Выезд по тревоге дежурного караула пожарной части. проведения занятий по пожарно-строевой подготовке с личным составом. Радиационная, химическая и биологическая защита

При сборе, выезде и следование

ИНСТРУКЦИЯ

по охране труда при сборе, выезде и следование

на пожарных автомобилях по сигналу «Тревога»

1. Общие требования охраны труда

1.1. Для сбора, выезда и следования на автомобилях по сигналу «Тревога» допускается работник, прошедший первоначальную подготовку, сдавшие зачет и прошедшие инструктаж по охране труда.

1.2. Работник должен одеть в боевую одежду.

1.3. Начальник подразделения устанавливает порядок и место сбора и посадки дежурной смены в пожарные автомобили (в гараже или вне гаража)

1.4. При сборе по сигналу «Тревога» запрещается бросать на путях движения одежду, снаряжение и предметы обихода, останавливаться в проходах в потоке бегущих или создавать помехи друг другу при движении.

1.5. Садиться в автомобиль на ходу, закрывать за собой дверцу автомобиля, не убедившись в отсутствии людей в проеме двери.

1.6. Ответственность за соблюдение мер безопасности при движении автомобиля несут начальник караула, командир отделения и водитель автомобиля.

1.7. В пожарном автомобиле разрешается находиться лицам, указывающим направление движения к месту вызова (пожара).

2. Требования охраны труда перед началом работ

2.1. Перед посадкой в автомобиль вне гаража личный состав должен выходить на площадку перед гаражом вслед за выездом пожарного автомобиля (ПА).

2.2. Начальник караула должен следить за безопасностью посадки и надежностью закрытия дверей кабины.

2.3. Убедившись, что дежурная смена заняла свои места, а дверцы ПА плотно закрыты, начальник караула сам садиться в автомобиль, и дает команду на движение.

3.Требования охраны труда во время работы

3.1. При выезде из гаража и следовании к месту вызова (пожар) водитель ПА обязан включать специальные звуковую и световую сигнализацию.

3.2. Для предупреждения городского транспорта и граждан о выезде ПА из гаража зажигают специальные светофоры. В случае неисправности специального светофора постовой на фасаде обязан красным флажком, а в ночное время суток красным фонарем подавать сигналы.

3.3. Движение ПА разрешается только при закрытых дверях кабин и дверцах кузова (отсека).

3.4. При следовании на пожар водители ПА обязаны точно соблюдать ПДД.

3.5. Водители автомобилей, оборудованных специальным звуковым сигналом типа «сирена» и другими, могут допускать некоторые отклонения от ПДД при условии обеспечении безопасности движения, а именно:

Ø двигаться со скоростью, обеспечивающей своевременное выполнение задания и допускать резкие повороты, но не предоставляющие опасности для окружающих;

Ø продолжать движение при любом сигнале светофора, убедившись, что другие водители уступают дорогу и при условии, что жесты регулировщика не обязывают его останавливаться;

Ø проезжать в местах выполнения работ независимо от установленных знаков, указателей и линий безопасности за исключением проезда в направлении, противоположном движению;

Ø пользоваться звуковыми сигналами в любое время суток.

3.6. Запрещается пользование специальным звуковым сигналом при следовании ПА не на вызов (пожар) и при возвращении в подразделение.

3.7. Стоянка ПА в ночное время должна обозначаться приборами освещения.

3.4. Во время движения автомобиля личному составу запрещается:

Ø курить и применять открытый огонь;

Ø высовываться из кабины;

Ø открывать двери;

Ø стоять на подножках, кроме случаев прокладки рукавной линии;

Ø выскакивать из автомобиля до полной его остановки.

4. Требования охраны труда в аварийных ситуациях

4.1. В случае дорожно-транспортного происшествия (ДТП) водитель, причастный к нему должен немедленно остановиться и включить аварийную сигнализацию, а при ее неисправности или отсутствии выставить на расстоянии 30-40 м позади автомобиля знак аварийной остановки или мигающий красный фонарь и не трогать с места автомобиль и предметы, имеющие отношение к происшествию, и сообщить начальнику караула.

4.2. При необходимости, личный состав караула и водитель должны оказать доврачебную помощь постра­давшим и вызвать "Скорую медицинскую помощь": если это невозможно, то следует от­править пострадавших на попутном автомобиле в ближайшее лечебное учреждение.

4.3. Необходимо сообщить о случившемся в ГИБДД : если есть очевидцы ДТП, следует записать их фамилии и адреса и ожидать прибытия сотрудников ГИБДД.

4.4. Если ДТП не причинило вреда здоровью людей или существенного материаль­ного ущерба, при взаимном согласии в оценке обстоятельств случившегося и отсутствии неисправностей транспортных средств, с которыми их дальнейшее движение запрещено, водители могут прибыть на ближайший пост ГИБДД для оформления ДТП.

4.5. При необходимости отбуксировать неисправный автомобиль, буксировку мож­но осуществить либо на жесткой, либо на гибкой сцепке; при этом водитель буксируемого автомобиля должен находиться за рулем своего автомобиля.

4.6. Нельзя использовать в качестве буксирующего средства автомобиль с прице­пом.

4.7. При буксировке на гибкой сцепке у буксируемого автомобиля должны быть ис­правны тормозная система и рулевое управление, а при буксировке на жесткой сцепке - рулевое управление.

4.8. Жесткая сцепка должна обеспечивать расстояние между автомобилями не более 4 м. а гибкая - в пределах 4-6 м, при гибкой сцепке трос должен быть через каждый метр обозначен сигнальными флажками.

4.9. Скорость при буксировке не должна превышать 50 км/ч.

4.10. При буксировке в светлое время суток независимо от условий видимости на буксирующем транспортном средстве должен быть включен ближний свет фар. А на буксируемом в любое время суток - габаритные огни.

