Ошибки при образовании форм местоимений. ​Примеры грамматических ошибок в речи Ошибки в употреблении местоимений примеры

Неумелое обращение с местоимениями может стать причиной двусмысленности и комизма высказывания: Кто-то сказал, что я беру взятки. ...Яне могу с этим смириться, но это так!(Что это? - что «кто-то сказал» или что «беру взятки»?).

В предложении не должно создаваться условий для ошибочного понимания местоимений, как, например, в таком случае: На «Буревестнике» будет новая поточная линия. Она позволит предприятию перейти на выпуск обуви новых моделей. Уже подготовлены помещения и площадки для ее установки. Местоимения обычно указывают на употребленные ранее в тексте существительные, стоящие в той же грамматической форме рода, числа. А в этом предложении между местоимением ее и существительным линия оказалось еще одно существительное женского рода, единственного числа (обувь), что мешает правильному пониманию текста.

Приведем еще несколько примеров подобных ошибок: На судно пришло письмо, и скоро оно снялось с якоря; Готовится диспут на тему «Свободное время подростка и как его убить»; Воспитатель обращает внимание детей на то, что у кролика длинные уши и короткий хвост, он прыгает... Из контекста должно быть ясно, какое именно существительное заменяется местоимением, но в наших примерах это требование не выдержано.

Для устранения таких ошибок нужно изменить порядок слов (Пришло письмо на судно, и скоро оно снялось с якоря), отказаться от использования местоимения (кролик прыгает), переделать фразу (Как организовать досуг подростка? На эту тему готовится диспут).

Рассмотрим примеры стилистической правки предложений, в которых причиной речевых ошибок стали местоимения: Неотредактированный текст 1.

Выросло целое поколение, для которых война - история. 2.

Поле соседа для нас не чужое, и мы поможем им поднять культуру земледелия. 3.

Это сцена последнего свидания влюбленных, молча признавшихся в этом в последний момент перед всеми бойцами.

Отредактированный текст 1.

Выросло целое поколение, для которого война - история. 2.

Поле соседа для нас не чужое, и мы поможем колхозникам «Восхода» поднять культуру земледелия. 3.

Это сцена последнего свидания героев, которые молча признались в любви в минуты прощания перед всеми бойцами. 4.

Сок, выпитый во время еды, может усиливать брожение в кишечнике. Как видим, наиболее простой способ правки в подобных случаях - замена местоимения соответствующим существительным, но возможны и варианты. Так, во втором примере местоимение не согласовано с замещаемым существительным, редактор исправил эту ошибку [ср.: У железнодорожников пока всего пять очков, и он вынужден будет расстаться с высшей лигой (следует: они вынуждены будут...)]. В четвертом примере нет основания для употребления местоимения во множественном числе (они); редактору пришлось переформулировать предложение.

Иногда местоимение в тексте вовсе не подкреплено существительным, которое должно быть заменено: Не лучше ли покончить с ведомственностью, влить его (кого?) в систему государственного санитарного надзора (имеется в виду ведомственная служба, упоминание о ней - в предыдущем предложении: Ведомственная служба не имеет своего лица. Так что местоимение мужского рода - его - и вовсе не годится!).

Редактор следит за тем, чтобы выбор местоимений был точным, иногда возникает неоправданная замена одного местоимения другим, стилистическая правка в таких случаях не вызывает затруднения: Неотредактированный текст 1.

Ребята проводили время без никакой пользы. 2.

Создается впечатление таково, что вы ждете помощи со стороны. 3.

Не могли бы вы нам что-то посоветовать? 4.

Ни о какой-либо внезапности не может быть и речи. 5.

Петров вывел Джека на прогулку со всеми своими медалями. 6.

Напротив старого городского укрепления раскинулась современная Иена с ее цейсовскими заводами.

Отредактированный текст 1.

Без всякой пользы. 2.

Такое впечатление. 3.

Что-либо (что-нибудь) посоветовать. 4.

Ни о какой внезапности... 5.

Со всеми его медалями.

6 ...раскинулись современная Иена со своими цейсовскими заводами. Возвратно-притяжательные местоимения порождают в тексте двусмысленность, если в предложении есть два реальных субъекта действия, например: Врач попросил сестру взять в лаборатории свой анализ крови (его анализ или ее?). Правка требует уточнения: Врач попросил сестру, чтобы она взяла в лаборатории его (свой) анализ крови.

Употребление местоимений нередко создает речевую избыточность: Перед своей смертью преступник покаялся (уточнение своей излишне).

Николая Лукьяновича поздравили с его 80-летним юбилеем; Признание и успех не помешали ему в своем выступлении выразить свою большую благодарность своему учителю (только последнее местоимение может быть оправданно); Иван решил остаться работать в родной для него деревне. Подобные конструкции требуют устранения плеоназма. Правка- сокращение сводится к исключению лишних местоимений.

Местоимение – часть речи, включающая слова, не называющие предметов, их признаков и количества, а только указывающие на них: Он возьмет, Кто-то был здесь; Этот город, Некоторые трудности; Сколько книг, Оба вагона. Местоимения делятся на три группы по смысловой и грамматической соотнесенности с другими частями речи: 1) местоимения-существительные: Я, кто и пр.; 2) местоимения-прилагательные: Мой, такой и пр.; 3) местоимения-числительные: Столько, сколько-то и пр. Некоторые лингвисты выделяют еще группу местоимений-наречий: Где, куда, когда и др. Эта группа, например, выделена в школьном учебнике В. В. Бабайцевой и Л. Д. Чесноковой "Русский язык. Теория. 5-9". Другие языковеды называют эти слова местоименными наречиями, а то и прочто наречиями.

Ошибки школьников в употреблении местоимений часто объясняются двумя причинами:

1) языковой небрежностью,

2) неверным пониманием семантики того или иного слова.

Примеры характерных ошибок

Особенно распространены ошибки в употреблении Личных местоимений, чаще всего – местоимений 3-го лица:

Герасим был очень предан барыне и сам её утопил. – Очень частая ошибка. Причина – непонимание того, что местоимение третьего лица обычно заменяет ближайшее к нему предшествующее существительное в форме того же рода и числа. Разумеется, здесь вместо "её утопил" нужно было написать: "утопил Му-му".

Кроме того, часты случаи лишнего, ненужного повтора местоимения 3-го лица в сложном предложении: Он говорит, что он не боится смерти.

