Урок "разноцветный ветер". Декоративная композиция: мотив дере Презентация пошаговый урок вольный ветер дыхание земли

Творческая работа : Выполни упражнение на передачу динамики движущихся облаков. Создай свою композицию состояния неба с несущимися облаками.

Вид изобразительной деятельности : Рисование по наблюдению, по памяти, по представлению (материалы по выбору).

Основные цели и задачи урока

1. Создавать условия для эмоционально-эстетического восприятия учащимися народных представлений о природных стихиях и отображений в искусстве одной из таких стихий - воздуха.
2. Расширять представление детей о пейзаже как жанре искусства, о приемах передачи статики и динамики графическими средствами.
3. Развивать ассоциативное мышление учащихся при восприятии явлений природы и отображении их в набросках.
4. Закреплять у четвероклассников графические навыки и умения в передаче движущихся по небу облаков.

Примерный ход урока

1. Наблюдение детьми осеннего неба, облаков, туч. Рассматривание произведений вернисажа «Причудливый ход облаков». Сравнение пейзажей известных живописцев и графиков с собственными впечатлениями от наблюдений природы. Подготовка ответов на вопросы (У., с. 49, 53).
2. Выявление приемов изображения движущихся облаков и сравнение средств живописи и графики.
3. Самостоятельная работа над творческим заданием (Т., с. 23-25).
4. Подведение итогов: рассматриваем и обсуждаем работы учащихся, отмечаем рисунки, в которых движение и выразительность облаков переданы ярче.

Этот урок начинает цикл занятий по выполнению композиции на тему «Осенние метаморфозы». Постепенно от урока к уроку учащиеся накапливают материал для творческой работы.
Начать этот урок можно с наблюдений природы, особых примет осени, характерных для ноября. Дети отметят, что осень в эту пору не так приветлива и ласкова, как в сентябре, природа не так нарядна, как в золотую октябрьскую пору. Обратите внимание детей на общее состояние в природе, небо, деревья, травы. Уместно познакомить детей с народными представлениями о природных стихиях. Рожденные мифопоэтическим мышлением древних в очень отдаленные времена, они продолжают жить в художественных образах. Подтвердите это на примере стихотворения о ветре К. Бальмонта (У., с. 49), суждением поэта о главных природных стихиях (см. справочные материалы).
Рассмотрите с учащимися произведения известных живописцев, графиков, живших в разное время (У., с. 50-52). Отметьте, что, хотя сюжеты картин разные, в них всегда присутствует одна из самых необходимых человеку стихий - воздух, наблюдать и ощущать который мы можем лишь благодаря движению, ветру. А ветер гонит волны, тучи, заставляет гнуться деревья, склоняет травы, вынуждает сгибаться человека...
Организуя диалог с учащимися по произведениям вернисажа «Причудливый ход облаков», сначала уделите внимание общему состоянию, запечатленному в пейзажах, настройте детей на их рассматривание как бы с позиций самого художника. Что побудило каждого из живописцев запечатлеть именно этот момент жизни природы, что стало главным в нем и как передал это в своей работе художник? Почему каждый пейзаж передает определенное настроение? Предложите детям назвать это главное настроение картины. Пусть они подберут образные выражения, слова, соответствующие ему.
Попросите четвероклассников назвать в разных пейзажах общий для них мотив - небо с облаками и тучами. Ветер по-разному перемещает их, оттого они кажутся легкими, еле плывущими или, напротив, несущимися, давящими, грозовыми и т. д. Предложите детям продолжить ряд определений для обозначения изображенного на картинах состояния неба. Помогите учащимся приглядеться, какими средствами и приемами пользуются художники, чтобы показать медлительность облаков или их стремительное движение. Под вашим руководством они выявят их и назовут такие: чередование резких цветовых пятен, мазков; плавные и тонкие переходы цвета; горизонтальное направление очертаний облаков и туч; разбивка пространства неба неравномерно расположенными формами; расположение сходных форм облаков под углом к зрителю. Вот далеко не полный перечень приемов, которыми пользуются в изображении неба живописцы.
Графики используют те же приемы, но средством выразительности у них выступает не цвет, а точки, линии, штрихи, светотеневое пятно и т. д. Предложите детям рассмотреть (Т., с. 23-24) варианты графического решения облачных масс (с помощью точек, мелких и крупных штрихов, нанесенных то плотно друг к другу, то сильно разреженно, с помощью вытянутых по диагонали линий, с неравными промежутками между ними). В самостоятельной работе учащиеся могут воспользоваться этими приемами, дополнить их своими. Важно, чтобы в рисунках было передано характерное движение облаков по небу. Завершенность работе придаст изображение растений, деревьев, птиц.
Подводя итоги, проведите совместное обсуждение рисунков, постарайтесь настроить класс на то, чтобы в каждой работе дети совершенно по-своему, интересно и выразительно передали состояние ветра (сильного и легкого, ураганного и едва уловимого), чтобы каждый автор сознательно использовал приемы в создании художественного образа одной из главных природных стихий - воздуха.

