Ромул и Рем: основание Рима. Герои и легенды

Священный город на семи холмах. Основание Рима

Италия... Благословенный Рим... Как гласит известная поговорка, все дороги ведут в Рим. Действительно, куда же могут приводить все дороги государства, если не в его столицу? Это популярное выражение возникло еще в Древнем Риме, который всячески стремился завоевать все ближние и дальние территории, которых только могли достичь его войска. Для возможности быстрого передвижения людей и грузов римляне строили качественные дороги, которые расходились лучами от сердца государства — Рима. По этим «лучикам» в столицу плыли неимоверные богатства, текли реки беженцев, которые оседали в пригороде и благодаря усилию которых город разрастался с неимоверной быстротой.

Рим во времена Средневековья переживал свой расцвет. Но ни тогда, ни гораздо позже его жители понятия не имели, как возник их главный город. Граждане Рима довольствовались древней легендой, которую знал и стар и млад. Сегодня эту легенду знает каждый римский школьник, каждый житель столицы Италии. Ее с большим удовольствием рассказывают гиды, водя экскурсии по улочкам города.

В одном из музеев Рима находится изображение волчицы, выполненное в бронзе. Некоторые ученые пребывают в уверенности, что той волчице не мене двух тысяч лет, во времена Древнего Рима она украшала собой главную площадь древнего города.

Легенда о Ромуле и Реме, а также о волчице, вскормившей их своим молоком

Это случилось в те времена, когда погибла легендарная древняя Троя. Некоторым ее защитникам удалось спастись, они ушли в море. Многие месяцы носили волны утлые суденышки, пока их не прибило к берегу. Измученные люди увидели перед собой покрытые травами, лесами и кустарниками равнины. Солнце в этой земле было теплым, море — ласковым, земля — плодовитой. Это и была Италия, область Лаций. Здесь сын древнего героя Энея построил город и дал ему название Альба-Лонга.

Прошло не одно десятилетие, прежде чем эта история получила дальнейшее развитие. Городом Альба-Лонга из поколения в поколение правили потомки Энея. В описываемое нами время правителем был Нумитор — честный, благородный и добродушный человек. Зато брат его Амулий слыл жестоким, коварным и завистливым. Он во что бы то ни стало хотел свергнуть власть брата своего Нумитора, и в конце концов это ему удалось. Добродушного Нумитора брат не боялся, поэтому ему была сохранена жизнь. Были убиты дети и внуки правителя, а дочь Рею Сильвию вынудили стать весталкой — жрицей богини Весты. Несмотря на это у Реи Сильвии вскоре родились очаровательные мальчики-близнецы. Согласно легенде, их отцом был Марс — бог войны.

Узнав об этом событии, Амулий очень испугался и разгневался, ведь мальчишки, окрепнув, могли отомстить ему за сверженного деда, убиенных родственников и сломанную жизнь матери. По приказу Амулия Рея Сильвия была казнена, а ее новорожденных детей было решено отдать на волю волнам, бросить в Тибр. Сделать это было поручено рабу, который, разместив детей в корзине, оставил ее на берегу реки. Он решил, что с приливом вода поднимется и унесет корзину по реке в море.

Настал прилив, вода поднялась, но корзина не сдвинулась с места, поскольку зацепилась за торчавшую корягу. Когда вода спала, дети выпали на землю. Они промокли, проголодались и стали громко плакать. В то время к реке подошла огромная волчица, чтобы попить воды. Услыхав детский плач, волчица не набросилась на близнецов, а лишь подошла к ним, облизала, обогрела своим дыханием и накормила молоком. Эту картину увидел пастух, пасший неподалеку овечье стадо. Он подобрал детей и воспитал как умел.

Названный отец дал имена малышам. Одного было решено назвать Ромулом, второго Ремом. Братья росли сильными и крепкими. Они занимались охотой, помногу путешествовали по родной земле, заслужили всеобщее расположение местных жителей. Каждый из них постепенно создал себе отряд из единомышленников. К братьям стекались беглые рабы, местные пастухи, бродяги. В одной из стычек с отрядом Амулия Рем попал в плен.

И вот он стоит перед глазами правителя. Старый Амулий был поражен благородным видом простого пастуха и стал расспрашивать о происхождении юноши. Рем на это отвечал: «Мы, Ромул и Рем, — близнецы-братья. Раньше мы считали себя сынами пастуха, но знай же, о правитель, — наше рождение окутано тайной. Наш приемный отец поведал нам, что, будучи совсем маленькими, мы были вскормлены волчицей, на съедение которой были брошены».

Амулий пришел в ужас — неужели это дети Реи Сильвии?

На помощь Рему поспешил его брат Ромул с большим отрядом единомышленников. К ним примыкали люди, которым надоело жестокое правительство Амулия. Вспыхнуло восстание против правителя, власть в стране была возвращена деду близнецов — Нумитору. Сами Ромул и Рем решили поселиться отдельно, для этого было решено построить большой город. Для строительства выбрали территорию, на которой располагались семь холмов, которые могли служить защитой от будущих набегов врагов. Первые постройки появились на Палатинском холме — месте, где братьев нашел пастух.

Пришло время называть город. И вот тут между братьями вспыхнула ссора, каждый из них хотел назвать город своим именем и стать в нем правителем. Было решено спросить подсказки у богов. Для этого братья расселись отдельно друг от друга и стали ожидать знамения в виде полета птиц. Первым птиц увидел Рем — это были коршуны в количестве шести штук. Но тут же мимо Ромула пролетело двенадцать коршунов. Близнецы опять заспорили, кому же из них достанется первенство.

