” в послереволюционные годы в целом одержало верх. Росту авторитета “общего права” способствовал конфликт, который возник еще в предреволюционный период между двумя соперничающими системами королевского суда. Парламентская оппозиция суду канцлера усилилась после нашумевшего процесса по делу некоего Глэвилля в 1615 г. В этом деле лорд-канцлер Энесмер в соответствии с принципом “справедливости” пересмотрел решение суда “общего права”, вынесенное главным судьей суда общих тяжб Э. Коком, на том основании, что это решение базировалось на свидетельстве, о ложности которого суду не было известно при рассмотрении дела. В связи с необычным столкновением юрисдикции двух судов король создал специальный комитет под председательством Ф. Бэкона. Последний поддержал право суда канцлера осуществлять свои решения даже в том случае, если они прямо противоречат результатам спора по “общему праву”. Это решение представляло собой чувствительный удар по престижу “общего права”, вызвав ответную критику политической оппозицией суда канцлера. Парламентарии жаловались на то, что “справедливость” - жуликоватая вещь, что она “зависит от длины ноги лорда-канцлера”. Хотя в ходе революции попытки парламента упразднить суд лорда-канцлера не имели успеха и дуализм судебной системы в Англии сохранился, революция оставила заметный след в деятельности этого судебного органа. Учитывая настроения влиятельных кругов общества и их стремление к стабильному правопорядку, с конца XVII в. лорды-канцлеры проводят в своем суде более гибкую политику. Они стараются не повторять острых конфликтов системы “справедливости” с “общим правом”. Так, лорд-канцлер Ноттингэм, которого в Англии называют “отцом современной справедливости”, заявил, что справедливость должна “определяться правилами науки”, что нельзя допускать, чтобы “состояние людей зависело бы от прихоти суда”. Эта линия на упрочение правовых начал в суде канцлера привела к тому, что в XVIII в. система “справедливости” начинает застывать, подчиняясь правилу прецедента и обретая столь же формальную процедуру, что и система “общего права”. Но и в XVIII, и в XIX в. в системе “справедливости” право не переставало развиваться. Так, например, непоследовательность революции XVII в. в вопросе о собственности, сохранение старых феодальных конструкций собственности, ограничения в распоряжении так называемыми “реальными” вещами привели к дальнейшему развитию института “доверительной собственности” (trust). Этот институт отличался значительной сложностью и условностями, но он позволял обходить ряд стеснительных формальностей “общего права” и расширять возможности, реальные правомочия собственника в распоряжении своим имуществом. При этом канцлерам удалось сблизить конструкцию “доверительной собственности” с конструкцией собственности по “общему праву”. Однако и в XIX в. процедура “справедливости” вызывала большие нарекания со стороны английских предпринимателей. Рассмотрение дел в суде канцлера в силу его перегрузки было крайне затяжным и медлительным. Двойная система прецедентного права требовала от делового мира, пользующегося услугами высокооплачиваемых адвокатов, кроме того, и дополнительных расходов. Несколько иной путь в это же самое время проделало “общее право”. Здесь после революции по существу наблюдается противоположный процесс: отход от жесткого принципа прецедента в сторону увеличения судейского правотворчества. Судьи “общего права” понимали, что их претензии на руководящую роль в правовой системе могут быть оправданы, если они освободятся от ряда старых, явно устаревших правил и в большей степени откликнутся на потребности капиталистического развития. Особенно отчетливо эта тенденция проявилась при главном судье Мэнсфильде (1756-1788 гг.), который выработал ряд вполне современных и удобных для судебной практики доктрин. Недаром в английской литературе его называют “первым судьей, говорившим на языке живого права”. Не порывая формально с принципом прецедента, Мэнсфильд вместе с тем внес существенные изменения в “общее право”, руководствуясь при этом несвойственной этой системе идеей “справедливости” и “здравого смысла. Например, при рассмотрении дел о завещаниях он порвал с присущей “общему праву” абсолютизацией