4.11. Водитель автомобиля, буксируемого на гибкой сцепке, должен следить за тем:

Ø чтобы буксир был все время натянут; это предохранит его от обрыва, а автомобиль от рывков и исключит возможность наезда буксируемого автомобиля на буксирующий в случае резкого торможения.

4.12. Буксировка автомобиля на гибкой сцепке в гололедицу запрещается.

4.13. На случай возникновения пожара, автомобиль должен быть укомплектован первичными средствами пожаротушения.

5. Требования охраны труда по окончании работы

5.1. Начальник караула, принимавший участие в тушении пожара, после его ликвидации обязан:

Ø проверить наличие работников караула, а также размещение и крепление ПТВ на пожарных автомобилях.

5.2. По окончании дежурства водитель и работники караула должен сдать автомобиль и пожарно-техническое вооружение заступающему на де­журство водителю и работникам караула, провести совместно с ними ежедневное техническое обслуживание по­жарного автомобиля и пожарно-технического вооружения.

5.2. Если у водителя и работников караула имеются замечания к техническому состоянию автомобиля, пожарно-техническому вооружению они должны сообщить об этом начальнику караула, механику гаража.

Сбор и выезд по тревоге

Обучение сбору и выезду по тревоге желательно проводить в 2 этапа.

Первый этап - назначение боевого расчета, его построение у пожарного автомобиля и посадка в кабину, спешивание.

Второй этап - сбор по тревоге, надевание боевой одежды и снаряжения, посадка в кабину пожарного автомобиля и выезд из гаража.

Первый этап: командир отделения выстраивает отделение в шеренгу фронтом к пожарному автомобилю (ПА). Объявляет тему, цель занятия и правила охраны труда, обращая особое внимание на то, что посадка в кабину производится только во время стоянки и за воротами гаража. В любом случае пожарные не должны стоять на проезжей части дороги.

Затем командир назначает боевой расчет, называя фамилию пожарного, например: "Пожарный Иванов". Услышав ответ: "Я!", присваивает ему номер боевого расчета: "Первый номер!". После того, как пожарный отвечает: "Есть!", командир отделения указывает ему место при построении по команде: "Отделение - К МАШИНЕ!" или "Отделение - СТАНОВИСЬ!".

Пожарный Иванов становится на свое место у ПА, и командир называет по фамилии следующего пожарного. Построив отделение с правой (левой) стороны, спиной к ПА по направлению от оси заднего колеса к кабине автомобиля, командир отделения объясняет, что пожарные, которым присвоены номера 1, 3, 5, 7, становятся в первую шеренгу, а № 2, 4, 6 и водитель - во вторую (рис.); у автоцистерны в первую шеренгу становятся пожарные № 1, 3 и водитель, а во вторую - пожарные № 2, 4. Боевые расчеты менее 5-ти человек выстраиваются у ПА в одну шеренгу с правой (левой) стороны от оси заднего колеса к кабине, спиной к автомобилю, водитель на левом фланге.

По команде: "Отставить!" боевой расчет возвращается в исходное положение. Командир отделения объявляет, что построение нужно выполнить в быстром темпе, и подает команду: "Отделение - К МАШИНЕ!". После чего проверяет правильность построения боевого расчета. Например, объявляет: "Второй номер!". Второй номер называет свою фамилию ("Пожарный Сидоров!"). Таким образом, командир называет 3-4 пожарных. Командир отделения командует: "РАЗОЙДИСЬ!", и построение пожарных ПА производится из разных положений, мест, помещений.

Убедившись, что пожарные усвоили порядок построения боевого расчета у ПА, командир отделения сообщает, что по команде: "По местам!" или "Тревога!" производится посадка боевого расчета в кабину ПА, и каждый пожарный занимает свое место, начиная с тех, которые должны сидеть посередине сидения. Пожарные №1 и 2 садятся последними, закрывают ворота (если они не закрываются автоматически) соответственно с левой и с правой стороны. Командир отделения садится рядом с водителем.

В кабине боевого расчета автонасоса на первом сидении садятся пожарные № 1, 3 и 5, на втором - пожарные № 7, 4, 6 и 2.

Боевой расчет усаживается в кабине в следующей последовательности: с правой стороны на первое сидение - пожарные № 3 и 5, на втором - пожарный № 4, 6, 2; с левой стороны на первое сидение пожарный № 1, на втором - пожарный № 7.

При построении боевого расчета с левой стороны пожарные № 2 и 5 садятся с правой стороны, а остальные пожарные - с левой: на первое сидение садятся пожарные № 3 и 1, на второе - пожарные № 6, 4 и 7.

Пожарные выходят из кабины ПА в обратной последовательности и строятся с правой (левой) стороны. Пожарные № 1 и 2 открывают ворота, если они не открываются автоматически. Посадка считается законченной, когда пожарные заняли свои места в автомобиле и закрыли двери кабины. Порядок посадки личного состава отделения в пожарные автомобили в гараже или вне его устанавливает начальник пожарной части. Затем посадка боевого расчета выполняется несколько раз в быстром темпе. Командир отделения проверяет правильность посадки боевого расчета в кабине и построения у ПА.

Второй этап: командир отделения сообщает, что отделение будет выполнять упражнение "Сбор и выезд по тревоге" и объясняет правильный порядок его выполнения (уложить боевую одежду и снаряжение первым (вторым) способом, по сигналу: "Тревога!" надеть ее и занять свое место в кабине боевого расчета).

Отделение выполняет команды: "Боевую одежду и снаряжение первым (вторым) способом - УЛОЖИТЬ!" и "Тревога!". Посадка считается законченной, когда боевой расчет занимает свои места в автомобиле и закрывает двери.