Наконец, есть и ошибки, связанные с неправильным образованием падежной формы местоимения 3-го лица: У Насти было много работы, и ее могли выгнать с ней. – Впрочем, в данном случае, даже если исправить "ней" на "неё", фраза останется некорректной. Предлагаемый вариант правки: У Насти было много работы, и Настя могла лишиться места.

Встречаются и ошибки в употреблении личных местоимений 1-го и 2-го лица: Я первый раз был у меня на даче. – Здесь следовало употребить возвратно-притяжательное местоимение: Я первый раз был на своей даче.

Возвратное местоимение Себя "указывает на тождество объекта с субъектом. Не обладая формой именительного падежа, в предложении оно всегда является дополнением, т. е. выражает объект, который одновременно выступает и как субъект действия" (А. Н. Тихонов, "Современный русский язык. Морфемика. Словообразование. Морфология", М., 2003, с. 298). Местоимение Себя должно относиться к подлежащему. Причиной ошибок чаще всего является то, что школьники не осознают особенностей значения этого местоимения. Кроме того, местоимение Себя часто употребляют зря, как лишнее слово.

Определительным местоимениям больше всего "не повезло" в школьных учебниках. Ни в учебнике под редакцией С. Г. Бархударова, ни в учебнике В. В. Бабайцевой и Л. Д. Чесноковой нет сведений о значении местоимений этого разряда. Учебник для вузов "Современный русский язык" (Д. Э. Розенталь, И. Б. Голуб, М. А. Теленкова) предлагает такую дефиницию: "Определительные местоимения указывают на обобщенный признак предмета". Однако это очень общее определение. При ознакомлении школьников с местоимениями этого разряда удобнее всего работать с лексическими значениями конкретных местоимений, т. е. с толковым словарем. Например:

Слова Всякий, каждый, любой различаются оттенками значения. Всякий – 1. «Разный, самый разнообразный, всевозможный»: Всякого рода возможности .

2. «Какой-либо, какой бы то ни было»: Отсутствие всякой системы, без всякого сомнения .

Каждый – 1. «Один из всех в данном количественном ряду»; «любой из себе подобных, взятый отдельно»: Дневник есть у каждого школьника; каждый третий день; на каждом шагу .

Кроме того, слово Всякий содержит оттенок обобщения, а Каждый предполагает ограничение определенным кругом: Всякому растению нужна влага; Каждому из новорожденных нужен особый уход .

Помимо этого, слово Всякий свободно принимает формы множественного числа, а Каждый – только при указании на определенное число предметов, а также в сочетании с существительными только множественного числа: Всякие книги – каждые три книги; всякие люди – каждые вторые сутки .

Любой – «какой угодно на выбор»: Отправить в любом почтовом отделении; приходите в любой день . (Значения слов Всякий, каждый, любой даны по материалам "Справочника по правописанию, произношению, литературному редактированию", Розенталь Д. Э., М., 1994.)

Однако школьники чаще всего ошибаются при употреблении различных форм местоимения Весь : Она имеет свое мнение, непохожее на всех. – Предлагаемый вариант правки: Она имела свое мнение, не совпадающее ни с чьим другим .

Притяжательные местоимения. Наиболее частые ошибки – употребление притяжательного местоимения одного лица там, где следовало выбрать местоимение другого лица или возвратно-притяжательное местоимение "свой": Мальчик очень грустил по дому, деревне и его семье. – Здесь следовало употребить местоимение Своей .

Встречается и грубое просторечие: Запорожцы ненавидели поляков и грабили ихние города . – Употребление формы "ихний" вместо "их" недопустимо.

Возвратно-притяжательное местоимение Свой обозначает признак по принадлежности любому из лиц, участвующих в беседе: Ты возьми свою сумку, Толя возьмет свой баул, а я понесу свой чемодан и Катину коляску . Это и является причиной частых ошибок: Катерина могла жить, как жила сестра своего мужа . – В данном случае следовало употребить местоимение 3-го лица в родительном падеже в значении притяжательного: Катерина могла жить, как сестра её мужа .

Местоимение Свой , как и возвратное местоимение Себя , часто употребляют зря, как лишнее слово: Всю свою жизнь Флягина преследует убитый им монах .

Ошибки в употреблении Вопросительных, отрицательных, указательных и Неопределенных местоимений значительно более редки, однако всё же встречаются: Раскольников и Соня грешат из-за того, что ни у кого из них не было денег на существование. – Здесь явно следует употребить личное местоимение: Раскольников и Соня грешат из-за того, что у них не было денег на существование . Кроме того, в данном примере наблюдается и ошибка в формах глагола: в главном предложении глагол-сказуемое в форме настоящего времени, а в придаточном – в форме прошедшего времени. Это искажает смысл. Возможные варианты правки:

А) Раскольников и Соня грешили из-за того, что у них не было денег на существование. Б) Раскольников и Соня грешат из-за того, что у них нет денег на существование.

Материал для коллективной работы

I) Личные местоимения.

1. Герасим очень волновался, потому что это был приказ барыни, а потом пошел и сам от нее избавился.

2. И для Ахмадулиной, как и для каждого человека, место, где она провела много счастливых дней, все-гда будет очень дорого для нее и останется в памяти на всю жизнь.

Трудности и ошибки в употреблении местоимений обычно связаны с использованием отдельных форм, разрядов местоимений, а также с их ролью в организации предложения и текста.

1. Нарушения в образовании отдельных форм местоимений наиболее частотны в разряде притяжательных местоимений третьего лица. В литературном языке эту функцию выполняют застывшие формы родительного-винительного падежа личного местоимения третьего лица: его книга, её книга, их книга . Эти формы, в отличие от других притяжательных местоимений (мой, твой, наш, ваш, свой ), не изменяются!

    Грубейшей ошибкой является изменение местоимений его, её, их по образцу остальных притяжательных местоимений (недопустимо - ихний план , правильно - их план ).

2. При употреблении личного местоимения он в косвенных падежах в сочетании с предлогами к нему прибавляется обычно начальное н , отсутствующее при беспредложном употреблении:

увидел его - войти после него .

    Употребление форм без протетического н при наличии предлога (войти после его ) является грубейшей грамматической ошибкой и свидетельствует об очень низкой речевой культуре говорящего.

3. Местоимение сам в форме винительного падежа единственного числа женского рода может иметь две формы: саму и самоё . Первая из них (саму ) стилистически нейтральная общеупотребительная, вторая - самоё (но не - самую !) - книжная:

Винить ей приходится только самоё/саму себя.

