"Три богатыря и Шамаханская царица": прохождение игры. "Три богатыря и Шамаханская царица": прохождение игры, системные требования

Интерфейс:

Esc – выход в меню
Всплывающий инвентарь находится вверху экрана.
Курсор в виде зеленой руки – поговорить с персонажем, курсор в виде желтой руки – взять предмет
Правая кнопка мыши (ПКМ) – пролистать ролики
С персонажами надо разговаривать до тех пор, пока они не проговорят всю полезную информацию.

1. Киев. Ищем Алешу Поповича

Играем за Добрыню Никитича. Добрыня Никитич в отпуске и моет посуду у себя во дворе. Вдруг появляется гонец Князя Елисея с письмом – на дальней заставе пропал Алеша Попович, и нужно срочно его искать.

Автоматически вы окажетесь во дворце и поговорите с Князем. У него какой-то новомодный трон – самовыдвигающийся из люка. Когда Князь велит вам ехать на дальнюю заставу и провалится под пол вместе с троном, закроется решетка на улицу.

Подойдите к столу и возьмите инструкцию по использованию современной бытовой техники (чтобы ее прочитать, нужно применить инструкцию на Добрыню). На неизвестном Добрыне языке написаны какие-то команды. Нетрудно догадаться, что вся техника работает, если хлопнуть в ладоши определенное количество раз. Откройте инвентарь и выберите команду «1 хлопок» - появится пустой трон. Хлопните в ладоши 2 раза – из фонтанчиков забьет вода, 3 раза – сам собой загорится огонь в камине, 4 раза – заиграет музыка. Это нужно использовать. Слева под потолком слева висит датчик пожарной сигнализации. А что, если имитировать пожар? Подойдите к камину и подожгите инструкцию, затем поднесите ее к датчику. Он сработает, и решетка поднимется.

На дальней заставе идите в канцелярию и 2 раза поговорите с писарем. Тот расскажет, что Алеша отметил место, куда он уехал, на секретной карте. Подойдите к портрету Князя на левой стене – он какой-то подозрительно грязный. Снимите рубашку с печки и идите на улицу. Попробуйте зачерпнуть воду из колодца, но кто-то украл ведро. Вместо ведра повесьте на крючок рубашку и опустите ее в колодец. Протрите мокрой рубашкой портрет Князя – а вот и карта. Выходите на улицу и идите направо до упора к пограничному столбу.

Оказавшись в лесу, идите налево и подберите около бревна флягу. Отодвиньте бревно и идите дальше – вы выйдете на предыдущий экран, где уже были. Похоже, Добрыня заблудился, нужно позвать на помощь. Наберите воды из лужи во фляжку и полейте водой цветочки на переднем крае экрана. На них прилетят пчелы. Снимите пчелиное гнездо и примените на Добрыню - тот подует в него как в рог и услышит чей-то голос. Затем он пройдет по секретной тропинке к шатру Шамаханской царицы.

Она предложит вам выпить – соглашайтесь. После этого Добрыня станет очень маленьким, и царица поймает его в шапку.

2. Киев. Ищем Алешу Поповича и Добрыню Никитича

Играем за Илью Муромца. Перед воротами дома Ильи появляется Елисей и велит приехать во дворец.

История повторяется – вы окажетесь в тронном зале. Мокро тут, да и трон заедает… Подойдите к камину и возьмите кочергу. Когда трон с Князем будет наверху, нажмите на Князя, и Илья подсунет кочергу под трон. Князь объяснит задачу (найти Алешу и Добрыню) и попросит вытащить кочергу, чтобы спуститься. Поговорите с ним о троне, и Илья вытащит кочергу. Трон провалится вниз, а когда поднимется, то решетка опять закроется. Сядьте на трон, Илья хлопнет в ладоши и провалится в подвал.

Подберите пустое ведро и гирю (обе на переднем плане экрана). Повесьте ведро на одну из цепей – Илья скажет, что «все правильно, но веса маловато». Сядьте на трон и хлопните в ладоши. Наверху хлопните 2 раза, чтобы в фонтанчиках появилась вода. Наберите воды в ведро и отправляйтесь в подвал. Теперь нужно уравновесить длину цепей. Для этого повесьте полное ведро на вторую цепь слева, а гирю – на самую правую. Садитесь на трон и отправляйтесь наверх – решетка открыта.

На дальней заставе идите к писарю и спросите о Добрыне и Алеше. Тот ответит, что Добрыня перепрятал секретную карту. Идите на улицу и откройте окошко под вывеской «Канцелярия» – и тут новомодная механика! Над стогом появится мишень. Перевернув ее, Илья найдет карту. Идите в лес.

Подберите флягу около лужи, отодвиньте поваленные деревья и, как Добрыня, вернитесь на то же самое место. Там, где по тайной тропинке проходил Добрыня, он порвал о колючки свой кафтан. Заберите с куста белый лоскут. Вам нужно пчелиное гнездо, как и Добрыне. Слева на экране стоит береза, постучите по ней кулаком – прилетит дятел. Вот если бы как-нибудь его приманить, чтобы он выдолбил дупло? Идите на следующую локацию. Справа растет крапива, схватитесь за нее лоскутом и сорвите червивый гриб. Намажьте им березу, на запах червяков прилетит дятел и выдолбит дупло. Стукните кулаком по пчелиному гнезду и, когда пчелы улетят в дупло, заберите гнездо. Дуньте в него и идите к Шамаханской царице.

Та тоже предложит выпить из кубка, но Илья не согласится, и кубок окажется у вас в инвентаре. Поговорите с царицей еще раз, и она откроет полог в шатер. Пройдите направо мимо кровати в другую комнату и отодвиньте ширму – здесь стоит большой ключ. Заберите его с собой и в инвентаре скомбинируйте кубок и ключ – получится ключ нормального размера. Идите в спальню и откройте шкаф – здесь находятся доспехи Алеши и Добрыни. Вернитесь в будуар и потрясите большой серый ларец на столе. Внутри сидят Алеша, Добрыня и Тугарин-змей.

3. Шатер царицы. Вылезаем из ларца

Играем за Алешу Поповича. Нажмите на разноцветную мозаику на стене, и от нечего делать богатыри решат ее собрать. Три камня – синий, фиолетовый и желтый – лежат рядом, но нужен еще красный и зеленый. Попробуйте взять красный камень около Тугарина – не получается. Поговорите с ним – он отдаст камень взамен на что-то съестное. На переднем плане экрана лежит грецкий орех и пилка для ногтей. Попробуйте пилкой открыть орех – сил не хватает. Отдайте пилку Добрыне, и вдвоем вы откроете скорлупу. Отдайте орех Тугарину и заберите красный камень. Осмотрите флакон с духами слева на экране – внутри что-то плавает, но как его открыть? Подберите серьгу сзади ореха, разбейте флакон и заберите зеленый камень. Вставьте все камни в круглые слоты соответственно их цветам (в синий круглый слот – синий камень, в зеленый круглый слот – зеленый и т.д.) и решите головоломку «три-в-ряд».

Нужно на время провести вниз 7 ключей. Ключи могут передвигаться только вниз, а все остальные фишки можно двигать и по вертикали, и по горизонтали. Если вы не успеваете, головоломка запускается заново.

Вылезайте наружу и вытащите из-под ларца листок с подсказкой: чтобы вырасти, нужно смешать разные цвета и получить в итоге белый. На столе находится 7 пузырьков всех цветов радуги. В стакане смешайте красный, зеленый и синий пузырьки и выпейте. Богатыри станут нормального роста.

В это время Князь во дворце подписывает, не читая, какую-то бумагу на непонятном языке, а Илья Муромец падает замертво от магии Шамаханской царицы. Нужно поискать живую воду.

4. Лес. Ищем живую воду

Играем за Алешу Поповича. Выходите из шатра и идите налево в лес. Пройдите направо мимо колодца и поговорите с Волком. Тот скажет, что живую воду могут взять только животные. Поговорите с ним еще раз, и Волк предложит поменяться телами. Для этого нужно при полной луне вдвоем посмотреться в одно зеркало.

Подберите камень с тропинки (на экране слева) и вернитесь к колодцу. В обломках корчмы заберите свечу и огниво, в инвентаре зажгите свечу. Возьмите горсть песка из кучи на переднем плане экрана и бросьте в колодец – внутри что-то зазвенит. Спуститесь в колодец, по дороге поставьте на бревно свечу. Заберите со дна щит и потрите его песком. Вернитесь к Волку и отдайте ему щит. После того, как вы поменяетесь телами, идите дальше.