Ромул начал копать глубокий ров, чтобы окружить насыпь, на которой будут строиться стены, окружающие город. Рем, насмехаясь, перескочил сквозь ров и насыпь. Разгневанный Ромул убил брата лопатой и, стоя над его трупом, провозгласил: «Так будет с каждым, кто осмелится переступить стены города Ромула!»

Ромул провел священный обряд основания города, дал ему свое имя, после чего стал его первым рексом — правителем...

Правда это или красивый вымысел? Древнеримские ученые уверяли, что с точностью сумели вычислить время основания Рима. По их мнению, это произошло в 753 году до нашей эры. Сегодня же мы знаем, что не Ромулом и Ремом был построен этот замечательный город, легенда была выдумана одним из древних баснописцев.

Город под названием Альба-Лонга был в действительности. В то время здесь существовал обычай сжигать трупы умерших граждан. Как свидетельствуют археологические раскопки, так же поступали с умершими и жители Палатинского холма. Это подтолкнуло исследователей к мысли, что на холмах поселились именно выходцы из Альба-Лонги. События и образы из легенды находят свое подтверждение в реально происходивших событиях. Но все же это всего лишь красивая легенда, а братья-близнецы — всего лишь мифические герои.

Дальнейший жизненный путь Ромула, уже ставшего правителем города, также является прекрасным мифом.

В предании говорится, что Ромул, став рексом, окружил себя охранниками — ликторами. Поскольку население города было довольно немногочисленно, здесь были рады всем, кто приходил на холмы на поселение, в том числе преступникам и изгнанникам с других земель. Римляне уже тогда были воинственным народом, они совершали сокрушительные набеги на другие города, захватывали пленных, которые становились рабами граждан. Рим прославился как город разбойников и беглецов. Девушки из других городов отказывались выходить замуж за римлян, а собственного женского населения было очень мало.

Тогда хитрый Ромул решил устроить пышные празднества, к которым делались большие приготовления. Гуляния привлекли в город массу людей, многие из гостей прибыли со своими семьями — женами и детьми. Когда внимание зрителей было отвлечено играми на арене, по знаку Ромула в толпу бросились юноши-римляне, каждый из которых схватил на руки девушку и унес в свой дом. Между племенами, подвергшимися подобному позору, и Римом началась долгая кровопролитная война.

Некоторое время спустя к Риму подошли войска сабинян, одного из племен, опозоренного Ромулом. В живописной долине между двумя холмами, где расположился Рим, состоялось сражение между армиями римлян и сабинян. Падали сраженные мечами и стрелами воины, текли реки крови. И тут послышались громкие крики и плач - к сражающимся воинам бежали похищенные когда-то сабинянки, прижимая к груди маленьких детей. Они просили мужчин приостановить вражду, ведь в этой войне с обеих сторон гибли дорогие им люди — отцы, братья, мужья. Мольбы женщин тронули закаленные сердца воинов, враждующие стороны заключили мир. Объединенными племенами сабинян и римлян правили совместно Тит Таций и Ромул...

Слияние нескольких территорий под предводительством Рима происходило на самом деле. Не так быстро, как о том повествует сказание. Для этого требовались даже не десятки, а сотни лет.

Легенда это была, быль или вымысел, но знаменитая во всем мире волчица, вскормившая молоком Ромула и Рема, считается священным животным в современном Риме, так же как и в древние времена.

Рим переживал взлеты и падения. Были времена, когда его влияние ощущалось в разных уголках планеты — Европе, Африке, Азии. Римляне во все времена гордились, что они граждане Рима — уникального города, уникального великого государства.

В наши дни, когда уже нет огромной империи, мы о Риме знаем больше, чем сами древние жители древнего города. Нам на помощь пришла наука, при помощи которой можно узнать многие факты, разгадать многие загадки и тайны древних. Теперь мы можем понять и постичь их великие замыслы, результатом которых и стал Рим — вечный город, история которого еще не добежала своего конца.

Оригинал записи и комментарии на

Легенда римской мифологии гласит, что Ромул и Рем (основатели Рима) - братья близнецы дети Реи Сильвии и бога Марса (хотя в некоторых источникам утверждается, что их отцом был полубог Геракл).

Их мать Рея была дочерью Нумитора, царя Альба-Лонги. Нумитор был свергнут своим младшим братом Амулием, который убил всех наследников мужского пола и заставил Рею стать весталкой и тем самым дать обед целомудрия. Таким образом, он попытался предотвратить рождения от нее потенциальных претендентов на престол. Тем не менее, через четыре года Рея родила двух близнецов Ромула и Рема.

За нарушение обеда безбрачия, как правило, весталка приговаривалась к смерти. Наиболее распространенным смертным приговором считался тот, когда человека хоронили заживо. Тем не менее, Амулий, убоявшись гнева бога-отца Марса, не захотел непосредственно сам испачкать руки в крови Реи и ее детей. Поэтому он заточил Рею в тюрьму, а братьев близнецов приказал положить в корзину и бросить в реку Тибр. Амулий думал, что если дети умрут не от меча, а от природной стихии, то он и его город будут спасены от гнева и наказания богов.

Однако благодаря сериям чудесных совпадений Ромул и Рем были спасены: река прибила корзину с братьями в безопасное место, где их нашла волчица, которая сжалилась над ними и вскормила своим молоком. Также миф гласит, что волчице помогали ухаживать за братьями дятел и чибис.

