Платон афинский атлантида. Атлантида: красивая легенда или реальность? Лемурия и Атлантида

Атлантида Платона

Прежде чем перейти к изучению различных теорий об Атлантиде, нам нужно вернуться к началу и узнать происхождение самой идеи о погибшем континенте.

Большинство людей придерживается мнения, что Атлантида имеет какое-то отношение к греческим мифам и легендам, но это верно лишь отчасти. История об Атлантиде действительно уходит корнями в мир Древней Греции, но, строго говоря, не относится к мифам и легендам, таким, как история о Ясоне и аргонавтах или о Тезее и Минотавре (см. «Вступление» в разделе «Легендарная история»). Такие легенды были своего рода «общественной собственностью» древних греков; век за веком они формировались и совершенствовались усилиями поэтов, драматургов и рассказчиков. Детали могли различаться, но темы и главные герои были частью общего наследия, восходившего к временам бронзового века. История Атлантиды представляет совершенно иной случай, поскольку здесь мы имеем свидетельство лишь одного человека: афинского философа Платона (427-347 гг. до н. э.). Впоследствии другие греческие авторы обсуждали тему Атлантиды, но их идеи явно вторичны по отношению к Платону.

Дав описание Атлантиды в двух коротких диалогах, Платон не опирался на обычную древнегреческую традицию. Источником сведений об Атлантиде был его дальний родственник, политик и поэт Солон (около 615-535 гг. до н. э.). Солон много путешествовал по Средиземноморью и бывал в Египте. Имея репутацию выдающегося и ученого человека, Солон смог побеседовать с жрецами священного города Саис в дельте Нила. Согласно Платону, Солон расспрашивал их о «старинных вещах», наиболее древних преданиях, включенных в их летописи, и жрецы поведали ему довольно невероятную историю.

Сначала они посмеялись над легендами, представленными Соло-ном как наиболее древние знания греков о происхождении человечества. «Ах Солон, Солон, – сказали они, – вы, эллины, вечно остаетесь детьми, и нет среди эллинов старца!» Жрецы похвалялись тем, что история Египта началась за тысячи лет до зарождения древнегреческой цивилизации; их каста существует не менее восьми тысячелетий, и они хранят воспоминания о событиях, происходивших еще раньше. По их словам, девять тысяч лет назад (то есть примерно 9570 г. до н. э.) уже существовал великий город Афины, который нынешние греки едва ли могли помнить из-за неоднократных катастроф. В то далекое время Афинами управляло сообщество воинов, презиравших богатство и насаждавших простой, общинный образ жизни. Афины успешно возглавляли борьбу народов Европы с вторжением сил тиранического режима, господствовавшего в империи атлантов.

Атлантида была островным государством, расположенным на западе, за Геркулесовыми Столбами (Гибралтарский пролив). Им правила коалиция «царей», ведущих свой род от бога моря Посейдона. Верховный правитель считался потомком старшего сына Посейдона, Атласа, который дал свое имя самому острову и Атлантическому океану. Некогда атланты были почти богоподобными людьми, чистыми сердцем и душой, но по мере того, как иссякала доля божественной крови, среди них распространялись алчность и пороки. Они уже владели огромной империей, простиравшейся от центральной Италии в Европе до границ Египта в Африке, но теперь решили поработить остальной мир Средиземноморья. Они совершили нападение, но афиняне, хотя и оставленные своими союзниками, смогли одержать победу.

Когда война подходила к концу, боги держали совет, на котором решили наказать атлантов за их гордыню. «Пришел срок для невиданных землетрясений и наводнений, – писал Платон, – за одни ужасные сутки… Атлантида исчезла, погрузившись в пучину» . Во время той же катастрофы афинская армия, все еще продолжавшая военную кампанию, исчезла в разверзшихся недрах земли.

В платоновском диалоге «Критий» содержится подробное описание общества атлантов. Остров был настоящим раем на земле, где имелись все природные ресурсы: обилие пресной воды, руды различных металлов, богатая растительность, употреблявшаяся в пищу или для создания благовоний, а также бесчисленные стада животных, включая слонов. Все, чего не хватало на острове, восполнялось за счет заморских владений империи. В результате правители Атлантиды «скопили такие богатства, каких никогда не было ни у одной царской династии в прошлом и едва ли будут когда-нибудь еще» .

Каждый правитель имел собственный город, но величайший из них, столица Атлантиды, был метрополией империи, управляемой потомками Атласа. Сам Посейдон основал его, вырезав ряд концентрических колец, наполненных водой, которые окружали город и защищали его. Следующие правители усовершенствовали план города, прорыв огромный подземный тоннель, проходивший через кольца суши и круговые каналы и соединявший их с морем. Они построили над каналами огромные мосты и возвели высокие стены в каждом кольце обороны, заключив их в металл: внешняя стена сияла бронзой, следующая была покрыта оловом, а внутренняя – орихалком, неизвестным металлом, «сверкавшим как огонь». Во внешних районах города они построили гавань, склады и казармы, насадили священные рощи и воздвигли храмы в честь богов. На центральном острове находилось чудо из чудес – дворцовый комплекс. Главный храм (посвященный Посейдону и его жене, нимфе Клейто ) был покрыт серебром, а его шпили сверкали золотом. Крыша была сделана из сплошной слоновой кости, инкрустированной драгоценными металлами. Размеры храма в три раза превышали Парфенон в Афинах. Внутри – изображения первых правителей и правительниц Атлантиды, а также золотая статуя Посейдона, которая почти касалась крыши на высоте 300 футов. (Для сравнения, нью-йоркская статуя Свободы имеет высоту 151 фут и стоит на 155-футовом пьедестале.)

В описании Платона нет никаких свидетельств, которые могли бы оправдывать цветистое многословие некоторых популярных книг об Атлантиде. Там нет ни летающих машин, ни лучевых пушек, ни мудрецов, обладающих таинственными экстрасенсорными способностями, ни загадочных намеков на то, что атланты заигрывали с опасными космическими силами.

В то же время многое из того, о чем пишет Платон, например инженерно-технические достижения и высочайший уровень материального благополучия, должно было выглядеть как «научная фантастика» в то время, когда были написаны его диалоги (360-350 гг. до н. э.). Масштаб всего сказанного им об Атлантиде поражает воображение: от размеров континента и величия его технологии до огромного периода времени, когда существовала цивилизация атлантов. Египетская цивилизация считалась старейшей в Средиземноморье, и греки уважали ее за вековую мудрость. Однако Атлантида, предположительно, была гораздо древнее Египта.

Описание Платона казалось таким нереальным, что его бывший ученик, философ Аристотель (384-322 гг. до н. э.), считал Атлантиду обыкновенной выдумкой. Против этого мы имеем неоднократные заверения, вложенные Платоном в уста Крития (который рассказывает об Атлантиде в диалогах «Тимей» и «Критий»), что все это «чистая правда». Критий был родственником Платона, фактически его прадедушкой. Считалось, что история об Атлантиде передавалась в семье из поколения в поколение, начиная от отдаленного родственника Солона, сочинившего эпическую поэму об Атлантиде незадолго до своей смерти. Если Платон считал свое описание художественным вымыслом, то он косвенно обвинял своих выдающихся родственников в обмане, что, хотя оба они к тому времени уже давно умерли, представляется маловероятным.

Итак, мы остаемся наедине с загадкой, будоражившей пытливые умы еще со времен Платона: является ли его история выдумкой от начала до конца, или же за ней стоит какая-то историческая правда?

Наверняка Платон, когда писал свои знаменитые "Диалоги", даже не подозревал, что будет известен человечеству даже спустя две с половиной тысячи лет.

Загадка пропавшего материка Атлантида не разгадана до сих пор, несмотря на поразительные технические средства

Стремление отыскать погибшую Атлантиду не первое тысячелетие движет учеными и историками всего мира. Нельзя назвать работу искателей "колыбели атлантов" бесполезной, ведь многие значимые открытия были сделаны именно во время поисков загадочной страны.

Описанию Атлантиды древний философ уделил не одну страницу своих трудов.