внешней формы, которая предопределяла исход дела. Он стал отдавать предпочтение выявлению подлинной воли наследодателя, утверждая, что “законное намерение, если оно ясно выражено, должно корректировать правовой смысл терминов, неосторожно использованных завещателем”. Также и в сфере договорного права Мэнсфильд, в соответствии с новыми представлениями о контракте, придавал решающее значение “истинным намерениям” и воле сторон. Мэнсфильд положил конец существованию особого купеческого (торгового) права, сложившегося еще в эпоху средневековья, и слил его с единой системой “общего права”. Это сделало “общее право” более удобным и близким коренным интересам предпринимателей, подняло его авторитет в английском обществе. Наконец, он упростил саму систему рассмотрения дел в судах “общего права”, заложив основы современного судебного процесса: расширил право сторон приводить доказательства, ввел апелляцию и т. д. Таким образом, в процессе своей эволюции “общее право” приобретало такие важные качества, как стабильность и гибкость. В связи с окончательным установлением принципа прецедента в XVIII-XIX вв. оно как источник права начинает застывать и уступать свое место законодательству. Важным этапом в окончательном оформлении английского прецедентного права явилась вторая половина XIX в., когда в Англии окончательно утвердилась парламентарная система, что потребовало упрочения и упрощения правовой системы. Несмотря на то, что после судебной реформы 1873-1875 гг. (объединение общей системы королевских судов с судом лорда-канцлера в единый Высокий суд) и до настоящего времени “общее право” и “право справедливости” выступают как единое судейское прецедентное право, полного слияния этих двух систем не случилось. Слияние коснулось в большей степени судебно-организационных и процессуальных норм. Что касается норм материального права (например, доверительная собственность и др.), то они по-прежнему четко различаются практикующими юристами и самими судьями. Таким образом, ко второй половине XIX в. в основном окончилось реформирование высших судебных органов, а также формирование самих основополагающих доктрин английской правовой системы: доктрины судебного прецедента и доктрины “верховенства права”. Первая из них означала, что решения суда палаты лордов, апелляционного суда, высшего суда являются обязательными, составляют прецедент, которому должны следовать сами эти суды и все нижестоящие судебные органы. В судебной практике Англии считается, что принцип обязательность прецедента применяется лишь к той части судебного мнения, которая непосредственно обосновывает решение по делу, тогда как за прочими рассуждениями судьи не признается обязательная сила. В случае расхождения между прецедентами общего права и права справедливости приоритет должен быть отдан последнему. Доктрина “верховенства права” выводится в английской юриспруденции еще со времен Э. Кока, у которого, как отмечалось выше, уже встречаются мысли о том, что выше любого закона должна стоять сама “идея права”, которая “открывается” прежде всего в судебной практике. Доктрина “верховенства” или “господства” права стала английским эквивалентом более широкой концепции правового государства. Развитие судейского права в силу жесткой связанности судей прецедентами вышестоящих судов во многом зависит теперь от позиции палаты лордов, возглавляющей судебную систему Англии. В современный период истории прецедентного права с большой остротой встает вопрос, насколько сама палата лордов обязана следовать своим собственным решениям. В течение нескольких десятилетий (с знаменитого “трамвайного дела” 1898 г.) палата лордов категорически отказывалась изменять выработанные ранее прецеденты. Она исходила из того, что должна следовать своим собственным решениям, и только за законодательной властью сохранялось право отменять прецеденты. Такая позиция лордов привела к существенному ограничению судебного нормо-творчества, которое в XX в. было связано главным образом с толкованием законов, а не с установлением новых правовых норм. Практически это означало, что с конца XIX в. дальнейшее развитие права осуществлялось в Англии уже не путем судейского нормотворчества, а посредством принятия новых писаных законов.