Затем Ромул и Рем были обнаружены пастухом Фаустулом и его женой, которые воспитали и вырастили их как своих собственных детей. Близнецы, еще не зная своего истинного происхождения, сильно отличались от других пастухов одной чертой, а именно лидерством. И будучи подростками каждый из них приобрел много последователей.

Когда же Ромул и Рем выросли и узнали правду о своем рождении и о том кем они на самом деле являются, они убили Амулия и вернули престол своему деду Нумитору.

Вместо того чтобы ждать смерти Нумитора и унаследовать престол Альба-Лонги братья решили основать свой город.

Ромул хотел построить город на холме Палатин, а Рем предпочел холм Авентин. Они договорились разрешить спор за счет предзнаменования (кто из них больше увидит коршунов на небе со своего холма), но когда каждый из них стал утверждать что другой врет, они поссорились, в результате чего Ромул убил Рема .

Другая версия смерти Рема: спор между братьями был выигран Ромулом, так как он увидел больше коршунов на небе, а именно двенадцать, в отличие от брата, который увидел только шесть. И Ромул провел священную борозду на холме Палатин, а Рем перепрыгнул через нее, тем самым нанес оскорбление основателю города. За что и был убит братом, который при этом произнес: «так погибнут все, кто в будущем перепрыгнет через мою стену ». Это произошло 21 апреля 753 года до н.э. Эта дата и стала считаться датой основания Рима .

Город, который Ромул назвал своим именем, быстро рос и развивался. В Риме находили приют изгнанники, беженцы, преступники и беглые рабы.

Ромул делит своих воинов на легионы. Из остальной части населения он выбирает 100 наиболее знатных и богатых отцов, которых включает в свой совет. Он называет этих людей патриции: они отцы Рима, не только потому, что они заботятся о своих собственных сыновьях, но и потому что они будут заботиться обо всех людях Рима. Это будущие сенаторы. Ромул, таким образом, вводит в действие систему правления (появляется сенат).

Благодаря божественной милости и вдохновенному руководству Ромула, Рим стал доминирующей силой и одним из самых величайших городов древности.

Жизнь Ромула закончилась на 38-у году его правления. Это связывают со сверхъестественным исчезновением и вознесением его в боги. Также существует версия, что в Сенате был заговор, в результате которого и был убит Ромул.

Живопись эпохи барокко
Картина фламандского живописца Питера Пауля Рубенса «Ромул и Рем с волчицей». Размер картины 210 x 212 см, холст, масло. Летописное предание о первом царе римлян Ромуле (Romulus) и его брате Реме (Remus) сводится к следующему. У альбанского царя Проки было 2 сына – Нумитор и Амулий. После смерти Проки престол должен быть достаться старшему, Нумитору, но Амулий силой овладел престолом, убил сына Нумитора, а дочь его, Рею Сильвию, отдал в жрицы Весты. Однажды Рея пошла в рощу за водой для храма, но встретила там волка и в испуге скрылась в пещеру, где ей предстал бог Марс. Вместе с тем погасло солнце, воцарилась темнота и девушка зачала. Когда родилось у нее двое близнецов, Веста разгневалась, алтарь ее задрожал и огонь покрылся золой; Амулий приказал утопить, вместе с детьми, весталку, нарушившую обет целомудрия. Но бог реки Тибра сжалился над Реей и сделал ее своей женой, а корыто с детьми было отнесено волнами на луг, залитый разлившейся рекой, и когда река вошла в берега, пристало к берегу возле смоковницы, у подножия Палатина. В это время волчица пришла к реке утолить жажду; услышав детский плач, она перенесла подкинутых младенцев в пещеру и накормила своим молоком. В пещере волчицы прошли первые дни их детства: волчица исполняла по отношению к ним обязанности матери, дятел и чибис приносили им пищу и оберегали от всякой беды. Однажды на это место пришли пастухи: волчица убежала и дети достались царскому пастуху Фавстулу, который с женой своей Аккой Ларенцией, взялся воспитать их; один из близнецов был назван Ромулом, другой – Ремом.

С этих пор началась пастушеская жизнь Ромула и Рема; они построили себе на соседнем холме соломенные хижины и пасли свои стада. Среди своих сверстников Ромул и Рем отличались мужеством, умом, красотой и благородством, обличавшими их высокое происхождение. Однажды завязалась драка между пастухами братьев-близнецов и Нумитора, стада которого паслись на Авентине. Пастухи Нумитора принуждены были уступить, но в свою очередь устроили засаду Рему в праздник Луперкалий, когда нагие пастухи совершали бег, установленный обрядом праздника, и, приведя его в Альбу, передали Нумитору. Тогда Фавстул сообщил Ромулу все, что знал о происхождении его и брата. Ромул, во главе своих товарищей (квинктилиев), проник в царский дворец, убил Амулия и восстановил на престоле законного царя Нумитора, который признал в Ромуле и Реме своих внуков. Вскоре после этого юноши задумали на месте своей второй родины основать город; но при этом братья были не согласны насчет того, чьим именем назвать город и какое место избрать для поселения – Палатин, за который стоял Ромул, или Авентин, который предпочитал Рем. Решили прибегнуть к гаданию по полету птиц.