На площади бьет фонтан с 5 волчьими головами. Из каждой головы бьет вода с определенными свойствами. Подберите бутылку (на переднем плане экрана) и проведите эксперимент. Налейте воду из левой головы и полейте ей цветочки на переднем плане экрана – они уменьшатся. 2-я голова слева – цветочки увеличатся, 3-я голова – мертвая вода, 4-я – живая. Когда Алеша наберет правильную воду, на площадь придут два волка. Вожак (слева) хочет убить Алешу, но знакомый Волк предложит заменить смерть общественными работами. Нужно нырнуть в пруд и достать статую Каменной волчицы. Делать нечего, ныряйте.

Внизу очень сильное течение. Всплывите и возьмите валун справа от пруда. Нырните еще раз, и Алеша поднимет статую. Поставьте ее на камни справа сверху от фонтана и идите в шатер. Напоите Илью – тот порозовеет, но в сознание не придет.

В это время Князя продолжает охмурять Шамаханская царица. Тот приглашает ее на обед.

5. Рай. Реанимируем Илью Муромца

Играем за Илью Муромца. Илья находится в Раю и сидит в беседке за самоваром. Поговорите с Праведником и идите налево. Здесь находятся врата Рая, где Привратник следит за душами умерших. Он говорит, что из Рая уйти невозможно, отсюда могут только выгнать за грехи. Это нужно использовать.

Вернитесь к Праведнику и заберите со стола самовар, чтобы тот перестал пить чай. Праведник начнет есть апельсины. Подойдите к апельсиновому дереву и стукните по нему, подберите апельсины горкой и отдельно один апельсин. Положите горку апельсинов перед Праведником, то начнет их есть и подавится. На помощь прилетит Привратник. Быстро идите налево и пройдите мимо ворот к облакам. Попробуйте спуститься, но Илья слишком легкий. Мимо вас идут души умерших. Дождитесь, пока не пройдет мужичок в шляпе, который бросит на землю тяжелый кошелек. Возьмите кошелек и прыгайте вниз.

Вы попадете в котел в Аду. Поговорите с Чертом и пожалуйтесь на холодную водичку. Пока тот отвернется за дровами, дайте по монетке одному и другому соседу. По очереди все зажмут нос и нырнут под воду. В это время Черт повернется, подумает, что все сбежали и поднимет тревогу. Илья опять вернется в Рай.

В это время к Князю приходит Шамаханская царица, и он ведет ее в казну.

Идите направо (мимо елки и засохшей грядки) в Райский сад и попробуйте сорвать яблоко. Зазвенит сигнализация, и Илья сядет пить чай. Вернитесь в сад и поговорите с Садовником. Тот скажет, что если сорвать яблоко, то из Рая выгонят. Чтобы обмануть сигнализацию, нужны летающие сандалии. План действий понятен.

Возьмите лейку (слева на экране) и идите к беседке. Поставьте самовар на траву под летающие сандалии (они сверху слева на беседке) и положите в него апельсин. Апельсин пробкой выскочит из самовара и собьет сандалии. Примерьте сандалии – Илья в них не может далеко передвигаться и снимет. Подойдите к сухой грядке на переднем плане экрана и полейте ее. Придет Садовник, и пока он обрезает побеги, идите в сад. Примените на Илью сандалии, и он сам сорвет яблоко.

Вернувшись во дворец, три богатыря узнают плохие новости – Князь пропал, а Шамаханская царица узурпировала трон. Алеша возмутится, и царица превратит его в камень.

Путь начинается у дома богатыря.

1. Доберитесь до жилища старика и приведите его к своему дому, освобождая путь от зверья и разбойников. Атаковать врагов можно нажимая левую кнопку мыши или удерживая и отпуская после наведения правую кнопку. Встретьтесь с Волхвом на дороге. На карте он будет указан серой точкой.

Соберите все необходимые ингредиенты для волшебного оружия. Для этого посетите три потаенных места и соберите там предметы. На карте вы сможете без труда их отыскать. Верните все предметы Волхву и отправляйтесь дальше.

Поговорите возле дороги с купцом и помогите собрать его охрану и убить разбойников. На карте посетите все указанные места, найдите двух охранников и возвращайтесь к купцу. Идите к распутью и разберитесь с разбойниками. Подберите лук. Это можно сделать, подойдя к предмету и нажав G. Разобравшись со всем, идите далее по дороге, как указано на карте.

2. В следующем туре вы можете играть за двух героев, переключаясь на того, кто вам нужен в данный момент. Ваша задача добраться до кузнеца.

Разбить лагерь неприятеля не просто. Близко к нему не подходите, а идите на место, указанное на карте зеленой целью. После вам нужно будет добраться до перекрестка и поговорить с торговцем, чтобы добыть необходимые материалы для боя. Торговец потребует сделать для него кое-что.
Идите вдоль берега через мост и прыгайте с шестом через воду на остров. С этого острова прыгайте на следующий островок и расправьтесь с кабаном. С него выпадут драгоценные камни, которые и нужно отдать торговцу за слабительное. Получив оное, идите к колодцу и вылейте все банки со снадобьем туда.

Алеша придумает способ убить врагов. Отправляйтесь на нужное место. Переключайтесь на Добрыню и перепрыгивайте через бревна. Как на вас обратят внимание, прыгайте назад и, переключившись на лук, попадите в цель на пригорке. Бревна упадут и раздавят всех. Освободите крестьян из лагеря разбойников. Крестьяне попросят освободить форт для защиты деревни. Бегите и убейте всех врагов. После этого сходите к кузнецу. Он пообещает улучшить оружие. Чтобы получить его отправляйтесь к другу кузнеца, который живет на острове. Прыгайте к нему, используя оглоблю, и поговорите с ним. Возвращайтесь к кузнецу и заберите оружие. После смотрите на карту и проходите в следующий уровень.

3. Начало игры за третьего богатыря. Для начала дойдите до церкви и получите благословение. По дороге помогите двум нуждающимся. Дойдя до пункта назначения, за благословение нужно будет разгромить небольшой лагерь врагов. Когда все закончите, идите к концу дороги, и вы повстречаете двух других богатырей. Вместе вам предстоит отбиться от полчища бандитов, защитить ярмарку и честных людей. Не забывайте подбирать предметы, которые лучше ваших. Эта часть состоит из мелких квестов, основная задача которых состоит в том, чтобы уничтожать варваров. Понадобиться разобраться с теми, кто обижает свиней, вернуть награбленное старосте деревни для ее восстановления и собрать новое оружие. На карте все квесты указаны либо красными крестиками, либо мигающими целями.

4. В этой части произойдет нападение на лагерь разбойников. Но чтобы до него дойти, необходимо сначала расправиться с мелкими группами разбойников. Не давайте в обиду сельских жителей и идите впереди них. Последняя группа будет большой, поэтому собирайте жизни и берегите население, ведь в случае их гибели миссия провалиться. Когда доберетесь до последнего форта, сразу в драку не лезьте, а сначала уложите всех лучников по периметру. Затем прыгайте внутрь и разберитесь с остатками врагов, попутно разрушая все домики. Когда все дома будут разрушены, останется только убить оставшихся врагов и миссия будет завершена.

5. В этой миссии необходима хитрость, чтобы врагов одолеть. Вам придется по очереди управлять двумя героями, чтобы успеть быть в двух местах одновременно. С копьем лучше идти направо, а с луком налево. Когда будете не успевать, то используйте эликсир скорости, чтобы догнать врага и не дать ему убежать. Когда на одно из сторон все будет чисто, ставьте богатыря на исходную позицию и отбивайте вторую дорогу. Когда разбойники побегут назад, вы их встретите тем богатырем, что остался на дороге сторожить. Когда миссия будет выполнена, предстоит главный бой. Вовремя используйте эликсиры здоровья и защиты.

Если у вас возникают проблемы при прохождении игры Шамаханская царица , вы всегда можете воспользоваться нашими советами и информацией к действию. Мы подробно описываем шаги, которые необходимо проделать, чтобы полностью пройти игру Шамаханская царица . В наиболее сложных местах мы добавляем картинки, которые могут вам помочь. Прохождение Шамаханская царица читайте у нас на сайте.

Киев. Добрыня

Попав в замок, говорим с Князем обо всём, тот прикажет отправляться на заставу. Идём к столу, забираем инструкцию, для чтения примените ее на Добрыню. Бытовая техника работает по хлопку в ладоши. Сколько раз хлопните, та техника и заработает. В инвентаре выбираем 1 хлопок и увидим, что появляется трон. По хлопку в ладоши 2 раза польется вода из фонтанов. Если хлопнуть три раза - загорится огонь в камине. Если хлопнуть 4 раза - начнет играть музыка. Надо бы воспользоваться этим. С левой стороны у потолка есть датчик пожарной безопасности. Идем к камину, поджигаем инструкцию, подносим её к датчику и поднимается решётка.