Краткий справочный материал

Природные стихии. Из записной книжки К. Бальмонта. Огонь, вода, земля и воздух - четыре царственные стихии, с которыми неизменно живет моя душа в радостном и тайном соприкосновении. Ни одного из ощущений я не могу отделить от них и помню о их четверогласии всегда.
Огонь - всеобъемлющая тройственная стихия, пламя, свет и теплота... самая красивая из всех. Вода - стихия ласки и влюбленности, глубина завлекающая, ее голос - влажный поцелуй. Воздух - всеокружная колыбель-могила, саркофаг-альков, легчайшее дуновение Вечности и незримая летопись, которая открыта для глаз души. Земля - небесный изумруд, драгоценный камень жизни, весеннее утро, нежный рассветный сад.
Я люблю все стихии равно, хоть по-разному. И знаю, что каждая стихия бывает ласкающей, как колыбельная песня, и страшной, как шум приближающихся вражеских дружин, как взрывы и раскаты дьявольского смеха.
Вода нежнее огня, оттого что в ней женское начало, нежная влажная всевоспринимаемость. Огонь не так нежен порой, но он сильнее, сложнее и страшнее, он сокровенней и проникновенней. В воздухе тонут взоры, и душа уносится к вечному, в белое царство бестелесности. Земля родней нам всех других стихий - высот и низин, - и к ней радостно прильнуть с дрожаньем от счастья в груди и с глухим сдавленным рыданием.
Все стихии люблю я, и ими живет мое творчество. <...>
Я знаю, что есть два бога: бог покоя и бог движения. Я люблю их обоих... Я слышу свист ветра. Я слышу пенье струн. Молот близ горнов. Раскаты мировой музыки. Я отдаюсь мировому. Мне страшно. Мне сладко. Мир взошел в меня. Прощай мое вчера. Скорей к неизвестному завтра! (Бальмонт К. Сочинения (избранные стихи и проза) / К. Бальмонт. - Ярославль, 1990. - С. 262-263.)

К. Бальмонт

* * *
Я вольный ветер, я вечно вею,
Волную волны, ласкаю ивы,
В ветвях вздыхаю, вздохнув, немею,
Лелею травы, лелею нивы.

Весною светлой, как вестник мая,
Целую ландыш, в мечту влюбленный,
И внемлет ветру лазурь немая, -
Я вею, млею, воздушный, сонный.

В любви неверный, расту циклоном,
Взметаю тучи, взрываю море,
Промчусь в равнинах протяжным стоном -
И гром проснется в немом просторе.

Но, снова легкий, всегда счастливый,
Нежней, чем фея ласкает фею,
Я льну к деревьям, дышу над нивой
И, вечно вольный, забвеньем вею.

ва в народной росписи (1 ч )

Восприятие произведений народных и со- временных мастеров городецкой росписи.

Пред- ставления о богатстве и разнообразии худо- жественной культуры (на примере культу- ры народов России). Истоки декоративно- прикладного искусства и его роль в жизни человека. Ознакомление с произведения- ми народных художественных промыслов в России (с учётом местных условий). Ис- кусство вокруг нас сегодня. Продолжение знакомства с основами художественной грамоты: композиция, цвет, линия, форма, ритм.

Диалог об искусстве. Образы цветущей природы в творчестве народного мастера и художника. Общее и различное в выявле- нии приёмов городецкой живописи и дру- гих школ народного мастерства.

«Образцы декоративных разживок для цветов».

Творческое задание с применением по- следовательности и приёмов городецкой ро- списи кистью.

Материалы: кисть, гуашь, бумага.

Советы мастера.


Рассматривать изделия мастеров Городца, отобража- ющих народное восприятие мира, связь человека с при- родой, родной землёй.

Сопоставлять декоративные мотивы в изделиях горо- децких мастеров, выделять из них наиболее распро- странённые мотивы.

Рассказывать о центрах народных промыслов, в ко- торых цветы, цветущие ветки, букеты являются глав- ными мотивами.

Участвовать в обсуждении средств создания образов цветущей природы в городецкой росписи, её своеобра- зия в отличие от других школ народного мастерства.

Работать Различать приёмы городецкой росписи - «подмалёв- ка», «разживка чёрным цветом», «разживка белила- ми». Повторяя за народным мастером приёмы чёрной и белой «разживок», рисуя кистью.

Выполнять роспись цветущей ветки с помощью «раз- живки чёрным цветом и белилами».


