Светлана Алексиевич: биография, личная жизнь и творчество. Нобелевская премия Светланы Алексиевич

Светлана Александровна Алексиевич (род. 1948) - известная советская и белорусская писательница и журналистка, лауреат Нобелевской премии по литературе. Свои произведения создает на русском языке. Книга «У войны не женское лицо» стала настоящим бестселлером, поставленном на сцене десятков театров страны. Светлану Алексиевич хорошо знают далеко за пределами постсоветского пространства. Ее книги были изданы в 19 странах мира, по сценариям талантливого автора снят 21 документальный фильм. Писательница является обладателем многочисленных литературных наград и премий, в том числе и международного уровня.

Детство и юность

Светлана Алексиевич родилась в украинском городе Станислав (ныне Ивано-Франковск) 31 мая 1948 года. Ее отец, белорус по национальности, был военнослужащим, и после его увольнения из армии семья перебралась в Белоруссию. Здесь родители стали работать учителями в сельской школе. После получения аттестата Светлана устроилась в редакцию районной газеты, ведь, еще учась в школе, она начала писать стихи и небольшие заметки. Получив необходимый двухлетний стаж, она поступила на факультет журналистики БГУ. Алексиевич занимала активную позицию и принимала участие в различных конкурсах студенческих работ республиканского и всесоюзного уровня.

Еще будучи студенткой, Светлана прочитала книги А. Адамовича «Я из огненной деревни» и «Блокадная книга», которые оставили глубокий след в ее девичьей душе. Окончив в 1972 году факультет журналистики, Алексиевич долго металась в поисках себя. Она успела позаниматься наукой, журналистикой и даже поработать учительницей в школе. И только после знакомства с этими произведениями девушка поняла, что у нее есть все, чтобы стать писательницей. До сих пор она называет Адамовича своим учителем. «Мне всегда хотелось схватить подлинность», - говорит Алексиевич. Этот жанр, придуманный Алесем и называемый им «роман-свидетельство», стал ей очень близок.

Тем не менее Светлана продолжила заниматься журналистикой в «Сельской газете». Затем она переходит в журнал «Неман» сначала корреспондентом, а затем завотделом, параллельно продолжая писать публицистические произведения и рассказы. В 1983 году была принята в Союз писателей СССР.

Писательница с большой буквы

Первый масштабный литературный труд «Я уехал из деревни» был подготовлен к изданию в 1976 году. Это сборник монологов жителей одной из белорусских деревень, мигрировавших в город. Она наткнулась на серьезную критику республиканской компартии за непонимание аграрной политики. Позднее Алексиевич отказалась от публикации, охарактеризовав свой труд как чрезмерно «журналистский».

В 1983 году Алексиевич пишет книгу «У войны не женское лицо». В эпоху позднего застоя ей не дали возможности напечататься, обвинив автора в излишнем натурализме, пацифизме и нивелировании героического образа советской женщины. Подобные критические замечания вызывали серьезные опасения, ведь писательница успела приобрести реноме ярой антисоветчицы. Сама Алексиевич называет свое детище «роман голосов». Действительно это произведение о той стороне войны, которую мало кто знал. Но она была и автор, рисуя своих героев, создает собирательный образ из множества голосов никому не известных женщин, отдавших свою жизнь за свободу родины.

В начале перестройки сразу несколько издательств отважились на публикацию произведения. Его высоко оценили известные писатели фронтовики - Б. Окуджава, Д. Гранин, Г. Бакланов. Сегодня общий тираж романа превышает 2 млн. экземпляров. По мотивам «У войны не женское лицо» в десятках театров страны были поставлены спектакли, а режиссер В. Дашук снял серию документальных фильмов с аналогичным названием, отмеченный Государственной премией СССР.

В этом же году появились «Последние свидетели» - вторая книга художественно-документального цикла «Голоса Утопии». Ее писательница посвятила образу войны, увиденному детскими глазами. Произведение состоит из сотни детских рассказов о войне. Ее правда страшна и тем еще более горька для тех, кто не сумел защитить детские души от этого ада. Алексиевич уверена, что и такая правда очень нужна: «Человек без памяти способен породить только зло», - уверена она.