4. При использовании местоимений в речи важно учитывать контекст. Необходимо, чтобы читателю или слушателю было совершенно ясно, какое слово замещено местоимением. Наибольшие трудности обычно вызывает употребление некоторых личных, указательных, возвратных, притяжательных и относительных местоимений.

    Функцию замещения знаменательных слов выполняют в первую очередь указательные местоимения (тот, этот, такой и др.) и местоименные наречия (там, туда, тогда и др.), а также личное местоимение он (она, оно, они ), относительное местоимение который .

Употребление слов-заместителей требует особого внимания.

    Во-первых , нельзя использовать эти местоимения в том случае, если в предыдущем контексте нет замещаемого слова.

    Например, в контексте: В доме раздавались крики. Они пытались выломать раму - недопустимо употребление местоимения они , поскольку в предыдущем предложении не названо существительное, которое должно замещать данное местоимение.

    Во-вторых , если предложение содержит несколько существительных мужского или женского рода, то недопустимо в последующем предложении использовать местоимения он, она, его, её .

    Так, в тексте: В романе изображена женщина , увлечённая работой . Она нужна моим товарищам - недопустимо употребление местоимение она , поскольку в предыдущем предложении есть два существительных женского рода: женщина, работа .

    То же самое относится к использованию местоимений они, их , если предыдущий контекст содержит несколько существительных в форме множественного числа.

    Например, в сложном предложении: В этом сборнике опубликованы статьи педагогов , где они разбирают проблемы воспитания - двусмысленность от использования местоимения они создаётся потому, что в главном предложении употреблено два существительных - статьи, педагоги.

    В-третьих , особого внимания заслуживает построение сложноподчинённого предложения с относительным местоимением который . Местоимение обычно замещает ближайшее к нему предшествующее существительное.

    Так, смысл предложения: В музее выставлены чучела динозавров, которые все погибли в годы войны от бомбёжки - можно истолковать так, что именно динозавры сохранились до самой войны и погибли только после бомбёжки.

5. Большое число недочётов обнаруживается при употреблении возвратного местоимения себя , которое не имеет форм рода и числа и может относиться ко всем лицам и обоим числам.

    Возвратное местоимение служит для указания на то, что объект действия тождественен с субъектом, иначе говоря, обозначает, что действие направлено на само действующее лицо. В предложении реальное значение местоимения себя обычно совпадает с реальным значением подлежащего (ср.: я поранил себе руку; она поранила себе руку; они купили себе квартиру ), но может и не совпадать с ним (подумай о людях, не жалеющих себя для других ).

    Возвратное местоимение может использоваться также в безличных предложениях, указывая на лицо, испытывающее то или иное состояние. Это лицо обычно выражается существительным или местоимением в дательным падеже или в родительном падеже с предлогом у .

    Ср.: мне посчастливилось найти себе комнату; у сына не было причины быть недовольным собой .

    Во всех подобных случаях местоимение себя указывает на то лицо, которое совершает действие, выраженное инфинитивом.

    Ср.: я нашёл себе комнату.

    Двусмысленность обычно создаётся в том случае, если инфинитив подчинен другому глаголу, связан с другим действующим лицом.

    Например: Мать велела дочери принести себе воды. В этом случае в предложении присутствует два действующих лица: велела принести воду мать, а принесет её дочь. Поэтому местоимение себе может указывать и на мать, и на дочь. Чтобы избежать неясности, предложение необходимо изменить.
    Если вода предназначена для дочери, то предложение может быть построено следующим образом: Мать велела, чтобы дочь принесла себе воды. Включив местоимение в придаточное предложение, где есть только одно действующее лицо, мы избежали возможной путаницы.
    Если же вода предназначена для матери, то использовать подобную конструкцию уже невозможно. Можно употребить сложное предложение с заменой возвратного местоимения личным (Мать велела, чтобы дочь принесла ей воды ). В придаточном предложении вновь остается одно существительное и одно личное местоимение, которое соотносится с другим существительным (мать ), данным в предыдущем главном предложении. Однако здесь всё же сохраняется определённая неясность, поскольку в высказывании содержатся два существительных женского рода (мать и дочь ), с которыми в принципе может быть соотнесено личное местоимение ей. Поэтому для большей точности лучше использовать более широкий контекст, например: Матери хотелось пить, и она велела дочери принести воды.

Обратите внимание

Возвратное местоимение не употребляется в предложениях, в которых подлежащим является часть речи, обозначающая предмет или понятие, не совершающие действия. Поэтому исправления требует фраза: Определение, имеющее относящиеся к себе слова , обычно обособляется, если стоит после существительного . Во-первых, здесь необходимо заменить возвратное местоимение к себе на личное к нему , во-вторых, следует исключить из предложения хотя бы одно из действительных причастий. В данном случае можно использовать словосочетание: распространённое определение . (Распространённое определение обычно обособляется, если стоит после существительного. )

6. Не меньше трудностей обычно вызывает употребление в тексте притяжательного местоимения свой . Данное местоимение, как и возвратное, указывает на принадлежность предмета, качества, свойства лицу (активному производителю действия) и может относиться ко всем трём лицам и к обоим числам:

я/ты/он/они купил/купили свечку за свои деньги.

    Поэтому при наличии в предложении нескольких действующих лиц также возникает двусмысленность:

Чтобы избежать смысловой неточности, следует руководствоваться следующими рекомендациями.

    Если в предложении подлежащее выражено личным местоимением первого, второго лица (я, мы, ты, вы ), а дополнение - существительным, то принадлежность к существительному-дополнению выражается местоимениями его, её, их .

    Ср.: Я застал товарища в своём кабинете - Я застал товарища в его кабинете.

    Эти местоимения могут быть использованы и в том случае, если подлежащее и дополнение выражены существительными (местоимениями третьего лица) разных родов.

    Ср.: Сергей застал сестру в своём кабинете - Сергей застал сестру в её кабинете.

    Если подлежащее и дополнение выражены существительными (или личным местоимением третьего лица и существительным) одного и того же числа и одного и того же рода, то можно использовать простое или сложное предложение, в котором будет названо лишь одно действующее лицо.

    Ср.: Профессор попросил ассистента прочитать свой реферат - Профессор попросил ассистента, чтобы тот прочитал свой (ассистента) реферат; Реферат профессора, по его просьбе, был прочитан ассистентом.

7. При употреблении местоимений нередко нарушается согласование с замещаемым словом. Так, замещаемое местоимение должно быть согласовано с замещаемым словом в роде и числе.

    Во-первых , если замещаемое слово является собирательным существительным, то местоимение должно употребляться в форме единственного числа, поскольку данные существительные, хотя указывают на множество, представляют собой форму единственного числа.