Отработку этого этапа повторяют 2-3 раза. Затем сбор по тревоге выполняется с выездом из гаража на время (выполнение норматива), при нахождении личного состава на фасаде, в классе и в других помещениях части. По сигналу или команде: "Тревога!" пожарные, независимо от места нахождения, бегом направляются в гараж. Выполняя команду, запрещено бросать на пути следования одежду и предметы обслуживания, останавливаться в проходах. При использовании спускового столба каждый пожарный обязан выдерживать интервал, следить за спускающимся впереди пожарным и не касаться его ногами. Коснувшись ногами мата, следует оттолкнуться от столба и быстро отойти.

Пожарные надевают боевую одежду и снаряжение, садятся в кабину, водитель заводит двигатель, командир отделения получает путевку, объявляет адрес пожара, пожарные № 1 и 2 открывают ворота (если они не открываются автоматически), садятся в кабину и закрывают двери. Командир отделения подает команду водителю: "Марш!". После выезда из гаража командир отделения командует: "Стой!". Водитель останавливает автомобиль. Командир отделения командует: "Отделение - СТАНОВИСЬ!" - и личный состав строится у ПА. Командир отделения проверяет заправку боевой одежды и снаряжения и командует: "Автомобиль в гараж - СТАВЬ!", "Боевую одежду и снаряжение первым способом - УЛОЖИТЬ!". Упражнение повторяется несколько раз, поскольку этот норматив должен выполняться как минимум на "хорошо" в летних и зимних условиях. Командир отделения подводит итог занятия.

При выезде на пожар разрешается застегивать куртку и надевать пожарный пояс в кабине автомобиля. Начальник караула (командир отделения) получает путевки, объявляет адрес пожара и отдает путевки командирам 2-3 отделений, подает водителю команду: "Марш!".

Во время движения автомобиля запрещается курить, высовываться из окон, открывать двери, стоять на подножках, выходить из автомобиля до полной его остановки.



1.5 Требования безопасности при сборе и выезде по сигналу «Тревога»

Сбор и выезд по тревоге караула обеспечиваются в установленном порядке. По сигналу: "Тревога" личный состав караула прибывает к пожарным автомобилям, при этом автоматически должно включаться освещение в караульном помещении и гараже. Запрещается оставлять на путях следования одежду, предметы обихода и т.п.

При использовании спускового столба личный состав обязан выдерживать необходимый интервал, следить за спускающимся впереди для исключения нанесения травмы. При спуске по столбу не следует касаться незащищенными частями рук его поверхности, а спустившись, освободить место для проведения следующего спуска.

Порядок посадки личного состава караула в пожарные автомобили (в гараже или вне его) устанавливается приказом начальника подразделения ГПС, исходя из условий обеспечения безопасности и местных особенностей. При посадке запрещается пробегать перед автомобилями, выезжающими по тревоге.

При посадке вне здания гаража выход личного состава караула на площадку допускается только после выезда пожарных автомобилей из гаража.

Движение пожарного автомобиля разрешается только при закрытых дверях кабин и дверцах кузова. Посадка считается законченной после занятия личным составом караула своих мест в кабине автомобиля и закрытии всех дверей.

При этом запрещается:

· подавать команду на движение пожарного автомобиля до окончания посадки личного состава караула;

· нахождение в пожарных автомобилях посторонних лиц.

УТВЕРЖДАЮ

Начальник ПЧ-3

майор внутренней службы

С.В.Коровин

«___»_________ 2008 года.

Методический план

проведения занятий по пожарно-строевой подготовке с личным составом

1-го караула на 2 июня 2008 года

Тема: Отработка норматива № 4. «Сбор и выезд по тревоге»

Время: 1 час.

Цели: 1.Тренировать личный состав.

2.Проверить боеспособность личного состава караула.

1.Литература: 1. Пожарно-строевая подготовка. Бушмин В.А.

2. Нормативы по пожарно-строевой подготовке.1994 г.

2. Развёрнутый план занятия


№ п/п

Учебные вопросы

t

1

2

3

4

1.

ТБ


Провести инструктаж с личным составом по технике безопасности при выполнении норматива № 4, «Сбор и выезд по тревоге (с посадкой в автомобиль за воротами гаража)».

Боевая одежда и снаряжение уложены любым способом. Пояс с закреплённым на нём карабином и пожарным топором в кобуре лежит перед одеждой. Подкасник может находиться рядом с уложенной боевой одеждой или внутри каски. Брезентовые рукавицы (краги) кладутся в карманы куртки, при отсутствии карманов – под пояс.

Личный состав дежурного караула находится в караульном помещении и располагается произвольно.


2.

Выполнение упражнения

Подаётся сигнал «Тревога». Личный состав быстро надевают боевую одежду и за воротами гаража производят посадку в автомобиль.

Посадка в автомобиль производится после того, как полностью надеты боевая одежда и снаряжение; разрешается застёгивать боевую одежду и надевать пожарный пояс в кабине автомобиля.

Окончание: автомобиль находится за воротами гаража, личный состав отделений находится в автомобиле. Дверцы закрыты. Результат фиксируется в момент закрытия последней дверцы автомобилей.


Выполнение норматива в составе:

Время выполнения норматива, с


отлично

хорошо

удовлетворительно

отделения


30

34

38

караула



34

38

42

Примечание: для автомобилей с тормозной системой «КАМАЗ» нормативное время увеличивается на 60 с.

Руководитель занятий:

лейтенант внутренней службы Клепинин Д.С.

Командир строит отделение, объявляет упражнение и цель, рассказывает и показывает правила укладки боевой одежды и снаряжения первым способом, ставит пожарных к месту укладки боевой одежды и снаряжения. Затем подает команду для укладки боевой одежды и снаряжения первым способом и, переходя от одного пожарного к другому, следит за их действиями. Убедившись, что все пожарные правильно уложили боевую одежду и снаряжение, построив отделение в одну шеренгу, командир рассказывает и показывает правила их надевания, подает команду на надевание боевой одежды и снаряжения. При этом обращает особое внимание на то, чтобы пожарные все приемы выполняли без суеты. Допускаемые ошибки исправляет сразу по мере их выявления, затем, кратко разъяснив ошибку, требует повторить прием.

