Склад гсм категория помещения. Инструкция пожарной безопасности на складе гсм

Склады для хранения легковоспламеняющихся и горючих жидкостей устраивают в наземном или подземном исполнении, причем в складах первого типа хранение жидкостей может быть организовано как в резервуарах, так и в специально предназначенной для этого таре. Склады подземного типа предпочтительнее по условиям пожаро- и взрывобезопасности.

В зависимости от общего объема резервуаров для хранения ГЖ и ЛВЖ склады нефтепродуктов сельскохозяйственных предприятий делят на два разряда: первый — суммарной вместимостью 11...250 м3, второй — вместимостью 251...600 м3. Для складов каждого разряда меры пожарной безопасности устанавливают отдельно; при этом основной из этих мер является соблюдение противопожарных разрывов между территорией склада и близлежащими строениями. Размер разрывов зависит от степени огнестойкости прилегающих строений и находится в пределах 20...40 м для складов вместимостью до 10 м3, 30...60 м для складов первого разряда и 50...80 м для складов второго разряда.

Территорию резервуарных нефтебаз (складов), наливных и перекачивающих станций ограждают забором высотой не менее 2м. Вокруг резервуаров сооружают валы. Площадки между валами и резервуарами тщательно выравнивают и засыпают песком. Сами валы и переезды через них поддерживают в исправном состоянии.

Резервуары устанавливают на фундаментные опоры, выполненные из несгораемых материалов, и оборудуют заземлением для защиты от разрядов статического электричества, лестницами, люками, дыхательными клапанами и другими устройствами. Также следует заземлить электродвигатели, фильтры, трубопроводы, насосы, топливо- и маслораздаточные колонки.

На складах топлива, смазочных материалов и нефти запрещается выполнять следующее:

эксплуатировать негерметичное и неисправное оборудование, запорную арматуру, резервуары с перекосами и трещинами, контрольно-измерительные приборы, подводящие продуктопроводы и стационарные противопожарные устройства;

высаживать деревья и кустарники на валах;

переполнять резервуары и цистерны;

отбирать пробы из резервуаров во время слива или налива нефтепродуктов;

сливать и наливать нефтепродукты во время грозы.

Дыхательные клапаны резервуаров и огнепреградители проверяют на соответствие требованиям технического паспорта не реже одного раза в месяц, а при температуре воздуха ниже О °С — не реже одного раза в декаду. При осмотрах дыхательной арматуры необходимо очищать клапаны и сетки от льда. Отогревать их следует только пожаробезопасными способами.

Отбор проб горючих и легковоспламеняющихся жидкостей и замер их уровня в резервуарах выполняют только при помощи приспособлений из материалов, исключающих искрообразование.

На складах резервуарного парка должны быть запас огнегасящих веществ, а также средства их подачи или доставки в количестве, необходимом для тушения пожара в наибольшем резервуаре.

Если ГЖ и ЛВЖ хранят в таре, то здания для ГЖ строят высотой не более трех этажей, а для ЛВЖ — одноэтажными. Хранение жидкостей с температурой вспышки выше 120 °С и объемом до 60 м3 допускается в подземных хранилищах из сгораемых материалов при условии устройства пола из несгораемых материалов и засыпки покрытия слоем утрамбованной земли толщиной не менее 0,2 м. Совместное хранилище ЛВЖ и ГЖ в таре в одном помещении разрешается при их общем объеме не более 200 м3.

В хранилищах при ручной укладке бочки с ЛВЖ и ГЖ должны устанавливаться на полу не более чем в 2 ряда, при механизированной укладке бочек с ГЖ —не более 5, а ЛВЖ —не более 3. Ширина штабеля должна быть не более 2 бочек. Ширину главных проходов для транспортирования бочек следует предусматривать не менее 1,8 м, а между штабелями — не менее 1 м.

Жидкости разрешается хранить только в исправной таре. Пролитую жидкость надо немедленно убирать.