    Поэтому грамматически некорректными будут следующие примеры употребления местоимений:

    Если собирательное существительное обозначает неодушевлённые предметы, то следует использовать форму единственного числа местоимения, то есть грамматически корректным будет контекст:

    Листва опадала от ветра. Она засыпала весь сад.

    Если существительное обозначает лиц, то более уместно заменить собирательное существительное на синонимичное, стоящее в форме множественного числа, то есть второй пример можно скорректировать следующим образом:

    Во-вторых , если местоимение стоит после сочетания двух существительных, одно из которых является приложением, то местоимение должно быть согласовано в роде с существительным, служащим обозначением более широкого (родового) понятия:

    Пушкин отдал поэму «Медный всадник» на рецензию Николаю I. Она была возвращена поэту с замечаниями государя.

1 Ошибки при образовании форм имени прилагательного

Форма прилагательного зависит от категорий рода, числа и падежа существительного, к которому оно принадлежит. Её усвоение происходит естественным путём, и ошибки здесь не так многочисленны. Встречаются они в употреблении полной и краткой форм и при образовании сравнительной степени.

1) Вопрос о выборе полной и краткой формы возникает при использовании качественных прилагательных в функции именной части сказуемого . Во многих случаях полная и краткая форма используется параллельно, различаясь лишь тонкими смысловыми и стилистическими оттенками: «Он ещё молод» (выражает временный признак, допустим, признак несоответствия какой-либо деятельности в данном возрасте) – «Он ещё молодой» (выражает постоянный признак); «Сапоги узкие» (выражает абсолютный признак, не связанный с конкретной обстановкой) – «Сапоги узки» (выражает признак недостаточности размера, носить такие сапоги данному человеку нельзя).

Однако есть ситуации, когда возможно употребление только одной из этих форм. Именно в этих случаях и возникают речевые ошибки:

а) полная форма употребляется вместо краткой – «Шляпка гриба была полная воды». В роли сказуемого управлять зависимыми формами может только краткое прилагательное, поэтому предложение должно звучать так: «Шляпка гриба была полна воды»;

б) краткая форма употреблена вместо полной. В ряде случаев лексические значения прилагательного в краткой и полной формах не совпадают или совпадают не во всём объеме. Так, прилагательное «способный» имеет два значения - «обладающий способностями, одарённый» и «могущий что-либо сделать». Первое значение реализуется в краткой форме только при наличии управляемого члена – «способен к изобразительной деятельности, танцам, музыке» , поэтому фраза «Я способен, и вы должны меня принять в актёры» ошибочна. Правильный вариант – «Я способен к актёрскому ремеслу (талантлив), и вы должны принять меня в актёры». Прилагательное «полный» имеет значение «толстый, тучный» только в полной форме, следовательно, выражение «В детстве мальчик был очень полон, потому что не занимался физкультурой и много ел» содержит речевой недочёт.

2) Ошибки появляются и при образовании степеней сравнения имени прилагательного. Это происходит в двух случаях:

а) при образовании сравнительной степени такого прилагательного, которое в языке не имеет данной формы. Здесь речь идёт о ряде качественных прилагательных, которые не имеют сравнительной степени, в основном это прилагательные с суффиксами -ск-, -к-, -ов-, -ев-, -л-:дружеский, боевой, вялый, маркий и т.д. Однако лексическое их значение, значение качественности не противоречит образованию сравнительной степени и в соответствии с нормой она может быть образована при помощи слов «более» и «менее». В речи же встречается ненормированное образование при помощи простой формы сравнительной степени: «День ото дня подросток становился всё смелее и боевее». Качественные прилагательные, которые обозначают так называемый «абсолютный» признак (глухой, косой, слепой, хромой, кривой, рваный и т.д.), находятся вне идеи сопоставления, но в ряде ситуаций эти признаки разворачиваются в динамике и требуют такого сопоставления. В нормированном языке эта потребность удовлетворяется образованием сложной (аналитической) степени сравнения, в реальной практике часто возникают ошибочные формы: «Сначала я спорил с мамой, а потом понял, что она всегда правее меня».



б) при образовании сравнительной степени ненормативным способом . Продуктивным и регулярным способом образования сравнительной степени является прибавление к основе суффикса -ее(-ей). Однако значительное число широко употребительных прилагательных с основой на «Г», «К», «Д», «X» (иногда на «Т» и «СТ») образуют данные формы с помощью суффикса -е. При этом происходит чередование конечного согласного основы: «тихий – тиШЕ», «громкий – громЧЕ», «строгий – строЖЕ», «простой – проЩЕ». Ряд прилагательных образуют данные формы при помощи суффикса -ШЕ («тонкий – тоньШЕ»). Ошибки встречаются в связи с тенденцией во всех случаях употреблять для образования сравнительной степени наиболее распространенные суффиксы -ее(-ей). При этом чередование согласных исчезает: «Я никогда не видел книгу толстее». Встречается и явление обратного порядка – замена продуктивного образования непродуктивным: «Этот путь гораздо длиньше, чем тот» . Широко распространены и случаи объединения сложной и простой форм сравнительной степени: к прилагательному в форме простой сравнительной степени прибавляется тот или иной элемент сложной формы сравнительной степени: «Эта задача более (менее) легче, чем та, которую решали вчера».



3) Речевые недочёты могут появляться и при образовании превосходной степени прилагательных . Она, как известно, может быть образована при помощи простой и сложной форм. Сложная форма образуется при помощи слов «самый», «наиболее», «наименее» и употребляется во всех стилях речи, а простая (так называемый элятив – от лат. elatus – поднятый, возвышенный) образуется при помощи приставки наи - и (или) суффиксов -айш-(-ейш-) и имеет книжный характер. Ошибки возникают, когда происходит смешение простой и сложной форм – «самый способнейший студент», «наиболее высочайшее здание» и т.д. Только в единичных случаях сочетание «самый» + форма превосходной степени является нормированным, хотя и имеет устаревший характер: «самая кратчайшая дорога», «самый ближайший путь», «самым теснейшим образом».

2 Ошибки при образовании форм местоимений

Специфика местоимений как части речи в том, что они являются словами-дублёрами. Их роль в организации предложения и текста в целом чрезвычайно велика. Речевые ошибки, связанные с использованием местоимений, возникают при употреблении местоимений «себя» и «свой»; указательных местоимений и местоимения «он»; просторечных притяжательных местоимений.