Продолжение

Подведение итогов Обсуждать да- вать


5. Птица - символ света, счастья и до-

Бра. Декоративная композиция: равнове-

Сие красочных пятен, узорные декоратив-

Ные разживки, симметрия, ритм, единство

колорита (1 ч )

Восприятие образа птицы-света в творче- стве городецких мастеров конца XIX- XX вв.

Основные содержательные линии. Пред- ставление о роли изобразительных (пласти- ческих) искусств в повседневной жизни че- ловека, в организации его материального окружения. Ознакомление с произведени- ями народных художественных промыслов в России (с учётом местных условий). Про- должение знакомства с основами художе- ственной грамоты: композиция, цвет, ли- ния, форма, ритм.

Диалог об искусстве. Разнообразие ком- позиционных мотивов городецкой росписи, восходящих к древней традиции росписи прялок. Парные фигуры в едином сюже- те - две женские фигуры, две птицы, два всадника на коне «у древа».


Рассматривать декоративную композицию с птицами

«у древа». Сопоставлять образы птиц в разных видах

народного творчества. Рассказывать , что означает в на-

родном искусстве образ птицы-света. Высказывать суж-

дение о заполнении пространства в декоративной трёх-

частной композиции в городецкой росписи прялочного

Участвовать в обсуждении символики мотива птицы в городецкой росписи и художественных выразитель- ных средств решения этой декоративной композиции.

Работа по художественно-дидактическим

таблицам «Образцы декоративных разжи-

вок для птиц».

Творческое задание с использованием приёмов работы кистью (силуэт, пятно, ли- ния, «разживки белилами», выявляющие ритм оперения) в декоративном изображе- нии птиц.

Материалы: кисть, гуашь, бумага.

Советы мастера.


Работать по художественно-дидактической таблице. Повторять за народным мастером ритм и форму «раз- живок белилами».

Выполнить кистью свой вариант росписи птиц у цве- тущей ветки с использованием приёмов городецкой ро- списи. Выражать в творческой работе своё отношение к природе, к образу птицы-света.


Подведение итогов Обсуждать творческие работы одноклассников и да- вать оценку результатам своей и их творческо-художе- ственной деятельности.


6. Конь - символ солнца, плодородия и добра. Декоративная композиция: линия, силуэт с вариациями городецких разжи- вок (1 ч )

Восприятие образов вороного коня и всад- ника в изделиях городецких мастеров и произведениях художника-графика Т. Мав- риной. Традиционный образ-символ коня в народном искусстве. Неразрывная связь природы и образов народного творчества.

Основные содержательные линии. Исто- ки декоративно-прикладного искусства и его роль в жизни человека. Понятие о син- тетичном характере народной культуры (украшение жилища, предметов быта, ору- дий труда, костюма; музыка, песни, хоро- воды; былины, сказания, сказки). Ознаком- ление с произведениями народных художе- ственных промыслов в России (с учётом


Различать , как образ-символ коня представлен в раз- ных видах устного народного творчества в декоратив- но-прикладном и народном искусстве.

Рассказывать , почему в народном искусстве мастера постоянно обращаются к образу коня, приводить при- меры из разных видов народного творчества.


Продолжение

Тематическое планирование Характеристика деятельности учащихся


местных условий). Продолжение знаком- ства с основами художественной грамоты: композиция, цвет, линия, форма, ритм.

Диалог об искусстве. Глубина поэтическо- го изображения коня и всадника на коне, их синтетичность в фольклоре (конь-время, конь-свет, конь-птица, конь-богатырская сила), связанные с возрождением солнеч- ного тепла, света, жизни. Живописная ма- нера кистевой росписи в творчестве горо- децких мастеров.

Работа по художественно-дидактической таблице «Образцы декоративных разживок для коня».

Творческое задание с использованием средств выразительного языка народного декоративно-прикладного искусства.

Материалы: кисть, гуашь, бумага.

Советы мастера.


Участвовать в обсуждении художественных средств в создании выразительного образа коня-символа в на- родном искусстве и называть их.

Работать по художественно-творческой таблице. Ов- ладевать живописными приёмами изображения коня. Осваивать приёмы белильных разживок для коня.

Выполнять кистью свой вариант росписи коня с ис- пользованием приёмов городецкой росписи и декора- тивного обобщения фигуры коня без карандашного ри- сунка.


Подведение итогов Обсуждать творческие работы одноклассников и да- вать оценку результатам своей и их творческо-художе- ственной деятельности

7. Связь поколений в традициях Город- ца. Декоративная композиция с вариа- циями городецких мотивов: ритм, сим- метрия, динамика, статика (1 ч )

Восприятие произведений мастеров раз-

ных поколений, современных мастеров,

продолжающих и развивающих традиции

старейших мастеров городецкой росписи

И. Мазина, Ф. Красноярова, И. Лебедева и

детских творческих работ.