Творческий расцвет

В 1989 году советские войска покинули Афганистан. В это время из-под пера Алексиевич выходит в свет публицистический роман «Цинковые мальчики», изобличающий эту войну. Писательница вновь рассказала неприятную правду о том, как и за что гибли юные солдаты и во имя каких идеалов они шли на верную смерть. Чтобы показать все, как есть, Светлана Александровна в течение четырех лет собирала материалы, общалась с матерями воинов, побывала в Афганистане. Новый откровенный взгляд на Афганскую войну вызвал интеллектуальный шок в обществе, заставив многих переосмыслить свои ценности.

Автор вновь подверглась резкой критике, а в Минске даже был организован показательный суд. Несмотря на это, книга стала настоящим бестселлером, по ней ставилось множество спектаклей, а также снимались художественные и документальные фильмы.

В 1993 году были изданы «Зачарованные смертью», ставшие отражением духовного надлома, поразившего шестую часть суши после развала казавшейся вечной империи. Люди, приученные к коммунистическим идеалам, не выдерживали испытание времени и сводили счеты с жизнью. Книга, повествующая о том, как общество выходило из плена великой иллюзии, легла в основу художественного фильма «Крест».

Светлана Александровна признается, что тяжелее всего ей далась «Чернобыльская книга», создание которой проходило совсем не в духе сложившейся традиции написания книг о войне. Ей понадобилось пять лет для осознания масштабов катастрофы и создания концепции своего труда. Она говорит, что эта книга не о Чернобыле, а о мире после Чернобыля. Как изменилась жизнь в новой реальности, еще непонятой и неосознанной. Люди добывают новые знания, которые им понадобятся чтобы больше не повторить этого кошмара.

Тема войны занимает центральное место в произведениях белорусской писательницы. Сама автор объясняет это постоянным присутствием данного события в истории страны. Оно оказало огромное влияние на общество, калеча человеческие судьбы и формируя идеалы. Еще одной сквозной темой выступает критика коммунистического режима, который Алексиевич неоднократно называет «великой и страшной утопией».

Светлана Алексиевич сегодня

В 2013 году вышла книга «Время second-hand» (Конец красного человека), поднимающая вопрос о возрождении тоталитарной машины, способной по капле выдавливать из нас «красного человека». Это рассказ о последних двух десятилетиях русской истории, переплетенный с двадцатью разными людскими судьбами. И вновь перед читателем предстают голоса, проникновенно повествующие о своей нелегкой доле, агрессии и безысходности, царящих в сознании людей.

Еще в конце 90-х годов она задумала написать книгу о любви. Произведению было дано название «Чудный олень вечной охоты». В нем автор повествует о времени любви, не совпадающим с обычным ходом нашей жизни.

Алексиевич стала первой писательницей с постсоветского пространства, удостоенной Нобелевской премии (2015). Вручение столь престижной награды не стало событием в Беларуси, где ее не печатают уже два десятка лет. В этом нет ничего удивительного, ведь Светлана Александровна относится к непримиримым критикам действующего президента А. Лукашенко. Это вынудило ее мигрировать на Запад, поэтому с начала 2000-х она проживала в Италии и во Франции, правда, теперь она вновь вернулась на родину.

Вручение высшей литературной награды было неоднозначно встречено и в России, ведь писательница известна как последовательный критик нынешних властей. Многие утверждали, что выбор Светланы Александровны был сделан по политическим соображениям в пику России.

Сегодня писательницу продолжают волновать проблемы судеб Отечества. Даже как глубокий специалист в вопросах «красного человека», она не может уверенно сказать почему людское страдание никак не может конвертироваться в истинную свободу и почему рабство так глубоко запало в души миллионов.

+

Без этой книги, давно ставшей мировым бестселлером, уже невозможно представить себе ни историю афганской войны – войны ненужной и неправедной, ни историю последних лет советской власти, окончательно подорванной этой войной. Неизбывно горе матерей «цинковых мальчиков», понятно их желание знать правду о том, как и за что воевали и погибали в Афгане их сыновья. Но узнав эту правду, многие из них ужаснулись и отказались от нее. Книгу Светланы Алексиевич судили «за клевету» – самым настоящим судом, с прокурором, общественными обвинителями и «группами поддержки» во власти и в прессе. Материалы этого позорного процесса также включены в новую редакцию «Цинковых...