4. Новый курс Франклина Рузвельта

4.1 Мировой экономический кризис 1929-1933 гг. и его последствия для США

В 1929 г. разразился мировой экономический кризис, который продолжался до 1933 г. Экономический кризис, обостривший все капиталистические противоречия, привёл к нарастанию в США глубокого политического кризиса. Он охватил банковскую систему, промышленность, сельское хозяйство. В этой обстановке в ноябре 1932 г. состоялись очередные президентские выборы. Победу на выборах одержал представитель демократической партии Франклин Делано Рузвельт (1882-1945г.). 9 марта была созвана специальная сессия Конгресса и в течение 100 дней (за 3 месяца) заложены основы политики «Нового курса». Он добился принятия конгрессом 70 законодательных актов, направленных на оздоровление промышленности, сельского хозяйства, торговли, кредитно денежной системы. Мероприятия суть которых состояла в проведении государственно-монополистического регулирования экономики. В осуществлении «Нового курса» выделяют два этапа: первоначальный - с 1933 до 1935 гг. и второй этап - с 1935 г., когда обозначились сдвиги влево. Прежде всего, началось спасение банковской и финансовой систем. Для их оздоровления запрещался вывоз золота за границу; был прекращен обмен банкнот на золото. В США были закрыты все банки. В принятом единогласно Чрезвычайном законе о банках предусматривалось возобновление функции и получение правительственных кредитов (займов) из федеральной резервной системы. Для увеличения финансовых ресурсов государства и расширения его регулирующих функций в этот период США отказались от золотого стандарта, изъяли золото из обращения и провели девальвацию (обесценивание) доллара. Благодаря девальвации доллара распределение дохода изменилось в пользу промышленного, а не ссудного капитала. Тем самым были предотвращены массовые банкротства в кредитной сфере, уменьшилась задолженность монополий правительству, усилились экспортные возможности США. Для стимулирования мелких акционеров и вкладчиков (частных средств) была создана корпорация по страхованию банковских вкладов, а также приняты меры защиты вкладов от риска из-за биржевой спекуляции. Введение государственного страхования депозитов (вкладов) способствовало предотвращению банкротств, повышало доверие вкладчиков.

4.2 Программа Нового курса, ее реализация, итоги

В июне 1933 г. была создана Национальная администрация восстановления промышленности (НИРА), которая стала осуществлять принудительное картелирование на основе "кодексов честной конкуренции". В соответствие с этим в американской промышленности, разделённой на 17 групп, устанавливались монопольные цены, определялись условия торгового кредита, объём продукции, распределялись рынки сбыта. Основное условие "кодексов честной конкуренции" состояло в запрещении продавать товары ниже установленных ими цен. Закон предусматривал установление минимума заработной платы, максимум продолжительности рабочего дня, заключение коллективных договоров, право на создание профсоюзов, оказание помощи многомиллионной армии безработных. Несмотря на то, что сначала НИРА был воспринят американскими деловыми кругами с энтузиазмом, к осени 1934 г. они, недовольные излишней регламентацией и централизацией, стали поднимать вопрос о пересмотре этого закона, тем более, что с марта по июль 1933 г. производство промышленной продукции резко пошло вверх. В целях предотвращения радикального развития «Нового курса» они создали специальную организацию «Лигу американской свободы.

Для выхода из сельскохозяйственного кризиса был принят в мае 1933 г. закон о помощи фермерам и учреждена Администрация по регулированию сельского хозяйства (ААА). Для преодоления аграрного кризиса закон предусматривал меры повышения цен на сельскохозяйственную продукцию до уровня 1909 - 1914 гг., так же устанавливал объём производства. Поощрялось сокращение фермерами посевных площадей. Мероприятия правительства Рузвельта в области сельского хозяйства способствовали его концентрации и разорению мелких фермеров. Приняты чрезвычайные меры по финансированию государством фермерской задолженности.

Начало деятельности Рузвельта совпало с окончанием мирового экономического кризиса. Другие страны вышли из кризиса без каких-либо специальных мероприятий, подобных "новому курсу". Крупнейшие монополисты США, после того как прошла высшая точка кризиса и началось экономическое оживление, выступили против антикризисного законодательства Рузвельта. В 1935 - 1936 гг. по требованию монополий Верховный суд США отменил законы о деятельности НИРА и ААА.

В этот период вокруг «Нового курса» сплотилась широкая коалиция либерально-демократических сил, благодаря чему в 1936 г. Ф.Рузвельт одержал победу и был выбран на пост президента на второй срок. В 1937 г. он приступил к реформе Верховного суда - высшей судебной инстанции страны, который санкционировал закон Вагнера и другие акты социального законодательства. В 1938 г. Рузвельт начал проводить план так называемой «подкачки насоса» - увеличения спроса с помощью новых государственных вложений. Объем общественных работ расширился, численность получающих пособия увеличилась до 21,3 млн. человек. Дефицит бюджета стал быстро расти и в 1939 г. составил 2,2 млрд. долл. После этого число сторонников кейнсианской теории в США существенно возросло.