Командир закрепляет их знания путем повторного выполнения этой части упражнения в той же последовательности.

Укладка боевой одежды и снаряжения вторым способом и надевание ее отрабатываются в той же последовательности, что и первым способом.

На тренировочных занятиях после объявления упражнения командир отделения, вызвав из строя одного-двух пожарных, приказывает уложить боевую одежду и снаряжение первым или втором способом, проверяет"

правильность укладки, указывает на допущенные ошибки. Затем подает команду для надевания (боевой одежды и снаряжения и проверяет правильность исполнения.

Задача командира, проводящего тренировочные занятия с отделением, заключается не только в том, чтобы подавать команду, но и следить за действиями каждого пожарного, замечать и устранять ошибки. Для подведения итогов по упражнению командир проводит зачет в соответствии с требованиями нормативов по пожарно-строевой подготовке.

Команды для выполнения упражнения для укладки боевой одежды и снаряжения: "Боевую одежду и снаряжение первым (вторым) способом уложить, для надевания боевой одежды и снаряжения: "Боевую одежду и снаряжение - надеть".

Рис.1. Укладка боевой одежды.

а) первым способом;

б) вторым способом.

Укладка боевой одежды и снаряжения. Пояс с закрепленными на нем карабином и топором в кобуре, сложенный вдвое или втрое, укладывается на стол (скамейку); пряжкой сверху, топорищем в левую сторону вдоль стола (скамейки).

Брезентовая куртка, сложенная первым или вторым способом, укладывается на пояс, брезентовые брюки - на куртку. Каска кладется на брюки защитным козырьком к пожарному. Подкасник может находиться рядом с уложенной боевой одеждой и снаряжением или внутри каски. Брезентовые рукавицы при наличии у курток боковых карманов кладутся в карманы, при отсутствии карманов - под пояс. Брезентовая куртка и брюки могут укладываться одним из двух способов.

Первый способ. Куртка складывается вдоль втрое, наизнанку и вдвое по талии спиной кверху с подогнутыми под нее полами и укладывается воротником к краю стола или скамейки.

Брезентовые брюки вначале складываются по продольным швам штанин, затем втрое "гармошкой" так, чтобы наверху находился передний разрез брюк с отогнутыми наружу краями, лямки убираются в складки брюк; Брюки кладутся на куртку поясом к краю стола (скамейки), каска на брюки защитным козырьком к кромке стола (скамейки) (рис. 1,а),

Второй способ. Брезентовая куртка складывается лицевой стороной вверх по швам в боках (правый борт сверху), рукава убираются назад, затем сгибается пополам по талии. - Воротник обращен к дальней от бойца кромке стола (скамейки), ^ ^^^^ra^gp^^ правый и левый борта отгибаются. Брезентовые брюки складываются вдоль по длине и втрое "гармошкой", лямки заправляются между складками брюк. Брюки кладутся поясом к краю стола (скамейки), каска на брюки (рис. 1,6).

Комбинезон водителя укладывается в кабине пожарного автомобиля. Плащ и снаряжение начальника караула вешаются на вешалку, находящуюся у головной машины. Каска кладется на вешалку защитным козырьком вперед.

Надевание брезентовых брюк. Обучаемый снимает каску с боевой одежды и кладет ее на стол (скамейку) в правую (левую) сторону от боевой одежды. Берется обеими руками за отогнутые наружу края пояса брюк, снимает их с места укладки, опускает их вниз - вперед. Поднимает правую (левую) ногу, согнутую в колене, с вытянутым вниз носком, продевает ее в штанину брюк до выхода ступни ноги из штанины. Тем же способом продевает левую (правую) ногу и левую (правую) штанину брюк и движением обеих рук, согнутых в локтях, вверх через стороны к плечам, -не выпуская лямок из кистей рук, надевает их на плечи и застегивает пуговицу передней части брюк.

Надевание брезентовой куртки. Обучаемый продевает в рукава куртки кисти вытянутых вперед рук, затем поднимает их вверх над головой (одновременно поднимается и куртка) так, чтобы полы ее опустились за спину; продевает руки в рукава, опускает руки, застегивает все пуговицы.

Если куртка уложена вторым способом, она надевается путем поочередного продевания рук в рукава. При этом способе каска надевается перед надеванием брезентовых брюк.

Надевание пояса. Пожарный левой ногой делает шаг вперед, левой рукой берется за пояс сверху у пряжки, большой палец подхватывает его снизу. Левой рукой на себя вниз заносит с поясом левую руку, согнутую в локте, назад к пояснице и одновременно правую руку, согнутую в локте, также заносит назад. Кистью правой руки (ладонью) захватывает пояс у конца большим пальцем сверху.

Движением обеих рук вперед обводит пояс вокруг себя, кисть левой у пряжки, кисть правой у конца пояса, левую ногу приставляет к правой. Пальцами рук продевает конец пояса в пряжку, застегивает его, расправляет складки на куртке.

Укладка и надевание одежды специальной для защиты от воды и растворов поверхностно-активных веществ. Одежда специальная предназначена для защиты пожарных от воды и растворов на пожарах.

Одежда состоит из куртки и брюк. Куртка с отложным воротником, однобортная, застегивающаяся на четыре металлические застежки, имеет водозащитный нагрудный клапан, отлетную кокетку. Брюки с бретелями имеют съемную утепляющую подкладку до линии колен. Брюки внизу имеют застегивающиеся шлицы длиной 24 см. "Под курткой проходит плечевой ремень для ношения кобуры с пожарным топором.

Укладка боевой одежды и снаряжения.

Куртка укладывается на стол (скамейку) первым или вторым способом; на куртку укладывается спасательный пояс, сложенный вдвое или втрое; на пояс - брюки. Каска кладется на брюки защитным козырьком (эмблемой) вперед.