Материк поражает воображение роскошью и богатством, атланты сплошь культурные высокоразвитые личности, что неудивительно, ведь все они потомки Посейдона. По словам Платона, а он описал Атлантиду очень подробно, исчезнувшая цивилизация была одной из самых развитых на планете.

Можно предположить, что историк побывал в гостях у атлантов лично, а позже описал свои впечатления и переживания. Однако факты говорят об обратном.

Во время путешествий по Египту он записал рассказы Солона, своего дяди, и выдал их за свои. Солон, в свою очередь, услышал историю от жреца богини Нейт. Жрец не только рассказал о высшей расе, но и подтвердил свои слова надписями на стенах храма.

Судя по ним, атлантам была известна их незавидная участь и они приложили немало усилий для сохранения генофонда людей. Сомнений в существовании Атлантиды у древних эллинов и египтян не было, а вот найти материк не удается по сей день.

Платон в своих трудах намекал на Гибралтарский пролив, но там ничего не обнаружили. Может быть, во всем виноват мифический Посейдон, не дающий тревожить жилище его потомков или сами атланты, живущие среди людей, хранят покой своей исчезнувшей родины?

Поиски "колыбели атлантов"

Немало усилий в этой области приложил знаменитый путешественник, исследователь морских глубин и писатель Жак Ив Кусто. Со своей командой француз избороздил в поисках сказочной страны все Средиземноморье, но, увы, разгадать эту тайну не удалось и ему.

Не увенчались успехом и чаяния русского писателя Владимира Щербакова, собравшего в своей книге "В поисках Атлантиды" множество фактов и мифов об этом материке. Щербаков не только собрал и проанализировал крупицы сведений об атлантах и их родине, но и пытался отыскать ее в Атлантике и Сибири. Но, несмотря на найденные кости и вулканический пепел, доказать существование материка до сих пор не удалось никому.

Видео "Атлантида - дословно по Платону"

«Атлантида, если дословно поверить Платону Афинскому».

Историческая реконструкция легендарного города-государства в строгом соответствии с «диалогами» Платона и новости в вопросе реконструкции карты Атлантиды. Авторская гипотеза о местонахождении объективной информации об Атлантиде. На клубном лектории "Истоки цивилизаций"./p>

ИСТОК ПРЕДАНИЯ ОБ АТЛАНТИДЕ

Начинать поиски Атлантиды нужно, разумеется, с изучения известий об этом легендарном материке древнегреческого философа Платона (427 - 347 гг. до н. э.)- Согласно его рассказу, Атлантида - это материк, располагавшийся некогда за «Геркулесовыми столбами» (Гибралтаром) и погибший «в один день и бедственную ночь». Описание Атлантиды дано в диалоге «Ти-мей» и в незаконченном диалоге «Критий».

Платон узнал об Атлантиде от своего деда Крития, тот слышал о ней от прадеда Платона - Дропида. Последний был родственником «мудрейшего из семи мудрых» Солона, который сообщил Дропиду о гибели государства атлантов и о войне между праафинянами и атлантами. Великую тайну Солону поведали египетские жрецы в городе Саисе (дельта Нила) в VI веке до н. э.
Такой источник предания об Атлантиде приводит сам Платон.

Достоверен ли он? По-видимому, да. Это не просто семейное предание. Солон был архонтом, то есть правителем Афин за 200 лет до Платона. Пришел к власти на волне народного почитания его мудрости. Он правил долго и славно, по утвержденным им законам жили последующие поколения греков, и не только в Афинах. .


Перемены, то есть смена власти жрецов-философов властью демократии, а потом и переход от демократии к тирании, стали происходить уже при жизни Платона.

Но сам Платон вполне мог в родовой храмовой и царской библиотеке найти записи самого Солона. Они, очевидно, хранились и почитались.

Известно также, и не только от Платона, что Солон на старости лет в самом деле совершил путешествие в Египет. И в то время его вполне могли принять египетские жрецы, и он мог у них узнать многое, в том числе и предание об Атлантиде.

Потом и сам Платон совершил такое же путешествие, но, видимо, у него не сложились с египетскими жрецами столь же доверительные отношения. Положение в мире изменилось, и не всем нравилось усиление Греции, и прежде всего Афин (особенно со времени завоевательных походов Перикла). К тому же Египет был зависим от Персии, с которой греки вели войны. Так что Платона вполне могли принять не как мудреца, а как посланника враждебной державы. Потому он и вернулся из Египта с пустыми руками и опирался не на собственные исследования египетских документов, а только на рассказы Солона.

Но уже тот факт, что он совершил это путешествие, подтверждает то, что к этим записям он относился с великим почтением. И само путешествие его было затеяно по той причине, что Платон желал узнать больше подробностей об Атлантиде из первых рук. Но не получилось.

Итак, источник предания об Атлантиде - египетская жреческая традиция, непрерывная и самая почитаемая в Древнем мире.

А имеет ли эта традиция отношение к нам, славянам? Оказывается, да. Ведь в легенде об Атлантиде речь идет о временах пра-цивилизаций, об Истории Священной. Да и сами родовые предания, ее источник вполне могут быть соотнесены и со славянской традицией.

АТЛАНТО-СЛАВЯНСКИЕ «КОРНИ» СОЛОНА И ПЛАТОНА

Обратим внимание на родословную самого мудреца Солона, так как его род восходит непосредственно к богу морей Посейдону, который, по греческому преданию, «основал Атлантиду и населил ее своими детьми».


То есть и род самого Солона восходил к атлантам. И не случайно он выспрашивал об Атлантиде у египетских жрецов: его, по сути, интересовали собственная родословная и деяния предков. И он получил сведения о тех временах.

Мы же знаем имена этих богов и прародителей человечества не только в греческом, но и в славяно - ведическом изводе.

Так, славяне именовали бога Посейдона созвучно: Поддонным царем, или Поддонником. И вполне возможно, что изначально это и было его древнейшим именем. Известно по славянским преданиям, что ранее его звали богом Доном и он был воплощением (ликом) бога Белеса и сыном небесной коровы Даны. Но после великой войны трех Родов и поражения в битве с Денницею он ушел в море и стал владыкой морских вод.

И кстати, на Кавказе бога реки Дон осетины и поныне именуют Донбеттыром. Одно из имен кавказских казаков, «донцы», также восходит к имени этого древнего бога. И это имя родствен-то наименованиям древних народов, известных в античные времена, - «данавов», «данайцев» и подобных.

Так что мы имеем все основания полагать, что имя Поддонный царь (Дон) не менее древнее, чем имя Посейдон или, на-тример, малоазийское имя Господа Адонай.

Славяне именовали бога-прародителя также Черноморским Змеем, Черноморцем.


Казаки и поныне поют песни о неком казаке Черноморце, выезжавшем к морю на вороных скакунах: «Черноморец идет... семерых коней ведет». И между прочим, в Белоруссии сохранился текст этой песни (впервые изданный в прошлом веке), в которой та же мелодия, почти те же слова, но где Черноморец уже не казак, а именно Морской царь. Выходит он из Черного моря и сватается к некоей царице, которая его отвергает.

И в самом деле, Черноморец сватался к царице Пленке (у греков это нимфа Плейона). Волшебница Пленка была царицей Алтынского (Атлантидского) острова. Эти предания потом перешли также в былины и сказания о Святогоре и царице Поморского-Алтынского царства.

От них, от Святогора, которого мы отождествляем с титаном Атлантом (подробнее об этом расскажем позже), и от царицы Плен-ки-Плейоны и идет южный, «атлантический» корень европейцев.

И между прочим, греческая традиция изложения родословных древних родов (в том числе и рода Платона и Солона) имеет пересечения с соответствующими славяно-ведическими преданиями о родовичах.

В самом деле, родословная Солона (и Платона) в древнегреческих источниках представлена так: бог морей Посейдон соблазнил некую Тиро, приемную дочь царицы греческой провинции Фессалии по имени Сидеро.

Ну как тут не вспомнить славянскую богиню Сиду, супругу Белеса? А также и наиболее известного по былинам Садко, потомка Атланта-Святогора, которому покровительствовал Белее? То есть греческая богиня Сидеро наверняка является родственницей славяно-ведической богини Сиды, и она же одновременно стоит у истоков рода Солона.