  • 27 марта 2014, 05:08

Жанр: ,

+

Одна из самых известных в мире книг о войне, положившая начало знаменитому художественно-документальному циклу Светланы Алексиевич «Голоса утопии». Переведена более чем на двадцать языков, включена в школьные и вузовские программы во многих странах. Последняя авторская редакция: писательница, в соответствии со своим творческим методом, постоянно дорабатывает книгу, убирая цензурную правку, вставляя новые эпизоды, дополняя записанные женские исповеди страницами собственного дневника, который она вела в течение семи лет работы над книгой. «У войны не женское лицо» – опыт уникального проникновения в духовный мир женщины, выживающей в нечеловеческих условиях...

  • 27 марта 2014, 05:08

Жанр: ,

+

Вторая книга (первой стала «У войны не женское лицо») знаменитого художественно-документального цикла Светланы Алексиевич «Голоса Утопии». Воспоминания о Великой Отечественной тех, кому в войну было 6-12 лет – самых беспристрастных и самых несчастных ее свидетелей. Война, увиденная детскими глазами, еще страшнее, чем запечатленная женским взглядом. К той литературе, когда «писатель пописывает, а читатель почитывает», книги Алексиевич не имеют отношения. Но именно по отношению к ее книгам чаще всего возникает вопрос: а нужна ли нам такая страшная правда? На этот вопрос отвечает сама писательница: «Человек беспамятный способен породить только зло и ничего другого, кроме зла».

«Последние свидетели» – это подвиг детской...

  • 27 марта 2014, 05:07

Жанр: ,

+

Несколько десятилетий Светлана Алексиевич пишет свою хронику «Голоса Утопии». Изданы пять книг, в которых «маленький человек» сам рассказывает о времени и о себе. Названия книг уже стали метафорами: «У войны не женское лицо», «Цинковые мальчики», «Чернобыльская молитва»… По сути, она создала свой жанр – полифонический роман-исповедь, в котором из маленьких историй складывается большая история, наш XX век.

Главной техногенной катастрофе XX века – двадцать лет. «Чернобыльская молитва» публикуется в новой авторской редакции, с добавлением нового текста, с восстановлением фрагментов, исключенных из прежних изданий по цензурным...

Алексиевич Светлана (Алексіевіч Сьвятлана) - белорусская писательница, журналист.

Родилась 31 мая 1948 года на Украине в городе Станислав (после 1962 — Ивано-Франковск). Отец — белорус, мать — украинка.

После демобилизации отца семья переехала на его родину, в Беларусь. Окончила отделение журналистики Белгосуниверситета имени Ленина (1972). Работала воспитательницей в школе-интернате, учительницей (1965), в редакциях районных газет «Прыпяцкая праўда» (г. п. Наровля, 1966), «Маяк коммунизма» (г.п. Береза, 1972-1973), республиканской «Сельской газете» (1973-1976), журнале «Неман» (1976-1984).

Литературную деятельность начала в 1975 году. «Крестным отцом» можно назвать известного беларусского писателя Алеся Адамовича с его идеей нового жанра, точное определение которому он постоянно искал: «соборный роман», «роман-оратория», «роман-свидетельство», «народ сам о себе повествующий», «эпически-хоровая проза» и т.д.

Первая книга Алексиевич - «У войны - не женское лицо» - была готова в 1983 и пролежала в издательстве два года. Автора обвиняли в пацифизме, натурализме и развенчании героического образа советской женщины. По тем временам это было более чем серьёзно. «Перестройка» дала благотворный толчок. Книга почти одновремено вышла в журнале «Октябрь», «Роман-газете», в издательствах «Мастацкая літаратура», «Советский писатель». Общий тираж дошел до 2 млн. экземпляров.

Непростой была и судьба следующих книг. «Последние свидетели» (1985) - взгляд детей на войну. «Цинковые мальчики» (1989) - о преступной войне в Афганистане (выход в свет этой книги вызвал не только волну негативных публикаций в коммунистических и военных газетах, но и затяжное судебное разбирательство, которое удалось остановить только активной защитой со стороны демократической общественности и интеллектуалов за рубежом). «Зачарованные смертью» (1993) - о самоубийцах. «Чернобыльская молитва» (1997) - о мире после Чернобыля, после ядерной войны... Теперь Алексиевич работает над книгой о любви - «Чудный олень вечной охоты».

Член Союза журналистов СССР (1976), Союза писателей СССР (1983), Беларусского ПЕН-центра (1989). Книги издавались в 19 странах мира - Америке, Англии, Болгарии, Вьетнаме, Германии, Индии, Франции, Швеции, Японии и др. Лауреат литературных премий СП СССР имени Н.Островского (1984), имени К.Федина (1985), премии Ленинского комсомола (1986), награждена международными премиями Курта Тухольского (Шведский ПЭН) за «мужество и достоинство в литературе», Андрея Синявского «за благородство в литературе», российской независимой премией «Триумф», лейпцигской премией «За европейское взаимопонимание-98», немецкой «За лучшую политическую книгу» и австрийской имени Гердера.