Ранним утром вещие птицы пронеслись стаей над Палатином. Ромул победил и возложил на себя знаки царской власти. Тотчас началась постройка города, и был проведен померий, со рвом и стеной. Оскорбленный Рем вздумал перепрыгнуть, в насмешку, через невысокую стену нового города, но за это, как нарушитель святости границ, был убит Ромулом (по другому сказанию, Рем был убит Целером или Ромулом в разгаре спора о первенстве при постройке города). В городе появилась моровая язва, миновавшая лишь тогда, когда Ромул умилостивил тень брата, поставив для него трон рядом со своим и установив в память его праздник усопших – Lemuria. Памятниками древнего города, имевшими отношение к жизни его основателей, были руминальская смоковница (ficus Ruminalis), украшенная в 296 году до нашей эры медной статуей волчицы, кормящей близнецов Ромула и Рема, Луперкальский грот, хижина Ромула (casa Romuli) на Палатине (была и другая хижина Ромула, на Капитолии, близ Curia Calabra), священное дерево (Корнелиева вишня), выросшее из копья, которое Ромул пустил с Авентина на Палатин, и существовавшее до времен Калигулы, могила Акки Ларенции на Велабруме, черный камень на комиции – предполагаемая гробница Ромула или Фавстула.

Город, основанный Ромулом, заселился скоро. Чтобы привлечь как можно больше жителей, Ромул принимал к себе рабов и беглых. Местопребыванием пришельцев была роща Капитолийского холма или, точнее, место inter duos lucos. Так как первоначальное население Рима состояло из одних мужчин, Ромул решил заключить союз с соседними народами, но они отнеслись к его мысли с недоброжелательством и насмешкой. Тогда Ромул назначил в честь Конса торжественный праздник (Consualia) и пригласил к участию в нем соседей. Приглашенные явились с женами и детьми. В то время, как зрители были заняты происходившими состязаниями, римляне, по данному сигналу, бросились на девушек и сделали их своими женами. Оскорбленные племена двинулись войной на римлян; но одни за другими были побеждены жители латинских городов Ценины, Крустумерия и Антемн, а также сабиняне, под начальством Тита Тация. При осаде города сабинянами, Тарпея, дочь начальника капитолийской крепости, впустила неприятелей в город, выговорив себе в награду то, что они носили на левой руке (она подразумевала запястья и кольца); когда сабиняне проникли в крепость, они забросали ее запястьями и щитами, которые носили на левой руке, и таким образом умертвили; в память ее западный склон капитолийского холма был назван Тарпейской скалой. Сабинянки, с новорожденными детьми, бросились в ряды сражающихся, чтобы разнять их. Был заключен мир и вечный союз, на условии совместного правления Ромула и Тита Тация; народ, образовавшийся из слияния сабинян с римлянами, был назван квиритами.

В воспоминание того, что женщины спасли Рим, был установлен праздник Matronalia; кроме того, Ромул даровал женщинам некоторые права и почетные преимущества. При встрече с матроной, ей уступали дорогу; виновные в оскорблении женщины привлекались к суду; разводящийся с женой, по каким бы то ни было причинам, отдавал ей половину имущества. Правление двух царей продолжалось недолго: при столкновении с жителями Лаврента, Таций был убит, за нарушение международного права. Ромул правил 37 лет справедливо и кротко. Его считали основателем ауспиций и первым авгуром, а следовательно, и установителем той религиозной основы, на которой покоились первоначальные государственные учреждения Рима. Ромулу же приписывали разделение народа на 3 трибы и 30 курий, установление отношения клиентелы, учреждение Сената, как совещательного органа при царе, и организацию 3-х центурий всадников (Celeres). Успех военных действий против Фиден и Вейев настолько поднял авторитет Рима, что мир, заключенный с этими городами, сохранялся еще 40 лет после смерти Ромула. О смерти Ромула предание гласило так: однажды он устроил большой смотр на Марсовом поле. Вдруг поднялся вихрь, с громом и молнией, солнце затмилось – и в это время Ромул вознесся на конях Марса на небо. Когда народ, разбежавшийся при наступлении бури, снова явился на Марсово поле, трон царя был пуст. Тогда все поняли, что царь их был богом и вновь обрел бессмертие. В подтверждение этого Ромул явился во сне пользовавшемуся всеобщим уважением римскому поселянину Прокулу Юлию и приказал ему передать римлянам, что он возвратился к небожителям и, как бог Квирин, будет править своим народом.

Легенда о рождении Ромула и Рема

Капитолийская волчица, кормящая младенцев Ромула и Рема

Римская легендарная история рассказывает о братьях Ромуле и Реме и происхождении Рима так. Царь города Альба-Лонги, дед Ромула и Рема, Нумитор, потомок Энея и его сына Юла, был свергнут с престола братом, Амулием; дочь Нумитора Рея Сильвия была сделана весталкою для того, чтобы не могла она выйти замуж и иметь детей. Но однажды, пошедши за водой, девственная жрица Весты была застигнута в священной пещере Марсом, который был у италийских народов богом не только войны, но и оплодотворения; когда она при разных знамениях и чудесах родила близнецов Ромула и Рема, Амулий велел утопить ее в Тибре. (Рея Сильвия значит «обвиненная» или «посвященная Богу» девушка, или женщина из царской фамилии Сильвиев). Бог реки Тибра принял ее с любовью, и она сделалась его женою. Близнецы Ромул и Рем тоже были брошены в реку; но Тибр, бывший тогда в разливе, принес к подошве Палатинского холма колыбель, в которой они были пущены на воду; колыбель остановилась у берега под руминальской смоковницей близ священной пещеры Луперка. Там волчица бога Марса кормила малюток Ромула и Рема своим молоком, пока нашел их Фавстул, смотритель царских стад; он отдал их своей жене Акке Ларенции, и та выкормила их. Ромул и Рем росли пастухами и выросли такие прекрасные и сильные, что все товарищи слушались их.