Попав на заставу, идём внутрь канцелярии, беседуем дважды с писарем. Слушаем про Алешу разные истории. На стене слева висит портрет Князя, замазанный. Сняв рубаху с печи, идём на улицу. Пытаемся зачерпнуть из колодца водицы, но ведра нет. Вешаем на крючок рубаху, опускаем в колодец, тем самым смачиваем её. Протираем намоченной рубахой картину Князя, видим секретную карту. Выходим на улицу, движемся в правую сторону к погранстолбу. Попав в лес, идем в левую сторону, поднимаем флягу, валяющуюся рядом с бревном. Перемещаем бревно, идем далее, оказываемся на другом экране. Надо бы позвать помощь. Набираем во флягу водицы из лужи, поливаем цветы у переднего плана. Прилетают пчелы. Снимаем улей и примените на Добрыню. Подув в него, слышим голос. Далее - кат-сцена. Соглашаемся выпить с Шамаханской царицей, сцена заканчивается печально.

Киев. Илья

Далее предстоит играть за Илью Муромца. Попав в тронный зал, идём к камину и забираем оттуда кочергу. Как только Князь на троне будут вверху, нажимаем на Князя и Илья ставит кочергу под трон. Выслушиваем задание Князя. Говорим с Князем про трон, Илья сам вытаскивает кочергу. Трон падает вниз, затем поднимается, а решетка закрывается. Садимся на трон, Илья хлопает в ладоши и падает вниз, в погреб. Поднимаем пустое ведро, берем с собой гирю, вешаем ведро на цепь. Мало веса. Садимся на трон, хлопаем в ладоши, вверху хлопаем два раза в ладоши и из фонтана начинает бить вода. Набираем воду в ведро, едем обратно в подвал. Ведро с водой подвешиваем на вторую по счету слева направо цепь. Гирю вешаем на крайнюю справа цепь. Садимся на трон, едем наверх и видим, что решётка открыта.

Попав на заставу, подходим к писарю и расспрашиваем про Алешу и Добрыню. Добрыня спрятал секретную карту в другое место. Движемся на улицу, открываем окно канцелярии и над стогом появляется мишень. Переверните ее, вот она и карта. Движемся в лес, поднимаем флягу, лежащую рядом с лужей, перемещаем упавшие деревья и возвращаемся обратно. Берем с кустика кусок белой ткани - это Добрынина одежда. Нужно оказаться в пчелином гнезде. С левой стороны есть береза, стучим по ней кулаком и прилетает дятел. Идём на другую локацию, с правой стороны есть крапива. Хватаемся за крапиву куском ткани, срываем гриб с червями, мажем им берёзу и на запах червей прилетает дятел. Он делает дупло. Стучимся по улью, пчелы перелетают в дупло, а мы забираем улей. Дуем в улей и идем к Шамаханской царице.

Царица предлагает выпить из кубка, кубок попадает в инвентарь, т.к. Илья отказывается пить. Говорим с царицей несколько раз, та открывает вход в шатер. Идем мимо кровати шатра в дальнюю комнату, отодвигаем ширму и видим огромный ключ. Берем этот ключ, в инвентаре комбинируем ключ и кубок с жидкостью, ключ уменьшится. Идем в спальню и открываем шкаф. Видим доспехи богатырей. Возвращаемся назад и как следует трясем ларец на столе. Внутри находятся пропавшие богатыри, да ещё и Тугарин.

Шатер. Внутри ларца

Играть предстоит за Алешу. Щелкаем по цветной мозаике на стенке. Рядом есть 3 камни - фиолетовый, синий и желтый. Нужно отыскать красный и зеленый. Пытаемся забрать красный камень рядом с Тугариным, но ничего не выйдет. Поговорим с ним, тот скажет, что камень обменяет на что-то из еды. На переднем фоне есть орех и пилочка. Пилкой попытаемся раскрыть орех, но не хватит сил. Отдаем Добрыне пилку, вдвоем открываем скорлупу. Отдаем открытый орех Тугарину, забираем красный камень. Осматриваем флакон духов с левой стороны, надо бы его открыть. Позади ореха есть серьга - берем ее, разбиваем флакон и забираем зеленый камень. Вставляем камни в слоты по цветам и решаем загадку, собирая три в ряд. Надо доставить 7 ключей в самый низ. Ключи падают вниз, а другие фишки двигаются в любую сторону.

Выбравшись наружу, забираем листок с подсказкой, лежащий под ларцом. Для роста нужно смешать разные цвета, чтобы получился белый. На столе лежат 7 пузырьков. Смешиваем несколько цветов - зеленый, красный и синий. Выпиваем и превращаемся в нормальных людей. Надо бы отыскать живую воду для Ильи.

Живая вода. Алеша

Играть вновь будем за Алешу. Выйдя из шатра, идем в левую сторону, вглубь леса. Движемся мимо колодца, беседуем с Волком, который подсказывает дорогу к живой воде. Ее могут взять только животные. Говорим с Волком повторно, тот предложит обменяться телами. Подбираем камень с тропы, слева, возвращаемся в колодец, находим свечу и огниво, в инвентаре объединяем их. Берем горстку песка из кучки спереди, бросаем в колодец и слышим звон. Спускаемся вниз колодца, ставим свечу на бревно, забираем щит, лежащий на дне, протираем его песком и возвращаемся к Волку. Отдаём тому щит, вы поменяетесь с Волком телами. Движемся далее.

Оказываемся у фонтана на площади, есть 5 волчьих голов. Из каждой из них льет вода. Поднимаем бутылку, проводим эксперимент - наполняем ее водой из крайней слева головы и выливаем на цветы. Те уменьшатся. Путем подбора определяем, что в четвертой голове волка и есть живая вода. Когда наберем живую воду в бутылку, видим появившихся волков. Вожак пытается убить Алешу, другой Волк предложит вместо смерти общественные работы. Надо занырнуть в пруд, достать оттуда статую волчицы. Ныряем, внизу подвергаемся сильному течению, всплываем на поверхность, берем валун с правой от пруда стороны. Ныряем повторно, Алеша поднимает со дна статую. Ставим статую на камни с правой стороны от фонтана, идём в шатер и поливаем Илью живой водой. Тот вновь в полном расцвете сил.

Рай. Илья

Далее играть надо за Илью. Говорим с Праведником, идем в левую сторону, видим ворота в Рай. Из Рая выгоняют за грехи. Возвращаемся назад к Праведнику, забираем самовар, стоящий на столе, Праведник прекращает распитие чая и начинает поедать апельсины. Идем к дереву с апельсинами, стучим по нему и поднимаем горку апельсин. Забираем один апельсин. Горку кладем перед Праведником, он начинает кушать апельсины и давится. Появляется Привратник, быстро идём в левую сторону, мимо ворот до облаков. Пытаемся спуститься, Илья слишком легкий и не может этого сделать. Ждем, когда мимо нас пройдет душа умершего мужика в шляпе и бросит кошелек. Берем кошелек, прыгаем вниз.

Попав в Ад, беседуем с Чертом и жалуемся на холодную воду. Тот отворачивается, даем монеты двум соседям. Они нырнут под воду. Черт поворачивается и увидит, что все сбежали. Тревога. Илья оказывается в Раю.

Идем в правую сторону мимо ели и грядки в сад, пытаемся сорвать яблоко, но срабатывает сигнализация. Илья садится пить чай. Возвращаемся в сад, говорим с Садовником, тот заявит, что если взять яблоко, то нас выгонят из Рая. А это нам и надо! Для обмана сигнализации нужна летающая обувь. Берем лейку с левой стороны, идем в беседку, ставим самовар на травку под парящими сандалиями. Кладем в самовар апельсин, тот выскакивает вверх и сбивает сандалии. Примерив сандалии, Илья снимает их. Идем к сухой грядке спереди, поливаем ее и появляется Садовник. Пока тот обрезает побеги, движемся в сад, применяем сандалии на Муромца и тот срывает яблоко.

Киев. Добрыня

Играя за Добрыню, идем в левую сторону на базар, говорим со всеми, осматриваем три бочки и берем обрывки от записки. Идем мимо замка в правую сторону к Любаве, которая скажет, что у Елисея надо узнать о Князе. Возвращаемся на базар, идем в левую сторону к домику с замком. Стучимся в дверь, но никто не открывает. Применяем клочья от записки на Добрыню, вставляем буквы в квадратики и получаем пароль: «У вас продается меч-кладенец?». Достав пароль из инвентаря, применяем его на дверь.

Беседуем с Елисеем, Князь в эмиграции. Забираем рогатку, висящую на стене, идем на базар, говорим с продавщицей с птицей, меняем рогатку на клетку с птицей. Идем в правую сторону, ставим клетку на землю с левой стороны от забора. В клетку залетает голубь. Идем к Елисею, читаем письмо. Князь в Англии.