Далее. По преданию, Тиро родила некоего Нелея. Правнуком этого Нелея был афинский царь Кодр. Солон был потомком Кодра, а Платон - прапраправнук Кодра. Заметим, что Тиро была женой царя Салмонея, но рождала сыновей не от него, а вначале от соблазнившего ее царя Сизифа, а потом и от Посейдона. Сизиф же был мужем Меропы Атлантиды (именно!), то есть дочери Атланта.

А теперь сравним рассмотренную греческую родословную со славянской. В славянских преданиях место героя Сизифа занимает родович Ван (или Янош). Ван является сыном богини Деваны и Белеса (которого мы уже отождествляли с Посейдоном).


Атлантида и Гиперборея

По древнему славянскому преданию, Ван рождает от дочери Святогора Мери сына Садко. У греков от нимфы Меропы он рождает легендарного мореплавателя Одиссея.

Потом от Вана пошли роды венедов (например, вятичи), а от Мери - также и финно-угорские роды (например, марийцы, меря, мурома). И между прочим, марийцы, сохранившие древнюю веру и жречество, до нашего времени почитают Мерю и сына ее Мари, прародителя марийцев. И заметим также, что роды вятичей и марийцев испокон веков жили в соседних землях.

Итак, по сути, это разновидности одной и той же родословной. Мы видим сходные предания, сходные имена в славянских и греческих источниках, и все упомянутые предания о прародителях Платона ведут нас в эпоху Атлантиды. Мы даже можем заявить, что корни царского рода первых царей Афин в каком-то смысле «праславянские». Это очень уважаемый и в наших землях род.

Конечно, родословная Платона сокращена, даны всего 12 предков, причем двенадцатым является сам бог Велес-Посейдон. Столько поколений могло смениться на протяжении шести столетий, а не 10 000 лет! Но тем не менее сохранение и передача некоторых легенд в этом жреческом и царском роде вполне ве роятна, тем более что важнейшие сведения об Атлантиде Солон почерпнул затем у египетских жрецов.

ДОСТОВЕРЕН ЛИ РАССКАЗ ПЛАТОНА?

Славянские корни этой легенды мы рассмотрим более подробно ниже, а сейчас вернемся к рассказу Платона об Атлантиде.

Разумеется, сам жанр диалогов, в котором дан этот рассказ, позволяет свободно обращаться с древними источниками. «Диалоги» Платона не исторический труд. В них устами исторических лиц, легендарных героев, богов говорит сам автор. Он излагает свои мысли о политике, религии, философии и т. д.

Понятна политическая идея Платона. Ему важно было дать пример идеального теократического общества и противопоставить это общество афинскому демократическому государству, в политическом устройстве которого Платон находил существенные изъяны.

Как это знакомо и нам, пережившим переход к демократии! Мы также не вполне довольны тем, что получили. Мысли Платона не устарели и сейчас, несмотря на то что он отстаивал строй теократический и монархический (будучи сам царского, аристократического рода).

Платон рассказал о древней войне праафинян и атлантов, но имел в виду недавние греко-персидские войны. Несмотря на свои политические пристрастия, Платон был патриотом Афин и потому прославил победу древних эллинов. Платон подробно описал Атлантиду, ее жителей, ведущих свой род от Атланта и Посейдона, их быт и верования, столицу государства и сам остров, располагавшийся за Геркулесовыми столбами и имевший размеры «больше Ливии и Азии, взятых вместе». Но не являются ли эти описания лишь выдумкой автора, подкрепляющей главные для него политические и философские идеи?

Споры об этом ведутся вот уже две с половиной тысячи лет. Труды Платона изучались с ранней античности по наши дни. В средние века Платон почитался чуть ли не наравне с отцами церкви. Это и объясняет невероятную популярность его рассказа, а также то, что менее выигрышные в художественном, но более достоверные в историческом отношении античные источники, сообщающие об Атлантиде (земле титана Атланта), оставались и остаются в тени. Я уж не говорю о преданиях славянских, о которых до нашего времени было известно столь мало.


Сегодня библиотека атлантологии насчитывает 25 000 книг, в которых приблизительно 2,5 миллиона страниц. Это более чем в 100 000 раз превышает написанное Платоном. Платоновский сюжет вдохновил многих писателей-фантастов, например Жюля Верна и А. Конан-Дойла. И во все времена наряду с людьми, верившими Платону, были и люди, которые считали Атлантиду Платона существующей лишь в мечтах.

Особенно часто стали отвергать реальность Атлантиды в наше время, когда авторитет священной традиции пошатнулся, когда на обладание истиной в последней инстанции стали претендовать люди, заработавшие себе «научное» имя скептическим отношением к любой традиции, которую нельзя проверить непосредственно сейчас. А в древней, овеянной легендами истории многому приходится верить на слово.

Скептицизм, разумеется, хорош как один из методов познания, но до тех пор, пока он не становится самоцелью, до тех пор, пока он не становится прикрытием невежества.

Чуть ли не главным доводом против Атлантиды скептически настроенные люди считают невозможность существования в Атлантическом океане обширной суши, материка, который мог бы внезапно затонуть. При этом скептики, обычно никак не связанные с геологической наукой, ссылаются именно на палеогеологию.

Мне как бывшему геофизику-экологу (закончившему геофизическое отделение физического факультета МГУ, а затем и аспирантуру и подготовившему диссертацию по экологии, ныне отложенную, так как меня увлекли иные дела) ясно, насколько зыбко такое утверждение. В геологической и геофизической науке многие утверждения, вчера казавшиеся непререкаемыми, сегодня опровергаются новыми данными. Но даже и сегодня самые крайние скептики не могут отвергать того, что уровень воды в Атлантическом океане в исторически обозримый период колебался на многие десятки метров, а обширнейшие участки суши затоплялись, норой катастрофически. И нельзя исключать того, что в самом океане могли гибнуть крупные острова в результате геологических катаклизмов.

Однако лишь подводная археология может дать окончательный ответ на вопрос, было ли на месте затопленной суши высокоразвитое государство, подобное Атлантиде Платона.

Реальность Атлантиды оспаривалась уже в античное время. Даже Аристотель, современник Платона, говорил: «Платон мне друг, но истина дороже».

Противником этой гипотезы можно считать знаменитого географа Страбона, который не согласился с мнением философа По-сидония, считавшего, что «история об острове Атлантиде, возможно, не является выдумкой» («География» II, 3, 6). Впрочем, на мнение Страбона можно не обращать внимания, поскольку он, подобно современным ученым, полагал, что скептическое отношение ко всему, тем более к легендам, придает его суждениям больший вес. Так, Страбон, например, не поверили путешественнику Пифею, рассказавшему об Исландии (острове Туле), и не верил в реальность Китая, несмотря на то что уже сотни лет шли караваны по «шелковому пути». Удивительно! Римские матроны щеголяют в китайских шелках, а Страбон, рисуя карту мира, обрезает Евразию сразу за Индией. И при этом он, описывая земли, не входящие в Римскую империю, опирается на сведения да древних географических трудов и из поэм «божественного» Гомера, которые считались сдацемными и служили Библией для древних греков и римлян. Однако во всем, что касается земель, освоенных римлянами, он точен, здесь он не уступит современным географам.

Среда сторонников существования Атлантиды можно назвать историка Аммиака Марцеллина, который писал о ее гибели как об историческом событии. Плиний Старший в «Естественной истории» упоминает среди других затонувших земель «огромное пространство» Атлантиды, «если верить Платону» (II, 92).