1) Местоимение «себя» по своему обобщённо-грамматическому значению и функциям соотносится с личными, а возвратно-притяжательное «свой» - с притяжательными местоимениями . Двусмысленность возникает в связи с тем, что они могут относиться к любому из трёх лиц. Их конкретная соотнесённость с одним, а не с другим лицом устанавливается только контекстом, и если в предшествующем отрезке текста говорится о двух лицах, возникает неоднозначность: «Кирила Петрович устраивал разные забавы, которые были интересны только себе» (правильно – «интересны только ему» ). Встречаются и ошибки противоположного характера – вместо требуемых нормой местоимений «себя» и «свой» используются личные или притяжательные местоимения: «Я нашёл книгу у меня на столе».

2) Указательные местоимения и местоимение «он» выполняют функцию замещения знаменательных слов . Замещаемое слово обычно содержится в предшествующем тексте и чёткое исполнение местоимением данной функции возможно только в том случае, если говорящие (слушающие) правильно соотносят знаменательное слово и местоимение, его замещающее. Часто местоимение-заместитель употребляется при отсутствии замещаемого слова, оно подразумевается говорящим (пишущим), но не отражается в речи (на письме): «В доме раздавались громкие голоса. Они пытались открыть двери изнутри» . Ошибкой является и неоправданное повторение указательных и личных местоимений в начальных предложениях текста : «Когда он был на озере, он увидел там дерево совершенно необычной формы».

Речевые недочёты возникают и тогда, когда не одно, а два и более слов могут быть восприняты как замещаемы е. Например, в предложении «Я увидел, что на школьном дворе идёт драка: восьмиклассник дерётся с шестиклассником. Этого мальчика я хорошо знал» остается неясным, кого «хорошо знал» автор – шестиклассника или восьмиклассника?

Замещающие местоимения должны быть согласованы с замещаемым словом в роде и числе. Нарушение этого прави­ла встречается, если замещаемое слов является собирательным существительным. Тогда местоимение ошибочно может быть употреблено в форме множественного числа, а не единственного, то есть, согласовано по смыслу, а не грамматически. Например, «Дворянство боялось, что они могут лишиться власти». Местоимение может оказаться согласованным в роде не с замещаемым существительным, а с тем словом, которое по отношению к данному существительному служит обозначением более широкого (родового) или, напротив, более узкого (видового) понятия: «Повесть «Дубровский» оказала большое влияние на развитие литературы. Трудно найти человека, который его не читал».

3) В употреблении местоимений весьма распространены ошибки, причиной которых является влияние на литературный язык просторечия . Так, при употреблении личного местоимения «он» в косвенных падежах в сочетании с предлогами к нему обычно прибавляется так называемое протетическое «Н» (от греч. prothesis – стоящий впереди), отсутствующее при беспредложном употреблении того же местоимения – «ему», «ей», но «к Нему», «к Ней» . В просторечии это правило часто нарушается – «Они – замечательные актёры, от их создается хорошее настроение», «у ней не было жилья». В просторечии такие притяжательные местоимения существуют. Особенно распространено слово «ихний», реже, но встречаются формы «ейный», «евойный» («егойный»).

3 Ошибки при образовании форм имени числительного

Имя числительное – лексически замкнутая категория, насчитывающая всего несколько десятков слов и уже не пополняющаяся новыми образованиями. Несмотря на это, усвоение форм числительных представляет собой достаточно сложный процесс, и ошибки здесь встречаются часто.

1. Большое их количество связано с употреблением составных форм имен числительных. Правила склонения этой части речи просты – при склонении составных количественных числительных изменяются все входящие в него слова, при склонении составных порядковых числительных – только последнее слово: «Течение реки достигает 120 (ста двадцати) – 400 (четырехсот) метров в минуту»; «В ночь на 26 (двадцать шестое) июня шел дождь».

2. При образовании словосочетаний «числительное + существительное, имеющее только форму множественного числа (сутки, сани, ножницы, брюки, очки)», используются собирательные (до 5) или количественные (с 5) числительные: «двое (трое, четверо) суток» - «пять (шесть, семь и т.д.) суток». Если необходимо показать количество предметов, обозначенных существительными только во множественном числе, от 22 до 24 использовать собирательное числительное нельзя и нужно прибегнуть к лексической замене: нельзя сказать «двадцать двое (трое, четверо) ножниц», но можно «двадцать ножниц и еще пара», «двадцать две штуки ножниц».

3. Часто встречается в речи неверное употребление собирательного числительного «оба (обе)».

4. От родовой принадлежности существительного зависит склонение числительного «полтора». Мужской и средний род в именительном и винительном падежах принимают форму «полтора», в остальных падежах – «полутора». Женский род в именительном и винительном падежах – «полторы». В остальных – «полутора». При этом существительные изменяются в соответствии с правилами.

Введение


Изучение грамматики и одного из ее самостоятельных разделов - морфологии в наше время не утрачивает своей актуальности при обучении в вузе. Наоборот, курсы по изучению русского языка и культуры речи, риторики вводятся Министерством образования в программы высших и средних учебных заведений по подготовке будущих специалистов как технического, так и гуманитарного профилей. На наш взгляд, такое внимание к изучению языка, к проблеме соблюдения морфологических норм в русском языке и случаев их нарушения обусловлено рядом объективных и субъективных причин, к которым можно отнести снижение общего уровня грамотности населения, и особенно молодежи, потеря интереса у некоторой категории студентов, школьников к чтению художественной и познавательной литературы, замена книжных источников знаний электронными аналогами и т. д.. Однако каждый человек должен точно, кратко и красочно выражать свои мысли (1, 9). Нет ни одной области человеческих знаний, человеческой деятельности, для которых плохая, запутанная, безграмотная профессиональная или бытовая речь исполнителя была бы благом (там же, 8). Кроме того, в течение последних лет готовится реформа русского языка. Очевидно, что новый свод правил определит и новые морфологические нормы для всех частей речи, включая местоимения.

В центре внимания данной работы будет проблема морфологических норм русского языка и случаев их нарушения при употреблении в устной и письменной речи местоимений. Для детального изучения этого вопроса в первую очередь необходимо определить само понятие морфологии, выявить ее задачи, а также определить, что является предметом ее изучения, каковы исторические корни данного вопроса. Затем следует выяснить, что такое местоимение, каково значение этой части речи, какие существуют лексико-семантические разряды местоимений, каковы морфологические нормы употребления и правописания местоимений, случаи их нарушения.