Англия. Илья

Далее играть будем за Илью. Пытаемся зайти в паб, но внутрь не пускает стража. Пытаемся повторно открыть дверь, узнаем, что внутрь могут войти только рыцари. В рыцари может посвятить лишь Артур. Берем с бочки красные нитки, идем в город, по рыночной площади, входим внутрь замка и беседуем с королём. Тот скажет, что в рыцари посвятит лишь того, кто его удивит. Бьём посуду, сто, бочку слева, ломаем копье, выбрасываем Придворного через окно, но ничего не помогает. Выходим на улицу, возвращаемся обратно, подходим к Придворному и получаем от него золотой, чтобы больше мы его не выбрасывали через окно. Идем на базар, покупаем сельдь, съедаем ее и возвращаемся в замок. Пьем залпом бочку с элем справа, Артур удивлен и Илья становится рыцарем.

Идем в паб, щелкаем по двери, входим внутрь, говорим с Трактирщиком, которому должен Князь. Идем к королю, у того нет денег. Идем к Придворному, который советует найти Робин Гуда. С базарной площади движемся в правую сторону и оказываемся в лесу. Поднимаем перо, с дерева берем чернильницу, переворачиваем плакат. В инвентаре комбинируем перо и чернильницу, пишем Робин Гуду записку. Идем в паб, за столом с правой стороны будет сидеть Робин Гуд. Тот предложит выиграть деньги в футбол, но нужен мяч.

С пола забираем шкуру медведя, в инвентаре комбинируем ее с ниткой. Просим у Трактирщика иглу, шьем мяч. Играем в футбол. Передвигаем мышью, чтобы двигаться по полю. ЛКМ - удар. Победив, забираем деньги.

Китай. Добрыня

В роли Добрыни говорим с охранником, на стену тот не пускает. Надо поэма на китайском. Рядом сидит поэт, который продаст поэму за 100 монет. Следуем направо мимо матрешек, вытаскиваем кирпич из стены, который отличается по цвету от других кирпичей. Находим 100 монет, которые передаем поэту и забираем поэму. Показываем ее стражу, тот заявляет, что поэма не подходит. Говорим с Поэтом, берем вторую поэму, стражу она тоже не подойдёт. Нужно вдохновение. Идем к стене, следуем мимо тайника в правую сторону, мимо двух мышиных нор. Видим Аленку в стене. Предлагаем той прыгнуть вниз, но она боится. Становимся около норы, когда мышь появится, хватаем ее. Говорим с Аленкой, то все равно боится прыгать вниз. Сажаем мышь на уступ, Аленка пугается и спрыгивает.

Объясняем девушке за поэта, Аленка идет с нами. Не спешим, идем далее вправо и находим два тайника с монетами. Говорим с поэтому, Аленка ему подходит. Покупаем у Челночницы балалайку, заплатив 100 монет. Пытаемся сами сыграть на ней, но ничего не выходит. Даем балалайку Аленке, у нее тоже не получается. Попросим охранника, отдаем ему готовую поэму.

Китай. Глаз Дракона

В роли Добрыни говорим с Палачом, идем на базар, пытаемся купить у Нотариуса совет. Нужны юани. Рядом с торгашом рыбой находим чан и мешки, около них лежит мешок с юанями. Платим нотариусу, смертной казни может удостоиться человек, носящий пурпурную одежду. Идем к художнику, щелкаем по портрету за спиной, это император. Говорим с продавцом одежды, покупаем белую рубаху, идем к художнику и щелкаем по портрету. Получаем рецепт приготовления пурпурной краски. Нужны моллюски, кипящая вода и соль. Идем к торгашу рыбой, берем соль на прилавке, платим юани за моллюсков, бросаем в чан и то, и другое, а затем и рубаху. Рубаху применяем на себя и нас приговаривают к казни.

У императора спрашиваем за глаз дракона, он находится в храме. Аленка вмешиваемся, даем поэму императору и тот пощадит нас. Идем направо, ворота в храм заперты. Необходимо прочесть молитву. Щелкаем по крутящейся двери, Добрыня садится и начинает медитировать.

Вращаем барабаны, чтобы совпадали картинки. Входим во двор, говорим с монахом, Дракон сам может отдать свой глаз. Говорим с Челночницей рядом, покупаем палочку сандала, идем внутрь и ставим сандал около хвоста Дракона. Идем к Челночнице, покупаем полматрешки, говорим с ней повторно. Нужно испечь пирог из земляники. Нужна вода, мука и земляника.

Около лестницы есть фонтан, набираем воду в матрешку, срываем землянику рядом с лавкой Челночницы, говорим с монахом и тот дает нам муку. Объединяем это все в инвентаре, отдаем тесто Челночнице, нужна скалка. Идем к двери, выламываем барабан, отдаем его бабке. Забираем пирог, кладем рядом с лапам Дракона, на золотое блюдо. Ставим блюдо на печь, слева видим шелк. Отрываем кусок и снимаем готовый пирог, который ставим на алтарь. Получаем в итоге глаз Дракона.

Киев. Царица

Идем на улицу, лавка забита досками. Идем направо, поднимаем пилу с бревном, отдаем бревно Добрыне, тот отвлечет охрану. Отрываем доски с лавки, забираемся внутрь. Движемся вправо по глазам Ильи, если видите искры, значит вы идете не туда. Входим в подвал, появляется Добрыня. Становимся на деревянный круг, где был трон. Илья хлопает в ладоши. Оказываемся в тронном зале. Применяем Глаз Дракона на Шамаханскую царицу и смотрим финальный видеоролик игры.

Добрыня Никитич. Дворец
После вступительного разговора с Князем начинаем осматривать помещение. Берем пергамент, лежащий на столе в нижнем правом углу экрана. Применяем пергамент на Добрыню и в инвентаре появляется четыре иконки. Нажав на каждую из них, произведем от одного до четырех хлопков подряд, в результате чего в зале либо поднимется из-под пола трон, либо активируются фонтаны, либо зажжется камин, либо раздадутся едва слышные короткие звуки. Нам нужно разжечь огонь в камине, поэтому делаем три хлопка. Применяем пергамент с инструкцией на камин. В левом верхнем углу экрана на царской стене замечаем детектор дыма. Применяем горящий пергамент на детектор, после чего покидаем дворец.


Добрыня Никитич. Застава
Идем в правую сторону и видим колодец. Пока трогать его не стоит. Направляемся в левую сторону и натыкаемся на деревянную избу с табличкой «Канцелярия». Щелкаем по окошку, а затем заходим внутрь и разговариваем с писарем. Узнаем о том, что Алеша оставил для нас тайную карту. Забираем Алешкину рубаху, висящую на печи. Идем в левую часть помещения и щелкаем по портрету Князя. Негоже княжескому портрету быть в грязи. Выходим из канцелярии и подходим к колодцу. Цепляем на крючок рубаху и щелкаем по ручке колодца. Забираем мокрую рубаху с крючка и возвращаемся в избу с писарем. Влажной рубахой протираем портрет Князя, и находим карту. Выходим из канцелярии и идем в правую сторону до шезлонга. Щелкаем на шезлонг и оказываемся в лесу.



Добрыня Никитич. Лес
Итак, мы в начале леса. Осматриваем активные предметы – на дереве висит улей, на земле в центре локации находится лужа грязной воды, а в нижней части экрана растут красные цветы с закрытыми бутонами. Пробуем снять улей, но пчелы хоть и маленькие, но себя в обиду не дают. Нужно чем-то отвлечь их. Направляемся вглубь леса, продвинувшись к левому краю локации. Дорога вперед преграждена поваленным деревом. Рядом с деревом валяется пустая фляга. Подбираем флягу и поднимаем дерево. Вперед идти не спешим, для начала вернемся назад. Пустую флягу наполняем водой из лужи, после чего применяем уже полный сосуд на цветы. Пчелы слетаются на цветы, а мы тем временем спокойно снимаем с дерева улей. Применяем улей на Добрыню и слушаем небольшой монолог, в результате которого находим скрытую тропинку. Разговариваем с девушкой, выглядывающей из шатра. Пьем из бокала, стоящего рядом с девушкой. Смотрим видеоролик.