Платоники и неоплатоники считали достоверной историю, рассказанную Платоном, основателем Академии. Ученик Платона и

комментатор «Тимея» Кантор верил, что гибель Атлантиды - неоспоримый исторический факт, он утверждал, что историю войны атлантов египетские жрецы ему показывали в виде барельефов на колоннах храмов (Procl In, Tim. 75, 30-76, 2D). Платоник Прокл ссылался на рассказ некоего географа Маркелла (возможно, Ма-риана из Гераклеи Понтийской), который в сочинении «Эфиопия» рассказал о громадном острове, некогда погибшем в Атлантике. Но мнение школы, основателем которой был Платон, также не считалось непререкаемым. Многие не принимали в расчет свидетельство Кантора - поклонника и ученика Платона. Какие барельефы он видел на колоннах египетских храмов? Может быть, он принял за изображение воюющих атлантов рельефы, где показаны «народы моря», обрушившиеся в XII веке до н.э. на побережье Малой Азии и Палестины? Такие изображения сохранились до наших дней, и сегодня ученые делают предположения о том, кто там изображен.

Атлантологи уверены, что это, безусловно, атланты, может быть, последний десант атлантов, спасшихся с погружающегося острова и потому вынужденных покинуть прежние места обитания и двинуться завоевывать новые земли. Такую версию в недавнем прошлом выдвинул известный атлантолог Н.Ф. Жиров. Но нашествие «народов моря» произошло в XII веке до н.э. А это историческое время. Кем же были эти «народы моря»? Многие полагают, что это были микенцы. Отмечается, что изображенные на египетских барельефах доспехи, в частности шишаки на шлемах, напоминают вооружение микенских воинов.

Людям, полностью отвергающим рассказ Платона об Атлантиде, представлялось невероятным, что легенды и тем более подробные описания Атлантиды и ее государственного устройства сохранялись в течение десяти тысяч лет. И можно понять их недоверие.

Конечно, подробный рассказ о государстве атлантов является по сути утопией, идеальной моделью, которую Платон перенес в древность. Но другая часть его рассказа опирается на более достоверный источник. А именно на греческие и египетские предания, на Священную Историю. То есть на предания об Атланте и его дочерях Атлантидах и Гесперидах (т.е. Вечерницах).

И между прочим, предания не только египетские, но и, вполне вероятно... славянские, поскольку в древности скифо-славянс-кие легенды также пересказывались античными авторами и они также могли быть известны Платону.


СЛАВЯНО-ГИПЕРБОРЕЙСКИЙ ИСТОЧНИК ПРЕДАНИЙ ОБ АТЛАНТИДЕ

Мы уже упоминали сродные с греческими славянские предания об Атланте-Святогоре, Пленке-Плейоне и подобные.

Уже сейчас очевидно, что греческие предания об Атлантиде мы можем сравнивать с преданиями не только египетскими, но и славяно-ведическими (древние греки эти предания име новали гиперборейскими). Эти славянские предания об Алтын- ^ко-Поморском царстве, а также северные предания о Вечер ницах сохранились и до наших дней (и между прочим, не все они до сих пор опубликованы). В славянских Вечерницах нельзя не узнать Гесперид-Атлантид. И эти предания во многом дополняют другие широко известные предания о той погибшей земле.

Как известно, дочерей Атланта именуют по-гречески именно Атлантидами. И мы можем вспомнить, что в ряде легенд о той земле (в том числе в славянских преданиях) утверждается, что в той древнейшей Атлантиде правили женщины, там изначально был матриархат. А патриархат был в земле самого Ат ланта (у славян Святогора), который был отцом Атлантид, но сам правил в другой, в Восточной Атлантиде, в так называе мых Святых горах.

Тут следует заметить, что славянские предания о Вечерницах- Атлантидах относятся к Русскому Северу, к Поморью. В этих леген дах Вечерницы - правительницы (или волшебницы-волховницы), которые обитают близ берега Белого моря. И между прочим, рядом (за Белым озером) находятся река Андога и Андогские горы, имя которых напоминает нам... о горах Андах в Америке!

И в самом деле, по преданиям, связи этих земель с Амери кой осуществлялись и в глубокую старину. Не только норманны ходили в Северную Америку до Колумба, но и русские помо ры! Связи Русского Севера, Новгородчины со Средиземномо рьем и Египтом также известны. Отсюда доставляли пушнину и янтарь в глубокую старину. И здесь находят такие же «вавилоны», лабиринты из камней, что и в Средиземноморье. Прекрас ное исследование связей символики наших северных лабирин тов с лабиринтами не только средиземноморскими, но и, на пример, индейскими лабиринтами Северной Америки, а также лабиринтами Океании (опять уводящими нас к тайнам Атлан тиды) опубликовал Е.С. Лазарев (см.: Лазарев Е. С. Врата ги перборейского посвящения// Наука и религия, 1996 г. №1).


Правда, данная Восточная Атлантида, в отличие от иных «Вос точных Атлантид», скорее всего, была только связана торговыми и культурными связями с изначальной Атлантидой в Атлантическом океане, разумеется, до ее гибели, что бы мы под этим ни понимали.

Однако нельзя не заметить и того, что уже греки иногда го ворили, что Атлант жил в Гиперборее (подробно на этих свиде тельствах мы остановимся позже). К тому же земли Крайнего Севера также подвергались затоплению. Весь шельф Северного Ледовитого океана ушел под воду на памяти людей после последнего оледенения, и это время совпадает со временем гибели платоновской Атлантиды. Но, конечно, эта земля не сама Ат лантида. Это Гиперборея-Арктида - земля, также ушедшая под воду, согласно европейской тайной традиции и преданиям.


Легендарную Арктиду вплоть до эпохи Просвещения геогра фы помещали на картах как землю вполне реальную, чуть ли не современную им, в то время как Атлантиду почитали погибшей (ее карты начали составлять по описаниям Платона лишь современные атлантологи).

Удивительно, но история гибели Атлантиды, как будто следуя древней мистерии, повторилась и в наше время. Река Андо-га (об америко-атлантидском «корне» имени этой реки мы только что говорили) ныне впадает в Рыбинское водохранилище. А ведь на дне этого водохранилища в середине XX века оказались древние русские деревни и даже города, например Молога...

И кстати, рядом на реке Мологе любители старины недавно обнаружили внушительные развалины какого-то города, которого нет ни на одной древней карте, что уже относит его существование ко временам долетописным. И есть энтузиасты, которые этот загадочный город уже стали сравнивать с Китеж-градом.

Однако местоположение озера Светлояр, где погиб настоящий Китеж-град, хорошо известно.

Действительно, немного южнее, в Нижегородчине, существуют похожие предания о святом граде, который также ушел под воду. Это русские предания о святом Китеж-граде, ушедшем, подобно Атлантиде, на дно озера Светлояр.

И замечу, подобных преданий об ушедших под воду городах, монастырях на Руси немало. Например, известно также предание о монастыре, ушедшем на дно озера Большое Свято, что близ села Дедово под Муромом. Не имеет ли это предание также «атлантические» корни?

Эти легенды также заслуживают внимательного изучения. Однако эта русская традиция, то есть предания об ушедшей под воду святой земле, а также северные предания о Вечерницах-Атлантидах не слишком хорошо известны даже в России, не говоря уже, об остальном мире.

И тут следует заметить, что в славянских, особенно северорусских, землях легенды об Арктиде и Атлантиде смешаны.

Другой мощный пласт сходных преданий относится уже явно к землям Южной Руси, к Северному Кавказу и Причерноморью. На этих преданиях мы остановимся наиболее подробно. Также мы исследуем предания, имеющие отношение к Атлантиде и сохранившиеся в землях южных славян, граничащих с Грецией.

Русалка и водяной. Поволжская резьба. XIX в.

Античные же легенды о земле, находящейся где-то на крайнем западе (а иногда и на севере, и на востоке), о саде Гесперид и Атлантид, о великане Атласе, или Атланте, первом царе Атлантиды, лучше всего сохранены самими греками. Они широко и давно известны.

К исследованию этих греческих легенд мы и приступим.

ГРЕЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ ПРЕДАНИЙ ОБ АТЛАНТИДЕ

Прежде всего следует разделить свидетельства об Атлантиде античных авторов, ссылавшихся на Платона, и свидетельства, эпиравшиеся на независимые от Платона источники.

Такое разделение может многое уточнить. Например, Платон считает Атланта сыном Посейдона, а не титаном, божеством более древним, чем сам Посейдон. Но такое толкование мы встречаем только у Платона. Другие античные авторы не делают различий между Атлантом, царем Атлантиды - титаном Атлантом.