Список литературы

1) Плутарх. Сравнительные жизнеописания

2) Утченко С.Л. Цицерон и его время. – М., «Мысль», 1972. С.390. ст.81

3) C.И. Ковалев «История Рима», новое издание, исправленное и дополненное/Под ред. Проф. Фролова Э.Д. СПб.: ООО «Издательство «Полигон». - 2002.- 864 с., ил. Ст.417.

4) Черниловский З.М., Хрестоматия по всеобщей истории государства и права. М., 1994.

5) Страшун Б.А. «Конституционное право зарубежных стран» т.з. М.: Изд-во БЕК, 1998 г.

6) Богдановская И.Ю. «Прецедентное право», М.: Наярна, 1993 г.

7) Уткин И.А. Рузвельт.-М., 2000.

8) Кредер А.А. «Американская буржуазия и «Новый курс», 1988г.

9) Хрестоматия по всеобщей истории государства и права / под ред. К.И. Батыра и Е.В. Поликарповой. Т.2.- М., 2005.

10) Хрестоматия по всеобщей истории государства и права / под ред. К.И. Батыра и Е.В. Поликарповой. Т.1.- М., 2005.

реформы братьев Гракхов. политическая борьба в Риме.партии оптиматов и популяров

В это время, с конца 130 х годов в Риме начинается период реформаторской деятельности братьев Гракхов. Своими законопроектами они всколыхнули всё римское общество и государство и положили начало периоду смут и гражданских войн, приведших в итоге к падению Республики.

В 133 году народный трибун Тиберий Гракх предложил провести аграрную реформу, направленную на поддержку малоимущих и средних слоёв римского общества. В процессе проведения реформы обстановка накалялась и в132 году в Риме начались вооруженные столкновения, во время которых Тиберий Гракх и несколько сотен его сторонников погибли.

В 123 году дело Тиберия продолжил его брат Гай, избранный народным трибуном. Гай Гракх предполагал продолжить наделение безземельных граждан землёй. Важнейшее значение имели законы, проведённые в интересах всадников, т.е. ростовщиков, торговцев и землевладельцев средней руки. Одной из важнейших целей мероприятий Гая Гракха было ослабление власти сената и расширение прав народного собрания. Основной удар был нанесён по важнейшей прероргативе сената - заведованию финансами. И, наконец, Гай планировал законопроект о даровании прав римского гражданства италийским союзным общинам. В общем, Гракх собирался провести целую систему реформ римского общества, но он натолкнулся на сильное сопротивление консерваторов. Борьба вокруг законопроектов перекинулась на улицы Рима и в итоге Гай, как и его старший брат, погиб во время вооружённых столкновений.\122г\

Часть реформ братьев Гракхов была проведена, другие были осуществлены через некоторое время после их гибели.

В процессе ожесточённой борьбы между реформаторами \ которых впоследствии назвали популярами \, опиравшимися на народное собрание и консерваторами \ или оптиматами\ , оплотом которых являлся аристократический сенат, были выработаны разные программы развития Римского государства. В дальнейшем все видные политики Рима поддерживали либо программу оптиматов, либо популяров

15 Рим и италики: Союзническая война

Союзническая война (91-88 до н. э.), (по активной роли в ней племён марсов называлась также Марсийской), восстание италийских племён против Рима и развернувшиеся вслед за ним на территории большей части Италии военные действия.

союзническая война

Последней попыткой сгладить противоречия разных общественных группировок были инициативы народного трибуна 91г Ливия Друза. Его законопроекты представляли собой модернизированные в новых условиях программы братьев Гракхов и Сатурнина. Он предложил:

1.составить провинциальные суды из сенаторов, но сам сенат увеличить за счёт всадников. 2 вывести колонии для малоземельных в Кампанию и Сицилию. 3. восстановить и расширить продажу дешёвого хлеба в Риме и 4 главное - предоставить права римского гражданства всем латинам и италикам.

Одако законопроекты Друза не были приняты, а сам он,как и его предшественники по реформам, был убит.