Илья Муромец. Дворец
После того как Князь попросит нас о помощи, подходим к камину и забираем кочергу, стоящую рядом. В тот момент, когда трон с Князем поднимется из-под пола, фиксируем положение трона, применив на него кочергу. Начинаем диалог с Князем, в конце которого попадаем в ту же передрягу, как и Добрыня. Садимся на трон и оказываемся в подвале. Разговариваем с Князем. С пола подбираем гирю, после чего идем в левую сторону. С деревянного корыта забираем булаву, а с пола поднимаем пустое ведро. Садимся на трон и едем наверх. Если в фонтанах не течет вода, то в инвентаре выбираем «2 хлопка». Применяем пустое ведро на фонтан с бегущей водой, а затем возвращаемся в подвал. С левой стороны подвешены четыре цепи с крючками. Цепляем ведро воды и гирю на вторую и четвертую цепи в произвольном порядке. Поднимаемся наверх и покидаем дворец.

Илья Муромец. Застава
Щелкаем по окошку канцелярии и заходим внутрь. После разговора с писарем покидаем избу. Идем к куче сена и нажимаем на мишень, висящую над сухой травой. Вот и карта! Направляемся в правую сторону и переходим в другую локацию.

Илья Муромец. Лес
Оказываемся в том же самом лесу, что и Добрыня. С земли подбираем пустую флягу, и наполняем ее водой из лужи. Поливаем цветы, но пчелы на данный трюк уже не ведутся. Смотрим на то место, где расположен тайный проход. С одного из кустов снимаем кусок рубахи Добрыни. Стучим по березе, стоящей в верхнем левом углу экрана. Прилетает дятел, но почему-то делать дупло отказывается. Идем вглубь леса, в то самое место, где было повалено дерево. Если их поднять и пройти дальше, то окажемся в начале леса. При помощи куска рубахи срываем гриб-боровичок, растущий среди куста крапивы. На грибе сидят черви, дятлу должно понравиться! Возвращаемся к березе и применяем на нее боровик. Стучим по дереву. Прилетает дятел и проделывает дупло. Берем улей, дуем в него и снова оказываемся у шатра Шамаханской царицы. Разговариваем с девушкой, после чего щелкаем по стакану. Начинаем диалог с царицей, по окончании которого заходим внутрь шатра.

Илья Муромец. Шатер Шамаханской царицы
После того как царица покинет палатку, направляемся в соседнюю комнату, проход в которую расположен в правой части экрана. Отодвигаем ширму и забираем с собой огромный ключ. Применяем кубок с напитком на большой ключ. Возвращаемся в предыдущую комнату и обращаем внимание на железную дверь. Применяем маленький ключ на дверь и находим вещи двух богатырей. Снова идем в помещение, где мы нашли ключ. Осматриваем стол и щелкаем по небольшому ларцу.


Алеша Попович и Добрыня Никитич. Шатер Шамаханской царицы
Итак, Алеша и Добрыня находятся внутри ларца. Щелкаем по мозаике с драгоценными камнями, расположенной на стенке ящика. Обращаем внимание на пустые слоты. Судя по всему, нескольких камней не хватает. Сейчас мы можем увидеть четыре камня – желтый и синий на стопках монет в правой и левой частях сундука. Фиолетовый камень расположен на ракушке, лежащей в левой нижней части экрана. А вот красный камень расположен перед носом у Тугарина. Поднимаем пилку для ногтей, а также - синий, фиолетовый и желтый камни. Позади грецкого ореха замечаем золотую сережку. Подбираем ее и применяем на большой флакон, стоящий в левой части экрана чуть дальше раковины. Поднимаем зеленый камень и начинаем разговор с Тугариным. В обмен на красный камень он просит немного еды. Применяем пилку на грецкий орех, после чего просим помощи Добрыни. Для этого используем ту же самую пилку на Добрыню Никитича. Отдаем Тугарину сердцевину ореха и получаем камень. Применяем пять разноцветных камней из инвентаря на слоты мозаики с кружочками соответствующих цветов.
Начинается мини-игра. Смысл мини-игры в том, чтобы в замочных скважинах в нижней части экрана было по одному ключу. Ключи появляются на месте тех же цветных камней, расположенных по центру. Камни можно менять друг с другом, но если благодаря перестановке не будет собрана комбинация из трех и более одинаковых цветов по вертикали, либо по горизонтали, то камни вернутся в исходное положение. Перемещаем ключи к замочным скважинам. Также в мини-игре есть и бонусы. Изображение «сундука» – при смене мест с соседним камнем уничтожает горизонтальный ряд, на котором оказывается. Изображение «солнышка» - при смене мест с соседним камнем уничтожает как ряд, так и столбец, на котором оно оказывается. Если не желаете мучиться с мини-игрой, то воспользуйтесь сейвом «Камни».
После победы в мини-игре покидаем ларец, нажав на верхнюю часть экрана.
Читаем листок с рецептом, который расположен под ларцом. В левой части экрана стоят флаконы с разноцветными жидкостями. Берем все и подходим к пустому стакану рядом с Добрыней. Применяем на стакан в любом порядке красную, синюю и зеленую жидкости. Щелкаем по стакану с бесцветной водой. Смотрим небольшой видеоролик.

Алеша Попович. В поисках «живой» воды
Покидаем шатер и направляемся по тропинке, ведущей в сторону дремучего леса. Попадаем на полуразрушенную поляну, на которой, по словам Алеши, недавно было русское гуляние. Осматриваем старый колодец. Берем жменю песка из кучи, расположенной в нижней части экрана. Осматриваем разрушенный дом и находим две вещи – огниво и свечу. Применяем огниво на свечу, направляемся в правую сторону и переходим на другую локацию. Начинаем разговор с лежащим волком. Пытаемся пройти вперед, но нас не пускают деревья. Щелкаем по волку и тот предлагает обменяться своей шкурой на волчью шкуру, вследствие чего мы сможем пройти к «живому» источнику. Для проведения ритуала нам необходимо иметь зеркало, которого у нас нет. Осматриваем локацию и с дороги подбираем небольшой камень. Возвращаемся на локацию с колодцем и разрушенной избой. Бросаем небольшой камень в колодец, после чего спускаемся вниз. Когда Алеша заявит, что спускаться ниже без освещения дальше не собирается, применяем горящую свечу на выступающую балку по правой части колодца. Продолжаем спуск вниз и оказываемся на дне колодца. Поднимаем щит, стоящий у стенки колодца и возвращаемся наверх. Идем к волку и применяем на него щит. Не выходит, т.к. щит слишком грязный. При помощи песка чистим щит и снова даем его волку.



Алеша Попович. «Живой» источник
Перед нами небольшой пруд с пятью каменными волчьими головами, из которых течет вода. Одна из водных струй и есть источник живой воды, знать бы только какая. С земли подбираем пустую стеклянную бутылку, и наполняем ее водой из первого источника. Обращаем внимание на три цветка, растущих в нижней части экрана. Поливаем данные цветы водой и приходим к выводу, что набранная вода – «мертвая». Таким же методом проводим исследование воды во всех источниках и находим «живую» воду в струе, бегущей из четвертой волчьей головы. Приходит вожак стаи с не совсем добрыми намерениями. Пообщавшись с волком, стоящим у прохода к живому источнику, вожак решает назначить нам исправительные работы. Необходимо всего-навсего достать из пруда символ волчьей стаи – «Каменную волчицу». Для начала берем огромный булыжник, лежащий с правой стороны от водоема. После того как набрали нужный вес, спрыгиваем в водоем. Оказавшись снова на суше, устанавливаем «Каменную волчицу» на горный уступ, расположенный позади пятой волчьей головы. Разговариваем с вожаком и возвращаемся к шатру.
Проходим внутрь шатра и после разговоров с Добрыней, применяем бутылку с «живой» водой на Илью Муромца. Что-то здесь не так…

Илья Муромец. Между Раем и Адом
Илья вспоминает, как оказался в Раю. Осознав суть происходящего, он решается на побег. Обращаем внимание на крылатые сандалии, парящие в воздухе над беседкой. Разговариваем с парнем, сидящим за самоваром, после чего щелкаем по дереву с апельсинами, растущему с правой стороны от беседки. Собираем горстку апельсинов, а затем подбираем с того же места единственный оставшийся фрукт. Стучим по ели, стоящей с правой стороны от апельсинового дерева. Подбираем с земли шишку, валяющуюся позади нас. Идем в левую сторону и переходим на другую локацию. Мы находимся у врат в Рай. Разговариваем с Ангелом, но тот пропускать нас отказывается. Возвращаемся к беседке и забираем самовар, стоящий на столе. Парень начинает поедать апельсины, которые падают с ветви дерева. Кладем на поднос кучу апельсинов и ждем, пока парень поперхнется. К нему на помощь прилетает Ангел, а мы тем временем быстро идем в левую сторону и щелкаем по небосводу, чтобы спрыгнуть вниз. Ничего не выходит, т.к. веса у нас маловато. Ожидаем появления мужчины, который бросит на участок земли кошелек. Поднимаем с земли кошелек и снова щелкаем по небосводу.
Спрыгнув вниз, попадаем в котел с кипящей водой, расположенный во владениях Беса. Начинаем диалог с Бесом и тот повернется к нам спиной, чтобы взять небольшое количество дров. Применяем монетку на двух мужчин, сидящих в котлах по соседству. Делаем это быстро, т.к. до поворота Беса нужно успеть спрятаться. Проделав данный трюк, вновь оказываемся в Раю. Идем в правую сторону и проходим в Райские сады. Разговариваем с Ангелом-садовником, парящим вокруг яблони. С земли поднимаем лейку, после чего пытаемся сорвать яблоко, но оказываемся в беседке. Возвращаемся в Райские сады и снова беседуем с Ангелом-садовником. Идем к крылатым сандалиям, парящим над беседкой, и ставим под ними самовар. Применяем апельсин из инвентаря на самовар, после чего идем в правую сторону. В нижней части экрана замечаем распаханную землю с маленьким ростками. Поливаем ростки водой из лейки, и прилетает Ангел-садовник. Быстрым темпом переходим в Райские сады и применяем крылатые сандалии на Илью. Смотрим видеоролик.