Надевание боевой одежды и снаряжения. По команде или сигналу - "Тревога" пожарный снимает каску и кладет ее рядом на стол или надевает на голову, если куртка уложена вторым способом; затем надевает брюки, спасательный пояс с карабином и топором; надевает куртку, застегивает ее на четыре металлические застежки, надевает каску (рис. 2).

Укладка теплоотражательного костюма. Теплоотражательный костюм укладывается на стол. Сначала кладутся рукавицы, куртка из металлизированной ткани, затем спасательный пояс с карабином. Сверху кладется полукомбинезон. Рядом с костюмом, кладется каска и шлем-маска.

Рис. 2. Надевание боевой одежды

Надевание теплоотражательного костюма. Пожарный в ватной куртке и брюках, заправленных в кожаные (кирзовые) или валенные (с галошами) сапоги стоит на расстоянии 1 м от места укладки теплоотражательного костюма.

По команде "Теплоотражательный костюм - надеть" пожарный надевает на ноги полукомбинезон с бахилами и закрепляет его с помощью плечевых лямок. ,На полукомбинезон надевает пожарный пояс с карабином. Затем на ватную куртку надевает куртку из металлизированной ткани и застегивает ее на все пуговицы. На голову надевает каску и поверх её шлем-маску с пелериной, которую крепит к куртке с помощью пуговиц спереди и сзади. На руки натягивает рукавицы и крепит их застежными ремешками с помощью металлических полуколец..

Сбор и выезд по тревоге. Обучение сбору и выезду по тревоге желательно разделить на два этапа: первый этап - построение отделения, назначение боевого расчета, построение боевого расчета у пожарного автомобиля, посадка в автомобиль и спешивание, второй этап - сбор по тревоге, надевание боевой одежды и снаряжения, посадка в автомобиль, выезд из гаража и следование к месту вызова.

Отработка первого этапа. Командир отделения строит отделение с правой стороны автомобиля, лицом к нему, объявляет содержание и цель занятия, назначает.боевой расчет и показывает место построения отделения у автомобиля. Для назначения.боевого расчета командир отделения называет фамилию пожарного, присваивает ему номер боевого расчета. Например: пожарный Смирнов (Смирнов отвечает "я") - первый номер (Смирнов отвечает "есть") и т. д.

Построение выполняется несколько раз. Затем командир отделения показывает каждому пожарному место посадки в автомобиль и тренирует состав отделения из различных положений занимать место в кабине.

По команде "К машинам" или "Отделение - становись" отделение строится у автомобиля, начиная от оси заднего правого колеса к кабине, в первой шеренге командир отделения, пожарные № 1, 3, 5, 7, во второй- пожарные № 2, 4, 6 и водитель (рис. 3).

По команде "По местам" отделение садится в кабину автомобиля, пожарные № 1, 3, 7, 2 на заднее сиденье, пожарные № 4, 5, 6 - на переднее. Командир отделения садится рядом с водителем. На автоцистерне отделение садится во вторую кабину в порядке № 1, 3, 4, 2. Командир - рядом с водителем.

Посадка считается законченной, когда боевой расчет займет свои места в автомобиле и закроет двери кабины.



Боевые расчеты, состоящие менее чем из пяти человек, выстраиваются у пожарных автомобилей в одно-шеренговом строю.

Рис. 3. Построение отделения у автонасоса, автоцистерны.

При этом пожарные становятся вдоль правой (левой) стороны автомобиля, спиной к нему, в порядке номеров боевого расчета, водитель - на левом фланге.

По команде "К, машинам" ("Отделение - становись!") боевой расчет выходит из автомобиля и становится в две шеренги у автомобиля с правой стороны (левой) спиной к нему.

Отработка второго этапа. Второй этап включает сбор по тревоге, надевание боевой одежды и снаряжения, посадку боевого расчета в автомобиль, получение путевки" открывание ворот, выезд из гаража. Командир отделения назначает номера боевого расчета, рассказывает их обязанности, обращая особое внимание на выполнение правил техники безопасности, требует проделать упражнение.

Сбор и выезд по тревоге разучивают после отработки упражнения - надевание боевой одежды и снаряжения.

По сигналу или команде "Тревога" пожарные независимо от места расположения бегом направляются в гараж, при этом им не разрешается бросать на путях движения одежду и предметы обихода, останавливаться в проходах,

При использовании спускового столба каждый пожарный обязан выдерживать необходимый интервал, следить за спускающимися впереди и не задевать их ногами. Коснувшись ногами мата у основания спускового столба, необходимо слегка оттолкнуться от столба и быстро отойти от него.

Пожарные надевают боевую одежду и снаряжение, садятся в кабину, водитель заводит двигатель, командир отделения получает путевку, пожарные № 1, 2 открывают ворота гаража (если они не открываются автоматически), садятся в кабину и закрывают двери. Командир, заняв место в кабине, объявляет адрес пожара, подает команду водителю "Марш", водитель выводит автомобиль из гаража.

Порядок посадки личного состава отделений и караулов в пожарные автомобили (в гараже или вне гаража) устанавливается начальником пожарной части исходя из условий обеспечения безопасности и местных особенностей.

Подавать команду на следование автомобилей к месту вызова до окончания посадки в автомобили личного состава запрещается. Посадка считается законченной только тогда, когда личный состав боевого расчета займет свои места в автомобиле и закроет двери кабины. При посадке вне гаража выход личного состава на площадку допускается только после выезда автомобиля.

Первым выезжает головной автомобиль, остальные в порядке установленной последовательности.

Во время движения автомобиля личному составу боевого расчета запрещается курить, высовываться из окон, открывать двери, стоять на подножках и др.