По книгам Алексиевич сняты фильмы и поставлены театральные спектакли. Цикл документальных фильмов по книге «У войны - не женское лицо» отмечен Государственной премией СССР (1985) и «Серебряным голубем» на международном фестивале документальных фильмов в Лейпциге.

Известна последовательно негативной позицией по отношению к внешней и внутренней политике президента А.Лукашенко, в связи с чем подвергалась судебным и внесудебным преследованиям. С начала 2000-х годов живет в эмиграции (Италия, Франция).

Воспитывает дочь своей рано умершей сестры.




В закладки

Прочитано

Любимое

Пользовательская

Пока бросил

Убрать

В процессе

Вы должны быть зарегистрированы для использования закладок

День рождения : 31.05.1948

Знак зодиака : Крыса, Близнецы ♊

Светлана Алексиевич - белорусская писательница, журналист, лауреат Нобелевской премии по литературе 2015 года.

Родилась 31 мая 1948 в Ивано-Франковске (Украина) в семье военнослужащего. Отец - белорус, мать - украинка. После демобилизации отца из армии семья переехала на его родину - в Беларусь. Жили в деревне. Отец и мать работали сельскими учителями.

После окончания школы работала корреспондентом районной газеты в Наровле, ещё в школе писала стихи и газетные заметки. В 1967 стала студенткой факультета журналистики Белорусского государственного университета в Минске. Во время учёбы несколько раз была лауреатом республиканских и всесоюзных конкурсов научных студенческих работ.

После университета была направлена на работу в Брестскую обл. - в районную газету. Работая в газете, одновременно преподавала в сельской школе. Через год её взяли на работу в Минск, в редакцию республиканской «Сельской газеты». А ещё через несколько лет она стала корреспондентом, а затем и заведующей отделом очерка и публицистики литературно-художественного журнала «Неман» (орган Союза писателей Беларуси).

Алексиевич пробовала себя, свой голос в разных жанрах - рассказы, публицистика, репортажи. Решающее влияние на её выбор оказал известный белорусский писатель Алесь Адамович и его известные книги «Я - из огненной деревни» и «Блокадная книга». Написаны они не им одним, а в соавторстве с другими писателями, но идея и разработка этого нового для белорусской и современной русской литературы жанра принадлежала ему. Адамович называл этот жанр по-разному, все время искал точную формулировку: «соборный роман», «роман-оратория», «роман-свидетельство», «народ, сам о себе повествующий», «эпически-хоровая проза» и т. д. Всегда она называла его своим главным Учителем.

В 1983 была написана книга «У войны не женское лицо». Два года она лежала в издательстве и не печаталась, автора обвиняли в пацифизме, натурализме, в развенчании героического образа советской женщины. Такие обвинения в те времена считались серьёзными. Тем более, что за Светланой тянулась давняя слава антисоветчицы и дисседентски настроенной журналистки.

Но грянули новые времена. В 1985 книга «У войны не женское лицо» вышла почти одновременно в московском журнале «Октябрь», белорусском издательстве «Мастацкая лiтаратура», а затем в «Советском писателе», в «Роман-газете» и т. д. И в последующие годы она переиздавалась многократно - общий тираж дошел до 2 млн. экземпляров. Книгу приветствовали известные писатели-фронтовики: Кондратьев, Бакланов, Гранин, Окуджава и многие другие.

В том же году вышла и вторая книга, которая тоже около года ждала своего часа - «Последние свидетели». Эта книга также много раз издавалась, отмечена многочисленной критикой, которая называла обе книги «новым открытием военной прозы».

В 1989 вышла книга «Цинковые мальчики». Чтобы написать эту книгу, Алексиевич четыре года ездила по стране, встречалась с матерями погибших солдат и бывшими воинами-афганцами. Сама побывала на войне, летала в Афганистан. После выхода книги, которая произвела в обществе эффект разорвавшейся бомбы, многие не простили автору развенчание героического военного мифа. На неё обрушились военные и коммунистические газеты. В 1992 в Минске был организован политический суд над автором и книгой «Цинковые мальчики». Но в защиту поднялась демократическая общественность, многие известные интеллектуалы за рубежом. Суд был приостановлен.