Добрыня Никитич и Илья Муромец. Киев
После разговора с Шамаханской царицей оказываемся на улице. Надо бы народ расспросить, авось знает, куда Князь Киевский подевался. Разговариваем со стражниками, после чего обращаем внимание на две бочки, стоящие у куста в левой части экрана. Кстати, по поводу стражников. Разговор нужно начинать с двумя воинами по отдельности, иначе не сможете пройти к Любаве. Осматриваем бочки и находим куски порванной записки. Идем налево и разговариваем с продавщицей кваса. Просим кваску и в инвентаре появляется кружка с квасом. Рядом с ларьком стоит черная бочка. Заглядываем в нее и вынимаем третий кусок записки. Применяем разорванную записку на Добрыню, но собирать ее по кусочкам он отказывается. Идем в левую сторону и беседуем со всеми людьми, стоящими на базаре – гадалка, продавщица птиц, продавец лягушек, а также продавец булочек. Стучимся в дверь в левой части локации. Глухо как в танке. Направляемся обратно к входу во дворец и шагаем к дому Алеши Поповича. После приветственных слов от Любавы начинаем с ней диалог, по окончании которого возвращаемся к дворцу и снова применяем разорванную записку на Добрыню. Нам необходимо расставить по клеточкам буквы так, чтобы получилась русская фраза. В итоге должно получиться следующее: «У вас продается меч-кладенец?».


Идем к закрытой двери в левой части локации и снова стучимся. Елисей пускать внутрь нас отказывается и просит назвать пароль. Применяем собранную записку на дверь и оказываемся внутри избы. Разговариваем с принцессой и Елисеем. Со стены избы снимаем рогатку и снова идем к дворцу. На окне дворца замечаем почтового голубя. Применяем на него рогатку и голубь перелетит с одного окна на другое. Щелкаем по голубю, сидящему на другом окне, и птица вернется на предыдущее окошко. Подходим к продавщице птиц и просим у нее клетку. Давать просто так или продавать по отдельности от птицы она отказывается, но предлагает обменяться, ежели мы принесем что-то пригодное. Отдаем продавщице рогатку и взамен получаем клетку. Подходим к дворцу и применяем клетку на голубя. Тот должен перелететь с одного окна на другое. Снова применяем клетку на голубя и птица поймана! Возвращаемся к избе Елисея и применяем на входную дверь записку с паролем. Смотрим видеоролик.

Илья Муромец. Туманный Альбион
Подбираем красный клубок ниток и начинаем разговор с охранником у входа в паб. Нажимаем на дверь и из окна паба выглянет Князь. Пробуем пройти внутрь, но стражник нас не пускает. Дело в том, что попасть в паб может только человек, имеющий высокий титул. Заходим в переулок между пабом и другим зданием. Мы попадаем на торговую площадь перед дворцом Артура. Пока здесь нам ничего не нужно, направляемся внутрь замка. Разговариваем с Артуром и тот просит нас продемонстрировать ему свою «фишку», иначе говоря, такое умение, которым не обладает ни один из его рыцарей. Разбиваем об голову пустую бутылку, стоящую на столе. Щелкаем по бочке в нижней части экрана и наконец, выбрасываем из окна мужчину, стоящего на балконе. Все данные действия Артур комментирует именем того или иного рыцаря, что означает не уникальность трюка. Покидаем замок для того, чтобы выброшенный нами мужчина вернулся на балкон. Снова заходим внутрь дворца и разговариваем с тем мужчиной. Тот в знак взаимопонимания дает нам золотую монету. Выходим из замка и подходим к продавцу селедкой. Даем ему золотую монету и взамен получаем сельдь. После того как расправимся с сельдью, у нас появляется жажда. Возвращаемся к Артуру и берем у человека, стоящего на балконе, еще одну монету. В правой нижней части экрана стоят две бочки. Щелкаем по правой бочке, чтобы испить водицы. Артур присуждает нам звание благородного рыцаря. Идем к пабу и заходим внутрь.
Общаемся с Князем, после чего подходим к бармену. Узнаем у бармена размер княжеского долга и снова беседуем с главой государства Киевского. Идем за помощью к королю Артуру и просим у него в долг десять тысяч фунтов. Как обычно – денег в казне нет и т.п. Общаемся с человеком, стоящим на балконе, и тот посоветует нам обратиться за помощью к Робину Гуду. Покидаем замок и идем в Шервудский лес, расположенный в правой стороне. Перед нами будет дерево, на котором висит большое количество портретов Робин Гуда с надписью «Wanted» (разыскивается). Подбираем перо, лежащее на земле возле дерева. С самого дерева снимаем банку чернил и переворачиваем нижний листок с фотографией Робин Гуда. В инвентаре объединяем банку чернил с пером и применяем их на лист бумаги, висящий на дереве. Направляемся в паб.
Подходим к человеку в капюшоне, сидящему за дальним столиком и начинаем с ним диалог. Оказывается, это и есть тот самый благородный разбойник Робин Гуд. После этого дважды начинаем с ним диалог и тот попросит сделать футбольный мяч, чтобы провести соревнование на деньги. С пола паба поднимаем медвежью шкуру и в инвентаре объединяем ее с клубком красной нитки. Надо бы разыскать иголку. Для этого начинаем беседу с барменом. При помощи иглы сшиваем медвежью шкуру с клубком красной нити. Показываем футбольный мяч Робин Гуду.
Начинается небольшая мини-игра. В ней нам предстоит бить и отбивать футбольные пенальти. Итак, смотрим, куда летит мяч после удара Робин Гуда, и щелкаем по той или иной части наших ворот. Курсор в это время должен иметь вид следов двух ног. После первого удара Робин Гуда настало время и нам пробить пенальти. Ждем момента, когда Робин Гуд сместится в правый или левый край ворот. Щелкаем по пустому углу и празднуем забитый гол! Победив по пенальти, смотрим видеоролик. Если не желаете мучиться, то воспользуйтесь сейвом «Пенальти». При загрузке данного сейва игра сраху же начнется с Великой Китайской стены.