Морфология - учение о частях речи


В любом учебнике или пособии по русскому языку обязательно имеется раздел, посвященный морфологии. Так что же такое морфология, каким образом она соотносится с грамматикой?

В словаре иностранных слов (4) эти термины переводятся с латинского,

на который в свою очередь были переведены с греческого.

Морфология (греч. morphe - форма, logos - слово, понятие, учение).

Грамма (греч. gramma - письменный знак, черта, линия).

Грамматика - раздел языкознания, изучающий строй слова и предложения в языке и состоящий соответственно из двух частей: морфологии и синтаксиса.

Одним из определений понятия морфологии является следующее:

Морфология - раздел науки о языке, в котором изучаются части речи и формы их изменения (7, 67). Другое определение гласит, что морфология является самостоятельным разделом общего учения о грамматическом строе русского языка и непосредственно изучает грамматические классы и разряды слов с присущими им грамматическими значениями и грамматическими формами (2,149).

Сравнив приведенные определения, приходим к выводу, что морфология - это учение о частях речи, словообразовании и словоизменении.

К задачам морфологии относят следующие: 1) оценка слова как единицы грамматической системы русского языка; 2) установление принципов грамматической классификации слов; 3) выявление грамматических классов и разрядов слов на основе указанных принципов; 4) описание общих и частных грамматических значений, свойственных отдельным классам слов, и определение систем (парадигм), реализующих указанные грамматические значения (2, 148).

Таким образом, предметом морфологии является учение о частях речи, а также их функциях в грамматическом строе русского языка.

Из истории вопроса

морфология местоимение русский язык

Исторические корни морфологии уходят во времена М.В. Ломоносова. Одним из первых истоков научной разработки теории частей речи считаются его грамматические воззрения. В своей Российской грамматике (1756) М.В. Ломоносов выделял восемь частей знаменательных:

). имя для называния вещей,

). местоимение для сокращения именований,

). глагол для названия деяний,

). причастие для сокращения соединением имени и глагола в одно речение,

). наречие для краткого изображения обстоятельств,

). предлог для показания принадлежности обстоятельств к вещам или деяниям,

). союз для изображения взаимности наших понятий,

). междометие для краткого выявления движения духа (2, 149).

Современная классификация частей речи выделяет десять классов слов: существительное, местоимение-существительное, прилагательное, числительное, наречие, глагол, предлог, союз, частица, междометье. В качестве самостоятельной части речи в этой классификации выделяется местоимение- существительное (я, ты, мы, вы, он, кто, что, кто-либо, что-либо, и пр.); слова, являющиеся местоимениями-прилагательными (мой, твой, свой, чей, который, и т.д.)


Морфологическая норма


Обратимся теперь к понятию морфологической нормы. Норма в широком смысле слова обозначает правило или руководящее начало. Морфологическая норма регулирует словоизменение и словообразование. При нарушении морфологических норм возникают речевые ошибки, которые связаны с употреблением разных частей речи.

Возникновение ошибок обусловлено, прежде всего, вариативностью норм в области морфологии (там же, 18). В данной работе остановимся на морфологической норме и случаях ее нарушения, связанных с употреблением в речи местоимений.


Местоимение как часть речи


Местоимение отличается от прочих частей речи тем, что не имеет своего постоянного и устойчивого лексического значения; его значение изменчиво и зависит от значения того слова, на которое оно указывает или вместо которого употреблено. Поэтому местоимение можно определить как часть речи, которая передает обобщающее указание на предметы и признаки, но сама их не называет. В этом смысле местоимение определяется как часть речи, выступающая вместо существительного, прилагательного или числительного.

Постоянные - разряд, лицо (у личных);

Непостоянные - падеж, род, число(если есть);

Синтаксическая роль.

К разрядам местоимений в «Курсе современного русского литературного языка» авторов А.М. Финкеля и Н.М. Баженова (5, 353) отнесены следующие:

Личные: я, ты, он, она, оно, мы, вы, они.

Притяжательные: мой, наш, твой, ваш, их, его, ее (в значении притяжательных), свой.

Возвратные местоимения: себя, меня, тебя.

Вопросительные местоимения: кто, что, какой, чей, который, каков, сколько.

Относительные: кто, что, какой, чей, который, каков, сколько (употребляются для связи простых предложений в одно сложное).

Неопределенные: некто, нечто, некоторый, несколько, кое-кто, кто-то, кто- либо, кто-нибудь, кое-какой, какой-то, какой-либо, какой-нибудь, сколько- то, сколько-нибудь.

Отрицательные: никто, ничто, никакой, ничей, некого, нечего.

Указательные: тот, этот, такой, таков, столько.

Определительные: весь, всякий, каждый, сам, самый, любой, иной, другой.

Важно правильное употребление местоимений в речи, для этого необходимо знать морфологические нормы. Ниже будут рассмотрены правила употребления местоимений по различным разрядам, а также ситуации нарушения морфологических норм.


Употребление личных местоимений


Местоимение 3 лица (он, она, оно) обычно заменяет ближайшее к нему

предшествующее существительное в форме того же рода и числа. Иногда эта связь местоимения с существительным определяется смыслом, а не порядком слов, например: Марью Ивановну снарядили, и через несколько дней она отправилась в дорогу с верной Палашей и с верным Савельичем. (А. Пушкин). Не вызывает сомнения, что местоимение она относится к существительному Марья Ивановна.

Иногда неправильное соотношение местоимения с разными словами является источником неясности или двусмысленности, например: Внесены изменения в оба текста; они нуждаются в некоторых уточнениях. Непонятно, нуждаются в уточнениях тексты или добавления? Правильно построить предложение так: Внесены добавления в оба текста, которые нуждаются в некоторых уточнениях.

Местоимение они не должно соотноситься с собирательными числительными, имеющими форму единственного числа. Неправильно: В забастовке участвовало много народу; они требовали повышения зарплаты.

Правильным будет такой вариант: В забастовке участвовало много шахтеров; они требовали повышения зарплаты.