Вскоре после этого, италики, не располагая более иными средствами в отстаивании своих интересов взялись за оружие. Началась так называемая Союзническая война 91-88гг. Эта война считается одной из самых кровопролитных во всей римской истории. Восстание охватило южную и среднюю части Италии. Особое ожесточение ей придавало то, что силы сторон были примерно равны - союзники выставили 100 тыс человек, их армия имела такую же высокую военную организацию, что и римская, т.к. издавна италики служили в римских войсках в качестве вспомогательных. Союзники создали свою политическую организацию - федерацию городов, был избран свой сенат и магистраты консулы, преторы и др.

Римляне оказались в очень тяжёлом положении. В этих условиях римский сенат принял решительные меры. Была проведена дополнительная мобилизация, во главе армий поставлены лучшие полководцы, но, главное, по закону 89 г. право римского гражданства давалось тем общинам, которые в 3х месячный срок подадут заявление. Это внесло сильный разлад в ряды союзников. Постепенно римляне стали брать вверх и 88 году были разгромлены последние крепости противника.

Тяжелейшая Союзническая война была закончена. Что самое интересное в результатах этой войны - сенат в итоге предоставил всем италикам права римского гражданства. Таким образом требования побеждённых были удовлетворены победителями.

Итоги войны

Римляне даровали права гражданства всем италикам, но приписали их лишь к 8 (либо к 10) новым трибам, а не ко всем 35, что не давало им практически никакого социально-политического влияния. Впоследствии это обстоятельство было использовано Публием Сульпицием Руфом для создания массовой опоры личной власти для Гая Мария. Кроме того, италики (особенно самниты и луканцы) активно участвовали в Гражданской войне 83-82 гг. до н. э. на стороне марианцев против Суллы. Кроме того, все италийские общины практически превращались в римские муниципии. Таким образом, Рим терял своё исключительное положение в Италии и становился primus inter pares.

В целом, Союзническая война подорвала римскую полисную организацию, включила италиков в управление Римским государством, ускорила процессы латинизации Италии и образования италийской народности.

Воспользовавшись ослаблением Рима во время войны, понтийский царь Митридат VI Евпатор начал наступление на зависимые от Рима царства, приказав одновременно пребить 80 граждан Рима в подконтрольных территориях, что послужило поводом к началу Первой Митридатовой войны.

Парадокс, на мой взгляд заключается в невиданном доселе факте: победители приняли (с известными оговорками) условия проигравших. Разумеется у Рима не было тут выбора

Братья Тиберий (162-132 гг. Н.э.) и Гай Семпроний (153-121 гг. Н.э.) происходили из старого и богатого плебейского рода Семпрониев. Их отец, – носивший имя Тиберия Семпрония Гракха, как и старший сын, – был консулом и цензором, а мать Корнелия, дочерью Сципиона Африканского Старшего.