Атлантида по Н.Ф. Жирову

Понятна и причина, заставившая Платона изменить генеалогию Атланта: для Платона Атлант прежде всего царь (к тому же его прямой предок), а царь может быть сыном бога, подобно другим царям, но не может быть сам богом-титаном. Согласно же толкованиям других древних авторов, например Эвгемера, боги и титаны - это древние цари, жизнь и деятельность которых искажена мифами.

Кроме легенд об Атланте, о саде Гесперид существовала и легенда о гибели страны атлантов. Подробно ее излагает историк I века до н. э. Диодор Сицилийский. Причем он опирается не на рассказ Платона, а на предание, которое он слышал от жителей острова Самофракия в Эгейском море. Его рассказ, значительно отличающийся от рассказа Платона, более правдоподобен. Он сохранился не в художественном произведении, а в историческом труде, позволяющем рационалистически объяснять миф, но не произвольным образом его перетолковать. К свидетельству Диодора мы вскоре вернемся.

ПОГИБЛА ЛИ АТЛАНТИДА В АТЛАНТИКЕ?

Платон поместил Атлантиду в Атлантическом океане и дал точные ее координаты: напротив устья, «за Геракловыми стол

бами», в «Атлантическом море». Упомянул также о загадочном материке за Атлантидой, «которым ограничивается тот истинный Понт». Многие атлантологи полагают, что этот таинственный материк - Америка.

Вероятно, во времена Платона смутные данные об Америке уже имелись. Впрочем, Платон был знаком с учением Пифагора и Парменида о шарообразности Земли. Значит, Платон, как и позднее Колумб, должен был полагать, что за океаном находятся восточные берега «ойкумены», известного в ту пору мира, то есть Индия. В IV веке до н. э. греки основательно разведали окрестности Гибралтара, поэтому можно не сомневаться в осведомленности Платона. Конечно, он мог иметь неверные представления о расстояниях, но не о существовании самой Атлантики.

Следует рассказать и о самом названии океана: Атлантический. Его можно встретить уже в трудах Геродота (V в. до н. э.). Считается, что это название связано с мифами о титане Атласе, или Атланте (а также об Атласском хребте в Африке), поддерживавшем небесный свод. Поскольку Атланта Платон называет первым царем атлантов, то неудивительно, что и Атлантиду он также помещает где-то на крайнем западе, в Атлантике.

Потому Атлантиду всегда искали за Гибралтарским проливом. Искали в районе Канарского плато, полагая, что острова Канарского архипелага являются вершинами гор затонувшей Атлантиды.

Сад Гесперид

По другой гипотезе, которую рассмотрел атлантолог Н.Ф. Жиров, Атлантиду предлагали искать в районе Срединно-Ат-лантического хребта, якобы погрузившегося на дно океана после окончания последнего Великого оледенения. Жиров приводит карту этой земли, восстановленную им по рельефу дна Атлантики.

Да и само окончание ледникового

Периода некоторые ученые связывали с

опусканием Атлантиды, освободившим, по их предположениям, путь теплым водам Гольфстрима в Северный Ледовитый океан, что и привело к потеплению климата планеты. Такую точку зрения высказывал академик В.А. Обручев. Однако эта гипотеза не выдержала испытания временем и сегодня должна быть отклонена. Теорий, иначе объясняющих окончание ледникового периода и динамику всех последних оледенений, в настоящее время существует немало. Известно, что ледниковых периодов было несколько - нелепо утверждать, что каждый раз для окончания ледникового периода требовалось погружение Атлантиды, а значит, и последующее ее поднятие для начала нового оледенения.

Одним из доводов в пользу атлантической «прописки» Атлантиды считали наличие некоторых параллелей в древнеегипетской культуре и культуре американских индейцев.

Есть общие черты в календарях майя и египетском - в частности, за точку отсчета оба народа приняли дату, совпадающую с платоновской датой погружения Атлантиды.

Может показаться, что принципы строительства пирамид в Америке и Египте исходят из одного источника. Полагают, что эти достижения древние цивилизации получили благодаря исчезнувшей Атлантиде, бывшей «мостом» между Древним Египтом и Америкой.

Предполагали, что слово «Атлантида» переводится с языка нахуатль - мексиканских индейцев - как «земля, лежащая по

среди воды», так как в этом языке «atl» означает «вода». Сравнивали Атлантиду и с легендарной прародиной ацтеков страной Астлан («Страна цапель»), которая располагалась на неком острове посреди священного озера.

Легенды американских индейцев рассказывали и о «рыжебородых и светлокожих» пришельцах из-за океана, которые явились творцами и хранителями достижений индейской культуры. Племена ацтеков, майя, чичба своих богов представляли также «светлокожими и рыжебородыми», похожими на европейцев. Об этом говорят предания индейцев и памятники древнего изобразительного искусства. В этих таинственных пришельцах также видели атлантов.

Древняя история хранит немало нераскрытых тайн; для их объяснения кажется соблазнительным обращаться к легендам об Атлантиде. Например, удивительный факт: до того как в Древнем Египте возникло рисуночное иероглифическое письмо в III тысячелетии до н.э., там уже существовало более совершенное курсивное непрерывное письмо. Сегодня никто не может расшифровать знаки этого загадочного письма. Но отсюда следует вывод, что письменность была изобретена еще до начала египетской истории! Быть может, эти таинственные писцы были атлантами?

На территории Мексики под потоками лавы, возраст которой оценивается в 8000 лет, была обнаружена пирамида. Значит, в Древней Америке цивилизации возникли чуть ли не на две тысячи лет раньше, чем известные нам цивилизации в Западном полушарии. Не обязаны ли они своим возникновением «светлокожим и рыжебородым» атлантам?

А гигантское святилище Солнца в Баальбеке? От него остался лишь фундамент, сложенный из трех плит, вес каждой из которых 2000 тонн (!). Каждая из них имеет 20 метров в длину, почти 5 метров в ширину и 4 метра в высоту. Чтобы сдвинуть их с места, нужны усилия 40 тысяч человек! По легенде, это святилище построил до Потопа сын Адама Каин. Какой бесследно исчезнувшей цивилизацией оставлен этот памятник?

Но не будем спешить с выводами. Каждый из перечисленных фактов, интересный сам по себе, еще не служит доказательством реальности Атлантиды, легендарного острова в Атлантике. История человечества хранит немало тайн. Использовать Атлантиду в качестве универсального ключа для раскрытия любой тайны, по меньшей мере, наивно. С не меньшим основанием можно рассматривать в решении этих задач и пришельцев из космоса, и древних богов.

Нужно ли привлекать гипотезу об Атлантиде для объяснения некоторых общих черт в культурах народов, разделенных Атлантическим океаном? Плавания через океан могли совершаться и в глубокой древности. В наше время возможность подобных путешествий экспериментально подтвердили Тур Хейердал, переплывший Атлантику на лодках «Ра» и «Ра II», конструктивно повторяющих древнеегипетские суда, и Тим Северин, совершивший путешествие по маршруту древних ирландцев на сшитом из кожи судне «Брандан». Подобные путешествия совершают и наши соотечественники.

Расшифровка же слова «Атлантида», основанная на словаре ацтеков, также сомнительна. Есть и другие трактовки. Сам Платон, единственный, кто дал такое имя этой древней земле, понимал его как «земля Атланта». Имя же титана греки толковали как «неодолимый, неколебимый».

Есть и славяно-ведическое (а также тюркское) толкование этого имени: «Золотой». Предания славян и тюркских народов знают Алтын-богатыря, очень напоминающего Атланта, а «алтын» значит «золотой», «Алтынские горы» значит «Золотые горы» (у нас с ними отождествлялся, например, Алтай).

И в таком случае Атлантида Платона, расположенная в Атлантическом океане, оказывается «Золотой страной». И это толкование мне представляется наиболее убедительным.

АТЛАНТИДА ПОГИБЛА ВО ВСЕМИРНОМ ПОТОПЕ?

Да, в древности были великие и исчезнувшие почти без следа цивилизации, гибли в водах потопов и обширные участки суши,

острова. И все перечисленные выше памятники было бы соблазнительно причислить к наследию Атлантиды либо к наследию сродных культур.