Добрыня Никитич. Великая Китайская стена
Разговариваем со стражником, охраняющим проход на Китайскую стену. Чтобы попасть внутрь, необходимо сочинить китайскую поэму. Начинаем диалог с китайцем, сидящим под деревянным зонтом. Он согласится сочинить нам стихи, но за небольшую оплату в 100 золотых. Идем в правую сторону и переходим на другую локацию. Внимательно осматриваем нижнюю часть стены и обращаем внимание на выделяющийся кирпич. Щелкаем по нему и находим тайник с золотом. Возвращаемся к сочинителю поэм и отдаем ему 100 золотых. Тот в свою очередь напишет поэму и положит ее на землю. Берем поэму и показываем ее стражнику, который в итоге отказывается ее принимать. Снова разговариваем с писателем и берем еще один лист с поэмой. Опять же показываем его стражнику, но исход получается аналогичным. Подходим с претензиями к писателю. Китаец сообщает нам о том, что для качественной поэмы ему необходимо вдохновение, например, танцующая девушка. Возвращаемся к Китайской стене и проходим в правую сторону мимо двух мышиных нор. На карнизе замечаем репортершу Аленушку. Разговариваем с девушкой, но та отказывается принимать от нас какую-либо помощь. Идем до конца в правую сторону и возвращаемся к Аленушке. Предлагаем еще раз помощь и идем налево. Бедная девушка останавливает нас и признается, что без нашей услуги ей не обойтись. Просим Аленушку зажмурить глаза и спрыгнуть вниз, но снова получаем отказ. Подходим к правой мышиной норе и ждем момента, когда появится мышь. Ловим мышку и применяем ее на карниз, чтобы напугать Аленку. Снова беседуем с девушкой и просим ее станцевать для сочинителя. Возвращаемся к входу на Китайскую стену. Беседуем с писателем и просим Аленушку станцевать, но та в свою очередь просит нас наиграть какую-нибудь мелодию. Осматриваем товар, которым торгует рыжеволосая бабушка. Щелкаем по балалайке, а затем просим старушку продать музыкальный инструмент. Возвращаемся к Китайской стене и осматриваем ее нижнюю часть сразу же после второй мышиной норы. Находим еще один выделяющийся кирпич, а под ним – тайник. Возвращаемся к старушке, щелкаем по балалайке, а затем применяем 100 золотых на продавщицу. Отдаем балалайку стражнику. После того как писатель положит на землю листок с поэмой, поднимаем пергамент и отдаем его стражнику. Проходим внутрь Китайской стены.
Разговариваем с палачом, затем проходим на торговую площадь, расположенную с левой стороны. Итак, тут стоят четыре лавки, а именно – лавка нотариуса, лавка продавца одежды, лавка художника и лавка продавца моллюсков. Подходим к нотариусу и спрашиваем у него о преступлении, за которое назначается смертная казнь. Он просит заплатить ему десять йень. Подходим к лавке продавца моллюсков и с земли поднимаем чей-то кошелек. С самой лавки берем банку соли, а также обращаем внимание на котел с кипящей водой. Возвращаемся к нотариусу и применяем на него кошелек. Получаем информацию о том, что главным преступлением в Китае является ношение одежды пурпурного цвета. Подходим к лавке с одеждой и щелкаем по белой футболке. Применяем на продавца одеждой кошелек и в ответ получаем футболку. Разговариваем с художником, а затем нажимаем на портрет императора, висящий на задней стене лавки. Тем самым художник поделится с нами рецептом пурпурной краски. Идем к продавцу моллюсков и начинаем с ним диалог. Применяем на него кошелек и с прилавка забираем ракушку с морским существом. Бросаем моллюска в кипяток и подсаливаем воду. Когда вода в котле окрасится в пурпурный цвет, то применяем на котел белую футболку из инвентаря. Надеваем пурпурную футболку.


Разговариваем с императором, после чего применяем на него пергамент с поэмой. Снова беседуем с императором. Идем в правую сторону и переходим на другую локацию, ведущую в храм Дракона.

Добрыня Никитич. Храм Дракона
Осматриваем табличку, висящую на заборе. Нажимаем на проход в храм. Начинается мини-игра «Собери тройку». Перед нами будут столбцы с изображениями животных. Для того, чтобы набрать необходимое количество очков, нужно собрать как минимум три одинаковых животных подряд по вертикали или горизонтали. Шкала прогресса расположена в верхней левой части экрана. В правой верхней части экрана показывается время. Если не желаете мучиться, то воспользуйтесь сейвом «Храм Дракона». Проходим в храм.
Разговариваем с сидящим китайцем, а затем – с продавщицей. Применяем на продавщицу кошелек с японскими монетами и забираем со стола благовонную палочку или по-другому сандал. Заходим внутрь храма и применяем сандал на алтарь, а именно на то место, где расположено синее драгоценное яйцо. Что-то не работает. Забираем с алтаря золотой поднос. Также забираем кусок шелковой ткани, лежащий позади сундука. Осматриваем нагретую плиту и выходим на улицу. Слева от китайца расположены бронзовые барабаны. Берем один из них, после чего собираем землянику, растущую в правой нижней части экрана. Разговариваем с продавщицей, осматриваем половину матрешки, затем применяем на старушку кошелек. C правой стороны от входа в храм расположен фонтан с водой. Набираем в половину матрешки воды и снова общаемся с продавщицей. Подходим к китайцу и просим у него мешочек муки. Поднимаем муку с пола и в инвентаре объединяем ее с сосудом воды. Отдаем тесто продавщице, а за место скалки – бронзовый барабан. Забираем пирог и заходим в храм.


Объединяем пирог с золотым подносом и ставим его на печь, стоящую в левом нижнем углу экрана. При помощи куска шелка снимаем с печи горячий поднос с пирогом и кладем его на алтарь Дракона. Смотрим видеоролик. Разговариваем с «Великим Драконом» и берем с алтаря Драконий Глаз. Выходим из помещения.

Илья Муромец и Добрыня Никитич. Киев
После разговора с напарниками выходим из избы Елисея. Идем к лавке с квасом и видим, что окно внутрь заколочено палками. Пробуем оторвать доски, но поднимается шум и стража останавливает нас. Забираем пилу и деревянное полено, расположенные с правой стороны от лавки кваса. Применяем полено на Добрыню и тот начинает выпиливать деревянный цветок для Шамаханской царицы. Под этот шум спокойно отдираем доски с квасной лавки. Залезаем внутрь.

Илья Муромец и Добрыня Никитич. Дворец
Внутри одна темнота, в которой видны одни лишь глаза Ильи Муромца. Начинаем продвигаться в правую сторону, нажимая на нижнюю часть экрана, на которой курсор меняет свой вид на изображение следов ног. Когда Илья ударится об потолок, в нижней части экрана появится колодец. Продвигаемся в сторону колодца, а именно в нижнюю часть экрана. Затем также маленькими шагами продолжаем идти по низу. Стоит отметить, что нажимать необходимо на самый низ экрана. Если что-то не получается, то воспользуйтесь сейвом «Темнота». Щелкаем по тому месту, где раньше стоял трон, и поднимаемся во дворец. Применяем на царицу глаз Дракона. Смотрим финальный видеоролик.

В один ненастный день в Киевской Руси случилось горе. Змей Горыныч похитил Василису Прекрасную. Князь Красно Солнышко написал указ, который был отправлен Добрыне Никитичу. Ему велели найти двух богатырей, Илью Муромца и Алешу Поповича, и все трое они должны явиться во дворец.

Примечание: в скобках указан персонаж, которым в данный момент нужно действовать.