ПРИЧИНЫ
Реформы были вызваны необходимостью остановить деградацию (обнищание) римского крестьянства (социальной и воен. опоры рим. гос-ва)
с целью сохранения высокой боеспособности римской армии в условиях нарастающих восстаний рабов и войн с внешними врагами.
СУЩНОСТЬ
Тиберий
Старший из братьев - Тиберий, избранный народным трибуном на 133 год до н. е., предложил законопроект, ограничивающий землевладение 1000 югеров на семью (около 250 га). Остатки государственной земли небольшими участками - не более ЗО югеров (7,5 га) передавались бедным гражданам без права продажи. Тиберию удалось добиться принятия этого законопроекта Народным Собранием. Для проведения законопроекта в жизнь была создана аграрная комиссия из трех человек, в которую вошли братья Гракхи. Но аграрная реформа встретила яростное сопротивление со стороны подавляющего большинства крупных землевладельцев, с которых и состоял римский Сенат. Во время выборов в народные трибуны на 132 г. до н. е. Тиберия было ложно обвинен в стремлении стать царем и убит.
ГАЙ
Младший из братьев, Гай, продолжил дело Тиберия. В 129 и 122 гг н. е. Гая Гракха был избран народным трибуном. Он возобновил в полном объеме аграрное законодательство Тиберия. Он продолжил земельные преобразования, только теперь старался учитывать интересы других сословий. Знаменитый хлебный закон этого трибуна предусматривал продажу хлеба городскому плебсу по ценам ниже рыночных, по сути, утвердив принцип государственной поддержки малоимущих. Гай Гракх также принял ряд законов, повышающих статус всадников (предаставители мелкой и средней рабовладельческой знати, которые составляли основу римского общества), предоставив, например, в их распоряжение значительную часть всей судебной организации Рима и отдав сбор податей в Азии. По указу Гая, за пределами Италии создавались римские колонии, в результате которых крестьяне улучшали свое положение, покидая родину и получая на чужбине землю. Деятельность младшего из братьев Гракхов носила еще более масштабный характер, так что Цицерон потом даже писал, что Гай "изменил все положение дел в государстве". Это вылилось в открытое противостояние между сенаторами и последователями Гракха. В результе битвы три тысячи сторонников Гая были убиты, в том числе и сам Гракх.
ИТОГИ
В результате реформы около 80 тыс. римских граждан получили земельные наделы, таким образом, окончательным результатом аграрной реформы оказалось полное торжество частной собственности на землю.
После 111р. до н. н.э., когда было разрешено продавать землю, большинство новых владельцев были вынуждены избавиться от нее, поскольку они не выдерживали на рынке конкуренции с продуктами, созданными дешевым трудом рабов. Хотя положение римского крестьянства на некоторое время улучшилось, аграрный вопрос не был решен и не мог быть решен в рамках рабовладельческой системы. Наоборот, превращение значительной части государственных земель в частную собственность только развязало игру экономических сил и облегчило процесс концентрации земли.
Как ни свирепствовала в первое время реакция, но целиком уничтожить дела Гракхов она не могла. Важнейшие мероприятия и законы Гая Гракха прочно вошли в жизнь, так как отвечали назревшим общественным потребностям. Суды надолго остались в руках всадников, откупная система получила дальнейшее развитие в том направлении, которое было намечено Гаем. Вероятно, сохранились италийские колонии. Удержался и новый тип колоний вне Италии. ЗНАЧЕНИЕ.
Гракхи стремились возродить римское крестьянство. Но во II в. до н. э. Рим и Италия уже прочно вступили на путь рабовладельческого развития. Труд свободного земледельца всё больше и больше вытеснялся трудом рабов. Крестьянство поэтому было обречено на разорение и гибель. Таким образом, та цель, которую ставили перед собой Гракхи, была несбыточной. Тем не менее движение италийских крестьян под руководством Гракхов оставило после себя глубокий след. Оно положило начало широкому народному движению в Риме и нанесло тяжёлый удар по сенатской республике.
Источники:
С.И. Ковалев. История Рима
Древний Рим. Книга для чтения под редакцией Д.П. Каллистова и С.Л. Утченко. Москва, "Учпедгиз", 1953.
Плутарх. Тиберий и Гай Гракхи // Плутарх. Сравнительные жизнеописания. М., 1964. Т.III.