Но были ли цивилизации, оставившие свои следы, той самой Атлантидой, о которой писал Платон? Называли ли люди, жившие тогда в сих землях, сами себя атлантами? И правильно ли отождествлять Атлантиду Платона с великими цивилизациями Земли, существовавшими до Всемирного Потопа, описанного в легендах многих народов? Вот этот вопрос нам и следует решить.

А для этого мы займемся изучением мифов о Всемирном Потопе. Записи этого мифа или сходных с ним можно найти в религиозных текстах, оставшихся от многих древних цивилизаций.

Не вызывает сомнений то, что и библейское повествование о Всемирном Потопе основывается на воспоминаниях о древних катастрофах. Каких именно? Ответ на этот вопрос дать чрезвычайно сложно. Действительные события, породившие миф, порой настолько затемнены воспоминаниями, оставшимися от последующих веков, что кажется нереальным освободить их от фантастических одежд.

Изучение преданий, сказок обусловливает неизбежное обращение к гипотезам. В этом заключается определенная опасность, так как причины выбора гипотез часто субъективны. Но иного выхода нет. Для того чтобы выбрать наиболее правдоподобные гипотезы, нужно «вживаться в образ» человека далекого прошлого, нужно научиться думать, как думал он, нужно пытаться понять, чем он руководствовался при создании мифа.

Нужно почувствовать себя тем спасшимся от потопа человеком, который рассказывал своим детям о допотопной жизни, о затонувших землях и селениях, о грозных богах, наказавших людей за прегрешения...

И все же единственным критерием правильности выбранного пути, выбранной гипотез; остаются данные точных наук. Данные археологии или (если нужно найти геологические подтверждения реальности палеокатастроф) данные геологии и геофизики, геохронологии.

И здесь мы ставим своей задачей проследить также и реальные события, послужившие прообразом для этой легенды. Зная потопах древности, например о потопах, происходивших пос-е окончания последнего Великого оледенения - 12 тысяч лет назад, и о потопе в Черном море - 4 - 6 тысяч лет назад, а

также о потопах, вызванных стихийными бедствиями - землетрясениями, извержениями подводных вулканов и т. д., попытаемся выделить из них те, которые имеют отношение к сказанию и Всемирном Потопе и Атлантиде.

Копирование, сохранение на жестком диске или иной способ сохранения произведений размещенных на данной библиотеке категорически запрешен . Все материалы представлены исключительно в ознакомительных целях.

Об острове-государстве Атлантиде впервые поведал миру в 355 году до н. э. древнегреческий ученый Аристокл, известный человечеству под именем Платон Афинский (428 или 427 - 348 или 347 годы до н. э.), ученик величайшего философа того времени Сократа (470–399 годы до н. э.). Отец Платона, Аристон, происходил из рода последнего афинского царя Кодра. Предком Платона по линии матери, Периктионы, (его прапрадедом) был законодатель Солон (640–559 годы до н.э.), который много путешествовал и, начиная примерно с 570 года до н. э., провел около 10 лет в стране фараонов Египте. Там Солон вел беседы со жрецами богини Нейт о древнейших временах и познакомился с документами, относящимися к далекому прошлому Греции, Египта и… Атлантиды.

В 404 году до н. э. совсем молодым человеком Платон оказался свидетелем взятия Афин войсками Спарты. Так завершилась Пелопоннесская война.

Демократический строй в Афинах был уничтожен, а власть в городе перешла к 30 тиранам. Среди них был родственник и друг Платона Критий Младший, который приходился первому дядей. Однако через год в бою с демократами Критий был убит и демократия в Афинах снова восторжествовала.

Молодому Платону пришлось надолго покинуть Афины. Тогда-то он во время своих странствий и посетил Сиракузы, многие средиземноморские города и страны, в том числе и Египет, где некогда учился «мудрейший из семи мудрых» Эллады Солон.

Любой рассказ об Атлантиде начинается с упоминания о двух (из десяти дошедших до нас) философских диалогах Платона - «Тимей» и «Критий», которые представляют собой пересказ уроков Сократа своим ученикам. Этому непреложному правилу следуют как сторонники, так и противники существования в прошлом легендарной страны в Атлантике.

Диалоги эти Платон написал в конце своей жизни. В первом из них, «Тимее», дано описание афинского государства, воюющего с атлантами, а во втором, «Критии», и описывается Атлантида. Оба эти диалога образуют единый цикл с еще одним (третьим!) диалогом Платона - «Государство», в котором со ссылкой на Сократа рассказывается о «путешествии» в загробный мир. Следовательно, диалоги «Государство», «Тимей» и «Критий» связаны между собой, в них беседуют одни и те же лица.

Собственно сам рассказ об Атлантиде стал известен от Платона лишь спустя 200 лет после посещения Солоном Египта и почти через 50 лет после путешествия Платона в эту страну. Однако он ни словом не обмолвился о том, довелось ли ему самому увидеть документы об Атлантиде, которыми располагали египетские жрецы, или нет.

Правда, из обоих диалогов следует, что сказание об Атлантиде и причинах ее гибели Платону было известно еще до путешествия в Египет.

Весь миф об этом острове-государстве Атлантиде и постигшей его катастрофе повествуется Платоном в параграфах 20d–26e «Тимея» и 108d–121c «Крития».

В диалоге «Тимей» роль рассказчика отведена поэту и историку Критию Младшему, который был одним из учеников Сократа, присутствовавших при этой беседе. Критий рассказывает своему учителю и двум своим друзьям (Тимею и Гермократу) «древнее сказание», услышанное им в детстве от своего деда Крития-старшего, которому передал его сам Солон.

Критий обращается к Сократу со следующими словами:

«Послушай же, Сократ, сказание, хоть и очень странное, но, безусловно, правдивое, как засвидетельствовал некогда Солон, мудрейший из семи мудрецов. Он был родственником и большим другом прадеда нашего Дропида… и говорил деду нашему Критию, что нашим городом в древности были свершены великие и достойные удивления дела, которые были потом забыты по причине бега времени и гибели людей…»

Великий и мудрый Солон некогда совершил путешествие в Египет, а именно - в расположенный «у вершины Дельты, где Нил расходится на отдельные потоки» город Саис, покровительницей которого является богиня Нейт, «а по-эллински, как утверждают местные жители, это Афина».

Солон рассказывал, что там «его приняли с большим почетом». Однажды, «когда… он вознамерившись стал расспрашивать о древних временах самых сведущих среди жрецов», то «ему пришлось убедиться, что ни сам он, ни вообще кто-либо из эллинов, можно сказать, почти ничего об этих предметах не знает». И тогда воскликнул один из жрецов: «Ах, Солон, Солон! Вы, эллины, вечно остаетесь детьми, и нет среди эллина старца». А причина этого в том, что умы эллинов не сохраняют в себе «никакого предания, искони переходившего из рода в род, и никакого учения, поседевшего от времени».

По утверждениям египетских жрецов - цивилизации смертны. Многие из них погибли по причине возникающих великих пожаров, происходящих из-за отклоняющихся от своих путей звезд. Другие же гибнут, «когда… боги, творя над Землей очищение, затопляют ее водами». В Египте же имеются храмы, которым никогда не угрожали ни пламя пожаров, ни воды наводнений, и в них сохранились записи, в которых запечатлены все замечательные земные события.

В этих текстах говорится не только о многих потопах, но и о государстве, «что ныне известно под именем Афин». Предание приписывает ему такие необычные деяния, «которые прекраснее всего, что нам известно под небом». Именно Афины перед самым разрушительным наводнением «положили предел дерзости несметных воинских сил, отправлявшихся на завоевание всей Европы и Азии». А путь эти воинские силы держали от одного из островов Атлантического моря.