Открытые площадки для хранения нефтепродуктов в таре должны быть огорожены земляным валом или несгораемой сплошной стенкой высотой не менее 0,5 м с пандусами для прохода на площадки. Площадки должны возвышаться на 0,2 м над прилегающей территорией и быть окружены кюветом для отвода сточных вод. В пределах одной обвалованной площадки допускается размещать не более 4 штабелей бочек размером 25 х 15 м с разрывами между штабелями не менее 10 м, а между штабелем и валом (стенкой) не менее 5 м. Разрывы между штабелями двух смежных площадок должны быть не менее 20 м. Над площадками допускается устройство навесов из несгораемых материалов. Не разрешается разливать нефтепродукты, а также размещать упаковочный материал и тару непосредственно в хранилищах и на обвалованных площадках.

План тушения пожара для объекта защиты разрабатывается с использованием системного анализа всех архитектурных, инженерно-технических, коммуникационных особенностей проекта. Он устанавливает порядок и определяет способ тушения пожара для конкретного строения. Особыми требованиями в этом направлении отличается складская инфраструктура, предназначенная для хранения топлива, нефтепродуктов, горюче-смазочных материалов. Это нефтебазы, АЗС, склады с ГСМ для сельхозтехники, грузоперевозок, легкового и грузового транспорта, спецтехники, резервуары трейдеров.

Разработка плана пожаротушения осуществляется специалистами, экспертами в своей области, которые обладают большим опытом работы и соответствующей квалификацией для реализации самых сложных проектов. Этот документ согласовывается должностными лицами, органами исполнительной власти, и утверждается в ГУ МЧС РФ как официальное руководство к действию на случай пожара.

Ответственность и грамотность разработок плана пожаротушения отличает исполнение заказов экспертами компании «Спецпроект Групп » в Москве. Опытные специалисты с высокой квалификацией создают действенную и надежную противопожарную защиту с применением последних достижений пожарной техники и автоматического оборудования. План пожаротушения разрабатывается в рамках противопожарных мероприятий в соответствии с требованиями нормативных документов и отличается спектром решений для внутреннего пространства и открытых участков территории.

Порядок разработки оперативного плана пожаротушения

Составление оперативного плана для тушения пожара учитывает архитектурные, инженерно-технические особенности, категории опасности склада ГСМ. Используются данные о качествах материалов для строительства, отделочных работ, путей проводки пожарного водопровода, установки кранов, резервуаров, вид систем автоматического пожаротушения. Проводится анализ, и составляется прогноз путей распространения пожара при возгорании.

Порядок разработки оперативного плана для тушения пожара регламентируется законом 123-ФЗ, а также 384-ФЗ. План составляется в 2 экземплярах и сохраняется раздельно:

  • В подразделении пожарной службы, передается на пост оперативного реагирования;
  • Второй экземпляр хранится непосредственно на складе ГСМ.

Текстовая часть оперативного плана состоит из описания месторасположения и конструктивных особенностей склада с ГСМ, обязанности подразделений и действие дежурных команд в условиях пожарной тревоги. Перечень включает в себя также все пожароопасные факторы, прогноз негативных последствий. В состав этой части входит инструкция для пожарных подразделений по тушению пожара.

Графическая часть плана включает в себя схему расположения складов ГСМ с отображением каждого объекта, входа и выхода, планировки в разрезе этажей, окон, запасных выходов, свободных проходов для эвакуации людей. Главное требование предусматривает точность и достоверность схемы, указания всех объектов защиты.

В обязанности специалиста, разрабатывающего оперативный план тушения пожара, входит ряд важных требований:

  • Достоверность отображения объекта защиты;
  • Оценка значительных для пожаротушения зданий;
  • Обозначение всех основных параметров склада;
  • Определение способов защиты и борьбы с огнем в условиях хранения ГСМ;
  • Расчет категории пожарной опасности для объекта;
  • Выявление самых уязвимых участков с использованием данных статистики;
  • Доступность для понимания графической части.

Разработка оперативного плана тушения пожара может проводиться с расчетом пожарных рисков , оценкой возможного ущерба, которые используются для составления пожарной декларации. На основании системного анализа и тщательного изучения конкретных особенностей и технических характеристик сооружения для склада ГСМ разрабатывается основной документ, в котором планируется будущее тушение очага пожара.

Инструкция № 40 пожарной безопасности на складе ГСМ

1. За противопожарное состояние, пожарное оборудование, его комплектность и исправность отвечает начальник склада.

2. Он обязан знать, выполнять и требовать от других выполнения существующих норм и правил пожарной безопасности и настоящей инструкции.

Знать где находятся первичные средства пожаротушения и уметь ими пользоваться.