Основание Рима Ромулом

По случаю ссоры между пастухами Амулия и Нумитора было узнано, кто они; услышав о своем происхождении, Ромул и Рем возвратили своему деду Нумитору царскую власть в Альбалонге и решили основать новый город на одном из семи холмов у Тибра в той местности, где были спасены и выросли между пастухами. Прежние товарищи Ромула и Рема, пастухи соседней местности, присоединились к ним. Но по вопросу о том, на каком холме основать город и чьим именем назвать его, произошел спор между братьями; Рем хотел основать город на Авентинском холме, а Ромул – на Палатинском.

Ромул и Рем. Картина Рубенса, 1616–1616

Наконец они согласились предоставить решение богам, вопросить их наблюдением полета птиц. Ромул и Рем пошли каждый на свой холм и, совершив священные обряды, молча ждали с товарищами своими небесных знамений всю ночь. Когда солнце уже восходило на краю неба, Рем увидел шесть коршунов, и тотчас же вслед за тем. Ромул увидел двенадцать коршунов; товарищи Ромула провозгласили, что дело решено богами в его пользу, и за ним было признано право основать город и дать ему имя. Он основал у левого берега Тибра город на Палатинском холме, где издавна имели жилища латинские пастухи и где совершали они сельские праздники в честь своих богов, дававших земле плодородие. По своему имени Ромул назвал новый город Roma. Он провел борозду, обозначавшую границы города, сама борозда показывала место, где будет ров, а возвышение, образуемое землею из борозды, показывало место, где будет вал. Ромул провел и границу померия, священной полосы, которая по древнему обычаю, должна была оставаться между строениями города и его стеною; освятил померий. Рем, раздраженный против брата, перепрыгнул в насмешку над ним через стену города, которая на первый раз была построена очень невысокая; за это Ромул убил, его и воскликнул: «так пусть будет со всяким, кто отважится перейти чрез эти стены». Чтобы примирить с собою тень убитого брата, Ромул установил праздник Лемурий в честь усопших.

Легенды о Ромуле, Реме и происхождении Рима имеют тесную связь с праздниками и богослужением» римской старины: так например, днем основания Рима считалось 21 апреля, день праздника Палилий, совершавшегося в честь Палесы, богини-покровительницы городского округа Рима. Другая легенда говорит, что Ромул сделал новооснованный город убежищем для изгнанников и что это привлекло в Рим новых поселенцев, людей, бежавших, или изгнанных из родины; это сказание возникло из того, что между двумя рощами, находившимися на Тарпейском холме, существовало убежище (азиль). В Риме был праздник луперкалий (волчий праздник); его совершали у подошвы Палатинского холма; он имел сельский характер патриархальной простоты и грубой шутливости; без сомнения, он был остатком тех времен легендарных времён Ромула, когда пастухи, разбойники, дикие звери и волны Тибра боролись между собою у колыбели будущего великого города.

Похищение сабинянок

Рим был основан одними только мужчинами, продолжает легенда; соседние племена не хотели отдавать девушек за этих беглецов и с насмешкой отвергали их свадебные предложения; Ромул вздумал обманом и насилием добыть своим сподвижникам жен, которых не давали им по доброму согласию. Он устроил праздник в честь бога Конса (Консуалии) и пригласил на него соседей. Они сошлись с женами и детьми. Но в то время, как они беззаботно смотрели на военные игры, римляне по данному Ромулом знаку бросились на них и похитили девушек. Отцы и матери убежали, воссылая богам жалобы на нарушение законов гостеприимства; сердились сначала и девушки, но ласки мужей мало-помалу смягчили их гнев.

Похищение сабинянок. Картина Николя Пуссена, 1634–1635

Оскорбленные племена решили отмстить Ромулу и римлянам. Жители трех латинских городов, Ценины, Крустумерия и Антемн, пошли на Рим, не дожидаясь сабинян. Римляне разбили их порознь. Ромул убил ценинского царя Акрона, повесил его доспехи в храме Юпитера Феретрия и отпраздновал первый триумф в предзнаменование того, что Рим будет побеждать всех врагов своих. После того пошли на Ромула сабиняне под предводительством куресского царя Тита Тация. Посредством хитрости они овладели крепостью Капитолийского холма: Тарпея, дочь начальника крепости, обольстилась золотыми уборами сабинян и отворила им ворота, условившись с ними о награде. Условие было такое: они дадут ей «то, что носят на левой руке». Она понимала под этими словами золотые браслеты сабинян; но они вместе с этими уборами стали бросать на нее свои щиты, под тяжестью которых она умерла. Так она получила смерть за измену. С той поры утес, образующий западную сторону Капитолийского холма, стал называться Тарпейскою скалою; впоследствии с этой скалы были низвергаемы преступники. Сабиняне и римляне, предводительствуемые Ромулом, долго сражались с переменным счастьем на болотистой низменности между Капитолийским и Палатинским холмами, где впоследствии был римский форум. Наконец римляне были побеждены, обратились в бегство, но Ромул дал обет построить храм Юпитеру Останавливателю (Jupiter Stator), и бегущие римляне остановились. Битва на низменности закипела вновь, и победа колебалась, когда вдруг отворились ворота Рима; похищенные сабинянки с распущенными волосами и в разорванных одеждах бросились между сражающимися, умоляя их прекратить битву. Они заключили мир и вечный союз, постановили, что римляне и сабиняне соединяются в одно государство, что сабинский царь Тит Таций будет править государством и начальствовать войском вместе с Ромулом, что все храмы обоих народов будут общие для них и что римляне присоединят к своему имени название квиритов (по мнению римлян позднейших времен слово «квириты» происходило от имени города Курес). Таким образом женщины спасли Рим. В воспоминание об этом подвиге их, о том, что они примирили враждующие народы, Ромул установил праздник Матроналий и дал женщинам много почетных прав.