«Через море это (Атлантику. - А. В.) в те времена возможно было переправиться, ибо еще существовал остров (Атлантида. - А. В.), лежавший перед тем проливом, который называется на вашем языке Геракловыми столпами (скалы Абилик и Кальпа Гибралтарского пролива. - А. В.). Этот остров превышал своими размерами Ливию и Азию (Ливией и Азией древние греки называли соответственно обитаемые территории Африки без Египта и полуострова Малой Азии. - А. В.), вместе взятые, и с него тогдашним путешественникам легко было перебраться на другие острова (ныне большей частью затопленные. - А. В.), а с островов - на весь противолежащий материк (Америку. - А. В.), который охватывал то море, что и впрямь заслуживает такое название (ведь море по эту сторону упомянутого пролива являет собой лишь бухту с неким узким проходом в нее, тогда как море по ту сторону упомянутого пролива есть море в собственном смысле слова (Атлантический океан. - А. В.), равно как и окружающая его земля воистину и вполне справедливо может быть названа материком. На этом-то острове, именовавшемся Атлантидой, возник великий и достойный удивления союз царей, чья власть простиралась на весь остров, на многие другие острова и на часть материка (Америку. - А. В.), а сверх того, по эту сторону пролива они владели Ливией вплоть до Египта и Европой вплоть до Тиррении (область в Средней Италии, у побережья Тирренского моря. - А. В.)…»

Приведенная цитата интересна для нас тем, что в ней говорится не только о местоположении Атлантиды, но и ее размерах. Итак, со слов Платона однозначно следует, что Атлантида находилась в Атлантическом океане и не где-нибудь, а только перед Гибралтарским проливом. Именно в этом месте и надо ее искать. Впрочем, к этому вопросу мы в дальнейшем еще неоднократно будем возвращаться.

Что касается размеров Атлантиды, то сведения, полученные из диалогов Платона, действительно крайне противоречивы. Дело в том, что величина стадия, этой единицы измерения расстояний, как оказалось, меняется в достаточно значительных размерах. Между прочим, стадий равнялся тому отрезку пути, который проходит человек равномерным шагом за время полного восхода диска Солнца над линией горизонта, то есть в течение двух минут. В древней Элладе было, например, целых два стадия: 178 метров - аттический и 193 метра - олимпийский. Еще один стадий, равный 98 метрам, был в Египте. Понятно, что этот факт для нас очень важен, так как само предание об Атлантиде пришло к нам из Египта и, видимо, нам в дальнейшем необходимо пользоваться этими значениями «египетского» стадия.

Таким образом, если принимать во внимание только обитаемые участки территории «Ливии и Азии, вместе взятых» и сообщаемый Платоном факт, что Атлантида простиралась по одному направлению на три тысячи стадиев (около 300 километров), а по другому - на две тысячи (около 200 километров), то получается, что Атлантида хотя и была достаточно крупным островом, но все же ее размеры несколько преувеличены.

По словам Платона, сам остров Атлантида имел форму правильного продолговатого прямоугольника.

Обрамленный с трех сторон горами, защищавшими остров от северных ветров, он был открыт к морю с южной стороны. Вдоль границы равнины и гор проходил канал грандиозных размеров: глубиной около 25 метров, шириной около 100 метров и длиной около 1000 километров. От обводного канала были прорезаны по всей равнине прямые каналы, которые тоже имели выход в море. По этим каналам сплавляли срубленный в горах лес. Вот кратко и все, что поведал нам Платон в целом об острове-государстве Атлантида.

Далее в «Тимее» говорится о том, что атланты намеревались одним ударом обратить в рабство все неподчинявшиеся им страны и земли по эту сторону Гибралтарского пролива. Афинское государство вначале возглавило союз эллинов, противостоявший этому плану, «но из-за измены союзников оказалось предоставленным самому себе, в одиночестве встретилось с крайними опасностями и все же одолело завоевателей…» Однако «позднее, когда пришел срок для невиданных землетрясений и наводнений, за одни ужасные сутки вся ваша воинская сила была поглощена разверзнувшейся землей; равным образом и Атлантида исчезла, погрузившись в пучину (обратим особое внимание на то, что здесь не говорится об исчезновении острова Атлантиды в течение одних суток. - А. В.)… После этого море в тех местах (речь здесь идет только о входе в Гибралтар из Атлантики. - А. В.) стало вплоть до сего дня несудоходным и недоступным по причине обмеления, вызванного огромным количеством ила, который оставил после себя осевший остров…». Этим отрывком в «Тимее», собственно, заканчивается повествование об Атлантиде, хотя текст диалога продолжается…

О большом количестве ила по ту сторону Гибралтарского пролива наряду с Платоном сообщали также его ученики Аристотель и Теофраст. Это обстоятельство может вызвать недоумение у современного читателя: о каком, собственно говоря, иле в Атлантическом океане может идти речь? Однако это недоразумение рассеивается при ближайшем знакомстве с современной картой дна Атлантического океана. Вулканический подводный хребет, занимающий всю среднецентральную часть океана, способен выбросить при извержении такое количество легкого материала, например, типа пемзы, которое не только может затруднить судоходство, но и сделать его невозможным в том или ином районе.

Другой рассказ об острове-государстве содержится в диалоге Платона «Критий», где происходит разговор Крития Младшего с Гермократом.

Критий напоминает собеседнику о том, что было поведано ранее ему и Сократу: о существовании острова, его размерах и местоположении, войне с Афинами и причинах последовавшего затем исчезновения. Перечислив эти события, Критий продолжает свое сказание, подробно описывая древнюю родину афинян (нынешняя Аттика - это «лишь скелет истощенного недугом тела, когда вся мягкая и тучная земля оказалась смытой и только один остов еще перед нами»); ее столицу с акрополем, намного превосходящим нынешний, и ее жителей - «вождей всех прочих эллинов по доброй воле последних».

После этого Критий рассказывает, что представляла собой Атлантида в тот момент, когда «боги поделили между собой по жребию все страны земли».

Климат Атлантиды был исключительно мягким. Никакой зимы, небо всегда голубое. Берега ее, сложенные белыми, черными и красными породами, круто обрывались к морю, так что остров был гористым. Однако среди гор лежали обширные равнины с очень плодородными землями.

«Так и Посейдон, получив в удел Атлантиду, населил ее своими детьми, зачатыми от смертной женщины, примерно вот в каком месте города: на равном расстоянии от берегов и в середине всего острова была равнина, если верить преданию, красивее всех прочих равнин и весьма плодородная, а опять-таки в середине этой равнины, примерно в пятидесяти стадиях от ее краев, стояла гора, со всех сторон невысокая. На этой горе жил один из мужей, в самом начале произведенных там на свет землею, по имени Евенор, и с ним жена Левкиппа, их единственная дочь звалась Клейто. Когда девушка уже достигла брачного возраста, а мать и отец ее скончались, Посейдон, воспылав вожделением, соединяется с ней: тот холм, на котором она обитала, он укрепляет, по окружности отделяя его от острова и огораживая попеременно водными и земляными кольцами (земляных было два, а водных - три) большой или меньшей величины, проведенными на равном расстоянии от центра острова, словно бы циркулем. Это заграждение было для людей непреодолимым…»

Далее Посейдон придал благоустроенный вид островку посредине равнины, источил из земли два родника - один с теплой водой, а другой с холодной - и заставил землю давать разнообразную и достаточную для жизни снедь.

«Произведя на свет пять раз по чете близнецов мужского пола, Посейдон взрастил их и поделил весь остров Атлантиду (в данном случае имеется в виду вся страна. - А. В.) на десять частей, причем тому из старшей четы, кто родился первым (его звали Атлантом, но нельзя его путать с другим Атлантом, братом Прометея и отцом Гесперид, который держал на крайнем западе на своих плечах небесный свод. - А. В.), он отдал дом матери и окрестные владения как наибольшую и лучшую долю и поставил его царем над остальными…

От Атланта произошел особо многочисленный и почитаемый род, в котором старейший всегда был царем и передавал царский сан старейшему из своих сыновей, из поколения в поколение сохраняя власть в роду, и они скопили такие богатства, каких никогда не было ни у одной царской династии в прошлом и едва ли будет когда-нибудь еще, ибо в их распоряжении было все, что приготовлялось как в городе, так и по всей стране. Многое ввозилось к ним из подвластных стран, но большую часть потребного для жизни давал сам остров, прежде всего любые виды ископаемых твердых и плавких металлов, и в их числе то, что ныне известно лишь по названию, а тогда существовало на деле: самородный орихалк, извлекавшийся из недр земли в различных местах острова. Лес в изобилии доставлял все, что нужно, для работы строителям, а равно и для прокормления домашних и диких животных. Даже слонов на острове водилось великое множество, ибо корму хватало не только для всех прочих живых существ, населяющих болота, озера и реки, горы или равнины, но и для этого зверя, из всех зверей самого большого и прожорливого».