3. По пожарной инструкции на территории склада ГСМ запрещается:

а) курение, а также применение открытого огня для освещения и отогревания замерзших или застывших нефтепродуктов, частей, арматуры, трубопроводов и т. п.

б) их следует отогревать паром, горячей водой или нагретым песком,

в) въезд автомобилей, тракторов и др. машин, необорудованных искрогасителями и средствами пожаротушения,

г) производить разлив ЛВЖ ведрами,

д) хранить укупорочный материал и тару непосредственно в складе.

4. Бочки должны укладываться осторожно, пробками вверх, нельзя допускать ударов бочек друг о друга.

5. Территория склада должна содержаться в чистоте, очищаться от разлитых горючих жидкостей и мусора.

6. Земляная обваловка и ограждающее устройство резервуаров должны находиться всегда в исправном состоянии.

7. По инструкция пожарной безопасности на складе ГСМ необходимо следить за исправностью дыхательных клапанов емкостей.

8. По периметру склада должны быть установлены исправные молниеотводы.

9. Следить и своевременно устранять негерметичность в соединениях во избежание течи топлива.

10. Пролитые при заправке жидкости должны убираться, а места разлива засыпаться песком или землёй.

11. Для местного освещения во время заправочных работ применять аккумуляторные фонари.

12. По инструкции запрещается производить заправку в автоцистерны и др. емкости не имеющих устройства для отвода статистического электричества (цепь заземления) и необорудованных средств пожаротушения. Выпускная труба автомобиля должна быть оборудована искрогасителями, направленными под углом 45˚ к земле.

Как известно, хранение и перевозка ГСМ сопряжены с высокой вероятностью воспламенения нефтепродуктов. Поэтому основной целью должно быть соблюдение всех требований техники безопасности. Но что делать, если пожар все-таки случился? Давайте рассмотрим основные действия, которые надо произвести.

Основные действия при пожаре

При возникновении пожара на складе горюче-смазочных материалов нужно выполнить следующее:

  • Не паниковать и получить полную информацию о возникшем бедствии - площадь возгорания, номер резервуара, вид загоревшегося топлива и прочие данные.
  • Облить холодной водой горящую емкость и все рядом стоящие.
  • В минимальные сроки подготовить оборудование для пенотушения. Чем дольше горит объект, тем выше вероятность перекидывания огня на соседние резервуары.
  • Тушение пожара пеной необходимо проводить сразу всем оборудованием. Ведь время работает против вас, поэтому мощность струи и их количество играет решающую роль. Борьбу с огнем проводить до полной локализации очага возгорания.
  • Создать штаб по борьбе с пожаром, в который должны входить инженерно-технические работники предприятия и руководство. Выбрать одного человека, который будет координировать все действия и осуществлять общее управление.

Какое оборудование используют

Во время пожаротушения склада, где происходит хранение нефтепродуктов , применяют стационарное оборудование, которое обеспечивает автоматическую подачу пены. Важно проводить заливку пеной очага возгорания оборудованием, установленным с наветренной стороны. Если это невозможно, то тушить пожар нужно навесной струей.

При возникновении пожара в крытом складе требуется, в первую очередь, выключить рубильник подачи электроэнергии и затем залить неповрежденные объекты водой или пеной, чтобы избежать перекидывания огня на другие емкости. На открытом складе, всеми подручными способами увеличить высоту вала, окружающего резервуар, чтобы максимально ограничить возможность растекания нефтепродуктов.

Тушение пожара во время слива цистерны

Если вовремя слива или налива загорелось место перекачки топлива, то нужно проделать следующее:

  • Перекрыть подачу топлива.
  • Закрыть крышки люков, чтобы заблокировать выход огнеопасного пара или случайного попадания искры в цистерну.
  • Попытаться откатить цистерны подальше от места возгорания.
  • Вытащить сливной шланг из цистерны, используя при этом багры.
  • При одновременном возгорании места слива топлива и пролитого на пол бензина, сначала тушат место разлива, а затем место слива.

При правильно организованной работе и отсутствии паники, пожар на складе ГСМ можно оперативно потушить с минимальным ущербом для окружающих и самого склада. Но лучше, конечно, соблюдать все меры безопасности и всеми способами избегать возникновения такой ситуации.

Loading...Loading...