Сабинянки, останавливающие битву между римлянами и сабинянами. Картина Жака-Луи Давида, 1799

Курии, на который делились римские полноправные граждане, были названы именами похищенных сабинянок, возведенных таким образом в сан родоначальниц римско‑сабинских патрициев. Жены были освобождены от всякой домашней службы, кроме прядения шерсти и тканья. Ромул сверх того постановил, что при встрече с матроной мужчина должен уступать ей дорогу; что оскорбивший женщину, делом или неприличными словами подвергается наказанию; что если гражданин отсылает от себя жену, невиновную ни в нарушении верности, ни в намерении отравить его, ни в воровстве, то половина его имущества отдается жене, а другая храму Цереры. – Как в других эпизодах легенды о Ромуле и основании Рима, так и в рассказе о похищении сабинянок древние религиозные обычаи похищения невест и бракосочетания были соединены в одно целое с теми историческими фактами, что на Квиринальском и Капитолийском холмах существовало сабинское поселение, а на Палатинском холме было поселение, называвшееся Римом, и что эти два поселения слились в одно. Рассказ о похищении земляками Ромула сабинянок проще всего объясняется, по замечанию Ине, обрядами римской свадьбы: «жених как будто силой уводил невесту из дома её родных; ее провожали в новое жилище трое юношей; жених переносил её через порог; когда причесывали волоса её, то делали пробор острием копья. Римская девушка выходила замуж как будто по принуждению и делала вид, что она огорчена».

Отражение в легенде о Ромуле подлинных исторических событий

В легендарных сказаниях об основании Рима Ромулом, которые развивались в течение веков прежде, чем были записаны, прикрыт поэзиею тот исторический факт, что латинское поселение, находившееся на Палатинском холме, вступило в союз, а потом соединилось в одну общину с сабинским поселением, находившемся на Квиринальском и Капитолийском холмах, что латины Ромула и сабиняне соединились в одно государство на равных правах. Об этом факте свидетельствует и предание, что Ромул разделил народ на три трибы, т. е. на три племени; имена триб были: Рамны, Тиции, Луцеры. Рамны, без сомнения, были латины Палатинского поселения, тиции – сабиняне Тита Тация; но о том, кто были луцеры, ученые думают неодинаково. По мнению одних, это были этруски, имевшие поселение на Целийском холме и соединившееся с латинами и сабинянами на равных правах позже соединения этих двух племен между собою; другие полагают, что на Целийском холме поселились латины из Альбалонги, так что луцеры были латины. Моммзен думает, что в древнейшем разделении народа Ромулом на три трибы сохранился след происхождения Рима из слияния трех поселений, прежде бывших, вероятно, независимыми; жители этих поселений рамны, тиции, луцеры имели прежде каждые свой особый округ. Таким образом, Рим эпохи Ромула произошел подобно тому, как возникли в Аттике Афины: жители разных округов соединились в один город. Основной элемент составляли, по мнению Моммзена, сабиняне; к ним, вероятно, присоединились переселенцы из других сабелльских племен; население города на Палатинском холме было сабинское; впоследствии с «городом семи холмов» соединилось поселение римлян, бывшее на Квиринале. Но остается темно, по мнению Моммзена, кто были луцеры; достоверным кажется то, что община, жившая на Целийском холме, первоначально находилась в менее тесных отношениях к римлянам и сабинянам, чем находились они друг к другу; быть может, она была сначала подчинена им и только уже впоследствии получила политическую равноправность. Племена, из которых составилась римская община в легендарную эпоху Ромула, имели одинаковые государственные учреждения, одинаковые обычаи, религиозные понятия и обряды; они привыкли быть в соседских отношениях между собою; вероятно, заключали между собою договоры, что граждане одного поселения могут приобретать в другом собственность. Вероятно, брачные союзы между ними были равноправные; конечно между ними был союз гостеприимства; все это должно было содействовать тому, что они довольно скоро соединились в одну общину. Слияние разных племен в одно неразрывное целое легенда о Ромуле характеризует рассказом о символическом обряде: переселенцы, основывавшие Рим, принесли с собою куски земли и первые плоды из родных мест, выкопали яму и бросили их туда в знак того, что каждый будет иметь теперь в новом городе Ромула свою родную землю и переносить на него все те чувства привязанности, какие имел к родине. Яма эта называлась mundus. Новейшие ученые считают ошибочным то мнение, что в ту эпоху, которую предание связывает с именем Ромула, были две независимые общины: римская на Палатинском холме и квиритская в Куресе и что, когда куресская община вошла в состав римской, то имя её жителей «квириты» вытеснило из богослужебного и юридического языка имя римлян, принадлежавшее Палатинской общине. Теперь полагают, что название «квириты» значит «копьеносцы» и что оно было почетным именем военного сословия в отличие от всего состава римского населения.