Основные содержательные линии. Искус-

ство вокруг нас сегодня. Ознакомление

с произведениями народных художествен-

ных промыслов в России (с учётом мест-

ных условий). Продолжение знакомства

с основами художественной грамоты: ком-

позиция, цвет, линия, форма, ритм.

Диалог об искусстве. Особенности приё- мов композиции в панно как произведении декоративного назначения. Художествен- ная ценность обыденных предметов из де- рева, украшенных городецкой росписью.

Творческое задание с использованием средств выразительного языка народного декоративно-прикладного искусства, с при- менением традиционных приёмов декора- тивных разделок для объединения разных цветовых сочетаний.

Материалы: кисть, гуашь, бумага.

Советы мастера.


Рассматривать произведения народного искусства,

выражать своё отношение к развитию традиций горо-

децкой росписи в творчестве современных мастеров.

Называть традиционные мотивы городецкой росписи

в современных изделиях.

Участвовать в обсуждении художественно-эстетиче- ской ценности изделий с городецкой росписью, преем- ственности живописных традиций в творчестве масте- ров современного художественного промысла «Городец- кая роспись».

Выполнять декоративную композицию по мотивам го- родецкой росписи для украшения изделий разнообраз- ных по форме и назначению (декоративной тарелки, панно, разделочной доски, подставки для специй). Вы- ражать в творческой работе своё отношение к искус- ству городецкой росписи.


Подведение итогов Обсуждать творческие работы одноклассников и да- вать оценку результатам своей и их творческо-художе- ственной деятельности

8. Знатна Русская земля мастерами и талантами. Портрет: пропорции лица че- ловека (1 ч )


Продолжение

Тематическое планирование Характеристика деятельности учащихся


Восприятие произведений выдающихся портретистов XIX в. В. Тропинина, В. Ма- ковского, В. Васнецова, В. Сурикова и со- временных художников Г. Васько, П. Пав- лова, запечатлевших в своих работах обра- зы творческих людей.

Основные содержательные линии. Образ современника. Образ человека в традици- онной культуре. Представления народа о красоте человека (внешней и духовной), отражённые в искусстве. Жанр портрета. Продолжение знакомства с основами худо- жественной грамоты: композиция, цвет, ли- ния, форма, ритм.

Диалог об искусстве. Искусство портре- та. Выявление характерных признаков об- раза портретируемого и его принадлежно- сти к творческой профессии.

Работа по художественно-дидактической таблице «Композиционные схемы изобра- жения лица человека в разных ракурсах». Творческое задание с использованием

средств выразительности живописи и гра- фики, соблюдением пропорции лица чело- века.

Материалы: акварель, гуашь, пастель, фломастеры.

Советы мастера.


Рассматривать портреты, выполненные живописцами и графиками. Рассказывать , по каким признакам мож- но определить, что на портрете изображён художник или народный мастер.

Участвовать в обсуждении образов художников и на- родных мастеров в произведениях живописи и графи- ки, особенностей передачи внешнего облика в лице, ко- стюме, в предметном окружении; выбирать положение головы и передавать её поворот, движения фигуры.

Работать по художественно-дидактической таблице. Читать пропорции лица человека во фронтальном по- ложении и вполоборота.

Выполнять портрет народного мастера или художни- ка в момент создания им художественного произведе- ния. Выражать в творческой работе своё отношение к изображаемому герою.


Подведение итогов Обсуждать творческие работы одноклассников и да- вать оценку результатам своей и их творческо-художе- ственной деятельности


9. Вольный ветер - дыхание земли. Пей- заж: линии, штрихи, точки, пятно, свет (1 ч )

Восприятие пейзажей живописцев XIX- XX вв. А. Куинджи, Н. Крымова, А. Тка- чёва, Э. Браговского, Е. Винокурова и гра- фика В. Фаворского, в которых едва ли не главное место занимает изображение неба. Основные содержательные линии. Жанр пейзажа. Пейзажи родной природы. Про- должение знакомства с основами художе- ственной грамоты: композиция, цвет, ли-

ния, ритм.

Диалог об искусстве. Приёмы передачи бесконечности и глубины небесных просто- ров, стремительности продвижения облаков по небу. Статика и динамика в компози- ции пейзажа.

Работа по художественно-дидактической таблице «Варианты графического решения облачных масс».

Творческое задание с использованием средств выразительного языка графики (точка, линия, штрих, светотеневое пятно). Материалы: простой карандаш, цветные

карандаши, гелиевая ручка, фломастеры.

Советы мастера.


Рассматривать живописные и графические пейзажи художников, в которых отражаются древние представ- ления человека о природных стихиях. Высказывать , какие чувства вызывают поэтические строки о ветре и разнообразные образы воздушного пространства, соз- данные художниками. Сравнивать образы природных стихий в искусстве с собственными впечатлениями от наблюдений природы.