Вы начинаете игру на перекрестке трех дорог. В вашем распоряжении пока только один персонаж - Добрыня Никитич. Дорога налево ведет в деревню Карачарово, в которой живет Илья Муромец. Дорога направо ведет в девичий монастырь, там должен находится Алеша Попович. Прямая дорога ведет в Киев-град, но пока туда нельзя.
Подберите с земли камень и идите в деревню Карачарово. По пути возьмите из стога немного сена. Дойдя до избы Ильи Муромца, возьмите с земли еще один камень, а возле избы - грабли. Заходите в избу, осмотритесь. Возьмите костюм Бэтмена, ухват, подушку, часы и чернила. Поговорите с Ильей. Он готов присоединиться к вам, но сначала вы должны помочь ему очистить поляну от пней. Это первая мини-игра, вам необходимо перенести все пеньки к стрелкам (аналог игр "Крот", Sokoban). Выполнив поручение, Илья присоединится к вам. Идите к девичьему монастырю. Возьмите из мусорной кучи маску и совместите её в инвентаре с костюмом Бэтмена. Получится пугало. Возвращайтесь к избе Ильи. Повесьте вместо пугала на грядке пугало собственного производства. У вас в инвентаре окажется кукла. Идите обратно к монастырю. Вы увидите Алешу, висящего на окне монастыря. Поговорите с ним. Помогите ему слезть оттуда, для этого используйте на нем подушку, сено и куклу. Теперь, когда все богатыри в сборе, отправляйтесь в Киев-град.
На развилке сверните налево. Возьмите каменный ботинок (Ильей) и идите к кургану. Используйте Илью Муромца на каменной двери. Когда он приподнимет дверь, подложите под нее ботинок. Заходите в убежище Лох Раша. Попробуйте взять меч из рук Лох Раша (Ильей). Он оживет и вступит в схватку с Ильей Муромцем. В этой мини-игре (примитивный аналог Mortal Kombat) вам нужно убить Лох Раша. Для передвижения используйте стрелки клавиатуры, Alt - блок, Ctrl - удар. Победив его, возьмите меч, а из ранца скелета - божок (Алешей).
Возвращайтесь к развилке и сворачивайте направо. Поговорите с Соловьем-Разбойником, сидящим на огромном дубе. Он ни за какие коврижки не пустит богатырей в Киев-град. Идите к монастырю. Там монашка охраняет белье. Используйте на ней грабли. Снимите с веревки лифчик и идите к Соловью-Разбойнику. В инвентаре объедините лифчик с ухватом. Получившуюся рогатку зарядите двумя камнями. Теперь проучим Соловья-Разбойника. Используйте на нем рогатку. После двух бросков он упадет с дуба, путь в Киев-град свободен. Проходите дальше. Богатыри станут свидетелями того, как на Киев нападают враги. Силой богатырской здесь не помочь, нужно действовать с умом.
Идите по направлению к кораблю. Алешей посмотрите на заморский корабль. У богатырей возникнет идея сотворения ловушки из корабля. Идите в церковь. Возьмите ведро и поговорите с художником (Добрыней). Он не может покинуть церковь, так как у него перед священником долг. Поговорите со священником. Он ни за что не отпустит художника, ибо тот грешен. Используйте на священнике божок (Алешей). Поговорите еще раз с художником (Добрыней). Теперь он раскрасит корабль под развлекательное заведение. Толпа уставших врагов ринется на корабль и вместе с ним и потонет. Входите в город Киев.
Заходите во дворец. Царь-батюшка вступит с богатырями в разговор. Он поручит им вернуть Василису Прекрасную во дворец. Выходите из дворца, а затем и из Киева-града (на север). На развилке поворачивайте направо к Бэд-Граду, проходя мимо головы Святогора. Поговорите с Кеином. Он может идентифицировать предметы, в первый раз даже бесплатно. Покажите ему меч. Окажется, что меч этот не простой, а волшебный. Идите обратно в Киев, в арсенальный магазин. Продайте волшебный меч продавцу, за него вы получите три рубля. Выходите из арсенала. На площади кто-то установил шатер, заходите внутрь. Подберите с пола колбу, а со стола возьмите книгу "Кама-сутра" (Алешей). Выходите из шатра и заходите в таверну "Три богатыря". Со стола возьмите скатерть-самобранку (Добрыней). Выходите из таверны. Идите в Бэд-Град. Поговорите с торговцем (Добрыней). Поменяйте скатерть-самобранку на ковер-самолет. Летите на ковре-самолете к башне Шахеризады. Оказавшись в башне, поговорите с Шахеризадой (Добрыней). Отдайте ей книгу "Кама-сутра", взамен она даст богатырям рупор. Также с пола подберите красные трусики (Алешей). Выходите из башни. Идите к развилке и сворачивайте налево. Используйте рупор на снежной вершине. Сошедшая лавина накроет хоббитов. Подберите кольцо, оставшееся от хоббитов, и направляйтесь в Киев, в арсенальный магазин. Продайте кольцо продавцу, за него вы получите 1 рубль, итого у богатырей 4 рубля. Со стойки возьмите золотой ключ.
Выходите из Киева (на юг). Богатыри увидят Емелю, приближающегося к воротам Киева-града, верхом на печи. Из печи выковырните кирпич. Поговорите с Емелей (Добрыней). Он готов продать балалайку богатырям, как раз за четыре рубля. Покупайте. Идите к избушке Бабы Яги (через Киев-град, к развилке, потом по дороге прямо, а затем, дойдя до леса, налево). Возьмите немного досок с забора (Алешей). Сыграйте на балалайке для избушки на ножках. Избушка развалится. Поговорите с Бабой Ягой (Добрыней). Она попросит богатырей принести ей яблоко омолаживающее, взамен она отдаст богатырям волшебный клубок. В развалах избушки обнаружьте гвоздь.
Идите к лесу. Поговорите с Петькой и Василием Ивановичем. Они опять путешествуют на машине времени, надобно их вернуть обратно, в свое время. Направляйтесь к пристани. Поговорите с волшебником (Добрыней). Он согласиться помочь вернуть Петьку и Чапаева назад в будущее. Возвращайтесь к Петьке и Василию Ивановичу, поговорите с ними (Добрыней). Чтобы их перенести назад в будущее, нужна молния и какой-нибудь токопроводящий материал. Идите к избе Ильи, а от нее по тропинке направо к реке. Из ящика возьмите динамит. В инвентаре соедините часы с динамитом, получится часовая бомба.
Направляйтесь в Бэд-Град. Поговорите с Кеином. Он перенесет богатырей к вратам ада. Кладите часовую бомбу на нарисованный на земле крест. Когда врата взорвутся, входите в них. Используйте доски на сломанном мосте и освободите Диабло от цепи. Все, токопроводящий материал у нас. Отправляйтесь к холму (налево от Бабы Яги). Отдайте цепь волшебнику. Отправив Петьку и Чапаева назад в будущее, подбирайте с земли плеер. Идите в Бэд-Град и используйте плеер на охране. Проходите в сад. Сорвите с дерева красное яблоко и возьмите садовые ножницы. Выходите из Бэд-Града, подстригите ножницами голову Святогора. Идите к Бабе Яге, отдайте ей красное яблоко. Да, что-то с бабушкой не то. Идите на кладбище (налево от церкви). Положите вместо магической книги кирпич. Отправляйтесь в трактир в Киеве. Два раза открывайте гвоздем дверь в погреб, проходите внутрь. Откройте дверь топки и бросайте туда магическую книгу. Со стойки возьмите бутыль вина. Ступайте в сад Бэд-Града. Полейте сухое деревце вином и сорвите с выросшего дерева зеленое яблоко. Идите к Бабе-Яге, отдайте ей яблоко, а взамен она отдаст клубок путеводный.
Идите к лесу. Бросьте клубок на лесную тропинку, он покажет вам путь к Змею Горынычу. Ступайте в чащу леса. Вот богатыри и дошли до замка Кощея. Попробуйте покрутить задвижку (Ильей), ничего не выйдет. Отправляйтесь к Шахеризаде. Берите со стола крем и возвращайтесь к замку. Используйте крем на задвижке. Теперь Илья без труда откроет ее. Пройдите налево. На дереве висит сундук, в сундуке птица, в птице яйцо, в яйце игла, смерть Кощеева. Вот только прилетевший Змей Горыныч преградит путь к сундуку. Поговорите с ним (Добрыней). Заходите в замок, поговорите с Кощеем Бессмертным (Добрыней) и спросите его о родстве с Горынычем. Оказывается, никакой он не брат, а так - прислужник мелкий. Идите к Змею Горынычу и расскажите ему об этом (Добрыней). Когда Горыныч улетит, откройте золотым ключиком замок на дубе. Игла улетит в стог сена. Идите к стогу и используйте на нем намагниченные ножницы. Игла у богатырей.
Отправляйтесь в замок. Используйте иглу на трещине в колонне слева. Колонна упадет, да и прибьет Кощея. Проходите в проход за троном. Богатыри увидят обнаженную Василису Прекрасную. Нужно ее спасать. Богатыри отправятся к гадалке, поговорите с ней. Для изготовления зелья, которое способно оживить Василису, необходимо перо Жар-птицы, молоко и живая вода. Направляйтесь к Василисе Прекрасной. Возьмите из вазы цветок и ступайте к источнику (направо от замка Кощея). Используйте цветок на второй струе, а затем на пятой. Наберите в колбу живой воды. Идите к холму, поговорите с Аленушкой (Ильей). Пройдите к развилке, возле лужи стоит козлик. Используйте красные трусики на нем (Алешей). Зачерпните ведром воду из лужи. Идите к Аленушке и используйте на ней ведро, у богатырей окажется молоко. Ступайте к перекрестку трех дорог (начало игры). Выдерните из вороны перо и отправляйтесь в церковь. Обмакните перо в краске, вот и перо Жар-птицы. Все компоненты для изготовления зелья собраны. Идите к гадалке и отдайте ей молоко, живую воду и перо. Она даст богатырям зелье.
Идите к Василисе Прекрасной и полейте на нее зелье. Вот это да, Василиса Прекрасная превратилась в лягушку. Возьмите ее и идите на болото (налево от замка). Поставьте лягушку на листок. Двигайтесь к лесу, там вы встретите Ивана Царевича, поговорите с ним (Добрыней). Он потерял золотую стрелу, пойдемте искать её. Следуйте к монастырю. На куполе виднеется стрела, пускай Алеша достанет ее. Он опять повиснет на окне, нужно снять его. Идите к вороне и поговорите с ней (номера диалогов, сверху вниз): 3, 1, 1 (Добрыней). Подберите упавший сыр. Идите к избе Ильи, заходите внутрь. Используйте сыр на мышиной норке. Выйдите из избы и зайдите вновь. Берите мышь, в инвентаре окуните мышь в чернила. Выходите из избы и пройдите к реке. Используйте крашеную мышь на бабке. С ужасом прачки убегут прочь. Возьмите полотно. Идите к монастырю. Используйте полотно на Алеше, он опять в строю. Идите к болоту, вставьте стрелу в зубы лягушки. Ступайте к Ивану Царевичу и скажите ему, что вы нашли стрелу (Добрыней).
Иван Царевич поцелует лягушку, и она превратится в Василису Прекрасную. Конец.

Loading...Loading...