По команде "Стой" водитель останавливает автомобиль. При возвращении с пожара по команде "Караул-отделение, становись!" личный состав боевого расчета выходит из кабины и строится у автомобиля по установленному порядку, после чего даются необходимые указания о подготовке автомобиля к очередному выезду.

По этому указанию боевой расчет при необходимости производит замену мокрых рукавов сухими, чистку технического вооружения, мойку автомобилей и другие работы.

По команде "Автомобиль в гараж - ставь" водитель ставит автомобиль на свое место, глушит мотор, пожарные №1,2 закрывают ворота, командир отделения проверяет заправку боевой одежды и снаряжения, подводит итоги занятия.

Обучение связного. Построив учащихся, руководитель занятия объясняет требования, предъявляемые к связному. Связной должен быть грамотным, обладать хорошим зрением, слухом, памятью и уметь ориентироваться в обстановке на пожаре. Связной должен иметь справочник телефонов, бланки актов о пожаре, блокнот с чистой бумагой и карандашом, электрический фонарь, сумку с микротелефонной трубкой, ключ от пожарных извещателей (на объектах), спасательную веревку, кислородный изолирующий противогаз и на левом рукаве белую повязку с буквой С. "

Руководитель рассказывает обязанности связного на пожаре. Связной должен выполнять все приказания командира, в распоряжении которого он находится, уметь устанавливать связь по телефону от пожарного извещателя радиостанции, вызывать дополнительную помощь, знать порядок подачи повышенных номеров вызова на пожар, передачи информации с пожара.

Затем руководитель занятия рассказывает о порядке передачи приказаний старшего, " командира младшему. Тренировка связных в правильной передаче приказаний состоит из различных практических упражнений. Руководитель занятий назначает двух-трех командиров отделений из числа учащихся, которых размещает в различных помещениях (этажах) в 15-20 м друг от друга. Затем объявляет связным, стоящим в строю, что он (руководитель) будет исполнять обязанности руководителя тушения пожара (РТП). После этого командир отходит на 6-7 м от связных и поочередно вызывает их к себе Например: "Связной № 1, ко мне", "Связной № 1 по вашему приказанию прибыл". Руководитель занятий отдает приказание, придерживаясь следующего порядка куда, кому, что передать. Например, передать командиру отделения, "Вскрыть кровлю для пропуска ствольщика".

Передача приказания начинается словами "Товарищ сержант, РТП приказал вскрыть крышу для пропуске ствольщика". После передачи приказания, получив разрешение у командира отделения "на возвращение связной бегом следует к РТП и докладывает ему: "Ваше приказание командиру отделения Сидорову (повторяет приказание) передано".

Поочередно вызывая из строя связных, руководитель занятия передает им приказания. Затем заменяет командиров отделений и связных. В процессе занятия приказания необходимо усложнять и разнообразить.

Обучение и тренировку связных в передаче информации о пожаре следует проводить на действующих телефонах. Руководитель объявляет содержание и цель занятия, рассказывает порядок вызова Центрального пункта пожарной связи (ЦППС), объявляет связным -примерную схему передачи первой информации о ложа-ре. Затем одного из связных посылает к телефону для выполнения обязанностей телефониста, который принимает информацию о пожаре. Остальные находятся в строю. Передает приказание всем связным о передаче информации и поочередно заставлять ее передавать,

В процессе занятия руководитель усложняет содержание информации, включая в нее подачу повышенного номера вызова. Получив приказание, связной передает по телефону информацию, придерживаясь следующих вопросов: кто сообщает, адрес пожара (где горит), требуется ли дополнительная помощь, что горит, какие силы и средства введены в действие, номер телефона.

Нормативы по пожарно-строевой и тактико-специальной подготовке - это временные, количественные и качественные показатели выполнения определенных задач, приемов и действий сотрудниками (работниками), курсантами и слушателями (далее - личный состав) федеральной противопожарной службы, отделениями, дежурными караулами (сменами), подразделениями федеральной противопожарной службы (далее – подразделениями ФПС), образовательными учреждениями МЧС России, с соблюдением последовательности (порядка), изложенных в сборнике нормативов.


Учет условий, выполнение нормируемых упражнений

Группа Условия Поправочные значения
1 Местность:
- для горной местности 1,3
- грунтовый участок местности 1,1
- пустынно – песчаная местность 1,2
- грунты крайнего севера 1,15
- в условиях бездорожья (распутица, метель, гололед, сильный туман) 1,2
2 В ночное время суток без освещения 1,6
В ночное время суток при лунном (уличном) освещении 1,1
3 Метеорологические условия:
- утрамбованный снег, гололедица 1,2
- в зимнее время твердый (асфальтированный) участок местности 1,1
- при низких температурах более -20°С 1,1
- при скорости ветра от 10 до 20 м/с 1,2
- при скорости ветра свыше 20 м/с 1,3
4 Возраст и срок службы:
- для исполнителей первого года службы 1,1
- для исполнителей возрастом до 30 лет 1,0
31-35 1,1
36-40 1,3
41-45 1,4
46-50 1,5
51 и более 1,8
- при действиях в составе группы, состоящей из исполнителей разных возрастов, коэффициент принимается для среднего возраста всех исполнителей
5 Другие условия:
- при действиях в СИЗОД (кроме упражнений, выполнение которых предусмотрено в СИЗОД) 1,5
- при выполнении упражнений в общевойсковом защитном комплекте (специальной защитной одежде) 1,25
- при выполнении упражнений в фильтрующих противогазах (кроме упражнений, выполнение которых предусмотрено в противогазах) 1,1
- при выполнении упражнений с пуском воды, на каждый рукав одной магистральной и одной рабочей линии к нормативному времени добавляется - 5 сек
- при выполнении упражнения при установке мобильного средства пожаротушения на водоем с заполнением полости насоса водой, нормативное время увеличивается:
- для норматива «отлично» - на 60 сек
- для норматива «хорошо» - на 70 сек
- для норматива «удовлетворительно» - на 80 сек
- при выполнении упражнения с установкой мобильного средства пожаротушения с передним и боковым расположением всасывающего патрубка на водоисточник, нормативное время увеличивается:
- без забора воды – на 2 сек
- с забором воды – на 5 сек

Время, затраченное на устранение недостатков, допущенных обучаемым (проверяемым), добавляется ко времени выполнения норматива, общая оценка выставляется по суммарному времени.