Участвовать в обсуждении выразительных средств пе- редачи состояния природы в пейзаже (чередование рез- ких цветовых пятен, мазков, плавные и тонкие пере- ходы цвета, разбивка пространства неба неравномерно расположенными формами облаков в живописных ра- ботах).

Работать по художественно-дидактической таблице. Различать графические выразительные средства для пе- редачи планов в пейзажах. Исследовать возможности графики при передаче ветреного состояния природы.

Выполнять по памяти или по представлению изобра- жение неба с несущимися облаками в пейзаже и дере- вьев, гнущихся под ветром. Выражать в творческой ра- боте своё отношение к разным состояниям в природе.


Продолжение

Тематическое планирование Характеристика деятельности учащихся

Подведение итогов Обсуждать творческие работы одноклассников и да- вать оценку результатам своей и их творческо-художе- ственной деятельности


10. Движение - жизни течение. Набро- ски с натуры, по памяти и представле- нию: подвижность красочных пятен, ли- ний (1 ч )

Восприятие произведений отечественных мастеров живописи XX в. А. Дейнеки, М. Сарьяна, И. Глазунова, Б. Домашнико- ва, графики А. Пахомова, В. Курчевского, М. Ахунова, Л. Киселёвой и народного ма- стера И. Маркичева из Палеха.

Основные содержательные линии. Обра- зы природы и человека в живописи. Раз- ница в изображении природы в разное вре- мя года, суток, различную погоду. Выбор средств художественной выразительности для создания живописного образа в соот- ветствии с поставленными задачами. Про- должение знакомства с основами художе- ственной грамоты: композиция, цвет, ли- ния, форма, ритм.

Диалог об искусстве. Искусство как уни- версальный способ отображения изменчи- вости в природе и человеческой жизни. Жи- вописные средства художественной выра-


Наблюдать подвижность жизни природы и человека и отображение её в разных видах искусства. Рассма- тривать произведения разных видов искусства, отобра- жающих явления окружающего мира. Рассказывать , какие произведения передают спокойное, малоподвиж- ное состояние, а какие изображают энергичное течение жизни и пронизаны ощущением постоянной изменчи- вости природы, различных ритмов, движения.

Сопоставлять художественные приёмы, позволяющие выразительно передавать состояние спокойствия в при- роде или её ритмов и изменений.

Участвовать в обсуждении художественных приёмов, позволяющих передавать состояние статики и динами- ки.

зительности, передающие статичность и ди-

намичность композиции произведений раз-

ных видов искусства.

Работа по художественно-дидактической таблице «Живописные наброски на пере- дачу динамики».

Творческое задание с использованием средств выразительности языка живописи и графики.

Материалы: акварель, гуашь, фломасте- ры, цветные карандаши.

Советы мастера.


Работать по художественно-дидактической таблице. Прослеживать , как передана подвижность цветовых пя- тен в набросках людей, деревьев. Выполнить компози- ционные схемы к понравившимся произведениям, под- черкнув направление движения главных элементов в их композициях.

Выполнять наброски с натуры деревьев, транспорт- ных средств, заводных игрушек и детей в движении. Выражать в творческой работе своё отношение к раз- ным состояниям в природе.


Подведение итогов Обсуждать творческие работы одноклассников и да- вать оценку результатам своей и их творческо-художе- ственной деятельности


11. Осенние метаморфозы. Пейзаж: ко- лорит, композиция (1 ч )

Восприятие произведений живописцев С. Жуковского, А. и С. Ткачёвых, А. Тка- чёва, графика И. Воробьёва, учебной рабо- ты и поэтического произведения, посвящён- ных разным состояниям осени.

Основные содержательные линии. На- блюдение природы и природных явлений, различение их характера и эмоциональных состояний. Использование различных худо- жественных материалов и средств для соз- дания выразительных образов природы. Жанр пейзажа. Продолжение знакомства


Наблюдать изменчивые состояния осенней природы. Называть особые приметы осенней природы в разные периоды, приводить примеры. Рассматривать произве- дения изобразительного искусства, в которых живопис- цы и графики отразили изменчивость природы, её раз- личные состояния в осеннюю пору.

Сопоставлять , как по-разному художники и поэты от- ражают жизнь природы и человека осенью. Называть приёмы, которые используют художники для передачи в картине движения, яркости и мажорности пейзажей.


Продолжение

Тематическое планирование Характеристика деятельности учащихся

с основами художественной грамоты: ком- позиция, цвет, линия, форма, ритм.


Диалог об искусстве. Средства художе- ственной выразительности в представлен- ных произведениях.

Работа по художественно-дидактической таблице «Колористические приёмы отобра- жения изменений в осенней природе».

Творческое задание с использованием языка живописи для передачи движения в композициях.