Пропуск личного местоимения 1 и 2 лица в роли подлежащего при сказуемом-глаголе указывает на определенное лицо, придает речи динамичность, ускоряет ее темп, вносит разговорный оттенок. Сравним: Я не согласен! Я не могу! Не согласен! Не могу! В таких конструкциях иногда подчеркивается категоричность: Идите, выполняйте приказание! (К. Симонов)

Наличие подлежащего-местоимения при форме повелительного наклонения может придать высказыванию смягчающий оттенок, например: Ты мне скажи откровенно… ты мне дай совет. (Л.Толстой)

Личное местоимение иногда дублирует имеющееся в предложении подлежащее-существительное. Такое употребление местоимения оправдано в ораторской и поэтической речи: Весь облик Грузии любимой, он стал другим в сознании жить. (Н. Тихонов)

В других случаях такое явление наблюдается в разговорном языке, просторечии, что не является литературной нормой. Часто приходится слышать, как дикторы радио и телевидения допускают языковую небрежность, например: Депутаты Госдумы, они приняли закон в третьем чтении. Наш национальный парк Куршская коса… он требует к себе постоянного внимания ученых и рядовых работников. Евгений Онегин, он был представлен дворянской молодежи. Или еще пример из недавнего выступления премьер-министра М. Касьяна перед журналистами: Соответствующие службы, они, конечно, разберутся…

Нормативной является форма местоимения у нее, например: У нее необыкновенно чарующий голос. Форма у ней придает высказыванию разговорный характер: У ней лились слезы…(К. Федин)

Архаичный или просторечный характер присущ формам: без ней, для ней, от ней и т.п. Например: Стремился избавиться от ней.

В современном языке звук Н добавляется к местоимениям 3 лица, если местоимение стоит после любого из простых предлогов: без, в, для, до, за, из, к, на, над, о, от, по, перед, при, про, с, у, через, а также так же после многих наречных предлогов, т.е. перешедших из наречий: возле, вокруг, впереди, мимо, напротив, около, после, посреди, сзади. Правильно употреблять местоимения так: перед ней, с ней, возле нее, у них, вокруг него, напротив них. Однако часто приходится слышать: у ей ничего нет, стояли около их. Это неправильно. Однако такие предлоги, как внутри, вне употребляются, как правило без вставки начального Н.

Не добавляется Н к местоимениям также после предлогов наречного происхождения, управляемых дательным падежом: вопреки ему, наперекор ей, согласно им, вслед ему, навстречу ей, подобно им, соответственно им, а также благодаря ему.

Не требуют после себя ставки Н также предложные сочетания, состоящие из простого предлога и имени существительного, например: в отношении его, при помощи ее, не в пример им, в противовес ему, по поводу ее, за исключением их, со стороны его, по причине ее, наподобие его, насчет их.

Не добавляется начальное Н к местоимениям, если местоимение стоит после сравнительной степени прилагательного или наречия: старше его, выше его, лучше их.

Если личному местоимению предшествует определительное местоимение весь, то допустимы обе формы: у всех их - у всех них, для всех их - для всех них, за всеми ими - за всеми ними, над всеми ими - над всеми ними.

Личное местоимение вы употребляется для выражения вежливости. В официальных бумагах Вы следует писать с прописной буквы. Иногда неправильно употребляют это местоимение, обращаясь к одному лицу. Например: Вы такие требовательные…(имеется в виду женщина или мужчина). Нужно говорить: Вы такая требовательная , Вы такой требовательный.

При употреблении местоимения вы следует избегать ошибок подобного типа: А вы семейный? Множественное число прилагательного здесь является вульгаризмом. Таким же вульгаризмом является употребление глагола в единственном числе, например: вы сказал…, вы купил… (5, 360). Глагол должен согласовываться с местоимением в числе.

Говоря о местоимении вы, хочется привести стихотворение А.С. Пушкина:



Пустое вы сердечным ты

Она, обмолвясь, заменила,

И все счастливые мечты

В душе влюбленной возбудила.


Пред ней задумчиво стою,

Свести очей с нее нет силы,

Я говорю ей:Как вы милы!

И мыслю:Как тебя люблю!


Из стихотворения видно, как использование местоимения ты снимает нарочито подчеркиваемый налет официальности.


Употребление возвратных и притяжательных местоимений


Возвратное местоимение себя может относиться клюбому из трех грамматических лиц. Если в предложении несколько существительных или местоимений, к которым может относиться местоимение себя, то нередко возникает неясность, например: Комендант велел дворнику отнести вещи жильца к себе. Непонятно, к кому отнести - к коменданту или к дворнику. В таком случае, по мнению Д.Э. Розенталя, местоимение нужно относить к слову, называющему производителя действия, то есть к дворнику (отнести) (4, 215).

Если смысл такого предложения непонятен, то следует избавиться от двузначности, например: Комендант велел, чтобы дворник отнес вещи жильца к себе.

Суффикс -ся в возвратных глаголах исторически восходит к местоимению себя, которое близко по значению к этим распространенная небрежность речи глаголам (5, 361). Например: не расстраивай себя - не рассривайся, освежил себя - освежился. Извиняюсь- чрезвычайно распространенная небрежность речи. Ведь извиняюсь может означать извиняю себя, то есть, например, считаю нормальным, что я вас толкнул. Надо решительно изжить слово извиняюсь, заменить словами извините, простите, виноват.

Положение двузначности, когда смысл предложения не совсем ясен, может возникнуть при употреблении местоимения свой. Оно также может относиться ко всем трем лицам, например: Старший брат попросил младшего подать ему свой инструмент. Непонятно, чей инструмент - старшего или младшего брата. Здесь следует отнести местоимение к младшему брату, как производителю действия., выраженного глаголом подать, с которым связано сочетание свой инструмент.

Возможно синонимическое употребление притяжательных местоимений мой - свой, например: Я предаюсь моим мечтам (А.Пушкин). Я не потерплю в своем доме воров (А.Чехов) (4, 216).

Употребление местоимений мой, твой, наш, ваш вместо местоимения свой подчеркивает связь с соответствующим лицом при противопоставлении: Моей главы коснись твоей рукой (К. Жуковский).

Часто приходится слышать, как вместо притяжательных местоимений его, ее, их употребляют несуществующие в русском языке слова евоный, ейная, ихний, например: евоный начальник, ейная подпись, ихние документы. Следует помнить, что в русском литературном языке таких слов нет.


Употребление определительных местоимений


Местоимения всякий, каждый, любой имеют смысловую близость, но они отличаются друг от друга оттенками значения. У Розенталя Д.Э. находим, что местоимение всякий имеет первое значение разный, самый, разнообразный, всевозможный. Например: всякого рода возможности. Второе значение: какой- либо, какой бы то ни было. Например: Отсутствие всякой системы.

Местоимение всякий содержит оттенок обобщения, указывает на предметы без ограничения их определенным кругом. Так: Всякому растению нужна влага.

Местоимение каждый предполагает такое ограничение. Например: Каждому из посаженных недавно растений нужен еще повседневный уход (4, 216).