При выполнении нормативов подразделением ФПС в сокращенном составе время увеличивается (уменьшается) на соответствующий процент отсутствующего личного состава, если это не указано в условиях выполнения норматива.

При отработке нормативов на местности, маршруты (направления) для действий подразделений ФПС заранее не обозначаются и не прокладываются.

Порядок определения оценки

Нормативы проверяются при проведении инспектирования, итоговых проверках деятельности территориальных органов МЧС России, подразделений ФПС, а также на плановых и контрольных занятиях и учениях.

Если норматив выполняется несколько раз (не более трех), то оценка за выполнение нормативов определяется по последнему показанному результату.

Оценка за выполнение норматива личным составом, отделением, сменой, караулом определяется:

  • "отлично", если норматив выполнен правильно, в полном объеме на оценку "отлично";
  • "хорошо", если норматив выполнен правильно, в полном объеме на оценку "хорошо";
  • "удовлетворительно", если норматив выполнен правильно, в полном объеме на оценку "удовлетворительно";
  • "неудовлетворительно", если норматив выполнен ниже времени для положительной оценки.
Индивидуальная оценка сотруднику (работнику) за выполнение нескольких нормативов и оценка подразделению ФПС за выполнение нормативов в составе отделения, караула (смены) определяется по оценкам, полученным за выполнение каждого норматива, и считается:
  • "отлично", если более половины проверенных нормативов выполнены с оценкой "отлично", а остальные - с оценкой "хорошо";
  • "хорошо", если более половины проверенных нормативов выполнены с оценкой не ниже "хорошо", а остальные - с оценкой "удовлетворительно";
  • "удовлетворительно", если не менее 70 % проверенных нормативов выполнены с положительной оценкой, а при оценке по трем нормативам выполнены два, при этом один из них - с оценкой не ниже "хорошо".
Оценка за выполнение одиночных нормативов отделению, караулу (смене) выводится по индивидуальным оценкам сотрудников (работников) и определяется:
  • "отлично", если не менее 100 % сотрудников (работников) получили положительные оценки, при этом более 50 % сотрудников получили оценку "отлично";
  • "хорошо", если не менее 100 % сотрудников (работников) получили положительные оценки, при этом более 50 % сотрудников получили оценку не ниже "хорошо";
  • "удовлетворительно", если не менее 90 % сотрудников (работников) получили положительные оценки.
При проверке выполнения нормативов в составе отделения, караула и индивидуальных нормативов общая оценка подразделению за выполнение нормативов определяется:
"отлично", если первая оценка "отлично", а вторая не ниже "хорошо";
"хорошо", если первая оценка "хорошо", а вторая не ниже "удовлетворительно";
"удовлетворительно", если обе оценки не ниже "удовлетворительно".

Нормативы № № 1.1, 2.1, 3.2, 4.3, 5.7, 5.8, 7.3, 9.3, 10.4, 11.2 , являются обязательными для выполнения при проведении инспектирования, итоговых проверках деятельности территориальных органов МЧС России, подразделений ФПС, а также на контрольных занятиях.

Перечень нормативов

Ниже приведен «стандартный» перечень нормативов по пожарно-строевой и тактико-специальной подготовке для сотрудников ФПС, согласно перечня

1. Надевание боевой и специальной одежды и снаряжения

1.1. Надевание боевой одежды и снаряжения
1.2. Надевание теплоотражательного костюма
1.3. Надевание тепло-отражательного костюма ТК-800

2. Сбор и выезд по тревоге с посадкой в автомобиль за воротами гаража

2.1. Сбор и выезд по тревоге (с посадкой в автомобиль за воротами гаража)

3. Действия с напорными пожарными рукавами

3.1. Подача ствола РС-50 на расстояние 40 м от колонки, установленной на гидрант
3.2. Прокладка магистральной рукавной линии диаметром 77 мм одним исполнителем на: n рукавов
3.3. Прокладка магистральной рукавной линии диаметром 77 мм расчетом из 2-х исполнителей на n рукавов
3.4. Прокладка магистральной рукавной линии диаметром 77 мм расчетом из 3-х исполнителями на n рукавов

4. Действия со средствами спасения

4.1. Вязка двойной спасательной петли без надевания ее на спасаемого
4.2. Вязка двойной спасательной петли с надеванием ее на спасаемого
4.3. Закрепление спасательной веревки за конструкцию здания (одним из четырех способов)
4.4. Сматывание спасательной веревки в клубок
4.5. Самоспасание с 4-го этажа учебной башни с помощью устройства «Комплект спусковой стандартный (КСС-1)» 4.6. Самоспасание с 4-го этажа учебной башни с помощью портативного комплекта аварийного самомпасения (КП-1(3))
4.7. Самоспасание с 4-го этажа учебной башни с помощью пожарно-спасательной системы «СЛИП-ЭВАКУАТОР» модель «Компакт»
4.8. Самоспасание с помощью комплекта эвакуационного «Самоспас»
4.9. Приведение в рабочее положение пневматического прыжкового спасательного устройства ППСУ-20 (куб жизни)
4.10. Приведение в рабочее положение натяжного спасательного полотна (НСП).