Правление Ромула в Риме

Время правления двух царей – Ромула и Тита Тация – было непродолжительно. Тит Таций, человек жестокий, был, на народном празднике в Лавинии, убит жителями Лаврента, которых обидел тем, что не позволил им мстить за кровь его родственникам, виновным в убийстве. Его похоронили в лавровой роще Авентинского холма. Ромул остался царем один, и правил, как говорит легенда, справедливо и кротко; уважал мнения сената, чтил богов и знамения воли их, устроил войско, составил отряд всадников. Ромул счастливо воевал с городом Фиденами, который, благодаря своему положению на левом берегу Тибра, выше Рима, служил для жителей могущественного этрусского города Вей главным пограничным оплотом против Лациума. В одном победоносном сражении римляне, по преданию, перебили 14 тысяч вейентов, и половина из них была убита Ромулом собственноручно. Молодое римское государство, в правление храброго Ромула привело соседей в такой страх, что еще 40 лет после его смерти, во все время царствования Нумы Помпилия, никто не отваживался нападать на Рим.

Ромул дал Риму благоустройство, сделал его сильным государством. Он царствовал со славою тридцать семь лет (1–38 от основания Рима, или 753–716 до Р. Х.) и внезапно исчез из среды людей. Во время смотра на Марсовом поле поднялась гроза; при грохоте грома и блеске молнии Ромул был вознесен на колеснице Марсом на небо вести вечную блаженную жизнь с бессмертными богами. Народ, т. е. община римских копьеносцев (квиритов), стала чтить Ромула, как бога, под именем Квирина, по полученному от него самого повелению. Таким образом служение Марсу стало основою единства двух племен, слившихся в римскую общину.

Ромул, как олицетворение римского мужества

Ромул и второй римский царь Нума Помпилий являлись легендарными олицетворениями тех видов деятельности, которыми было положено прочное основание будущему Риму. В Ромуле олицетворялось мужество, в Нуме – уважение к богам. Эти два качества считались в древности двумя коренными гражданскими добродетелями; они были необходимы для Рима, из них развилось могущество этого города, самое имя которого значит «сила» (Roma). Потому легенда и поставила в начале истории Рима военного царя Ромула и его преемника, мирного царя, установителя богобоязненности, Нуму, сделала основателями государства представителей коренных сил его.

Литература о Ромуле

Тит Ливий. История от основания города, I

Плутарх. Сравнительные жизнеописания. Жизнь Ромула, Нумы Помпилия, Камилла

Альба Лонга и ее цари. После смерти Энея правителем Лавинии стал его сын Юл. Шло время. Население города росло и росло. Тогда решил Юл найти хорошее место и построить еще один город, свой собственный. И вот у подножия Альбанской горы заложил он новое поселение, которое протянулось вдоль горного хребта и получило название Альба Лонга (“Длинная Альба”). Стали в ней править потомки Юла, и спокойно длилось их царствование год за годом, десятилетие за десятилетием.

Триста лет прошло с той поры, как Эней прибыл в Италию. В Альба Лонге правил в это время царь по имени Нумитор. По обычаю, получил он власть после смерти отца. Но был у него младший брат Амулий, человек жестокий и коварный. Завидовал он Нумитору и сам хотел стать царем. В конце концов ему удалось свергнуть брата и захватить престол. Сам Нумитор не стал бы затевать борьбу за власть, но у него подрастали сыновья, которые могли потребовать возвращения им власти, коварно отнятой у отца. Истребил Амулий всех сыновей брата, а его дочь, Рею Сильвию, сделал весталкой, чтобы не могла она завести семью и детей: ведь ее сыновья тоже имели бы право на власть.

Рождение Ромула и Рема. Но все вышло не так, как хотелось коварному Амулию. Родила Сильвия двух мальчиков-близнецов, а на вопрос, кто их отец, ответила: “Грозный Марс, бог войны”. Рассвирепел Амулий и приказал своим рабам положить детей в корзину и бросить в реку, а Рею Сильвию — заковать в цепи и заточить в темницу.

Все исполнили рабы так, как велел жестокий царь. Но не утонула корзина с мальчиками, медленно поплыла она по волнам и через некоторое время прибилась к берегу. Громко плакали в ней дети: начал их мучить голод. На этот плач прибежала из леса волчица. Она облизала малышей, а потом накормила своим молоком. Но у нее были волчата, и близнецам молока не хватало. Тогда их начал подкармливать лесными ягодами пестрый дятел. Так заботился о своих сыновьях Марс: ведь и дятел, и волчица были посвященными ему животными. А вскоре нашел малышей добрый пастух Фаустул, забрал в свою хижину и растил, как собственных детей. Назвали мальчиков Ромул и Рем.

Капитолийская волчица

Ромул и Рем возвращают власть своему деду. Шли годы. Выросли близнецы, стали сильными и красивыми юношами. Они пасли стада, загорали под палящим солнцем, занимались физическими упражнениями; во всем можно было положиться на них. Часто доказывали они свою с илу и ловкость и в мирных состязаниях, и в схватках с нападавшими на стада разбойниками. Скот, который пасли Ромул, Рем и другие пастухи, принадлежал Амулию. У его брата Нумитора, который был еще жив, тоже были свои стада и свои пастухи. И вот однажды завязалась между ними драка. Пастухам Нумитора удалось схватить Рема, связать его и доставить к хозяину. Увидел Нумитор Рема, и почему-то дрогнуло его сердце. Ласково стал он расспрашивать юношу о его детстве, отце — и рассказал тот все, что слышал от Фаустула.