В 1993 вышла новая книга - «Зачарованные смертью». Это был рассказ о самоубийцах - о тех, кто покончил с собой или пытался покончить с собой, не выдержав исчезновения социалистических идей, социалистического материка. Те, кто уравнял себя с идеей, сжился с ней намертво. Кто не нашел в себе силы принять новый мир. Новую историю и новую страну.

Книги Светланы Алексиевич издавались не только в России, но и за рубежом - в Америке, Германии, Англии, Японии, Швеции, Франции, Китае, Вьетнаме, Болгарии, Индии и т. д. Всего в 19 странах мира. Она - автор сценариев 21 документального фильма. И трёх театральных пьес. Во Франции, Германии, Болгарии ставились спектакли по её книгам.

Сейчас писательница завершает работу над книгой под названием «Чудный олень вечной охоты». Это рассказы о любви: мужчины и женщины разных поколений рассказывают свои истории. «Мне подумалось, - говорит автор, - что я до сих пор писала книги о том, как люди убивали друг друга, как они умирали. Но ведь это не вся человеческая жизнь. Теперь я напишу, как они любили... Любят... И опять мои вопросы - кто мы, в какой стране живём - через любовь... Через то, ради чего мы, наверное, и приходим в этот мир. Мне хочется любить человека. Хотя любить человека, трудно. Всё труднее».

Осенью 2013 года вышла книга о том, как тяжело и болезненно переживается современниками падение советской эпохи. Как и все предыдущие книги Светланы Алексиевич, «Время „second-hand“ (Конец красного человека)» – это собрание голосов, записанных автором в результате сотен встреч с нашими соотечественниками.

Известна последовательно негативной позицией по отношению к внешней и внутренней политике президента А.Лукашенко, в связи с чем подвергалась судебным и внесудебным преследованиям. С начала 2000-х годов жила в эмиграции (Италия, Франция).
В 2012 вернулась в Беларусь.

Воспитывает дочь своей рано умершей сестры.

Титулы, награды и премии

1985 - Литературная премия им. Николая Островского (Москва, СССР)

1985 - Литературная премия им. Константина Федина (Москва, СССР)

1986 - Премия Ленинского комсомола (Москва, СССР)

1996 - Премия им. Курта Тухольского (Стокгольм, Швеция)

1997 - Премия им. Андрея Синявского (Москва, Россия)

1997 - Премия «Триумф» (Москва, Россия)

1998 - Премия фонда «Гласность»: «Самый искренний человек года» (Москва, Россия)

1998 - Премия «За европейское взаимопонимание» (Лейпциг, Германия)

1998 - Премия «За лучшую политическую книгу года» (Бремен, Германия)

1999 - Премия им. Иоганна Готфрида Гердера (Германия; вручение - Вена, Австрия)

1999 - Премия «Свидетель мира» (Париж, Франция)

2000 - Премия «За лучший радио-спектакль года» (Берлин, Германия)

2001 - Премия мира им. Эриха Марии Ремарка (Оснабрюк, Германия)

2002 - Премия им. Сандро Онофри (Рим, Италия)

2006 - Премия Ассоциации американских критиков (Нью-Йорк, США)

2007 - Премия организации Oxfam Novib (Гаага, Нидерланды)

2011 - Премия им. Ричарда Капустинского (Варшава, Польша)

2011 - Литературная премия центральной и восточной Европы "Ангелус" (Польша, Вроцлав)

2013 - Премия мира немецких книготорговцев/Friedenspreis des Deutschen Buchhandels (Франкфурт, Германия)

2014 - Офицерский крест ордена Искусств и литературы (Франция)

2014 - приз читательских симпатий по результатам читательского голосования премии « Большая книга » - за книгу «Время секонд хэнд»

2015 - Нобелевская премия по литературе

Экранизации

Цикл документальных телефильмов "У войны не женское лицо":
1981 - Фильм первый: "Это была не я..."
1982 - Фильм второй: "Стрелять хотела"
1982 - Фильм третий: "Утро туманное"
1982 - Фильм четвертый: "Я встретил вас"
1983 - Фильм пятый: "Если родится девочка"
1984 - Фильм шестой: "Тогда я не плакала"
1984 - Фильм седьмой: "Милосердие"

1990 - Цикл "Из бездны":
Фильм первый - "Люди войны".
Фильм второй - "Люди блокады".