5. Действия с пожарными лестницами

5.1. Подъем по стационарной лестнице на заданную высоту.
5.2. Подъем по стационарной лестнице с сухой напорно-рукавной линией с присоединенным стволом РС-50 на заданную высоту
5.3. Подъем по авто-лестнице, выдвинутой на заданную высоту
5.4. Подъем по авто- лестнице с сухой рукавной линией с присоединенным стволом РС-50 на заданную высоту
5.5. Переноска и подвеска штурмовой лестницы в окно второго этажа учебной башни
5.6. Подъем по подвешенной штурмовой лестнице в 4-й этаж учебной башни
5.7. Подъем по штурмовой лестнице в 4-й этаж учебной башни
5.8. Подъем по установленной выдвижной лестнице в 3-ий этаж учебной башни
5.9. Установка выдвижной лестницы в окно 3-го этажа учебной башни с использованием автомобиля АЦ на шасси автомобилей ЗИЛ, КАМАЗ, УРАЛ, автомобилей иностранного производства.
5.10. Установка выдвижной лестницы в окно 3-го этажа учебной башни без использования АЦ.
5.11. Установка и подъем по выдвижной лестницы в окно 3-го этажа учебной башни с использованием автомобиля АЦ на шасси автомобилей ЗИЛ, КАМАЗ, УРАЛ, автомобилей иностранного производства.
5.12. Установка и подъем по выдвижной лестницы в окно 3-го этажа учебной башни без использования АЦ.

6. Преодоление 100 метровой полосы с препятствиями.

6.1. Преодоление 100 метровой полосы с препятствиями.

7. Развертывание насосно-рукавных систем.

7.1. Установка автоцистерны на пожарный гидрант
7.2. Установка автомобиля первой помощи на пожарный гидрант
7.3. Установка автоцистерны на водоем (2 рукава х 4м)
7.4. Установка автоцистерны на водоем (4 рукава х 2м)
7.5. Установка пожарной насосной станции на водоем
7.6. Установка мотопомпы МП-600 (МП-800) на водоем
7.7. Установка мотопомпы МП-1600 на водоем
7.8. Боевое развертывание от автоцистерны с подачей одного ствола «Б»
7.9. Боевое развертывание от автоцистерны с установкой ее на водоем (гидрант) и подачей одного ствола «Б» от одной магистральной линии
7.10. Боевое развертывание от автоцистерны с установкой ее на водоем (гидрант) и подачей двух стволов «Б» от одной магистральной линии
7.11. Боевое развертывание от автоцистерны с установкой ее на водоем (гидрант) и подачей двух стволов «Б» от двух магистральных линий
7.12. Боевое развертывание от автоцистерны с подачей одного ствола «Б» от одной магистральной линии в окно 3-го этажа учебной башни по установленной выдвижной лестнице
7.13. Боевое развертывание от автоцистерны с насосом высокого давления
7.14. Боевое развертывание от автомобиля порошкового тушения с подачей одного ствола
7.15. Боевое развертывание от автомобиля порошкового тушения с подачей двух стволов
7.16.,7.17, 7.18 Боевое развертывание от автомобиля углекислотного тушения
7.19. Подача воды от автоцистерны с применением гидроэлеватора

8. Развертывание первичных средств пожаротушения.

8.1. Ликвидация условного пожара от пожарного крана.
8.2. Ликвидация очага пожара с помощью кошмы.
8.3. Ликвидация очага пожара с помощью огнетушителя.
8.4. Тушение очага пожара водой из пожарной бочки или водоема с помощью пожарных ведер.

9. Развертывание пожарного и аварийно-спасательного оборудования.

9.1. Установка электродымососа с развертыванием кабельной линии на 60 м и установкой токораспределительной коробки
9.2. Подготовка ГАСИ к работе
9.3. Перекусывание стальной арматуры d 18 мм с помощью ГАСИ
9.4. Резка металлических профилей и арматурной стали в железобетонных конструкциях шлифовальной машиной
9.5. Развертывание, пуск мотопомпы и заполнение цистерны автомобиля водой

10. Радиационная, химическая и биологическая защита.

10.1. Проверка изолирующих противогазов и подготовка их к использованию
10.2. Надевание фильтрующего противогаза или респиратора
10.3. Пользование неисправным фильтрующим противогазом в зараженной атмосфере
10.4. Надевание общевойскового защитного комплекта и фильтрующего противогаза индивидуально
10.5. Надевание специальной защитной одежды и противогаза
10.6. Действия по вспышке ядерного взрыва
10.7. Действия по сигналу «Радиационная опасность»
10.8. Действия по сигналу «Химическая тревога». При действиях на местности
10.9. Оценка химической обстановки при разрушении (авариях) объектов, имеющих АХОВ
10.10. Подготовка приборов радиационной, химической, неспецифической бактериологической (биологической) разведки и радиационного контроля к работе и проверка их работоспособности
10.11. Подготовка приборов радиационной, химической, неспецифической бактериологической (биологической) разведки и радиационного контроля к работе и проверка их работоспособности.
10.12. Подготовка дозиметра –радиометра ДРБП – 01 к работе
10.13. Подготовка к работе газоанализатора PASSPORT
10.14. Определение отравляющих веществ в воздухе приборами
10.15. Частичная специальная обработка при заражении радиоактивными веществами
10.16. Дегазация, дезактивация, дезинфекция пожарной и аварийно – спасательной техники

11. Оказание первой помощи

11.1. Развертывание пакета перевязочного индивидуального
11.2. Наложение первичной повязки
11.3. Наложение резинового кровоостанавливающего жгута на бедро (плечо)
11.4. Наложение закрутки с помощью косынки и других подручных средств на бедро (плечо).
11.5. Наложение шин из подручного материала
11.6. Надевание шлема – маски противогаза на пострадавшего.
11.7. Использование шприц – тюбика из аптечки индивидуальной (АИ).

Источники

  1. Нормативы по пожарно-строевой и тактико-специальной подготовке для личного состава Федеральной противопожарной службы. утв. 10.05.2011.

У данной страницы нет кураторов!

Loading...Loading...