Местоимение каждый имеет значение любой из себе подобных, взятый отдельно, один из всех в данном количественно ряду. Например: Зачетная книжка выдается каждому студенту; на каждом шагу; каждые два часа.

Местоимение любой обычно относится к прилагательным, имеет значение какой угодно на выбор. Например: Дайте любой документ; здесь подойдут любые средства. В стилистическом отношении слово любой отмечается как разговорное.

В современном языке при употреблении местоимений сам и самый не существует разграничения. В прежнее время слово сам относилось к одушевленным предметам, а самый - к неодушевленным.

Сейчас в публицистическом стиле чаще употребляется местоимение сам, а не самый. Например: важен сам созыв конференции; само голосование проходило в обстановке острой борьбы.

Допускается использование книжного варианта слова самоё, но предпочтительнее в современном языке употребление слова саму. Например: встретил саму учительницу.

Если есть в предложении возвратное местоимение себя, то местоимение сам может согласовываться в падеже либо с ним, либо с подлежащим, например: Я сам себе удивляюсь - я удивляюсь самому себе; она сама себе противоречит - она противоречит самой себе.

Как отмечается у Л.А. Шевченко, Н.М. Пипченко, использование местоимения сам в значении числительного один в литературном языке не допускается (7, 121). Такие выражения, как я подбирал литературу сам (то есть один), сам сидел дома, являются неправильными.


Употребление неопределенных местоимений


Местоимения что-то, кое-что, что-нибудь, что-либо, нечто, кто-то, кое- кто, кто-нибудь, некто близки по значению, но различаются в смысловых и стилистических оттенках. Местоимение что-то (кто-то) указывает на неизвестное как для говорящего, так и для слушающего. Например: Кто-то звонит по телефону. Что- то не отмечено в данном документе.

Местоимение кое-что (кое-кто) указывает на неизвестное слушающему, но в какой-то степени известное говорящему. Например: Я кое-что скажу по этому вопросу. Различие между местоимениями что-то и что-нибудь (кто-то и кто-нибудь) заключается в том, что частица - то придает значение неизвестно что или кто, а частица - нибудь придает значение безразлично что или кто. Например: Он знает что-то важное. Расскажи что-нибудь о себе. Неопределенные местоимения с частицей -нибудь можно употреблять при глаголе-сказуемом в форме будущего времени, повелительного или сослагательного наклонения, а также в вопросительных предложениях.

Например: Мы обязательно увидим что-нибудь интересное.

Если кто-нибудь будет искать меня, дайте мне знать. Вы что-нибудь ждете от меня? Местоимения с частицей -либо имеет более общее значение по сравнению с местоимениями с частицей -нибудь. Например: Попросить кого-нибудь (одного из неизвестных) - попросить кого-либо (любого из неизвестных).


Приведем несколько коварных примеров:


Неправильно |Правильно |

|Возвратившись из экспедиции, |Капитан, возвратившийся из |

|капитан привез с собою медведя. |экспедиции, привез с собою |

|Он рассказал нам много |медведя и рассказал нам много |

|интересного о своих |интересного о своих |

|приключениях. |приключениях. |

|Волны яростно ударяли о |Волны яростно ударяли о |

|прибрежные камни. С каждым часом|прибрежные камни и с каждым |

|они становились все выше и выш |часом становились все выше и |

|Боясь дождя, рабочие спрятали |Боясь дождя, рабочие спрятали |

|прибывший товар под навес и |прибывший товар под навес и |

|держали его там до тех пор, пока |держали его там до тех пор, пока|

|он не прекратился.(Нелепость) |дождь не прекратился. |

|Неправильно |Правильно |

|Врач предложил больному каждый |Врач предложил больному, чтобы |

|день взвешивать себя. |тот каждый день взвешивал себя. |

|Профессор попросил студента |Профессор попросил студента, |


Из приведенных примеров следует, что неправильное использование местоимений приводит к двусмысленности или нелепостям в тексте. Следует избегать подобных ошибок.


Правописание местоимений


Рассмотрев в данной работе случаи правильного и ошибочного использования в речи местоимений, остановимся на их правописании. Обобщая материал, приведенный в различных пособиях и учебниках по русскому языку, среди основных правил выделим следующие:

При склонении местоимений чей, чья пишется мягкий знак:

Им.п. чей портрет, чья книга

Р.п. чьего портрета, чьей книги

Д.п. чьему портрету, чьей книге и т.д.

Местоимения с приставкой кое- и частицами -то, -либо, -нибудь пишутся через дефис.

В отрицательных местоимениях под ударением пишется частица не, а без ударения - ни. Например: некого спросить, никого не спросить.

В отрицательных местоимениях не и ни являются приставками и пишутся слитно. При наличии предлога не и ни являются частицами и пишутся раздельно. Например: Не у кого спросить; ни с чем нельзя сравнить.

Сочетания никто иной (другой) и ничто иное (другое) употребляются в предложениях, где имеется отрицание. Например: никто иной не мог бы лучше сделать.


Заключение


Итак, опираясь на изученную литературу, в данной работе проделан анализ проблемы, заключающейся в использовании морфологических норм и случаев их нарушения, связанных с употреблением в речи местоимений. С этой целью была выявлена сущность понятия морфологии, определено, как соотносятся морфология и грамматика, каковы задачи морфологии как раздела языкознания, что является предметом ее изучения. В работе приведена историческая справка о первых научных разработках теории частей речи и дана их современная классификация. Дается понятие морфологической нормы, систематизированы случаи ее нарушения при использовании в речи местоимений по их разрядам.

Опираясь на изложенный выше материал, приходим к выводу, что требование точности и ясности изложения, предъявляемое к тексту любого стиля речи возможно лишь при соблюдении определенных норм словоупотребления и правил грамматики. Морфологические нормы употребления в речи местоимений и их соблюдение позволяют избегать двусмысленностей, нелепостей и других речевых ошибок, дают возможность нам изъясняться точно, ясно выражать свои мысли. А умение говорить по-русски правильно необходимо всем, и особенно нам - будущим деловым людям, специалистам в области экономики.


Литература


1. Александров Д.Н. Риторика. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000.

Дудников А.В. Русский язык. - М.: Просвещение, 1974.

Словарь иностранных слов.- М.: Просвещение, 1982.

Розенталь Д.Э. Пишите, пожалуйста, грамотно! Пособие по русскому языку.- М.: Астра, 1996.

Финкель А.М., Баженов Н.М. Курс современного русского литературного языка. - Киев:Радянська школа, 1965.

Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Loading...Loading...