Понял Нумитор, что судьба вернула ему внуков. Позвали Ромула, и узнали юноши от деда тайну своего рождения. Решили они покарать Амулия. Дело было правое; ненавистного всем тирана они вскоре свергли и убили. Снова их дед стал правителем. Мать Ромула и Рема к тому времени умерла в темнице, ничто не держало их в Альба Лонге. В память о своем чудесном спасении решили они основать новый город, на том самом месте, где их когда-то нашел Фаустул — на холмах вблизи реки Тибр.

Основание Рима. Пришли братья на холмы, стали выбирать, на каком именно начинать строительство. Ромулу больше нравился Палатинский, Рему — Аветинский. Решили они сесть каждый на свой холм и ждать божественного знамения. Скоро увидел Рем, что кружат над его холмом шесть коршунов, обрадовался: “Мне боги велят основать город! Он будет носить мое имя!” Но в этот момент появились коршуны и над Ромулом, и не шесть, а целых двенадцать! Все сочли такое знамение более благоприятным.

По обычаю, нужно было запрячь в плуг быков и пропахать борозду вдоль будущих стен; и если будут правильно совершены все обряды — никакой враг никогда не переступит черты, не войдет в город. Приступил Ромул к совершению обрядов. Мрачно смотрел на это Рем; досадно было ему, что на Палатине, а не на Авентине возникает город. Все больше и больше распалялся он яростью, и, наконец, в бешенстве воскликнул: “Да через эти стены переступит даже младенец!” и несколько раз переступил борозду с одной стороны на другую.

Безрассудным и греховным был этот поступок: ведь Ромул отвечал за судьбу нового города и обязан был отомстить за его поношение. Страшное дело свершилось: выполняя свой долг перед гражданами будущего города, схватил Ромул меч и заколол брата со словами: “Да погибнет так каждый, кто осмелится насилием нарушить границы моего города!” Затем Ромул завершил обряды и назвал город своим именем — Рома, город Ромула (по-русски, Рим).

Похищение сабинянок. Город возник, но жить в нем было некому; стал Ромул приглашать в него всех желающих. Много пришло туда народу, да вот беда — не оказалось среди них женщин! А какой дом может существовать без хозяйки? Решил Ромул добыть жен для жителей своего города. Однако слава у Рима была дурная — собирались в город разные люди, среди них и грабители, и преступники, и бродяги. Никто не хотел отдавать своих дочерей таким людям в жены. Тогда Ромул объявил, что устраивает большие торжества с играми и гуляниями, и разослал приглашения всем соседям. Много гостей собралось в Риме. Больше всего среди гостей оказалось сабинян. Женщины этого племени славились своей красотой. Прямо на улицах накрыли столы, вынесли сосуды с вином — и пошло веселье! Потом все перешли на поле, где должны были проходить игры.

И тут Ромул снял с себя красный плащ, а потом опять надел его: так он подал условный знак своим людям. Как стая коршунов, набросились они на женщин, пришедших на празднество вместе с отцами и мужьями, стали хватать их и утаскивать домой как военную добычу. Растерялись мужчины-гости: нападения они не ждали, оружия с собой не взяли, поэтому и сопротивления оказать не смогли. Разбежались они, оставив женщин в руках победителей. Так каждый житель Рима и приобрел себе жену; вскоре появились в новом городе первые дети.

Война Рима с соседями. Оскорбленные и пострадавшие соседи не могли смириться со случившимся. Объединили они свои силы и пошли на Рим войной. Во главе встало племя сабинян: среди похищенных больше всего оказалось женщин этого племени. Даже Ромул взял себе в жены сабинянку. Предводителем войска стал царь Тит Таций. Вторглось оно в римские земли, стало разорять их беспощадно. Только Рим взять не удавалось. И тогда решили подкупить какую-нибудь женщину, чтобы она тайно впустила отряды в город. Нашли такую — по имени Тарпея. Каждый сабинский воин пообещал дать ей то, что носит на левой руке. Думала предательница про золотые браслеты, но кроме них, носили сабиняне на левой руке тяжелые щиты. И входя в город, бросали вероломной женщине браслет, а вслед — щит. Так и погибла она под “подарками”.

Ворвались сабиняне в город, стали разбегаться во все стороны растерянные римляне. Лишь молитва Ромула, обращенная к Юпитеру, позволила остановить бегство. Началось решающее сражение.

Ромул и Таций заключают мир. Но в разгар боя появились на поле сабинские женщины. Не могли они перенести того, что на одной стороне гибнут их отцы и братья, а на другой — мужья; в траурных платьях, с распущенными волосами, прижимая к себе детей, стали они посреди поля и заголосили: “Не хотим мы терять ни отцов, ни мужей! Лучше обратите гнев против нас! Ведь это мы — причина войны!”

Образумились сражающиеся, опустили оружие. Вышли навстречу друг другу Ромул и Таций и заключили мир. Объединились два народа, поселились вместе, и стали править ими два царя; когда же умер Таций, обоими народами стал править Ромул.

Долго правил он, и возрастала слава Рима. Однажды проводил Ромул смотр войск, и вдруг разразилась сильная гроза; загремел гром, засверкали молнии, окутала землю тьма. А когда она рассеялась, обнаружили римляне, что их царь исчез,— исполнив предначертанное судьбой, покинул Ромул землю и был вознесен на небо. С того дня римляне чтили Ромула как своего бога-покровителя под именем Квирина, а себя называли квиритами.

Loading...Loading...