14. Первое и второе сицилийские восстания рабов.
Первое сицилийское восстание 136-132 годы до н. э.
40-е годы II века до н. э. были временем относительного внутреннего спокойствия и успехов в завоевательной политике Римской республике. В средиземноморье не было уже такого государства, которое могло бы сразиться с римскими легионами. Но в недрах римского общества накопилось столько недовольства, что начались мощные восстания рабов.
Помнившие о недавней свободе, подвергаемые тяжелой эксплуатации рабы были наиболее яростными врагами не только конкретных рабовладельцев, но и всего Римского государства.
К началу 40-х годов II в. до н.э. большие массы рабов сосредоточились в Сицилии. На острове было много греческих городов, где уровень сельского хозяйства, ремесла, торговли, основанных на работе классического типа был высок и напряженность в отношениях между рабами и их владельцами достигла такого накала, что любая искра могла привести к пожару. Историк Диодор писал:
«… богатея в течение долгого времени и приобретая крупные состояния, сицилийцы покупали множество рабов, уводя их толпами из питомников, они тотчас налагали на них клеймо и метки. Господа обременяли их службой и очень мало заботились об их пропитании и одежде. Рабы под гнетом страданий, подвергаясь часто неожиданным унизительным наказаниям, не выдерживали. Сходясь друг с другом, они начали сговариваться об измене своим господам, пока не привели своего плана в исполнение».
Восстание началось убийством одного из самых жестоких рабовладельцев Сицилии-Дамофила. Во главе заговора встал раб Эвн.
Вскоре пламя восстания охватило всю внутреннюю Сицилию. Под контролем рабов оказалась значительная территория Сицилии. Рабы создали собственное государственное управление.
Руководитель восстания Эвн(тронное имя-Антиох) был провозглашен царем. Он назвал свое государство Новосирийским.
Вскоре, на Западе Сицилии образовался еще один крупный очаг восстания. Его возглавил Клеон. Клеон отдался под власть Эвна-Антиоха и стал вторым человеком в государстве.
Уничтожив несколько римских отрядов, повстанцы создали две опорные базы-Энну и Тавромений, превращенные ими в крепости. Новосирийское государство существовало несколько лет, и римляне, сокрушившие столь сильные иноземные государства, не могли сломить его.
В 132 гг. до н. э. Полибием Рупилием был осажен Тавромений и и блокирована столица восставших-Энна. Так было подавлено 1 сицилийское восстание.
Второе сицилийское восстание 104-100 годы до н. э.
Подавление 1-го сицилийского восстания в 132 г. до н.э. не устранило причин, поднимавших рабов на борьбу. Как и прежде, Сицилия оставалась страной зрелого рабовладения. Массы рабов подвергались жесткой эксплуатации. Поводом к восстании. Явились противозаконные действия наместника Сицилии Лициния Нервы, который не выполнил распоряжение римского сената об освобождении незаконно порабощенных людей.
Первыми восстали рабы в центральной Сицилии, затем в Западной. Восставшие увеличивали свои силы, освобождали рабов и вооружали их, спешно создавая боеспособный контингент.
Рабы приступили к организации своего управления на захваченных территориях. На общем собрании был избран царь, принявший тронное имя Трифона(прежнее-Сальвий). Сальвий избрал в качестве столицы крепость Триокалу в центре Сицилии.
Пока Сальвий действовал во внутренней Сицилии, на западе острова возник еще один мощный центр восстания рабов под руководством Афиниона.
Афинион признал верховенство Сальвия-Трифона и сам стал его первым помошником.. Объединение двух крупных армий было кульминационным пунктом 2-го сицилийского восстания. Фактически вся Сицилия оказалась под контролем восставших. В течение полутора лет рабы были хозяевами Сицилии.
В 101 г. до н. э. под стенами Триокалы разыгралось решительное сражение, в котором восставшие потерпели поражение. Триокала пала.
Длительные восстания рабов показали, насколько напряженной стала социальная обстановка в римском средиземноморском обществе.

Заключение

В данной курсовой работе мы рассматриваем реформы братьев Гракхов в
работах римских авторов. Коротко подведем итоги.

Братья Гракхи являлись представителями знатного плебейского рода
семпрониев, внуками Сципиана Африканского. Непревзойденные араторы,
пользующиеся авторитетом, бесстрашные легионеры. Что заставило их
провести свои реформы?

Трудная экономическая и политическая ситуация в Римской республике. Но:
они нашли смерть в своих реформах. Римляне с благодарностью чтили память
братьев Гракхов. Как утверждает Плутарх: “Народ открыто поставил и
торжественно освятил их изображения и благоговейно чтил места, где они
были убиты, дарую братьям первины плодов, какие рождали каждое из времен
года, а многие ходили туда, словно в храмы богов, приносили жертвы и
молились”.

Запаздалая любовь народа к невинно убиенным и его защитникам вполне
понятна. А как нам, из нашего далека, зная все, что произошло потом,
судить о жизни и делах братьев Гракхов? Чистота и благородство их
намерений у меня лично не вызывают сомнений. А вот их действия? Благими
намерениями, как известно, вымощена дорога в ад.

Сделаем краткие выводы деятельности братьев в отдельности. Тиберий
Гракх был избран трибуном и выставил свой законопроект аграрной реформы,
в котором установил ограничительные нормы для арендаторов
государственной земли, изъятие у них излишков земли и перераспределение
этих излишков между малоземельными и безземельными римскими гражданами.
Плебс принял этот закон на “ура”. Кроме того, Тиберий пользовался
поддержкой известных людей в Риме, среди них верховный жрец Красс,
законовед Люций Сцевола и консул Аппий Клавдий.

Крупные землевладельцы сразу выступили против этого закона. Ведь они
лишались земли. Сенат – оплот крупных землевладельцев, так как
принадлежал к их числам. Что они в данной ситуации могут
противопоставить Тиберию: деньги, влияние и … силу.