Материалы (по выбору): акварель, гуашь, обрывная бумажная мозаика, фломастеры.

Советы мастера.


Участвовать в обсуждении колорита, динамики пей- зажной картины, расположения и характера элементов композиции, гармоничного чередования цветовых пя- тен, многообразных графических и цветовых подвиж- ных элементов.

Работать по художественно-дидактической таблице. Прослеживать колористические приёмы передачи из- менчивых состояний осенней природы. Осуществлять поиск нужных цветовых оттенков для выполнения мо- тива осеннего пейзажа.

Изображать один и тот же уголок природы в пору зо- лотой и поздней осени. Дополнить композицию изобра- жениями домов, людей, техники. Выражать в творче- ской работе своё отношение к разным состояниям в осенней природе.


Подведение итогов Обсуждать творческие работы одноклассников и да- вать оценку результатам своей и их творческо-художе- ственной деятельности

Любуйся ритмами в жизни природы и человека (14 ч )

12. Родословное дерево - древо жиз- ни, историческая память, связь поколе- ний. Групповой портрет: пропорции лица человека, композиция (1 ч )

Восприятие произведений живописцев

XIX-XX вв. Ф. Толстого, Д. Жилинского,

И. Симонова, Ю. Кугача, отобразивших

в своём творчестве разные моменты из жиз-

ни семьи.

Основные содержательные линии. Образ

современника. Жанр портрета. Тема люб-

ви, дружбы, семьи в искусстве. Продолже-

ние знакомства с основами художественной

грамоты: композиция, цвет, линия.

Диалог об искусстве. Уважительное отно- шение к своей родословной. Красота и гар- мония общения с людьми старшего поко- ления. Средства художественной вырази- тельности в групповом семейном портрете. Творческое задание с учётом композици- онных особенностей группового портрета, особенностей пропорций лица человека, с использованием средств акварельной жи-

Материалы: кисть, акварель, бумага.

Советы мастера.


Рассматривать живописные групповые портреты раз-

ных семей. Высказывать своё мнение об этих произве-

дениях и об отношении к средствам художественной

Объяснять смысл понятий индивидуальный портрет

и групповой портрет.

Представлять родословное древо своей семьи и гор-

диться своими близкими.

Участвовать в обсуждении разнообразия тем и сюже- тов в изображении семьи разными художниками, осо- бенностей рисования характерных пропорций лица.

Выполнять групповой портрет своих близких с пере- дачей своего отношения к создаваемому портрету на тему «Я горжусь своей родословной». Выражать в твор- ческой работе отношение к своей семье.


Подведение итогов Обсуждать творческие работы одноклассников и да- вать оценку результатам своей и их творческо-художе- ственной деятельности


13. Двенадцать братьев друг за другом бродят... Декоративно-сюжетная компо- зиция: приём уподобления, силуэт (1 ч )

Восприятие сказки С. Маршака «Двенад- цать месяцев» и произведений живописца К. Васильева и художника-графика В. Ал- феевского.


Участвовать в чтении по ролям фрагмента сказки и обсуждении приёма уподобления при описании образов братьев-месяцев в сказке С. Маршака.

Рассматривать поэтические произведения живописи


Продолжение

Тематическое планирование Характеристика деятельности учащихся


Основные содержательные линии. Чело- век, мир природы в реальной жизни: обра- зы человека, природы в искусстве. Образ человека в традиционной культуре. Про- должение знакомства с основами художе- ственной грамоты: композиция, цвет, ли- ния, форма, ритм.

Диалог об искусстве. Книжная графика. Выразительные средства в создании худо- жественного образа в иллюстрации к сказ- ке. Приём уподобления, характерный для народного восприятия красоты каждого вре- мени года.

Работа по художественно-дидактическим таблицам «Рисунки старинной русской одежды», «Гармонические сочетания цве- тов».

Творческое задание на размещение фи- гур с использованием условного, обобщён- ного силуэта.

Материалы: простой карандаш, бумага.

Советы мастера.


и книжной графики как яркие образы, выбирать раз- ные сюжеты для иллюстрации. Представлять зритель- но каждый из природных циклов (зима, весна, лето, осень) в образе человека, одетого в традиционную рус- скую одежду. Сопоставлять свои представления об об- разах героев сказки с изображениями в иллюстрациях художников-иллюстраторов.

Объяснять значение понятий книжная графика, иллюстрация, эскиз.

Участвовать в обсуждении роли художника-иллюстра- тора, развивающего и углубляющего мысль писателя, вносящего в иллюстрацию свою творческую мысль.

Работать по художественно-дидактическим таблицам. Знакомиться с традиционной русской одеждой (кафта- ном, платьем, шубой, ферезью и ферезеей), прослежи- вать гармоничное сочетание цветов и подбирать их на палитре.