Афганский цикл:
1991 - "Стыд"
1992 - "Я из повиновения вышел"

2008 - Дверь (The Door) номинирован на премию "Оскар" в категории "Лучший короткометражный игровой фильм". Фильм основан на повествовании Николая Калугина из книги Светланы Алексиевич "Чернобыльская молитва"

  • ...У коммунизма был безумный план - переделать нас. Переделать человеческую природу, изменить "старого" человека, ветхого Адама. "Гомо советикус" - человек, которого вывели в лаборатории марксизма-ленинизма, на одной шестой части суши. Признаемся - это мы. Слово "русский" привычно соединяли со словом "советский". Хотя это не всегда было так как. Но советскими были украинцы и грузины, армяне и таджики, белорусы и туркмены... Что-то нас объединяло, несмотря на разницу культур и религий. В общем-то, все мы были опытным полем для коммунистической идеи. Теперь нам известно, что мы принадлежали к особому типу человеческой генерации, единожды возможному, неповторимому. Но этот тип скоро исчезнет, растворится в мировой цивилизации, в которую мы возвращаемся. Одни утверждают, что это трагический и прекрасный человек, другие с холодным отчуждением нарекли его "совком". Как будто к неизвестным незнакомцам, а не к себе приглядываемся. Кто же мы на самом деле в свете истории и в свете не такой уж длинной человеческой жизни, однажды дарованной? Кто?! Дети великой иллюзии или жертвы массового психического заболевания?..
  • | | (3)
    • Серия:
    • Жанр:
    • Главные герои не политики, не солдаты, не философы. Главные герои - дети, которые запоминали самые яркие и трагические моменты той войны. Не сами события, а то, что чувствовали. «Я помню маму. Когда ее вели на расстрел, она просила: „Дочку уведите… Закройте дочке глаза…“, - вспоминает одна из героинь». А я не плакал, когда падала бомба, я топал ножкой и приговаривал: «Я буду жить! Я буду жить!». И эти воспоминания детские, беззащитные, до основания обнажают и разоблачают «человеческое безумие в форме войны». Array
    • | | (1)
    • Серия:
    • Жанр:
    • Вторая книга (первой стала «У войны не женское лицо») знаменитого художественно-документального цикла Светланы Алексиевич «Голоса Утопии». Воспоминания о Великой Отечественной тех, кому в войну было 6-12 лет – самых беспристрастных и самых несчастных ее свидетелей. Война, увиденная детскими глазами, еще страшнее, чем запечатленная женским взглядом. К той литературе, когда «писатель пописывает, а читатель почитывает», книги Алексиевич не имеют отношения. Но именно по отношению к ее книгам чаще всего возникает вопрос: а нужна ли нам такая страшная правда? На этот вопрос отвечает сама писательница: «Человек беспамятный способен породить только зло и ничего другого, кроме зла».«Последние свидетели» – это подвиг детской памяти.
    • | | (0)
    • Серия:
    • Жанр:
    • Одна из самых известных в мире книг о войне, положившая начало знаменитому художественно-документальному циклу Светланы Алексиевич "Голоса утопии". Переведена более чем на двадцать языков, включена в школьные и вузовские программы во многих странах. Последняя авторская редакция: писательница, в соответствии со своим творческим методом, постоянно дорабатывает книгу, убирая цензурную правку, вставляя новые эпизоды, дополняя записанные женские исповеди страницами собственного дневника, который она вела в течение семи лет работы над книгой. "У войны не женское лицо" - опыт уникального проникновения в духовный мир женщины, выживающей в нечеловеческих условиях войны.
    • | | (1)
    • Серия:
    • Жанр:
    • Самая известная книга Светланы Алексиевич и одна из самых знаменитых книг о Великой Отечественной, где война впервые показана глазами женщины. «У войны - не женское лицо» переведена на 20 языков, включена в школьную и вузовскую программу.На самой страшной войне XX века женщине пришлось стать солдатом. Она не только спасала, перевязывала раненых, а и стреляла из «снайперки», бомбила, подрывала мосты, ходила в разведку, брала языка. Женщина убивала. Она убивала врага, обрушившегося с невиданной жестокостью на ее землю, на ее дом, на ее детей. Это была величайшая жертва, принесенная ими на алтарь Победы. И бессмертный подвиг, всю глубину которого мы с годами мирной жизни постигаем.
    Loading...Loading...