Цель реформы Гракха заключалась не в том, чтобы создать благополучие
бедным, но в том, чтобы в лице их получить для государства боеспособную
силу. Это была его главная ошибка. Он думал о существенной пользе,
которая при достижении его цели могла принести Италии, Гракх не думал о
трудности своего предприятия. В итоге, Тиберий Гракх погиб за свой
законопроект. Погибли и не в чем неповинные люди. Сенат показал свою
силу.

Политическая деятельность Тиберия Гракха длилась всего лишь несколько
месяцев, но своим реформаторским законопроектом он всколыхнул все
римское общество и государство, дал толчок развитию бурных событий,
которые еще древний историк Аппиан считал, началом периода гражданских
войн в римской истории.

Итак, после смерти Тиберия Гракха нарушилось сохранявшееся веками
гражданское равновесие. Конечно, изначально в этом была повинна неуемная
алчность богачей. Но свою пагубную роль сыграли и противозаконные
действия трибуна. Тиберий стал первооткрывателем эпохи беззакония,
гражданских конфликтов и насилия в Римском обществе. Продолжателем дела
брата стал Гай Гракх. Гай был целеустремленным, волевым, великолепным
оратором и человеком действия.

Его главная цель – отмщение за смерть брата. Виновником смерти брата
является сенат. И Гай избранный трибуном, целенаправленно наносит удары
по сенату, лишая его влияния и власти.

Его главные законы: 1) закон, обязывающий государство регулярно
обеспечивать всех неимущих дешевым хлебом; 2) передача всей судебной
власти из рук сенаторов в руки сословия всадников; 3) создание колоний
за пределами Рима; 4) “Латинское право” италикам.

Произошло то, что сама основа государственной власти опрокинулась.
Сенат был практически отстранен от власти. Гай Гракх создал новую форму
государственного управления. Проще говоря – единовластие. Этим он
подорвал республиканский строй в Риме. Беспорядки неминуемы. Сенат так
просто не отдает власть. А у Гая нет могущественных союзников. Его
сторонники крестьяне и городской плебс, но отдать жизнь за своего вождя
они не готовы.

Сенат чувствуя сложившуюся ситуацию решается на крайний шаг. Уничтожить
сторонников реформ. Гражданский спор будет решаться пролитием крови.
Итог нам известен.

Много лет нас учили, что нет ничего выше, чем освободительная
революция. Что ее святые цели оправдывают беззаконие и жестокость,
насильственное изменение уклада жизни, и неизбежные человеческие жертвы.
Братья Гракхи нам представлялись первыми революционерами и первыми
жертвами многовековой борьбы угнетенных со своими угнетателями.

Гракхи наметили ряд мер, которые хотя и небыли решены в их время, но
настолько отвечали жизненным потребностям римского общества и
государства, что были проведены вскоре после гибели реформаторов. Гай
Гракх впервые оценил деловой опыт всадников и попытался привлечь их к
более активной государственной деятельности, что в последствии успешно
использовали римские императоры. Продажа хлеба по символическим ценам
неимущему городскому населению, как попытка нейтрализации его
политической активности, и использование ее в своих интересах, позже
стала важнейшей мерой Римского государства. В процессе ожесточенной
борьбы между реформаторами (которых в последствии называли популярами),
опиравшимися на народное собрание, и консерваторами, или оптиматами,
оплотом которых являлся аристократический сенат, были выработаны разные
программы. В Римском государстве борьба за осуществление этих программ
определила в значительной степени всю последующую историю Римской
республики вплоть до ее падения. Вот почему, можно сказать, что
политическая деятельность Гракхов оказала большое влияние не только на
события, им современные, но и на ход политической борьбы в Римской
республике в I в. до н. э.

Список используемых источников

Аппман Александрийский. Гражданские войны. – Л., 1935.

Историки античности: В 2 т. – М., 1989. – 2 т.

Кузишин Е. В. История древнего Рима. – Минск, 1985.

Л. Остерман. Римская история в лицах. – М., 1997.

Плутарх. Сравнительные жизнеописания: В 3 т. – Л., 1964. – т. 3.

Хрестоматия по истории древнего Рима. / под ред. С. Л. Утиемко. – М.,
1962.

Loading...Loading...