Выполнять поисковые эскизы композиции иллюстра- ции к сказке С. Маршака «Двенадцать месяцев». Вы- ражать в творческой работе своё отношение к содержа- нию и персонажам сказки.


Подведение итогов Обсуждать творческие работы одноклассников и да- вать оценку результатам своей и их творческо-художе- ственной деятельности

14. Год не неделя - двенадцать месяцев

Цель: обогащение эмоционально-чувственной сферы ребенка в проживании различных образов ветра.

  • Развивать чувства ритма, координации, равновесия;
  • Формировать коммуникативные навыки;
  • Выразить и реализовать творческие замыслы детей в создании образа ветра.

На данном занятии, в ходе игры дети переживают “разноцветие” ветра, его дыхание и музыку:

Образ осеннего ветра с дождем, грозой, молнией, с тучей и разноцветными листьями;

Создание образа зимнего ветра со снегом, снежинками;

Превращение лютого ветра в весенне-летний ветерок.

Для целостного восприятия проживания детьми образа “разноцветного” ветра в содержание занятия входят:

  • Упражнения на дыхание;
  • Ритмические упражнения;
  • Восприятие музыки;
  • Слушание сказок, поэтических текстов;
  • Речевая декламация;
  • Пластическое интонирование;
  • Эвритмические жесты;
  • Одушевление образов;
  • Рисование форм.

Материал занятия:

  • Шифоновые платки разных цветов.
  • Разноцветные листья и белые снежинки из бумаги.
  • Корзина с конфетти.
  • Веера-опахала.
  • Краски или восковые мелки.
  • Альбомные листы.
  • Музыкальные произведения, которые передают образы и характер.

Ход урока

  1. Вхождение в пространство занятия

    Дети сидят за партами. Педагог декламирует под спокойную музыку стихотворение К. Бальмонта “Ветер”:

    Ветер, ветер, ветер, ветер
    Что ты в ветках все шумишь?
    Вольный ветер, ветер, ветер,
    Пред тобой дрожит камыш.
    Ветер, ветер, ветер, ветер,
    Что ты душу мне томишь?

    Ты вздыхаешь, полусонный,
    И спешишь скорей заснуть.
    Чуть уснул – и, пробужденный,
    Ты готов опять вспорхнуть.
    Стой! Куда, неугомонный?
    Вечно - прямо, снова – в путь.

    Все места тебе знакомы,
    Ты воздушно шелестишь,
    Рябью входишь в водоемы,
    Шаткой травкою блестишь.
    Носишь тучи, манишь громы-
    И опять уходишь в тишь.

    О, неверный! Ветер, ветер,
    Ты не помнишь ничего.
    Дай и мне забвенья ветер,
    Дай стремленья твоего.
    Ветер, ветер, ветер, ветер,
    Ты прекраснее всего!

    Он может быть вольным, неугомонным, озорником, ласковым, а еще северным, лютым. Постоянно меняется его характер. То он разноцветный, как осенние листья, то белый как снег, то фиолетовый как туча.

  2. Создание “коллективного пространства” игры
  3. Педагог песней-хороводом собирает детей в круг.

    Следом за летом, осень идет
    Желтые песни ей ветер поет.
    Красную под ноги стелет листву
    Белой снежинкой летит в синеву.

  4. “Дыхание ветра”
  5. Пластическое интонирование стихов

    Дети в пластике передают образ ветра:

    С поля, с моря, с дальних гор - медленно машут руками;

    Ветры к нам летят во двор. - покачивание рук вверху;

    Первый ветер вербу мнет, - наклоны в стороны;

    А второй березу гнет, - покачивание вперед, назад;

    Тритий ветер дуб ломает, - энергичные наклоны и приседания;

    Тучу пыли поднимает, - встают, руки в стороны вверх;

    Ты глаза не засори - имитируют потирание глаз;

    Отвернись и не смотри - отворачиваются;

    Разлетимся как ветра - разбегаются по классу, изображая ветер;

    Раз, два, три и на места - возвращаются.

    Упражнение на восстановление дыхания

    Вдох - руки в стороны;

    Выдох – руки складывают впереди, делая два шага в центр круга;

    Два шага назад и вновь вдох.

    Речевая декламация “Музыка ветра”

    Педагог и дети, с помощью ритмов и пластики передают “музыкальность” ветра:

    Капля раз, капля два - спокойно, шлепками;

    Капля медленно сперва - пальцами одной руки по

    Кап, кап, кап, кап запястью другой руки;

    Стали капли поспевать

    Капля каплю подгонять - тоже самое, но быстрыми шлепками;

    Кап, кап, кап, кап.

    Создание образа сияющего, грохочущего ветра

    Игра “молния, гром, дождь”

    Движения: молния – хлопок вверху; гром – топот ногами; дождь – шлепки по запястью.