Земля Атлантиды была богата благовониями, которые находились и взращивались в корнях, в травах, в древесине, в сочащихся смолах, в цветах или плодах. Да и «всякий пестуемый человеком плод и злак», из которых готовились пища и хлеб, - море канал ипподром все это вырастало на острове «прекрасном, изумительном и изобильном». Пользуясь этими прекрасными дарами земли, цари Атлантиды построили разнообразные святилища, дворцы, гавани, верфи и привели всю страну в порядок. Прежде всего они перебросили многочисленные мосты через водные каналы, окружавшие древнюю метрополию, тем самым был создан путь, соединявший столицу с этими районами.

«Камень белого, черного и красного цвета они добывали в недрах срединного острова и в недрах внешнего и внутреннего земляных колец, а в каменоломнях, где оставались двойные углубления, перекрытые сверху тем же камнем, они устраивали стоянки для кораблей. Если некоторые свои постройки они делали простыми, то в других они забавы ради искусно сочетали камни разного цвета, сообщая им естественную прелесть; также и стены вокруг наружного земляного кольца они по всей окружности обделали в медь, нанося металл в расплавленном виде, стену внутреннего вала покрыли литьем из олова, а стену самого акрополя - орихалком, испускавшим огнистое блистание».

Главное царское жилье было сооружено там, где прежде находилось обиталище бога и предков. Оно было устроено следующим образом. В середине стоял священный храм Клейто и Посейдона, обнесенный золотой оградой. Был там и храм, посвященный одному Посейдону. Снаружи его здание было покрыто серебром, а столбы по его углам были сделаны из золота. Внутри храм был великолепен: потолок из слоновой кости, расцвеченный золотом, серебром и орихалком; стены, внутренние колоны и пол были одеты также орихалком.

Внутри храма находилась золотая статуя Посейдона огромных размеров. Стоя в колеснице и головой касаясь потолка, он правил шестью крылатыми конями, окруженный плывущими на дельфинах нереидами. В храме было также много других статуй, пожертвованных частными лицами, а снаружи его находились золотые изображения царских жен и всех их потомков, которые родились от десяти царей Атлантиды. Кроме этого, около храма находились изображения частных лиц из столичного города и из других городов, над которыми господствовала Атлантида.

К услугам царей здесь было два источника родника - один с теплой, а другой с холодной водой. Она, имевшая удивительный вкус и обладавшая целительными свойствами, отводилась в водоемы и к священной роще Посейдона - группе разных пород деревьев необыкновенной красоты и высоты.

Благодаря постоянным доработкам правителей, старавшихся превзойти предшественника, здание дворца превратилось в поразительное по величине и красоте сооружение. Так было устроено место, в котором жили цари Атлантиды.

От моря до самого последнего из трех водных колец столицы, ширина которых соответственно составляла примерно 100, 200 и 300 метров, атланты прорыли канал, ширина которого была около 100 метров, глубина составляла более 30 метров и длина - порядка 5 километров. Этим самым в первом от моря и наиболее широком канале была создана большая гавань, постоянно заполненная кораблями, на которых отовсюду прибывали купцы в таком множестве, что здесь днем и ночью постоянно слышался говор, шум и стук.

Грозную силу представляло собой войско атлантов. Их флот, например, состоял из 1200 кораблей и 240 тысяч моряков. Правда, трудно представить себе флот из более чем тысячи кораблей, а четверть миллиона моряков - это слишком много даже для всей страны Атлантиды.

Ведь в те древние времена, когда, по современным представлениям, население всей Земли составляло все лишь несколько миллионов человек, на долю Атлантиды могло приходиться не более двух-трех миллионов жителей. Да и с кем мог воевать такой большой флот? Впрочем, послушаем дальше Платона.

Далее в диалоге Критий описывает «природу сельской местности и каким образом она была устроена». Как уже отмечалось, весь этот край находился очень высоко над уровнем моря. Равнина, окружавшая город, сама находилась в окружении гор. Длина по периметру этой четырехугольной площади составляла примерно около тысячи километров (10 000 стадиев). Каждый участок равнины «должен был поставлять одного воина-предводителя, причем величина каждого участка была десять на десять стадиев, а всего участков насчитывалось шестьдесят тысяч; а то несчетное число простых ратников, которое набиралось из гор и из остальной страны, сообразно числу участников распределялось между предводителями».

Как видим, и сухопутная армия Атлантиды может быть охарактеризована лишь с помощью фантастических цифр. Она насчитывала более 700 тысяч человек. Это под силу только очень крупной современной державе. Поэтому приведенные данные могут свидетельствовать только об одном: цифры Платона явно завышены, примерно в 100 раз! Впрочем, это только наше предположение и доказать его не представляется возможным. А поэтому нужно верить Платону…

Законы в Атлантиде были установлены в соответствии с предписанием бога Посейдона и начертаны «первыми царями на орихалковой стеле, которая стояла в средоточии острова - внутри храма Посейдона». В этом храме все десять царей Атлантиды собирались раз в пять-шесть лет, чтобы «совещаться об общих заботах, разбирать, не допустил ли кто-нибудь из них какого-либо нарушения, и творить суд». Перед тем как приступить к суду, они, вооруженные только палками и арканами, отлавливали в роще при святилище Посейдона быка, затем его «подводили к стелле и закалывали над его вершиной, так чтобы кровь стекала на письмена», приносили соответствующую клятву и «усаживались на землю при клятвенном огневище и ночью, погасив в храме все огни, творили суд и подвергались суду, если кто-либо из них нарушил закон».

Однако «унаследованная от бога доля ослабела, многократно растворяясь в смертной примеси, и возобладал человеческий нрав, тогда они оказались не в состоянии долее выносить свое богатство и утратили благопристойность». Правители Атлантиды потеряли самую прекрасную свою ценность, хотя и «казались прекраснее и счастливее всего как раз тогда, когда в них кипела безудержная жадность».

«И вот Зевс, бог богов, блюдущий законы, хорошо умея усматривать то, о чем мы говорили, помыслил о славном роде, впавшем в столь жалкую развращенность, и решил наложить на него кару, дабы он, отрезвев от беды, научился благообразию. Поэтому он созвал всех богов в славнейшую из своих обителей, утвержденную в средоточии мира, из которой можно лицезреть все причастное рождению, и обратился к собравшимся с такими словами…»

Этими строками о Зевсе и его каре обрывается диалог «Критий», то есть он остался незаконченным. Нам никогда не узнать точно, что же хотел сказать Платон этой незавершенной фразой. Вскоре после этого Платон скончался.

Небезынтересно в данном случае отметить, что диалог «Критий» не был последней работой философа: вслед за ним были написаны «Законы». Значит, несостоятельной является версия о том, что диалог «Критий» не окончен из-за нехватки Платону времени на эту работу. Вероятней всего окончание диалога было впоследствии утеряно, как это произошло и с некоторыми другими работами Платона.

Из того, что рассказано об Атлантиде в «Тимее» и начале «Крития», мы все же знаем, что последние слова Зевса предопределили судьбу этой легендарной страны. Зевс, согласно древнегреческим мифам, не раз налагал кару на род человеческий.

Достаточно вспомнить Девкалионов потоп, попытку Зевса уничтожить старый род людей и «насадить» новый. Троянская война по своей сущности тоже есть следствие мольбы Матери-Земли, Геи, к Зевсу покарать людей за их нечестие.

Зевс направил на Атлантиду свои карающие молнии, в результате чего эта страна-остров скрылась навсегда в пучинах моря… Бог богов Зевс жестоко карал, когда речь шла о том, чтобы сделать людей «более умеренными и мудрыми»!

Loading...Loading...