  6. “Разноцветный фейерверк”
  7. Педагог разворачивает ткань фиолетового цвета (имитация тучи), на которой лежат разноцветные листочки. Все берутся за край платка и ритмическими движениями раскачивают его, декламируя стихотворения:

    Дует ветер, дует, - покачивают ткань;

    Дует, завывает - то же, но энергичнее из стороны в сторону;

    Желтые листочки - поднимают руки вверх, опускают;

    С дерева срывает - резко подбрасывают ткань вверх.

    Дети собирают листочки, упражнение повторяется еще раз со стихотворением “Ветрено”. Все стихотворение построено на Эвритмическом жесте, соответствующем звуку [[В]].

    Ветрено
    Ветрено
    Вся земля проветрена!
    Ветер листья с веток
    Разогнал по свету:
    Липовый,
    Березовый,
    Желтый лист
    И розовый,
    Красный,
    Разноцветный.
    Старый лист газетный…
    Солнечно, ведрено…
    Ветрено, ветрено!

    В третий раз педагог берет такой же платок, но в нем вместо листочков лежат снежинки. Когда дети, взявшись за края, расправили платок, то педагог, раскачивая его, говорит:

    “Незаметно пришла зима”. С севера подул студеный ветер, с неба посыпались снежинки: кружатся в воздухе, падают на землю - одна красивее другой. Приподнимем платок и посмотрим на эту красоту”.

    Когда дети поднимают платок вверх, то через прозрачную ткань видна изумительная картина.

    Затем медленно дети опускают ткань на пол, а сами садятся вокруг.

  8. Создание образа зимнего ветра
  9. Упражнение с веерами

    Снежинки раскладываются по краям платка. Педагог берет корзину, в которой белое или разноцветное конфетти. Набирает в кулачок (в центре на ткань) и веером-опахалом раздувает конфетти под музыку. Затем это упражнение выполняют дети самостоятельно “устанавливая” силу ветра (по очереди).

    После этого на фоне музыки педагог рассказывает детям сказку.

  10. Преображение ветра. Погружение в мир сказки: “Сказка о ветре”
  11. Жил на свете холодный северный ветер. Где бы он ни появлялся - всюду приносил горе и несчастье. От его дыхания замерзали деревья, цветы, звери и даже люди.

    - Почему ты такой злой? - спросила его однажды маленькая серая птичка.

    - Ты никого не любишь. Ты, наверное, и не знаешь, что такое любовь?

    - Любовь? - удивился холодный северный ветер. Он впервые слышал такое странное слово.

    -А что это такое? - Крикнул он, но маленькая серая птичка уже улетела.

    - Что такое любовь? - спросил ветер у нежного лесного колокольчика, раскрывающего свои лепестки навстречу утренним солнечным лучам.

    - Спроси у солнца, оно знает,-засмеялся колокольчик.

    - Что такое любовь? - спросил ветер у самой высокой сосны, которая тянула свои ветви к солнечному теплу.

    - Спроси у солнца, оно знает, -улыбнулась сосна.

    - Что такое любовь? - спросил ветер у молчаливой горы, которая смотрела в небо и о чем-то думала.

    - Спроси у солнца, оно знает, - тихо ответила гора.

    - Что такое любовь? - спросил, наконец, ветер у солнца.

    - Любовь - это когда забываешь о себе и всю ласку своего сердца даришь другим: цветку, дереву, горе. Им тепло и радостно, потому что я люблю их.- так сказало солнце и замолчало. Холодный северный ветер задумался. Долго летал он над горой, cосной, и нежным ласковым колокольчиком. А потом исчез.

    Больше не было на земле холода и несчастий. Погода установилась теплая, солнечная и безветренная. Никто не знал, что случилось с холодным северным ветром. Одно солнце знало, что ветер просто забыл о себе.

    Наступает таинственная тишина. Педагог аккуратно убирает платок со снегом и снежинками. А вместо этого на ковре, как на картине, раскладывает (под весеннюю музыку) шифоновые платки разного цвета.

  12. Художественная передача стихии ветра
  13. Рисование форм образа

    Педагог приглашает детей за парты. На партах листы бумаги, восковые мелки.

    • Какого цвета был ветер?
    • Как меняется ветер?
    • Что с ним произошло?
    • Нарисуйте, как вы себе представляете ветер.

VIII. Защита индивидуальных творческих замыслов

“Панорама рисунков”

Рисунки раскладываются на ковре. Все садятся вокруг. Дети высказывают свои ощущения, пожелания.

Литература

К. Слезак-Шиндлер. Искусство речи в школьном возрасте. Парсифаль. М., 1996.

Учебник добра. Знамя мира. Т., 1996.

Лопатина К., Скребцова М. Природа глазами души. Сфера. М., 1999.

Loading...Loading...